Точки равного потенциала как найти

В литературе описано несколько методов преобразования электрических цепей [1; 2; 3]. В этих статьях описаны и методы упрощения схем, имеющих точки равного потенциала. Но при решении подобных задач авторы обычно пишут так: «Из симметрии ветвей цепи видно, что точки В и D имеют равные потенциалы» [2], хотя эта видимость не совсем очевидна.

Рассмотрим способы нахождения точек одинакового потенциала более подробно. Пусть нам дана электрическая цепь, состоящая из сопротивлений R1, R2, …, R8 (рис. 1 а). Проведем через точки подключения цепи прямую АВ (рис. 1 б).

1 способ. Если схема содержит проводники с одинаковым сопротивлением, расположенные симметрично относительно определенной оси или плоскости, то концы этих проводников имеют одинаковый потенциал. При этом точки будут симметричными относительно прямой АВ, если равны сопротивления участков цепи между данными точками и любыми точками этой прямой.

Используя этой признак, можно сделать вывод, что точки С1 и С2 (рис. 1 б) будут симметричны относительно прямой АВ, если R1 = R2 (сопротивления между точкой А и С1 и между точкой А и С2 равны) и R5 = R6 (сопротивления между точкой В и С1 и между точкой В и С2 равны). Аналогично, точки С3 и С4 будут симметричны относительно прямой АВ, если R3 = R4 и R7 = R8.

рисунок 1а
а.
рисунок 1б
б.
Рис. 1.

2 способ. Точки имеют одинаковый потенциал, если равны отношения сопротивлений между данными точками и точками подключения.

Например, точки С1 и С2 (рис. 1 а) имеют одинаковый потенциал, если формула. Аналогично, точки С3 и С4 имеют одинаковый потенциал, если формула.

Покажем на примерах, как можно использовать эти способы для преобразования электрических цепей.

Метод объединения равнопотенциальных узлов:точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы.

Пример 1. Определите сопротивление электрической цепи (рис. 2), если: а) R1 = R3 = 2R, R2 = R4 = R, R5 = 3R; б) R1 = R4 = 2R, R2 = 4R, R3 = R, R5 = 5R.


Рис. 2.

а) Если провести через точки подключения прямую АВ (рис. 3 а), то равны сопротивления участков АС1 и АС2 (R1 = R3), и равны сопротивления участков ВС1 и ВС2 (R2 = R4). Следовательно, точки С1 и С2 симметричны относительно прямой АВ и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 3, б). Резисторы R1 и R3 соединены параллельно, и резисторы R2 и R4 – параллельно, участки 1/3 и 2/4 последовательно. Следовательно,

формула

б) Если провести прямую АВ (рис. 3 а), то сопротивления участков АС1 и АС2 не равны формула, следовательно, точки С1 и С2 не симметричны относительно прямой АВ. НО точки С1 и С2имеют равные потенциалы, т.к.  .

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 3 б). Резисторы R1 и R3 соединены параллельно, и резисторы R2 и R4 – параллельно, участки 1/3 и 2/4 последовательно. Следовательно,

формула
формула
а

б
Рис. 3.

Пример 2. Найдите сопротивление проволочного куба между точками А1 и В3 (рис. 4). Сопротивление каждого ребра R0.


Рис. 4.

Рис. 5.

Проведем через точки подключения прямую А1В3 (рис. 5). Равны сопротивления (равны длины – ребра) участков А1В1, А1А2 и А1А4, и равны сопротивления (равны длины – диагонали) участков В3В1, В3А2 и В3А4. Следовательно точки В1, А2 и А4 симметричны относительно прямой А1В3 и имеют равные потенциалы. Равны сопротивления участков А1А3, А1В2 и А1В4, и равны сопротивления участков В3А3, В3В2 и В3В4. Следовательно точки А3, В2 и В4 симметричны относительно прямой А1В3 и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 6). Три резистора R0 соединены параллельно между точками А1 и А2 (В1, А4), шесть резисторов R0 – параллельно между точками А2 (В1, А4) и А3 (В2, В4), три резистора R0 – параллельно между точками А3 (В2, В4) и В3, участки между этими точками соединены последовательно. Следовательно,

.

Рис. 6.

Пример 3. Найдите сопротивление проволочного куба между точками А1 и В2 (рис. 4). Сопротивление каждого ребра R0.

Проведем через точки подключения прямую А1В2 (рис. 7 а). Равны сопротивления (равны длины – ребра) участков А1В1, А1А2, и равны сопротивления (равны длины – ребра) участков В2В1, В2А2. Следовательно точки В1 и А2 симметричны относительно прямой А1В2 и имеют равные потенциалы. Равны сопротивления участков А1А3 и А1В4, и равны сопротивления участков В2А3 и В2В4. Следовательно, точки А3 и В4А1  симметричны относительно прямой В2 и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 7 б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 7 в или г).

Точки А2 и В4имеют равные потенциалы, т.к. . Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 7 д). Резисторы на участке А1А2 соединены параллельно, и резисторы на участке А2В2 – параллельно, а эти участки соединены последовательно. Следовательно,



а

б

в

г

д
Рис. 7.

Если возможно объединение двух равнопотенциальных узлов, то возможен и обратный переход.

Метод разделения узлов: узел схемы можно разделить на два или несколько узлов, если получившиеся при этом узлы имеют одинаковые потенциалы.

Обязательным условием при этом является проверка получившихся при разделении узлов на равенство потенциалов (симметричность или пропорциональность сопротивлений).

Пример 4. Найдите сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. 8) сопротивлением R0 каждый.


Рис. 8.

Разделим узел в середине каркаса на два узла О1 и О2 так, как показано на рис. 9 а. Это можно сделать, так как точки О1 и О2 имеют равные потенциалы: равны сопротивления участков AO1, AO2, и равны сопротивления участков BO1, BO2. Перерисуем схему в стандартный вид (рис. 9 б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 9 в), т.к. сопротивление участка C1F1 равно  , аналогично  . Тогда общее сопротивление цепи равно  .

Обратите внимание. С точки зрения геометрии точки О3 и О4 симметричны относительно прямой а (рис. 9 г), но потенциалы этих точек не равны, т.к. сопротивления участков АО3 и АО4 не равны, а отношения сопротивлений участков АО3 и АО4 не равны отношению сопротивлений участков ВО3 и ВО4.


а

б

в

г
Рис. 9.

Пример 5. Найти сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. 10) сопротивлением R0 каждый.

Рис. 10.

Разделим узел в середине каркаса на три узла О1, О2 и О3 так, как показано на рис. 11 а. Это можно сделать, так как точки О1, О2 и О3 имеют равные потенциалы: равны сопротивления участков AO1 и BO1, участков AO2 и BO2, и участков AO3 и BO3, следовательно, отношения сопротивления этих участков равны.

Перерисуем схему в стандартный вид (рис. 11, б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 11 в), т.к. сопротивление участка C1F1 равно , аналогично , сопротивление . Тогда общее сопротивление цепи равно



а

б

в
Рис. 11.

Литература

  1. Зильберман А. Расчет электрических цепей // Квант. – 1988. – № 8. – С. 30-34.
  2. Петросян В.Г., Долгополова Л.В., Лихицкая И.В. Методы расчета резисторных схем постоянного тока // Физика. – 2002. – № 14, 18, 22.
  3. Хацет А. Методы расчета эквивалентных сопротивлений // Квант. – 1972. – № 2. – С. 54-59.

$begingroup$

Lately, I’ve been reading about techniques to reduce networks and find their equivalent resistance/capacitance. While doing this, I came across the cube resistance problem and many other problems (eg. resistors on tetrahedron etc.), where the authors have argued that certain points on the figure have the same potential. But, none of them have explained a procedure which would allow one to use this technique for other problems. So I’ve two questions:

  1. Does the figure need to be symmetrical in some manner if one has to use this technique?

  2. How should one go about finding points with the same potential?

I’ve tried a couple of things: Suppose that we were required to find the equivalent resistance across the main diagonal of a cube. Then usually I would distribute the currents and look for branches carrying the same current. From this, I would try to deduce the points having the same potential. But of course, this technique hasn’t worked so any hints or suggestions will be valuable.

claws's user avatar

claws

7,02519 gold badges44 silver badges57 bronze badges

asked Aug 13, 2016 at 19:26

Student's user avatar

$endgroup$

$begingroup$

The general idea is to find and exploit symmetries in the network. A symmetry means that if you change something about the problem, it remains the same.
Generalized method for dealing with circuit involving symmetry? links to a basic introduction to a formal procedure for identifying the symmetries of the network, and the effect these symmetries have on the relation between the inputs and outputs of the circuit. However, in many cases the symmetries are most easily identified visually from a diagram of the circuit.

For example, the following infinite ladder of resistors looks exactly the same if you add another «unit» at the front. This suggests a method of finding the total resistance $R_infty$ which is the same as $R$ in series with $R$ || $R_infty$ :
$$R_infty=R+frac{R_infty R}{R_infty+R}$$
This is a quadratic equation which can be solved to find $R_infty$.
ladder

In your cube problem, resistors $a$, $b$ and $c$ are in equivalent positions — ie if you rotate the cube about an axis through AB you can replace $ato bto cto a$ without making any difference to the resistance between A and B. This symmetry means that the points marked $alpha$ are all at the same potential, as are those marked $beta$.

cube-1

Without affecting the circuit we can connect wires between the points marked $alpha$ — and likewise between those marked $beta$ — because no current will flow through them. The cube is then equivalent to the following series of parallel resistors :

cube-2

http://www.rfcafe.com/miscellany/factoids/kirts-cogitations-256.htm

answered Aug 13, 2016 at 22:27

sammy gerbil's user avatar

sammy gerbilsammy gerbil

26.9k6 gold badges34 silver badges70 bronze badges

$endgroup$

$begingroup$

Points which are connected by an ideal wire — which means anything that can carry a current with zero resistance — will be at the same potential. This is a direct consequence of Ohm’s law, $Delta V = IR$. A section of ideal wire is basically a resistor with zero resistance. If $R = 0$ for this resistor/wire, then $Delta V = 0$, meaning that the change in potential across the resistor/wire is zero.

Other than that, there aren’t really any shortcuts; you have to solve the equations. (You can sometimes recognize a symmetry in the circuit design or something which makes it obvious that the equations will tell you two points are at the same potential. But I’m not counting that, since it’s not a general technique.)

answered Aug 13, 2016 at 19:46

David Z's user avatar

David ZDavid Z

75.1k26 gold badges179 silver badges283 bronze badges

$endgroup$

2

$begingroup$

In general one can solve all such circuits with a method called «modified nodal analysis» (https://en.wikipedia.org/wiki/Modified_nodal_analysis) which reduces the circuit to a set of linear equations represented by a matrix. This has been automated in circuit simulation software. If you want to try this for yourself, Linear Devices has a free software called LTSpice: http://www.linear.com/designtools/software/#LTspice that works very nicely.

LTSpice will, of course, only give you a numerical result, rather than solve the equations explicitly. This is enough for engineering purposes, but if you want to perform a real analysis of a circuit, you would have to solve the actual equations formally.

For purely linear circuits there are a few software tools that can actually simplify the formal equations for you, but you still end up with a set of linear equations that has no simple solutions other than in terms of matrices and their determinants, inverses and characteristic polynomials.

answered Aug 13, 2016 at 20:34

CuriousOne's user avatar

CuriousOneCuriousOne

16.2k3 gold badges31 silver badges47 bronze badges

$endgroup$

Определение точек, равноотстоящих по значению потенциала

Эквипотенциальные
линии принято проводить так, чтобы между
любыми соседними линиями разность
потенциалов была одна и та же. Поэтому
вначале необходимо на одной горизонтальной
линии в середине ванны отметить точки,
равноотстоящие друг от друга по
потенциалу. Соседние эквипотенциальные
линии тогда будут проходить через
соседние отмеченные точки.

Проведем
следующие простые манипуляции. Погружаем
в ванну электроды – аналоги заряженных
тел. Подаем на них напряжение. Погружаем
теперь зонды в ванну – один зонд вблизи
левого электрода, другой – вблизи
правого (зонды
следует ставить строго вертикально и
не касаться ими электродов
).
При этом цифровой вольтметр покажет
значение U,
несколько отличающееся от величины

.
Положение зондов отмечаем на миллиметровой
бумаге. Приписываем левой точке значение
потенциала 0 вольт, правой точке –
значение U
вольт.

Теперь
правый зонд приставляем к левому и,
перемещая его от левого зонда по выбранной
горизонтальной линии в середине ванны,
отмечаем точки, соответствующие
напряжениям в 1/6, 2/6, 3/6, 4/6, 5/6 от значения
U.
В итоге мы получаем семь точек,
равноотстоящих по потенциалу.

Примечание.
При погружении электродов в проводящую
среду (воду) вследствие ограниченности
размера ванны и различия в уровнях воды
в разных ее местах картина электрического
поля в ней может отличаться от картины
в отсутствие ванны. Это следует учесть
при сопоставлении теоретических и
экспериментальных схем силовых и
эквипотенциальных линий.

Определение эквипотенциальных линий

Для
заданной пары электродов мы будем
определять пять эквипотенциальных
линий, соответствующих значениям
U/6…5U/6
в.
Для построения каждой из этих пяти линий
найдем не менее 10 точек равного потенциала
вдоль ожидаемой эквипотенциальной
линии.

Определим,
к примеру, эквипотенциальную линию,
соответствующую значению потенциала
U/6
в.
Для этого один зонд (например, левый)
ставим в уже отмеченную точку этого
потенциала и в дальнейшем все время
удерживаем в данном месте, не перемещая
и не вынимая его из ванны. Вторым зондом
будем вести поиск других точек того же
потенциала, т.е. точек, напряжение между
которыми равно нулю. Для этого удобно
вторым (правым) зондом водить поперек
ожидаемой эквипотенциальной линии
вблизи второй, третьей и т. д. ожидаемой
точки того же потенциала. В искомых
точках вольтметр должен показывать
минимально
возможное значение

напряжения (нулевого значения напряжения
иногда невозможно добиться из-за наличия
наводок и других несовершенств методики
эксперимента).

После
того как первая эквипотенциальная линия
вычерчена, переходим к нахождению второй
эквипотенциальной линии. Для этого
первый (левый) зонд помещаем в точку
потенциала 2/6U
в
и вторым зондом ведем поиск других точек
того же потенциала и т. д. Зонды следует
ставить строго
вертикально
.
Особенно следите за неподвижностью
левого, неперемещаемого зонда.

Возможен,
конечно, и иной способ определения
эквипотенциальных точек. Например,
левый зонд ставим в точку, которой
приписан потенциал 0 в,
а вторым зондом по всей ванне ищем точки
потенциала U/6
в.
Так мы находим эквипотенциальную линию
с данным значением потенциала. Затем
аналогично ищем эквипотенциальную
линию со значением потенциала 2/6U
в
и т. д. Однако точность определения
эквипотенциальных точек этим способом
несколько ниже, чем первым способом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

8.  Включить источник питания IV (ТЕС – 42).
Переключатели (кнопки) устано­вить предварительно для измерения напряжения.

9.  Остановить на источнике питания, напряжение 10В.

10.  Найти точки равного потенциала. Порядок нахождения
точек:

a)  ведем зондом
по электропроводящей бумаге, постепенно удаляясь от ну­левого электрода и
наблюдая за показанием индикатора;

b)  найдя точку с потенциалом j = 2В, нажимаем в этой точке
зондом так, чтобы на белом листе получился отпечаток точки. Наличие отпечатка
можно про­верить, отогнув листы электропроводящей и копировальной бумаги. Таким
обра­зом, находим 6-8 точек с потенциалом j = 2В в различных направлениях от элек­трода;

c)  аналогично находим точки с потенциалом j = 4В, j = 6В, j = 8В, при­чем поиск точек j =  6В и j = 8В необходимо вести от Электрода 10В.

11.  Выключить источник
питания и стенд. Отсоединить проводники от электродов.

12.  Открутить гайки и снять с панели лист белой бумаги.

13.  Листы копировальной и
электропроводящей бумаги, а также электроды вновь установить на панель и слегка
закрепить гайками.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ.

1.  По найденным экспериментальным точкам построить
эквипотенциали. Эквипотенциалью является аппроксимированная кривая, плавно
проходящая сквозь ряд точек с одинаковым потенциалом. Не следует стремиться,
чтобы эквипотенциаль проходила обязательно через все экспериментальные точки.
Количество точек, не попавших на эквипотенциаль должно быть примерно одинаково
по одну и по другую стороны эквипотенциали.

2.  Построить силовые линии, соблюдая условия:

a)  в местах
пересечения силовой линии и эквипотенциали, касательные к ним должны быть
перпендикулярны;

b)  эквипотенциали и силовые линии должны, образовывать
при пересечении «криволинейные квадраты». Среднее расстояние между
эквипотенциалями а и среднее расстояние между силовыми линиями h каждого «криволинейного квад­рата», образуемого между двумя
эквипотенциалями и двумя силовыми линиями, должны быть равны, т.е. а ≈ h (рис.1).

c)  «густота» силовых линий должна быть
пропорциональна «густоте» эквипотенциалей.

3.  На картине поля провести координатную ось X от потенциала 0
к 10В и разметить ее в сантиметрах.

4.  Записать в таблицу 1 потенциалы j и соответствующие координаты X для каждой эквипотенциали.

5.  Указать на картине поля величины Хср
между каждой парой эквипотенциалей:

Хср. = (Хn + Xn-1)/2

6.  Рассчитать величины j = jnjn-1
и ∆х = xnxn-1.
Результаты занести в таблицу 2.

7. 
Рассчитать среднее значение
напряженности Еср. ∆х в точках координатной оси Хср.

Еср. ∆х = |∆j/∆x|

8.  Построить графики зависимости j = f(x), Еср.∆х = f(xcp).

Таблица 1

1

2

3

4

5

6

j, В

0

2

4

6

8

10

Х, см

0

1.5

5.7

11.7

15.5

16.5

Таблица 2

Хср., см

jn, В

jn-1, В

j = jnjn-1

∆X = Xn – Xn-1

Eср. ∆х, В/см

0.75

2

0

2

1.5

1.33

3.6

4

2

2

4.2

0.48

8.7

6

4

2

6

0.33

13.6

8

6

2

3.8

0.53

16

10

8

2

1

2

Расчет

5.  Хср1 = (0 + 1,5) см / 2 = 0,75 см

Хср2 = (1,5 + 5,7) см / 2 =
3,6 см

Хср3 = (5,7 + 11,7) см / 2
= 8,7 см

Хср4 = (11,7 + 15,5) см / 2
= 13,6 см

Хср5 = (15,5 + 16,5) см / 2
= 16 см

6.  j1 = 2В – 0В =      ∆Х1 = 1,5см –
0см = 1,5см

j2 = 4В – 2В =      ∆Х2 = 5,7см –
1,5см = 4,2см

j3 = 6В – 4В =      ∆Х3 = 11,7см –
5,7см = 6см

j4 = 8В – 6В =      ∆Х4 = 15,5см –
11,7см = 3,8см

j5 = 10В – 8В =    ∆Х5 = 16,5см –
15,5см = 1см.

7.  Еср∆х1 = 2В/1,5см = 1,33 В/см

Еср∆х2 = 2В/4,2см = 0,48
В/см

Еср∆х3 = 2В/6см = 0,33
В/см

Еср∆х4 = 2В/3,8см = 0,53
В/см

Еср∆х5 = 2В/1см = 2 В/см

График зависимости j = f(x)

 

График зависимости Еср.∆х = f(xср)

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  1. Как графически изображается электрическое поле?
  2. Что называется силовыми линиями электрического
    поля?
  3. Что называется эквипотенциалями электрического
    поля?
  4. Что такое напряженность электрического поля?
  5. Какая связь между напряженностью и потенциалом
    электрического поля?
  6. Как меняется напряженность между двумя зарядами?
  7. Что называется потенциалом электрического поля?

Уважаемый посетитель!

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

          

Методы расчета резисторных схем постоянного тока

1.3.2. Метод объединения равнопотенциальных узлов

Задача 9. Найти сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. а) сопротивлением R каждый.

Решение. Точки 2, 3, 5 совершенно равнозначны и имеют одинаковые потенциалы, т.к. расположены симметрично относительно оси АВ, так что токи, идущие по ветвям 1-2, 1-3, 1-5 равны. Аналогично точки 4, 6 и 7 также имеют одинаковые потенциалы. Объединим точки с равными потенциалами и получим простую схему (рис. б)

из трех последовательных звеньев с параллельными резисторами. Общее сопротивление цепи равно 5R/6.

Задача 10. Найти сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. а) сопротивлением R каждый.

Решение. Преобразуем схему (рис. б).

Из ее симметрии следует, что потенциалы точек 4 и 6; 3 и 5 попарно равны, что позволяет объединить попарно узлы 4 и 6, 3 и 5 и получить сначала схему, изображенную на рис. в, а затем изображенную на рис. г.

Легко видеть, что общее сопротивление цепи АВ равно 7R/12.


1.1. Шаговый (рекуррентный) метод

1.2. Метод преобразования

1.3. Метод равнопотенциальных узлов

1.3.1. Метод исключения «пассивных» участков цепи

1.3.2. Метод объединения равнопотенциальных узлов

1.3.3. Метод разделения узлов

1.3.4. Метод расщепления ветвей

1.4.1 Расчет эквивалентных сопротивлений линейных бесконечных цепей

1.4.2. Расчет эквивалентных сопротивлений плоскостных бесконечных цепей

1.4.3. Расчет эквивалентных сопротивлений объемных бесконечных цепей

2. Расчет цепей по правилам Кирхгофа

3. Преобразование и расчет цепей с помощью перехода «звезда» — «треугольник»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти рассказ на войне как на войне
  • Потерялось животное как его найти
  • Как составить карту компетенции сотрудника
  • Сыр как красиво составить
  • Как найти человека если неизвестна фамилия