Русский язык. 3 класс
№ 34
Раздел. Суффикс.
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.
— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.
— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.
Михаил Васильевич улыбнулся.
— Нельзя, говорите, а почему?
— Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .
Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова.
Разбор заданий
Укажите, как найти суффикс в слове.
- Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
- Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
- Найти слова, противоположные по смыслу.
Правильный ответ
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
- Велосипедист
- Велосипед.
Правильный ответ
Велосипедист.
Повышенный уровень.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Правильный ответ
Морской, заморский, полюшко.
Тип урока: открытие
нового знания
Тема урока: «Что такое суффиксы?» «Как найти в слове суффикс?»
Цель: познакомить с суффиксом как значимой частью
слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью
суффиксов новые слова.
Планируемые
результаты:
Предметные: уметь
выделять суффиксы в словах.
Метапредметные: понимание
учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику
сделанных выводов, преобразование полученной информации.
Личностные: привитие
интереса к предмету.
Методы:
практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности,
методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.
Формы работы
учащихся:
индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения и
необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник: Русский
язык: 3 класс.
План урока:
I.
Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);
II.
Актуализация и фиксирования индивидуальных
затруднений в пробном действии (4 мин);
III.
Выявление места и причины затруднения (30
с);
IV.
Построение проекта выхода из затруднения
(1 мин);
V.
Реализация построенного проекта (5мин);
VI.
Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи (10 мин);
VII.
Самостоятельная работа по эталону с
самопроверкой (10мин);
VIII. Включение
в систему знаний и повторений (10мин);
IX.
Рефлексия (2
мин)
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
— Здравствуйте,
ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского
языка.
—
Будьте внимательными, работайте активно, и я думаю, в конце урока многие
из вас получат положительную оценку!
II.
Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии
Откройте свои тетради,
подпишите число и классная работа.
— Запиши слова: вода, водный,
водяной, подводный.
— Что общего у этих слов?
(корень)
— Как называются эти слова? (однокоренные)
Выделите корень.
— Какие еще известные вам
части слова вы можете выделить? (окончание, приставка). Выделите их.
— Назовите окончания, которые вы выделили.
— Назовите приставку.
— Все ли слова вы смогли
разобрать полностью? (нет)
— Сравните
слова по составу. Чем они похожи? (состоят из корня, окончания, приставки и
части после корня)
III. Локализация индивидуальных затруднений
— Кто уже знает,
как называется часть слова, которая стоит после корня?
Посмотрите на
схему на с. 73 и скажите, как называется часть слова, которая стоит после
корня.
—
Сформулируйте тему нашего урока.(Что такое суффикс)
— Кто
сформулирует цель нашего урока? (познакомиться с частью слова суффиксом)
IV.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Вернёмся к словам:
вода, водный, водяной, подводный. Выделим суффикс (учитель показывает, как
обозначается суффикс).
Для того, чтобы
получить новые знания о суффиксах, нам предстоит поработать с учебником.
Откройте учебник
на странице 89. Найдите упр.164, прочитайте стихотворение.
-Выпишите из
предложения однокоренные слова.(Ёж,ежиха, ёжик)
— Выделите в них
корень и окончание. (Ёж , ежиха , ёжик)
— От какого слова
образовались слова ёжик и ежиха? (ёж)
— Как вы думаете,
с помощью, какой части слова образовались слова ёжик и ежиха? (дети
высказывают свое мнение).
Они образовались с
помощью суффикса.
— Выделите эти
части слова с помощью знака суффикс.
Где находятся эти
части слова: перед корнем или после? (после корня).
Найдите правило в
желтой рамке, прочитайте его про себя.(затем дети читают в слух)
V.
Реализация построенного проекта
— Выполните упр.
165.
Прочитайте слова
из любого столбика.
— Сравните эти
слова. Чем они похожи и чем различаются?
— с помощью, какой части слова образованы новые слова? (с
помощью суффикса)
— Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: суффикс служит для образования новых слов.
— Спишите слова и выделите в словах все части слова.
(проверка: учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова)
Физкультминутка
Все
ребята повернулись, (повороты в стороны)
Все
ребята потянулись,
А
потом они присели
И за
парту тихо сели.
VI. Обобщения затруднений
во внешней речи
Вы отдохнули и
можете продолжить свою работу.
Упр. 166 (с. 90)
— прочитайте
текст. О каком городе в нем говорится? (Тверь)
— Кого называют
словом «тверичи»? (людей проживающих в Твери)
— Чем они
славились? Найдите ответ в тексте (резным по дереву мастерством)
— Выпишите
однокоренные слова к слову Тверь. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-))
— Выделите в них
суффикс.
— В каких еще
словах есть суффикс –ск-? (Русский, конских)
— От какого слова
образовались слова Русский? Конских? (Россия, конь)
— А как называются
жители нашего города? (орловцы или орловччане)
Прочитайте ниже
правило. (дети читают про себя, затем в слух)
— Что нужно
сделать, чтобы найти в слове суффикс? (надо подобрать однокоренные слова без
суффикса или с другими суффиксами)
Задание.
Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–
Строи(тель);
плот(ник); арт(ист);
Учи(тель);
двор(ник); машин(ист).
—
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Данные
суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.
Задание. Образуйте
слова с помощью суффиксов – очк– , – ечк– , – оньк– , – еньк– .
Пример: Женя –
Женечка Миша – Мишенька
Аня
– Анечка Алёша –Алёшенька
Света
–Светочка Федя –Федечка
Дима
–Димочка Люба –Любочка
-Подумайте,
какое значение имеют эти суффиксы? (Имена звучат ласково).
–
С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
(-тель-,
-ник-, -ист-, -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-)
VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в парах
— Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка,
рыбак, переход, поход, отлёт, котик, побег, домище, хвостик, приехать,
Разделите слова на две
группы. Первая группа слова образованные с помощью приставки, а вторая группа
слова образованные с помощью суффикса.
Решение:
1 группа образована с
помощью приставки: переход, отлёт, пригород, поход, приехать, побег.
2 группа образована с
помощью суффикса : домик, берёзка, рыбак, котик, домище, хвостик.
Вывод: приставка и
суффикс служат для образования новых слов.
VIII.
Включение в систему знаний и повторений
—
Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
Предлагаю
вам сыграть в игру «Да – нет ». Я задаю вопросы, а вы отвечаете на них словами
«Да» или «Нет».
—
Корень – это главная часть слова? — Да
—
Суффикс находится за корнем? – Да
—
Суффикс – это часть речи? – Нет
—
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
—
В слове котёнок суффикс –ок-? – Нет
—
Может ли слово быть без корня? – Нет
—
Окончание служит для образования новых слов? – Нет
—
У родственных слов одинаковый корень? – Да
—
Мы выучили все части слова? – Да
IX. Рефлексия. Итог урока
— Что такое суффикс? Для
чего он служит?
Суффикс – это значимая часть
слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
— Что нового вы узнали
сегодня на уроке?
— Что понравилось… Почему?
— Как оцениваете свою работу?
Домашнее задание. Упр. 167
(с. 90).
II. Элементы чистописания.
10 ноября. Классная работа.
— «Красиво писать – красоту творить» — гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.
К-1
- Образуй сложные слова из следующих корней:
звёзд |
лёт |
|
цвет |
ход |
|
пар |
пад |
|
сам |
вод |
— Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.
- Подбери родственные слова к корню – жар.
_____________________________________
- Подбери формы слова к слову – звёздочка.
___________________________________________
1.) 1 строка
— Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.
— В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.
— Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
2.) 2 строка: налетел
— Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.
3.) 3 строка:
Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
— Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).
— Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.
— Оцените свою каллиграфическую работу.
-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.
III. Самоопределение к деятельности
— Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)
— Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.
Лист – листы, листу, листа, листом, о листе. |
Лист – листик, листочек, листва. |
Проверка:
1 группа – формы слова.
— Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?
2 группа — родственные слова.
— Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.
Лист, листик, листочек, листва.
— Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?
— Назовите окончания в этих словах.
— Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.
IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы
— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему урока.
— Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся? Мы должны понять:
Что такое суффикс? Где стоит суффикс?
Для чего служит суффикс?
Как найти в слове суффикс? — Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.
V. Работа по теме урока. 1. Открытие нового. СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.
2. Формулировка правила.
— Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.
— Возьмите листочки.
— Какая это часть слова?
— После чего стоит?
— Перед чем стоит?
— Для чего служит?
— Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.
3. Первичное закрепление. Работа по учебнику. — Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?
— Верное правило получилось у нас?
После корня он стоит
Перед окончанием.
Если я его сменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю «СУФФИКСОМ»
4. Упр. 165 (стр. 89).
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?
— Какой вывод можем сделать?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Запишем на следующей строчке транскрипцию слова ЗВЁЗДОЧКА
5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
VI. Закрепление полученных знаний
1. Работа в группах.
— Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.
Подобрать _________________ слова.
Найти ________, ___________.
Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
— Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)
— Зачитайте, что у вас получилось.
2. Учи.ру
3. Работа в парах — Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.
В…т…рок, б…рёзонька, яг…дка, л..сица.
— Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.
4. Самостоятельная работа разноуровневая.
1 уровень
— Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.
2 уровень
Запиши данные слова без суффиксов.
Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.
3 уровень
— В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.
На- |
При- |
^ -ушк |
^ -ок |
нарисовать |
прибежать |
игрушки |
сурок |
натюрморт |
пришить |
ушки |
грибок |
наклеить |
природный |
бабушка |
листок |
Проверка:
1 группа – по эталону самопроверка
2 группа – у учителя
3 группа – в группе
VII . Рефлексия.
Тест по теме: «Суффикс».
Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове, надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
VIII. Итог урока.
— Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?
— Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?
VIII. Задание на дом.
Стр. 89, 90 правило
Упр. 166
*Карточки Учи.ру
-
УМК «Школа России
-
Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
-
Задачи урока:
— познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
— составить алгоритм нахождения суффикса в словах;
— закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;
— организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;
— отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.
-
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Научатся:
— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму
— образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Метапредметные:
Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.
-
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо.
Вижу класс наш – хоть куда.
Мы начнем урок тогда.
Ребята у вас на партах лежат смайлики трех цветов . Поднимите смайлик вашего настроения.
— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
— Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
— Напишите строчку элементов букв. (Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.)
— Запишите вторую строчку соединений букв.
-Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
-Спишите , соблюдая правила каллиграфии.
Саша сорвал сливу.
— Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.
-В слове сливу выделите корень, окончание( Проверка)
— Что такое корень? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
— Как вы его находили?
( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).
-Что такое окончание?
( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
— Как найти окончание ?
(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).
5.Актуализация знаний
Ребята, посмотрите на доску. Перед вами пословицы, но все слова в них перепутались.
Кто поможет собрать пословицы?
1) Что посеешь, то пожнешь.( как ты будешь к людям относиться, так и они к тебе)
2) Семь раз отмерь, один раз отрежь.(7 раз подумай прежде что-то сделать)
— Объясните смысл пословиц.
— Спишите пословицы.
— Найдите слова с приставками, обозначьте их.
— Что такое приставка?
(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)
— Как найти приставку в слове?
(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой).
6. Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)
-Запишите в тетрадь слово еж.
-Как называют ребенка ежа? Ежонок.
-Теперь запишите слово ежонок
— Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)
-Запишите слово ежиха.
— Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).
— Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).
— Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)
— Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)
— Послушайте загадку.
После корня он стоит
Перед окончанием
Если я его сменю
Другое слово получу
Обозначаю уголком
Называю «суффиксом»
-О какой части слова мы сегодня будем говорить?
— Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)
Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.
Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.
-Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая)
-После чего стоит? (после корня).
— Перед чем стоит? (перед окончанием)
— Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?
— Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.
7. Физкультминутка.
8.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 165 (с. 89).
— Прочитайте группы слов.
— Что вы можете сказать про эти слова?
— Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
— Ребята , у меня возник вопрос: общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов).
9.Продолжение работы по теме урока
Тетради на печатной основе.
С.47 упр.115
— Прочитайте задание.
— Работать будем парами. Составьте 4 слова с суффиксами которые вам даны. Пара, которая справилась с заданием берется за руки и поднимает их вверх. Так я узнаю, кто уже готов отвечать.
С. 47 упр.116.
— Прочитайте задание.
— Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.
— По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.
— Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?
Прочитайте сведения о языке на стр. 90
10. Индивидуальная работа.
Ответить на вопросы и создать эталон.
— Что такое суффикс?
— Где стоит суффикс?
— Для чего служит суффикс?
Допишите правило:
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
11. Рефлексия
Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :
-
Я узнал……
-
Я научился….
-
Мне понравилось….
-
Я затрудняюсь….
-
Моё настроение….
12. Оценки
А теперь выберите смайлик вашего настроения.
Домашнее задание
С.90 упр.167.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым
Технология
проблемного обучения.
Урок –
исследование по русскому языку
в 3 классе по
теме
«Что такое
суффикс? Как найти в слове суффикс?»
учитель начальных классов
Яценко Д.В.
Красноперекопск,
2020
Цель: создание условия
для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова,
умения находить в слове суффиксы.
Задачи:
Образовательные:
сформировать
устойчивое представление о суффиксе как части слова; познакомить с
ролью суффикса.
Воспитательные:
развивать
адекватную самооценку.
Задачи
развития: способствовать развитию орфографической зоркости,
фонематического слуха, развитию речи, внимания.
Планируемые
результаты (предметные): находят в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над
способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на
уроке.
Личностные
результаты: проявляют интерес к познанию русского
языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка.
Универсальные
учебные действия (метапредметные)
Познавательные:
осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение
фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и
их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.
Регулятивные:
учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения,
овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные:
строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной
задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное
мнение, аргументируют его.
Формы
организации познавательной деятельности: индивидуальная,
фронтальная, работа в парах.
Тип урока: урок усвоения
новых знаний.
Оборудование:
ноутбук,
интерактивная доска, проектор, флипчарт «Что такое суффикс», учебник «Русский
язык» 1 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Оргмомент
Мы сегодня снова будем наблюдать,
делать
выводы и рассуждать.
А чтобы урок прошел
каждому впрок,
активно
в работу включайся дружок.
—
Садитесь.
—
Руки … (на месте)
—
Ноги… (вместе)
—
Спина … (прямая).
– Проверим готовность к уроку.
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»
— Откройте тетради. Запишите число.
Классная работа. Подчеркните орфограммы.
2. Актуализация знаний
-Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем?
(Состав слова)
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
— Какие части слова вы уже знаете?
Игра «Задай вопрос другу»
— Что такое окончание?
— Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание?
— Что такое приставка?
— Какова роль приставки в слове?
— Что такое корень?
— Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?
— Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете части
слова.
—
Руки … (на месте)
—
Ноги… (вместе)
— Спина … (прямая).
3. Самоопределение к деятельности.
—
Отгадайте загадку.
Белки
в нём живут и волки,
В
нём растут дубы и ёлки
Высоченны
– до небес!
Называют
его… лес
— Давайте отправимся на прогулку в лес. Вот
как об этом пишет М. Пришвин.
Лес надо слышать,
чувствовать и знать. Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую волшебную
дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету, неудачу, неприятности,
зло, раздражение, и обиды. Входишь в лес, как в Храм, и уже на пороге ты видишь
Жизнь и смотришь на неё другими глазами. Он наполняет душу радостью, легкой
печалью, умиротворением – и ты очищаешься.
— Запишите слово лес.
— Как называют сторожа леса, работника
лесного хозяйства? (Лесник)
— Их основное дело – забота о лесе.
-Как вы думаете, для чего нужно беречь
лес? (Лес — главный источник пополнения воздуха
кислородом, незаменимый естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты
и вредных газов, ему мы в огромной степени обязаны своим здоровьем).
— Запишите это слово.
— Что вы можете сказать об этих словах? (Однокоренные
слова, т.к. у слов есть общая часть, в котором содержится общее лексическое
значение).
— Выделите известные вам части слова.
— Какая часть слова осталась не
выделенная?
— Да? Вы так думаете? Проверим наши
предположения на стр. 73.
4. Определение темы. Целеполагание.
— Тема урока «Что такое суффикс? Как
найти в слове суффикс?»
— Теперь подумайте и скажите, какая цель
нашего урока? (Познакомиться с новой частью слова).
— Для того чтобы
мы смогли достичь наши цели, нам необходимо составить план. А поможет нам в
этом наша лесенка.
ПРОВЕРЯЮ
ПРИМЕНЯЮ
КАК?
ЧТО?
—
Какая ступенька у нас в плане первая?
—
На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Что? Что
такое суффикс? Где находится в слове?
—
Какая ступенька у нас в плане вторая?
—
На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? Как найти суффикс?
—
Какая следующая ступенька? Применяю
—
Чему будем учиться на этой ступеньке? Тренироваться находить суффиксы.
—
Какая следующая ступенька? Проверяю
—
Что будем проверять на этой ступеньке? Как я научился находить суффиксы.
5.
Реализация плана.
—
Возвращаемся
к слову «лесник».
—
Как называется эта часть слова? Как она обозначается?
Ответьте
на вопросы:
·
Что
такое суффикс?
·
Где
в слове находится суффикс?
·
Для
чего нужен суффикс?
—
Проверим наши выводы на стр. 89 у лесной жительницы — мудрой совы.
6. Продолжение работы
по учебнику.
—
На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? Как найти суффикс?
—
Задание от лесника.
— Составить алгоритм.
1.
Подобрать _________________ слова.
2.
Найти ________, ___________.
3.
Часть слова, которая стоит после
корня и будет __________.
—
Прочитайте стихотворение. (Читаем стихотворение на доске).
Всей
семьёй идут гулять
Ночью
вдоль дорожек
Ёж-отец,
ежиха-мать
И
ребёнок – ёжик.
—
Найдите и выпишите однокоренные слова. Ёж, ежиха, ёжик.
—
Выделите окончание, корень и суффикс.
—
Попробуйте сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки
значения по образцу.
Медведь
– медведица –
медвежонок.
Волк – . . . – волчонок.
.
. . – зайчиха — . . .
.
. . – лосиха — . . .
—
В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или однокоренные
слова?
—
В паре составьте алгоритм.
—
Как мы можем проверить свои выводы? Умная совушка, еще одна лесная жительница,
предлагает нам проверить свои выводы по учебнику на стр. 90.
—
На какой ступеньке работали? На все ли вопросы ответили?
7. Физкультминутка
На доске написаны слова:
Гора
– горка, лес – лесок, мяч – мячик, город – городок. Если я покажу на слово, в
котором нет суффикса, вы машете головой из стороны в сторону. Если в слове есть
суффикс, руками над головой показываете знак суффикса.
Игра «Побудь лесным волшебником».
— Тот, у кого окажется этот осенний листок
из нашего леса, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких
предметов.
Гриб, стул, стакан, хвост, мост, лес, рот,
палец, книга, ложка.
—
А теперь в большие предметы. Дом, кот, слон, хвост.
-Какой можно сделать вывод, для чего нужен
суффикс в нашей речи? (Суффикс делает нашу речь более красивой и выразительной).
8.
Применение знаний.
—
На какую ступеньку переходим? (Применяю)
—
Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы)
—
Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.
—
Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить?
—
Какие знания вам потребуются? (Знать, все части слова корень, суффикс,
окончание, находить их).
—
Чему можно учиться, выполняя это задание? У доски 3 ученика выполняют задание.
Остальные работают в тетрадях самостоятельно. (1 ряд записывает 1й столбик,
2 ряд — 2 й столбик, 3 й ряд — 3й столбик)
—
Для чего мы выполняли это упражнение?
9. Рефлексия.
Работа на интерактивной доске.
Домик, пригород, берёзка,
рыбак, переход, отлёт.
— Разделите их на 2 группы. (Березка, рыбак, домик; пригород,
переход, отлёт)
— По какому признаку делили слова? (В первой группе слова,
образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок).
— Что такое приставка? Для
чего она служит?
— Что такое суффикс? Для чего
он служит?
Тест по теме: «Суффикс»
Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
Чтобы найти суффикс в слове надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
10.
Итог урока.
— Какие цели ставили?
— Кто помогал на уроке?
- Лесник и лесные жители просят вас бережно относится к лесу. Приходя в лес, не забывайте, что мы не только хозяева, но и гости. Нанося вред лесам, мы вредим самим себе.
11.
Домашнее задание.
По выбору
1. с. 89 – 90 знать
правила, с. 90 упр. 166 выполнить задание
2. с. 89 – 90 знать
правила, записать 10 слов по схеме «корень, суффикс, окончание» и выделить
части слова.