Составьте хронику ключевых событий истории снг как происходило расширение сотрудничества государства

Обновлено: 25.05.2023

7-8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия) президент России Б. Ельц

7-8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия) президент России Б. Ельцин, председатель верховного совета Белоруссии С. Шушкевич, президент Украины Л. Кравчук подписали соглашение о создании СНГ (реализовано).

21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав 11 республик СССР «на равноправных началах» образовано СНГ.

30 декабря 1991 года в Минске на совещании глав СНГ приняты соглашения по стратегическим ядерным силам, о вооруженных силах и погранвойсках, о совместном использовании космоса (выполнено).
16 января 1992 года в Москве главы СНГ подписали ряд протоколов, в том числе об утверждении координатора рабочей группы Содружества.
14 февраля 1992 года в Минске главы девяти стран СНГ и премьеры Киргизии и Таджикистана приняли декларацию о соблюдении принципов сотрудничества, соглашение о статусе стратегических сил (выполнено).
20 марта 1992 года в Киеве подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (действует), о принципах комплектования ОВС СНГ (не действует), о статусе пограничных войск СНГ (не действует) и декларация о неприменении силы (действует).
15 мая 1992 года в Ташкенте подписан договор о коллективной безопасности (действует).
6 июля 1992 года в Москве обсуждались вопросы экономического, гуманитарного и военного сотрудничества.
9 октября 1992 года в Бишкеке рассматривались вопросы сближения хозяйственного законодательства и согласования денежно-кредитной политики.
22 января 1993 года в Минске принят Устав СНГ, созданы Межгосударственный суд и Межгосударственный банк (формально существуют).
16 апреля 1993 года в Минске на внеочередном саммите обсуждались предложения Б. Ельцина и Н. Назарбаева по укреплению СНГ, в том числе по совершенствованию системы безопасности, обеспечению эффективного функционирования экономического пространства, созданию Таможенного союза (создан).
14-15 мая 1993 года в Москве подписана декларация о необходимости создания экономического союза. Определены органы Содружества: Координационно-консультативный комитет, Исполнительный секретариат СНГ.
24 сентября 1993 года в Москве подписан договор о создании экономического союза (формально существует). Состоялось также официальное вступление в СНГ Азербайджана.
23-24 декабря 1993 года в Ашхабаде подписана декларация о развитии сотрудничества и углублении доверия в отношениях между странами СНГ.
15 апреля 1994 года в Москве состоялось официальное принятие Молдавии в СНГ и присоединение Украины к экономическому союзу на правах ассоциированного члена.
21 октября 1994 года в Москве подписаны меморандум об основных направлениях интеграционного развития, соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета, соглашение о создании платежного союза (создан).
10 февраля 1995 года в Алма-Ате приняты концепция коллективной безопасности, соглашение о создании объединенной системы ПВО (создана).
26 мая 1995 года в Минске главы государств СНГ одобрили соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета (формально существует), концепцию по правам человека.
19 января 1996 года в Москве приняты концепция предотвращения и урегулирования конфликтов, положения об эмблеме и флаге СНГ.
17 мая 1996 года в Москве главы СНГ выразили единодушную поддержку кандидатуры Б. Ельцина на президентских выборах в России.
28 марта 1997 года в Москве принята концепция экономического интеграционного развития Содружества.
23 октября 1997 года в Кишиневе главы СНГ подвергли резкой критике руководство Содружества и РФ за невыполнение заключенных договоренностей. Решено реформировать СНГ.
29 апреля 1998 года в Москве исполнительным секретарем СНГ назначен Борис Березовский.
1-2 апреля 1999 года в Москве подписан протокол об изменениях и дополнениях к соглашению о зоне свободной торговли.
25 января 2000 года в Москве состоялся первый саммит глав СНГ без участия Б. Ельцина. Принято решение о создании единого антитеррористического центра стран СНГ (создан). Также рассматривалось создание зоны свободной торговли в рамках СНГ.
21 июня 2000 года в Москве на саммите СНГ принята программа по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом до 2003 года, а также решено создать антитеррористический центр СНГ (создан). Это была первая встреча глав государств Содружества, проходившая под председательством Владимира Путина.
18 августа 2000 года в Ялте состоялся «неформальный» саммит глав СНГ — без участия президентов Киргизии, Узбекистана и Туркмении. Основными на саммите были двусторонние встречи между лидерами стран Содружества.
1 декабря 2000 года на саммите в Минске подписано соглашение о создании антитеррористического центра СНГ, а также обсужден проект договора «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем».
1 июня 2001 года на саммите СНГ в Минске обсуждалось выполнение программ борьбы с преступностью и экстремизмом.
1-2 августа 2001 года в Сочи состоялась неформальная встреча лидеров СНГ.
30 ноября 2001 года в Москве прошел саммит СНГ, приуроченный к 10-летию образования Содружества. Принято заявление о ситуации вокруг Афганистана.
1-2 марта 2002 года неформальный саммит лидеров СНГ состоялся на горнолыжной базе Чимбулак, недалеко от Алма-Аты. В рамках саммита главы России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении на отдельной встрече обсудили взаимодействие в энергетической сфере.

Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин Дмитрий Соколов/Фотохроника ТАСС

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Подробнее о событиях 1991-го года читайте в спецпроекте ТАСС «Формула распада», а также в материалах, посвященных Борису Ельцину и Михаилу Горбачеву.

Кого объединяет СНГ?

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

Создание СНГ

12 декабря 1991 года произошло одно из ключевых событий в последней главе истории Советского Союза. Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение о создании СНГ и денонсировал Союзный договор 1922 года.

Союз Суверенных Государств

Вопрос о реорганизации СССР был поднят в первых числах декабря 1990-го года и уже 3 декабря поддержан Верховным Советом СССР.

Создание СНГ

Референдум

Создание СНГ

Создание СНГ

Накануне подписания

Создание СНГ

20 августа членами обновлённого Союза должны были стать только 5 из 15 союзных республик бывшего СССР: РСФСР, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, а осенью к ним могли присоединиться Азербайджан, Киргизия, Украина и Туркмения. Но намерениям этим осуществиться было не суждено.

Создание СНГ

В любом государстве на случай чрезвычайных происшествий (войн, крупных стихийных бедствий и массовых эпидемий) есть специальные директивы и особый комитет, члены которого в тяжёлый час примут на себя руководство страной. Такой комитет был и в СССР, и он практически в полном составе выступил против подписания союзного договора. Когда накануне важной даты Горбачёв на несколько дней улетел на госдачу в Форос, члены ГКЧП решили воспользоваться этим шансом.

Крымская резиденция Президента была взята под охрану, телефонная связь перерезана, а Государственный Комитет по Чрезвычайным Происшествиям, возглавляемый вице-президентом Янаевым (фактически им руководил Председатель КГБ Крючков), выступил с пресс-конференцией. В Москву были введены танки и регулярные части Советской Армии.

Создание СНГ

Однако с самого начала всё пошло не по плану. Открыто конфликтовавший с Горбачёвым, президент РСФСР Борис Ельцин к путчистам не присоединился. А тысячи москвичей, совсем не испугавшись армии, взяли в кольцо Белый дом. Оказавшись на краю пропасти, путчисты поняли, что не готовы развязать Гражданскую войну. Через три дня всё было кончено.

ССГ 2.0

Но и после Путча проект ССГ не был свёрнут, ведь на тот момент он был единственно возможным позитивным выходом из сложившегося положения. Возвращённый в Москву Горбачёв, продолжил над ним работу.

Создание СНГ

14 ноября главами семи республик (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было дано предварительное согласие на заключение 9 декабря 1991 договора о создании ССГ со столицей в Минске. Две республики, в которых накануне состоялись референдумы о независимости (Азербайджан и Украина), отказались подписывать договор. Татарстан, хотя и считался частью РСФСР, согласился подписать его только непосредственно, наравне с союзными республиками СССР.

Беловежское соглашение

8 декабря 1991 года, буквально накануне подписания союзного договора, главы трёх республик (РСФСР, БССР и УССР) на секретной встрече в белорусской усадьбе Вискули заключили Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств — межправительственной и межпарламентской организации, в отличие от ССГ, уже не имевшей статуса государства.

Создание СНГ

Для национальных элит такой союз был гораздо более привлекательным, так как он фактически передавал в их руки всю республиканскую собственность, финансовые потоки и полноту политической власти, избавляя их от вышестоящего московского начальства.

Ратификация

Однако подписание договора о содружестве Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем не значило ничего без утверждения Верховными Советами их республик.

Создание СНГ

Руслан Хасбулатов, возглавлявший Верховный Совет России так описывал это историческое заседание Верховного Совета:

На следующий день, 13 декабря 1991 года, в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов распадающегося Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

Встреча в Алма-Ате

21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, РСФСР, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Столицей Содружества был избран Минск.

Создание СНГ

Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ. В тот же день был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства.

Новое время

Создание СНГ

По Конституции РСФСР для ратификации Беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики, являющейся частью Союза ССР, и тем самым влекло за собой изменение Конституции. И здесь возникли проблемы.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение, вплоть до своего разгона в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ.

Создание СНГ

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств, основополагающий документ организации.

В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия. Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшейся ассоциированным членом организации.

История и деятельность Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. С политической точки зрения создание и функционирование СНГ можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах: с одной стороны, Содружество может стать принципиально новой формой интеграции бывших союзных республик, с другой — способом цивилизованного «развода», призванным смягчить последствия распада великой державы.

8 декабря 1991 года в Минске главами трёх государств-учредителей СССР (Беларусью, Россией и Украиной) было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В данном Соглашении было констатировано, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальности прекратил свое существование. Три государства, подтвердив свою приверженность целям и принципам ООН и Заключительного акта СБСЕ, заявили о создании СНГ и выразили стремление к тесному сотрудничеству в таких областях, как внешнеполитическая деятельность, экономика, транспорт и связь, охрана окружающей среды, миграционная политика и борьба с организованной преступностью. Статья 13 Соглашения предусматривала, что оно открыто для присоединения всех государств-членов бывшего Союза ССР и иных государств, разделяющих его цели и принципы.
22 января 1993 года, семь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) приняли в Минске Устав Содружества Независимых Государств, который вступил в силу через год после подписания (для Республики Казахстан — 20 апреля 1994 года). В течение 1993 и 1994 годов к соответствующему соглашению присоединились Азербайджан, Грузия и Молдова.

В соответствии со статьей 2 Устава, целями Содружества являются:
1)осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
2)всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
3)обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
4)сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения;
5)содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
6)взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
7)мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Устав СНГ содержит перечень из 13 принципов, на основе которых государства-члены должны строить свои отношения. Помимо принципов, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ, в этот перечень входят принцип учета интересов друг друга и Содружества в целом и оказание помощи на основе взаимного согласия, принцип объединения усилий и оказания поддержки в целях создания мирных условий жизни народов и обеспечения прогресса, принцип духовного единения народов Содружества, а также принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях.

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, статья 4 Устава относит:
-обеспечение прав и основных свобод человека;
-координацию внешнеполитической деятельности;
-сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;
-сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
-охрану здоровья и окружающей среды;
-вопросы социальной и миграционной политики;
-борьбу с организованной преступностью;
-сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

В соответствии с Уставом, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: государства-учредители (ратифицировавшие Соглашение и Протокол 1991 года), государства-члены (принявшие на себя уставные обязательства в течение одного года после принятия Устава или присоединившиеся к нему с согласия всех членов) и ассоциированные члены (желающие участвовать лишь в отдельных видах деятельности Содружества).
Правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года. Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию. Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений. В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении СНГ статуса наблюдателя. Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции.

Сотрудничество государств в рамках СНГ осуществляется в различных направлениях. Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие:

-Договор о коллективной безопасности 1992 года;
-две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года);
-Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года;
-Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;
-Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему;
-Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны (ОС ПВО) СНГ от 10 февраля 1995 года;
-Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года;
-Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года;
-Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т. д.

Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем (статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава). Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года). Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза, который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия). К последнему договору позже присоединились Таджикистан и (в январе 2006 года) Узбекистан.

В научной литературе высказывается точка зрения о необходимости значительного повышения эффективности СНГ как инструмента интеграции. Для решения этой задачи, в частности, предлагается установить нижний предел в девять государств, участвующих в подписываемых соглашениях, принять модельный закон о единообразном порядке внутригосударственных процедур относительно соглашений Содружества и др.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что следует отметить, что руководство каждой из стран-участниц Содружества всегда проводило курс на углубление интеграционных процессов в рамках данного Содружества Независимых Государств и укрепление международного сотрудничества по всем направлениям.

Автор: участница программы «МедИАЦия» — Авзалова Ганджина Олимбоевна, Филиал МГУ в г.Душанбе

Читайте также:

      

  • Что такое биокад кратко
  •   

  • Школа анализа данных и школа
  •   

  • Кто такой антон 1 кратко
  •   

  • Проект по ремонту группы в детском саду
  •   

  • План методической недели в начальной школе 2020 2021

8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества независимых государств.

В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».

В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан и т.д.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря – Верховным Советом РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ. В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

Датой рождения Содружества Независимых Государств считается 8 декабря 1991 года, а местом – межправительственная резиденция Вискули в Беловежской пуще. Именно в этот день руководители Беларуси, России и Украины подписали здесь трехстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и соответствующее Заявление. В Соглашении они подчеркнули, что будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену. 

В этих документах также отмечено, что образованное СНГ «является открытым для присоединения всех государств — членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения». 

Спустя две недели, 21 декабря, в Доме дружбы в Алма-Ате к этим трем республикам бывшего СССР присоединилось большинство нынешних государств Содружества (Грузия присоединилась в 1993 году). Руководители одиннадцати новых независимых государств приняли Протокол к подписанному 8 декабря Соглашению о создании СНГ, в котором подчеркнули, что на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Они также приняли Алма-Атинскую Декларацию, в которой указали, что с образованием Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование. В Декларации также сформулированы принципы взаимодействия участников Содружества, подтверждены приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, гарантии выполнения международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. 

В Алма-Атинской Декларации главы государств заявили: «Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни наднациональным образованием». 

Для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, в Алма-Ате был создан высший орган Содружества – Совет глав государств, а также Совет глав правительств. 

Украина, имевшие на своих территориях ядерные вооружения, подписали Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия. 

Одним из самых первых документов, принятых главами государств вскоре после образования Содружества, является подписанное 30 декабря 1991 года в Минске Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. В нем отмечено, что эта деятельность осуществляется на основе межгосударственных программ, которые реализуются на основе существующих и вновь создаваемых космических комплексов и объектов космической инфраструктуры. В их числе — космодром «Байконур», который расположен в Республике Казахстан и до сих пор служит также интересам других государств Содружества. 

На заседании в Минске 30 декабря 1991 года главы государств подписали Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ. Документ определяет порядок деятельности этих органов, содержит принципиально важные положения: каждое государство имеет в совете один голос, решения принимаются с общего согласия, каждое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. На этом же заседании приняты соглашения о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных силах и Пограничных войсках, по Стратегическим силам, рассмотрены другие вопросы. 

Главы государств 30 декабря 1991 года поручили министрам иностранных дел стран Содружества внести на их рассмотрение предложения по созданию рабочей группы для организационно-технической подготовки и проведения Советов глав государств и глав правительств Содружества. 

Спустя примерно две недели они утвердили представленное Временное положение о рабочей группе, на базе которой 14 мая 1993 года образовали Исполнительный Секретариат СНГ и утвердили Положение о нем. 

С учетом Решения Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ, предусматривающего реорганизацию Исполнительного Секретариата и создание Исполнительного комитета СНГ, главы государств 21 июня 2000 года утвердили Положение об Исполкоме Содружества. 

Ниже просматриваются копии подписанных документов об образовании Рабочей группы, Исполнительного Секретариата и Исполнительного комитета СНГ, при этом сверху, наиболее просматриваемый, – Протокол об утверждении Положения об Исполкоме СНГ. 

В целях координации вопросов военного строительства главы государств 14 февраля 1992 года образовали Совет министров обороны государств — участников СНГ и утвердили Положение об этом органе. Повестка дня заседаний, которые проводятся по мере необходимости, формируется на основе поручений Совета глав государств и Совета глав правительств, министров обороны государств — участников СНГ. За прошедший со времени образования период СМО провел более 50 заседаний. 

Ряд государств — участников СНГ подписали 15 мая 1992 года Договор о коллективной безопасности и образовали Совет коллективной безопасности в составе глав государств. Присоединение к Договору к началу 1994 года девяти стран СНГ явилось законодательным итогом новых отношений, которые потребовали создания совершенно иной модели системы безопасности. 

Договор призван был стать неотъемлемой и одной из важнейших составляющих интеграционного процесса в целом. К сожалению, документ не был в полной мере реализован, а в апреле 1999 года за его продление на следующие пять лет высказались только шесть государств. 

Сотрудничество в рамках ДКБ 18 сентября 2003 года было преобразовано в международную региональную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности. Договор ОДКБ зарегистрирован в Организации Объединенных Наций. В настоящее время в состав ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. 

Продуктивно развивающееся сотрудничество стран СНГ в охране границ способствовало формированию национальных пограничных войск, созданию правового поля для пограничного взаимодействия. Основы этого сотрудничества были заложены в подписанных главами государств 20 марта 1992 года в Киеве документах об охране государственных границ стран — участниц СНГ, Объединенном командовании Пограничных войск, о статусе Пограничных войск СНГ, а также соглашениях о принципах их комплектования и порядке финансирования, подписанных 15 мая 1992 года в Ташкенте. 

Решением Совета глав государств от 6 июля 1992 года вместо Объединенного командования был создан Совет командующих Пограничными войсками. Он является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств — членов Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Постоянный рабочий орган Совета — Координационная служба — обеспечивает выполнение возложенных на него функций. 

Совет командующих координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, согласовывает действия по реализации решений Советов глав государств и глав правительств, собственных решений, положений Устава Содружества, касающихся пограничных вопросов. 

На основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, 27 марта 1992 года была образована Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ «как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих общий интерес». Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентских делегаций стран Содружества. 

В 1993 — 1995 годах членами МПА стали парламенты Азербайджана, Грузии, Молдовы, в 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Верховная Рада Украины. 

Главы государств СНГ 26 мая 1995 года подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества, которая вступила в силу в январе 1996 года. В соответствии с этим документом МПА получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов СНГ. 

Эффективным инструментом интеграции стали модельные законы и рекомендации, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей. К настоящему времени принято порядка двухсот таких документов. Эти законы, хотя и не носят обязательного характера, используются при выработке национальных законов, обеспечивая гармонизацию, а в ряде случаев и унификацию законодательств стран СНГ. В основе гражданского, уголовного, налогового законодательства и других отраслей права государств Содружества лежат модельные Гражданский, Уголовный, Налоговый и другие кодексы и законы, принятые МПА СНГ. 

Модельные законы, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей, имеют в основе международные, прежде всего европейские, правовые стандарты, адаптированные к условиям Содружества. Поэтому, используя их, страны СНГ не только взаимно гармонизируют национальное законодательство, но и приводят его в соответствие с международными стандартами. 

Помимо модельных законов, конвенций, соглашений МПА активно разрабатывает рекомендации по унификации национальных законодательств в сфере борьбы с терроризмом, преступностью, наркобизнесом. Речь идет о конкретных предложениях по внесению изменений в законодательные акты каждого государства Содружества, что обеспечивает формирование единой правовой базы в сфере безопасности. 

Согласно статье 5 Соглашения Совета глав государств от 15 мая 1992 года о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ был образован Экономический Суд Содружества. В Положении об этом органе, утвержденном Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 года о статусе Экономического Суда, указано, что он создается «в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств — участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений». Экономический Суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов, актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры. 

Главы государств — участников СНГ, принимая во внимание необходимость создания условий для укрепления Содружества, 15 мая 1992 года в Ташкенте решили поручить министрам иностранных дел совместно с Рабочей группой для организационно-технической подготовки и проведения заседаний Советов глав государств и глав правительств СНГ подготовить проект Устава Содружества Независимых Государств. 

С учетом поступавших в ходе обсуждения документа от государств предложений и замечаний проект Устава СНГ дорабатывался. На заседании Совета глав государств в январе 1993 года в Минске Устав Содружества был подписан. 

Устав СНГ является одним из важнейших основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества. В нем фиксируется готовность стран сотрудничать в рамках созданного объединения, изложены основные направления сотрудничества и условия членства государств в Содружестве. Состоит он из 45 статей и содержит такие разделы: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и разрешение споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях; органы Содружества; парламентское сотрудничество; финансирование и заключительные положения. Регистрация этого документа проведена в соответствии со статьей 102 Устава ООН. 

Все авторитетные межгосударственные сообщества и входящие в них страны в первую очередь позаботились о создании прочного правового фундамента, на который опирается сейчас их тесное взаимовыгодное сотрудничество. 

Аналогичным образом поступали и государства — участники СНГ, которые кроме Устава СНГ приняли более тысячи правовых актов, подписанных президентами либо премьерами и касающихся взаимодействия в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений. 

В принятом 2 апреля 1999 года Советом глав государств Решении о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ Исполкому Содружества было дано поручение провести инвентаризацию договорно-правовой базы СНГ. Эксперты государств, обсудив принципиальные подходы к инвентаризации, заявили о необходимости придать этому процессу не единовременный, а постоянный характер. 

Они признали целесообразным в основу первичной классификации положить разделение всех документов, принятых в рамках СНГ, на действующие и недействующие. К категории действующих отнести международные договоры и решения высших органов Содружества, которые в соответствии с их собственными положениями нельзя признать утратившими силу или которые государства — участники не договорились прекратить. К категории недействующих отнести документы, действие которых полностью прекращено. 

На первом этапе по Решению Совета глав государств от 1 декабря 2000 года и Решению Совета глав правительств от 30 ноября 2000 года 313 документов, принятых в рамках Содружества с 1991 по 2000 год, прекратили свое действие, в том числе 120 решений Совета глав государств, 193 решения Совета глав правительств. 

Вторым этапом этой работы явились принятые в сентябре 2004 года Советом глав правительств и Советом глав государств решения о прекращении действия 124 документов, принятых в рамках Содружества. В результате прекратили свое действие 51 решение Совета глав государств и 73 решения Совета глав правительств. 

Таким образом, из 1 576 документов, принятых в рамках СНГ, 437 прекратили свое действие. 

Решением Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества,принятым президентами одиннадцати стран 2 апреля 1999 года в Москве, была утверждена схема органов Содружества Независимых Государств. В нее входят уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ. (прилагается).

Как видно из утвержденной схемы, в нее включены, главным образом, уставные органы Содружества. В Уставе закреплено положение о том, что высшим органом СНГ является Совет глав государств. В нем на высшем уровне представлены все государства Содружества. Совет обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью этих государств в сфере их общих интересов. 

За весь период существования СНГ проведено 33 заседания Совета глав государств. Они проходили в одиннадцати городах восьми стран — участниц Содружества. 

На заседании Совета глав государств в Кишиневе (октябрь 1997 года) были проанализированы актуальные проблемы в основных сферах сотрудничества. Кишиневский саммит подтвердил, что СНГ при всех недостатках в его функционировании остается единственной структурой, в которой все образующие его государства могут согласовывать свои позиции и действия для решения общих вопросов. 

В то же время для превращения Содружества в авторитетную, действенную региональную организацию, подчеркнули главы государств, следует пересмотреть всю систему управления интеграционными процессами, более четко определить стратегию и перспективы развития СНГ. 

В качестве важнейшей стратегической задачи было определено формирование полноценной зоны свободной торговли. Признано необходимым также привести в соответствие с новыми реалиями структуру и принципы деятельности органов Содружества, определить механизмы реализации принципиальных договоренностей. 

Главы государств 29 апреля 1998 года приняли Решение о проведении Специального межгосударственного форума на уровне членов правительств стран — участниц СНГ для обсуждения и внесения согласованных предложений Совету глав государств по вопросам совершенствования деятельности СНГ и его реформирования. 

Форум стал новой формой коллективного поиска решений, которые бы отвечали интересам всех государств Содружества. Он решал две задачи: подготовка предложений по формированию зоны свободной торговли и другим аспектам экономического взаимодействия стран СНГ; выработка проектов документов по вопросам совершенствования деятельности Содружества и реформирования его структуры. 

Участники Форума постатейно уточнили Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, согласовали новые положения и дополнения к нему. В текст Соглашения внесено 76 дополнений и изменений. Были подготовлены проекты: нового Положения о Совете министров иностранных дел, расширяющего полномочия этого органа и повышающего его роль в системе других институтов Содружества; документов о разграничении полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств; Декларации государств СНГ об основных направлениях развития Содружества, в которой подтверждено стремление стран СНГ наиболее полно реализовать потенциал Содружества на благо своих народов, другие документы. 

Основной формой работы Совета глав государств Содружества являются регулярно проводимые заседания Совета. Однако с августа 2000 года стали использоваться также встречи глав государств СНГ на неформальном уровне, которые проходят один раз в год, как правило, в одной из столиц Содружества. 

В сентябре 2004 года в столице Казахстана Астане состоялся очередной саммит СНГ, на котором была объявлена широкомасштабная программа реформирования СНГ. 

Особую роль в судьбе Содружества сыграл Казанский саммит, состоявшийся 26 августа 2005 года. На нем была подчеркнута заинтересованность в сохранении СНГ при одновременном повышении эффективности его механизмов. 

Главы государств в Казани приняли принципиально важные решения о необходимости совершенствования и реформирования органов СНГ, подтвердили приоритеты взаимодействия в рамках Содружества — развитие экономической интеграции, обеспечение стабильности и безопасности, расширение масштабов сотрудничества в гуманитарной сфере. 

Столица Татарстана — древняя Казань — в период проведения заседания Совета глав государств отпраздновала свой 1000-летний юбилей. 

В системе органов СНГ большая роль принадлежит Совету глав правительств Содружества. Он координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседания выносятся важнейшие вопросы экономического, политического, военного, социального, гуманитарного сотрудничества государств, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств. Ежегодно проходят два заседания Совета. 

В связи с 15-летием образования Содружества Независимых Государств Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил объявить 2006 год Годом Содружества Независимых Государств.

Главы государств 28 ноября 2006 года в Минске под председательством Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева вначале в узком формате обсудили актуальные проблемы деятельности Содружества и его органов. Ключевым явилось рассмотрение Доклада Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ о реформировании Содружества с учетом предложений, внесенных Республикой Казахстан на неформальной встрече глав государств, состоявшейся 22 июля 2006 года. В ходе заинтересованного и конструктивного обсуждения Доклада лидеры стран Содружества высказались за сохранение и дальнейшее укрепление СНГ. Руководители государств были единодушны во мнении о необходимости повышения его эффективности, поиска оптимальных форм и путей углубления интеграционных процессов. В этих целях принято решение, которым Совету министров иностранных дел поручено образовать Межгосударственную рабочую группу в составе заместителей глав внешнеполитических ведомств с участием представителей Исполнительного комитета СНГ, других органов Содружества и подготовить до 1 июня 2007 года на основе Доклада Группы высокого уровня и предложений государств – участников проект Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. Также на этом саммите было принято Заявление глав государств – участников Содружества Независимых Государств об активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией. 

Всего были подписаны 20 документов. 

Протокольным решением о ходе подготовки проекта Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (от 10 июня 2007 года, г Санкт-Петербург) было поручено Межгосударственной рабочей группе разработать План основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и внести его одновременно с проектом Концепции на очередное заседание Совета глав государств СНГ. 

В столице Республики Таджикистан Душанбе 5 октября 2007 года главами государств было принято важное решение о Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации. Совету министров иностранных дел СНГ и Экономическому совету СНГ во взаимодействии с другими уставными органами и органами отраслевого сотрудничества СНГ, а также с Советом постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительным комитетом СНГ было дано поручение обеспечить выполнение Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. 

Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 2008 год был объявлен Годом литературы и чтения в Содружестве Независимых Государств. В рамках указанного Года прошли различные мероприятия, направленные на пропаганду чтения и книги, развитие национальных литератур, книгораспространения, библиотечного дела и перевода. 

Протокольным решением (от 6 июня 2008 года, г. Санкт-Петербург) главами государств была принята к сведению информация Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С.Н. Лебедева о ходе подготовки проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. 

Окончательное решение о проекте Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года принял Совет глав правительств 14 ноября 2008 года в Кишиневе, утвердив документ и поручив Экономическому совету СНГ, Рабочей группе по выработке проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств совместно с Исполнительным комитетом СНГ разработать проект Плана мероприятий по реализации первого этапа Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. 

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств 18 октября 2011 года (г. Санкт-Петербург) утвердил План мероприятий по реализации второго этапа (2012–2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. 

Данный документ является одним из основополагающих документов СНГ. 

На саммите 10 октября 2008 года в столице Кыргызской Республики городе Бишкеке было принято Решение о Плане основных мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Также была утверждена Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности и Комплексный план мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности на период с 2008 по 2010 год. Решением Совета глав государств 2009 год был объявлен Годом молодежи, 2010 год – Годом науки и инноваций в Содружестве Независимых Государств. 

На заседании Совета глав государств (9 октября 2009 года, г. Кишинев) был принят текст Обращения глав государств – участников Содружества Независимых Государств к народам государств – участников Содружества и мировой общественности в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, которое было распространено в ООН в качестве официального документа. Также 2010 год в Содружестве Независимых Государств объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и проведен под девизом «Мы победили вместе!». 

Грузия 18 августа 2009 года прекратила свое членство в СНГ. На саммите в городе Кишиневе было принято Решение об участии Грузии в международных договорах и решениях органов Содружества Независимых Государств. Для Грузии остались в силе международные многосторонние договоры, участие в которых не ограничено членством в СНГ (всего 75 договоров). Грузия также подтвердила свою готовность развивать двусторонние отношения с государствами — участниками СНГ «на основе дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, уважения общепризнанных норм и принципов международного права». 

В 2010 году государства Содружества праздновали 65 лет Победы в Великой Отечественной войне. На высшем уровне были приняты решения об объявлении в СНГ Года ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о ветеранских организациях СНГ и об изготовлении единой юбилейной медали, связанной с 65-летием Победы. Состоялись многочисленные торжественные мероприятия с участием руководителей и граждан государств — участников СНГ, посвященные этой важной дате: военные парады, возложение венков, вахты памяти, встречи с ветеранами, посещение мест боевой славы, видеомосты между городами Содружества. Было принято совместное обращение глав государств СНГ в связи с 65-летием Победы. 

По итогам неформальной встречи шести глав государств Содружества Независимых Государств (г. Ялта, 10 июля 2010 года) было принято совместное заявление, в котором Президент Азербайджанской Республики И.Г. Алиев, Президент Республики Армения С. А. Саргсян, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, Президент Украины В. Ф. Янукович, Председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ С. Н. Лебедев позитивно оценили итоги неформальной встречи в Украине, где были обсуждены вопросы экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках СНГ, а также перспективы реализации совместных проектов развития транспортной и туристической инфраструктуры, в том числе на региональном уровне. Особое внимание было уделено вопросу либерализации торговли между странами. Достигнута договоренность продолжить активную работу над новым Договором о зоне свободной торговли и рассмотреть эту тему на очередном заседании Совета глав государств СНГ. 

На заседании Совета глав правительств в городе Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года был подписан Договор о зоне свободной торговли. Подписание Договора является новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве, а его практическая реализация позволит повысить уровень жизни населения государств – участников Содружества. 

В 2011 году отмечалось 20 лет с момента создания СНГ. Главами государств Содружества на встрече в Душанбе (3 сентября 2011 года) принято совместное Заявление в связи этой датой и рассмотрен Аналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу». Среди крупных совместных мероприятий, посвященных 20-летию СНГ: выставка государств — участников Содружества на ВВЦ в Москве (28 июня – 3 июля 2011 года) и Международная конференция в Минске (28 — 29 сентября 2011 года).

Президенты России, Казахстана и Беларуси 18 ноября 2011 года подписанием Договора о Евразийской экономической комиссии и Решения о Регламенте Евразийской экономической комиссии вывели на новый уровень процесс евразийской экономической интеграции государств Содружества. 

В системе органов СНГ большая роль принадлежит Совету глав правительств Содружества. Он координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседания выносятся важнейшие вопросы экономического, политического, военного, социального, гуманитарного сотрудничества государств, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств. Ежегодно проходят два заседания Совета. 

В Совете глав правительств строго соблюдаются сроки председательства на основе принципа ротации. В 2011 году функции председателя на заседаниях Совета выполнял глава Правительства Республики Таджикистан А. Акилов, в 2012 году эти обязанности перешли к главе Туркменистана Г. Бердымухамедову.

Оглавление:

  1. Государственные параллели между образованием СССР и СНГ
  2. Функции и структура СНГ
  3. Проблемы СНГ

В 1991 году случилась одна из крупнейших геополитических
катастроф прошлого века – распад СССР. Он был спровоцирован комплексом причин,
но, по мнению современных исследователей, не являлся неизбежным. Тот системный
кризис, который привел к гибели Советского Союза, мог быть преодолен и без
разрушения государства. Однако перестройка, провозглашенная как стратегия
преодоления кризисных явлений, по сути дела, таковой не являлась. Она лишь
усугубила имеющиеся противоречия и ускорила самоликвидацию Советского Союза.

Если описывать образование СНГ кратко, то оно представляет
собой не очень длинную цепь событий, начавшуюся в конце августа и завершившуюся
в декабре 1991 года:

  • ГКЧП и отказ республик от подписания нового договора;
  • объявление бывшими союзными республиками государственного
    суверенитета;
  • заключение соглашения о создании СНГ (Содружества
    Независимых Государств).

Государственные параллели между образованием СССР и СНГ

Если сопоставлять образование СССР и образование СНГ, то
в этих процессах можно обнаружить общее и отличное.

Во-первых, СССР и СНГ представляют собой юридические
формы сосуществования почти всех территорий и населяющих их народов, ранее
входивших в состав Российской империи.

Во-вторых, то и другое образование возникло в переломные
периоды истории, когда актуальным был вопрос о пути дальнейшего развития. Так
было в 1920-х годах, когда завершилась фаза длительного военно-революционного
кризиса, начавшегося в 1914 году, и потребовался переход к мирной жизни. Для
этого нужно было обеспечить возрождение экономики, защиту национальной
безопасности и решение накопившихся за годы войн и революций бытовых проблем
населения. Сделать это в одиночку не представлялось возможным. Поэтому в
декабре 1922 года три республики – РСФСР, УССР и ЗСФСР подписали договор, заложивший
юридическую основу Советского Союза, в который затем были включены все
остальные территории, за исключением польских и финских земель.

СССР к рубежу 1980-1990-х годов испытывал острый
системный кризис, порожденный комплексом объективных и субъективных причин,
который мог быть преодолен серьезным модернизационным рывком. Для этого
необязательно было разрушать Советский Союз. Данный сценарий развития оценивался
большинством исследователей как наиболее неблагоприятный и катастрофичный по
своим последствиям. Если бы Союз был сохранен и прошел период мягкой, но
продуманной модернизации, то многих проблем, которые сегодня переживают
государства, ранее в него входившие, можно было бы избежать. Но, как известно,
история не имеет сослагательного наклонения. 8 декабря 1991 года главы России,
Украины и Беларуси объявили договор 1922 года денонсированным. Вместо СССР была
предложена новая форма сотрудничества – СНГ.

Принципиальное отличие СССР и СНГ состоит в том, что
последний не является ни государственным, ни надгосударственным, как ЕС,
образованием. Союз Независимых Государств – это договор, соглашение о
сотрудничестве, осуществляющемся на строго добровольной основе без утраты его
членами своего суверенитета. При его заключении преследовалась двойная цель:

  • смягчить последствия распада единого государства;
  • перевести сотрудничество между суверенными государствами,
    ранее бывшими союзными республиками, в новый формат.

Таким образом, распад СССР и образование СНГ – это два
хронологически последовательных институциональных и исторически взаимосвязанных
процесса.

Видео о распаде СССР и образовании СНГ

Функции и структура СНГ

СНГ, созданный тремя ведущими славянскими республиками,
постепенно включил в себя практически все территории бывшего СССР. Это
случилось почти сразу же, в декабре 1991 года. От этого шага отказались только
прибалтийские государства, с самого начала связывавшие свою дальнейшую судьбу с
ЕС, и Грузия. Но и она вошла в СНГ в 1993 году.

В дальнейшем состав участников менялся. Так, в 2009 году
СНГ покинула Грузия, о таком же намерении в 2014 году заявила Украина, однако,
соответствующее решение Верховной Радой пока окончательно не принято. В
качестве наблюдателей к СНГ примкнули Афганистан и Монголия, что очень важно с
геополитической точки зрения. Ядром СНГ была и остается Россия, на долю которой
приходится четыре пятых ВВП региона.

Союз Независимых Государств – это многонациональная организация,
базирующаяся на демократических основаниях. Она формируется на добровольной
основе и уважении национального суверенитета. В ее рамках реализуются как
двусторонние, так и групповые взаимодействия между странами. Своими главными
целями СНГ считает:

  • всестороннее сотрудничество государств, т.е. развитие политических,
    социально-экономических, культурных и гуманитарных взаимоотношений;
  • решение вопросов оборонной политики и безопасности
    государств;
  • развитие инфраструктуры, прежде всего, в сфере транспорта
    и связи;
  • мирное решение возможных конфликтов.

Отличительной чертой СНГ является ее минимальная
забюрократизированность. Этим она, безусловно, выгодно отличается от ЕС,
поскольку ее главной задачей является содействие развитию и согласованию
интересов стран-членов. Вместе с тем, с точки зрения совокупного экономического
потенциала, СНГ уступает ЕС.

Видео об образовании СНГ

Высшим органом организации является Совет глав стран СНГ.
Жесткого регламента работы он не имеет, но согласно Уставу, собирается для обсуждения
различных вопросов с установленной периодичностью. В рамках организации
функционируют советы министров обороны, МВД, иностранных дел и т.д. Все решения
принимаются на согласованной основе.

Важно, что СНГ представляет собой развивающуюся организацию.
Если в первое десятилетие после своего создания она фактически не играла
какой-либо значимой роли в межгосударственном взаимодействии, то в последние
десятилетия ситуация принципиально изменилась. Это связано, с одной стороны, с
преодолением острых негативных последствий ликвидации Советского Союза, с
другой, необходимостью социально-экономического развития каждой из стран-членов
и обеспечения их безопасности в условиях резко ухудшающейся международной
ситуации. Когда остановился спад производства, стабилизировались национальные
валюты, были устранены основания для возможных дезинтеграционных процессов
внутри стран-участниц, то на первое место вышли проблемы модернизации
экономики, развития торговли и научно-технического потенциала.

Поэтому на базе СНГ и с участием ее членов было создано
несколько важных организаций и союзов:

  • ОДКБ.
  • ШОС.
  • ЕврАзЭс.
  • Таможенный союз.

Эти организации также сформированы на добровольной
основе, поэтому количество и персональный состав их членов может быть
различным. Туда могут входить не только страны-члены СНГ, но и иные
заинтересованные стороны. К примеру, В ШОС входит Китай, который не является
членом СНГ.

Каждая из этих организаций решает интеграционные проблемы
в какой-либо конкретной сфере. Так, ОДКБ нацелена на сотрудничество в борьбе с
международным терроризмом, а ЕврАзЭс – на формирование экономических связей,
развитие торговли, транспорта и т.д.

Проблемы СНГ

Интеграционный процесс, развивающийся на постсоветском
пространстве, противоречив. В нем можно увидеть кооперацию и конкуренцию,
сотрудничество и соперничество. Как всякая развивающаяся организация СНГ
испытывает ряд проблем. Они есть в каждом из направлений сотрудничества. К
примеру, в области социально-экономического взаимодействия:

  • ресурсные и, прежде всего, финансовые проблемы для
    стимулирования инновационного типа развития своих хозяйственных систем и их
    интеграции в единое экономическое пространство;
  • согласование позиций по вопросам беспрепятственного
    перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;
  • совершенствование нормативно-правовой основы в сфере
    пенсионного обеспечения граждан стран-членов СНГ и т.д.

Важно, что национальные интересы государств редко являются
диаметрально противоположными, поэтому возникающие проблемы имеют перспективу
решения на компромиссной основе. Иногда их согласование затягивается, как это,
к примеру, имеет место быть в рамках Таможенного союза.

Очевидно, что СНГ представляет собой оптимальную форму
сотрудничества государств на постсоветском пространстве, которая обеспечивает
не только внутреннюю устойчивость ее членам, но и способность коллективного
противостояния разнообразным внешним вызовам.

А Вы считаете образование СНГ верным шагом в истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Символика СНГ

Краткая история

Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). Документ, который был подписан главами стран, констатировал прекращение существования СССР как субъекта международного права.

Подписание договора

10 декабря 1991 года соглашение было одобрено Верховными Советами Белоруссии и Украины, 12 декабря — Верховными органами России. Для обсуждения условий вхождения в организацию, а также с целью прояснить отдельные торговые и территориальные вопросы в конце декабря 1991 года в городе Алма-Ате (на тот момент — столица Казахстана) встретились лидеры 11 бывших союзных республик (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Украина).

Результатом встречи стало подписание так называемой Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы нового содружества союзных государств. Дата написания основополагающего документа (Устава СНГ, действующего до сих пор) — 22 января 1993 года в Минске.

Флаги стран, входящих в СНГ

Ратификация документа, несмотря на подавляющее количество голосов «за» (188 против 6 несогласных), происходила с нарушениями конституции РСФСР, а именно ст. 104, требующей создания высшего органа государственной власти для принятия окончательного решения. Впоследствии регулярные отказы Съезда ратифицировать соглашение послужило одной из причин противостояния с Борисом Ельциным.

В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия, впоследствии (14 августа 2008 года) грузинский парламент принял единогласное решение о выходе из состава содружества. Последним государством, вступившим в ряды содружества, стала Молдавия (8 апреля 1994 года); наблюдателями по сей день являются Монголия и Афганистан.

Характеристика и список

Союзные государства, входящие в содружество, являются республиками по форме правления. В них проживает более 100 наций и народностей, различающихся по языку, этническому составу, культуре и быту. Членство в содружестве облегчает право получения гражданства на территории дружественных стран.

Члены организации СНГ

Количество населения, проживающих на территории той или иной страны, устанавливается посредством переписи, но в некоторых странах подобные мероприятия не проводятся вследствие тяжёлого экономического положения населения.

В список стран СНГ входят страны-участницы:

Флаги стран

  • Россия (2 штаб-квартиры содружества, в Москве и Санкт-петербурге). По современному справочнику население — 146,8 миллиона человек.
  • Беларусь (штаб-квартира СНГ в Минске) — 9,4 млн.
  • Узбекистан — свыше 30 млн.
  • Казахстан — 6,3 миллиона человек.
  • Таджикистан — около 9 млн человек.
  • Армения — в районе 3 миллионов человек. Является единственной однонациональной страной в содружестве (это значит, что в её составе свыше 90% основного этноса).
  • Азербайджан — по результатам последней переписи 9,6 миллиона человек.
  • Молдова — 3 млн.
  • Кыргызстан — 6 млн.
  • Туркменистан — почти 5 млн.

Герб Туркменистана

Следует знать, что у Туркменистана статус «ассоциированный член», это связано с намерениями этой страны участвовать только в двухсторонних отношениях, игнорируя групповые и коалиционные. Помимо этого, не все из стран-участниц ратифицировали договор (в качестве примера — Молдова), но при этом Молдова полноценно участвует в обсуждении вопросов союза. На сегодняшний день на карте СНГ насчитывается 9 стран, входящих в его состав и имеющих статус полноправных членов.

В разное время в состав СНГ хотели войти такие государственные формирования, как Чеченская Республика Ичкерия, Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровье.

Цели и задачи

Цели СНГ

В тексте Алма-Атинской декларации указано, что СНГ не является отдельным государством и не имеет наднациональных полномочий (сюда же относится и отсутствие единой валюты). Страны-участницы — самостоятельные субъекты международного права, которые на добровольной основе заключили союз для взаимовыгодного решения общих задач. Если говорить кратко, то основными целями сотрудничества являются следующие пункты:

  • Обсуждение политических, экономических, гуманитарных, экологических, культурных и иных вопросов в различных областях. Оказание взаимной правовой и юридической помощи.
  • Урегулирование спорных моментов и разногласий (в том числе территориальных) между союзными государствами содружества.
  • Вопросы миграционной и социальной политики.
  • Обеспечение мира и безопасности между союзными странами (к примеру, путём контроля вооружения и частичного разоружения).
  • Открытие общего рынка, который бы позволил всем союзным государствам улучшить свою экономическую ситуацию и добиться установки прочных межгосударственных торговых связей.
  • Объединение усилий в борьбе с организованной преступностью.

Образование СНГ

На 2019 год к приоритетным направлениям в содружестве относится поддержка демографической ситуации, улучшение рентабельности товаров и упрощение товарообращения между союзными государствами, приём и адаптация мигрантов с ближнего зарубежья, разработка принципиально новой юридической базы, которая сможет существенно улучшить экономическое сотрудничество внутри организации.

Гуманитарная и научная сфера деятельности включает в себя обмен инновационных технологий и разработок, развитие культуры, образования, повышение квалификации и помощь в реализации крупных проектов. Сюда же следует отнести борьбу с дискриминацией (как расовой, так и религиозной), а также возрождение института семьи и семейных ценностей.

В целом на протяжении более 20 лет наибольшее внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству (учитывая разный уровень развития экономики у стран бывшего СССР, преимущественно в Средней Азии). Одним из целевых направлений является активизация деятельности Таможенного союза, а также установка единых тарифов и пошлин на различные товары.

Этапы деятельности

За 28 лет существования содружества принято выделять 3 ключевых этапа деятельности, которые сформировали облик СНГ в его нынешнем виде. Мировое сообщество (Индия, отдельные страны Азии и Европы) продемонстрировало заинтересованность к диалогу с союзом стран, а также отметило повышение качества жизни населения.

К этим этапам относятся:

История СНГ

Договор СНГ

  1. Период с момента основания (1991 год) по конец 1993 года. В этот промежуток времени формировались границы стран бывшего СССР, при этом каждое из государств создало свою национальную армию, а также валюту. В это же время было подписано Соглашение о коллективной безопасности, закрепившее сотрудничество в военной сфере между Россией и странами Средней Азии.
  2. 1993−1997. Попытка унификации экономики, поиск механизмов и инструментов для развития межгосударственных отношений внутри союза. Несмотря на подписанные соглашения, отвечающие за интеграцию в торговой, таможенной и платёжной сферах, экономический союз сформировать не получилось. Этому помешало массовое несоблюдение условий заключённых соглашений — многие страны предпочитали торговое сотрудничество с европейскими странами, а не внутри содружества.
  3. С 1997 года по сей день идёт формирование Зоны свободной торговли (с 2009 года). Также изменениям подверглись управляющие органы СНГ, часть которых была упразднена, а у оставшихся были изменены полномочия.

Благодаря соглашению о свободной торговле устранены многие экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, что позволило улучшить движение товаров, а также транспортную инфраструктуру и дороги в странах содружества.

В будущем особое внимание уделяется развитию общего рынка или единого экономического пространства, которое должно обеспечить странам СНГ существенное повышение уровня жизни населения, а также экономическую независимость от глобального мирового рынка.

Органы управления СНГ

Структура СНГ

Главным органом управления в содружестве является Совет глав государств СНГ. В этот совет входят президенты всех стран-участниц, которые участвуют в ежегодных заседаниях (периодичность сборов — 2 раза в год). Помимо координирования деятельности органов исполнительной власти, совета министров и других представителей власти, Совет глав участвует в решении принципиальных политических и экономических вопросов. По состоянию на 2019 год, насчитывается свыше 50 различных органов, принимающих участие в управлении союзом государств.

Вот лишь некоторые из них:

Флаги членов СНГ

  • Исполнительный комитет.
  • Лизинговая конфедерация.
  • Фонд гуманитарного сотрудничества между союзными государствами.
  • Международный агропромышленный союз.
  • Совет глав государств и совет глав правительств (ключевые органы управления).
  • Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг участников СНГ.
  • Совет миграционных органов.
  • ФБС (расшифровывается как Финансово-банковский совет).
  • Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения.
  • Экономический суд.
  • Электроэнергетический совет.

Решения в органах принимаются при условии достижения консенсуса (единогласия). Председательствование происходит поочерёдно: каждый год с 1 января по 31 декабря председателем становится новая страна; порядок определяется в соответствии с русским алфавитом названия союзных государств.

По состоянию на 2019 год председателем союза стран является президент Туркмении, Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич, носящий титул «Аркадаг» или «Покровитель».

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

Межпарламентская ассамблея

Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

Межпарламентская ассамблея СНГ

Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить потемневший передний зуб можно ли
  • Как составить краткую запись к задаче на деление 2 класс
  • Как найти потерянный телефон через gps
  • Как найти работу машины за один цикл
  • Как найти местоимение в тексте 4 класс