Составить кластер глагол как часть речи

ГЛАГОЛ

(часть речи, с помощью которой мы глаголем, т.е. говорим)

Разноспрягаемые І. Обозначает действие предмета Безличные глаголы

глаголы Н.ф.: Инфинитив неопределённая форма не сочетаются с И.п.

глагола и обозначают яв —

Бежать Что делать? думать, стричь, расти ления природы,

Хотеть Что сделать? подумать, состричь, подрасти состояния

Брезжить человека

ІІ. П.п.: 1. Вид ОВЕРШЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННЫЙ

что делать? что делать? хочется

подумать думать знобит

2. ПЕРЕХОДНЫЙ НЕПЕРЕХОДНЫЙ

+

Остальные: гулять по парку (д.п. с предлогом)

В.п. без предлога – петь песню Р.п. при отрицании – не купил хлеба

Р.п. часть целого – выпил чаю

вставать на защиту (в.п. с предлогом)

3. ВОЗВРАТНЫЙ – СЯ НЕВОЗВРАТНЫЙ

учиться учить

4. СПРЯЖЕНИЕ (изменение по лицам и числам глаголов изъявит. накл. в настоящем и будущем времени)

І ІІ

е.ч. м.ч. е.ч. м.ч.

если ударное 1 л. -у (-ю) -ем, -ём 1 л. -у (-ю) -им

личное окончание 2 л. -ешь, -ёшь -ете, -ёте 2 л. -ишь -ите

3 л. -ет, -ёт -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

Н.п.: 1. НАКЛОНЕНИЕ

Изъявительное Повелительное Сослагательное (Условное)

(действие в пределах времени) (просьба, приказ, совет) (желание, предположение, мечта)

ЧТО ДЕЛАЙ? ЧТО СДЕЛАЙ?

2. ВРЕМЯ ЧТО ДЕЛАЙТЕ? ЧТО СДЕЛАЙТЕ? глаго-Л + бы

3. РОД в е.ч. Прош. вр. (прош. вр.) (частица)

4. ЛИЦО в Наст. и УЧИСЬ УЧИТЕСЬ

если личное Будущем вр. 2. РОД в е.ч.

окончание 5. ЧИСЛО 2. ЧИСЛО 3. ЧИСЛО

безударное ІІІ. Чаще всего сказуемое.

Инфинитив – любой член

І спр ІІ спр предложения СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Все на –еть все на –ить

(кроме 7 гл.) (кроме брить, зыбиться, І. Суффиксальный синий синЕть

на –ать стелить, зиждиться) умыть умытьСЯ

(кроме 4 гл.) + Гнать, держать, дышать,

на -оть, -ыть, -уть, зависеть, ІІ. Приставочный НАписать, ПЕРЕвыполнить

-ять, -ти … Видеть, слышать и обидеть,

+ брить, стелить, А ещё смотреть, вертеть, ІІІ. Приставочно-суффиксальный

зиждиться Ненавидеть и терпеть ЗАстолбИть, РАЗбежатьСЯ

зыбиться

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЕ

Н обессилЕть (І спр.) обессилИть (ІІ спр.)

Е самому (лишиться сил) кого-нибудь (лишить сил) П

П Е

Е я обессилЕЮ я обессилЮ Р

Р вы обессилЕЕТЕ вы обессилИТЕ Е

Е они обессилЕЮТ они обессилЯТ Х

Х О

О обезлюдЕть (І спр.) обезлюдИть (ІІ спр.) Д

Д улица обезлюдЕЕТ ветер обезлюдИТ улицу Н

Н Ы

Ы обезлесЕть (І спр.) обезлесИть (ІІ спр.) Е

Е местность обезлесЕла люди обезлесИли территорию

СУФФИКС

ночЕВАть ночУЮ ОВА- (-ЕВА-) -ЫВА- (-ИВА-) складЫВАЮ складЫВАть

-УЮ, -ЮЮ сохраняя вид -ЫВАЮ, -ИВАЮ

горЕВАть горЮЮ поставь в форму укорачИВАЮ укорачИВАть

1 л. е.ч.

NB: затмить затмЕВАть затмЕВАю NB: увещЕВАть увещЕВАю (уговаривать)

продлить продлЕВАть продлЕВАю но: усовещИВАть усовещИВАю (стыдить)

застрять застрЕВАть застрЕВАю

__ ТЬ = __ Л перед -ВА- = перед -ТЬ Ь: 1. Инфинитив

2. После шипящих

слышать слышал заливать, заливаю – залить 3. Повелит. наклонение

видеть видел преодолевать, преодолеваю – преодолеть (но: ляг – лягте)

4. В постфиксе, стоя —

NB: __ основы Искл.: застрять – застревать, затмить – щем после гласного

инфинива: затмевать, продлить – продлевать… (умываться, купаешь,

  • сеять, веять, реять, исправь, вернусь)

таять, чуять, лаять,

каяться, маяться, надеяться,

лелеять, затеять, кашлять,

блеять, кланяться

  • строить, клеить

коварная ВЫ:

выглядеть — выглядишь глядишь (ІІ спр.)

выспаться — выспятся – спят (ІІ спр.)

вылепит — лепит – лепить (ІІ спр.)

Инфоурок


Русский язык

ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему: «Кластер. Глагол» (4 класс)

Скачать материал

кластер «глагол»4 классАвтор : Долгопятова Лариса Владимировна, 
учитель на...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 226 человек из 59 регионов

  • Сейчас обучается 1323 человека из 84 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • кластер «глагол»4 классАвтор : Долгопятова Лариса Владимировна, 
учитель на...

    1 слайд

    кластер
    «глагол»
    4 класс
    Автор : Долгопятова Лариса Владимировна,
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ №12
    города Белая Калитва, Ростовской области
    2018

  • СПРЯЖЕНИЕГЛАГОЛОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТАОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО...

    2 слайд

    СПРЯЖЕНИЕ
    ГЛАГОЛ
    ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ, СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА
    ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ? И ДР
    ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
    НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
    ВИД
    СОВ.В.
    НЕСОВ. В
    1 СПР.
    2 СПР.
    НАКЛОНЕНИЕ
    ВРЕМЯ
    ЧИСЛО
    ИЗЪЯВ.Н.
    УСЛОВН.Н.
    ПОВЕЛ.Н.
    ПРОШЛ.ВР.
    НАСТ.ВР.
    БУД.ВР.
    ЛИЦО
    РОД В ПРОШ.ВР.
    ЕД.Ч.
    МН.Ч.
    1Л., 2Л., 3Л.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 678 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Скачать материал


    • 15.08.2018


      5848
    • PPTX
      499.5 кбайт
    • 160
      скачиваний
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Долгопятова Лариса Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Долгопятова Лариса Владимировна

    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 17
    • Всего просмотров: 415546
    • Всего материалов:

      88

Технологическая карта

Учитель Ветрова Дарья Алексеевна

Класс: 5Б

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Цель: углубить знания учащихся о глаголе, совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Задачи:

Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять синтаксическую роль глагола в предложении и морфологические признаки.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову , стремление к речевому самосовершенствованию.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока: Комбинированный — закрепление изученного материала в 4 классе и систематизации ЗУН.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола ,Уметь находить глаголы в тексте. Закрепление навыков грамотного письма.

Формирование коммуникативной компетенции:

Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме.

Методы и приёмы: исследовательская деятельность; работа в парах; работа с кластером.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, материал для определения морфологических признаков глагола.

Основные понятия: морфологические признаки, части речи, глагол.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Форма работы

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья.

Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

— самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.

Фронтальная

2

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: вставить подходящие по смыслу слова в предложения.

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? 

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? 

Сформулируйте тему урока.

Вставляют подходящие по смыслу слова в предложения

Съела, сказала, заслонила, пролетели

Глагол

Обозначают действие

Глагол как часть речи.

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Познавательные:

— устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

Самостоятельная с проверкой по эталону

3

Актуализация знаний

 Чтобы нам с вами вспомнить, что мы вы уже знаете о глаголе, сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по числам (верно)

4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

-Хорошо, мы немного освежили наши знания по теме глагол.

— Какую цель каждый из вас сегодня себе поставит на урок?

Обобщение цели

Обучающиеся показывают сигнальные карточки «Верно» «Неверно»

Анализируют свои знания по части речи «Глагол»

Ответы обучающихся

Познавательные: осознавать

познавательную задачу;

применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

 взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

— слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

— высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему и цель урока.

Фронтальная

4

«Открытие» новых знаний и причины затруднения

Чтобы нам с вами добиться поставленных целей, на протяжении урока мы будем заполнять кластер.

Первое что мы заполним это определение что такое глагол

Попробуйте самостоятельно записать определение, кто затрудняется можете открыть учебник стр.    и посмотреть определение.

проверяем, что же вы написали.

Что мы ещё должны знать о глаголе?

— Конечно, теперь мы должны вспомнить морфологические признаки глагола и заполнить кластер.

— Чтобы вспомнить первый морфологический признак вам нужно выполнить задание «Третий лишний»

В каждой строке выбрать лишнее слово и определить почему оно является лишним.

Карточка №1

  1. Купаюсь, гуляют, рисую
  2. Плачет, пишут, загорают
  3. Кушаю, думаю, печатают

— проверяем, какие же слова оказались лишние и почему?

Сделаем вывод, какой первый морфологический признак мы можем записать.

— скажите, как вы думаете постоянный это признак или нет? Записываем в кластер первый морфологический признак.

Переходим к следующему морфологическому признаку.

Выполняем следующие задание в парах, чтобы определить признак

Карточка №2 Вставить глагол в подходящей форме.

Глагол : рисовать

  1. Я __________ мелом на доске.
  2. Вчера я ________ портрет мамы.
  3. Завтра я ______________

натюрморт.

— Определите какой признак здесь прослеживается

— какое может быть время у глагола? Как определить?

— Записываем в кластер

— Следующие задание перед вами таблица на слайде, но в ней не подписаны названия столбиков. Ваша задача догадаться как их можно назвать

Играла

Играл

Играло

Гуляла

Гулял

Гуляло

Рисовала

Рисовал

Рисовало

Думала

Думал

Думало

— Какой следующий признак мы с вами запишем? Заполняем кластер

Работают с кластером

Читают определение

Морфологические признаки

Выполняют задание на карточке

В первой строке слово – гуляют, т.к мн.ч и тд

Число

Нет

Выполняют задание

Время

С помощью вопроса

Определяют название столбиков

Называют следующий признак —  род

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная

Физкультминутка

Сейчас мы с вами немножко разомнемся, я вам буду читать слова, если вы услышите глагол – приседаете, существительное – поднимаетесь на носочки, прилагательное – руки в стороны.

Слова: небо, думать, голубое, солнце, ветреный, цветок, растёт, цветёт, фиолетовый, пенал, залезает, красный, верить.

Выполняют физкультминутку

— Продолжим определять морфологические признаки глагола.

— Обратите, пожалуйста, внимание на кластер у вас есть подсказка по поводу 4 признака глагола. Даны цифры 1,2,3 с каким морфологическим признаком это может быть связанно?  

— Конечно, лицо. Вспомним как определять лицо у глагола.

— Давайте вспомним, на доске слова – ваша задача определить лицо каждого глагола по цепочке.

Слова: Говорю, готовим, спешим, решишь, работаете, отдыхает, стоим, спешим, даю, закончим, читаем.

Заполняем кластер

— Переходим  к следующему признаку.

— На доске даны окончания глагола, что их может связывать, о каком морфологическом признаке здесь идет речь

— Заполните, пожалуйста, кластер , запишите окончания глагола 1 и 2 спряжения.

— Выполните задание на определение спряжения на карточке

Карточка №3 Определите спряжение глаголов.

Ты пишешь, он сеет, смотрим, не греет, поднимаемся, вертится, не терпится, он не обидит.

— Мы с вами почти заполнили весь кластер, посмотрите, что осталось?

— Синтаксическая роль глагола, что это значит?

— Чтобы определить, чем может быть в предложении глагол, выполним синтаксический разбор предложений

1. На сухую землю упал ранний снег.

2. Зашумел в лесу золотой дождь.

— Каким членом предложения является глагол? Заполняем кластер

— Мы с вами определили все морфологические признаки, с которыми мы с вами знакомы с 4 класса.

Лицо

С помощью местоимений

Спряжение  

Заполняют кластер

Выполняют задание и проверяют по эталону

Чем может является в предложении

Выполняют синтаксический разбор

Сказуемым

Фронтальная

5

Закрепление, обобщение материала.

Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках.)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Вопросы к тексту:

Найдите глаголы, которыми автор передаёт музыку, звуки весны, подчеркните их. (Глаголы: кричат, заливается, булькает)

В глаголах определите время глагола, лицо.

Самопроверка. Устное объяснение

Коммуникативные: —формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Работа в парах

6

Контроль усвоения полученных знаний. Тест.

Вопрос 1

Глагол –это часть речи, которая обозначает:

А.Действие

Б. Признак

В.Предмет

Вопрос 2

Найдите глагол?

А. До свидания

Б. Впереди

В.Приход

Г.Был

Вопрос 3

Чем глагол обычно является в предложении?

А. Подлежащим

Б. Определением

В. Сказуемым

Г. Дополнением

Вопрос 4

Укажи глагол, в котором пишется ь?

А. Решает…ся вопрос

Б.колосит…ся пшеница

В. Колют…ся иголки

Г. Сложно познакомит…ся

Вопрос 5

Глаголы изменяются:

А. По падежам

Б. По временам

Вопрос 6

Суффикс –л- имеют глаголы

А. Настоящего времени

Б. Прошедшего времени

В. Будущего времени

Проверка на экране.

Выполняют тест

Ответы

  1. А
  2. Г
  3. В
  4. Г
  5. Б
  6. Б

Отметка «5» — 0 ошибок

Отметка «4»-  1-2 ошибки

Отметка «3» – 3-4 ошибки

Отметка «2» – 5 ошибок

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

— осуществлять само- и взаимоконтроль

Самостоятельная  

7

Итог урока. Рефлексия.

— Какие цели мы преследовали на уроке?

— Мы достигли их?

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

— мы с вами только начинаем тему глагол, все трудности, с которыми мы столкнулись обязательно преодолеем.

— Давайте запишем домашнее задание – выучить кластер, выполнить упр.

— Спасибо вам за урок! Вы молодцы!

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Личностные:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Фронтальная

Урок русского языка в 6 классе: «Роль глагола в речи»

Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.

Тип урока — обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: персональный компьютер; интерактивная доска с интерактивным маркером.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: проверка готовности к уроку.

Ребята, какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Посмотрите на смайлики и покажите мне ваше настроение. Я надеюсь, после нашего урока у кого было настроение не очень хорошее поднимется, а у кого хорошее станет еще лучше.

2. Итак, тема нашего урока «Роль глаголов в речи».

Давайте сформулируем цели урока.

Знать: какую роль играют глаголы в тексте, обогащать словарный запас, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи

Уметь: находить глаголы, определять их значение.

Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.

Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Работать будем в группах, парах.

На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.

Приложение 2.

2.этап. Разбиваемся на группы по карточкам с цифрами.

Закончи предложение «Глагол. »

Правила: я читаю начало предложения вы должны его закончить.

Закончи предложение

1. Глагол это часть речи — (обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2. Глагол изменяется — (по временам, числам и падежам)
3. Глаголы имеют (Совершенный вид несовершенный вид)
4. Инфинитив — это (начальная форма глагола)
5. Ко II-ому спряжению относятся

  • все глаголы на -ить, кроме брить, стелить
  • семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть
  • четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать

6. К I-ому спряжению относятся (остальные глаголы)

Поменяйтесь ответами по часовой стрелке в группе исправьте ошибки. За каждый правильный ответ 1 балл. Занесите в лист ответа свои баллы

З этап. Распределение по группам по фигурам карточек

Создайте кластер по теме Глагол.

Создайте кластер каждый в группе, затем вынесите это на плакат. Но прежде чем вы начнете выполнять ознакомьтесь с критериями оценки кластера. Обратите внимание на интерактивную доску.

Критерии

1. содержание кластера +
2. доступность изложения+
3. эстетическое оформление кластера+
4. защита проекта кластера спикером от группы + (оценка 5)

Теперь ребята из других групп с помощью стикеров оцените своих одноклассников аргументируйте свои оценки.

После этого каждый заносит себе в оценочный лист баллы.

4 этап. Следующий этап работы это Работа в паре.

Работа в паре (отвечают на вопросы друг другу. Выполняют задания письменно.)

Обратите внимание на интерактивную доску и ознакомьтесь с критериями оценивания ответов, работая в паре.

Критерии оценивания ответов учащихся (на интерактивной доске)

1) полнота и правильность ответа; умение применять определения, правила в конкретных случаях.
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа, связное с логически последовательное сообщение на определенную тему.

У вас на партах есть распечатки с таблицами, в которых прописано то, что вам нужно делать. Ознакомьтесь с ней, есть вопросы? Нет? Приступаем к работе на это у вас 20 минут.

Прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел.

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)

1.Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок.

Какова тема текста?

2.Расскажи товарищу тему и идею текста.

Какова идея текста?

3.Попроси товарища выписать глаголы, и определите время.

Какие глаголы и в каком времени употреблены в тексте?

4. Выпишите с товарищем примеры глаголов: совершенного и несовершенного вида

Что вы знаете о видах глагола и какие виды глагола вам встретились в тексте?

5.Определите спряжение глаголов в тексте, и выпишите их из последнего абзаца.

Какого спряжения бывают глаголы и как вы определили спряжение глаголов в последнем абзаце?

6 Расскажи товарищу о наклонениях глаголов. Определите наклонения глаголов в тексте.

Какие наклонения глаголов вы знаете, какого наклонения глаголы преобладают в тексте?

7.Определите роль глаголов в тексте.

Какова роль глаголов в тексте?

Правильные ответы проецируются на интерактивную доску. Самопроверку проводим по интерактивной доске.

5 этап. Составить текст, используя глаголы.

1 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце), употребив глаголы 3 лица, настоящего времени.

2 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем любимом животном)

3 группе — опишите свое поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти в своей комнате забытую вещь. При помощи, каких приставок в глаголе «бегать» вы опишите свои движения? Составьте предложения с этими глаголами.

Работа делается сначала индивидуально, затем зачитываются предложения в группе. Затем слушаем в классе. Оценку фиксируем в лист ответа.

6 этап. Рефлексия

Составление синквейна. Работа в парах.

1 глагол
2 прилагательных действующий, движущий
3 глагола обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.

А теперь, оцените свою работу выставив оценки за последний вид работы. Подсчитайте, что у вас получилось.

Учитель видит результат, корректирует.

Выставьте оценки в дневники.

— Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.

Существительное, прилагательное, глагол

Существительное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол — это само­сто­я­тель­ные части речи рус­ско­го язы­ка, име­ю­щие харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сооб­щить что-то или узнать о чём-то, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми. В сво­ей речи гово­ря­щий под­би­ра­ет сло­ва не бес­по­ря­доч­но, а в соот­вет­ствии с вос­тре­бо­ван­ным зна­че­ни­ем сооб­ще­ния, при­чём ста­вит их в опре­де­лён­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, необ­хо­ди­мую для оформ­ле­ния связ­но­го высказывания.

Из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем и в задан­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме скла­ды­ва­ет­ся такая еди­ни­ца обще­ния, как предложение.

Предложение это

Какие же сло­ва выра­жа­ют мысль? О ком гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? О котён­ке. Смысловым цен­тром пред­ло­же­ния явля­ет­ся сло­во «котё­нок», к кото­ро­му зада­дим вопрос кто?

Рассмотрим дру­гой пример.

В этом пред­ло­же­нии гово­ря­щий сооб­ща­ет нам о солн­це. К это­му сло­ву поста­вим вопрос что?

Рассмотрим сло­ва, состав­ля­ю­щие эти пред­ло­же­ния, как части речи рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

Существительное прилагательное глагол

Имя существительное

Слова «котё­нок» и «солн­це» объ­еди­не­ны общим зна­че­ни­ем. Оба сло­ва назы­ва­ют пред­мет. Это общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти харак­тер­но для мно­гих слов рус­ско­го язы­ка, кото­рые по это­му важ­но­му при­зна­ку объ­еди­ня­ют­ся в один класс — само­сто­я­тель­ную часть речи имя существительное.

Итак, суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие живой пред­мет, отве­ча­ют на вопрос кто?

  • (кто?) уче­ник;
  • (кто?) девоч­ка;
  • (кто?) ёжик;
  • (кто?) рыб­ка.

Существительные, кото­рые назы­ва­ют нежи­вые пред­ме­ты, отве­ча­ют на вопрос что?

  • (что?) солн­це;
  • (что?) дере­во;
  • (что?) город.

Имя существительное это

Слова этой части речи име­ют свои харак­тер­ные при­зна­ки. Каждое суще­стви­тель­ное обла­да­ет кате­го­ри­ей рода:

  • силь­ный ветер (муж. род);
  • весе­лая музы­ка (жен. род);
  • тон­кое полот­но (ср. род).

Если к име­ни суще­стви­тель­но­му мож­но подо­брать сло­ва «он», «мой», зна­чит оно нахо­дит­ся в фор­ме муж­ско­го рода.

Существительные изме­ня­ют­ся по чис­лам. Слова, обо­зна­ча­ю­щие один пред­мет, име­ют фор­му един­ствен­но­го чис­ла. То же сло­во может обо­зна­чать несколь­ко или мно­го пред­ме­тов, если его поста­вить в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, изме­нив в нём окончание.

Понаблюдаем:

  • один каран­даш — пять каран­даш ей
  • сосн а — сосн ы
  • облак о — облак а .

Существительное изме­ня­ет­ся по паде­жам, при­об­ре­тая необ­хо­ди­мую грам­ма­ти­че­скую фор­му для упо­треб­ле­ния его в предложении.

Лягушки гром­ко ква­ка­ют (к чему?) к дождю (д. п.).

Имя прилагательное

В пред­ло­же­нии имя суще­стви­тель­ное пояс­ня­ет зави­си­мое от него сло­во, кото­рое выра­жа­ет при­знак пред­ме­та. От име­ни суще­стви­тель­но­го поста­вим к нему вопрос:

  • котё­нок (какой?) пуши­стый;
  • солн­це (какое?) яркое.

Слова «пуши­стый», «яркое» име­ют общее зна­че­ние при­зна­ка. В соот­вет­ствии с этим зна­че­ни­ем они при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рая в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся име­нем прилагательным.

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам в зави­си­мо­сти от того, суще­стви­тель­ное како­го рода и чис­ла оно определяет:

  • светл ый день (м. р.);
  • светл ая поло­са (ж. р.);
  • светл ое пла­тье (ср. р.);
  • светл ые воло­сы (мн. ч.).

Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по падежам:

  • и. п. сме­лый, сме­лая, сме­лое, смелые
  • р. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • д. п. сме­ло­му, сме­лой, сме­ло­му, смелым
  • в. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • т. п. сме­лым, сме­лой, сме­лым, смелыми
  • п. п. о сме­лом, о сме­лой, о сме­лом, о смелых

Качественные при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют крат­кие фор­мы (тем­ный — тёмен) и сте­пе­ни срав­не­ния, выра­жа­ю­щие интен­сив­ность про­яв­ле­ния признака:

  • тём­ный — тем­нее, более тём­ный, самый тём­ный, тем­нее всех;
  • слад­кий — сла­ще, менее слад­кий, самый слад­кий, сла­ще всех.

Что такое глагол?

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть сло­во, кото­рое выра­жа­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, что о нём говорится.

  • котё­нок (что дела­ет?) мяу­ка­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит.

Способность обо­зна­чать дей­ствие отли­ча­ет эти сло­ва от суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глагол име­ет ряд харак­тер­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков: вре­мя, лицо, чис­ло, род.

глагол

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам. Они могут назы­вать дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в момент речи о нём, то есть сей­час; дей­ствие про­изо­шло до момен­та речи (в про­шлом) или про­изой­дет после сооб­ще­ния о нем (в буду­щем). В свя­зи с пери­о­да­ми про­те­ка­ния дей­ствия у гла­го­лов раз­ли­ча­ют насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее время:

  • маль­чик (что дела­ет?) рису­ет (наст. время);
  • маль­чик (что делал?) рисо­вал (прош. время);
  • маль­чик (что будет делать?) будет рисо­вать (буд. время).

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол име­ет кате­го­рию лица и числа:

  • 1 лицо я пиш у — мы пиш ем
  • 2 лицо ты пиш ешь — вы пиш ете
  • 3 лицо он пиш ет — они пиш ут

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни у гла­го­лов опре­де­ля­ет­ся род:

  • он (что сде­лал?) сооб­щил (м. р.);
  • она (что сде­ла­ла?) сооб­щил а (ж. р.);
  • радио (что сде­ла­ло?) сооб­щил о (ср. р.).

Другие кате­го­рии гла­го­ла (вид, воз­врат­ность, спря­же­ние, накло­не­ние) изу­ча­ют­ся в стар­ших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

источники:

https://www.azbyka.kz/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-rol-glagola-v-rechi

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/suschestvitelnoe-prilagatelnoe-glagol.html

Автор: Владимирова Елена Алексеевна

Организация: МБОУ «Средняя школа №73 им. Т.К. Кравцова»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Тип урока: урок «открытия» нового знания

УМК: «Алгоритм успеха»

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2015 г.

Аудиоприложение у учебнику: (глава 8, упр. 10)

Техническое оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки для прослушивания аудиозаписи.

Наглядность: презентация к уроку, рабочие листы для групповой работы, листы оценивания групповой работы, листы самооценки.

Цель деятельности учителя: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Глагол как часть речи», формирование у учащихся умения изучения материала урока в группе, организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь давать определение глаголу как части речи;
  • уметь находить глаголы в тексте;
  • уметь определять морфологические признаки глагола, синтаксическую роль;
  • уметь использовать теоретические знания о глаголе при создании собственных текстов (лингвистической сказки).

Метапредметные:

Познавательные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • анализ, сравнение, обобщение;
  • смысловое чтение;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • умение структурировать знания.

Регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи);
  • выполнение пробного учебного действия;
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
  • планирование, прогнозирование;
  • осознание качества и уровня усвоения;
  • рефлексия способов и условий действия;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  • управление поведением партнёра;
  • учёт разных мнений.

Личностные:

  • самоопределение;
  • осознание ответственности за общее дело;
  • осуществление самооценки на основе наблюдения за собственным результатом работы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности с актуализацией уже имеющихся знаний

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации, повторение ранее изученного

Ребята, давайте вспомним, какие части речи мы изучили в этом учебном году (существительное, прилагательное).

Назовите все, что вы знаете о существительном и прилагательном. (Работа фронтально, ученики отвечают по очереди).

Я сейчас загадаю вам загадку, подумайте о какой части речи сегодня пойдет речь. (СЛАЙД 1)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …..глагол.

Найдем в стихотворении глаголы.

Актуализируют ранее изученное

Находят в тексте стихотворения глаголы (устно).

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Л) — самоопределение

II. Постановка цели и задач урока

Цель этапа: сформулировать тему урока, поставить цели и задачи урока

Эта часть речи вам знакома?

Сегодня мы начнем ее изучать. Для этого необходимо сформулировать тему урока. Нас будет интересовать глагол как…

(Глагол как часть речи)

Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока.

Итак, сегодня нам необходимо будет узнать (что такое глагол как часть речи)

Какие умения будем формировать? (давать …. Определение глагола; находить … Глаголы; определять …. Морфологические признаки; обозначать… синтаксическую роль глаголов)

На партах у каждого из вас находится индивидуальный лист достижений по нашей теме, к которому мы будем обращаться в течение урока. Проанализируйте его содержание.

Формулируют тему урока, определяют круг умений, которые необходимо отработать на уроке (ставят цели урока).

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

III. Первичное усвоение новых знаний путем самостоятельного поиска

Цель этапа:

в процессе групповой работы определить необходимый для усвоения теоретический материал урока

Для сегодняшней работы нам необходимо объединиться в группы.

Я сейчас определю трех руководителей, которым предстоит набрать себе команду из четырех человек. В зависимости от поставленной задачи каждая группа определяет ответственных за определенную работу.

1 группа: составить кластер на тему «Глагол как часть речи». Две минуты в группе вспоминаете все, что вы уже знаете, затем воспользуетесь учебником, чтобы дополнить информацию (стр. 254, параграф 2 главы 8).

2 группа: вам необходимо организовать интервью у Глагола. Один ученик из группы может им стать, другие же будут выступать, как корреспонденты.

3 группа: сочинить лингвистическую сказку о глаголе как части речи, воспользовавшись имеющимися знаниями и параграфом учебника.

На работу дается 5-7 минут.

Кроме листа с заданиями для каждой группы предусмотрен лист оценивания, с которым работает как руководитель группы (оценивает ребят), так и все члены группы (производят самооценку).

Руководитель группы (назначенный учителем) набирает себе членов группы, организует групповую работу.

Для каждой группы предусмотрено свое задание, прилагается лист оценивания, с которым работают все члены группы.

(Р) – выполнение пробного учебного действия

(П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

(П) – определение основной и второстепенной информации

(К) – постановка вопросов

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование

(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

(Л) – осуществление самооценки на основе наблюдения за собственным результатом работы

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи (выступление групп), переосмыслить собственные знания, выполнить тренировочные задания

Выступление 1 группы. (СЛАЙД 2)

Работа в парах

Итак, мы послушали ребят 1 группы, задали им вопросы, теперь наша задача поработать в парах над проговариванием данной информации. Находясь в группах, объединитесь с пары и расскажите друг другу все, что знали и узнали о глаголе.

В это время ученики 1 группы дополняют информацию кластера сведениями о группах по значению глаголов (работают с упр. 8, стр. 256) (СЛАЙД 3)

Выступление 2 группы. (СЛАЙД 4)

Задание на доске

Скажите, чем отличаются данные глаголы.

Учится, учимся, научатся (числом и временем) (СЛАЙД 5)

Работа на интерактивной доске (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23a912f2-5b5c-414e-8dea-8d5e1724cc6f/%5BNS-RUS_4-13%5D_%5BQS_025%5D.html Определи время и число глагола)

Отработаем определение этих морфологических признаков глагола.

Выступление 3 группы (СЛАЙД 6)

Работа с аудиозаписью

Ребята, мы послушали выступление трех групп, дополнили уже имеющуюся у вас информацию о глаголе как части речи, а теперь попробуем закрепить нашу работу. Сейчас прозвучит аудиозапись упр.10, ваша задача будет состоять в том, чтобы выписать услышанные глаголы, поставить к ним вопросы и определить морфологические признаки. (СЛАЙД 7) (СЛАЙД 8)

Ученики 2 и 3 группы после прослушивания информации задают вопросы на понимание.

Ученики 2 и 3 группы работают в парах.

Ученики 1 группы дополняют информацию кластера.

Общее обсуждение дополнительной работы 1 группы.

Ученики 1 и 3 группы задают вопросы второй группе.

Выполняют задание на интерактивной доске (по одному выходят к доске, класс записывает в тетрадь).

Ученики 1 и 2 группы задают вопросы третьей группе.

Звучит текст упражнения 10 параграфа 7. Ученики записывают услышанные глаголы, задают к ним вопросы, определяют морфологические признаки.

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – управление поведением партнёра

(К) – планирование учебного сотрудничества

(Р) – контроль, оценка, коррекция

(Р) – осознание качества и уровня усвоения

(Л) – осознание ответственности за общее дело

(Л) – осуществление самооценки на основе наблюдения за собственным результатом работы

V. Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

— Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

— Смогли ли отработать необходимые умения?

Оцените себя в листы достижений.

Я посмотрела ваши листы оценивания группы, проанализировала отметку, поставленную ребятам руководителем группы и самооценку каждого ученика, и готова озвучить отметки за урок.

На слайде вы видите смайлики, прикрепите стикер к тому из них, который объясняет ваше состояние не сегодняшнем уроке. (СЛАЙД 9)

Завершить наш сегодняшний урок хочу словами:

Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех
. (СЛАЙД 10)

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют самооценку в листы достижений

Определяют свое настроение на уроке с помощью смайликов

(Р) – рефлексия способов и условий действия

(Р) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

(Л) – осуществление самооценки на основе наблюдения за собственным результатом работы

VI. Домашнее задание

Цель этапа: выбирать домашнее задание

Домашнее задание я вам предлагаю на выбор.

Выполнить упр. 7 (по заданиям 1, 2)

Придумать лингвистическую сказку о Глаголе как части речи.

Приложения:

  1. file0.doc.. 61,5 КБ

Опубликовано: 17.11.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти группу с ответами
  • Как составить дерево возможных вариантов в математике
  • Ложная кривизна ног как исправить форум
  • Незарегистрированная версия навител как исправить незарегистрированная
  • Как составить приказ об аттестации работников