Составьте свою родословную используя рис 62 как образец

Моделирование № 6. Составление родословной человека. Чтобы понять важность составления генеалогического древа для использования в качестве метода медицинской генетики — генетики человека, приведем простой пример. В медико-генетическую консультацию обратились молодые люди — парень и девушка. Они были влюблены, но парень был слеп от рождения. Он считал, что не имеет права жениться. Не хотел обременять будущую супругу и обрекать на слепоту своих будущих детей. Но его девушка была решительна, она не хотела расставаться и настаивала, как минимум, на том, чтобы проконсультироваться с врачом-генетиком. После беседы врач выяснил все обстоятельства наследования слепоты у молодого человека, и смог составить для него генеалогическое древо. Врач выяснил, что у пришедшего на консультацию юноши мать была слепой от рождения, а отец был зрячим. Его отец не знал своей родословной, так как был сиротой. Его жена (мать нашего героя) происходила из семьи, в которой было четверо детей: два сына и две дочери. Их мать (бабушка нашего героя по материнской линии) тоже была слепой от рождения, а ее супруг был зрячим. Все четверо детей в их браке были слепы. Но двое из них удачно создали семьи со зрячими партнерами, это мать нашего героя и ее родной младший брат. Старший брат и старшая сестра его матери не создали семей, не считая это для себя возможным. У нашего героя тоже было две старшие сестры, но не было братьев. Одна из сестер вышла за-муж за здорового зрячего мужчину, у них родилось трое детей — два сына и дочь. Все они были слепыми. Дядя нашего героя имел в браке от зрячей женщины двух детей: сына и дочь, и оба ребенка были зрячими. Сопоставив составленную родословную с известными генетическими закономерностями, врач-генетик посоветовал молодому человеку и его девушке обязательно жениться, создать семью и беспрепятственно стараться за- водить детей, так как он был совершенно уверен, что дети от этого брака с очень высокой долей вероятности будут обладать нормальным зрением. Используя приведенные обозначения, постарайтесь выполнить четыре задания.
1. Составьте родословную (генеалогическое древо) описанного выше молодого человека.
2. Попытайтесь определить, на основе каких данных генетик-консультант сделал свои выводы. Хватает ли у вас школьных знаний, чтобы объяснить механизмы наследования, описанные в данном случае?
3. Выберите любой произвольный наследственный признак (цвет глаз, волос, их волнистость, лучшее владение правой рукой, ямочку на подбородке, наличие (отсутствие) веснушек, отсутствие (наличие) белой пряди волос или любой иной признак). Опишите, у кого из ваших кровных родственников он проявляется (полностью или частично).
4. На основе подготовленного вами описания составьте свою родословную (генеалогическое древо) по выбранному признаку.
5. Сравните составленное вами древо с представленными в учебнике образцами. Сделайте выводы, удалось ли вам установить тип наследования избранного признака. Если нет, то почему? Если да, то на каком основании вы сделали такие выводы?
Практическая работа. Составьте свою родословную, используя рис. 62
как образец. Условные знаки:
— мужчина без искомого признака; — женщина без искомого признака;
— мужчина с признаком; — женщина с признаком.​

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Составление генеалогического древа человекаЗнайте гены собственной семьи! Мы...

    1 слайд

    Составление генеалогического древа человека
    Знайте гены собственной семьи! Мы вступили в эру планирования семьи, и оно окажется тем успешнее, чем больше мы будем знать о генетическом здоровье наших родственников.
    Н.П. Бочаров.

  • Цель : составлять родословное древо

показать возможность использования родос...

    2 слайд

    Цель :
    составлять родословное древо

    показать возможность использования родословных  для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека.

  • Проверка домашнего задания

    3 слайд

    Проверка домашнего задания

  • Ключ для проверки

    4 слайд

    Ключ для проверки

  • А как вы понимаете высказывание ?«Семья – это бесценный дар. Его нужно беречь...

    5 слайд

    А как вы понимаете высказывание ?
    «Семья – это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать»
    1.Для чего человеку нужна семья?
    2.Должны ли родители заботится о своих детях ?
    3.Что такое родословное древо?
    4. Должен ли человек знать свою родословную

  • Лингвистический словарьСемья – это малая социальная группа, которая основана...

    6 слайд

    Лингвистический словарь
    Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях
    Генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей
    Генеалогия- наука, которая изучает степень родства между предками и потомками отдельных родов.
    Пробанд – лицо с которого начинается составление родословной при генеалогическом анализе.

  • Памятка 1. по составлению родословного древа.1. Родословная отвечает на вопро...

    8 слайд

    Памятка 1. по составлению родословного древа.
    1. Родословная отвечает на вопросы: кто? где? когда? В каких родственных отношениях состоит?
    2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.
    3. Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы).
    4. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.
    5. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы.
    6. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.
    7. Ты украсишь своё семейное древо собою!

  • Памятка 2. Правила составления родословных.1.Родословную изображают так, чтоб...

    9 слайд

    Памятка 2. Правила составления родословных.
    1.Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
    2.Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
    3.Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
    4.Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
    5.На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.
    6.На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
    7.Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
    8.Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
    9.После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).
    10.Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
    11.Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

  • Закрепление Наследование заболевания – гемофилия
1.Сколько поколений изображе...

    10 слайд

    Закрепление
    Наследование заболевания – гемофилия
    1.Сколько поколений изображено на схеме?
    2. Лица, какого пола болеют чаще в данной семье?
    3. С какими хромосомами вы связываете это заболевание?
    4. Как часто в родословной встречаются больные?

  • Наследование гемофилии в семье королевы Виктории1. Лица, какого пола болеют г...

    11 слайд

    Наследование гемофилии в семье королевы Виктории
    1. Лица, какого пола болеют гемофилией?
    2. Какие дети рождаются от браков больных мужчин со здоровыми женщинами?

  • Наследование признака “седая прядь волос”1. Сколько поколений изображено на с...

    12 слайд

    Наследование признака “седая прядь волос”
    1. Сколько поколений изображено на схеме?
    2. Лица, какого пола болеют чаще в данной семье?
    3. С какими хромосомами (половыми или аутосомами) вы связываете это заболевание?
    4. Как часто в родословной встречаются больные?
    5.Определите генотипы исходных родителей.
    6. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев:
    а)1 и 5
    б)2 и 6

  • Моделирование №6 Составление родословной человека .стр 186-187
Домашнее задан...

    13 слайд

    Моделирование №6 Составление родословной человека .стр 186-187
    Домашнее задание : Составить свою родословную, используя рис.62 как образец.

  • Рефлексия ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ …
ТЕПЕРЬ Я БУДУ

    14 слайд

    Рефлексия
    ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ …
    ТЕПЕРЬ Я БУДУ

Правила составления родословных
• Работа над составлением родословной бесконечна, она может продлиться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо завести архив, в который вы будете заносить все данные о вашей семье. Все записи, в том числе и черновые, нужно вести аккуратно и как можно подробнее.
• Следует использовать общепринятые обозначения.
• При составлении родословного древа старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера и судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Проставьте даты рождения и смерти и сделайте отметки о перенесённых заболеваниях. Ваши родители заинтересуются вашими исследованиями и помогут вам.
• Вся дальнейшая работа будет сводиться к истории вашего рода. Воссозданная родословная станет не только интереснейшей семейной реликвией, но и ценным медицинским документом, который будет просто необходим вам, вашим детям или внукам, если придётся обратиться в медико−генетическую консультацию. Ведь дать новую жизнь — огромная ответственность!
Составление родословных
1. Изучите основные правила составления родословной; используйте условные обозначения, представленные на рисунке 28; ветви древа должны быть абсолютно симметричными, а количество ветвей — чётным, так как число предков с каждым восходящим поколением удваивается: два родителя, четыре деда, восемь прадедов и т. д.
Задание рисунок 1
2. Сначала изобразите на листе бумаги родословную своей семьи: себя, родителей, своих братьев и сестёр, если они у вас есть, указав рядом с обозначением пола возраст.
3. Внесите в родословную братьев и сестёр ваших родителей:
Задание рисунок 2
Следующее старшее поколение — бабушки и дедушки полинии отца и матери. Они продолжают ваш чертёж вверх:
Задание рисунок 3
4. Зная принцип построения родословной, вы можете теперь продолжить её по вертикали, а со временем и по горизонтали.

reshalka.com

ГДЗ учебник по биологии 9 класс (Линия Жизни) Пасечник. §23. Моя лаборатория. Номер №1

Решение

Решение рисунок 1

2. Алгоритмы
решения ситуационных задач

2.1. Составление
и анализ родословных

Родословная
составляется относительно пробанда
(родители, дяди и тети пробанда). Пробанд
– это тот член родословной, относительно
которого составляется родословная.
Сибсы – родные братья и сестры. Полусибсы
– двоюродные братья и сестры. Каждому
поколению семьи отводится одна строка,
на ней слева направо в ряд располагаются
символы членов семьи в порядке рождения
и соединяются с проведенной над ними
горизонтальной линией. Римскими цифрами
обозначены последовательные поколения,

арабскими – потомки
одного поколения.

Рис. Условные
обозначения при составлении родословной.

Задача 1.
У здорового пробанда есть брат, сестра
с синдактилией 3-го – 4-го пальцев руки
и две здоровых сестры с нормальными
кистями рук. Мать, отец, тетка и дед по
линии пробанда здоровые, у бабки и дяди
по линии отца пробанда наблюдается
синдактилия. У этого больного дяди от
здоровой жены – трое полусибсов: больные
сестра, брат и еще одна сестра здорова.
У больной бабки со стороны отца пробанда
известны здоровые брат, сестра, отец и
больные мать, сестра. Со стороны отца
пробанда больных не было.

Определить тип
наследования заболевания. По какой
линии сестра пробанда получила
заболевание. Выяснить вероятность
рождения у пробанда больных детей, если
он женится на своей больной двоюродной
сестре.

РЕШЕНИЕ. Правило
составления родословной:

  • при составлении
    родословной целесообразно наметить
    несколько начальных строк для размещения
    поколений;

  • прочитать задачу
    до конца и выяснить пол пробанда;

  • составление
    родословной начинается с пробанда;

  • составляют
    родословную снизу вверх;

  • с левой стороны
    римскими цифрами пишем степень родства,
    а в каждой строчке арабскими цифрами
    слева направо — членов родословной.

На нижней строчке
заготовки поместить здорового пробанда
и его сибсов (родных братьев и сестер).

——————————————————-

——————————————————-

————

На второй строчке
размещаем родителей пробанда, слева –
мать, т.к. у нее нет родственников по
родословной, справа – отца, т.к. у него
много родственников по родословной.
Справа от отца рисуем его сестру и брата,
жену брата. От брачной линии брата
пробанда опускаем вертикальную линию
и рисуем «коромысло» его детей: больную
дочь, больного сына и здоровую дочь.

——————————————————————————————-


——————

—————————-

Третья строка
снизу. От «коромысла» отца пробанда и
его сибсов поднимаем вверх прямую линию
и отмечаем на ней брак: слева рисуем
больную бабку пробанда и справа его
здорового отца. На одной стороне с
больной бабкой рисуем её здоровых сестру
и брата, связывая их «коромыслом».

Четвертая строка
снизу. От «коромысла» бабки, ее брата и
сестры поднимаем вверх вертикальную
линию, которая заканчивается горизонтальным
знаком брака и отмечаем здорового
прадеда и больную про бабку пробанда.
С левой стороны римскими цифрами отмечает
поколения, первое – самое древнее.

I.
После построения родословной проводят
анализ типа наследования:

1.больных
в родословной мало;

2.больные
не в каждом поколении;

3.у
больных детей родители здоровы (у
больных детей четвертого поколения
– 2,5 родители здоровые – 1,2);

}
поэтому
рецессивный тип

4.болеют
как мужчины, так и женщины в равной
степени.

поэтому
аутосомный тип

Таким
образом, тип наследования –
аутосомно-рецессивный.

II.
Сестра пробанда получила заболевание
от обоих родителей:

P.:
♀ Аа Х ♂ Аа

G.:
А, а А, а

F.:
АА, 2 Аа, аа

Родители
пробанда – носители мутантного гена,
поэтому при аутосомно-рецессивном
типе наследования больные дети
наследуют заболевания по обеим линиям;
здоровые могут быть как гетерозиготными,
так и гомозиготными

III.
Пробанд может быть как гетерозиготным,
так и гомозиготным по доминантному
аллелю.

P1.:
♀ аа Х ♂ Аа

G1.:
а А, а

F1.:
Аа, аа
– по 50%

Вероятность
рождения у пробанда больных детей –
50%.

1.
вариант –

пробанд

гетерозиготен

2. вариант –

пробанд

гомозиготен

P2.:
♀ аа Х ♂ АА

G2.:
а А

F2.:
Аа
100% здоровы

Вероятность
рождения у пробанда больных детей –
0%.

Задача 2.
Пробанд страдает аниридией, которая
характеризуется отсутствием радужной
оболочки. Он имеет две сестры, одна из
которых страдает аниридией. Мать пробанда
здорова и вышла из благополучного по
этому заболеванию рода. Отец пробанда
болен. По линии отца известны больные
дядя и одна тетка, вторая — здорова;
бабка, ее сестра и прадед больные. У
больного дяди больная дочь и два здоровых
сына. У бабки — две сестры и брат здоровые,
а одна сестра больная. Прадед имел
здорового брата и жену. Составить
родословную. Определить вероятность
рождения в семье пробанда здоровых
детей, если он женится на здоровой
женщине и из здорового рода по аниридии.

По какой линии
пробанд получил это заболевание?

РЕШЕНИЕ. I. Составляем
родословную.

I.

II.

III.

IV.

II. Анализ типа
наследования:

1.больных
в родословной много;

2.больные
в каждом поколении;

3.у
больных детей один из родителей болен;

}
поэтому
доминантный тип

4.болеют
как мужчины, так и женщины в равной
степени.

поэтому
аутосомный тип

Таким
образом, тип наследования –
аутосомно-доминантный.

III.
Вероятность рождения в семье пробанда
здоровых детей, если он женится на
здоровой женщине и из здорового рода
по аниридии.

P.:
♀ аа Х ♂ Аа

G.:
а А, а

F.:
Аа,
аа – по 50%

Пробанд
может быть только гетерозиготным,
т.к. он болен и его мать здорова.
Заболевание он получил по линии отца.
Вероятность в семье пробанда здоровых
детей – 50%.

Задача 3.
У пробанда есть здоровые сестра с братом,
а также сестра с братом больные
амавротической семейной идиотией,
которые умерли до 4-рех лет. Её
мать и отец — двоюродные сибсы, здоровы.
Со стороны отца пробанда известны
здоровая тетка, дед и бабка. Со стороны
матери пробанда есть здоровые два дяди,
дед и бабка. У супругов есть общий больной
дядя, здоровые: дядя, тетя, дед и бабка.
Общий дядя у супругов имеет здоровую
дочь. Она в родственном браке с братом
матери пробанда имеет две больных и
одну здоровую дочерей, одного здорового
сына. Определить вероятность рождения
у пробанда здоровых детей, если она
выйдет замуж за своего здорового
полусибса.

РЕШЕНИЕ. I.
Составляем родословную.

I.

II.

III.

IV.

II.
Анализ типа наследования:

1.больных
в родословной мало;

2.больные
не в каждом поколении;

3.у
больных детей родители здоровы;

}
поэтому
рецессивный тип

4.болеют
как мужчины, так и женщины в равной
степени.

поэтому
аутосомный тип

Таким
образом, тип наследования –
аутосомно-рецессивный.

III.
Какова вероятность рождения в семье
пробанда здоровых детей, если она выйдет
замуж за своего здорового полусибса?

P.:
♀ аа Х ♂ аа

G.:
а а

F.:
аа
–100%

Все
дети пробанда здоровы, т.к. оба родителя
тоже здоровы и не имеют мутантного
гена.

Задача 4. Пробанд
– здоровая женщина. Ее сестра также
здорова, а брат страдает дальтонизмом.
Мать и отец пробанда здоровые. Дед и
бабка со стороны матери пробанда здоровы,
а прадед со стороны бабки болен, пробабка
здорова. Со стороны деда пробанда больных
дальтонизмом не обнаружено. У здоровой
сестры бабки от здорового мужа родилось
шесть детей: два больных сына, три дочери
и сын здоровые; у одной здоровой дочери
от брака со здоровым мужчиной — один
больной сын, у другой здоровой дочери
от брака со здоровым мужчиной – семь
детей: два больных и два здоровых сына,
три здоровых дочери. Определить
вероятность рождения у пробанда больных
детей, если она выйдет замуж за своего
троюродного брата — единственного сына
в семье двоюродной тетки. Со стороны
отца пробанда больных дальтонизмом не
обнаружено.

РЕШЕНИЕ. I.
Составляем родословную.

I.

II.

III.

IV.

II.
Анализ типа наследования:

1.больных
в родословной мало;

2.больные
не в каждом поколении;

3.у
больных детей родители здоровы;

}
поэтому
рецессивный тип

4.болеют
только мужчины

5.больные
сыновья у здоровых матерей и отцов


поэтому сцеплен с полом тип


поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип

Таким
образом, тип наследования – рецессивный
сцепленный с Х-хромосомой.

III.
Определить вероятность рождения у
пробанда больных детей, если она выйдет
замуж за своего троюродного брата —
единственного сына в семье двоюродной
тетки. Пробанд может быть носителем
заболевания с вероятностью 50% c
генотипом: ХHХh
или Х
H
ХH,
ее супруг болен — ХhY.

P.:
♀ ХHХh
Х ♂ ХhY
1. вариант

P.:
♀ Х H
ХH
Х ♂ ХhY
2. вариант

G.:
ХH
; Хh
Хh
; Y

G.:
Х H
; ХH
Хh
; Y

F.:
ХHХh
, ХhХh
, ХhY,
ХHY
–вероят-ность 50%

F.:
ХHХh
, ХHХh
, ХHY,
ХHY
– вероят-ность 25%

Задача 5. У
пробанда в роду наблюдается дефект
эмали зубов. Родители пробанда дефекта
не имели, однако со стороны родственников
отца это часто наблюдалось. Дед и его
брат со стороны отца пробанда имел
дефект эмали. У брата деда сын не имел
дефекта, а дочь, внучка с ее стороны
имели темные зубы, внук не имел. У деда
со стороны отца пробанда пятеро детей,
из которых три дочери, в том числе две
– однояйцевые близнецы имеют дефект,
а два сына нет. У одной из однояйцевых
близнецов — больной сын и здоровая дочь.
Какова вероятность появления дефекта
у детей пробанда, если она выйдет замуж
за своего двоюродного брата, имеющего
этот дефект?

РЕШЕНИЕ.
Составляем
родословную.

II.
Анализ типа наследования:

1.больных
в родословной много;

2.больные
в каждом поколении;

3.у
больных детей родители больны;

}
поэтому
доминантный тип

4.болеют
чаще женщины;

5.у
больных отцов все дочери больны


поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип

Таким
образом, тип наследования – доминантный,
сцепленный с Х-хромосомой.

III.
Определить вероятность рождения у
пробанда больных детей с дефектом, если
она выйдет замуж за своего двоюродного
брата. Пробанд не является носителем
мутантного гена, т.к. ее мать не указана
(значить она — здорова), а отец здоров.

P.:
♀ ХhХh
Х ♂ ХHY

G.:
Хh

ХH
; Y

F.:
ХHХh
, ХHY
– вероятность рождения детей с
дефектом 0%

Задача 6. Пробанд
имеет брата, отца и деда со стороны отца
с гипертрихозом. Мать пробанда и бабушка
со стороны отца не имеют этого дефекта.
Дядя со стороны отца пробанда и его сын
имеют гипертрихоз. Супруга дяди не имеет
этого дефекта. Вероятность рождения в
семье пробанда детей без гипертрихоза,
если она выйдет замуж за мужчину без
этого дефекта, но в роду, которого он
встречался? Вероятность рождения детей
без дефекта в семье брата пробанда, если
он женится на женщине из здорового рода?

РЕШЕНИЕ. Составим
родословную пробанда. Пробанд – женщина,
т.к. она выходит замуж (есть указание в
конце задачи).

II.
Анализ типа наследования:

1.больных
в родословной много;

2.больные
в каждом поколении;

3.
болеют только мужчины.

}поэтому
сцепленный с полом

4.
у больных отцов все сыновья больны


поэтому голандрический тип

Таким
образом, тип наследования – сцепленный
с — Y
хромосомой (голандрический тип).

III.
Определить вероятность рождения в семье
пробанда детей без гипертрихоза, если
она выйдет замуж за мужчину без этого
дефекта, но в роду, которого он встречался?
Генотип мужа пробанда ХY,
т.к. он без дефекта.

P.:
♀ ХХ (пробанд) Х ♂ ХY

G.:
Х

Х ;
Y

F.:
ХХ ,
ХY
– вероятность рождения детей с
дефектом 0% в семье пробанда

Вероятность
рождения детей без дефекта в семье брата
пробанда, если он женится на женщине из
здорового рода? Генотип брата пробанда
ХY*,
т.к. он с дефектом.

P.:
♀ ХХ Х ♂ ХY*(брат
пробанда)

G.:
Х
Х
; Y*

F.:
ХХ ,
ХY*
– вероятность рождения детей с
дефектом в семье брата 50% пробанда,
то есть все мальчики.

Задача 7. На
рисунке приведена родословная семьи,
в которой наследуется не витамино
зависимый рахит. Проанализируйте схему.
Определите тип наследования признака
в роду. Установите генотип носителей
мутантного гена.

Определить
вероятность рождения у пробанда больных
детей с дефектом. По какой линии получила
дефект родоначальник родословной?

I.Проанализируем
родословную и определим тип наследования.

1.больных
в родословной много;

2.больные
в каждом поколении;

3.у
больных детей всегда родители больны;

}
поэтому
доминантный тип

4.болеют
чаще женщины;

5.у
больных отцов все дочери больны


поэтому сцеплен с Х-хромосомой тип

Таким
образом, тип наследования – доминантный,
сцепленный с Х-хромосомой.

II.
Установить генотип носителей мутантного
гена:

Поколение I
№ 1 — ХАY.
Поколение II
№ 2, 3, 6 — ХАХа.
Поколение III
№ 2, 7 — ХАY;
№ 3 — ХАХа.
В IV поколении все больные женщины — ХАХа.

III.
Определить вероятность рождения у
пробанда больных детей с дефектом.

P.:
♀ ХАХа
Х ♂ ХаY

G.:
Ха,
ХА
Ха
; Y

F.:
ХАХа
, ХаХа
АY,
ХаY
– вероятность рождения детей с
дефектом 50%

IV. По какой линии
получила дефект родоначальник родословной?

ОТВЕТ. Заболевание
наследуется доминантно сцеплено с
Х-хромосомой, поэтому мальчики наследуют
Х-хромосомы и аномалии, сцепленные с
ней по линии мамы.

Задача 8. На
рисунке приведена родословная семьи,
в которой наследуется … . Проанализируйте
схему. Определите тип наследования
признака в роду. Установите генотип
носителей мутантного гена. Определить
вероятность рождения у пробанда больных
детей, если она выйдет замуж за здорового
мужчину и из здорового рода. По какой
линии пробанд получила заболевание?

I.
Определить тип наследования:

Больных в родословной
мало, больные не в каждом поколении, у
больных детей могут быть здоровые
родители, поэтому – рецессивный тип
наследования. Болеют мужчины и женщины,
в данный момент мужчин больше. Рецессивный
сцепленный с Х-хромосомой тип наследования
не возможен, т.к. у больной женщины
здоровый отец (дочь ХаХа
возможна
у больного отца ХаY),
поэтому тип наследования аутосомно-рецессивный.

II.
Установить генотип носителей мутантного
гена.

Больные мужчины
и женщины имеют генотип – аа.

III.
Определить вероятность рождения у
пробанда больных детей, если она выйдет
замуж за здорового мужчину и из здорового
рода.

P.:
♀ аа Х ♂ АА

G.:
а А

F.:
Аа
– все здоровы (100%)

IV.
По какой линии пробанд получила
заболевание?

P.:
♀ Аа Х ♂ Аа

G.:
А, а А, а

F.:
АА, 2Аа, аа

пробанд

Пробанд получила
заболевание по обеим линиям (по линии
отца и линии матери пробанда).

Задача 9. На
рисунке приведена родословная семьи,
в которой наследуется … . Проанализируйте
схему. Определите тип наследования
признака в роду и зиготность (генотип)
членов родословной. Определить вероятность
рождения у пробанда больных детей, если
он женится на здоровой женщине и из
здорового рода. По какой линии пробанд
получил заболевание?

I.
Определить тип наследования:

Болеют мужчины и
женщины в равной степени, поэтому это
родословная аутосомного тип, у больных
детей один из родителей больной, больные
в каждом поколении, поэтому – доминантный
тип; таким образом, родословная
-аутосомно-доминантного типа.

II.
Зиготность (генотип) членов родословной:

I
поколение № 1 – аа, 2 – Аа;

II
поколение № 1, 2, 4 – аа, 3 – Аа;

III
поколение № 1, 2, 3, 5 – аа, 4 – Аа.

III.
Определить вероятность рождения у
пробанда больных детей, если он женится
на здоровой женщине и из здорового рода.

P.:
♀ аа Х ♂ Аа

G.:
а А, а

F.:
Аа,
аа

больные – 50%.

IV.
По какой линии пробанд получил заболевание?

Пробанд получил
заболевание по линии своей матери.

Задача 10. На
рисунке приведена родословная семьи,
в которой наследуется ***. Проанализируйте
схему. Определите тип наследования
признака в роду. Установите генотип
носителей мутантного гена. По какой
линии получил дефект родоначальник
родословной? Определить зиготность в
семье пробанда.

I.
Определить тип наследования. Тип
наследования — голандрический, так как
болеют только мужчины, в каждом поколении,
заболевание передается по мужской
линии, т.е. у больного отца все сыновья
больные.

II.
Установите генотипы носителей мутантного
гена. Больные имеют генотип ХY*.

III.
По какой линии получил дефект родоначальник
родословной?

Родоначальник
родословной получил дефект по линии
отца, т.к. это голандрический тип
наследования.

IV.
Зиготность в семье пробанда.

P.:
♀ ХХ Х ♂ ХY*

G.:
Х Х
,Y*

F.:
ХХ, ХY*
— больных 50%

Задача 11.
Проанализируйте
родословную ***. Напишите зиготность
членов родословной.

I.
Анализ родословной.

Болеют только
мужчины, у больных детей здоровые
родители, больные не в каждом поколении,
поэтому тип наследования – рецессивный
сцепленный с Х-хромосомой.

II.
Зиготность членов родословной.

I-е
поколение № 1 – ХаY,
2 – ХАХа
АХА).

II-е
поколение № 1 – ХАY,
2 – ХАХа.

III-е
поколение № 1, 3, 4 — ХАХа
АХА),
2 — ХАY,
5,6 — ХаY.

Задача 12. На
рисунке приведена родословная семьи,
в которой наследуется дальтонизм.
Проанализируйте схему. Определите тип
наследования признака в роду. Установите
генотип носителей мутантного гена.

Определить
вероятность рождения у пробанда детей
с дальтонизмом, если она выйдет замуж
за здорового мужчину. По какой линии
получила дефект родоначальник родословной?

I.

II.

III.

I.
Определить
тип наследования:

  1. больных много,
    однако у здоровых родителей во втором
    поколении больные дети, поэтому тип
    наследования – рецессивный;

  2. болеют чаще
    мужчины, у больной женщине все сыновья
    больны, поэтому тип наследования
    рецессивный сцепленный с Х-хромосомой.

II.
Установите генотип носителей мутантного
гена. Больные мужчины – ХаY,
больная женщина – ХаХа
.

III.
Определить вероятность рождения у
пробанда больных детей с дальтонизмом,
если она выйдет замуж за здорового
мужчину. Пробанд может иметь генотип
ХАХа,
ХАХА.

P.1:
♀ ХАХа
Х ♂ ХАY

P.2:
♀ ХАХа
Х ♂ ХАY

G.1:
ХА ,
Ха
ХА
,Y

G.2:
ХА
ХА
,Y

F.1:
ХАХа,
ХАХА,
ХАY,
ХаY

больных 25%

F.2:
ХАХа,
ХАY
– больных детей 0%

IV.
Родоначальник родословной получила
дефект по линии матери (Ха)
и отца (Ха),
т.к. ее генотип ХаХа
.

Задача 13. Составить
схему родословной альбинизма по данным:

  1. аутосомно-рецессивный
    тип наследования,

  2. четыре поколения,

  3. два родственных
    брака в третьем поколении,

  4. пробанд здоровая
    женщина в третьем поколении.

Дайте характеристики
семей с больными детьми, от кого получили
заболевание больные дети в каждом
случае. Определите зиготность (генотип)
всех членов родословной.

I.
Составляем
схему родословной.

Эта родословная
— аутосомно-рецессивного типа, т.к.

А) рецессивная: в
родословной мало больных, у больных
детей родители здоровы,

Б) аутосомная:
болеют мужчины и женщины в равной
степени.

II.
Характеристика семей с больными детьми,
выяснить от кого получили заболевание
больные дети в каждом случае.

P1.:
♀ Аа(№1) Х ♂ Аа(№2)

P2.:
♀ Аа(№3) Х ♂ Аа(№4)

G1.:
А, а А, а

G2.:
А, а А, а

F1.:
АА, 2 Аа, аа
– больные (2)

Здоровые
дети (1, 3, 4): АА или Аа

F2.:
АА, 2 Аа, аа
– больные (7)

Здоровые
дети (5,6): АА или Аа

Больные дети
получили заболевание от обоих родителей,
т.к. у больных генотип «аа», то один ген
«а» от папы, а другой ген «а» от мамы,
оба родителя были носители.

III.
Определить зиготность (генотип) всех
членов родословной.

I.
поколение № 1, 2 АА или Аа

II.
поколение № 1, 2, 3, 4, 5 АА или Аа

III.
поколение № 1, 2, 3, 4 Аа

IV.
поколение № 2, 7 аа; № 1, 3, 4, 5, 6 АА или Аа.

Задача 15. Составить
схему родословной по данным:

  1. аутосомно-доминантного
    тип наследования,

  2. три поколения,

  3. пробанд больной
    мужчина в третьем поколении.

От кого получил
заболевание пробанд. Определите
зиготность (генотип) всех членов
родословной. Какая вероятность рождения
здоровых детей, если пробанд женится
на своей здоровой двоюродной сестре?

I.
Составляем
схему родословной.

Как составить родословную: пошаговая инструкция

Практикующий генеалог Елена Киселёва — о том, что нужно делать и куда обращаться, если вы решили узнать больше о своих предках.

Как составить родословную: пошаговая инструкция

Елена Киселёва

Практикующий генеалог.

Каждый хоть раз задумывался о своих корнях. Конечно, нам известно место рождения наших родителей. Если повезло, мы знакомы с историей бабушек и дедушек. А дальше? Раскулачивание, войны и репрессии стёрли много информации из семейных архивов. Да и система паспортов в России введена относительно недавно — в начале ХХ века. До этого времени документальная информация о человеке хранилась в государственных учреждениях или в церквях.

Из-за этого у семей остаются лишь смутные воспоминания и легенды о прародителях. Но чем старше и мудрее становишься, тем яснее понимаешь, насколько важно знать свои корни. Подскажем, как добыть информацию о своих предках.

Шаг первый. Организация системы хранения информации

Родословная — это семейный архив, который подразумевает систему хранения информации. Вариант такой системы — сайты для составления родословных.

Их преимущества:

  • Возможность доступа с разных устройств и в любой точке мира.
  • Возможность загружать фотографии, документы и прочую информацию.
  • Возможность пригласить на сайт родственников, которые смогут вносить информацию и делиться своими документами и фотографиями.

Примеры таких сайтов: MyHeritage, FamilySpace, «Моё семейное древо».

После выбора подходящего сайта заполните личные карточки на каждого родственника той информацией, которая есть на текущий момент.

Шаг второй. Разбор семейных документов и фотографий

Наверняка где-то на антресолях у каждого найдётся коробка, а то и чемодан с таким наследием. Забытые документы, фотографии, открытки, письма и прочие следы истории могут быть полезны. Внимательно изучите и проанализируйте их содержимое.

Обратите внимание на:

  • Даты в документах. Вносите даты и сопутствующие события в картотеку по каждой персоне. В построении родословной даты — ключевые отправные точки для последующей работы в архиве.
  • Подписи c оборотной стороны фотографий. Иногда вместе с годом, когда сделана фотография, можно встретить возраст, что позволяет вычислить год рождения. Вскрывайте рамки со старыми фотографиями. На обороте можно найти заветные даты и прочие послания предков.
  • Фотографии родственников в форме. По обмундированию можно понять род войск и чин военного, а также приблизительно определить год фотографии, если он не указан на обороте. Не беда, если вы не эксперт в этой области. Сейчас на многих форумах по генеалогии (например, Генеалогический форум ВГД) можно найти разбирающихся в теме энтузиастов, которые с удовольствием помогут с экспертизой.

На этом этапе часто выявляются пробелы в семейной истории. Например, вы можете найти фотографию с неизвестным вам человеком или, наоборот, не встретите ни одной карточки вашего любимого деда. Возможно, из документов откроются ранее неизвестные факты, о которых вам захочется узнать больше.

Шаг третий. Общение с родственниками

Наверняка у вас возникло много вопросов после разбора фотографий и документов. Чтобы ничего не упустить и составить более полную картину о предке, в беседе с родственниками используйте эти вопросы:

  • Фамилия, имя и отчество (для женщины — девичья фамилия).
  • Дата и место рождения.
  • Дата и место захоронения, если человека нет в живых.
  • Фамилия, имя и отчество отца и матери.
  • Национальность.
  • Братья и сёстры, их даты жизни.
  • Дети, их даты жизни.
  • Фамилия, имя и отчество жены (мужа).
  • Где и когда учился, какое образование получил, кто по специальности.
  • Род занятий и место занятий: где, кем и когда работал.
  • В каких событиях, имевших широкое общественное значение, участвовал (война, освоение севера или целины).
  • Вероисповедание.
  • Награды, звания.
  • К какому сословию относился (до 1917 года).
  • Черты характера, интересы, склонности.
  • Источники информации о человеке: публикации в прессе, Сети, письма, воспоминания.

Фиксируйте ответы во время беседы в удобном формате. Сделайте пометку об источнике информации: укажите фамилию, имя и отчество родственника, кем он приходится изучаемому предку, текущую дату.

Поинтересуйтесь, возможно, у вашего родственника есть фотографии предка или документы, из которых можно узнать дополнительные факты жизни. Но не стоит ограничиваться лишь ими. На этом шаге идёт наполнение фактов и сухих дат эмоциями и воспоминаниями. Записывайте все интересные события, даже если они не оказали существенного влияния на ход семейной истории.

Шаг четвёртый. Поиск в интернете

Наши предки не застали бум социальных сетей. Информация о них хранится на бумажных носителях в государственных учреждениях. Однако часть сведений в Сети всё же можно найти. Так, в последние годы было рассекречено, оцифровано и опубликовано много данных из военных архивов времён Первой и Второй мировых войн.

Информацию можно найти на этих ресурсах:

  • Первая мировая война 1914–1918 годов. Алфавитные списки потерь нижних чинов.
  • Памяти героев Великой войны 1914–1918 годов.
  • Георгиевские кавалеры Великой войны 1914–1918 годов.
  • Память народа.
  • ОБД «Мемориал».
  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
  • ВИПЦ «Отечество».
  • База военнопленных времён Второй мировой войны.
  • Жертвы политического террора.

Во всех базах работает строка поиска, где можно вбить искомую фамилию и в выпадающем списки найти нужную персону. В некоторых базах есть возможность посмотреть и скачать оригинал документа, где упомянут ваш предок.

Все базы создавались вручную путём переноса данных с бумажных источников. Поэтому при поиске стоит учитывать человеческий фактор и искать фамилию в разных вариациях.

Шаг пятый. Работа с архивными документами

В архивных документах вы можете найти информацию, которая относится к персональным данным: ФИО, дата рождения, дата смерти, дата бракосочетания. В зависимости от срока давности и типа документа информация может храниться в ЗАГСах или архивах города. На сайтах этих учреждений указаны условия предоставления подобных услуг, сроки и адрес, куда следует обращаться.

Обязательными для поиска являются ФИО, год и место рождения человека, информацию о котором вы запрашиваете.

В оба учреждения можно направлять электронные запросы, но ЗАГС попросит для получения информации приехать лично с документом, удостоверяющим личность, и попросит подтвердить степень родства с человеком, на которого запрашивается информация.

Архив отвечает в течение месяца. В ответ на запрос направляется квитанция на оплату услуг.

После получения оплаты работники приступают к поиску, который может длиться ещё месяц.

Вам могут сказать, что информация по данной персоне в архиве отсутствует. Это может произойти, если один из трёх критериев был недостоверным. В таком случае рекомендуется расширить круг поиска по годам или соседним населённым пунктам.

Если же поиск увенчался успехом, вы получите справку из архива о вашем предке. В ней будет указана вся информация, которая есть в первоисточнике, но копию самого исторического документа архив не направляет. Если же вас интересует копия, уточните на сайте часы приёма и порядок допуска к документам и посетите архив лично.

Если вы проживаете или часто бываете в странах Европы или США, есть ещё один вариант. База данных по жителям бывших стран СНГ есть у Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). В 90-е они объехали архивы и оцифровали большинство документов: метрические книги, переписи населения, ревизские сказки. За относительно небольшую сумму можно получить доступ к этой информации. Данные хранятся в главном офисе мормонов в Солт-Лейк-Сити в виде микрофильмов, которые можно посмотреть только на аппаратуре, находящейся на территории церквей в городах Европы и США.

Микрофильмы заказываются на сайте FamilySearch. Там вы можете выбрать удобный город и произвести оплату. Пересылка занимает примерно месяц. На сайте указано, что копирование материалов запрещено, но не всё так безнадёжно. Аргумент «я специально для этих целей прилетел из далёкой России» считается весомым, и разрешение получить вполне возможно.


Составление родословной — это увлекательный процесс, похожий на археологические раскопки и работу детектива. Когда находишь информацию о предках, возникает ощущение, будто нашёл клад. И это недалеко от правды, ведь эта крупица семейной истории действительно бесценна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти одно неизвестное в эксель
  • Как найти отношение оснований треугольника
  • Как найти все простые числа на промежутке
  • Как составить согласие на приватизацию
  • Как найти массовую долю нейтронов