Слайд 1
Морфологические признаки глагола постоянные признаки непостоянные признаки вид спряжение переходность возвратность наклонение повелительное изъявительное условное
Слайд 2
совершенный (что с делать ? ) решить несовершенный (что делать ? ) видеть вид
Слайд 3
спряжение 1 спряжение брить, стелить; глаголы на — еть , — оть , — ать , -ять, — уть , — ють , — ыть , — ть , — чь , — ти и др. делать, стоять 2 спряжение все на — ить , кроме брить, стелить, 7 на — еть (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть), 4 на — ать (гнать, держать, слышать, дышать) говорить, строить
Слайд 4
возвратность возвратный ( есть частица — ся ) наряжаться Невозвратный (нет частицы — ся ) наряжать
Слайд 5
переходность переходный + сущ. в вин.п . без предлога люблю непереходный пришёл
Слайд 6
повелительное наклонение Изменяется по числам читай, читайте
Слайд 7
условное наклонение изменяется по числам сделал бы (ед.ч.) сделали бы (мн.ч.) изменяется по родам сделал бы (м.р.) сделала бы (ж.р.)
Слайд 8
Изъявительное наклонение прошедшее время будущее время настоящее время по числам (ед.ч., мн.ч.) по числам (ед.ч., мн.ч.) по числам (ед.ч., мн.ч.) по лицам (1, 2, 3) по родам (м.р., ж.р., с.р.) по лицам (1, 2, 3)
Слайд 9
Морфологические признаки глагола постоянные признаки непостоянные признаки вид спряжение переходность возвратность наклонение повели-тельное изъявительное условное совершенный несовершенный I II возвратный невозвратный переходный непереходный число число род настоящее время число, лицо число, лицо будущее время прошедшее время число род
ГЛАГОЛ
1. Обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы:
Что
делать? Читать, играть
Что сделать? Спеть, выучить
2. Постоянные признаки:
Вид: совершенный
(петь), несовершенный (спеть)
Спряжение: Ι (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют) несёт, несут
ΙΙ (-ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят) спит, спят
Непостоянные признаки:
Число: ед.ч.
(решит) мн.ч. (решат)
Лицо: 1-е
лицо говорю, говорим
2-е
лицо говоришь, говорите
3-е
лицо говорит, говорят
Время:
настоящее слушаю
будущее будет слушать
прошедшее
слушал
Род (в
прош.вр.): самолет летел (м.р.)
облако летело (ср.р.)
птица летела (ж.р.)
3. В предложении бывает сказуемым, реже
– другими членами предложения.
Травка зеленеет,
солнышко блестит…(А.Плещеев)
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ
Ι |
ΙΙ |
Все На Болеть Полоть Читать Сеять |
1. Все глаголы на -ить (кроме брить, стелить): верить стоить 2. 4 глагола на —атъ: слышать, держать, дышать, гнать 3. 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть |
Если
у глагола имеется приставка вы-, то для определения спряжения глагола приставку надо отбросить
Разноспрягаемые
глаголы
хотеть |
бежать |
|||
Я Ты Он Мы Вы Они |
Я Ты Он Мы Вы Они
|
Проспрягайте глаголы есть, дать
СПРЯЖЕНИЕ
ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
Число |
Лицо |
1. спр. |
1. спр. |
Ед. ч. |
1 л. 2 л. 3 л. |
-у, (-ю) -ешь, (-ешь) -ет, (-ет) |
-у, (-ю) -ишь -ит |
Мн.ч. |
1 л. 2 л. 3 л. |
-ем, (ем) -ете, (ете) -ут, (-ют) |
-им -ите -ат, (-ят) |
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Не с
глаголами пишется раздельно
Исключение: глаголы, которые без не не употребляются ненавидеть недоумевать негодовать
|
был
мог
знать
видит
хочу
смотря
Объясни!
Мальчик не достаёт до
дна рукой.
В книге недостаёт двух страниц.
ПРАВОПИСАНИЕ
–тся, -ться В ГЛАГОЛАХ
-ТЬСЯ (неопределенная |
-ТСЯ (3-е лицо, ед. |
Что делать? Что сделать? |
Что делает (-ют)? Что сделает (-ют)? |
(хочет) учиться (буду) учиться |
(он) учится (он) выучится |
Переходные и
непереходные глаголы
Переходные с им. строить существительно 1. при 2. при не выпить |
Непереходные Жить |
НАКЛОНЕНИЕ
ГЛАГОЛА
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ |
Действия происходили, |
Рисую Рисовал Буду рисовать |
УСЛОВНОЕ |
Действия, |
Рисовал бы |
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ |
Действия, |
Рисуй рисуйте |
Ь ВСЕГДА ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ ГЛАГОЛА В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ И
ШИПЯЩИХ
Спрячь – спрячьте — спрячься
Избавь — избавьте
— избавься
Ь сохраняется
перед -те и -ся
Исключения: ляг — лягте
приляг — прилягте
ГЛАСНЫЕ
В БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ
-ОВА-
(-ЕВА), -ЫВА (-ИВА-)
-ОВА-(-ЕВА) |
-ЫВА- (-ИВА-) |
Если наст. -ую (-юю), то В -ова- (-ева-) |
Если наст. -ываю (-иываю), то в -ыва- (-ива-) |
Рисую – рисовать рисовал Потчую – потчевать потчевал |
Отпариваю – отпаривать отпаривал Складываю – складывать складывал |
БЕЗЛИЧНЫЕ
ГЛАГОЛЫ
Действие
происходит само по себе, без действующего лица (предмета).
Безличные глаголы употребляются только:
а) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого
времени:
форму 3-го лица ед.ч. (наст. или буд. вр.)
темнеет — будет темнеть
форму среднего рода ед ч. (прош.вр.)
темнело
б) в
условном наклонении в одной форме:
темнело бы
в) в
неопределенной форме:
темнеть
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
План
разбора
1.Часть
речи. Общее значение.
2.Морфологические
признаки.
А) начальная форма (неопределенная форма).
Б) постоянные признаки:
— вид;
— переходность;
— спряжение.
В) непостоянные признаки:
— наклонение;
— число;
— время (если есть);
— лицо (если есть);
— род (если есть).
3. Синтаксическая
роль.
Образец разбора глагола
Всякая работа мастера хвалит(посл.).
Устный |
Письменный |
Хвалит – глагол. Во-первых, Работа Начальная форма Во-вторых, Несовершенный ΙΙ спряжение. Здесь В-третьих, |
Хвалит – глагол. 1. Работа (что делает?) хвалит. Н.ф. 2. ΙΙ спр.; ед.ч., Работа (что делает?) хвалит. |
Что такое глагол в русском языке?
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении . А. Н. Толстой писал:
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте
употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Глаголы в неопределенной форме заканчиваются на -ть, -ти и -чь:
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Она имеет только вид, может быть переходным или непереходным, возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы шире, чем у других форм глагола. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Выдать чужой секрет — предательство , выдать свой — глупость (Ф. Вольтер).
Успеха можно добиться , если приложить старания.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
- формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защититьРодину);
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
- стоять на пороге;
- подойти к нему;
- сомневать ся .
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
- улыбается, умывается, построиться;
- нестись, пройтись.
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
- глаголы совершенного вида;
- глаголы несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Они имеют только две формы времени:
- прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
- будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Эти слова имеют три формы времени:
- настоящее (рисует, поешь, танцуем);
- прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
- будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Наклонение
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
- изъявительного
- повелительного
- условного
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:
- стелет (наст.);
- стелил (прош.);
- будет стелить (буд.)
У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:
- спросил (прош.);
- спросит (буд.)
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:
- ползти — полз ут — полз и , полз и те ;
- сидеть — сид ят — сядь, сядь те .
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.
Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:
- обнадёжить — обнадёжил бы;
- обнадёжил а бы;
- обнадёжил о бы;
- обнадёжил и бы.
Категории времени эти глаголы не имеют.
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
- пишу, пишем, пишете;
- писал, писала, писали;
- будет писать.
Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:
- мальчик рисует;
- серебро плавится;
- Земля вращается.
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
- краси ть — краси л ;
- указа ть — указа л а ;
- состави ть — состави л о ;
- реши ть — реши л и .
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
- написать — напишу;
- оповестить — оповестим.
Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:
- буд у готовиться;
- буд ешь стараться;
- буд ет улыбаться и т. д.
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
- я пиш у , напиш у ;
- ты сме ёшь ся, рассме ёшь ся;
- он зов ет , позов ет и т. д.
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
- нездоровится, вечереет, смеркается;
- рассвело, подморозило, запахло.
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
- дятел стучит — стучит в висках;
- лес темнеет вдали — темнеет в глазах.
Морфологические признаки глагола
Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.
Начальная форма — инфинитив.
Постоянные признаки глагола:
I. вид совершенный или несовершенный;
Непостоянные признаки глагола:
II . время (если есть);
III . лицо (если есть);
Синтаксическая роль глагола
Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.
Если правильно распределить время, ты многое успеешь .
Бабушка сидит на завалинке под окном.
Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.
Видеоурок «Глагол как часть речи»
Заключение
Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.
Подведем итог словами К. Г Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Глагол
Глаголы в русском языке не сравнимы ни с какой другой частью речи. Они сообщают читателю или слушателю о действии в отношении предмета. Давно замечено, что глаголы придают языку живость, емкость, вызывают интерес со стороны читателя. Недаром слово «глаголить» в русском языке означает также «разговаривать».
Но глаголы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Ими надо уметь пользоваться. Сравните два отрывка:
«Алексей делал ремонт на даче. Ремонт был сложный. Для него нужны хорошие материалы» и «Алексей ремонтировал дачу. Ремонт сложный, поэтому Алексей заказал хорошие материалы».
Во втором случае глагол как будто оживляет текст. Перед глазами сразу возникает картинка действий Алексея. Если же использовать оборот «делал ремонт», такой картинки не будет. Слово не затрагивает ничего в воображении.
Начальная форма глагола
Знакомство с любой частью речи начинается с представления его начальной формой. В начальной форме глаголы называются инфинитивом. Если в части речи есть суффикс «ть», перед нами инфинитив.
Правда, иногда глаголы маскируются и вместо «ть» у них появляется «ти». Такое случается, если корень глагола оканчиваются на согласную букву. К таким словам относят, например, лексему «нести».
Что касается обыкновенного инфинитива, их можно вспомнить очень много:
- Скакать;
- Бежать;
- Лететь.
Совершенный и несовершенный вид глагола
Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.
Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.
Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:
- Несовершенный вид. Отвечает на вопрос «что делать?» и говорит о каком-то действии, завершение которого не подразумевает появление конкретного результата. Например, «рисовать». Согласитесь, если просто «рисовать», результатом может быть что угодно, а может и не быть вовсе.
- Совершенный вид. Отвечает на вопрос «что сделать?» и говорит о каком-то действии, которое можно завершить с конкретным результатом. Например, «нарисовать». Если человек не просто рисует, а желает нарисовать конкретную картину, перед нами глагол совершенного вида.
Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?». Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола.
Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.
Дополнительные особенности
Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары. Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола. Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.
Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.
Учимся отличать глаголы
Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.
Признаки глагола:
- Лицо. Глагол бывает в первом, втором или третьем лице. Но иногда лицо нельзя определить. Например, «взлететь». Это совершенный вид глагола неопределенного лица.
- Число. Бывает единственного и множественного числа. Например, «я учу». Перед нами предложение, состоящее из местоимения «я» и слова «учу». Это несовершенный вид глагола в единственном числе от первого лица. Если сказать «мы научились», то слово «научились» это глагол совершенного вида во множественном числе. Иногда число невозможно определить. Например, в инфинитиве.
- Время. Прошедшее, настоящее или будущее время. Порой нельзя определить время глагола. Так бывает с инфинитивом. Например, «взлететь» можно и в прошлом и в будущем. В первом случае рассказчик вспоминает о прошлых событиях, а во втором мечтает о будущих. Само слово «взлететь» это глагол совершенного вида и только из контекста можно узнать о каком времени идет речь.
- Наклонение. Включая инфинитив, в русском языке выделяют четыре формы наклонения. С ними вы познакомитесь ниже.
- Вид. Всего два вида. Теперь вы умеете определять вид глагола совершенный или несовершенный как определить тоже знаете.
- Род. Это очень важные признаки глагола. Лучше всего род определять у глаголов в прошедшем времени. Например, «ты уже прочитал книгу». Очевидно обращение к мужчине. Если сказать «ты читаешь книгу» или «тебе следовало бы прочитать книгу», определить род невозможно.
- Залог. Страшное слово означает всего лишь отношение глагола к конкретному объекту. Если «я ем кашу», это действительный залог. Субъект действует. Страдательный залог будет, если сказать «каша естся ртом». Действие совершается над объектом.
- Спряжение глаголов похоже на склонение существительных по лицам и числам. Спрягаются глаголы несовершенного вида и совершенного вида исключительно в настоящем и будущем времени.
- Возвратность. Наличие или отсутствие «ся» в слове.
Наклонение
Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.
Изъявительное
Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.
Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.
Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.
Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.
Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.
Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».
Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.
Спряжения
Хотя, мы уже знаем как определить вид глагола совершенный или несовершенный, но для настоящего мастера русской словесности этого явно недостаточно. Надо еще научиться правильно различать глагольные спряжения в русском языке.
Если не знать спряжения и говорить неграмотно, окружающие могут не понять вашу мысль или понять неправильно. Именно по этой причине чаще всего возникают недопонимания между людьми.
Чтобы такого не было, научимся спрягать. Всего существует два спряжения:
- Первое спряжение глагола. Поставим часть речи в третье лицо множественного числа. Например, «брезгуют». Здесь окончание «ют». Так выглядит глагол первого спряжения. Это верно и для глаголов с окончанием «ут».
- Второе спряжение глагола. Повторим действия первого пункта. Читатель увидит второе спряжение, если глагольное окончание будет «ат» или «ят».
Вместо заключения
Мы узнали определение глагола, выяснили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола, узнали о существовании глагольных спряжений и узнали признаки этой очень интересной части речи.
Дальнейшее изучение русского языка обязательно откроет многие интересные особенности глаголов. Невозможно один раз прочитать материал и узнать все о столь необычной и сложной части речи. Над познанием нашего общего языка работают целые коллективы ученых и исследователей. Глагол — это интересная часть речи, не случайно классик придавал этой части большое значение: «Глаголом жечь сердца людей…».
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-glagol.html
Слайд 1Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….
3) Н.ф.гл. = инфинитив отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Н: учить учиться везти плестись лечь стричься
4) Постоянные признаки:
а) вид гл.
несовершенного вида совершенного вида
что делает? что сделает?
Н: пишет, поёт Н: напишет, решит
Слайд 2Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность
гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь
б) переходность гл.
переходные непереходные
Н: купить книгу (В.п.) Н: ходить в кино
выпить чая (Р.п.) + возвратные (сь,ся)
г) спряжение гл.
1 спряжение 2 спряжение
(см.таблицу далее)
+ разноспрягаемые (хотеть, бежать)
+ особоспрягаемые (есть, дать: наесться, удаться…)
Слайд 3Нефедова О.Н.
Как определить спряжение глагола?
Слайд 4Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
5) Непостоянные признаки:
а) наклонение
Слайд 5Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
5) Синтаксическая роль:
Глаголы в предложении являются сказуемым
А инфинитив может быть любым членом предложения.
Слайд 6Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Слайд 7Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….
Слайд 8Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….
3) Н.ф.гл. = инфинитив отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Н: учить учиться везти плестись лечь стричься
Слайд 9Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….
3) Н.ф.гл. = инфинитив отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Н: учить учиться везти плестись лечь стричься
4) Постоянные признаки:
а) вид гл.
несовершенного вида совершенного вида
что делает? что сделает?
Н: пишет, поёт Н: напишет, решит
Слайд 10Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность
гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь
Слайд 11Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность
гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь
б) переходность гл.
переходные непереходные
Н: купить книгу (В.п.) Н: ходить в кино
выпить чая (Р.п.) + возвратные (сь,ся)
Слайд 12Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность
гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь
б) переходность гл.
переходные непереходные
Н: купить книгу (В.п.) Н: ходить в кино
выпить чая (Р.п.) + возвратные (сь,ся)
г) спряжение гл.
1 спряжение 2 спряжение
(см.таблицу далее)
+ разноспрягаемые (хотеть, бежать)
+ особоспрягаемые (есть, дать: наесться, удаться…)
Слайд 13Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Время
прошедшее настоящее
будущее
читал читаю от гл.сов.в.
читала читаешь простое будущее
читало читаем Н: прочту
пёк читаете…. от гл. несов.в.
сложное будущее
Н: буду читать
лицо род род
Слайд 14Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Число
единственное
множественное
читает читают
читал бы читали бы
читай читайте
Слайд 15Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Род (только в прошедшем времени)
женский
мужской средний
пришла пришёл пришло
Слайд 16Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Лицо
1 лицо 2 лицо 3
лицо
я пишу ты пишешь он,она,оно пишет
мы пишем вы пишете они пишут
Слайд 17Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Лицо
1 лицо 2 лицо 3
лицо
я пишу ты пишешь он,она,оно пишет
мы пишем вы пишете они пишут
+ безличные глаголы (у них лицо не определяется)
Н: Мне не спалось.
Н: Уже стемнело.
Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»
Северо – Казахстанская область
Тайыншинский район
Кировская средняя школа
Учитель начальных классов
Лисневская Н. В.
- Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы
что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?
и им подобные, называются глаголами.
- В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:
Попалась мне на крючок маленькая рыбка.
Весёлый чиж сидит на ветке.
- Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).
НЕ с глаголами пишется раздельно:
- Не хочу есть кашу.
- Он не чувствовал холода.
- НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,
неистовствовать)
Глаголы изменяются по числам.
- В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
- Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:
что делаю? — сплю;
что делаешь? — спишь;
что делает? — спит;
что сделаю? — посплю;
что сделаешь? — поспишь;
что сделает? — поспит;
что буду делать? — буду спать;
что будешь делать? — будешь спать;
что будет делать? — будет спать;
что делал? — спал;
что делала? — спала;
что делало? — спало;
что сделал? — поспал;
что сделала? — поспала;
что сделало? — поспало.
Глаголы изменяются по числам.
- Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
- Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:
что делаем? — отдыхаем;
что делаете? — отдыхаете;
что делают? — отдыхают;
что сделают? — отдохнут;
что сделаем? — отдохнём;
что сделаете? — отдохнёте;
что будем делать? — будем отдыхать;
что будете делать? — будете отдыхать;
что будут делать? — будут отдыхать;
что делали? — отдыхали;
что сделали? — отдохнули.
Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).
- Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
- что делаю? — учу;
- что делаешь? — учишь;
- что делает? — учит;
- что делаем? — учим;
- что делаете? — учите;
- что делают? — учат.
Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:
- что делал? — косил;
- что делала? — косила;
- что делало? — косило;
- что делали? — косили;
- что сделал? — скосил;
- что cделала? — cкосила;
- что сделало? — скосило;
- что сделали? — скосили.
- Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.
Солнце ещё не взош л о.
Птицы ещё не пе л и.
Кругом стоя л а тишина .
Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:
- что сделаю? — спою;
- что сделаешь? — споёшь;
- что сделает? — споёт;
- что сделаем? — споём;
- что сделаете? — споёте;
- что сделают? — споют;
- что буду делать? — буду петь;
- что будешь делать? — будешь петь;
- что будет делать? — будет петь;
- что будем делать? — будем петь;
- что будете делать? — будете петь;
- что будут делать? — будут петь.
Неопределённая форма глагола
- Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
- Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
- Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
- В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:
Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.
Пора идти в школу.
- Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
- Я приказал собаке стеречь велосипед.
- В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:
ж.р. м . р.
Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.
с.р.
Солнце скрылось за горой.
- Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
- Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.
- Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало .
Личные окончания глаголов
- В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
- Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .
Настоящее время
- Единственное число:
1-е лицо (что делаю?) я ид у , говор ю
2-е лицо (что делаешь?) ты ид ёшь , говор ишь
3-е лицо (что делает?) он, она, оно ид ёт , говор ит
- Множественное число:
1-е лицо (что делаем?) мы ид ём , говор им
2-е лицо (что делаете?) вы ид ёте , говор ите
3-е лицо (что делают?) они ид ут , говор ят
Личные окончания глаголов
Будущее время
- Единственное число:
1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у
2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь
3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит
- Множественное число:
1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им
2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите
3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат
Мягкий знак в глаголах
Мягкий знак пишется:
- — в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь.
- — во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.
Мягкий знак не пишется:
- — в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):
Он заботится.
Она учится.
Ребята тренируются.
Они готовятся к соревнованиям.
Спряжение глаголов
- Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах.
- Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
- Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):
рубить, строить, молотить, любить и др.
- Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать
( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть
( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.
Спряжение глаголов
- Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др.
- Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
- Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко.
- Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).
- Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
- За рекой слыш ит ся песня.
- Конь вырвется — догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).
НЕ с глаголами пишется раздельно!
не навидеть
не годовать
не волить
не доумевать
Весёлое правило
- НЕ с глаголом пиши раздельно,
Например, не хотел, не знал.
Только помни об исключениях :
НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .
обозначает часть обозначает
действие предмета речи состояние предмета
изменяется изменяется
по числам по временам
изменяется имеет отвечает на вопросы
по родам вид что делать? что сделать?
ВИД ГЛАГОЛА:
- совершенный вид
- ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
- ЧТО СДЕЛАЛ?
- несовершенный вид
- ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ?
- ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Глагол
Постоянные признаки
-неопределённая форма глагола
-спряжение
Непостоянные признаки
-время
-число
-лицо (настоящее и будущее время)
-род (прошедшее время)
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ
I спряжение II спряжение
— У – Ю — У
— ЕШЬ — ИШЬ
— ЕТ — ИТ
— ЕМ — ИМ
— ЕТЕ — ИТЕ
— УТ — ЮТ — АТ — ЯТ
Глаголы – исключения II спряжения
- Как начнёшь меня ты гнать, Буду всё равно терпеть,
Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть,
Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть
Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть,
На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.
Будешь ты меня вертеть.
Время
глаголов
Настоящее
Прошедшее
Будущее
Что делает?
Что делаю?
Что делаем?
Что делал?
Что делали?
Что сделаю?
Что буду
делать?
- Глагол имеет: