Суффикс это 3 класс как найти

Русский язык. 3 класс

№ 34

Раздел. Суффикс.

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Разбор заданий

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Правильный ответ

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

  1. Велосипедист
  2. Велосипед.

Правильный ответ

Велосипедист.

Повышенный уровень.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Правильный ответ

Морской, заморский, полюшко.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.

Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.

В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:

  • столовый
  • красота
  • указка

Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.

Определение

Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.

Суффикс это

Словообразовательные суффиксы

В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:

  • дом → домик;
  • трава → травяной;
  • соловей → соловьиный;
  • грустный → грустно.

Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.

Значения суффиксов

Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:

  • мысль → мыслишка;
  • снег → снежок;
  • рыба → рыбешка;
  • человек → человечище.

Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.

Суффиксы Их значение Примеры
-к- Придают словам уменьшительное
или ласкательное значение
туча — тучка
-ик- дождь — дождик
-ок- ветер — ветерок
-ичк- вода — водичка
-ник- Указывает на профессию
или занимаемую должность
печь — печник
-щик- бетон — бетонщик
-тель- учить — учитель
-ист- связь — связист
-арь- ворота — вратарь
-есть- Обозначает свойство
или качество
свежий — свежесть
-от- прямой — прямота
-изн- белый — белизна
-ищ- Называет место пожар — пожарище

Один или два суффикса?

В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:

  • учить → учеба → учебник;  учебник;
  •  цвет → цветистый → цветистость; цветистость.

Слова с двумя суффиксами

Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
  • весть → весточка;
  • варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).

Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.

Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:

  • лётчик
  • водопроводчик
  • фонарщик
  • бетонщик
  • академик
  • трагик
  • машинист
  • лингвист
  • писатель
  • читатель.

У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
  • -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
  • -лив- (заботливый, дождливый);
  • -ист- (прерывистый, золотистый);
  • -ов- (кокосовый, деловой);
  • -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.

Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотреть
  • пилить
  • мурлыкать
  • полоть
  • разведывать
  • раскрашивать
  • беседовать
  • танцевать
  • стукнуть.

Суффиксы частей речи

Формообразующие суффиксы

Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.

Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:

  • мурлыкать —  мурлыкал;
  • отвозить  — отвозил;
  • засеять — засеял;
  • возненавидеть — возненавидел.

Причастие образуют формообразующие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
  • -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
  • -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
  • -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).

У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:

    • -а/-я (бегая, слыша);
    • -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).

Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:

  • красивый — красивее, красивейший;
  • весело — веселее;
  • чисто — чище.

Как найти суффикс в слове?

Чтобы найти суффикс действуем так.

Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.

Как найти суффикс в слове

Образец рассуждений

котёнок — ?

1. котёнка, котёнку

Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.

2. кот, котик, котище

Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот

3. котёнок  

Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

10 097

Что такое суффикс простыми словами

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

Как выделить суффикс в слове

Запомните

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Всем высоких баллов на ЕГЭ.

( 11 оценок, среднее 4.73 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

II. Элементы чистописания.

                                          10 ноября. Классная работа.

«Красиво писать – красоту творить» — гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.

К-1

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

цвет

ход

пар

пад

сам

вод

— Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – жар.

_____________________________________

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

___________________________________________

1.) 1 строка

 — Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.

 — В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.

— Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

2.) 2 строка: налетел

 — Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.

3.) 3 строка:

 Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).

— Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.

 Оцените свою каллиграфическую работу.

-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.

III. Самоопределение к деятельности        

— Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)

— Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.

Лист – листы, листу, листа, листом, о листе.

Лист – листик, листочек, листва.

Проверка:

1 группа – формы слова.

— Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?

2 группа  — родственные слова.

— Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.

Лист, листик, листочек, листва.

— Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?

— Назовите окончания в этих словах.

 — Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.

IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы

— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

      — Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

     — Сформулируйте тему урока.

— Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся?                                                                                                        Мы должны понять:

Что такое суффикс?                                                                                                                    Где стоит суффикс?  

Для чего служит суффикс?                                                                                                                              

Как найти в слове суффикс?                                                                                                                                                                      — Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.   

V. Работа по теме урока.                                                                                                                     1. Открытие нового.                                                                                                        СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

2. Формулировка правила.

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

— Возьмите листочки.

— Какая это часть слова?

— После чего стоит?

— Перед чем стоит?

— Для чего служит?

—  Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

3. Первичное закрепление. Работа по учебнику.                                                                                                    — Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило? 

— Верное правило получилось у нас?

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

4. Упр. 165 (стр. 89).

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?

— Какой вывод можем сделать?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Запишем на следующей строчке транскрипцию слова ЗВЁЗДОЧКА

5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

   VI. Закрепление полученных знаний

 1. Работа в группах.

— Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

Подобрать _________________ слова.

 Найти ________, ___________.

 Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

— Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)

— Зачитайте, что у вас получилось.

2. Учи.ру

3. Работа в парах                                                                                                                                                       — Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.  

В…т…рок, б…рёзонька, яг…дка, л..сица.

 — Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.

4. Самостоятельная работа разноуровневая.

1 уровень

— Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

      Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

2 уровень

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

3 уровень

— В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

        На-

       При-

     ^

-ушк

   ^

-ок

нарисовать

прибежать

игрушки

сурок

натюрморт

пришить

ушки

грибок

наклеить

природный

бабушка

листок

Проверка:

1 группа – по эталону самопроверка

2 группа – у учителя

3 группа – в группе  

VII . Рефлексия.

Тест по теме: «Суффикс».

 Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

  VIII.  Итог урока.

— Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?

— Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?

VIII. Задание на дом.

Стр. 89, 90 правило

Упр. 166

*Карточки Учи.ру

            Тема урока:
Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове
суффикс?»

Тип
урока
: Изучение нового материала.

  Цели:
познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять
суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

               
Задачи урока:

познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными
признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

— закреплять умение
правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе
нулевые;

— организовать наблюдение
за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на
языковой опыт учеников;

— отрабатывать умение
выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

— способствовать
формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

               
Ожидаемые результаты:

        Предметные:

Научатся:

       
— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму


образовывать новые слова с заданными  суффиксами и определять их значение.

 Метапредметные:

Познавательные: знать,
что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении
суффикса;

Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество
в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

 Регулятивные:
опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою
деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и
ошибок, намечать способы их устранения;

  Личностные:


осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного
материала;


овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по
предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное
отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше
узнать.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть,
3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация
к уроку.

               
Исходный уровень знаний и умений
обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку  учащиеся
познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить
и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и  усвоению материала
по теме «Суффикс. Словообразование.»

Ход
урока

                
1.Организационный момент

Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

                  
— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.

2.Минутка чистописания.

евиз
нашего урока
«Если не лениться – можно многого добиться»

— Посмотрите на
доску. Найдите закономерность и продолжите цепочку

Бап ваф…..(парные согласные)

Актуализация знаний 

-На какие две
группы можно разделить данные слова?
(Союз, корень, глагол, окончание, предлог, приставка, имя существительное,
основа)

(части речи, —
союз, глагол, предлог, имя существительное, имя прилагательное.)

(части слова –
корень, окончание, приставка,)

   -Спишите,
соблюдая правила каллиграфии.

На прогулке
гусёнок встретил большую гусеницу.

— Разберите
предложение по членам и частям речи.

В слове гусёнок
найдите корень

-Что такое корень?

— Как вы его
находили?

 ( Чтобы найти корень , надо подобрать
однокоренные слова и выделить  в них общую часть).( На доске параллельно
оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «КОРЕНЬ»)

-Прочитайте.

Жили у бабуси Два весёлых
гуся,

 Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!

-слова гуси и гуся однокоренные?

(нет. Это форма одного и того же слова)

_Почему?

-Вылишите эти два слова и разберите по
составу.

-Что такое окончание?

 ( Окончание – это изменяемая значимая
часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в
словосочетании и предложении)

             -Как
найти окончание ?

(Чтобы найти окончание в слове, надо
изменить форму слова).

( На доске параллельно оформляется кластер
на тему «Состав слова».Появляется слово «ОКОНЧАНИЕ»)

        
-прочита
йте
предложение.       

Выходили
гуси,

 Кланялись
бабусе.
   
   

  — Найдите слово
с приставкой, обозначьте её.

          — Что
такое приставка?

 (Приставка- это
значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
слов.)

          — Как
найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове. Надо
подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова
которая стоит перед корнем и будет приставкой). ( На доске параллельно
оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «Приставка»)

          6.
Самоопределение к деятельности

_-Соберём
нашу гусиную семейку
и запишем слова.

-Папа?
(гусь)

-Мама?
(гусыня)

-Детёныш?
(гусёнок)

-Что
вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные,  т.к. у слов есть общая
часть, в  которой заключено общее лексическое значение).


 Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).

— 
Ребята, все ли части слова  выделены? (           нет не все)


Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)


Послушайте загадку.

 После
корня он стоит

Перед
окончанием

Если
я его сменю

Другое
слово  получу

Обозначаю
уголком

Называю
«суффиксом»


какой части слова мы сегодня будем говорить?


Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс?  Как найти его в слове?»)

Слово суффикс
пришло к нам из немецкого языка
SUFFIX, что означает
«прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова
SUFFIXUS с тем же
значением.

Давайте
попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая
это часть слова? ( значимая, )

-После
чего стоит? (после корня).


Перед чем стоит? (перед окончанием)


Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали
правило?


Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.

      7.
Физкультминутка.

    
8.Работа
по теме урока

        Работа
по учебнику

     Упр.
165 (с. 89).

    — Прочитайте
группы слов.

    — Что вы
можете сказать про эти слова?

    —      Выполните
письменные задания к упражнению. ( 1-ый  вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй  
столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

   (Проверка. 
Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

—   Ребята , у
меня возник вопрос: что общего между приставкой и суффиксом? (служат для
образования новых слов).

 9.Продолжение
работы по теме урока

С. 47
упр.166.


Прочитайте задание.

— Будем с вами
образовывать слова и записывать на доске.

— По цепочке
начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.

       — Ребята,
что вы   сделали,  чтобы найти в слове суффикс?       

       Прочитайте
сведения о языке на стр. 90

11.
Рефлексия

Ответить
на вопросы и создать эталон.

—  Что такое
суффикс?

—  Где стоит
суффикс?

—  Для чего служит
суффикс?

Допишите
правило:

Суффикс –      ____________
часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для
образования ____________ слов.

           Итак,
подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :

  1. Я
    узнал……
  2. Я
    научился….
  3. Я
    затрудняюсь….

12. Оценки

Домашнее
задание

С.90 упр.167.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найдете приходите в мой дом
  • Как найти площадь фигуры заданной функциями
  • Как составить доску желаний в пинтерест
  • Как найти градиент скалярного поля онлайн
  • Как найти отправленные файлы через блютуз