Часть 1.
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Ответами к заданиям 2–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).
1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Доход; власть; класс; собственность; теория
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2
2
Игра, в отличие от иных видов деятельности, предполагает
1) преобразование окружающей среды
2) наличие воображаемой обстановки
3) передачу определенной информации
4) коммуникацию с другими людьми
3
3
Верны ли следующие суждения о деятельности людей?
А. Любая деятельность людей всегда носит творческий характер.
Б. Деятельность людей может иметь как различные последствия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4
4
Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?
1) Трава желтеет осенью.
2) Согласно мифам древних китайцев первые люди были сотворены из глины.
3) Обнаруженные археологами при раскопках Помпеи надписи на стенах домов дали дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме.
4) Изучая математику, Вася изучил теорему Виета.
5
5
Верны ли следующие суждения о свободе совести?
А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина исповедовать любую религию.
Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6
Гражданин Р купил новый автомобиль марки «Шевроле». Он решил застраховать автомобиль по КАСКО. В чем преимущество страхования КАСКО? Назовите два преимущества.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7
7
Любой продукт, предназначенный для продажи или обмена на рынке, называют
1) услугой
2) фактором производства
3) стоимостью
4) товаром
8
8
Р. пришло уведомление из налоговой инспекции о необходимости выплатить налог с гонорара, полученного им от издания книги. О каком виде налога идёт речь?
1) о налоге на доходы физических лиц
2) о налоге на добавленную стоимость
3) об акцизе
4) о налоге на имущество
9
9
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В рыночной экономике производство товаров ограничено рамками государственного плана.
Б. В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает производитель без учёта интересов потребителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10
10
Что характеризует семью демократического (партнёрского) типа?
1) Мужчина — глава семьи.
2) Дети не имеют права спорить с родителями, отстаивая свою точку зрения.
3) В семье двое детей.
4) В принятии семейных решений все члены семьи имеют свой голос.
11
11
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие существует в обществах любого типа.
Б. Одной из форм социального конфликта является война.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12
В стране Z были дважды проведены опросы общественного мнения по одной и той же проблеме. В 2002 г. гражданам предлагалось высказаться о проявлениях в обществе социальной несправедливости. Второй опрос состоялся после проведения в стране реформы избирательной системы и системы налогообложения в 2012 г. Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
13
13
В стране Z глава государства – князь – получает свою власть по наследству. Граждане избирают парламент, которому принадлежит высшая законодательная власть. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Какова форма правления в стране Z?
1) парламентская республика
2) конституционная монархия
3) парламентская монархия
4) абсолютная монархия
14
14
Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства — признак правового государства.
Б. Для формирования правового государства существование рыночной экономики не является обязательным условием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15
15
Установите соответствие между признаками и формами духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) наличие специальных обрядов
Б) наличие культура
В) объективность
Г) вера в сверхъестественное
Д) выдвижение и проверка гипотез
ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1) религия
2) наука
16
16
Переход дороги в на запрещающий сигнал светофора нарушает нормы права
1) уголовного
2) административного
3) государственного
4) гражданского
17
17
Что из перечисленного является примером уголовного правоотношения?
1) Бригада строителей опоздала на работу.
2) Бригада строителей совершила хищение стройматериалов со стройки городского дома.
3) Бригада строителей выполнила частный заказ не в установленные сроки.
4) Директор строительной фирмы объявил выговор трем сотрудникам за появление на рабочем месте в нетрезвом виде.
18
18
Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?
А. Выборы депутатов Государственной Думы проходят на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Б. К ведению Совета Федерации относится назначение выборов Президента РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19
19
Сравните правовой статус несовершеннолетнего и совершеннолетнего работников.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) обязательное заключение трудового договора
2) возможность привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время
3) предоставление паспорта при приёме на работу
4) продолжительность отпуска – 31 календарный день
20
20
Заполните пропуск в таблице.
Правительство РФ | Разработка и исполнение государственного бюджета |
… потребности | Объявление амнистии. |
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Слово «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.
Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике (наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д.
Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.
Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счёте, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.
Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти.
21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Показать ответ
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1. Демократия как власть народа.
2. Многообразие во всех сфера общества при демократии.
3. Выборы в демократии.
4. Защита прав меньшинств.
5. Признаки демократии.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
22
Что, по мнению автора, свойственно демократическим выборам? (Назовите любые два признака.) Какой признак демократического правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?
Показать ответ
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) демократическим выборам свойственно
— конкуренция различных политический партий и их лидеров
— равные избирательные права
— прямые выборы
— тайное голосование
2) Признак демократического правления: «признание воли народа как источника власти». То есть граждане имеют право участвовать в политической жизни государства, у граждан есть политические права (право избирать).
23
В тексте говорится, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества. Проиллюстрируйте двумя примерами многообразие в обществе.
Показать ответ
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) различные формы собственности (часть предприятий находится в государственной собственности, а часть — в руках частных лиц; например, компания Аэрофлот находится в государственной собственности, а также есть частные авиакомпании)
2) плюрализм в политике (существуют партии с различными идеологиями: КПРФ, Единая Россия, ЛДПР и др.)
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
24
В тексте говорится, что демократия предполагает равноправие и равенство граждан. Подтвердите двумя аргументами необходимость соблюдения этих принципов для существования демократии.
Показать ответ
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) если равенство не будет соблюдаться, то одна часть граждан будет обладать большим кругом прав и свобод, чем другая, что может привести к установлению олигархии или тоталитарному режиму.
2) если равноправие не будет соблюдаться, то некоторые граждане могут быть ущемлены в своих правах, например, в политических, и тогда нельзя говорить о «народовластии».
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)
ОГЭ – 2020.
Тренажёр по обществознанию – задания 21-24.
Работа с текстом.
ТЕКСТ 1. Ключевой элемент демократии –
полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на
честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические
выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют
гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими
партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на
государственную политику посредством иных институтов объединений по интересам,
общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются
составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган
управления, принимающий решения относительным большинством голосов,
демократичен – идет ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете,
городском совете или партийном собрании. Однако здесь возникает проблема. Что
если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое
меньшинство ( например, культурную или этническую группу)? В подобных
случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти
большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны так же способствовать развитию коллективного
сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчета на
каких то властителей. Носители разнообразных социальных интересов, оставаясь
независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают
произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических
исследованиях именуются «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан –
более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы
ради общего блага.
По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру
1. Составьте план текста. Для этого
выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие элементы (показатели)
демократии названы в тексте. Назовите любые три элемента.
3. Как, по мнению авторов, граждане
могут влиять на власть. Укажите два способа влияния.
4. С опорой на текст и обществоведческие
знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера
деятельности организаций гражданского общества.
ТЕКСТ №2.
Слово «демократия» с древнегреческого буквально переводится как
«народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание
воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право
граждан на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и
свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.
Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества,
начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и
плюрализма в политике ( наличия различных движений, партий, идеологий) и
заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве,
живописи и т.д.
Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он
защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном
счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая выбор,
сохраняет возможность отстаивать свои позиции.
Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на
всех без исключения граждан, а так же осуществление принципов разделения
властей и независимости каждой из ветвей власти.
Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих
равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным
политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.
К.С. Гаджиев
1. Составьте план текста. Для этого
выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Назовите любые три признака,
которые, по мнению автора, свойственны демократическим выборам.
3. Какой признак демократического
правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?
4. В тексте говорится, что
демократический режим предполагает многообразие во всех сферах общества.
Используя текст и обществоведческие знания, проиллюстрируйте тремя примерами
многообразие в обществе.
ТЕКСТ 1. Предполагаемые ответы.
21.
(2б)
1. Способы воздействия граждан на
государственную политику
2. Власть большинства как
общепризнанный показатель демократии
3. Власть большинства и защита прав
меньшинств
4. Гражданское общество и новый тип
граждан
(
возможны иные формулировки плана, не искажающие основной сути)
22.
(2б)
1. Периодические выборы
2. Участие в объединениях по
интересам, общественных движениях, профессиональных союзах
23.
(2б)
1. Могут быть названы следующие элементы:
2. Полноправие граждан, Регулярные выборы, Участие в деятельности институтов
ГО, Власть большинства, Защита прав меньшинств, Демократические выборы
24.
(3б)
1. Ответ на первый вопрос: когда
человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на
практике свои научные знания об окружающем мире
2. Крупнейшие научно технические
достижения человечества ХХ века: ЭВМ, развитие ракетной техники, освоение
космоса, СМИ и т.д.
ТЕКСТ №2. Предполагаемые ответы.
21.
(2б)
1. Демократия и её признаки
2. Демократический режим и его
особенности
3. Выборы
(
возможны иные формулировки плана, не искажающие основной сути)
22.
(2б)
1. Всеобщий характер
2. Равность подачи голосов
3. Прямые
4. Тайна голосования
5. Альтернативность
23.
(2б)
1. Главный признак демократии по
мнению автора – признание воли народа в качестве источника власти
2. Влияние на права граждан
А.Провозглашается
и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел
Б.
человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла
24.
(3б)
1. Сосуществование различных форм
собственности в экономической сфере (например, наличие государственного сектора
в РФ)
2. Плюрализма в политике ( наличие
различных движений, партий, идеологий)
3. Присутствие в обществе разных соц.
групп.
4. Наличие множественностью
художественных форм в театральном искусстве, живописи и т. д.
5. Многообразие религиозных
представлений в обществе
26 Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) демократия и ее признаки;
2) демократия и многообразие форм общественной жизни;
3) демократические выборы;
4) права меньшинств в демократическом обществе;
5) демократия и принцип разделения властей
27 1) раскрыт смысл слова «демократия»:
— «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие»;
2) указан признак демократического правления:
— главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти
28 1) воплощение в государственной политике воли народа, например занятие государственных должностей выборными представителями народа;
2) обращение к народу в переломные моменты истории, например принятие на всенародном референдуме новой конституции.
29 1) многообразие форм собственности, например в хозяйственной жизни действуют индивидуальные частные предприятия, предприятия коллективной собственности, государственные предприятия;
2) многообразие в социальной сфере, например взаимосвязь и взаимодействие представителей разных наций и народностей, людей разных конфессий;
3) многообразие в политической сфере, например конкуренция за голоса избирателей разных политических партий и лидеров, представляющих различные взгляды
30 1) приведено название:
— оппозиционные силы, оппозиция;
2) пояснена роль инакомыслия, например:
— инакомыслие направлено на выработку альтернативного политического курса, предложение иных решений по преодолению трудных для страны периодов;
3) приведен фрагмент текста: «Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции
31 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося, например:
согласие с точкой зрения автора и признание связи демократического правления с принципами верховенства права и разделения властей;
2) приведены два последствия, например:
— демократическое правление невозможно, если есть люди, которые стоят над законом, не подчиняются ему, это может привести к произволу;
— если одни и те же люди будут и принимать законы, и исполнять их, они будут делать это в своих интересах и не думать о народе, их некому будет контролировать
ОГЭ – 2020.
Тренажёр по обществознанию – задания 21-24.
Работа с текстом.
ТЕКСТ 1. Ключевой элемент демократии – полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен – идет ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании. Однако здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство ( например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны так же способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчета на каких то властителей. Носители разнообразных социальных интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуются «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру
-
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
-
Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте. Назовите любые три элемента.
-
Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть. Укажите два способа влияния.
-
С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
ТЕКСТ №2.
Слово «демократия» с древнегреческого буквально переводится как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.
Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике ( наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, живописи и т.д.
Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.
Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а так же осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти.
Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.
К.С. Гаджиев
-
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
-
Назовите любые три признака, которые, по мнению автора, свойственны демократическим выборам.
-
Какой признак демократического правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?
-
В тексте говорится, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах общества. Используя текст и обществоведческие знания, проиллюстрируйте тремя примерами многообразие в обществе.
ТЕКСТ 1. Предполагаемые ответы.
21. (2б)
-
Способы воздействия граждан на государственную политику
-
Власть большинства как общепризнанный показатель демократии
-
Власть большинства и защита прав меньшинств
-
Гражданское общество и новый тип граждан
( возможны иные формулировки плана, не искажающие основной сути)
22. (2б)
-
Периодические выборы
-
Участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах
23. (2б)
1. Могут быть названы следующие элементы:
2. Полноправие граждан, Регулярные выборы, Участие в деятельности институтов ГО, Власть большинства, Защита прав меньшинств, Демократические выборы
24. (3б)
-
Ответ на первый вопрос: когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире
-
Крупнейшие научно технические достижения человечества ХХ века: ЭВМ, развитие ракетной техники, освоение космоса, СМИ и т.д.
ТЕКСТ №2. Предполагаемые ответы.
21. (2б)
-
Демократия и её признаки
-
Демократический режим и его особенности
-
Выборы
( возможны иные формулировки плана, не искажающие основной сути)
22. (2б)
-
Всеобщий характер
-
Равность подачи голосов
-
Прямые
-
Тайна голосования
-
Альтернативность
23. (2б)
-
Главный признак демократии по мнению автора – признание воли народа в качестве источника власти
-
Влияние на права граждан
А.Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел
Б. человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла
24. (3б)
-
Сосуществование различных форм собственности в экономической сфере (например, наличие государственного сектора в РФ)
-
Плюрализма в политике ( наличие различных движений, партий, идеологий)
-
Присутствие в обществе разных соц. групп.
-
Наличие множественностью художественных форм в театральном искусстве, живописи и т. д.
-
Многообразие религиозных представлений в обществе
26 Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) демократия и ее признаки;
2) демократия и многообразие форм общественной жизни;
3) демократические выборы;
4) права меньшинств в демократическом обществе;
5) демократия и принцип разделения властей
27 1) раскрыт смысл слова «демократия»:
— «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие»;
2) указан признак демократического правления:
— главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти
28 1) воплощение в государственной политике воли народа, например занятие государственных должностей выборными представителями народа;
2) обращение к народу в переломные моменты истории, например принятие на всенародном референдуме новой конституции.
29 1) многообразие форм собственности, например в хозяйственной жизни действуют индивидуальные частные предприятия, предприятия коллективной собственности, государственные предприятия;
2) многообразие в социальной сфере, например взаимосвязь и взаимодействие представителей разных наций и народностей, людей разных конфессий;
3) многообразие в политической сфере, например конкуренция за голоса избирателей разных политических партий и лидеров, представляющих различные взгляды
30 1) приведено название:
— оппозиционные силы, оппозиция;
2) пояснена роль инакомыслия, например:
— инакомыслие направлено на выработку альтернативного политического курса, предложение иных решений по преодолению трудных для страны периодов;
3) приведен фрагмент текста: «Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции
31 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося, например:
согласие с точкой зрения автора и признание связи демократического правления с принципами верховенства права и разделения властей;
2) приведены два последствия, например:
— демократическое правление невозможно, если есть люди, которые стоят над законом, не подчиняются ему, это может привести к произволу;
— если одни и те же люди будут и принимать законы, и исполнять их, они будут делать это в своих интересах и не думать о народе, их некому будет контролировать
26 Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) демократия и ее признаки;
2) демократия и многообразие форм общественной жизни;
3) демократические выборы;
4) права меньшинств в демократическом обществе;
5) демократия и принцип разделения властей
27 1) раскрыт смысл слова «демократия»:
— «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие»;
2) указан признак демократического правления:
— главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти
28 1) воплощение в государственной политике воли народа, например занятие государственных должностей выборными представителями народа;
2) обращение к народу в переломные моменты истории, например принятие на всенародном референдуме новой конституции.
29 1) многообразие форм собственности, например в хозяйственной жизни действуют индивидуальные частные предприятия, предприятия коллективной собственности, государственные предприятия;
2) многообразие в социальной сфере, например взаимосвязь и взаимодействие представителей разных наций и народностей, людей разных конфессий;
3) многообразие в политической сфере, например конкуренция за голоса избирателей разных политических партий и лидеров, представляющих различные взгляды
30 1) приведено название:
— оппозиционные силы, оппозиция;
2) пояснена роль инакомыслия, например:
— инакомыслие направлено на выработку альтернативного политического курса, предложение иных решений по преодолению трудных для страны периодов;
3) приведен фрагмент текста: «Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции
31 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося, например:
согласие с точкой зрения автора и признание связи демократического правления с принципами верховенства права и разделения властей;
2) приведены два последствия, например:
— демократическое правление невозможно, если есть люди, которые стоят над законом, не подчиняются ему, это может привести к произволу;
— если одни и те же люди будут и принимать законы, и исполнять их, они будут делать это в своих интересах и не думать о народе, их некому будет контролировать
ется признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.
Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике (наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д.
Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.
Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счёте, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.
Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти.
3.В тексте говорится, что демократия предполагает равноправие и равенство граждан. Подтвердите двумя аргументами необходимость соблюдения этих принципов для существования демократии.
4.Какой признак демократического правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?
5.В стране Z проигравшие на парламентских выборах партии свободно выступают в средствах массовой информации с критикой политики правительства и предлагают свои программы развития страны. Глава государства периодически встречается с лидерами этих партий для обсуждения проблем развития страны. Объясните связь данных фактов с принципами демократии. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
6.Что, по мнению автора, свойственно демократическим выборам? (Назовите и поясните любые два признака.)
Слово «демократия» с древнегреческого буквально переводится как «народовластие».
Назови любые три признака, которые свойственны демократическим выбором.
Перед вами страница с вопросом Слово «демократия» с древнегреческого буквально переводится как «народовластие»?, который относится к
категории Обществознание. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Понятие и виды референдума Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация есть демократическое государство. Термин «демократия» производное от двух греческих слов demos народ и cratos власть и переводится буквально «власть народа». Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества.В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ч.1. ст.3). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо, подчинять своей воле других. Власть как явление социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение[4].С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в части 4, статьи 3.Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.В условиях народовластия осуществление власти легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии[5].В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации различаются две формыдемократии: прямая (непосредственная) и представительная осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории). Причем, некоторые специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия[6].Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:Ø референдума;Ø выборов;Ø всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;Ø правотворческой инициативы;Ø участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.;Ø индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.«Высшим непосредственным выражением власти народа» указывается в Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.3), — являются референдум и свободные выборы.Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» — «то, что должно быть сообщено».Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.[7], референдум это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах.Референдум и выборы это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них выражение воли народа. Субъективный состав граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах[8].Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления не человек (кандидат), а определенный вопрос принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В Российской Федерации, как и во всех демократических государствах, проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью.Различают следующие виды референдума.В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.По времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы.Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей.По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.Стоит обратить особое внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.Важно отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Российской Федерации лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.