Соотношение генотипов в потомстве как найти

А.Н. СОЛОПЕНКО,
учитель химии и биологии МОУ СОШ № 4,
г. Дальнереченск, Приморский край

Решение задач по общей и молекулярной генетике

Предлагаемый задачник включает задачи
по следующим темам: молекулярная генетика (роль
нуклеиновых кислот в пластическом обмене),
наследование признаков при моногибридном
скрещивании (I и II законы Менделя), наследование
признаков при дигибридном скрещивании (III закон
Менделя), наследование признаков сцепленных с
полом. Задачи расположены по сложности,
звездочками (*) отмечены задачи повышенной
сложности.

Задачник содержит методические
рекомендации, цель которых – помочь в
самостоятельном освоении способов решения
задач. В пособии приводятся примеры типовых
задач с подробным объяснением оформления,
условных обозначений и решения. Каждый тип задач
предваряется кратким теоретическим материалом.
Для закрепления полученных знаний предлагаются
контрольные задания (Приложение 5), которые
можно решать как в классе, так и дома (с
последующим зачетом этой контрольной работы).

Пособие может быть использовано как
при углубленном изучении биологии в школе, так и
при подготовке к поступлению в вузы.

Решение задач по молекулярной
генетике

Ген – это участок ДНК, кодирующий
определенный белок. Малейшее изменение
структуры ДНК ведет к изменениям белка, что в
свою очередь изменяет цепь биохимических
реакций с его участием, определяющих тот или иной
признак или серию признаков.

Первичная структура белка, т.е.
последовательность амнокислотных остатков,
зашифрована в ДНК в виде последовательности
азотистых оснований аденина (А), тимина (Т),
гуанина (Г) и цитозина (Ц). Каждая аминокислота
кодируется одной или несколькими
последовательностями из трех нуклеотидов –
триплетами. Синтезу белка предшествует перенос
его кода с ДНК на информационную РНК (иРНК) – транскрипция.
При транскрипции выполняется принцип
дополнения, или комплементарности: А, Т, Г и Ц в
ДНК соответствуют У (урацил), А, Ц и Г в иРНК.
Непосредственно синтез белка, или трансляция,
происходит на рибосоме: аминокислоты, подносимые
к рибосоме своими транспортными РНК (тРНК),
соединяются в полипептидную цепь белка
соответственно триплетам оснований иРНК.

Однозначная связь между
последовательностями нуклеотидов в ДНК и
аминокислот в полипептидной цепи белка
позволяет по одной из них определить другую. Зная
изменения в ДНК, можно сказать, как изменится
первичная структура белка.

Задача 1. Фрагмент молекулы ДНК
состоит из нуклеотидов, расположенных в
следующей последовательности: ТАААТГГЦААЦЦ.
Определите состав и последовательность
аминокислот в полипептидной цепи,
закодированной в этом участке гена.

Решение

Выписываем нуклеотиды ДНК и, разбивая
их на триплеты, получаем кодоны цепи молекулы
ДНК:
ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ.
Составляем триплеты иРНК, комплементарные
кодонам ДНК, и записываем их строчкой ниже:
ДНК: ТАА–АТГ–ГЦА–АЦЦ
иРНК: АУУ–УАЦ–ЦГУ–УТТ.
По таблице кодонов (Приложение 6) определяем,
какая аминокислота закодирована каждым
триплетом иРНК:
Иле–Тир–Арг–Трп.

Задача 2. Фрагмент молекулы
содержит аминокислоты: аспарагиновая
кислота–аланин–метионин–валин. Определите:

а) какова структура участка молекулы
ДНК, кодирующего эту последовательность
аминокислот;
б) количество (в %) различных видов нуклеотидов в
этом участке гена (в двух цепях);
в) длину этого участка гена.

Решение

а) По таблице кодонов (Приложение 6)
находим триплеты иРНК, кодирующие каждую из
указанных аминокислот.
Белок: Асп–Ала–Мет–Вал
иРНК: ГАЦ–ГЦА–АУГ–ГУУ
Если аминокислоте соответствуют несколькими
кодонов, то можно выбрать любой из них.
Определяем строение той цепочки ДНК, которая
кодировала строение иРНК. Для этого под каждым
кодоном молекулы иРНК записываем
комплементарный ему кодон молекулы ДНК.
1-я цепь ДНК: ЦТГ–ЦГТ–ТАЦ–ЦАА.

б) Чтобы определить количество (%)
нуклеотидов в этом гене, необходимо, используя
принцип комплементарности (А–Т, Г–Ц), достроить
вторую цепь ДНК:
2-я цепь ДНК: ГАЦ–ГЦА–АТГ–ГТТ
Находим количество нуклеотидов (нтд): в двух
цепях – 24 нтд, из них А = 6. Составляем
пропорцию:
24 нтд – 100%
6 нтд – х%
х = (6×100) : 24 = 25%

По правилу Чаргаффа количество
аденина в молекуле ДНК равно количеству тимина, а
количество гуанина равно количеству цитозина.

Поэтому:

Т = А = 25%
Т + А = 50%, следовательно
Ц + Г = 100% – 50% = 50%.
Ц = Г = 25%.

в) Молекула ДНК всегда двухцепочечная,
ее длина равна длине одной цепи. Длина каждого
нуклеотида составляет 0,34 нм, следовательно:
12 нтд x 0,34 = 4,08 нм.

Задача 3. Молекулярная масса белка
Х равна 50 тыс. дальтонов (50 кДа). Определите
длину соответствующего гена.

Примечание. Среднюю молекулярную
массу одной аминокислоты можно принять равной
100 Да, а одного нуклеотида – 345 Да.

Решение

Белок Х состоит из 50
000 : 100 = 500 аминокислот.
Одна из цепей гена, кодирующего белок X, должна
состоять из 500 триплетов, или
500 x 3 = 1500 нтд.
Длина такой цепи ДНК равна
1500 x 0,34 нм = 510 нм. Такова же длина
гена (двухцепочечного участка ДНК).

Решение задач по общей генетике

Основные понятия и символы

  • Ген – участок молекулы ДНК в
    хромосоме, содержащий информацию о первичной
    структуре одного белка; гены всегда парные.

  • Генотип – совокупность всех
    генов организма.

  • Фенотип – совокупность всех
    внешних признаков организма.

  • Гибрид – организм,
    сформировавшийся в результате скрещивания
    особей, различающихся по ряду признаков.

  • Альтернативные признаки
    контрастные признаки (белый – черный, желтый –
    зеленый).

  • Локус – местоположение гена в
    хромосоме.

  • Аллельные гены – два гена,
    занимающие одинаковые локусы в гомологичных
    хромосомах и определяющие альтернативные
    признаки.

  • Неаллельные гены – гены,
    занимающие разные локусы в хромосомах.

  • Признаки, наследуемые по Менделю,
    – наиболее часто встречающиеся в решении задач
    (Приложение 7).

Аллельные гены могут находиться в двух
состояниях: доминантном, обозначаемом
прописной буквой латинского алфавита (А, В,
С и т.д.), или рецессивном, обозначаемом
строчной буквой (аb, с и т.д.).

Организмы, имеющие одинаковые аллели
одного гена, например доминантные (АА) или
рецессивные (аа), называются гомозиготными.
Они дают один сорт гамет (А) или (а).

Организмы, имеющие разные аллели
одного гена (Аа), называются гетерозиготными.
Они дают два сорта гамет (А и а).

Символы:

х – скрещивание организмов;
Р – родители;
F – дети; индекс означает номер поколения: F1,
F2, Fn и т.д.;
Г – гаметы родителей или половые клетки;
– «щит и копье Марса»,
мужской пол;
– «зеркало Венеры»,
женский пол.

Этапы решения задач

1. Запись генотипов и фенотипов
родителей.
2. Запись возможных типов гамет у каждого
родителя.
3. Запись возможных типов зигот.
4. Подсчет соотношения генотипов и фенотипов
потомства.

1. Графический способ:

2. Алгебраический способ:

F1 (В + b) (В + b)
F2 = BB + 2Bb + bb

3. Решетка Пеннета:

Моногибридное скрещивание

Решение задач на моногибридное
скрещивание включает анализ наследования
признаков, определяемых лишь одной парой
аллельных генов. Мендель определил, что при
скрещивании гомозиготных особей, отличающихся
одной парой признаков, все потомство
фенотипически единообразно (I закон
Менделя).

При полном доминировании гибриды
I поколения обладают признаками только одного
из родителей, поскольку в этом случае проявление
гена А в аллельной паре не зависит от
присутствия другого гена а (аллель а
не проявляется, поэтому ее называют рецессивной),
и гетерозиготы (Аа) фенотипически не
отличаются от гомозигот (АА).

При скрещивании моногибридов во
втором поколении происходит расщепление
признаков на исходные родительские в отношении 3
: 1 по фенотипу и 1 : 2 : 1 по генотипу (II закон
Менделя): 3/4 потомков имеют признаки,
обусловленные доминантным геном, 1/4 – признак
рецессивного гена.

Задача 1. Определите генотипы и
фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных
родителей.

Дано:

А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F1

Решение

Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Происходит расщепление признаков,
согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1

Задача 2. Найти соотношение гладких
и морщинистых семян у гороха в первом поколении,
полученном при опылении растений с морщинистыми
семенами пыльцой гомозиготных растений с
гладкими семенами.

Дано:

А – гладкие семена
a – морщинистые семена
Определить: F1

Решение

Согласно I закону Менделя все семена
гладкие.
Возможна и другая запись.

Гомозиготы по данной паре признаков
образуют один сорт гамет:

При неполном доминировании
функционируют оба гена, поэтому фенотип гибридов
отличается от гомозигот по обоим аллелям (АА
и аа) промежуточным проявлением признака, и
во втором поколении происходит расщепление на
три класса в отношении 1:2:1 как по генотипу, так и
по фенотипу.

Задача 3. Растения красноплодного
крыжовника при скрещивании между собой дают
потомство с красными ягодами, а растения
белоплодного крыжовника – белыми. В результате
скрещивания обоих сортов друг с другом
получаются розовые плоды.

1. Какое потомство получится при
скрещивании между собой гетерозиготных растений
крыжовника с розовыми плодамиx

2. Какое потомство получится, если
опылить красноплодный крыжовник пыльцой
гибридного крыжовника с розовыми плодамиx

Дано:

А – красная окраска плодов
а – белая окраска плодов
F1 – x

Решение

Ответ: при скрещивании гибридных
растений с розовыми плодами в потомстве
происходит расщепление в соотношении по
фенотипу и генотипу 1:2:1.

При скрещивании красноплодного
крыжовника с розовоплодным в потомстве
получится расщепление по фенотипу и генотипу в
соотношении 1:1.

В генетике часто используют анализирующее
скрещивание
. Это скрещивание гибрида, генотип
которого неясен, с гомозиготной особью по
рецессивным генам аллеля. Расщепление в
потомстве по признаку происходит в соотношении
1:1.

Дигибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание – это
скрещивание, при котором организмы отличаются
двумя парами альтернативных признаков. Гибриды,
полученные от такого скрещивания, называются
дигетерозиготами. При скрещивании двух
гомозиготных особей, отличающихся друг от друга
по двум и более парам признаков, гены и
соответствующие им признаки наследуются
независимо друг от друга и комбинируются во всех
возможных сочетаниях. При дигибридном
скрещивании двух дигетерозигот (особей F1)
между собой во втором поколении гибридов (F2)
будет наблюдаться расщепление признаков по
фенотипу в соотношении 9:3:3:1 (III закон Менделя).
Это соотношение фенотипов – результат наложения
двух моногибридных расщеплений:
, где «n» – число
пар признаков.
Число возможных вариантов гамет равно 2n,
где n – число гетерозиготных пар генов в геноме, а
2 – возможное число гамет у моногибридов.

Примеры

Образование четырех сортов гамет
возможно, т.к. в мейозе (профаза I) происходит
конъюгация и кроссинговер хромосом.

Задача 4. Какими признаками будут
обладать гибридные абрикосы, полученные в
результате опыления дигомозиготных
красноплодных растений нормального роста,
пыльцой желтоплодных карликовых растенийx Какой
результат даст дальнейшее скрещивание таких
гибридовx

Дано:

А – красная окраска плодов
а – желтая окраска плодов
В – нормальный рост
b – карликовый рост

Определить: F1 и F2

Решение

Ответ: при скрещивании гибридов в F2
произойдет расщепление в соотношении:

9/16 – красноплодные, нормальный рост;
3/16 – красноплодные, карликовый рост;
3/16 – желтоплодные, нормальный рост;
1/16 – желтоплодные, карликовый рост.

Продолжение следует

Генетика. Решение задач №4 ЕГЭ 2022 по Биологии

Решение интересных заданий №4 ЕГЭ по Биологии:

1) Какое соотношение генотипов у потомков может получится при самоопылении растения томата, гетерозиготного по признаку формы плодов? Ответ запишите в порядке убывания.
Решение:
В данной задаче дано растение томата, который гетерозиготен по одному признаку – форме плодов, значит, это моногибридное скрещивание.
Самоопыление – представляет собой совмещение двух половых клеток, имеющих одинаковый генотип, то есть, обе особи имеют одинаковые аллели.
По всем вышеизложенным критериям особи выглядят вот так: Aa х Aa, это принцип второго закона Менделя – закона расщепления.
В рамках этого закона образуются следующие особи: AA, Aa, Aa, aa.
При этом, соотношение генотипов в порядке убывания будет выглядеть так: 2:1:1.

2) Какое соотношение фенотипов в потомстве может получиться при скрещивании гетерозиготных высоких растений гороха при полном доминировании признака?
Решение:
Гетерозиготные растения гороха при полном доминировании признака должны иметь разные аллели, но при этом, они являются доминантными, значит, их генотип Aa. Если дано полное доминирование, значит, это скрещивание по второму закону Менделя, с получением потомства AA, Aa, Aa, aa. Тут представлено всего два фенотипа, а не 4, как может показаться. Особи AA, Aa, Aa – несут доминантный признак, а aa – рецессивный.
Ответ 3:1.

3) Сколько разных генотипов получится у потомства при анализирующем скрещивании организма с генотипом AaBB(полное доминирование и независимое наследование признаков)?
Решение:
Сначала вспомним, что анализирующее скрещивание – это скрещивание с полностью рецессивной особью, предназначенное для того, чтобы узнать генотип неизвестной особи.
Нам дана особь AaBB, которая дает два сорта гамет AB и aB, а особь aabb – 1 сорт гамет ab.
В итоге, скрещивание этих особей даст два генотипа – AaBb и aabb.

4) Определите вероятность(%) получения потомков с промежуточным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой при неполном доминировании признака?
Решение:
Неполное доминирование – это появление промежуточного признака в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных особей.
Раз нам дано моногибридное скрещивание, то особи выглядят как Aa.
В первом поколении они дадут 4 генотипические группы – AA, Aa, Aa, aa, среди которых особи Aa, Aa будут иметь промежуточный признак. Ответ: 50%.

5) Определите соотношение генотипов у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной черной хохлатой курицы при независимом наследовании признаков?
Решение:
Дигетерозиготная черная хохлатая курица – это особь, имеющая два признака, находящиеся в гетерозиготном состоянии, выглядит она так: AaBb.
Независимое наследование признаков – это принцип третьего закона Менделя, при котором признаки наследуются не сцепленно с полом.
В анализирующем скрещивании с особью aabb она даст следующее расщепление: AaBb, Aabb, aaBb, aabb.
Соответственно, соотношение генотипов в данном скрещивании будет 1111.

6) Сколько генотипов может получиться у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготного овса при независимом наследовании признаков?
Решение:
Дигетерозиготный овес выглядит так – AaBb, анализирующее скрещивание – это скрещивание с полностью рецессивной особью, то есть, aabb.
Расщепление получится как в предыдущей задаче: AaBb, Aabb, aaBb, aabb.
Ответ: 4 генотипа.

7) Сколько разных фенотипов образуется в анализирующем скрещивании гетерозиготного растения гороха с желтыми семенами?
Решение:
Гетерозиготный горох с желтыми семенами – это Aa, в анализирующем скрещивании образуется два типа особей – Aa и аа. Два фенотипа: один имеет желтые семена( Aa), другой зеленые(аа).

8) Определите соотношение генотипов у потомков в моногибридном скрещивании гетерозиготных черных кроликов?
Решение:
Моногибридное скрещивание – это скрещивание по одному признаку, то есть с одной буквой. Нам даны гетерозиготные кролики, Aa, которые по второму закону Менделя дает расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.
Ответ: 1:2:1.

9) Сколько типов гамет образует дигомозиготная родительская особь?
Решение:
Дигомозиготная особь – это особь, которая имеет два признака с одинаковыми аллелями, то есть AABB. У этой особи может быть только 1 сорт гамет — AB.

10) Определите соотношение генотипов в потомстве, полученном при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей – AABb.
Решение:
Одна из родительских особей имеет генотип AABb, она дает два сорта гамет: AB и Ab. При анализирующем скрещивании, которое я описывала не один раз в этом уроке, образуются следующее потомство: AaBb, Aabb.
Ответ: 11

На этом все!

Дигетерозиготная особь — это особь, у которой рассматриваются два признака, каждый из которых имеет разные аллели. Записать генотип этой особи можно следующим образом: АаВb. Так как гены разных признаков не сцеплены, то у этой особи будут образовываться гаметы АВ, Аb, аВ, аb в равных соотношениях 1:1:1:1. Анализирующее скрещивание — это скрещивание с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть генотип такой особи будет ааbb, а гаметы все аb. При скрещивании этих двух особей получим следующие генотипы потомства: АаВb, Ааbb, ааВb, ааbb, в таком же соотношении, что и гаметы дигетерозиготной особи, то есть 1:1:1:1.

Ответ: 1111.

Генотип относится к генетическому составу организма, а фенотип относится к внешне наблюдаемым особенностям организмов, происходящим от их генотипа. В какой степени на фенотип влияет генотип организма, зависит от самого признака.

При скрещивании аллелей определенных качеств соотношение генотипов показывает, сколько раз признак организма можно увидеть в потомстве. Наиболее часто используемый метод расчета генотипа — это построение квадрата Пеннета.

Далее мы обсудим, как найти Генотипические соотношения для разных случаев и как рассчитать их самостоятельно.

Как найти ожидаемое соотношение генотипов?

Ожидаемое соотношение генотипов относится к тому, которое было рассчитано Менделем в ходе его опытов по наследственности.

Наиболее распространенный метод расчета соотношения генотипов — создание квадрата Пеннета с зиготами, полученными из поколения F1. В более сложных случаях, когда число вовлеченных аллелей увеличивается, могут также использоваться другие методы, такие как метод вилки или вероятностный метод.

Квадрат Пеннета представляет собой диаграмму с квадратной сеткой, используемую для прогнозирования или более точного определения генотипов в скрещивании или селекционном эксперименте. Реджинальд С. Паннетт, создавший этот подход в 1905 году, удостоен этого имени. Биологи используют график для расчета вероятности потомства, наследующего определенный ген.

Эти таблицы можно использовать для просмотра генотипических исходов детей с одним признаком (аллелем) или при скрещивании множества характеристик от родителей.

Как найти соотношение генотипов моногибридного скрещивания?

Моногибридное скрещивание — это скрещивание двух организмов, которые различаются только по одному генетическому местоположению или аллелю. В моногибридном скрещивании исследуемый признак (признаки) определяется двумя или более вариациями локуса или участка в гене.

 Каждый родитель выбирается гомозиготным или истинно размножающимся по определенному признаку для осуществления такого скрещивания (локуса). Когда скрещивание соответствует критериям моногибридного скрещивания, определяется специфическое распределение потомков второго поколения или F2, известное как отношение моногибридов.

как найти соотношение генотипов
Изображение, показывающее менделевское наследование в моногибридном скрещивании
Изображение: Википедия

В случае моногибридного скрещивания требуется только один тип аллеля, поэтому здесь мы рассматриваем ген, контролирующий высоту растения гороха. Высокий ген представлен как T в то время как карликовый ген представлен как t.

Гомогенные родители представлены как TT и tt. При скрещивании этих двух мы получаем гомогенный гибридный организм, представленный Tt. Во втором поколении мы скрещивали двух гетерозиготных родителей, генотипы в поколении F2 видны на площади Пеннета.

зигота T t
  T   TT   Tt
  t   Tt   tt
Квадрат Пеннета, показывающий генотипы поколения F2 моногибридного скрещивания

Таким образом, получаются следующие генотипы: гомозиготный высокий (TT), гибридный высокий (Tt) и гомозиготный карликовый (tt).

Таким образом, соотношение генотипов = 1:2:1.

Как найти соотношение генотипов дигибридного скрещивания?

Дигибридное скрещивание, как следует из названия, представляет собой скрещивание двух гибридных организмов, которые имеют аллели двух разных признаков.

Дигибридное скрещивание – это скрещивание двух организмов, гетерозиготных по двум отдельным признакам. Люди с этим признаком гомозиготны по определенному признаку. Эти характеристики регулируются сегментами ДНК, известными как гены.

В дигибридном скрещивании каждый признак представлен отдельной парой аллелей, переносимых родителями. Один из родителей гомогенно несет доминантный аллель, тогда как другой — рецессивный аллель. Все дети поколения F1 гетерозиготны по определенным признакам в результате скрещивания.

Для этого эксперимента мы используем два разных неродственных аллеля, расположенных близко друг к другу в одном и том же генетическом локусе. Рассмотрение двух аллелей с учетом цвета цветка и положения цветка. 

Особенность доминирующий Рецессивный
Цвет Фиолетовый WW белый вв
Позиция Осевой АА Терминал аа
Таблица, показывающая признаки и их соответствующие доминантные и рецессивные аллели

Гомозиготный доминантный родитель представлен как «WWAA», а гомозиготный рецессивный родитель представлен как «wwaa». В первом поколении при скрещивании гомозиготных родителей «WWAA» X «wwaa» мы получаем только гибридный генотип, представленный как WwAa.

Для поколения F2 мы скрещиваем гетерозиготных родителей WwAa X WwAa, мы получаем генотипы, наблюдаемые на площади Пеннета.

  F2   WA   Wa   wA   wa
  WA   ВВАА   WWAa   WwAA   WwAa
  Wa   WWAa   WWaa   WwAa   Вваа
  wA   WwAA   WwAa   wwAA   wwAa
  wa   WWAa   Вваа   wwAa   вваа
Квадрат Пеннета, показывающий генотипы поколения F2 дигибридного скрещивания

Дигибридное скрещивание имеет сложное соотношение генотипов, состоящее из 9 различных генотипов.

  • ВВАА: 1 (Фиолетовый и аксиально-однородный)
  • WWAa: 2 (фиолетовый и осевой гибрид 1)
  • WВаа: 1 (фиолетовый и терминальный гибрид 2)
  • WwAa: 4 (фиолетовый и осевой гибрид 3)
  • Вваа: 2 (фиолетовый и терминальный гибрид 4)
  • ВВАА: 2 (фиолетовый и осевой гибрид 5)
  • ввАА: 1 (белый и осевой гибрид 6)
  • wwAa: 2 (белый и осевой гибрид 7)
  • вваа: 1 (Пока и терминально-однородные)

Таким образом, соотношение генотипов дигибридного скрещивания составляет 1:2:1:4:2:2:1:2:1.

Изображение, показывающее дигибридное скрещивание генов с участием нескольких генов.
Изображение: Википедия

Как найти соотношение генотипов тригибридного скрещивания?

Тригибридное скрещивание, как и дигибридное скрещивание, демонстрирует, как три неродственных гена, присутствующие в одном и том же месте, наследуются от одного поколения к другому.

Это скрещивание двух особей одного и того же вида, которое используется для изучения наследования трех наборов компонентов или аллелей из трех разных генов. С тремя неродственными генами каждый родитель может производить восемь различных типов гамет, что дает 64 генотипических комбинации.

Давайте используем три отдельные характеристики в качестве маркеров для этого креста: Высота Семя растения цвет и форма семян.

  Особенности   Доминантный ген     рецессивный ген
  Высота растения   Высокий (Т)   Гном (т)
  Форма семян   Круглый ( клавиша R)   Морщинистый (г)
  Цвет семян   Желтый (Y)   Зеленый (у)
Таблица, показывающая признаки и их соответствующие доминантные и рецессивные аллели

Следовательно доминантный гомогенный родитель представлен как «TTRRYY» в то время как гомозиготный рецессивный родитель представлен как «ttryy». Когда мы проводим скрещивание между этими двумя родителями, мы получаем один генотип и фенотип, т.е. гибрид, представленный как «TtRrYy».

Во втором поколении, или F2, мы скрещиваем двух родителей-гибридов, имеющих одинаковый генотип TtRrYy, и получаем всего 8 различных зиготических комбинаций:

  • TRY
  • Пытаться
  • Пытаться
  • Пытаться
  • пытаться
  • пытаться
  • пытаться
  • стараться

При создании корзиночного квадрата получаем:

поколение F2 TRY Пытаться Пытаться Пытаться пытаться пытаться пытаться стараться
TRY ТРРИЙ TTRRYy ТТРрЫГ ТТРрЫй TtRRYY ТтРРЙу TtRrYY ТтррЙу
Пытаться TTRRYy ТТРРый ТТРрЫй ТТРрый TtRRyy TtRRyy ТтррЙу ТтРрый
Пытаться ТТРрЫГ ТТРрЫй TTrYY TTrrYy TtRrYY ТтррЙу TtrrYY TtrrYy
Пытаться ТТРрЫй ТТРрый TTrrYy TTryy ТтррЙу ТтРрый TtrrYy Тррый
пытаться TtRRYY ТтРРЙу TtRrYY ТтррЙу ttRRYY ttRRYy ttRrYY ttRrYy
пытаться ТтРРЙу TtRRyy ТтррЙу ТтРрый ttRRYy ttRRyy ttRrYy ttRryy
пытаться TtRrYY ТтррЙу TtrrYY TtrrYy ttRrYY ttRrYy ttrrYY ttrrYy
стараться ТтррЙу ТтРрый TtrrYy Тррый ttRrYy ttRryy ttrrYy ттрий
Квадрат Пеннета, показывающий генотипы поколения F2 тригибридного скрещивания

Поскольку при тригибридном скрещивании можно обнаружить в общей сложности 27 различных генотипов, обычно мы не рассчитываем соотношение генотипов. Это соотношение генотипов невозможно запомнить, понять или изучить, так как оно слишком сложное и огромное.

По какой формуле определяют число фенотипов в потомстве при расщеплении?

Для определения используется формула 2n, в которой n — количество пар аллельных генов.

Если происходит моногибридное скрещивание, «родители», наделенные отличием в одной паре признаков (Мендель экспериментировал с горошинами желтыми и зелеными), во втором поколении дают два фенотипа (21). При дигибридном скрещивании они имеют различия по двум парам признаков и, соответственно, во втором поколении производят четыре фенотипа (22).

Точно таким же образом подсчитывается количество фенотипов, получившихся во втором поколении методом тригибридного скрещивания — появится восемь фенотипов (23).

По какой формуле определяют число различных видов гамет у гетерозигот?

Это число высчитывают также по формуле (2n). Однако n в этом случае — количество пар генов в гетерозиготном состоянии. На использовании этой формулы построены задачи в ЕГЭ по биологии и внутреннем экзамене МГУ.

По какой формуле определяют число генотипов в потомстве при расщеплении?

Здесь применяется формула 3n, где n — количество пар аллельных генов. Если скрещивание моногибридное, расщепление по генотипу в F2 происходит в соотношении 1:2:1, то есть образуются три различающихся генотипа (31). 

При дигибридном скрещивании возникают 9 генотипов (32), при тригибридном — 27 генотипов (33). 

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда — подготовка к ОГЭ по биологии онлайн

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить сценарий короткометражного фильма
  • Как составить список работников на медосмотр по приказу 29н
  • Как можно составить план по рассказу корзина с еловыми шишками
  • Как найти человека если знаешь только номер
  • Как составить резюме для устройства на работу чтобы приняли 100