Урок суффикс как найти в слове суффикс

Русский язык. 3 класс

№ 34

Раздел. Суффикс.

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Разбор заданий

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Правильный ответ

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

  1. Велосипедист
  2. Велосипед.

Правильный ответ

Велосипедист.

Повышенный уровень.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Правильный ответ

Морской, заморский, полюшко.

Тип урока: открытие
нового знания

Тема урока: «Что такое суффиксы?» «Как найти в слове суффикс?»

Цель: познакомить с суффиксом как значимой частью
слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью
суффиксов новые слова.

Планируемые
результаты:

Предметные: уметь
выделять суффиксы в словах.

Метапредметные: понимание
учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику
сделанных выводов, преобразование полученной информации.

Личностные:  привитие
интереса к предмету.

Методы:
практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности,
методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.

Формы работы
учащихся
:
индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения и
необходимое техническое оборудование (ресурсы):
Учебник Русский
язык: 3 класс.

План урока:

I.                 
Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);

II.              
Актуализация и фиксирования индивидуальных
затруднений в пробном действии (4 мин);

III.          
Выявление места и причины затруднения (30
с);

IV.           
Построение проекта выхода из затруднения
(1 мин);

V.              
Реализация построенного проекта (5мин);

VI.           
Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи (10 мин);

VII.       
Самостоятельная работа по эталону с
самопроверкой (10мин);

VIII.    Включение
в систему знаний и повторений (10мин);

IX.           
Рефлексия (2
мин)

Ход урока

 I. Мотивация учебной деятельности

— Здравствуйте,
ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского
языка.


Будьте внимательными, работайте активно, и я думаю,  в конце урока многие
из вас получат положительную оценку!
 

II.
Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии

Откройте свои тетради,
подпишите число и классная работа.

— Запиши слова: вода, водный,
водяной, подводный.

— Что общего у этих слов?
(корень)

— Как называются эти слова? (однокоренные)

 Выделите корень.

— Какие еще известные вам
части слова вы можете выделить? (окончание, приставка). Выделите их.

— Назовите окончания, которые вы выделили.

— Назовите приставку.

— Все ли слова вы смогли
разобрать полностью? (нет)

— Сравните
слова по составу. Чем они похожи? (состоят из корня, окончания, приставки и
части после корня)

III. Локализация индивидуальных затруднений

— Кто уже знает,
как называется часть слова, которая стоит после корня?

Посмотрите на
схему на с. 73 и скажите, как называется часть слова, которая стоит после
корня.


Сформулируйте тему нашего урока.(Что такое суффикс)

— Кто
сформулирует цель нашего урока? (познакомиться с частью слова суффиксом)

IV.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Вернёмся к словам:
вода, водный, водяной, подводный. Выделим суффикс (учитель показывает, как
обозначается суффикс).

Для того, чтобы
получить новые знания о суффиксах, нам предстоит поработать с  учебником.

Откройте учебник
на странице 89. Найдите упр.164, прочитайте стихотворение.

-Выпишите из
предложения однокоренные слова.(Ёж,ежиха, ёжик)

— Выделите в них
корень и окончание. (Ёж , ежиха ,  ёжик)

— От какого слова
образовались слова ёжик и ежиха? (ёж)

— Как вы думаете,
с  помощью, какой части слова образовались слова ёжик и ежиха? (дети
высказывают свое мнение).

Они образовались с
помощью суффикса.

— Выделите эти
части слова с помощью знака суффикс.

Где находятся эти
части слова: перед корнем или после? (после корня).

Найдите правило  в
желтой рамке, прочитайте его про себя.(затем дети читают в слух)

V.
Реализация построенного проекта

— Выполните упр.
165.

Прочитайте слова
из любого столбика.

— Сравните эти
слова. Чем они похожи и чем различаются?

— с помощью, какой части слова образованы новые слова? (с
помощью суффикса)

— Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: суффикс служит для образования новых слов.

— Спишите слова и выделите в словах все части слова.
(проверка: учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова)

Физкультминутка

Все
ребята повернулись, (повороты в стороны)

Все
ребята потянулись,

А
потом они присели

И за
парту тихо сели.      

VI. Обобщения затруднений
во внешней речи

Вы  отдохнули  и 
можете  продолжить  свою  работу.

Упр. 166 (с. 90)

— прочитайте
текст. О каком городе в нем говорится? (Тверь)

— Кого называют
словом «тверичи»? (людей проживающих в Твери)

— Чем они
славились? Найдите ответ в тексте (резным по дереву мастерством)

— Выпишите
однокоренные слова к слову Тверь. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-))

— Выделите в них
суффикс.

— В каких еще
словах есть суффикс –ск-? (Русский, конских)

— От какого слова
образовались слова Русский? Конских? (Россия, конь)

— А как называются
жители нашего города? (орловцы или орловччане)

Прочитайте ниже
правило. (дети читают про себя, затем в слух)

— Что нужно
сделать, чтобы найти в слове суффикс? (надо подобрать однокоренные слова без
суффикса или с другими суффиксами)

Задание.
Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

Строи(тель);
плот(ник);  арт(ист);

Учи(тель);
двор(ник);  машин(ист).


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

Данные
суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

Задание. Образуйте
слова с помощью суффиксов – очк– ,    – ечк– , – оньк– , – еньк– .

Пример: Женя –
Женечка  Миша – Мишенька

Аня
– Анечка     Алёша –Алёшенька     

Света
–Светочка    Федя –Федечка

Дима
–Димочка     Люба –Любочка

-Подумайте,
какое значение имеют эти суффиксы? (Имена звучат ласково).


С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

(-тель-,
-ник-, -ист-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-)

VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в парах

 Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка,
рыбак, переход, поход, отлёт, котик, побег, домище, хвостик, приехать,

Разделите слова на две
группы. Первая группа слова образованные с помощью приставки, а вторая группа
слова образованные с помощью суффикса.

Решение:

1 группа образована с
помощью приставки:
переход, отлёт, пригород,  поход, приехать, побег.

2 группа образована с
помощью суффикса :
домик, берёзка, рыбак, котик, домище, хвостик.

Вывод: приставка и
суффикс служат для образования новых слов.

VIII.
Включение в систему знаний и повторений


Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

Предлагаю
вам сыграть в игру «Да – нет ». Я задаю вопросы, а вы отвечаете на них словами
«Да» или «Нет».


Корень – это главная часть слова? — Да


Суффикс находится за корнем? – Да


Суффикс – это часть речи? – Нет


Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да       


В слове котёнок суффикс –ок-? – Нет


Может ли слово быть без корня? – Нет


Окончание служит для образования новых слов? – Нет


У родственных слов одинаковый корень? – Да


Мы выучили все части слова? – Да

IX. Рефлексия. Итог урока

— Что такое суффикс? Для
чего он служит?

Суффикс – это значимая часть
слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

— Что нового вы узнали
сегодня на уроке?

— Что понравилось… Почему?

— Как оцениваете свою работу?

Домашнее задание. Упр. 167
(с. 90).

II. Элементы чистописания.

                                          10 ноября. Классная работа.

«Красиво писать – красоту творить» — гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.

К-1

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

цвет

ход

пар

пад

сам

вод

— Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – жар.

_____________________________________

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

___________________________________________

1.) 1 строка

 — Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.

 — В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.

— Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

2.) 2 строка: налетел

 — Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.

3.) 3 строка:

 Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).

— Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.

 Оцените свою каллиграфическую работу.

-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.

III. Самоопределение к деятельности        

— Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)

— Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.

Лист – листы, листу, листа, листом, о листе.

Лист – листик, листочек, листва.

Проверка:

1 группа – формы слова.

— Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?

2 группа  — родственные слова.

— Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.

Лист, листик, листочек, листва.

— Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?

— Назовите окончания в этих словах.

 — Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.

IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы

— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

      — Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

     — Сформулируйте тему урока.

— Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся?                                                                                                        Мы должны понять:

Что такое суффикс?                                                                                                                    Где стоит суффикс?  

Для чего служит суффикс?                                                                                                                              

Как найти в слове суффикс?                                                                                                                                                                      — Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.   

V. Работа по теме урока.                                                                                                                     1. Открытие нового.                                                                                                        СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

2. Формулировка правила.

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

— Возьмите листочки.

— Какая это часть слова?

— После чего стоит?

— Перед чем стоит?

— Для чего служит?

—  Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

3. Первичное закрепление. Работа по учебнику.                                                                                                    — Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило? 

— Верное правило получилось у нас?

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

4. Упр. 165 (стр. 89).

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?

— Какой вывод можем сделать?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Запишем на следующей строчке транскрипцию слова ЗВЁЗДОЧКА

5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

   VI. Закрепление полученных знаний

 1. Работа в группах.

— Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

Подобрать _________________ слова.

 Найти ________, ___________.

 Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

— Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)

— Зачитайте, что у вас получилось.

2. Учи.ру

3. Работа в парах                                                                                                                                                       — Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.  

В…т…рок, б…рёзонька, яг…дка, л..сица.

 — Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.

4. Самостоятельная работа разноуровневая.

1 уровень

— Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

      Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

2 уровень

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

3 уровень

— В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

        На-

       При-

     ^

-ушк

   ^

-ок

нарисовать

прибежать

игрушки

сурок

натюрморт

пришить

ушки

грибок

наклеить

природный

бабушка

листок

Проверка:

1 группа – по эталону самопроверка

2 группа – у учителя

3 группа – в группе  

VII . Рефлексия.

Тест по теме: «Суффикс».

 Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

  VIII.  Итог урока.

— Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?

— Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?

VIII. Задание на дом.

Стр. 89, 90 правило

Упр. 166

*Карточки Учи.ру

  • УМК «Школа России

  • Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

  • Задачи урока:

познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

— закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

— организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

— отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

  • Ожидаемые результаты:

Предметные:

Научатся:

— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

— образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

Метапредметные:

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

Личностные:

— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда.

Мы начнем урок тогда.

Ребята у вас на партах лежат смайлики трех цветов . Поднимите смайлик вашего настроения.

— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.

2.Минутка чистописания.

— Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

— Напишите строчку элементов букв. (Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.)

— Запишите вторую строчку соединений букв.

-Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

-Спишите , соблюдая правила каллиграфии.

Саша сорвал сливу.

— Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.

-В слове сливу выделите корень, окончание( Проверка)

— Что такое корень? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

— Как вы его находили?

( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).

-Что такое окончание?

( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

— Как найти окончание ?

(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).

5.Актуализация знаний

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами пословицы, но все слова в них перепутались.

Кто поможет собрать пословицы?

1) Что посеешь, то пожнешь.( как ты будешь к людям относиться, так и они к тебе)

2) Семь раз отмерь, один раз отрежь.(7 раз подумай прежде что-то сделать)

— Объясните смысл пословиц.

— Спишите пословицы.

— Найдите слова с приставками, обозначьте их.

— Что такое приставка?

(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)

— Как найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой).

6. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку:

Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)

-Запишите в тетрадь слово еж.

-Как называют ребенка ежа? Ежонок.

-Теперь запишите слово ежонок

— Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)

-Запишите слово ежиха.

— Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).

— Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).

— Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)

— Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)

— Послушайте загадку.

После корня он стоит

Перед окончанием

Если я его сменю

Другое слово получу

Обозначаю уголком

Называю «суффиксом»

-О какой части слова мы сегодня будем говорить?

— Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)

Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая)

-После чего стоит? (после корня).

— Перед чем стоит? (перед окончанием)

— Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?

— Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.

7. Физкультминутка.

8.Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 165 (с. 89).

— Прочитайте группы слов.

— Что вы можете сказать про эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

— Ребята , у меня возник вопрос: общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов).

9.Продолжение работы по теме урока

Тетради на печатной основе.

С.47 упр.115

— Прочитайте задание.

— Работать будем парами. Составьте 4 слова с суффиксами которые вам даны. Пара, которая справилась с заданием берется за руки и поднимает их вверх. Так я узнаю, кто уже готов отвечать.

С. 47 упр.116.

Прочитайте задание.

— Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.

— По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.

— Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?

Прочитайте сведения о языке на стр. 90

10. Индивидуальная работа.

Ответить на вопросы и создать эталон.

— Что такое суффикс?

— Где стоит суффикс?

— Для чего служит суффикс?

Допишите правило:

Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.

11. Рефлексия

Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :

  1. Я узнал……

  2. Я научился….

  3. Мне понравилось….

  4. Я затрудняюсь….

  5. Моё настроение….

12. Оценки

А теперь выберите смайлик вашего настроения.

Домашнее задание

С.90 упр.167.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

муниципального образования городской округ

Красноперекопск  Республики Крым

Технология
проблемного обучения.

Урок –
исследование по русскому языку

в 3  классе по
теме

«Что такое
суффикс? Как найти в слове суффикс?»

                                        
                              учитель начальных классов

                                                     
Яценко Д.В.

Красноперекопск,
2020

Цель: создание условия
для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова,
умения находить в слове суффиксы.

Задачи:

Образовательные:
сформировать
устойчивое представление  о суффиксе как части слова; познакомить с
 ролью суффикса.

Воспитательные:
развивать
адекватную самооценку.

Задачи
развития:
способствовать развитию орфографической зоркости,
фонематического слуха, развитию речи, внимания.

Планируемые
результаты (предметные):
находят в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над
способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на
уроке.

Личностные
результаты:
проявляют интерес к познанию русского
языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка.

Универсальные
учебные действия (метапредметные)

Познавательные:
осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение
фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и
их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.

Регулятивные:
учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения,
овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные:
строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной
задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное
мнение, аргументируют его.

Формы
организации познавательной деятельности:
индивидуальная,
фронтальная, работа в парах.

Тип урока: урок усвоения
новых знаний.

Оборудование:
ноутбук,
интерактивная доска, проектор, флипчарт «Что такое суффикс»,  учебник «Русский
язык» 1 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Оргмомент

Мы сегодня снова будем наблюдать,

делать
выводы и рассуждать
.

А чтобы урок прошел
каждому впрок,

активно
в работу включайся дружок.


Садитесь.


Руки … (на месте)


Ноги… (вместе)


Спина … (прямая).

– Проверим готовность к уроку.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»

— Откройте тетради. Запишите число. 
Классная работа. Подчеркните орфограммы.

2. Актуализация знаний

-Какой  раздел русского языка мы сейчас изучаем?
(Состав слова)

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

— Какие части слова вы уже знаете?

Игра «Задай вопрос другу»

— Что такое окончание?

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание?

— Что такое приставка?

— Какова роль приставки  в слове?

— Что такое корень?

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?

— Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете части
слова.


Руки … (на месте)


Ноги… (вместе)

— Спина … (прямая).

3. Самоопределение к деятельности.


Отгадайте загадку.

Белки
в нём живут и волки,

В
нём растут дубы и ёлки

Высоченны
– до небес!

Называют
его…    лес

— Давайте отправимся на прогулку в лес. Вот
как об этом пишет М. Пришвин.

Лес надо слышать,
чувствовать и знать. Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную
дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету, неудачу, неприятности,
зло, раздражение, и обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь
Жизнь и смотришь на неё другими глазами. Он наполняет душу радостью, легкой
печалью, умиротворением – и ты очищаешься.

— Запишите слово лес.

— Как называют сторожа леса, работника
лесного хозяйства? (Лесник)

— Их основное дело – забота о лесе.

-Как вы думаете, для чего нужно беречь
лес? (
Лес — главный источник пополнения воздуха
кислородом, незаменимый естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты
и вредных газов, ему мы в огромной степени обязаны своим здоровьем
).

— Запишите это слово.

— Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные
слова, т.к. у слов есть общая часть, в котором содержится общее лексическое
значение
).

— Выделите известные вам части слова.

— Какая часть слова осталась не
выделенная?

— Да? Вы так думаете? Проверим наши
предположения на стр. 73.

4. Определение темы. Целеполагание.

— Тема урока «Что такое суффикс?  Как
найти в слове суффикс?»

— Теперь подумайте и скажите, какая цель
нашего урока? (Познакомиться с новой частью слова).

— Для того чтобы
мы смогли достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в
этом наша лесенка.

                                                            
     ПРОВЕРЯЮ

                                    
ПРИМЕНЯЮ

                   
КАК?

ЧТО?


Какая ступенька у нас в плане первая?


На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Что? Что
такое суффикс? Где находится в слове?


Какая ступенька у нас в плане вторая?


На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Как найти суффикс?


Какая следующая ступенька? Применяю


Чему будем учиться на этой ступеньке? Тренироваться находить суффиксы.


Какая следующая ступенька? Проверяю


Что будем проверять на этой ступеньке? Как я научился находить суффиксы.

5.
Реализация плана.


Возвращаемся
к слову «лесник».


Как называется эта часть слова? Как она обозначается?

Ответьте
на вопросы:

·       
Что
такое суффикс?

·       
Где
в слове находится суффикс?

·       
Для
чего нужен суффикс?


Проверим наши   выводы на стр. 89 у лесной жительницы  — мудрой совы.

6. Продолжение работы
по учебнику.


На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? Как найти суффикс?


Задание от лесника.

Составить алгоритм.

1.    
Подобрать _________________ слова.

2.    
Найти ________, ___________.

3.    
Часть слова, которая стоит после
корня и будет __________.


Прочитайте стихотворение. (Читаем стихотворение на доске).

Всей
семьёй идут гулять

Ночью
вдоль дорожек

Ёж-отец,
ежиха-мать

И
ребёнок – ёжик.


Найдите и выпишите однокоренные слова. Ёж, ежиха, ёжик.


Выделите окончание, корень и суффикс.


Попробуйте  сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки
значения по образцу.

Медведь
– медведица –
медвежонок.                                                                          
Волк – . . . – волчонок. 

.
. . – зайчиха — . . .

.
. . – лосиха — . . .  


В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или однокоренные
слова?


  В паре составьте алгоритм.      


Как мы можем проверить свои выводы? Умная совушка, еще одна лесная жительница,
предлагает нам проверить свои выводы по учебнику на стр. 90.


На какой ступеньке работали? На все ли вопросы ответили?

7. Физкультминутка

На доске написаны слова:

Гора
– горка, лес – лесок, мяч – мячик, город – городок. Если я покажу на слово, в
котором нет суффикса, вы машете головой из стороны в сторону. Если в слове есть
суффикс, руками над головой показываете знак суффикса.

Игра «Побудь лесным волшебником».

— Тот, у кого окажется этот осенний листок
из нашего леса, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких
предметов.

Гриб, стул, стакан, хвост, мост, лес, рот,
палец, книга, ложка.


А теперь в большие предметы. Дом, кот, слон, хвост.

-Какой можно сделать вывод, для чего нужен
суффикс в нашей речи? (Суффикс делает нашу речь более красивой и выразительной).

8.
Применение знаний.


На какую ступеньку переходим? (Применяю)


Чему будете учиться на этой ступеньке
? (Тренироваться находить суффиксы)


Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.


Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить?


Какие знания вам потребуются? (Знать,  все части слова корень, суффикс,
окончание, находить их
).


Чему можно учиться, выполняя это задание?
У доски 3 ученика выполняют задание.
Остальные работают в тетрадях самостоятельно. (1 ряд записывает 1й столбик,
2 ряд — 2 й столбик, 3 й ряд — 3й столбик)


Для чего мы выполняли это упражнение?

9. Рефлексия.

Работа на интерактивной доске.

Домик, пригород, берёзка,
рыбак, переход, отлёт.

— Разделите их на 2 группы. (Березка, рыбак, домик; пригород,
переход, отлёт
)

— По какому признаку делили слова? (В первой группе слова,
образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок
).

— Что такое приставка? Для
чего она служит?

— Что такое суффикс? Для чего
он служит?

Тест по теме: «Суффикс»

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

 10.
Итог урока.

— Какие цели ставили?

— Кто помогал на уроке?

- Лесник и лесные жители просят вас бережно относится к лесу. Приходя в лес, не забывайте, что мы не только хозяева, но и гости. Нанося вред лесам, мы вредим самим себе.

11.
Домашнее задание.

По выбору

1.     с. 89 – 90 знать
правила, с. 90 упр. 166 выполнить задание

2.     с. 89 – 90 знать
правила, записать 10 слов по схеме   «корень, суффикс, окончание»  и выделить
части слова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Майнкрафт видео на телефоне как найти
  • Потеряла смарт часы как найти через телефон
  • Как найти файл excel в яндексе
  • Как найти лайкнутые видео в тик токе
  • Как найти шахматную задачу по позиции