Сложные слова как найти однокоренные слова

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор
  5. Корень и однокоренные (родственные) слова
  6. Сложные слова

Слова с несколькими корнями называют сложными. Такие слова образуются сложением двух основ от разных слов.

Например:

лес+парклесопарк

Между корнями часто есть соединительная гласная «о» (самосвал, звездопад) или «е» (солевар, пулемёт).

Соединительная гласная в сложных словах — это орфограмма, которую надо запомнить.

Сложные слова могут быть образованы и без соединительной гласной.

Например:

стенгазета, кофемолка

Сложные слова могут быть именами существительными и именами прилагательными.

Например:

пароход, самовар, водопадсуществительные

синеглазый, белозубый, краснощёкийприлагательные

В сложных словах ударение падает на последний из корней (снегохо́д).

Советуем посмотреть:

Однокоренные слова и формы слова

Окончание

Основа слова

Корень и однокоренные (родственные) слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 127,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 130,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 183,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 87,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 102,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 236,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 192,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 14,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 138,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 5,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 116,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 117,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 118,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 16 стр. 56 — 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 47,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 300,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 88,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 622,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 269,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 219,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 224,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 152,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 471,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 10,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 111,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 117,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 232,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 234,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 268,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 288,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 33,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 137,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными.

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.

Сам – первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук  р’  и  н’  , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук  р  и  д  , корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-,  буква соединительной гласной Е,

древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги  — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

Сложные слова:

желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад – падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на   ж  ,  пишем букву е;

сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный – благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель.

Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов  — поэт-песенник.

Боголюбов –  любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец – водит за собой полки, корни полк-,  вод-,

баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик —  проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-, 

златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Общие однокоренные слова (которые родственны обоим упомянутым Вами прилагательных) могу назвать следующие — чистотел, чистюля, чистоплотный, начистоту, чистота, чистенький, чистить, чистокровный, чистосердечный, чистка.

Родственные слову «чистоговорка» (по второму корню) — говор, выговор, наговорить, приговор, отговорка, заговор, говорящий, говорун, говорильня, сговор, переговоры, разговор, говорливый.

Родственные слову «чистосердечный» (по второму корню) — сердце, сердечный, сердечко, бессердечие, сердцебиение.

система выбрала этот ответ лучшим

Tanye­tta
[298K]

6 лет назад 

1. Слово » чистоговорка «, относится к имени существительному, потому что отвечает на вопрос » что? «, является неодушевленной, имеет женский род и единственное число. Имеет следующие однокоренные слова, например, чистить, чистота, чистенький, начистоту, чистка, пречистый, чистоплюй, чистильщик.

2. Слово » чистосердечный «, является прилагательным, потому что отвечает на вопрос » какой? «, имеет мужской род и единственное число. К данному слову можно подобрать следующие однокоренные слова: милосердие, серцевина, сердце, сердечность, сердцеед, простосердечность, сердцебиение, сердечко, сердобольность, сердцеедка.

В словах чистоговорка и чистосердечный есть такие корни: чист-, говор-, и серд-.

К ним можно подобрать такие однокоренные слова:

-чистота, чистейший, чистенько, очистить;

-говорить, поговорка, говор, приговаривать, заговор, заговорщик, приговор;

-сердце, сердечность, сердечный.

И слово Чистоговорка и слово Чистосердечный имеют одинаковый первый корень ЧИСТ, но разные вторые корни, поэтому по корню ЧИСТ- однокоренные слова будут общими: Чистота, Чистка, Чистенький, Пречистый, Чистильщик, Чистоган, Чистоплюйство.

А вот и другие однокоренные слова к слову Чистоговорка: Говорильня, Говорить, Говор, Говорун, Скороговорка, Поговорка, Наговор.

Однокоренными словами по корню СЕРД- будут Сердце, Сердечность, Сердобольность, Сердцебиение, Сердцеедка, Милосердие, Простосердечность.

Знаете ответ?

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Сложные слова. Работа  со словарем однокоренных слов»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия
«сложные слова» и введения
                                       его в систему знаний
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм  определения сложных слов,
дать понятие        
                             «сложные слова» на основе знаний детей;
                         2. развивать умение находить сложные слова среди
других слов, развивать
                             мыслительные операции и творческие способности,
речь обучающихся;
                         3. воспитывать чувство прекрасного,  любовь и бережное
отношение  к природе.
Тип урока:  урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс», рабочая
                              тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для
учащихся,
                              раздаточный материал.

Ход урока:

I. Самоопределение к
деятельности
.

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем.
Сегодня мы
                 будем работать со словами, анализировать, сравнивать,
рассуждать, искать решения.      
                 Пожелаем друг другу успешной работы.

II. Актуализация  знаний.

Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и
классная работа, ручки         
                  положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?    
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?  
                   Опустел наш старый сад,
                    Паутинки вдаль летят,
                    И на южный край земли
                    Потянулись журавли.
                    Распахнулись двери школ.
                    Что за месяц к нам пришёл?   
Ученики: Сентябрь
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд  3)
Учитель:     Всё мрачней лицо природы:
                    Почернели огороды,
                    Оголяются леса,
                    Молкнут птичьи голоса,
                    Медведь в спячку завалился.
                    Что за месяц к нам явился?   
Ученики: Октябрь (Слайд 3)
 
Учитель:  Поле чёрно-белым стало.
                  Падает то дождь, то снег.
                  А ещё похолодало —
                 Льдом сковало воды рек.
                 Мёрзнет в поле озимь ржи.
                 Что за месяц, подскажи?    
Ученики: Ноябрь (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?   
Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода,
имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.
Учитель: Разбираем.  Проверяем.  (Слайд 3)
Учитель: Что вам известно об окончании ?  
Учитель: Что такое основа слова?   
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним
Ученики: 1.«сентябрь»,  т.к. в первом слоге безударная  гласная «е»,
а в остальных словах «о» .
 2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а
остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова
«сентябрь» и      
                «октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки.
                 А пока девочки  делают фонетический разбор на карточках, мы вместе
устно выполним         
                фонетический разбор слова «ноябрь».

Ноябрь-но-ябрь, 2 слога  (Слайд
4)
н -[н ] согл., зв., непарн., тв.        
о- [а] гласн., безуд.                        
я- [й’] согл., зв., непарн., мягк.,  
     [а] гласн., уд.
б- [б] согл., зв., парн., тв.          
р- [р’] согл., зв., непарн., мягк.  
ь- [-]  ————-                          
6б. 6зв.                                         

Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев
пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия
осенних месяцев  отражал  их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
 Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь
называли «хмурень».  (Слайд 5) Как вы думаете, почему?  Имя «хмурень» он
получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев — небо начинает
часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом».   (Слайд 6) Почему? У
наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое
мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель:  А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Как
вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая,
разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В  старину этот месяц
назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке
зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в
древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни
растений).


 Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и
скажите , почему  именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд 10).
Ученики: Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие 
листьев радует глаз.

«Унылая пора, очей очарованье…»
                                                             А.С.Пушкин
Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте
текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)

 Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,   
Под  н…гами ш…лестят         
И л…тят, л…тят, л…тят.     

И высоко от з…мли                  
Прол…тели  жур…вли.            
Всё л…тит! Должно быть, это  
Ул…тает наше лето!              

Учитель: Какие слова  из  текста можно объединить в группу? 
Ученики: Летят, пролетели, улетели   (Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?   
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?   
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики: Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
 
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем  однокоренные  слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят      (Слайд 12).
Учитель: Второе слово
Ученики: Пролетели (Слайд 12).   
Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает       (Слайд 12).

Учитель: Какой способ образования слов использован в
найденных вами словах?  
Ученики: Приставочно-суффиксальный  (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?     
Ученики: Приставочный и суффиксальный.

Индивидуальная
работа.
Учитель: Подберите ещё 3  однокоренных слова с данным корнем, подходящие к
следующим схемам:
(Слайд).
I  вариант — приставочный способ образования. (Слайд 13)
II  вариант — суффиксальный способ образования. (Слайд
13)
 Учитель: Обоснуйте подбор слов.

Учитель: Составьте алгоритм разбора слов  по составу
Ученики: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде
14составляется схема)

III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка
учебной задачи
.

Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев,
выполните разбор слова по составу  самостоятельно.
Хмурень              листопад                   грудень (Слайд 15)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.   
Ученики: Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных? 
 Ученики: Образовалось из двух слов — «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
 Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их
образования.

Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)

IV. Построение проекта выхода
из затруднения.
1. Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание:  назовите основы, от которых образовались выделенные слова.
Работаем в тетради, а Дима идёт   к доске. Записываем:

    Лес, степь —  лесостепь    

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово  «лесостепь»?
Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик:  Лес. Выделили её.
Учитель:  Назови основу слова «степь»?
Ученик:  Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
 Ученик: Буква «о».
 Учитель: Эта буква так и называется –  соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».

   
    лес, парк – лесопарк
    лес, тундра – лесотундра
    птица, ферма – птицеферма
    корень, плод – корнеплод

Учитель: Прочитаем правило на странице 92.  
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд
17)

2. Работа с учебником.  

Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут
образовываться  сложением двух основ?

 Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и
основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е».
(Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и
его составе? Ученики: Оно образовалось сложением основы первого слова и
корня второго слова. (Слайд 18)
 Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с
которыми мы познакомимся позже.

V.Первичное  закрепление   во  внешней  речи.

Игра.  «Образуй сложное слово».

Учитель: Устали? Давайте играть.  Я бросаю вам мяч и два
простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить — лесоруб
буря, ломать — бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит — самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз. (Слайд 19)

VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
   

Учитель: В осеннем лесу налетел ветер,
сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам
нужно определить, с какого дерева  упали листья.  Для этого вам нужно найти
слово по его значению. У  каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у
1 варианта.
Ученики: заводь           
(Слайд 20)
                 водоворот    
(Слайд 20)
                 паводок        
(Слайд 20)
                 водолаз      
 (Слайд 20)

Учитель:  С каким словом
связаны все эти слова? 
Ученики: Вода. (Слайд 20)
Учитель: А теперь переверните карточку и
скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья?
Ученики: Берёзы.  (Слайд
20)
Учитель: Посмотрим, что получилось у 2
варианта?
Ученики:  водитель              
(Слайд 21)
                  поводок               
(Слайд 21)
                  экскурсовод        
(Слайд 21)
                  счетовод      
        (Слайд 21)

Учитель: С каким словом связаны все эти слова?  
Ученики: Водить. (Слайд 21)
Учитель: А теперь переверните карточку и
скажите, с какого дерева вы собрали листья?
Ученики: Клёна. (Слайд 21).

Учитель: А теперь,  каждый из своего варианта
выписывает сложные слова и их разбирает их по   составу. (Слайд 22)
Учитель: Какие слова выписал 1
вариант?      
Ученики: Водоворот (Слайд 22)     Водолаз.
(Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?  
Учитель: Какие
слова выписал 2 вариант?       
Ученики: Экскурсовод  (Слайд 22)     Счетовод. (Слайд 22)
Учитель: Как разобрали?     1 вариант. (Слайд)

Небольшой залив в реке или озере с замедленным
течением.

заводь

Место в реке, море, в котором течения образуют
вращательное движение.

водоворот

Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега
и льда.

паводок

Специалист, занимающийся подводными работами.

водолаз

2 вариант. (Слайд)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным
средством.

водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским
счетам.

счетовод

VII. Включение в систему
знаний и повторение.

Творческая работа. Работа по  карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах
природа осенью также меняется.  (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на
карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.

Учитель: Проверьте  выполнение  задания. (Слайд 25)

VIII. Рефлексия.

Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд  27).  

Однокоренные и родственные слова «сложный»

Родственные для «сложный» слова — это лексемы, близкие по смыслу, с корнем –сложн–, принадлежащие к разным частям речи. сложный — прилагательное, корень слова — сложн, имеет следующие однокоренные слова:

  1. архисложный
  2. возлагать
  1. возложение
  2. заложник
  1. осложнение
  2. осложнять
  1. предложение
  2. слагаемое
  3. слог
  4. сложение
  5. сложить
  1. сложнейший
  2. сложно
  3. сложность
  4. сложноцветный
  5. спецпредложение
  1. телосложение
  2. усложнение
  3. усложнять
  4. усложняться
  5. усложнённость

Слова с омонимичными корнями

Важно! Не являются однокоренными, омонимичные корни имеют одинаковое написание, но разное лексическое значение.

  1. безотложный
  2. вложение
  3. возложить
  4. выложить
  5. выложиться
  6. вышеизложенный
  7. жироотложение
  8. капиталовложение
  9. капиталовложения
  10. ложе
  11. ложить
  12. ложиться
  13. ложноклассицизм
  14. ложноклассический
  15. ложноножка
  16. ложноножки
  1. месторасположение
  2. неразложимый
  3. низкорасположенный
  4. низложение
  5. низложить
  6. обложиться
  7. основоположение
  8. отложение
  9. отложистый
  10. отложить
  11. отложной
  12. переложенный
  13. подложка
  14. подложный
  15. предложный
  16. предрасположение
  1. предрасположить
  2. приложить
  3. противоположение
  4. противоположный
  5. разложение
  6. разложимый
  7. расположить
  8. расположиться
  9. рацпредложение
  10. рукоположить
  11. самообложение
  12. скотоложец
  13. сложиться
  14. уложение
  15. цветоложе

Обратите внимание, что среди однокоренных слов не всегда можно найти проверочные слова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фильм про ангела
  • Опечатка в снилс как исправить
  • Как найти эллипс онлайн калькулятор
  • Как найти массовую долю элемента h2so4
  • Как я нашел серебряные рубли