Синдром отличника как исправить

Синдром отличника

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Общие сведения

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Синдром отличника

Синдром отличника

Причины

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Патогенез

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок приносил со школы только отличные оценки. Но мало кто задумывается, что легко дающаяся учеба и насильное стремление учиться хорошо — разные понятия. Синдром отличника у ребенка — психологический личностный комплекс, проявляющийся навязчивым стремлением добиваться самых высоких уровней в учебе, постоянно получать учительскую и родительскую похвалу. Когда человек становится взрослым, это выливается в семейно-бытовые и профессиональные трудности, связанные со стремлением к недостижимому идеалу.

Что такое синдром отличника и его признаки

Это неофициальное понятие, не встречающееся во врачебной и психологической литературе. Таким термином называют поведение ребенка, стремящегося постоянно достигать наивысших результатов во всем, за что берется. То есть это вид перфекционизма, проявляющийся в нетерпимости к невысоким и умеренным достижениям. При синдроме отличника школьник фактически «заедает» сам себя: рыдает из-за единственной четверки в четверти, несколько раз перепроверяет домашнюю работу, страшно переживает, если не получит очередной диплом или похвальный лист.

Синдром проявляется в поведении ярко, вот его ключевые симптомы:

  • безумная тревожность из-за учительского отношения и выставляемых оценок;
  • трагическое восприятие малейшей ошибки или неуспеха;
  • крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики;
  • страх перед принятием решений из-за вероятности ошибиться;
  • стремление идеально выполнять домашние задания и сильные переживания, если это не получается;
  • крайне критическое и уничижительное отношение к себе, принижение собственных достижений;
  • высокая требовательность к окружающим, насмешливость и злорадство при выявлении чужих ошибок и недочетов.

Чаще всего синдром проявляется именно в плане учебы, но не только. Также это может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности. Ребенок с синдромом отличника непременно должен получать первые места на соревнованиях и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или выдавать шедевры изобразительного искусства. Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что школьнику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то все — рыдания, истерики, депрессивные настроения гарантированы.

Причины синдрома отличника

Как любое личностное расстройство, синдром отличника у ребенка появляется не просто так, а является следствием внешних негативных воздействий со стороны родителей или школы.

Девочка подросток

Вот ключевые причины развития синдрома у школьника:

  1. Завышенные требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справляться с учебной нагрузкой, какой-то предмет может даваться ему нелегко. А учитель, вместо того чтобы поддержать ученика, давит на него, критикует за слабую успеваемость, запугивает непрохождением экзаменов и непоступлением в университет. Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок. Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости.
  2. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки. Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни.
  3. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли.

Почему детский перфекционизм — опасное явление

В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере.

Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость.

Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку.

Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку.

Девочки

Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым.

Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей.

Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин.

Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий.

Диагностика синдрома отличника

Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться.

Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности.

Для установления диагноза применяются такие методы исследования:

  1. Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами.
  2. Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента.
  3. Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения. Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества.

Как преодолеть синдром отличника

Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку. Вместо подстегивания в гонке за отметками пообщайтесь с ребенком о приятном, спросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите вместе заняться каким-либо делом, придумать хобби. Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс.

Мальчик

Нельзя зацикливаться на отметках. Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху.

Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях.

Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения.

Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед. Ребенок должен понять, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так. Что родители не откажутся от него, не станут меньше ценить и заботиться, если в дневнике появится минус. Ошибок не нужно бояться, это не трагедия, а обычная часть жизни. Многие взрослые люди живут, как белка в колесе, потому что в детские годы у них закрепилось представление: ты только тогда любим и нужен, когда идеален. Разговаривайте с ребенком, убеждайте в своей любви, поддерживайте в учебе.

Самое сложное — научить ребенка с синдромом отличника позитивно воспринимать чужие успехи. Школьник с таким синдромом обычно болезненно воспринимает достижения сверстников, но не из-за зависти, а потому что это означает, что кто-то его превзошел, опустил его на нижнюю ступень. Важно внушить ребенку: если он не первый, это не значит, что он плох и никчемен.

Рекомендации для взрослых

Если перфекционизм мучает во взрослой жизни, то нужно срочно от него избавляться, иначе постоянный стресс приведет к ухудшению здоровья и психоэмоциональному выгоранию. Особенно подвержены синдрому отличницы женщины среднего возраста, податливые чужому мнению, стремящиеся в глазах окружающих быть идеальными женами, мамами, хозяйками, да еще успевать ходить на работу.

Чтобы избавиться от перфекционистских мыслей, есть хороший психологический прием. Зафиксируйте подобную мысль в голове, как только она возникнет. Затем задайте себе вопрос, если вы сделаете то, что задумали, насколько это будет для вас полезным и важным. Подумайте, будут ли негативные последствия, если вы поступите иначе.

Если мысль навела на негативные выводы, оборвите ее. Для этого либо резко переключитесь на приятные и позитивные размышления, либо четко и развернуто произнесите загаданное вслух, а в конце фразы проговорите «нет». Проанализируйте негативную мысль. Подумайте, можно ли преобразовать ее в положительную, правильную, полезную.

Например, если перерабатываете, задерживаетесь постоянно на рабочем месте, то произнесите примерно следующее: «Пора остановиться и оценить качество выполненной работы. То, что сделано, получилось хорошо. Нет надобности в том, чтобы делать еще что-то. Пора отдохнуть. Без отдыха моя работа не станет качественнее, зато переутомление негативно скажется на здоровье. Если я не буду отдыхать, состояние здоровья станет неподходящим, чтобы продуктивно работать».

Подростки

Есть еще один опасный нюанс. Зачастую перфекционист думает, что если какой-то кусок работы не выполнит именно он, то другие работники сделают все плохо. Человек с синдромом отличника полагает, что только он в коллективе может выполнить работу лучше остальных, а значит, пора браться за дело. Чтобы остановить такие порывы, задайте себе несколько вопросов: «Что произойдет, если позволить другим работникам выполнить мою работу?», «Каков будет результат, если не проверять выполненное другими задание?», «Что станет, если коллеги сделают дело по своему усмотрению?», «Какой будет результат, если потратить на выполнение задания не полдня, а только час?».

Как родителю не допустить усугубление синдрома отличника у ребенка

Как только родитель заметил синдром отличника у ребенка, он должен действовать незамедлительно. Вот какие шаги нужно предпринять:

  • поменьше обращать внимания на приносимые из школы оценки;
  • предъявлять к ребенку посильные для него требования;
  • постоянно демонстрировать ребенку любовь вне зависимости от ситуаций и достижений;
  • предлагать совместный отдых, приятное времяпровождение, позволяющее отвлечься от утомительной учебы;
  • прощать детские ошибки и глупости;
  • не подавлять ребенка своими мнениями, а прислушиваться к нему, учитывать его желания;
  • в разговорах избегать сравнительных и уничижительных фраз, например, «Разве воспитанные дети так себя ведут?» или «Как же ты мне надоел!».

Синдром отличника не разовьется, если ребенок отринет вымышленное идеальное «Я», примет себя реального, если поймет, что в ошибках нет ничего страшного и ненормального. Чем искреннее, непосредственнее, свободнее будет вести себя родитель, тем реже школьник будет стремиться к идеализации себя.   

Желание делать все идеально – распространённая проблема. Как избавиться от синдрома отличника? Ведь с ним сталкиваются не только люди, которые учатся на пятёрки. В статье я разберу подробнее эту тему и дам несколько полезных советов для тех, кто борется с синдромом отличника. 

В этой статье:

Что такое синдром отличникаОсобенности людей с синдромом отличникаПочему люди страдают от синдрома отличникаКак бороться с синдромом отличника: 10 советовЧек-лист для тех, кто хочет избавиться от синдрома отличника

синдром отличницы

Что такое синдром отличника

Это желание делать все идеально и получать положительную оценку окружающих. 

Чаще всего с таким синдромом сталкиваются те люди, которые в школе были отличниками и привыкли делать все лучше других.

Особенности людей с синдромом отличника

Отличительных черт у людей с синдромом отличника несколько:

  1. Такие люди всегда очень ответственные, их пугает лишь мысль о том, что кто-то усомнится в этом.
  2. Они не привыкли у неудачам, болезненно на них реагируют.
  3. Считают, что все должно быть выполнено идеально, зависимы от мнения окружающих.
  4. Они тревожны и любят, чтобы их хвалили.

Помните: какие-то пункты могут не совпадать и быть не у каждого человека, который борется с синдромом отличника.

Почему люди страдают от синдрома отличника

Зачастую синдром отличника возникает из-за гиперответственных и тревожных родителей, которые любят контролировать все. В младших классах они всегда делали домашнее задание со своими детьми, чтобы те идеально его выполнили и не совершили ошибку.

Синдром отличника также часто возникает из-за постоянных сравнений с окружающими, потому что у ребенка возникает желание выделиться и быть лучше. 

Как бороться с синдромом отличника: 10 советов

На это понадобится много времени, и после прочтения книги (их очень много – вот только один пример) или просмотра лекции на эту тему ситуация особо не изменится. Важно применять советы на практике и работать над собой. В ситуации с синдромом отличника все зависит от вас. 

1. Начните с самооценки

Зачастую люди с синдромом отличника не любят себя, ведь они ставят мнение других на первое место. Примите себя и свои недостатки и поймите, что имеете право на ошибки. 

2. Перестаньте думать о том, что скажут другие

Людей с синдромом отличницы интересует положительная оценка от окружающих, а значит нужно бороться с зависимостью от чужого мнения. 

Помните, что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или успеха в жизни.

Кстати, на тему мнения окружающих у меня была статья:

3. Начните правильно расставлять приоритеты

Если вас интересует лишь результат (например, положительная оценка) и одобрение окружающих, то стоит задуматься, что для вас важнее. Если от учёбы и получения знаний вы не испытываете удовольствия, то зачем вам это? Не будете ли вы потом жалеть, что прожили жизнь зря? 

4. Не сравнивайте себя с другими

Как я писала раньше, зачастую желание сделать все идеально возникает из-за соперничества, которое никогда ни к чему хорошему не приводит. Вы будете достигать желаемого результата не потому, что вы захотели этого, а из-за желания победить конкурента. 

5. Поймите, что вас любят не за достижения

Часто людям с синдром отличницы может казаться, что их любят только за достижения, но это не так. Близкие люди – например, друзья и семья, – рады тому, что вы просто есть. И несмотря на недостатки, такое окружение примет вас любым.  

6. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни

Вы ошибочно думаете, что чем больше времени вы посвящаете учёбе, тем лучше. Пользуйтесь законом Парето (принцип 80/20). Это закономерность, которая говорит о том, что 20% усилий даёт 80% результата и наоборот (80% усилий даёт 20% результата). О чем это говорит?

Было ли у вас такое, что вы, например, всю ночь готовились к важной контрольной, выучили весь материал, а затем получили неудовлетворительную оценку? Возможно, в тот момент вы сказали, что это закон подлости. Но вовсе нет – просто сработал закон Парето. Потратили много сил и времени, а к хорошему результату это не привело.

Это правило применимо почти во всех сферах жизни. Если вы пытаетесь делать что-то идеально всегда, то вряд ли это приведёт к желаемому результату. 

7. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи

Это один из самых важных пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи. Делайте выводы из ситуаций, которых вы бы хотели избежать в будущем. Каждая неудача – это опыт, и он поможет вам в следующий раз, потому что, скорее всего, вы не совершите ту же ошибку и быстро разберётесь с ситуацией. 

8. Поймите, чего хотите вы сами

Люди с синдром отличника часто не умеют слушать себя и понимать, чего хотят от жизни они сами. Задумайтесь о том, чем вы занимаетесь сейчас. Вы сами этого хотите? Или это цели, навязанные другими? Интересы должны вас вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы вы эту вещь, если она бы не была так популярна? То же самое и с целями, которые часто бывают навязаны окружающими. 

9. Полюбите процесс

Людям с синдромом отличника важнее результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие. Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его достижению? 

10. Научитесь доверять другим

Недоверие к другим присутствует не у каждого человека с синдром отличника, но встречается тоже часто. Такие люди боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют работать в группе и многое другое. Например, во время выполнения совместного проекта кто-то не сделает все так, как вы хотели, и вас это может разозлить. А почему бы не научиться принимать недостатки других? 

Чек-лист для тех, кто хочет избавиться от синдрома отличника

Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил и времени, но надеюсь, что с помощью этой статьи вы стали ближе к цели. Для удобства подготовила вам подборку главных мыслей статьи:

  1. Синдром отличника – это желание делать все идеально и получать положительную оценку от окружающих.  
  2. Зачастую синдром отличника появляется из-за контроля родителей или желания быть лучше, чтобы заслужить их внимание. 
  3. Полюбите себя. 
  4. Перестаньте думать о том, что скажут другие.  
  5. Начните правильно расставлять приоритеты.  
  6. Не сравнивайте себя с другими.  
  7. Поймите, что вас любят не за достижения.  
  8. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни.
  9. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи. 
  10. Поймите, чего хотите вы сами. 
  11. Полюбите процесс. 
  12. Научитесь доверять другим. 

Понравилась моя статья? Тогда почитайте еще одну – о том, как подростку достигать целей.

Человек с синдромом отличника всегда пытается соответствовать ожиданиям других людей. Его мысли сконцентрированы вокруг того, что о нем думают окружающие, одобряют ли его действия. Это крайне мучительно — пытаться заслужить похвалу, каждый поступок переосмысливать с позиции другого человека.

Что такое комплекс отличника

Давайте сразу проведем условную границу между понятиями синдрома отличника и перфекционизма. Потому что многие их путают. Если в двух словах, то перфекционист — это человек, который стремится к совершенству ради самого совершенства. Ему все равно, что об этом думают другие. Надо выложить футболки по цвету — выложит. Надо выходить из дома ровно в 8:13, будет выходить. Независимо от того, узнает ли об этом кто-то, оценит ли его старания, похвалит ли… 

Признаки синдрома отличника

Проявляется комплекс отличника в виде неправильной расстановки приоритетов. На первый план выходят не знания, умения, личностные качества и нравственность, а положительная оценка от окружения.

Я питаюсь правильно не для того, чтобы быть здоровой, а чтобы меня похвалил муж.

Я поехал в дорогостоящий отпуск не потому, что хочу отдохнуть в классной стране, а чтобы показать друзьям, как хорошо я зарабатываю. 

Я посещаю курсы английского, чтобы мама мной гордилась. 

Комплекс отличницы провоцирует сильную эмоциональную реакцию на результат, который не оправдал ожиданий. То есть мы видим еще и повышенную чувствительность к критике. Таким людям нельзя ничего говорить, кроме комплиментов. Иначе автор критики превратится в злейшего врага. 

Нет адекватного отношения к неудачам — даже мелкая оплошность может вызвать болезненные душевные переживания. А какой-то крупный провал вгоняет в депрессию. 

Ну и низкая самооценка — как базовое условие для формирования синдрома отличника. Не может человек, который адекватно оценивает себя, быть болезненно зависим от мнения других людей. Это взаимоисключающие понятия.

Дебют синдрома

Формируется синдром отличника в детстве — ближе к школьному возрасту. Наверное, именно поэтому ему дали такое название. 

У детей начиная с 6-7 лет учеба становится главным видом деятельности и, соответственно, самореализации. Все успехи, достижения и поводы для гордости так или иначе ассоциированы со школой и другими видами обучения (спорт, кружки). 

Школьная система предполагает оценивание, а также одобрение со стороны педагогов. Соответственно, внешний фактор оценки результата действий в школе преобладает: получил «отлично» — молодец. Однако далеко не у всех детей развивается синдром отличника. Почему?

Согласно исследованиям, для этого должны быть предпосылки — особенности характера ребенка и даже пол. Как правило, этот синдром характерен девочкам. А в плане личностных качеств должны присутствовать:

  • аккуратность;
  • настойчивость;
  • эмоциональная привязанность к родителям;
  • послушание.

Ведущий тренд синдрома отличника — ориентация на положительную оценку от общества, а не на цель действий. Эти люди — «похвальные маньяки». Они зависимы от чужого одобрения. 

Как формируется синдром отличника в семье

Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов. Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно:

  • Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки.
  • Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов.
  • Дефицит внимания. Чтобы компенсировать недостаток времени, проведенного с ребенком, родители поощряют его излишней похвалой, подарками, поблажками. А он, в свою очередь, измеряет родительскую любовь «подношениями». Такие отношения в семье нельзя назвать психологически здоровыми не только в плане риска развития синдрома отличника, но и в других смыслах.
     
  • Заниженная самооценка. Прилежностью и хорошей учебой ребенок старается компенсировать свою неуверенность в себе и обилие комплексов, психологических барьеров. Родители же слепы к истинным проблемам своего дитя: учится хорошо, значит, всё с ним нормально. 
  • Любовь нужно заслужить. Это одна из самых серьезных ошибок, которой родители пресекают выстраивание близких и доверительных отношений с детьми. В нормальной ситуации родительская любовь безусловна. И ребенок должен знать это.
  • Строгое воспитание. А точнее — перебор с наказаниями за ошибки/оплошности/плохие поступки. Мало того, что ребенок, который боится ошибиться, со временем может превратиться в зашуганного и апатичного взрослого. Так еще и будет болезненно реагировать на критику, потому что подсознательно всегда ожидает родительского «ремня». 

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Может казаться, что быть отличником — большая удача и подспорье для блестящей карьеры. В действительности желание все делать на пятерку может работать против вас.

Ольга Горюшкина, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое синдром отличника

Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. Однако в профессиональной психологической литературе такого термина нет, а проявление этого синдрома относят к перфекционизму. Это явление связано со стремлением получить одобрение окружающих.

Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. В моей практике уже взрослые клиенты часто рассказывают о различных ситуациях, когда кто-то оценивал их работу, и о том, насколько сильные они испытывали эмоции — злость, гнев, ощущение беспомощности и потерянности, если то, что они сделали, не было оценено на отлично. Если они получали «четыре», у них внутри рушился мир, хотя внешне они могли демонстрировать спокойствие.

Сила эмоций и переживаний в такие моменты доставляет дискомфорт. Для того, чтобы с ними справиться, требуются большие внутренние ресурсы. И именно такие ситуации часто становятся поводом для того, чтобы пересмотреть свое отношение к мышлению и поведению отличника.

Признаки и симптомы синдрома отличника:

  • чрезмерная зависимость от оценки окружающих;
  • преувеличение последствий от сделанной ошибки;
  • стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет объективной нужды;
  • гиперответственность;
  • чувствительность к успехам других (достижения других воспринимаются как собственный провал);
  • страх неудачи внутри мешает оценить собственные ресурсы, с помощью которых можно справиться со сложной ситуацией;
  • неумение радоваться своим победам, получать от них удовольствие;
  • учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания.

Откуда берется синдром отличника

Когда мы познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку. В детстве нас учат правильно говорить, одеваться, держать вилку, мыть руки после прогулки и перед едой. Через корректировку мы усваиваем то, что может нам понадобиться в более взрослой жизни. В школе ребенок становится уже более самостоятельным, но оценивание, исправление, поощрение продолжают его сопровождать — теперь как инструменты системы образования. Здорово, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная любовь, поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет то, что для него важно и интересно, не обращая внимания на правила. Иногда родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или ограниченности внутреннего ресурса, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил», например принес пятерку. То есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать.

До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом.

Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей.

Фото: Shutterstock

Чем синдром отличника отличается от перфекционизма

Перфекционизм — сложный и многоплановый концепт. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма.

Гордон Флейт и Пол Хьюитт в исследовании 2002 года выделили три типа перфекционизма:

  • ориентированный на себя;
  • ориентированный на других;
  • социально предписанный.

Ориентированный на себя перфекционизм — это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые планки. Например, всегда выполнять задачи максимально хорошо и не допускать ошибок.

Перфекционизм, ориентированный на других, — это тенденция требовать от окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам. Таким людям сложно делегировать задачи, потому что они считают, что другие не выполнят работу достаточно хорошо.

Социально предписанный перфекционизм — это тенденция думать, что другие ожидают от тебя невозможного, и чтобы получить от них одобрение, нужно соответствовать высочайшим требованиям.

Синдром отличника представляет собой некую смесь разных типов перфекционизма: это форма перфекционизма, где есть высокие требования, предъявляемые к себе (а зачастую и к окружающим), и убеждение в том, что похвалу можно получить, только выполняя установленные стандарты.

Чем же стремление хорошо выполнять свою работу отличается от установки человека с синдромом отличника? Стремление достичь определенных целей совершенно понятно и нормально:

  • спортсмены ставят перед собой высокие планки, чтобы выиграть соревнования;
  • молодой амбициозный выпускник ставит перед собой карьерные цели, чтобы через какое-то время занять желаемую должность;
  • предприниматель также фиксирует для себя определенные показатели, которых хочет достичь.

Исследователи проводят черту там, где стандарты превышают грани разумного и по иерархии становятся выше целей, а стремление достичь этих невозможных целей определяют собственную значимость и самооценку.

Фото: Shutterstock

Как исследовать свои стандарты

1. Напишите на листе бумаги основные сферы вашей жизни. Если вам знакома методика «Колесо баланса» из коучинга, названия сфер можно взять оттуда либо написать свои. Например:

  • работа/бизнес,
  • отношения,
  • финансы,
  • здоровье,
  • внешность,
  • дети,
  • отдых,
  • обучение,
  • большие цели.

2. По каждому пункту ответьте на следующие вопросы:

  • Что я должен делать в этой сфере на пятерку?
  • Какие бонусы у меня будут, если я буду так делать?
  • Что я теряю, если я не буду делать это на пятерку?
  • Когда я последний раз делал это не на пятерку, а на тройку?
  • Что я себе сказал после этого «нарушения», какие сделал выводы?

Для примера возьмем сферу «Бизнес»:

  • Что я должен делать на пятерку? — Все, весь результат зависит от меня.
  • Какие бонусы у меня будут, если я так буду делать? — Доход.
  • Какие потери у меня будут, если я не буду делать на пятерку? — Не заработаю деньги, не на что будет кормить детей, оплачивать им обучение, не поедем в отпуск.
  • Когда я последний раз делал это не на пятерку, а на тройку? — В прошлом месяце не проконтролировал одного сотрудника и мы понесли дополнительные расходы.
  • Что я себе сказал после этого «нарушения»? — Поставил себе задачу внимательнее проверять договоры по определенным направлениям.

3. Оцените каждую сферу жизни по следующим критериям:

  • Жесткость стандарта — делать все определенным образом и никак иначе, не допускать вариаций.
  • Ориентация на отличное или сверхотличное выполнение.
  • Ожидание внешней похвалы.

Опираясь на информацию из пункта 3, оцените общую степень развитости у вас синдрома отличника по шкале от 1 до 100%. При оценке важны ваши ощущения, насколько вы чувствуете, что он у вас есть, а также факты из таблицы, которые или поддержат ваши ощущения, или покажут, что где-то эмоциональная оценка отличается от реального положения дел. Это упражнение поможет определить установки, которые создают сложности.

Синдром отличника — это привычка мышления и поведения, которая доставляет дискомфорт, но оказывается сильнее вас.

В психологии часто используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции, действия. Случается, что один из пассажиров начинает громко кричать, что-то требовать, отвлекать, мешать, но до тех пор, пока вы за рулем, — все хорошо. Как только вы уступаете руль пассажиру или начинаете рулить под его влиянием — это признак того, что вам нужна помощь.

Как избавиться от синдрома отличника

Прежде чем перейти к возможному плану работы, стоит иметь в виду: работать над изменением мышления и поведения мы начинаем тогда, когда ощущаем, что мы «не за рулем автобуса» и есть что-то, что на нас давит, управляет нами, причиняет нам дискомфорт.

Если вы, управляя своим автобусом, вдруг видите водителя другого автобуса (вашего партнера, близкого, коллегу или друга), которому дискомфортно, вы можете сказать ему о ваших переживаниях, но решение об изменениях и работе над своим состоянием принимает он. Если ему при этом комфортно (такое тоже может быть), а вам — дискомфортно, то стоит подумать о том, что происходит с вами в этот момент: какие чувства, мысли, желания появляются и откуда возникает это желание помочь без запроса. В этом тоже может помочь психолог.

Итак, вы поняли, что синдром отличника — это про вас: есть конкретные ситуации, где он проявляется, и может быть, у вас есть понимание, где он берет начало. Что можно сделать дальше?

1. Зафиксируйте мотивацию

Обратите внимание, что изменение текущих привычек принесет плюсы в долгосрочной перспективе, но в краткосрочной может обернуться определенными потерями: вы можете лишиться тех эмоциональных бонусов, которые позволили синдрому отличника закрепиться и развиться. Например, может появиться раздражение, могут возникать мысли вроде: «Я слабак, что не делаю все идеально, хотя могу». Зато в долгосрочной перспективе можно научиться выполнять рабочие задачи с разной степенью включенности, оптимальнее использовать свои ресурсы (иногда и не нужно что-то делать идеально!), и в итоге это позволит продвинуться по карьерной лестнице, а также больше времени посвящать семье и хобби.

Стратегия — сократить проявление синдрома отличника, перечислив на бумаге или в файле свои краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, когда в ней будет меньше синдрома отличника.

Представьте:

  • Каким вы будете?
  • Какие у вас будут цели и мечты?
  • Что для вас будет важно в жизни?
  • Какие ценности будет легко проявлять?
  • Какими будут отношения с близкими и друзьями?
  • Как это отразится на карьере?

2. Определите области в жизни, в которых вы хотели бы снизить свои стандарты

Это позволит сфокусировать усилия и оптимально использовать свои силы.

3. Понаблюдайте за своими мыслями

Стандарты большинства людей не универсальны, и важно заметить именно ваши субъективные причины, которые толкают вас к стремлению выполнить все идеально и получить внешнюю похвалу.

Записи можно вести в следующем формате:

  • дата/время;
  • ситуация (кратко);
  • мои первые мысли;
  • мои эмоции;
  • мои действия.

Например:

  • Дата/время: 1 ноября, 12:40.
  • Ситуация: я сижу на работе и проверяю почту — новых писем нет.
  • Первая мысль: «Наверное, я сделала ошибку в отчете, если руководитель пока не ответил».
  • Эмоции: тревога.
  • Действия: начинаю проверять почту каждые пять минут, чтобы увидеть ответ и успокоиться.

4. Проведите «мозговой штурм»

Проведите «мозговой штурм» с повторяющимися мыслями из предыдущего шага.

Ответьте на вопросы:

  • Какие аргументы подтверждают мою изначальную мысль?
  • Есть ли альтернативная или противоположная точка зрения?
  • Какие аргументы говорят в пользу этой альтернативы?
  • Какой может быть обновленная, более реалистичная точка зрения?
  • Какие аргументы за нее?
  • Когда я произношу эту мысль, какие у меня возникают эмоции?

Например:

  • Аргументы за изначальную мысль: никаких, мне просто так кажется.
  • Альтернативная точка зрения: у руководителя могут быть совещания все утро, и он еще даже не открывал отчет.
  • Аргументы за альтернативную точку зрения: сегодня понедельник, утро понедельника всегда перегружено делами.
  • Моя обновленная точка зрения: если в отчете будут ошибки, мне об этом скажут, а пока я могу заняться другими делами.
  • Аргументы: это хорошая идея, потому что завтра встреча с клиентами, нужно сделать презентацию — лучше переключиться на эту задачу.
  • Новая мысль и новые ощущения: эта другая задача более творческая, она принесет мне удовлетворение от того, что я продуктивно использую свои ресурсы.

5. Планируйте и проводите поведенческие эксперименты

Отличники регулярно тренируют себя на избегание другого поведения: я делаю только так и не иначе. И это все сильнее закрепляет нас в рамках привычных действий. Чтобы выйти из шаблонов, нужно на практике убедиться в том, что существуют другие ресурсы справиться с изменившейся стратегией поведения.

Отличный способ проверки реалистичности своих страхов — конфронтация.

Прежде чем приступать к эксперименту, составьте таблицу из трех столбцов:

  • действие «отличника»;
  • контрдействие;
  • уровень страха перед контрдействием по шкале от 0 до 100%.

Например:

  • Действие «отличника» — потратить вечер воскресенья на подготовку отчета.
  • Контрдействие — попросить подрядчика перенести срок.
  • Уровень страха перед контрдействием — 70%.

Пусть в вашей таблице будет минимум десяток страхов разного уровня. Количество в этом эксперименте нужно для того, чтобы двигаться поэтапно. Важно выдержать основное правило изменения — постепенность. Если в списке окажется только два-три страха, постепенно идти не получится — высока вероятность ретравматизации и исходный паттерн поведения может закрепиться еще прочнее.

Выберите самый легкий эксперимент — тот, которого вы боитесь меньше всего, — и проделайте его в своей голове. Запоминайте свои мысли, эмоции и ощущения, фиксируйте выводы. Вы можете чувствовать дискомфорт или тревогу, но это нормально — это просто индикатор того, что вы работаете над изменением старых привычек. Важно фокусироваться на том, что вы вполне можете справиться с дискомфортом. Если повторить эксперимент пару раз, уровень дискомфорта начнет снижаться.

После эксперимента в воображении его нужно провести в реальной жизни. Также замечая и фиксируя то, что с вами происходит.

Будьте внимательны и терпеливы к себе. Не нужно планировать несколько поведенческих экспериментов разной сложности в один день. Прошлые привычки вырабатывались годами, поэтому и на их изменение потребуется время.

Гораздо важнее скорости ваша приверженность изменениям и последовательные действия в течение длительного периода. Цель — довести новые привычки до автоматизма, требующего минимальных внутренних ресурсов.

Если на пути движения у вас будут возникать сомнения, обратитесь к вашей мотивации (вспоминаем шаг 1). Если этого будет недостаточно, обратитесь за помощью специалиста. Иногда нам нужен другой, чтобы увидеть то, что наш мозг не замечает и пропускает.

6. Давайте место и пространство старым привычкам

Позволяйте себе иногда использовать старые стандарты — во благо вашим целям. Например, вашему ребенку скоро исполнится пять лет — первый юбилей. Позвольте себе сделать все идеально — как отличник!

Когда мы стараемся на пятерку избавиться от старых привычек, то фактически не меняем свое мышление, продолжая думать в черно-белом формате. Когда мы позволяем себе быть гибкими и использовать привычки для достижения целей, то формируем навык выбора стратегий поведения. Кроме того, какая-то часть внутри нас получает подкрепление и старые «плюшки», но разница в том, что теперь мы сами устанавливаем границы идеальности.

В завершение мне хочется вспомнить работу Михай Чикссентмихаайи «Поток. Психология оптимального переживания». Автор вместе с коллегами описал определенные действия, которые помогают нам входить в состояние потока — когда мы открыты новым возможностям, нам интересно наше будущее, мы хорошо относимся к себе и к окружающим, мы с оптимизмом оцениваем свои ресурсы. Такое состояние возможно только тогда, когда мы гибко реагируем на то, что происходит в жизни. Стандарты, которые мы упорно соблюдаем несмотря ни на что, мешают потоку.

Кроме того, мы тоже меняемся, а значит, регулярный пересмотр внутренних стратегий — залог нашего развития. Если вы чувствуете, что это сложно сделать самостоятельно, вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту.

Книги по теме:

  • Мартин Энтрони, Ричард Свинсон, «Не пытайтесь сделать все идеально»;
  • Энн Мари Добош, рабочая тетрадь «Перфекционизм. Упражнения для снижения тревоги и достижения результата»;
  • Шерон Мартин, «Перфекционизм. Когнитивно-поведенческий подход. Пошаговое руководство».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бесов нос петроглифы как найти
  • Как найти редкий товар
  • Как найти nok nod
  • Как найти угол в треугольнике по клеткам
  • Как найти нужную музыку в инстаграмме