Тезис в тексте как его найти

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.

Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Тезис

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

Тезис это..

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Что такое тезисы

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Тезисы в сочинениях

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

Тезисы по теме отцы и дети

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса:

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Персонаж сочинения

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Термин тезис на слуху у каждого, кто писал в школьные годы сочинение по литературе. Некоторые помнят его с университетских времен, когда студентам давали задание сделать краткую выжимку из сказанного на лекциях или составить план работы. Что такое тезис в сочинении, какие виды бывают и как правильно его написать, рассмотрим подробнее.

Содержание:

  1. Что такое тезис в сочинении
  2. Виды
  3. Формулировка тезиса в сочинении рассуждении
  4. Основные требования
  5. Как писать тезисы
    • Тезисный план
    • Структура
    • Примеры написания

Что такое тезис в сочинении

Понятие «тезис» с греческого языка переводится как «установка, утверждение». Слово широко используется в сфере науки, философии и искусстве. В литературе оно выполняет роль обозначения самых значимых рассуждений, мыслей, понятий. Тезисом называют ту часть текста, в которой соблюдена краткость и ясность мысли.

К примеру, человек написал объемный текст-размышление, которое разделено на логические абзацы. Чтобы не тратить время на длительное чтение, основные мысли он тезисно выделяет. В таком формате сочинение будет оценено за несколько минут. Читающий сможет понять содержание, а самые интересные моменты изучить досконально.

Тезис

Таким образом, тезисами называют главные мысли, кратко обозначенные по тексту сочинения в одном или нескольких предложениях. Это сокращенный вариант написанной статьи, который помогает разобраться в ее сути и ключевых утверждениях.

Важно не путать в сочинении три составляющие: тезис, аргумент и вывод. Отправной точкой в рассказе является именно тезис. В него могут закладываться прямые цитаты, которые облегчают понимание сути сочинения.

Виды

Тезисы для сочинения формируются в зависимости от структуры материала, его параметров. Есть три вида тезисов:

  1. Основные. Выделяется центральное событие и выводы по теме.
  2. Простые. Включают аспекты без пояснений: утверждения и отрицания. Дополняют основные тезисы, расширяют основополагающие мысли.
  3. Сложные. В них входят простые и основные тезисы. Главная задача — аргументировать ранее выдвинутые утверждения. Это делается краткой дополняющей выжимкой по ключевым аспектам.

Формулировка тезиса в сочинении рассуждении

Сочинение в форме рассуждения призвано доказать читателю ту или иную точку зрения. Важно убедить его в излагаемой мысли посредством разбора текста на составляющие. Сложные цитаты, грузные деепричастные выражения необходимо разбить на мелкие и понятные.

Примеры тезисов для сочинения рассуждения должны демонстрировать умение размышлять не только логически, но и подключать духовное чувствование. Соблюдение четкой структуры — главный шаг к лаконичному и цепляющему тезисному плану.

Сначала выдвигается конкретное рассуждение, которое четко обозначает непреклонную позицию автора. Конец предложения включает в себя четкий вывод из всего сказанного. Все части тезиса должны иметь логически выстроенную структуру. Не допускаются повторы в аргументированных абзацах.

Формулировка тезиса в сочинении рассуждении

Как правильно составлять формулировки тезисов в виде рассуждений? Отправной точкой для решения поставленной задачи является четко обозначенная мысль. Затем приводятся наглядные и убедительные аргументы. Под конец делается логичный и лаконичный вывод, затрагивающий формулировку главного вопроса.

Пример формулировки тезиса по литературе в манере рассуждения на музыкальную тематику:

  • Тезис: музыка — это не бездумное развлечение. Почему?
  • Аргументы, отвечающие на поставленный вопрос:
  1. Музыка духовно развивает и обогащает внутренний мир человека.
  2. Она пробуждает в людях светлые чувства и воспоминания.
  3. Приносит утешение, бодрит в тяжелых жизненных ситуация.
  4. Музыка — лекарь душ. Время и расстояние для нее не помеха.
  • Вывод: слушать музыку нужно душой, духовно обогащаясь и напитываясь ее энергией.

Основные требования

Написание тезисов для сочинения должно производиться с соблюдением требований:

  • Цель. Необходимо ответить на вопрос, в чем нужно убедить читателя. Как это сделать при помощи правильно сформулированных мыслей, чтобы донести истинность или ложность высказываний.
  • Тема сочинения — основа составления тезисов. Тематика окутывает идею текста и концентрирует его для формирования мнения.
  • Сбор дополнительной информации. Для аргументации тезисов нужно подкрепить свое мнение доводами.
  • Ключевые слова. Текст составляется грамотно и понятно для читателя. Для этого за основу берутся слова, составляющую смысловую нагрузку всего тезиса.
  • Аргументация. Тезисы должны содержать знаменитые высказывания авторов, примеры из жизни, определенные факты. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Первый вид базируется на здравом смысле, а второй красочно передает чувства и эмоции.
  • Конкретизация. Не следует использовать общие фразы, которые не несут явного смысла. Каждое предложение должно быть исчерпывающим для понимания сути сочинения.
  • Количество предложений-тезисов для небольшого сочинения должно укладываться в 2 — 5 предложений. Можно превышать это количество, если нет возможности сделать краткую выжимку. Например, при разборе сложных явлений природы или медицинских понятий.

Как писать тезисы

Для сочинения бывает достаточно сформулировать один тезис. Но если работа обширная и многогранная, то разрешается объем предложений расширить. В некоторых случаях, даже короткое сочинение приходится раскрывать несколькими тезисами. Например, для раскрытия темы «Преступление и наказание» потребуется отдельно рассмотреть эти слова. Нельзя это сделать в рамках одного предложения.

Тезисы как в эссе, так и в другом литературном жанре делят на категории:

  1. Аргументация сюжетной линии.
  2. Аргументация конкретного эпизода.

Человек пишет сочинение

В зависимости от тематики подбираются вопросы, утверждения и предложения с ключевыми словами.

Тезисный план

В русском языке под тезисным планом понимают способ структурирования текста. План раскрывает суть и цель работы. Он должен быть конкретным, понятным для обывателя. Это помогает вникнуть в проблематику обсуждаемого текста и раскрыть его многогранность.

Текст тезисного плана сочинения бывает:

  1. Цитатный.
  2. Назывной.
  3. Вопросный.

С их помощью удается упорядочить разнонаправленную информацию, свести ее к общей проблеме и обозначить суть. Перед составлением тезисов определяется главная мысль, которая составит основу тезисного текста.

После формулирования тезисов их нужно пронумеровать. Оставить нужно те варианты, которые полно и конкретно передают суть сочинения. Все остальные либо убрать, либо аккуратно присоединить к оставшимся. При этом содержание не должно повторяться, дублирующие слова убираются.

Удачными тезисами можно назвать те, которые полно раскрывают содержание работы и при этом вызывают желание прочитать сочинение. Эффектные тезисы легко воспринимаются на слух, не содержат сложноподчиненных предложений и двусмысленных фраз. Безусловно, никакой воды, орфографических и пунктуационных ошибок быть не должно.

Структура

Чтобы грамотно писать тезисы, нужно умение рассуждать и делать логические выводы. Приводимые аргументы должны цеплять и пробуждать интерес читателя. Выполнить эти условия помогает выстроенная структура текста. Если писатель сам не может понять, какой момент наиболее значимый в сочинении, то ему будет сложно выполнить качественную работу.

После выделения главной и цепляющей мысли переходят к ее аргументации. Автор для себя отмечает основные моменты, которые нужно передать посредством слов. Выстраивание четких предложений позволяет перейти от вопроса плавно к ответу.

Доводы могут строиться на общеизвестных фактах, но не затрагивать теоретическую часть. Бездоказательные моменты в тезисах портят общее впечатление о работе, снижают интерес читателя.

Вывод, завершающий авторскую позицию, не менее важен. Он строится на подтверждении ранее сказанных слов в сочинении. Это своеобразное подытоживание, которое должно цеплять своей точностью и неоспоримостью. Вся структура проверяется на читабельность. Произношение отдельных слов и их сочетаний происходит без надрыва. Читатель не должен запинаться об угловатые конструкции и сложно произносимые выражения.

Структура тезисов для литературного сочинения должна укладываться в следующую схему:

  • тезис;
  • первый аргумент;
  • второй аргумент;
  • третий и более аргумент, если это требуется для раскрытия темы;
  • лаконичный вывод.

Написание сочинения

Примеры написания

При написании темы «Искусство и ремесло» вышло объемное сочинение-рассуждение, которое требуется тезисно передать. Как найти ключевые моменты повествования, чтобы раскрыть его глубину и показать читателю важность обсуждаемой темы? Необходимо составить цепляющую формулировку, которая не оставит равнодушным в силу весомости и интригующего сравнения.

Пример 1

Хорошим примером послужит фраза-тезис: Ремесленников миллионы, творцов — единицы.

Это не бесспорное утверждение. И именно в этом его привлекательность. Большинство читателей согласятся с этой фразой. Но в то же время, у них возникнет вопрос: на основании каких фактов сделан этот вывод. Предвидя реакцию читателя, мы продолжим обосновывать тезис, подкрепляя его аргументами. Сформулируем их так:

  1. Ремеслу нужно учиться. Творцом ты можешь лишь родиться.
  2. Ремесло создано для заработка. Творец не может брать деньги, так как искусство для него — это душевный порыв.
  3. Ремесло превращается в искусство, если ему отдаешься душой, проявляешь многогранность и талант. Искусство без душевного порыва превращается в работу, утрачивает свой свет и становится ремеслом.

Обозначенные аргументы довольно емкие по своему содержанию. Они наполнены психологическим и логическим смыслом, поэтому воспринимаются читателем и искренне заинтересовывают. Если далее к каждому аргументу привести литературный пример, то доказательная часть текста будет исчерпывающей.

Подчеркнут сказанное знаменитые повести А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», Н.В. Гоголя «Портрет», пьеса «Лес» непревзойденного Н.А. Островского, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и пьеса «Чайка» А.П. Чехова.

Приведем пример ситуации из «Мастера и Маргариты», где главный герой оказался противопоставлен официальным писателям того времени. Некий Алоизий Магарыч, состоящий в Доме литераторов, оказался завистливым человеком. Он может работать только своим длинным языком. На бумаге не отражается искусство, так как Магарыч пуст изнутри. Не может он сотворить ценных произведений, так как нет внутреннего света, творческого порыва и всецелой отдачи.

Магарыч противопоставлен в произведении ремесленником. Его единственным «достижением» за все время повествования стало анонимное письмо с доносом. В нем факты изложены сумбурно, нет четкой ясности сказанного. Откуда взяты утверждения — тоже непонятно. Никак нельзя назвать этого персонажа творцом.

Антипод Магарыча — Мастер. Ему удается завлечь читателя своей искренностью, широкой душой и неимоверным талантом. Этот персонаж в своих письмах затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Его произведения обладают великой силой любви. Вот это и называют настоящим искусством.

Пример 2

Краткое и емкое сочинение на тему «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса: Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда.

Вводная мысль подкрепляется следующими аргументами:

  1. Мечта, которая витает в голове, но не подкреплена конкретными действиями обречена на выгорание. Она бесплодна и, в конце концов, конечна.
  2. Пустые мечты всегда приводят к разочарованию.
  3. Мечта — это вдохновение, подкрепленное трудом.

Подчеркнут сказанное литературные персонажи из поэмы И.А Гончарова «Обломов» и Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Обломов Гончарова — наиярчайшая иллюстрация мечтательного человека, который не прикладывает никаких усилий для осуществления задуманного. Его грезы настолько велики, что могут в мыслях перестроить всю Россию. Но на деле Обломов не достиг вообще никаких вершин. Его мечты пусты, таланты не сбывшиеся. Реальность стала такой, какой он сам себе ее и напророчил бездействием и витанием в облаках.

Друг же нашего несчастного героя Штольц не мечтал напрасно. Он воплощал свои задумки в реальность. именно решительные действия привели его к фееричному результату. И именно эти герои передают смысл тезиса «Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда» максимально емко и правдиво.

Таким образом, тезис — чрезвычайно важный элемент для раскрытия сочинения. Он подкрепляется убедительными аргументами и достоверными фактами. В совокупности получается емкое и полное обоснование всего содержания с обоснованными выводами.

При написании научной статьи, курсовой или сочинения важной составляющей становятся тезисы.

Перед тем, как их составлять, нужно разобраться, как же пишется тезис. Не все научные руководители и учителя объясняют, что такое тезисы.

Наша статья поможет вам освоить основы составления тезисного плана и научит разбираться в других вопросах.

Содержание

  • 1 Что такое тезис и где он встречается
  • 2 Как пишется тезисный план
  • 3 Как пишется тезис к сочинению
  • 4 Как пишутся тезисы к курсовой
  • 5 Как пишутся тезисы к статье
  • 6 Пример оформления тезиса

Что такое тезис и где он встречается

Тезис – это главная мысль с точной лаконичной формулировкой, которая выдвигается для того, чтобы ее доказать.

Что такое тезис

Тезис пишется к сочинению, курсовой, дипломной работе

Тезисных утверждений может быть несколько.

Иногда они прописываются отдельно от научной работы в качестве самостоятельной статьи, иногда выносятся в аннотацию или во введение.

Все остальные предложения служат для доказательства тезиса. Они называются аргументами.

Тезисы включают в себя описание предмета, задач, целей, актуальности, разделов, а также результатов работы.

Основные элементы тезиса:

  • тема;
  • ФИО автора;
  • введение;
  • краткое описание этапов работы;
  • список источников;
  • приложения, схемы.

Есть несколько видов тезисов:

  1. Основные тезисы. Они обобщают содержание документа, являются неотъемлемыми от текста.
  2. Простые тезисы. Главные мысли отдельных смысловых абзацев. Они служат для раскрытия основных.
  3. Сложные тезисы. Состоят из основных и простых. Каждый простой тезис поясняет основной.

В тексте может быть всего одна часть, поэтому и тезис будет один.

Если же текст развернутый, то тезисных утверждений может быть множество, важно выделить все.

Располагать тезисы стоит так, как идет развертывание идей в тексте. Это не всегда совпадает с последовательностью самого текста.

Тезисы должны вытекать один из другого. Они не содержат примеров, обоснований, аргументов.

По сути, тезисы встречаются практически везде: в логике, в математике, в философии, журналистике, филологии, истории, обществознании, лингвистике.

Когда разрабатывается какая-то теория, осваивается новая область знания или опровергаются старые утверждения.

Тезисы применяют школьники, когда пишут сочинения или анализируют тексты, студенты в курсовых и дипломных работах, доктора наук в своих диссертациях.

Тезисы в зависимости от цели написания могут иметь различный вид: быть короткими или развернутыми, представляться в виде формул или иметь текстовую форму.

Как пишется тезисный план

Одним из видов структурирования текста является тезисный план.

Тезисный план

План помогает структурировать информацию

Он помогает структурировать информацию, способствует ее лучшему изучению и запоминанию.

Этот метод можно применять при подготовке к экзаменам или к публичному выступлению.

С помощью него пишутся сжатые изложения и конспекты.

Составлять тезисный план можно и перед созданием новой работы. Так она получится более логичной и связанной, все темы будут раскрыты.

Давайте подробней рассмотрим, как создать тезисный план:

  1. Для начала путем внимательного прочтения проанализируйте весь текст.
  2. Составьте план для материала в целом – найдите завязку, кульминацию, развязку, выделите доказываемую мысль, аргументы, в зависимости от типа текста.
  3. Затем разбейте текст на отдельные абзацы.
  4. Выделите главные мысли для каждого абзаца. Они и будут являться тезисами Главные утверждения не должны повторяться.
  5. Объедините эти утверждения в одно простое и понятное предложение. Можно выделить подтезисы.
  6. Перепишите на чистовой вариант.

Рассмотрим следующий текст:

«Все люди имеют равные права и возможности. Это правило закреплено в конституциях многих государств и поддерживается законодательно.

Но так было далеко не всегда. Только в 19 веке отменили рабство в США и крепостное право в России.

В 19 же веке начинается массовая борьба женщин за избирательные права и за свою свободу и достоинство.

Сейчас устранение различных видов дискриминации (расовая, гендерная, возрастная и т.д.) продолжается.

Признание за всеми равенства означает лишь то, что люди должны иметь возможности для достижения своих целей вне зависимости, например, от цвета кожи или гендера.

Но все мы разные, со своими талантами и способностями, привычками, вкусами, и нужно учиться уважать личные границы другого человека и то, что он может отличаться от нас.

На это направлено современное просвещение в области прав человека».

Главные мысли для каждого абзаца:

  • все люди имеют равные права и возможности, это закреплено в конституции;
  • отмена рабства и крепостного права в 19 веке, борьба женщин за свои права;
  • борьба за равные права продолжается.

Все эти утверждения можно объединить в одно: «Все мы разные, но независимо от этого, мы равны в своих правах».

Это предложение и будет являться тезисом.

Этот маленький пример демонстрирует, как вычленяются отдельные тезисы из текста.

Для того, чтобы их выявить, к фрагментам задаются вопросы: «Дало ли это предложение нам новую информацию? Какое предложение является главным в данном абзаце?».

Приведенный выше текст состоит в основном из тезисов, но, если развернуть его, можно вставить много доказательных предложений: «Права нужны потому-то и потому-то».

Как пишется тезис к сочинению

Сочинение является субъективным творческим текстом. В нем прослеживается отображение взглядов и мнения человека.

Тезис к сочинению

Тезис к сочинению является вашей позицией по какому-то вопросу

Следовательно, тезис в такой работе будет являться вашей позицией по какому-либо вопросу.

Вы ее выделяете и приводите свою аргументацию.

На ЕГЭ школьники приводят в качестве аргументов подходящие литературные произведения и примеры из жизни.

Затем пишется логический вывод, обобщающий и подтверждающий все вышесказанное.

Тезисы в сочинении могут быть представлены в виде вопросов, строчек из каких-либо произведений, являться ключевыми словами.

Зависит от формы работы, темы работы и предпочтений автора.

Как пишутся тезисы к курсовой

Тезисы пишутся к курсовым высокого качества, которые отмечены как актуальные и важные.

В курсовых и дипломных работах они оформляются как приложение. В приложении в краткой форме описываются основные разделы курсовой, выводы.

Содержание тезиса должно отображать тему курсовой, быть логично связанным с аргументами. Перед тем, как писать, необходимо хорошо разобраться в вопросе.

Приложение с тезисами обычно не превышает объем 3 листа, написанных 12 шрифтом.

Как пишутся тезисы к статье

Тезисы к статье должны быть краткими и емкими. По сути, они являются отдельной статьей. Их цель – обобщить материал.

Тезис к статье

Самое важное в тезисе — выделить главное

В целом, они строятся по той же структуре, что и тезисы других видов статей.

Не стоит делать введение слишком длинным, стоит использовать простые фразы. Важно уметь выделять главное.

Можно применять такие шаблоны как: «В данном исследовании было выявлено…» «Эксперимент показал, что…», «Были получены данные…» и т.д..

Перед составлением тезисов стоит предложить прочесть свою статью компетентным людям, для того, чтобы они оценили ее и оставили замечания.

Это поможет убрать воду и сделать работу более содержательной.

Пример оформления тезиса

Стандартные требования к оформлению тезиса:

  • файл формата *.doc, *.docx, *.rtf, лист A4 в книжной ориентации;
  • одинарный межстрочный интервал, отступ 1,21 см для первой строки;
  • шрифт Times New Roman, кегль 12-14 пт;
  • поля: верхнее, нижнее, правое – 2 см., слева – 2,5;
  • все слова отделены одним пробелом;
  • тезисы объемом не более 2-3 страниц;
  • страницы должны быть пронумерованы.

Вверху по центру страницы указывается организация или конференция, город, год публикации. Затем – введение, основная часть, включающая формулы, таблицы, рисунки и чертежи, заключение, список литературы, примечания. В конце указывается ФИО составителя.

Пример:

III Всероссийская научная конференция «…»
(Название темы)
(Введение)
(Основной текст)
(Рисунок 1)
(Таблица 1)
(Заключение)
(Список литературы)
(Примечание)
(ФИО составителя)

Таким образом, чтобы привести тезисы в своей работе, необходимо разбираться в самом понятии «тезис», уметь составлять тезисный план, правильно оформлять тезисы и разбираться в тонкостях их применения в различных областях знаний.

Мир тезисов обширен, они применяются и в научной письменной речи и в обычном диалоге.

Применение их совместно с аргументами позволяет сделать речь доказательной и логичной.

Надеемся, эта статья была полезной для вас и послужит для написания хорошей работы. Удачи!

В этом видео вы узнаете, как правильно написать итоговое сочинение ЕГЭ, в том числе тезисы к нему:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Что такое тезис? Определение тезиса простыми словами. Тезисный план — что это и как составить? Пример тезиса. Как выделить тезис из текста?

Каждый доклад, сочинение или изложение можно разложить на тезисы. Они представляют собой утверждения, из которых состоит материал. В этой статье мы расскажем, что такое тезис, приведем его определение и несколько примеров.

Что такое тезис? Определение тезиса

Слово «тезис» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «утверждение, установка». Это слово широко используется во многих сферах науки, искусства и философии. Тезис позволяет выделить из текста или исследования наиболее важные мысли. Например, если человек написал длинное рассуждение на какую-либо тему, тезисы позволяют разобраться в статье, не читая полный текст и пропуская этап размышлений автора. Именно поэтому тезисом называется только та часть текста, в которой соблюдена ясность и краткость мысли.

Определение тезиса звучит следующим образом:

«тезисэто основные мысли, кратко выделенные в одном или нескольких предложениях»‎

В более узком смысле тезисом можно назвать сокращенный вариант статьи. Поэтому тезис часто путают с аннотацией. В чем же разница между этими понятиями? Аннотация и тезис отвечают на разные вопросы. В аннотации говорится о сути статьи и ее содержании. Тезисы же дают понять, какие утверждения и выводы рассматриваются в статье.

Как составить тезисный план?

Тезисный план текста можно сравнить с его кратким содержанием. Чтобы составить тезисный план, нужно прочитать материал и выделить из него основные мысли, после чего записать их максимально коротко и ясно. Попробуем составить тезисный план на примере русской народной сказки «Колобок»‎.

  • Бабушка испекла колобок;
  • Колобок укатился на улицу;
  • Заяц пытался съесть колобка;
  • Волк пытался съесть колобка;
  • Медведь пытался съесть колобка;
  • Лиса съела колобка.

В плане пропущена история о том, как колобок готовился, почему он укатился, как именно он обхитрил зайца, волка и медведя, и почему был съеден лисой. Тезисный план отражает только основные мысли сказки.

‎Пример тезиса

Допустим, мы пишем статью о важности постоянного обучения. В данном случае тезис будет звучать следующим образом:

«Чтобы преуспеть в жизни и построить успешную карьеру, нужно постоянно учиться»

Это главная мысль статьи, ее вывод. В самой статье мы будем этот тезис объяснять и доказывать:

«Чтобы стать успешным человеком, нужно прилагать как можно больше усилий. Успешные люди часто идут на риск, пробуют новые пути развития. Но для того, чтобы рисковать, нужно хотя бы иметь представления о результатах и последствиях риска. А для этого нужны знания. Поэтому важно постоянно учиться»‎.

Абсолютно любую статью можно разложить на тезисы по этому примеру.

Цель: подготовиться к
сочинению-рассуждению на морально-этическую
тему.

— развить у учащихся творческие способности на
основе формирования умений анализировать
готовый материал

— воспитать нравственные и этические качества
посредством анализа дидактического материала.

Первый этап проектирования: Замысел
участия учителя в поисковых взаимодействиях с
учениками.

Второй этап – средства и индикаторы
участия учителя в поисковых взаимодействиях с
учениками.

 
Поисковый цикл: “Каким
образом можно выразить свои мысли, чувства?”
Тип и вопрос ОС

“Как
найти тезис в сочинение-рассуждение?”

Средства участия
учителя в поисковых взаимодействиях с учениками
Логический сценарий
образовательной ситуации
Версии результатов и
способы их получения детьми
Версия педагогического
оппонирования
Определенные детьми
средства поиска
Мотивационный этап


Ребята, предлагаю нашу встречу начать с
просмотра фрагмента фильма, который заставил
меня задуматься. Главный герой фильма “Щенок”
Алеша мечтал о собаке. И вы представляете, его
мечта сбылась – на день рождения ему подарили
щенка. Тишка, так звали щенка, потерялся. Его
нашёл мальчик Валера. Что произошло дальше, вы
узнаете, посмотрев отрывок из этого фильма.

    Причина

(критическая
оценка
известной “схемы организации
действия”)

Цель (вопрос к
известной “схеме организации действия”)
Просмотр отрывка -чувства доброты

-чувства
сострадания

-любви

-жалости…

— По отношению к Алеше

— По отношению к Валере

Какие чувства вызвал у вас поступок
Алеши?

— По отношению к кому у вас
возникли эти чувства?

— Похожие чувства испытали и ученики
6 класса. Ребята по-разному их выразили. Сережа
даже написал сочинение (интерактивная доска)
“Почему Алеша так поступил?” и представил свою
работу одноклассникам. Ребята выслушали текст и
оценили это сочинение-рассуждение по следующим
критериям:

1. Правильно выдвинул тезис

2. Построил текст, согласно структуре
сочинения — рассуждения

3. Правильно сделал вывод

4. Привел нужные доказательства к тезису

-Нет

-Потому что мы не видим
текст.

-Нам нужно сочинение Сережи.

Можете ли вы сказать, что эти
критерии подходят для оценивания
текста-рассуждения Сережи?

Почему?

(фиксация на доске)

 
1. Старт-задание:

Задание
1.

Прочитай текст.

Сочинение-рассуждение

“Как я оцениваю поступок Алеши?”

Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у
Алеши есть друзья, с которыми он общается и
играет в футбол, а у Валеры их нет — он одинок.

Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя,
которые любят его и заботятся о нем. У Валеры —
только бабушка. А самое главное — он увидел в
глазах мальчика-сироты благодарность и тихую
радость, когда тот принял подарок.

Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог
сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь
круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и
радостно, хотя было трудно расставаться с
маленьким другом-щенком.

Правильно выдвинул тезис +/-

Сделал
правильный вывод +

Привел нужные доказательства к тезису +

-Вот вам текст.

Давайте
посмотрим, что у вас получилось?

Кто готов представить свой результат?

Вы пришли к единому мнению?

Чтобы проверить, подходят ли
данные критерии для оценивания сочинения —
рассуждения нужен алгоритм (схема) построения
сочинения-рассуждения
Соответствует ли оценочный
лист № 1 критериям для создания
сочинения-рассуждения?
2. Определи, правильно ли оценили
ребята работу Сережи.

3. Вырази свое
мнение в “Оценочном листе №1” знаками +/-.

Оценочный лист №1

Критерии Оценка ребят
+-
Моя оценка
+-
1. Правильно выдвинул тезис. +  
2. Сделал правильный вывод. +  
3. Привел нужные доказательства к
тезису.
+  
— Умеем.

— Как найти тезис в сочинении-рассуждении?

-Другое задание.

-Текст.

-Дополнительный материал.

Что Вы не умеете писать сочинение –
рассуждение?

Тогда в чем заключается
трудность?Значит, в каком вопросе вам нужно
разобраться?

Что вам необходимо для того, чтобы ответить
на вопрос урока?

Попробуйте разобраться в этом вопросе.

Вот вам задание.

Организация Видеоматериал, оценочные
листы
   
2. Задание-эксперимент:

1.
Прочитайте текст и, используя справочный
материал, выделите в тексте: тезис – красным
цветом, доказательство – зеленым цветом, вывод –
желтым цветом.

Даже один человек способен изменить судьбу
других людей, сделать многих счастливыми.
Главный герой фильма “Заплати другому”, мальчик
Тревер, был охвачен желанием помочь всем в мире.
Он придумал систему, как сделать людей
счастливыми. Для этого нужно было сделать три
добрых дела. Тревер помог нищему человеку, своей
маме, учителю. Те помогли другим трем людям. И с
этого маленького мальчика началось движение за
мир и любовь. В итоге этого движения многие стали
радоваться жизни, уважать ценности других.
Главное — только начать. Добро должно исходить от
каждого человека, и тогда мир станет лучше и
добрее

2. Сделайте вывод и зафиксируйте его в
модели “Как найти тезис в
сочинении-рассуждении”.

 

В группе, так как работа в
группах более рациональна.

Тезис. Даже один человек способен
изменить судьбу других людей, сделать многих
счастливыми.

Доказательства. Тревер помог
нищему человеку, своей маме, учителю. Те помогли
другим трем людям.

Вывод. Добро должно исходить от
каждого человека, и тогда мир станет лучше и
добрее

 

Как вы думаете, это
задание удобно (рационально) выполнять
индивидуально, в паре или в группе?

Как вы думаете,каким способом можно
получить результат задания?

Кто готов представить результат работы и
сделать вывод?

 

Способ
(доказательство “открытия”)

 

Результат

(правило – новая “схема организации
действия”)

схема

Чтобы правильно найти тезис нужно:

1.
Определить главную мысль текста, которая должна
быть четко сформулирована и доказательна.

2. Проверить, чтобы тезис соответствовал
теме.

3.Соотнести тезис и доказательства
(аргументы).

4.Соотнеси тезис и аргументы с выводом.

 

Ответили ли вы на вопрос
урока?

Теперь мы можем определить тезис в
сочинении – рассуждении Сережи?

 
По группам (содержательное
распределение действий), учитель – группы –
класс (обмен позициями)
3. Тест-задание:

1.
Отредактируй текст сочинения – рассуждения
Сережи.

Сочинение-рассуждение

“Как я оцениваю поступок Алеши?”

Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у
Алеши есть друзья, с которыми он общается и
играет в футбол, а у Валеры их нет — он одинок.

Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя,
которые любят его и заботятся о нем. У Валеры —
только бабушка. А самое главное — он увидел в
глазах мальчика-сироты благодарность и тихую
радость, когда тот принял подарок.

Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог
сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь
круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и
радостно, хотя было трудно расставаться с
маленьким другом-щенком.

2. Заполни оценочный лист №2 по работе на
уроке.

Оценочный лист №2

Критерии Моя оценка
+ —
Оценка учителя
Умею оценивать работу другого
ученика.
   
Умею определять, формулировать
тезис.
   
Умею выражать свою точку зрения по
отношению к ситуации.
   
Готов к написанию сочинения –
рассуждения
   
Сочинение-рассуждение

“Как
я оцениваю поступок Алеши?”

Я считаю, что, отдав щенка, Алеша поступил
правильно и благородно.

Во-первых, у Алеши есть друзья, с которыми он
общается и играет в футбол, а у Валеры их нет — он
одинок.

Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя,
которые любят его и заботятся о нем. У Валеры —
только бабушка. А самое главное — он увидел в
глазах мальчика-сироты благодарность и тихую
радость, когда тот принял подарок.

Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог
сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь
круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и
радостно, хотя было трудно расставаться с
маленьким другом-щенком.

  Эффективность (вывод,
знание чего из новой “схемы организации
действия” было руководством к достижению
успеха”

Чтобы правильно найти тезис
нужно:

1. Определить главную мысль текста, которая
должна быть четко сформулирована и доказательна.

2. Проверить, чтобы тезис соответствовал
теме.

3. Соотнести тезис и доказательства
(аргументы).

4. Соотнеси тезис и аргументы с выводом.

— Посмотреть фильм и написать свое
сочинении- -рассуждение

— Составить
инструкцию “Как писать сочинение-рассуждение”

— Какое домашнее задание вы для себя
определите?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить реестр для отправки писем почтой россии
  • Как выровнять колодец под наклоном как исправить
  • Как найти телефон когда потерял его дома
  • Неопознанная сеть без доступа к интернету windows 7 как исправить через вай фай
  • Как найти гуид платежного поручения