Составьте типологию семьи как социального института

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Семья – социальный институт

С институциональной точки зрения, процесс формирования семьи является растянутым во времени процессом усвоения социальных стандартов, норм, ролей, регулирующих выбор брачного партнера, сексуальное поведение, стабилизацию семьи, отношения с родителями супругов.

В каждом обществе институт семьи различается по своему устройству, выполняемым задачам, социальной роли.

Структура семьи и брака

Понятие «структура семьи» включает в себя совокупность отношений родства между ее членами, систему нравственных и социокультурных отношений.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Выделяют следующие типы семей:

  • авторитарные, в которых прослеживается четкое подчинение главе семьи, детей-родителям;
  • демократические, в которых распределение власти и ролей происходит на основании способностей супругов, их личностных качеств; характерные черты – добровольное распределение ролей, равноправие в принятии решений.

Основные ролевые отношения в семье в идеале выстраиваются в иерархичную модель общности: муж, жена, отец, мать, свекровь, теща, старший ребенок и т.д.

По критерию власти в типологии семьи и брака выделяют семьи:

  • эгалитарная – у супругов отмечается равенство в правах;
  • партнерская – совместное обсуждение решений, касающихся семьи;
  • отстраняющийся тип правления – ни один из супругов власть в свои руки брать не хочет.

По месту проживания различают:

  • неолокальные браки – супруги проживают отдельно от родителей;
  • матрилокальные браки — супруги живут в доме родителей жены;
  • патрилокальные браки – супруги живут в доме родителей мужа.

По демографическому вопросу семьи могут быть:

«Семья как социальный институт» 👇

  • полные – в составе семьи есть супружеская пара;
  • неполные – в составе семьи отсутствует супружеская пара;
  • нуклеарные, или простые – в состав семьи входят родители и их дети (или дети отсутствуют);
  • сложные – в составе семьи наблюдаются различные комбинации супружеских пар и других родственников.

Замечание 2

Типология семейной структуры детерминирована социальной структурой общества, социокультурной составляющей, территориальными, религиозными, этническими особенностями.

Социальные функции семьи

Функции семьи отражают динамику семейных изменений на различных этапах развития и функционирования общества, историческую связь между семьей и обществом.

Семья, как социальный институт, выполняет следующие традиционные функции:

  1. Репродуктивная, или воспроизводство населения.
  2. Хозяйственно-экономическая. Заключается в обеспечение членов семьи питанием, одеждой, приобретение имущества и ведение домашнего хозяйства, организация быта, создание уюта, благоустройство жилища, ведение домашнего бюджета.
  3. Регенеративная. Подразумевает наследование фамилии, статуса, социального положения, имущества, фамильных драгоценностей.
  4. Социализирующая, или образовательно-воспитательная. Удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве, в контактах и воспитании детей, самореализации в детях.
  5. Рекреативная функция. Отражает организацию досуга, связана с отдыхом, заботой о здоровье, благополучии всех членов семьи.
  6. Социально-статусная. Воспроизводство структуры и предоставление членам семьи определенного социального статуса.
  7. Психотерапевтическая. Дает возможность удовлетворить потребности в уважении, симпатии, эмоциональной поддержке, признании, психологической защите.

Воспитательные модели в семье:

  • детоцентризм – в воспитании ребенка участвуют все члены семьи; как правило, дети вырастают инфальтильными личностями и эгоцентриками;
  • профессионализм – родители от воспитания ребенка отчуждаются, но материально их обеспечивают; дети испытывают трудности при социальном общении, не обладают опытом доверительного диалога со взрослыми;
  • прагматизм – воспитание ориентировано на личность ребенка, достижение им успеха в жизни любыми средствами, на получение материальной выгоды и практичность; ребенок вырастает с утилитаристским отношением к миру.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

to continue to Google Sites

Not your computer? Use Guest mode to sign in privately. Learn more

1.
Основные социологические ракурсы
изучения семьи.

2.
Функции семьи.

3.
Типология семейный структур.

4.
Исторические изменения семьи.

1. Основные социологические ракурсы изучения семьи

Социология
семьи является одной из старейших
социальных дисциплин. И это понятно.
Ведь ее объект изучения — социальный
институт семьи — в истории человечества
играет ведущую роль. Соответственно,
научные труды, так или иначе описывающие
и объясняющие формы общественной жизни,
не могли не зафиксировать непреходящее
значение семейно-родовой организации
бытия.

Семья
как бы вплетена в коренные основы
жизнедеятельности и образуют базовые
предусловия функционирования социума
путем физического и социокультурного
замещения поколений благодаря рождению
детей и поддержанию существования всех
членов семьи. Без этого воспроизводства
населения и социализации потомства
невозможно выполнение всех социальных
образований, обеспечение социальной
жизни.

Вместе
с тем, реализация основных функций семьи
не есть следствие каких-либо биологических
регуляторов или механизмов, а представляет
собой результат специфических социальных
процессов, происходящих в широком
социальном контексте. Семья включает
в себя разнородные компоненты, связанные
с физиологическими процессами, с
психологической динамикой взаимоотношений,
с нормами и ценностями культуры, с
экономическими условиями рынка и
производства, с демографическими
изменениями, с институтами армии, церкви,
здравоохранения, правительственного
управления и с историческими трансформациями
в целом. В связи с этим, можно вспомнить
знаменитое отступление от марксизма
одного из его основоположников Ф.Энгельса,
который считал, что определяющим моментом
в истории является «ступень развития»
труда, с одной стороны, и с другой семьи.

Разрушение
крестьянского семейного хозяйства,
семейная дезорганизация и крах
родительского влияния на детей в городах
сыграли, думается, не последнюю роль в
кризисе российского общества. Втягивание
в сферу наемного труда на государственные
предприятия поголовно всех женщин и
мужчин трудоспособного возраста,
ликвидация всех форм частного семейного
производства и превращение семьи в
ячейку бытового самообслуживания
обескровило экономику страны, разрушило
преемственность семейных поколений и
низвело социализацию детей до элементарных
контактов по поводу физиологического
цикла жизни. Все это проявилось в
нарушении баланса между личным (частным)
и общественным (родовым), что сказывается
на всех уровнях социальной структуры,
обостряет социальные процессы. Во всяком
случае, особенности уклада жизни,
сложившегося в последние 75 лет, наложились
на общие тенденции семейных изменений
и наряду с другими обстоятельствами
привели к краху тоталитаризма. В этой
связи подчеркнем, что семья в качестве
социального института отнюдь не обречена
на пассивность, а способна через изменение
семейной и демографической структуры
оказывать самостоятельное воздействие
на ход социально-исторического развития.

Таким
образом, проблема соотношения семьи с
обществом и другими социальными
институтами, а также взаимосвязи семьи
и личности существовала всегда в
человеческой цивилизации, и поэтому
постоянно предпринимались попытки
осмысления социального положения семьи.
В социологии с ее специфическим подходом
к изучению социального мира через
взаимосвязь личного и общественного
это осмысление осуществляется сквозь
призму семейного посредничества:
восприимчивость социальной системы к
устремлениям личности и, наоборот,
личности — к интересам общества зависит
от обоюдного учета ими потребностей
семьи как целого. Исследование
посреднической роли семьи и образуют
специфику социологического подхода к
изучению семьи.

Семья
представляет собой сложное социальное
образование и потому многозначное: с
одной стороны, понятие социального
института раскрывает значение семьи в
широкой социальной перспективе во
взаимосвязи с другими социальными
институтами и с социальными процессами
изменения, развития, модернизации; с
другой стороны, понимание семьи как
малой социальной группы сфокусировано
на закономерностях становления,
функционирования и распада семьи как
автономной целостности.

Разграничение
особенностей семьи как института и как
группы позволяет рассматривать
осуществление посреднической роли так
сказать на макро- и микроуровнях анализа.
Но это не означает вовсе удвоения
предмета — это разные аспекты единого
поля деятельности.

При
изучении семьи как социально-психологической
группы взаимосвязь личности и общества
рассматривается на уровне первичных,
межличностных отношений. Проводимые в
рамках данного подхода эмпирические
исследования взаимоотношений в семье
концентрируются на взаимодействиях
членов семьи в различных социальных и
семейных ситуациях, на организации
семейной жизни и факторах устойчивости
семьи как группы. В наибольшей мере
развитию этой традиции способствовали
взгляды Э.Берджесса на семью как «единство
взаимодействующих личностей». Изучение
семьи как социального института в своем
развитии показало сдвиг от ударения на
эволюцию, происхождение семьи к интересу
в области функций. В свою очередь,
институционально-функциональный подход,
исследующий факторы эффективного
выполнения семейных функций, неизбежно
пересекается с микроанализом семейной
жизнедеятельности, позволяющим видеть
как из многообразия результатов семейного
поведения складываются «макротенденции»
изменения семьи.

В
отечественной и зарубежной социологии
постоянно предпринимаются попытки
перебросить «мостик» между макро-
и микросоциологией семьи, совместить
подходы к семье как институту и как к
группе. Это не означает растворения
социологического подхода в психологическом:
речь идет о создании научных моделей,
позволяющих на уровне общества отследить
социально значимые результаты
индивидуального и семейного поведения,
а с другой стороны, на уровне семьи и
личности установить социальную
детерминированность ценностных
ориентаций, установок, мотивов и действий.
И одним из вариантов интеграции
институционального и микрогруппового
подхода является работа в направлении
анализа семьи как системы. Среди
социологов пытавшихся совместить
«макроанализ» и «микроанализ»
семьи, надо назвать прежде всего
Т.Парсонса и К.Дэвиса.

Стабильность
семьи зависит одновременно и от внешних,
социокультурных влияний, и от внутренних
взаимодействий. Такова сущность семьи
как социального феномена и проблема
заключается в адекватности применяемых
концептуальных схем и терминов. Следует
избегать односторонности каждого из
двух подходов и эклектического соединения
их. Согласно Парсонсу, семья не противостоит
обществу, она его подсистема, обеспечивающая
стабильность социума в целом благодаря
установлению «инструментальных»
отношений с другими социальными
подсистемами и структурами, а также
«экспрессивных» отношений внутри
самой семьи, благодаря сохранению
равновесия в межличностной динамике,
сохранению интегративных тенденций.

По
мнению К.Дэвиса, переход от традиционных
форм семьи к современным связан, прежде
всего, с трасформацией социокультурных
норм высокой рождаемости и распространением
социальных норм низкой рождаемости.
Другими словами, в изменении системы
ценностей и социальных норм брака и
семьи, а не в замене «жесткого»
внешнего давления, «принуждения»
к семейной жизни внутренними силами
сохранения брачно-семейной сплоченности
следует видеть истоки семейных изменений.
Причем распад ценностной системы,
поддерживавший расширенную семью, не
означает автоматического появления в
нуклеарной семье такой «взаимной
привязанности», которая вне всяких
внешних общественных влияний способна
обеспечить общественно значимые функции
по воспроизводству населения и
социализации новых поколений.

Существует
множество дефиниций семьи, выделяющих
в качестве семьеобразующих отношений
различные стороны семейной жизнедеятельности,
начиная от простейших и крайне расширенных
(например, семья — это группа людей,
любящих друг друга, или же группа лиц,
имеющих общих предков, любо проживающих
вместе) и кончая обширными перечнями
признаков семьи. Среди дефиниций семьи,
учитывающих критерии воспроизводства
населения и социально-психологической
ценности, привлекает определение семьи
как исторически-конкретной системы
взаимоотношений между супругами, между
родителями и детьми, как малой группы,
члены которой связаны брачными или
родственными отношениями, общностью
быта и взаимной моральной ответственностью
и социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве
населения, принадлежащее отечественному
социологу А.Г.Харчеву.

Семью
создает отношение родители-дети, а брак
оказывается легитимным признаком тех
отношений между мужчиной и женщиной,
тех форм сожительства или сексуального
партнерства, которые сопровождаются
рождением детей. Для более полного
понимания сути семьи следует иметь в
виду пространственную локализацию
семьи: жилище, дом, собственность и
экономическую основу семьи — общесемейную
деятельность родителей и детей, выходящую
за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким образом, семья — это основанная
на единой общесемейной деятельности
общность людей, связанных узами
супружества-родительства-родства и тем
самым осуществляющая воспроизводство
населения и преемственность семейных
поколений, а также социализацию детей
и поддержание существования членов
семьи. Лишь наличие триединого отношения
супружества-родительства-родства
позволяет говорить о конструировании
семьи как таковой в ее строгой форме.
Факт одного или двух из названных
отношений характеризует фрагментарность
семейных групп, бывших прежде собственно
семьями (по причине повзросления и
отделения детей, распада семьи из-за
болезни, смерти ее членов, из-за развода
и других видов семейной дезорганизации),
либо не ставших еще семьями (например,
семьи молодоженов, характеризующиеся
только супружеством и ввиду отсутствия
детей не обладающие родительством
(отцовством, материнством) и родством,
кровным родством детей и родителей,
братьев и сестер).

Наличие
трех отношений (семьи в строгом смысле
слова) обнаруживается у подавляющего
большинства семей страны, примерно у
60-70%. Из общего числа семей следует
исключить «временно» бездетных
молодоженов (15-20%) и супругов, оставшихся
бездетными (5-9%), а также семьи с одним
родителем (10-15%). С другой стороны,
внесемейное население состоит из тех,
кто является родителем, но без супружества,
либо находится в фактическом или
легитимном браке без детей. Для всех
этих фрагментарных «осколочных»
форм семьи лучше подходит термин
«семейная группа «, т.е. это люди,
ведущие совместное домохозяйство и
объединяемые только родством, либо
родительством или супружеством. Обычно
«ядром» семьи считают супружескую
пару и все статистические классификации
состава семей строятся в зависимости
от добавления к «ядру» детей,
родственников, родителей супругов. С
социологической точки зрения правильнее
за основу брать наиболее распространенный
в населении тип семьи с триединством
названных отношений — основной тип
семьи, а те семейные объединения, которые
образуются при вычитании одного из трех
отношений, лучше именовать семейными
группами. Данное уточнение связано с
тем, что в последние годы как в общественном
мнении, так и в социологии семьи (и на
Западе, и в нашей стране) стала заметной
склонность сводить суть семьи к любому
из трех отношений, чаще всего — к
супружеству и даже партнерству. Не
случайно в американской энциклопедии
брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан
Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным
формам» семьи, т.е. тому, что точнее
называть семейными группами, хотя
фактически эти главы относятся к
супружеству, скорее даже партнерству
или сожительству.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В этой статье мы расскажем о семье как социальном институте: ее определении, роли, основных функциях, признаках и проблемах. Ее значение в развитии общества сложно переоценить. Именно она выступает основным носителем преемственности, через нее реализуются брачные, родственные, правовые, хозяйственные, этнические и психологические связи.

Семья и брак как социальные институты общества

Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.

Она обладает следующими характеристиками:

  • Организовывает быт. Этот вид общности означает наличие у партнеров общего бюджета, бытовых взаимоотношений и ответственности.
  • Основывается на браке, который является формой взаимодействия между мужем и женой, определяет права и обязанности супругов в родительской, финансовой и других сферах, и регулирует их интимную жизнь.
  • Она является малой социальной группой.
  • Описывает отношения партнеров с родственниками и детьми. Так как, помимо союза, основанием такой общности бывают родство и опекунство.

Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.

Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:

  • Хозяйственно-экономическую. Супруги ведут общее хозяйство, совместно обеспечивают находящихся на их иждивении членов семьи и ухаживают за пожилыми родственниками и детьми.
  • Воспитательную. В рамках общности проводится воспитание детей, их первоначальная социализация и передача им культурных и личностных ценностей.
  • Производственную. В современном обществе эта функция утратила свое значение, так как производственная деятельность сейчас выведена за рамки этого объединения.
  • Организация досуга. Это функция приобретает особую важность, так как сейчас семья становится основным местом отдыха.
  • Эмоциональная. Сюда входит построение комфортных отношений внутри группы, взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы.
  • Социального контроля. Родственники обеспечивают выполнение определенных социальных норм, в том числе и теми, кто по каким-то причинам не обладает способностью самостоятельно учитывать принятые в обществе правила.
  • И другие.

Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.

Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.

Семья как малая социальная группа

Специфика семьи как социального института

Она имеет устойчивую структуру. Эта общность является саморегулирующейся системой, в которой все участники сами формируют культуру общения, вырабатывают общие жизненные ценности. В течение этого процесса могут возникать конфликты и противоречия, разрешение которых достигается в результате взаимных уступок и соглашений. Эти меры по налаживанию взаимодействия производятся за счёт внутренней культуры людей, их нравственной и зрелости и способствует их личностному развитию.

Следующая особенность – ее связь с другими институтами: государством, культурой, религией, образованием, общественным мнением и т. д. Так как эта форма общности узаконена обществом, она регулируется с помощью норм права и морали, а также санкций, направленных на ее поддержание.

Развитие семьи как социального института

Обычно выделяют следующие этапы этого процесса:

  • Добрачный.
  • Создание союза.
  • Становление.
  • Начало и окончание деторождения.
  • Воспитание детей.
  • Отделение от семьи последнего ребенка.
  • Распад в результате смерти супруга или развода.

Каждый из этих периодов обладает своими социальными и экономическими особенностями.

Виды и формы семейных и брачных отношений

Виды семьи

На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.

Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».

По своему типу отношения разделяют на:

  • Нуклеарные. Общность состоит только из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении.
  • Расширенные или патриархальные. В этом случае в группу так же включают еще и представителей других поколений семьи: дедушек, бабушек, внуков, двоюродных братьев и сестер и т. д.

Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.

По форме брак может быть:

  • Моногамный. В союз вступает пара – один мужчина и одна женщина.
  • Полигамный. Во втором случае в отношениях более двух партнеров. Большинство таких отношений встречаются в традиционных обществах, и связаны с религиозными или экономическими причинами.

В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.

Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:

  • Матриархат – правом на принятие основополагающих решений обладают женщины.
  • Патриархат – основная власть принадлежит мужчинам.
  • Демократическая семья. Партнеры в равной степени способны обеспечивать семейную жизнь и равны по статусу.

По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:

  • Эндогамия. Супругов выбирали из членов того же клана, племени или группы.
  • Экзогамия. В этом случае исключаются отношения в пределах узкого круга: семьи, племени, клана и т. д. В цивилизованных странах из-за опасности вырождения и появления наследственных заболеваний запрещены союзы между родственниками.

Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.

Проблемы современной семьи как социального института

Проблемы семьи как социального института

С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:

  • Большое количество разводов, низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют основные потребности общества.
  • Производственный, технический и социальный прогресс привели к появлению противоречий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями, что в свою очередь снизило сплоченность общности такого вида как группы.
  • Традиционные брачные союзы потеряли свою престижность для молодёжи.

Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:

  • Материнские, при которых женщины решают родить ребенка вне брака или серьезных отношений.
  • Неполные. Этот вид образуется в результате развода.
  • Молодежные, в которых партнеры живут вместе, но не оформляют свой союз. И женятся только после обнаружения желанной беременности. Впрочем, далеко не все отношения заканчиваются браком.
  • Сожительство, при котором женатый мужчина живет и имеют общего ребенка с незамужней женщиной.
  • «Годвин-браки», в которых супруги живут, владеют имуществом и ведут хозяйство раздельно.

Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:

  • Укрепление экономической самостоятельности женщин, а также существенная государственная материальная помощь матерям-одиночкам и пожилым людям, что позволяет пожилым людям жить отдельно от детей, и снимает зависимость женщины от кормильца мужчины.
  • Демократизация, дающие равные права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских отношений с мужчиной.

К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.

Современная семья

Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.

А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:

  • Получил распространение демократический (эгалитарный) тип отношений.
  • Начался переход от патриархальных форм к нуклеарным группам.
  • Права и обязанности супругов четко не фиксируется.
  • Изменились функции семьи.
  • Уменьшилось количество детей.
  • Уменьшился общий рост браков и увеличилось количество разводов, одиноких людей или живущих в пробном браке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти x в примере с дробями
  • Как найти контрагентов для организации
  • Как найти нулевой провод мультиметром
  • Как найти роботов в майнкрафте
  • Презентация как составить меню