Составьте лингвистическое сообщение текст как целостное законченное высказывание


1


Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе


2


Об авторе Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы 2 г. Йошкар- Олы Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы 2 г. Йошкар- Олы


3


Цели и задачи курса: Познакомить с понятием «текст»,научить работать с текстом как с целостным высказыванием Познакомить с понятием «текст»,научить работать с текстом как с целостным высказыванием Развивать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные навыки Развивать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные навыки Помочь учащимся в подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс средней школы Помочь учащимся в подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс средней школы


4


Планирование тема темачасы 1 Признаки текста 1 2 Основные языковые средства связи между предложениями в тексте 1 3 Виды связи между предложениями в тексте 1 4 Типы речи 2 5 Стили литературного языка, их употребление 3


5


6 Стили речи и языковые средства (лексические и грамматические) 3 7 Изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры) 3 8 Свойства красивой и правильной речи (основные рекомендации) 2


6


Признаки текста Наличие темы и основной мысли Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка Наличие или возможность заголовка Смысловая связь между предложениями Смысловая связь между предложениями Определенная последовательность предложений Определенная последовательность предложений Использование языковых средств связи между предложениями Использование языковых средств связи между предложениями


7


Основные языковые средства связи между предложениями Повторяющиеся слова Повторяющиеся слова Местоимения и наречия Местоимения и наречия Близкие по смыслу слова Близкие по смыслу слова Союзы Союзы Порядок слов в предложениях Порядок слов в предложениях


8


Виды связи между предложениями в тексте Последовательная Последовательная Например: У Ивана Ильича сегодня хорошее настроение. С утра выглянуло солнце, которого не было дня три из-за туч и непогоды. Например: У Ивана Ильича сегодня хорошее настроение. С утра выглянуло солнце, которого не было дня три из-за туч и непогоды. Схема: Схема:,..


9


Параллельная Параллельная Например: Радостна,шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Например: Радостна,шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Схема: Схема:…


10


Типы речи Описание Описание Повествование Повествование Рассуждение Рассуждение


11


Описание (пример) Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие. Вверху на крыльях- белая полоска. Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие. Вверху на крыльях- белая полоска.


12


Повествование (пример) Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: подберезовики, красноголовики, рыжики. Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: подберезовики, красноголовики, рыжики.


13


Рассуждение (пример) Если к 18 прибавить 10, то получится 28. Если к 18 прибавить 10, то получится 28. В корне –кас- -кос- буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а. В корне –кас- -кос- буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а.


14


Стили литературного языка Разговорный Разговорный Официально-деловой Официально-деловой Научный Научный Публицистический Публицистический Художественный Художественный


15


Признаки стилей Разговорный Употребление: обыденная речь, беседа Употребление: обыденная речь, беседа Цель: общение, обмен впечатлениями, мыслями Цель: общение, обмен впечатлениями, мыслями Форма реализации: диалог, записки Форма реализации: диалог, записки Основные черты: непринужденность, эмоциональность Основные черты: непринужденность, эмоциональность


16


Официально-деловой Употребление: переписка учреждений с гражданами Употребление: переписка учреждений с гражданами Цель: информация Цель: информация Форма реализации: договоры, законы, деловые бумаги Форма реализации: договоры, законы, деловые бумаги Основные черты: официальность, точность Основные черты: официальность, точность


17


Научный Употребление: научные труды, исследовательская работа Употребление: научные труды, исследовательская работа Цель: сообщение о научных результатах, их объяснение Цель: сообщение о научных результатах, их объяснение Форма реализации: доклады, лекции Форма реализации: доклады, лекции Основные черты: точность, логичность, доказательность Основные черты: точность, логичность, доказательность


18


Публицистический Употребление: агитационно- массовая работа Употребление: агитационно- массовая работа Цель: воздействие на слушателей и читателей Цель: воздействие на слушателей и читателей Форма реализации: доклады, лекции, статьи Форма реализации: доклады, лекции, статьи Основные черты: призывность, страстность, оценочный характер речи Основные черты: призывность, страстность, оценочный характер речи


19


Художественный Употребление: словесно- художественное творчество Употребление: словесно- художественное творчество Цель: воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов Цель: воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов Форма реализации: художественные произведения Форма реализации: художественные произведения Основные черты: образность, эмоциональность Основные черты: образность, эмоциональность


20


Свойства хорошей и правильной речи Содержательность Содержательность Последовательность Последовательность Богатство языка Богатство языка Точность Точность Выразительность Выразительность Уместность Уместность Правильность Правильность



Скачать материал

Текст как  законченное целостное высказываниеЭлективный курс по русскому язык...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Текст как  законченное целостное высказываниеЭлективный курс по русскому язык...

    1 слайд

    Текст как законченное целостное высказывание
    Элективный курс по русскому языку в 9 классе

  • Об автореСеребрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы...

    2 слайд

    Об авторе
    Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Йошкар-Олы

  • Цели и задачи курса:Познакомить с понятием «текст»,научить работать с текстом...

    3 слайд

    Цели и задачи курса:
    Познакомить с понятием «текст»,научить работать с текстом как с целостным высказыванием
    Развивать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные навыки
    Помочь учащимся в подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс средней школы

  • Планирование

  • Признаки текстаНаличие темы и основной мысли    
Наличие или возможность заго...

    6 слайд

    Признаки текста
    Наличие темы и основной мысли
    Наличие или возможность заголовка
    Смысловая связь между предложениями
    Определенная последовательность предложений
    Использование языковых средств связи между предложениями

  • Основные языковые средства связи между предложениямиПовторяющиеся слова
Место...

    7 слайд

    Основные языковые средства связи между предложениями
    Повторяющиеся слова
    Местоимения и наречия
    Близкие по смыслу слова
    Союзы
    Порядок слов в предложениях

  • Виды связи между предложениями в текстеПоследовательная
Например: У Ивана Иль...

    8 слайд

    Виды связи между предложениями в тексте
    Последовательная
    Например: У Ивана Ильича сегодня хорошее настроение. С утра выглянуло солнце, которого не было дня три из-за туч и непогоды.
    Схема:
    ,
    .
    .

  • Параллельная
Например: Радостна ,шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют пти...

    9 слайд

    Параллельная
    Например: Радостна ,шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки.
    Схема:
    .

    .
    .

  • Типы речи Описание
 Повествование
 Рассуждение

    10 слайд

    Типы речи
    Описание
    Повествование
    Рассуждение

  • Описание (пример) Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается,...

    11 слайд

    Описание (пример)
    Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие. Вверху на крыльях- белая полоска.

  • Повествование (пример)  Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовс...

    12 слайд

    Повествование (пример)
    Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: подберезовики, красноголовики, рыжики.

  • Рассуждение (пример) Если к 18 прибавить 10, то получится 28.
 В корне –кас-...

    13 слайд

    Рассуждение (пример)
    Если к 18 прибавить 10, то получится 28.
    В корне –кас- -кос- буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а.

  • Стили литературного языка Разговорный
 Официально-деловой
 Научный
 Публицист...

    14 слайд

    Стили литературного языка
    Разговорный
    Официально-деловой
    Научный
    Публицистический
    Художественный

  • Признаки стилейРазговорный 
Употребление: обыденная речь, беседа
Цель: общени...

    15 слайд

    Признаки стилей
    Разговорный
    Употребление: обыденная речь, беседа
    Цель: общение, обмен впечатлениями, мыслями
    Форма реализации: диалог, записки
    Основные черты: непринужденность, эмоциональность

  • Официально-деловой
Употребление: переписка учреждений с гражданами
Цель: инфо...

    16 слайд

    Официально-деловой
    Употребление: переписка учреждений с гражданами
    Цель: информация
    Форма реализации: договоры, законы, деловые бумаги
    Основные черты: официальность, точность

  • Научный
Употребление: научные труды, исследовательская работа
Цель: сообщение...

    17 слайд

    Научный
    Употребление: научные труды, исследовательская работа
    Цель: сообщение о научных результатах, их объяснение
    Форма реализации: доклады, лекции
    Основные черты: точность, логичность, доказательность

  • Публицистический
Употребление: агитационно-массовая работа
Цель: воздействие...

    18 слайд

    Публицистический
    Употребление: агитационно-массовая работа
    Цель: воздействие на слушателей и читателей
    Форма реализации: доклады, лекции, статьи
    Основные черты: призывность, страстность, оценочный характер речи

  • Художественный
Употребление: словесно-художественное творчество
Цель: воздейс...

    19 слайд

    Художественный
    Употребление: словесно-художественное творчество
    Цель: воздействие на читателей и слушателей с помощью созданных образов
    Форма реализации: художественные произведения
    Основные черты: образность, эмоциональность

  • Свойства хорошей и правильной речи Содержательность
 Последовательность
 Бога...

    20 слайд

    Свойства хорошей и правильной речи
    Содержательность
    Последовательность
    Богатство языка
    Точность
    Выразительность
    Уместность
    Правильность

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 266 187 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2020
  • 156
  • 0
  • 25.11.2020
  • 97
  • 0
  • 14.11.2020
  • 111
  • 0
  • 29.10.2020
  • 90
  • 0
  • 17.10.2020
  • 139
  • 0
  • 21.09.2020
  • 80
  • 0
  • 01.09.2020
  • 198
  • 0
  • 26.08.2020
  • 86
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Текст, если рассматривать его в системе обобщенных функциональных категорий, квалифицируется как высшая коммуникативная единица. Это целостная единица, состоящая из коммуникативно-функциональных элементов, организованных в систему для осуществления коммуникативного намерения автора текста соответственно речевой ситуации.

Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект, сам процесс, цель, средства и результат. Эти компоненты структуры деятельности отражаются в разных показателях текста — содержательно-структурных, функциональных, коммуникативных.

Текст имеет свою микро- и макросемантику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках цельного сообщения (текста).

Единицами текста являются: высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент). Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты-блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей. На уровне композиционном выделяются единицы качественно иного плана — абзацы, параграфы, разделы, главы, подглавки и др.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, в частном случае они даже в «пространственном» отношении могут совпадать, накладываясь друг на друга, например, межфразовое единство и абзац, хотя при этом они сохраняют свои собственные отличительные признаки.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики. Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др.) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Стилистические качества текста подчинены тематической и общей стилевой доминанте, проявляющейся на протяжении всего текстового пространства.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Текст как речевое произведение состоит из последовательно объединенных вербальных средств (высказываний, межфразовых единств). Однако значения, заключенные в тексте, не всегда передаются только вербальными средствами. Для этого существуют и средства невербальные; в рамках высказывания и межфразового единства это может быть порядок слов, соположение частей, знаки препинания; для акцентирования значений — средства выделения (курсив, разрядка и др.) Например, при сочетании высказываний «Сын пошел в школу. Дочка — в детский сад» противительное значение не нашло для себя словесного выражения; кроме того, сказуемое «пошла» заменено знаком тире. В рамках более сложных компонентов текста таких невербализованных значений может оказаться значительно больше. Например, использование знаков вопросительного и восклицательного, замещающих целые реплики диалога.

— Посмотрите, какой он хорошенький! — Наташа подводит меня поближе к клетке и просовывает внутрь руку, которую малыш сразу же хватает и как будто бы пожимает. — Такие красивые детеныши у орангутангов — большая редкость. А вы обратили внимание, как он похож на свою мать?

— «?»

— А как же! У обезьян все, как у людей (Моск. комс. — 1986. — 29 н.).

В этом смысле интересен следующий пример:

И на бритом, багровом лице проиграло:

— «?»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— «!»

— «!?!»

Совершенно помешанный! (А. Белый. Петербург).

Изображение пауз, заминок в речи, резкого интонационного перелома осуществляется при помощи знаков препинания. Тембр, интенсивность, паралингвистическое сопровождение речи изображается обычно описательно (кричал, размахивая руками; посмотрел, сощурив глаза). Однако такое словесное изображение мимики, жестов необязательно. Например, вопрос, удивление, можно передать знаками: Так ты его видел? — «???»

Для передачи значений в тексте служат и различные фигуры умолчания, тоже относящиеся к невербализованным средствам.

С другой стороны, в тексте может быть осуществлена вербализация «немых» языков (языков жестов, мимики). Этому, в частности, служат разнообразные ремарки в драматургических произведениях или авторские описания соответствующих жестов и мимики в произведениях прозаических. Например:

Он кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

— А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.

(А. Чехов. Тоска);

Поплакав, барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула:

— Вот опять! — и неожиданно запела дрожащим сопрано:

— Славное море священный Байкал…

Курьер, показавшийся на лестнице, погрозил кому-то кулаком и запел вместе с барышней незвучным, тусклым баритоном:

— Славен корабль, омулевая бочка!..

(М. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Так называемые «немые» языки являются полноценным средством коммуникации в реальной жизни. Однако они широко представлены в вербализованном виде и в тексте — художественном, публицистическом. При восприятии текстового описания жестов необходимо учитывать их значимость в рамках данной языковой общности. Кроме того, читатель и создатель текста могут быть разделены во времени, это также может спровоцировать неадекватность восприятия. Например, требуется комментарий к описанию жеста в тексте произведения А. Чехова «Толстый и Тонкий»: Толстый, желая расстаться дружески, протянул руку, а Тонкий пожал два пальца и захихикал. Еще пример:

О начальнике департамента: …Я тотчас заметил, что он масон: он если даст кому руку, то высовывает только два пальца (Н. Гоголь. Записки сумасшедшего).

Недоразумения могут возникнуть при чтении текста иностранным читателем, так как «немые» языки разных народов могут существенно различаться. Например, кивок в знак согласия в странах арабского мира воспринимается как проявление невоспитанности, если относится к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Можно назвать и такой способ передачи значений в тексте, как вторжение в единообразно организованное пространство элементов других текстов, «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман). Это могут быть прямые включения — эпиграфы, цитаты, ссылки. Могут быть пересказы-вставки иных сюжетов, обращения к легендам, «чужим» рассказам и др.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

  • Главная
  • Разное
  • Дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Аналитика
  • Образование
  • Развлечения
  • Красота и здоровье
  • Финансы
  • Государство
  • Путешествия
  • Спорт
  • Недвижимость
  • Армия
  • Графика
  • Культурология
  • Еда и кулинария
  • Лингвистика
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Страхование
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Текст как законченное целостное высказывание

Содержание

  • 1.

    Текст как законченное целостное высказывание

  • 2.

    Об авторе Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Йошкар-Олы

  • 3.

    Цели и задачи курса: Познакомить с понятием «текст»,научить

  • 4.

    Планирование

  • 6.

    Признаки текста Наличие темы и основной мысли

  • 7.

    Основные языковые средства связи между предложениями Повторяющиеся слова

  • 8.

    Виды связи между предложениями в тексте Последовательная Например:

  • 9.

    . Параллельная Например: Радостна ,шумна и пахуча весна

  • 10.

    Типы речи Описание Повествование Рассуждение

  • 11.

    Описание (пример) Вот передо мной на ветке

  • 12.

    Повествование (пример) Пришел сентябрь. После знойного лета,

  • 13.

    Рассуждение (пример) Если к 18 прибавить 10,

  • 14.

    Стили литературного языка Разговорный Официально-деловой Научный Публицистический Художественный

  • 15.

    Признаки стилей Разговорный Употребление: обыденная речь, беседа

  • 16.

    Официально-деловой Употребление: переписка учреждений с гражданами Цель:

  • 17.

    Научный Употребление: научные труды, исследовательская работа Цель:

  • 18.

    Публицистический Употребление: агитационно-массовая работа Цель: воздействие на

  • 19.

    Художественный Употребление: словесно-художественное творчество Цель: воздействие на

  • 20.

    Свойства хорошей и правильной речи Содержательность

  • 21.
    Скачать презентацию

Об авторе Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Йошкар-Олы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Текст как законченное целостное высказывание
Элективный курс по

русскому языку в 9 классе

Текст как законченное целостное высказывание Элективный курс по русскому языку в 9 классе


Слайд 2Об авторе
Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка

и литературы средней школы №2 г. Йошкар-Олы

Об авторе Серебрякова Любовь Валентиновна, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Йошкар-Олы


Слайд 3Цели и задачи курса:
Познакомить с понятием «текст»,научить

работать с текстом как с целостным высказыванием
Развивать

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные навыки
Помочь учащимся в подготовке к письменному экзамену по русскому языку за курс средней школы

Цели и задачи курса: Познакомить с понятием «текст»,научить работать с текстом как


Слайд 6Признаки текста
Наличие темы и основной мысли

Наличие или возможность заголовка
Смысловая связь между

предложениями
Определенная последовательность предложений
Использование языковых средств связи между предложениями

Признаки текста Наличие темы и основной мысли   Наличие или возможность


Слайд 7Основные языковые средства связи между предложениями
Повторяющиеся слова
Местоимения

и наречия
Близкие по смыслу слова
Союзы
Порядок слов в

предложениях

Основные языковые средства связи между предложениями Повторяющиеся слова Местоимения и наречия Близкие


Слайд 8Виды связи между предложениями в тексте
Последовательная
Например: У

Ивана Ильича сегодня хорошее настроение. С утра

выглянуло солнце, которого не было дня три из-за туч и непогоды.
Схема:

,

.

.

Виды связи между предложениями в тексте Последовательная Например: У Ивана Ильича сегодня


Слайд 9.
Параллельная
Например: Радостна ,шумна и пахуча весна в

лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями

весенние ручейки.
Схема:

.

.

.

. Параллельная Например: Радостна ,шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют


Слайд 10Типы речи
Описание
Повествование
Рассуждение

Типы речи  Описание  Повествование  Рассуждение


Слайд 11Описание (пример)
Вот передо мной на ветке

воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Верх головки

серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пестренькие. Вверху на крыльях- белая полоска.

Описание (пример)  Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается,


Слайд 12Повествование (пример)
Пришел сентябрь. После знойного лета,

после августовских теплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов еще растут грибы: подберезовики, красноголовики, рыжики.

Повествование (пример)  Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней


Слайд 13Рассуждение (пример)
Если к 18 прибавить 10,

то получится 28.
В корне –кас- -кос-

буква а пишется, если за корнем стоит суффикс а.

Рассуждение (пример)  Если к 18 прибавить 10, то получится 28.


Слайд 14Стили литературного языка
Разговорный
Официально-деловой
Научный
Публицистический

Художественный

Стили литературного языка  Разговорный  Официально-деловой  Научный  Публицистический  Художественный


Слайд 15Признаки стилей
Разговорный
Употребление: обыденная речь, беседа
Цель: общение,

обмен впечатлениями, мыслями
Форма реализации: диалог, записки
Основные черты:

непринужденность, эмоциональность

Признаки стилей Разговорный  Употребление: обыденная речь, беседа Цель: общение, обмен впечатлениями,


Слайд 16
Официально-деловой
Употребление: переписка учреждений с гражданами
Цель: информация
Форма реализации:

договоры, законы, деловые бумаги
Основные черты: официальность, точность

Официально-деловой Употребление: переписка учреждений с гражданами Цель: информация Форма реализации: договоры,


Слайд 17
Научный
Употребление: научные труды, исследовательская работа
Цель: сообщение о

научных результатах, их объяснение
Форма реализации: доклады, лекции
Основные

черты: точность, логичность, доказательность

Научный Употребление: научные труды, исследовательская работа Цель: сообщение о научных результатах,


Слайд 18
Публицистический
Употребление: агитационно-массовая работа
Цель: воздействие на слушателей и

читателей
Форма реализации: доклады, лекции, статьи
Основные черты: призывность,

страстность, оценочный характер речи

Публицистический Употребление: агитационно-массовая работа Цель: воздействие на слушателей и читателей Форма


Слайд 19
Художественный
Употребление: словесно-художественное творчество
Цель: воздействие на читателей и

слушателей с помощью созданных образов
Форма реализации: художественные

произведения
Основные черты: образность, эмоциональность

Художественный Употребление: словесно-художественное творчество Цель: воздействие на читателей и слушателей с


Слайд 20Свойства хорошей и правильной речи
Содержательность
Последовательность

Богатство языка
Точность
Выразительность
Уместность
Правильность

Свойства хорошей и правильной речи  Содержательность  Последовательность  Богатство языка


У этого термина существуют и другие значения, см. Текст (значения).

Пример текста

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов.

Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].

Содержание

  • 1 Признаки текста
    • 1.1 Членимость
    • 1.2 Смысловая цельность текста
  • 2 Виды и типы текста
    • 2.1 По стилю
    • 2.2 По типу
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Признаки текста

Членимость

Текст состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно расчленить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

Главный тезис — текст состоит из двух или нескольких предложений.

Смысловая цельность текста

В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

  • Текст — это высказывание на определённую тему;
  • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
  • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
  • Предложения логически связаны между собой.
  • К тексту можно подобрать заголовок;
  • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Виды и типы текста

По стилю

Научные, разговорные, художественные,публицистические, официально-деловые

По типу

Повествование, описание, рассуждение.

См. также

  • Текстовый файл

Примечания

  1. Гальперин И. Р. О понятии «текст». — Материалы научной конференции «Лингвистика текста», т. 1. — М., 1974. — С. 67.

Литература

  • Баратынский А. В. Баратынский — как гений и светоч XXI века. — М.: Самиздат, 2007.
  • Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.
  • Каменская О. Л. Текст и коммуникация. — М.: Высшая школа, 1990.
  • Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1983. — С. 227—284.
  • Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.: Наука, 1985.
  • Лукин В. А. Художественный текст: Основы теории и элементы анализа. — М.: Ось-89, 1999.

Question book-4.svg

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти серебро формула
  • Как составить схемы слов сыр
  • Как назвать кота которого нашли на улице
  • Как найти сайт с которого скачан файл
  • Как найти сколько см окружность