Упражнения как найти работу

ТРЕНИНГ «ЭФФЕКТИВНОЕ
ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Цель: повышение
социальной уверенности подростков путем формирования у них навыков
трудоустройства.

Задачи:

1. Обучить навыкам написания резюме и
самопрезентации в процессе прохождения собеседования при трудоустройстве;

2. Сформировать активную готовность к
поиску работы.

Занятие №1 «Поиск работы»

Упражнение «Кто есть кто?»

 Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение
нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта
профессия подойдет в наибольшей степени.

Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны
показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для
названной профессии)».

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников
группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии
(примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого
перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не
интересна, а может даже и неприятна.

Упражнение «Почему мы ищем работу?»

Материалы: таблица, ручки.

Участники делятся на мини-группы и
проводят мозговой штурм по заполнению таблицы на каждый вопрос. Ведущий: «Записывайте
все варианты ответов. Начните с первого вопроса, последовательно переходя к
следующей колонке».

После заполнения таблицы происходит
обсуждение в большом кругу:

·      
Какие факторы  (личностные,  социальные, 
профессиональной самореализации) могут послужить приоритетами при выборе места
работы?

·      
Можем ли мы выделить три основных причины
поиска работы?

·      
Для чего мы выполняли упражнение?

·      
Какие мысли возникают, когда мы видим
ответы на поставленные вопросы?

ТАБЛИЦА:

Причины, по которым я начинаю искать
работу?

Что измениться в моей жизни, когда я ее
найду?

Что мешает мне найти желаемую работу?

Упражнение «Легальная и нелегальная
работа»

          
Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп

Ведущий рассказывает о наличии на
рынке труда легальной и нелегальной работы. Участники делятся на несколько
мини-групп. Их задача – разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами
легальной и нелегальной работы.

Ведущий задает вопросы участникам:

·      
Почему так решили?

·      
Что вы предпочли при устройстве на работу?

НАБОР
КАРТОЧЕК:

·                  
Ненормированный рабочий день: ты можешь
работать

и 2  часа в день,  или вообще не приходит
на работу, главное — в сроки сдать задание.

·                  
Трудовая книжка.

·                  
Трудовой договор,  где оговариваются твои
права и обязанности,  в случае разногласий с руководством о не выполнении
пунктов,  указанных в договоре,  ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата
+ «халява».

·                  
Регистрация в Пенсионном Фонде.  Чем
больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

·                  
Нет налогов.

·                  
Социальные льготы  (пособия,  оплаченный
декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру,
свет,  воду. Милиционеры,  налоговые инспекторы  – бесплатный проезд в
общественном транспорте и т. д.

·                  
Совмещение нескольких работ (учеб).

·                  
Законный ежегодный отпуск.  Нет
испытательного срока.

·                  
Ежемесячная зарплата.

·                  
Нет ответственности

·                  
Карьерный рост.

·                  
Легкость трудоустройства.

·                  
Оплаченные командировки, курсы
переквалификации,

·                  
больничные.

·                  
Должностные права и обязанности  (если ты
бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу
секретаря или слесаря).

·                  
Нормированный рабочий день  (если в
договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставит
работать12 часов.)

·                  
Оплаченный испытательный срок.

·                  
Нет трудового стажа и трудовой книжки 
(нет начислений на будущую пенсию).

·                  
Нет возможности быстрого обогащения.

·                  
Связанность договором. 

·                  
Неоплаченные отпуск,  командировка, 
больничный, декрет.

·                  
Ответственность.

·                  
Нет «шарового» заработка.

·                  
Налоги государства.  Отсутствие социальных
льгот.

·                  
Возможность обмана.  Неполучение
заработанных денег.

·                  
Испытательный срок.

·                  
«Бумажная волокита» (очень много беготни и
заполнения бумаг при устройстве на работу).

·                  
Нет трудового договора.

·                  
Обязательность работы (ты не имеешь права
уйти с работы раньше положенного, даже если переделал всю работу – «Сиди и
считай мух на окне!!!»).

·                  
Незаконная деятельность.

·                  
Ненормированный рабочий день  (ты можешь
работать и 12 –15  часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

·                  
Не имеешь права уйти с работы, не
предупредив за месяц.

·                  
Незаконное увольнение.

·                  
Иногда отсутствие выходных.

·                  
Если есть испытательный срок, то он
неоплаченный.

Упражнение «Объявление в
газету»

Ведущий: «При поиске работы важно
использовать разнообразные средства для достижения своей цели. Одно из таких
средств –  дать объявление в газету,  самому заявить о себе,  тем самым, 
увеличивая свои шансы на трудоустройство. Работодатели тоже читают газеты, и
если им требуется специалист, они не только дают объявления в газету, но и
просматривают объявления соискателей. Поэтому стоит научиться писать о своих
достоинствах так, чтобы заинтересовать работодателя через объявление. Это тоже
возможность получения работы».

Участникам предлагается
самостоятельно написать объявление в газету в колонку  «Ищу работу», представив
в этом объявлении свои профессиональные качества в максимально положительном
свете. После того, как все объявления будут написаны, предложить участникам
вывесить объявления на доске, предварительно зачитав их.

Попросить участников стать на время
работодателями подойти к доске объявлений и выбрать, отметив галочкой наиболее
заинтересовавшее объявление. Ведущий подсчитывает количество голосов и подводит
итоги. 

Упражнение
«Пять добрых слов»

Оборудование:
листы бумаги, ручки

 Ведущий: Каждый
из вас должен обвести свою руку на лис­
те
бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы переда­
ете свой лист соседу справа, а сами получаете
рисунок от со­седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун­
ка
вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда
заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои
стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на
другом паль­
чике и т.д., пока лист не
вернется к владельцу.
Когда все
надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комп­
лиментами».

Ведущий проводит обсуждение:

·      
Какие чувства вы
испытывали, когда читали надписи на
своей «руке»?

·      
Все ли ваши
достоинства, о которых написали другие,
были вам известны?

·      
Со всем ли вы согласны?

Упражнение
«Живая анкета»

Ведущий: «А сейчас я попрошу каждого сказать, что вам больше всего запомнилось или понравилось в сегодняшнем занятии, что узнали
нового?».

Каждый
участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомни­
лось в этом занятии больше всего.

Занятие №2 «Резюме»

Упражнение «Возьми
салфеток»

Необходимые материалы:
бумажные салфетки.

Участники тренинга сидят в общем
кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На
случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли
салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько
фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение  «Структура резюме»

Мини-лекция, в которой ведущий дает
определение понятия резюме, рассказывает о видах резюме. Участникам
предлагается на листе бумаги записать разделы, из которых состоит резюме.
Ведущий перечисляет требования к каждому разделу. 

Лекция. Резюме обычно
состоит из следующих блоков:

1. Анкетные данные. Ваше имя, адрес,
номер телефона  (вместе с кодом города), точная дата рождения, электронная
почта (если есть). 

Рекомендация: Не указывайте номер
рабочего телефона, даже если ваше нынешнее руководство знает, что вы ищите
работу.

2. Цель (не обязательно, хотя
желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не больше 6
строк, а лучше 1–2). 

Рекомендация: раздел  «Цель» имеет
смысл включать в резюме лишь в том случае, когда вы абсолютно уверены в том,
что хотите получить именно это рабочее место и не хотите даже рассматривать
никаких других предложений. Не следует включать этот раздел в резюме в тех
случаях, когда вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме.
Рассылая его во многие компании,  предлагающие самые различные вакансии. 

3. Опыт работы в обратной хронологической
последовательности (сначала указывают последнее место работы).

Раздел о трудовом опыте самый важный.
Укажите дату начала и окончания работы, название организации, название
должности  (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно). В
списке учреждений, где вы работали, следует указать контактный телефон, если у
вас нет оснований что-то скрывать,  и вы меняли работу  «без эксцессов». Но
если хотя бы в одной фирме возникала конфликтная ситуация,  спровоцировавшая
ваше увольнение,  то не указывайте ни одного телефона.  Действуйте
последовательно:  либо вы указываете телефоны всех организаций, в которых
работали, либо не указываете этих телефонов вообще. Можно кратко описать
должностные обязанности и производственные достижения, если вы их имели. 

4. Образование: перечисляются все
учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь сейчас (кроме
средней школы), факультеты и полученные специальности. Выпускникам и студентам
этот раздел следует помещать перед предыдущим, поскольку в данном случае опыт
работы, если он имеется, значительно меньше. Можно сообщить о наградах и знаках
отличия, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют должности,
на которую вы претендуете. 

Составляя этот раздел своего резюме,
следует руководствоваться следующими правилами:

• Квалификация.  Укажите
квалификацию,  присвоенную вам по окончании соответствующего учебного заведения,
перед указанием названия этого заведения.

• Специальность. Указывайте только в
том случае, если она имеет непосредственное отношение к той работе, которую вы
хотите получить. 

• Особые достижения,  связанные с
учебой.  Указывайте средний балл своего диплома только в том случае, если он
необычайно высок  (если вы, например, получили диплом с отличием). Можно
назвать и другие знаки отличия, если они пользуются авторитетом в вашей сфере
деятельности или если вы лишь недавно закончили учебу. 

5. Раздел «Дополнительная информация»
может содержать такие сведения: знание языков, умение пользоваться компьютером,
деловые качества, наличие водительских прав,  членство в профессиональных
организациях и т. п. Хобби уместно упоминать лишь в том случае, если оно непосредственно
связано с желаемой работой. 

В списке деловых качеств достаточно
указать три–четыре,  наиболее весомые для желаемой должности. 

Фразу  «Рекомендации будут
представлены по требованию»,  разумеется, можно помещать лишь в том случае,
если вы действительно имеете такие рекомендации! 

Резюме следует составить на
компьютере и распечатать на качественной белой бумаге. 

Основные требования к стилю написания
резюме:  лаконичность,  честность, конкретность,  активность. Четко выделяйте
нужные заголовки.  Позаботьтесь о том,  чтобы ваше резюме было оформлено в
едином стиле и одинаковым шрифтом. Выбирайте шрифт, который легко читается, 
сделайте большие поля,  установите достаточный интервал между строк и т.  д. 
Очень важно поместить ваше резюме на одной странице  (как минимум — на двух). 
Вы должны быть уверены в том,  что сможете подтвердить всю информацию, 
изложенную в резюме. 

Схема составления
комбинированного резюме

Фамилия, имя, отчество

Адрес: 

Телефон: 

Дата и место рождения: 

Семейное положение:

Цель:

Образование:  месяц,  год приема — 
месяц,  год

окончания 

Название учебного заведения, 
факультет,  специальность,

квалификация.

Профессиональная квалификация   

Опыт работы:  месяц,  год приема — 
месяц,  год

увольнения

Название организации (сфера ее
деятельности) 

Должность: название должности 

Количество подчиненных Функции: 

Достижения: 

Причина увольнения:

Дополнительная информация:

Личные качества:

Рекомендации: Ф.И.О.,идолжность,
телефон Ф.И.О., должность,               

телефон 

Обсуждение:

·      
Для чего нужно резюме?

Упражнение  «Идеальное
резюме»

Ведущий делит участников на несколько
малых групп по 4–5 человеку в каждой.  Всем группам раздает маркеры и листы
бумаги и предлагает каждой группе выбрать профессию/должность, на которую нужно
составить резюме. 

Задание для всех малых групп:
придумать такие сведения о соискателе, которые в наибольшей мере будут отвечать
требованиям выбранной должности, составить «идеальное резюме», чтобы
результатом явилось приглашение на интервью. На выполнение задания отводится 20
минут. 

Далее группа выбирает участника,
который презентует «идеальное резюме». 

На презентацию дается 2 минуты. 

После каждой презентации ведущий
предлагает всем участвующим дополнить предложенный вариант резюме. 

Упражнение «Письмо моему
будущему руководителю»

Ведущий: Сейчас вам
предстоит оценить свой нынешний уровень профессиональной компетентности и
одновременно заглянуть в будущее. Представьте себе, что вы устраиваетесь на
работу и вам с этой целью необходимо написать письмо вашему будущему
начальнику. В письме должны быть отражены следующие аспекты:

1. Характер работы, на
которую вы претендуете.

2. Основные личные и
профессиональные качества и навыки, которыми вы обладаете для успешного
выполнения данной работы.

3. ваши ожидания от
нового руководителя, ваши надежды, связанные с новой работой.

4. Вклад, который вы сами
готовы внести в общее дело, ответственность, которую вы готовы на себя взять.

Когда напишите письмо
выберете себе партнера, с которым вы хотели бы обменятся мнениями. Прочтите
друг другу свои письма и обсудите, что вам понравилось в письме вашего
партнера, чего в нем не хватает и что вам не понравилось.

Теперь вернитесь в общий
круг. Кто хочет прочитать нам свое письмо, адресованное руководителю?

Упражнение
«Живая анкета»

Описание:
Участники, передавая игрушку по кругу, отвечают на
следующие вопросы:

· 
Какое сейчас настроение?

· 
Было ли что-то неожиданное для тебя на
этом занятии?

· 
Что тебе понравилось?

· 
Что тебе не понравилось?

Занятие №3
«Собеседование»

Упражнение «Приветствие в парах»

Группа разбивается на пары, затем
приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в
каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и
приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие
можно проиграть различные ситуации и роли, например:  Вы, встретили неожиданно
давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с
человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с
первым встречным.

  Упражнение «Телефонный разговор»

Два участника-добровольца разыгрывают
ситуацию: «Вы звоните по телефону к будущему работодателю, чтобы получить
приглашение на собеседование». Участники садятся в центре малой группы, спиной друг
к другу. Один участник выступает в роли работодателя, другой — в роли ищущего
работу. Остальные участники  рассказывают о своих наблюдениях,  отмечают,  что
было удачным,  вносят предложения по улучшению такой работы. 

Возможные осложнения ситуации для
проигрывания: 

·      
У работодателя нет времени, он очень
спешит. 

·      
Работодатель все время поднимает трубки
других телефонов. 

·      
Работодатель одновременно разговаривает с
Вами и с клиентом. 

·      
Работодатель говорит, что у них нет
вакансий. (А Вы точно знаете, что есть, Вам сказала подруга, которая работает в
этой фирме.)

 Следует напомнить участникам, что
конечная цель упражнения — добиться назначения собеседования. 

Упражнение «Насколько
хорошо вы умеете читать жесты?»

Ведущий раздает каждому участнику
таблицу, где необходимо соедините жест из левой колонки с его значением в
правой.
Соедините жест из
левой колонки с его значением в правой!

1.     Постоянно
дотрагивается до кончика носа.

·       Нервничает

·       Не
уверен (-а) в себе

·       Не
говорит правду

·       Пытается
что-то скрыть

·       Самоуверен
(-а)

·       Дружелюбен
(-на)

·       Уверен
(-а) в себе

·       Выражает
свое превосходство

·       Спокоен(-на)

2.     Избегает
смотреть в глаза.

3.     Скрещивает
руки перед собой.

4.     Держит
руки в карманах.

5.     Ерзает
на стуле.

6.     Натягивает
рукава, как будто пытается «спрятаться» или мерзнет.

7.     Грызет
ногти.

8.     Вертит в
руках карандаш.

9.     Теребит
пуговицы.

10. Смотрит в глаза,
когда разговаривает.

11. Все время
улыбается.

12. Разваливается на
стуле.

13. Закидывает руки
за голову.

14. Закидывает ногу
на ногу так, что видна подошва туфель.

15. Закидывает ногу
на ногу, сидит комфортно.

16. Сидит прямо, на
всей поверхности стула.

17.Держит
руки перед собой, видны ладони.

Упражнение «Как вести
себя во время собеседования»

Материалы: бумага,
ручки.

Ведущий разбивает всех участников на
две малые группы. Первой группе поручите написать рекомендации о том, как
правильно вести себя во время собеседования. 

Второй группе дайте задание написать,
чего не следует делать во время собеседования. 

Сообщите участвующим, что на задание
отводится 10 минут. 

Предложите группам презентовать
выполненное задание. 

После каждой презентации спросите
группу,  есть ли замечания или дополнения.

Обсуждение:

·      
Чем было полезно для участников
проведенное упражнение?

·      
Как эффективнее вести себя во время
собеседования?

Упражнение «Мой рабочий
ландшафт»

Материалы: бумага А4, А3,
восковые мелки, карандаши.

Ведущий: я предлагаю вам
со стороны посмотреть на тот профессиональный мир, в который вы будите,
включены, и составить карту вашего «рабочего ландшафта».

Географические карты
выполняют разнообразные функции. Они помогают нам определить, как можно
добраться до определенного места и какие препятствия предстоит преодолеть на
пути из пункта А в пункт Б. Они показывают где находятся плодородные и
неплодородные земли, достопримечательности и неинтересные участки пути.

Выберите сами свой
масштаб и площадь, вы можете изобразить горную гряду с вершинами и подписать:
«Это мое проявление». Можно нарисовать остров, населить людьми, животными,
обозначить погоду и климат в отдельных его частях. Изобразите ваше собственное
место в этом ландшафте и ваше непосредственное окружение.

Вопросы для обсуждения:

·   Узнал ли что-то новое?

·   На что хотел бы обратить внимание в будущем?

·   Хотел бы заняться чем-либо другим?

Упражнение
«Живая анкета»

Описание: Участники,
передавая игрушку по кругу, отвечают на следующие вопросы:

· 
Какое сейчас настроение?

· 
Было ли что-то неожиданное для тебя на
этом занятии?

· 
Что тебе понравилось?

· 
Что тебе не понравилось?


Метод трех вопросов

Не пожалейте времени на то, чтобы проделать всю процедуру СНСС , о которой мы подробно рассказали ранее.

Запишите свои ответы на нижеследующие вопросы, а затем определите точки их взаимного пересечения.

ВОПРОС 1. Что придает моей жизни смысл? Иными словами, что придает мне ощущение своего предназначения?

ВОПРОС 2. Что доставляет мне наслаждение? Иными словами, чем я люблю заниматься?

ВОПРОС 3. В чем я силен? Иными словами, что у меня хорошо получается?

Эта процедура поможет вам найти свой путь в жизни — причем не только на макроуровне (в чем заключается ваше жизненное призвание), но и на микроуровне (чем бы вы хотели заниматься изо дня в день). Хотя то и другое тесно взаимосвязаны, изменить свою жизнь на макроуровне — например, уволиться с работы или свернуть с проторенного пути, — намного труднее, а следовательно, здесь может понадобиться немалая храбрость. Гораздо проще что-то изменить на микроуровне — например, отвести два часа в неделю на свое хобби, — но даже такие незначительные сдвиги могут принести высокие дивиденды.

Как оптимизировать свою работу

В отсутствие сколько-нибудь заметных жизненных перемен один из немногих способов улучшить качество жизни — это начать заниматься чем-то таким, что сделалось бы для нас источником смысла и наслаждения и позволяло бы проявить себя. Другой способ — раскрыть в том, чем мы сейчас занимаемся, некую универсальную ценность. Как правило, для того чтобы отыскать подобное сокровище, нам не приходится рыть слишком глубоко.

Из-за своего предубеждения против труда или ограниченных представлений о том, какого рода работа могла бы послужить для нас источником смысла, мы зачастую проходим мимо очевидной истины о том, что весь мир вокруг нас буквально пронизан возможностями быть счастливыми. Упражнение, которому я вас сейчас научу, поможет вам найти спрятанные сокровища и употребить их себе во благо.

Опишите как можно подробнее, чем вы занимались на протяжении одного-двух наиболее типичных дней. Можете опираться на хронологию, составленную вами в рамках упражнения Упражнение: «Ищем счастье в повседневных делах» (или составьте хронологию заново, с конкретным прицелом на все, что касается работы). Внимательно просмотрите то, что вы написали, и задайте себе следующие два вопроса.

Во-первых, нельзя ли хотя бы частично изменить круг обязанностей, которые вам приходится изо дня в день выполнять у себя на работе, — как можно больше заниматься теми делами, которые служат для вас источником смысла и наслаждения, и максимально сократить объем работ, которые вас мало вдохновляют?

Во-вторых, вне зависимости от того, способны ли вы реально что-то изменить, задайте себе вопрос: можно ли отыскать какой-то дополнительный смысл и наслаждение в том, чем вы сейчас занимаетесь?

А теперь, когда у вас есть свои ответы на эти вопросы, возьмите «рассказ о работе» и перепишите его так, чтобы получился «рассказ о призвании». Расскажите о своей работе так, чтобы другие помчались подавать заявления с просьбой принять их на эту Должность и воспринимали ее как желанную, — для этого совсем не нужно ее приукрашивать, достаточно лишь обратить внимание людей на тот факт, что эта работа может служить источником смысла и наслаждения. То, как мы воспринимаем свою работу, как мы рассказываем о ней себе и другим, очень существенно влияет на то, как мы к ней относимся.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:

ТРЕНИНГ «Я и профессия. Успешное трудоустройство»

Цель тренинга: Формирование навыков делового общения, необходимых для успешного прохождения собеседования с работодателем.

Ведущий. Найти хорошую работу – непростая задача. На рынке труда действуют свои законы, «ловушки» и подводные камни, приводящие к ошибкам того, кто к ним заранее не подготовился.

Процесс трудоустройства чем-то похож на сдачу вступительных экзаменов: кандидата придирчиво оценивают, задают ему каверзные вопросы, сравнивают с другими претендентами. И точно так же, как и перед экзаменами, его одолевают волнение, неуверенность в себе и сомнения в успехе. Наваливается стресс, который мешает сделать правильный выбор и заставляет необоснованно снижать свои запросы.

Этого допускать нельзя. Ведь нашей целью является найти работу лучше, а не хуже, предыдущей.

Знаете ли вы, по каким признакам  выбирают одного из нескольких подходящих кандидатов? Осознанно или нет, выбор осуществляется с учетом трех показателей: профессионального, поведенческого и личностного. По каждому из них успешный кандидат должен продемонстрировать совершенно определенные качества, иначе его ждет отказ.

Нужно понимать, что тренинг — не панацея от всех бед и не волшебная палочка. Но он дает возможность разобраться в себе, понять, что тебя по-настоящему интересует в жизни, какая деятельность помогает реализовать задуманное. Тренинг по трудоустройству позволяет стать чуть увереннее, позитивнее, интереснее для потенциального работодателя. Такой тренинг — это первый шаг на пути формирования имиджа настоящего профессионала.

Оснащение: флипчарт, листочки с липким краем.

Ведущий. Дайте ответ на вопрос «Что вы понимаете под подготовкой к собеседованию с работодателем?» (Готовность к деловым переговорам – резюме, этика деловых переговоров, примерные возможные вопросы работодателя соискателю, вопросы соискателя работодателю; внешний вид; уверенность; эмоциональная уравновешенность).

Студенты, озвучивая свои размышления, располагают листочки на флипчарте, обращая внимание участника тренинга на личные затруднения каждого в процессе подготовки к собеседованию.

Ведущий подводит итог.

Ведущий. Важно подготовить сценарий и эмоционально настроиться на встречу.

Оценка человека происходит в первые минуты. При этом 87 % информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы, а только 9 % через слуховые и 4 % через другие органы чувств. У вас не будет второго случая произвести первое приятное впечатление.

Первое, на что обращают внимание – это внешний облик, а именно: лицо, телосложение (физический облик); одежда; манеры и поведение.

Внешность человека по отношению к его внутренней сущности выступает как форма по отношению к содержанию, они едины.

 Не забывайте, что по многочисленной статистике первой причиной отказа от кандидатов рекрутеры называют «жалкий внешний вид». Главные правила в стиле одежды – деловой костюм, тщательно отглаженный, чистая обувь. Для женщин – уместный, аккуратный, деловой макияж.

Вспомните о правиле «3 по 20»:

  1. 20 секунд – «встречают по одёжке»,
  2. 20 секунд – умение слышать, слушать, разговаривать,
  3. 20 секунд – умение строить коммуникацию (уметь общаться).

Упражнение 1. «Встречают по одёжке…»

Цель упражнения – закрепить представления участников об имидже делового человека.

Ведущий. Имидж – это искусство управлять впечатлением (Э. Гофман). Слово «имидж» переводится на русский язык как «образ». Одной из составных частей имиджа является одежда как часть эстетической среды. Выбор одежды, который вы делаете, создавая свой имидж, формирует определённое мнение о вас и о том, что вы сами о себе думаете.

Участникам предлагаются слайды с различными образами. Задача: отметить номера слайдов с образами делового стиля в одежде, найти ошибки в гардеробе образов на тех слайдах, которые не отображают деловой стиль.

Наряду с безупречной одеждой работодатель ждет от вас оптимистического эмоционального состояния. Поэтому важно уметь настроиться на успех: вспомнить все свои победы, можно использовать аутотренинг и средства самовнушения. И будьте готовы одинаково достойно воспринять и вежливый отказ в трудоустройстве, и активный интерес вплоть до приглашения на работу.

Упражнение 2. «Пять стульев» (по Н.И. Козлову)

Инструкция. «Перед вами — пять стульев, каждый из которых символизирует определенный уровень владения эмоциями. Эти пять стульев — пять ваших выборов.

Первый стул: «Я не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением эмоций».

Второй стул: «Внутренние переживания вне моего контроля, при этом я умею управлять внешним выражением эмоций, когда внутри относительный порядок».

Третий стул: «Я могу полностью контролировать внешнюю подачу себя, но мой внутренний мир малоуправляем».

Четвертый стул: «Я могу прекрасно контролировать внешние проявления моего поведения, но внутренний мир подвластен мне частично».

Пятый стул: «Я могу полностью контролировать как свой внутренний мир, так и свою внешнюю эмоциональную подачу».

Вопросы и задания

· На каком стуле вы сидите сегодня? Встаньте за тем стулом, описание которого соответствует вашему уровню владения эмоциями.

· На каком стуле вы хотели бы оказаться? Назовите тот уровень (покажите тот стул), который вас привлекает, достижение которого станет вашей целью.

· На каком стуле вам хотелось бы сидеть при проведении переговоров с работодателем?

Далее участники пробуют посидеть на выбранном стуле. После этого проводится обсуждение:

· Какие чувства я испытывал, сидя на выбранном стуле?

· Сложно ли было на нем сидеть? Что мне мешает реализовать выбранную позицию в жизни?

· Какие преимущества можно получить, находясь на выбранной позиции?

· Успешна ли будет выбранная позиция при переговорах с работодателем?

Упражнение 3. Деловые переговоры

Цель — выполнение упражнений, которые позволяют участникам отрабатывать навыки подачи себя работодателю в наиболее выигрышном свете.

Далее группа разбивается на подгруппы по три человека. В подгруппах разыгрывается ситуация собеседования с работодателем. При этом участники занимают следующие позиции: Работодатель, Посторонний наблюдатель, Кандидат на вакантное место. Кандидат на вакантное место должен стараться участвовать в собеседовании, находясь «на выбранном им стуле».

Каждой группе даётся задание-вопрос, которые они должны отработать.

После выполнения упражнения происходит обсуждение в группе:

· соискатель рассказывает о своих ощущениях;

· работодатель дает оценку позиции данного соискателя;

· посторонний наблюдатель описывает ситуацию прохождения собеседования со стороны.

Ведущий. Идеальная схема собеседования, которую стоит планировать, выглядит так:

 — Краткий рассказ о себе, четко отрепетированный дома перед зеркалом (не более 5 минут).

— Ответы на вопросы работодателя.

— Активная часть ваших вопросов к работодателю.

— Завершение интервью в ключе: «Почему вы должны сделать предложение именно мне?».

 — Обсуждение компенсаций вашего труда и соцпакета.

— Обсуждение порядка дальнейших коммуникаций.

Интервью должно убедить работодателя принять именно вас, поэтому проследите, чтобы в вашем плане собеседования прозвучали три главных козыря:

— Ваши профессиональные компетенции подходят под требования вакансии, и вы готовы учиться и развиваться.

— У вас есть необходимые личностные качества и сильная внутренняя мотивация.

— Уровень оплаты труда соответствует вашим запросам, ваши карьерные планы – схемам продвижения сотрудников в компании.

Типичные вопросы, задаваемые на собеседовании

Упражнение 1. Разыгрывается ситуация: вам необходимо ответить на вопрос: «Расскажите, чем вы занимались на последнем месте работы? (если нет опыта работы — в процессе стажировки, на практике)».

При выполнении задания следует проводить отработку следующего алгоритма ответа:

· Навыки и умения, которые вы использовали.

· На каком оборудовании вы умеете работать?

· Что входило в ваши обязанности?

· Навыки общения с другими людьми (коллегами по работе, клиентами, заказчиками).

· Продолжительность (если работали долгое время).

· Каков был ваш профессиональный рост (в случае, если получали повышение по службе)?

· Ваши обязанности, имеющие непосредственное отношение к работе.

· Прохождение стажировок, повышения квалификации, обучающих тренингов.

Упражнение 2. Отработка навыков ответа на вопрос: «Приходилось ли вам заниматься работой такого типа раньше?» Участники должны научиться:

· отвечать во всех случаях «да»;

· описывать имеющийся реальный опыт профессиональной деятельности, позволяющий выполнять данную работу;

· в случае отсутствия достаточного опыта работы описывать другой имеющийся профессиональный опыт, свидетельствующий о профессиональных способностях, наличии навыков работы и знаний, возможности быстро вникнуть в суть дела, наличии живого интереса к будущей работе. Например: владение машинописью, иностранным языком, опытом работы с цифрами, навыками организаторской работы, хорошими навыками работы на компьютере и т.д.

Упражнение 3. Овладение навыком ответа на вопрос: «С какими машинами и оборудованием вам приходилось работать?»

Часто профессиональная деятельность предполагает использование машин, специального оборудования. Следует отработать навыки ответа с использованием следующего алгоритма:

· упомянуть имеющийся опыт работы с оборудованием, который может быть использован на том рабочем месте, по поводу которого происходит собеседование;

· описать опыт использования других видов машин, с которыми Вы знакомы;

· перечислить имеющиеся дипломы и свидетельства о специальной подготовке в области использования машин и оборудования.

Упражнение 4. Разыгрывается ситуация: Как ответить на вопрос: «На какую заработную плату Вы рассчитываете?»

Участники должны осознать наличие следующей дилеммы: при слишком больших претензиях можно не получить работу, при слишком низких требованиях будут стремиться постоянно недоплачивать.

В игровой форме необходимо отработать следующую стратегию поведения:

· избегать точного указания каких-либо цифр;

· быть уклончивым, но при этом разумным: «Я надеюсь на уровень оплаты, соответствующий качеству (объему, сложности) работы»; «Меня бы устроила оплата не ниже среднего уровня оплаты подобной работы».

Упражнение 5. Как ответить на вопрос работодателя: «Что вы знаете об этой организации?»

Перед прохождением собеседования желательно собирать информацию о компании (организации, фирме — ее продукция, режим работы, формы обслуживания клиентов, используемое оборудование и технологии работы, отзывы в прессе и т.д.). Желательно иметь информацию, позволяющую говорить о данной организации с позитивной стороны.

В процессе выполнения задания участникам тренинга необходимо отработать навыки сбора и последующего использования подобной информации. Отвечая на вопрос, участники должны упоминать, что организация занимается именно той работой, в которой они заинтересованы (видят перспективы для профессионального роста, видят возможность достойно зарабатывать, видят возможность профессиональной самореализации и т.д.).

Упражнение 6. Как правильно отвечать на вопросы: «Что вы можете нам предложить?», «Как вы думаете, почему мы должны принять на работу именно вас?»

Участники должны научиться перечислять свои положительные характеристики (даже если при этом им придется повторить то, о чем они уже говорили). Для этого используют следующую стратегию ответа.

Укажите:

· свою квалификацию;

· предшествующий опыт работы;

· профессиональные интересы.

Убедите:

· что вы надежный (исполнительный, инициативный, заинтересованный, трудолюбивый и так далее) работник;

· что вы способны выполнять данную работу качественно и в срок.

Упражнение 7. Что следует говорить, отвечая на вопрос: «Расскажите о себе»?

Участники отрабатывают следующий алгоритм ответа:

· выяснить, что интересует работодателя — профессиональные достижения или личная жизнь претендента;

· если работодатель заинтересован в ответе с акцентом на профессиональную жизнь, следует говорить о последних годах работы (о стажировках, прохождении обучающих тренингов и семинаров) делая акцент на своих профессиональных достижениях (реклама себя как профессионала).

Если работодатель заинтересован в информации о личной жизни, следует:

· показать, что есть интересы за пределами профессиональной деятельности;

· показать связь между личными интересами и профессиональной деятельностью;

· рассказать о своих семейных обстоятельствах в позитивном ключе;

· кратко рассказать о своей семье и воспитании (также в позитивном ключе).

Упражнение 8. Как правильно ответить на вопрос: «Каковы ваши сильные стороны?» Участники обучаются находить и убедительно перечислять свои положительные качества по следующей схеме:

· профессиональное образование;

· профессиональные навыки;

· опыт профессиональной деятельности;

· профессиональные интересы;

· профессиональная ответственность и надежность;

· эффективность профессиональной деятельности;

· навыки общения с людьми (клиентами, деловыми партнерами, детьми).

Упражнение 9. Разыгрывается ситуация: следует ответить на вопрос работодателя: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?»

Участники тренинга должны понять, что этот вопрос часто задают из вежливости. Поэтому следует научиться не спрашивать работодателя о частностях: примерном распорядке рабочего дня, возможности обедать в столовой и т.д. Участники в ходе выполнения упражнения должны научиться задавать один — два нейтральных вопроса, которые не повлияют на их восприятие работодателем негативным образом.

Примечание для ведущего. После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение: что получилось, что вызвало сложности. Группа может давать участникам рекомендации: как скорректировать свое поведение в более эффективную сторону.

Упражнение 10. Отработка навыков ответа на вопрос: «Почему вы ушли с предыдущей работы?» (если этот вопрос актуален для участников тренинга).

В процессе выполнения задания участники должны обучиться называть только те причины, которые характеризуют их с положительной стороны. Следует избегать таких ответов, как «Возникли разногласия с начальником, не устроил режим рабочего дня» и т.д. Работодатель должен быть уверен, что с новым сотрудником не возникнет нежелательных проблем. Примеры ответов:

· Работа была по контракту, срок контракта истек.

· Фирма закрылась.

· Направление работы было упразднено.

· Должность (но не вас) сократили.

· Приходилось слишком далеко ездить на работу.

· Появилось решение изменить сферу трудовой деятельности.

· Желание выстроить профессиональную карьеру.

Упражнение 4. «Трудоустройство»

Цель: тренинг процедуры собеседования с работодателем.

Трём участникам предлагается проиграть процедуру собеседования с работодателем.

Роль работодателей играют приглашённые специалисты с предприятия.

Остальные участники выполняют роль наблюдателей.

После завершения собеседования с тремя претендентами, ведущий задаёт вопрос участникам: «Кого, на ваш взгляд, работодатели взяли на вакантное место?», «Какие ошибки допустили не выбранные работодателями соискатели?

Заключительное слово ведущего.

Тренинг «Развитие навыков поиска работы и трудоустройства»

«Диплом есть, что дальше?»

Задачи:

Способствовать обновлению/развитию навыков:

  • работы с разными источниками информации, содержащей сведения о вакансиях и возможностях трудоустройства;

  • делового общения;

  • составления документов, необходимых для поиска работы и трудоустройства, в том числе резюме.

Цель:

предоставить участникам реальную возможность самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы.

Учебные задачи:

  • Описание должности/рабочего места, на которое претендует соискатель;

  • Источники явных и скрытых вакансий;

  • Навыки коммуникаций, подготовки резюме;

  • Навыки самопрезентации, делового общения, переписки.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, анкеты, карточки, ватман, маркеры.

Тип урока: урок формирования новых умений.

Форма урока: тренинг

Технология: игровая

Ход урока

1. Организационный момент

Правила общения

  1. Обращаться друг к другу по именам.

  2. Правило активности: кто больше участвует — тот больше получает.

  3. На участие в упражнениях предлагать только себя.

  4. Не давать друг другу оценок.

  5. О своих переживаниях говорить сразу и вслух.

  6. Доброжелательность.

  7. Конфиденциальность.

  8. Пунктуальность.

  9. Активность.

  1. Этапы урока (слайд)

    • Составление резюме

    • Работа в микрогруппе

    • Составление профессионального маршрута

    • Открытие «Нового ресторана»

    • Анкетирование

    • Подведение итогов

Тренинг «Развитие навыков поиска работы и трудоустройства»

  1. Составление резюме

Слайд: «Составление резюме»

Презентация резюме.

4. Упражнение 1.

Микрогрупповая работа: Что следует делать на собеседовании, чего следует избегать?

1 команда – что следует делать на собеседовании

2 команда – чего следует избегать на собеседовании

Результаты обсуждения:

Делать

Не делать

* Быть вовремя

— опаздывать

* Позвонить, если задерживаетесь или заболели

— казаться равнодушным, не прилагающим усилий для устройства на работу

* Выглядеть чистым и опрятным

— выглядеть неопрятным

* Знать тех, с кем встречаетесь

— с любопытством изучать внешность работодателя

* Здороваться крепким рукопожатием

— жевать жевательную резинку

* Четко назвать свое имя

— говорить без разрешения

* Иметь при себе хорошее резюме

— не смотреть на собеседника

* Улыбаться, когда это уместно

— теребить в руках предметы, волосы, одежду

* Присаживаться, когда пригласят

— выбрать себе место и сесть

* Сидеть ровно, не напрягаясь

— давать бессодержательный запутанный ответ

* Смотреть на собеседника с вниманием

— равнодушно молчать

* Слушать заинтересованно

— выражать скуку, уходить курить

* Отвечать на вопросы точно и полностью

— неясно говорить, критиковать работодателя или организацию

* Быть уверенным, что Вы понимаете условия, которые Вам предлагают (режим работы, оплата, перспективы и др.)

— жаловаться на трудную ситуацию в жизни

— затрагивать вопросы об оплате, режиме работы и т.д. в самом начале разговора

* Узнать время, когда Вам сообщат о приеме на работу

— извиняться за свой возраст

— раздражаться, злиться

* Оставаться дружелюбным и бодрым

— говорить о вещах, не имеющих отношения к работе

*Стремиться быть положительно настроенным, даже если вы не получили работу — это может сыграть роль в будущем

— игнорировать контакты, которые помогли бы найти работу

* Поблагодарить работодателя за то, что он нашел время для встречи с Вами

и т.д.

— уходить молча, без слов благодарности работодателю за то, что он встретился с Вами

Показ слайда «Правила делового общения»

5. Упражнение 2

«Прогноз профессиональной деятельности». Составьте профессиональный маршрут Инструкция: «Продумайте свою профессиональную карьеру, не принимая во внимание образование, квалификацию, наличие диплома, опыт,

критерии:

1) предпочитаемое окружение;

2) вид деятельности (что бы вы хотели делать);

3) ваши ощущения (как вы хотели бы себя чувствовать);

4) мотивы и ценности (почему вы хотели бы заниматься именно этим);

Участники выполняют задание, проговаривают написанное друг другу. 

Результаты работы: защита работ (маркеры, ватман)

6. Упражнение 3

«Новый ресторан». Группу разбивают на две части и дают задание: «Вы открываете новый ресторан, у вас 10 человек, это мужчины, женщины, молодежь, пожилые люди. С чего вы начнете адаптацию, как распределите обязанности, учитывая имеющиеся специальности, навыки умения, возраст, пол.

Презентация каждой команды. Как вы себя видите на данном предприятии, какую работу выполняете?

Слайд «Возрастной состав работников питания»

 7. Упражнение 4.

Анкета: «Какими качествами должен обладать специалист с точки зрения работодателя и выпускника?»

Необходимо выразить свое мнение и отметить, какие из предлагаемых функциональных качеств будут иметь наибольшее значение при трудоустройстве.

Слайд: «Работодатели: перечень функциональных качеств»

8. Подведение итогов.

Результаты:

Участники тренинга:

  • Умеют вести поиск и отбирать нужные вакансии (явные и скрытые);

  • Имеют представление о правилах делового общения,

  • Могут составить резюме, автобиографию, заявление.

ВикиЧтение

Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия
Спижевой Григорий

Упражнение «Ищу работу»

Упражнение «Ищу работу»

Это упражнение развивает все навыки, связанные с коммуникациями, и отлично тренирует навык самопрезентации.

В данной книге есть модели коммуникаций и аргументаций, и выполнение этого упражнения – отличный повод их проработать.

Цель данного упражнения – найти работу с зарплатой более трех прожиточных минимумов и пройти собеседование, желательно все стадии процесса трудоустройства.

Выполнить минимум 5 раз.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

49. Собеседование при найме на работу

49. Собеседование при найме на работу
Собеседование при найме на работу предполагает, что нужно сделать для того, чтобы хорошо выглядеть перед человеком, проводящим собеседования.Усилия произвести хорошее впечатление на окружающих известны как управление впечатлениями

Итак, я ищу работу для Софии

Итак, я ищу работу для Софии
Куча выстиранных вещей становится все больше, и я вспоминаю, как моя мать хвасталась по телефону, что она привлекла одну из внучек помогать складывать выстиранную одежду и белье. Я решаю, что София могла бы весело провести время, помогая мне

В НЕБО, НА РАБОТУ

В НЕБО, НА РАБОТУ
Гражданская авиация воспета достаточно. Конечно, есть во всем этом праздничность – лететь между звезд, парадный, с иголочки одетый экипаж, и пассажиры им под стать – в тепле, уюте. К услугам пилотов богатейшие наземные службы – инженеры, диспетчеры,

КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ

КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ
Устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу без протекции невозможно. Знакомо вам подобное утверждение?Если и вы придерживаетесь такой точки зрения, то это означает только одно: вам не хватает уверенности в себе. Потому что уверенному

КАК ПРИНИМАТЬ НА РАБОТУ

КАК ПРИНИМАТЬ НА РАБОТУ
Если вам по долгу службы приходится заниматься подбором кадров, то есть смысл обратить особое внимание на предрасположенность к тем или иным видам деятельности людей, относящихся к разным психотипам.Самые хорошие исполнители — психастеники. Они

Для потерявших работу

Для потерявших работу
1. Какой год у нас кризис? А, вы думаете, что он уже прошел? Да вы, батенька, оптимист. Даже если кризис и прошел, то почему-то дураки остались. Я ни в коем случае не хочу оскорбить вас, дорогие читатели. Мне тоже очень симпатичны такие объявления в

ПО Включение мышления в работу

ПО
Включение мышления в работу

ПОшли!ПОехали!Значок, обозначающий этот этап, символизирует движение вперед и вверх, ступенька за ступенькой. Это предполагает рост по возрастающей. Это конструктивность. Линия на значке непрерывная и точная. Теперь это уже не возможность.

3. Как устроиться на работу

3. Как устроиться на работу
Этот раздел написан для молодых карьеристов, еще не достигших высокого профессионального уровня, но подающих надежду. Он основан на нашем опыте устройства на работу молодых людей, как имеющих специальность, так и без оной. Когда ты

Как «рвать» работу

Как «рвать» работу
Судьба всегда предлагает на выбор несколько вариантов развития событий. Поэтому нам всегда есть на чем учиться. Главное, отметать малейшие негативные мысли, не зацикливаться на них, а развиваться дальше и дальше.Не надо задавать вопросы: «Получится или

Вовлеките в работу сообщество

Вовлеките в работу сообщество
Загляните в свой Журнал рациональных перемен, найдите сведения о потенциальных наставниках и поручителях. Свяжитесь с одним из них, назначьте встречу или побеседуйте по телефону. Позвольте этим людям подталкивать вас. Как и в случае

Упражнение «Ищу чужую работу»

Упражнение «Ищу чужую работу»
Все то же самое, как и в предыдущем упражнении, но есть интересное условие. Вакансия должна быть далека от вашей деятельности, вашего образования. Короче говоря, вы должны быть некомпетентны, но разрешается немного погулять по интернету

Упражнение 25. Вкладывайте душу в работу

Упражнение 25. Вкладывайте душу в работу
«Физическое усилие, в отличие от интеллектуального, провоцирует секрецию эндорфина, вызывающего эйфорию. Люди устают от своей работы потому, что гораздо меньше, чем прежде, пользуются своим телом». Следующее упражнение позволит

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти наибольшую среднюю скорость
  • Как исправить жор масла
  • Как найти судебное уведомление
  • Как найти корректировку на местоположение
  • Как найти площадь освещаемой поверхности это