Урок как составить свою родословную

Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей дом детского творчества

Муниципального образования  Ейский 
район

Конспект  занятия

« Как составить свою родословную»

Подготовила
педагог дополнительного образования

Голубева Людмила Анатольевна

                                                         
1 год обучения

                                                                   
2015год                                                                                     

 Тема занятия: Как составить свою
родословную.

Цель занятия: Изучение истории своей
родословной.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с такими
понятиями, как  «генеалогия», «родословная», «поколение», « генеалогическая
карточка»;

научить составлять первые три
ступени родословного древа;

научить детей  самостоятельно 
находить информацию по данному вопросу в различных источниках.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения и гордости к своим
предкам и любви к родителям;

формировать культуру общения в семье;

активизировать
навыки эмоционального общения с членами семьи.

Развивающие:

развивать творческую инициативу детей и их
родителей;

развивать: умение работать с текстом,
интерес к истории своей семьи; формировать ответственность, коммуникативные
умения и способность к саморазвитию.

Средства обучения:

      1.Оформленный стенд с родословными  на доске.

2.Генеалогическая
карточка на доске,
восходящее
родословное древо.

3.Листы
бумаги с контуром дерева 
(раздаточный
материал).

4.Схемы, приложения.

5.Краски, карандаши;

6.Магнитофон, аудиокассеты
с музыкой.

7.Мультимедиа,
компьютер, экран,  плакаты.

      «Спроси меня, кто
дальний предок  мой.
 

      
И я, забывший родовые корни,

      
Которые кормили нас и кормят,

      
Безмолвно покачаю головой».

           
Александр Филиппов

       « Чтобы отдать дань любви и
уважения к своим  пращурам,  сохраню память о них для потомков,  «вырастив»  
        родословное дерево и записав подробно истории их жизни».

                                                            Ход
занятия:

 1.Организационная часть:

Проверка посещаемости в журнале учёта рабочего
времени.

Проверка готовности рабочего места.

Инструктаж по технике безопасности. Тема инструктажа «
Профилактика по терроризму и экстремизму. Правила поведения при  угрозе
террористического акта»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на
занятии  по

краеведению.

Тема
нашего занятия «Как составить свою родословную»

   «Кто я, откуда мои корни?» —  наверное, каждый из
нас задумывался над этим вопросом. Человек без прошлого не имеет будущего.
Поэтому нет ничего более  ценного, чем память о своих предках и
корнях.      Найти  ответ  поможет
составление родословной.

     Ведь у всех у нас есть семья – родители, бабушки и дедушки,
сёстры и братья, другие родственники. А все вместе мы называемся – род. От
этого короткого, но очень важного слова произошли такие всем нам нужные слова как
родина, народ, родословная.

2. Подготовительный момент:  

       Так вот, именно о родословной я хотела бы поговорить с вами
сегодня.

       Родословная
– перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени
родства.

Кроме того, на нашем практическом занятии я научу вас составлять
свою родословную.
                          (Показать на оформленный стенд)

     Возможно, вы уже что-либо знаете об этом. Я даже уверена, что
вы можете мне рассказать о своей родословной.

(Ответы ребят)

 3.Основной
этап:
  

      
С  доисторических  времён хранят люди память о своих предках. Когда-то  имена и
сведения о родственниках передавались из уст в уста. Потом родственные связи
стали изображать в виде дерева, отсюда и пошло название «Родословное древо»
которое,  по сути, было прообразом родословных таблиц. Затем все данные о
родственниках начали заносить в родословные росписи. Зародилась и начала
активно развиваться специальная историческая дисциплина, изучающая
происхождение, историю и родственные связи и семей, а также занимающаяся
составлением родословных, названная  генеалогией.

     Сегодня генеалогия,  или историческое
родословие, получила большое распространение и популярность среди разных слоёв
населения, людей  разных возрастов. Это, прежде всего,  связано с тем, что мы
не хотим быть  «Иванами,  не помнящими родства».

      
Педагог: А
вы, ребята, знаете своих бабушек и дедушек со стороны матери и отца? Помните ли
их имена, даты их рождения, кем они были?

(Ответы ребят)

      Педагог: А как
обстоит дело с прабабушками и прадедушками? Знаете ли вы их?
                                                     
(Ответы ребят)

     К сожалению, не только дети, но и взрослые не знают своих
предков. А ведь, издавна незнание своих корней приравнивалось к отсутствию
образования. Так, ещё А.С. Пушкин отмечал, что «неуважение к предкам есть
первый признак дикости и безнравственности».

         Ну, что же вернёмся к родословной.

         Как составить свою
родословную?      Прежде всего, следует обратиться к своим
ближайшим родственникам — родителям, бабушкам, дедушкам, а также к дядям и
тетям. Их надо расспросить о том, кого из предков и какие события из истории
семьи (семейной, родовой хроники) они помнят.

Всякое  генеалогическое исследование
покоится на трех составляющих:

  • Именах людей.
  • Датах.
  • Названиях населенных пунктов
    или учреждений.

      Отсутствие хотя бы одного компонента
чаще всего делает поиски почти невозможными. Нельзя найти Ивана Петровича в
Москве, если нет привязки по времени. И нельзя найти того же Василия,
родившегося в 1710 году, если неизвестно, где произошло это событие. Начинайте
с опроса всех живущих родственников. Снимайте копии со старых фотографий и
документов.    

      Обязательно записывайте всю
информацию и выясняйте степени родства.              Проведение исследования
своей родословной включает три основных этапа:
1.Получение информации от родственников, через беседы, интервью, переписку;
составление родословной схемы (таблицы, росписи);
2.Изучение документов домашнего (семейного) архива;
3.Поиск и изучение документов в государственных и ведомственных архивах,
библиотеках и музеях.

         
Работу на первом этапе следует начать с написания своей подробной
автобиографии, записи своих воспоминаний, составления списка известных вам
родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья и сёстры и др.) У
них необходимо узнать: кого из предков они помнят, какие события из истории
семьи (семейной, родовой хроники) сохранились в памяти.     

       Помочь в
этом опросе сможет «Генеалогическая карточка», которая составляется на каждого
живущего и умершего члена семьи, рода. Она может заполняться постепенно, по
мере появления новых источников информации. Генеалогические карточки, наряду с
письмами, записями бесед и интервью станут основой банка собственных
исследовательских материалов (архива исследователя).
                                Генеалогическая карточка
1.Фамилия (для замужних женщин указать девичью).
2.Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).
3.Дата и место рождения.
4.Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение
могилы).
5.Национальность.
6.Фамилия, имя, отчество отца.
7.Фамилия, имя, отчество матери.
8.Место или места жительства, с указанием дат.
9.Имена и даты рождения братьев и сестёр.
10.Образование, что окончил.
11.Место (места) работы или службы, должности.
12.Участие в войнах, каких, где.
13.Награды, звания.
14.ФИО жены (мужа).
15.ФИО детей, их даты рождения.
16.Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).
17.Хобби (увлечение).
18.Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью
и прочее с указанием дат.
19.Дата заполнения.

Родословное древоПедагог: Я раздам вам листы бумаги с шариками, и вы попытаетесь его
заполнить.
Подпишите на ниточках шариков, кем вы приходитесь своим
родным.        

(Раздать учащимся листы).

Педагог: Молодцы, ребята. Итак, продолжим
занятие.   После опроса близких следует написать письма родным, живущим в
других местностях, и задать им те же вопросы.

    Полученные данные
являются                      
·По типу:
–восходящие (от потомка к предкам),
–нисходящие (от предка к потомкам),
–синхронистические (свойственные отношения, сочетающие элементы как
нисходящего, так и восходящего родословия);             (Приложение 1,2)
·По тендерному  подходу:
–родословные мужские, т.е. включающие только мужчин, прямых наследников рода;
–женские;
–смешанные, в которых присутствуют и мужчины и женщины;
·По графическому изображению:
–вертикальные,
–горизонтальные,
–круговые.                           

(Приложение 3)
·По информационному отношению:
–именные (содержатся только имена)
–биографические (содержатся данные, необходимые для идентификации человека:
годы жизни, род занятий или профессия, должность, чин и др.).

        На втором этапе
исследования происходит изучение документов, писем, дневников, фотографий,
рукописей и других материалов, составляющих домашний (семейный) архив. Если он
не систематизирован, то в процессе изучения рекомендуется разложить все
имеющиеся материалы по персоналиям и датам. На каждое лицо следует завести одну
или несколько папок. Каждый документ необходимо положить в отдельный конверт
или файл, а затем сделать опись на все материалы. Все документы и фотографии
следует располагать в хронологическом порядке

К документам домашнего архива относятся:
1.Биографические документы.
2.Дневники и воспоминания.
3.Материалы служебной и общественной деятельности.
4.Творческие материалы.
5.Переписка.
6.Имущественно-хозяйственные материалы.
7.Изобразительные материалы, фотографии.
8.Коллекции документов, собранные архивообразователем.

      По
материалам домашнего архива и семейным реликвиям можно создать музей или
выставку. К музейным предметам относятся личные вещи членов рода, реликвии и
сувениры. Музейную (выставочную) экспозицию следует начать с создания тематико-экспозиционного
плана, в котором определить какие фотографии, документы, предметы надлежит
выставить. Все документы и фотографии лучше всего отсканировать (если
выставлять подлинники, то они выцветут и могут покоробиться, испортиться).

         Прежде
всего,  приобретите две большие папки и несколько десятков конвертов.
Материалы, касающиеся родственников по разным линиям (отцовской и материнской),
храните в отдельных папках. Обычный семейный архив, как правило, представляет
собой один или несколько альбомов с фотографиями. Этого явно недостаточно.
Начинающего генеалога должны интересовать все документы. Самыми важными
из них являются, конечно, те, что имеют отношение к важнейшим событиям, –
свидетельства о рождении, браке, расторжении брака, смерти, а также паспорта
(для живущих людей).

_04

        Замечу,
что данные документы имеют дополнительную ценность. Дело в том, что в ЗАГСах
хранятся соответствующие актовые записи, содержащие информацию, которую вы не
найдете в свидетельствах.

      Ищите все
документы – военные билеты, трудовые книжки, аттестаты, удостоверения, грамоты,
дипломы. Пригодиться может любая бумажка, в том числе старые письма, которые,
например, когда-то писали вашей бабушке ее подруги.

       Третий этап
исследования, связан с поиском и изучением источников в государственных и
ведомственных архивах, библиотеках и музеях. Он является наиболее сложным.
Самое доступное из этих учреждений — библиотека, в которой можно найти
публикации по интересующей теме, статьи и книги родственников, имеющих печатные
труды.      http://www.redut.ru/proekty_uchenikov/genealogy/images_content/drevovosh.GIF

Восходящее родословное древо

Педагог: Я знаю, что учащиеся старших
классов школы составляют на уроках свои родословные.

А
вам, ребята, приходилось рисовать своё родовое дерево?

(Ответы ребят)

     
А не задумывались ли вы, почему родословную принято изображать в виде
дерева?                                    (Ответы ребят)

      
Оказывается, слово «родословная» произошло от арабского слова

«шаджара»,
что переводится как «дерево». Подобно дереву, наши родословные отпускают всё
новые и новые ростки и ветви.

      
На нашем плакате вы видите изображение родового дерева, Это так называемая
восходящая родословная. Чтобы выполнить задание, вы должны написать внизу на
табличке — основателя рода – самого дальнего предка помещают внизу дерева – это
его корень и корень всего рода. А на стволе – пишут имена его прямых потомков,
то есть сына, внука, правнука и т.д. На ветвях уже будут более дальние
родственники.   (Приложение 5,6)

      
Я раздам вам листы бумаги с контуром дерева, и вы попытаетесь его заполнить.

(Раздать учащимся листы. Одновременно с ними заполнять
«древо жизни» на большом листе ватмана)

(В течение 15 минут ребята работают над составлением
древа, включается  классическая музыка)
.

Педагог: Молодцы,
ребята, хорошо поработали!

Педагог: Итак, ребята, каждый из вас
попытался сейчас составить свою родословную. У кого-то это получилось лучше, у
кого-то хуже. Кто-то не смог заполнить все листочки дерева, потому что многого
не знает о своих предках. Но, это можно поправить: используя семейные
документы, письма, фотографии, а самое главное, воспоминания родителей, а ещё
лучше самых пожилых родственников, попробуйте узнать побольше о своих
прабабушках и прадедушках и т.д. и уже дома закончите начатую сегодня работу.

 Кроме того, вы можете записать интересные
истории, случаи, факты,

случавшиеся
в истории вашей семьи, которые хранят в своей памяти «старейшины» рода.

 Иногда
случается, что кто-то в семье уже занимался историей рода,

собрал
немало материалов, архивных документов и даже уже создал родословное древо. В
таком случае вы можете все изучить и продолжить поиск и составление
родословной.

 А
сейчас я предлагаю вам немного поиграть – поучаствовать в

конкурсе 
«Кто это?». В языке разных народов живут слова, обозначающие степень родства.
Сейчас мы проверим, каких родственников знаете вы. И сколько их?

              
Конкурс «Кто это?»

1.
Мать отца или матери. (Бабушка)

2.
Дочь сына или дочери. (Внучка)

3.
Сестра отца или матери. (Тётя)

4.
Сын дочери или сына. (Внук)

5.
Отец матери или отца. (Дедушка)

6.
Брат отца или матери. (Дядя)

7.
Мать мужа. (Свекровь)

8.
Мать жены. (Тёща)

9.
Отец мужа. (Свёкор)

10.
Жена сына. (Невестка, сноха)

11.
Младшая сестра жены. (Свояченица)

12.
Жена старшего брата. (Невестка)

13.
Младший брат мужа. (Деверь)

14.
Муж дочери. (Зять)

15.
Муж старшей сестры или тёти. (Зять)

16.
Мужья двух сестёр. (Свояки)            (Приложение 4)

Педагог: Молодцы,
ребята, все справились и  с  этим конкурсом.

     
Завершая наше практическое занятие, я хотела бы прочитать вам слова

великого
российского историка В.О.Ключевского. Он говорил: «Изучая дедов, узнаём внуков,
то есть, изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории, не узнаешь, как
и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны
стремиться».

4.Итоговый
момент:

     
Педагог: 
Сегодня мы с вами выступили в роли и историков, и
художников, и создателей своей родословной. А теперь я предлагаю вам создать
ещё один шедевр. На доске вывешено основание сказочного цветка. На столе
разложены лепестки разного цвета. В соответствии со своими личными
впечатлениями от занятия, вы прикрепляете к основанию цветка лепесток
определённого цвета. Жёлтый цвет символизирует яркое, позитивное впечатление,
голубой – нейтральное отношение к занятию, фиолетовый символизирует  трудность
усвоения, усталость от занятия.

   
(Ребята  выполняют предложенную работу.  Вывод об успешности урока   

      делается в зависимости от количества лепестков 
соответствующего  

       цвета).
      
Итак,
на занятии мы познакомились с понятиями, как  «генеалогия», «родословная»,
«поколение», «предки» и научились  составлять первую ступень родословного древа

5.Заключительная
часть:   

      
Но после сегодняшнего занятия мы не расстанемся с этой темой. Дома вы закончите
начатые здесь родословные, и начнете вместе с родителями  заполнять другое
изображение родового дерева, это так называемая нисходящая родословная. Чтобы
выполнить задание, вы должны написать внизу на табличке, к какому семейству
принадлежит ваше родовое дерево (вашу фамилию). Затем, надо приклеить свою
фотографию в золотой шарик с надписью «Я» и написать своё имя и дату рождения.
Потом вам нужно заполнить остальные шарики именами и датами рождения своих
родителей и других  родственников.   

      
А следующее занятие мы начнём с выставки ваших работ.   

А
сейчас ребята необходимо убрать своё рабочее место.

Рефлексия:
Посмотрим  на наш экран настроения. Сами поставьте на экране ,кто как работал.
У кого какое было настроение.

До
свидания ребята. До следующего занятия.

Список
используемой литературы

Антонов
Д.Н., Антонова А.И. Метрические книги: время собирать камни //Отечественные
архивы. 1996. № 4-5.

Белл
Э. Кто ты будешь такой? Генеалогия для всех и для каждого. //Ровесник. 1993. №
8.

Бычкова
М.Е., Куза Л.Н.  Древо рода. Если вы решили найти своих предков. // Журнал 
«Родина», 1991, № 2, 5.

Вятская
епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912.

Генеалогические
исследования. Сборник научных трудов. М., 1994

Древо
рода. //Родина. 1991. № 2.

Конюшкова
Г. Корни и крона. Составление родословной. // Спутник. 1993. № 9.

Петровский
Н.А. Словарь русских личных имен. М., 1966

Савелов
Л.М. Лекции по генеалогии. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. М., 1994.

Статья 
Можарова Н. Д.  «Уроки генеалогии»  («Красная звезда» от 11, 13, 19, 24 августа
1993.

Справочник
личных имен народов РСФСР. М., 1987.

Онучин
А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной.-
Пермь, 1992.

 Мамаев
В.Л. Краеведческая программа «Вятская деревня». Киров, 1993.

 Можаров
Н.Д.  Как составить свою родословную. // Журнал  «Воспитание школьников», 1992,
№ 5,6.

Энциклопедический
словарь Брокгауз и Эфрон. С-Пб., 1898.

Флоренский
П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней.

         
Источник:

       
1.ГАКО, Фёдорова И. С., «Моя родословная» (пособие по   составлению), Киров,
1997 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новопесчанская средняя (полная) общеобразовательная школа

Урок  
по основам религиозных культур и светской этики.

Тема урока:        
Моя родословная

Учитель: 
Кошель Ирина Владимировна

Цель: 
составить родословную своей семьи, история семьи являются частью
истории страны.

Задачи:

  • Знакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”.
  • Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
  • Учить составлять первую ступень родословного древа.
  • Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к членам семьи.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока.

 Детям предлагается разгадать ребус: 7 я

— Подумайте и предположите, что мы будем говорить о семье.

(Дети делают предположения)

— Сегодня вы будете учиться составлять родословную своей семьи, но сначала поговорим о семье.

3. Работа по теме урока.

а) Семья — что это такое?

— Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Высказывают своё мнение.)

— Рассмотрите схему — объяснение понятия «семья». (Рассматривают схему и объясняют.)

Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки — это ваша семья.

б) Что такое родословная?

— У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу.

А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а не иначе?

Это всё из истории твоей семьи.

В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.

Семейная история, по-другому, родословная.

Родословная — слово о роде.

Род — все родственники, которые имеют общего предка.

Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки — это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия — наука о родословной человека.

в) Для чего люди составляют родословные?

— А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей)

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо.

Знание истории семьи также нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции.

Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

г) Как составляется родословная?

Сейчас мы с вами прочитаем статью профессора Л.Аннинского о том, как он составлял родословную своей семьи. (Дети читают статью по абзацам)

Л.Аннинский пишет:

«Летом 1969 года я взял отпуск…

Вернувшись, я почувствовал непонятно откуда возникшую во мне решимость…нет, даже не «решение», а изумлённый вопрос: как же я до сих пор не написал родословия?!

Идея эта, надо сказать, жила во мне давно, с детства. Отец ещё до войны говаривал, что дед «что-то написал о нашем роде»(…) В начале 60-х годов, от родственников, из каких-то семейных сундуков, «приплыла» ко мне пожелтевшая общая тетрадь, исписанная косым учительским почерком. На обложке было выведено: «Иван Васильевич Иванов. Мои предки». Это была та самая «книга», которую дед, отставленный от жизни и умиравшей от туберкулёза, размножал от руки, целясь на 6 копий: четырём сынам и двум дочкам…(…) Я позвонил матери и двум тёткам. Те даже не удивились: пришли и сели рассказывать.

Когда год спустя я закончил материнскую часть, я знал о моём отце столько, сколько вряд ли узнал бы, будь он жив.

Следующие 4 года я разбирал и описывал его архив. Любившие его женщины сохранили всё до клочка: письма, дневники, конспекты, случайные записочки…Кроме того, огромное количество всевозможных справок, актов, рапортов и ругательств. Я не обронил ни строчки, всё систематизировал и прокомментировал. И ещё – подвёл под эти документы, так сказать, беллетристический базис – врастил тексты в жизнеописание отца, составленное мной по расспросам.

Я кончил работу в 1976 году: к трём “материнским” томам прибавилось семь “отцовских”.

Всё это было отксерокопировано в трёх экземплярах (по числу моих дочерей), снабжено фоторепродукциями из семейного архива и переплетено у лучших мастеров – с золотым тиснёным “древом” на обложке (эмблему я придумал специально для моего родословия).

По ходу дела всплыли кое-какие исторические фигуры и соответствующие бумаги. Например, письмо и две телеграммы Сергея Эйзенштейна, посланные моему отцу, когда тот работал в дирекции “Мосфильм”, а Эйзенштейн в Средней Азии пробовал снимать “Большой Ферганский канал”. Ещё кое-какие тексты и подробности из жизни “китов” тогдашней литературы и кино.

Но дело не в исторических фигурах. Дело в передаваемом ощущении, что я положил камень в фундамент семейной, а значит – народной, а значит – и “мировой” памяти, и камень лёг”.

Вопросы по тексту (задаются после прочтения каждого абзаца):

— Какой вопрос возник у автора статьи?

— Как долго жила у него эта идея?

— Почему ему хотелось написать своё родословие?

— Что досталось ему от деда?

— Как выглядела дошедшая до него “книга”?

-Легко ли деду было писать? Почему вы так думаете?

— Сколько копий написал дед?

— Для чего он написал 6 копий?

— С чего начал написание родословной Аннинский?

— Сколько времени он затратил на написание материнской части?
— Что делал он следующие четыре года?
— Почему это тоже было важно?
— В каком году он закончил написание родословной?
— Сколько лет ему потребовалось для этого?
— Какой был следующий шаг?

— Как вы понимаете слова “…я положил камень в фундамент семейной, а значит – и “мировой” памяти, и камень этот лёг”.

— Да, действительно, каждая семья имеет свою историю. История вашей семьи связана со многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет собственную историю. Значит, история семьи является частью истории страны.

— Легко ли составить родословную своей семьи? (отвечают на вопросы).

(Далее детям предлагается  рассмотреть схематичное изображение родословного древа.)

-Это очень трудно. Но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа.

1.Начинаем с себя: полное имя, фамилия дата, место рождения, место жительства;
2. Ваши родители (мама и папа);
3. Ваши дедушка и бабушка, т.е. родители ваших родителей (со стороны мамы и папы).

Дома, вместе с родителями , дедушками, бабушками, попробуйте составить родословное древо, до такого поколении, какого вспомните.

 4. Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Манычское

356701, РФ, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Манычское, ул. Ленина, 50.

тел: 8 (86555) 65-2-40, 65-2-25. тел/факс: 8 (86555) 65-2-40

Лицензия РО № 039839 рег. № 2697 от 17.02.2012 г, Свидетельство о государственной аккредитации 26 АО2 № 0000178 рег. № 2406 от 25.03.2015 г. ИНН- 2602004655, БИК- 040702001,КПП- 260201001, ОГРН- 1022602621975, ОКОНХ- 92310, ОКПО- 51968140

Моя родословная

План- конспект внеклассного урока на Всероссийский конкурс лучшей методической разработки

«Моя родословная» для 5 класса

Выполнила: Беленко Татьяна Михайловна

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ №8 с.Манычское

Апанасенковского района

Ставропольского края

2018

План- конспект внеклассного урока для 5 класса « Моя родословная»

Тема: «Моя родословная»

Дидактическое обоснование урока:

Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода, стимулировать познавательный интерес через составление родословной.

Задачи:

образовательная- повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся;

развивающая- развитие интереса к истории и традициям своих предков, потребности узнавать и изучать свою родословную;

воспитательная- воспитание бережного отношения к истории и традициям своей семьи.

Методическое оснащение урока:

Материально- техническая база:

кабинет технологии;

мини- музей предметов быта старины;

компьютер, проектор;

Дидактическое обеспечение:

загадки;

пословицы

частушки.

Методы обучения:

беседа;

рассказ- объяснение.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, ИЗО, музыка, обществознание.

Запись на доске: тема урока, основные понятия, цитата.

Цитата: «История своей семьи, своего народа и своей страны- вот три слоя корней, удерживающих и укрепляющих в жизни- от самого её начала и до самого её конца- любого из нас».

На уроке присутствуют папы, мамы, дедушки и бабушки. Класс украшен предметами старины. Накрыт стол для чаепития: самовар, чайный сервиз, баранки, блины, мед, пряники, конфеты. Всё красиво оформлено и расставлено.

Ход занятия:

Учитель.

-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас очень интересный и необычный урок. Вначале я прошу вас, ребята, отгадать загадки:

(дети отгадывают и записывают на доске слова)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)

Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший…(брат)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…(дед)

Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал? (тетя)

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне…(дядя)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…(мама)

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно …(папа)

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…(семья)

-Скажите, ребята, о чем эти загадки? Что их объединяет?

Правильно семья, родственники, родные люди.

Значит, как будет звучать тема нашего урока?

(моя семья, мои родные)

-Правильно тема нашего урока «Моя родословная».

-А для чего живет на свете человек?

Правильно, наиболее важная цель в жизни человека – это, конечно, семья. Роль семьи в жизни человека очень велика. Только имея семью (жену и детей),  человек стремится к тому, чтобы больше знать, больше зарабатывать. То есть семья —  своего рода двигатель в совершенствовании себя и совершенствовании условий жизни для человека. Семья помогает обрести себя, становиться личностью! Семья – эта те люди,  которым ты доверяешь, на которых ты можешь положиться даже в самой трудной ситуации.

-Ребята, у каждого из нас есть семья. Она является нашей опорой и защитой.

Для каждого человека семья – это самое ценное и дорогое, что есть и будет. Семейные отношения, словно корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни.

А сейчас музыкальная карусель:

(Ученики исполняют частушки)

-Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем,

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

— Мама с папой и братишка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие. 
Что вы есть все у меня…

— Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо. 
— Ну, конечно, вам ответим. 
Это — наша мама.

— Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита. 
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.

— Сапоги ты дай мне, мама,
Я на улицу пойду. 
— Сухо ж там и нету грязи!
Ты не бойся, я найду!

— Ты когда исправишь двойку?
Сколько ж дожидаться?
— Очень сложно за журналом
В школьный сейф забраться!

— Оля с мамой поругалась,
Села на пол и ревёт
— Пусть меня обратно аист 
К себе в клюве унесёт…

— Ах, сегодня праздник в доме
Пирожки капустные. 
Павлик выучил уроки,
Все и даже устные.

— Что за пропуски в тетради?-
Возмутилась мама . 
— Это ж,- Вова поясняет-
Место для рекламы!

— Папа, мама, дорогие,
Что у вас за аллергия?
Как берёте вы тетрадки
Все трясётесь в лихорадке.

-Спасибо, молодцы очень задорные частушки.

-Наши корни- это наши предки. Прежде всего, родители, отец и мать. Затем – бабушка и дедушка. И так далее- в глубину времен.

На Руси, как древней, так и современной, то есть России XX века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художест­венно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Многие люди интересуются историей своего рода, собирают сведения о своих предках, многие хотели бы разобраться в родственных связях, привлечь к этому близких. Я думаю, все мы хотим знать как можно больше о наших предках. Кроме того, изучать историю своей семьи очень познавательно. Наука, которая занимается изучением родословной, называется генеалогией. 
Генеалогия – это история рода. Род — ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколение.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна и является одной из самых актуальных, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.

Ребята, кто может перечислить своих родственников по имени отчеству?

(Дети называют имена родственников)

Конкурс «Кто это?».

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать как они знают своих родственников.

Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

-Очень хорошо, все правильно ответили, спасибо!

-Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. В энциклопедическом словаре родословная расшифровывается как перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства. Иметь родословную – значит иметь документ об истории рода, предков. Составить родословную – значит восстановить историю своего рода, своих предков. Знать свою родословную до четвёртого колена — означает знать историю своей фамилии на протяжении четырёх поколений.

Выстраивание родословных связей – один из самых древних способов познания человеком окружающего мира. В русской и европейской традиции родословная ведется от предка мужского пола, и новые ветви в родословной начинаются также по мужской линии. Исследование родословной семьи проводится по линиям. Это может быть одна линия, например, отца или матери, или восемь, идущие вглубь от всех прадедушек и прабабушек. Каждая родословная линия связана с определённой фамилией, которая передаётся от отца к детям. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку.

Конкурс пословиц.

Объясните значение пословиц, взрослые могут помочь детям:

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берет.

Дружная семья и землю превращает в золото.

-Молодцы, очень хорошо!

-Что такое родословное древо?

(Ответы детей)

Учитель показывает образцы родословного древа из Интернета.

 -Очень важно знать своё родословное древо: место и год рождения, род занятий, национальные корни предков. Ведь это история семьи, хранящаяся в памяти каждого. Мы обязаны жизнью своим маме и папе, они – своим родителям. Получается своеобразная цепь. И чем она длиннее, тем древнее род, тем интереснее его изучать. При этом можно натолкнуться на важные факты. Например, когда какая-то профессия (врача, кузнеца, пекаря, музыканта) передаётся из поколения в поколение, передаются мастерство и талант, заложенный в генах, то можно говорить о семейном деле или целой династии. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

-Ребята, назовите знаменитые династии в нашем селе.

( Путилины- педагоги, Ходаковы- ветврачи, Ивановы- трактористы, Михайловы- водители, Сумкины- врачи).

-Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам — церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого — то из членов семьи.

Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников?

Ребята отвечают.

-Ребята, домашним заданием было составить мини презентацию «Мои родственники в фотографиях». Сейчас мы посмотрим некоторые из них.

Скажите, для чего нужны человеку фотографии?

(Ответы детей)

Учитель.

Жизнь человека — только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Мы проведём конкурс на самую интересную презентацию в фотографиях.

-Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире?

(ответ: предметы, вещи)

-Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче — хранится много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их.

(Обзор выставки старинных вещей и рассказы детей о них).

-Одной из распространенных традиций и семейных праздников было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков — пиво, квас.

Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду и к какому событию его готовят.

(Дети рассказывают о своих любимых блюдах, которые готовят в их семьях).

—   А классный коллектив можно назвать семьей?

(Да, можно)

-Конечно можно. Наш класс — тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родо­словное дерево нашего класса.

(Дети вписывают свои имена и составляют древо класса.)

-Семья – это не только родители, дети, тёти, дяди. Это бабушки, дедушки, прабабушки, прабабушки – то есть предки. Каждое поколение передаёт свой опыт, традиции, которые складываются в семейные ценности. Одно из условий сохранения крепкой семьи – знание, соблюдение и передача этих ценностей новому поколению. В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамится». И если вы будете изучать историю вашей семьи, сохранять её традиции, то ваш род не прекратится. Ведь вы являетесь одним из его продолжателей.

Возможно, ваше увлечение родословной перерастёт в серьёзное занятие, и вы сможете передать уже своим детям всё, что узнаете сами. 
    

Рефлексия.

-Ответьте на любой из вопросов:

Я сегодня почувствовал…

Мне запомнилось…

Мне захотелось сделать…

Мне понравилось…

Я понял, что…

Заключительное слово.

-Ребята! Я думаю, наши предки были бы нам признательны за воспоминания о них, за то уважение, которое мы к ним испытываем. А для этого не важны знатные корни и наследства, не нужны и бумаги, это подтверждающие. Нет нужды копаться в архивах. Все необходимые архивы у нас рядом — это наши родители и родственники! А многие из них, порой, знают несоизмеримо больше, чем все архивы мира, вместе взятые.

Спасибо за урок! И в заключении мне хотелось прочитать высказывание священника Павла Флоренского:

«Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти…
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома… Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду… Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями… Не ищите власти, богатства, влияния… Нам не свойственно всё это; в малой же доле оно само придёт — в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить…»

Домашнее задание.

1.Составить свое генеалогическое древо вместе с родителями одним из способов.

2.Подготовьте мини- сочинение о том как работалось, что было интересного, какие чувства вы испытывали, в чем были трудности?

Учитель.

-Ребята, мы с вами сказали, что наш класс это тоже семья. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них — это гостеприимство. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы- хозяева, все кто пришел к нам- наши гости, поэтому приглашайте всех к праздничному столу на чаепитие!

Звучит песня «Моя семья»

(При проведении данного мероприятия можно привлекать ребят из старших классов в качестве ведущих)

Литература

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4.Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина

5. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова   

6. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

7. Король М.В. Витражи мудрости. — Минск: Полымя,1991г. – 414с.

8. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. — №3 – 28-30.

9. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

10. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

11. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

12. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

13. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

Интернет ресурсы

 http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/semya_i_semeynye_cennosti.ppt

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/semya-i-semeynye-cennosti-7

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyy-chas-s-roditelyami-semya-i-semeynye-cennosti

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/semya_i_semeynye_cennosti_

http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/semya-i-semeynye-cennosti

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/semya_i_semeynye_cennosti.ppt

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5215-semeynye-tradicii-prezentaciya.html

http://prezentacii.com/uploads/ppt/03-13/Semja-semejnye-tradicii.rar

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7767-semya-i-semeynye-tradicii.html

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Касплянская средняя школа Смоленского района Смоленской области

Конспект урока

по окружающему миру

по теме

«Проект «Моя родословная».

2 класс

УМК «Школа России», А.А.Плешаков

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Прокопцова Татьяна Григорьевна

Тема урока: «Проект «Моя родословная».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Цель урока: познакомить с историей своей семьи, научить составлять родословную семьи.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятием «родословная»;

  • Формировать умение проводить исследование с определённой целью;

  • Познакомить с общей моделью родословной (родословным древом);

  • Организовать подготовительный этап проектной деятельности: определение цели, задач, планируемого результата проекта, планирование самостоятельной проектной деятельности учащихся.

Планируемые результаты

Личностные

  • чувство уважения и любви к членам своей семьи;

  • чувство уважения к своим предкам, чувство гордости за них;

  • мотивы и личностный смысл учебной деятельности.

Регулятивные:

  • планировать проектную деятельность;

  • распределять обязанности в группе;

  • осваивать доступных способов изучения материала (интервью, наблюдение, запись);

  • планировать последовательность действий для учебной цели;

  • применять теоретические знания для решения практических задач;

  • представлять информацию в разных формах и оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

  • умение слушать и понимать друг друга;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить монологическое высказывание;

Познавательные:

  • работать со схемами;

  • извлекать информацию из разных источников;

  • структурировать полученную информацию;

  • подбирать иллюстративный материал;

  • эстетично оформлять проект.

Предметные

  • определять цели и задачи проектной деятельности;

  • оценивать значимость семьи в жизни каждого человека.

Оборудование:  

  • Компьютер, проектор, экран или интерактивная доска,

  • Презентация «Моя родословная. 2 класс»

  • Плешаков А.А.. Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение .

  • Плешаков А.А.. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение.

  • Карточки для групповой работы.

  • Карточки с планом выступления.

  • Смайлы для самооценки для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

2.1 — Разгадаем ребус

7я (семья)

— Ребята, о чём сегодня пойдет речь на уроке? (о семье)

— Послушайте замечательное стихотворение Якова Акима.

Семья

Семья — словечко странное,

Хотя не иностранное.

— Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» — мы понимаем,

А почему их семь?

— Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили?

Получается семь человек —

Семь «Я».

 — А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

— Нет,

Если есть собака,

Выходит

«Во!» — семья.

  Яков Аким

2.2 Беседа по домашнему заданию

— Ребята, а что такое семья?

— Что такое традиции семьи?

— Расскажите о традициях вашей семьи.

— Какую семью считают многодетной?

— Что означает слово поколение? (Ряд поколений, происходящих от одного предка)

— Как вы думаете, сколько поколений могут жить вместе в одном доме? (2-4)

— Назовите представителей каждого поколения в вашей семье? (спросить нескольких детей)

— Что означает слово «предок»? (Древний родственник)

— Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки — это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.

3. Изучение нового материала

3.1 — Ребята, посмотрите на доску

— Чем похожи слова родная, родственник, Родина? (корень род-)

— Какие ещё знаете слова с корнем род-? (Возможно назовут слово «родословная»)

— С каким понятием мы сегодня познакомимся? (Родословная)

— Ребята, кто знает значение этого слова? (высказывания детей)

— Родословная  — это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства .

— Синонимом слова родословная является слово «генеалогия» .

— Генеалогия (греч. genealogia — родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий (возврат на слайд 4 по стрелке).

— Все родственники связаны друг с другом невидимыми ниточками. И человек придумал показать эти связи с помощью схемы. Наша задача научиться составлять такие схемы. Они и называются родословная.

— Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

3.2 Работа с учебником (с. 46)

— Ребята, кого вы видите на рисунке? (Надю и Серёжу)

— Как вы думаете, чем они занимались? (Составляли родословную)

-Давайте разберёмся, как составили родословную своей семьи Серёжа и Надя.

— Сколько поколений они указали?

— Назовите представителей каждого поколения.

— Прочитайте текст на стр.47.

4. Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за стол тихонько сесть.

5. Групповая работа. Мини-проект «Родословная»

5.1 Подготовка к выполнению проекта. Постановка задач и распределение заданий по группам, составление плана работы группы

— Родословную обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две ветви (материнскую и отцовскую). Называется такое изображение «Родословное древо»

— Ребята, а как вы думаете, почему именно дерево? (ответы детей)

— Человек без семьи, что дерево без корней. Есть такая русская пословица . «Корни» для человека – это его давние родственники.

— Ребята, что нужно для того, чтобы составить свою родословную? (Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков)

— Ребята, как узнать о своих предках? (Расспросить пап и мам, дедушек и бабушек).

— Правильно, узнать у родителей имена, отчества, фамилии ваших близких родственников. Рассмотреть и выбрать подходящие фотографии.

— Итак, мы сейчас с вами будем учиться составлять родословную. Делимся на группы. (В моём классе 9 учащихся, делю на 3 группы).

Каждая группа получает текст с информацией о членах вымышленной семьи.

Цель работы каждой группы: научиться составлять родословную и изображать её в виде схемы, родословного древа.

— Прежде чем приступить к исследованию, вспомним план действий при исследовании.

(Дети совместно с учителем вспоминают этапы исследования

  • Тема исследования (Родословная семьи)

  • Цель (составить родословную вымышленной семьи)

  • Выбор источника информации (Карточка с информацией)

  • Изучение и отбор информации (Прочитать текст на карточке, выбрать необходимую информацию)

  • Выбор формы презентации (Изобразить родословное дерево)

  • Подготовка выступления (речь) (Составить план выступления)

План моего выступления:

(план напечатан на карточках)

1) Три поколения моей семьи

2) Мои бабушки и дедушки

3) Мои родители

4) Я, мои братья и сёстры — третье поколение семьи

  • Итоги

5.2 Практическая работа в группах

— Ребята, на доске шаблон родословного дерева .

— Вы можете им воспользоваться или придумать свой вариант.

Дети получают карточки с информацией (приложение 1), изучают её, распределяют роли (кто составляет схему, кто готовит речь). Учитель контролирует, оказывает помощь.

5.3 Физминутка

Раз присядка, два присядка.

Это заячья зарядка.

А волчата спину выгнут

И тихонечко подпрыгнут,

А щенята как проснутся

Любят сладко потянуться.

Только мишка косолапый широко разводит лапы.

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым.

Целый час играют в прятки.

Это беличья зарядка.

5.4 Защита мини-проектов

5.5 Самооценка и оценка работы

— Дайте оценку своей деятельности, работы всей группы. Поднимите смайлик, соответствующий вашей оценке. (Дети поднимают смайлики)

— Получилось ли все, что задумали?

— С какими сложностями столкнулись при выполнении проекта?

— Что было самым интересным?

— Что нового узнали и чему научились при выполнении проекта?

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

— Ребята, как думаете, каким будет домашнее задание? (Составить родословную своей семьи).

— Обсудим план работы :

  • Тема исследования (Родословная семьи)

  • Цель (изучить и составить родословную своей семьи)

  • Выбор источника информации (опрос родителей, бабушек, дедушек, личные фотографии)

  • Изучение и отбор информации (запись информации о родственниках: имя, фамилия, отчество, год рождения, интересные факты, отбор фотографий)

  • Выбор формы презентации (оформление в рабочей тетради, изображение дерева на отдельном листе)

  • Подготовка выступления (речь) (составить план выступления, сочинение)

— При выполнении проекта вы можете воспользоваться рабочей тетрадью стр.26 – 27 или создать свой творческий проект, в котором укажите не менее трех поколений.

7. Рефлексия

— Для чего нужны знания, полученные на уроке?

— С каким новым понятием вы познакомились на уроке?

— Что такое родословная? Родословное древо?

— Что вам понравилось на уроке?

4

Цель: формирование в детях чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитание интереса к истории своей семьи.

Задачи:

  • Актуализация позитивного эмоционального опыта;
  • Осознание семейных ролей и отношений, увеличение взаимной  открытости;
  • Помощь ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи;
  • Развитие способности конструктивного взаимодействия;
  • Снятие психоэмоционального напряжения, создание ситуации сотрудничества.

Материалы и оборудование: карточки с изображением улыбки, объятия, рукопожатия, руки, «волшебный мешочек», фотографии и рисунки «Моя семья», фонарик (свеча), раздаточный материал с изображением дерева, карандаши.

Форма занятия: фронтальная.

Методы и приёмы: беседа, наблюдение, рассматривание фотографий, рисунков, иллюстраций, игры, рисование.

Продолжительность: 90 минут.

Ход занятия

I. Разминка «Круг радости»

Психолог: Добрый день, ребята! Давайте с вами встанем в «Круг радости» и поздороваемся, пусть  каждый из вас по очереди вытянет из волшебного мешочка карточки с изображением и поздоровается со всеми участниками так, как указано на рисунке (карточки с символами – улыбка, объятия, рукопожатие, помахать рукой.). Надеюсь, вы сразу догадаетесь, как вам приветствовать всех. Дети  здороваются по знаку на символе.

II. Основная часть

Сегодня нам предстоит интересное путешествие назад в прошлое, для того чтобы
ответить на трудные вопросы. Но для начала нам нужно определить тему сегодняшнего занятия. Для этого необходимо заглянуть в наш волшебный КОНВЕРТ-ПОМОЩНИК.

1. Загадка.

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

— Давайте сделаем большой круг, представим, что мы – одна дружная семья, и нашу встречу я хотела бы начать с таких слов:

Мир везде!
Мир в тебе и мир во мне.
Мир всегда в моей семье!

2. Упражнение: «Передай улыбку».

Давайте поделимся своей искренней улыбкой друг с другом и с нашими гостями.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья).

Рассаживаемся  за столы.

3. Беседа о семье.

— Как вы думаете, о чем сейчас мы будем говорить?

— Разговор пойдет о семьях.

 Мозговой штурм:

— А как вы понимаете, что такое «семья»?

— Какие слова могут характеризовать слово «семья»? (Попробуйте подобрать близкие, подходящие к этому слову слова)

Каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья». А я вам хочу рассказать одну притчу о том, как появилась «семья».

Притча о том, как появилась «Семья»

Когда-то о нем не слыхала земля . . .
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит,  о радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я. . .
Я. . . — тихо молвила Ева,
— Я. . . Я. . . Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.

— Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.

— Ребята, кто из вас заметил сегодня необычный цветок в нашем классе?

— Это ромашка.

— А кто из вас догадался как он связан с темой нашего занятия? Ромашка является символом Всероссийского праздника «День семьи, любви и верности».

— Это праздник появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

4. Игра «Верно — не верно!»

— А теперь поиграем. Я буду говорить вам  фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихо.

— Семья — это все мои друзья и знакомые.

— Семья — это я.

— Мои родители могут быть младше меня.

— Бабушка — это мама моей мамы.

— Дедушка — это папа моего папы.

— Семья — это люди, которые любят друг друга.

— Бабушка и дедушка — это мои родители.

— Я — дочь мамы и папы.

— Я сын мамы и папы.

— Всем людям нужна семья.

— Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы  знаете, зачем человеку нужна семья.

— Какие бывают семьи? Семьи бывают разные: большие и маленькие, веселые и серьезные, шумные и скромные. Семья всегда понимает и поддерживает нас, как хорошо, когда семья дружная, счастливая, когда все любят друг друга.

— Для чего создаются семьи? Семьи создаются для того, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи – очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Сейчас, находясь здесь, вы тоже живете одной большой семьей, вместе разделяете свои радости, удачи и неудачи друг друга.

— Что делает каждый из членов семьи? Какие у них обязанности? (материальное обеспечение семьи, зарабатывание денег, приобретение продуктов и приготовление пищи, воспитание и обучение детей, мытье посуды, забота о чистоте и внешнем виде одежды, белья, уборка квартиры, ремонт вещей и квартиры, забота о здоровье, уход за больными, приготовление уроков).

— Какое у них настроение? (ответы детей).

— Что надо сделать, чтобы семья была дружной?

Психолог: Вот и в семье так бывает. Каждый член семьи зависит от остальных. Если  все будут внимательны друг к другу, смогут прощать ошибки, заботиться о младших и старших, то в семье будет лад, взаимопонимание и покой.

— Ребята, а теперь мы с Вами отдохнём немножко.

5. Физкультурная минутка.

«Семейная зарядка»:

Осенью, зимой, весной и летом,
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает, опускает (руки вверх и вниз),
Папа приседает (приседание),
Повороты вправо – влево (повороты всем корпусом),
Делает мой братик Слава
Ну а я бегу на месте.

6. Упражнение «Кто есть кто в семье!»

— Ребята, хотите узнать, кто является членами семьи? Тогда послушайте мои загадки и договаривайте отгадки:

1.

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете… (мама)

2.

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш… (папа)

3.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)

4.

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед)

5.

Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)

6.

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (сестра)

III. Рисунок «Мое генеалогическое дерево»

(психолог  показывает рисунок на котором изображено генеалогическое дерево).

— А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальных тетрадях, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом». Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предка ми, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам: — на вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. (Выполнение задания детьми)

8. Психолог. Завершить нашу встречу хочу стихотворением.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

9. Рефлексия«Свеча».

Психолог: Мы завершаем наше  занятие. Для этого зажигаем волшебный огонек, передаём свечу по кругу и высказываем свое мнение о сегодняшней встрече, что запомнилось вам, что было особенно трудно выполнить и подарим друг другу теплые слова.

10. «Волшебный мешочек».

Психолог:  в нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек, в том числе и мои пожелания. Я от чистого сердца желаю вам, чтобы все ваши мечты сбылись, чтобы под крышей вашего дома с вами вместе жили всегда доброта, забота, здоровье, любовь, дружба!

Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пустые участки на кадастровой карте
  • Как найти другие аккаунты человека в инстаграме
  • Как найти сгр в реестре
  • Как в скайриме найти улики правосудие ярла
  • Как найти женщину которая гадает