Составить предложение со словом что как местоимение

Слово «что» — это самостоятельная часть речи местоимение. В зависимости от контекста слово «что» — это служебная часть речи союз или частица.

Выясним, какая часть речи слово «что» в русском языке, определив его общее значение, грамматические и синтаксические признаки. Совокупность этих признаков является основополагающей для отнесения рассматриваемой лексемы к определенному лексико-грамматическому классу слов, который в русской морфологии называется частью речи.

«Что?» — это вопросительное местоимение

Интересующее нас слово говорящий употребляет в речи при постановке вопроса о предмете, явлении или каком-то событии.

Что вас привлекает в книгах?

Что с тобой случилось?

Слово «что» конкретно не обозначает предмет разговора, а только указывает на него. Этой способностью указывать на предмет, признак или количество обладает самостоятельная часть речи русского языка — местоимение.

Что какая часть речи

В зависимости от того, на что указывает каждое из местоимений (предмет, признак, количество) и слово какой части речи оно замещает в предложении, различают

  • местоимения-существительные (ты, он, мы, некто);
  • местоимения-прилагательные (свой, наш, такой);
  • местоимения-числительные (сколько, столько).

Рассматриваемая лексема указывает на предмет и отвечает на вопрос: что? Чтобы избежать повтора одного и того же слова в речи, это местоимение замещает имя существительное, являясь подлежащим или дополнением в предложении. С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.

У слов этой части речи грамматическая категория разряда является постоянным грамматическим признаком.

В предложении, которое произносится с вопросительной интонацией, слово «что» является вопросительным местоимением.

Что вам приготовить на завтрак?

Что я могу один?

Это местоимение не имеет грамматических категорий рода и числа, а только изменяется по падежам:

  • и.п. что?
  • р.п. нет чего?
  • д.п. отдам чему?
  • в.п. видим что?
  • т.п. следим за чем?
  • п.п. напишу о чём?

Это слово может принадлежать к другому семантическому разряду — относительным местоимениям.

Слово «что» — относительное местоимение

В сложноподчиненном предложении слово «что» может выступать в роли союзного слова.  Оно используется как связующий элемент между главным и придаточным предложением, причем сохраняет все грамматические признаки своей части речи. Тогда это относительное местоимение, которое в отличие от союза, слова служебной части речи, является членом предложения и к нему можно задать синтаксический вопрос.

Весь вечер я думал, что скажу на собрании.

Скажу что?

Относительное местоимение, выполняющее роль союзного слова, является второстепенным членом придаточного предложения — дополнением.

Всё еще стоял тот предвечерний зной, что бывает в южных городах в конце лета.

И в этом предложении слово «что» — относительное местоимение, союзное слово, его можно заменить на местоимение «который» или на существительное «зной». В предложении оно является подлежащим.

Примеры предложений

Что было, то сплыло.

Что с возу упало, то пропало.

Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).

Слово "что"

Слово «что» — союз

Слово «что» — это подчинительный союз в сложноподчиненном предложении. Его следует отличать от относительного местоимения, союзного слова. Для этого применим нехитрый прием: просто опустим его, удалим из предложения. Союзное предложение превратится в бессоюзное. При этом смысл предложения не пострадает. Союзное слово «что» (относительное местоимение) опустить нельзя без ущерба для смысла предложения, на него падает логическое ударение, и оно является членом предложения в отличие от союза «что».

Окна вымыты чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными.

Окна вымыты чисто: при свете солнца кажутся зеркальными.

Исследуемое слово является сравнительным союзом, который употребляется как в простых, так и сложноподчиненных предложениях со сравнительной придаточной частью.  В такой роли служебное слово «что» является синонимичным сравнительным союзам «как», «будто», словно».

Жизнь моего деда что старая легенда. — Жизнь моего деда как старая легенда.

Под его чуткими пальцами скрипка напевно звучала, что (словно) звонкий ручей на дне ущелья.

Примеры

Считайте, что щенок уже ваш.

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.А. Крылов)

Нам тогда верилось, что жизнь бесконечна.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Ветлы у реки, что юные красавицы, распустили свои ветки.

Деревья в инее что сказочные феи в прозрачных накидках.

Его резкие слова были что искры, жгущие немилосердно.

«Что» — это частица

В контексте рассматриваемое слово может быть частицей. В таком случае оно не является членом предложения, к нему  и от него невозможно задать синтаксический вопрос. Как и все частицы, слово «что» привносит в смысл предложения дополнительные оттенки разных чувств, например, недоумения:

Что, у вас каждый день такой?

«Что» = частицам «неужели», «а».

Неужели у вас каждый день такой?

Прием синонимичной замены помог понять, что в этом контексте анализируемое слово является служебной частью речи — частицей.

Какая часть речи слово «что»
Предложение со словом что как местоимение. Какая часть речи слово «что»? Сфотографировать море.

Какая часть речи слово «что»?

Слово «что» — это само­сто­я­тель­ная часть речи место­име­ние. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста сло­во «что» — это слу­жеб­ная часть речи союз или частица.

Выясним, какая часть речи сло­во «что» в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее зна­че­ние, грам­ма­ти­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. Совокупность этих при­зна­ков явля­ет­ся осно­во­по­ла­га­ю­щей для отне­се­ния рас­смат­ри­ва­е­мой лек­се­мы к опре­де­лен­но­му лексико-грамматическому клас­су слов, кото­рый в рус­ской мор­фо­ло­гии назы­ва­ет­ся частью речи.

«Что?» — это вопросительное местоимение

Интересующее нас сло­во гово­ря­щий упо­треб­ля­ет в речи при поста­нов­ке вопро­са о пред­ме­те, явле­нии или каком-то событии.

Слово «что» кон­крет­но не обо­зна­ча­ет пред­мет раз­го­во­ра, а толь­ко ука­зы­ва­ет на него. Этой спо­соб­но­стью ука­зы­вать на пред­мет, при­знак или коли­че­ство обла­да­ет само­сто­я­тель­ная часть речи рус­ско­го язы­ка — место­име­ние.

Что какая часть речи

В зави­си­мо­сти от того, на что ука­зы­ва­ет каж­дое из место­име­ний (пред­мет, при­знак, коли­че­ство) и сло­во какой части речи оно заме­ща­ет в пред­ло­же­нии, различают

    (ты, он, мы, некто); (свой, наш, такой); (сколь­ко, столь­ко).

Рассматриваемая лек­се­ма ука­зы­ва­ет на пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что? Чтобы избе­жать повто­ра одно­го и того же сло­ва в речи, это место­име­ние заме­ща­ет имя суще­стви­тель­ное, явля­ясь под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем в пред­ло­же­нии. С этой точ­ки зре­ния оно явля­ет­ся местоимением-существительным.

У слов этой части речи грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия раз­ря­да явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским признаком.

В пред­ло­же­нии, кото­рое про­из­но­сит­ся с вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей, сло­во «что» явля­ет­ся вопро­си­тель­ным местоимением.

Это место­име­ние не име­ет грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий рода и чис­ла, а толь­ко изме­ня­ет­ся по падежам:

  • и.п.что?
  • р.п. нет чего?
  • д.п. отдам чему?
  • в.п. видим что?
  • т.п. сле­дим за чем?
  • п.п. напи­шу о чём?

Это сло­во может при­над­ле­жать к дру­го­му семан­ти­че­ско­му раз­ря­ду — отно­си­тель­ным местоимениям.

Слово «что» — относительное местоимение

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сло­во «что» может высту­пать в роли союз­но­го сло­ва. Оно исполь­зу­ет­ся как свя­зу­ю­щий эле­мент меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, при­чем сохра­ня­ет все грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки сво­ей части речи. Тогда это отно­си­тель­ное место­име­ние, кото­рое в отли­чие от сою­за, сло­ва слу­жеб­ной части речи, явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния и к нему мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос.

Весь вечер я думал, что ска­жу на собрании.

Относительное место­име­ние, выпол­ня­ю­щее роль союз­но­го сло­ва, явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния — дополнением.

Всё еще сто­ял тот пред­ве­чер­ний зной, что быва­ет в южных горо­дах в кон­це лета.

И в этом пред­ло­же­нии сло­во «что» — отно­си­тель­ное место­име­ние, союз­ное сло­во, его мож­но заме­нить на место­име­ние «кото­рый» или на суще­стви­тель­ное «зной». В пред­ло­же­нии оно явля­ет­ся подлежащим.

Примеры предложений

Кормили дети пест­рых жад­ных уток, что кувыр­ка­лись в про­ру­би чер­ниль­ной (А. Ахматова).

Слово "что"

Слово «что» — союз

Слово «что» — это под­чи­ни­тель­ный союз в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии. Его сле­ду­ет отли­чать от отно­си­тель­но­го место­име­ния, союз­но­го сло­ва. Для это­го при­ме­ним нехит­рый при­ем: про­сто опу­стим его, уда­лим из пред­ло­же­ния. Союзное пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в бес­со­юз­ное. При этом смысл пред­ло­же­ния не постра­да­ет. Союзное сло­во «что» (отно­си­тель­ное место­име­ние) опу­стить нель­зя без ущер­ба для смыс­ла пред­ло­же­ния, на него пада­ет логи­че­ское уда­ре­ние, и оно явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния в отли­чие от сою­за «что».

Окна вымы­ты чисто, что при све­те солн­ца кажут­ся зеркальными.

Окна вымы­ты чисто: при све­те солн­ца кажут­ся зеркальными.

Исследуемое сло­во явля­ет­ся срав­ни­тель­ным сою­зом, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся как в про­стых, так и слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях со срав­ни­тель­ной при­да­точ­ной частью. В такой роли слу­жеб­ное сло­во «что» явля­ет­ся сино­ни­мич­ным срав­ни­тель­ным сою­зам «как», «буд­то», слов­но».

Жизнь мое­го деда что ста­рая леген­да. — Жизнь мое­го деда как ста­рая легенда.

Под его чут­ки­ми паль­ца­ми скрип­ка напев­но зву­ча­ла, что (слов­но) звон­кий ручей на дне ущелья.

Примеры

Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру, что лесть гнус­на, вред­на (И.А. Крылов)

Нам тогда вери­лось, что жизнь бесконечна.

Недаром гово­рит­ся, что дело масте­ра боится.

Ветлы у реки, что юные кра­са­ви­цы, рас­пу­сти­ли свои ветки.

Деревья в инее что ска­зоч­ные феи в про­зрач­ных накидках.

Его рез­кие сло­ва были что искры, жгу­щие немилосердно.

«Что» — это частица

В кон­тек­сте рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во может быть части­цей. В таком слу­чае оно не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, к нему и от него невоз­мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос. Как и все части­цы, сло­во «что» при­вно­сит в смысл пред­ло­же­ния допол­ни­тель­ные оттен­ки раз­ных чувств, напри­мер, недоумения:

Неужели у вас каж­дый день такой?

Прием сино­ни­мич­ной заме­ны помог понять, что в этом кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во явля­ет­ся слу­жеб­ной частью речи — частицей.

Каким членом предложения может быть местоимение?

Местоимение может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры с место­име­ни­ем в син­так­си­че­ской роли глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния, под­ле­жа­ще­го и имен­ной части ска­зу­е­мо­го, и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов — допол­не­ния, опре­де­ле­ния и обсто­я­тель­ства.

Синтаксическая роль местоимений в предложении

Каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся место­име­ние, мож­но опре­де­лить, исхо­дя из того, сло­во какой части речи оно заме­ня­ет, на что место­име­ние ука­зы­ва­ет, на лицо или пред­мет, на при­знак или коли­че­ство. Рассмотрим подроб­но, какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет место­име­ние в пред­ло­же­нии.

Каким членом предложения может быть местоимение?

Таблица

Синтаксическая рольПримерыВопрос

Подлежащее Я писал сооб­ще­ние на ходу. (кто?) я писал.
Сказуемое Эти пер­чат­ки были вовсе не мои . пер­чат­ки (како­вы?) были не мои.
Определение Девушке шла любая шляп­ка . шляп­ка (какая?) любая.
Дополнение Не рой яму дру­го­му , сам в нее попа­дешь. не рой (кому?) дру­го­му.
Обстоятельство Между нами села наша зна­ко­мая. села (где?) меж­ду нами.

Местоимение — главный член предложения

Подлежащее

Если место­име­ние заме­ня­ет собой суще­стви­тель­ное и ука­зы­ва­ет на лицо или неоду­шев­лен­ный пред­мет, то чаще все­го оно явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, то есть под­ле­жа­щим, или допол­не­ни­ем.

Местоимение в роли под­ле­жа­ще­го отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Примеры

Я не хочу огор­чать вас этим изве­сти­ем.

— Ты возь­мешь меня с собой на рыбал­ку? — спра­ши­ва­ет маль­чон­ка у стар­ше­го бра­та.

Солнце быст­ро сади­лось в море. Оно бро­си­ло послед­ний баг­ря­ный отсвет на воду.

Кто мно­го зна­ет , тот нигде не про­па­дет .

Несколько детей с шумом и виз­гом плес­ка­лись в реч­ке.

Местоимение — часть составного именного сказуемого

Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным или сло­вом дру­гой части речи, а глагол-сказуемое отсут­ству­ет, то место­име­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и высту­па­ет в роли имен­ной части состав­но­го ска­зу­е­мо­го. При место­име­нии в этой син­так­си­че­ской роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «явля­ет­ся» и пр.

Примеры

Чья в этом вина , никто не зна­ет.

Этот жур­нал будет моим , когда ты его про­чтешь.

Каковы люди в этом посел­ке, всем извест­но.

Мы поин­те­ре­со­ва­лись, какой в этом доме рас­по­ря­док .

Местоимение в роли второстепенных членов предложения

Дополнение

Местоимение в син­так­си­че­ской роли допол­не­ния зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Примеры

Без тебя я быст­ро соску­чил­ся и загру­стил .

Ему вспом­ни­лась послед­няя поезд­ка в Петербург.

Из-за плес­ка воды не рас­слы­шишь, что кри­чат с бере­га.

Начальнику поляр­ной стан­ции нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить о достав­ке нуж­ных мате­ри­а­лов.

Не зво­ни­те ей боль­ше с этой прось­бой.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.

Хочется съесть что-нибудь вкус­ное.

Определение

Второстепенным чле­ном пред­ло­же­ния в роли опре­де­ле­ния высту­па­ют все раз­ря­ды место­име­ний, ука­зы­ва­ю­щих на при­знак пред­ме­та. Особое вни­ма­ние про­явим, если при­тя­жа­тель­ные место­име­ния «его», «её», «их» пояс­ня­ют суще­стви­тель­ные и явля­ют­ся несо­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Местоимения в син­так­си­че­ской роли опре­де­ле­ний отве­ча­ют на вопро­сы: какой? чей?

Примеры

В нашей арте­ли насчи­ты­ва­лось восемь лесо­ру­бов.

Человек все­гда дол­жен пом­нить сво­их пред­ков .

Мой вопрос так и остал­ся без отве­та.

Казалось, в строй­ном хоре его голос вел всех за собой.

Их ста­ра­ния увен­ча­лись все-таки успе­хом.

Обстоятельство

Местоимения в роли обсто­я­тельств ука­зы­ва­ют на коли­че­ство чего-либо и чаще все­го встре­ча­ют­ся в соста­ве син­так­си­че­ски неде­ли­мых сло­во­со­че­та­ний со сло­ва­ми дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ных в падеж­ной фор­ме и др.) Обстоятельство, выра­жен­ное место­име­ни­ем с суще­стви­тель­ным, зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы: когда? с каких пор? сколь­ко? как? и пр.

Примеры

В то вре­мя все было здесь по-другому.

Сколько дней пого­да будет ненаст­ной ?

Кошки спо­соб­ны гулять сами по себе .

Сколько лет дедуш­ка здесь живет ?

В этот час ты можешь наве­стить нас.

Мы наблю­да­ли яркий звез­до­пад несколь­ко ночей под­ряд в авгу­сте.

Местоимение: примеры. Притяжательное местоимение — пример. Указательные местоимения — примеры

Местоимение – это особый класс знаменательных слов, которые указывают на предмет, не называя его. Чтобы избежать тавтологии в речи, говорящий может использовать местоимение. Примеры: я, твой, кто, этот, всякий, самый, весь, себя, мой, иной, другой, что, сколько-нибудь, некто, нечто и т. д.

местоимение примеры

Как видно из примеров, местоимения чаще всего употребляются вместо имени существительного, а также вместо прилагательного, числительного или наречия.

Для местоимений свойственно разделение на разряды по значению. Эта часть речи ориентирована на имена. Другими словами, местоимения заменяют имена существительные, прилагательные, числительные. Однако особенность местоимений заключается в том, что, замещая имена, они не приобретают их значение. По сложившейся традиции, к местоимениям относятся только изменяемые слова. Все неизменяемые слова рассматриваются как местоименные наречия.

В данной статье будут представлены разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям, а также примеры предложений, в которых употреблены те или иные местоимения.

Таблица местоимений по разрядам

Личные местоимения

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Возвратное местоимение

Притяжательные местоимения

мой, твой, наш, ваш, свой

Указательные местоимения

этот, тот, такой, столько

Определительные местоимения

сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой

Вопросительные местоимения

кто, что, каков, который, чей, сколько, какой

Относительные местоимения

кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Неопределенные местоимения

некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь

По грамматическим признакам местоимения делятся на три разряда:

  1. Местоименные существительные.
  2. Местоименные прилагательные.
  3. Местоименные числительные.

Личные местоимения

Слова, указывающие на лица и предметы, которые являются участниками речевого акта, носят название «личные местоимения». Примеры: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Я, ты, мы, вы обозначают участников речевого общения. Местоимения он, она, они не участвуют в речевом акте, о них сообщается говорящим как о неучастниках в акте речи.

  • Я знаю о том, что вы хотите мне сказать. (Участник речевого акта, объект.)
  • Ты должен прочитать всю художественную литературу из списка. (Субъект, на который направлено действие.)
  • Мы провели замечательные каникулы в этом году! (Участники речевого акта, субъекты.)
  • Вы прекрасно сыграли свою роль! (Адресат, объект, к которому направлено обращение в речевом акте.)
  • Он предпочитает спокойное времяпрепровождение. (Неучастник речевого акта.)
  • Она точно поедет в Америку этим летом? (Неучастник речевого акта.)
  • Они впервые в жизни прыгнули с парашютом и остались очень довольны. (Неучастник речевого акта.)

Внимание! Местоимения его, ее, их в зависимости от контекста могут употребляться как в разряде притяжательных, так и в разряде личных местоимений.

  • Его не было сегодня в школе ни на первом, ни на последнем уроке. – Его успеваемость в школе зависит от того, насколько часто он будет посещать занятия. (В первом предложении его – личное местоимение в родительном падеже, во втором предложении его – притяжательное местоимение.)
  • Я попросил ее, чтобы этот разговор остался между нами. – Она бежала, ее волосы развивались по ветру, а силуэт терялся и терялся с каждой секундой, отдаляясь и растворяясь в свете дня.
  • Их всегда нужно просить, чтобы они делали музыку тише. – Их собака очень часто воет по ночам, будто тоскует о каком-то своем невыносимом горе.

притяжательное местоимение пример

Возвратное местоимение

К этому разряду относится местоимение себя – указывает на лицо объекта или адресата, которые отождествляются с действующим лицом. Такую функцию выполняют возвратные местоимения. Примеры предложений:

  • Я всегда считал себя самым счастливым на всем белом свете.
  • Она постоянно любуется собой.
  • Он не любит совершать ошибки и доверяет только себе.

Можно, я оставлю этого котенка у себя?

Притяжательные местоимения

Слово, указывающее на принадлежность лица или предмета другому лицу или предмету, носит название «притяжательное местоимение». Пример: мой, твой, наш, ваш, свой. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность к говорящему лицу, собеседнику или неучастнику акта речи.

  • Мое решение всегда оказывается самым верным.
  • Ваши пожелания обязательно будут исполнены.
  • Наша собака ведет себя очень агрессивно по отношению к прохожим.
  • Твой выбор останется за тобой.
  • Наконец-то я получил свой подарок!
  • Свои мысли оставьте при себе.
  • Мой город скучает по мне, и я чувствую, как мне его не хватает.

Такие слова, как ее, его, их могут выступать как личное местоимение в винительном падеже или как притяжательное местоимение. Примеры предложений:

  • Их машина стоит у подъезда. — Их не было в городе 20 лет.
  • Его сумка лежит на стуле. — Его попросили принести чай.
  • Ее дом находится в центре города. — Ее сделали королевой вечера.

Принадлежность того или иного лица (предмета) группе объектов также указывает притяжательное местоимение. Пример:

  • Наши совместные поездки запомнятся мне еще надолго!

неопределенное местоимение примеры

Указательные местоимения

Демонстратив – это второе название, которое носит указательное местоимение. Примеры: этот, тот, такой, столько. Эти слова выделяют тот или иной предмет (лицо) из ряда других, подобных ему предметов, лиц или признаков. Такую функцию выполняет указательное местоимение. Примеры:

  • Этот роман намного интереснее и познавательнее всех тех, что я читал раньше. (Местоимение этот выделяет один предмет из ряда ему подобных, указывает на особенность этого предмета.)

Местоимение это также выполняет данную функцию.

  • Это море, эти горы, это солнце навсегда останутся в моей памяти самым светлым воспоминанием.

Однако следует быть внимательными с определением части речи и не перепутать указательное местоимение с частицей!

Сравните примеры указательных местоимений:

  • Это было превосходно! – Это ты играл роль лисицы в школьном спектакле? (В первом случае, это является местоимением и выполняет синтаксическую роль сказуемого. Во втором случае это – частица и синтаксической роли в предложении не имеет.)
  • Тот дом намного старше и красивее, чем этот. (Местоимение тот выделяет предмет, указывает на него.)
  • Ни такой, ни другой вариант ему не подходили. (Местоимение такой помогает сконцентрировать внимание на одном из многих предметов.)
  • Столько раз он наступал на одни и те же грабли, и опять все повторяет заново. (Местоимение столько подчеркивает неоднократность действия.)

относительные местоимения примеры

Определительные местоимения

Примеры местоимений: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой. Этот разряд делится на подразряды, каждый из которых включает в себя следующие местоимения:

1. Сам, самый – местоимения, которые имеют выделительную функцию. Они возвышают объект, о котором идет речь, индивидуализируют его.

  • Сам директор — Александр Ярославович — присутствовал на званом вечере.
  • Ему предложили самую высокооплачиваемую и престижную работу в нашем городе.
  • Самое большое счастье в жизни – любить и быть любимым.
  • Само Ее Величество снизошло до похвалы в мой адрес.

2. Весь – местоимение, имеющее значение широты охвата характеристики лица, предмета или признака.

  • Весь город пришел, чтобы посмотреть на его выступление.
  • Вся дорога прошла в угрызениях совести и желании вернуться домой.
  • Всё небо было покрыто тучами, и не было видно ни единого просвета.

3. Всякий, каждый, любой – местоимения, обозначающие свободу выбора из нескольких предметов, лиц или признаков (при условии, если они вообще существуют).

  • Семен Семенович Лаптев – мастер своего дела – это вам всякий скажет.
  • Любой человек способен достичь того, чего он хочет, главное – приложить усилия и не лениться.
  • Каждая травинка, каждый лепесток дышали жизнью, и это стремление к счастью передавалось и мне все больше и больше.
  • Всякое слово, сказанное им, оборачивалось против него, но он не стремился это исправить.

4. Иной, другой – местоимения, которые имеют значения нетождественности тому, о чем было сказано ранее.

  • Я выбрал иной путь, который был более доступен для меня.
  • Представь, другой на моем месте поступил бы так же?
  • В иной раз он придет домой, молча, поест и ляжет спать, сегодня же все было иначе…
  • У медали две стороны — другой я не заметил.

Вопросительные местоимения

Примеры местоимений: кто, что, каков, который, чей, сколько, какой.

Вопросительные местоимения заключают в себе вопрос о лицах, предметах или явлениях, количествах. В конце предложения, в котором содержится вопросительное местоимение, обычно ставится знак вопроса.

указательное местоимение примеры

  • Кто был тот мужчина, что заходил к нам сегодня утром?
  • Что ты будешь делать, когда закончатся летние экзамены?
  • Каков должен быть портрет идеального человека, и как ты себе его представляешь?
  • Который из этих трех человек мог знать, что случилось на самом деле?
  • Чей это портфель?
  • Сколько стоит красное платье, в котором ты пришла вчера в школу?
  • Какое твое любимое время года?
  • Чьего ребенка я видел вчера во дворе?
  • Как ты думаешь, нужно ли мне поступать на факультет международных отношений?

Относительные местоимения

Примеры местоимений: кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой.

Внимание! Эти местоимения могут выступать как в роли относительных, так и в роли вопросительных местоимений, в зависимости от того, в том или ином контексте они употребляются. В сложноподчиненном предложении (СПП) употребляется исключительно относительное местоимение. Примеры:

  • Как ты готовишь бисквитный пирог с вишневой начинкой? – Она рассказала, как она готовит пирог с вишневой начинкой.

В первом случае как — местоимение, имеет вопросительную функцию, т. е. субъект заключает вопрос о неком предмете и о способе его получения. Во втором случае местоимение как употребляется в роли относительного местоимения и выступает в роли связующего слова между первым и вторым простыми предложениями.

  • Кто знает, в какое море впадает река Волга? – Он не знал, кем приходился ему этот человек, и чего можно было ждать от него.
  • Что нужно сделать для того, чтобы устроиться на хорошую работу? – Он знал, что нужно делать для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу.

Чего — местоимение — употребляется и как относительное, и как вопросительное местоимение, в зависимости от контекста.

  • Что мы будем делать сегодня вечером? — Ты говорил, что сегодня мы должны проведать бабушку.

Чтобы точно определить разряд местоимений, выбирая между относительным и вопросительным, нужно помнить, что вопросительное местоимение в предложении можно заменить на глагол, имя существительное, имя числительное в зависимости от контекста. Относительное местоимение заменить нельзя.

  • Что вы хотите сегодня на ужин? — Вермишель я бы хотел на ужин.
  • Какой цвет тебе нравится? — Фиолетовый цвет тебе нравится?
  • Чей это дом? — Это мамин дом?
  • Который по счету ты в очереди? — Ты одиннадцатый по счету в очереди?
  • Сколько у тебя конфет? — У тебя шесть конфет?

Аналогичная ситуация с местоимением чем. Сравните примеры относительных местоимений:

  • Чем бы заняться на выходные? – Он совершенно забыл, чем хотел заняться на выходные. (Как мы видим, во втором варианте местоимение чем входит в разряд относительных и выполняет связующую функцию между двумя частями сложноподчиненного предложения.)
  • Как вы попали вчера в мой дом? – Анна Сергеевна вопросительно смотрела на мальчика и не понимала, как он попал в ее дом.
  • Каково осознавать, что ты в беде? – Я знаю по себе, каково осознавать, что твои планы рушатся стремительно и безвозвратно.
  • Который раз я прошу тебя больше так не делать? – Она уже потеряла счет, который раз ее сын доводил до слез свою классную руководительницу.
  • Чья машина припаркована у ворот моего дома? – Он был в растерянности, поэтому не мог сообразить, чьей идеей было спровоцировать драку.
  • Сколько стоит этот персидский котенок? – Ему сообщили, сколько стоит рыжий персидский котенок.
  • Кто знает, в каком году произошло Бородинское сражение? – Три ученика подняли руки: они знали, в каком году произошло Бородинское сражение.

Некоторые ученые предлагают объединить относительные и вопросительные местоимения в один разряд и назвать их «вопросительно-относительные местоимения». Примеры:

  • Кто здесь? — Он не видел, кто был здесь.

Однако в настоящее время прийти к общему согласию пока не удалось, и разряды вопросительных и относительных местоимений продолжают существовать отдельно друг от друга.

Отрицательные местоимения

Примеры местоимений: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Отрицательные местоимения имеют значение отсутствия лиц, предметов, а также для обозначения их отрицательных характеристик.

  • Никто не знал, чего от него можно ожидать.
  • Ничто его не интересовало настолько, чтобы он мог посвятить этому делу всю свою жизнь.
  • Никакой долг и никакие деньги не могли удержать его от побега.
  • Одинокая собака бежала по дороге, и казалось, что у нее никогда не было хозяина, дома и вкусного корма по утрам; она была ничья.
  • Он пытался найти себе оправдания, но оказалось, что все произошло именно по его инициативе, и некого было винить в этом.
  • Ему было совершенно нечего делать, поэтому он медленно шел под дождем мимо светящихся витрин магазинов и наблюдал за встречными проезжающими машинами.

Неопределенные местоимения

От вопросительных или относительных местоимений образуется неопределенное местоимение. Примеры: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь. Неопределенные местоимения содержат в себе значение неизвестного, неопределенного лица или предмета. Также неопределенные местоимения имеют значение намеренно скрываемой информации, которую говорящий специально не хочет сообщать.

как местоимение

Такие свойства имеет неопределенное местоимение. Примеры для сравнения:

  • Чей-то голос раздался в темноте, и я не совсем понял, кому он принадлежал: человеку или зверю. (Отсутствие информации у говорящего.) – Это письмо было от моего некого знакомого, который долгое время отсутствовал в нашем городе и теперь собирался приехать. (Намеренно скрываемая информация от слушателей.)
  • Нечто невероятное происходило этой ночью: ветер рвал и метал листву с деревьев, молния сверкала и пронзала небо насквозь. (Вместо нечто можно подставить аналогичные по смыслу неопределенные местоимения: что-то, кое-что.)
  • Некоторые из моих друзей считают меня странным и чудным человеком: я не стремлюсь зарабатывать много денег и живу в маленьком старом доме на краю деревни. (Местоимение некоторые можно заменить следующими местоимениями: кое-кто, несколько.)
  • Несколько пар обуви, рюкзак и палатка уже были уложены и ждали, пока мы соберемся и уедем далеко-далеко из города. (Субъект не уточняет количество предметов, обобщает их число.)
  • Кое-кто сообщил мне, что вы получили письмо, но не хотите признать в этом. (Говорящий специально скрывает всякую информацию о лице.)
  • Если кто-либо видел этого человека, просьба сообщить об этом в полицию!
  • Кто-нибудь знает, о чем разговаривали Наташа Ростова и Андрей Болконский на балу?
  • Когда вы увидите что-либо интересное, не забудьте записать свои наблюдения в блокнот.
  • Кое-какие моменты в изучении английского языка оставались для меня непонятными, тогда я возвращался к прошлому уроку и пытался пройти его снова. (Намеренное сокрытие говорящим информации.)
  • Сколько-то денег еще оставалось у меня в кошельке, но я не помнил, сколько. (Отсутствие информации о предмете у говорящего.)

Грамматические разряды местоимений

Грамматически местоимения делятся на три разряда:

  1. Местоименное существительное.
  2. Местоименное прилагательное.
  3. Местоименное числительное.

чего местоимение

К местоименным существительным относятся такие разряды местоимений, как: личные, возвратные, вопросительные, отрицательные, неопределенные. Все эти разряды по своим грамматическим свойствам уподобляются именам существительным. Однако местоименные существительные обладают определенными особенностями, которых не имеет местоимение. Примеры:

  • Я пришел к тебе. (В данном случае это мужской род, которые мы определили по глаголу прошедшего времени с нулевым окончанием). — Ты пришла ко мне. (Род определяется по окончанию глагола «пришла» – женский род, прошедшее время.)

Как можно заметить из примера, некоторые местоимения лишены категории рода. В этом случае восстановить род можно логически, исходя из ситуации.

Другие местоимения перечисленных разрядов имеют категорию рода, но он не отражает реальных отношений лиц и предметов. Например, местоимение кто всегда сочетается с глаголом в мужском роде прошедшего времени.

местоимение чем

  • Кто из женщин впервые побывал в космосе?
  • Кто не спрятался, я не виноват.
  • Она знала, кто будет следующим претендентом на ее руку и сердце.

Местоимение что употребляет с существительными среднего рода прошедшего времени.

  • Что вам позволило совершить этот поступок?
  • Он не подозревал, что где-то могло происходить что-то, похожее на его историю.

Местоимение он имеет родовые формы, однако род здесь выступает как классификационная форма, а не как именительная.

К местоименным прилагательным относятся указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Все они отвечают на вопрос какой? и уподоблены прилагательным по своим свойствам. Они обладают зависимыми формами числа и падежа.

  • Этот тигренок самый резвый в зоопарке.

К местоименным числительным относятся местоимения столько, сколько, несколько. Они уподоблены именам числительным по своему значению в сочетании с существительными.

  • Сколько книг ты прочитал за это лето?
  • Столько возможностей теперь было у меня!
  • Несколько горячих пирожков бабушка оставила для меня.

Внимание! Однако в сочетании с глаголами местоимения сколько, столько, несколько используются как наречия.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/kakaya-chast-rechi/slovo-chto.html

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45349-kakim-chlenom-predlozhenija-mozhet-byt-mestoimenie.html

https://fb.ru/article/147287/mestoimenie-primeryi-prityajatelnoe-mestoimenie—primer-ukazatelnyie-mestoimeniya—primeryi

Какая часть речи слово «что»
Союз и местоимение что с примерами. Какая часть речи слово «что»? Единственное чис лоМножественное чис ло И.

Какая часть речи слово «что»?

Слово «что» — это само­сто­я­тель­ная часть речи место­име­ние. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста сло­во «что» — это слу­жеб­ная часть речи союз или частица.

Выясним, какая часть речи сло­во «что» в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее зна­че­ние, грам­ма­ти­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. Совокупность этих при­зна­ков явля­ет­ся осно­во­по­ла­га­ю­щей для отне­се­ния рас­смат­ри­ва­е­мой лек­се­мы к опре­де­лен­но­му лексико-грамматическому клас­су слов, кото­рый в рус­ской мор­фо­ло­гии назы­ва­ет­ся частью речи.

«Что?» — это вопросительное местоимение

Интересующее нас сло­во гово­ря­щий упо­треб­ля­ет в речи при поста­нов­ке вопро­са о пред­ме­те, явле­нии или каком-то событии.

Слово «что» кон­крет­но не обо­зна­ча­ет пред­мет раз­го­во­ра, а толь­ко ука­зы­ва­ет на него. Этой спо­соб­но­стью ука­зы­вать на пред­мет, при­знак или коли­че­ство обла­да­ет само­сто­я­тель­ная часть речи рус­ско­го язы­ка — место­име­ние.

Что какая часть речи

В зави­си­мо­сти от того, на что ука­зы­ва­ет каж­дое из место­име­ний (пред­мет, при­знак, коли­че­ство) и сло­во какой части речи оно заме­ща­ет в пред­ло­же­нии, различают

    (ты, он, мы, некто); (свой, наш, такой); (сколь­ко, столь­ко).

Рассматриваемая лек­се­ма ука­зы­ва­ет на пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что? Чтобы избе­жать повто­ра одно­го и того же сло­ва в речи, это место­име­ние заме­ща­ет имя суще­стви­тель­ное, явля­ясь под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем в пред­ло­же­нии. С этой точ­ки зре­ния оно явля­ет­ся местоимением-существительным.

У слов этой части речи грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия раз­ря­да явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским признаком.

В пред­ло­же­нии, кото­рое про­из­но­сит­ся с вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей, сло­во «что» явля­ет­ся вопро­си­тель­ным местоимением.

Это место­име­ние не име­ет грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий рода и чис­ла, а толь­ко изме­ня­ет­ся по падежам:

  • и.п.что?
  • р.п. нет чего?
  • д.п. отдам чему?
  • в.п. видим что?
  • т.п. сле­дим за чем?
  • п.п. напи­шу о чём?

Это сло­во может при­над­ле­жать к дру­го­му семан­ти­че­ско­му раз­ря­ду — отно­си­тель­ным местоимениям.

Слово «что» — относительное местоимение

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сло­во «что» может высту­пать в роли союз­но­го сло­ва. Оно исполь­зу­ет­ся как свя­зу­ю­щий эле­мент меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, при­чем сохра­ня­ет все грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки сво­ей части речи. Тогда это отно­си­тель­ное место­име­ние, кото­рое в отли­чие от сою­за, сло­ва слу­жеб­ной части речи, явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния и к нему мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос.

Весь вечер я думал, что ска­жу на собрании.

Относительное место­име­ние, выпол­ня­ю­щее роль союз­но­го сло­ва, явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния — дополнением.

Всё еще сто­ял тот пред­ве­чер­ний зной, что быва­ет в южных горо­дах в кон­це лета.

И в этом пред­ло­же­нии сло­во «что» — отно­си­тель­ное место­име­ние, союз­ное сло­во, его мож­но заме­нить на место­име­ние «кото­рый» или на суще­стви­тель­ное «зной». В пред­ло­же­нии оно явля­ет­ся подлежащим.

Примеры предложений

Кормили дети пест­рых жад­ных уток, что кувыр­ка­лись в про­ру­би чер­ниль­ной (А. Ахматова).

Слово "что"

Слово «что» — союз

Слово «что» — это под­чи­ни­тель­ный союз в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии. Его сле­ду­ет отли­чать от отно­си­тель­но­го место­име­ния, союз­но­го сло­ва. Для это­го при­ме­ним нехит­рый при­ем: про­сто опу­стим его, уда­лим из пред­ло­же­ния. Союзное пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в бес­со­юз­ное. При этом смысл пред­ло­же­ния не постра­да­ет. Союзное сло­во «что» (отно­си­тель­ное место­име­ние) опу­стить нель­зя без ущер­ба для смыс­ла пред­ло­же­ния, на него пада­ет логи­че­ское уда­ре­ние, и оно явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния в отли­чие от сою­за «что».

Окна вымы­ты чисто, что при све­те солн­ца кажут­ся зеркальными.

Окна вымы­ты чисто: при све­те солн­ца кажут­ся зеркальными.

Исследуемое сло­во явля­ет­ся срав­ни­тель­ным сою­зом, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся как в про­стых, так и слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях со срав­ни­тель­ной при­да­точ­ной частью. В такой роли слу­жеб­ное сло­во «что» явля­ет­ся сино­ни­мич­ным срав­ни­тель­ным сою­зам «как», «буд­то», слов­но».

Жизнь мое­го деда что ста­рая леген­да. — Жизнь мое­го деда как ста­рая легенда.

Под его чут­ки­ми паль­ца­ми скрип­ка напев­но зву­ча­ла, что (слов­но) звон­кий ручей на дне ущелья.

Примеры

Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру, что лесть гнус­на, вред­на (И.А. Крылов)

Нам тогда вери­лось, что жизнь бесконечна.

Недаром гово­рит­ся, что дело масте­ра боится.

Ветлы у реки, что юные кра­са­ви­цы, рас­пу­сти­ли свои ветки.

Деревья в инее что ска­зоч­ные феи в про­зрач­ных накидках.

Его рез­кие сло­ва были что искры, жгу­щие немилосердно.

«Что» — это частица

В кон­тек­сте рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во может быть части­цей. В таком слу­чае оно не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, к нему и от него невоз­мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос. Как и все части­цы, сло­во «что» при­вно­сит в смысл пред­ло­же­ния допол­ни­тель­ные оттен­ки раз­ных чувств, напри­мер, недоумения:

Неужели у вас каж­дый день такой?

Прием сино­ни­мич­ной заме­ны помог понять, что в этом кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во явля­ет­ся слу­жеб­ной частью речи — частицей.

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союзы и союзные слова

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. 9 класс. Русская речь

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Правописание союзов: слитное или раздельное

Употребление таких служебных частей речи, как союзы, может вызывать сложности во время письма. Чтобы этого не происходило, следует разобраться с их понятием и определением, написанием, а также выяснить отличительные черты союзов и их омонимов среди прочих частей речи.

Понятие и определение союза

Союз – это служебная часть речи. Она не склоняется и не является членом предложения, но соединяет его синтаксические элементы.

По строению известны типы союзов:

  • простые: и, а, да, что и т.д.;
  • составные: так как и т.д.;
  • повторяющиеся: ни – ни и т.д.;
  • двойные: чем – тем, как – так и т.д.

Типы союзов по строению

Типы союзов по употреблению

По значению выделяются:

Сочинительные союзы
Соединительные и, да, ни – ни
Противительные а, но, зато
Разделительные или, либо, то – то
Пояснительные то есть
Присоединительные да и
Подчинительные союзы
Временные когда, едва, пока
Причинные потому что, так как
Целевые чтобы, для того чтобы
Условные если, раз
Уступительные несмотря на то, что
Сравнительные как будто, словно
Следственные так что
Изъяснительные что, будто, чтобы

Слитное написание союзов

Сложные союзы «чтобы», «зато», «тоже», «также», также», «потому», «поэтому», «оттого», «причем», «притом», «итак» требуется писать слитно. Чтобы отличать их от созвучных слов или сочетаний, следует выполнять синтаксический разбор предложения. Местоимения и местоименные слова входят в ряд членов предложения и к ним удается задать соответствующий вопрос. Союзы же не выступают в роли членов предложения.

Примеры союзов и созвучных сочетаний указаны в таблице.

Союз

Созвучное сочетание

Также, тоже

Эти союзы легко заменяются синонимичными союзами: Мы тоже желаем отправиться в Москву – Мы также желаем отправиться в Москву

Так же (наречие + частица)

То же (местоимение + частица)

Частицу, как правило, можно убрать, а вместо нее добавить иное слово («самое», «что и как», «то самое»): Мне предложили то же, что и ты – Мне предложили то самое, что и ты.

Чтобы

Я желаю, чтобы это поскорее произошло.

Что (местоимение) + бы (частица)

Частица может быть отделена от местоимения и перенесена в иную часть предложения или вовсе убрана: Что бы ты мне мог порекомендовать? – Что ты мне мог бы порекомендовать?

Зато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, поэтому, почему. К ним подбираются синонимичные союзы: Дорого, зато (но) качественно. Книга интересная, притом (причем) полезная.

Местоимения с предлогами: за то, при том, при чем, по этому, за тем, за чем, от того, по тому, по этому, по чему. В случае употребления таких сочетаний местоимения заменяются иными словами в контексте предложения: его уволили за то (за это) опоздание. Также к местоимению задается вопрос: уволили (за что?) за то опоздание. При том университете можно пройти курсы переквалификации.

Итак

Итак, мы отправились в путь.

И (союз) + так (наречие). К такому сочетанию в контексте предложения допускается задать вопрос – и как? так: Я отвлекся и так задумался, что прослушал оставшуюся часть доклада.

Раздельное написание союзов

Раздельно нужно писать такие союзы, состоящие из нескольких частей, как «не то» и «то есть», «при этом» и «однако же», «словно бы» и «потому то», «оттого что» и «как будто», «так что» и «так как», «как только и «лишь только», а также будто бы. Правописание этих союзов нужно запомнить.

Слитное и раздельное написание союзов

Отличие союзов от омонимичных частей речи

При написании союзов стоит знать, что у некоторых из них встречаются омонимы среди иных частей речи.

Чтобы не путать такие союзы, как «что», «как», «когда» с омонимичными местоимениями (или местоименными наречиями), нужно задать к слову вопрос. Если это удастся сделать, то слово – местоимение или местоименное наречие, которое может входить в состав придаточного приложения. Иначе это союз. Пример: «Мы уверены, что письмо не придет» («что» — союз) и «Мы не забывали о том, что произошло в начале года» («что» – союзное слово, местоимение).

У союза «ни – ни» есть омоним в ряду усилительных частиц. Чтобы их разграничить, нужно знать, что союз — повторяющийся и может быть заменен союзом-синонимом «и – и»: «Я не смог ему дозвониться ни утром, ни вечером» («ни – ни» — союз) и «где бы ты ни находился, звони» («ни» — частица со значением усиления).

«Несмотря на» — это предлог, встречающийся в простых предложениях (Он пошел дальше, несмотря на темноту). «Несмотря на то, что» — союз в сложноподчиненном предложении, имеющем уступительное придаточное значение (Он двигался дальше, несмотря на то, что быстро стемнело).

Ирина

Ирина

Я уверенна, что сегодня получу пять
По новостям передали, что сегодня пойдет дождь
Сегодня тепло, так что можно не волноваться, что лето будет холодным
Каждую неделю я вычесаваю своего кота, потому что он линяет
Я уверенна, что торт, который испекла моя мама будет вкусным

Предложения со словом «что»

Он не хочет, чтобы мы его увидели, потому что можем знать об их отношениях.

Вернее, мне так показалось, потому что сделать пришлось всего лишь несколько сот шагов.

Конечно, я забыл и думать об этом случае. Более интересные мысли посещали тогда мою голову. Но однажды вот что произошло.

– Ну что там ещё? Опять напился? Мам, да оставь ты его в покое, к утру проспится и будет в норме.

Ну что тут скажешь, мил человек, стопудовый нам на колокольню потребуется.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лохма — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Тем более что дело шло к весне, а к боям ни его войско, ни войско мурзы ещё не было готово.

– Отнимают у бедного медведя его кровные денежки, заработанные честным трудом, вот что здесь происходит, – высказался какой-то сердобольный зритель из заднего ряда.

Потому что ещё больше то же самое начальство не любит, когда его будят напрасно.

– Нет, конечно. Но на этот раз всё по-другому, потому что дело касается моего приятеля.

– Жаль, что случилось именно так. Из него мог бы получиться хороший рыцарь.

Тем более что именно сейчас и именно здесь они были на вершине власти…

Впоследствии их можно было покупать в лавках, потому что люди хотели иметь эти удивительные бумажки, чтобы показывать их своим друзьям.

Заворачиваю к дому – можно сказать, она меня проводила. А я, джентльмен липовый, хоть бы назад до остановки довёл… Но теперь чего уж?

Тем более что здесь уже накоплен немалый положительный опыт, которым книга, собственно, и делится.

Вопрос… Как найти человека в незнакомой местности, в стране, о которой пока ещё мало что знаешь? Особенно если ему помогает неплохой местный колдун?

Женщина – и можешь говорить что хочешь! – в тени превратилась в скелет.

– Там показывают цирк. А я в цирке не выступаю, и потому – ныть перестань и делай что говорят. В бою главное не победить врага.

Ну что тут ответить? Как сказать, чтоб удовлетворить далеко не праздное любопытство.

В комнату ворвался огромный страшный зверь. Его голова почти что касалась потолка, а над ней тянулись огромные корявые руки.

Да, впрочем, у больных, лежащих в одной палате, всегда найдётся что сказать по поводу работников заведения и методов лечения.

– Отлично, чай. Чай – это напиток. А ещё что можно пить? Какие ещё напитки ты знаешь?

Хорошего человека чем больше, тем лучше, – тут же нашлась продавщица.

– Давай журнал почитаем, – предложил я. – Может, там что есть?

А уж что сейчас творится в кинематографе вокруг выделяемых государством средств – это вообще что-то неприличное.

Хочу узнать что видели за время своего пути, как обстановка на реке и вообще…, – он многозначительно посмотрел на капитана.

Они шли ещё девять дней, всё медленнее и медленнее, потому что идти становилось всё трудней.

После преодоления водоносного слоя наткнулись на так называемые ленточные глины, настолько липкие, что стоит постоять минуту на одном месте, как сапоги не оторвать.

В кошмаре может случиться что угодно, а на самом деле приснившиеся тебе люди целы и невредимы.

Обратимся к ним и мы, тем более что статьи никогда не перепечатывались.

Не найдя в смертельном мире отрады, душевного покоя, сердечного умиротворения я понял что нет у меня более такой роскоши как время, отрёкшись от мирской суеты одиноким отшельником отправился с лес.

Вот что думает волк. Уже битых два часа мальчик стоит тут, за решёткой, неподвижный, как мёрзлое дерево, глядя, как волк шагает.

Вот что значит иметь твёрдые принципы и железобетонную мораль!..

А если там чего останется, – гогочет, – так уж и быть, намажь ещё один и… кинь-ка в окошко!

Первое что приходит в голову – объединить два параметра в одно.

Может, хоть этот случай отучит тебя тянуть в пасть что попало.

– Мы сами едим что придётся, – ответил лис. – Но если вы останетесь, я угощу вас самым лучшим мёдом.

Сегодня театр порождает много дискуссий, именно потому что имеет влияние.

Князь-воевода не торопился, он чувствовал неуютность, потому что никогда раньше не присутствовал при пытках и даже испытывал к ним неприязнь.

– Поищем. У нас много чего найдётся. И переводчики, и разведчики.

На побережье люди чем дальше, тем больше пользовались ресурсами моря, тогда как ломас из-за изменения климата начали высыхать.

Философы из этой секты считают почти что делом чести не читать работ философов, занимающихся изучением междисциплинарных проблем.

Что тогда произошло в его мозгу, какое короткое замыкание заставило забыть об условностях?

Генетически сильная собака может побеждать, даже принадлежа неопытному тренеру, а генетически слабая требует для этого серьёзных усилий с его стороны, хотя тренировка такой собаки может мало что дать.

– Не вели меня казнить, боярин, да я государя нашего больше чем отца родного почитаю, да пусть он мне не только ноги рубит, да пусть, боярин…

Но когда мы начинаем опасаться жизни вообще, мира вообще, когда мы ожидаем вражды и опасностей – мы сами себе создаём опасности, потому что начинаем жить в недружественном мире.

Пуассон говорил, что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься математикой.

Синонимы к слову «что»

Цитаты из русской классики со словом «что»

  • — А что господа? Господа-то у них, может, и добрые, да далече живут, слышь. На селе-то их лет, поди, уж двадцать не чуть; ну, и прокуратит немец, как ему желается. Года три назад, бают, ходили мужики жалобиться, и господа вызывали тоже немца — господа, нече сказать, добрые! — да коли же этака выжига виновата будет! Насказал, поди, с три короба: и разбойники-то мужики, и нерадивцы-то! А кто, как не он, их разбойниками сделал?
  • — Каждый бы прямо сказал богу, что надо, а тут — домовичок! А он, иной раз, и сердит на людей — не угодили ему — да и наплетет ангелям, чего не надо, — понял? Они его спрашивают: «Какой это мужик?» А он, в сердцах, скажет: «Мужик этот плохой человек». И — пошла на двор беда за бедой — вот оно! Люди кричат-кричат: господи — помилуй! А уж ему и невесть что насказано про них, он и слушать не хочет, — тоже осердился…
  • — Ну, теперь они далеко! Поминай Янкеля как звали… Вот штука, так штука! Если эту штуку кому-нибудь рассказать, то, пожалуй, брехуном назовут. Да мне об этом, пожалуй, и говорить не стоит… Еще скажут, что я… Э, да что тут толковать! Когда бы я сам жида убил или что-нибудь такое, а тут я ни при чем. Что мне было мешаться в это дело? Моя хата с краю, я ничего не знаю. Ешь пирог с грибами, а держи язык за зубами; дурень кричит, а разумный молчит… Вот и я себе молчал!..
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «что»

  • ЧТО1, чего́, чему́, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п.

    ЧТО2, союз. 1. изъяснительный (обычно с соотносительным словом „то“ в главном предложении). Присоединяет к главному предложению придаточные дополнительные: а) со значением сообщения, высказывания, восприятия, мысли и т. п. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЧТО

Афоризмы русских писателей со словом «что»

  • Путь не меньшее счастье, чем цель.
  • Если мы любим кого-нибудь, то мы стараемся сделать для него все, что только в наших силах…
  • Желуди-то одинаковы, но когда вырастут из них молодые дубки — из одного дубка делают кафедру для ученого, другой идет на рамку для портрета любимой девушки, в из третьего дубка смастерят такую виселицу, что любо-дорого…
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ЧТО1, чего́, чему́, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п.

ЧТО2, союз. 1. изъяснительный (обычно с соотносительным словом „то“ в главном предложении). Присоединяет к главному предложению придаточные дополнительные: а) со значением сообщения, высказывания, восприятия, мысли и т. п.

Все значения слова «что»

  • опорочить
  • дискредитировать
  • скомпрометировать
  • причинность
  • обесчестить
  • (ещё синонимы…)
  • Как правильно пишется слово «что»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти третью сторону треугольника зная угол
  • Потребительская корзина как составить таблицу
  • Как составить изложение по картине
  • Как найти бесплатного юриста в москве
  • Как найти драйвер устройства вручную