Составить таблицу глагол как часть речи

Слайд 1

Морфологические признаки глагола постоянные признаки непостоянные признаки вид спряжение переходность возвратность наклонение повелительное изъявительное условное

Слайд 2

совершенный (что с делать ? ) решить несовершенный (что делать ? ) видеть вид

Слайд 3

спряжение 1 спряжение брить, стелить; глаголы на — еть , — оть , — ать , -ять, — уть , — ють , — ыть , — ть , — чь , — ти и др. делать, стоять 2 спряжение все на — ить , кроме брить, стелить, 7 на — еть (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть), 4 на — ать (гнать, держать, слышать, дышать) говорить, строить

Слайд 4

возвратность возвратный ( есть частица — ся ) наряжаться Невозвратный (нет частицы — ся ) наряжать

Слайд 5

переходность переходный + сущ. в вин.п . без предлога люблю непереходный пришёл

Слайд 6

повелительное наклонение Изменяется по числам читай, читайте

Слайд 7

условное наклонение изменяется по числам сделал бы (ед.ч.) сделали бы (мн.ч.) изменяется по родам сделал бы (м.р.) сделала бы (ж.р.)

Слайд 8

Изъявительное наклонение прошедшее время будущее время настоящее время по числам (ед.ч., мн.ч.) по числам (ед.ч., мн.ч.) по числам (ед.ч., мн.ч.) по лицам (1, 2, 3) по родам (м.р., ж.р., с.р.) по лицам (1, 2, 3)

Слайд 9

Морфологические признаки глагола постоянные признаки непостоянные признаки вид спряжение переходность возвратность наклонение повели-тельное изъявительное условное совершенный несовершенный I II возвратный невозвратный переходный непереходный число число род настоящее время число, лицо число, лицо будущее время прошедшее время число род

ГЛАГОЛ

1. Обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы:

                       Что
делать?
   Читать, играть

                      
Что сделать?  Спеть, выучить

2. Постоянные признаки:

                       Вид: совершенный
(петь), несовершенный (спеть)

                       Спряжение: Ι (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют) несёт, несут

                                          
ΙΙ (-ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят) спит, спят

   Непостоянные признаки:

                         Число: ед.ч.
(решит)     мн.ч. (решат)

                          Лицо: 1-е
лицо   говорю,  говорим

                                     2-е
лицо   говоришь,   говорите

                                     3-е
лицо    говорит,   говорят

                          Время: 
настоящее  слушаю

                                       
будущее  будет слушать

                                        прошедшее
слушал

                           Род (в
прош.вр.):  самолет летел (м.р.)

                                                         
облако  летело (ср.р.)

                                                          
птица летела (ж.р.)

3. В предложении бывает сказуемым, реже
– другими членами предложения.

                Травка зеленеет,
солнышко блестит
(А.Плещеев)

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ

Ι
спряжение

ΙΙ
спряжение

Все
остальные глаголы

На
–еть, -оть, -ать, -ять и
другие

Болеть

Полоть

Читать

Сеять

1. Все глаголы на   -ить

(кроме   брить, стелить):

верить стоить

2. 4 глагола на атъ:

слышать,  держать, дышать,    гнать

3. 7 глаголов на -еть:

смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

Если
у глагола имеется приставка
вы-, то для определения спряжения глагола приставку надо отбросить

Разноспрягаемые
глаголы

хотеть

бежать

Надпись: Ч





т
Надпись: ●●●
ж
●●●

Я 
хо                у

Ты
хо               ешь

Он
хо               ет

Мы
хо              им

Вы 
хо              ите

Они
хо              ят

Я
бегу

Ты
бе                ишь                                

Он
бе                 ит

Мы
бе                им

Вы
бе                 ите

Они
бугут

 

       
Беги,  бегите

 Проспрягайте глаголы  есть,  дать

СПРЯЖЕНИЕ
ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО и  БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Число

Лицо

1. спр.

1.  спр.

Ед. ч.

1 л.

2 л.

3 л.

-у, (-ю)

-ешь, (-ешь)

-ет, (-ет)

-у, (-ю)

-ишь

-ит

Мн.ч.

1 л.

2 л.

3 л.

-ем, (ем)

-ете, (ете)

-ут, (-ют)

-им

-ите

-ат, (-ят)

     НЕ   С ГЛАГОЛАМИ

        Не с
глаголами пишется раздельно

Исключение:

глаголы, которые

         без не

  не употребляются

ненавидеть

недоумевать

    негодовать

 

Надпись: не

был

мог

знать

видит

хочу

смотря

Объясни!

Мальчик  не  достаёт до
дна рукой.

В книге  недостаёт двух страниц.

ПРАВОПИСАНИЕ
–тся,  -ться  В ГЛАГОЛАХ

-ТЬСЯ

(неопределенная
форма)

-ТСЯ

(3-е лицо, ед.
и мн. число)

Что делать?

Что сделать?

Что делает (-ют)?

Что сделает (-ют)?

(хочет)  учиться

(буду) учиться

                 (он) учится

(он) выучится

Переходные и
непереходные глаголы

Переходные
глаголы сочетаются

с им.
существительными, им. числительными, местоимениями в винительном падеже без
предлога:

строить
(что?) дом,                    встречать (кого?)  его;

существительно
или местоимение может стоять

                                                        
в родительном падеже:

1.       при
отрицании;

2.       при
указании на часть предмета:

    не выпить
(чего?) молока           налить (чего?) воды

Непереходные
глаголы – остальные

Жить
(где?)  в  лесу,            выписать (откуда?) из
книги

НАКЛОНЕНИЕ 
ГЛАГОЛА

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

Действия происходили,
происходят и будут происходить

Рисую

Рисовал

Буду рисовать

УСЛОВНОЕ

Действия,
желаемые или возможные при определенных условиях

Рисовал бы

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ

Действия,
которые кто-то заставляет или просит выполнить

Рисуй

рисуйте

Ь ВСЕГДА ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ ГЛАГОЛА В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ И
ШИПЯЩИХ

              Спрячь    –   спрячьте   —   спрячься

             Избавь —  избавьте
—  избавься

Ь  сохраняется
перед
  -те  и  -ся

Исключения:   ляг   —  лягте

                        приляг  —  прилягте

ГЛАСНЫЕ
В БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ

-ОВА-
(-ЕВА), -ЫВА (-ИВА-)

-ОВА-(-ЕВА)

-ЫВА- (-ИВА-)

Если
в 1-м лице

наст.
или буд.вр.

-ую (-юю), то

В
н.ф. и в прош. Вр.

-ова- (-ева-)

Если
в 1-м лице

наст.
или буд. вр.

-ываю (-иываю), то

в
н.ф. и в прош. вр.

-ыва- (-ива-)

Рисую – рисовать

        рисовал

Потчую – потчевать

            потчевал

Отпариваю – отпаривать

                   отпаривал

Складываю – складывать

                   складывал

БЕЗЛИЧНЫЕ
ГЛАГОЛЫ

Действие
происходит само по себе, без действующего лица (предмета).

                    
Безличные глаголы употребляются только:

      
а) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого  

          
времени:

                     
форму 3-го лица ед.ч. (наст. или буд. вр.)

                            
темнеет —  будет темнеть

                     
форму среднего рода ед ч. (прош.вр.)

                                  
темнело

       б) в
условном наклонении в одной форме:

                             темнело бы

      в) в
неопределенной форме:

                                  
темнеть

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ГЛАГОЛА

План
разбора

1.Часть
речи. Общее значение.

2.Морфологические
признаки.

       
А) начальная форма (неопределенная форма).

       
Б) постоянные признаки:

            
— вид;

            
— переходность;

            
— спряжение.

        
В) непостоянные признаки:

             
— наклонение;

             
— число;

             
— время (если есть);

             
— лицо (если есть);

             
— род (если есть).

  3. Синтаксическая
роль.

Образец разбора глагола

Всякая работа мастера хвалит(посл.).

Устный
разбор

Письменный
разбор

Хвалит – глагол.

    Во-первых,
обозначает действие:

Работа
(что делает?) хвалит.

Начальная форма
хвалить.

    Во-вторых,
имеет постоянные морфологические признаки:

Несовершенный
вид, переходный,

ΙΙ спряжение.

Здесь
употреблен в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем
времени, в третьем лице – это его непостоянные признаки.

    В-третьих,
в предложении является сказуемым.

Хвалит – глагол.

1. Работа (что делает?) хвалит.

 Н.ф.
хвалить.

2.
Пост.признаки – несов.вид, перех., 

    ΙΙ спр.;

   
Непост.признаки – изъявит.накл.,

    ед.ч.,
наст.вр., 3-е л.

Работа (что делает?) хвалит.

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся на -ть, -ти и -чь:

Неопределенная форма глагола

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство , выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

  • фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га (защи­титьРодину);
  • фор­мой роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го, либо при отри­ца­нии (попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия).

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

  • сто­ять на пороге;
  • подой­ти к нему;
  • сомне­вать ся .

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

  • улы­ба­ет­ся, умы­ва­ет­ся, построиться;
  • нестись, прой­тись.

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Возвратные глаголы

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

глаголы совершенного и несовершенного вида

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Спряжение глаголов

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

  1. изъ­яви­тель­но­го
  2. пове­ли­тель­но­го
  3. услов­но­го

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

  • сте­лет (наст.);
  • сте­лил (прош.);
  • будет сте­лить (буд.)

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

  • спро­сил (прош.);
  • спро­сит (буд.)

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — полз ут — полз и , полз и те ;
  • сидеть — сид ят — сядь, сядь те .

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жил а бы;
  • обна­дё­жил о бы;
  • обна­дё­жил и бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Наклонения глагола

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писа­ла, писали;
  • будет писать.

Времена глаголов в русском языке

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

  • маль­чик рисует;
  • сереб­ро плавится;
  • Земля вра­ща­ет­ся.

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­си ть — кра­си л ;
  • ука­за ть — ука­за л а ;
  • соста­ви ть — соста­ви л о ;
  • реши ть — реши л и .

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буд у готовиться;
  • буд ешь стараться;
  • буд ет улы­бать­ся и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

II . вре­мя (если есть);

III . лицо (если есть);

Морфологический разбор глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь .

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Глагол

Глагол

Глаголы в русском языке не сравнимы ни с какой другой частью речи. Они сообщают читателю или слушателю о действии в отношении предмета. Давно замечено, что глаголы придают языку живость, емкость, вызывают интерес со стороны читателя. Недаром слово «глаголить» в русском языке означает также «разговаривать».

Но глаголы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Ими надо уметь пользоваться. Сравните два отрывка:

«Алексей делал ремонт на даче. Ремонт был сложный. Для него нужны хорошие материалы» и «Алексей ремонтировал дачу. Ремонт сложный, поэтому Алексей заказал хорошие материалы».

Во втором случае глагол как будто оживляет текст. Перед глазами сразу возникает картинка действий Алексея. Если же использовать оборот «делал ремонт», такой картинки не будет. Слово не затрагивает ничего в воображении.

Начальная форма глагола

Знакомство с любой частью речи начинается с представления его начальной формой. В начальной форме глаголы называются инфинитивом. Если в части речи есть суффикс «ть», перед нами инфинитив.

Правда, иногда глаголы маскируются и вместо «ть» у них появляется «ти». Такое случается, если корень глагола оканчиваются на согласную букву. К таким словам относят, например, лексему «нести».

Что касается обыкновенного инфинитива, их можно вспомнить очень много:

  1. Скакать;
  2. Бежать;
  3. Лететь.

Совершенный и несовершенный вид глагола

Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.

Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.

Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:

  1. Несовершенный вид. Отвечает на вопрос «что делать?» и говорит о каком-то действии, завершение которого не подразумевает появление конкретного результата. Например, «рисовать». Согласитесь, если просто «рисовать», результатом может быть что угодно, а может и не быть вовсе.
  2. Совершенный вид. Отвечает на вопрос «что сделать?» и говорит о каком-то действии, которое можно завершить с конкретным результатом. Например, «нарисовать». Если человек не просто рисует, а желает нарисовать конкретную картину, перед нами глагол совершенного вида.

Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?». Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола.

Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.

Дополнительные особенности

Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары. Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола. Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.

Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.

Учимся отличать глаголы

Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида немножечко разобрались. Рассмотрим признаки конкретной части речи вне зависимости от того, совершенный вид глагола перед нами или несовершенный вид глагола.

Признаки глагола:

  1. Лицо. Глагол бывает в первом, втором или третьем лице. Но иногда лицо нельзя определить. Например, «взлететь». Это совершенный вид глагола неопределенного лица.
  2. Число. Бывает единственного и множественного числа. Например, «я учу». Перед нами предложение, состоящее из местоимения «я» и слова «учу». Это несовершенный вид глагола в единственном числе от первого лица. Если сказать «мы научились», то слово «научились» это глагол совершенного вида во множественном числе. Иногда число невозможно определить. Например, в инфинитиве.
  3. Время. Прошедшее, настоящее или будущее время. Порой нельзя определить время глагола. Так бывает с инфинитивом. Например, «взлететь» можно и в прошлом и в будущем. В первом случае рассказчик вспоминает о прошлых событиях, а во втором мечтает о будущих. Само слово «взлететь» это глагол совершенного вида и только из контекста можно узнать о каком времени идет речь.
  4. Наклонение. Включая инфинитив, в русском языке выделяют четыре формы наклонения. С ними вы познакомитесь ниже.
  5. Вид. Всего два вида. Теперь вы умеете определять вид глагола совершенный или несовершенный как определить тоже знаете.
  6. Род. Это очень важные признаки глагола. Лучше всего род определять у глаголов в прошедшем времени. Например, «ты уже прочитал книгу». Очевидно обращение к мужчине. Если сказать «ты читаешь книгу» или «тебе следовало бы прочитать книгу», определить род невозможно.
  7. Залог. Страшное слово означает всего лишь отношение глагола к конкретному объекту. Если «я ем кашу», это действительный залог. Субъект действует. Страдательный залог будет, если сказать «каша естся ртом». Действие совершается над объектом.
  8. Спряжение глаголов похоже на склонение существительных по лицам и числам. Спрягаются глаголы несовершенного вида и совершенного вида исключительно в настоящем и будущем времени.
  9. Возвратность. Наличие или отсутствие «ся» в слове.

Наклонение

Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.

Изъявительное

Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.

Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.

Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.

Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.

Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.

Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».

Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.

Спряжения

Хотя, мы уже знаем как определить вид глагола совершенный или несовершенный, но для настоящего мастера русской словесности этого явно недостаточно. Надо еще научиться правильно различать глагольные спряжения в русском языке.

Если не знать спряжения и говорить неграмотно, окружающие могут не понять вашу мысль или понять неправильно. Именно по этой причине чаще всего возникают недопонимания между людьми.

Чтобы такого не было, научимся спрягать. Всего существует два спряжения:

  1. Первое спряжение глагола. Поставим часть речи в третье лицо множественного числа. Например, «брезгуют». Здесь окончание «ют». Так выглядит глагол первого спряжения. Это верно и для глаголов с окончанием «ут».
  2. Второе спряжение глагола. Повторим действия первого пункта. Читатель увидит второе спряжение, если глагольное окончание будет «ат» или «ят».

Вместо заключения

Мы узнали определение глагола, выяснили, что такое совершенный и несовершенный вид глагола, узнали о существовании глагольных спряжений и узнали признаки этой очень интересной части речи.

Дальнейшее изучение русского языка обязательно откроет многие интересные особенности глаголов. Невозможно один раз прочитать материал и узнать все о столь необычной и сложной части речи. Над познанием нашего общего языка работают целые коллективы ученых и исследователей. Глагол — это интересная часть речи, не случайно классик придавал этой части большое значение: «Глаголом жечь сердца людей…».

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-glagol.html

Глагол

Слайд 1Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что

делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….
3) Н.ф.гл. = инфинитив отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Н: учить учиться везти плестись лечь стричься
4) Постоянные признаки:
а) вид гл.
несовершенного вида совершенного вида
что делает? что сделает?
Н: пишет, поёт Н: напишет, решит

Нефедова О.Н.Глагол как часть речиОбозначает действие (состояние) предметаОтвечает на вопросы: что делать? что сделать?


Слайд 2Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность

гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь
б) переходность гл.
переходные непереходные
Н: купить книгу (В.п.) Н: ходить в кино
выпить чая (Р.п.) + возвратные (сь,ся)
г) спряжение гл.
1 спряжение 2 спряжение
(см.таблицу далее)
+ разноспрягаемые (хотеть, бежать)
+ особоспрягаемые (есть, дать: наесться, удаться…)

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи	а) возвратность        гл.


Слайд 3Нефедова О.Н.
Как определить спряжение глагола?

Нефедова О.Н.Как определить спряжение глагола?


Слайд 4Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
5) Непостоянные признаки:
а) наклонение

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи5) Непостоянные признаки:   а) наклонение


Слайд 5Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи

5) Синтаксическая роль:
Глаголы в предложении являются сказуемым

А инфинитив может быть любым членом предложения.

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи				5) Синтаксическая роль:Глаголы в предложении являются сказуемым А инфинитив может быть любым членом


Слайд 6Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета

Нефедова О.Н.Глагол как часть речиОбозначает действие (состояние) предмета


Слайд 7Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что

делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….

Нефедова О.Н.Глагол как часть речиОбозначает действие (состояние) предметаОтвечает на вопросы: что делать? что сделать?


Слайд 8Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что

делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….
3) Н.ф.гл. = инфинитив отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Н: учить учиться везти плестись лечь стричься

Нефедова О.Н.Глагол как часть речиОбозначает действие (состояние) предметаОтвечает на вопросы: что делать? что сделать?


Слайд 9Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
Обозначает действие (состояние) предмета
Отвечает на вопросы: что

делать? что сделать?
что делаю? что делал? что буду делать? что делаем? что делала? что сделаешь? что делаете? что делаем?….
3) Н.ф.гл. = инфинитив отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Н: учить учиться везти плестись лечь стричься
4) Постоянные признаки:
а) вид гл.
несовершенного вида совершенного вида
что делает? что сделает?
Н: пишет, поёт Н: напишет, решит

Нефедова О.Н.Глагол как часть речиОбозначает действие (состояние) предметаОтвечает на вопросы: что делать? что сделать?


Слайд 10Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность

гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи	а) возвратность        гл.


Слайд 11Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность

гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь
б) переходность гл.
переходные непереходные
Н: купить книгу (В.п.) Н: ходить в кино
выпить чая (Р.п.) + возвратные (сь,ся)

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи	а) возвратность        гл.


Слайд 12Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи
а) возвратность

гл.
невозвратные возвратные
Н: умывают Н: умываются
умываюсь
б) переходность гл.
переходные непереходные
Н: купить книгу (В.п.) Н: ходить в кино
выпить чая (Р.п.) + возвратные (сь,ся)
г) спряжение гл.
1 спряжение 2 спряжение
(см.таблицу далее)
+ разноспрягаемые (хотеть, бежать)
+ особоспрягаемые (есть, дать: наесться, удаться…)

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи	а) возвратность        гл.


Слайд 13Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи

Время
прошедшее настоящее

будущее
читал читаю от гл.сов.в.
читала читаешь простое будущее
читало читаем Н: прочту
пёк читаете…. от гл. несов.в.
сложное будущее
Н: буду читать
лицо род род

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи				Времяпрошедшее  настоящее     будущеечитал


Слайд 14Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи

Число
единственное

множественное
читает читают
читал бы читали бы
читай читайте

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи				Числоединственное           множественное		читает				 читают		читал


Слайд 15Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи

Род (только в прошедшем времени)
женский

мужской средний
пришла пришёл пришло

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи				Род (только в прошедшем времени)  женский      мужской


Слайд 16Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи

Лицо
1 лицо 2 лицо 3

лицо
я пишу ты пишешь он,она,оно пишет
мы пишем вы пишете они пишут

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи				Лицо 1 лицо		2 лицо	   3 лицоя пишу		ты пишешь   он,она,оно


Слайд 17Нефедова О.Н.
Глагол как часть речи

Лицо
1 лицо 2 лицо 3

лицо
я пишу ты пишешь он,она,оно пишет
мы пишем вы пишете они пишут

+ безличные глаголы (у них лицо не определяется)
Н: Мне не спалось.
Н: Уже стемнело.

Нефедова О.Н.Глагол как часть речи				Лицо 1 лицо		2 лицо	   3 лицоя пишу		ты пишешь   он,она,оно


  Таблицы и правила по русскому языку по теме  «Глагол и его грамматические признаки» Северо – Казахстанская область Тайыншинский район Кировская средняя школа Учитель начальных классов Лисневская Н. В.

Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Северо – Казахстанская область

Тайыншинский район

Кировская средняя школа

Учитель начальных классов

Лисневская Н. В.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы  что делать? что сделать?  что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?   и им подобные, называются глаголами.  В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого: Попалась мне на крючок маленькая рыбка. Весёлый чиж сидит на ветке.

  • Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?

и им подобные, называются глаголами.

  • В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:

Попалась мне на крючок маленькая рыбка.

Весёлый чиж сидит на ветке.

Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).  НЕ с глаголами пишется раздельно: Не хочу  есть кашу. Он не чувствовал  холода. НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,  неистовствовать)

  • Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).

НЕ с глаголами пишется раздельно:

  • Не хочу есть кашу.
  • Он не чувствовал холода.
  • НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,

неистовствовать)

Глаголы изменяются по числам. В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица. Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:  что делаю? - сплю;  что делаешь? - спишь;  что делает? - спит;  что сделаю? - посплю;  что сделаешь? - поспишь;  что сделает? - поспит;  что буду делать? - буду спать;  что будешь делать? - будешь спать;  что будет делать? - будет спать;  что делал? - спал;  что делала? - спала;  что делало? - спало;  что сделал? - поспал;  что сделала? - поспала;  что сделало? - поспало.

Глаголы изменяются по числам.

  • В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
  • Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:

что делаю? — сплю;

что делаешь? — спишь;

что делает? — спит;

что сделаю? — посплю;

что сделаешь? — поспишь;

что сделает? — поспит;

что буду делать? — буду спать;

что будешь делать? — будешь спать;

что будет делать? — будет спать;

что делал? — спал;

что делала? — спала;

что делало? — спало;

что сделал? — поспал;

что сделала? — поспала;

что сделало? — поспало.

Глаголы изменяются по числам. Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц. Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:   что делаем? - отдыхаем;  что делаете? - отдыхаете;  что делают? - отдыхают;  что сделают? - отдохнут;  что сделаем? - отдохнём;  что сделаете? - отдохнёте;  что будем делать? - будем отдыхать;  что будете делать? - будете отдыхать;  что будут делать? - будут отдыхать;  что делали? - отдыхали;  что сделали? - отдохнули.

Глаголы изменяются по числам.

  • Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
  • Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:

что делаем? — отдыхаем;

что делаете? — отдыхаете;

что делают? — отдыхают;

что сделают? — отдохнут;

что сделаем? — отдохнём;

что сделаете? — отдохнёте;

что будем делать? — будем отдыхать;

что будете делать? — будете отдыхать;

что будут делать? — будут отдыхать;

что делали? — отдыхали;

что сделали? — отдохнули.

  Глаголы изменяются по временам (всего времён три - настоящее, прошедшее и будущее).   Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:  что делаю? - учу; что делаешь? - учишь; что делает? - учит; что делаем? - учим; что делаете? - учите; что делают? - учат.

Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).

  • Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
  • что делаю? — учу;
  • что делаешь? — учишь;
  • что делает? — учит;
  • что делаем? — учим;
  • что делаете? — учите;
  • что делают? — учат.

 Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:   что делал? - косил; что делала? - косила; что делало? - косило; что делали? - косили; что сделал? - скосил; что cделала? - cкосила; что сделало? - скосило; что сделали? - скосили. Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс - л-. Солнце ещё не взош л о. Птицы ещё не пе л и. Кругом стоя л а тишина .

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:

  • что делал? — косил;
  • что делала? — косила;
  • что делало? — косило;
  • что делали? — косили;
  • что сделал? — скосил;
  • что cделала? — cкосила;
  • что сделало? — скосило;
  • что сделали? — скосили.
  • Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.

Солнце ещё не взош л о.

Птицы ещё не пе л и.

Кругом стоя л а тишина .

  Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:    что сделаю? - спою; что сделаешь? - споёшь; что сделает? - споёт; что сделаем? - споём; что сделаете? - споёте; что сделают? - споют; что буду делать? - буду петь; что будешь делать? - будешь петь; что будет делать? - будет петь; что будем делать? - будем петь; что будете делать? - будете петь; что будут делать? - будут петь.

Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:

  • что сделаю? — спою;
  • что сделаешь? — споёшь;
  • что сделает? — споёт;
  • что сделаем? — споём;
  • что сделаете? — споёте;
  • что сделают? — споют;
  • что буду делать? — буду петь;
  • что будешь делать? — будешь петь;
  • что будет делать? — будет петь;
  • что будем делать? — будем петь;
  • что будете делать? — будете петь;
  • что будут делать? — будут петь.

Неопределённая форма глагола Неопределённая форма - это начальная форма глагола. Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти). В неопределённой форме глаголы оканчиваются на - ть, -ти:  Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться. Пора идти в школу.  Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др. Я приказал собаке стеречь велосипед.

Неопределённая форма глагола

  • Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
  • Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
  • В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:

Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.

Пора идти в школу.

  • Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
  • Я приказал собаке стеречь велосипед.

В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:  ж.р. м . р.       Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.    с.р. Солнце скрылось за горой. Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?:  учил, рисовал; выучил, нарисовал.  Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?:  шила, находила; пришила, нашла.  Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?:  веяло, дышало; навеяло, задышало .

  • В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:

ж.р. м . р.

Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.

с.р.

Солнце скрылось за горой.

  • Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
  • Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.
  • Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало .

Личные окончания глаголов В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением. Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию . Настоящее время  Единственное число:  1-е лицо (что делаю?)  я ид у , говор ю  2-е лицо (что делаешь?)  ты ид ёшь , говор ишь  3-е лицо (что делает?)  он, она, оно ид ёт , говор ит  Множественное число:  1-е лицо (что делаем?)  мы ид ём , говор им  2-е лицо (что делаете?)  вы ид ёте , говор ите  3-е лицо (что делают?)  они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов

  • В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
  • Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .

Настоящее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что делаю?) я ид у , говор ю

2-е лицо (что делаешь?) ты ид ёшь , говор ишь

3-е лицо (что делает?) он, она, оно ид ёт , говор ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что делаем?) мы ид ём , говор им

2-е лицо (что делаете?) вы ид ёте , говор ите

3-е лицо (что делают?) они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов Будущее время  Единственное число:  1-е лицо (что сделаю?)  я принес у , реш у  2-е лицо (что сделаешь?)  ты принес ёшь ,  реш ишь  3-е лицо (что сделает?)  он, она, оно принес ёт , реш ит Множественное число:  1-е лицо (что сделаем?)  мы принес ём , реш им  2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите  3-е лицо (что сделают?)  они принес ут , реш ат

Личные окончания глаголов

Будущее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у

2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь

3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им

2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите

3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат

Мягкий знак в глаголах Мягкий знак пишется: - в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь. - во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.  Мягкий знак не пишется: - в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):  Он заботится. Она учится. Ребята тренируются. Они готовятся к соревнованиям.

Мягкий знак в глаголах

Мягкий знак пишется:

  • — в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь.
  • — во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.

Мягкий знак не пишется:

  • — в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):

Он заботится.

Она учится.

Ребята тренируются.

Они готовятся к соревнованиям.

Спряжение глаголов Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах. Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.  Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):  рубить, строить, молотить, любить и др.  Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать   ( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть  ( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов

  • Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах.
  • Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
  • Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):

рубить, строить, молотить, любить и др.

  • Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать

( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть

( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов  Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др. Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).  Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко. Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).  Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).  За рекой слыш ит ся песня. Конь вырвется - догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).

Спряжение глаголов

  • Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др.
  • Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
  • Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко.
  • Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).
  • Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
  • За рекой слыш ит ся песня.
  • Конь вырвется — догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).

 НЕ  с глаголами  пишется  раздельно! не навидеть не годовать не волить не доумевать

НЕ с глаголами пишется раздельно!

не навидеть

не годовать

не волить

не доумевать

Весёлое правило НЕ с глаголом пиши раздельно,  Например, не хотел,  не знал.  Только помни об исключениях :  НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

Весёлое правило

  • НЕ с глаголом пиши раздельно,

Например, не хотел, не знал.

Только помни об исключениях :

НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

 обозначает часть обозначает действие предмета речи состояние предмета изменяется  изменяется  по числам  по временам изменяется имеет отвечает на вопросы  по родам  вид  что делать?  что сделать?

обозначает часть обозначает

действие предмета речи состояние предмета

изменяется изменяется

по числам по временам

изменяется имеет отвечает на вопросы

по родам вид что делать? что сделать?

ВИД ГЛАГОЛА: совершенный вид ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?  ЧТО СДЕЛАЛ?  несовершенный вид ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ВИД ГЛАГОЛА:

  • совершенный вид
  • ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
  • ЧТО СДЕЛАЛ?
  • несовершенный вид
  • ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ?
  • ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Глагол Постоянные признаки -неопределённая форма глагола -спряжение Непостоянные признаки -время -число -лицо (настоящее и будущее время) -род (прошедшее время)

Глагол

Постоянные признаки

-неопределённая форма глагола

-спряжение

Непостоянные признаки

-время

-число

-лицо (настоящее и будущее время)

-род (прошедшее время)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ  I спряжение II спряжение  - У – Ю - У  - ЕШЬ - ИШЬ  - ЕТ - ИТ  - ЕМ - ИМ  - ЕТЕ - ИТЕ  - УТ - ЮТ - АТ - ЯТ

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

I спряжение II спряжение

— У – Ю — У

— ЕШЬ — ИШЬ

— ЕТ — ИТ

— ЕМ — ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ

— УТ — ЮТ — АТ — ЯТ

Глаголы – исключения   II спряжения Как начнёшь меня ты гнать,  Буду всё равно терпеть,  Перестану я дышать,  Буду от тебя  зависеть,  Перестанут уши слышать,  Раз ты смог меня обидеть    Но а руки всё держать,   Буду я тебя не видеть,  На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.  Будешь ты меня вертеть.

Глаголы – исключения II спряжения

  • Как начнёшь меня ты гнать, Буду всё равно терпеть,

Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть,

Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть

Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть,

На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.

Будешь ты меня вертеть.

Время глаголов Настоящее Прошедшее Будущее Что делает? Что делаю? Что делаем? Что делал? Что делали? Что сделаю? Что буду делать?

Время

глаголов

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Что делает?

Что делаю?

Что делаем?

Что делал?

Что делали?

Что сделаю?

Что буду

делать?

Глагол имеет:

  • Глагол имеет:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скрыл канал в телеграмме как найти
  • Php как найти остаток от деления
  • Сближает скакательные суставы как исправить
  • Stop c0000218 windows xp как исправить
  • Жмж как найти жену