Составьте план к тексту как появились профессии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад №28 «Огонек»

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром

 «Как появились профессии»

с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Дедова Н.Н.,

воспитатель первой квалификационной категории

Бердск – 2021

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

 «Как появились профессии»

Цель: формирование представлений об истории зарождения профессий у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомит  детей с историей зарождения профессий и продуктов трудовой деятельности;
  • создать условия для получения детьми знания о необходимости обмена продуктами трудовой деятельности;
  • расширять представления детей  о том, «как жили наши предки».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, обобщать информацию, делать выводы;
  • развивать мелкую моторику, творческие способности детей;
  • развивать умение проявлять инициативу, договариваться, сотрудничать с другими детьми в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать позитивное отношение к представителям всех профессий, уважение к их труду;
  • воспитывать бережное отношение к продуктам труда.

Оборудование и материалы:

  • Проектор, ноутбук, презентация к занятию, мольберт, аудиопроигрыватель;
  • Пластилин, соленое тесто, доски для работы с пластилином и соленым тестом, тканевые и влажные салфетки, бумажные заготовки сарафанов и косовороток, цветные карандаши, конструктор Лего.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма «Как рубашка в поле выросла?»;
  • Беседа «Изготовление посуды»;
  • Мультфильм «Колосок»;
  • Презентация «Профессии: столяр и плотник»;
  • Чтение и обсуждение русской народной сказки «Как муж дома хозяйничал».

Ход занятия

Воспитатель:

— Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.

Поезд водит… (машинист).

Пашет в поле… (тракторист).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Нарисует нам… (художник).

Сапоги сошьет… (сапожник).

Часы чинит… (часовщик).

Грузит краном… (крановщик).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает — молодец!

Воспитатель: О чем шла речь в загадках?

Дети: О профессиях.

Воспитатель: Верно! А что такое профессия?

Дети: Это дело, занятие, которому человек учился, и которое он выполняет очень хорошо.

Воспитатель:

— Давайте отправимся в далекое прошлое и узнаем, как появились профессии.

Далее воспитатель комментирует слайды презентации:

— В давние времена все люди жили в небольших поселениях. Все необходимое для жизни они делали самостоятельно, своими руками: строили дома, ткали и шили одежду, пряли шерсть, вязали из ниток теплые вещи, выращивали овощи и фрукты на огородах, возделывали поля, разводили домашних животных, изготавливали посуду, мебель, занимались приготовлением еды.

— Как вы думаете, легко ли все предметы, вещи, необходимые для жизни делать самостоятельно?

Дети:

— Нет, очень трудно делать все самостоятельно, это тяжёлая работа, которая занимает много времени.

Воспитатель:

— Действительно, людям приходилось много работать, чтобы обеспечить себя и свою семью всем необходимым. Постепенно они стали замечать, что со своей работой разные люди справляются по-разному. Один человек печет очень вкусный хлеб, а одежда у него получается плохо. Другой  шьёт очень красивую, прочную и удобную одежду, а вот посуда у него хрупкая, легко бьется. Третий человек умеет изготавливать хорошую посуду, а мебель у него получается шаткая. Четвертый изготавливает качественную мебель, а хлеб у него — не вкусный.

— Ребята, как вы считаете, что же тогда придумали люди, чтобы облегчить свою жизнь?

Дети:

— Они решили, что каждый человек будет заниматься каким-то одним делом, которое он может выполнить лучше других.

Воспитатель:

— Как же тогда этот человек сможет получить все остальные необходимые ему вещи, предметы?

Ответ детей:

— Можно обменятся продуктами труда с другими людьми.

Воспитатель:

— Согласна! Перед вами четыре поселения с «говорящими» названиями. Как вы думаете, какие продукты труда в них изготавливают лучше, чем в других поселениях?

Воспитатель читает названия поселений, а дети  делают свои предположения.

  • Караваево;
  • Скамейкино;
  • Горшково;
  • Сарафаново.

Воспитатель:

— Замечательно. Ребята, давайте  представим, что вы стали такими мастерами, у которых очень хорошо получается какое-то дело.

Каждое поселение представляет собой  стол с материалами:

  • соленое тесто, доска для лепки, тканевая и влажная салфетки для «выпечки хлеба»;
  • конструктор Лего для «изготовления мебели»;
  • пластилин, доска для лепки, тканевая и влажная салфетка для «изготовления посуды»;
  • бумажные заготовки сарафанов и косовороток, цветные карандаши для «пошива одежды».

Воспитатель приглашает детей пройти к столами и «по дороге» предлагает поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

После игры дети занимают места за столами.

Воспитатель:

— Ребята, ваша задача: успеть за 5 минут сделать 4 продукта труда, предмета.

Воспитатель наблюдает за ходом выполнения задания, помогает при необходимости, отвечает на сопутствующие вопросы. Звучит фоновая музыка.

Воспитатель:

— Я вижу, что все мастера справились с заданием. А теперь нужно обменять свои поделки на поделки других мастеров так, чтобы у вас  получился набор из 4 предметов: мебель, одежда, посуда, хлеб.

Дети обмениваются результатами труда.

Воспитатель: Расскажите, какой набор у вас получился? Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали? Ответы детей.

Список литературы

  1. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176 с.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. – сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель,
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная  программа дошкольного образования./ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –  с.336
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методичсекие рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет. / А.Д. Шатова. – М.: Венатана-Граф, 2015. – 176 с.
  6. Шорыгина Т.А.  Беседы об экономике:  Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты возникновения и
эволюции профессий

1.1 История возникновения профессий

1.2 Особенности трудовой деятельности
человека

1.3 Основные подходы к выбору профессии

2 Практическое исследование
профессиональных предпочтений

2.1 Содержание и результаты анкетирования
школьников

2.2 Оценка динамики профессиональных
предпочтений

2.3 Рекомендации по выбору профессии ХХI века

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Анкета для школьников и их
родителей

Введение

Актуальность темы
исследования заключается в следующем.
На протяжении всей
своей жизни человек множество раз делает выбор. Меняется его внутренний мир,
его способности, увлечения, пристрастия, случается так, что некоторые профессии
становятся мало востребованными, и напротив появляются новые актуальные, более
нужные профессии.

Вместе с тем каждый из нас, наших
родителей, бабушек и дедушек в детстве мечтал стать космонавтом, пожарным,
продавцом, учителем, бизнесменом. Этот список можно продолжать очень долго. В
конечном счете каждый человек определяется со сферой свое профессиональной
деятельности и реализует себя в ней.

Выбор профессии – это всегда очень
важное решение. Его основы закладываются еще в школе. Ученики как бы пытаются
попробовать себя в различных видах деятельности – посещают различные кружки,
секции, интересуются одними учебными дисциплинами и «считают ворон» на других.
И, не исключено, что увлечение, каким-то определенным занятием, будет решающем при
профессиональном выборе.

Современный мир, все чаще отдает
предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими
специальностями, им легче включиться в новые виды работ, они более гибко
реагируют на изменение профиля работы компании, руководству приходится меньше
вкладывать средств для их дополнительного обучения.

Таким образом, профессиональное
самоопределение – один из ключевых этапов жизни человека. Во многом именно от
него зависит вся его жизнь. А ключевым фактором при этом выборе является
наиболее широкое изучение проблемы, обладание всей доступной информацией о
современных профессиях и их востребованности на рынке труда. Именно эти
размышления и легли в основу осознанного выбора темы проведенного исследования.

Целью
исследования является изучение профессиональных предпочтений людей с раннего
возраста до момента профессионального самоопределения.

Для достижения цели нам нужно решить
несколько задач:

1.       
Изучить историю возникновения профессий.

2.       
Проанализировать особенности трудовой
деятельности человека и основные подходы к его профессиональному
самоопределению.

3.       
Организовать анкетирование школьников и их
родителей на предмет выявления их детских профессиональных предпочтений.

4.       
Оценить степень «сбываемости» детских
профессиональных предпочтений.

5.       
Выделить основные тенденции в разрезе
появления новых профессий, их актуальности и востребованности.

Объектом
исследования является профессиональная деятельность человека.

Предметом
исследования выступает раннее самоопределение профессиональных предпочтений и
их реализация в старшем возрасте.

Гипотеза
исследования. Детские мечты и профессиональные предпочтения в определенным
проценте случаев сбываются. Причем данное соотношение зависит от пола ребенка и
его темперамента.

Провести исследование и определить
жизнеспособность выдвинутой гипотезы нам помогли разнообразные
исследовательские методы:

         
анализ научно-познавательной литературы и Интернет-источников;

         
анкетирование;

         
сводка и группировка данных,

         
сравнительный анализ полученных
результатов.

1
Теоретические аспекты возникновения и эволюции профессий

 

1.1 История
возникновения профессий

Термин «профессия»
происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять,
заявлять. Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало
разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем
заниматься сам. В те далекие времена мужчины охотились на животных, строили
жилища, делали оружие и различные орудия труда. Женщины собирали съедобные
растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Но людей становилось все
больше и больше, а взаимоотношения между ними все усложнялись и усложнялись.
Кроме того, потребности человека росли и уже один человек не мог сделать сам
всех вещей, которые ему были нужны. Он уже не мог заниматься одновременно,
например, охотой, земледелием и производством железа. Поэтому одни люди
становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами и так далее, а
кто-то – даже знахарями и жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами
своего труда и это было удобнее, чем производить все самостоятельно. Такой
подход позволял не изучать все виды деятельности поверхностно, а наоборот более
глубоко погрузиться в какой-то один, достичь в нем определенного уровня
мастерства. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из
поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Таким образом, мы видим,
что термин «профессия» связан с трудовой деятельностью человека и характеризует
его определенным образом: я – учитель, я – врач, я – программист. Дадим
следующее определение профессии: профессия – это социальная характеристика
человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей,
которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
 

Давайте посмотрим, какие
профессии исторически появились раньше, а какие позже, в каких сферах трудовой деятельности
человека появлялось больше различных профессий.

Первые профессии начали
появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать
оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и
кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог
одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься
выращиванием пищи, поэтому одновременно с выделением отдельных профессий (охотник,
земледелец, гончар, кузнец
) начал развиваться товарный обмен, с которым
непосредственно связана как минимум еще одна очень важная профессия – торговец.

Новый виток развития
профессионального деления людей возник с появлением централизованного
государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие
для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии
(солдат, офицер, управляющий, распорядитель). Человечество окончательно
встало на путь профессионального разделения труда.

С началом
индустриализации (замена человеческого труда на машинный – вместо людей работают
станки) появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и
обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому
подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших
количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры,
нефтяники
и другие.

С развитием автоматизации
(машинами не надо управлять, они работают без непосредственного участия
человека) потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие
работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то
теперь они могут работать по 8 часов, а в отдельных странах люди могут работать
3-4 дня в неделю или не ходить на работу вообще. У людей появилось больше
свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации,
поэтому начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а
в конце XX века – и интернет. Появились профессии – репортер, телеведущий, журналист
и множество других.

Также, несмотря на
автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут
создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и
инженерах
. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей,
способных обслуживать компьютеры, а также создавать и поддерживать их
программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных
работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и
производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому
подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили сильное развитие
творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели. Таким
образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не
механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и
творческое мышление.

Нужно сказать, что с
течением времени появляются новые виды деятельности человека, а вместе с ними и
новые профессии. Вместе с тем часть профессий умирает, становится не нужными. Исчезнувшие
профессии – это та работа, которая ранее выполнялась специально подготовленными
людьми, а сейчас вообще не имеет смысла либо же осуществляется с помощью
техники.

Если порассуждать, то
можно понять, что такие процессы в структуре профессий вполне закономерны. Ни в
коем случае не стоит отождествлять исчезновение профессий с исчезновением тех
людей, которые ими обладали. Важно помнить, что старые профессии, которые
исчезли, обязательно меняются новыми специальностями, более современными,
актуальными и востребованными. Иногда идёт прямая замена, например, древняя
профессия медника перерождается в профессию электрогазосварщика,
когда-то популярная работа разносчика газет становится всё менее
востребованной, а на её место можно поставить появившуюся недавно работу промоутера.

Какие же самые старые
исчезнувшие профессии? Список таких профессий достаточно длинный. Исчезновение
профессий – это постоянный, планомерный процесс. Сегодня мы не задумываемся над
тем, какие профессии исчезли несколько столетий назад, и можем даже не
подозревать об их существовании.

Давайте вместе вспомним
такие профессии.

Крысолов. Одной из жутких проблем средневековья были крысы. Мужественно
боролись с этой напастью люди, которых называли крысоловами. Представителей
этой профессии, несмотря на всю их полезность, не очень почитали в обществе.
Каждый крысолов имел свои методы борьбы с грызунами и старался лучше себя
разрекламировать, чтобы обойти конкурентов.

Заготовщик льда – это чрезвычайно трудная и опасная профессия, связанная с риском
для жизни. Орудием резчиков льда были длинные пилы с грузом под водой. Лёд
нарезался продольными брусками, которые назывались «кабанами». Далее эти
«кабаны» поставлялись в поселения и были довольно ходовым товаром.

Плевальщик занимался посадкой репы. Название профессии дал специфический
метод посева мелких семян этого растения.

Плакальщицы и вопленицы обучались ремеслу плача ещё с детства. Без них не обходилось ни
одно обрядовое действо на Руси. Чем жалобней и пронзительней плакальщица могла
стонать, тем выше было вознаграждение за её труды.

Скоморохи – их профессиональными обязанностями было развлечение простых
людей на улицах городов. Причиной исчезновения этой профессии стал не
технический прогресс, а изменения социального уклада общества.

Человек-будильник – из названия уже становится понятно, чем занимались люди этой
профессии. Во времена, когда не изобрели ещё будильник, на работу тоже не
желательно было опаздывать. Для этого специальный человек стучал в окна,
оповещая о приходе утра. Иногда эту функцию выполняли дворники.

Палач – сейчас не встретишь людей этой редкой профессии по причине их
ненадобности в нынешнем социальном строе.

Каждая из этих
специальностей кажется нам странной и нелепой. Тяжело представить в современном
мире палача, выставляющего резюме, или крысолова, рекламирующего свои услуги.
Но в своё время это были вполне востребованные специалисты.

Если перечисленные
профессии исчезли достаточно давно, то есть профессии, которые существовали еще
в прошлом веке. Эти профессии уже более близки и знакомы нам. Они не кажутся
такими абсурдными, но всё же не вписываются в современную картину мира.

Фонарщик. Их главная задача – зажигать фонари при наступлении сумерек.

Извозчик – человек, управляющий конной повозкой. Раньше это был
единственный способ добраться в пункт назначения как можно быстрее. В
современном мире аналогом этой профессии можно назвать шофёра или таксиста.

Счётчик – специально обученные люди, которые выполняли сложные
математические расчёты, используя единственный доступный на то время «гаджет» –
счёты. Занимались этим делом преимущественно женщины, так как они более
внимательны и собраны.

Чтец – очень познавательная профессия. На заводах и фабриках, где люди
по много часов подряд были заняты монотонным трудом, существовал человек,
развлекавший их чтением газет, художественной литературы и стихов. Зачастую
чтецов нанимали за деньги, собранные коллективом.

Чистильщик обуви – давным-давно их можно было увидеть на каждом перекрёстке
главных улиц городов и посёлков. Позже чистильщики обуви занимались своим
промыслом в основном в специальных мастерских.

Говорят: «жизнь
становится быстрее». Наверное, именно в связи с этим изменения в структуре
специальностей всё заметней. Некоторые профессии исчезли лишь 10-15 лет назад,
их хорошо помнят наши родители. Нам не составит никакого труда вспомнить множество
таких примеров.

Точильщик ножей – в принципе, такая профессия ещё существует, но её
представителей днём с огнём не сыщешь, настолько они стали редкостью. В моду
вошли незатупливающиеся ножи из качественной стали, которые могут долго
служить, да и стоят они намного дешевле.

Телефонист, телеграфист – вроде бы совсем недавно получать телеграммы на почте или
заказать разговор по телефону с другим городом казалось для нас обычным делом.
Теперь всё в прошлом. Роль представителей этих профессий может заменить обычный
смартфон.

Список таких профессий с
каждым десятилетием становится всё длиннее.

Анализируя информацию о
том, какие профессии исчезли и какие события спровоцировали такое исчезновение,
можно сделать предположение о том, как дальше будут обстоять дела в структуре профессий.
Начало вымирания некоторых специальностей настолько очевидно, что даже
необязательно быть специалистом, чтобы сделать соответствующие выводы.

Можно с уверенностью
предположить какие профессии исчезнут в ближайшей перспективе.

Почтальон – профессия, обречённая на вымирание. С появлением Интернета
газеты и журналы потеряли былую популярность, а 90% писем мы получаем на
электронный ящик.

Турагент – информация о местах отдыха становится общедоступной,
планирование туристических поездок не требует никаких дополнительных ресурсов и
становится по силам каждому.

Библиотекарь, архивариус – вымиранию этих профессий способствует организация электронных
баз данных и электронных архивов.

Копирайтер – по прогнозам, в скором времени компьютерные программы смогут
сами генерировать статьи разных тематик, и количество «тружеников клавиатуры»
резко сократится.

Оператор Call-центра – уже сейчас многие компании предлагают возможность решения
проблемных вопросов в автоматическом режиме, управляя действиями системы через
команды автоответчика. Это становится основой для резкого сокращения количества
операторов.

Билетёр. Сканеры, считывающие информацию – вот то, что станет заменой
живому человеку, специалисту по продаже и проверке билетов.

Швея – трудно поверить, но эта профессия тоже находится под угрозой
исчезновения. Скоро ручной труд нужен будет только для создания дорогих
дизайнерский вещей, а оборудование для самостоятельного производства одежды в
домашних условиях станет доступно для каждого.

Лифтёр – механизмы, обеспечивающие бесперебойную работу лифтов, с каждым
годом всё более усовершенствуются и автоматизируются. Вскоре для контроля
работы лифтов не нужны будут специалисты, за них это будут делать машины.

Стенографист – в ближайшие несколько лет труд стенографистов и расшифровщиков
полностью заменит работа компьютерных программ, способных к распознаванию
голоса.

Таким образом, исчезнувшие
профессии – это огромный перечень специфических ремёсел, которые в большинстве
случаев основываются на тяжёлом физическом труде. Надобность в существовании
таких профессий отпала с появлением сложных технических приспособлений,
контролируемых человеком и выполняющих эту работу вместо него. В современном
мире эти исчезнувшие профессии могут показаться странными, удивительными или
бессмысленными, но они навсегда останутся частью нашей истории.

Давайте теперь более
подробно разберемся с тем, что такое профессиональная трудовая деятельность и
каковы ее особенности.

1.2 Особенности
трудовой деятельности человека

Не любой человеческий
труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными
детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать
трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляют воспитатели,
является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность
человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия
характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения,
профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые
часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании:
дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия
является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда.
Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы
платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов
человека.

Однажды известный философ
Конфуций сказал: «Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни
дня в своей жизни». А может ли простое увлечение стать профессией? Да, любое
Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы
умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или
уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую
технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в
туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцевать или
занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно
отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое
Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств,
источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой
профессии.

Конечно, идеальным
вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из
его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии
максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не
так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей
где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству
удовлетворения других потребностей.

Любую профессию можно подробно
описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты
понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько
больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские
и психологические.

Сегодня в России
насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всем мире их около 40
тысяч. Как мы уже отметили ряд профессий исчезает, а на смену им приходят
новые.

В России появились
следующие профессии: коммерческий агент, рекламный агент, агент по
недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по
персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам,
менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер,
инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну,
web дизайнер
.

Официальная статистика
говорит, что наиболее востребованными будут: инженеры-строители, химики и
биотехнологи, пищевики, программисты и специалисты по компьютерной безопасности
.

В целом по направлению
труда можно выделить пять типов профессий.

1. Профессии, связанные с
медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и
воспитанием (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер), бытовым
обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист,
участковый инспектор
).

Профессии этого типа
предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение
устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей,
оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и
доброжелательность, речевые способности.

2. Профессии, связанные с
созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик,
монтажник, сварщик, инженер-конструктор
), эксплуатацией технических средств
(водитель, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник,
механик, электромонтер по ремонту оборудования
).

Этот тип профессий
требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления,
пространственных представлений, технической осведомленности и
сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Профессии, связанные с
текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами,
формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с
чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами
(радист, телефонист).

Профессии этого типа
требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами,
длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4. Профессии, связанные с
созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник,
журналист, модельер, композитор
), с воспроизведением, изготовлением
различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор,
столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор
).

От человека в профессиях
этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая
чувствительность, богатое и яркое воображение.

5. Профессии, связанные с
изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с
уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с
профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

Этот тип профессий
предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться
в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в
зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Таким образом,
приведенная классификация профессий позволяет оценить всю широту
профессиональной деятельности современного человека. Однако не следует
забывать, что постоянно сильно меняется не только количество существующих
профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии
и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые,
напротив, постоянно делятся и дробятся. Поскольку, именно сейчас наша жизнь
претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие
общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое
количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в других
странах некоторые из них давно уже стали обычными.

Для того чтобы понять на
какой профессии остановить свой выбор, как понять, что та или иная профессия
будет востребованной в будущем и именно она является вашим призванием,
сформулируем некоторые правила выбора будущей профессии.

1.3 Основные
подходы к выбору профессии

Деловой журнал Forbes еще в 2008 году опубликовал результаты
проведенного в Нью-Йорке опроса детей в возрасте от 5 до 12 лет с целью
выяснить, каким будет наш мир через четверть века, какие профессии интересны
детям.

Исходя из полученных данных, эксперты сделали вывод: самые
привлекательные для детей специальности оказались самыми низкооплачиваемыми. В
целом опрос показал, что дети имеют очень слабое представление о ценности
денег. Младшеклассники, к слову, были уверенны, что доходы от профессиональной
деятельности очень низкие. Напротив, дети старше 11 лет были склонность к
преувеличению размера зарплат. Однако хорошая новость для подрастающего
поколения заключается в том, что на сегодняшнем рынке труда востребовано как
никогда большое количество специалистов совершенно разного профиля. Кем бы ни
мечтал стать малыш, по мнению Forbes, это осуществимо.

Итак, какие же профессии были определены как наиболее заманчивые и
интересные по мнению детей.

Космонавт. Хотя на свете и нет более романтического
занятия, чем бороздить просторы Вселенной, а самих космонавтов можно отнести к
разряду представителей редких профессий, тружеников космоса очень богатыми по
западным и европейским меркам не назовешь. Их ежемесячный заработок составляет
около 400000 руб., что значительно меньше содержимого компенсационных пакетов
американских топ-менеджеров.

Спортсмен. Слава известных спортсменов не дает покоя
детям. Они не подозревают, что «нормальные» атлеты не имеют рекламных
контрактов. И их годовые доходы не очень высокие.

Танцор. Популярные телевизионные клоны «Танцев со звездами» создали
у российских малышей иллюзию, будто профессия танцора престижна и востребована.
На самом деле, и западным, и отечественным «дансерам» не так просто найти
работу, а оплата их труда редко дотягивают до средней по стране.

Врач. Годы учебы, постоянные переработки и ночные дежурства.
Известно, что месячная выручка врачей составляет примерно 25 000 рублей.

Пожарный. Героев, готовых броситься в огонь, спасая жизни
других людей, увы, не ценит ни российское, ни американское государство. Их
зарплаты не велики.

Кинозвезда. Если малышу не повезло родиться Джонни Депом,
Томом Хэнксом или Николь Кидман, ему придется перебиваться лишь крохами. «Простые»
работяги-актеры на дорогих машинах не ездят, потому что на их зарплату этого
сделать не возможно.

Полицейский. Учитывая всю сложность профессии полицейского,
периодический риск, взаимодействие с криминалом, он должен зарабатывать гораздо
больше.

Писатель. Джоанна Роулинг, автор книг о Гарри Поттере,
несомненно, сумела поднять престиж своей профессии в глазах маленьких
читателей, равно как и смогла превратиться в миллиардершу. Ее «среднестатистические»
коллеги довольствуются гораздо меньшими гонорарами.

Таким образом, во многом выбор будущей профессии связан с размером
ее оплаты. Однако это не единственный критерий при ее выборе.

Критериями
перспективности профессии можно считать: хорошую оплату, возможность сделать
карьеру, гарантированное трудоустройство.

Как же избежать основных
ошибок при выборе профессии? Что следует учитывать?

1. Очень важно
определить, что действительно Вам нужно.

2. Бытующие мнения о
престижности профессии. Некоторые профессии в настоящее время считаются не
престижными, но нужными. Экономист или психолог ничуть не более полезен для
общества, чем химик или слесарь.

3. Выбор профессии под
влиянием товарищей. Профессию мы выбираем по своему «вкусу», но не за компанию
с товарищем.

4. Перенос отношения к
человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе
профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а
не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек,
который занимается данным видом деятельности. Кроме того, часто ребята
совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика,
журналиста, артиста.

5. Увлечение только
внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой
актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты
не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации,
архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное
сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление
школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть
такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к
языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и
др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и
профессии за этим предметом стоят.

7. Устарелые
представления о характере труда в сфере материального производства. Во все
профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника,
повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы
деятельности – вплоть до животноводства.

8. Незнание / недооценка
своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют
профессии, которые могут быть противопоказаны человеку, т.к. они могут ухудшить
его состояние здоровья.  Таких профессий немного: компьютерщики сильно
напрягают глаза, а летчики – сердце и т.д.

Что же нужно делать,
чтобы правильно выбрать профессию?

1. Составить список
подходящих профессий. Составьте список профессий, которые Вам нравятся,
интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований
выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

·       
выбираемая профессия и будущий
род занятий;

·       
выбираемая профессия и
жизненные ценности;

·       
выбираемая профессия и
жизненные цели;

·       
выбираемая профессия и мои
сегодняшние горячие проблемы;

·       
выбираемая профессия и
реальное трудоустройство по специальности;

·       
желательный уровень
профессиональной подготовки;

·       
выбираемая профессия и мои
склонности и способности;

·       
желательные содержание,
характер и условия работы.

3. Определить значимость
каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы.
Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и
не учитывать.

4. Оценить свое
соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований,
которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии.
Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши
интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья
требованиям профессии.

5. Подсчитать и
проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка
больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы
убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями,
родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные
практические шаги к успеху.

Вот такой простой алгоритм действий
позволяет довольно точно определиться с выбором профессии.

Далее мы решили проанализировать, о
чем метали наши родители и на сколько их мечты по выбору профессии сбылись.

2
Практическое исследование профессиональных предпочтений

2.1
Содержание и результаты анкетирования школьников

В рамках изучаемой темы нами было
проведено исследование, направленное на изучение интереса младших школьников к
интересующим их профессиям, а также динамика этих предпочтений.

Исследование проводилось в форме
анкетирования (см. Приложение 1), в котором были задействованы учащиеся 2-4
классов МБОУ «Цнинская СОШ №2» их родители, бабушки и дедушки. Исследование позволило
сформировать выборку относительно профессиональных интересов 156 человек. Далее
мы проанализировали полученные данные и описали их.

В результате проведенного анкетирования была получена информация о
82 женщинах и 73 мужчинах. Среди них как дети 8-10 лет, так и их взрослые
родственники – мамы и папы, бабушки и дедушки.

Всем респондентам задавались типичные вопросы, направленные,
во-первых, на выяснение того, кем они хотят или хотели стать в будущем, а, во-вторых,
у представителей старшего поколения мы выяснили сбылась ли их детская мечта.

Исследование показало, что большинство мужчин (28 из опрошенных) в
детстве мечтает о профессиях, связанных с силовыми структурами – полицейскими/милиционерами,
военными, летчиками, пожарными
. Представители таких профессий
представляются очень мужественными, способными на подвиг. Конечно же почти
каждый мальчишка в детстве мечтает совершать героические поступки. Следует
отметить, что среди опрошенных было выявлено даже 2 потенциальных космонавта.

Еще 21 из опрошенных мужчин мечтали стать водителями, механиками,
рабочими, строителями и т.д. Это второй основной тренд среди мужчин – они
достаточно практичны и приземлены. Вместе с тем в глазах мальчишки профессия
водителя, например, сопряжена с романтикой дорог, тягой к путешествиям, а
строителя – с созиданием, в том числе собственного «дома-крепости».

Еще 10 опрошенных мечтали заняться наукой, образованием, медициной
или искусством. Число данных респондентов гораздо меньше, чем в предыдущих
группах, в связи с тем, что перечисленные профессиональные области социальные,
связанные в понимании ребенка не с подвигом, а скорее напряженным трудом,
которому к тому же надо много учиться, проявлять усидчивость, что большинству
мальчишек не свойственно. А еще в этой сфере много женских профессий, гораздо
чаще, например, можно встретить учителя – женщину, нежели мужчину.

Наконец двое из опрошенных склонялись к занятию спортом и еще
несколько видели себя бизнесменами или управленцами. И если достижения
известных спортсменов – часто заставляют блестеть глаза мальчишек с завистью,
то предпринимательство или управление воспринимается ими, как возможность
зарабатывать деньги. И в том и другом случае, хотя и по разным причинам
мальчишки не воспринимают перечисленные отрасли как профессии, скорее, как
что-то иной. Футболист – не работает, а скорее всю жизнь играет, а
бизнесмен наоборот, только и делает, что зарабатывает деньги, причем каким-то
не понятным образом. Поэтому именно как профессию юные мужчины воспринимают их
редко.

Таким образом, порядка 41% мужчин в детстве хотели связать свою
жизнь с героической профессией (назовем их будущие герои), 29% — это прагматики,
для которых свойственны в первую очередь рабочие профессии, связанные с
машинами и механизмами, 14% — лирики, выбирающие в качестве, своей
будущей сферы деятельности либо социальную сферу, либо сферу науки или
искусства, наконец 10% — мечтали в детстве о спортивных достижениях или высоких
доходах, т.е. были готовы работать на результат (назовем их потенциальные лидеры),
оставшаяся часть опрошенных не сумела вспомнить своих детских предпочтений и в
расчет их здесь мы не берем.

Из наших размышлений видно, что «героев» среди мальчишек в детстве
в 4 раза больше, чем «лидеров», а «прагматиков» вдвое больше, чем «лириков».
Посмотрим теперь, о чем мечтали женщины.

При анализе выборки по профессиональным предпочтениям женщин мы
руководствовались той же логикой, что и выше. Однако полученные выводу
получились совсем другими.

Так всего 3 женщины (4%) мечтали о силовых профессиях (полицейские
или космонавты
). Данный вывод вполне рационален и свидетельствует о том,
что среди женщин тяга к героическим профессиям гораздо меньше, чем среди
мужчин.

Рассматривая варианты «прагматических» профессий мы выявили, что
лишь 11 девочек (13%) были склонны мечтать в детстве о прикладных профессиях: продавцы,
повар, парикмахер
. Следует отметить, что девочкам также, как и мальчикам
свойственны детская романтизация типичных профессий как правило за счет
переноса примера родителей или близких на себя, стремление к легко достижимым
профессиям, понятным и в определенной степени простым.

Основная группа опрошенных женщин тяготеет к группе профессий
сферы образования, медицины, искусства, культуры и т.д. Среди наиболее
востребованных профессий в мечтах девочек мы выявили следующие: учитель,
врач, журналист, балерина, певица, актриса
. Следует считать, что профессии
данной группы наиболее свойственны девочкам и наиболее часто реализуются во
взрослом возрасте (78%).

Последняя группа профессий, которая была рассмотрена нами, связана
со стремлением в будущем к высоким результатам в спорте или финансовой сфере.
Всего 2 девочки (2%) из опрошенных в детстве мечтали о высоких результатах или
не менее высоких доходах.

Таким образом, «героев» среди девочек в детстве в 3 раза меньше,
чем «прагматиков», но одновременно в двое больше «лидеров». А неоспоримое
первенство в мечтах девочек занимают профессии «лирические», связанные с работой
с детьми, красотой, помощью людям на постоянной основе.

Результаты изучения структуры детских профессиональных
предпочтений, позволили нам понять, что варианты, рассматриваемые детьми, в
принципе не сильно зависят от их пола, но вот структура распределения мнений у
мальчиков и у девочек кардинально отличается.

Остановимся теперь более подробно на результатах второй части
проведенного нами опроса и выясним насколько часто сбываются детские мечты. Мы
проанализировали полученные результаты и пришли к выводу, что 21 взрослых, уже
работающих людей, исполнили свои детские мечты и занимаются сейчас тем
профессиональным видом деятельности, о котором мечтали в детстве. Еще 10
человек хотя и не работают кем хотели, но нашли себя в той же сфере, что и
профессия их мечты.

Таким образом, 17% людей уже с детства мечтали о той профессии,
которой занимаются сегодня, а кроме них еще 8% занимаются профессиональной
деятельностью в прогнозируемой области. Т.е. четверть всех людей уже с детства
знают кем они будут в будущем.

Среди профессий, которые попали в указанную группу: водители,
врачи, продавцы и учителя
. Причем учителей в данной выборке больше всего.
Видимо можно сделать вывод, что настоящим учителем не становятся – им
рождаются.

Оценим сбывшиеся мечты в зависимости от пола респондентов. Среди
таких людей треть – мужчины (7) и две трети – женщины (14). Видимо у женщин
мечты сбываются вдвое чаще, чем у мужчин. Наиболее часто сбывающиеся женские
мечты о профессии связаны с общественно значимыми областями деятельности (врачи,
учителя
), у мужчин напротив – это прагматические профессии, связанные с
техникой (водители, механики, сварщики).

Оценим теперь, какие же профессии вызывали интерес у детей в
разные годы и на что направлены их фантазии сегодня.

2.2 Оценка
динамики профессиональных предпочтений

В рамках проведенного анкетирования
мы уточняли возраст респондентов, что позволило нам разбить всю совокупность на
возрастные группы и оценить их детские профессиональные предпочтения.

Первая группа (65 лет и старше)
включает в себя 24 человека. Представители этой группы – самое старшее
поколение из участвующих в опросе. Их детские мечты были связаны с профессиями агронома,
актрисы балерины, бухгалтера, врача, геолога, инженера, летчика (3), механика
(2), механизатора, учителя (5) и др
. Среди перечисленных детских
предпочтений сбылось 25%, причем треть – это мужчины и две трети – женщины.

Вторая группа (от 50 до 65 лет)
объединила 30 респондентов. Представители данной группы в общей массе еще
работают или недавно вышли на заслуженный отдых. В детстве они мечтали о том,
чтобы стать артисткой, сварщиком, пожарным, водителем (3), учителем (6),
летчиком (4), воспитателем (2), медсестрой (2), моделью, космонавтом и т.д
.
Как можно видеть сравнительно с предыдущей группой особых структурных изменений
не наблюдается – все те же самые знакомые профессии. Среди перечисленных
детских предпочтений сбылось 17%.

Третья группа (от 40 до 50 лет)
включает людей трудоспособного возраста (21 человек), находящихся на пике своей
профессиональной активности. В детстве они мечтали о профессии актера,
археолога, бизнесмена, врача (3), директора, космонавта, учителя (4),
полицейского (4) и т.д
. Данная выборка отличается от предыдущей в первую
очередь появлением в детских мечтах полицейского и бизнесмена, что
свидетельствует об определенных социальных изменениях в структуре общества 80-х
годов ХХ века. Среди перечисленных детских предпочтений сбылось 23%, причем
треть – это мужчины и две трети – женщины.

Четвертая группа (от 30 до 40 лет)
40 респондентов, находящихся в стадии профессионального роста, возможно
поменявших (и не раз) сферу профессиональной деятельности. Среди профессий, о
которых они мечтали будучи детьми – актриса, бизнесмен, врач (7), водитель
(4), дизайнер, журналист, полицейский (3), продавец (4), учитель (4) и т.д
.
В данной выборке много врачей, а учителей, продавцов и водителей равное
количество. Профессия учителя нивелируется, больший интерес вызывают профессии,
способные обеспечить больший достаток. Появляется журналист и дизайнер.
Среди
перечисленных детских предпочтений сбылось 23%.

Пятая группа (от 18 до 30 лет)
объединила в той или иной степени молодых специалистов в определенных областях.
В выборке их всего 6. Тем не менее их детские мечты о профессии врача (2),
журналиста, тренера, военного, полицейского, тамады и т.д
. Выборка слишком
маленькая, чтобы делать выводы, но общая динамика с предыдущими группами
прослеживается. Процент сбывшихся мечтаний – 25%.

Шестая группа (моложе 18 лет)
включает в себя школьников (31 человек), которые пока еще не реализовали свои
профессиональные предпочтения, но уже задумываются о будущей профессии. Среди
детских профессиональных предпочтений в этой группе: блогер, военный, врач
(2), полицейский (5), продавец, дизайнер, директор школы, учитель, косметолог,
фотограф, хореограф и многие другие
. Здесь следует отметить, что перечень
профессий сильно расширился. На фоне классических профессий появляются блогер,
косметолог, фотограф. Учителями современные дети быть почти не хотят, зато
директором школы стать совсем не против.

Удивителен тот факт, что ни в одной
из рассмотренных групп не встретились профессии
IT-сферы,
которые особенно в последнее время становятся очень востребованными и
популярными. Кроме того, в последней группе вообще очень мало новых профессий,
что может быть связано в частности с отсутствием информации о них, непониманием
что новые профессии из себя представляют и чем могут быть привлекательны для
подрастающего поколения. Раскрытию этих вопросов мы и посвятим последний
параграф своей работы.

2.3
Рекомендации по выбору профессии ХХ
I века

Каждый век в истории человечества ознаменован
новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека и
XXI век не
исключение. Он отличается стремительным развитием новейших технологий,
глобальной компьютеризацией, важными медицинскими открытиями. В то же время,
люди столкнулись с масштабными экологическими и психологическими проблемами,
которые требуют незамедлительных действий и эффективных решений. В связи с этим
во всем мире появилась потребность в специалистах, о которых несколько лет
назад никто и не слышал.

Среди новых профессий ХХI века внимания заслуживает
сфера информационных технологий, как одна из наиболее перспективных. С
глобальным развитием интернет-технологий, качественная информация стала очень
востребованной, а вместе с ней и соответствующие профессии.

Копирайтер. Это человек, который
пишет на заказ тексты различного характера: рекламные тексты, сценарии,
слоганы. Такая работа требует усидчивости, развитого творческого воображения,
умения фильтровать большие массивы информации.

Контент-менеджер. Это человек, который
наполняет сайты материалами (контентом): статьями, новостями, фотографиями. В
его обязанности входит координация работы копирайтеров, модераторов и других
специалистов, работающих на сайте.

Веб-дизайнер. Это человек, который
занимается разработкой дизайна сайтов. Здесь нужно одновременно проявлять как
творчество, так и технические навыки работы с разными программами. Креативность
и внимательность – главные достоинства веб-дизайнера.

Веб-мастер. Это специализация
довольно широкого профиля, в которую входит администрирование, поддержка,
обновление сайта. Такой человек может создать сайт сам, заменив веб-дизайнера и
программиста.

Интернет-коуч. Это человек, который
занимается консультированием или обучением людей «онлайн».

Конечно же вместе с профессиями информационной
появляются новые профессии и вне ее. Отметим некоторые из них.

Event-менеджер. Это специалист, который
занимается полной организацией различных праздников, корпоративов для частных
лиц или групп людей на заказ.

Медиа-планер. Это специалист, который
планирует рекламную компанию организации для ее успешного продвижения на рынке.
Он осуществляет оценку эффективности различных средств массовой информации и
распределяет рекламный бюджет.

Хед-хантер. В прямом переводе с
английского эта специальность звучит как «охотник за головами». Этот человек –
посредник между работодателем и работником. Хед-хантер работает с конкретным
профессионалом с целью повлиять на его выбор места работы, переманивая
квалифицированного специалиста в нужную компанию.

Лайф-коуч. Это человек, который
обучает других людей навыкам эффективности в разных сферах жизни. Он является
тренером, личным наставником, который помогает двигаться на пути личностного
развития. Клиент ставит конкретный запрос, например, научиться эффективно
заключать сделки, а коуч помогает сформировать необходимые для этого
коммуникативные навыки, развить уверенность в себе и деловые качества.

Этот список можно дополнить рядом других, не
менее важных и востребованных профессий 21 века в России и во всем мире.

Трейдер – организатор внешней и
внутренней торговли;

Риэлтер – специалист по работе с
недвижимостью;

Андеррайтер – специалист по
страхованию;

PR-менеджер – специалист,
занимающийся разработкой имиджа организации;

Специалист бэк-офиса – занимается
оформлением документации компании;

Промоутер – специалист по
продвижению товара или услуги;

Мерчендайзер – занимается
продвижением продукции;

Маркетолог – изучает и формирует
спрос на услуги и товары;

Декларант – специалист по работе
на таможне;

Интервьюер – проводит
социологические опросы и социальные исследования;

SEO-специалист — занимается
продвижением сайтов во всемирной паутине.

 Одновременно с перечисленными профессиями,
которые уже появились и в мировой практике, и в нашей стран, есть профессии,
которые только зарождаются и будут актуальны через 10-15 лет.

         
Специалист по созданию искусственных органов;

         
Фермеры, использующие генные технологии;

         
Космические архитекторы и пилоты;

         
Специалист по изменению климата;

         
Специалисты по разработке альтернативного транспорта;

         
Психологи и социальные работники в социальных сетях;

         
Специалисты по утилизации информации;

         
Хирург, специализирующийся на увеличении памяти;

         
Специалист по научной этике;

         
Консультант для пожилых людей;

         
Специалист по карантину;

         
Брокеры банка времени.

Таким образом, чтобы точно определиться с будущей
профессий необходимо уже сегодня подумать не о завтра, а скорее о после завтра
и сделать правильный выбор. Ведь мы помним, что для того что бы никогда не
работать надо заниматься любимым делом.

Заключение

В результате проведенного исследования
поставленные задачи были решены, цель достигнута. По существу, выдвинутой
гипотезы остановимся на следующих выводах.

Количество существующих
профессий постоянно меняется, а вместе с тем их состав и соотношение. В наше
время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между
многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся и дробятся. Поскольку,
именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное
развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется
большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в других
странах некоторые из них давно уже стали
обычными.

Выбор профессии может основываться на
известных алгоритмах, учитывающих перспективность профессии. Критериями
перспективности профессии можно считать: хорошую оплату, возможность сделать
карьеру, гарантированное трудоустройство.

Проведя анкетирование мы установили, что порядка 41% мужчин в
детстве хотели связать свою жизнь с героической профессией (мы назвали их будущими
героями), 29% — это прагматики, для которых свойственны в первую
очередь рабочие профессии, связанные с машинами и механизмами, 14% — лирики,
выбирающие в качестве, своей будущей сферы деятельности либо социальную сферу,
либо сферу науки или искусства, наконец 10% — мечтали в детстве о спортивных
достижениях или высоких доходах, т.е. были готовы работать на результат (мы
назвали их потенциальными лидерами).

Мы установили, что «героев» среди мальчишек в детстве в 4 раза
больше, чем «лидеров», а «прагматиков» вдвое больше, чем «лириков».

Аналогично, проанализировав результаты опроса респондентов
женского пола, мы установили, что «героев» среди девочек в детстве в 3 раза
меньше, чем «прагматиков», но одновременно в двое больше «лидеров». А
неоспоримое первенство в мечтах девочек занимают профессии «лирические»,
связанные с работой с детьми, красотой, помощью людям на постоянной основе.

Мы установили, что четверть всех людей уже с детства знают кем они
будут в будущем. Среди опрошенных, чьи детские мечты сбылись, треть – мужчины и
две трети – женщины. Наиболее часто сбывающиеся женские мечты о профессии
связаны с общественно значимыми областями деятельности (врачи, учителя),
у мужчин напротив – это прагматические профессии, связанные с техникой (водители,
механики, сварщики
).

Мы установили, что в детских мечтах
практически не встречаются профессии
IT-сферы,
которые особенно в последнее время становятся очень востребованными и
популярными. Кроме того, в мечтах современных детей очень мало новых профессий,
что может быть связано в частности с отсутствием информации о них, непониманием
что новые профессии из себя представляют и чем могут быть привлекательны для
подрастающего поколения.

На наш взгляд существует острая
необходимость в обширном информировании детей по поводу современных новых
профессий, появляющихся на рынке труда и являющимися наиболее востребованными в
ближайшей перспективе.

Список использованных источников

1.       
7 профессий будущего: чему
учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра [Электронный ресурс]. – URL: https://lifehacker.ru/vostrebovannye-professii-budushhego/
(10.02.2019).

2.       
Выбор профессии [Электронный
ресурс]. – URL: https://proforientator.ru/publications/articles/vybor-professii/
(10.02.2019).

3.       
Дореволюционный HR, или
Забытые профессии на полотнах русских художников [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/materials/128057/
(10.02.2019).

4.       
Игра на вылет: Исчезнувшие профессии XX века, список которых пополняется
и сегодня
[Электронный ресурс]. –
URL: https://kulturologia.ru/blogs/270818/40264/ (10.02.2019).

5.       
Исчезнувшие профессии: список.
Какие профессии исчезнут к 2020 году? [Электронный ресурс]. – URL: http://fb.ru/article/185098/ischeznuvshie-professii-spisok-kakie-professii-ischeznut-k-godu
(10.02.2019).

6.       
Как выбрать профессию: советы
и рекомендации для школьников и взрослых [Электронный ресурс]. – URL: https://iklife.ru/udalennaya-rabota-i-frilans/kak-vybrat-professiyu-po-dushe.html
(10.02.2019).

7.       
Профессии будущего: ТОП-20
новых и перспективных [Электронный ресурс]. – URL: https://info-profi.net/professii-budushhego/
(10.02.2019).

8.       
Профессии будущего –
реальность на грани фантастики [Электронный ресурс]. – URL: https://legkopolezno.ru/rabota/karera/professii-budushhego/
(10.02.2019).

9.       
Профессии, которые исчезли из
жизни [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.tambov.kp.ru/daily/26577.7/3592379/ (10.02.2019).

10.   Профориентация школьников, или как помочь ребенку с выбором
профессии? [Электронный ресурс]. – URL: https://rosuchebnik.ru/material/
proforientaciya-dlya-shkolnikov/ (10.02.2019).

Приложение
1 Анкета для школьников и их родителей

Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор».Обратимся к истории. Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.Бурное развитие социально-экономической сферы привело к изменению спектра профессий, пользующихся спросом на рынке труда.

Меняется содержание труда некоторых профессий, возникают новые и просто изменяется название привычных специальностей. задание по тексту

1) Определите объектные отношения (выражают зависимость от объекта) в вышеуказанном тексте 2) Определите атрибутивные отношения (выражают зависимость от субъекта) в вышеуказанном тексте 3) Определите пространственные отношения (выражают зависимость от расстояния) вышеуказанном тексте 4)Определите временные отношения (выражают зависимость от продолжительности) в вышеуказанном тексте

Проект на тему: «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа, лётчика» для 4 класса.

Цель проекта: Найти информацию о возникновении профессии лётчика, железнодорожника и фотографа и о технических возможностях того времени. Подготовить презентацию по предмету «Окружающий мир», написать доклад или сообщение. Рассказать школьникам о найденной информации, ответить на вопросы, защитить проект.

План проекта:

  1. Профессия железнодорожника.
  2. Наши дни.
  3. Профессия лётчика.
  4. Нынешнее состояние.
  5. Профессия фотографа.
  6. Современность.
  7. Вывод.
  8. Пример готовой презентации

Доклад  к проекту:

Железнодорожники. Так называют людей, которые работают на железной дороге. На самом деле, это не одна, а целый комплекс смежных профессий.

Среди железнодорожников есть машинисты, помощники, обходчики, составители, диспетчера, проводники, рабочие пути и многие другие направления специализации.

Все эти люди работают на железной дороге. Они связаны с обслуживанием поездов или железнодорожных путей.

К появлению этих профессий привело изобретение паровоза, который двигался по специальным железным рельсам.

Паровоз был очень удобен для перевоза грузов и людей на большие расстояния.

Первые паровозы появились в начале 19 века, но железнодорожная сеть стала активно развиваться только к середине этого столетия.

Именно тогда появились профессии людей, обслуживающих железную дорогу.

Наши дни.

Сейчас паровозы почти не используются, им на смену пришли сначала тепловозы, потом электровозы.

Но железные дороги и сейчас являются важнейшим элементом транспортной инфраструктуры любого государства.

Изменение конструкции локомотивов привело к изменению специфики работы железнодорожника.

Исчезли кочегары, зато каждый машинист обязан знать электричество.

В локомотивах всё чаще используются автоматические системы управления, почти не требующие участия человека.

Лётчик.

Человека во все времена привлекало небо, ему хотелось взлететь как птица или, хотя бы как бабочка.

Долгие столетия мечты о полёте так и оставались мечтами, но вот настало новое время.

Ещё в конце 18 столетия в небо поднялись первые воздушные шары братьев Монгольфьер.

Именно тогда начала зарождаться профессия лётчика.

Первыми лётчиками стали сами изобретатели, энтузиасты своего дела.

Но по мере того как развивалось воздухоплавание, в небо стали подниматься всё больше воздушных шаров, состоялись первые перелёты, и появились люди, профессионально занимающиеся этим делом.

Но по-настоящему профессия лётчика сформировалась с изобретением самолёта.

Один из первых самолётов был построен американцами братьями Райт в 1902 году.

И буквально за несколько лет в небо поднялись десятки летающих машин, тяжелее воздуха. А значит появились и первые лётчики.

Пионерам этой профессии было нелегко. Самолёты того времени были из дерева, легко ломались, обладали открытыми кабинами. Пилотам приходилась тепло одеваться, чтобы не замёрзнуть.

А летая в северных широтах, лётчики даже мазали лица толстым слоем жира, чтобы не обморозиться.

Нынешнее состояние.

Но шли годы, авиация совершенствовалась, появились первые пассажирские самолёты, потом турбины сменили пропеллеры.

Самолёты стали подниматься на высоты в десять километров и летать быстрее скорости звука.

Сейчас лётчик — одна из самых романтичных и нужных профессий.

Современные лётчики — это скорее операторы, ведь почти весь процесс полёта самолёта управляется компьютерами.

Фотограф.

К возникновению этой профессии привело изобретения фотографии, особой технологии получения изображения на специальных пластинках.

Считается, что первую фотографию сделал французский учёный Жозеф Ньепс в 1822 году. Эта первая в мире фотография не сохранилась.

Поэтому годом изобретения фотографии считается 1839 год, когда Араго сделал доклад о дагеротипии. Так тогда называлась фотография.

Очень скоро появилась и профессия человека, который делал снимки с помощью фотоаппарата. Его стали называть фотографом.

Первые фотографы использовали очень странные, неудобные камеры. Они укрывались с головой чёрной тканью, долго настраивали аппарат, предупреждали, что сейчас вылетит птичка и использовали магниевую вспышку.

Современность.

Но прогресс не стоял на месте и очень скоро фотография стала общедоступной.

Появились маленькие, портативные фотоаппараты, которыми мог фотографировать любой.

Но профессия фотографа не умерла, потому что в любом деле важны грамотные специалисты.

Сейчас существуют цифровые и зеркальные камеры, фотокамеры вставлены в телефоны, каждый день человек делает десятки фотографий, выкладывая их в интернет.

Но профессия фотографа живёт.

Эти люди работают в студиях, делают снимки на документы, художественные фотографии, запечатлевают свадьбы и другие торжественные мероприятия, участвуют в деятельности средств массовой информации.

Теперь им не нужно использовать чёрную накидку и выпускать птичек, но сделать качественный, красивый снимок сейчас столь же сложно, как и в прошлом.

Вывод:

Возникновение различных профессий связывается с новыми открытиями и достижениями науки. Они развиваются, становятся обычными, доступными простым людям. Но каждая профессия остаётся важной и интересной, приносит пользу человечеству.

Пример презентации:

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прораб как составить акт
  • Как найти законы в гаранте
  • Ошибка 868 при подключении к интернету билайн как исправить windows 10 64 bit
  • Как найти плановую трудоемкость
  • Как найти градусную меру угла абс