Староверы россии как их найти

Редакция сайта «Русская вера», да и другие старообрядческие информационные ресурсы, периодически получают от читателей вопросы, многие из которых связаны с просьбой подсказать, где находится ближайший старообрядческий храм, моленная, как связаться с местным священником или наставником. О создании общедоступной и полноценной базы данных в старообрядческих согласиях говорят уже более 20 лет, однако реальная работа началась только в этом году.

О мытарствах христиан и всех интересующихся старообрядчеством хорошо написал Максим Гусев в статье «Кто ищет тот найдет»: «Если человек — в сотнях километрах от ближайшего уголка Божия, если у него под рукой лишь случайный телефон, увиденный в газете или на случайно встреченном староверском сайте, а есть желание узнать о ком-то из староверов, то как сделать  первый шаг?»

Вот уже более трёх месяцев идет работа над разделом «Храмы и общины». 

Это не просто список культовых зданий, принадлежащих старообрядческим согласиям. Это уникальный в своём роде проект: в одном разделе собирается информация обо всех общинах старообрядческих согласий, притом как имеющих храм, так и не имеющих пока молитвенного помещения. Здесь дается не только адрес, но и привязка к карте, а также история общины и другая полезная информация: год постройки, дата престола (если такой имеется), настоятель, телефон церкви и сайт (при наличии), фотографии церкви. Также по возможности дается расписание богослужений.

Пример отображения информации на одной из общин

На данный момент в процессе наполнения находятся общины трёх согласий: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, расположенные в пяти странах (Россия, Беларусь, Украина, Литва, Казахстан). Уже сейчас заполнено 50 регионов Российской Федерации.

Этот проект — наше совместное достояние. Если Вы являетесь представителем общины или увидели неточность в описаниях, укажите нам на нее в комментариях к основной информации. Этим Вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела.

Если Ваша община нуждается в создании собственного сайта или представительства в интернете, то мы бесплатно поможем Вам его сделать. Вы можете получить доступ к управлению новостями и основной информацией своей общины в структуре нашего проекта, либо получить помощь профессиональных web-разработчиков в создании своего собственного. Свяжитесь с администрацией, отправив запрос на почту: admin@ruvera.ru

Старообрядцы. Рекомендации по поиску

Христианство за две тысячи лет своей истории, от первоначального периода жесточайших гонений до утверждения во многих странах мира в качестве государственной религии и создании церковных государств, знает немало расколов и противостояний. На разных этапах развития Церкви находились те, кто уводил из лона Церкви часть её паствы.

В середине XVI века закрепилось начавшееся с июльских событий 1054 года Великое разделение Церкви на Западную и Восточную — Римско-Католическую и Православную. Русь, изначально тяготевшая к Византии, осталась не только верной Восточной Церкви, но сделалась её оплотом в Восточной Европе. За этим последовала череда расколов (протестов против власти Римского папы) в Западной Церкви. В 1517 году Мартин Лютер обнародовал свои антипапские тезисы, поддержанный «шпайерским протестом» немецких князей (осудившим преследование лютеран). В 1530-е годы из папского повиновения вышла Англиканская Церковь.

В континентальной Европе сформировалось более десятка протестантских (лютеранских, кальвинистских) церквей. Из протестантизма вышли многочисленные евангелические и баптистские течения (только основных конфессий насчитывается до 14-ти). В некоторых странах протестантские церкви получили государственный статус (например, лютеранская Церковь Швеции). Несколько течений вылившихся в самостоятельные религиозные организации существует и в католицизме (Римско-Католическая и Восточно-Католические Церкви, Старокатолицизм, Традиционализм). 

Не осталась единой и Восточная Церковь. Шесть восточных церквей (в том числе Армянская, Коптская, Эфиопская) отделились от единой ещё Христианской Церкви, не приняв исповедание веры, утвержденного Халкидонским собором в 451 году. Этот первый в Христианстве раскол носил духовный характер, в отличие от Великого разделения и последующих расколов в Западной церкви, в основе которых лежало желание не делиться материальными благами и властью с Римом.

Православие в своей истории не раз сталкивалось с сепаратистскими и сектантскими движениями. На сегодняшний день Православие состоит из 15 Автокефальных (самостоятельных поместных) церквей, пяти Автономных и нескольких самоуправляемых церквей, которые состоят в духовном общении с Вселенским (Константинопольским) Патриархом. В рамках Православия в начале XX века в ряде стран (Россия, Греция, Болгария, др.)  возникло несколько неканонических истинно-православных и старостильных церквей. Сложные политические события XX века способствовали возникновению большого разнообразия неканонического Православия, к которым относят непризнанные и раскольнические православные церкви (юрисдикции), альтернативное и маргинальное православие, православные диссиденты.

Старообрядчество и никонианство в России

В начале 1650-х годов поддержанный царём Патриарх Никон начал церковную реформу. Исправление богослужебного чина и унификация возникших с течением времени особенностей (по сути ошибок) с общими правилами Константинопольской церкви. Противники нововведений не только держались за древлеправославные традиции, но и увидели в реформах первые попытки полного административное подчинения церкви светской власти — государству в лице государя. А также попытку секуляризации, то есть изъятия церковной недвижимой собственности: земли с крестьянами. Началу раскола положили анафема (проклятие) на еретиков (противников реформы), провозглашенная на Московском соборе 1656 года и постановления Большого Московского собора 1666‒1667 годов. Последний собор низложил и осудил Патриарха Никона (конечно же, не за начало церковной реформы, а за чрезмерные политические амбиции) и начал борьбу с «расколом», то есть с противниками никоновских реформ. Официальная Церковь объявила непримиримую войну раскольникам, последние же обвинили в расколе самого «расколопатриарха» Никона и сторонников его «новообрядческой», «никонианской» церкви, которая, по их мнению, безосновательно называла себя православной.

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)
Духовные основы противостояния официальной Церкви и государства со всеми течениями старообрядчества —вопрос большой и многослойный, требующий серьёзного погружения. Для всех, желающих разобраться в сути противостояния, мы можем только посоветовать познакомиться с мнениями обеих сторон. 

В тоже время нельзя не увидеть в «расколе» и социальный протест. В лице «никонианской» церкви сирые и обездоленные видели один из инструментов безграничной власти государства. Жизнь «в лесах» и «на горах» (Русский Север, Среднее Поволжье, Вятка), а также на южных окраинах (на Хопре, Дону, Тереке), на Яике (что был екатерининским указом переименован в Урал), в Сибири, а также в соседней Речи Посполитой (бежавшие старообрядцы селились в Великом Княжестве Литовском и в украинских землях Польши, позже отошедших Австрийской Империи) давала возможность уйти и от чрезмерного экономического угнетения, и от духовного давления. 
Бегство старообрядцев в малодоступные места на окраинах и в Сибири, за границу (однако многие территории Речи Посполитой через столетие оказались включенными в состав Российской Империи) привело к отсутствию сведений о них в переписных книгах второй половины XVII ‒ первой половины XVIII века.

Неприятие старообрядцами петровских реформ в целом и полный отказ от вводимой Петром I регистрации населения по православным приходам и ведения метрических книг практически полностью исключили основной генеалогический источник из жизни старообрядцев.

Все названное привело к тому, что документальная база для изучения исторического прошлого старообрядческих семей, их родословия оказалась значительно беднее. Только в правление императора Павла I был сделан первый шаг в ослаблении давления государства на старообрядцев, следствием которого стало введение церковных документов в практику незначительной части старообрядцев.

Отметим основные вехи признания старообрядчества государством и официальной церковью:

  • Учреждение Единоверия в 1800 году (Высочайше утвержденные 27 октября «пункты о единоверии» митрополита Платона); разрешение служения по древним православным чинам и рукоположение священников для старообрядцев, соединившихся с новообрядцами, то есть с официальной Русской Православной Церковью.

  • Именным Высочайшим указом «Об укреплении начал веротерпимости», данным Правительствующему сенату 17 апреля 1905 года, раскольникам всех толков и согласий присвоено наименование старообрядцев, а на все их молитвенные дома (раскольничьи и сектантские) были распространены все права, что имели храмы инославных исповеданий.

  • 20 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», которым закреплялось равенство всех религий перед законом, а 14 июля 1917 года ‒ постановление «О свободе совести».

  • Постановлением Патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года была признана спасительная сила «старых русских обрядов», упразднены клятвы Московских соборов 1656 и 1667 годов. Сила этого постановления была подтверждена Поместным собором Русской Православной Церкви в 1971 году, а в 1974 году и Русская Православная Церковь Заграницей присоединилась к признанию Древлеправославия даже в большем объеме, без оговорок.

Основные течения старообрядчества

Старообрядчество или Древлеправославие хотя и проникло первоначально и в верхние слои общества, крепко осело в купечестве, но в основной своей массе оно было институтом народным, крестьянским, от того и не оформилось в единую Церковь. Более того, очень скоро, в первую очередь благодаря разобщенности старообрядческих общин стало приобретать в разных местах свои особенности. Отрекшись от официальных доктрин и потеряв связь со Вселенской церковью, отдельные группы старообрядцев получили своих вождей, своих учителей веры, которые привносили в учение о Христе своё понимание и своё толкование. 

Отвергая официальную церковь, большая часть старообрядцев отвергла и новое священство, то есть отказалась от никонианских священнослужителей. Согласия (объединение старообрядцев, придерживающихся единой вероучительной и обрядовой практики), отвергающие никонианских священников (попов), называют беспоповскими. Их насчитывается 16-ть. Самые известные из них: Поморское, Федосеевское, Нетоское и Аароново согласия. Это самая непримиримая часть старообрядчества. Даже после указа 1905 года, когда и для старообрядцев-беспоповцев была предоставлено право регистрировать акты гражданского состояния в светских государственных учреждениях (чаще всего в полицейских управлениях), они старательно уклонялись от этого права.

Старообрядческая церковь в Токмаковом переулке в Москве. Источник: https://um.mos.ru/houses/tserkov-moskovskoy-obshchiny-staroobryadtsev-pomortsev
Некоторые (всего шесть) согласия считали возможным принятие в общины новообрядческих священников при отречении оных от реформ Никона. Таковых священников принимали в старообрядческие общины через помазание. Три согласия в своем развитии оформились в самостоятельные Церкви, то есть в общественные организации.

Новоблагословенное согласие (православное или церковное православие, духовная вера, единоверие)

В конце XVIII века с благословения отдельных епископов в некоторых приходах возобновили службы по старым обрядам и книгам «никонианскими» священнослужителями, а зарождение идеи единоверия относится к последним года правления Петра I. Основы Единоверия были заложены в переговорах московских и нижегородских старообрядцев-поповцев с владыкой Платоном, митрополитом Московским и Коломенским и утверждены Императором Павлом 27 октября 1800 года. Однако полного воссоединения не состоялось: со старообрядцев не снимались клятвы Московских соборов, новообрядцам не дозволялось без крайней нужды принимать таинства от старообрядческих священников.

Церковь св. Симеона Столпника в Нижегородском кремле (единоверческая с 1844, разрушена). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Единоверие
Единоверие распространялось медленно, с большими осложнениями. Большинство старообрядцев-поповцев не хотело принимать иерархическую юрисдикцию Русской Православной Церкви. К 1918 году на территории бывшей Российской Империи насчитывалось не более 600 единоверческих приходов. Для исторической науки важнейшей вехой в развитии Единоверия стало принятие старообрядцами-единоверцами церковной документации. В единоверческих храмах вели метрические книги, составлялись исповедные росписи, копии с них ежегодно поступали в консистории.

«Беглопоповцы» («поповцы»)

К беглопопвцам относится часть старообрядцев, готовая принимать священников, поставленных Русской Православной Церковью, но покинувших ее и примкнувших к старообрядцам. Это согласие не имело единого управления, а потому скоро разделилось на несколько согласий, крупнейшими из которых были диаконовское и перемазанское. В 1923 году часть последователей всех беглопоповских согласий примкнуло к Русской Древлеправославной Церкви, история которой есть история бесконечных расколов. 

Съезд староверов-беглопоповцев. Источник: https://foto-history.livejournal.com/13033796.html
Белокриницкое согласие (Белокриницкая или Австрийская иерархия)

В правление императора Николая I реакцией малой популярности Единоверия среди старообрядцев-поповцев стали гонения на «беглых попов» (старообрядческих священников). Это обстоятельство побудило реализовать идею основать свою собственную старообрядческую епископию. В 1846 году в Белокриницком монастыре (село Белая Криница в Австрийской Империи, а ныне в Черновицкой области Украины) бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий (грек Паппа-Георгополи) присоединился к старообрядчеству и совершил ряд хиротоний (посвящений во епископы). Так было положено начало старообрядческой иерархии, которая стала въезжать в Россию. Уже в 1853 году была основана Владимирская старообрядческая архиепископия (Владимирская губерния имела самое большое число старообрядцев из числа великорусских губерний), а в 1863 году она была преобразована в Московскую и всея Руси с центром в Рогожской слободе города Москвы. Однако запреты, ограничения, гонения и тюрьмы были постоянными для членов Белокриницкого согласия в России. Для реабилитации Белокриницкой иерархии не хватило силы Высочайшего указа 1905 года, для снятия печатей с алтарей старообрядческий храмов понадобилась личная телеграмма Императора (16 апреля) на имя Московского генерал-губернатора.

Санкт-Петербург. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, старообрядческая Белокриницкого согласия. Источник: https://sobory.ru/photo/163872
Древлеправославная Церковь Христова за двенадцать лет до большевистского переворота в октябре 1917 года показала всю силу русского старообрядчества. За это время было построено более тысячи (!) храмов, включая те, что ныне признаны шедеврами архитектуры того времени, открыто десять монастырей, несчитанное число школ (по постановлению 2-го Всероссийского старообрядческого съезда 1901 года ‒ в каждом приходе) и нескольких училищ, в 1912 году  учрежден Старообрядческий богословско-учительский университет. В советское время Древлеправославная Церковь Христова пережила всё, что пережили и другие церкви. В 1988 году она приняла свое нынешнее наименование ‒ Русская Православная Старообрядческая Церковь, сохраняя за собой историю Русской церкви до 1653 года, то есть считая себя преемницей дониконовской Русской церкви. Зарубежные последователи Белокриницкого согласия ныне объединены Русской православной старообрядческой церкви в Румынии.

Новозыбковское согласие старообрядцев-поповцев возникло уже в советские годы (с центром в городе Новозыбков Брянской губернии) и не представляет предмета генеалогического интереса. Последователи этого согласия составили основу Русской Древлеправославной Церкви.

Некоторые особенности генеалогических поисков по старообрядцам

Две важнейшие особенности, которые приходится принимать как данность при изучении генеалогии старообрядцев, уже были упомянуты выше: 

Отсутствие значительной части старообрядцев в переписных книгах второй половины XVII ‒ начала XVIII века и в ревизских сказках XVIII века.

Тут стоит помнить, что введенный в 1716 году подушный налог с старообрядцев взимался в двойном размере. Только начиная с ревизии 1795 года можно уверенно говорить, что сказками было охвачено подавляющее большинство старообрядцев; исключение составляли только последователи самых непримиримых беспоповских согласий. При этом стоит еще учитывать, что старообрядцами поголовно были уральские (бывшие яицкие) казаки, и они же составляли большинство среди донских (до 1860-х годов) и терских казаков, а казаков не охватывали общегосударственные переписи и ревизии.

Только Первая Всероссийская перепись населения 1897 года (увы, первичные переписные листы которой сохранились в мизерном проценте) и Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года охватывали старообрядческое население в полном объеме.

Старообрядцы всех толков до определенного времени не вели никаких записей актов гражданского состояния.

С одной стороны, сами старообрядцы считали метрические книги и исповедные росписи богопротивным делом «никонианцев», с другой и правительство не желало давать им такого права. 

Другой особенностью (положительной для современных исследователей генеалогии) было сокрытие частью старообрядцев своей принадлежности к «расколу». Купцы (староверам было запрещено записываться в купечество), чиновники, казачьи офицеры и др. предпочитали официально числиться в православии, чтобы избегать ущемлений в правах и по службе. Сведения о таковых «лицемерных старообрядцах» можно найти в общих для всех православных источниках.

Метрические книги и ведомости о старообрядцах

Первыми из старообрядцев метрические книги стали вести единоверцы, признавшие в 1800 году иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Единоверческие храмы были подчинены епархиальному начальству по своему месту нахождению.

Общим для православных приходов порядком в единоверческих храмах в тех же самых формулах начали вести записи в метрических книгах, составлять исповедные росписи. Ежегодно, в начале каждого года составленные с приходского экземпляра копии представлялись в местные консистории. В сводных консисторских экземплярах метрических книг по благочиниям и уездам книги единоверческих приходов подшивались после всех православных приходов.

В епархиях с большим числом единоверцев их метрические книги могли составлять отдельные тома. 

В 1844 году всем консисториям и православным приходам было указано вести особые ведомости о проживающих в приходах «раскольниках и сектантах», а полицмейстерам завести особые книги для записи родившихся и умерших старообрядцев. Ведомости о проживающих в приходе старообрядцах оставались ежегодно в местные консистории вместе с исповедными ведомостями. Эта практика была прекращена вместе с отменой правила подачи копий исповедных росписей в консистории в 1866 году. Ведение же особых книг широкой практики не получило. В ряде епархий (например, Вятской) местные священники в приложении к метрической книге вели особые списки «Из раскольников родилось» и «Из раскольников померло».

В 1874 году был опубликован указ об обязательном ведении метрических книг для старообрядческих общин, само ведение метрических книги было возложено на городские и уездные полицейские управления. Увы, исполнялся этот указ в самой минимальной степени. Большинство старообрядцев просто игнорировало этот указ, другие же в случае необходимости предпочитали, не афишируя своей принадлежности к старообрядчеству, пользоваться документами из православных приходов. После опубликования закона «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года ведение метрических книг было передано в старообрядческие общины, обязанности по ведению были возложены на священников, наставников и учителей. В обязанностях полицейских управлений оставалось ведение метрических книг для крайних беспоповских согласий и сектантов.

Русские старообрядческие общины, приемлющие священство, вели метрические книги до попадания под советскую юрисдикцию (западные области Украины и Белоруссии), а не попавшие под советы продолжают это делать до сего дня.

Метрические и исповедные документы хранятся ныне в региональных архивах, в фондах:

  • духовных консисторий и коллекциях метрических книг,
  • городских и уездных полицейских управлений, иногда их можно встретить в фондах губернских и волостных правлений.

Общая сохранность метрических книги старообрядцев коррелируется с сохранностью всех прочих архивных документов того или иного региона (от очень хорошей до нулевой).

Прочие или вторичные документальные источники

В этой группе документов выделить, пожалуй, можно только документы полицейские и судебные. Находясь в зоне особого (и недоброжелательного) отношения к себе со стороны властей и официальной церкви, старообрядцы в процентном отношении значительно чаще привлекались к судебному преследованию по разным поводам. Документы об этом можно найти в фондах уездных судов и расправ всех уровней, магистратов и учреждений после реформенной поры: окружных судов и прокурорских учреждений.

Документы о старообрядцах можно встретить в региональных архивах в фондах канцелярий военных и гражданских губернаторов, губернских и областных правлений, казённой и государственных имуществ палат, по крестьянским делам (основная масса старообрядцев была крестьянами), военных учреждений (старообрядцы не освобождались от военной службы), городских дум и управ.

Из федеральных архивов большее число информации о старообрядцах можно увидеть в Государственном архиве Российской Федерации (в первую очередь в фонде Департамента полиции) и Российском государственном историческом архиве (Департамент духовных дел иностранных исповеданий М.В.Д., Департаменты Правительствующего сената Государственный совет и пр.).
Интересные собрания о старообрядцах хранят Отделы рукописей Российской национальной и Российской государственной библиотек, Отдел письменных источников и рукописный отдел Государственного исторического музея.

В кратком обзоре старообрядческого вопроса в связи с генеалогическими исследованиями названы только основные особенности, фонды и архивы, обозначены основные проблемы, связанные с отсутствием первейших генеалогических источников. В целом же весь спектр общих документов должен быть во внимании исследователя, взявшегося за исследование генеалогии старообрядческой семьи.

Заметим ещё одну проблему, с которой можно столкнуться. Старообрядцы жили и живут своей закрытой от «богомерзского мира никонианцев» жизнью. Чужих в свой мир они пускают неохотно и с большой опаской. Или не пускают вовсе.

Староверы или старообрядцы, как их еще принято называть несомненно по прежнему проживают на территории России.

Но где их найти, как их встретить и увидеть?

Как они вообще выглядят и отличаются от обычных людей?

В этих вопросах и попробуем разобраться совместно.

Стоит понимать, что старообрядчество это целая совокупность ряда течений и религиозных организаций, действующих в русле русской православной церкви, разница между их верой и курсов РПЦ в том, что староверы отвергают церковную реформу Патриарха Никона и второго русского царя из династии Романовых — Алексея Тишайшего, которая проходила в 1650-1660х годах.

Конечной целью реформы являлось изъятие церковной собственности государством, конечно был и ряд других более мелких подцелей, но эта на мой взгляд была основной.

Одно время именно привержценцы старообрядческого строя именовались раскольниками, так как по сути откололись от основной ветки русской православной церкви.

Считается, что именно эта реформа привела к появлению на территории страны чуть позже множества разнообразных сект, с довольно уникальным и чудовищным укладом управления.

Староверы в свою очередь издавна делились на поповцев — беглых священников, и беспоповцев — которые не признавали священников в принципе.

С течением времени все старообрядцы были разделены на четыре основных направления:

  • РПСЦ;
  • РДЦ;
  • ДПЦ;
  • ДСЦФС.

Подсчитать раскольников и сказать сколько их в стране всегда было весьма трудно, ведь они подвергались гонениям властей и самой русской православной церкви.

РПСЦ или Церковь Белокринического согласия включает в свои ряды более 500 тысяч граждан России, которые проживают почти на всей территории страны, от поволжья , до центральной части России, Урала и Сибири.

Считается, что данная ветка имеет около 200 приходов, 12 епархий и даже один действующий женский монастырь, большая часть приходов данной ветки старообрядческой церкви располагается на Урале, следовательно там и сможете вы наиболее вероятно найти старообрядцев: Пермь, Екатеринбург, Курган, Оренбург и Башкирия, в этих областях проживает множество старообрядцев данной ветви.

Поморы или ДПЦ — это крыло создали братья Денисовы, которых называют главными вождями раскола церкви XVIII века, управляет данной веткой церкви в настоящее время Шамарин Владимир Викторович, он является в некотором роде председателем этой церкви.

Считается, что на территории России около 50 приходов этой ветки, но при этом действует еще и около 200 неоформленных общин, стоит понимать что в каждой общине может насчитываться от 10 и более тысяч прихожан, таким образом можно примерно представить численность прихожан этой церковной ветви.

По большей части люди, которые входят в общины ДПЦ проживают в Карелии, Архангельской области, Саратовской и Ленинградской областях, и даже в самой столице.

Управляется ДПЦ церковным собором, у нее есть свой устав.

Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС) или же сокращенно Федосеевцы — в стране не так много служителей данного направления, да и само оно было официально оформлено не так давно, лишь в 2014 году, в стране примерно 50 общин данной церковной ветки, но число опять же не точное, ведь многие общины существуют закрыто, можно сказать практически тайно.

Федосеевцы также делятся на ряд течений: необщинники — которые проживают на территории Москвы, Казанские Федосеевцы — в Татарстане, Филимоновцы, которые проживают по большей части в Нижегородской и Кировской областях.

Около 30 процентов старообрядцев проживают в крупных миллионниках на территории России, по итогам 2018 года на территории страны официально насчитывалось целых 379 общин старообрядцев, а численность их по актуальной информации чуть больше 400 тысяч человек.

Сами же староверы думают иначе, и считают что в России их проживает не менее двух миллионов, а по крещению может быть даже и больше.

Опровергнуть или же подтвердить эту версию не может думаю никто.

В общем то я перечислил, где в России еще проживают староверы, стоит понимать, что почти в каждом крупном городе страны есть весьма высокие шансы найти старообрядческую общину и пообщаться со староверами.

#1

Sacis

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 38 сообщений

Отправлено 19 сентября 2006 — 10:06

Ищу информацию о посёлке староверов на р.Мана.
Помогите

  • Наверх

#2


Gril

Gril

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 974 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Дубна моск.обл

Отправлено 20 сентября 2006 — 21:10

все дело в том, что они не очень любят «чужих» гостей. Тем более незванных.
Так что даже узнав адрес, не спеши.

поспрашивай на http://www.staroobrad.ru/

  • Наверх

#3


vitrysk

vitrysk

    Старожил

  • Путешественник
  • 825 сообщений
  • Город:Швеция

Отправлено 20 сентября 2006 — 22:23

я не посмотрела откуда ты, а то если что в Беларусии в Березинском вроде заповеднике три что-ли деревни —

В Беларуси вообще хватает… И церквей отдельных, и просто приходов. Я например тоже «из них» по крещению…

  • Наверх

#4


Den(Duj)Dao

Den(Duj)Dao

    Умудренный

  • Путешественник
  • 248 сообщений

Отправлено 20 сентября 2006 — 23:44

Вообще-то в Москве тоже староверский приход есть — на Рогожской заставе.

Интересно, нахрена чуваку из города нефтяников приход в Москве? Разве что для статистики? Тогда для статистики же могу предложить и приход в пгт. Ленинград на Охте.

  • Наверх

#5


Sacis

Sacis

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 38 сообщений

Отправлено 21 сентября 2006 — 12:39

мне нужен весьма конкретный посёлок именно на Мане
слышал о нём от драйвера,месторасположение он сообщать отказался,
сказал,,найдёшь примут,,
Я туда на ПМЖ собираюсь

  • Наверх

#6


МАRИНА

МАRИНА

    Умудренный

  • Путешественник
  • 121 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:ТЮМЕНЬ

Отправлено 21 сентября 2006 — 13:04

Куда ты на ПМЖ собираешься? Или меня глючит? :blink: Я в шоке. Но рада за тебя! Если найдёшь, обязательно в гости приеду!

  • Наверх

#7


Cths

Cths

    Умудренный

  • Путешественник
  • 194 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Wroclaw

Отправлено 22 сентября 2006 — 11:11

споси тут — http://community.livejournal.com/krsk/

вообще, могу справиться у знакомых из тех мест,
я на Мане летом часто пропадала, пока не уехала.

  • Наверх

#8


Den(Duj)Dao

Den(Duj)Dao

    Умудренный

  • Путешественник
  • 248 сообщений

Отправлено 23 сентября 2006 — 13:10

…Если найдёшь, обязательно в гости приеду!

В гости то ты к ним приедешь, тока обратно хрен отпустят :rolleyes:

  • Наверх

#9


xd70

xd70

    Новичок на форуме

  • Новый путешественник
  • 3 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 мая 2013 — 04:30

В ЕАО (Россия) есть поселок староверов. Дороги летом туда нет. Нравы не очень гостеприимные у них. Поселок далеко находится правда, но найти помогу, если приедешь.

  • Наверх

#10


Wlad24rus

Wlad24rus

    Старожил

  • Путешественник
  • 796 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Красноярск

Отправлено 11 мая 2013 — 18:57

В гости то ты к ним приедешь, тока обратно хрен отпустят :rolleyes:

Ога.. рабочие руки не лишние.

мне нужен весьма конкретный посёлок именно на Мане
слышал о нём от драйвера,месторасположение он сообщать отказался,
сказал,,найдёшь примут,,
Я туда на ПМЖ собираюсь

А что за поселок?
Насколько я понимаю, староверы никого не принимают, тем более на ПМЖ.
Да и вообщем-то гостей они не привечают, можно весь поселок насквозь пройти, стучаться но никто тебе не откроет.

Те счастливчики кому удалось каким-то образом договориться — или заранее или как-то еще,
были вынуждены общаться с членами семьи только с разрешения старейшего члена семьи,
есть из совершенно отдельной посуды, так как они очень остерегаются «грязи и скверны», которую ты мог с собой принести,
не говоря уж о болезнях, «чужой крови», странных привычках и замашках, хромающем воспитании, недостаточном уважении, и многом еще..

На Мане есть некоторое количество поселков, но насчет староверов я не слышал.
У нас староверы живут севернее и южнее, На Подкаменной Тунгуске, в районе Вершины Теи на юге края, в Хакассии итп..
Может быть, стоитсначала немножко пожить в Красноярске, изучить местную историю, окрестности,
поездить по Хакассии, заехать в Хакасский государственный археологический заповедник,
съездить на север края по реке, посетить местные поселки, поговорить с людьми..
Думаю это будет гораздо интереснее, чем приехать сразу в поселок староверов и обломаться.
На юге края есть Город Солнца, — около 400 км от Красноярска на юг. —
На реке Казыр, недалеко от Курагино.. Там тоже интересно, они могут принять тебя..

Сообщение отредактировал rainwitch: 11 мая 2013 — 19:33

  • Наверх

#11


Siberia

Siberia

    Старожил

  • Путешественник
  • 996 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:v palatКe 327

Отправлено 11 мая 2013 — 19:29

Товарищ отправляется скоро на лодке моторной по речке Красноярского краю в экспедицию. Может взять в компанию желающих. Говорит, как и в прошлом году, будут деревни староверов в количестве. Даже некая столица ихняя. Переживает, говорит, пустят, аль не пустят нынче. Прошлым годом пущали.

  • Наверх

#12


Wlad24rus

Wlad24rus

    Старожил

  • Путешественник
  • 796 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Красноярск

Отправлено 11 мая 2013 — 19:35

Ну вот, реальный шанс.
С знающим человеком, проводником — там проще.

  • Наверх

#13


Amir

Amir

    Опытный

  • Путешественник
  • 94 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ташкент

Отправлено 11 августа 2013 — 07:17

Хз…По дороге на Байкал и обратно, раза 3-4 меня подвозили староверы — очень даже милые, открытые люди)

  • Наверх

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Как появились староверы на Руси

староверы

В. А. Кузнецов. «Божьи люди». 1917 г. Холст, масло. Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Их также называют «старообрядцами», а некоторые, по традиции, идущей еще с XVII в., даже «раскольниками». Есть еще местные названия – «кержаки», «семейские», «австрийские». Они обозначают или место проживания, или название религиозного направления, каковых в современном староверии десятки.

Датой раскола считается 1666 г., когда Поместный Собор отлучил от церковного общения «крестящихся двоеперстно», как еретиков. При этом противники богослужебных нововведений уже с 1690-х гг. называли себя «староверами». В 1750-е гг. также появляется иное название – «древлеправославные».

Читайте также:  Церковный раскол XVII века. Причины и последствия

Староверы и старообрядцы — в чем разница

По сути, оба слова означают противников богослужебной реформы Патриарха Никона.
При этом:

  • сами противники реформы уже спустя несколько десятилетий стали именовать себя «староверами», имея ввиду, что Патриарх Никон ввел в России некую «новую веру», отличную от христианства, принятого при князе Владимире Святом; однако, за прошедшие столетия отошедшим от Церкви верующим так и не удалось сформулировать суть этого «еретического уклонения»; их возражения против реформы касались не вероучения Церкви, а неприемлемых, с точки зрения «староверов» богослужебных нововведений;
  • термин «старообрядцы» появился с конца XVIII в. в официальных документах светской и церковной власти, когда все чаще стали употреблять слово «обряд», происходящее от «обрядить», как бы «облачить в одежду»; таким образом, предполагается, что есть некая «одежда», внешняя «оболочка» сокровенных религиозных смыслов; ее, по мнению некоторых богословов, можно изменять без вреда для сути веры, или оставить «по старине», как предлагали «старообрядцы».

Это интересно: Самый неоднозначный из русских Предстоятелей — Святейший Патриарх Никон

Остается вопрос, о чем же тогда несколько столетий рассуждали святые отцы на Вселенских Соборах, формулируя Символ Веры – читаемый за богослужением, во время Таинства Крещения? Не о словах ли? Не о «богослужебном обряде» ли? Можно ли отделить слово написанное или звучащее от его смысла?

Среди православных богословов и светских ученых сейчас в ходу оба слова. Подобным образом употребляются они также современными староверами: например, одна из крупнейших их общин, возглавляемая митрополитом Корнилием, носит название «Русская Православная Старообрядческая Церковь».

Чем староверы отличаются от православных

старообрядцы

Суриков В.И. «Юродивый сидящий на снегу», 1885г.

Прежде всего, традицией богослужения:

  • наиболее знаковое различие – крестное знамение, которое православные приверженцы Московского Патриархата совершают тремя первыми перстами правой руки, а староверы (старообрядцы) – двумя, указательным и средним;
  • кроме этого, старообрядцы признают только богослужебные книги, изданные до реформы Патриарха Никона.

В чем значение двуперстного крестного знамения

По сути, крестное знамение совершается не 2, а всеми перстами:

  • ко лбу, животу, правому и левому плечу старообрядец прикасается «указательным и великосредним»; такое сложение – символ соединения во Христе Божества и Человечества;
  • три оставшиеся перста при этом соединены «во образ Святыя Троицы».

Обычаи и традиции староверов

строверы

Куликов И. С. «Семья лесника». 1909 год.

Особенности жизни староверов определялись:

  • ситуацией непрекращающихся гонений, когда приходилось скрываться от властей, принуждающих к принятию никоновской реформы;
  • нарастанием апокалиптических настроений, когда мир представлялся «антихристовым», совершенно оскверненным.

Община

В результате возникает важнейшая особенность жизни староверческих сообществ – их замкнутость, изоляция, которая могла проявляться, как:

  • уход «из России» в Сибирь, где был шанс «затеряться» на необжитых землях, или за границу;
  • полный разрыв связей с внешним миром, от отказа принимать любые услуги, предметы быта, до полного отказа даже от денег; именно здесь – корни старообрядческого предпринимательства: порывая связи, община должна была выживать только своими силами, осваивая часто совсем новые сферы деятельности.

Жизненный уклад

староверы

Кустодиев Б.М. «Комната в доме Прокофия Пазухина», 1914 г.

Сознавая себя как хранителей «древлеправославия», старообрядцы создали внутри общин особую атмосферу благочестия. Вот как пишет о сибирских староверах в 1820-е побывавший в Восточной Сибири декабрист А.Е.Розен:

«Они не употребляют табаку ни чаю, ни вина, ни лекарств, все это почитается за грех. Они не прививают оспы, но, видно, вера их крепка – ни одного не встретил между ними рябого: они богомольны, прилежно читают Священное Писание и строго соблюдают обряды свои… Не только в доме и в амбарах видны довольство и обилие, но и сундуках хранятся капиталы… Поля и обработка полей представляет совершенство, между тем, как в недальнем от них расстоянии селения и пашни старожилов обнаруживают бедность и разорение.

Весь наружный вид этих людей превосходный, они блаженствуют, имеют свое общинное правление, выбирают своих старост: на мирской сходке раскладывают все подати, земские повинности, никогда не остаются в долгу. Между ними нет сословий с особенными преимуществами, они имеют дело только с исправником и заседателем, с которыми умеют ладить…»

Семья

староверы

И. С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты»

Ее особенностью, как не раз подчеркивали сами староверы, было полное отсутствие принуждения к участию в религиозной жизни – и это тогда, когда старообрядцы были гонимы, многие из них ожидали конца мира! Но, тем не менее:

  • было не принято заставлять детей молиться со всеми – взрослые действовали здесь только собственным примером, а уж дело сына или дочери – присоединяться к общей молитве;
  • родители никогда не порицали чад, решивших посвятить время, например, играм, а не походу на богослужение; более того, малого ребенка, собственно брали на службу только с 7 лет, обычно на Пасху, в иное же время приводили только на Причастие;
  • при этом приняты были собрания общины, с пением духовных стихов, душеполезным чтением; понятно, что, влекомый примером старших, ребенок старался поучаствовать в молитве или пении – и при этом постепенно, зато сознательно, воцерковлялся.

Одежда

Вот как описывает ее А.Е.Розен, побывавший в старообрядческом поселении в воскресный день:

«Мужчины расхаживали в синих суконных кафтанах, женщины в душегрейках в шелках с соболиными воротниками, в кокошниках, из коих один лучше другого…».

староверы

«Полевые цветы» 1913 год (фрагмент)
И. С. Кулико́в

Сейчас же старообрядцы, конечно, ходят в одежде, которую носят наши современники. А вот для молитвы за богослужением во храме принята особая одежда – у мужчин это обычно рубахи-косоворотки с поясами, у женщин – длинные сарафаны.

Религиозная жизнь

День старовера, священника или мирянина, начинался и заканчивался молитвой. Это не были особые «домашние» правила, но совершаемые «по чину мирян» (без иерея) богослужения суточного круга.

Храм

Он не отличается от любого другого православного, кроме, может быть, одного: у старообрядцев никогда не были приняты иконы «нового письма», подобные портретам, но – только те, что написаны по канонам древнерусской иконописи.

Крест

Как и церкви Московской Патриархии, старообрядческие увенчиваются так называемым «восьмиконечным» крестом, напоминавшем о Распятии. Именно поэтому в верхней части его – короткая перекладина, где была надпись «вины» Господа («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), снизу – еще одна также короткая, но косая: к таким распинаемым прибивали ноги. Особенность староверия не в самом кресте, но – в его употреблении за богослужением: он изображается на просфорах, церковных хлебах, претворяющихся во время литургии в Тело Господа.

Богослужение

Дониконовские книги предлагают несколько иные чины богослужения и Таинств, чем послереформенные. Различий в чинопоследованиях, текстах молитв между двумя традициями насчитывается десятки тысяч. Вот только некоторые, наиболее серьезные:

  • старообрядцы совершают всенощное бдение по издревле принятому чину; оно длится в течение ночи, а не 2-3 часа, как в приходских церквях Московского Патриархата; помимо этого, на продолжительность службы влияет пение – так называемое «знаменное», очень неспешное, распевное – как было принято на Руси; оно как бы прерывает «круговерть» современной жизни, показывает душе иной мир;
  • существенно продолжительнее также большинство других чинов; к примеру, чин Исповеди примерно в 3-4 раза длиннее принятого сейчас полнотой Русской Церкви; а во время так называемого «Мариина стояния», совершаемого на Утрене четверга 5 седмицы Великого Поста старообрядцы совершают около 1000 земных поклонов, что увеличивает продолжительность богослужения до 6 и более часов;
  • староверы сохраняют также богослужебные облачения иерея, епископа, принятые в России до Патриарха Никона; например, митру, особый головной убор (у старообрядцев от имеет меховую опушку) носят только протопоп (протоиерей) и архиерей, простые же иереи служат без головного убора; фелонь, в которой совершает службу священник, имеет более длинный перед, чем в Патриаршей Церкви.

«Восьмое таинство»

староверы

Кузнецов В.А. Канун. 1909 год.

Так часто называют смерть – переход к иному миру и жизни Царства Небесного. Похороны у староверов отличается:

  • чинопоследование погребения у староверов отличается большей продолжительностью; например, после никоновской богослужебной реформы из чина погребения «исчезли» около 30 стихир пера «Иоанна монаха» (прп. Иоанн Дамаскина); но все они неопустительно поются у староверов;
  • вниманием к деталям; например, хоронят в саване, который верующий обычно шьет для себя еще при жизни; принято было также заранее, до кончины, готовить себе гроб; особенности имеет омовение тела почившего: например, если он смог причаститься Св. Таин в течение трех дней до смерти, тело его вообще не омывается, если прошло до недели – нижнюю часть тела, и только если человек причащался более, чем неделю назад – все тело.

Возникновение разных течений и толков внутри старообрядцев

Все перечисленные особенности относятся, однако, только к одной из двух ветвей староверия, так называемому «поповству», то есть признающему священство. Однако, Патриарх Никон приложил немало усилий, чтобы в раскол не ушел ни один епископ и таким образом не возникла бы собственная иерархия. Поэтому уже через несколько десятилетий раскола иереи, посвященные до него, стали уходить из этой жизни (от старости, болезней, по причине преследований, казнимые властями). Что было делать?

Еще при жизни лидер старообрядчества, протопоп Аввакум, со скорбью писал, что некоторые уже тогда дошли до отрицания священства как такового, увещевал таковых одуматься. Но вскоре на возникшие проблемы с нехваткой иереев наложились апокалиптические ожидания, когда многим представлялось, что истинное священство теперь вовсе невозможно.

Так внутри староверия возник первый раскол – на поповцев и беспоповцев, особенно ждавших конца мира. У беспоповских течений (называемых у старообрядцев толками и согласиями – их десятки), по сути, нет Таинства Евхаристии, церковной иерархии, а богослужение сильно отличается от принятого у поповцев. Лидер общины – не священник, а «начетчик», опытный верующий, знаток древних текстов, богослужения, правил. Зачастую он совершает Крещения, благословляет браки.

Кто возглавляет старообрядческую церковь

Среди же современных «поповцев» самые влиятельные – старообрядцы так называемой «австрийской» иерархии, возникшей с середины XIX в. Тогда два инока Белокриницкой староверческой обители (в Австрии, куда старообрядцы бежали от гонений), Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов) привлекли к староверию епископа из Константинопольской Патриархии, Амвросия, которым были рукоположены первые епископы и иереи «австрийского согласия».

старообрядцы

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви

О законности такой иерархии долгое время шли споры, но именно эту Русскую Православную Старообрядческую Церковь сейчас возглавляет митрополит Корнилий. Однако, это – лишь одно из течений современного староверия. О единой церковной организации здесь говорить не приходится.

Что такое единоверие

Это старообрядцы, сохраняющие дониконовскую богослужебную традицию, но при этом находящиеся под омофором Патриарха Московского и всея Руси. Течение начало формироваться с конца XVIII в., когда сами староверы, многие из священноначалия осознали пагубность раскола. Однако, при Николае I единоверие стало средством «обращения старообрядцев в православие», что привело к его отторжению значительной частью верующих.

Сейчас же существует понятие «старообрядные приходы РПЦ». Единоверцев немного, многие из них – «старообрядцы в первом поколении», просто любящие древнерусскую традицию богослужения.

Староверы казаки

Многие представители казачества, охранявшего границы страны, получали возможность исповедовать «старую веру», хотя она была под запретом. Такую возможность имели казаки Урала, Дона.

Староверы и Пугачев

Казаки активно участвовали в восстании. Среди ближайших сподвижников Е.И.Пугачева, приговоренных к смерти, были староверы Афанасий Перфильев, Максим Шигаев. Но само движение все же было больше социальным и политическим – именно поэтому после восстания Екатерина II не начала антистарообрядческих репрессий.

Отношение русских императоров к староверам

Первый русский император, Петр I, впервые обложил староверов двойной податью, повелел даже нашивать на одежду особый лоскут, как знак принадлежности к конфессии, желая унизить достоинство людей. Но в то же время серьезных гонений на староверие не было – вероятно, просто потому, что большую часть царствования заняла война со Швецией (1700-1721 гг.), царю было не до того.

Некоторый либерализм проявила к староверам Екатерина II. Именно при ней:

  • не велено было именовать их «раскольниками», появился термин «старообрядцы»;
  • стало зарождаться единоверие.

Может быть, самым «запоминающимся» царем для староверов стал Николай I. При нем не только начали активно закрывать молитвенные дома, агрессивно насаждать единоверие.

Прекращение гонений

Официальное прекращение гонений приходится на 1905 г., когда по манифесту Николая II от 17 октября объявляется свобода совести. Тем не менее, на местах еще много лет власти чинили препятствия открытию храмов, утесняли верующих. После 1917 г. гонения на религию стали повсеместными, касающимися уже всех конфессий. По сути, о прекращении гонений можно говорить только с начала 1990-х гг.

староверы

Сергей Серов. «Возвращение», 2009 год.

Самые знаменитые и известные представители старообрядчества

К числу таковых можно отнести:

  • протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, стоявших у истоков движения;
  • их соратников – священников Никиту Добрынина, Лазаря Романовского, диакона Феодора Иванова.

Где живут старообрядцы, сколько их в современной России и во всем мире

По данным на 2014 г. староверы:

  • проживают в 79 регионах страны; это Европейская Россия, Север, Урал, Сибирь;
  • их насчитывается около 400000, что составляет 0, 2% населения.

Наиболее крупные зарубежные группы

Больше всего староверов на Украине – 36 общин. В Америке значительные старообрядческие общины есть в штатах Аляска, Орегон.

Считает ли современная Русская Православная Церковь староверов еретиками, каковы взаимоотношения церквей в наше время

Современная Русская  Православная Церковь не видит еретических мыслей ни у лидеров «староверия», ни у сторонников Патриарха Никона, ни у его самого; богослужебные же «обряды» до и после реформы Поместный Собор 1971 г. признал «равноспасительными». При Московской Патриархии создан Центр древнерусской богослужебной традиции, что говорит как о признании трагедии раскола, так – о понимании понесенных литургических и человеческих потерь.

Среди же самих староверов (исключая единоверцев) преобладает настрой на противостояние Патриархии, желания преодолеть раскол у большей части современных верующих нет.

Можно ли старообрядцам ходить в православную церковь и наоборот

Со стороны Патриаршей Церкви таких препятствий нет. Многие же старообрядческие течения считают представителей Патриаршей Церкви еретиками «второго чина», принимать которых в свою общину можно через миропомазание, либо даже «первого чина» (повторное Крещение). Как правило, православные Патриаршей Церкви испытывают некоторые трудности при желании присутствовать на службе: их или не пускают, или просят находиться в притворе, не совершая крестное знамение.

В современном мире старообрядчество – осколок культуры «России, которую мы потеряли». К сожалению, более четверти старообрядцев – жители городов, где трудно сохранить традицию. Постепенно исчезают старообрядческие поселения, о чем с тревогой говорят ученые, исследующие староверие. Можно ли остановить этот процесс? Скорее всего, нет. Но необходимо знать о трагедии раскола, понесенных потерях, последствиях – хотя бы для того, чтобы однажды не повторить это снова.

Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти работу во франции
  • Как найти массу на мопеде альфа
  • Как найти объем пирамиды по трем сторонам
  • Как найти левые розетки
  • Как в интернете найти потребит