- Книги
- Языкознание
- Н. Н. Соловьева
📚 Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка читать книгу
Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка
Читайте только на ЛитРес!
Как читать книгу после покупки
- Чтение только в Литрес «Читай!»
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
Стоимость книги: 80 ₽
Ваш доход с одной покупки друга: 8 ₽
Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться
- Объем: 160 стр.
- Жанр: другие справочники, языкознаниеРедактировать
Эта и ещё 2 книги за 399 ₽
По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше
Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте
Описание книги
Словарь-справочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки.
Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела.
Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.
Подробная информация
- Возрастное ограничение:
- 0+
- Дата выхода на ЛитРес:
- 22 сентября 2010
- Дата написания:
- 2009
- Объем:
- 160 стр.
- ISBN:
- 978-5-94666-498-1
- Общий размер:
- 0 MB
- Общее кол-во страниц:
- 160
- Размер страницы:
- 115 x 180 мм
- Правообладатель:
- Мир и Образование
«Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка» — читать онлайн бесплатно фрагмент книги. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Книга входит в серию
«Говорим и пишем грамотно»
Оставьте отзыв
Другие книги автора
Поделиться отзывом на книгу
Н. Н. Соловьева
Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языкаPDF
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Словарь-справочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки.
Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела.
Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.
Данная книга доступна только для чтения на нашем сайте и не доступна для скачивания после покупки!
Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка
Год издания: 2011
Кол-во страниц: 160
- Аннотация
- Коллекции
- Классификаторы
- Аффилиация
- Бибзапись
- Фрагменты
Словарь-справочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки. Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела. Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.
- Полная коллекция ЭБС. СПО
- Расширенная коллекция СПО
- Мир и Образование. Коллекция «Говорим и пишем грамотно»
Тематика:
- 250309:
Теория текста. Стилистика
ББК:
- 8120:
Русский язык
УДК:
- 811161:
Восточнославянские языки. Русский язык
ОКСО:
- Среднее профессиональное образование
- 00.02.09:
Русский язык и литература - 00.02.34:
Русский язык и культура речи - 44.02.03:
Педагогика дополнительного образования - 44.02.06:
Профессиональное обучение (по отраслям) - ВО — Бакалавриат
- 42.03.02:
Журналистика - 44.03.01:
Педагогическое образование - 45.03.01:
Филология
ГРНТИ:
- 16.21.31:
Язык и письмо - 16.21.55:
Стилистика. Лингвистическая поэтика. Риторика - 16.21.61:
Культура речи и языковая норма
Соловьева, Н. Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка : словарь-справочник / Н. Н. Соловьёва. — Москвка : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование»,2011. — 160 с. — ISBN 978-5-94666-498-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1648720 (дата обращения: 29.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
Скопировать запись
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
Ãîâîðèì è ïèøåì ãðàìîòíî Í. Í. Ñîëîâü¸âà Êàê ñîñòàâèòü òåêñò? Ñòèëèñòè÷åñêèå íîðìû ðóññêîãî ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà Москва ОНИКС Мир и Образование
УДК 811.161.1(035) ББК 81.2Руся2 С60 Соловьёва Н. Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка / Н. Н. Соловьёва. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011. — 160 с. ISBN 9785488019102 (ООО «Издательство Оникс») ISBN 9785946664981 (ООО «Издательство «Мир и Образование») Словарьсправочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки. Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела. Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности. УДК 811.161.1(035) ББК 81.2Руся2 ISBN 9785488019102 (ООО «Издательство Оникс») ISBN 9785946664981 (ООО «Издательство «Мир и Образование») © Соловьёва Н. Н., 2011 © Оформление. ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011 С60
СОдЕржАнИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Как пользоваться словарём-справочником . . . . . . . . . . . . . . . . 6 ВИдЫ РЕЧЕВОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Слушание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Говорение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Речевая ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Типы высказываний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Словарик: Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И РАЗНОВИдНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Словарик: Литературный и нелитературный язык . . . . . . . . . . . 17 Схема описания стиля / функциональной разновидности языка . . . 19 Научный стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Основные языковые особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Словарик: Основные способы изложения научной мысли . . . . . . 23 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Публицистический стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Основные языковые особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Словарик: Основные жанры, лексические образные и синтаксические средства публицистики . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Официально-деловой стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Основные языковые особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Словарик: Жанровые разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 Разговорная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Основные языковые особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Словарик: Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Язык художественной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Основные языковые особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Словарик: Изобразительно-выразительные средства . . . . . . . . . 49 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
ТИПЫ РЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Описание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Языковые морфолого-синтаксические особенности . . . . . . . . . . 54 Схемы построения описания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Повествование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Языковые морфолого-синтаксические особенности . . . . . . . . . . 58 Схемы построения повествования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 Рассуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Языковые морфолого-синтаксические особенности . . . . . . . . . . 63 Схемы построения рассуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Примеры текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ СОдЕРжАНИЯ РАЗЛИЧНЫх ЧАСТЕЙ ТЕКСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Способы оформления начальной части текста . . . . . . . . . . . . . 67 1. Постановка проблемного вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 2. Интригующее начало речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 3. Личная оценка фактов с элементами новизны . . . . . . . . . . . . 68 4. Юмористическое, шутливое замечание . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Способы оформления основной части текста . . . . . . . . . . . . . . 71 Способы оформления заключительной части текста . . . . . . . . . . 73 1. Краткое изложение основных мыслей, положений . . . . . . . . . . 73 2. Призыв, обращение к аудитории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 3. Кульминация, заостряющая обсуждаемую проблему . . . . . . . . 75 4. Комплимент аудитории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Виды речей по содержанию и психологическим мотивам . . . . . . . 76 НАПИСАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫх СТИЛЕЙ И жАНРОВ . . . . . . 78 Научный стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 План . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Тезисы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Конспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Реферат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Рецензия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Статья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 Проектная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 Словарик: Разновидности ссылок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Официально-деловой стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 Заявление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 Расписка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Доверенность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Деловое письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Публицистический стиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Заметка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Репортаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Статья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Фельетон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Сочинение как творческая работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 Эссе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Разговорная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Личное письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Запись в дневнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Язык художественной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Лимерик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Рассказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 ОшИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ТЕКСТА . . . . . . . . 144 Ошибки в содержании текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Логические ошибки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Неудачное употребление изобразительно-выразительных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 ПОдГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ . . . . . . 148 докоммуникативный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Коммуникативный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Типичные ошибки при выступлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Посткоммуникативный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Речевой портрет выступающего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 дЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫх… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Основные структурные разделы стилистики . . . . . . . . . . . . . . 152 Принципы выделения стилей современного русского литературного языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Главные приёмы стилистического анализа . . . . . . . . . . . . . . . 154 Словарь-указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
ВВЕдЕнИЕ Настоящий словарь-справочник представляет собой практичес кое руководство, которое поможет всем, кто хочет научиться строить текст в соответствии с ситуацией общения. Как показывает практика, при составлении устного или письмен ного текста наиболее распространёнными являются следующие ошибки: нарушение стилистического единства; несоответствие жанру; нарушение структуры текста; несоблюдение законов логики. Кроме того, наибольшие трудности связаны с тем, как при созда нии текста правильно организовать его начало, выстроить основную часть и сформулировать логическое заключение. В настоящем справочнике на конкретных примерах показаны особенности того или иного стиля или функциональной разновидности, различных стилистических жанров, функциональных типов речи. Рассматриваются также типичные ошибки, которые касаются содержания текста и его структуры, даются рекомендации по подготовке к устному выступлению, критерии его оценки. Справочная часть настоящего издания представлена схемами, таблицами, краткими комментариями. Словарная часть содержит словарные статьи применительно к различным темам и отражает лексический минимум, необходимый для владения той или иной темой. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАрЁМ-СПрАВОЧнИКОМ Словарь-справочник ориентирован на решение двух задач: во первых, наглядно и предельно доступно представить основной стилистический и речевой материал; во-вторых, дать представление об • • • •
основных понятиях и реалиях языка, знание которых необходимо для построения текстов различных жанров и стилей. Словарь-справочник включает девять разделов, большинство из которых предполагает определённый алгоритм подачи материала. В первом разделе рассматриваются виды речевой деятельнос ти — чтение, слушание, говорение и письмо, указываются их этапы и раскрывается цель каждого вида речевой деятельности. Словарик к разделу содержит основные термины, используемые в нем. Второй раздел даёт представление о типах высказываний, ко торые используются нами в речи. В третьем разделе описаны функциональные стили и разно видности литературного языка. Каждый стиль или разновидность представлены в контексте действующих экстралингвистических факторов, а также основных языковых и стилистических особенностей. Приводятся примеры текстов всех стилей, к ним даются комментарии, составленные в соответствии с приведённым в начале темы алгоритмом. Размещённые в рамках каждого стиля или разновидности словарики помогают уточнить специфику жанровых разновидностей текстов и их языковые особенности. Четвёртый раздел посвящён типам речи. Рассматриваются языковые морфолого-синтаксические особенности, а также схемы построения описания, повествования и рассуждения. Приведённые примеры текстов иллюстрируют некоторые схемы данных типов речи. Пятый раздел рассматривает способы оформления содержания различных частей текста. Даются рекомендации с примерами относительно различных способов организации начальной, вступительной части текста, основной части и заключения. шестой раздел рассматривает особенности различных жан ров в контексте всех стилей и разновидностей литературного языка. Даётся представление о целях каждой жанровой разновидности текста, его функциях, на конкретных примерах показаны особенности структуры и языковая специфика текстов. Седьмой раздел указывает на типичные ошибки, связанные с оформлением текста. В восьмом разделе предлагаются рекомендации по подготов ке к выступлению и его реализации. Кроме того, раскрываются типичные ошибки, допускаемые при публичном выступлении; пред
лагаются критерии оценки речевого портрета выступающего, позволяющие протестировать себя с различных позиций речевого поведения. девятый раздел носит вспомогательный характер и ориентиро ван в первую очередь на тех, кто стремится расширить свою эрудицию и интересуется проблемными и спорными вопросами стилистики как науки. Заканчивается издание словарём-указателем, который содержит перечень используемой в словаре-справочнике терминологии и понятийной лексики с указанием страницы, где она встречается. В словаре-справочнике используется приём цветового выделе ния слов и словосочетаний с целью наиболее эффективного запоминания важной информации. Автор
Виды речеВой деятельности ВИдЫ РЕЧЕВОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтение Слушание Письмо Говорение ЭТАПЫ РЕЧЕВОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание этапа Мотивационно-побудительный этап Наличие мотива, побуждающего к определённому виду речевой дея- тельности Аналитико-синтетический этап Формулирование целей и задач того или иного вида речевой деятельности Исполнительный этап Чтение, слушание, письмо, говорение — результат выступает как мотив, побуждающий к определённому виду речевой деятельности ЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ Мотивационная часть Аналитико-синтетическая часть Исполнитель ная часть Мотив для получения информации; для общего развития; для отдыха, развлечения, наслаждения • • • Восприятие, понимание Принятие решения; последующее говорение; иногда совпадает с восприятием и пониманием
ВИдЫ ЧТЕНИЯ характеристика вида чтения и его функции Просмотровое чтение Используется для составления общего впечатления и предполагает просмотр текста; при просмотровом чтении обычно читается титульный лист, аннотация, оглавление, отдельные абзацы и предложения Ознакомительное (выборочное) чтение Применяется в целях выяснения определённых вопросов, которые находятся в разных источниках, а также для сравнения, сопоставления извлечённой информации, выработки собственной позиции по рассматриваемой теме, проблеме Изучающее чтение Активный вид чтения, который предполагает внимательное изучение материала; ориентирован на усвоение главной мысли текста, его цели, на понимание логики изложения и т. д.; требует последовательности в изучении материала, вникания в детали Сканирование Быстрый просмотр печатного текста с целью поиска нужного факта, слова, имени Быстрое чтение Характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного СЛУшАНИЕ СЛУшАНИЕ Мотивационная часть Аналитико-синтетическая часть Исполнитель ная часть Мотив для получения новой смысловой информации; для получения эстетического наслаждения; с целью получения каких- либо эмоций • • • Восприятие, понимание Принятие решения; последующее говорение; иногда совпадает с восприятием и пониманием
ВИдЫ СЛУшАНИЯ характеристика вида слушания и его функции Нерефлексивное слушание Подразумевает умение внимательно и молча слушать говорящего, не вмешиваясь в его речь своими репликами, вопросами и т. д. Рефлексивное слушание Предполагает активное вмешательство в речь собеседника или выступающего, оказание ему помощи в выражении своих мыслей и чувств; создание благоприятных условий для общения, что обеспечивает правильное и точное понимание собеседниками друг друга ПИСЬМО ПИСЬМО Мотивационная часть Аналитико-синтетическая часть Исполнитель ная часть Мотив для тренировки (при обучении письму); для выработки почерка; с целью закрепления правил орфографии и пунктуации; с целью развития собственной речи; для фиксации своих и чужих мыслей, поступков; для общения с друзьями и т. д. • • • • • • Формулирование мысли Принятие решения, письменные высказывания
ГОВОРЕНИЕ ГОВОРЕНИЕ Мотивационная часть Аналитико-синтетическая часть Исполнитель ная часть Мотив: для сообщения новой смысловой информации; для объяснения чего-либо; с целью одобрения или осуждения кого- или чеголибо; для убеждения кого-либо • • • • Восприятие, понимание, формулирование мысли Принятие решения, говорение РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ КТО (адресант)/социальная роль КОМУ (адресат)/социальная роль О ЧЁМ (тема) ГдЕ (место) КОГдА (время) ПОЧЕМУ (мотив) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ (цель) Внутренние обстоятельства общения Мотив Речевое намерение Какую реакцию ожидаю, что хочу услышать в ответ С какой целью говорю
ФАКТОРЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ характер факторов Общение непосредственное, прямое или опосредованное Беседа, письменное распоряжение и т. д. / выступление в средствах массовой информации Общение контактное или дистантное В непосредственной близости / осуществляемое на расстоянии Количество участников Монолог — речь, выступление одного человека; диалог — общение, в котором участвуют два человека; полилог — общение, в котором участвуют более двух человек Цели общения Познавательные (получить или передать информацию); регулятивные (побудить кого-либо к какомулибо действию, вызвать у слушающих / читающих определённое состояние и т. д.); ценностно-ориентационные (выразить своё отношение к чему-либо, выяснить отношение собеседника к предмету речи); этикетные (соблюсти правила речевого этикета); развлекательные (занять внимание кого-либо смешными историями и т. д.) Характер общения деловой, официальный имеет бытовой, неофициальный характер
- document_id: 377798
- product_id: 1648720
- ins_time (Добавлено на сайт): 2021-05-17 14:39:07
- upd_time (Обновлено на сайте): 2021-05-17 14:39:07
- upp_upd_date (Дата изменения в УПП): 2023-02-08
- Full PDF:
WARN Путь не доступен (не определен) /mnt/znanium_fullpdf/booksfull/done/1648/1648720.pdf - PDF pages:
OK /mnt/resources/resources/1648/1648720/pdf Страниц(160), Путь /mnt/resources/resources/1648/1648720/pdf - XML pages:
OK /mnt/resources/resources/1648/1648720/xml Страниц(160) - text *.idx:
OK - Количества стр. 377798.txt и 377798.cleared.txt :
OK - Full text:
OK /mnt/resources/resources/1648/1648720/txt/1648720.txt - Оглавления:
OK Путь /mnt/resources/resources/1648/1648720/txt/1648720.toc.txt
Словарь-справочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки.
Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела.
Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.