Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Метод «Кластер»
Выполнила Черноморец Е.В. МОУ СОШ № 36 -
2 слайд
Кластер-
это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
-
3 слайд
Что общего между этими словами?
солнце
трава
кошка
мышь
ручей -
4 слайд
Существительное
Изменяется по
Обозначает
В предложении является
Отвечает на вопросы
Имеет род
Какие бывают
Главный член
Собственные
Нарицательные
Кто?
Что?
Предмет
ж. р.
м. р.
ср. р.
Числам
мн.ч.
ед.ч
одуш.
неодуш.
Второстепе
нный -
5 слайд
Применение метода кластер
-
6 слайд
Достоинства и результаты применения приема
-
7 слайд
Спасибо
за
внимание!
Перейти к контенту
Русский язык
Время чтения 1 мин.Просмотры 491
Прием «кластер», в основном, используют для обучения школьников. Понятие это пришло к нам из-за рубежа. Оно трактуется, как объединение составляющих в одну общую группу, которая становится самостоятельной единицей. Ниже, для лучшего понимания, приведен пример кластер Имя существительное, изучаемый в 4-м классе.
В помощь школьнику.
Кластер имя существительное.
Актуальный подход.
Списано со школьной доски.
Художественное отображение кластера.
Прием отобразил все составляющие.
Знакомство с методикой составления.
Краткое пособие.
Прием к имени существительному.
Шпаргалка ученика.
Все правила в едином целом.
Кластер «Имя существительное»
Что такое имя существительное в русском языке?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
- кто?человек, патриот, сын, хозяин;
- что?дело, результат, радость, белизна.
Имена существительные называют
- конкретные предметы (телевизор, калитка);
- части предметов (экран, дно, рукоятка);
- названия лиц (человек, рабочий, врач);
- животных (заяц, белка, тигр);
- растения (клен, гвоздика, хвощ);
- явления природы (снег, дождь, радуга);
- признаки (белизна, ширина);
- действия (бой, ходьба, плавание);
- состояния (сон, дрёма, болезнь)
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
- названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
- названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
- названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
- Тарас Михайлович Бурый;
- Венера
- Куликовская битва
- «Война и мир» и пр.
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
- два дома
- три гаража.
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Для них характерны суффиксы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
- сестра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
- старик — люб ой старик , седой старик ;
- озер о — наш е озер о , глубок ое озер о .
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
3. существительные, имеющие оценочные суффиксы, с окончанием -о/-е, -а
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
- дорога — дорог и
- погон — погон ы
- слово — слов а
- лошадь — лошад и
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
- злость (ед. ч.)
- умиление (ед. ч.)
- деньги (мн. ч.)
- каникулы (мн. ч.)
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
- существительные множественного числа (перила, дебаты, проводы);
- существительные, образованные способом перехода прилагательных и причастий (набережная, запятая, сказуемое, подлежащее, слагаемое).
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
II . Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
- род
- склонение
III . Непостоянные признаки:
- число
- падеж
Видеоурок
Составь кластер на тему»имя существительное»?
Составить словосочитания существительное + прилагательное?
Составить словосочитания существительное + прилагательное.
Составить два предложения с двумя сложными существительными?
Составить два предложения с двумя сложными существительными.
Составь и запиши существительные по данным схемам?
Составь и запиши существительные по данным схемам.
Кластер на слово почтительный?
Кластер на слово почтительный.
Составить предложения по схемам существительное существительное существительное глагол прилагательное прилагательное?
Составить предложения по схемам существительное существительное существительное глагол прилагательное прилагательное.
Составить рассказ о разносклоняемых существительных?
Составить рассказ о разносклоняемых существительных.
Кластер к понятию культура Азербайджанасрочно надо?
Кластер к понятию культура Азербайджана
Помогите сделать кластер на тему Рахметов?
Помогите сделать кластер на тему Рахметов.
Составьте кластер на тему зима?
Составьте кластер на тему зима.
Как сделать кластер на тему чередующие корни?
Как сделать кластер на тему чередующие корни.
Вы перешли к вопросу Составь кластер на тему»имя существительное»?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Человек — подлеж питается — сказ Питается кем чем? Хлебом — это дополн — — — Нива — полеж Питается — сказ питается чем? Потом и мудростью — допол Питается когда сначала обстоят — . — . — .
Направо, На является суффкисом.
Я думаю что это слово деление.
Презирать критику потому только, что она еще находится во младенчестве, значит презирать юную литературу за то, что она еще не возмужала. 1. презирать ск. 2. она находится во младенчестве 3. Презирать 4. Она не аозмужала. Правдоподобие положений..
НА УЛИЦАХ(ГДЕ? Обстоятельство) ЗВЕНЯТ(ЧТО ДЕЛАЮТ? Сказуемое) ВЕСЕННИЕ(КАКИЕ? Определение) РУЧЕЙКИ(что? Подлежащие) __. _. _. _. ___________.
ССП : Моя собака громко лаяла, и на её лай откликались другие псы. СПП : Моя собака громко лаяла, потому что во дворе кто — то был. БСП : Моя собака громко лаяла, я же сидел тихо и смотрел в окно.
Книга в каждой жизни играет большую роль. Книга помогает нам узнать больше, чем нам сказали родители. Учит нас грамотности, дарит огромный запас красноречия и слов, развивает мышление. Вся наша жизнь — это одна большая книга. Мы всю жизнь, что то..
Ты — местоимение, чего — местоимение, в — предлог, школе — существительное, не — частица, был — глагол.
Нездоровтся, недоумеваеш пишутся вместе по правилу если убраить не и получится слово пиши раздельно а если не получается пиши вместе.
Да, это родственные слова. Тихий — прилагательное(какой? ) Тишина — имя существительное(что? ).
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/7335842_sostav-klaster-na-temuima-susestvitelnoe/
Прием — кластер
Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер как один из методов критического мышления.
Современная система образования ориентированная на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относятся наличие трех стадий:
— вызов – активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы.
— осмысление – организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
— рефлексия – полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
— на этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предложения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников. Мотивации к размышлению до начала изучения темы.
— на стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
— на стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В виде общей стратегии занятия. На всех его стадиях. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно. В ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг спутников центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке.
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Применение метода кластер.
Метод кластер может применяться практически на всех уроках при изучении самых разных тем. форма работы может любой: индивидуальной, групповой, коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач. Возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. (Сначала создает один учащийся в тетради кластер, после чего в совместном обсуждении материала составляется общая графическая схема) Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке и в качестве домашнего задания ( ПРИ НАЛИЧИИ опыта составления)
Положительное и результат применение метода
Достоинства метода
— позволяет охватить большой объем информации
— вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, интерес
— дети активны и открыты, т.к. не возникает страха ошибиться, высказывать неверное суждение
Формируются и развиваются умения:
- Умение ставить вопросы
- Выделять главное
- Устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения
- Переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом
- Сравнивать и анализировать
- Проводить аналогии.
Существуют различные виды кластеров:
- планета и её спутники
- блок-схемы
- бумажный кластер
- кластер с нумерацией слов для составления рассказа
- кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
- групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
- обратный кластер
- грамматический кластер
Метод кластера на уроках развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и оценочные суждения, учит вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений. Опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Уроки с применением кластера дают возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
В русском языке все слова делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.
Части речи, к которым можно задать вопрос, называются самостоятельные.
Имя существительное (кто? что?) обозначает предмет. Например: ученик, река, школа.
Имя прилагательное (какой? какая? какое?) обозначает признак предмета. Например: красивая, солнечный.
Глагол (что делать? что сделать?) обозначает действие. Например: играть, учиться.
Части речи, к которым нельзя поставить вопрос, называются служебные. Например: предлоги (к, по, за); союзы (и, а, но).
«Дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах.
Синквейн по предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать, таким образом, части речи.
Пример синквейна на тему «Существительное»:
Существительное.
Самостоятельная часть речи обозначает предмет, явление.
Отвечает на вопрос кто? что?
Постоянные признаки существительного: род, собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное.
Непостоянные признаки: число,
Здравствуйте члены жюри, коллеги!
Вашему вниманию представляю мастер-класс по теме: прием — кластер.
Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер как один методов критического мышления.
Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов.
Выделяют три стадии критического мышления.
— вызов – активизация, вовлечение участников в процесс. Воспроизведение имеющихся знаний по теме. Формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов.
— осмысление – работа с информацией: чтение текста, обдумывание, анализ.
— рефлексия – полученные знания перерабатываются.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
Применение кластера на протяжении всего урока.
Кластер оформляется в виде грозди, модели планеты со спутниками.
Оформление кластера на доске, в тетради, на отдельном листе.
Виды кластеров.
- планета и её спутники
- блок-схемы
- бумажный кластер
- кластер с нумерацией слов для составления рассказа
- кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
- групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
- обратный кластер
- грамматический кластер
Сегодня продемонстрирую Вам, каким образом работает кластер на уроке русского языка – тема: Имя существительное.
- Разделите слова на группы (на листочках пишут) слова на экране. СЛАЙД
- На какие группы разбили слова?
Существительное Прилагательное глагол союзы предлоги
— Как можно назвать группы слов?
ЧАСТИ РЕЧИ
- Карточка – давайте наполним нашу таблицу информацией — карточки.
- – какие части речи есть ещё? Наречие Местоимение
— как выделили существительное (по значению и вопросу) предмет, кто? что?
— как выделили прилагательное (значение и вопрос) признак, какой? Какая? Какие?
— на какие группы делятся части речи?
— самостоятельные и служебные.
— о теме урока узнаем, если найдем лишнее слово — (слова на доске – зеленая, добрая, школа, высокая.
— посмотрите на экран вы видите картинки, запишите СЛАЙД
— девочка, собака, город
— чем объединены слова – это слова с непроверяемой гласной в корне слова.
— придумайте имя девочке, кличку собаке. Название города СЛАЙД
— на какие группы можно разделить слова?
СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
— посмотрите на экран
На экране слова
— чем объединены данные слова? (проверяемая безударная гласная в корне слова)
— поделите на группы слова?
— на какие группы поделили слова?
— ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
— задайте вопрос
— Прочитайте пары слов найдите лишнюю пару слов?
— по какому признаку определили?
— изменили форму слова, что это значит? – поставили слово в другое число.
— какие числа имен существительных знаете?
— ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО и МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
— назовите предметы на картинке и запишите слова
— облако, солнце, звезда, туча, снег, ветер –
— подберите местоимения и разделите на группы , по каким словам определили род.
Жен. Муж. Средн.
— какие из признаков имени существительного постоянные, а какие нет? ПОСТОЯННЫЕ и НЕПОСТОЯННЫЕ
— по какому признаку изменяются?
— сейчас 1 группа – работают у доски с карточками
2 группа – работают на месте с листом бумаги
Вам необходимо систематизировать. Составить алгоритм, схему по признакам имени существительного.
— Работа с жюри
— посмотрите на экран данный прием кластер может быть использован на уроках в начальной школе СЛАЙДЫ
—
— Проверяем группы, покажите, что у вас получилось?
— Теперь подведем итог, используя один из приемов СИНКВЕЙН как разновидности кластера.
СЛАЙД
СЛАЙД
.
Организационная информация
ФИО
Будаева Татьяна Леонидовна
Предмет, на котором использован приём
Русский язык
Класс, в котором использован приём
4 класс
Тема урокаобразовательного мероприятия, на котором использован приём
«Морфологический разбор имени существительного»
Авторская информация
Происхождение приёма
Адаптированный
Источник заимствования с указанием ссылки
Технология критического мышления
Краткое описание ситуации
Название приёма
Кластер
Этап образовательного мероприятия (урока), продолжительность проведения
Рефлексия
7-10 мин
9
Количество участников
Класс
10.
Планируемые результаты
использования приёма
Личностные: развитие самостоятельности
Метапредметные: развитие умения систематизировать изученный материал в виде схемы (кластера), формирование умения понимать логические схемы, структурировать речь, определять качество и уровень усвоения изученного материала.
Предметные: определение уровня усвоения изученного материала об имени существительном, который позволит обучающемуся вести морфологический разбор данной части речи
11
Предварительная подготовка (если требуется)
12
Технология проведения
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. На стадии рефлексии формируется итоговый кластер, который несколько раз озвучивается, что позволяет развивать речь обучающихся, формировать умение понимать логические схемы. В данном случае формируется кластер «Имя существительное». Ученик записывает ключевое понятие «Имя существительное» в центре листа (интерактивной доски), далее — стрелки к словам «Постоянные признаки» и «Непостоянные признаки», «Роль в предложении», затем от этих слов идут стрелки к информацииоб этих признаках.
13
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
1. Ознакомление: Расскажите всё, что знаете об имени существительном.
2.Понимание: О каких признаках им. существительного помните (постоянные, непостоянные).
3. Применение: Изобразите информацию в виде кластера (схемы), начиная с ключевого понятия в центре листа (интерактивной доски).
4. Анализ: Раскройте особенности постоянных и непостоянных признаков имени существительного.
5. Синтез: Предложите свой вариант кластера (схемы) товарищу по парте (или классу), излагая информацию вслух. Отметьте (пронумеруйте) порядок ваших действий морфологического разбора им. сущ.
6.Оценка: Сверьте составленный вами алгоритм действий при морфологическом разборе им. сущ. с предложенным в учебнике. Оцените свою работу: «верно» или что-то необходимо дополнить.
14
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов
Предложить обучающимся:
-
Рассказать всё, что знают об имени существительном, составляя кластер (схему).
-
Составить алгоритм морфологического разбора имени существительного.
-
Тренинг.
15
Варианты использования ИКТ — поддержки
1 вариант
-
По ходу коллективного составления кластера обучающиеся приводят примеры им. сущ.
-
Если используется интерактивная доска, то готовый кластер распечатывается детям. Для закрепления обучающиеся работают в парах, ещё раз проговаривая признаки имени существительного по кластеру.
-
Далее перейти к алгоритму морфологического разбора им. сущ. (на кластере пронумеровать порядок действий ученика) и тренингу.
2 вариант
-
Каждый ученик самостоятельно составляет кластер (если детям это знакомо), обобщая свои знания об им. сущ.
-
Далее работают в парах или группах: обсуждают, дополняют. Затем продукт – кластер предлагают для всего класса. Подводится итог. Общий продукт выводится на интерактивную доску и распечатывается.
-
Перейти к алгоритму морфологического разбора им. сущ. (порядок действий пронумеровать на кластере) и тренингу.
Кластер является памяткой для ученика.