Составьте социальный портрет российской молодежи подумайте какие черты вы бы отметили как главные

  • Учебник
  • § 18. Молодёжь в современном обществе
  • Вопросы и задания к документу
  • 1
  • 2
  • 3

§ 18. Молодёжь в современном обществе — Вопросы и задания к документу — 3 — стр. 202 - 0

§ 18. Молодёжь в современном обществе — Вопросы и задания к документу — 3 — стр. 202 - 1

§ 18. Молодёжь в современном обществе — Вопросы и задания к документу — 3 — стр. 202 - 2

Решебник

«Обществознание — Учебник» по предмету Обществознание за 11 класс.

Aвторы:

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Литвинова В.А.

Задание

Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи.

Еще решебники за 11 класс

Мы подобрали сборники ГДЗ за 11 класс, которые могут быть Вам интересны.

Биология

Биология
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.

2012

  • Учебник

История

История
Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.

2012

  • Учебник



Вопрос 1. Кого считать молодым? Каковы интересы и устремления молодых? Молодёжная субкультура: быть похожим или отличаться?

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 и более годами.

По данным исследования проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %).

Быть похожим на других или отличаться от большинства это индивидуальный выбор каждого. В большей степени это зависит от характера человека, ведь чтобы отличаться от всех необходимое качество – смелость. Современное общество не всегда положительно относится к таким людям. Общество привыкло видеть рядом с собой похожих на них людей.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп? Сравните полученные данные. Сделайте выводы.

12-14: работа, семья, брак, город, среда обитания.

15-17: работа, семья, брак, учеба.

18-21: работа, семья, брак, общество, страна.

22-25: работа, семья, брак, общество, страна.

26-29: здоровье, общество, страна, семья, брак.

Вопрос 2. На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?

Наиболее обеспокоены своим будущим молодые люди 22-25 лет, только что закончившие вузы и еще не нашедшие стабильной работы и не создавшие семью.

Наибольшую важность учеба занимает у учеников старших классов.

О здоровье люди все больше начинают задумываться с возрастом.

С возрастом возрастает общественная активность граждан.

Вопрос 3. Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 миллионов детей и молодежи в возрасте до 19 лет – 21% населения страны, 15% населения страны – дети до 14 лет, около 6% – молодые люди в возрасте 15-19 лет.

Среди молодого поколения страны наблюдается примерно равное соотношение полов: у детей — 51,2% мальчики, 48,8% девочки, у молодежи — 51,1% юноши, 48,9% девушки. При этом смертность молодых мужчин 15-19 летнего возраста на протяжении последнего десятилетия в среднем в 2 раза выше смертности женщин.

По данным Института социологии РАН, молодежи с социально неблагоприятным типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних – 17%, а среди 18-20-летних уже в 2 раза меньше – всего 8%.

Соответственно, социально благоприятной молодежи — подавляющее большинство — 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних.

Изучив многочисленные исследования, проведенные за последний период, мы пришли к выводу, что структура жизненных целей и ценностей, уровень духовно-нравственного развития практически отвечают ожиданиям государства от молодого поколения.

Главные жизненные цели, которые ставят перед собой учащиеся старших классов общеобразовательных школ по данным Института социологии РАН: создание семьи (71%), стабильная работа (45%), высшее образование (44%).

Практически, абсолютное большинство молодых россиян (88%) планируют иметь детей. Основным условием создания семьи, по их мнению, является взаимная любовь супругов.

Среди ведущих психологических качеств молодого поколения – эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми – участниками наших собственных опросов.

Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.

К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей является, по убывающей – телевидение, Интернет, местные телеканалы.

Если говорить об экономической мотивации молодежи, то среди 15-19 летних, экономически активное население составляет 1 340,1 тыс. чел. Около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.). В этой возрастной когорте уровень безработицы составляет 31,1%.

Хочу подчеркнуть, что, хотя актуальный портрет молодого поколения омрачен неблагоприятной демографической статистикой и данными о социальных болезнях поколения, все же Россия в лице граждан молодого возраста сегодня обладает высокоинтеллектуальным человеческим ресурсом, с высоким социально-психологическим потенциалом.

Мы должны выстроить реальные, социально-ориентированные отношения с активной, интеллектуально развитой молодежью и на деле включить молодое поколение в социальную практику, направленную на укрепление страны, ее инновационное развитие и социальную модернизацию.

Социально-психологическое качество молодежного ресурса достаточно высоко и именно от нас с вами зависит, удастся ли его использовать на благо России, или еще одна возможность возродить свое могущество с помощью молодого поколения будет упущена.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём выражается противоречивость положения молодёжи?

Молодёжь наиболее перспективная возрастная группа населения в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Однако возможности получения образования, профессиональной самореализации для молодых людей неодинаковы. Они определяются в первую очередь личными усилиями каждого. Влияние оказывает также социальное положение семьи молодого человека. Кому-то из молодых свойственно неверие в свои силы и разочарование в обществе. Кто-то, наоборот, полон оптимизма, верит в возможности реализации своих способностей.

Противоречивые процессы происходят и в самой молодёжной среде. Значительная часть молодых стремится получить образование, создать полноценную семью, добиться профессионального роста. Наряду с этим, к сожалению, имеет место криминализация части российской молодёжи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения, с одной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий, — с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Кроме того, некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.

В современном российском обществе проявляются ценностные расхождения, имущественное расслоение среди молодёжи. Очевидно, что поведение и ценности, например, молодого бизнесмена и молодого безработного не могут не отличаться друг от друга.

Вопрос 2. Каковы основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы?

Возрастные границы понятия «молодёжь» достаточно расплывчаты. Молодёжь как социальную группу выделяют чаще «всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в неё людей до 30 лет). Это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость — это определённый этап биологической жизни человека, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности зависят от социальных условий.

В настоящее время новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную взрослую жизнь.

Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности — 16—18 лет. Социальный статус юноши не определён: он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, с точки зрения права он ещё не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей. Он может избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру учёбу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.

Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.

За прошедшие годы молодёжь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях «взрослости». Оценки её формальных признаков в самосознании молодёжи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, современные юноши и девушки в качестве критерия социальной зрелости стали чаще называть первую заработную плату, постоянную работу, создание собственной семьи.

Таким образом, молодые люди своё представление о «взрослости» ныне прежде всего связывают с изменениями своих социальных ролей, с началом трудовой деятельности и обретением самостоятельности.

Вопрос 3. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

Роли ребёнка и подростка в основном связаны с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и др.) появляются новые: работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.

Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.

Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодёжи весьма противоречива. С одной стороны, она предоставляет возможность (которой не было у предшествующих поколений российской молодёжи) реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, изменившиеся приоритеты государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности сформировали новые принципы трудовых отношений — рынок труда. Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу, в конкурсных и контрактных условиях найма работников, а также в возникновении и законодательном закреплении безработицы.

Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет — это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 16-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжёлых работах с опасными и вредными условиями труда, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон запрещает привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время. Государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профессиональных училищ, а также некоторые категории лиц моложе 18 лет в счёт квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.

Студент. Значительная часть молодёжи — это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера. Многие молодые люди ориентируются прежде всего на привлекательные особенности студенческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определённая степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.

К тому же ситуация в обществе, постепенное превращение его в общество конкуренции предъявляют требования к некоторым качествам, которые сегодня являются едва ли не главным фактором успеха в жизни:

— во-первых, более высокому уровню образования;

— во-вторых, готовности к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка. Так, по данным конца 1990-х гг., только 50% молодёжи работали по полученной специальности, из остальных половина сменила её после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав осваивать другую специальность, ныне положение мало изменилось;

— в-третьих, овладению знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). Важным также является тот факт, что молодёжь весьма активно приобретает эти навыки (каждый четвёртый молодой россиянин в настоящее время осваивает компьютер и учит иностранный язык, каждый седьмой приобретает навыки вождения транспортных средств).

Поэтому в условиях, когда система образования не всегда оказывается способной готовить специалистов в соответствии с запросами современного производства, вам следует активно овладевать знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься самообразованием, посещать различные курсы и т. п.).

Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность. Многие берут на себя заботу о пожилых родственниках, оказывают финансовую поддержку своим родителям и, конечно же, сами создают семью.

В настоящее время усиливается тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста. Существует отрицательная оценка этой ситуации. Раннее вступление в брак и рождение ребёнка «тормозят» образовательный и профессиональный рост молодёжи, увеличивают долю тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Кроме того, ребёнок требует любви, заботы, но молодые родители (нередко совмещая работу и учёбу) не всегда имеют возможность уделять ему достаточно внимания. Им приходится решать другие, не менее важные вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых условий. Забота о семье и детях требует ответственности, развития чувства долга. А как вы относитесь к тому, что создают семьи и становятся родителями совсем молодые люди?

Гражданин. В юношеские годы формируются первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. В старших классах школы, в вузе в зависимости от установок личности одна из существующих систем политических норм и ценностей становится для молодого человека наиболее значимой. Этот период жизни связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.

С приобретением всей полноты гражданских прав молодой человек получает возможности для активной социальной деятельности, для участия в выборах в органы власти, в работе государственных органов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики.

В целом молодёжь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

Вопрос 4. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?

Социальная зрелость человека наступает тогда, когда человек становится личностью. А личность это индивид, обладающий социально значимыми качествами, реализующий их в обществе.

Вопрос 5. Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?

Несовершеннолетним, молодым рабочим, специалистам вузов и других учебных заведений не назначается испытательный срок при приеме на работу. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет рабочая неделя не может быть больше 36 часов в неделю. Если вам еще нет и 16, то не более 24 часов. Продолжительность рабочего времени учащихся, которые работают в течение учебного года в свободное от учебы время, не может быть более половины установленного рабочего дня. Детей не могут привлекать к ночным и сверхурочным работам. А зарплата несовершеннолетнего равна зарплате совершеннолетнего, даже несмотря на то что первый работает по сокращенному рабочему дню. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет минимум 31 день. Причем использовать его можно в любое удобное для работника время. Избавиться от работника, которому нет 18, — дело непростое. Увольнение на основании ликвидации предприятия, сокращения и обнаружения несоответствия работника занимаемой должности возможно только в исключительных случаях и с обязательным последующим трудоустройством.

Вопрос 6. Что включает понятие «молодёжная субкультура»?

Под молодёжной субкультурой понимается прежде всего культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодёжное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура, она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодёжной субкультуре как сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жёстко оформленные субкультуры (панки, рокеры, эмо, готы, футбольные и музыкальные фаны и др.).

Можно выделить общие черты, под влиянием которых формируется молодёжная субкультура.

Прежде всего это поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают стремление обособиться от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодёжные группы (слово «неформальные» в данном случае подчёркивает отличие таких групп от официально зарегистрированных и руководимых взрослыми общественных молодёжных организаций). Присоединившись к группе, молодой человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.

Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодёжному направлению, различны. Для одних они связаны с желанием обрести взаимопонимание и взаимоподдержку. Для других это способ почувствовать себя более сильными и защищёнными. К сожалению, есть и те, кому важно почувствовать власть над другими…

Большинство молодёжных групп сочетают противоречивые черты единообразия и непохожести. Единообразие (в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении) поддерживается внутри группы. Вместе с тем сама группа стремится (прежде всего, внешне) выделиться в общей массе молодёжных движений.

Вопрос 7. В чём особенности субкультуры российской молодёжи?

Особенность отечественных молодёжных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Поэтому досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное — для студента нередко отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей.

Говоря о молодёжной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Тем не менее молодёжную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи общие черты: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные группы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. Это скорее культура досуга, чем работы.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет,, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Все мы, когда находимся в подростковом возрасте воспринимаем любые слова родителей «в штыки». Хотя, позже, становясь взрослыми, понимаем, что каждое замечание, чрезмерное волнение – это всего лишь забота о детях. Ведь мы, самое ценное в их жизни. Мы – те, на благо кого они трудятся всю свою жизнь. М. Твен говорит о том, что молодое поколение не понимает старшее поколение в силу разного воспитания, разных моральных, этических ценностей, разных принципов. Жизнь меняется, но нередко старшее поколение придерживается консервативных взглядов и пытается навязать их. Конфликт между детьми – родителями будет всегда присутствовать в нашем обществе.

Вопрос 2. Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.

Молодым всегда легче адаптироваться, не всегда есть с чем сравнивать, любой предложенный вариант могут принять за эталонный. а взрослый человек на все смотрит через призму жизненного опыта, и что-то новое воспринимается труднее.

Вопрос 3. Левада-центр провёл репрезентативные опросы 1600 россиян. Один из вопросов звучал так: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?»

На основе таблицы сформулируйте и обоснуйте несколько выводов об основных факторах, формирующих основы жизненного опыта молодёжи.

Основными факторами, формирующими основы жизненного опыта молодежи являются: семья, школа, компания товарищей, интернет, телевидение и радио.

Обществознание для 11-го класса

Obshestvozannie 11 Bogolyubov.png

Предмет: Обществознание
Класс: 11 класс
Автор учебника: Боголюбов Л.Н.
Год издания: 2017
Издательство:
Кол-во заданий:
Кол-во упражнений:

Мы в социальных сетях

Телеграм • ВКонтакте

Молодёжь в современном обществе[править | править код]

Молодежь и её устремления[править | править код]

  • Кого считать молодым? Каковы интересы и устремления молодых? Молодёжная субкультура: быть похожим или отличаться?

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты. Молодежь как социальную группу выделяют чаще вceгo социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Это период выбора профессии и cвoeгo места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально oтвeтcтвeннoгo поведения.[1]

Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются — «ты — мне, я — тебе», «успех — любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.[2]

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат. sив — частица,указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).

Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и мнoгoмepнoм явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др.).[3]

  • Представители субкультур
  • Девушка, одетая в готическом стиле

    Девушка, одетая в готическом стиле

  • Инди-группа

    Инди-группа

  • Рэппер и стиль одежды

    Рэппер и стиль одежды

  • Эмо и стиль одежды

    Эмо и стиль одежды

  • Панк

    Панк

  • представители Нью-Эйдж

    представители Нью-Эйдж

  • Байкер

    Байкер

  • Изображение граффити

    Изображение граффити

Противоречивость положения молодёжи[править | править код]

  • В чём выражается противоречивость положения молодёжи?

Молодёжь наиболее перспективная возрастная группа населения в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Однако возможности получения образования, профессиональной самореализации для молодых людей неодинаковы. Они определяются в первую очередь личными усилиями каждого. Влияние оказывает также социальное положение семьи молодого человека. Кому-то из молодых свойственно неверие в свои силы и разочарование в обществе. Кто-то, наоборот, полон оптимизма, верит в возможности реализации своих способностей.

Противоречивые процессы происходят и в самой молодёжной среде. Значительная часть молодых стремится получить образование, создать полноценную семью, добиться профессионального роста. Наряду с этим, к сожалению, имеет место криминализация части российской молодёжи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения, с одной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий, — с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Кроме того, некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.

В современном российском обществе проявляются ценностные расхождения, имущественное расслоение среди молодёжи. Очевидно, что поведение и ценности, например, молодого бизнесмена и молодого безработного не могут не отличаться друг от друга.[4]

Основные социально-психологические особенности молодёжи[править | править код]

  • Каковы основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы?

Молодежь- группа людей ограниченная от других социальных групп возрастом имеющая свои специфичные моральные ценности и интересы.
Социальный статус молодежи-это позиция молодого человека в обществе, его социальные роли и функции которые он выполняет. С другой стороны, соц. статус молодежи — это объект, который испытывает воздействие со стороны общества и усваивает всю информацию, поступающую из общества, ее навыки и функции. Значит, общество формирует молодежь и в тоже время молодежь оказывает влияние на развитие общества. Исходя отсюда, существуют 3 функции:

  1. Производительная
  2. Транслирующая или трансляционная
  3. Инновационная.

Социальный потенциал молодежи- возможность молодого организма влиться в общество используя навыки и опыт, накопленные в этот период.
Социальный потенциал молодежи включает:

  1. Демографический потенциал- сравнивает смертность и рождаемость
  2. Потенциал здоровья- характер числа здоровых и больных
  3. Образование- характер качества образования
  4. Трудовой потенциал.
  5. Культурный потенциал-способность усваивать материальную и духовную культуру
  6. Гражданский потенциал- степень увлеченности или отчуждения в участии общественных процессах[5]

Особенности социального положения молодёжи:

  1. Переходность положения. Представители молодёжи пока не нашли своё место в обществе, профессию и т.п. Отсюда — нередко смена деятельности, попытки «найти себя» в другом
  2. Высокий уровень мобильности. Часть молодёжь не привязана к месту жительства семейными, профессиональными и др. обязанностями
  3. Быстрое освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин и т.п.)
  4. Стремление к объединению в неформальные группы. Такие группы чаще всего независимы от официальных структур, легко самоорганизуются и значительно отличаются в поддерживаемых ценностях, правилах поведения, стереотипах поведения от социальных групп более старшего поколения.[6]

Социальные роли человека в молодые годы[править | править код]

  • Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и т. п.) появляются новые: работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.

Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.

Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодежи весьма противоречива. С одной стороны, она предоставляет возможность (которой не было у предшествующих поколений российской молодежи) реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, изменившиеся приоритеты государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности сформировали новые принципы трудовых отношений — рынок труда.

Студент. Значительная часть молодежи — это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера. Многие молодые люди ориентируются в первую очередь на привлекательные особенности студенческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определенная степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.

Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность. Многие берут на себя заботу о пожилых родственниках, оказывают финансовую поддержку своим родителям и, конечно же, сами создают семью.

Гражданин. В детские и ранние юношеские годы ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. В старших классах школы, в вузе в зависимости от установок личности одна из существующих систем политических норм и ценностей становится для молодого человека наиболее значимой и преобразуется в его внутренний мир. Этот период связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность активной социальной деятельности, принять участие в выборах, в работе государственных органов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики.[7]

Показатели социальной зрелости человека[править | править код]

  • Что можно считать показателем социальной зрелости человека?

Признаки человека как зрелого члена общества достаточно размыты. Разные исследователи оценивают этот параметр по-разному. Тем не менее большинство специалистов соглашается с мнением Сухобской, которая выделяет такие показатели социальной зрелости человека:

  1. Умение самостоятельно прогнозировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, основываясь на способности добывать и анализировать информацию. Также речь идет о способности увязывать сделанные выводы с конкретной ситуацией и сферой деятельности.
  2. Умение мобилизовать внутренние и физические ресурсы на воплощение собственного решения в жизнь. При этом важно иметь способность противостоять как внешним препятствиям, так и внутренним барьерам (лень, усталость, отсутствие мотивации).
  3. Умение самостоятельно отслеживать и оценивать ход собственных действий, а также результаты на промежуточных этапах и по итогам работы.
  4. Умение непредвзято и объективно оценивать собственные мысли и поступки.
  5. Умение извлекать уроки как из собственных поступков, так и из опыта окружающих. Благодаря этому, должно улучшаться качество прогнозирования поведения и его результатов.
  6. Умение адекватно реагировать на собственное поведение и окружающие ситуации.

Исследователи выделяют такие основные критерии социальной зрелости личности:

  1. Осознание ответственности. Человек должен осознавать свой выбор, а также брать на себя ответственность за последствия его реализации. То есть зрелый человек должен искать ответы на вопросы в себе, а причины в других людях и внешних обстоятельствах.
  2. Независимость в разумных пределах. Человек должен иметь внутреннюю свободу выбора. Тем не менее индивид должен осознавать границы, когда проявление собственной свободы может причинить дискомфорт окружающим.
  3. Умение отличать реальность от фантазий. Зрелый человек должен уметь трезво оценивать свои возможности, чтобы жить в состоянии «здесь и сейчас», а не фантазировать беспочвенно. Также индивид не должен давать окружающим несбыточных обещаний.
  4. Чувство целостности личности и моральных устоев. Зрелый человек должен принимать себя целиком, не скрывая своих недостатков и слабых сторон. Также он должен воспринимать неудачи как урок, а не как трагедию. При этом нужно вести себя в соответствии с нравственными нормами. Это должно происходить по внутренним убеждениям, а не из страха наказания.
  5. Способность адаптироваться. Человек должен уметь отказываться от тех убеждений и форм поведения, которые перестали быть актуальными. Старые устоявшиеся модели могут тормозить развитие, из-за чего могут возникать серьезные разногласия с социумом.
  6. Толерантность. Зрелый человек должен понимать, что люди неодинаковы. Разница обусловлена половыми, возрастными, национальными, профессиональными и другими признаками. К этому нужно относиться с терпением и пониманием, не проявляя агрессивных эмоций. Толерантность должна касаться не только личностей, но также их точки зрения.
  7. Самокритичность. Зрелый человек должен уметь видеть свои недостатки. Какие-то из них он принимает с юмором, а какие-то побуждают его к работе над собой и самосовершенствованию.
  8. Духовность. Это необходимое условие развития человека, которое определяет гармоничное взаимодействие с миром, формирование собственного «Я».[8]

Льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников[править | править код]

  • Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?

Если рассматривать льготы для несовершеннолетних работников как более комфортные и менее трудные условия работы, чем предусмотренные для остальных членов трудового коллектива, можно сгруппировать их следующим образом:

  • «часовые» преимущества;
  • облегченные нагрузки;
  • возможность трудиться только днем и без переработок;
  • «отпускные» преимущества;
  • пониженные нормы выработки;
  • «испытательные» и «увольнительные» послабления.

«Часовые» преимущества молодых работников заключаются в законодательно установленной для них неполной рабочей неделе и сокращенном рабочем дне (ст. 92, 94 ТК РФ).

Краткая возрастная и часовая градация для трудящихся подростков следующая:
5/24 — для 14–16 лет;
7/35 — для 16–18 лет.
Дробь показывает соотношение максимально допустимых рабочих часов для несовершеннолетних в день и неделю соответственно.

Если подросток не только работает, но и учится в школе или колледже, «часовые» преимущества для тех же возрастных интервалов будут иными:
не более 2,5 часов в день — для работников в возрасте от 14 до 16 лет;
не более 4 часов в день — для трудящихся подростков 16–18 лет.

Второй вид льгот предусматривает облегченные нагрузки, если подростки вынуждены в течение рабочего времени поднимать и перемещать тяжести.
Льготные нагрузки для несовершеннолетних работников научно обоснованны и закреплены в нормах, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 № 7.
К примеру, сославшись на указанные нормы, 14-летний подросток вправе отказаться переносить грузы массой более 3 кг в течение рабочей смены. Если тяжести приходится переносить работающей девушке такого же возраста, допустимый вес не может превышать 2 кг.[9]

Молодёжная субкультура[править | править код]

  • Что включает понятие «молодёжная субкультура»?

Субкультура — группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат. Субкультура с точки зрения культурологии-объединение людей не противоречащие традиционной культуры, а дополняют её.

Главные отличие молодежных субкультур от других-увеличение числа работающих объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут таких же как они, организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.

Существуют три разновидности субкультур:

  1. Прокультурные
  2. Асоциальные
  3. Контркультурные

К деятельности субкультур можно отнести подростковые и молодежные движения, увлекающиеся молодежной деятельностью (Паркур, Рейтеры, то есть граффисты). Например: Спортивные- паркур, скейтбординг, сноубординг, рйфинг, Арт-деятельность- Стритданс, Граффити, Игры- Компьютерные онлайн-игры, Ролевые игры исторических реконструкций.

Причина привлекательности субкультур:

  • способ компенсации негативного настроения
  • придать себе непохожесть
  • причины привлекательной неформальной жизни[10]
  • В чём особенности субкультуры российской молодёжи?

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

  1. От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
  2. От возраста. Пик активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
  3. От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы 20 века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

В последние два десятилетия в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, возрастающая роль религии – все это реальность, к которой надо приспосабливаться. Делают это подростки весьма мобильно — например, включаются в рыночные отношения. Динамичность изменения сознания – особенность этой социальной группы.[11]

Вопросы и задания к документу[править | править код]

  • Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп? Сравните полученные данные. Сделайте выводы.
  1. 12-14: работа, семья, брак, город, среда обитания.
  2. 15-17: работа, семья, брак, учеба.
  3. 18-21: работа, семья, брак, общество, страна.
  4. 22-25: работа, семья, брак, общество, страна.
  5. 26-29: здоровье, общество, страна, семья, брак.

С возрастом человек все больше волнуется об обществе и государстве, семье и собственном здоровье. А общение со сверстниками, религия, и отношение к родителям, наоборот, в наименьшей степени вызывают беспокойство человека при мысли о будущем.[12]

  • На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?

Среда обитания в подростковом возрасте в наибольшей степени беспокоит человека при мысли о будущей жизни. Затем в возрасте 15-17 лет среда обитания резко теряет свое значение для человека. Далее, ближе к 30 годам, среда обитания начинает значить больше, но уже никогда не так, как это было в подростковом возрасте.

Наоборот, здоровье имеет небольшое значение для человека в возрасте 12 лет. К 30 годам здоровье увеличивает свое значение резко. Естественно, что его значение в дальнейшем будет только возрастать.

Общество и государство также увеличивают собственное значение в соответствии с увеличением возраста человека. От 12 до 17 лет общество и государство имеют одно и тоже значение для человека, а затем после 18 общество и государство, в котором живет человек, приобретает все большее и большее значение. Вероятно, это связанно с тем, что человек вступает в самостоятельную жизнь.[13]

  • Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

Современная российская молодежь — это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, лояльные к власти и не испытывающие выраженных протестных настроений.

Несмотря на молодость, которой, как показывает история человечества, свойственен бунтарский дух, нынешняя российская молодежь не готова к тому, чтобы выйти на улицы и участвовать в акциях протеста. 73% респондентов оказались удовлетворены своей жизнью, несмотря на кризис. При этом 40% выражают надежду на то, что их материальное положение улучшится. Около половины молодых людей имеют постоянную работу (в январе 2010 г. — 44%) , 12% получают стипендию, 10% пользуются финансовой поддержкой родственников и друзей.

Составляя социальный портрет российской молодежи, стоит учитывать, что российская молодежь является разношерстной. По мнению ВОЗ, молодежью считаются люди до 35 лет.

Мы не можем говорить о том, что все они оптимисты и лояльны к власти. Последние митинги показывают, что подавляющее число участвующих в митингах – молодежь. Это значит, что большая часть молодежи негативно относится к власти, недовольна своим положением социальным, и испытывает неудобство из-за невозможности это исправить.

Современная молодежь россии – миллениалы. Это значит, что они асоциальны, интернет зависимы и самостоятельны. Но это не обо всех, а о большинстве. Плюс, среди миллениалов не все стремятся к семейной жизни, карьера и личностный рост приобретают большую значимость. Личность имеет большое значение для современной российской молодежи, поскольку даже при ранних браках, в среде молодежи есть большой процент разводов даже при наличии детей; это значит, что людям важнее собственное благополучие, чем семейное.
Самостоятельность, ценность личностного роста, а также неуверенность в завтрашнем дне можно назвать основными отличительными чертами.[14]

Задания[править | править код]

  • Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет,, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Самонадеянность и чрезмерная уверенность в себе – вот что проиллюстрировано этим высказыванием.
Подростки часто не находят общий язык с родителями, потому что уверены, что родители их не понимают, ведь они (подростки) уникальны и неповторимы. С возрастом, уже не подростки понимают, что родители во многом были правы, а уникальность не такая уж и уникальность, а опыт родителей помог бы избежать ошибок, совершенных из-за отсутствия ошибок у подростков.[15]

  • Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.

Да, большинство родителей живут во время «перелома», им не свойственны те чувства, которые они испытали будучи неподготовленными, у ребёнка же, родившегося в двадцать первый век, маловероятно случится эмоциональный шок. Это — довольно «мирная» эпоха для всех слоёв населения, для всех народов, по сравнению с тем, что было ранее.
Раньше дети росли в обществе, с физическим давлением, а сейчас — с эмоциональным, они более подготовлены к непредвиденным ситуациям, чем старшие поколения.
В 21 веке вся важная информация находится в интернете и в школе существует такой предмет, как информатика, который помогает разбираться в устройстве компьютера. Но ведь раньше такого предмета не было, он появился сравнительно недавно, то есть люди старшего поколения не умеют им пользоваться, получается, им гораздо труднее получить информацию.
Предприятия все больше интересуется молодыми кадрами для развития своих компаний и старые люди больше подвержены сокращению (увольнению), так как они не знают, как и чем привлечь внимание к своей компании.[16]

  • Левада-центр провёл репрезентативные опросы 1600 россиян. Один из вопросов звучал так: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» На основе таблицы сформулируйте и обоснуйте несколько выводов об основных факторах, формирующих основы жизненного опыта молодёжи.

Основными факторами, формирующими основы жизненного опыта молодежи являются: семья, школа, компания товарищей, интернет, телевидение и радио.[17]

Ответы на вопросы других параграфов[править | править код]

Используемые источники[править | править код]

  1. О понятии «молодежь»
  2. О ценностях современной молодежи
  3. Социальное развитие и молодежь
  4. Противоречивость положения молодёжи
  5. Об основных социально-психологических особенностях молодёжи
  6. О социальном положении молодежи
  7. Социальные роли человека в молодые годы
  8. О социальной зрелости
  9. Виды льгот для несовершеннолетних сотрудников
  10. О субкультурах
  11. Об особенностях современных субкультур в России
  12. Сферы жизни, вызывающие наибольшее беспокойство у молодежи
  13. Как изменяется отношения к основным жизненным сферам с возрастом
  14. Портрет современной молодежи
  15. О высказывании М. Твена
  16. О приспособленности современной молодежи
  17. Об основных факторах, формирующих основы жизненного опыта молодёжи

Составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему? …» по предмету 📙 Обществознание, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Обществознание » Составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

! Документ.

Из рассказа А. П. Платонова «Среди народа».

Они стояли один возле другого, радуясь друг другу, как родня. Крестьянину было лет под семьдесят; он был человек небольшого роста, уже высыхающий от возраста, с клочком бурой бороды под подбородком и с теми небольшими, утонувшими во лбу светлыми глазами, которые наш народ называет мнительными: в его глазах различалась одновременно и слабость неуверенной человеческой души, и сосредоточенное глубокое внимание, доверчиво ожидающее, когда истина осенит его, — и тогда он будет способен на любую страсть, на подвиг и на смерть. <…> Офицер перед ним был высок ростом, угрюм и худ, с тем выражением спокойствия на лице или привычки к печали, которое бывает у людей, давно живущих на войне. На вид майору можно было дать и пятьдесят, и тридцать пять: его могли утомить долгие годы труда, тревоги и ответственности, принимаемой близко к сердцу, и оставить застывшие следы напряжения на его лице, — или то были черты постоянно сдерживаемой крайней впечатлительности, доставляющей усталость человеку. Но в голосе Махонина всё ещё была слышна молодая добрая сила, располагающая к нему, кто слышал его, и звучало добродушие хорошего характера.

Вопросы и задания к документу

Используя текст отрывка, покажите отличительные черты, присущие искусству.

Какие художественные образы создал автор в этом фрагменте? Охарактеризуйте на их примере признаки художественного образа.

Как Платонов изображает характеры своих героев? Какое впечатление произвели на вас эти образы? Постарайтесь своими словами передать их портреты. Попробуйте дополнить их в соответствии с тем, как вы представили себе этих людей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в кинеле
  • Как найти дополнительную стоимость
  • Как найти косинус угла между плоскостями пирамиды
  • Как найти минимальную стоимость в excel
  • Как найти среднегеометрическую частоту