Раздел Познание
Познание: уровни и методы.
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Субъект познания |
Результат |
Объект познания |
||||
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив |
Все общество |
Знание |
Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) |
Весь окружающий мир |
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм (гр. agnostos — Недоступный познанию) |
Скептицизм (гр. skeptikos — рассматривающий , критикующий) |
Оптимизм |
(лат. optimus — |
||
наилучший) |
||
Отрицает полностью или частично возможность по- знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире |
Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер |
Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверныхзнаний о мире |
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-
• ственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-
• вующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Чувственное познание |
Рациональное познание |
• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов |
• Опора на результаты чувственного познания • Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:
соответствие законам логики;
соответствие ранее открытым законам науки;
практика;
простота, экономичность формы.
Заблуждение — это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Знание — результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знания
Наименование |
Сущность |
Житейское |
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. |
Научное |
достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Художественное |
Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта. |
Иррациональное |
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное |
Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Научное познание
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечивостью,
— системность;
— доказательность и проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— универсальность;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания |
Формы научного познания |
Методы научного познания |
Эмпирический (выявление объективных фактов) |
Научный факт |
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
Теоретический (выявление закономерностей, внутренних связей) |
Закон Проблема Гипотеза Теория |
Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация |
Закон — объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, система законов.
Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания.
Наблюдение |
Эксперимент (лат. — проба, опыт) |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования |
Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов |
Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
«Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное
познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от
обычного».
А)вопрос Е) теория
Б) предмет Ж) язык
В) проблема 3) субъект
Г) метод И) причина
Д) схема
Ответ: ЕЗБИГЖ.
Социальные науки, их классификация
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Важнейшие социальные науки
Наименование |
Сущность |
Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово) |
Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных |
Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость) |
Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания |
История |
Наука, изучающая прошлое человеческого общества |
Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово) |
Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре |
Политология (гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение,слово) |
Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом |
Правоведение |
Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности |
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и по-mos — правило) |
Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности |
Эстетика (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный) |
Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты |
Этика (гр. ethos — привычка, обычай) |
Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль |
Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания
1. Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы:
— рассматривать социальную действительность в развитии;
— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
— выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Интерпретация социального факта — это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.
Структурно-логических схем: 65276
Познание
Знание в узком смысле — любого рода информация.
Знание в широком смысле — подтвержденная научными средствами информация.
Знание — проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон « Знание-сила».
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Гносеология— учение о познании.
Онтология— учение о бытие.
Бытие— мир вокруг нас.
Субъект познания — познающий человек
Объект
Субъект и объект могут совпадать.
Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.
Виды познания :
- 1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания :
- Ощущение— отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол — холодный)
- Восприятие — целостный образ предмета ( стол — холодный, гладкий, теплый)
- Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)
Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
— отражает только признаки предметов
— пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)
— нельзя постичь сущности предметов и их свойств
- 2. рациональное
Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
- Понятие— мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул- мебель; классификация)
- Суждение— форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое)
- Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).
— индукция — от частного к общему
— дедукция — от общего к частному
—аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
— имеет обобщенный характер
— носит абстрактный характер
— активно и целенаправленно
— связано с речью
Цель познания — истина.
Ложь — преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение
Истина— знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека
- конкретность
- это процесс
Виды истины:
- Абсолютная — полное, исчерпывающее знание о предмете ( 2*2=4)
- Относительная — изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:
- материальное производство ( ВГО)
- социально-преобразующая деятельность ( накопленный опыт)
- научный эксперимент.
Функции практики:
- практика- источник познания
- практика – основа познания
- практика – цель познания
- практика – критерий истины.
Пути познания:
- 1. Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.
в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл — стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай)
д) художественно-образный
- 2. Научный
Паранаука — околонаучное знание
Особенности научного познания:
- стремится к максимальной объективности
- стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
- Использует особый научный язык
- использует особые методы
Уровни научного познания:
1.эмпирический — в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)
2.теоретический — в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)
Методы научного познания:
- наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
- эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
- воображение. Теоретические методы.
- выдвижение гипотез
- построение теоретических моделей
Направления в развитии научных знаний:
- постепенное накопление- НТП
- научная революция ( Энштейн)
Социальное познание
Социальное познание— познание общества.
Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают
- общество — сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
- Ограничены возможности наблюдения и эксперимента
- субъективность изучающего
- многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.
Принципы социального познания:
- конкретно-исторический подход— рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи ( ПП)
- руководство научными методами.
- Соблюдение дистанции к объекту — объективность
- выбор значимого в явлении
Факт— событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных фактов:
- Действия, поступки людей или социальных групп ( поход Олега)
- продукты человеческой деятельности
— материальные ( пирамиды)
— духовные
- словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Иду на Вы)
Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.
Интерпритация — толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.
Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)—— причины, повод, итоги———-сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире——-оценка.
Оценка— одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.
Оценка факта зависит:
— от свойств самого изучаемого объекта
— от соотнесения с другим аналогичным или идеалом
— от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.
Самопознание
Самопознание— процесс познания человеком самого себя.
Самосознание— определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Этапы самосознания:
- чувственное восприятие мира
- способность самостоятельно действовать с предметами
- формирование самооценки
Самооценка— эмоциональное отношение человека к самому себе.
Самооценка зависит:
- от самого человека
— соотношение себя с идеалом; успех: притязания
-отношение к своим успехам и неудачам
- от оценки других людей.
Виды самооценки:
- адекватная
- завышенная
- заниженная
Я — концепция— итог размышлений человека о самом себе.
Состоит из Я — образов.
Я — образ— представление человека о самом себе
— Я — открытое ( я знаю, все знают)
— Я — закрытое ( я знаю, другие не знают)
— Я — слепое ( другие знают, я не знаю)
— Я — непознанное ( никто не знает)
Самореализация— процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Философские воззрения на мир
Способы познания мира:
- мифологический
Миф ( греч)- сказание, предание
-о богах
-о героях
— о конце света. Эсхатология- учение о конце света.
-о происхождении человека и мира
Особенности мифологического сознания:
— воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов
— в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)
-восприятие времени через периоды жизни человека
-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил
2. религиозный
3. философский
4. научный
Философия ( греч) — любовь к мудрости
Философия— наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.
Основной вопрос философии:
1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.
Материалисты — первично бытие
Материя — объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Формы материи:
-вещественная
-полевая( электричество)
Идеалисты — первично сознание
а) объективные — природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)
б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)
- познаваем ли мир
Когнитивные оптимисты — да
Агностики -нет ( Кант)
Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Античные философы.
Платон.
Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.
Тимократия— форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.
Идеал — аристократическое государство.
Идеальное государство справедливого неравенства:
— философы ( мудрые)
— воины ( храбрые)
— крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)
Аристотель.
« Платон мне друг, но истина дороже»
Ввёл понятия демократия и гражданин.
Называл правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию
Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).
Меринтократия— власть, основанная на заслугах.
Идеальное государство справедливого неравенства:
— богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)
— средние слои
— бедные-граждане второй категории
Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.
Сократ.
« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».
Цицерон.
Ввел понятие индивид. Сторонник республики.
Эпикур.
Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.
Средневековые философы.
Теология- средневековая философия, основанная на богословии.
Августин Аврелий.
Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».
Фома Аквинский.
Схоластик. Схоластика — средневековая философия, основанная на богословии.
Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.
Философы нового времени.
Бэкон.
Представитель рационализма. « Разум не есть вера»
Декарт— представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».
Оккам— реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.
Гоббс.
Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.
Локк.
« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.
Монтескье.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь — Ратцель.
Макиавелли.
« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».
Макиавелизм — политика, основанная на культе насилия и безнравственности.
Вольтер.
Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум — основной критерий прогресса.
Руссо.
« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора: естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».
Смит.
В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:
-частная собственность
-невмешательство государства в экономику
-свобода для предпринимательства
3 основных класса, которые различал по источникам дохода:
-буржуазия-прибыль
-земельные собственники -рента
-рабочие -зарплата
Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.
Дидро.
Энциклопедист. Идеальное государство — просвещённая монархия.
Рикардо.
Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.
Социалисты-утописты.
Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.
Мор. « Утопия»
Кампанелла. « Город солнца».
Фурье. Фаланги.
Сен-Симон. Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)
Оуэн. Община в США « Новая гармония».
Кант.
Основатель агностицизма— учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.
Маркс.
Основатель теории об общественно — экономической формации.
ОЭФ- исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.
Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил— люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений— отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- базис ОЭФ, который определяет надстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. Классовая борьба — движущая сила истории.
Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».
Коммунизм— труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.
Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.
« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости— разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.
Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.
Плеханов. Бернштейн.
Основатели ревизионизма- учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.
Гэлбрейт.
Основоположник технократизма. Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.
Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.
Основоположники экзистенционализма. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.
Ницше.
Жизнь — различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.
Шопенгауэр. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.
Милбрас.
Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.
Инглхарт.
Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.
Сартори.
Селективная полиархия— власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».
Истон, Дойч,Алмонд.
Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).
Вернадский.
Учение о ноосфере-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.
Соловьев.
Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад — всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.
Бердяев.
Основа-свобода и творчество.
Кондратьев.
Теория экономических циклов.
Западники.
Славянофилы.
Богданов.
Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику.
1. Методологические основы познания
1.1. Сущность познания, характеристика и классификация познания
Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.
Знание может быть относительным и абсолютным.
Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.
Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.
Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической (производственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направлена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в противоречии между безграничной сложностью объективной действительности и ограниченностью наших знаний.
Основной целью познания является достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас.
Различают два вида познания: чувственное (обыденное) и научное (рациональное). Чувственное познание является следствием непосредственной связи человека с окружающей средой. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Чувственное познание выступает в 3 формах, являющихся ступенями познания: ощущение, восприятие, представление (воображение).
Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются его органами чувств. Ощущения являются источником всех знаний, но они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с совокупностью свойств.
Противоречие между ощущением и деятельностью разрешается появлением более высокой формы чувственного познания – восприятием.
Рекомендуемые материалы
Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений в целом, воспринимаемых его органами чувств в какой-то отрезок времени, и дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Но деятельность человека нуждается в знании и о тех предметах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспринятыми (повториться) в будущем.
Высшей формой чувственного познания является представление. Представление – это вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведение в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предметов, которые когда-то действовали на органы чувств – как бы поставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.).
Таким образом, с помощью чувственного познания мы приобретаем необходимые знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которыми сталкиваемся в своей повседневной практической деятельности.
Научное (рациональное) познание – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Научное познание не отделено непреодолимой гранью от чувственного (обыденного), поскольку представляет собой его дальнейшее усовершенствование и развитие. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности происходящих процессов, вскрывает закономерности их развития.
Научное познание – это сознательно осуществляемая познавательная деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии. Это есть целенаправленный процесс.
Научное познание связано с чувственным (обыденным) отношением преемственности, что означает:
· оно имеет общую цель – дать объективное верное знание о действительности;
· научное познание возникает на основе здравого смысла чувственного познания, т.е. и чувственное и научное познание опираются на принцип реализма.
Научное познание подвергает рациональной критике исходные позиции чувственного познания, используя для этого специфические и теоретические методы исследований и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений.
Научное познание отличается от чувственного (обыденного) системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Оно характеризуется последовательностью, которое выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдельными его элементами. Поэтому научному познанию присущи специфические методы построения, систематизации и обоснования знания.
Научное познание обладает рядом характеристик:
· направленность на производство знания;
· четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее различных структурных уровней;
· использование специализированного инструментария;
· регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления);
· наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий.
В научном познании различают два уровня:
· эмпирический;
· теоретический.
На эмпирическом уровне производится сбор фактов (зафиксированные события, явления свойства, отношения), получение статистических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация.
Теоретический уровень познания характеризуется сопоставлением, построением, и развитием научных гипотез и теорий, формулированием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике.
1.2. Объект и предмет научного познания
Объектом познания являются определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления материальной действительности. Объект представляет собой целостную модель процесса познания реальной действительности. Объект (лат. – предмет), то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождественен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом (исследователем). При этом выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности и отражающих свойства объективной реальности.
Предмет обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Исходя из изложенного, объектом познания бухгалтерского учета как науки является хозяйственная деятельность предприятий и организаций, включающая в себя: хозяйственные процессы (снабжение, производство, реализацию); расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, бюджетом, банком и др.); недвижимое имущество; источники формирования имущества (собственные и привлеченные).
Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, являясь как бы срезом объекта познания. Поэтому предметом познания бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении.
Таким образом, исследование предмета познания осуществляется, с одной стороны, как единого целого, а с другой – как части более крупной системы (объекта), в которой анализируемый (изучаемый) предмет находится с остальными предметами познания в определенных отношениях. Поэтому в каждом научном исследовании выделяется объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является материальная, или идеальная, природная, или искусственная, система. Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т.д.
1.3. Методология научного познания: понятие, классификационные уровни
и основные принципы
Термин «методология» в буквальном смысле означает учение о методах познания (лат. – наука, знание, метод-путь, направление познания).
В литературных источниках встречаются различные толкования понятия «методология»:
· как наиболее общего (философского) метода познания;
· как системы методов, которые используются той или иной наукой;
· как особой отрасли знаний, призванной служить своеобразным источником, откуда другие конкретные науки заимствуют методы исследований;
· как философского учения о методах познания и практики.
Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем.
Методология реализует три функции:
· получение и создание нового знания;
· преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий;
· организация использования новых знаний в практической деятельности.
Основными принципами методологии познания являются:
· принцип единства теории и практики;
· принцип определенности;
· принцип конкретности;
· принцип познавательности;
· принцип объективности;
· принцип причинности;
· принцип развития.
Принцип единства теории и практики означает, что они являются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности.
Принцип определенности требует полного и всестороннего отражения наиболее существенных сторон и закономерностей объективных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке.
Принцип конкретности означает, что отражение действительности в мышлении истинно – только если оно конкретно. В.И. Ленин писал: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».
Принцип познаваемости означает, что объективный мир, существующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир.
Принцип подчиненности состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей.
Сущность принципа развития в том, что формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количественных и качественных изменений и их взаимного перехода.
Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явлений, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.
1.4. Характеристика уровней научного познания
Научное знание является сложной системой с разветвленной иерархией структурных уровней.
В структуре научного знания выделяются два уровня:
1. эмпирический уровень;
2. теоретический уровень.
Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан с источниковым знанием и в этом отношении более объективен.
Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.
Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Можно утверждать, что над эмпирическим уровнем знания всегда надстраивается теоретический уровень. Однако теоретический уровень строится таким образом, что в нем отражается непосредственно не окружающая действительность, а идеальные объекты.
Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне – с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действительностью.
Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, и в этом смысле связь теории и эмпирии очевидна. Но и эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений. Совокупность эмпирических знаний является определенным знанием о действительности лишь тогда, когда эти данные истолковываются с позиций определенных теоретических представлений. Следовательно, эмпирический уровень научных знаний обязательно включает то или иное теоретическое истолкование действительности „
Несмотря на теоретическую загруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория, в силу того, что теории, с которыми связано истолкование эмпирических данных, являются теориями другого уровня. Поэтому эмпирия (практика) является критерием истинности теории.
1.5. Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи
Как было отмечено, эмпирический уровень характеризуется специфическим объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявлены в ходе практической деятельности и включены в процесс познания.
Познавательные операции всегда осуществляются в чувственно-предметной форме. На этом уровне познания решаются следующие познавательные задачи:
· сбор фактов об объекте познания. Научный факт – это только те события, явления, свойства, связи, отношения, которые зафиксированы;
· получение данных на основе наблюдений, измерения, экспериментов;
· составление схем, диаграмм для наглядного восприятия наиболее важных тенденций в функционировании объекта исследования;
· классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.
Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов.
Наблюдение – система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта. Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов.
Функции этого метода: фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.
Эксперимент – это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений. Различают три основные сферы для эксперимента: лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный и социальный (для экономических, политических наук).
Эксперимент является важным (а в ряде случаев даже решающим) элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теории и вместе с тем как критерий истинности теоретических знаний. Вместе с тем теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента.
Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения эксперимента и его целей.
Измерение как метод является системой фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта. Для экономических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; единицами измерения.
Использование метода измерения требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон изучаемого объекта. Метод измерения находит свое выражение в математическом воспроизведении количественных и качественных характеристик объекта при эксперименте.
Описание – специфический метод получения эмпирического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.
Таким образом, классификация данных наблюдения, эксперимента, измерения, имеющая место в описании, делает факты базисом для дальнейших логических операций.
Как метод получения нового знания, описание может осуществляться средствами собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статистическими методами (таблицы, ряды, индексы и т.д.), графическими методами (графики, диаграммы) и т.д.
1.6. Теоретическое познание. Основные характеристики
Теоретический уровень является высшим уровнем научного познания. На этом уровне особо важное значение имеют идеализация и мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент является аналогом вещественного. В ходе мысленного эксперимента объект исследования преобразуется и выступает как идеализированный предмет, как результат абстракции. Идеализация всегда является и продуктом и результатом деятельности, результатом мысленного конструирования и исходным пунктом теоретического мышления.
Схему теоретического уровня познания можно представить следующим образом (Рис. 1.1):
Рис. 1.1. Схема теоретического уровня познания
Представленная схема позволяет определить основные характеристики теоретического познания:
· объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики;
· предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования;
· познание осуществляется в логических формах, под которыми понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире. Логические формы являются отражением мира, итогом фиксации повторяющихся отношений вещей, зафиксированных в человеческой практике.
Различают следующие виды форм научного познания:
1. общелогические. К ним относятся понятия, суждения, умозаключения;
2. локально-логические. К ним относятся научные идеи, гипотезы, теории, законы.
Приведем характеристику изложенных форм научного познания.
Понятие – это мысль, отражающая имущественные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и др. Общие понятия связаны с некоторым множеством предметов или явлений, единичные относятся только к одному, конкретные – к конкретным предметам или явлениям, абстрактные – к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные – не содержат парных отношений.
Суждение – это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д.
Умозаключение – это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям.
Умозаключения бывают двух видов:
· непосредственное;
· опосредованное.
В непосредственных умозаключениях приходят от одного суждения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего. Структура процесса познания представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Структурная схема процесса познания
Более высокая степень научного знания находит свое выражение, как отмечалось, в локально-логических формах. При этом процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию. Основные элементы теоретического уровня познания представлены на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Основные структурные элементы теории познания
Научная идея – это интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания всей совокупности связей, в основе которого делается вывод. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.
Гипотеза (греч. – основание, предположение) – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена.
Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то ее называют законом или теорией.
Закон – это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.
Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.
Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества.
Обратите внимание на лекцию «9. Первая помощь при ожогах».
Существуют три основные группы законов:
· специфические или частные;
· общие для больших групп явлений (закон соответствия развития производительных сил производственным отношениям);
· всеобщие или универсальные (например, законы диалектики).
Между общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а частные – представляют собой проявление общих.
Теория (греч.– рассмотрение, исследование) – это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности.