Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Изобильненская
школа» г.Алушты
Математика
Тема
: «Нахождение пятой части от числа. Решение примеров с действиями разных
ступеней»
3
класс.
Халилова К.Э.
Учитель начальных классов
Урок математики класс 3.
Урок №
Учитель:
Халилова КуртзадаЭнверовна
Дата :
Тема
: Нахождение пятой части от числа. Решение примеров с действиями разных
ступеней.
Цели
:
Образовательные:
учить находить пятую часть от числа;
закреплять знание о порядке выполнения
действий , знание таблицы умножения на 2, 3, 4, 5.
Развивающие:
развивать логическое мышление , умение
сравнивать, анализировать.
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать коммуникативные навыки;
коррекция памяти , мышления на основе
упражнений в сравнении.
Тип урока
комбинированный .
Оборудование:
таблицы умножения и деления, карточки с
задачами, сигнальные карточки «да» – «нет».
Ход урока
1. Организационный
момент
2. Актуализация
опорных знаний.
1).
Проверка домашнего задания.
—
Расскажите таблицу умножения на 5, деления на 5.
2).
Устный счёт
Учащиеся
показывают с помощью сигнальных карточек «да» — «нет», согласны ли они с
утверждением учителя.
— Произведение чисел 5 и 7 равно 12.
-Если 24 уменьшить в 4 раза, то получиться
6.
— 8 больше 40 в 6 раз.
— Частное чисел 45 и 5 равно 8
— Если 35 разделить на 5, получится 7.
— 27 больше 9 в 3 раза.
— Сумма чисел 4 и 4 равна 16.
3). Решение логического задания.
— Назовите лишнее слово в списке,
объясните свое решение: сантиметр, дециметр, рубль, метр.
— Что такое метр, дециметр, сантиметр?
— Что такое рубль? ( Денежная единица в России)
4). Работа с различными единицами
измерения.
Задание 17, с. 150.
Выполняется «цепочкой».
5). Математический диктант.
— Что значит слово частное?
Найдите частное чисел :
16 и 4 18 и 3
27 и 3 45 и 9
20 и 5 36 и 4
3. Изучение
нового материала
1).
Сообщение темы урока
Сегодня
мы будем учиться находить пятую часть от чисел. Повторим правило о порядке
выполнения действий при нахождении значения числового выражения.
2).
Объяснение нового материала.
1.
Устное решение задач.
В
третьем классе 25 учеников. Пятую часть составляют мальчики. Сколько мальчиков
в классе.
У
фермера 15 поросят, соседу он отдал пятую часть. Сколько поросят отдал фермер
соседу?
-Как
мы находим пятую часть числа? (Делим число на 5)
4).
Составление примеров на деление. (устно)
Задание №110 ,
стр. 81.
— Каким правилом
будем пользоваться при составлении примеров? ( Если произведение двух чисел
разделить на один из множителей , то получится другой множитель).
4.
Физкультминутка.
В небе плавает
луна, Шесть, семь, восемь,
В облака зашла
она. Девять, десять —
Раз, два, три, четыре,
пять – и пониже перевесим.
Мы должны луну
достать.
5.Закрепление
изученного материала.
1.
Самостоятельная работа
Проверьте, правильно ли выполнены
арифметические действия.
— Проверьте делением :
6*4 = 24. 5*3 = 16 7*4=28
— Проверьте умножением:
15:5 = 3 40:5 = 9 24:3 =
8.
2.
Решение примеров
№113, стр 81.
-Укажите порядок действия. Вычислите
значение выражений.
3. Анализ и решение задач.
№111 ( с. 81)
-Прочитайте задачи.
-Что нужно найти в каждой задаче?
-Рассмотрите блок-схемы.
— В какой задаче можно применить первую
блок-схему? Вторую?
Решение одной задачи по выбору учителя.
6. Рефлексия.
— Какие виды работы вам понравились?
— Какие задания вы выполняли с неохотой?
— Оцените свою работу на уроке.
7. Итоги урока.
— Как найти пятую часть от числа?
Домашнее задание.
— Решить задачу, которую не решали в
классе.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Изобильненская
школа» г. Алушты
М
А Т Е М А Т И К А
Тема:
«Умножение четырех и деление на четыре»
3
класс
Халилова К.Э.
Учитель начальных классов
Урок
математики класс 3
Урок
№
Учитель:
Халилова Куртзада Энверовна
Дата
Тема.
«Умножение четырех и деление на четыре».
Цели
урока:
Образовательные:
Составить таблицы
умножения четырех и на четыре, рассмотреть соответствующие на сравнение
деления; решать простые и составные задачи на сравнение.
Развивающие:
·
развивать умение использовать ранее
полученные знания при изучении нового материала;
·
развивать самоконтроль учащихся ,
произвольное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
·
формировать познавательный интерес к
математике;
·
воспитание чувства товарищества;
·
формирование навыков сотрудничества,
взаимопонимания, самостоятельности;
Тип
урока: комбинированный
Оборудование:
·
игра « Математическое домино»;
·
таблицы умножения и деления;
Ход урока.
I.Организационный
момент.
— Покажите, что
вы готовы работать вместе.(Дети берутся за руки и поднимают вверх).
II.Актуализация
опорных знаний.
-Давайте вспомним
некоторые правила вежливости на уроке:
1.На уроке будь
старательным,
Будь спокойным
и …. внимательным.
2.Говорите четко,
внятно,
Чтобы было все
….. понятно.
3.Если хочешь
отвечать-
Надо … руку
поднимать.
1.Устный
счет.
-Назовите
пропущенные числа.
2.Игра
на внимание.
На доске
написаны примеры.
-Решив примеры,
расставьте ответы в порядке возрастания, подставьте вместо цифр
соответствующие буквы и прочитайте слово.
3 х 9 8х3
5х3 4х1 18: 3 9: 9 18:
2
И К Д А
Г З А
-Какое прочитали
слово? (Загадки).
-Вы любите
загадки? Давайте их послушаем.
Учитель
заслушивает 32 загадки, рассказанные детьми, предлагает разгадать их.
III.
Работа по теме урока.
1.Подготовка
к изучению нового материала.
-Какие таблицы умножения и деления мы
знаем хорошо?
-Скажите, знаете ли вы загадки , где
встречается число четыре?
Если дети не смогут вспомнить загадки, то
учитель рассказывает подготовленные загадки и стихи.
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка.
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(Подушка.)
У него четыре лапки-
Лапки-цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он гроза для
мышей. (Кот.)
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки.
У мышки и у кошки. (Из
стихотворения С.Я. Маршака.)
-Видите, какое интересное число 4.
-Знаете ли вы
какие-либо предметы, явления, которые связаны с этим числом? ( 4 времени года,
4 колеса у машины, 4 ножки у стола.)
2.Сообщение
темы урока.
— Сегодня мы
составим таблицы умножения четырех и деление на четыре.
3.Обьяснение
нового материала.
Составление
таблицы умножения четырех и на четыре, соответствующих случаев деления.
4 х
4 16:4
4 х 5
5х4 20: 4 20:5
4х6
6х4 24:4 24:6
4х7
7х4 28:4 28:7
4х8
8х4 32:4 32:8
4х9
9х4 36:4 36:9
4х10
10х4 40:4 40:10
4.Игра «Математическое домино».
Iv.Физкультминутка.
Раз, два- выше голова
Три, четыре- руки шире,
Пять, шесть- тихо сесть,
Семь, восемь –лень отбросим.
V.Закрепление
изученного материала.
Работа
по учебнику.
№ 82 ( стр.74)
VI.Рефлексия.
-Оцените себя.
Зеленый цвет-все понял, могу идти дальше.
Желтый цвет- еще ошибаюсь.
Красный цвет- стоп! Мне нужна помощь.
VII.
Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что повторили, закрепили на уроке?
Домашнее задание.
Выучить таблицы умножения четырех и
деление на четыре.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Изобильненская
школа» г.Алушты
Мир
природы и человека
Тема:
«Виды обуви и ее назначение. Уход за обувью.»
3
класс
Халилова
К.Э.
Учитель начальных классов
Урок:
Мир природы и человека класс 3
Урок
№:
Учитель:
Халилова Куртзада Энверовна
Дата:
Тема
урока: «Виды обуви и ее назначение. Уход за обувью»
Цель
урока:
Закрепить и
обобщить знания об одежде и обуви.
Задачи
урока:
-различать обувь
по виду и назначению, подбирать обувь по сезону, знать правила ухода за обувью;
-способствовать
развитию общей и мелкой моторики;
-воспитывать
доброжелательные отношения и партнерские качества;
-побуждать
учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Оборудование:
Картинки с
изображением обуви.
Ход
урока.
I.Организационный
момент.
В кабинете на
одном столе находятся цветные квадраты, а на другом -конверты с разрезными
картинками. Учащиеся выбирают цветные квадраты и соотносят их с цветом
квадратов на конвертах. В конвертах находятся разрезные картинки предметов
одежды и обуви.
Учитель.
«Соберите картинку».
Дети собирают
предметы одежды и обуви из частей называют их, классифицируют понятия одежды и
обуви. Разрезные картинки состоят из четырех частей.
Ботинки, кеды, сапоги-
это как называется? (Обувь.)
II.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Учитель.
На прошлом уроке мы с вами говорили об одежде.
Задание. Внимательно послушайте загадки и
отгадайте их.
Загадки про обувь.
На улицу не
ходим Всегда шагаем мы вдвоем,
Ни летом, ни зимой.
Похожие, как братья,
Зато без нас –ни
шагу, Мы за обедом- под столом,
Когда придешь
домой. А ночью под кроватью.
(Тапки)
(Туфли)
Учитель.
Как можно эти ответы назвать одним словом? (Обувь)
Учитель.
Тема нашего урока : « Виды обуви и ее назначение. Уход
за обувью.»
Будем учиться
подбирать обувь по сезону, правильно ухаживать за обувью.
Умеете ли вы
выбирать обувь, подходящую к времени года?
Учитель:
-А кто скажет для чего нам нужна обувь?
-Обувь служит
человеку для предохранения его ног от травм, а также согревает ноги, что
защищает нас от переохлаждения и простудных заболеваний. Обувь, как и одежда,
должна быть удобной. Кто из нас знает, где шьют обувь? (Обувь шьют на обувной
фабрике).
Верно. Обувь шьют
из разных материалов.
–Ребята из чего
делают обувь? (Из кожи, резины, замши, войлока.)
III.Изучение
нового материала.
Учитель.
Какое сейчас время года? -Зима.
Какая нам нужна
обувь? (Зимняя)
Перечислите,
пожалуйста, какую вы знаете зимнюю обувь.(Теплые сапоги и ботинки( на меху)
валенки.
-А еще, ребята,
нам нужно знать, из какого материала изготовлена обувь.А также как ухаживать за
обувью из различных материалов.
Повседневный
уход за обувью (учитель показывает, как надо чистить
обувь, сопровождая показ словесной инструкцией):
1.Кожаная:
-очистить от пыли
и грязи;
-почистить обувной
щеткой;
-отполировать
тряпочкой.
2.Замшевая:
-очистить от грязи
ластиком;
-почистить
специальной жесткой щеткой.
3.Тканевая:
-чистить жесткой
щеткой (сухую)
4.Резиновкая:
-помыть ;
-просушить.
Уход
за мокрой обувью:
1.Кожаная:вымыть
, вытереть, набить газетой, бумагой мысок, высушить( не ставить на батарею-от
этого на ссыхается и деформируется).
2.
Тканевая: вымыть с мылом или порошком, набить
газетой, высушить меняя бумагу.
Подготовка
обуви к сезонному хранению:
1.Очистить от пыли
и грязи.
2.Если
нужно-отремонтировать.
3.Смазать обувным
кремом или касторовым маслом.
4.Набить мысок
газетой.
5.Положить в
коробку или завернуть в бумагу и положить в пакет.
6.В зимнюю обувь
положить средство от моли
7.Хранить в темном
,сухом месте.
Iv.Закрепление
материала.
-подберите одежду,
обувь, головной убор для осени, весны.
Физкультминутка.
Вы обуты в
резиновые сапоги, Изобразите, как вы шагаете по лужам.
Но вас кроссовки. Выходим
на зарядку: потянулись, подпрыгнули, изобразили бег на месте
На ногах у вас
тапочки. Неслышно ходим по комнате.
V.Обобщение
и систематизация знаний и умений.
Игра
«Какая обувь?»
-Обувь из кожи какая? -(кожаная); из
резины? из вельвета? из материи? из меха? из замши? из войлока? покрытая
лаком? –(лакированная).
-Какую обувь делают из резины ? (сапоги,
галоши)
-Из войлока? (Валенки).
-Из кожи ? (Туфли, ботинки, сапоги,
босоножки, сандалии. кроссовки)
-Из замши ? (Туфли, ботинки, сапоги)
-Из материи ? (Тапочки, кеды)
-Что у вас на ногах в данный момент?
Учитель. Чтобы
обувь дольше носилась, радовала нас, что нужно делать? –Ухаживать за обувью.
VII.
Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.
Закончите фразу:
Сегодня я узнал…..
Было трудно ……
Я понял, что…….
У меня получилось….
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
совзаимодействия
Универсальные
учебные действия
Форма
контроля
I. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Разгадайте закономерность и продолжите ряды чисел:
а) 99, 78, 57, … , … , … ;
б) 15, 30, 45, … , … , … ;
в) 1, 11, 23, 37, … , … , … ;
г) 12, 24, 36, … , … , … ;
д) 87, 76, 65, … , … , … .
Отвечают на вопросы. Выполняют задания на формирование на-выка устного счета. Решают
задачи
Фронтальная
Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о предмете; сравнивают
и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Устные ответы
– Решите задачи.
Подумайте, что нужно изменить в текстах задач, чтобы выражение 9 – 6 было решением каждой?
1) На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9 девочек. Сколько девочек сидело на второй скамейке?
2) В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины в саду?
3) В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже?
Фронтальная
Устные ответы
• Назовите пары отрезков, у которых одинаковая длина.
Называют пары отрезков с одинаковой длиной
Фронтальная
Устные ответы
II. Сообщение темы урока
Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Рассмотрите иллюстрации на доске:
– Какая часть круга закрашена на каждом рисунке?
– Прочитайте тему урока на доске.
– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).
– Сегодня на уроке мы научимся находить пятую часть числа
Слушают
и обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока
Фронтальная
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Устные ответы
III. Изучение нового материала
Фронтальная работа.
Работа по учебнику.
Задание 21
(с.
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Используя фишки, выполните действие: 20 : 5.
20 : 5 = 4.
– Покажите пятую часть числа 20. Чему она равна?
– Как найти пятую часть какого-нибудь числа? (Надо это число разделить на 5.)
Далее учащиеся читают правило по учебнику
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Составляют правило, как найти пятую часть числа
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения
данной темы; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному прави-
лу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; оформляют свои мысли в письменной и устной речи
Устные ответы.
Выполнение задания в рабочей тетради
Задание 22
(с. 9)
– Что значит найти пятую часть числа?
Решение:
10 : 5 = 2 35 : 5 = 7
40 : 5 = 8 20 : 5 = 4 и т. д.
Находят пятую часть числа
Фронтальная
Устные ответы
Задание 23
(с. 9)
– Можно ли сразу узнать длину пятой части отрезка 3 дм 5 см? (Нет, так как надо длину данного отрезка выразить в сантиметрах.)
Решение:
1) 3 дм 5 см = 35 см;
2) 35 : 5 = 7 (см) – пятая часть отрезка.
Ответ: 7 см
Вычисляют длину пятой части отрезка
Индивидуальная, фронтальная
Выполнение задания в рабочей тетради
Задание 23
(с. 9)
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что вам известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Решение:
1) 6 + 4 = 10 (р.) – поймал.
2) 10 : 5 = 2 (р.) – отдал.
Ответ: 2 р.
Выполняют решение задачи по действиям
Индивидуальная, фронтальная
Выполнение задания в рабочей тетради
Задание 25
(с. 9)
– Что известно в задании?
– Составьте схему к условию задания.
Решение: 9 · 5 = 45 (м)
Составля-
ют схему
к условию задачи и решают ее
Индивидуальная, фронтальная
Выполнение задания в рабочей тетради
IV. Первичное осмысление и закрепление
Работа по учебнику.
Задание 39
(с. 13)
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.
– Прочитайте вопрос. Сколько всего примеров записано на карточке? (Способ 1: на карточке 2 столбика по 6 примеров. Всего:
2 · 6 = 12 примеров. Способ 2 : на карточке 6 строк по 2 примера. Всего: 6 · 2 = 12 примеров.)
Ответ на вопрос задачи: 12 примеров записали по 4 в столбик, значит, в каждом столбике будет 3 примера
(12 : 4 = 3).
– Выполните устные вычисления на карточке
Распределяют примеры
на группы. Выполняют вычисления
Индивидуальная
Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
Выполнение задания в рабочей тетради
Задание 40
(с. 14)
– Прочитайте задачу. Решите задачу, выполнив только одно действие.
– Какое данное при этом в условии задачи окажется лишним? (Лишнее данное – это число яблок. Действительно, так как груш на 2 больше, чем яблок, а лимонов на 3 больше, чем груш, значит, лимонов на 5 больше, чем яблок (2 + 3 = 5).)
Слабоуспевающим детям можно предложить в помощь карточку-помощницу.
Находят лишнее данное
в условии задачи
Фронтальная
Устные ответы
Задание 41
(с. 14)
Возможные варианты оплаты покупки:
1. За ластик: монетами 1 р. и 2 р. – 1 вариант.
2. За карандаш: монетами 1 р., 2 р. и 2 р. или монетой
5 р. – 2 варианта.
3. За блокнот: монетами 1 р., 2 р., 2 р. и 5 р. или монетами 5 р. и 5 р. – 2 варианта.
Для того чтобы ответить на вопросы второй части задания, необходимо предварительно выполнить ряд вычислений:
1. 1 + 2 + 2 + 5 + 5 = 15; 15 р. – всего денег было у Юли.
2. 1) 5 + 10 = 15; 15 р. – стоимость карандаша и блокнота.
2) 15 р. = 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку карандаша и блокнота.
3. 1) 5 · 2 = 10; 10 р. стоят два карандаша.
2) 10 + 3 = 13; 13 р. стоят два карандаша и ластик.
3) 13 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку двух карандашей и ластика.
4. 1) 3 · 3 = 9; 9 р. стоят три ластика.
2) 9 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку ластиков.
5. 1) 3 + 5 + 10 = 18; 18 р. – стоимость всех трех предметов.
2) 18 р. больше 15 р., значит, Юле не хватит денег на покупку всех трех предметов
Решают
задачу
Фронтальная
Устные ответы
Задание 43
(с. 15)
– Какие фигуры необходимо построить? Как они расположены?
Чертеж:
Выполняют построение геометрических фигур
Индивидуальная
Выполнение задания в рабочей тетради
Работа в печатной тетради № 2.
Задание 18
Запись:
Решение: 2 · 3 = 6 (д.) – всего.
Ответ: 6 деревьев
Решают задачу делением
Индивидуальная
Выполнение задания в рабочей тетради
V. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения
Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что нового узнали на уроке?
– Как найти пятую часть числа?
– То, что вы не знали, а сейчас знаете, – это новое для вас?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.
Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: выполняют оценку результатов работы
Оценивание работы уча-щихся
на уроке
Домашнее
задание
Поясняет домашнее задание.
№ 27, 42 (учебник)
Записывают задание
Фронтальная
Наблюдение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Урок математики 2 класс
Тема: « Умножение и деление на 5.
Пятая часть числа.»
Автор :
учитель начальных классов
Радионова Галина Фёдоровна
2011 год
Тема: Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.
Цели урока: закреплять знание табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4, 5; совершенствовать умение находить доли числа действием деление; познакомить учащихся с историей русских мер массы; развивать внимание и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
Игры, шутки — всё для вас!
Пожелаем всем удачи —
За работу в добрый час!
II. Устный счет.
1. Соедините выражения с одинаковыми значениями.
2.Задача.
В упаковке 20 штук витаминов. В день можно принимать по 4 штуки.
На сколько дней хватит витаминов?
3.
-Чему равна длина ломаной?
4. Рассмотрите иллюстрации на доске:
– Какая часть круга закрашена на каждом рисунке?
К какому рисунку подходит пример: 5 : 5= 1
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы будем совершенствовать умение находить пятую часть числа действием деление.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Статья «Путешествие в прошлое» (с. 10).
Из истории мер массы.
Система мер у русского народа
– Сегодня мы узнаем, как люди научились определять массу различных предметов. Определите, что весит больше: карандаш или тетрадь? Теперь возьмите 8 карандашей в одну руку и тетрадь в другую. Что получилось? Значит, 1 тетрадь весит 8 карандашей. Вот мы и придумали новую единицу массы – «1 карандаш». Теперь в «карандашах» можно измерять все что угодно. Так поступали древние торговцы, используя различные подручные средства. Например, на Руси древнейшей мерой массы была гривна (или фунт) – кусок металла, масса которого по нынешним меркам равна примерно 410 граммам. Фунт делится на 96 золотников. Почему именно на 96, ведь гораздо проще было бы использовать круглое число? Оказывается, древние гири весили 1, 2, 3, 6, 12, 24, 48 золотников. Если все гири сложить вместе, то получится 1 + 2 + 3 + 6 + 12 + 24 + 48 = 96 золотников. Так, 1 золотник весил примерно 4 грамма. Помните пословицу: «Мал золотник, да дорог»? Действительно, золотник весил очень мало.
В аптекарском деле применялась унция, которая равна примерно 30 граммам. Чтобы измерить более тяжелые предметы, использовался пуд, который равнялся 40 фунтам, или 16 кг, тонна (столько весила бочка с жидкостью), берковец (корзина, заполненная доверху).
V. Физминутка.
Решение старинных задач (с. 10 учебника).
Решение первой старинной задачи следующее: 5 · 2 = 10, то есть 10 пудов. С ней могут справиться даже самые слабоуспевающие ученики. Сильным же детям в качестве дополнительной работы можно предложить такое задание: «Сколько примерно килограммов зерна получил крестьянин с каждой копны ржи?». Для того чтобы ответить на вопрос, ученики должны воспользоваться материалом рубрики «Путешествие в прошлое», в котором говорится, что 1 пуд – это примерно 16 кг. Так как с каждой копны получили по 5 пудов, то это примерно 16 · 5 = 80, то есть 80 кг зерна.
Перед решением второй старинной задачи надо обратить внимание детей на то, что пятак – это медная монета достоинством 5 копеек.
Решение: 5 · 4 = 20.
Ответ: мальчик получил одну серебряную монету достоинством 20 копеек.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 7.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Решите задачу разными способами.
Решение:
I способ:
1) 1 · 5 = 5 (р.).
2) 5 + 5 = 10 (р.) или 5 · 2 = 10 (р.).
– Монетой какого достоинства можно заменить все Катины монеты по 1 рублю?
– Сколько действий теперь надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
II способ:
1) 5 · 2 = 10 (р.).
– Какой способ решения вам понравился больше?
Задание № 10.
– Решите данные примеры.
– Подчеркните только те примеры, ответы которых делятся на 5.
– Сравните числа, которые делятся на 5. Какой вывод вы можете сделать?
Признак делимости чисел на 5.
Если число оканчивается на 0 или 5, то оно делится на 5.
– Назовите несколько своих чисел, которые можно разделить на 5.
VI. Итог урока.
— Как найти пятую часть числа?
— Что нового узнали для себя?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание : № 18 (учебник); № 12 (рабочая тетрадь).
Предмет: «Математика»,
автор В.Н. Рудницкая Класс:2Г
Учитель:
Чувилева Лариса Валерьевна
Тема
урока: «Умножение
и деление на 5 . Пятая часть числа».
Цели
урока : —закрепить навык табличного умножения чисел на 2,3,4,5;
— упражняться в
решении задач на нахождение произведения и периметра многоугольника;
— ввести
понятие «пятая часть числа»; учить находить пятую часть числа действием
деление;
— развивать навыки
устного и письменного счета; логическое мышление, внимание, речь, точность
восприятия, расширять кругозор;
— воспитывать
чувство взаимопомощи; наблюдательность,
доброе
отношение к животным.
УУД
регулятивные: —учить самостоятельно
формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии
с ней;
— развивать умение
самостоятельно обнаруживать ошибки;
УУД
коммуникативные:- развивать навык распределения ролей, обязанностей, способность
договариваться
— развивать умение
слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
— развивать знания и
умения применять первоначальные способы поиска информации;
УУД
познавательные:- учить
использовать знаково- символические действия;
—
учить находить информацию в словаре;
—
развивать умение давать оценку одного вида деятельности;
-учить
строить речевое высказывание;
—
развивать умение видеть целое раньше его составляющих;
—
учить формулировать проблему с помощью учителя;
УУД
личностные:-учить взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности;
—развивать умение
положительно относится к себе;
—развивать умение поддержать
разговор на интересную ему тему;
— учить
ориентироваться в нравственном содержании как своих поступков так и поступков
окружающих.
Оборудование: 1. Мультимедийный
проектор
2. Презентация к
уроку
3. Раздаточный
материал (снежинки, прямоугольники)
4. Ножницы
5.
Карточки «Цветофорчики»
Ход урока
1. Организационный
момент.
Проверка
готовности к уроку.
Начинается
урок.
Он
пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь
всё понять –
И
внимательно считать.
2. Устный
счет.
а) Посмотрите
на доску. Скажите пожалуйста, что надо сделать? (Решить пример и составить
слово) Дети в паре решают пример на снежинке и составляют слово у доски
М 4:4= Т 3*1= М 5*1= Т 21:3= К 3*3= _ 6*2-1=
А 14:7= Е 2*2= А 12:2= И 32:4= А 20:2=
Число наука зима
Читаем
— что у нас получилось? Выбрать из данных слов, слово подходящее по смыслу к
слову – математика.
Да,
ребята, математика это наука и мы в этом на уроке ещё раз сегодня убедимся.
б)Одна
из частей математики – геометрия.
—
Рассмотрите чертёж.( Слайд 2)
—
Как называется данная фигура?
—
Как называется этот многоугольник? (Пятиугольник) «Цветофорчик»
—
Что такое периметр многоугольника?
—
Вычислите периметр данного пятиугольника. (2 способа) «Цветофорчик»
в)А
что вы видите на доске ?( три корзины в каждой по 5 грибов, схемы для решения
задачи двумя способами)
1
способ
2 способ
Составить и решить
задачу.
3.- У вас на парте
геометрическая фигура. Как она называется?
— Сколько
квадратов в прямоугольнике?
— Исследуйте
прямоугольник и разделите его на 5 частей. (Практическая работа)
— Что получилось? (
5 раз по 1 квадрату) «Цветофорчик»
— Сколько было
квадратов в прямоугольнике?(5)
Вывод: 5 разделили
на 5 частей получилось по 1 квадрату. Запись на доске
5:5=1
Мы с помощью нашей
практической работы нашли пятую часть числа 5
А как найти пятую
часть числа 10?
— Какое
правило надо вспомнить, чтобы выполнить это задание?
( Чтобы найти
неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель)
В данном случае
произведение 10 делим на известный множитель 5 и получим …(2) запись на доске
10:5=2
А как найти пятую
часть числа 15? (аналогично) На доске записывается таблица на
деление.
15:5=3
20:5=4
25:5=5
30:5=6
35:5=7
40:5=8
45:5=9
50:5=10
Мы с вами легко
составили таблицу деления на 5. Почему? (знаем таблицу умножения на 5)
Молодец тот, кто
знает таблицу умножения!
Давайте сделаем
вывод, какая тема нашего урока. (предположения)(Слайд 3)
4.Работа в
тетради.
Я тетрадь свою
открою
И с наклоном
положу.
Я, друзья, от вас
не скрою
Ручку я вот так
держу,
Сяду ровно, не
согнусь.
За работу я
возьмусь!
А.д.
Что мы будем
делать? (писать арифметический диктант – только ответы)
2*5, 3*5, 5*6,
5*7, 4*5, 10*5, 0*5, 5*8, 5*9, 1*5
Поменяйтесь
тетрадями и проверьте работу товарища. Правила помним? (ручка с зелёной пастой)
(Слайд4) Подарок (слайд 5).
Нам очень
интересно кто получил 5? 4? Остальные ребята, что вы будете делать, получив
свою оценку? Да, ребята, вам надо учить таблицу умножения.
5. Физминутка.(Слайд 6)
6.Задача.(Слайд 7) Читаем
задачу самостоятельно. Данил читай задачу ещё раз. Про кого задача? У нас в
классе есть Хомка. Мы любим его, ухаживаем за ним.
— Какая это
задача?… Докажи!
-Кто согласен?
«Цветофорчик»
-Число 20 в задаче
что обозначает?(20- хомячков всего)
-Число 5? (5
клеток)
— Вопрос задачи?
(Сколько хомячков в одной клетке?)
В 5 к.- 20 х.
В 1 к.- ? х.
Решение:
Рассуждаем! (Если в 5 клетках 20 хомячков, то в 1 клетке в 5 раз меньше)
Запишите решение
самостоятельно.
Прочитаем, какое
решение получилось.
Стр. 13 №1разбор 1
случая, 2-самостоятельно.
№2 сам-но (у 5
первых человек проверяю)
Даю задание , тому
кто первый решил примеры: Найти в словаре значение слова – календарь.
Подготовить сообщение (прочитав его 3 раза).
7.Итог.
- Понравился
вам урок? Что вам понравилось? - Какое
задание было для вас трудным? - С
какими заданиями вы столкнулись впервые? - Кто
на уроке работал отлично? Кто хорошо?
8.Домашнее
задание.
Стр. 13№ 3,4.
Как найти часть от числа
Если же числитель нельзя без остатка разделить на заданную часть, то надо знаменатель умножить на размер этой части; С смешанной дробью: Проделываем тоже самое, как и с обыкновенной дробью, но только вначале нужно преобразовать смешанную дробь в обыкновенную. С десятичной дробью: Вычисление будет состоять из единственной операции деления. Десятичную дробь можно разделить на заданный размер части в столбик.
Как найти часть от числа
Итак, пусть нам дано некоторое целое число a. Нам необходимо найти, например, пятую часть от этого числа. Сделать это можно с помощью обыкновенных дробей:
- Поскольку нам необходимо найти пятую часть от числа, то мы ищем 1/5 от числа a.
- Чтобы найти 1/5 от числа a, мы должны умножить число a на часть, которую нам необходимо найти, то есть выполнить действие: a * 1/5 = a/5. То есть пятая часть от числа a — это a/5.
- При этом, если мы ищем часть от целого числа, то результат будет меньше, чем исходное число.
Могут быть разные задачи на нахождении части от целого: если необходимо найти, например, десятую часть от числа a, то надо a * 1/10 = a/10. Если требуется найти 1/8 от числа a, то надо a * 1/8 = a/8.
Нахождение любой части от целого выполняется умножением данного целого числа на часть, которую требуется найти.
Рассмотрим конкретный пример для ещё большего запоминания решения.
Как найти шестую часть от числа 36
Нам дано целое — число 36. Нам необходимо найти от него шестую часть, иначе — необходимо найти 1/6 от числа 36. Выполним действие умножение целого на часть: 36 * 1/6 = 6. Значит шестая часть от числа 36 — это число 6. Можно еще сказать следующее: число 36 ровно в шесть раз больше числа 6, или число 6 ровно в шесть раз меньше числа 36.
Как найти часть от числа и число по его части:)
Чтобы найти часть от числа, нужно число умножить на дробь, которая выражает эту часть.
1) Найти три пятых от числа 25 :
2) Найти одну сотую часть числа 312 :
3) В классе 30 учеников. Треть ребят занимается плаванием. Сколько человек занимаются плаванием?
Чтобы найти число по его части, нужно число поделить на дробь, которая выражает эту часть.
1) Есть некое число, четверть которого равна 12, найти это число.
2) Миша за день прочитал 25 страниц, что составляет десятую часть книги. Сколько страниц в книге?
25 : 0,1 = 250 : 1 = 250 страниц в книге
3) На киносеанс было продано 320 билетов. Шестая часть мест в зале оказалась свободна. Сколько мест в кинозале?
Нахождение дроби от числа
Дроби используют в математике, чтобы кратко обозначить часть рассматриваемой величины.
Но если есть часть, то обязательно есть и целое (то, отчего была взята эта часть).
Зная целое, можно найти его часть, указанную соответствующей дробью.
Запомните!
Чтобы найти дробь (часть) от числа, нужно это число умножить на данную дробь.
Пример. Рассмотрим задачу.
В книге 160 страниц. Юра прочитал
книги. Сколько страниц прочитал Юра?
Прежде всего найдём в задаче целое. Это — вся книга и в ней всего 160 страниц.
- 160 : 5 = 32 (стр.) — составляет
часть страниц.
- Числитель дроби равен 4 , значит взято 4 части.
- 32 · 4 = 128 (стр.) — составляют
книги.
Оба действия можно записать кратко, в соответствии с правилом нахождения части от целого.