Системы счисления как найти следующее число

Информатика 5 — 9 классы Иван Иван
11.20.18

Решено

Системы счисления. Как найти следующее число?

344₅  + 1 = 400₅ В пятиричной системе 4 - старшая цифра, после добавления +1

171

ОТВЕТЫ

344₅  + 1 = 400₅
В пятиричной системе 4 — старшая цифра, после добавления +1 следует сброс разряда в 0 перенос +1 в старший разряд.

260

Отв. дан
2018-11-22 07:29:38
Ishnlak

Для написания вопросов и ответов необходимо зарегистрироваться на сайте

Другие вопросы в разделе — Информатика

Dagdage

Dagdage

Информатика алгоритмы 7 класс
1 и 2 задание …

2018-11-20 10:19:24

Арсений

Арсений

Подскажите пожалуйста с информатикой
Срочно …

2018-11-20 10:19:16

Bakasavna

Bakasavna

……..,,…..Подскажите……… …

2018-11-20 10:18:16

Vasy

Vasy

44 балла даю, помогите пожалуйста 1)Приведите блок-схему цикла с …

2018-11-20 10:18:07

heryem117

heryem117

Вопрос по информатике:

Системы счисления. Как найти следующее число?

Изображение к вопросу

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

kermusthate

kermusthate

344₅  + 1 = 400₅
В пятиричной системе 4 — старшая цифра, после добавления +1 следует сброс разряда в 0 перенос +1 в старший разряд.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Информатика.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Информатика — наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

номер 1

1112221

номер 2

11-7   4

4-2  2

2+2  4

4+6  10

10-2  8

8+5  13

13-8  5

ответ 5

Нет, так как это что то лучше чем программа ос это отдельная система отвечающая на отдельные микротомы и определенная программа готовить

Нужно начертить таблицу и заполнять ее, выполняя указанные в программе действия. Делаем это до тех пор, пока в ячейке «а» не окажется число больше или равно 37. То, что будет в s записываем в ответ

s   a
0   6
3   8
6   10
9   12
12 14
15 16
18 18
21 20
24 22
27 24
30 26
33 28
36 30
39 32
42 34
45 36
48 38   Стоп 
Вот так получается ответ 48

Шаг алгоритма — единичная операция, совершаемая в процессе исполнения алгоритма.

105,5=64+32+8+1+1/2=2**6+2**5+2**3+2**0+2**(-1)

Теперь посмотрим. какие степени 2 есть в нашем разложении. Это -1, 0, 3, 5, 6 — степень. Значит у двоичного числа на месте этих разрядов надо поставить 1. Остальные разряды двоичного числа — нули. Получаем:

 Степени двойки:      -1      0      1      2      3      4      5      6
Двоичные разряды:  1      1       0      0      1      0      1      1

Это получилось двоичное число: 11001011

Содержание

 

Введение

История происхождения
систем счисления

Основные позиционные
системы счисления

Перевод чисел из одной
системы счисления в другую

Алгоритм перевода
целого числа из десятичной системы счисления — в двоичную, восьмеричную или
шестнадцатеричную.

Алгоритм перевода
правильной дроби из десятичной системы счисления — в двоичную, восьмеричную или
шестнадцатеричную.

Алгоритм перевода
обычной дроби из десятичной системы счисления — в двоичную, восьмеричную или
шестнадцатеричную.

Алгоритм перевода чисел
из любой системы счисления в десятичную систему.

Арифметические действия
с числами в различных системах счисления

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

Практикум

Перевод чисел из одной
системы счисления в другую

Задания на
арифметические действия

Текстовые задания

Задание на координатной
плоскости

Комплексные
самостоятельные работы – 1 комплект

Комплексные
самостоятельные работы – 2 комплект

Решения

Перевод чисел из одной
системы в другую

Задания на
арифметические действия

Задание на координатной
плоскости

Комплексные
самостоятельные работы – 1 комплект

Комплексные
самостоятельные работы – 2 комплект

Список использованных
источников


Введение

В школьном курсе информатики и математики, к
сожалению, теме «Системы счисления» уделяется совсем немного времени. Хотя она
является одной из базовых для изучения способов и методов хранения информации в
компьютере. И на ДПА практически в каждом билете есть задание по этой теме.
Поэтому основная цель данной работы и заключается в том, чтобы помочь учителям
и учащимся разобраться в этой теме более подробно и иметь возможность более
качественно подготовиться к ДПА.

«Все есть число», — говорили пифагорийцы,
подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. Известно
множество способов представления чисел. В любом случае число изображается
символом или группой символов (словом) некоторого алфавита. Такие символы
обычно называют цифрами. Для представления чисел используются непозиционные и
позиционные системы счисления.

Основное отличие этих систем счис­ления заключается в
том, что
в позиционных системах счисления одна и та же цифра в
записи числа имеет различные значения в
зависимости от того места (разряда), где она расположена.
А в непозиционных системах счис­ления значение цифры не зависит от ее
местоположения в записи числа.

В данном пособии мы не будем с вами сильно
углубляться в историю происхождения систем счисления, а больше займемся
практической частью данной темы, т. е. тем, что будет необходимо для решения
задач по системам счисления.

История происхождения систем счисления

В древние времена, когда люди начали считать,
появилась потребность в записи чисел. Первоначально количество предметов
отображали равным количеством каких-нибудь значков: насечек, черточек, точек.

Изучение археологами «записок» времен
палеолита на кости, камне, дереве показало, что люди стремились группировать
отметки по 3, 5, 7, 10 штук. Такая группировка облегчала счет. Люди учились
считать не только единицами, но и тройками, пятерками и пр. Поскольку первым
вычислительным инструментом у человека были пальцы, поэтому и счет чаще всего
вели группами по 5 или 10 предметов.

В дальнейшем свое название получили десяток десятков
(сотня), десяток сотен (тысяча) и так далее. Такие узловые числа для удобства
записи стали обозначать особыми знаками — цифрами. Если при счете предметов их
оказывалось 2 сотни, 5 десятков и еще 4 предмета, то при записи этой величины
дважды повторяли знак сотни, пять раз — знак десятков и четыре раза знак единицы.
В таких системах счисления от положения знака в записи числа не зависит
величина, которую он обозначает; поэтому они называются непозиционными
системами счисления. Непозиционными системами пользовались древние египтяне,
греки, римляне и некоторые другие народы древности.

До нас дошла римская система записи чисел (римские
цифры). Первые двенадцать натуральных чисел в римской системе записываются так:
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII.

Примеры записи чисел XXVIII – 28, MCMXXXV – 1935. С
этими числами очень трудно производить арифметические действия. По этой причине
в настоящее время римская система счисления используется там, где это
действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов
(серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях – на циферблате
часов, в ряде других случаев.

На Руси вплоть до XVIII века использовалась
непозиционная система славянских цифр. Буквы кириллицы (славянского алфавита)
имели цифровое значение, если над ними ставился специальный знак ~ титло.
Например:  — 1,  — 4,  — 100. Интересно, что существовали обозначения
очень больших величин. Самая большая величина называлась «колода» и
обозначалась знаком . Это
число равно 105. Считалось, что «боле сего несть человеческому
уму разумевати».

Непозиционные системы счисления были более или менее
пригодны для выполнения сложения и вычитания, но совсем не удобны при умножении
и делении.

Впервые идея позиционной системы счисления возникла в
древнем Вавилоне.

Система счисления, применяемая в современной
математике, является позиционной десятичной системой. Ее основание равно
десяти, так как запись любых чисел производится с помощью десяти цифр:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Хотя десятичную систему принято называть арабской, но
зародилась она в Индии, в V веке. В Европе об этой системе узнали в XII веке из
арабских научных трактатов, которые были переведены на латынь. Этим и
объясняется название «арабской цифры». Однако широкое распространение
в науке и в обиходе десятичная позиционная система получила только в XVI веке.
Эта система позволяет легко выполнять любые арифметические вычисления,
записывать числа любой величины. Распространение арабской системы дало мощный
толчок развитию математики.

Очевидно, что число «десять» — не
единственное возможное основание позиционной системы. Известный русский
математик Н.Н.Лузин так выразился по этому поводу: «Преимущества
десятичной системы не математические, а зоологические. Если бы у нас на руках
было не десять пальцев, а восемь, то человечество пользовалось бы восьмеричной
системой».

За основание позиционной системы счисления можно
принять любое натуральное число больше 1.

Особый интерес представляет так называемая
“вавилонская”, или шестидесятеричная система счисления, существовавшая в
Древнем Вавилоне. Мнение историков по поводу того, как именно возникла эта
система счисления, расходятся. Существуют две гипотезы. Первая исходит из того,
что произошло слияние двух племен, одно из которых пользовалось шестеричной,
другое – десятичной. Шестидесятеричная система счисления в данном случае могла
возникнуть в результате своеобразного политического компромисса. Суть второй
гипотезы в том, что древние вавилоняне считали продолжительность года равной
360 суткам, что связано с числом 60. Отголоски использования этой системы
счисления дошли до наших дней. Например, 1 час = 60 минутам. В целом
шестидесятеричная система счисления громоздка и неудобна.  

Довольно широкое распространение имела
двенадцатеричная система счисления. Происхождение ее тоже анатомическое. Подумайте,
где у человека удобно считать до 12? Считали фаланги пальцев на руке кроме
большого. 4 пальца по три фаланги всего 12. Элементы двенадцатеричной системы
счисления сохранились в Англии в системе мер (1 фут = 12 дюймов) и в денежной
системе (1 шиллинг = 12 пенсам). Где вы еще встречали счет по 12? Нередко и мы
сталкиваемся в быту с двенадцатеричной системой счисления: чайные и столовые
сервизы на 12 персон, комплект носовых платков – 12 штук.

По свидетельству известного исследователя Африки
Стэнли, у ряда африканских племен была распространена пятеричная система
счисления, Долгое время пользовались пятеричной системой счисления и в Китае.
Очевидна связь этой системы со строением человеческой руки.

У ацтеков и майя – народов, населявших в течение
многих столетий обширные области Американского континента и создавших там
высочайшую культуру, в том числе и математическую, была принята двадцатеричная
система счисления. Также двадцатеричная система счисления бала принята и у
кельтов, населявших Западную Европу начиная со второго тысячелетия да нашей
эры. Основу для счета в этой системе счисления составляли пальцы рук и ног.
Некоторые следы двадцатеричной системы счисления кельтов сохранились во
французской денежной системе: основная денежная единица, франк, делится на 20
(1 франк = 20 су).

Основные позиционные системы
счисления

Если в
математике возможно использование и позиционных и непозиционных систем счисления, то в информатике для представления информации в так называемом «компьютерном» виде используются только позиционные системы счисления.

С понятием системы счис­ления связано еще понятие основания системы счис­ления. Это число, которое показывает, сколько символов используется при записи числа в данной системе счисления. Причем сначала используются арабские цифры, начиная с нуля, а когда их становиться мало, то добавляют буквы латинского алфавита.

Например,
в двоичной системе счисления используется только два символа: 0 и 1, а в шестнадцатеричной системе счисления к базовым десяти цифрам (0…9) уже добавляются 6 букв латинского алфавита (A,B,C,D,E,F) чтобы в итоге получить 16 символов для записи чисел. Собственно говоря, системы счисления используются не только для записи чисел в компьютерном виде, но и для кодирования информации любого вида в памяти компьютерау любого вводимого символа в компьютер, будь то число, или буква, или звук и т. д., есть свой числовой код, по которому компьютер и различает что же именно вы ему ввели.

Наиболее употребляемыми в настоящее время позиционными системами являются:

·               
1единичная (как позиционная может и
не рассматриваться; счёт на пальцах, зарубки, узелки «на память» и др.);

·               
2двоичная
дискретной математике, информатике, программировании);

·               
3троичная;

·               
4четверичная;

·               
5пятеричная;

·               
8восьмеричная;

·               
10десятичная (используется повсеместно);

·               
12двенадцатеричная (счёт дюжинами);

·               
16шестнадцатеричная (используется в программировании, информатике, а также в
шрифтах);

·               
60шестидесятеричная (единицы измерения времени, измерение углов и, в частности, координат, долготы и широты).

Ниже приведем таблицу, в которой описаны основные позиционные системы счисления, которые используются в информатике:

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Двоичная

2

0; 1

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F

Таблица 1. Наиболее часто используемые позиционные
системы счис­ления

В таблице ниже приводятся десятичные числа от 0 до 15 и их эквивалент в различных системах счисления:

Десятичная система счисления

Двоичная система счисления

Восьмеричная система счисления

Шестнадцатеричная система счисления

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

Таблица 2. Эквивалент чисел от 0 до 15 в различных
системах счис­ления

Перевод
чисел из одной системы счисления в другую

При переводе из одной системы счисления в другую
целого числа в результате так же

получится
целое число.

Есть два основных способа перевода чисел из одной
системы счисления в другую. Первый способ заключается в том, что наша родная
десятичная система счис­ления используется как своеобразный буфер обмена, а во
втором способе число разбивается на определенные группы цифр, а далее каждая из
этих групп переводится в соответствующий ей символ новой системы счисления.
Предлагается к рассмотрению первый способ, поскольку, исходя из опыта
преподавания этой темы ученикам разных возрастных групп, он гораздо проще и
легче воспринимается и запоминается, т. к. для второго способа требуется
знание или наличие таблиц соответствия цифр в различных системах счис­ления
(см. Табл. 2).

Перевод целого числа из десятичной системы счис­ления
в любую другую осуществляется с помощью обыкновенного деления в столбик,
которое изучается еще в начальной школе, по следующему алгоритму.

 

Алгоритм
перевода целого числа из десятичной системы счисления — в двоичную,
восьмеричную или шестнадцатеричную.

1)         
исходное целое десятичное число
делится на основание системы счисления, в которую переводится (на 2, 8 или 16);
получается частное и остаток;

2)         
далее последовательно все
частные от целочисленного деления так же делятся на основание системы счисления,
в которую переводится (на 2, 8 или 16) до тех пор, пока частное не станет
меньше этого основания (меньше 2, 8-ми или 16-ти);

3)         
затем формируется результат:
сначала записывается последнее полученное частное (меньшее нового основания), а
затем переписываются все остатки от деления начиная с последнего (см. рис. 1)

Рис. 1. Перевод целых чисел из десятичной системы
счисления в двоичную.

Аналогично переводятся числа из десятичной системы
счис­ления в восьмеричную и шестнадцатеричную, только делить надо
соответственно на 8 или на 16. При переводе в шестнадцатеричную систему когда
формируется результат после деления на 16, те остатки от деления, которые
больше 9-ти, записываются соответствующими буквами латинского алфавита (см.
табл. 2 рис. 2, рис. 3)

Рис. 2. Пример перевода числа 75 из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

Рис. 3. Пример перевода числа 315 из десятичной
системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

Перевод дробного числа из десятичной системы счис­ления
в любую другую осуществляется с помощью обратной операции, умножения, по
следующему алгоритму.
Результатом
такого перевода
так же будет правильная дробь.

Алгоритм
перевода правильной дроби из десятичной системы счисления — в двоичную,
восьмеричную или шестнадцатеричную.

1)         
дробную часть десятичного
числа и получаемые дробные части произведений надо последовательно умножать на
основание новой системы (2, 8 или 16) до тех пор, пока дробная часть
произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность
представления числа в новой системе счисления;

2)         
полученные целые части
произведений являются цифрами числа в новой системе счисления;

3)         
затем снова-таки
формируется результат: из полученных целых частей произведений составляется
дробная часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого
произведения (см. рис. 4, рис. 5, рис. 6). 

Рис. 4. Пример перевода числа 0,1875 из десятичной
системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления

Рис. 5. Пример перевода числа 0,847 из десятичной
системы счисления в
двоичную систему счисления. Перевод выполнялся до четырех значащих цифр после запятой

В данном примере процедура перевода прервана на четвертом шаге, поскольку получено требуемое число разрядов результата.

Рис. 6. Пример перевода числа 0,847 из десятичной
системы счисления в
шестнадцатеричную систему счисления. Перевод выполнялся до трех значащих цифр после запятой

Алгоритм
перевода обычной дроби из десятичной системы счисления — в двоичную,
восьмеричную или шестнадцатеричную.

При переводе дробного числа отдельно переводится целая часть числа
по алгоритму перевода целых чисел,

отдельно дробная
по алгоритму переводя правильных дробей,а затем
результаты
вычислений
 складываются.

Пример.

Перевести десятичное число 315,1875 в восьмеричную и в
шестнадцатеричную системы счисления. Из рассмотренных выше примеров следует:
315,187510 = 473,148 =13B,316 (см. рис. 7)

Рис. 7. Пример перевода числа 351,1875 из десятичной
системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

 

Алгоритм
перевода чисел из любой системы счисления в десятичную систему.

Для того, чтобы перевести число из любой системы
счисления в десятичную необходимо воспользоваться формулой представления этого
числа через его цифры с помощью следующего многочлена относительно q:

Aq = a1*q0 + a2*q1 +…+ an*qn
,

а затем произвести
вычисления.

На практике же это все выглядит не таким устрашающим,
а очень даже понятным. Давайте сначала посмотрим на Рис. 8 с примером перевода
числа из двоичной системы счисления в десятичную.

 


 Рис. 8. Пример перевода числа из
двоичной системы счисления в десятичную систему счисления

А теперь попробуем описать алгоритм проведенных
вычислений:

1)         
сначала записывается
исходное число и в конце к нему в виде нижнего индекса дописывается основание
той системы счисления, в которой оно записано (в формуле – это величина q);

2)         
затем сверху или снизу
числа к каждой его цифре от конца к началу дописывается номер ее позиции
начиная с 0-вой;

3)         
если число дробное, то
номера позиции надписываются от запятой в одну и в другую стороны – для целой
части числа надписываются положительные числа, начиная с 0, а для дробной части
надписываются отрицательные числа, начиная с -1.

4)         
далее производятся
вычисления следующим образом – отдельно взятая цифра числа умножается на
основание этого числа, возведенное в ту степень, которая была написана выше или
ниже этой цифры (см. п.2) данного алгоритма), затем ставится знак «+» и
повторяются эти же действия со следующей цифрой числа;

5)         
действия из п. 3)
повторяются до тех пор, пока не закончатся цифры в числе, а потом необходимо
просто это все вычислить;

6)         
в итоге получится число,
записанное в десятичной системе счисления.

Давайте попробуем этот алгоритм разобрать на примерах.

 Пример 1. Перевести число 1101102 из двоичной
системы счисления в десятичную.

Решение:

 
       5  4   3  2  1  0

     
1 1 0 1 1 0 2 = 1*25 + 1*24 + 0*23+1*22+1*21+0*20
=32+16+4+2=5410

Ответ:
1101102 = 5410

Пример 2. Перевести число 101,012 из двоичной
системы счисления в десятичную.

Решение:

 
       2  1  0  -1 -2

     
1 0 1,0 1  2 = 1*22 + 0*21 + 1*20+0*2-1+1*2-2
=4+0+1+0+0,25=5,2510

Ответ:
101,012 = 5,2510

Пример 3. Перевести число 122013 из троичной системы
счисления в десятичную.

Решение:

 
     4  3   2  1  0

1
2 2 0 1 3=1*34 +  2*33 + 2*32
+ 0*31 + 1*30 = 81+54+18+1 = 15410

Ответ:
122013 = 15410

Пример 4. Перевести число 1637 из семеричной
системы счисления в десятичную.

Решение:    
1637 = 1*72 + 6*71 + 3*70  =
49+42+3= 9410.

Ответ:
1637 = 9410.

Пример 5. Перевести число 234,68 из восьмеричной
системы в десятичную:

    Решение:

 
     2  1  0   -1

2 3 4, 68
= 2*82 +3*81 + 4*80 +6*8-1=
2*64+3*8+4+6*0,125= 128+24+4+0,75 =156,7510

Ответ:
234,68 = 156,7510.

 Пример 6. Перевести число
16 в десятичную систему счисления.

Решение:

 
     2  1

 2 Е16 = 2*161 +14*160
= 32 +14 = 4610.

Ответ:
16 = 4610.

Арифметические
действия с числами в различных системах счисления

Арифметические действия с числами в различных системах
счисления осуществляются практически точно так же, как и в нашей привычной
десятичной системе счисления, только надо внимательно следить в какой именно
системе счисления проводятся вычисления. От этого зависит, сколькими символами
для записи чисел мы можем оперировать. Так, например, в десятичной системе это
десять цифр (от 0 до 9), а в двоичной системе счисления – это всего два
символа, 0 и 1.

Попробуем рассмотреть все основные арифметические
действия на примере чисел в двоичной системе счисления. В остальных системах
счисления алгоритм будет тот же, главное следить, что, допустим, в восьмеричной
системе счисления переход в следующий разряд происходит при достижении 8 (т.е.
пишем 0, а 1 переходит в следующий разряд, как в десятичной происходит при
достижении 10-ти), а в шестнадцатеричной системе счисления – при достижении
16-ти.

Сложение

Для начала необходимо усвоить основные правила
сложения двоичных чисел:

02 + 02 = 02;

02 + 12 = 12;

12 + 02 = 12;

12 + 12 = 102.

Как видно, от десятичной она отличается последней
строчкой. При сложении числе «столбиком» в последнем случае будем применять
правило «0 пишем, 1 помним». В случае 12 + 12 + 12
=  102 + 12 = 112 «1 пишем, 1 помним».

Пример

Вычитание

Перейдем к чуть более сложному действию – вычитанию.
Для начала познакомимся с правилами:

02 — 02 = 02;

12 — 12 = 02;

12 — 02 = 12;

02 — 12 = -12 .

В последнем случае при выполнении  вычитания
«столбиком» мы будем «занимать» десяток из старшего разряда. Помним, что
двоичный десяток равен 2.

Пример

Умножение

При умножении будем применять знакомые всем правила:

1) Любое число при умножении на 0 равно 0;

2) Любое число (кроме нуля), умноженное на
единицу, равняется самому себе.

Исходя из этого, двоичная таблица умножения будет выглядеть
так:

02 х 02 = 02;

12 х 02 = 02;

02 х 12 = 02;

12 х 12 = 12

Как видим, проще таблицу трудно представить.
Рассмотрим умножение на примере. Помимо таблицы нам еще понадобится определение
значимого числа. Все цифры, кроме ноля называются значимыми. Ноль
единственное незначимое число.

Пример: Умножим
1011002 на 10102.

При записи «столбиком» расположим числа так, чтобы
выровнять их справа по значимым цифрам:

Деление

Вспомним правила деления:

1) На ноль делить нельзя;

2) Любое число, деленное на единицу, равняется
самому себе.

Исходя из этого, двоичная таблица деления будет
выглядеть так:

02 : 02 – на ноль делить нельзя;

12 : 02 – на ноль делить нельзя;

02 : 12 = 02;

12 : 12 = 12 .

Пример: Разделим
111102 на 1102. При этом в  частном будут
только нули и единицы.

Собственно говоря, арифметически действия рассмотрены.
Для более успешного усвоения полученной информации требуются навыки решения
практических заданий, получение которых и предполагается, используя следующий
раздел данного пособия.

Практикум

Перевод чисел из одной системы
счисления в другую

1.          
Запишите арабскими цифрами

а) IV

б) VI

в) VIII

г) IX

д) XII

е) XV

ж) XIV

з) XVI

и) XIX

к) XL

л) XLII

м) XLIV

н) LIX

о) LXIX

п) XC

р) CXIV

с) CXXVIII

т)CXLIX

у) CDLX

ф) DCCXVI

х)  DCCXLIV

ц)CMIX

ч)MCDXLIV

ш) MMDCCCXCIV

2.          
Запишите римскими цифрами

а) 1

б) 3

в) 10

г) 50

д) 7

е) 9

ж) 12

з) 22

и) 34

к) 55

л) 41

м) 49

н) 83

о) 97

п) 101

р) 104

с) 119

т)148

у) 327

ф) 511

х) 493

ц) 1024

ч) 2048

ш) 3493

3.          
Какое число следует за каждым
из данных? Ответ для каждого числа запишите в указанной и десятичной системах
счисления.

а)   
2234

б)  
6778

в)   
22223

г)   
10012

4.          
Какое число предшествует
каждому из данных? Ответ для каждого числа запишите в указанной и десятичной
системах счисления.

а)   
2234

б)  
10005

в)   
2334

г)   
10012

5.          
Переведите в десятичную
систему счисления

а)   
12

б)  
102

в)   
112

г)   
1002

д)  
1012

е)   
10002

ж)
10102

з)   
101012

и)  
1110102

к)  
1111112

л)  
10111012

м) 
110101102

н)  
100011102

о)  
123458

п)  
AA02D34B16

р)  
1001110,112

с)   
1111001112

т)   
367,28

у)  
АВ2Е,816

ф) 
41325,25

6.          
Переведите из десятичной
системы счисления

а)   
24510А2 

б)  
40410А8

в)   
198710А2

г)   
67310А16

д)  
16110А3

е)   
4534810А16

ж) 33310А

з)   
44410А7

и)  
0, 6562510А16

к)  
0,710А2
с точностью до 4 знаков после запятой

л)  
0,412510А8
 с точностью до 6 знаков

м) 
173,562510А2

н)  
404,6562510А16

о)  
125,2510А8

7.          
Переведите в двоичную
систему счисления

а)   
010­

б)  
110

в)   
210

г)   
310

а)   
510

б)  
810

в)   
1010

г)   
1510

д)  
3310

е)   
6910

ж)
12010

з)   
35410

и)  
40610

к)  
20510

л)  
13410

м) 
12710

8.          
Сравните числа:

а)   
10268 и 21616

б)  
111112 и
111113

в)   
28510 
и  11D16

г)   
1111112
  и   11118

д)  
16  
и   1010012

е)   
5516  
и   1258

9.          
Докажите  тождества:

а)   
225338 =
100101010110112

б)  
10010101111002
= 12BC16

в)   
101010100111002
= 252348

г)   
1C6316 =
11100011000112

10.     
Расположите числа,
записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

а)   
3510, 368,
16, 1001012, 1304

б)  
1110012, 648,
16, 2510, 2103

в)   
728, 15610,
1010012, 8В16, 2325

г)   
12D16, 788,
1000112, 54110, 1245

Задания на арифметические действия

1.          
Выполните сложение:

а)   
102 + 12

б)  
102 + 102

в)   
1002 + 12

г)   
1002 + 102

д)  
1002 + 112

е)   
1002 + 1002

ж)
1012 + 1002

з)   
1012 + 1012

и)  
1102 + 1012

к)  
1112 + 1102

л)  
10012 + 11002

м) 
10102 + 11012

н)  
10012 + 112

о)  
1102 + 1102

п)  
11002 + 11012

р)  
1012 + 1012

с)   
100000001002
+ 1110000102

т)   
223,28 +
427,548

у)  
3B3,616 +
38B,416

2.          
Выполните вычитание:

а)   
102 — 12

б)  
102 — 102

в)   
1002 — 102

г)   
1002 — 12

д)  
1002 — 1002

е)   
1002 — 112

ж)
1012 — 1002

з)   
1012 — 1012

и)  
1102 — 1012

к)  
1112 — 1102

л)  
11002 — 10012

м) 
11012 -10102

н)  
100010-100

о)  
101011-10111

п)  
11011-110

р)  
10001-1110

с)   
1100000011,0112
— 101010111,12

т)   
1510,28
1230,548

у)  
27D,D816
191,216

3.          
Выполните умножение:

а)   
102 x 02

б)  
102 x 12

в)   
102 x 102

г)   
1002 x 102

д)  
112 x 1002

е)   
1002 x 1002

ж)
1012 x 1002

з)   
1012 x 1012

и)  
1102 x 1012

к)  
1112 x 1102

л)  
10012 x 11002

м) 
11012 x 10102

н)  
10012 х 1012

о)  
10012 х 112

п)  
10112 х 1012

р)  
1112 х 1012

с)   
1001112 х
10001112

т)   
1170,648 х
46,38

у)  
61,A16 х 40,D16

4.          
Выполните деление:

а)   
102 : 12

б)  
102 : 102

в)   
1002 : 102

г)   
112 : 1002

д)  
1002 : 1002

е)   
1012 : 1002

ж)
1012 : 1012

з)   
1102 : 1012

и)  
1112 : 1102

к)  
10012 : 11002

л)  
11012 : 10102

м) 
10010002 :
10002

н)  
1111002 :
10102

о)  
10110102 :
10102

п)  
1001100100110002
: 1010112

р)  
462308 : 538

с)   
4C9816 : 2B16

5.          
Решите уравнения:

а)   
102 +
112 =
Х2

б)  
102 + Х2 = 1012

в)   
Х2 + 112
=
1002

г)   
102 + 1012
=
Х2

д)  
102 + Х2 = 10102

е)   
Х2 + 1002
=
1002

ж)
10112 + 1002
=
Х2

з)   
1012 + Х2 = 10102

и)  
Х2 + 1012
=
1102

к)  
11102 + 1102
=
Х2

л)  
10012 + Х2 = 10102

м) 
Х2 11012
=
1002

н)  
1102 — 12
= Х2

о)  
102 — Х2
= 12

п)  
Х2 — 102
= 102

р)  
1002 — 102
= Х2

с)   
1002 — Х2
= 112

т)   
Х2 — 112
= 1012

у)  
1112 — 1002
= Х2

ф) 
1012 — Х2
= 112

х)  
Х2 — 1012
= 1102

ц)  
10102 — 1102
= Х2

ч)  
11002 — Х2
= 1012

ш)Х2 -10102  = 10102


Текстовые задания

1.          
У меня в классе 101
ученик, из них 23 мальчика и 12 девочек. Ребята, определите, сколько в классе
учеников. Сколько мальчиков и сколько девочек .В какой системе счисления я вела
счёт?

2.          
В магазин «Детский мир»
привезли игрушки: мячи и лошадки. Всего игрушек  было 400 штук. Из них мячей 94
штуки, а лошадок 120 штук. Определить систему счисления, количество игрушек  и сколько
было лошадок и мячей отдельно.

3.          
В королевском замке жили
33 придворных дамы и 51 рыцарь. Всего их было 500 человек. Определите систему
счисления, количество дам и рыцарей, а также общее число жителей замка.

4.          
В корзине лежит 400
фруктов. Из них 56 груш и 29 яблок. Определите систему счисления, количество
груш и яблок, и количество всех фруктов в корзине.

5.          
В детском саду было всего
100 малышей, из них 43 девочки и 35 мальчиков. Определите систему счисления,
количество девочек  и мальчиков, и количество всех малышей.

Задание на координатной плоскости

1.          
Отметьте и последовательно
соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в
двоичной системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

x

101

1000

1001

1011

1100

1100

1011

1011

1001

1001

1010

1010

y

101

1000

1000

110

110

111

111

10

10

11

11

100

точки

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

x

111

111

101

101

110

110

111

111

10

10

11

11

100

y

100

10

10

11

11

1001

1001

1000

1000

1001

1001

110

101

2.          
Отметьте и последовательно
соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в
восьмеричной системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

x

5

5

4

3

3

5

5

3

2

2

4

10

12

12

11

7

y

1

3

5

6

7

11

13

13

14

15

16

16

15

14

13

13

№ точки

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

x

7

11

11

12

12

10

11

7

7

10

7

7

6

6

5

6

6

y

11

10

7

6

5

2

5

7

6

4

1

4

5

7

5

4

2

3.          
Отметьте и последовательно
соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в
шестнадцатеричной системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

x

7

5

5

3

1

3

4

7

9

B

A

A

E

11

F

10

E

6

7

y

1

3

4

4

5

7

7

6

8

8

7

6

5

7

4

1

3

3

2

4.          
Отметьте и
последовательно соед
ините на
координатной плоскости точки, координаты которых записаны в восьмеричной
системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

x

5

6

5

5

6

5

4

4

2

3

1

3

4

5

5

7

10

13

y

4

5

6

7

10

12

16

21

21

22

23

24

24

22

21

13

14

14

№ точки

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

x

15

16

20

21

17

13

11

17

17

15

15

16

12

13

13

7

7

10

y

13

11

10

5

2

2

3

3

4

6

5

4

4

5

6

6

5

4

5.          
Отметьте и последовательно
соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в
двоичной системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

x

0111

0101

0101

0011

0001

0011

0100

0111

1001

1011

y

0001

0011

0100

0100

0101

0111

0111

0110

1000

1000

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

x

1010

1010

1110

10001

1111

10000

1110

0110

0111

y

0111

0110

0101

0111

0100

0001

0011

0011

0011

6.          
Отметьте и последовательно
соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в
шестнадцатеричной системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

x

5

5

4

3

3

5

5

3

2

2

4

8

A

A

9

7

7

y

1

3

5

6

7

9

B

B

C

D

E

E

D

C

B

B

9

№ точки

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

x

9

9

A

A

8

9

7

7

8

7

7

6

6

5

6

6

y

8

7

6

5

2

5

7

6

4

1

4

5

7

5

4

2

7.          
Отметьте и последовательно
соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в
двоичной системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

x

1001

1000

1001

1000

1000

0111

0111

0110

0101

0101

0100

0100

0110

y

0100

0100

0101

0110

1001

1010

1100

1011

1100

1011

1100

1101

1111

№ точки

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

x

0111

1001

1010

1101

1111

1110

1111

1110

10000

1100

1011

1010

y

1111

1101

1101

1010

0101

0110

0100

0101

0001

0100

0100

0101

8.          
Отметьте и последовательно
соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в
двоичной системе счисления:

№ точки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

x

0111

0110

0110

0101

0100

0101

0110

0110

0111

1000

y

0010

0011

0110

0110

0111

1000

1000

1001

1000

0101

№ точки

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

x

1001

1011

1101

1110

1111

1111

1110

10000

1011

1001

y

0111

1000

1000

0111

0101

0100

0010

0001

0001

0010

Список использованных источников

1.          
http://kuzelenkov.narod.ru/mati/book/inform/inform2.html

2.          
http://comp-science.narod.ru/Progr/Syst_Sch.html

3.          
http://it.school2.ochakiv.info/11class/number_systems

4.          
http://fizinfo.clan.su/index/sistemy_schislenija/0-7

5.          
http://www.inf1.info

6.          
http://comp-science.narod.ru/KR/K_1_LR_S.html

7.          
http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj183/file18711/view167486.html

8.          
http://www.metodichka.net/?itemid=57&catid=24

9.          
http://www.rusedu.info/Article882.html

10.     
http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/rfjklsa.htm

11.     
http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=19&index=23

12.     
http://www.gim2.ru/inf/uroki/cc.htm

13.     
http://www.allinformatika.ru/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Системы счисления. Как найти следующее число?


0 рейтинг

Системы счисления. Как найти следующее число?


image


  • системы
  • счисления
  • найти
  • число
  • 5 — 9 классы
  • информатика









Pet99_zn


в разделе Информатика




Всего ответов: 1


0 рейтинг

Правильный ответ

344₅  + 1 = 400₅

В пятиричной системе 4 — старшая цифра, после добавления +1 следует сброс разряда в 0 перенос +1 в старший разряд.









Эникей_zn
БОГ



0

спасибо большое!!!









Pet99_zn



Похожие задания

  • Решить на Паскале. Для массива T(m) найти число элементов, больших предыдущего элемента,…
  • Помогите решить пожалуйста
  • Решить уравнение в паскаль a *х²+2*b=0
  • (Через pascal подпрограммы) Два треугольника заданы координатами вершин. Определить,…
  • Как в экселе ввести формулу? попробовала так:…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Nginx 502 bad gateway как исправить ошибку
  • Как найти линейную скорость планеты
  • Как составить график производства работ в строительстве в excel
  • Как найти все песни в телеграмме
  • Как найти врача у кого рожать