Составить план по тексту как влияет человек на литосферу

Составьте план текста «Как влияет человек на литосферу?». С этой целью:
а) внимательно прочитайте текст;
б) выделите главные мысли текста;
в) сгруппируйте текст вокруг главной мысли;
г) по количеству главных мыслей определите количество пунктов плана;
д) запишите их в виде пунктов плана.

reshalka.com

ГДЗ Рабочая тетрадь по географии 5 класс. 25. Задания. Номер №2

Решение

«Как влияет человек на литосферу?»
План.
1) Способы добычи минеральных ресурсов.
2) Изменение территории под воздействием деятельности человека.
3) Охрана и рекультивация земель.

Литосфера — это каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, которая необходима для существования человека. Люди расселяются, приспосабливаясь к рельефу местности. Зачастую люди селятся на равнинах, но нередко и в горах. Но там жизнь осложняют частые оползни, обвалы, землетрясения, извержения вулканов. Причины обвалов и оползней могут быть как антропогенными, так и природными. Они происходят внезапно и часто приводт к большим разрушениям и гибели людей. Но эти живописные участки используют для альпинизма и горнолыжного спорта.

Но человек тоже вляет на литосферу. Так, большой ущерб ей наносит добыча полезных ископаемых. Их извлекают разными способами: через скважины, в шахтах, на карьерах- они вызывают спускания и обрушения земной поверхности. А после обработки ископаемых ненужную породу ссыпают на поверхность, в результате образуются искусственные горы( терриконы и отвалы), уродующие местность. А люди, проживающие поблизости, часто страдают хроническими заболеваниями, потому что ветер разносит ядовитые вещества, входящие в их состав.

Чтобы уменьшить ущерб, необходимо находить применение породам.

Человеку нужно охранять литосферу!

 — 1 –

УРОК №15

ТЕМА:   ЧЕЛОВЕК И ЛИТОСФЕРА

Цель урока: 
Создать условия для усвоения понятий «полезные ископаемые», знаний о жизни,
отдыхе человека в горах и на равнинах.

Планированные образовательные результаты:

предметные   Установить
значение полезных ископаемых в жизни человека.

метапредметные –  1.
Самостоятельное приобретение знаний из разных источников информации.

                                    
2. Находить дополнительную информацию жизни человека в горах и на равнинах.

личностные – Проявление
интереса к поставленной проблеме.

Тип урока – систематизация и обобщение знаний.

Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная, работа в
группах и в парах.

Необходимые технические
средства

1. Интерактивная доска

2. Учебник.

4. Атласы и к/карты.

5. Карты и к/карты Астраханской области.

6. Коллекция горных пород и минералов.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

СЛАЙД 1. Здравствуйте!

Этап 1. Мотивация к учебной
деятельности.

Все готовы

                 
—  Все готовы

                   Все в порядке

           
      —  Все в порядке

                    И учебники

                 
— И учебники

                  И тетрадки

                  
— И тетрадки.

  . Думаю, что наша
совместная работа будет    интересной и полезной. Давайте улыбнемся,  друг
другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

РАБОТА НА СЛАЙДЕ:
ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫПУКЛЫЕ И ВОГНУТЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

Этап 2. Формирование темы цель урока.

1. Определить тему урока.

Учитель: Попробуем
определить тему урока

— У моей России горы
величавы,

  Выросли грядами,
гордые, как павы.

  Вот седой Урал-весь
порос травою,

 А Кавказ высокий укрылся
снежной мглою.

 — У моей России
бескрайние просторы,

   Не окинешь взглядом,
не объедешь скоро.

   Все, что ты увидишь –
все моя Россия.

— Горы к небу,
вдаль-равнины,

  Дюны, впадины, барханы

 И овраги, и вулканы –

 Все это рельеф России.

— 2 –

2. Вопрос учащимся:

— О каком компоненте
природы здесь идет речь? (Рельеф)

— Человек, может обойтись
без литосферы?(Нет)

— Зачем мы изучаем
литосферу? (Для того чтобы знать как можно ее использовать)

— Значит тема  урока
«Человек и литосфера»

СЛАЙД  2.

—  Сегодня мы
продолжаем изучение рельефа и как он влияет на деятельность человека.

3. Определить цели урока.

— Что бы Вы хотели узнать
на этом уроке?

— Чему научиться?

СЛАЙД  3.

—  Что такое рельеф?

-Какие основные формы
рельефа?

СЛАЙД

СЛАЙД Карта полушарий,
где нужно нанести формы рельефа.

1. Нанесение гор и равнин
(На мимио)

2. Вопросы учащимся:

— Из чего состоит земная гора?  (Из
минералов и горных пород)

 — Чем минералы отличаются от горных пород?

— Какие горные породы бывают  по
происхождению:

·                   
магматические горные породы – гранит, базальт;

·                   
осадочные горные породы – песок, гипс, каменный
уголь;

·                   
метаморфические горные породы – сланец, гнейс,
мрамор.

Этап 3. Организация и самообразование
учащихся дальнейшего усвоения материала.

СЛАЙД  4. Полезные
ископаемые…..

1.Работа по учебнику. Задание:

— Найдите определение, что называют полезным
ископаемым?

СЛАЙД 5.

2. Работа  в парах.  Задание:

— Как называется скопление полезных ископаемых? 
( месторождение)

— Используя текст учебника найти  в какие три
группы объединяются по составу и особенностям использования полезные
ископаемые?

СЛАЙД

3. Задание. Подобрать полезные ископаемые по
группам. (На мимио) Одновременно в тетради

4. Учитель:

— Обратимся к физической карте Астраханской
области.

СЛАЙД  6

5. Работа в группах. Задание:

— Определить полезные ископаемые Астраханской
области и назвать их.

— К каким группам относятся полезные
ископаемые АО.  Какой группы полезные  ископаемые отсутствуют.

— Найдите на карте Астраханское
серогазоконденсатное месторождение. Почему он так называется?

СЛАЙД  7.

6. Задание на контурной карте:

— Нанести полезные ископаемые АО.

— Выделить район Астраханского
серогазоконденсатного месторождения.

( Поверить к/карты у некоторых учащихся
через документ камеру)

— 3 —

СЛАЙД  8.

7. Работа в группах. Задание:

— Используя коллекции горных пород  найти
полезные ископаемые, которые залегают  в АО.

8. Просмотр видеофильма «Баскунчак»

СЛАЙД  9.

Хорошо работали.

Наверное, устали.

Для физкультминутки дружно

Рядом с партой стали!

9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

? СЛАЙД

СЛАЙД  10.

10. Работа в группах.

1. Задание:

— Проанализируйте карту по плотности населения
мира.

— Какие территории наиболее густо заселены?

— Какие наименее освоены территории? На карте
полушарий отыщите примеры, наименее освоенные территории человеком, указанных в
тексте учебника.

СЛАЙД карта плотности
населения

2. Задание:

1 группа – Определить жизнь человека в горах.

2 группа – Определить жизнь человека на
равнинах.

СЛАЙД

— Определить, как использует человек рельеф
для своего проживания: (на мимио)

3 группа – Определить
отдых в горах .

4 группа – Определить отдых на равнинах.

11. Учитель:

— Опираясь на опережающее задание каждой
группе было дано задание создать проект  маршрута «Лучшие места для путешествия
на земле», тем самым у нас получился проект туристической фирмы « ПЕГАС»

ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Этап 4. Проверка
полученных результатов.  Коррекция.

СЛАЙД  11.

Задание:

— Вставь пропущенные слова в предложение:

________________ и ____________ земной коры,
которые человек использует в своей

хозяйственной деятельности, называют
_____________________________ .

— 4 —

СЛАЙД  12 .

Этап 5. Рефлексия
учебной деятельности на уроке.

1. Самооценка работы в
течение урока по методике «Светофор»:
красный– я работал отлично, мне всё понятно
желтый– я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий –  я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось

2.  Закончите предложения:

Я доволен(-льна) тем, что
сегодня узнала……………..

Я  доволен (-льна) тем, что
сегодня  научилась……………..

СЛАЙД  13 .

Этап 6. Домашнее
задание.

1. Выписать в тетрадь 
географические название встречающиеся в & 1 – 10  и узнать их происхождения
 Базовый уровень.

2. Узнать происхождение
географических названий — Повышенный уровень происхождения

3.Подготовит
презентацию «Применение полезных ископаемых Астраханской области»- Высокий
уровень

СЛАЙД  14.

Вместе
не трудно.

                                                    Вместе
не тесно,

                           
Вместе легко и всегда интересно!

Вопрос 1. Какое значение для человека имеет литосфера?

Литосфера для человека — источник полезных ископаемых и территория для жизни и ведения хозяйства.

Вопрос 2. Как человек изменяет литосферу?

Хозяйственная деятельность.

Вопрос 3. Какими полезными ископаемыми богата ваша местность?

Уголь, асбест, бокситы, особенно Урал славится своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, малахит и др.)

Вопрос 4. Зачем человеку нужны знания о литосфере? В каких областях человеческой деятельности они особенно нужны? Приведите примеры.

Литосфера, это твердая оболочка Земли, её изучение имеет огромное практическое значение, связанное с хозяйственной деятельностью человека.

Поиск полезных ископаемых, составление прогнозов различных стихийных бедствий, связанных с процессами, которые происходят в литосфере (извержения вулканов, землетрясения и т. д.).

Просто все, что происходит на нашей планете, связано напрямую с литосферой, поэтому её изучение — жизненно необходимо.

Вопрос 5. Почему человек должен нести ответственность за преобразование литосферы? Свой ответ аргументируйте.

Интенсивное развитие промышленного производства приводит к росту промышленных отходов, которые в совокупности с бытовыми отходами существенно влияют на химический состав почвы, вызывая ухудшение её качества.

Вопрос 6. Сформулируйте правила поведения во время: а) землетрясения; б) извержения вулкана. Чем обоснованы предложенные вами правила?

Землетрясение

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда вы почувствуете первые толчки до опасных для здания колебаний, у вас есть 15-20 секунд);

— быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости;

— покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте;

— оказавшись на улице, оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство;

— держитесь в стороне от нависших балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов;

— если вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся.

Если вы вынужденно остались в помещении:

— встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем проёме или у несущей опоры;

— если возможно, спрячьтесь под стол — он защитит вас от падающих предметов и обломков;

— держитесь подольше от окон и тяжёлой мебели;

— если с вами дети — укройте их собой;

— не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками — при утечке газа возможен пожар.

Извержение вулкана — это выброс из конической горы с кратером на вершине огня, лавы, пепла, горючих газов, паров воды, обломков горных пород. Лава и другие раскаленные извергаемые вещества стекают по склонам гор и выжигают все, что встречают на своем пути, принося человеческие жертвы и материальные убытки.

Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют лавовые потоки, тучи пепла и газов, взрывная волна и разброс обломков, водные и грязекаменные потоки, сильные колебания климата, обусловленные загрязнением атмосферы вулканическими газами, аэрозолями.

Единственный действенный способ спасения людей при извер-жении вулкана — эвакуация.

Вопрос 7. На образование нефти в земной коре уходит 250 млн лет. Человек интенсивно использует нефть в хозяйстве. Подготовьте сообщение на тему «Меры, необходимые для бережного использования нефти».

Примером бережного отношения к нефти и газу служит отрасль энергетики, где за счет применения более совершенного оборудования на электростанциях удельный расход топлива на отпущенную электроэнергию неуклонно снижается. В мероприятия по охране недр входит комплексное использование ресурсов, которое предусматривает более полное извлечение сопутствующих компонентов при добыче полезного ископаемого.

Обобщение по теме

Из журналов выберите статьи, посвященные исследованиям недр или рельефу Земли. Дайте краткую характеристику её содержания — аннотацию.

Земной шар состоит из нескольких слоев: земная кора, мантия, ядро. Литосфера — наружная твердая оболочка Земли, состоящая из малоподвижных блоков — плит. Поверхность земной коры неровная, с чередованием гор и равнин. Рельеф образуется под совместным влиянием внутренних и внешних сил Земли. Вода, ветер, живые организмы и хозяйственная деятельность людей преобразуют поверхность планеты. Внутренние силы Земли создают крупные формы рельефа, а внешние — мелкие.

Разработка урока по географии (план конспект)

5 класс.

Тема: «Человек и литосфера».

Составитель: учитель географии Сафонова Е.Ю.

Направление модернизации географического образования: усиление индивидуализации процесса обучения.

Цели:

Обучающая: сформировать знания о полезных ископаемых; формировать знания о разнообразии полезных ископаемых; определить условия жизни человека на равнинах и в горах; познакомится с рекреационными ресурсами России;

Развивающие: продолжить формировать умения учащихся работать индивидуально с текстом учебника, с картой; выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения;

воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство гордости за страну, богатую полезными ископаемыми, рекреационными ресурсами.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях.

Предметные результаты: изучать и использовать способы запоминания географических объектов; находить различия жизни человека в горах и на равнинах; познакомиться с основными группами горных пород – горючие, рудные, нерудные; приводить примеры  различных полезных ископаемых.

Метапредметные результаты: организовать индивидуальную деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических умений.

Личностные результаты: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. Формирование эмоционально — ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Тип урока:  Изучения нового материала.

Оборудование: учебники 5 класс, карта строение земной коры, физическая карта России, образцы полезных ископаемых.

Литература: 

1.Учебная программа по географии 5-9 классов под ред. А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

2. География. Начальный курс: 5 класс учебник для учащихся образовательных организаций / А.А. Летягин «Вентана -граф».

3. Хрестоматия по физической географии для 6 кл. и для 7 кл.

План урока

Структура(элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

  1. Организационный

Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.

  1. Изучение нового материала.

Актуализация знаний. Учитель задает вопросы предыдущих тем.

Задание № 1

Откройте учебник на стр. 58 и посмотрите на какие три группы подразделяю п/и. Выпишите в тетрадь и приведите примеры. Задание выполняем индивидуально.

Задание №2

Прочтите текст учебника на стр. 58 пункт 2. И заполните схему:

Жизнь человека

↓ ↓

равнины горы

Сделайте вывод: Как зависит жизнь человека от форм рельефа?

Задание выполняем индивидуально.

Задание 3

Откройте в атласе физическую карту России и определите, какие формы рельефа преобладают на территории России.

Сделайте вывод.

III Закрепление и обобщение знаний

  1. Какие три группы п/и вы узнали сегодня на уроке?

  2. В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах?

IV. Домашнее задание. § 11 пересказ. Индивидуальное задание (по желанию учащихся). Изучите текст учебника на стр. 60 и подготовьте предложения своим родителям, куда можно поехать отдохнуть и поправить своё здоровье на территории России?

Деятельность учителя

Сообщение дежурных.

Индивидуально – уплотненный опрос.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Рассказ, беседа, демонстрация образцов полезных ископаемых.

Рассказ, работа с учебником.

Частично поисковый.

Репродуктивный. Беседа.

Работа с картой.

Инструктаж учителя.

Конспект урока

  1. Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Геосферы Земли» и познакомимся с влиянием человека на литосферу. Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество. А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Как влияет?

Что такое полезные ископаемые?

Задание № 1. Откройте учебник на стр. 58 и посмотрите на какие три группы подразделяю п/и. Выпишите в тетрадь и приведите примеры. Задание выполняем индивидуально.

Учащиеся анализируют текст и выполняют записи в тетради. Затем озвучивают. Учитель корректирует, демонстрирует образцы полезных ископаемых по образцу.

Записи в тетрадях: Горючие п/и: уголь, нефть, газ. Крупнейшие месторождения нефти и газа находятся на территории Западно-Сибирской равнины.

Металлические полезные: руды, в частотности минералы , содержащие металлы в таком количестве , которое позволяет использовать их хозяйстве. Содержание металла в рудах колеблется от 16 до 70%.

Неметаллические, например Это неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы. Это строй материалы(песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты -используют для производства удобрений, и др.

Учитель: Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой.

Давайте ответим на вопрос. Как зависит жизнь человека от форм рельефа?

Задание №2

Прочтите текст учебника на стр. 58 пункт 2. И заполните схему: Жизнь человека

↓ ↓

равнины горы

Сделайте вывод: Как зависит жизнь человека от форм рельефа?

Задание выполняем индивидуально.

Задание № 3

Откройте в атласе физическую карту России и определите, какие формы рельефа преобладают на территории России.

Сделайте вывод.

Учитель: Почему все-таки люди освоили непростую жизнь в горах?

Дети отвечают на вопрос. Учитель корректирует.

Население нашей планеты размещено неравномерно. 16% населения живет на побережье, плотно заселены плодородные равнины, удобны для строительства домов, дорог и с/х работ.

Наименее освоены человеком полярные широты, пустыни, высокогорные области, за исключением высокогорных поселений в Перу и Тибете.

Горы дают человеку п/и, лесные и с/х продукты. Горцы преимущественно скотоводы и ведут кочующий образ жизни.

В горах и на равнинах человеку необходимо трудится, чтобы выживать. Но хоть раз в год любой житель планеты должен отдыхать, чтобы пополнить свои силы для плодотворной работы. Как вы думаете, есть ли у нас в России такие места отдыха? Дети отвечают на вопрос. На стр. 60 в учебнике абзац № 3 «Отдых в горах и на равнинах» вы найдете такие места (рекреационные ресурсы) прочитав самостоятельно.

III. Закрепление и обобщение знаний

  1. Какие три группы п/и вы узнали сегодня на уроке?

  2. В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах?

IV. Домашнее задание. § 11 пересказ. Индивидуальное задание (по желанию учащихся). Изучите текст учебника на стр. 60 и подготовьте предложения своим родителям, куда можно поехать отдохнуть и поправить своё здоровье на территории России?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти минимальная дизъюнктивная нормальная форма
  • Как найти работу бездельнику
  • Как найти шрифт на ноутбуке
  • Как найти фильм живые
  • Как найти индекс соединения