Русский язык. 3 класс
№ 34
Раздел. Суффикс.
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.
— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.
— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.
Михаил Васильевич улыбнулся.
— Нельзя, говорите, а почему?
— Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .
Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова.
Разбор заданий
Укажите, как найти суффикс в слове.
- Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
- Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
- Найти слова, противоположные по смыслу.
Правильный ответ
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
- Велосипедист
- Велосипед.
Правильный ответ
Велосипедист.
Повышенный уровень.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Правильный ответ
Морской, заморский, полюшко.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
- столовый
- красота
- указка
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Определение
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → домик;
- трава → травяной;
- соловей → соловьиный;
- грустный → грустно.
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мыслишка;
- снег → снежок;
- рыба → рыбешка;
- человек → человечище.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение |
туча — тучка |
-ик- | дождь — дождик | |
-ок- | ветер — ветерок | |
-ичк- | вода — водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность |
печь — печник |
-щик- | бетон — бетонщик | |
-тель- | учить — учитель | |
-ист- | связь — связист | |
-арь- | ворота — вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество |
свежий — свежесть |
-от- | прямой — прямота | |
-изн- | белый — белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар — пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- учить → учеба → учебник; учебник;
- цвет → цветистый → цветистость; цветистость.
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → весточка;
- варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лётчик
- водопроводчик
- фонарщик
- бетонщик
- академик
- трагик
- машинист
- лингвист
- писатель
- читатель.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
- -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
- -лив- (заботливый, дождливый);
- -ист- (прерывистый, золотистый);
- -ов- (кокосовый, деловой);
- -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотреть
- пилить
- мурлыкать
- полоть
- разведывать
- раскрашивать
- беседовать
- танцевать
- стукнуть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыкать — мурлыкал;
- отвозить — отвозил;
- засеять — засеял;
- возненавидеть — возненавидел.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
- -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
- -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
- -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бегая, слыша);
- -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красивее, красивейший;
- весело — веселее;
- чисто — чище.
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
котёнок — ?
1. котёнка, котёнку
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот, котик, котище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот—
3. котёнок
Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56
Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают
Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.
10 097
Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.
Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.
Зачем нужны суффиксы
Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».
Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».
Что такое формообразующий суффикс
Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.
Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:
- У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
- У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
- У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
- У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
- У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
- У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).
Как найти суффикс в слове
Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.
Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.
Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».
Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).
Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.
Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.
Что надо знать про [j] в суффиксах
Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).
Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».
Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.
Запомните
-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.
Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».
-Ть у глаголов – окончание или суффикс
Спросите у своего учителя.
В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.
В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.
В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.
Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.
Всем высоких баллов на ЕГЭ.
( 11 оценок, среднее 4.73 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
II. Элементы чистописания.
10 ноября. Классная работа.
— «Красиво писать – красоту творить» — гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.
К-1
- Образуй сложные слова из следующих корней:
звёзд |
лёт |
|
цвет |
ход |
|
пар |
пад |
|
сам |
вод |
— Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.
- Подбери родственные слова к корню – жар.
_____________________________________
- Подбери формы слова к слову – звёздочка.
___________________________________________
1.) 1 строка
— Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.
— В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.
— Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
2.) 2 строка: налетел
— Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.
3.) 3 строка:
Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
— Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).
— Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.
— Оцените свою каллиграфическую работу.
-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.
III. Самоопределение к деятельности
— Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)
— Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.
Лист – листы, листу, листа, листом, о листе. |
Лист – листик, листочек, листва. |
Проверка:
1 группа – формы слова.
— Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?
2 группа — родственные слова.
— Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.
Лист, листик, листочек, листва.
— Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?
— Назовите окончания в этих словах.
— Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.
IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы
— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему урока.
— Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся? Мы должны понять:
Что такое суффикс? Где стоит суффикс?
Для чего служит суффикс?
Как найти в слове суффикс? — Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.
V. Работа по теме урока. 1. Открытие нового. СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.
2. Формулировка правила.
— Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.
— Возьмите листочки.
— Какая это часть слова?
— После чего стоит?
— Перед чем стоит?
— Для чего служит?
— Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.
3. Первичное закрепление. Работа по учебнику. — Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?
— Верное правило получилось у нас?
После корня он стоит
Перед окончанием.
Если я его сменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю «СУФФИКСОМ»
4. Упр. 165 (стр. 89).
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?
— Какой вывод можем сделать?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Запишем на следующей строчке транскрипцию слова ЗВЁЗДОЧКА
5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
VI. Закрепление полученных знаний
1. Работа в группах.
— Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.
Подобрать _________________ слова.
Найти ________, ___________.
Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
— Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)
— Зачитайте, что у вас получилось.
2. Учи.ру
3. Работа в парах — Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.
В…т…рок, б…рёзонька, яг…дка, л..сица.
— Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.
4. Самостоятельная работа разноуровневая.
1 уровень
— Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.
2 уровень
Запиши данные слова без суффиксов.
Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.
3 уровень
— В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.
На- |
При- |
^ -ушк |
^ -ок |
нарисовать |
прибежать |
игрушки |
сурок |
натюрморт |
пришить |
ушки |
грибок |
наклеить |
природный |
бабушка |
листок |
Проверка:
1 группа – по эталону самопроверка
2 группа – у учителя
3 группа – в группе
VII . Рефлексия.
Тест по теме: «Суффикс».
Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове, надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
VIII. Итог урока.
— Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?
— Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?
VIII. Задание на дом.
Стр. 89, 90 правило
Упр. 166
*Карточки Учи.ру
Тема урока:
Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове
суффикс?»
Тип
урока: Изучение нового материала.
Цели:
познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять
суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
•
Задачи урока:
— познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными
признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
— составить алгоритм нахождения суффикса в словах;
— закреплять умение
правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе
нулевые;
— организовать наблюдение
за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на
языковой опыт учеников;
— отрабатывать умение
выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
— способствовать
формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.
•
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Научатся:
— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму
—
образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Метапредметные:
Познавательные: знать,
что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении
суффикса;
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество
в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные:
опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою
деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и
ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
—
осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного
материала;
—
овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по
предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное
отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше
узнать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть,
3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация
к уроку.
•
Исходный уровень знаний и умений
обучающихся для изучения данной темы:
К данному уроку учащиеся
познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить
и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала
по теме «Суффикс. Словообразование.»
Ход
урока
1.Организационный момент
Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.
— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
-Девиз
нашего урока «Если не лениться – можно многого добиться»
— Посмотрите на
доску. Найдите закономерность и продолжите цепочку
Бап ваф…..(парные согласные)
Актуализация знаний
-На какие две
группы можно разделить данные слова? (Союз, корень, глагол, окончание, предлог, приставка, имя существительное,
основа)
(части речи, —
союз, глагол, предлог, имя существительное, имя прилагательное.)
(части слова –
корень, окончание, приставка,)
-Спишите,
соблюдая правила каллиграфии.
На прогулке
гусёнок встретил большую гусеницу.
— Разберите
предложение по членам и частям речи.
В слове гусёнок
найдите корень
-Что такое корень?
— Как вы его
находили?
( Чтобы найти корень , надо подобрать
однокоренные слова и выделить в них общую часть).( На доске параллельно
оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «КОРЕНЬ»)
-Прочитайте.
Жили у бабуси Два весёлых
гуся,
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
-слова гуси и гуся однокоренные?
(нет. Это форма одного и того же слова)
_Почему?
-Вылишите эти два слова и разберите по
составу.
-Что такое окончание?
( Окончание – это изменяемая значимая
часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в
словосочетании и предложении)
-Как
найти окончание ?
(Чтобы найти окончание в слове, надо
изменить форму слова).
( На доске параллельно оформляется кластер
на тему «Состав слова».Появляется слово «ОКОНЧАНИЕ»)
-прочитайте
предложение.
Выходили
гуси,
Кланялись
бабусе.
— Найдите слово
с приставкой, обозначьте её.
— Что
такое приставка?
(Приставка- это
значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
слов.)
— Как
найти приставку в слове?
(Чтобы найти приставку в слове. Надо
подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова
которая стоит перед корнем и будет приставкой). ( На доске параллельно
оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «Приставка»)
6.
Самоопределение к деятельности
_-Соберём
нашу гусиную семейку и запишем слова.
-Папа?
(гусь)
-Мама?
(гусыня)
-Детёныш?
(гусёнок)
-Что
вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая
часть, в которой заключено общее лексическое значение).
—
Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).
—
Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)
—
Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)
—
Послушайте загадку.
После
корня он стоит
Перед
окончанием
Если
я его сменю
Другое
слово получу
Обозначаю
уголком
Называю
«суффиксом»
-О
какой части слова мы сегодня будем говорить?
—
Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)
Слово суффикс
пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает
«прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же
значением.
Давайте
попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.
-Какая
это часть слова? ( значимая, )
-После
чего стоит? (после корня).
—
Перед чем стоит? (перед окончанием)
—
Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали
правило?
—
Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.
7.
Физкультминутка.
8.Работа
по теме урока
Работа
по учебнику
Упр.
165 (с. 89).
— Прочитайте
группы слов.
— Что вы
можете сказать про эти слова?
— Выполните
письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй
столбик, 3-ий ряд- третий столбик).
(Проверка.
Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
— Ребята , у
меня возник вопрос: что общего между приставкой и суффиксом? (служат для
образования новых слов).
9.Продолжение
работы по теме урока
С. 47
упр.166.
—
Прочитайте задание.
— Будем с вами
образовывать слова и записывать на доске.
— По цепочке
начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.
— Ребята,
что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?
Прочитайте
сведения о языке на стр. 90
11.
Рефлексия
Ответить
на вопросы и создать эталон.
— Что такое
суффикс?
— Где стоит
суффикс?
— Для чего служит
суффикс?
Допишите
правило:
Суффикс – ____________
часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для
образования ____________ слов.
Итак,
подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :
- Я
узнал…… - Я
научился…. - Я
затрудняюсь….
12. Оценки
Домашнее
задание
С.90 упр.167.