Составить алгоритм на тему как получить 5 на уроке

Слайд 2

,,

Слайд 3

АЛГОРИТМ.СВОЙСТВА И ФОРМА ЗАПИСИ АЛГОРИТМА Учитель информатики МБОУ СОШ с.Морен Номчу-Белек Челээш Биче-ооловна

Слайд 4

Из истории Само слово «алгоритм» происходит от имени средневекового ученого аль Хорезми. Родился в 783 году. Algorithmi – латинское написание имени аль-Хорезми.

Слайд 5

Алгоритм – это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд .

Слайд 6

Алгоритм поедания конфеты: Взять конфету Развернуть фантик Съесть конфету Фантик выбросить     Алгоритм поедания конфеты:

Слайд 7

Дискретность (разделенный, прерывистый) Результативность Массовость Детерминированность (определенность) Понятность Свойства алгоритма:

Слайд 8

Формы записи алгоритмов Словесный Например , Составить алгоритм решения арифметического выражения ( 23+34)*57/3 1 шаг 23+34=57 2 шаг 57*57=3249 3 шаг 3249/3=1083 Программный

Слайд 9

Графический способ: Элементы блок-схемы Начало и конец алгоритма Описание ввода и вывода данных Описание линейной последовательности команд Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» Объявление переменных или ввод комментариев Начало, конец Данные Последовательность команд Условие Объявление переменных

Слайд 10

Командная игра

Слайд 11

Аль-Хорезми С именем какого ученого связан термин алгоритм ? Паскаль Виннер Лобачевский Выберите ответ

Слайд 12

Алгоритм – совершить последовательность направленных на достижение или на решение исполнителю понятное и точное предписание поставленной задачи указанной цели действий Вставьте слова в нужной последовательности

Слайд 13

Исполнители Выберите исполнителей ! ! ! ! ! !

Слайд 14

Свойства алгоритма О каком свойстве алгоритма идет речь, когда алгоритм при его составлении разбивается на отдельные блоки – шаги ? результативность дискретность Понятность массовость Выберите ответ детерминированность

Слайд 15

Свойства алгоритма Свойство алгоритма, состоящее в том, что алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи за конечное число шагов ? результативность дискретность Понятность массовость Выберите ответ детерминированность

Слайд 16

Свойства алгоритма Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что исполнитель должен выполнять команды алгоритма в строго определенной последовательности ? результативность дискретность понятность детерминированность массовость Выберите ответ

Слайд 17

Свойства алгоритма Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять ? результативность дискретность Понятность массовость Выберите ответ детерминированность

Слайд 18

Свойства алгоритма Свойство, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными ? результативность дискретность понятность массовость Выберите ответ детерминированность

Слайд 19

Свойства алгоритма Выберите правильные свойства алгоритма понятность дискретность детерминир-ь результативность массовость абстрактность линейность цикличность ветвление простота записи

Слайд 20

Вопросы: Какие из документов являются алгоритмами ? Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с Программа телепередач Кулинарный рецепт приготовления блюда Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа Вращение Земли вокруг оси ДА ДА НЕТ НЕТ ДА

Слайд 21

Способы записи алгоритма Выберите способ записи графический словесный программный псевдокод Алгоритм. Почистить картошку Дано: Нож, картошка; 1. В правую руку взять нож за ручку 2. Пока картошка не кончилась 3. В левую — взять нечищеную картошку 4. Острой стороной лезвия тонко срезать у картошки кожуру. 5. Положить картошку в кастрюлю. 6. Результат: Картошка почищена.

Слайд 22

Способы записи алгоритма Выберите способ записи графический словесный программный псевдокод Начало Конец Ввод N N = 1 да линия N = 2 прям-к да

Слайд 23

Способы записи алгоритма Выберите способ записи графический словесный программный псевдокод INPUT “ Введите номер фигуры “ , N IF n = 1 THEN LINE (100, 100)-(100, 200) IF n = 2 THEN LINE (400, 100)-(500, 200), 4, BF IF n = 3 THEN CIRCLE (200, 200), 30: PAINT (200, 200), 14, 15

Слайд 24

Способы записи алгоритма Выберите правильные способы записи электронный графический словесный программный псевдокод магнитный визуальный табличный логический оптический

Слайд 25

Выполнение алгоритма А теперь вы становитесь исполнителями алгоритмов Ответы дают обе команды на листах ответов Выигрывает та команда, которая первой дает правильный ответ

Слайд 26

Выполнение алгоритма Составьте определение по указанному времени: 15:55, 13:30, 04:10, 07:50, 12:25, 20:45 МОДЕЛИ ЭТО РОВАНИЕ МЕТОД ПОЗ НАНИЯ СОСТО ЯЩИЙ В СОЗД АНИИ МОДЕ ЛЕЙ Ответ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО МЕТОД ПОЗНАНИЯ СОСТОЯЩИЙ В СОЗДАНИИ МОДЕЛЕЙ

Слайд 27

Физминутка

Слайд 32

Практическая работа на ПК

Слайд 33

1) На отметку «4» вам необходимо, пользуясь приведенным алгоритмом нарисовать флаг России. 2) На отметку «5» нарисовать эмблему олимпийских игр и написать алгоритм Алгоритм рисования эмблемы олимпийских игр: 1. 2.

Слайд 34

Рефлексия -Больше всего мне понравилось… -Самым интересным сегодня на уроке было… -Самым сложным сегодня было… -Я понял… -Я научился…

Слайд 35

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (прочитать). 1. Составить алгоритм на тему: как получить «5» на уроке? 2) Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Домашнее задание

Слайд 36

Предоставить ход сопернику Взять столько фишек, чтобы в сумме с взятыми соперником получалось 5 Игра Баше Алгоритм выигрыша: Если осталась одна фишка, то – выиграл, иначе вернуться к выполнению команды 1

Слайд 37

СПАСИБО за урок!



Скачать материал

«Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих:
знание, мысль, воображение...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 267 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих:
знание, мысль, воображение...

    1 слайд

    «Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих:
    знание, мысль, воображение –
    всё в этом».
    Виктор Гюго
    Понятие алгоритма
    1

  • АЛГОРИТМ – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательн...

    2 слайд

    АЛГОРИТМ – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи.
    Исполнитель алгоритма:
    человек, который сам разрабатывает алгоритм либо получает его в готовом виде и затем исполняет;
    компьютер или другое устройство (автомат, робот), который может выполнять некоторый, вполне определенный набор действий (система команд исполнителя – СКИ)

    2

  • Алгоритм «Математический фокус»Загадайте любое число.
Прибавьте к нему такое...

    3 слайд

    Алгоритм «Математический фокус»
    Загадайте любое число.
    Прибавьте к нему такое же.
    Результат умножьте на 3.
    Разделите на первое задуманное.
    У всех вас получилось 6.
    3

  • Алгоритм из книги Леонтия Магницкого «Арифметика»Задумайте двухзначное число....

    4 слайд

    Алгоритм из книги Леонтия Магницкого «Арифметика»
    Задумайте двухзначное число.
    Увеличьте задуманное число десятков в 2 раза.
    К результату прибавьте 5.
    Сумму увеличьте в 5 раз.
    К произведению прибавьте 10.
    К полученной сумме прибавьте число единиц задуманного числа.
    Из результата вычтите 35.
    У вас получилось задуманное число!
    4

  • Имеются два кувшина емкостью 3 л и 8 л.
	Составьте алгоритм, выполняя который...

    5 слайд

    Имеются два кувшина емкостью 3 л и 8 л.
    Составьте алгоритм, выполняя который можно набрать из реки 7 л воды в большой кувшин (разрешается пользоваться только рекой и этими кувшинами).

    5

  • На столе стоят в ряд шесть стаканов, первые три с напитком, а потом три пусты...

    6 слайд

    На столе стоят в ряд шесть стаканов, первые три с напитком, а потом три пустых.
    Требуется расположить их так, чтобы стаканы с напитком и пустые стаканы чередовались через один, причем разрешается брать в руки только один стакан.
    6

  • Два поезда, каждый по 80 вагонов, встретились на одноколейном пути, имеющем н...

    7 слайд

    Два поезда, каждый по 80 вагонов, встретились на одноколейном пути, имеющем небольшую тупиковую ветку.
    Как разойтись этим поездам, если тупиковая ветка может вместить локомотив с 40 вагонами, не более?
    Составьте алгоритм решения.
    80 вагонов (40 + 40)
    80 вагонов (40 + 40)
    А
    Б
    7

  • Свойства алгоритмовПОНЯТНОСТЬ – указания, которые понятны исполнителю.
ОДНОЗН...

    8 слайд

    Свойства алгоритмов
    ПОНЯТНОСТЬ – указания, которые понятны исполнителю.
    ОДНОЗНАЧНОСТЬ – единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения.
    ДИСКРЕТНОСТЬ – возможность разбиения алгоритма на отдельные элементарные действия, выполнение которых человеком или машиной не вызывает сомнения.
    МАССОВОСТЬ – возможность применения алгоритма для решения целого класса конкретных задач, отвечающих общей постановке задачи.

    8

  • 5. КОНЕЧНОСТЬ – завершение работы алгоритма в целом за конечное число шагов....

    9 слайд

    5. КОНЕЧНОСТЬ – завершение работы алгоритма в целом за конечное число шагов.
    6. Свойство РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ состоит в том, что во всех случаях можно указать, что мы понимаем под результатом выполнения алгоритма.
    7. Мы говорим, что алгоритм ПРАВИЛЬНЫЙ, если его выполнение дает правильные результаты решения поставленных задач.
    Алгоритм СОДЕРЖИТ ОШИБКИ, если можно указать такие допустимые исходные данные или условия, при которых выполнение алгоритма либо не завершится вообще, либо не будет получено никаких результатов, либо полученные результаты окажутся неправильными.
    9

  • Виды ошибок в алгоритмахСинтаксические – ошибка в записи команды.
Семантическ...

    10 слайд

    Виды ошибок в алгоритмах
    Синтаксические – ошибка в записи команды.
    Семантические (приводят к отказу исполнителя) – деление на «0», вычисление квадратного корня из отрицательного числа.
    Логические – исполнитель выполнил все команды, но результаты получены неправильные.
    10

  • ПримерПусть А и В – два равных количества11

    11 слайд

    Пример
    Пусть А и В – два равных количества
    11

  • Способы записи алгоритмовна естественном языке;
в виде блок-схемы (графически...

    12 слайд

    Способы записи алгоритмов
    на естественном языке;
    в виде блок-схемы (графический);
    на алгоритмическом языке.
    БЛОК-СХЕМОЙ называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные его действия (этапы) изображаются при помощи различных геометрических фигур (блоков), а связи между этапами указываются при помощи стрелок, соединяющих эти фигуры.
    Блок-схемы отображают шаги, которые должны выполняться компьютером, и последовательность этих фигур.
    12

  • Условные графические обозначениянетда13

    13 слайд

    Условные графические обозначения
    нет
    да
    13

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 266 208 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 22.12.2020
  • 138
  • 0
  • 11.12.2020
  • 111
  • 0
  • 05.12.2020
  • 415
  • 2
  • 25.11.2020
  • 90
  • 0
  • 24.10.2020
  • 170
  • 0
  • 14.10.2020
  • 115
  • 0
  • 24.09.2020
  • 435
  • 4
  • 19.07.2020
  • 120
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Так вот, разделение алгоритма на последовательность шагов является важным

свойством алгоритма и называется?.. (дискретность – разделенный, прерывистый)

Выполнение получившегося алгоритма съедания конфеты приведет нас к

результату? Каждый раз можно съесть, используя этот алгоритм, конфету? Как такое

свойство алгоритма называется?.. (результативность)

А если я буду брать другие конфеты в обертках, то алгоритм, описанный нами,

изменится или будет работать в каждом случае? Как будет называться такое свойство

алгоритма?.. (массовость)

При этом кто бы ни был исполнителем алгоритма, выполнив очередную команду, он

должен точно знать, какую команду необходимо исполнять следующей, чтобы прийти к

нужному результату? Это свойство алгоритма называется?.. (детерминированностью

определенность, точность)

А теперь посмотрите на такой алгоритм (Слайд 4.2, Приложение1). Здесь тоже

описан алгоритм поедания конфеты. Но он вам понятен? Вы сможете выполнить

команды, которые здесь описаны? Т.е., каким должен быть алгоритм? (понятным) Или,

если быть точнее, то алгоритм должен быть написан на языке, понятном исполнителю.

Итак, мы получили свойства, которыми обладает любой алгоритм. (Слайд

5, Приложение1)

Для изучения свойств алгоритмов учитель организует работу учащихся таким

образом, чтобы они сами их выявили. Класс делится на несколько групп. Каждая группа

должна составить подробную инструкцию для какоголибо действия: заваривание чая,

решение уравнения, переход дороги по светофору, лепка снеговика, рисование круга на

компьютере, перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в

двоичную, решение логической задачи «Волк, коза и капуста» и др. Инструкцию

ученики оформляют на альбомных листах. Инструкции учащихся вывешиваются на

доске и обсуждаются по следующим вопросам:

· Все ли инструкции понятны? (понятность)

· Все ли команды четко прописаны и в правильной

последовательности? (детерминированность)

· Что общего во всех этих инструкциях? искретность)

· Что получается после выполнения каждого алгоритма? (результативность)

· Можно ли один алгоритм, например инструкцию по завариванию чая, применить

для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного

сбора?(массовость)

До сих пор нами рассматривались примеры, где исполнителем являлся кто?

(человек) А кто еще может быть исполнителем алгоритма? (бытовая техника, робот,

компьютер) А кто из перечисленных, включая человека, будет являться идеальным

исполнителем? (бытовая техника, робот, компьютер) А почему, как вы думаете? (не

умеет думать, а просто выполняет команды; отсутствие человеческого фактора)

Но между человеком и автоматическим устройством есть существенная разница.

Если для человека имеют значение не только указания, которые даны в алгоритме, но и

большой фактор заложен в степени эмоциональности изложения, то для компьютера или

другого устройства имеет значение понимает он данную команду или нет. Выполнив

необходимые действия, алгоритмическое устройство прекращает работу.

Поэтому исполнителя, выполняющего команды определённого алгоритма без

анализа действий и ситуаций, называют формальным исполнителем.

Не зная нотной грамоты, не сыграть по нотам; не разбираясь в названиях продуктов

и кухонной посуды, не приготовить блюда. Поэтому алгоритмы всегда записываются

так, чтобы исполнители их понимали и могли их выполнить. Это значит, что есть

Тема урока: Алгоритм и его формальное исполнение

Цель урока: приобретение теоретических знаний в области алгоритмики и навыков словесного описания алгоритма.

Задачи урока:

  • Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность на понимание сути алгоритмов, их свойств, словесного способа их описания;

  • Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников;

  • Воспитательная: показать связь данной темы с практикой жизни; развитие навыков парной работы.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, поощрения

Межпредметные связи: предметы учебного плана

Материалы и оборудование: маркерная доска; ПК для учителя и учеников; мультимедийное оборудование (проектор, экран); презентация «Алгоритм»

План урока

  • Орг. момент

  • Актуализация знаний

  • Теоретическая часть

  • Физкультпауза

  • Практическая часть

  • Итог урока

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний

А вы когда-нибудь задумывались над тем, что делаете с самого утра и до вечера? Кто-нибудь обращал внимание, что большинство ваших действий повторяется изо дня в день? Что для того, чтобы прийти к определенному результату, нужно выполнить определенную последовательность действий?

Ведь, если задуматься: вся наша жизнь состоит из постоянной последовательности действий, нарушение которых может привести к разным последствиям (как к хорошим, так и к плохим). Помните сказку «Репка»? По-моему, яркий пример действий, который привел к положительному результату.

Но прежде чем мы непосредственно перейдем к изучению темы урока, я вам предлагаю следующее задание.

В информатике последовательность действий имеет свое название, чтобы узнать, какое именно, разгадайте ребус.

АЛ

,,

Да, действительно, в информатике это понятие называют алгоритм. Давайте сформулируем тему урока и поставим цели.

III. Теоретическая часть

И тема нашего сегодняшнего урока «Алгоритм и его формальное выполнение.

Умеренкова Кристина подготовила историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» — это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

Попробуем сформулировать определение Алгоритма.

Попробуем собрать определение на доске из слов.

Давайте посмотрим определение, которое записано в учебнике, прочитаем и запишем в тетрадь. С.107

Алгоритм – это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

Какие слова вам не понятны?

Детермированный – строго определенный.

Вспомните, где не так давно мы с вами встречали термин «дискретный». (кодирование графической, звуковой информации)

Исполнитель команд — объект, который выполняет алгоритм.

  • Система команд исполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.

Обычно, мы, выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как вызвать скорую помощь по сотовому телефону. Однако, чтобы научить этому ребенка или пожилого человека, придется четко разъяснить и сами действия, и порядок их выполнения. Какие действия нужно совершить, чтобы они смогли позвонить в скорую?

  1. Взять телефон.

  2. Отключить блокировку клавиатуры.

  3. Набрать номер 103 или 112, 030 (скоро перестанет действовать).

  4. Нажать на кнопку вызова.

Это пример алгоритма из жизни. А приведите мне, пожалуйста, примеры алгоритмов с ваших уроков. Т.е., примеры алгоритмов, которыми вы пользуетесь на уроках. (Разбор слова по составу в русском языке; выполнение лабораторной работы на уроках физики и химии; надевание противогаза или разбор-сбор автомата на ОБЖ; моделирование на уроках технологии; …

Вот вы сейчас приводили примеры алгоритмов. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: а зачем нужен алгоритм? (чтобы наша жизнь была стабильной, безопасной, управляемой)

Вот я вам говорю (обратиться к одному из учеников): «Съешь конфету, которая лежит у тебя на столе». (Слайд 4.1, Приложение1Этот пример будет являться примером алгоритма? Почему? Как должен выглядеть алгоритм? Помогите мне составить алгоритм съедания конфеты. Ученики:

  1. Взять конфету

  2. Развернуть фантик

  3. Съесть конфету

  4. Фантик выбросить

Так вот, разделение алгоритма на последовательность шагов является важным свойством алгоритма и называется?.. (дискретность – разделенный, прерывистый)

Выполнение получившегося алгоритма съедания конфеты приведет нас к результату? Каждый раз можно съесть, используя этот алгоритм, конфету? Как такое свойство алгоритма называется?.. (результативность)

А если я буду брать другие конфеты в обертках, то алгоритм, описанный нами, изменится или будет работать в каждом случае? Как будет называться такое свойство алгоритма?.. (массовость)

При этом кто бы ни был исполнителем алгоритма, выполнив очередную команду, он должен точно знать, какую команду необходимо исполнять следующей, чтобы прийти к нужному результату? Это свойство алгоритма называется?.. (детерминированностью – определенность, точность)

А теперь посмотрите на такой алгоритм (Слайд 4.2, Приложение1). Здесь тоже описан алгоритм поедания конфеты. Но он вам понятен? Вы сможете выполнить команды, которые здесь описаны? Т.е., каким должен быть алгоритм? (понятным) Или, если быть точнее, то алгоритм должен быть написан на языке, понятном исполнителю.

Итак, мы получили свойства, которыми обладает любой алгоритм. (Слайд 5, Приложение1)

Для изучения свойств алгоритмов учитель организует работу учащихся таким образом, чтобы они сами их выявили. Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофору, лепка снеговикарисование круга на компьютереперевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, решение логической задачи «Волк, коза и капуста» и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах. Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:

· Все ли инструкции понятны? (понятность)

· Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности? (детерминированность)

· Что общего во всех этих инструкциях? (дискретность)

· Что получается после выполнения каждого алгоритма? (результативность)

· Можно ли один алгоритм, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора?(массовость)

До сих пор нами рассматривались примеры, где исполнителем являлся кто? (человек) А кто еще может быть исполнителем алгоритма? (бытовая техника, робот, компьютер) А кто из перечисленных, включая человека, будет являться идеальным исполнителем? (бытовая техника, робот, компьютер) А почему, как вы думаете? (не умеет думать, а просто выполняет команды; отсутствие человеческого фактора)

Но между человеком и автоматическим устройством есть существенная разница. Если для человека имеют значение не только указания, которые даны в алгоритме, но и большой фактор заложен в степени эмоциональности изложения, то для компьютера или другого устройства имеет значение – понимает он данную команду или нет. Выполнив необходимые действия, алгоритмическое устройство прекращает работу.

Поэтому исполнителя, выполняющего команды определённого алгоритма без анализа действий и ситуаций, называют формальным исполнителем.

Не зная нотной грамоты, не сыграть по нотам; не разбираясь в названиях продуктов и кухонной посуды, не приготовить блюда. Поэтому алгоритмы всегда записываются так, чтобы исполнители их понимали и могли их выполнить. Это значит, что есть правила записи алгоритмов, и эти правила должен знать как программист, так и исполнитель.

Для записи алгоритмов используют несколько способов:

  • словесный

  • графический

  • программный

Самый простой способ – словесный – это способ записи алгоритма на естественном языке, но с тщательно отработанным набором слов и фраз, не допускающих повторений, синонимов, двусмысленности, лишних слов. Допускается использование математических символов.

Пример 9. Алгоритмы, записанные словесным способом: поваренная книга, инструкция к телевизору.

При графическом способе описания алгоритма осуществляется с помощью блок-схем.

Программный способ – это запись алгоритма на языке программирования (в виде компьютерной программы).

Пример 10. Алгоритм, записанный на языке программирования TURBO PASCAL.

Запись алгоритма на языке программирования TURBO PASCAL

4. Блок-схема .

Блок-схема – это графический способ представления алгоритма, каждое действие при этом осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками.

а) Основные элементы блок-схемы.

В таблице приведены наиболее часто употребляемые блоки:

Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

Начало

 

Начало и конец алгоритма

Данные

 

Описание ввода и вывода данных

Последовательность команд

 

Описание линейной последовательности команд

Условие

 

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

Объявление переменных

 

Объявление переменных или ввод комментариев

IV. Физкультпауза

Далее вам предстоит работа за компьютером. Давайте настроим на работу глаза.

Не поворачивая головы, одними глазами, посмотрите в правый верхний угол кабинета. Теперь в левый нижний. В левый верхний. В правый нижний. В правый верхний. В левый верхний. В левый нижний. В правый нижний. Молодцы.

Теперь зажмурьте глаза. (примерно через 3 секунды) Откройте глаза. Еще раз: зажмурьте глаза. (примерно через 3 секунды) Откройте глаза. Молодцы.

V. Практическая часть

Выберете задание:

На отметку «4» вам необходимо, пользуясь приведенным алгоритмом нарисовать флаг России.

Алгоритм рисования флага:

  1. Открыть графический редактор Paint.

  2. На вкладке Главная выбрать фигуру Прямоугольник.

  3. Нарисовать прямоугольник

  4. Повторить последний шаг 2 раза.

  5. Выбрать нужный цвет.

  6. Выбрать инструмент Заливка.

  7. Раскрасить прямоугольник.

  8. Повторить последние 3 шага еще 2 раза.

На отметку «5» нарисовать эмблему олимпийских игр и написать алгоритм

Алгоритм рисования эмблемы олимпийских игр:

1.

2.

VI. Итог урока

Тест на пультах тестирования.

Больше всего мне понравилось…

Самым интересным сегодня на уроке было…

Самым сложным сегодня было…

Я понял…

Я научился…

Ну, вот и время пролетело,

Подходит наш урок к концу.

Работали вы все умело

По алгоритму моему.

Была поставлена задача

С которой справились вы все.

Пусть вам сопутствует и дальше

Удача и в учебе, и в труде!

Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Запишите домашнее задание:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович, стр. 105-109 (обязательно).

  2. Составить алгоритм на тему: как получить «5» на уроке?

По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Алгоритм и его формальное исполнение», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Информатика (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Цели

Образовательные:

1) познакомить с приемом получения числа 5 и обозначение его цифрой 5;

2) научить писать цифру 5;

3) дать представление о построении натурального ряда чисел;

4) познакомить с составом числа 5, случаями сложения и соответствующими случаями вычитания, связанными с числом 5.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

  1. научиться соотносить число и цифру,

  2. научиться получать следующее и предыдущее при счёте число методом присчитывания и отсчитывания по 1,

  3. научиться писать цифру 5,

  4. знать состав числа 5,

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Число пять, цифра 5; состав числа пять; сложение и вычитание, связанные составом числа пять.

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

М.И. Моро, С.В.Волкова, С.В.Степанова Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 34-35; рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 1 класса;

— презентация: «Число и цифра 5».

карточки с математическим набором

— алгоритм самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проверяй скорей, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Цели:

организовать актуализацию умений:

— в распознавании геометрических фигур на рисунке;

— в определении признаков предметов;

— в соотнесении числа и цифры;

— фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Рассматривают картинку, разбивая предложенные геометрические фигуры на группы, учитывая признаки предметов (форму, цвет).

Показывает картинку на интерактивной доске

(слайд № 1-3).

Организует актуализацию умений в определении геометрических фигур.

Организует работу в группах.

— Назовите фигуры в ряду и сосчитайте их.

— Составьте алгоритм следования этих фигур.

— Какие они по счёту, если считать слева направо?

— Какую фигуру можно обозначить цифрой 1, 2,3,4? (В зависимости от начала счёта).

— Откуда мы обычно начинаем считать?

— На какие группы можно разбить все эти фигуры?

— Сосчитайте сколько у вас получилось фигур?

— Какое следующее число получается, когда мы делаем шаг вперёд по линейке?

— Как получить число пять?

Уметь составлять алгоритм по рисунку, соотносить число и цифру.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

— выявить место (шаг, операция) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

3. — В каком месте возникло затруднение? (При определении следующего числа в натуральном ряду).

— Почему возникло затруднение? (Не знаем, как получить следующее число при счёте).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Какую цель ставим? (Узнать, как получить следующее при счёте число).

4. – А какое наше действие следующее? (Составить план)

Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание:

получить следующее число при счёте с помощью картинок.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

— Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

Цели:

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи и знаках;

— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

— уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

Выполняем по плану действия.

1. Положите перед собой 4 красных кружка, добавьте к нему ещё 1 зеленый.

— Сколько всего кружков стало?

— Как получили число пять?

Какой цифрой обозначим это число?

5

2.Посмотрим презентацию «Число и цифра 5».

— Сопоставим свои предположения с материалом презентации».

3.Устраним затруднения.

— Как же мы получили следующее число за числом 4?

— Какая тема урока сегодня?

4. Применим новое знание.

Физкультминутка

У ладошек пять детишек,

Пять веселых шалунишек.

Все подряд они хватают,

Только ночью отдыхают.

Как зовут их, угадайте.

Малышей пересчитайте.

Пальчики легко узнать –

На руке их ровно пять.

Получать предыдущее и следующее число присчитыванием по 1.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задания в тетради на с. 13

Просмотр презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 5).

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует просмотр слайда № 4 презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 5).

5. Переходим к закреплению.

Добрались до цифры 5.

Как ее нам написать?

Вертикальный ставь штришок,

От него веди кружок,

Сверху хвостик небольшой –

Цифра 5 перед тобой!

Научись ее писать,

Чтоб пятерки получать!

1. Напишем цифру 5 сначала в воздухе волшебным карандашом.

2. Откроем тетради на с.13. Напишем цифру 5. Но вначале давайте вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Для этого начинаем писать с середины верхней линии, ведем наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик.

3. Обведите цифру 5.

— Кто догадался, сколько цифр 5 дальше нужно написать самому (5 и 6).

— Какая закономерность в следующей строке? (цифры от 1 до 5 записаны сначала в прямом, а потом в обратном порядке).

— Рассмотрите рисунки, приведенные выше. Выберите для каждого рисунка математическую запись. Составьте математические рассказы по рисункам, I вариант – для рисунка слева, II – вариант для рисунка справа.

— Что нужно сделать? (Дорисовать кружки)

— Как составили число 5? (К трем прибавили два)

— Как составим число 4? (Два да два, дорисуем два кружка в правом квадрате).

— Как еще можно составить число 5? ( Два и три, допишем два кружка в левом квадрате).

-Значит, как можно составить число 5? (Можно к трем прибавить два или к двум прибавить три).

— Прочитайте следующее задание. Какие фигуры видите? ( Треугольники, круги, квадраты) Обведите по одной те фигуры, про которые можно сказать, что их больше двух. Какие фигуры вы обведете? (Обведем треугольник, так как треугольников три, а три больше двух. Квадрат, так как квадратов четыре, а четыре больше двух. Круг обводить не будем, так как кругов два)

— Из каких фигур нарисовали цветок в последнем задании? Что нужно сделать? (Обвести и раскрасить цветы.) Сколько Цветов? (5 цветов.)

Уметь соотносить число и цифру, сравнивать количество предметов, получать и называть следующее и предыдущее при счёте число.

Уметь в правильной последовательности писать цифру 5.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

— организовать самопроверку по эталону, самооценку;

— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в учебнике с. 35

Выполняют самопроверку по эталону

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебных кружочков.

— зелёный – всё понял,

-жёлтый — затрудняюсь,

— красный — не понял

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону

(слайд № 5-10)

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку с помощью цветных кружочков.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

с. 35 (учебника)

Эталон для самопроверки на доске

— У кого всё правильно?

— У кого есть ошибки?

— В каком задании ошибки?

— В чём причина?

8.Самооценка по эталону.

Уметь соотносить действие, количество предметов, число и цифру.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

9. Подводим итог работы на уроке.

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти формулу вещества зная количество
  • Как полиция может найти смартфон
  • Err address invalid как исправить
  • Как найти стороны подобных треугольников зная периметр
  • Как найти проститутку в архангельске