Стучит двигатель как исправить

Современные автомобили отечественного и импортного производства комплектуются надежными, производительными, износостойкими силовыми агрегатами. Но любые моторы имеют определенный ресурс, основные элементы и комплектующие двигателей изнашиваются при интенсивной эксплуатации. Со временем любой силовой агрегат подлежит капитальному ремонту, стоимость которого зависит от марки и модели техники.

Определить необходимость технического обслуживания и ремонта можно по нескольким визуальным признакам: 

  • владелец может услышать нехарактерный стук, который силовой агрегат издает при работе, из выхлопной трубы появляется густой, черный дым;
  • постепенно возрастает расход моторного масла, топлива, снижается мощность, ухудшается динамика;
  • наибольшее беспокойство вызывают стуки мотора. 

Исправный силовой агрегат работает без каких-либо шумов, поэтому появление стуков говорит о необходимости обращения в сервисный центр.

Стуки в силовом агрегате вызваны ударами металлических элементов друг об друга. В местах соприкосновения комплектующих  возникают большие нагрузки, поэтому быстрый износ деталей является наибольшей проблемой. Чем интенсивнее стук, тем быстрее комплектующие приходят в негодность, мотор выходит из строя. Если при первых появлениях посторонних шумов не принять мер, последующий ремонт будет стоить дорого.

Посторонние шумы возникают также при увеличении зазоров между рабочими элементами агрегата. Тональность звука при работе неисправного мотора сильно меняется. Опытному специалисту достаточно послушать шум силового агрегата, чтобы понять, в чем может быть причина. Если вовремя не принимать необходимых мер, стук будет прогрессировать, его тональность зависит от материалов соприкасающихся деталей. 

Если причина посторонних шумов заключается в износе комплектующих ГРМ, стук остается постоянным в течение длительного времени. Изменение его тональности и интенсивности говорит об износе деталей из высокопрочных сплавов, а также о скором выходе ГРМ из строя. Если изношены мягкие детали силового агрегата, например, шатунный и коренной вкладыши, подшипники распределительного вала, стук двигателя быстро проявляется и также интенсивно усиливается.

Для любого собственника появление посторонних шумов мотора – это всегда неприятность, дополнительные затраты на техобслуживание и ремонт. Для того, чтобы избежать больших проблем, необходимо оперативно посетить сервисный центр. Определить самостоятельно причину стука достаточно сложно, так как источником шумов могут быть различные узлы и элементы. В двигателе могут стучать подшипники, шатуны, навесное оборудование и другие элементы.

Как определить причину стука самостоятельно

Мастера сервисного центра при диагностике стуков силового агрегата используют современное оборудование. Чаще всего возможные причины определяют по тональности шума, постепенно локализуя место его появления. Многие специалисты применяют специальный стетоскоп.

Каждый владелец транспортного средства может воспользоваться простым приспособлением, с помощью которого удается самостоятельно определить причину стука с высокой точностью. Для этого потребуется пустая консервная банка, которая прикрепляется к куску арматуры. Металлический прут прикладывается к разным частям работающего мотора, звук усиливается банкой, приложенной к уху. 

На разных силовых агрегатах тональность посторонних шумов не всегда является определяющим критерием. Для моторов объемом 1,4 литра и 3 литра стуки и посторонние звуки могут быть различной интенсивности и громкости. 

Особенности определения причины стуков силового агрегата:

  • на интенсивность постороннего шума и его тональность влияет марка и модель мотора, при одинаковой неисправности стуки на разных двигателях могут сильно отличаться;
  • характер посторонних шумов может быть трех типов: постоянный повторяющийся стук, звуки определенной частоты или проявляющиеся эпизодически;
  • в большинстве случаев громкость и интенсивность зависит от работы мотора, оборотов коленвала и текущей нагрузки;
  • в зависимости от режима работы мотора меняется тональность посторонних шумов на неисправном силовом агрегате.

При увеличении частоты вращения вала двигателя шум в большинстве случаев усиливается, что определяется ростом нагрузки на подвижные элементы ГРМ и кривошипного механизма. На холостом ходу посторонние шумы могут совсем пропасть или проявлять себя эпизодически. Поэтому привлечение к диагностике грамотного специалиста является оптимальным вариантом для поиска причины дефекта. На начальной стадии, периодически проявляющиеся посторонние звуки можно услышать с помощью специального оборудования.

Техническое обследование мотора проводится при увеличении оборотов силового агрегата, соответственно давления масла в ДВС также возрастает. В результате посторонний шум может стать слабее или совсем пропасть, даже если нагрузка на силовой агрегат последовательно растет.

Еще одной особенностью диагностики стука является изменение температуры ДВС. При прогреве двигателя масло разжижается, посторонний шум усиливается. На холодном моторе звук может практически отсутствовать. Также нередки обратные ситуации, двигатель стучит при запуске, после прогрева посторонний звук пропадает. Пытаясь определить причину возникновения стука, необходимо учитывать все вышеприведенные факторы. Для достоверного выявления причин необходимо обладать большим опытом и навыками, поэтому лучше всего обращаться в сервисный центр.

Причины стуков холодного мотора

Для многих владельцев транспортных средств первые признаки дефекта силового агрегата проявляются в виде стуков при запуске холодного мотора. После прогрева двигателя посторонние шумы пропадают. Пользоваться автомобилем в таких случаях можно, но при первой возможности лучше всего посетить сервисный центр. При интенсивной эксплуатации мотора основные детали изнашиваются, увеличиваются зазоры между ними. После прогрева происходит расширение элементов, соответственно зазоры уменьшаются и стук пропадает.

Чаще всего причиной стуков непрогретого двигателя является износ поршневой группы. Основными факторами, определяющими посторонние шумы, являются:

  • при интенсивной эксплуатации мотора гильзы у цилиндров изнашиваются, увеличивается зазор между поршнем и стенкой, превышение максимально допустимых показателей гарантирует наличие стука мотора;
  • для изготовления цилиндров применяются алюминиевые сплавы, обладающие высокой теплоемкостью, при нагревании металл расширяется, а в холодном состоянии сильно сжимается;
  • прогретый мотор перестает генерировать стуки, так как зазор между цилиндром и поршнем сужается и входит в границы, определенные производителем.

Кроме стуков в поршневой группе аналогичный эффект может присутствовать в приводе ГРМ. При наличии гидравлической системы натяжения цепи, на основные детали подается масло. В холодном силовом агрегате смазка не поступает в контур сразу после запуска мотора, возникают посторонние металлические звуки. По аналогичным причинам возникают стуки на уровне гидрокомпенсаторов. Если звук не пропадает при прогреве силового агрегата до оптимальной температуры, гидрокомпенсаторы меняются.

Причины стуков прогретого силового агрегата

Необходимость обращения в сервисный центр возникает, если при запуске мотор не стучит, а по мере прогрева силового агрегата посторонние шумы отчетливо слышатся. В первую очередь опытный мастер предположит износ коленвала или элементов поршневой группы. Более детально разобраться в причине стука можно после изучения алгоритма работы двигателя:

  • при запуске силового агрегата, особенно при низкой температуре, масло густое и вязкое, имеющиеся зазоры заполнены смазкой, при трении деталей посторонние шумы не проявляют себя;
  • с ростом температуры внутри силового агрегата происходит разжижение смазки, при большом износе деталей стук становится отчетливо слышен;
  • посторонние звуки на прогретом двигателе возникают при увеличении зазора между шейками коленвала и коренными вкладышами в подшипниках;
  • аналогичные ситуации возможны даже при незначительном износе шеек коленвала, при увеличении зазора между шатунной опорой и шейкой посторонние шумы не пропадают даже по мере прогрева мотора;
  • трещины в поршневом пальце и юбке также приводят к металлическому гулу при работе мотора.

Чаще всего причиной стуков является недостаточный уровень смазки. Если гул проявил себя в пути, можно долить масло до необходимого уровня. В любом случае после окончания поездки необходимо посетить сервисный центр. При обнаружении подобных дефектов следует обратить внимание на интенсивность стука. Если тональность и частота растут по мере увеличения нагрузки  в процессе движения транспортного средства, причина заключается в износе подшипников коленвала. ПО возможности необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля и вызвать эвакуатор для доставки техники в сервис.

Многие причины возникновения стуков заключаются в заправке автомобиля некачественным топливом. Для устранения посторонних шумов можно добавить в бензобак присадку. В результате детонационные характеристики бензина улучшаются. После этого рекомендуется заправиться на проверенной АЗС.

Причины стука на холостых оборотах двигателя

Случаи, при которых мотор стучит на холостом ходу, встречаются довольно часто. В большинстве ситуаций такая проблема не является серьезной. При росте оборотов мотора посторонний звук пропадает.  При этом определить причину необходимо, для этого достаточно пройти диагностику в специализированном сервисе. Посторонние звуки на холостом ходу фиксируются по следующим причинам:

  • происходит касание помпы или шкива генератора корпусом мотора вследствие вибраций при работе;

  • защита двигателя или кожух ГРМ недостаточно хорошо зафиксированы, возможно ослабло одно или несколько креплений;

  • при наличии в силовом агрегате шестеренчатой передачи появился люфт в распредшестернях;

  • ослабло крепление шкива коленвала.

Наиболее сложным дефектом является появление одной или нескольких трещин в маховике. Такие поломки фиксируются на автомобилях, оснащенных автоматической трансмиссией. Для механических коробок такой дефект маловероятен, так как маховик имеет массивную, прочную конструкцию. На холостом ходу посторонние звуки могут возникать при ослаблении крепления звездочки или шестерни коленвала. Опытный специалист может быстро определить причины стуков с большой достоверностью.

Что делать, если стучат поршни

Износ деталей силового агрегата является следствием интенсивной эксплуатации. В результате увеличивается зазор между цилиндром и поршнем. При росте зазора до 0,3-0,4 мм возможно возникновение сильного стука. При обращении в сервисный центр мастер предложит варианты решения проблемы. Кроме износа, причинами шумов становится отсутствие своевременного технического обслуживания и неправильная эксплуатация. Перегрев негативно сказывается на состоянии цилиндро-поршневой группы.

Если появляющийся стук напоминает постукивание по глиняной посуде, причина дефекта находится в блоке цилиндров. Кроме постукивания локализовать проблему можно по наличию легких щелчков. Стук дает о себе знать на силовом агрегата, только что заведенном или работающем на небольших оборотах. По мере прогрева мотора происходит расширение поршней, соответственно посторонний шум постепенно сходит на нет.

Причины стуков поршневых пальцев

Ярко выраженный металлический стук чаще всего свидетельствует об износе поршневых пальцев. Звонкое и тонкое звучание отчетливо слышится при перегазовке, когда водитель резко нажимает или отпускает педаль акселератора. Посторонние шумы фиксируются в районе блока цилиндров, возникают при увеличении зазора до 0,1 мм.

Определить источник звонкого стука можно самостоятельно, для этого требуется выкрутить свечу зажигания. Отсутствие свечи останавливает процесс сгорания топлива в цилиндре, соответственно нагрузки на поршень и стуки отсутствуют. Поочередно выкручивая свечи можно определить цилиндр с увеличенными зазорами. Другими возможными причинами возникновения металлического звона могут быть использование некачественного топлива, когда силовой агрегат испытывает детонации. Если двигаться в подъем при большой нагрузке и на повышенной передаче, силовой агрегат также начинает стучать.

Причины посторонних шумов вкладыша коленвала

В некоторых случаях владельцы транспортных средств обращают внимание на посторонние шумы в районе картера силового агрегата. Приглушенный металлический стук может быть вызван износом коренных подшипников коленвала. При резком нажатии на педаль акселератора, сопровождающемся увеличением оборотов, стук увеличивается. Такой же эффект фиксируется при движении на низких оборотах, резком сбросе газа, использовании некачественной смазки.

Стуки в районе коленчатого вала нельзя игнорировать, необходимо немедленно обращаться в сервисный центр. Использование масла низкого качества или расходных материалов, не соответствующих допускам производителя, являются наиболее частыми причинами проблем с коленвалом. В первую очередь меняется смазка. Если результат отрицательный, может потребоваться ремонт мотора.

Причины стука вкладышей шатунов

Высокая тональность, отчетливость и слышимость характеризуют стуки вкладышей шатунов. Дефект возникает при износе данных элементов, вызванных интенсивной эксплуатацией. Последствие посторонних звуков в кривошипно-шатунном механизме могут быть самыми серьезными. Эксплуатация автомобиля в таких ситуациях запрещена. Лучше всего на эвакуаторе доставить автомобиль в сервис.

Если внезапно появившийся стук начинает быстро прогрессировать, становиться более выраженным при увеличении оборотов коленвала, желательно прекратить эксплуатацию транспортного средства. Оптимальный вариант – заглушить и больше не запускать мотор. В профессиональном сервисе производится демонтаж двигателя и его капитальный ремонт. 

Водители, не прислушивающиеся к рекомендациям опытных инженеров, доводят коленвал до полной деградации. Ремонт узла становится невозможным, подойдет только его замена на аналогичную деталь. При дальнейшей эксплуатации автомобиля отрывается крышка шатуна, далее следует пробивание головки блока цилиндров. Ремонтировать такой мотор слишком дорого, дешевле обойдется его замена.

Услышать стук шатунной рейки можно самостоятельно. Резкий, металлический звон лучше всего проявляется при открытии дроссельной заслонки. Одновременно падает давление моторного масла. При отсутствии смазки коленвал заклинивает максимум через 15 минут, в большинстве случаев раньше. Такой двигатель нуждается в замене или дорогостоящем ремонте.

Коренные шейки коленчатого вала могут стучать по двум причинам. Посторонний звук низкой тональности, соответствующий вибрации мотора, проявляется при сильном износе коренных шеек. В таких случаях существенно увеличивается зазор между опорами блока цилиндров и шейками коленчатого вала. 

Еще одной причиной стука коренных шеек считается низкий уровень давления масла в системе. Следствие такой проблемы – образование задиров на металлических элементах. Но даже при таких последствиях можно некоторое время продолжать эксплуатацию техники. Но лучше всего немедленно обратиться в сервисный центр и отдать автомобиль на ремонт.

Посторонние звуки в механизме газораспределения

Стук клапана является самым неприятным явлением, услышать которое может любой автовладелец. Посторонние металлические звуки могут проявляться в силовых агрегатах различной конструкции, например с гидрокомпенсаторами в комплекте или с механическими клапанами. Для моторов с гидрокомпенсаторами причиной может их износ. В результате механизм перестает выдерживать давление масла. В первую очередь следует демонтировать и промыть гидрокомпенсатор. Если это не поможет, лучше всего заменить гидравлические толкатели на аналогичные устройства.

В силовых агрегатах с клапанным приводом механического типа появление стука также возможно. Для устранения постороннего шума производится регулировка клапанов. Для автомобилей, изготовленных АвтоВАЗом, для регулировки используется набор специальных шайб. Для других марок и моделей техники настройка механизма выполняется другими способами.

Неверный зазор в клапанных механизмах является не единственной причиной стука. Посторонние звуки могут проявлять себя в следующих случаях:

  • при высокой степени износа кулачка распределительного вала;
  • если между посадочным местом толкателя и самим механизмом образовался большой зазор;
  • износ одного или нескольких клапанов является распространённой причиной появления стука;
  • аналогичные последствия фиксируются при выходе из строя регулировочной шайбы;
  • стуки в газораспределительном механизме вызывают износ ремня ГРМ и натяжных роликов.

В любых ситуациях при появлении посторонних звуков проверяется состояние моторного масла. Если смазки недостаточно, падает давление, стук проявит себя практически в 100% случаев. При штатном объеме и давлении масла производится локализация проблемы. Поочередно исключаются сбор в топливной аппаратуре, приводных механизмах, навесном оборудовании. После локализации проблемы определяются особенности стука, проверяется его интенсивность при увеличении и снижении нагрузки. Если посторонний звук усиливается при росте нагрузки, скорее всего необходимо диагностировать ЦПГ и КШМ.

Одной из причин ярко выраженного стука является проблема с ГРМ. В штатном режиме коленчатый и распределительный вал имеют скорость вращения, отличающуюся в 2 раза. При частоте стука, идентичной вращению коленвала, причина именно в ГРМ. После запуска силового агрегата посторонний шум может быть практически незаметен, с увеличение температуры громкость возрастает. Причина – увеличение зазоров в клапанах из-за температурного расширения. При росте нагрузки стук может оставаться неизменным, так как не зависит от режима эксплуатации агрегата.

Полную диагностику мотора необходимо выполнять при первых симптомах неполадки силового агрегата. Обращение к профессионалам – это возможность безошибочно выявить проблему и определить пути ее устранения. В сложных случаях потребуется демонтаж силового агрегата, его разборка, дефектовка и замена поврежденных элементов. В лучшем случае потребуется частичная разборка мотора.

Для продления срока эксплуатации силового агрегата без дефектов и поломок необходимо регулярно выполнять его диагностику и техобслуживание. Для бензиновых автомобилей периодичность замены расходных материалов составляет 10-15 тысяч километров. Дизельные моторы необходимо обслуживать через каждые 7,5-10 тысяч. При эксплуатации техники в жестких условиях периодичность ТО оговаривается индивидуально.

Анти лидеры в рейтинге моторов

Современные моторы. Для отечественных импортных автомобилей уступают в надежности агрегатам, выпущенным 10-15 лет назад. Одним из самых неудачных считается двигатель для Volkswagen Polo объемом 1,6 литра. Все три модификации, производимые с 2010 года, оснащались цепным приводом. Система изменения фаз в моторах отсутствует.

Многие владельцы автомобилей данной марки замечают стук поршней в момент запуска и прогрева мотора. Несмотря на неприятные звуки, особого негативного воздействия на состояние мотора подобные шумы не оказывают. После прогрева до рабочей температуры стук прекращается. Еще одной проблемой силовых агрегатов является стук гидрокомпенсаторов, но такие ситуации фиксируются крайне редко.

Дизельные моторы DCi для Renault также имеют характерные дефекты. Моторы объемом от 1,5 до 2,2 литра, изготовленные в период с 2001 по 2009 годы не отличаются надежностью  и износостойкостью. Наиболее проблемным узлом является кривошипно-шатунный механизм. При сильном перегреве и большой нагрузке мотор начинает стучать. В первую очередь меняется моторное масло. Для силовых агрегатов объемом 1,5 литра проворот шатунных вкладышей возможен уже после 130 тысяч километров пробега.

Бензиновые моторы по своим характеристикам надежности и износостойкости превосходят дизельные аналоги. В таких двигателях кривошипно-шатунный механизм практически не доставляет проблем. Поломка коленвала фиксируется при масляном голодании. Использование некачественной смазки также приводит к появлению стука.

В отношении стука, появившегося в двигателе, водителя чаще всего интересуют два вопроса: сколько еще можно так проехать и насколько сложным и дорогим может оказаться ремонт? В данной статье мы поговорим что делать, если двигатель начал стучать (на холодную или горячую) и появились непонятные шумы в его работе.

▪Если появился стук в двигателе

Для начала давайте разберемся, а в чем причина стука? Ответ на этот вопрос легко расставит все на свои места — и возможность дальнейшей эксплуатации двигателя, и степень сложности предстоящего ремонта. К сожалению, дать точный ответ на вопрос о том, что является причиной стука в конкретном случае, не всегда возможно. Даже моторист высокой квалификации, может ошибиться. Что уж говорить о простых автолюбителях?

Еще сложнее без разборки и проверки всех деталей и агрегатов двигателя ответить на вопрос, почему вообще возник стук? Конечно, известны случаи установки при сборке двигателя некачественных комплектующих, быстрый износ которых стал причиной стука. Но, как правило, дефекты деталей, вызывающие стук, — следствие нарушения правил эксплуатации двигателя, а также их естественный износ.

▪В чем причины стука в двигателе?

В подавляющем большинстве случаев стук в двигателе возникает в зоне сопряжения деталей при увеличении зазора между ними выше некоторой критической величины. В условиях нормальной смазки и охлаждения деталей повышенная шумность возникает при зазоре примерно в два раза большем максимальной величины номинального зазора. Непосредственно стук выявляется при зазоре в сопряжении, приблизительно в три раза и более превышающем номинальный, причем чем больше зазор, тем сильнее стук.

Очевидно, стук в двигателе — это удар одной детали по другой. А значит, и очень высокие нагрузки в местах их соударения. Отметим, что ударные нагрузки постепенно разрушают сопрягаемые поверхности, причем тем быстрее, чем больше сила удара. А поскольку эта сила зависит от величины зазора, то с его увеличением скорость износа деталей возрастает. Другими словами, в большинстве случаев стук (читай — ударные нагрузки, зазор, износ) прогрессирует, т.е. становится все сильнее и сильнее.

Насколько быстро идет этот процесс, зависит от многих факторов: конструкции, материала, действующих нагрузок, условий смазки, охлаждения. Поэтому некоторые узлы двигателя способны работать в изношенном состоянии со стуком многие тысячи километров. В других, напротив: после возникновения стука поломка деталей происходит через несколько сотен или даже десятков километров.

Иногда стук возникает и при нормальном зазоре в сопряжении деталей при отсутствии их явного износа. Причины такого стука связаны с очень большими нагрузками, перекосом и заеданием одной из деталей, снижением вязкости масла. В таких случаях после устранения неблагоприятных факторов стук пропадает, если детали не успели получить заметных повреждений.

Стук, появившийся в двигателе, — безотлагательный повод для диагностики. От верно поставленного диагноза зависит объем ремонтных работ: возможно, что для устранения стука необходимо снять и полностью разобрать двигатель, хотя совершенно нельзя исключить варианты, когда требуется только его частичная разборка, либо причина стука вообще не связана с двигателем.

▪Если двигатель стучит на холодную

Бывает, Вы запустили холодный двигатель и он очень шумно работает с небольшим стуком, но прогрелся и шум пропадает. Причин много, но главное — это не страшно, ездить можно, но обязательно надо прогревать двигатель перед поездкой.

Почему на холодную шумит двигатель, а прогрелся шум пропал? Потому-что двигатель уже не новый и у него есть естественный износ деталей, но когда двигатель прогревается детали расширяются и принимают нормальные зазоры. Шуметь могут поршни стуча юбочкой о стенку цилиндра, коленвал в коренных и шатунных вкладышах, распредвал к корпусе.

▪Если двигатель стучит на горячую

С застучавшим в пути двигателем вряд ли удастся что-либо сделать на месте. Можно проверить уровень масла — с недостатком смазки чаще всего и связаны повреждения деталей, вызывающие стук. Как правило, после долива масла до номинального уровня, стуки в двигателе прекращались.

Далее следует выяснить две вещи: усиливается ли стук под нагрузкой и как быстро он прогрессирует по времени движения. Если ответы положительные, то скорее всего повреждены подшипники коленвала. Ехать дальше с таким дефектом опасно — двигатель вскоре будет выведен из строя с перспективой сложного и дорогого капитального ремонта.

Разного рода «затихающие» стуки, как правило, не столь опасны и позволяют добраться до места ремонта. Некоторые из них могут проявляться в двигателе без видимых изменений не один десяток тысяч километров. Поэтому в принятии решения о дальнейшем движении определяющим фактором должно явиться наличие увеличения интенсивности стука. Если таковое замечено, движение необходимо прекратить, а двигатель заглушить.

Для правильной диагностики «стучащего» двигателя иногда имеет решающее значение, как изменяется стук в процессе эксплуатации. Одни стуки, раз возникнув, остаются практически неизменными долгое время и по характеру, и по интенсивности. Другие, напротив, быстро прогрессируют. По этому признаку обычно удается сузить круг возможных причин неисправности.

Исправный и хорошо отрегулированный двигатель внутреннего сгорания издаёт однородный шум. На холостом ходу он низкочастотный, без резких ударов и высоких нот. Если у вашего автомобиля появился стук в двигателе, это может быть признаком серьёзной поломки. Рассказываем о возможных неисправностях и их причинах.

Чем вызван стук?

Громкие посторонние шумы вызваны увеличившимися зазорами между движущимися частями мотора. Ударяясь друг о друга, детали быстро изнашиваются, часто деформируются, а в худших случаях полностью разрушаются за короткое время. Поэтому очень важно найти и устранить неисправность как можно быстрее.

Чтобы узнать причину стука в двигателе, нужно прислушаться к тому, откуда он доносится. Худший вариант — из картера или нижней части блока цилиндров, немного лучший — из верхней части мотора. Иногда водители путают стук в двигателе с шумом навесного оборудования — помпы, генератора, топливного насоса. Такие поломки тоже неприятны, но ремонт этих узлов обойдётся дешевле.

В сервисных центрах мастера ищут источник стука при помощи медицинского стетоскопа. Опытные автолюбители советуют держать под рукой импровизированный инструмент — пустую консервную банку, связанную с прутом арматуры. Плоский конец штыря прикладывается к мотору, а раструб — к уху. Так можно точнее услышать, откуда доносится шум. Но в дороге вы не сможете воспользоваться ни профессиональным, ни импровизированным инструментом. Придётся полагаться только на свой слух.

Основные причины стука в двигателе

Детонация

Звонкий металлический лязг, который повышается по мере набора оборотов. Обычно появляется, когда двигатель сильно нагружен — при динамичном разгоне, при езде в гору, при буксировке прицепа.

Вместо того, чтобы сгорать, топливо хаотично взрывается, нанося сильные удары поршню. При этом на стенках цилиндра остаётся нагар, способный вызывать другие проблемы.

Причина: обычно это заправка бензином с низким октановым числом — меньше рекомендованного для вашего автомобиля. Сильный стук в двигателе при детонации также может быть вызван перегревом мотора, грязными форсунками, изношенными кольцами и повреждёнными уплотнителями клапанов.

Гидрокомпенсаторы

Приглушённый стук на холостых оборотах. Пропадает при перегазовке, часто затихает при прогреве двигателя. Слышится из верхней части мотора.

Скорее всего причина в неправильной работе гидрокомпенсаторов — механизмов, выставляющих правильное положение клапанов. Обычно в них появляются зазоры или смещаются мелкие детали.

Причина: обычно — естественный износ. Но компенсаторы быстро начинают стучать из-за плохого масла — плохих смазывающих свойств, повышенной вязкости или посторонних примесей.

Клапаны

Звонкий стук в двигателе, доносящийся сверху. Ускоряется при нажатии на педаль газа. Не зависит от температуры мотора и уровня нагрузки.

Неправильно установленный клапан бьётся о стенки «седла», вызывая лязг. В некоторых моторах он может сталкиваться с поршнем — последствия такого контакта разрушительны для двигателя.

Причина: естественный износ механизма. В некоторых моторах зазоры клапанов регулируются вручную, в других может потребоваться замена гидрокомпенсатора. Если проблема серьёзнее, меняют клапан, «седло» или другие детали газораспределительного механизма.

Распредвал

Приглушённый стук холодного двигателя, доносящийся из верхней части. Частота лязга в два раза меньше, чем обороты мотора. Если износ распределительного вала только проявился, он пропадает по мере прогрева. Если стук продолжается, нужно срочно менять деталь.

Из-за сильного износа распредвал может смещаться относительно своих опор. Часто увеличивается зазор между кулачком и толкателем клапана, усиливающий удар при соприкосновении двух частей механизма.

Причина: чаще всего — масляное голодание из-за недолива, утечки или несвоевременной замены. Распредвал быстро выходит из строя при использовании некачественной смазки с посторонними примесями и мелким мусором. И, конечно, никто не отменял естественный износ детали.

Коленвал

Глухой стук холодного мотора, доносящийся снизу. Громче всего слышен в момент запуска и в первые несколько секунд работы. По мере прогрева приглушается, но не пропадает полностью. На определённых оборотах может исчезнуть, а затем появиться снова.

Увеличиваются зазоры между шейками и вкладышами коленвала, выходят из строя коренные подшипники. Нужно как можно быстрее добраться до СТО.

Причина: при нормальной эксплуатации мотора — естественный износ. Коленвал намного быстрее изнашивается при нехватке или низком качестве масла, а также при долгой езде с перегревом двигателя либо детонацией.

Пальцы поршней

Звонкий стук горячего двигателя, возникающий при резком нажатии педали газа. Доносится из блока цилиндров — примерно посередине мотора.

Увеличился диаметр посадочного отверстия для «пальцев» — стержней, соединяющих поршень с шатуном. Повышенные нагрузки вызывают биение, сопровождающееся высокочастотным шумом.

Причина: естественный износ деталей, долгая езда на перегретом моторе или при детонации, частые заправки некачественным топливом.

Поршни

Глухой стук из центра двигателя, часто сопровождающийся щелчками. В некоторых моторах напоминает удар по толстостенному керамическому горшку. Обычно приглушается по мере нагрева, но усиливается при сбросе газа.

Увеличивается зазор между поршнем и цилиндром. Появляются биения, которые сопровождаются ударами. При нагреве двигателя они стихают за счёт температурного расширения металла.

Причина: чаще — естественный износ деталей. Реже — езда с перегревом, детонацией и низким уровнем масла.

Вкладыши шатунов

Приглушённые стуки из нижней части двигателя, резко усиливающиеся при сбросе газа с высоких оборотов. У каждого мотора может быть своя тональность, поэтому определить эту поломку на слух нелегко.

Выработка увеличивает зазоры между коленвалом и вкладышами шатунов. Последние могут провернуться или полностью разрушиться, заклинив двигатель. Поэтому при подозрении на эту поломку нужно как можно быстрее остановиться и заглушить мотор. До места ремонта придётся добираться на буксире или на платформе эвакуатора.

Причина: естественный износ деталей, низкий уровень масла, некачественная смазка, частые перегревы мотора.

Привод масляного насоса

Звонкий стук, который ускоряется по мере повышения оборотов и не зависит от температуры двигателя. Похож на симптомы неисправности клапанов, но звук доносится со стороны насоса. Поломка может на время вывести машину из строя, но ремонт обойдётся дешевле, чем восстановление мотора. Причина обычно кроется в износе узла или в механической деформации после удара.

Шкив коленвала

Глухой стук из нижней части мотора. Напоминает симптомы износа коленвала. Почти всегда сопровождается течью масла. Самая распространённая причина — недостаточно затянутая или изношенная крепёжная гайка. На некоторых моторах она может откручиваться самопроизвольно — нужно периодически проверять плотность её посадки.

Что делать, если застучал мотор?

Любая поломка двигателя опасна — если механизм заклинит, ремонт обойдётся в несколько раз дороже. В худших случаях мотор меняют в сборе, затрачивая до 50–70% стоимости автомобиля.

Когда вы услышали, что у машины стучит двигатель, нужно сразу же найти место, откуда доносятся шумы. Если их издаёт верхняя часть мотора, разрешается добираться до СТО своим ходом. Но затягивать с ремонтом нельзя — чем дольше вы ждёте, тем выше стоимость работ.

Самые опасные стуки доносятся из нижней части двигателя. Услышав их, немедленно заглушите мотор. Добираться до места ремонта придётся на буксире или на эвакуаторе.

Некоторые проблемы удаётся решить «малой кровью». Например, при доливе масла до рекомендованного уровня пропадают стуки коленвала и гидрокомпенсаторов. Но езда на «сухом» двигателе могла повредить некоторые узлы. Лучше выделить время и посетить СТО для диагностики мотора — вполне вероятно, что мастер выявит скрытые проблемы. Ремонт на этом этапе потребует меньше времени и денежных затрат.

13.08.2021

А Вы сталкивались с проблемой стука в двигателе?

К счастью, не сталкивался (-ась)

Холодный двигатель автомобиля содержит большое число деталей, которые перемещаются относительно друг друга во вращательном или поступательном движении. Чтобы обеспечить долговечную работу таких узлов, в них под давлением нагнетают смазочное масло, а также наносят антифрикционные покрытия, снижающие трение.

Однако любой металл при долгой работе под нагрузкой неизбежно изнашивается. Зазоры между деталями двигателя становятся больше. В моторе начинают возникать посторонние шумы. Иногда стук двигателя на холодную исчезает после повышения температуры, но бывает он не меняется при всех режимах.

Разновидности стуков при заводке холодного двигателя

Появление странных шумов под капотом холодного двигателя может оказаться как признаком серьезной неисправности силового агрегата, так и следствием неудачных конструкторских решений при его проектировании. Отличить безобидные звуки от симптомов развивающейся поломки поможет внимательное наблюдение и грамотный анализ поведения мотора.

Холодный двигатель будет стучать при любых ударах металлических частей друг о друга из-за появления избыточных зазоров. Исключение – детонационные шумы, которые случаются из-за нарушения нормального сгорания смеси в цилиндрах.

Холодный двигатель часто стучит по вине системы смазки. Сразу после запуска давление в масляных каналах минимально, а консистенция самого масла еще слишком вязкая, чтобы нормально проходить ко всем деталям.

Двигатели с гидравлическим натяжителем цепи ГРМ могут стучать в холодном состоянии. После прогрева до рабочей температуры масло начинает подаваться с необходимым давлением и звук исчезает сам. Такой же эффект нередко происходит в двигателе с гидрокомпенсаторами клапанов. При холодном пуске под крышкой ГРМ слышен отчетливый металлический звон, который исчезает на горячем моторе.

Такую неисправность не относят к критичным. Для ее устранения достаточно выполнить промывку двигателя, а затем залить качественное моторное масло.

Намного опаснее периодические глухие удары, источник которых определяется ближе к картеру холодного двигателя. Так могут стучать шатуны об шейку коленчатого вала при износе вкладышей. Звук появляется на холодной машине и почти не меняется в процессе прогрева.

Мотор с таким дефектом эксплуатировать опасно, поскольку в любой момент вкладыш может провернуться в постели. После этого неизбежно потребуется капитальный ремонт двигателя. А к месту ремонта машину придется доставлять на буксире или вызывать эвакуатор.

Натяжитель ремня ГРМ гидравлический

Натяжитель ремня ГРМ гидравлический
Гидронатяжитель
Гидронатяжитель
Цепной механизм привода ГРМ
Цепной механизм привода ГРМ

Самостоятельная диагностика нарушений при запуске двигателя «на холодную»

Для точного понимания, почему стучит холодный двигатель, нужно проследить, как меняется звук под нагрузкой и после полного прогрева. Если на горячем моторе посторонний шум исчезает, то причина не настолько критична, чтобы считать случившееся аварией. В противном случае ездить на машине, надеясь на удачу, нельзя. Следует как можно быстрее показать двигатель знающему мотористу.

Чтобы ограничить зону поиска дефектов, нужно убедиться, что источник звуков именно в холодном силовом агрегате, а не в других узлах. Для этого выжимают сцепление, чтобы исключить возможные проблемы в трансмиссии (на авто с механической коробкой). Можно на время ослабить или снять ремень водяного насоса и проверить, продолжает ли холодный двигатель стучать.

Не имея достаточных навыков и специальных приспособлений (особого стетоскопа), можно попытаться самостоятельно поискать причину, почему стучит холодный двигатель, по обобщенным признакам.

Характер шума Причины Рекомендации
Звуки под капотом неметаллической природы (свист, скрипение и т. д.) Внешний источник, навесное оборудование двигателя (приводной ремень, шкивы, подшипники, помпа, генератор и другие) Внимательно осмотреть холодный двигатель снаружи, локализовать источник
Звонкий лязг под верхней крышкой холодного мотора, периодичность которого вдвое выше, чем обороты к/в Зазоры между клапанами и кулачками привода слишком большие При гидравлических компенсаторах – долить масло до уровня При ручной регулировке – выставить зазоры холодного двигателя по паспорту
Тонкий стук в ГРМ с периодическим ритмом ниже частоты вращения к/в Неисправен один из гидрокомпенсаторов Заменить компенсаторы клапанов
Глухие щелчки в средней области блока Поршни стучат о стенки цилиндров На импортных моторах с короткими поршнями исправный холодный двигатель может стучать из-за разного коэффициента расширения чугуна и алюминиевых сплавов. Если при прогреве посторонний шум не исчез – двигатель изношен и требует ремонта поршневой группы
Рокочущий шум внизу холодного двигателя с распространением в поддон. Частота звука совпадает с оборотами ДВС Износ коренных вкладышей к/в Требуется срочный капремонт
Особенные металлические шумы в середине блока, не локализованные в одной точке Износ шатунных вкладышей к/в Эксплуатация холодного двигателя не желательна, рекомендовано срочно посетить сервис

коленчатый вал двигателя

Коленчатый вал двигателя
Вкладыши шатунные
Вкладыши шатунные

Основные причины и методы решения проблемы ДВС

Существует несколько факторов, способных вызвать стуки на холодном двигателе. Они различаются по степени опасности возникновения серьезных поломок.

Нарушение тепловых зазоров клапанов

Зазоры в приводе клапанов оставляют специально, чтобы при их расширении из-за нагрева в сопряжении не возникали усилия, не дающие клапану закрыться полностью.

Величина такого зазора для разных моделей ДВС индивидуальна и указывается в инструкции. Если его величина заметно превысит допустимую – под крышкой ГРМ появится резкий гремящий шум. Сильнее стучит холодный двигатель, части которого не успели расшириться.

Для уменьшения звуков достаточно отрегулировать просвет в зазоре при помощи специальных щупов заданной толщины.

Другой причиной металлического грохота под верхней крышкой холодного мотора может стать износ направляющих втулок клапанов. Здесь источник звука – боковые зазоры штока клапана. Проблема решается заменой втулок.

Нарушение тепловых зазоров клапанов
Нарушение тепловых зазоров клапанов

Выход из строя гидрокомпенсаторов

Задача гидрокомпенсаторов – убирать излишние тепловые зазоры между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Они могут иметь разную конструкцию, но общий принцип работы – холодное масло под давлением поступает во внутреннюю полость, раздвигая движущиеся части.

Когда клапан или возвратная пружина ломаются, компенсатор перестает выдвигаться. Зазор клапана оказывается слишком большим и появляется металлический шум. Громче стучит двигатель при холодном пуске, поскольку масло более вязкое, а детали от температуры не успели расшириться.

Проблема решается заменой нерабочих компенсаторов. Их обычно не ремонтируют, так как низкая цена запчасти позволяет менять всю деталь в сборе.

Гидрокомпенсаторы
Гидрокомпенсаторы

Большой зазор коренных вкладышей

Увеличенный зазор в подшипниках скольжения коренных шеек коленвала вначале происходит из-за ухудшения режима смазки узла. При нормальной работе между антифрикционным слоем вкладыша и шейкой вала находится масляная пленка, заполняющая весь просвет. Когда давление масла в системе оказывается ниже расчетного, холодный двигатель стучит за счет образовавшегося зазора.

Возможные причины ухудшения режима смазки:

понижение уровня холодного моторного масла ниже допустимого минимума;

использование низкокачественного масла, не соответствующего паспортным требованиям автопроизводителя;

накопление грязи, отложений в смазочных каналах, фильтрах системы;

неисправность масляного насоса.

Звуки проявляются в нижней части блока, где расположены опоры вкладышей. Холодный двигатель стучит на слабых оборотах или резкой перегазовке.

Если не обращать на них внимания, мягкий металл вкладышей быстро изнашивается, что приводит к сильному росту трения в узле.

С увеличением просвета меняется характер звука: вместо глухого рокота вкладыши начинают греметь. Последствия – приваривание металла к шейке вала или проворачивание в седле, что означает невозможность вращения (двигатель заклинивает).

Большой зазор коренных вкладышей
Большой зазор коренных вкладышей

Выработка вкладышей шатуна

Причины износа шатунных вкладышей похожи на те, из-за которых разрушается коренной подшипник коленчатого вала. Однако последствия их поломки окажутся намного опаснее по возможным последствиям.

Масло к шатунным шейкам попадает по более сложному контуру смазочных каналов. Поэтому условия смазки здесь жестче. Шатунные шейки чувствительны к недоливу масла или его плохому качеству. При масляном голоде износ происходит быстро, что сопровождается резкими звуками – свистом или скрежетом, не имеющими четкого места локализации при прослушивании.

Если холодный двигатель стучит, при этом стрелка указателя давления масла падает влево, необходимо срочно глушить мотор. Когда стучат именно шатунные подшипники, то для появления катастрофических последствий в виде изогнутого коленвала остается максимум 50-100 км пробега.

Не исключен вариант отрыва крышки шатуна, после которой деталь изгибается и пробивает стенку блока цилиндров (народное название этого разрушения – «рука дружбы»). Такой двигатель не подлежит ремонту, его придется менять целиком.

Выработка вкладышей шатуна
Выработка вкладышей шатуна

Износ поршней и поршневых пальцев

Зазоры между холодной стенкой цилиндра и внешней поверхностью поршня свыше 0,3 мм вызывают стук деталей. Причинами могут стать как общий износ цилиндропоршневой группы, так и западание колец с потерей пружинящих свойств после перегрева.

Некоторые модели двигателей стучат в холодном состоянии даже будучи совсем новыми – их зазоры рассчитывались с учетом разного расширения металлов в процессе нагревания. Наиболее известные среди них:

  • EA111 (CFNA) – штатный силовой агрегат Volkswagen Polo объемом 1,6 л;
  • дизели Рено семейства DCi объемом 1,5; 1,9 и 2,2 л.

Характер звука – глухой шум, без резких звенящих ударов, возможно с щелкающими оттенками.

Если поршневая группа стучит на холодном двигателе, но прекращает на горячую, то немедленного ремонта такой мотор чаще всего не требует. Однако его мощность окажется ниже номинальной, а расход топлива и токсичность выхлопа – возрастут.

Зазор в поршневых пальцах, напротив, отличается высоким звонким тоном. Он проявляется при резких изменениях оборотов (перегазовке или сбросе). Пальцы могут начать цокать при увеличенной нагрузке на мотор при малых оборотах или заправке низкосортным топливом.

Детонационные стуки

Детонация в цилиндрах холодного двигателя может происходить при полной исправности всех деталей кривошипно-шатунного механизма. Ее причина в нарушении расчетных режимов горения топливной смеси. Вместо равномерного фронта сгорания образуются аномальные зоны взрывного воспламенения, газы с силой ударяют по днищу поршня, вызывая сильные удары.

Вибрации и взрывное сгорание топлива приводят к быстрому износу всех трущихся поверхностей: колец, подшипников шатуна, стенок цилиндров. В результате возникают посторонние звуки, источник которых в большинстве случаев – увеличенные зазоры в поршневых пальцах. Цокающий звук может появляться при попытке резкого разгона холодной машины без переключения передач, движении «внатяг».

Другие причины развития детонации:

нарушение теплового режима в цилиндрах (перегрев);

ошибка при выставлении опережения зажигания или неисправность корректирующей его системы;

нарушения в составе топливовоздушной смеси;

октановое число топлива не соответствует типу двигателя;

поломка в электронных цепях управления двигателем.

На машинах, оборудованных системой диагностики OBD-II, можно проверить наличие ошибок, приводящих к детонации, из-за которых исправный холодный двигатель может стучать.

Их коды – P0325, P0326, P0327 и P0328. Появление любой их этих ошибок однозначно укажет на проблему с датчиком детонации, сигнал которого ЭСУД использует для формирования команд на впрыск топлива.

Почему еще может стучать мотор

Холодный двигатель стучит также при других механических проблемах:

  • поломки элементов топливной системы (форсунки инжектора или плунжеры ТНВД на дизеле);
  • растянутая цепь привода распредвала;
  • вибрация деталей на внешней поверхности блока, крепление которых ослабло.

Бензиновые форсунки Bosch 550cc

Форсунки
Топливный Насос
Топливный Насос ТНВД

В целом нужно понимать, что любые соприкасающиеся части двигателя при эксплуатации могут создавать зазоры, от которых холодный агрегат стучит

Степень опасности стука в двигателе «на холодную»

Автовладельцу, не имеющему нужной квалификации, все металлические шумы мотора кажутся одинаковыми. Профессиональный моторист, просто слушая холодный двигатель, поймет причину поломки.

Для понимания угрозы можно пользоваться следующей примерной классификацией:

  1. Слабый посторонний шум. Двигатель стучит в холодном состоянии, потом звук пропадает после прогрева выше +60оС. Чаще всего имеется небольшой износ без критических поломок. Можно эксплуатировать авто, проверив качество и уровень моторного масла.
  2. Стук средней силы, развился постепенно из слабого. После прогрева мотора не исчезает. Ехать на машине, двигатель которой стучит, можно, но требуется внимательная диагностика в сервисе.
  3. Сильные грохочущие удары, резкий стук. Появился внезапно. Это – признак уже проявившейся поломки, которая способна быстро закончится серьезной аварией. Двигатель может заклинить или потребуется замена крупных узлов. Рекомендуется не испытывать судьбу, а немедленно доставить машину к месту ремонта.

Владелец машины обычно привыкает к небольшим посторонним звукам, при которых холодный двигатель стучит, но после прогрева начинает работать ровно. Такие неполадки хотя и не являются нормой, но позволяют ездить на машине достаточно долго до планового обслуживания.

Совершенно иной окажется ситуация, когда резкий стук в моторе слышен неожиданно при запуске или в движении. Такой эффект может означать, что произошла некая поломка, опасная серьезными последствиями.

Опытному автомобилисту знакомы особенные звуки, связанные с детонацией топливной смеси в цилиндрах. Ее чаще всего описывают выражением «стучат пальцы». Лязгающий шум возникает на полностью исправном холодном двигателе сразу после ремонта, при котором менялись настройки системы зажигания или выполнена замена свечей на другой тип (не подходящий для данного мотора).

Источником того, почему неожиданно стучит заведомо исправный холодный двигатель, часто становится некачественное топливо, залитое на подозрительной АЗС.

Чтобы избавить холодный двигатель от звонкого стука под клапанной крышкой, бывает достаточно залить в бак некоторый объем качественного бензина с более высоким октановым числом, чем обычно.

Если вам знакома ситуация, когда холодный двигатель авто начинает стучать после пуска – поделитесь своей историей в комментариях! Ваш опыт может быть полезен начинающим водителям, столкнувшимся с такой же проблемой! Сохраните статью в закладках, чтобы полезная информация была доступна в любое время.

Большинство современных автомобильных моторов в сравнении с двигателями прошлых поколений — агрегаты малошумные. Поэтому внезапное появление посторонних звуков при работе движка должно сразу же насторожить водителя…

Как известно, двигатели подавляющего большинства современных автомобилей оснащены гидрокомпенсаторами клапанов. Каждый из них представляет компактный механический узел, который под действием давления масла компенсирует клапанный зазор. Главная задача гидрокомпенсаторов — сделать клапанный механизм малошумным и необслуживаемым, поскольку при их нормальной работе ручная регулировка клапанов попросту не нужна.

Сам гидрокомпенсатор устроен довольно просто — в маленькую камеру этой детали под давлением насоса поступает масло, которое давит на поршенек. Последний, собственно, и убирает зазор между клапаном и толкателем. Все вроде бы просто и эффективно, но, как говорится, в любом деле есть нюансы…

Дело в том, что каналы, по которым в гидрокомпенсаторах движется масло, очень тонкие, и при холодном пуске двигателя масло поступает не сразу. А уже если в такой канал попадут даже малейшие частицы грязи, то движение масляного потока и вовсе полностью перекрывается. В результате соприкасаемые детали трутся друг о друга, что называется, всухую, провоцируя тот самый неприятный стук.

Кстати, нередко такой, причем относительно короткий по своей длительности, звук можно слышать в первые минуты после запуска холодного мотора, но это считается нормальным явлением. А вот если силовой агрегат продолжает стучать уже после прогрева, то этот факт однозначно нельзя оставлять без внимания. В противном случае с большой долей вероятности можно «загреметь» на дорогостоящий ремонт, включающий замену распределительных валов и, что не исключается, клапанов.

Тут автовладельцу надо понимать следующее: повышенный стук гидрокомпенсаторов — это прямое следствие нарушения зазоров между клапанами и толкателями, что в итоге провоцирует повышенный износ деталей всей клапанной группы, в том числе кулачков распредвала. Что, в свою очередь, ведет к целому «букету» других сопутствующих проблем: нарушению нормальной работы газораспределительного механизма, заметному снижению мощности двигателя, ухудшению его экологических показателей, резкому увеличению расхода топлива.

Чтобы «стучание» подобного рода не вызывало отмеченных выше неприятностей, мастерам нередко приходится делать частичную разборку мотора и настройку зазоров. Впрочем, при выявлении подобного дефекта существует и другой вариант решения проблемы. Этот оригинальный способ, позволяющий обойтись без какой либо разборки двигателя, предложили и внедрили специалисты компании Liqui Moly (Германия).

Ими была разработана специальная присадка в масло Hydro Stossel Additiv, обеспечивающая восстановление работоспособности гидрокомпенсаторов. Как показала вся последующая практика применения данной моющей присадки, предложенная идея оказалась не только простой по своей реализации, но и весьма эффективной.

Основная суть технического решения, предложенного немецкими химиками, основывается на том принципе, что гидрокомпенсаторы стучат лишь тогда, когда в них не подается моторное масло. Очевидно, что подобное происходит только в том случае, когда в них засорены масляные каналы. Но достаточно устранить указанные загрязнения — и все функции восстанавливаются.

Именно так и работает немецкий Hydro Stossel Additiv. Специальная подобранная рецептура позволяет данному препарату прочищать даже самые тонкие каналы системы смазки, что нормализует подачу моторного масла ко всем значимым узлам газораспределительного механизма. Благодаря этому гидрокомпенсаторы начинают нормально смазываться и шум от их работы пропадает.

Практика применения данного продукта показала, что эффект проявляется уже через 300—500 км пробега после заливки препарата, причем при следующей замене масла «подновлять» присадку уже не требуется. К слову, в современных силовых агрегатах сегодня хватает и других аналогичных устройств с такими же проблемами, как у гидрокомпенсаторов. Это, например, гидронатяжители цепей или, скажем, системы управления фазами ГРМ и т. п. Оказалось, что присадка Hydro Stossel Additiv способна также очистить и эти механизмы от загрязнений и полностью восстановить их работоспособность, достаточно лишь своевременно залить средство в мотор.

Практика свидетельствует, что 300 мл присадки с избытком хватает для обработки системы смазки, объем применяемого масла в которой не превышает шести литров. Как отмечают эксперты, данный состав можно использовать в том числе и в двигателях, оснащенных турбонаддувом и катализатором.

59714

59714

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить план по картинке
  • Как найти скорость течения по растоянию
  • Как найти свой рынок сбыта
  • Как составить комбинированный маршрут
  • Как найти аниме по опенингу