Советы как составит речь


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.

  1. Изображение с названием Write a Speech Step 4

    1

    Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках — книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.[1]

    • Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
  2. Изображение с названием Write a Speech Step 5

    2

    Составьте план с утверждениями и доводами. Структурируйте свои идеи и находки в виде плана, чтобы заранее проверить полноту и последовательность информации. Как правило, речь включает введение, пять основных тезисов с подтверждающими доказательствами (статистика, цитаты, примеры, случаи из жизни) и заключение. Используйте пронумерованный или маркированный список.[2]

    • Если нужно написать информативную или убедительную речь, то используйте структуру в виде проблемы и решения. Сначала опишите суть проблемы и во второй части объясните, как ее можно решить.[3]

    Совет: Помните, что план всегда можно изменить позже и на этапе работы над черновым вариантом. Задействуйте всю информацию, которая кажется важной. Учитывайте, что позднее текст придется сократить.

  3. Изображение с названием Write a Speech Step 6

    3

    Сообщите интересный факт, чтобы сразу привлечь внимание слушателей. Первая фраза вашей речи может оказаться наиболее важной, так как в этот момент присутствующие решают, стоит ли вас слушать. В зависимости от темы и целей речи можно сообщить что-либо забавное, печальное, пугающее или шокирующее, чтобы заинтриговать слушателей.[4]

    • Например, если нужно написать мотивационную речь о похудении, то можно сказать: «Пять лет назад я не могла пройти и одного лестничного пролета, чтобы не остановиться для передышки».
    • Если вы стремитесь убедить слушателей меньше использовать ископаемое топливо, то скажите: «Автомобили с двигателем внутреннего сгорания способствуют глобальному потеплению, которое грозит уничтожить нашу планету».
  4. Изображение с названием Write a Speech Step 7

    4

    Свяжите тему с более широкой проблемой, чтобы сообщить дополнительные сведения. Возможно, аудитория не поймет важности выбранной темы без ваших объяснений. Если тема покажется совсем несущественной, то слушатели не будут следить за речью. Старайтесь мыслить глобально, чтобы вписать свою тему в общую картину. Почему людям должно быть интересно?[5]

    • Например, если вы хотите увеличить финансирование исследований болезни Альцгеймера, то сообщите о распространенности болезни и влиянии на жизнь семей. Можно привести статистику и случай из жизни.

    Совет: Продолжительность введения не должна превышать 1 абзац или 1 страницу текста с двойным интервалом, чтобы не тратить много времени на погружение и быстрее перейти к сути.[6]

  5. Изображение с названием Write a Speech Step 8

    5

    Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.[7]

    • Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
  6. Изображение с названием Write a Speech Step 10

    6

    Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах — предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.[8]

    • Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
  7. Изображение с названием Write a Speech Step 11

    7

    Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:[9]

    • далее;
    • затем;
    • ранее;
    • впоследствии;
    • сначала;
    • во-вторых;
    • в настоящий момент;
    • на следующей неделе.
  8. Изображение с названием Write a Speech Step 12

    8

    Завершите речь призывом к действию. По мере приближения к завершению слушатели должны быть увлечены темой и готовы предпринять меры. Мотивируйте людей узнать больше и принять участие в решении описанной проблемы словами о том, как они могут это сделать. Это хорошая возможность поделиться ресурсами и задать направление.[10]

    • Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
    • Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Speech Step 13

    1

    Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.[11]

    • Например, вместо фразы: «Способность достичь и сохранять здоровый вес является апофеозом человеческого существования, так как она позволяет демонстрировать чудеса ловкости, которые повышают уверенность в себе и дарят чувство удовлетворения», — лучше сказать: «Благодаря здоровому весу вы станете сильнее, выносливее и почувствуете себя счастливым человеком».
    • Помните, что также необходимо видоизменять структуру предложений. Используйте одно-два длинных предложения на страницу текста, чтобы внести разнообразие. Просто не используйте в речи слишком много сложных и длинных предложений.[12]
  2. Изображение с названием Write a Speech Step 14

    2

    Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:[13]

    • это;
    • он;
    • она;
    • они;
    • мы;
    • тот;
    • те.
  3. Изображение с названием Write a Speech Step 15

    3

    Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение — эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.[14]

    • Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
    • В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».
  4. Изображение с названием Write a Speech Step 16

    4

    Используйте ограниченное количество цитат и статистических данных, чтобы не обескуражить слушателей. Может показаться, что изобилие статистики и цитат профессионалов — это хороший способ убедительно доказать свой тезис, но часто эффект оказывается противоположным. Лучше ограничиться 1–2 статистическими примерами или цитатами в рамках тезиса и сообщать только действительно важные примеры.[15]

    • Например, если вы рассказываете об особенностях размножения лосей, тогда два примера с демонстрацией сокращения численности популяции лосей за последние 50 лет позволят удивить слушателей. Если использовать слишком подробные статистические выкладки, присутствующие могут запутаться и потерять интерес.
    • Выбирайте цитаты, в которых легко понять суть, а также обязательно объясняйте, как цитата подкрепляет ваши слова. В цитате нужно использовать простой язык, а объем не должен превышать двух строк на страницу.
  5. Изображение с названием Write a Speech Step 17

    5

    Поддерживайте уместный тон речи. Тон — это общее настроение вашей речи, которое может варьироваться от серьезного до шутливого или от размеренного до поспешного. Выбор слов и произношение влияет на тон речи.[16]

    • Например, если вы описываете свою любовь к еде в мотивирующей речи о том, как вы стали шеф-поваром, то можно использовать шутку и сказать: «Я хотел стать шеф-поваром еще с детства, когда вдруг обнаружил, что печенье не появляется в коробке по взмаху волшебной палочки, а его готовят люди».
  6. Изображение с названием Write a Speech Step 18

    6

    Используйте наглядные средства, если допустимо. Презентация в программе PowerPoint вовсе не является обязательным условием для хорошей речи, но она поможет слушателям следить за вашими словами, особенно при объяснении сложных идей. Также можно использовать слайды, чтобы наглядно продемонстрировать ключевые концепции с помощью изображений, секторных диаграмм и цитат.[17]

    • При этом не стоит чрезмерно полагаться на слайды. Вам все равно нужно будет произнести увлекательную речь и заинтересовать слушателей. Слайды должны лишь дополнять сказанное.
  7. Изображение с названием Write a Speech Step 19

    7

    Тренируйтесь произносить речь и вносите поправки. Когда завершите работу над текстом речи, прочитайте его несколько раз и определите слабые места, которые можно улучшить. Если нужно уложиться в определенное время, то включите секундомер во время чтения.[18]

    • Во время проверки обязательно читайте речь вслух! Это поможет вам определить плавность звучания фраз и обнаружить неуклюжие предложения, которые можно вырезать, изменить или объяснить более понятным языком.[19]

    Совет: Можно попросить друга или родственника послушать, как вы произносите речь, чтобы узнать мнение со стороны.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 105 680 раз.

Была ли эта статья полезной?

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 36K

Дисклеймер

Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.

1. Структура доклада

Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».

Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.

2. Тайминг

Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.

Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление

В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))

3. С кем он говорит?

Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.

Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.

Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.

Да, да, из этого вытекает следующий пункт…

4. Не читать с экрана

Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.

Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».

Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…

5. Подсказки

Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.

Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:

  • Доклад, распечатанный на А4 – слишком большие листы, мелкий шрифт (или куча листов), сбивает на чтение (а цель всё же научиться говорить вживую, со своими настоящими интонациями, то есть стать оратором, а не актёром озвучки)
  • Зубрить – для одного доклада выход, но долгосрочно тупик. Сам процесс неприятен, а главное – не приближает к цели, вы не качаете скилл публичных выступлений. Но выглядит и звучит это лучше, чем частое обращение к большой смятой бумажке
  • Короткие подсказки в телефоне – доступ к информации не в одно действие (телефон блокируется, приложение сворачивается), нельзя тактильно управлять подсказками, глядя в зал
  • Карточки размером с треть А4, по одной на слайд – близко к идеалу. На карточке можно разместить миниатюру слайда (чтоб понимать, к чему подсказка) и несколько ключевых слов – хлебных крошек, которые позволят вам вспомнить мысль
  • Дублирующий монитор для докладчика — идеально. Но не всегда он есть

Для докладчиков, использующих подсказки (кроме дублирующего монитора), микрофон должен быть hands free. Если его по какой-то причине нет, возможно, стоит за оставшееся до выступления время подучить доклад, чтобы не суетиться и не портить его.

6. Качество картинок на слайдах

Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.

7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»

Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.

Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.

8. Качество речи

Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.

Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.

Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.

9. Кто моя аудитория?

Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.

Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.

Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.

10. Контакт с аудиторией

Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.

11. Авторский стиль

Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.

Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.

И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).

Давайте не заканчивать

Го в комменты рассказывать, почему моя подборка не очень, а я с удовольствием буду оппонировать.

Советы по подготовке речи для выступления

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 2.8K

Хочу поделиться с вами несколькими советами о том, как написать хорошую речь для публичных выступлений. Они помогут тому, кто хочет выступить так, чтобы его поняли и оценили.

Прежде чем писать речь для выступления, составьте для себя небольшой бриф. Сядьте с листочком бумаги и определите для себя опорные точки. Вот что нужно выяснить изначально:

  • Где и когда будет проходить выступление?
  • Каков регламент выступления, сколько минут у вас будет на речь и сколько на то, чтобы ответить на вопросы публики?
  • Какая публика ожидается? Это будут простые люди или заинтересованные профессионалы? Они будут задавать вопросы?
  • Какой стиль изложения приемлем, свободный или деловой?
  • В чем вы будете одеты? Сможете ли вы передвигаться или будете читать речь статично?

Список вопросов можно продолжать бесконечно — оставлю его на откуп вашей скрупулезности. В любом случае, вы должны знать все о том, что будете рассказывать и о том, кому вы эту будете рассказывать. Если выступление будет важным, не плохо было бы предварительно сходить и ознакомиться с местом, где вас будут слушать. На этом организационные вопросы можно считать улаженными, приступаем к написанию текста речи.

Сразу говорю — я настоятельно не рекомендую вам читать то-то с бумажки перед публикой (если, конечно, вы хотите быть услышанным). Читать текст в бумажки — стыдно и неуважительно, подглядывать в тезисы своего выступления — умно и допустимо. Я советую вам иметь полную речь своего выступления, но рассказывать ее по тезисам.

Хорошую речь написать не просто, и главная трудность — начать ее. Порой бывает жалко смотреть на то, как крутой специалист, лучше всех в галактике разбирающийся в предмете часами не может связать несколько предложений, нервничая и комкая бумагу. А все потому, что он пытается писать речь с начала — так она не пишется.

Начните писать речь с середины. Выделите несколько главных тезисов своего выступления, отведя на каждый по одному предложению — так у вас будет «скелет» выступления. После этого вы можете смело наращивать вокруг него «мясо», раскрывая главные тезисы более подробно. Во время этого процесса исходные тезисы можно переформулировать для красоты изложения, однако сохраните их исходную форму — они пригодятся позднее. В идеале у вас получится несколько абзацев текста — основа речи. теперь самое время написать ее заключение — просто сформулируйте вывод из всего того, что вы написали (трех предложений будет достаточно). Последний этап — создание вступления. Для вступления здорово использовать цитату, метафору или забавную историю «по теме» — она поможет публике немного расслабиться и настроиться на одну волну с вами. Не жалейте слов — пишите максимально подробно, не обращая внимания на объем теста. Вот несколько стилистических советов по написанию речи:

  • Используйте простые предложения. Если предложение хочется разбить на несколько простых — смело делайте это. В речи мы редко говорим предложениями, содержащими более пяти слов.
  • Не используйте кавычек, скобок и других знаков препинания, которые вы не сможете обозначить голосом.
  • Все цифры пишите словами. Не «в XIX веке», а «в девятнадцатом веке». Это поможет вам не тратить время на визуальное раскодирование таких обозначений.
  • Сократите цифры. Точно стоит использовать 76,56523567 втакой точности? Быть может стоит сократить число до «семьдесят шесть целых шесть десятых»? И вообще, хорошей привычкой является выведение цифр на экран в презентации.

По этой же причине лучше заранее транскрибировать иностранные слова. «… Ярким примером использования продакт плеймента…» читается лучше, чем «… ярким примером использования product placement…».

После того, как все будет написано — начните читать все вслух, отмечая «кривые места» (или переформулируйте их сразу же). Слишком сложные и излишне подробные куски сокращайте или смело выбрасывайте. Не правьте текст речи более двух раз в течение одного дня — вы легко забьете себе нюх и можете «слишком исправить». Пара пробежек по тексту и достаточно, продолжите завтра. Также вы можете подключить к процессу улучшения речи друзей или родственников. Для этого ее нужно прочитать вслух, а затем обсудить все, что слушателям показалось странным или непонятным.

Конечная стадия написания текста речи — сокращение. Как говорили авторы книги ReWork, «написали книгу — а теперь сократите ее в два раза». Вы засекали время когда читали речь вслух? Укладываетесь в регламент? А нужно уложиться — смело сокращайте все! Также не забудьте сократить с небольшим избытком — 20% времени вы потратите сами того не замечая, на случайные вопросы и на небольшие «задумки».

В результате всего на руках у вас останется красивая и понятная речь. Следующий шаг — подготовка тезисов выступления. Именно с ними вы будете выступать (точнее, их вы будете подглядывать в них при случае).

Помните, мы откладывали в сторонку список тезисов выступления? Вот он-то нам и нужен. Его нужно доработать с учетом измененной речи. Не забывайте — на каждый тезис одно предложение.

Все, что останется после этого — учить речь. Не старайтесь бездумно зазубрить ее. Просто прочитайте ее пять-шесть раз, а потом, положив перед собой тезисы, попытайтесь спокойно рассказывать по плану. Пара-тройка прогонов и вы практически готовы.

Ну, и напоследок — пару советов на выступление:

  • Постарайтесь максимально расслабиться. За несколько минут до выступления ничего не читайте (особенно свою речь). Внимательно слушайте других выступающих, попытайтесь прочувствовать атмосферу зала.
  • Речь оставьте в зале, с собой возьмите только тезисы. Они будут вашим планом. Не стесняйтесь подглядывать в них.
  • Если зал большой и вы ожидаете вопросы — напишите на доске или выведите на слайде свой номер телефона или твиттер — предлагайте слать вопросы смсками и реплаями. Это поможет залу смело задават вопросы, а вам — отвечать только на те, что вам понравятся.
  • Уважайте регламент — следите за временем. Но помните что на пару минут в случае чего его можно нарушить.
  • На забывайте расслаблять атмосферу шутками и метафорами. Заканчивать выступление обязательно нужно шуткой. Поблагодарите зал за внимание.
  • После выступления отслеживайте отзывы и позитивную критику — она поможет вам сделать выступление лучше.

Статья написана авторами BigIdeas специально для хабрасобщества.

текст публичной речи

По словам Наполеона Бонапарта: «Не умеющий держать речь карьеры не сделает». Во все времена люди уважали тех, кто умел говорить и завладеть вниманием слушателей. На сегодняшний день умение красиво говорить необходимо не только актёрам и политикам. И логично начинать подготовку публичного выступления с того, чтобы составить текст публичной речи, не так ли?

Всё более серьёзные позиции занимает интернет-деятельность. Блогерам и ведущим видеоканалов необходимо произносить речи различного характера для видеосъемки, тренерам и экспертам — для выступления онлайн на вебинарах, записи обучающих материалов и продающих роликов.

Умные люди это понимают и многие не раз высказывались о том, что владение словом — это главное оружие, с помощью которого ведутся политические и рекламные кампании. Поэтому важность умения коротко и емко выразить свою мысль трудно переоценить.

Как известно, цель публичной речи в том, чтобы внести изменение в поведение слушателей и зрителей, воздействовать на их разум и чувства. Поэтому стоит в первую очередь определиться с жанром вашей речи.

Современная классификация речей по жанрам

1. Социально-политические речи

  • Доклады на собраниях, конференциях, конгрессах.
  • Политическая и дипломатическая речи.
  • Военно-патриотическая речь.
  • Политическое обозрение.
  • Агитаторские и митинговые речи.

2. Академическое красноречие

  • Лекции в высших учебных заведениях.
  • Научные обзоры и доклады.
  • Информационные научные сообщения.

3. К судебным речам относятся

  • Обвинительная, прокурорская речь.
  • Речь защитника, адвокатская.

4. Социально-бытовые речи

  • Юбилейные и поздравительные речи.
  • Тост или застольная речь.
  • Надгробная и поминальная речи.

5. К богословско-церковным можно причислить

  • Церковную проповедь.
  • Соборную речь.

Разумеется, что чаще всего в обыденной жизни мы используем социально-бытовой жанр. А вот для рабочих моментов нынче актуальны:

  1. Информационные и обучающие выступления из академического красноречия.
  2. Убеждающие и рекламные (продающие) речи с призывом из социального.

Если ещё лет 10-20 назад пользовались популярностью познавательные лекции, то сейчас интерес широкой аудитории к ним почти исчерпан. Теперь в фаворе интерактивные публичные выступления: семинары (вебинары), мастер-классы, тренинги.

Наиболее востребованный вид речи для бизнеса в интернет — это убеждающая короткая речь с призывом. К ней можно отнести разнообразные презентации продуктов и услуг, приглашения на мероприятия и даже самопрезентации.

Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки

Как правильно составить публичное выступление

Грамотно составленная речь всегда имеет 3-частную форму: вступление, основную часть и заключение. Еще в древности, когда наука риторика была в большом почете, особое внимание уделялось началу речи, которое и тогда рекомендовалось, и сейчас рекомендуется выступающим — заучить.

Несмотря на то, что вы, возможно, потратите больше всего времени именно на его создание, звучать оно должно очень естественно. Вот 4 беспроигрышных варианта, с которых можно начать:

  1. С интересного или шокирующего факта по теме выступления. Вы наверняка замечали, как спикеры, которые вам нравятся, произносили в начале своего выступления фразы наподобие: а знаете ли вы…?
  2. Можно сразу же сделать акцент на актуальности, важности, полезности того, о чём вы собираетесь говорить. И звучит это часто примерно так: советую вам дослушать мою речь до конца, потому что…
  3. Отлично прозвучит в начале также крылатое выражение или пословица по теме. К примеру, для текста этой публикации я нашла афоризм Наполеона.
  4. Риторический вопрос — отличное начало речи, особенно когда он касается наболевшей темы аудитории перед которой вы выступаете.

Какие элементы должны обязательно содержаться в убеждающей речи?

1) Аргументы:

  • какие-то свершившиеся факты, о которых можно упомянуть;
  • цифры, статистика;
  • народная мудрость — приметы, поговорки, фразеологизмы;
  • цитаты, мнения авторитетных источников.

2) Обоснования – базируются на человеческих ценностях:

  • здоровье;
  • дети, семья, отношения;
  • свобода — людям важно осознавать, что они свободны в своем выборе, что у них свободный график, что они свободны поступать как им хочется, у них есть свободное время;
  • любовь, отношения.

И аргументы, и обоснования очень важны, ведь люди по типу восприятия разные — кто-то лучше воспринимает, к примеру, цифры, а кто-то лучше реагирует на обоснования. Главная цель убеждающей речи — побудить слушателей/зрителей совершить какое-то действие.

Чтобы ваша речь убеждала слушателей, и не позволила им переключить своё внимание обязательно используйте риторические приёмы: метафоры, сравнения, эпитеты. Погружайте их в определенную атмосферу или обстоятельства. Приводите примеры, найдите моменты, где в вашей речи можно было бы использовать юмор.

Финал или заключение речи зависит от выбранного вами жанра. Для информационных и обучающих выступлений лучше всего подвести итоги сказанного, как говорил А. В. Суворов “Повторение — мать учения”.

Агитационные, рекламные речи всегда заканчивайте призывом, и вряд ли вам подойдет “Да здравствуют мир, труд, май!” (хотя конечно можно пожелать им здравия :)). Гораздо больше подойдут глаголы в повелительном наклонении, призывающие что-то сделать: подпишитесь, приходите, возьмите визитку, запишите контакты и т.п.

ВАЖНО! Никогда не завершайте свою речь по примеру Добрыни Никитича из м/ф про 3-х богатырей: ну вот так вот как-то…

Если вы — эксперт, мастер своего дела, то познакомьтесь с алгоритмом убеждающей речи, которая аргументирует ваше мнение с помощью примеров. Смотрите фрагмент из тренинга Майкла Бэнга «Мастерство публичных выступлений». Майкл Бэнг, лучший продавец мира 1990-х годов, основатель «Международной школы продаж» и один из самых востребованных консультантов в Европе.

Примеры текстов для публичного выступления

Натали Портман прославилась в 13 лет, сыграв роль девочки-подростка в фильме Люка Бессона «Леон» (Léon), которая дружит с наёмным убийцей Леоном (Жан Рено).

Она проявила свой талант и в других своих работах, но окончательно покорила сердца зрителей, сыграв роль Падме Амидалы, королевы планеты Набу в фильме Джорджа Лукаса «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза».

Речь Натали Портман (с русскими субтитрами) перед выпускникам Гарварда 2015

В её тексте публичной речи сквозит важная мысль, которую она хотела донести выпускникам Гарварда — это личное развитие, единственная вещь, в которой мы точно можем быть лучшими. Личное формирование — это одна из тем, которая затрагивается в фильме «Черный лебедь», где её персонаж Нина становится артистически успешной тогда, когда она обнаруживает удовольствие в совершенствовании себя, а не тогда, когда пытается другим казаться идеальной.

«Примите свои недостатки в знаниях и обратите это себе на пользу» — сказала Натали Портман и рассказала историю одного знакомого известного скрипача, который поведал ей, что он не может стать композитором, потому что знает слишком много музыкальных произведений и когда начинает писать ноты, то ему сразу же на ум приходит знакомое, уже существующее сочинение.

Натали полагает, что незнание того, с чем предстоит столкнуться выпускникам — одно из преимуществ. «Вы можете сочинять, потому что ваш разум еще не заполнен огромным количеством произведений, и вы не считаете многие вещи само собой разумеющимися. Единственный правильный способ сделать что-либо знаете только вы сами. Вы, сегодня здесь собравшиеся, достигните многих выдающихся вещей. У меня нет сомнений по этому поводу.»

Публичная речь Стивена Спилберга перед выпускниками Гарвардского университета 2016

«Я создаю миры, которые существуют всего два часа. Вы — мир, который будет жить вечно» — режиссер, продюсер и сценарист, миллиардер, и один из самых известных людей на планете Стивен Спилберг выступил в своей речи перед выпускниками Гарварда в мае 2016 года.

Стивену пришлось потратить 37 лет, чтобы получить диплом, а все потому, что на втором курсе колледжа ему предложили работу мечты на Universal Studios, так что пришлось бросить учебу. Тогда он сказал своим родителям, что, если с кино не сложится, он вернется в университет.

Но все отлично сложилось. И мир увидел «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», «Челюсти» и тетралогию об Индиане Джонсе. Вернулся Стивен Спилберг в университет из-за своих детей, которых у него семеро.

Поскольку он настаивал, воспитывая их, на важности высшего образования, но сам этот путь не прошел, поэтому в пятьдесят лет поступил в университет штата Калифорния — Лонг-Бич, и все-таки получил диплом. Признается, что палеонтологию ему зачли благодаря «Парку Юрского периода».

Публичная речь Марка Цукерберга перед выпускниками Гарварда 2017

Марк Цукерберг — американский программист и предприниматель в области интернет-технологий, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook и руководитель компании Facebook Inc.

Самый молодой долларовый миллиардер в истории человечества, не окончил этот университет, но получил почетную степень доктора юриспруденции. Эмоциональная речь Марка Цукерберга «Величайший успех приходит благодаря возможности ошибаться» вдохновила целый мир.

Его текст публичной речи содержит такой ключевой фрагмент:

«В нашем обществе мы часто не совершаем больших поступков, потому что так боимся совершить ошибку, что игнорируем все плохое, существующее в обществе сегодня, и ничего не делаем. На самом деле, у всего, что мы делаем, в будущем будут недочеты. Но это не должно помешать нам начать.

Так чего же мы ждем? Пришло время дел, которые определят наше поколение. Как насчет того, чтобы остановить изменение климата до тех пор, пока мы разрушим планету, и вовлечь миллионы людей в процесс создания и установки солнечных батарей.

Как насчет того, чтобы вылечить все болезни и попросить волонтеров отслеживать данные о своем здоровье и делиться геномами? Сегодня мы тратим в 50 раз больше на то, чтобы лечить больных, чем на поиск средств, которые бы позволили людям не болеть. Это бессмысленно. Мы можем это исправить.»

Полный перевод на русский вы можете прочесть на сайте «Настоящее время».

Этапы подготовки публичной речи

Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки:

  1. Сбор и анализ информации.
  2. Составление текст публичной речи.
  3. Тренировка произнесения текста речи.

Часто мы восхищаемся и переслушиваем речи великих ораторов. Были ли эти речи импровизациями? Нет — конечно же их готовили!

Известна цитата Марка Твена: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь». Он готовился к тому, «что» будет говорить и «как». После подготовки смыслов своей речи очень важно тренироваться ее произносить.

Даже если вы освоили интонации, немаловажную роль также имеет эмоциональность речи — чередование улыбки и серьезности, замедлении и ускорения. Также важно найти логические ударения в этом тексте — на каких словах надо усилить голос, где сделать паузу.

«Что» и «как» — 2 стороны одной медали. Если у вас отличное «что» — смысловая нагрузка, логика изложения, но «как» хромает, никто не захочет вас слушать. И наоборот — с «как» все в порядке — речь льется невообразимо, к сожалению, без глубоких смыслов мы никогда не вспомним эту речь, и уж, тем более, у нас не возникнет мысль взять карандаш и начать конспектировать.

Это вам тоже может быть полезно:

20 секретов развития красивой грамотной речи

Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.

Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?

Что такое «грамотная речь»?

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.

Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.

В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.

Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.

Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».

Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.

Литературный язык как составляющая грамотной речи

Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.

Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.

Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.

И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.

Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].

К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].

Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.

Словарный запас для красивой грамотной речи

Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т.д.

Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»

Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.

Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.

Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].

Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].

Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.

Техника речи

Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.

Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.

Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.

Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.

Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.

Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.

Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.

Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».

В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.

Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».

Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.

Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».

Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.

Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните 5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:

В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:

  • Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
  • Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
  • Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
  • Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
  • Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
  • Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.

Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.

Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».

Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».

Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.

Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.

Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].

Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].

И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.

Как научиться красивой грамотной речи

Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.

Топ-20 секретов красивой грамотной речи:

  1. Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
  2. Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
  3. Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
  4. Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
  5. Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
  6. Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
  7. Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
  8. Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
  9. Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
  10. Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
  11. Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
  12. Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
  13. Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
  14. Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
  15. Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
  16. Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
  17. Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
  18. Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
  19. Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
  20. Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.

Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.

И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?

Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.

И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.

Для чего нужна грамотная речь:

  • Для общения и взаимопонимания.
  • Для передачи информации.
  • Для обмена сведениями.
  • Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
  • Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
  • Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
  • Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
  • Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.

Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.

Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить тест для сотрудников
  • Как найти сопрягающую матрицу
  • Как найти номер договора по карте сбербанка
  • Как найти телефон если разряжена батарея
  • Как найти в ватсапе сообщения со звездочкой