Тема как найти в слове суффикс

Русский язык. 3 класс

№ 34

Раздел. Суффикс.

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Разбор заданий

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Правильный ответ

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

  1. Велосипедист
  2. Велосипед.

Правильный ответ

Велосипедист.

Повышенный уровень.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Правильный ответ

Морской, заморский, полюшко.

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

10 082

Что такое суффикс простыми словами

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

Как выделить суффикс в слове

Запомните

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Всем высоких баллов на ЕГЭ.

( 11 оценок, среднее 4.73 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Что такое суффикс? Как найти
в слове суффикс?»

Цель урока: создание условий
для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных,
коммуникативных);для формирования понимания необходимости учения.

Планируемый результат

Предметные умения

Состав
слова
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

·  находить
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;

·  выделять
нулевое окончание;

· 
образовывать
слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

Морфология

·  распознавать
части речи на основе усвоенных признаков

Синтаксис

·  определять
вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

·             
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

·             
находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;

·             
различать распространённые и нераспространённые предложения;

·             
опознавать простое и сложное предложения

Личностные УУД:

·          
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

·          
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем,
взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

·       
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные задачи;

·       
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа
решения;

·       
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале
учебника — в памятках);

·       
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать
причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

Познавательные УУД:

·             
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством
учителя или самостоятельно);

·             
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической
форме; переводить её в словесную форму.

  Коммуникативные УУД:

·             
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в
группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи,
приходить к общему решению.

I. Организационный моментМотивация
к учебной деятельности.

Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Помогите
мне?

«С малой удачи начинается успех!»

— Как вы понимаете эти слова?

Пусть сегодня для вас всех, 
На урок придёт успех! 
Я желаю вам удачи, 
И успешности в придачу!

— 
Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам продолжить путешествие в
замечательную и великую страну русского языка.

II.
Орфографическая минутка.

-Предлагаю
двоим ребятам поработать у доски (у доски работают два ученика по заданиям,
задания написаны на карточках).

1
ученик

Подобрать
однокоренные слова к словам:

цвет-

береза-

лесной-


2 ученик

Вставить
пропущенные буквы.

Подобрать
проверочные слова.

березовый
л…сок-

яркая
зв…зда-

хитрая
л…са-

III.
Словарная работа.

-Пока
ребята работают у доски, мы проведем словарную работу.

Отгадайте
загадки, запишите  отгадки, обозначьте непроверяемые орфограммы. Русская
красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

Все
в покое, замер ветер
И деревья все молчат…
Нет, не все еще — у этих
Листья тихо шелестят. ( Осина)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник)

Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные. ( Яблоня)

Весной
зеленела,

Летом
загорела,

Осенью
надела

Красные
кораллы. (Рябина)

IV. Мотивация учебной деятельности.

      Сообщение темы и задач урока.

— Прочитайте текст.

   
Круглый год украшает рябина наши леса, сёла и города. В парках городов
красуются ярко-красные кисти рябинушки. Ягоды рябинки служат в зимнее время
главной пищей для многих птиц.

— Какую пользу приносит
рябина?

Ягоды рябины служат и
лекарством, их заваривают в чай, из них варят варенье.

-Найдите однокоренные слова в тексте.

— Запишите эти слова.

    Рябина, рябинушка, рябинки.

— Что является главной значимой частью слова?

-Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём
содержится значение слова).

— Выделите корень.

— Что ещё может входить в состав слова?

— Как правильно найти окончание?

— Измените форму слов и выделите окончание.

-Что
такое окончание?

Сравните
однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, одинаковые по смыслу)


Есть ли разница между словами?


От слова рябина образовались новые слова. Я думаю, что вы заметили, что
эта часть слова у нас не выделена.


Может быть, кто-то из вас знает, что это за часть слова, которая стоит между
корнем и окончанием?


Выделите суффикс (показать на доске).


Что помогло  образовать новые слова?

Сформулируйте
тему урока. (Тема урока «Суффикс».)


Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Цели:

1.
Познакомиться ..  …  …  …  С.

2.
Узнать … С.

3.
Учиться … С ..  … .

(Цели
урока: познакомиться с новой частью слова – суффиксом; узнать признаки
суффикса; учиться находить суффиксы в словах.)


Приступим к реализации целей урока.

V. Первичное восприятие и осознание
нового материала.

1). «После корня он стоит

Перед окончанием.

 Его я если заменю

Другое слово получу,

Обозначу  уголком.

Называю … (суффиксом)».

-Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА)

— Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ)

-Суффикс обозначается значком ˄ .

-Делаем вывод:

1. Что такое суффикс

2. Где стоит в слове?

3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:

СУФФИКС — ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ
ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

  — Суффиксов в русском
языке много. Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Они выполняют
большую строительную работу.

 -Суффикс хоть и
маленькая часть слова, но играет большую роль и о многом может рассказать.

2). Выполнение упражнения
164 (с.89).

— Прочитайте
стихотворение, найдите однокоренные слова.

  — Выпишите их и
выделите в них корень и окончание (слова записываются на доске, первое слово
разбираем коллективно, остальные самостоятельно).

  — Как образовались
слова ёжик и ежиха?

  -Выделите суффикс.

3). Знакомство с правилом
(с.89).

4). Выполнение упражнения
165 (с.89).

  ( Первый столбик
разбираем коллективно, 2 – парами, 3 – самостоятельно, затем проверяем).

5). Физкультминутка.

6). Знакомство с
алгоритмом выделения в слове суффикса.

     — Проверить выполнение заданий.

           а). 1
ученик

Подобрать
однокоренные слова к словам:(

цвет-

береза-

лесной-

        б). 3
ученик

Вставить
пропущенные буквы.

Подобрать
проверочные слова.

березовый
л…сок-

яркая
зв…зда-

хитрая
л…са-

— Работа в парах.Составить алгоритм выделения суффикса в словах:

цветок, лесной, берёзовый, лесок.

Составьте
алгоритм.

1.  Подобрать
_________________ слова.

2.  Найти
________, ___________.

3.  Часть
слова, которая стоит после корня и будет __________.

Давайте
сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на с.90.

Чтение
алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей
алгоритм.

7).  Выборочный диктант.

РЫБА бьёт хвостом в руках

У Коли РЫБАКА.

Но готов из РЫБКИ суп,

РЫБНЫЙ суп ухой зовут.

Да, РЫБАЛКА удалась:

Есть про РЫБИЩУ рассказ!

А РЫБЁШКА, что мала ,

Под корягу вся ушла.

У причала РЫБАЧОК

Ловит РЫБКУ на крючок.

(РЫБА,
РЫБАКА, РЫБКИ, РЫБНЫЙ, РЫБАЛКА, РЫБИЩУ, РЫБЁШКА, РЫБАЧОК, РЫБКУ).

 —
Услышали однокоренные слова?

 —
Какие?  (Запись в тетради и на доске).

— Прочитайте, что у вас получилось?

 — Почему эти слова однокоренные?

 — А чем они отличаются?

 — При помощи какой части речи образовались новые слова?

8) На доске текст.

   Мелкий дождь шёл уже третий день. Намокли з..лёныелист..я
д..ревьев, травы, цв..ты. Всё было мокро.

   а) Прочитайте.

б) Замените выделенные слова однокоренными словами с суффиксом и
выделите этот суффикс.( Первое предложение разобрать вместе. Второе –
самостоятельно).

VI.
Рефлексия

         (Работа в
парах.)

         —
Прочитайте слова.

Домик,
пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт
.

        — Разделите
их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)

        — По
какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с
помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок
.)

       — Что такое
приставка? Для чего она служит?

       — Что такое
суффикс? Для чего он служит?

       — Оцените
свою работу на уроке.

VII.
Подведение итогов урока.

      — Что нового
вы узнали сегодня на уроке?

  Я научился …….. 
.

       Я узнал
……..  .

       Я смог …… 
.

       Мне
понравилось ……..  .

       За что я
могу себя похвалить …….  .

       Я хочу
научиться ……..  .

VIII. Домашнее
задание.

    с. 90,
упр.167, выучить правило

II. Элементы чистописания.

                                          10 ноября. Классная работа.

«Красиво писать – красоту творить» — гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.

К-1

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

цвет

ход

пар

пад

сам

вод

— Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – жар.

_____________________________________

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

___________________________________________

1.) 1 строка

 — Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.

 — В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.

— Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

2.) 2 строка: налетел

 — Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.

3.) 3 строка:

 Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).

— Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.

 Оцените свою каллиграфическую работу.

-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.

III. Самоопределение к деятельности        

— Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)

— Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.

Лист – листы, листу, листа, листом, о листе.

Лист – листик, листочек, листва.

Проверка:

1 группа – формы слова.

— Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?

2 группа  — родственные слова.

— Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.

Лист, листик, листочек, листва.

— Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?

— Назовите окончания в этих словах.

 — Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.

IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы

— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

      — Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

     — Сформулируйте тему урока.

— Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся?                                                                                                        Мы должны понять:

Что такое суффикс?                                                                                                                    Где стоит суффикс?  

Для чего служит суффикс?                                                                                                                              

Как найти в слове суффикс?                                                                                                                                                                      — Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.   

V. Работа по теме урока.                                                                                                                     1. Открытие нового.                                                                                                        СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

2. Формулировка правила.

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

— Возьмите листочки.

— Какая это часть слова?

— После чего стоит?

— Перед чем стоит?

— Для чего служит?

—  Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

3. Первичное закрепление. Работа по учебнику.                                                                                                    — Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило? 

— Верное правило получилось у нас?

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

4. Упр. 165 (стр. 89).

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?

— Какой вывод можем сделать?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Запишем на следующей строчке транскрипцию слова ЗВЁЗДОЧКА

5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

   VI. Закрепление полученных знаний

 1. Работа в группах.

— Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

Подобрать _________________ слова.

 Найти ________, ___________.

 Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

— Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)

— Зачитайте, что у вас получилось.

2. Учи.ру

3. Работа в парах                                                                                                                                                       — Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.  

В…т…рок, б…рёзонька, яг…дка, л..сица.

 — Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.

4. Самостоятельная работа разноуровневая.

1 уровень

— Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

      Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

2 уровень

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

3 уровень

— В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

        На-

       При-

     ^

-ушк

   ^

-ок

нарисовать

прибежать

игрушки

сурок

натюрморт

пришить

ушки

грибок

наклеить

природный

бабушка

листок

Проверка:

1 группа – по эталону самопроверка

2 группа – у учителя

3 группа – в группе  

VII . Рефлексия.

Тест по теме: «Суффикс».

 Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

  VIII.  Итог урока.

— Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?

— Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?

VIII. Задание на дом.

Стр. 89, 90 правило

Упр. 166

*Карточки Учи.ру

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.

Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.

В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:

  • столовый
  • красота
  • указка

Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.

Определение

Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.

Суффикс это

Словообразовательные суффиксы

В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:

  • дом → домик;
  • трава → травяной;
  • соловей → соловьиный;
  • грустный → грустно.

Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.

Значения суффиксов

Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:

  • мысль → мыслишка;
  • снег → снежок;
  • рыба → рыбешка;
  • человек → человечище.

Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.

Суффиксы Их значение Примеры
-к- Придают словам уменьшительное
или ласкательное значение
туча — тучка
-ик- дождь — дождик
-ок- ветер — ветерок
-ичк- вода — водичка
-ник- Указывает на профессию
или занимаемую должность
печь — печник
-щик- бетон — бетонщик
-тель- учить — учитель
-ист- связь — связист
-арь- ворота — вратарь
-есть- Обозначает свойство
или качество
свежий — свежесть
-от- прямой — прямота
-изн- белый — белизна
-ищ- Называет место пожар — пожарище

Один или два суффикса?

В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:

  • учить → учеба → учебник;  учебник;
  •  цвет → цветистый → цветистость; цветистость.

Слова с двумя суффиксами

Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
  • весть → весточка;
  • варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).

Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.

Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:

  • лётчик
  • водопроводчик
  • фонарщик
  • бетонщик
  • академик
  • трагик
  • машинист
  • лингвист
  • писатель
  • читатель.

У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
  • -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
  • -лив- (заботливый, дождливый);
  • -ист- (прерывистый, золотистый);
  • -ов- (кокосовый, деловой);
  • -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.

Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотреть
  • пилить
  • мурлыкать
  • полоть
  • разведывать
  • раскрашивать
  • беседовать
  • танцевать
  • стукнуть.

Суффиксы частей речи

Формообразующие суффиксы

Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.

Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:

  • мурлыкать —  мурлыкал;
  • отвозить  — отвозил;
  • засеять — засеял;
  • возненавидеть — возненавидел.

Причастие образуют формообразующие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
  • -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
  • -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
  • -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).

У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:

    • -а/-я (бегая, слыша);
    • -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).

Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:

  • красивый — красивее, красивейший;
  • весело — веселее;
  • чисто — чище.

Как найти суффикс в слове?

Чтобы найти суффикс действуем так.

Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.

Как найти суффикс в слове

Образец рассуждений

котёнок — ?

1. котёнка, котёнку

Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.

2. кот, котик, котище

Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот

3. котёнок  

Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в пинтересте найти избранное
  • Фильм как мальчик нашел робота на свалке
  • Найди мне как приготовить борщ
  • Как найти хороший сервис центр
  • Как найти объем данных сообщения