Часто, утомившись на работе или проведя целый день в компании друзей, мы говорим: «Ох, как я устал(а) от людей! Хочется уединиться…» И это совершенно нормальное желание каждого человека, ведь преизбыток социальных контактов ведет именно к этому. Однако не стоит забывать, что именно общение, вербальные и невербальные взаимодействия являются одним из важнейших «строительных материалов» нашей личности.
На нашем бесплатном курсе «Психология личности» мы приводим несколько определений этого понятия, наиболее распространенное и емкое из которых следующее: «Личность – это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от других». Из этого определения совершенно очевидным становится, что внешнее проявление человека – это его поступки. Именно по ним мы можем понять, что собой представляет человек. И, конечно, каждый человек в конкретной ситуации ведет себя способом, присущим только ему.
Однако возможно ли понять хотя бы небольшую долю внутреннего мира человека, набор хотя бы некоторых его психологических черт, исходя из того, как он выглядит, говорит, ведет себя на публике, т.е. не взаимодействуя с ним тесно? Положительный ответ на данный вопрос дает такое направление психологии как профайлинг.
Профайлинг – это комплекс социально-психологических методик по диагностике личностных особенностей, скрываемых мотивов и оценке информации, основанной на невербальном, вербальном и субвербальном проявлении субъекта. Помимо этого, задачей профайлинга является прогнозирование сценариев развития ситуаций и отношений, поступков и общения личности [М. Арпентьева, 2016]. А понятие, тесно граничащее с профайлингом, – социально-психологический портрет личности.
Почему важно уметь составлять социально-психологический портрет личности? Можно ли научиться этому? Какова его структура? Чуть ниже обсудим именно эти вопросы.
Зачем вообще разбираться в других людях?
Довольно логичный вопрос, не так ли? Живем себе спокойно, пытаемся разобраться в себе, а тут еще и других изучай! Тем не менее уверяем вас: навык этот вам пригодится, и вот в чем здесь дело…
Общество – это социальная оболочка, в которую мы попадаем сразу после тела. Коммуникации составляют базу любого общества, ведь неслучайно у слов «общество» и «общение» одинаковый корень. Но общение – это тоже навык, которому нужно учиться, чтобы достигать эффективного взаимодействия, полезного для всех участников. Профайлинг как раз помогает узнать о личности как можно больше, распознать выгоды и угрозы, преимущества и риски, приносимые в результате данного взаимодействия. А составление социально-психологического портрета – первая ступень разбора личности.
Существует точка зрения, согласно которой невозможно составить социально-психологический портрет личности, основываясь только на коротком взаимодействии. Ильдар Зинуров, писатель и коуч, практикующий психолог современности, придерживается именно такой позиции и утверждает, что видеоролики с изучаемой знаменитой личностью, проезд в лифте каждое утро с соседом или лекции с преподавателем в вузе не могут служить полноценной базой для составления психологических портретов этих людей [И. Зинуров, 2019]. И безусловно, профайлинг – это не чудодейственная методика, помогающая прочитать человека за пару минут.
На самом деле это целая наука и, возможно, даже особенность отдельно взятой личности. Известно, что человек рождается с таким качеством как эмпатия (способность понять и уловить состояние другого человека, его эмоции и настроение), а это одно из основополагающих качеств любого профайлера. Кстати, часто профайлинг используется в сфере криминологии при расследовании преступлений, при составлении психологических портретов преступников.
Приведем примеры самых знаменитых профайлеров из истории криминологии:
- Роберт Ресслер. Или, как его еще называют, Шерлок Холмс 20 века. Ресслер был агентом ФБР, параллельно читал лекции по криминологии и написал несколько книг по психологии преступлений. В его работах можно увидеть множество описаний портретов убийц, насильников и других преступников. Образ Ресслера послужил прототипом персонажа Джека Кроуфорда в фильме «Молчание ягнят».
- Пол Экман. Профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, один из самых известных американских психологов, Пол Экман является специалистом в сфере распознания лжи, а также классификации человеческих эмоций. Именно данная сфера научных исследований и интересов, безусловно, не оставляет в стороне и такие организации как ФБР, ЦРУ, крупные корпорации, в том числе анимационные студии Pixar и Industrial Light and Magic. Возможно, вы даже смотрели популярный сериал «Обмани меня», консультантом которого выступал ученый.
- Джо Наварро. Американский автор кубинского происхождения, также какое-то время являвшийся агентом ФБР. Наварро написал несколько книг по невербальному общению, главным образом специализируясь непосредственно на том, что стоит за словами говорящего. Будучи публичным оратором, Наварро консультирует людей, учит замечать то, что обычно не говорится, «читать» окружающих по языку тела.
Как видно, знания из области профайлинга помогают не только приобретать полезные навыки, связанные с коммуникациями, но и добиваться карьерного успеха. Зачастую корпорации приглашают профайлеров на собеседования, чтобы отобрать подходящего кандидата на вакансию, а государственные органы безопасности и вовсе охотятся на профессиональных профайлеров, дабы расследовать преступления с большей эффективностью. Поэтому умение составлять социально-психологический портрет личности как одно из ключевых направлений профайлинга может понадобиться вам в самых разных ситуациях [Ж. Ризабекова, 2020].
С биографиями и научными работами вышеуказанных авторов вы можете ознакомиться поближе сами, а мы поделимся с вами тем, из чего состоит социально-психологический портрет личности.
Структура социально-психологического портрета личности
Прежде чем разобраться в составляющих социально-психологического портрета личности, ответим на вопрос: «А что же это вообще такое?» Определение данного феномена следующее: комплексная психологическая оценка личности с пояснением к набору ее внутренних характеристик, а также потенциальных поступков в значимых ситуациях. Одной из важнейших характеристик является ее устойчивость, приводящая к последовательности действий, а также их предсказуемости [Л. Копырина, 2016].
Теперь можно более подробно поговорить о компонентах социально-психологического портрета человека. Всего в структуру портрета включается от 5 до 8 составляющих. Перечислим их и раскроем сущность самых главных.
Темперамент
Пожалуй, базовая вещь при составлении социально-психологического портрета личности. Темперамент – это своеобразная биологическая (определенная в результате врожденных качеств) настройка человека, проявляющаяся в наборе индивидуальных свойств психики, формирующих в совокупности определенный тип темперамента.
Многие врачи, ученые (Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У Шелдон, И. Павлов и т.д.) выдвигали различные теории относительно того, по каким критериям следует различать те или иные типы темперамента – от преобладающего «сока организма» (кровь, флегма, желчь, черная желчь) до особенностей протекания нервных процессов. Сегодня же научному психологическому миру известны четыре основных типа темперамента:
- сангвиник;
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик.
Как отличить сангвиника от флегматика? Коротко опишем каждый из типов:
- Сангвиник. Активный человек с живой мимикой, энергичными движениями, с энтузиазмом вовлекающийся в новые процессы, умеющий посмеяться от души и передающий весь эмоциональный спектр на лице. Сангвиники работоспособны, находчивы, разговаривают в обычном или быстром темпе, могут не замечать слабых раздражителей (слабого света, тихого звука и т.п.), не склонны к однообразному настроению, по большей части экстравертивны.
- Холерик. Наиболее взрывной тип темперамента, нетерпеливый, несдержанный и в то же время довольно инертный, менее гибкий, нежели сангвиник. Холерик довольно упрямый, настойчивый, доказывает свою позицию вопреки контраргументам. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой для холерика не так просто. В большей мере экстраверт нежели интроверт.
- Флегматик. Пассивный человек с небогатой мимикой и скудной жестикуляцией. Эмоциональная палитра флегматика не так красочна и разнообразна – его в целом не так просто побудить к проявлению чувств – налицо (и на лице) спокойствие и невозмутимость. Речь не отличается высокой скоростью. Переключение с одного вида работы на другой довольно затруднительно, тем не менее при погружении в работу флегматик показывает работоспособность и глубину. Терпеливость, усидчивость, самообладание, наличие инравертивности – все это свойственно флегматику.
- Меланхолик. Наибольший интроверт из всех типов темперамента. Самый ранимый и обидчивый, плаксивый и неуверенный в себе. Такому человеку не свойственна работоспособность, ему нужна поддержка и постоянная стимуляция. Меланхолик не располагает большим запасом энергии. Тихий голос, скованные и неуверенные движения, скудное эмоциональное оформление событий – вот такой портрет у меланхолика [Я. Стреляу, 1982].
Заметим, что нет людей с каким-то одним ярко выраженным типом темперамента – как правило, у людей бывает доминирующий тип, а все остальные (или некоторые) присутствуют в меньшей мере. Подумайте, какой тип темперамента выражен более всего у вас, и обязательно делитесь в комментариях, какие плюсы и минусы вы в нем находите.
Итак, определение типа темперамента – первый шаг на пути составления социально-психологического портрета личности. Далее поговорим о не менее важных пунктах.
Интеллект
Или, по-другому, способности (хотя в некоторых источниках данные понятия презентуются, как две разные компоненты социально-психологического портрета). Многие утверждают, что человек рождается с набором способностей, указывая на генетический способ получения интеллекта. Однако мы призываем вас не поддаваться на подобные провокации – человек рождается с задатками, и, только живя в обществе, он может превратить свои задатки в способности. Каким образом? Думаем, что и вы сами уже догадались… Конечно, развиваясь и работая над собой.
Таким образом, способности – это свойства личности, с развитием которых человек может добиться успеха при выполнении какой-либо деятельности. Они подразделяются на:
- общие (помогающие в любой деятельности, к примеру, развитая фантазия, хорошая зрительная память, умение подмечать мелочи и т.д.);
- специальные (помогающие в определенной сфере, к примеру, математические, физические, художественные и т.д.)
Интеллектуального человека не так просто подметить, а вот глупость всегда бывает видна, поэтому старайтесь искоренять любые ее проявления. Интеллект же определим как эффективность абсолютно любых реакций. Среди некоторых характеристик, свойственных интеллектуальному человеку, выделим следующие: любознательность, открытость к новым (зачастую нестандартным) знаниям, трудолюбие, развитый самоконтроль, наличие стратегического мышления, умение видеть связи и проводить параллели, адаптивность и т.д.
Сегодня создан ряд тестов, помогающих определить уровень интеллекта, тем не менее при встрече человека у нас не бывает возможности протестировать его. А вот заметить в работе указанные характеристики может быть более просто и порой эффективно.
Теперь перейдем к следующему пункту.
Характер
Описывая и составляя социально-психологический портрет, невозможно обойти стороной его такой принципиальный компонент как характер, представляющий собой совокупность психических свойств человека, проявляющихся в его поведении [В. Лукашевич, Е. Пронина, 2001]. Приведем основные типы характера, выделяемые в психологической науке:
- Гипертимный – активный, подвижный тип с постоянным желанием общения, развлечений, не переносящий одиночество и монотонность.
- Циклоидный – наиболее подверженный изменчивости настроения – от депрессии до вдохновленной работоспособности.
- Астено-невротический – постоянная усталость, желание отдохнуть наряду с постоянной интроспекцией и импульсивностью.
- Сенситивный – чувствительный, добродушный и отзывчивый, пытается услужить другим людям из-за чего они начинают им пользоваться.
- Психастенический – внимательное отслеживание жизненных событий и состояний, скрупулезность и повышенные требования к себе, отсюда самокритичность, но и надежность в отношениях с другими людьми.
- Шизоидный – закрытость, отрешенность от мира, низкий уровень эмпатии, необщительность, концентрация на любимом деле.
- Эпилептоидный – взрывной, импульсивный, гневный человек с постоянным намерением контроля.
- Истероидный – желание быть в центре внимания и событий, демонстрация превосходства, избыточная инициативность, активность и коммуникабельность.
- Неустойчивый – нетерпение контроля, отсутствие системности, непредсказуемость поведения, неупорядоченность, в какой-то степени асоциальность.
- Конформный – потребность в коллективе и социуме, с которым он сливается и не выделяется, и таким образом может добиться карьерных высот; не создает конфликтов, адаптируется к разным ситуациям.
- Лабильный – зависимость настроения от слов посторонних людей, похвала окрыляет и вдохновляет, а критика демотивирует и расстраивает [В. Степанова, 2017].
Указанные типы называются акцентуациями характера, что означает превалирование описанных качеств. Так же, как и с темпераментом, невозможно встретить личность исключительно с истероидным или другим типом характера; конечно же, они рассматриваются в сочетании с доминированием одной акцентуации.
Более подробно познакомиться с описаниями данных типов можно в видеоролике ниже:
А мы переходим к следующему компоненту психологического портрета.
Направленность
Формализуя направленность личности, следует указать, прежде всего, на мотивы, побуждающие ее к изменениям. Направленность, как можно заметить, не является стабильной и склонна к изменениям ввиду возраста, переоценки ситуаций, смены идеалов и даже мировоззрения.
Направленность личности также состоит из следующих компонентов:
- влечение – неосознанный мотив, зарождающееся желание с недостаточно четкой потребностью;
- желание – осознанная потребность в каком-то явлении, но недостаточная для побуждения к действию;
- стремление – мотив к достижению желаемого результата, выраженный в форме мечты, страсти, идеала и достаточный для активизации действий;
- интерес – мотив к познанию какого-то явления на базе положительного эмоционального фона;
- установка – неосознаваемая готовность личности воспринимать мир и реагировать на его явления под определенным углом;
- склонность – мотив, при котором личность испытывает выраженную потребность по реализации определенной деятельности;
- намерение – мотив, при котором человек не только предвосхищает результат, но и осознает и понимает средства его достижения;
- мировоззрение — совокупность общих представлений человека о мире, своем месте в этом мире, возможностях и способах воплощениях этих возможностей в действительность;
- убеждение – взгляд личности на какое-то явление, задающий направление ее поступкам.
Глядя на указанный список, можно заключить, что направленность личности – это исключительно ее мотивационная сфера, т.е. все то, что двигает человеком и побуждает его к действиям. Здесь также следует осознавать, что мы говорим о личной направленности, но при этом не стоит забывать и о существовании деловой направленности (мотивы, двигающие поведение группы, нацеленной на достижение определенного результата) [И. Шупейко, 2008].
Рассмотрим следующую составляющую социально-психологического портрета личности.
Чувства и эмоции
Невозможно понять, что из себя психологически представляет человек, если мы не понимаем его чувств. В состав данного структурного элемента социально-психологического портрета входят несколько позиций. Опишем каждую из них:
- Эмоции. Мгновенные реакции человека, возникающие в результате внешних и внутренних раздражителей. Эмоции относят к базовым реакциям (восторг, страх, удивление, разочарование, стыд и т.д.) Одним из признаков зрелой личности является умение контролировать свои эмоции, скрывать их в нужный момент (а профайлеры учатся распознавать даже такие скрытые эмоции, в чем зачастую и состоит большая сложность), выводить на новый уровень и развивать эмоциональный интеллект [А. Таежная, 2018].
- Чувства. Отношение человека к окружающему миру, событиям, людям. Чувство – это более комплексное понятие, базирующееся на эмоциях. К примеру, если мы на протяжении долгого периода испытываем положительные эмоции к кошке, появившейся во дворе месяц назад и живущей за счет того, что мы ее подкармливаем, то, вероятно, к ней может возникнуть более глубокое чувство, и возможно, мы даже заберем ее домой. Т.е. чувства также толкают нас на конкретные поступки.
- Настроение. Длительное влияние эмоций на личность, вытекающее в продолжительное психологическое состояние. Палитра настроения может меняться и в результате краткосрочных раздражителей, однако его главная характеристика – это продолжительность действия.
- Аффект. Краткосрочное эмоциональное состояние человека, характеризующееся крайним его выражением и вызванное сильным внешним раздражителем. В состоянии аффекта личность теряет самообладание, эмоции берут верх, зачастую проявляет агрессию, гнев, в некоторых случаях даже рукоприкладство. Следует категорически избегать ситуаций с аффектами, т.к. они вредны как для самой личности, так и для ее окружения.
- Стресс. Реакция организма на отрицательное воздействие окружающей среды. При таком состоянии мы теряем силы по борьбе с негативными раздражителями, эмоциональное спокойствие также покидает нас. Люди, справляющиеся со стрессом лучше остальных, обладают стрессоустойчивостью, что помогает им во взаимодействии с различными социальными группами [Znaika TV, 2017].
Рассмотренные пять пунктов составляют собирательное понятие чувств и эмоций. Отслеживание эмоций – процесс всегда непростой, потому что мы сами также склонны к переживанию чувств. Соответственно, настоящий профайлер старается быть максимально беспристрастным и объективным, чтобы не ошибиться при составлении психологического портрета того или иного человека.
Итак, резюмируя весь вышеизложенный материал, выделим главные компоненты структуры социально-психологического портрета личности еще раз:
- Темперамент
- Характер
- Интеллект (способности).
- Направленность личности.
- Чувства и эмоции [Х. Исраилова, 2018].
На основе данной структуры можно составлять портрет любого человека. Главное быть внимательным при выборе тех или иных позиций рассмотренных элементов, а также подтверждать свои выводы реальными доказательствами, быть уверенным в своей аргументации.
Кстати, наша онлайн-программа «Профайлинг», включающая множество полезных материалов, интерактивные упражнения, позволит вам за 5 недель овладеть навыком «чтения» людей. Вы сможете понимать их скрытые мотивы, анализировать жесты и мимику и, конечно, более успешно составлять социально-психологический портрет любого человека.
Бонус напоследок
В заключении приведем пример социально-психологического портрета конфликтной личности. Почему именно конфликтной? Потому что каждый эмоционально здоровый человек пытается избегать конфликтов, не ссориться и не ругаться по пустякам, а одним из действенных методов на этом пути является избегание конфликтных личностей. Поэтому давайте составим ее портрет, чтобы знать врага в лицо и быть на шаг вперед.
В психологической практике выделяется довольно широкий спектр конфликтных личностей, отличающихся друг от друга рядом признаков. Если вам интересно узнать об этой теме более подробно, советуем вам прочитать статью «Психологическая характеристика портрета конфликтной личности». Мы же опишем один из наиболее распространенных типов нарушителей спокойствия – жалобщиков.
Определяя тип темперамента жалобщика, безусловно, следует обращать внимание на индивидуальные особенности человека, однако зачастую это бывают холерики, гневающиеся на какие-то явления, например, поведение коллеги, условия труда, иерархию отношений и т.д.
В силу неустойчивого типа характера, такие люди иногда жалуются по причине эмоционального всплеска, т.к. они подвержены аффектам или дурному настроению. При этом интеллект такой личности может быть довольно развитым, за исключением того момента, что им сложно контролировать свои эмоции. Направленность личности жалобщика может иметь под собой положительную мотивацию – стремление к лучшим переменам, желание восстановить справедливость. Однако все данные мотивы могут быть выстроены на субъективных взглядах.
Вот такой короткий социально-психологический портрет может быть составлен на примере отдельно взятой личности. Надеемся, что портреты, составленные вами, будут более информативными, точными и развернутыми.
Желаем удачи и предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний, чтобы лучше закрепить материал:
Проект на тему: «Социологический портрет человека»
«Если
вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само отыщет
вас».
К.
Д. Ушинский.
Профессия
воспитателя является крайне почетной
и уважаемой. Именно работник этой
профессии ответственен за формирование
личности и развитие дальнейшей судьбы
человека. Впервые эта
профессия появилась еще в Античной
Греции.
Профессия
воспитателя играет очень важную роль
в обществе. Действительно, если бы не
было детских садов, то кто бы присматривал
за детьми и занимался их развитием в
тот момент, когда родители работают?
Без воспитателей семейная жизнь была
бы намного сложнее, родителям пришлось
бы столкнуться с рядом проблем, а именно
— как зарабатывать деньги, если ребёнка
не с кем оставить дома?
Родители
зачастую с настороженностью относятся
к тем, в чьи руки они доверяют своих
детей. Поэтому, осознавая важность этой
профессии, я выбрала именно её и решила
рассмотреть какими же качествами должен
обладать тот самый идеальный воспитатель,
составила социологический портрет.
Общие данные.
Ф.И.О:
Третьякова Юнона Владимировна
Пол:
женский
Возраст:
30 лет
Образование:
высшее
Основные
занятия:
помимо работы занимается эстрадными
танцами, вокалом, участвует в творческих
конкурсах.
Профессия:
воспитатель
Место
работы:
детский сад
Семейное
положение:
замужем
Дети:
мальчик (5 лет) и девочка (4 года)
Знание
языка:
русский и английский со словарём
Национальность:
русская
Описание
характера:
добрая, общительная, терпеливая,
творческая, ответственная.
Внешние признаки.
Лицо: доброе,
приветливое, большие выраженные глаза,
приятная улыбка.
Рост: средний.
Телосложение: стройное.
Движения:
подвижная.
Походка: мягкая,
осторожная.
Голос:
приятный, звонкий.
Речь: умеренный
темп, высокий словарный запас, эмоционально
насыщенная.
Одежда:
опрятна,
предпочитает одеваться просто и со
вкусом.
Манеры:
вежливая, соблюдает общепринятые нормы,
производит приятное впечатление на
окружающих.
Основные особенности условий жизни, воспитания и формирования личности.
Социальное
положение:
проживала в полноценной семье.
Место
рождения и проживания в период детства:
г. Липецк.
Имеются
ли братья (сёстры):
брат.
Учебное
заведение: СОШ
№1 г. Липецка.
Любимые
предметы:
обществознание, рисование, литература.
Нарушение
школьной дисциплины: не
нарушала.
Оценка
учебной деятельности:
окончила школу с серебряной медалью.
Трудовая
деятельность в
молодости: с
19 до 21 года ставила спектакли с детьми
в детских домах, с 22 до 24 лет работала
вожатым в детском лагере.
На формирование
личности наиболее сильно повлияло
воспитание родителей, а так же бабушки.
Правильное воспитание сформировало в
Юноне уважение, понимание и любовь к
людям, а также ответственный подход к
своему делу.
Общая характеристика трудовой деятельности.
Профессия:
воспитатель в детском саду
Заработная
плата:
30 000 руб.
Опыт
работы:
6 лет.
Структура организации, в которой работает Юнона Владимировна.
Юнона
работает в Детском саду «Берёзка».
Детский
сад состоит из следующих работников:
заведующий
детским садом, заместитель заведующего
по административно-хозяйственной части,
главный бухгалтер, заведующий складом,
старший воспитатель, музыкальный
руководитель, 9 воспитателей, воспитатель
по физической культуре, педагог-психолог,
логопед, старшая медицинская сестра,
9 помощников воспитателя, врач-педиатр,
патронажная медицинская сестра,
социальный педагог, дворник, 4 повара.
Соседние файлы в предмете Социология
- #
- #
Как составить социальный портрет
Умение составлять социальный портрет является неотъемлемой частью процесса обучения студентов социальных специальностей. Он может быть составлен на отдельную личность, на группу людей определенной специальности, на общественное явление или регион. Начинать тренировку своих умений необходимо с более общей категории, например, с социального портрета своего микрорайона.
Вам понадобится
- — карта-схема микрорайона;
- -отчетные документы администрации микрорайона;
- — информационные документы ЖКХ.
Инструкция
Рассмотрите карту-схему микрорайона, которая имеется в администрации района, или составьте самостоятельно: жилые дома, торговые точки, производственные объекты, образовательные учреждения и др.
Опишите природную среду. Важным показателем является характеристика зеленых насаждений в кв.м. и водной площади, если таковая имеется. Из документов или сводок СМИ опишите экологическое состояние района: уровень загрязнения воздуха, воды, радиологическую обстановку.
Изучите материальную среду. Подсчитайте количество научных и образовательных учреждений, производственных предприятий, учреждений службы быта и общественного питания. Наличие спортивных площадок во дворах уточняется через сведения ЖЭКов, ЖКХ.
Составьте характеристику жилого фонда в процентах: проживающие на государственной площади, ведомственной, кооперативной, индивидуальной, коммунальной, в общежитиях, а также число стоящих на учете по улучшению жилищных условий. Укажите степень удаленности района от центра города и насыщенность маршрутами общественного транспорта.
Представьте особенности населения по следующим составляющим:- число жителей микрорайона по возрастам;- средний возраст взрослого населения;- соотношение по полу: мужчины и женщины;- социальный состав: рабочие, служащие, интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки и др.- уровень образования населения;- доля лиц трудоспособного возраста.
Выделите этническую специфику района, если таковая имеется, а также социокультурные традиции, ценности и религиознось народа. Отследите миграционные процессы: соотношение постоянно проживающего населения и приезжих.
Проведите исследование семей в районе. Подсчитайте их общее количество, а также – многодетных, неполных, опекунских, асоциальных, разведенных и др. Более подробно изучите молодые семьи со стажем совместной жизни до 3-х лет. Проживают ли самостоятельно или с родителями, имеют ли детей, нуждаются ли в дошкольных учреждениях. Особенно уделите внимание доходу в этих семьях: на уровне или ниже прожиточного минимума.
Сделайте обобщающие выводы в виде краткого изложения полученных данных в процентах, квадратных метрах и числовых показателях. Отметьте специфику района, отличающую его от остальных районов. Отметьте перспективы развития района: запланированные в документах и реально достигнутые за отчетный промежуток времени, который исследовали.
Обратите внимание
Дополнительно к социальному портрету района может быть приложен социальный портрет явления или личности, которые и определяют специфику данного территориального пространства: портрет торговых зон или портрет предпринимателя, проживающего в данном районе и ведущего активную социально значимую деятельность в районе.
Полезный совет
Составление социального портрета зависит от специфики интересов исследователя. Если интерес лежит в области изучения молодежи в районе, то акцент необходимо сделать на молодежные субкультуры, количество молодых людей, состоящих на учете в ИДН, количество вернувшихся из мест заключения, а также особенности проживания молодежи в семьях.
Источники:
- «Социология. Общий курс», А.И. Кравченко
- как составить др
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Понятия «социальный портрет» и «социологический портрет» стали применяться в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление аналогичного портрета было продуктивным для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов. В советский период был составлен социальный портрет простого советского человека, что в последующем стало основой для написания книги «Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х» [1]. Следует отметить, что данное исследование основывалось на результатах масштабного социологического исследования, что поспособствовало наиболее близкому описанию советской личности. В настоящее время формирование портрета осуществляется на базе не только представителей одной группы, но и религии (О социальном портрете современного верующего) и национальности (Социальный портрет современного белоруса).
В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.
Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов [2].
Актуальность. Введение в проблему. В эпоху постиндустриальной экономики и информационного общества образование становится одной из ключевых сфер экономической деятельности. Современное образовательное учреждение можно рассматривать как субъект рынка образовательных услуг — он конкурирует с другими участниками рынка, ему необходимо формировать свое позиционирование, разрабатывать комплекс маркетинга и т. д. В этой связи особую актуальность приобретает проведение различных видов поведенческих исследований, таких как например: составление портрета потребителя образовательных услуг. К потребителям образовательных услуг мы отнесем: абитуриентов, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, работодателей, государство. Однако, в данном исследовании фокус внимания направлен на слушателей первого курса направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса Южного Федерального Университета.
Обозначенная актуальность позволяет сформулировать цель исследования, состоящую в построении портрета слушателя 1 курса Высшей Школы Бизнеса, направления «Сервис». Цель может быть детализирована на задачи:
Идентификация половозрастного состава группы, а также условий проживания;
Выявление социально-значимых мотивов обучения, а также факторов их определяющих;
Формирование выводов и заключения исследования.
Далее, исходя из логики исследования, раскроем задачи, поставленные выше. Портрет потребителя составляется в первую очередь для составления качественного коммерческого предложения, которое будет адресованным и направленным конкретной целевой аудитории. Применительно к сфере высшего образования понимание портрета потребителя позволяет повысить отдачу при обучении, за счет привлечения именно тех абитуриентов, которые обладают наивысшим потенциалом для овладения конкретными специальностями, что конечном счете положительно скажется на успешном позиционировании образовательного учреждения.
В качестве фокус группы выбраны студенты первого курса, направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса, численность которых составляет 36 человек. Причем большую половину слушателей составляют девушки. (66.7%) Рис.1
Рисунок 1
Рисунок 2
Что касается возрастного среза, то слушатели в возрасте 18-20 составляют почти 2/3 всех опрошенных (66,7%) Рис.2. Что является базовым возрастом для выпускников школы. Но, проведя дополнительные исследования, выявим, что треть составляют студенты колледжа.
Следует отметить, что жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, преобладающее большинство опрошенных проживают ещё у родителей (42,8%) Рис.3.
Рисунок 3
Рисунок 4
Для определения мотивов обучения составлена анкета, в которой слушателям предложили ответить на ряд вопросов.
Анализ показал: в качестве мотивов подавляющее число отметили интересную работу важнее нежели ценность диплома об образовании Южного Федерального Университета. (48%) Рис.4.
Рисунок 5
Важно узнать мнение о том, на что ориентировались слушатели при поступлении.
Рисунок 6
Анализ диаграммы показал, что в своем выборе студенты полагались, в основном, на собственные предпочтение (84%) Рис.5, что подтверждают мотивы обучения. Рис.4.
Первичный анализ качества образовательного процесса и социальной жизни показал, что около ¾ слушателей скорее положительно оценивают свой выбор (Рис.6).
Рисунок 7
Также, обучающиеся считают, что важным качеством для достижения успеха в жизни являются целеустремленность и трудолюбие (Рис. 7), что подтверждают проводимые ранее исследования о том, что успех достигается не за счет предрасположенных качеств, но и за счет приобретенных, таких, как: целеустремленность, трудолюбие, инициативность и т. п.
Рисунок 8
Для определения связи между базовыми типами личности слушателей и осуществляемым ими потребительским выбором специальности предпринята попытка использования инструмента методологии DISK. Метод показал, что 62% слушателей принадлежат к категории поведенческого типа- «С» по методологии DISC. Кроме того, интересным является тот факт, что 67% слушателей 3-го курса также относятся к группе «С». Соответственно, нашему социальному портрету присущи такие качества, как тактичность, дисциплинированность, практичность, точность, четкость, собранность, аккуратность, принципиальность пунктуальность, требовательность, дипломатичность, аккуратность и пр. Люди данной категории ориентированы на результат, обладают даром замечать и анализировать детали и факты. Их главный мотиватор- желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться. Их главные ценности: логика, система, стандарты, правила, факты.
Заключение. Идентифицирован половозрастной состав слушателей 1 курса Высшей школы бизнеса, который показал, что средний возраст студента 18-19лет, возраст, в котором уже закончилось детство, но до зрелости еще далеко. Одним словом — молодость. Именно в этом возрасте наступает оптимальный баланс работоспособности и способности получать и накапливать новые знания. И в этом же возрасте молодые люди начинают поиски себя в обществе. Кроме возраста, у слушателей существенны различия и в условиях проживания. Более 40% опрошенных проживают с родителями.
Выявлены основные значимые мотивы поступления. Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности выделили профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии), опираясь на собственные предпочтения. При выборе вуза слушатели ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии.
Приведенные социологические данные подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему потенциал, готовность развиваться в сфере образования и науки.
Список литературы:
http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_18.doc.htm
http://www.maecaenas.ru/doc/2013_9_3.html
Слайд 1Проект на тему:
«Социологический портрет человека»
Слайд 2 «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю
свою душу, то счастье само отыщет вас».
К. Д. Ушинский.
Слайд 3Выбранная мной профессия является крайне почетной и уважаемой. Именно работник
этой профессии ответственен за формирование личности и развитие дальнейшей судьбы
человека.
Впервые эта профессия появилась еще в Античной Греции.
Слайд 4Почему я выбрала эту профессию?
Эта профессия играет очень важную роль
в обществе. Действительно, если бы не существовало этой профессии, то
кто бы присматривал за детьми и занимался их развитием в тот момент, когда родители работают?
Слайд 5Без этой профессии семейная жизнь была бы намного сложнее, родителям
пришлось бы столкнуться с рядом проблем, а именно — как
зарабатывать деньги, если ребёнка не с кем оставить дома?
Родители зачастую с настороженностью относятся к тем, в чьи руки они доверяют своих детей. Поэтому, осознавая важность этой профессии, я выбрала именно её и решила рассмотреть какими же качествами должен обладать тот самый идеальный работник, составила социологический портрет.
Слайд 6Общие данные.
Ф.И.О: Третьякова Юнона Владимировна
Пол: женский
Возраст: 30 лет
Образование: высшее
Основные занятия:
помимо работы занимается эстрадными танцами, вокалом, участвует в творческих конкурсах.
Семейное
положение: замужем
Дети: мальчик (5 лет) и девочка (4 года)
Знание языка: русский и английский со словарём
Национальность: русская
Описание характера: добрая, общительная, терпеливая, творческая, ответственная.
Слайд 7Внешние признаки.
Лицо: доброе, приветливое, большие выраженные глаза, приятная улыбка.
Рост: средний.
Телосложение: стройное.
Движения: подвижная.
Походка: мягкая, осторожная.
Голос:
приятный, звонкий.
Речь: умеренный темп, высокий словарный запас, эмоционально насыщенная.
Одежда: опрятна, предпочитает
одеваться просто и со вкусом.
Манеры: вежливая, соблюдает общепринятые нормы, производит приятное впечатление на окружающих.
Слайд 8
Основные особенности условий жизни, воспитания и формирования личности.
Социальное положение: проживала в
полноценной семье.
Место рождения и проживания в период детства: г. Липецк.
Имеются
ли братья (сёстры): брат.
Учебное заведение: СОШ №1 г. Липецка.
Любимые предметы: обществознание, рисование, литература.
Нарушение школьной дисциплины: не нарушала.
Оценка учебной деятельности: окончила школу с серебряной медалью.
Трудовая деятельность в молодости: с 19 до 21 года ставила спектакли с детьми в детских домах, с 22 до 24 лет работала вожатым в детском лагере.
На формирование личности наиболее сильно повлияло воспитание родителей, а так же бабушки. Правильное воспитание сформировало в Юноне уважение, понимание и любовь к людям, а также ответственный подход к своему делу.
Слайд 9О своей профессии Юнона Владимировна отзывается так:
«Эта работа приносит мне
радость от общения с детьми. Моя работа учит тому, что
потом самой пригодится в жизни, например, общению собственными детьми. Знаешь, как играть с ребёнком, как его развивать, какие игрушки покупать. Это должна знать каждая женщина-мать. В этом заключается важный плюс моей профессии».
Слайд 10Но, к сожалению, в каждой профессии имеются как свои плюсы,
так и минусы.
Юнона Владимировна говорит:
«Я несу большую ответственность за жизнь
и здоровье детей, в связи с чем переношу большие физические и эмоциональные нагрузки. Мы должны работать посменно, но на практике работают и в две смены без подмены в течение многих месяцев, это очень выматывает».
Слайд 11Взаимоотношения с коллегами.
Своими действиями, готовностью всегда придти на помощь и
ответственностью к работе вызывает уважение и доверительное отношение у своих
коллег.
Имея подход к родителям, умеет правильно и без конфликтов донести до них информацию, касающихся их детей. Родители с уважением относятся к словам и мыслям Юноны Владимировны, видя в ней прекрасного мастера своего дела.
Слайд 12Общая психологическая характеристика.
Темперамент.
Существует 4 типа темперамента:
Холерик;
Сангвиник;
Меланхолик;
Флегматик.
Ошибочно думать, что всех людей можно распределить по четырем
основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого.
Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Слайд 13активностью и энергичностью, присущей холерику;
подвижностью и эмоциональностью, присущей сангвинику;
сдержанностью, присущей флегматику;
мягкостью, отзывчивостью и тактичностью, присущей меланхолику.
Созданная мной
личность обладает:
Слайд 14В характере человека выражаются его существенные особенности.
Черты характера –
это свойства личности, устойчивые особенности поведения человека.
В структуре характера выделяют
4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:
к труду;
к другим людям, коллективу, обществу;
к самому себе;
к вещам.
Характер.
Слайд 15к труду – трудолюбива, склонна к творчеству, ответственна;
к другим людям,
коллективу, обществу — общительна, отзывчива, всегда приходит на помощь к
своим коллегам;
к самой себе – скромна, в некоторых ситуациях самокритична.
к вещам – бережливо относится к вещам, любит, чтобы вокруг неё был порядок.
Отношение созданной мной личности к разным сторонам деятельности следующее:
Слайд 16Способности.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, воспитатель должен
иметь незаурядные общие и специальные способности.
В число общих способностей входят
те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно воспитательной деятельности, обучения и воспитания детей.
Слайд 17Рассмотрим специальные способности созданной мной личности подробнее. К ним можно
отнести:
способность видеть и чувствовать, понимает ли ребёнок то, чего от
него хотят, устанавливать степень и характер такого понимания;
способность по-разному излагать, доступным образом объяснять то, что требуется от ребенка, обеспечивая понимание ребёнку того, что ему нужно сделать;
способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной информации, а также ее непосредственное использование в своей деятельности;
способность формировать у детей нужную мотивацию и направлять их в правильное русло;
способность привлечь к себе внимание ребенка, умение заинтересовать его;
способность иметь знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике;
знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их познавательную деятельность.
Слайд 18Направленность личности.
Направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что
человек хочет, к чему стремится, чего избегает, против чего готов
бороться).
Направленность личности определяет избирательность отношений и активности человека, влияет на выбор профессии. Успех в профессиональной деятельности зависит от того, соответствует ли выбранная профессия направленности личности.
Типы профессиональной направленности личности по Дж. Холланду:
Слайд 19В направленности личности Юноны Владимировны, безусловно, ярче всего проявляются черты
социального типа («помогателя»), поскольку её деятельность имеет социальную направленность, а
помощь детям в освоении знаний и опыта входит в круг его профессиональных обязанностей.
Слайд 20Особенности сферы общения.
Общая характеристика процесса общения:
Юнона Владимировна общительная, стремится
к общению с другими людьми, легко идет на развитие контактов;
всегда старается придти на помощь своим коллегам.
Слайд 21Социально-психологическая компетентность Юноны Владимировны:
адекватно оценивает восприятие себя окружающими;
может воздействовать на
других людей;
обладает развитыми коммуникативными умениями и приемами;
хорошо ориентируется в темах, связанных
с воспитанием детей.
Слайд 22внимательность;
ответственность;
отзывчивость;
тактичность;
общительность;
терпеливость;
склонность к работе с детьми, любовь к детям;
грамотная
и внятная речь, хорошо поставленный голос;
умение управлять коллективом;
умение контролировать свое
поведение и эмоции, крепкая нервная система;
творческое мышление;
доброта.
Юнона Владимировна обладает всеми качествами, которые должны быть присущи ей, учитывая её профессию, а именно:
Слайд 23Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и
эстетическому развитию детей, готовит их к школе;
Обучает навыкам устного счёта,
узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения;
Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу;
Знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами;
Прививает детям навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.);
Юнона Владимировна выполняет следующие функциональные обязанности:
Слайд 24Способствует укреплению здоровья путём закаливания, физических упражнений, следит за строгим
соблюдением режима занятий и отдыха;
Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях,
прививает детям навыки личной гигиены;
Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приёма пищи;
Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.);
Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.
Слайд 25Вывод:
Выбранная мной профессия– это не профессия, а состояние души.
Она дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не
ждёт в ответ благодарных слов. Работа этого человека не просто труд, а это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, может быть пойти на мучение, но видеть в этом свет и благодать.