Точка тань чжун как найти

В предыдущей статье я писала, что такое канал перикарда и зачем он нужен. В этой статье я покажу, как можно, используя эти знания, массировать канал перикарда и получить практические результаты для своего здоровья.

Китайский профессор У Цинчжун относит массирование канала перикарда к одной из самых необходимых процедур поддержания здоровья.

Массирование канала перикарда поможет  вам убрать следующие симптомы:
чувство сдавленности в груди;
затрудненное дыхание;
слабость в руках и ногах;
чувство ломоты в плечах;
нестабильность ритма сердца, учащенное сердцебиение
и даже снизить температуру при простуде.

Анатомически перикард- это мешок для сердца. Это оболочка сердца заполнена серозной жидкостью. Из-за различных неблагоприятных факторов в перикарде скапливается избыточная жидкость, что затрудняет работу сердца.

Движение энергии в канале перикарда происходит от плеча к пальцам.

Массируя канал, мы улучшаем состояние сердца и кровеносных сосудов, улучшаем проходимость кровеносных сосудов, что позволяет эффективно перемещать кровь и ци ко всем органам.

Однако массаж канала перикарда нужно начинать с массажа точек Тань Чжун и Кунь Лунь, которые не относятся к указанному меридиану.

Точка Тань Чжун- эта точка расположена на средней линии между сосками, на переднесрединном меридиане- он связывает все иньские каналы.

Как массировать точку Тань Чжун?

Подушечкой большого пальца массировать область этой точки, вращением по окружности по 36 раз в каждую сторону, по и против часовой стрелки, либо вверх-вниз.

Точка Кунь Лунь— это точка канала мочевого пузыря. Массаж этой точки позволяет эффективно удалять жидкость из организма.

Всем, кто делает любой вид  массажа, целесообразно начинать массирование именно с этой точки. Таким образом обеспечивается отток жидких отходов жизнедеятельности, то есть мочи.

Массировать также, как и точку Тань Чжун.

Массирование канала перикарда

На канале перикарда особенно эффективен массаж следующих точек:

1. Точка Тань Цуань (Тянь Цюань)

Массаж этой точки способен предотвратить приступ стенокардии. Она находится на центральной линии руки на 2 цуня (3 сложенных вместе пальца) ниже подмышечной складки (смотрите рисунок вверху статьи).

2. Точка Си Мэнь.

Эта точка способна спасти жизнь. Это главная точка канала перикарда.Находится на 5 цуней выше лучезапястной складки.

Как отмерить 5 цуней? Это 4 сложенных вместе пальца (3 цуня) плюс 3 сложенных вместе палька (2 цуня) вверх посредине внутренней стороны руки.

Эта точка эффективна при инфаркте, при любых сердечных приступах. Массирование этой точки способно предотвратить, в частности, приступ стенокардии.

3.Точка Нэй Гуань

Находится на 2 цуня (3 сложенных вместе пальца) выше лучезапястной складки. Можно надавливать на эту точку, а можно надавить и вращать кистью.

В этой точке встречаются, по мнению китайской медицины, 8 потоков.
Массирование точки Нэй Гуань регулирует состояние сердца, снимает боли в желудке, уменьшает симптомы укачивания, эффективно при обмороке.

Массирование этой точки включается в некоторые программы долголетия, в частности, в программу 3-1-2.

4.Точка Да Лин

Эта точка находится непосредственно на лучезапястной складке.

Как правило. точка очень болевая.

Эта точка хороша для регулирования общего состояния, для профилактики различных заболеваний.

5.Точка Лао Гун

Эта точка является центром ладони. Как её найти?
1 способ. Согните пальцы- самое глубокое место на ладони и есть точка Лао Гун.
2 способ.Согните пальцы- под ногтем среднего пальца находится точка Лао Гун.

Это точка скорой помощи. Мы можем прикладывать её к другим точкам для воздействия на них. Например, в тибетской гормональной гимнастике, в даосском массаже глаз мы прогреваем глаза, разогрев ладони и совмещая току Лао Гун с центром глаза.

Эта точка- точка Огня. Воздействие на эту точку позволяет снять волнение (мы потираем ладони, когда волнуемся). Если у Вас потеют ладони от волнения, то также подавите на эту точку.

А ещё воздействие на эту точку позволяет быстро поднять энергетику организма. Если Вы засыпаете за рулем, например, то остановитесь и сделайте 8 очень громких хлопков ладонями. Сон как рукой снимет!

6.Точка Чжун Чун.

Находится на кончике среднего пальца.Это точка сброса. При простуде, воспалении, жаре поможет массирование этой точки. Можно также уколоть эту точку и выдавить 10-15 капелек крови.

Если клонит в сон, то можно привести себя в ресурсное состояние, обхватив ноготь среднего пальца большим ( сверху) и указательным (снизу) пальцами другой руки. Давить нужно сильно и до тех пор, пока не почувствуете, что в голове у Вас  посветлело и сон прошёл.

Как массировать точки канала перикарда?

Лучше всего продавливать каждую из шести точек  канала перикарда до болевого ощущения, в среднем это занимает 2-3 минуты на одну точку. Делать такой массаж необходимо ежедневно!

Эффективно воздействие на точки с помощью прибора Исюэтун компании Тяньши.

Здоровья Вам и Всех Благ!

Пишите свои отзывы и комментарии!

   29 голосов
Средняя оценка: 4.4 из 5

Рис. 52. Определение точки тань-чжун

Тань-чжун – название меридианной точки, взято из трактата «Лин-шу цзин» (тань – место между двумя сосками, чжун – середина). Точка принадлежит переднесрединному каналу жэньмай.

Другие названия точки – юаньэр, сюньтан и шанцихай.

Местоположениеи способ нахождения. В центре груди, по средней линии тела, на уровне четвертого межреберья, на горизонтальной линии сосков, если молочная железа не деформирована (рис. 52). В «Наньцзин» сказано, что точка находится во впадине на прямой между сосками.

Способ воздействияна точку. Укол косо вниз или в правую (левую) сторону на 0,3–0,8 цуня. Прижигание 3–7 конусов или полынной сигарой 3–7 мин.

Топографическая анатомия. Игла проходит через кожу, подкожную клетчатку и достигает грудины. В поверхностном слое расположены передние кожные ветви четвертого грудного нерва, а в глубоком – передние перфорирующие ветви внутренних сосудов грудной железы.

Особенности точки и передача ощущений поцзин-ло. Тань-чжун – точка ло канала перикарда, одна из точек «восьми соединений», точка соединения энергии. В «Нань-цзин» указывается, что тань-чжун является центром шанцзяо (верхнего обогревателя), который отвечает за все входящее в организм и контролирует выход из него.

Тань-чжун – точка соединения ножных тайиньского и шаоянского, ручных тайянского, шаоянского и цюэиньского каналов с жэнь-май. Поэтому с ее помощью лечат не только цисюй (истощение энергии), но и все нарушения хода энергии по цзин-ло, скопление энергии сердца, беспокойство энергии печени, подъем вверх энергии желудка и др.

При укалывании возникают ощущения ломоты и распирания. Об иррадиации (распространение болевых ощущений) вверх или вниз сообщений мало.

Функцииточки:

– расширение груди, успокоение диафрагмы;

– прекращение кашля, снятие одышки.

Общие показания к применению. Согласно китайской традиционной медицине: кашель, кровохарканье, ночная одышка, астма, боли и переполнение в груди, рвота с кровью, отрыжка, икота, потеря сознания, недостаток молока после родов, воспаление молочной железы, боли в сердце, сердцебиение.

Согласно европейской медицине: бронхит, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма, пневмония, абсцесс легких, плеврит, межреберная невралгия, перикардит, стенокардия, аритмии, кардиалгии, рак пищевода, эзофагит, спазм кардиального отдела пищевода, сужения пищевода, икота, гипогалактия, мастит, анемия.

Текущая страница: 7 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Средоточия для оздоровления всех систем организма

Ключевые точки воздействия на различные системы организма называют Восемь средоточий. Это точки сосредоточения ци в определенных органах и системах (их семь), а также точка общего сосредоточения ци.

В таблице есть два понятия, которые требуют объяснения: Полые органы (фу-органы или ян-органы) и Плотные органы (цзан-органы или инь-органы). Разберемся с ними с самого начала, поскольку европейская медицина не предполагает такой классификации.

Что такое органы с точки зрения китайской медицины

Органом в китайской медицине называют функциональную систему, то есть собственно орган и сферу его управления. Это очень важно!

Если мы говорим цзан-орган «легкие», то автоматически должны подразумевать и кожу, и волосяной покров, потому что их состояние связано с легкими. А сердце, например, напрямую связано с нервной системой и так далее.

Рассматривая отдельные органы, надо обратить внимание и на их функциональные связи, поскольку Восемь средоточий влияют на все связи.

Фу-органами (или ян-органами) называют полые органы – толстый и тонкий кишечник, желудок, желчный пузырь, мочевой пузырь, тройной обогреватель (система, выполняющая функцию управления различными ци всего организма). Подробней о тройном обогревателе см. в Главе 2/ Канал трех обогревателей (Сань-цзяо).

Дополнительно к фу-органам относят матку у женщин, предстательную железу у мужчин. Основная функция фу-органов – переваривание, всасывание пищи и выведение шлаков из организма.

К цзан-органам (или плотным органам, инь-органам) относят сердце, перикард (оболочка сердца), печень, селезенку, легкие, почки. Главная функция плотных органов – переработка и хранение питательных веществ, жизненной энергии ци, крови и жидкостей тела.

Сердце при этом рассматривается как орган, управляющий сосудами, как хранилище жизненного духа Шэнь, как орган, «открывающийся на языке» и управляющий цветом лица. То есть при изменении цвета лица и языка, при уменьшении подвижности языка говорят о болезнях сердца.

Печень хранит кровь и способствует беспрепятственному движению ци в организме, управляет эмоциональной активностью. Печень проявляется на ногтях (при болезнях печени они становятся мягкими и ломкими) и «открывается в глаза», то есть болезни слизистой оболочки глаз и снижение зрения связаны с проблемами в печени.

Селезенка контролирует кровь, управляет мышцами и «открывается во рту и на губах». Дефицит ци селезенки проявляется бледностью губ.

Легкие управляют всей ци, контролируют рассеивание энергии по организму, определяют вид кожи и волос и «открываются в нос». Когда ци легких достаточна, дыхательная и обонятельная функция носа выполняется безукоризненно.

Почки управляют ростом и развитием организма (то есть связаны с гормональной системой), управляют костями и образованием костного мозга (а значит, и отвечают за состояние зубов). Почки «открываются в ухо», острый слух указывает на здоровье почек.

Как цзан– и фу-органы связаны между собой

Сердце и тонкий кишечник. Избыток ци в сердце повреждает тонкий кишечник; избыток ци в тонком кишечнике может повредить сердце в момент стремительного поднятия.

Селезенка и желудок. Желудок опускает пищу вниз, а селезенка поднимает питательные вещества к сердцу и легким. Селезенка и желудок связаны неразделимо, как Инь и Ян.

Легкие и толстый кишечник. При нормальной перистальтике толстого кишечника ци легких легко опускается. При закупорке кишечника ци легких застаивается, и болезнь проявляется кашлем и переполнением в грудной клетке.

Почки и мочевой пузырь. Ци почек обеспечивает открывание и закрывание мочевого пузыря. Также неразделимы функции печенки и желчного пузыря.

Как найти Восемь средоточий

«Нань цзин» или Канон трудностей раз и навсегда определил расположение Восьми средоточий.

«Средоточие фу-органов – тай-цан, средоточие цзан-органов – в подреберье, средоточие сухожилий – ян-лин-цюань, средоточие костного мозга – цзюэ-гу, средоточие крови – гэ-шу, средоточие костей – да-чжу, средоточие сосудов – тай-юань, средоточие ци – между сосками».

В Каноне используются древние названия точек, некоторые из них сегодня вышли из употребления. Мы будем использовать современные названия, чтобы не возникало недоразумений при сопоставлении с привычными точками 12 каналов (см. Глава 2).

Средоточие фу-органов

Центром поддержки фу-органов является «море пищи», то есть желудок. При всех болезнях фу-органов используют точку тай-цан, точку «живота желудка», как ее называют в древних трактатах. В новых источниках средоточие фу-органов чаще называется чжун-вань («середина эпигастрия»). Она расположена на передней срединной линии, на 4 цуня выше пупка (рис. 14, а). Точка относится к дополнительному каналу Жэнь-май (или переднесрединному меридиану). Прижигание проводится 10–20 минут.

Рис. 14, а

Чжун-вань относится к особым точкам живота, которые традиционно прижигают при недостатке ци селезенки и желудка, что выражается:

• болью в эпигастральной области, вздутием живота, снижением аппетита, икотой, рвотой, поносом;

• застойными явлениями в пищеварительном тракте и аномальным поднятием ци желудка;

• гинекологическими заболеваниями (климактерический невроз, аменорея, выпадение матки, рвота беременных).

Средоточие цзан-органов

Источником образования питательной ци и крови является цзан-орган селезенка. Важной точкой «живота селезенки» является чжан-мэнь («светлые ворота»), которая считается центром подреберья. Точку используют при всех болезнях плотных органов (рис. 14, б).

Рис. 14, б

Чжан-мэнь расположена у конца 11-го ребра, на ножном меридиане печени. Ее находят и воздействуют на нее в таком положении: пациент лежит на боку, нижняя нога выпрямлена, верхняя нога согнута, рука поднята. Прижигание мокса-сигаретой производят 5–10 минут.

Воздействие на средоточие цзан-органов благотворно:

• при воспаление печени и селезенки, чрезмерном брожении в кишечнике, жидком стуле, снижении аппетита, вялости, рвоте, болях в подреберье, отрыжке;

• при болезнях почек, болях в пояснице, частом мочеиспускании;

• у мужчин – при белых мутных выделениях из полового члена;

• у женщин – при климактерическом неврозе;

• при утомляемости от физической нагрузки, бессоннице;

• при болезни легких, кашле, одышке, сухости в горле.

Средоточие энергии ци

Всей ци управляют легкие. Для лечения болезней, связанных с нарушением движения ци, используют точку тань-чжун («центр арены»), расположенную на уровне легких. Она относится к каналу Жэнь-май (или переднесрединному меридиану).

Тань-чжун находят на передней срединной линии, между сосками, на уровне 4-го межреберного промежутка, то есть в середине грудной клетки (рис 14, а). Прижигание точки полынной сигаретой допускается в течение 5–10 минут.

Точку традиционно используют:

• для быстрого излечения простудных заболеваний (кашель с одышкой, застарелые застойные явления в легких, сопровождающиеся болью в грудной клетке);

• для устранения брожения в пищеварительном тракте, при икоте;

• при кардионеврозе, депрессии и климактерическом неврозе;

• при мастопатии и для усиления секреции молока.

Средоточие сухожилий

Сухожилиями управляет печень. Поэтому для всех болезней сухожилий используют точку-устье ножного канала желчного пузыря ян-лин-цюань («родник у холма на наружной стороне колена»). Канал желчного пузыря связан с ножным каналом печени, а в точке-устье поток ци становится энергичным (рис. 14, в).

Рис. 14, в

Ян-лин-цюань расположена под коленом, на внешней стороне голени. Прижигание точки полынной сигаретой длится до 15 минут.

Средоточие сухожилий традиционно используется:

• при лечении болей в позвоночнике, пояснице, при лечении колена, болей в тазобедренном суставе, болей и судорог в голени и стопе;

• для восстановления подвижности нижних конечностей после инсульта;

• для уменьшения головных болей и болей в подреберье;

• для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (понос, тошнота, рвота, вздутие живота, снижение аппетита, боль в эпигастральной области).

Средоточие костного мозга

Точка цзюэ-гу расположена на канале желчного пузыря и связана с костным мозгом. Поэтому чаще всего ее используют при всех болезнях костного мозга, которые выражаются в нарушении кроветворения.

Сегодня эта точка имеет более распространенное название сюань-чжун («подвешенный колокольчик»). Она расположена на 3 цуня выше лодыжки на наружной поверхности голени (рис 14 в). В древности маленьким детям чуть выше лодыжки подвешивали колокольчик, отсюда точка и получила свое название. Прижигание мокса-сигаретой выполняйте 5–10 минут.

Средоточие костей традиционно используют:

• при болезнях опорно-двигательного аппарата (боли в тазобедренном суставе, пояснице, коленном суставе, голени, голеностопном суставе, а также напряжение шейных и затылочных мышц);

• при обездвиженности стопы;

• для лечения болезней пищеварительной системы (вздутие кишечника, тошнота, рвота, понос, снижение аппетита);

• для лечения простудных заболеваний, особенно сопровождающихся лихорадкой и отеками слизистых оболочек.

Средоточие крови

Кровь управляется сердцем, а хранится в печени. Средоточием крови является точка гэ-шу («диафрагма и точка спины») (рис. 14, г), расположенная между «точкой спины сердца» и «точкой спины печени». В гэ-шу собирается кровь, поэтому ее используют при всех болезнях, связанных с кровью.

Рис. 14, г

Гэ-шу расположена на 1,5 цуня от позвоночного столба под остистым отростком 7-го грудного позвонка и относится к каналу мочевого пузыря. При болезнях, связанных с плохим кроветворением и потерей крови, прижигайте ее полынной сигаретой 5–15 минут.

Гэ-шу используют:

• при анемиях, выраженных головокружением, сердцебиением, онемением конечностей, затрудненным глотанием, мышечной слабостью, менструальными нарушениями, бесплодием, бессонницей;

• при болезнях застоя крови, выраженных частыми инфекциями, болью в области сердца и в подреберье, ограничением подвижности в суставах, маточными кровотечениями;

• при аллергических заболеваниях, в том числе нервного характера;

• при геморрое и частых носовых кровотечениях;

• при заболеваниях нижних отделов легких и плевры (одышке, кашле, приливах жара, чрезмерной потливости).

Средоточие костей

Почки управляют костями. Поэтому для лечения костей определена точка да-чжу («большой челнок ткацкого станка»), относящаяся к каналу мочевого пузыря, связанного с каналом почек.

Точка да-чжу расположена под остистым отростком 1-го грудного позвонка на 1,5 цуня по горизонтали от середины спины (рис. 14, г). Она несет тяжести с опорой на кости. Время прижигания точки 5–10 минут.

Эффект от воздействия на да-чжу наблюдается:

• при боли в пояснице и позвоночнике, слабости позвоночного столба;

• при боли в коленных суставах;

• при головных болях и напряжении мышц в задней части шеи;

• при одышке и сдавленности в грудной клетке.

Средоточие сосудов

Сосудами управляют легкие, которые имеют выход на все сосуды организма. Точка тай-юань (рис. 14, д) («место скопления, бездна») относится к ручному каналу легких и служит местом прощупывания пульса в китайской медицине. Тай-юань расположена на ладонной стороне лучезапястной складки, между сухожилиями лучевого сгибателя кисти и длинной отводящей мышцы 1-го пальца, кнаружи и кверху от бугристости ладьевидной кости. Прижигание точки проводится не более 5 минут.

Рис. 14, д

Прижигание (или надавливание) точки проводят:

• для лечения сердечно-сосудистых и вегетативных расстройств, при болях в области сердца, сердцебиении, аритмии, повышенном давлении, частом мочеиспускании;

• для лечения болезней мочеполовой сферы (гинекологические, связанные с нарушением менструального цикла, частое мочеиспускание);

• при лихорадочном состоянии с головной болью;

• при болезни легких, кашле и одышке, воспалении горла;

• для лечения болезней селезенки и желудка;

• при боли в надключичной ямке, в области плечевого сустава, плеча, предплечья и запястья, межреберной невралгии;

• при бессоннице и депрессивном состоянии.

Пять типов шу-точек: желудок, легкие, суставы, сердце, болезни жара

Пять определенных типов точек 12 главных меридианов, в которых энергия ци имеет особые свойства, называют шу-точками. Шу-точки подразделяют на точки-истоки, точки-ручьи, точки-быстрины, точки-реки, точки-устья.

Для плотных органов и для полых органов выделяют отдельные шу-точки, расположенные на соответствующих каналах. Подробно о том, что такое плотные органы (цзан-органы) и полые органы (фу-органы) читайте в этой главе, раздел Средоточия для оздоровления всех систем организма/ Что такое органы с точки зрения китайской медицины.

Напомним только, что к плотным органам относят: сердце, перикард (оболочка сердца), печень, селезенку, легкие и почки.

К полым органам относят: толстый и тонкий кишечник, желудок, желчный пузырь, мочевой пузырь, тройной обогреватель. При этом тройной обогреватель – это система, которой отведена важная роль в жизнеобеспечении организма. Верхний обогреватель действует до диафрагмы, средний – от диафрагмы до пупка, нижний – ниже пупка.

Точки-истоки – скорая помощь

В точках-истоках канальная ци расположена неглубоко. Поэтому их часто используют при неотложной помощи, способствуя пробуждению жизненного духа в критических состояниях:

• обморок, удушье, судороги,

• отравление,

• перегрев, и другие неотложные состояния.

Точки-истоки обрабатывают, как правило, сильным надавливанием. Но при улучшении состояния в дальнейших сеансах можно воспользоваться более кропотливой и действенной процедурой прижигания.

Все точки-истоки расположены на пальчиках ног и рук, на них воздействуют последовательно.

Истоки для плотных органов

Шао-шан («мало» или «близко») расположена на лучевой стороне большого пальца кисти, приблизительно на 0,1 цуня кнаружи от угла ногтя. Относится к каналу легких. Прижигание мокса-сигаретой 1–3 минуты.

Чжун-чун («средний (палец) уходит») расположена на кончике среднего пальца, относится к каналу перикарда. Прижигание мокса-сигаретой – 2–3 минуты.

Шао-чун («маленький, устремленный вперед») расположена на лучевой стороне мизинца, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя. Относится к каналу сердца. Прижигание мокса-сигаретой – до 5 минуты.

Инь-бай («скрывающийся белый», название связно с тем, что точка находится на границе красных и белых мышц) расположена на внутренней стороне большого пальца стопы, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя. Относится к каналу селезенки и поджелудочной железы. Прижигание полынной сигаретой до 10 минут.

Да-дунь («большой, толстый» (палец)) расположена на большом пальце стопы, на наружной стороне большого пальца стопы, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя. Относится к каналу печени. Точку можно прижигать до 10 минут.

Юн-цюань («бурлящий источник, родник») расположена в середине подошвы, между 2-й и 3-й плюсневыми костями, в углублении, образующемся при поджатии пальцев стопы (в углублении в середине подошвы). Является точкой-истоком канала почек, откуда выходит канальная ци ножного канала почек. Прижигание точки полынной сигаретой – до 10 минут.

Рис. 15, а

Рис. 15, б

Рис. 15, в

Рис. 15, г

Рис. 15, д

Рис. 15, е

Рис. 15, ж

Рис. 15, з

Истоки для полых органов

Шан-ян («один из (пяти) звуков») расположена на лучевой стороне указательного пальца руки, приблизительно на 0,1 цуня кнаружи от угла ногтя. Относится к каналу толстого кишечника. Прижигание мокса-сигаретой до 10 минут.

Гуань-чун («конец перекрестка») расположена на внешней стороне безымянного пальца, приблизительно на 0,1 цуня кнаружи от угла ногтя. Относится к каналу сань-цзяо (трех обогревателей). Прижигание мокса-сигаретой до 10 минут.

Шао-цзе («маленькое болотце») расположена на локтевой стороне мизинца, приблизительно на 0,1 цуня кнаружи от угла ногтя. Относится к каналу тонкого кишечника. Прижигание мокса-сигаретой до 15 минут.

Ли-дуй («крутой обрыв») расположена на наружной стороне второго пальца стопы, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя (рис. 15, г). Относится к меридиану желудка. Прижигание мокса-сигаретой до 15 минут.

Цзу-цяо-инь («ножное отверстие») расположена на наружной стороне безымянного стопы, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя (рис. 15, г). Является точкой-истоком канала желчного пузыря. Прижигание проводят до 5 минут.

Чжи-инь («достичь инь»), точка-исток канала мочевого пузыря, расположена на наружной стороне 5-го пальца стопы, приблизительно на 0,1 цуня от угла ногтя. Прижигание мокса-сигаретой можно проводить 10–30 минут.

Точки-ручьи – лечение болезней жара

Канальная ци в точках-ручьях обильней, чем в точках истоках, но находится глубже. Точки-ручьи последовательно используют, когда болезнь плотных или полых органов сопровождается лихорадкой, повышением температуры, острым воспалительным процессом, общей интоксикацией организма.

Рис. 16, а

Рис. 16, б

Рис. 16, в

Рис. 16, г

Рис. 16, д

Рис. 16, е

Рис. 16, ж

Точки для плотных органов

Юй-цзи («край (хвост) рыбы») расположена у середины 1-й пястной кости, на границе ладонной и тыльной поверхности кисти. Относится к каналу легких.

Прижигание юй-цзи противопоказано, используйте надавливание!

Лао-гун («дворец труда») расположена в середине ладони, на проксимальной складке ладони, между 2-й и 3-й пястными костями. Сожмите в кулак кисть, кончик среднего пальца укажет на эту точку. Точка относится к каналу перикарда. Прижигание полынной сигаретой допускается до 10 минут.

Шао-фу («средоточие (канала) сердца») расположена на ладонной поверхности кисти между 4-й и 5-й пястными костями. При сгибании кисти в кулак кончик мизинца соответствует расположению точки. Шао-фу относится к каналу сердца. Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Да-ду («большой город») расположена в углублении кпереди от внутреннего края плюснефалангового сочленения большого пальца стопы, в месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную. Является точкой-ручьем канала селезенки. Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Жань-гу («впадина»), точка-ручей канала почек, расположена в углублении кпереди от нижнего края бугорка ладьевидной кости. Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Син-цзянь («проход в промежутке»), точка-ручей канала печени, расположена на верхней стороне стопы, между 1-м и 2-м пальцами (точнее между их вторыми фаланговыми суставами). Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Точки для полых органов

Эр-цзянь («второй промежуток»), точка-ручей канала толстой кишки, расположена во впадине кпереди от пястно-фалангового сустава (при слегка согнутой в кулак кисти на лучевой стороне указательного пальца). Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Е-мэнь («ворота жидкости»), точка-ручей канала трех обогревателей, расположена во впадине между пястно-фаланговыми суставами безымянного пальца и мизинца. Точку легче всего найти, сжав руку в кулак: она находится между косточками безымянного пальца и мизинца. При болезнях суставов руки, при напряжении мышц руки точку е-мэнь 3–5 минут прижигают мокса-сигаретой.

Цянь-гу («перед ущельем горного потока») расположена в углублении кпереди от пястно-фалангового сустава, на конце поперечной складки, напоминающей русло горного потока. Сожмите в кулак кисть, найдете точку в углублении кпереди от локтевого края 5-го пястно-фалангового сустава. Точка относится к каналу тонкого кишечника, прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Нэй-тин («внутренний двор дома») расположена на конце щели между 2-м и 3-м пальцами ноги, напоминающей ворота (рис. 16, в). Точка принадлежит каналу желудка. Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Ся-си («сжатая с двух сторон»), точка-ручей канала желчного пузыря, расположена на тыле стопы, на конце межпальцевой складки между 4-м и 5-м пальцами стопы (рис. 16, в). Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Цзу-тун-гу («углублении в ноге»), относится к каналу мочевого пузыря. Расположена в углублении кпереди и книзу от 5-го плюснефалангового сустава, на границе тыльной и подошвенной поверхности стопы. Прижигание полынной сигаретой выполняется 5–10 минут.

Точки-быстрины – восстановление молодой подвижности тела

Канальная ци в точках-быстринах набирает достаточную мощь. Точки используют для лечения глубоких тканей фасций и суставов, для улучшения мышечной активности, для восстановления молодости тела.

Рис. 17, а

Рис. 17, б

Рис. 17, в

Рис. 17, г

Рис. 17, д

Рис. 17, е

Рис. 17, ж

Точки для плотных органов

Тай-юань («место скопления, бездна») расположена на ладонной стороне лучезапястной складки, между сухожилиями лучевого сгибателя кисти и длинной отводящей мышцы 1-го пальца, кнаружи и кверху от бугристости ладьевидной кости. Относится к каналу легких. Прижигание точки проводится не более 5 минут.

Да-лин («большой холм») расположена посередине лучезапястной складки руки и относится к меридиану перикарда. Точка относится к каналу перикарда. Ее прижигают мокса-сигаретой 5–15 минут.

Шэнь-мэнь («ворота жизненного духа Шэнь») расположена у локтевого края проксимальной лучезапястной складки, у лучевого края сухожилия локтевого сгибателя запястья, в щели между гороховидной и локтевой костями. Относится к каналу сердца. Прижигание мокса-сигаретой 5–15 минут.

Тай-бай («большой белый») расположена в углублении на внутренней поверхности стопы, книзу и кзади от головки 1-й плюсневой кости, в месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную. Относится к каналу селезенки и поджелудочной железы. Прижигание мокса-сигаретой выполнять 5–10 минут.

Тай-си («большой горный ручей») расположена в углублении между медиальной лодыжкой и пяточным сухожилием. Относится к каналу почек. Прижигание точки полынной сигаретой проводят 5–15 минут.

Тай-чун («великий перекресток») расположена на верхней плоскости стопы, в переднем углублении между 1-й и 2-й плюсневыми костями. Точка относится к каналу печени, ее называют точкой первичной ци и сравнивают с великим перекрестком крови и энергии ци. Тай-чун прижигают полынной сигаретой 5–15 минут.

Точки для полых органов

Сань-цзянь («третий промежуток») расположена в промежутке между проксимальной фалангой и пястной костью, поэтому и называется «третья в промежутке» (рис. 17, г). Найти эту точку можно при слегка согнутой в кулак кисти на лучевой стороне указательного пальца, во впадине кзади от пястно-фалангового сустава. Относится к каналу тонкой кишки. Прижигание полынной сигаретой проводится до 15 минут.

Чжун-чжу («середина отмели, островка») расположена на наружной поверхности кисти, между сухожилиями мизинца и безымянного пальца, на 1,5 цуня назад от кожной перепонки между пальцами (рис. 17, д). Относится к каналу тройного обогревателя. Воздействие мокса-сигаретой не менее 5–10 минут.

Хоу-си («задний горный ручей») расположена на конце поперечной складки ладони, которая похожа на ручей, текущий с вершины горы. Если кисть сжать в кулак, точку можно найти в углублении кзади от локтевого края головки 5-го пястно-фалангового сустава, на конце поперечной складки ладони, на границе тыльной и ладонной поверхности кисти (рис. 17, е). Относится к каналу толстой кишки. Прижигание мокса-сигаретой производится 5–10 минут.

Сянь-гу («глубокое ущелье») расположена во впадине между 2-й и 3-й плюсневыми костями, кзади от плюснефалангового сустава (рис. 17, в). Относится к каналу желудка. Прижигание полынной сигаретой до 15 минут.

Цзу-линь-ци («течение сверху вниз по ноге») расположена между 4-й и 5-й плюсневыми костями, в углублении у латеральной стороны сухожилия разгибателя мизинца стопы (рис. 17, в). Относится к каналу желчного пузыря. Прижигание мокса-сигаретой надо проводить 5–10 минут.

Шу-гу (таково древнее название 5-го плюснефалангового сустава) расположена в углублении книзу от головки 5-й плюсневой кости, на границе тыльной и подошвенной поверхности стопы (рис. 17, ж). Относится к каналу мочевого пузыря. Воздействие полынной сигаретой длится 5– 10 минут.

С точкой ТАНЬ- ЧЖУН (17-X1V) я знакомлю вас особо для того, чтобы вы обратили на нее внимание. Почему? Она очень хороша для профилактики. Если грудь постоянно напоминает о себе, если в ней то и дело возникают ощущения, рождающие тревогу и даже страх, профилактическая работа на тань-чжун просто необходима. Не ждите, когда сдавит, уколет, заболит опять. Прямо сейчас, если есть свободная минутка-другая и хоть немного энергии, чтобы сосредоточиться, — прямо сейчас начинайте с ней работать. Если это удастся, уже сегодня ничего серьезного с вами не случится. А если удастся поработать несколько дней (не обязательно кряду; и тем более не стоит принуждать себя — важно, чтобы были желание и силы), — то неприятные ощущения оставят вас надолго.
Ну а про скорую помощь и говорить не приходится. Будет обидно, если при дискомфорте в груди вы о ней не вспомните. Кстати, профилактику через тань-чжун можно проводить с одинаковым успехом в любое время суток, поскольку готовность этой точки практически всегда постоянна.

Боль в груди — 2

1
На первый взгляд может показаться странным, что я не пристроил точку ТАНЬ-ЧЖУН в компанию к предыдущим. Тема — одна, да и расположена точка подходяще: сразу под юй-тан. Ну чего б их не рассматривать вместе?
Причина для отдельного знакомства есть. Дело в том, что тань-чжун — качественно иная точка. В дальнейшем я не стану подобные точки выделять особо, но для первого случая сделаем исключение, тем более что тань-чжун того стоит.

2
Первая особенность: непосредственно под точкой тань-чжун (можно сказать иначе: тань-чжун -ее центр) находится чакра* анахата, которую неспециалисты обычно называют чакрой сердца. Сердце (по канону биоэнергетики) — дом духа; именно через анахату (через тань-чжун) этот дом напрямую «согревается» энергией космоса. Обращаю внимание людей, у которых духовное стоит над материальным: приводя тань-чжун в норму, вы укрепляете не только физическое здоровье, но и свой дух. В частности — становитесь менее уязвимым для сомнений.

* Чакра — одно из семи информационно-энергетических образований, расположенных спереди по средней линии тела.
Среди любителей бытует устойчивое представление, что «чакра — это то же, что биологическая точка, только очень большая, очень мощная». Вот так же заяц мог бы сказать о льве, что «лев — это тот же заяц, только очень большой, злой и плотоядный».
На самом же деле различие между ними не столько количественное, столько качественное. Если между точками новорожденного и точками взрослого человека практически нет различий (диапазон действия точек обогащается с возрастом по мере естественного развития внутренних систем), то развитие чакр зависит от развития души и просветления (это традиционный термин; теперь же можно называть это продвижением) духа.
Это значит, что физиологически человек может развиться нормально (значит, биоэнергетические точки его тела будут функционировать нормально), но если духовно он останется на примитивном уровне, если его душа не будет развиваться (ситуация — «говорящее животное»), то и чакры его тела будут развиты мало и однобоко.
Я намеренно написал не просто «чакры» (что было бы правильно), а «чакры тела» (что ошибочно). Цель: еще раз обратить ваше внимание, что чакры не только (не столько) физиологические образования, сколько информационно-энергетические, которые развиваются вместе с душой для принятия духа. Чем более развита чакра, тем более она готова к принятию духа, к слиянию через него с единым информационно-энергетическим полем. Но не стоит думать, что это происходит автоматически, само собой. Развитие духовности — самостоятельный процесс, и усилий (очень больших) он требует специальных.
Короче говоря, чакры — это информационно-энергетические образования, которые обслуживают душу человека и развиваются вместе с душой, соответственно ее потребностям (еще один пример работы закона: функция творит орган).
Если человек развивается гармонично, то и чакры развиваются дружно; если же развитие скособочено, то и у чакр наблюдается разнобой. Разумеется, отстающие чакры не могут тормозить общего процесса.

Вторая особенность: тань-чжун — одно из 12 энергетических «морей», иначе говоря -аккумуляторов энергии. Каждое «море» отвечает за поддержание определенной группы точек в рабочем контактном состоянии. Если в подведомственной тань-чжун системе возникает «перезаряд — то человек ощущает боль в грудной клетке, его лицо наливается кровью, он дышит с трудом. Но достаточно хотя бы немного поработать на тань-чжун — и ситуация улучшается. Если же аккумулятор «разряжен» — человек теряет ко всему интерес, из него слова не вытянешь. Вы уже знаете, как выйти из этого: надо поработать по часовой стрелке при слабой-слабой боли (но тем большим должно быть внимание к ощущениям под пальцем).
Третья особенность: тань-чжун — центр верхнего обогревателя*.

* Это название («обогреватель») не нужно понимать буквально. Объясняется оно просто: еда и воздух, поступающие в тело, сгорают в нем, выделяя тепло (обогревают тело). Обогревателей три: верхний, средний и нижний. Верхний обогреватель (его составляют органы, находящиеся выше диафрагмы) управляет входом в тело. Средний обогреватель (его составляют органы между диафрагмой и пупком) управляют перевариванием пищи и образованием крови. Нижний обогреватель (его составляют органы ниже пупка) управляет выделениями из тела. Обогреватели объединены каналом, который — в отличие от остальных каналов — не имеет опоры на какой-либо конкретный орган: он опирается на всю полость туловища. Канал трех обогревателей координирует работу внутренних органов и управляет движением жизненной энергии.

Верхний обогреватель 1) регулирует функции организма в верхней части тела; 2) контролирует энергообмен с внешним миром (главный инструмент этого энергообмена — легкие; значит, контролируя легкие, мы решаем эту важнейшую для жизни задачу); 3) отвечает за состояние движущейся в коже защитной энергии (легкие и кожа выполняют сходные функции: это части одной системы). Обычно скорая помощь требуется, когда нарушена всерьез одна из этих трех функций. Воздействуя на верхний обогреватель через тань-чжун, вы не только снимаете дискомфорт (любые симптомы), но одновременно подрезаете и корни болезни.
Четвертая особенность: тань-чжун — не только координирующая, но и сигнальная точка верхнего обогревателя*.

* Обычно такие точки называют точками тревоги, но мне больше нравится называть их сигнальными. Тревога — это состояние души; в слове «тревога» есть действие, но не очевидное; оно на втором плане. А слово «сигнал» подразумевает информацию действующую, информацию, работающую сейчас.

Если ваше внимание привлекают болевые ощущения посреди грудины -это, несомненно, вам сигналит тань-чжун. Юй-тан может быть такой же острой; может быть даже более острой, чем тань-чжун, — но только если вы воздействуете на нее: при контакте. А тань-чжун болит (сигналит) самостоятельно — и в этом между ними принципиальное различие.
Пятая особенность: тань-чжун (как центр верхнего обогревателя) — одна из важнейших точек, используемых при лечении нарушений обмена. Возьмите это себе на заметку. Какой из обменов (жировой, белковый, моче-кислый и т.д.) ни был бы нарушен — работайте на тань-чжун. Когда я думаю об этой точке — как ассоциация в моем сознании высвечивается слово «гармония». Гармония духа, гармония тела, гармония тончайших обменных процессов, протекающих в нем. Никогда не забывайте о тань-чжун!

3
Интересная ситуация: на теле, совсем рядом, расположены две точки, каждая из которых воздействует практически на все тело. Но эти воздействия не идентичны: между ними есть принципиальные различия. Вопрос: если мы хотим работать в одном сеансе на обеих точках -и на юй-тан, и на тань-чжун, — которой из них отдать предпочтение? Иначе говоря: какая из них должна быть ведущей, а какая — на подхвате?
Вопрос не так глуп, как может показаться. За ним угадывается идея, что в лечобе всегда нужно знать направление главного удара. Если вы работаете только на одной точке, об этом можно не думать, но если в работе нескольких точек, вы должны ясно представлять, которая из них в данном случае ведет мелодию, а какие ей только аккомпанируют.
Зачем это нужно?
При обычной лечобе главный удар наносится под корень болезни, он нацелен в ее становую жилу; работа на остальных точках либо подкрепляет это усилие, либо имеет целью снятие симптомов. Значит, в центре внимания не столько жизнь, сколько дискомфорт.
Другое дело — скорая помощь.
Когда мы говорим «скорая помощь» — вроде бы подразумевается, что речь идет о спасении жизни. На самом же деле — почти всегда! — это не совсем так. На самом деле речь идет о тяжелом дискомфорте, переносить который у нас нет уже сил (зубная боль, ишиас, почечная колика) либо мы его боимся (боль в сердце, дыхательный или кишечный спазм).
Как же в этом случае выбирать направление главного удара?
Здесь работает правило: лидера не назначают, лидером -становятся. Значит, акценты вы должны расставлять не по формальной значимости точек (чей диапазон действия больший — те и важней), а по подсказкам тела. Если вы не насилуете ситуацию, не настаиваете на своем, ищете самый естественный, самый свободный ход лечобы — тело вам подскажет, через какую точку в данных обстоятельствах вы наносите главный удар по болезни.
Лечоба — всегда сотрудничество врачевателя и больного;
без обратной связи она немыслима. Вы делаете акцент на «более важной» точке — но вдруг куда ярче и благотворней оказывается работа на дополнительной. Вы работаете на одной точке — и вдруг, вроде без причины, самостоятельно начинает сигналить другая, которую вы и не брали в расчет. Так что же вам — упираться, стоять на своем? Нет, конечно. Нужно всегда помнить: любой больной, любая лечоба — это не правило, а исключение. Вы ведете мелодию лишь до тех пор, пока тело больного не поняло вас, пока оно не почувствовало, что вам можно довериться. С этого момента роли меняются. Теперь музыку заказывает тело, а вы — послушно и благодарно ее исполняете. Такой процесс несет благодать обоим -и больному, и врачевателю.

4
Последнее рассуждение возвращает нас к проблеме, которая всегда будет для нас актуальной: дисциплина как средство самовыражения.
Вот вы получили программу лечобы. Хорошо, если в ней одна-две точки; это позволяет не суетиться, не разбрасываться, спокойно прочувствовать место лечобы, ощущая при этом — хотя и через точку — все тело.
Другое дело — если перед вами выбор о приоритете (как в вопросе о юй-тан и тань-чжун) либо программа из нескольких точек. Пытаясь охватить ее всю (иначе не возникнет целостность), мы поневоле рассеиваем внимание; стараясь удержать весь комплекс — меньше (мельче) вникаем в каждую отдельную точку. А чем слабее ощущение точки — тем невнятней, расплывчатей (до полного исчезновения) ощущение тела.
Больше разума — меньше чувства.
Лечоба не терпит рассуждений.
Как только вы начинаете «думать», прикидывать, сравнивать, выбирать — вы оказываетесь в плену сомнений. Ничего хуже быть не может. Сомневающийся человек топчется на месте, а если идет вперед, то с оглядкой, вкладывая в свои действия минимум сил. Он не столько действует — сколько имитирует действие. В любой момент он готов броситься в другую сторону (работать на других точках) — и оттого результативность его действий (лечобы) катастрофически падает. Это происходит, во-первых, потому, что лечоба совершается под контролем разума (а это допустимо лишь в одном случае: когда вы не знаете, что делать, чувство молчит, и у вас остается единственное: подумать). Во-вторых, чем больше разума — тем меньше души; следовательно — меньше шансов воспользоваться для лечобы энергией души. В третьих, пока в вас нет убежденности, нет веры, нет векторной целеустремленности — энергия души не имеет проводящего канала и потому остается статичной. В-четвертых, тело больного, сбитое с толку лечебной суетой, может вообще перестать реагировать на лечобу*.

* И опять повторю: тело умнее нас. Постоянно, терпеливо оно подсказывает — что делать, как быть и как жить. Счастливы те, кто умеет слышать и понимать его голос и доверяют ему. Но как же редко случается взаимопонимание человека с его телом! Поэтому — спасаясь от неразумных действий — тело пытается их заблокировать. Если оно успевает среагировать на неправильное (методически и по программе) воздействие врачевателя — биоэнергетический сеанс проходит безрезультатно. Если же тело запаздывает с блокадой, неправильное действие наносит реальный (энергетический и информационный) вред.

Вот почему я постоянно настаиваю на дисциплине. В нашем случае — на точном выполнении правил лечобы. Дисциплина ограждает от огромного количества лишней работы, от всего второстепенного, от мусора, которым завалена наша жизнь. Она ограждает от сомнений. Позволяет не думать там, где нужно просто действовать, где можно просто жить, просто быть. Именно дисциплина позволяет нам жить процессом. Быть с ним единым целым. Быть в нем. И уж во всяком случае не понуждает, не отнимает. Напротив! — она освобождает нас, освобождает от всего! — кроме главного дела, с которым и оставляет нас один на один.
(В обывательском сознании дисциплина ассоциируется с рабством. С такой «дисциплиной» мы сталкиваемся на каждом шагу — в нее, как в прокрустово ложе, нас неутомимо заталкивает общество. Как вы поняли, я вел речь о дисциплине вашей жизни, вашей лечобы, вашего разума, вашей души.)

5
И все-таки какой из двух точек -юй-тан или тань-чжун — следует отдавать предпочтение?
Приоритет зависит от того, какую задачу вы решаете. Если беспокоит сердце, стоит отдать предпочтение юй-тан, если превалируют дыхательные проблемы — впереди тань-чжун. Таково правило. Но вы можете ошибиться в ощущениях; тогда тело вас поправит, и придется работать по его подсказке.
Очень хорошо!

«Студенческий меридиан» №7 1997 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти переехавшую компанию
  • Как найти телефон по спутнику без смс
  • Как найти катет зная биссектрису
  • Как я нашла мужа американца
  • Как найти производную сложной функции со степенью