В классе нет дисциплины как исправить


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Похвалить самого непослушного ученика из всего класса. Кажется, что эта идея не из лучших? А вот и нет! Это один способов удержать дисциплину на уроке. Вместе с Анастасией Подковыркиной, учителем русского языка и литературы МАОУ Гимназии № 210 «Корифей» и Надеждой Мануйловой, учителем биологии МАОУ Гимназии № 40, даем советы, которые помогут создать в классе тишину и атмосферу взаимоуважения. 

1. Станьте примером

Дети чаще всего следуют знакомым моделям поведения. Это впервые доказал в 60-е годы психолог Альберт Бандура с помощью эксперимента с куклой Бобо: часть ребят смотрела, как взрослые бьют куклу, а часть — как спокойно играют в игры. Бандура выяснил, что дети, которые наблюдали за агрессией, проявляли большую жестокость по отношению к кукле Бобо, чем те, кто за насилием не наблюдал. Участники эксперимента, которые следили за спокойными взрослыми, и сами вели себя спокойно.

Эксперимент доказал две вещи: дети копируют поведение взрослых и агрессия не всегда бывает врожденной.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ученики вели себя «примерно», то ваша задача подать им пример:

  • разговаривать вежливо;
  • поддерживать зрительный контакт;
  • не перебивать;
  • отложить телефон до конца урока;
  • уважительно реагировать на заявления других.

«Самая лучшая роль для учителя, — уверена Надежда Мануйлова, — это наставник, который ни в коем случае не будет ругать за ошибки. Более того, он поддержит, поможет, объяснит и обязательно отметит прогресс».

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

2. Решайте проблемы уважительно

Не стоит за проступок нескольких учеников ругать весь класс. Выражайте недовольство адресно и вежливо. И постарайтесь проявлять заботу.

Правильно Не правильно
У вас есть вопрос? Перестаньте болтать.
Тебе нужна помощь, чтобы сосредоточиться? Обрати внимание и перестань дурачиться, пока я говорю.

Это поможет одновременно пресечь неприемлемое поведение и сохранить дружественную обстановку.

«Любая провокация имеет цель — сорвать урок. И у детей в голове есть определенный сценарий, как должен отреагировать на их действия учитель. Значит, педагог должен повести себя нетипично — сломать шаблон», — советует Анастасия Подковыркина. 

3. Позвольте забегать вперед

В классе обычно бывает несколько учеников, которым не терпится пойти вперед по программе. Позвольте им это сделать. Например, прочитать на главу больше, подготовить презентацию новой темы для одноклассников. Вполне вероятно, что и другие ученики захотят сделать то же самое.

«Проблемы с дисциплиной бывают не у тех детей, которые хороши в учебе, — замечает Анастасия Подковыркина, — И есть смысл дать возможность пойти вперед тем детям, у которых нет проблем с усваиванием материала, чтобы выкроить время и позаниматься с отстающими».

4. Хвалите при родителях

Заведите привычку связываться с родителями учеников не только из-за проблем в успеваемости и поведении. Напишите или позвоните им для того, чтобы похвалить ребенка.

После таких сообщений дети получают мотивацию и, как правило, стараются больше, чтобы их отметили еще раз. Примеру могут последовать и одноклассники.

«Можно приходить на собрания и хвалить детей там. На собраниях, кстати, надо только хвалить: если критиковать ребенка при всех взрослых, можно обидеть, задеть и стать врагом», — говорит Анастасия.

5. Давайте краткое содержание урока

Перед уроком рассказывайте детям его краткое содержание. При этом создайте интригу: это пробудит любопытство и заставит ждать интересных поворотов. Например:

  • Сегодня вы узнаете, почему вы не знакомы ни с одним человеком, который выиграл в лотерею (вероятность);
  • Сегодня мы выясним, что общего было у всех российских правителей (социальный анализ).

Анастасия и Надежда подтверждаю: гарантированный способ заинтересовать детей и привлечь их внимание к уроку — это действительно вначале озвучить его содержание. Но не по-бытовому, а интересно.

Например, Надежда иногда начинает урок анатомии с такого пассажа:

«Сегодня мы узнаем ответ на ваш самый любимый вопрос:»А сколько стоит почка?». Но для начала разберемся, а нужно ли ее продавать и какую функцию она выполняет».

Говорит, что дети смеются, но внимание действительно концентрируют. А сосредоточенный класс всегда спокойный.

По словам Анастасии, задача в начале урока не просто озвучить тему, а объяснить детям, зачем им вообще нужно то, что они будут проходить.

«Сегодня мы разберем тему для VIP- персон» — это про склонение числительных. Или «Сегодня мы узнаем, как сделать свой блог крутым» — про стили речи. Я стараюсь всегда называть тему так, чтобы дети понимали, как эти знания применять на практике», — говорит учитель.

6. Пресекайте нежелательное поведение сразу

Чем дольше вы будете терпеть, тем сложнее будет все остановить. Но старайтесь делать все замечания наедине с учеником. Не стоит критиковать детей в присутствии одноклассников: это может только усугубить проблему.

«Мой главный совет — не наказывать ребенка при всех. И уж тем более, не оскорблять. Например, за разговоры в классе оставаться на 15 минут после урока, чтобы решать задачи из ОГЭ», — говорит Надежда Мануйлова.

«Если я услышала хотя бы одно нецензурное слово, они переписывают одну страницу из классической литературы. Конечно, они при мне не матерятся, даже мое приближение чувствуют», — смеется Подковыркина.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Учащаемые
коллеги! Мы часто сталкиваемся в процессе работы, когда ученик(и) на уроке не
умеют себя вести и мешают другим.                                        Хочу
поделиться советом!

Совет 1:
Как наладить дисциплину на уроке

        Проблема
дисциплины на уроке волнует многих — как начинающих учителей, так и
педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем звене –
подростки часто становятся неуправляемыми и не слушают своих преподавателей.
Возникает вопрос: как наладить дисциплину на уроке?

Инструкция

1

Сделайте четкое
разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте
перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке
стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

2

Разнообразьте
методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше
времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом
организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая
работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не
ограничивайтесь общением только с сильными учениками.

3

Уважайте личность
ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым
учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом
ученике, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило,
чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям
учителя и ведут себя хорошо.

4

Ваши действия как
педагога должны иметь четкую направленность и
нести смысловую нагрузку. Если учащиеся
заметят, что вы сами не знаете,
что
дальше

делать или чем заниматься на уроке,
дисциплина
будет

утеряна. Поэтому необходим четкий поурочный план действий.

5

Если ход урока
внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте
объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно
посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным
тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как
правило, это действует.

6

Заведите традицию выставлять оценки за поведение после каждого урока,
поддерживайте связь с родителями учащихся, ставьте в известность школьное
начальство, если вы сами уже не можете контролировать ситуацию с поведением
учащихся.

7

В начальной школе неплохо действуют различные игровые
системы наказания: система штрафов, выдача
красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы
можете поставить в
журнал двойку, но вряд ли это надолго решит
проблему дисциплины. Необходимо
искать различные методы, подходы, способы
повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.

Совет 2: Как
наладить дисциплину в классе

Инструкция

1

Отсутствие
дисциплины на уроке у педагога нередко
бывает, когда в классе есть неразрешенная конфликтная ситуация,
для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между
учителем и учениками. Обратитесь за помощью к психологу или к социальному
педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.

2

Отсутствие
дисциплины на уроках чаще всего наблюдается в 6-8
классах, когда ребята вступают в переходный
возраст. Для того чтобы в классе на уроке была рабочая атмосфера,
мотивируйте ребят на активную деятельность. Проводите
уроки интересно — они должны быть
разнообразными по типу и форме. Запланируйте такие уроки, как урок-путешествие,
урок-суд, интегрированный или дифференцированный уроки.

3

Заинтересуйте
ребят темой урока. Проведите экскурсии на предприятия или в
музей перед занятиями. Например, изучая происхождение каучука на уроке химии, сходите с учащимися на производство,
изготавливающее изделия из каучука. Все это вызовет интерес к материалу,
изучаемому во время урока — проблем с дисциплиной у вас не возникнет.

4

Хорошая дисциплина
на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и
детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они
не позволят себе бестактного поведения.

5

Поддерживайте
контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации
школы только в экстренных случаях. Таким путем
вы сможете добиться
хорошего поведения лишь на некоторое время. Если
хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших уроках, налаживайте
отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята
посчитают, что им все дозволено. Любите
детей — они очень хорошо чувствуют это.

Совет 3: Как
поддерживать на уроке дисциплину

       У детей
столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно
удерживать внимание на теме урока, особенно ели он преподает сложный предмет —
алгебру, физику, геометрию или химию.

Инструкция

1

Как только вы
заметили, что ученики начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними
делами, смените тему разговора. Если вы объясняли способы решения сложных задач
или
уравнений, переходите к практике. Вызовите к доске
тех, кто больше всех мешал проведению урока. Напишите
пример или формулу и попросите ребят решить их.
Обязательно подсказывайте, если эти задания ученики видят впервые.

2

Если вы преподаете
в младших классах, отсутствие дисциплины на
уроке может говорить о том, что дети просто
устали
сидеть на одном месте в одной позе. Проведите
небольшую зарядку. Пусть ученики встанут возле парт, поднимут руки
вверх, опустят вниз. Сделают несколько
приседаний. Побегают
вокруг столов паровозиком. Во время упражнений
включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на
упражнения. Пять минут физической разрядки вполне хватит, чтобы
оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии.

3

Завоевывайте
авторитет у
учеников. Не ругайтесь, не повышайте голос.
Спокойно и строго объясните, почему нужно сделать так, как говорите вы.
Старайтесь к каждому школьнику найти свой подход. Станьте ребятам старшим
товарищем, на которого можно во всем положиться. Тогда они начнут уважать вас и
тот предмет, который вы преподаете.

4

Разнообразьте
учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия,
придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда
ваши
уроки станут
интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее
нарушителями.

Полезный совет

Лучше всего
налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино,
выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых,
заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не
доставлять им беспокойства.

Совет 4: Как
наладить отношения в классе

       В семье
ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый
умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у
одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском
коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.

Инструкция

1

Помогите ребенку
повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом.
Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную
литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.

2

Помогите ребенку
повысить самооценку, часто из-за низкой самооценки происходят конфликты в среде
школьников. Более уверенные в себе дети стараются
подавить слабого и не уверенного в себе ребенка.

3

Добейтесь похвалы
учителя за хороший ответ вашего ребенка на уроке. Поощрение со стороны
преподавателя – лучший способ самоутвердиться в
классе.

4

Воспитывайте в своем
ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.

5

Позаботьтесь,
чтобы у вашего ребенка была возможность с кем-то поделиться лишней ручкой,
конфетой, яблоком. Нежадных детей уважают в любом коллективе.

6

Прививайте ребенку
чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или
подкормите дворовую собаку.

7

Не обсуждайте при
малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь
подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не
будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.

8

Старайтесь привить
вашему ребенку спокойствие и
рассудительность, потому что в детском коллективе
не любят излишне эмоциональных детей, которые слишком бурно реагируют на обиды
или плохие оценки.

9

Встречайтесь с
учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка.
Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение,
кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение,
воспринимается детьми как заигрывание с учителем.

10

Если все
предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом
детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более
профессиональные методы.

     В школе
действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу,
каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим
в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина
одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок
попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу
в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный
коллектив.

Совет 5: Как
добиться дисциплины на уроке

       С
трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только
молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно
сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в
учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими
советами.

Инструкция

1

В процессе занятия
преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что
происходит в
классе, уметь следить за успехами каждого
ученика. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше
школьников, избегать того, чтобы некоторые из них
оставались без внимания. На уроке каждый должен иметь собственное
задание. Например, если один из учеников решает
пример на доске, то остальная аудитория должна делать это в тетради, если один из них справился
раньше остальных, то преподавателю нужно держать наготове другую интересную
работу.

2

Каждый учитель
должен помнить о том, что ритм жизни его и учеников различен. Зная это, педагог
по возможности ведет занятие так, чтобы
класс постоянно двигался вперед, без ненужных
остановок, в гибком темпе. В «сильных» группах, в которых ученики чрезмерно
энергичны и шумливы, преподаватель должен избегать бесполезных остановок, иначе
они быстро потеряют интерес и начнут развлекать себя
самостоятельно.

3

Разъяснение
основных правил и процедур поможет преподавателю сэкономить много времени, не
отвечая по несколько раз на одни и те же вопросы: «Как
исправить плохую оценку?», «У меня не пишет ручка»,
«Кому нужно
сдать работу?» и так далее. Также нежелательно
тратить время на выяснение причин опоздания ученика или других дисциплинарных
нарушений,
лучше всего делать это после звонка. С целью
сохранения порядка в классе, учитель должен проявлять определенную
требовательность, но в тоже время и уважение к личности каждого школьника.
Необходимо добиваться того, чтобы сам класс был нетерпим к нарушениям
дисциплины, ведь порядок – это залог устойчивого внимания.

4

Учитель должен
стараться создать позитивное отношение к предмету, повысить самоуважение
каждого ученика, стимулировать внимание. Преподавателю нужно постоянно помнить
о том, чтобы содержание занятия должно совпадать с интересами школьников.

5

Преподавателю
желательно поддерживать контакт с родителями. Но обращаться к ним необходимо
только в экстренных случаях. Чтобы дети соблюдали дисциплину на уроках, нужно
налаживать отношения с ними,
стать им другом, но не переходить ту черту,
когда ученик поймет, что ему все дозволено.

Как у вас налаживают дисциплину в классе?

Нравственное поведение преподавателей, родителей и детей

Порассказывали дети сегодня, что у них в классе делается, и я, надо сказать, немного в осадок выпала. Ну да, классы мальчишеские, поведение там хромает, тем более все из разных школ, пока коллектив сформируется. Крамолы в общем — то нет, в основном дисциплина на фоне выделиться, ну и некоторые откровенно либо пытаются ничего не делать, либо по тихому в телефон рубиться. Так вот, борьба с этим напомнила мне мою школу 30 лет назад. Двойки за поведение, штабельком Поначалу правда после «последнего китайского предупреждения», сегодня на русском уже колы в ход пошли (это в наше — то время..), историк к двойкам добавляет 15 страниц законспектировать письменно. Однажды особо буйных поставил минут пять стоя послушать выступление товарищей. По математике вообще красота: двойки она ставит за то, что на уроке не работал🤷 То есть они уже могут и на итоговый результат повлиять… В принципе всё очень знакомо, только мне казалось, что в современной школе такого уже нет. Или я ошибаюсь? В началке у них был девчачий класс, там вообще тишь и благодать + учитель их как-то сразу построила. Поэтому с таким не сталкивались.

Дисциплина — самый больной вопрос для педагога. Трудно работать в классе, где нет порядка, без него невозможно достичь и высоких результатов обучения. Навести дисциплину в классе бывает сложно и молодому учителю, и опытному. Какие приёмы помогут учителю справиться с непослушанием? Рассмотрим в статье.

Всегда составляйте чёткий план урока

Если вы пришли на урок недостаточно подготовленным, во время занятия могут возникать паузы, и тогда ученики начнут отвлекаться. Вновь собрать их внимание будет сложно.

Всегда составляйте чёткий поурочный план, подробно расписывайте, что вы будете говорить и делать на каждом этапе урока. Объясняйте ученикам последовательность действий: «А сейчас откройте тетради и запишите тему урока. Когда запишете, положите ручку и посмотрите на меня», «Я объясню вам правила чередования гласных в корне слова, а потом вы придумаете свои примеры» и т. д.

Держа перед собой план, вы не забудете сразу попросить учеников достать необходимые принадлежности, чтобы не отвлекаться на уроке и не создавать лишнего шума.

Объясняйте основные правила поведения

Придя в новый класс, сразу разъясните основные правила дисциплины в классе. Обычно ученики задают одни и те же вопросы: «Как исправить двойку?», «Нужна ли сегодня линейка?», «Я забыл дома тетрадь/ручку/учебник», «Извините, я опоздал. Можно войти?». Сразу ответьте на такие вопросы и попросите запомнить, что делать в каждом из этих случаев.

Например, что линейка нужна на каждом уроке. А если ученик опоздал, пусть тихо пройдет на своё место. Захотите выяснить причину опоздания — сделайте это после урока. Постепенно ученики привыкнут к установленным правилам и перестанут спрашивать одно и то же.

Ясно формулируйте свои требования

Установите конкретные требования к поведению учеников на уроке. Чётко формулируйте эти требования, не отступайте от них и неуклонно добивайтесь выполнения. Если требование не выполнено, поговорите с учеником, дайте ему возможность осознать проблему.

Однажды наступит момент, когда вам будет достаточно одного взгляда, чтобы ученик понял, чего вы от него ждёте.

Не начинайте урок, пока не установится тишина

В начале урока добейтесь полного внимания учеников и только потом начинайте говорить. Сразу замолчите, если шум возникает вновь. Выдержите паузу. Дождитесь тишины и объясните, что вы продолжите урок, когда все успокоятся.

Станьте для детей авторитетом

Отсутствие авторитета — обычная ситуация, если вы взяли новый класс, особенно если вы только пришли в образовательное учреждение, где никто вас не знает. Каждого нового педагога дети испытывают на прочность, и каждый раз вам приходится зарабатывать авторитет заново.

Решайте проблему непослушания самостоятельно. Не жалуйтесь завучу или директору — это даст кратковременный эффект, а ребята поймут, что испытание вы провалили.

Сразу поставьте себя так, чтобы каждое ваше замечание звучало непререкаемо. Если вы о чем-то попросили — просьба должна быть выполнена. Дайте детям понять, что ваше слово — истина в последней инстанции и не подлежит обсуждению. Не кричите, ваши слова должны звучать  спокойно, но веско.

Не заигрывайте с учениками, но и не обзывайте детей и не унижайте их. Не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Постарайтесь увидеть в каждом ученике прежде всего человека. Даже отъявленные хулиганы ответят вам тем же.

Если есть возможность, налаживайте контакт с детьми в неформальной обстановке. Организуйте поход в музей, в кино, или на экскурсию.

Будьте позитивны

Не бойтесь улыбнуться, чтобы подбодрить, налаживайте зрительный контакт. Поддерживайте на уроке позитивную атмосферу — сказанная вовремя шутка может разрядить напряжённость. Покажите ученикам, что вы такой же человек, как и все. Ученики начнут уважать вас, а заодно полюбят и ваш предмет.

Развивайте интерес к своему предмету

Чаще всего плохая дисциплина бывает в 6–8 классах, когда у детей начинается переходный возраст и снижается мотивация к обучению. Чтобы удержать внимание:

  • чередуйте словесные, наглядные и практические методы обучения;
  • разнообразьте формы и типы уроков — удивляйте детей, чтобы они не теряли интереса и с нетерпением ждали встречи с вами.
  • включайте в активную учебную деятельность абсолютно всех учеников в классе, пусть они, например поработают в парах или группах.

Обучиться приёмам планирования и проведения уроков в соответствии с современными требованиями вы можете в АНО «НИИДПО». Мы понимаем, что учителям бывает трудно выделить время для прохождения обучения, поэтому организовали весь процесс в дистанционном* формате. Учитесь дома, в любое удобное время. Смотрите лекции и вебинары, изучайте дополнительную литературу, выполняйте задания, общайтесь с экспертами.

Контролируйте темп урока

Варьируйте темп урока в зависимости от скорости работы конкретного класса. Если темп урока слишком быстрый, ученики не будут успевать за вами, а если слишком медленный, они начнут отвлекаться — и в том, и в другом случае внимание будет потеряно. Со временем вы поймёте, какая скорость для класса оптимальна, и сможете подстраиваться, чтобы удерживать внимание.

Обеспечьте всех учеников заданиями

Не допускайте, чтобы ученики оставались без работы даже на несколько минут. Если один решает задачу у доски, все остальные записывают её в тетрадь. Один отвечает — другие внимательно его слушают, чтобы дополнить ответ.

Для тех, кто быстро справится с основным заданием, держите наготове дополнительные, более сложные и интересные.

Не выпускайте класс из поля зрения

► Всегда внимательно следите за всем классом. Потеряли зрительный контакт с детьми — потеряли их внимание. Сели за стол или отвернулись к доске — подали ученикам сигнал, что можно отвлечься и перекинуться парой слов.

Старайтесь подготовить доску на перемене. Не стойте у доски весь урок: ходите по классу, задавайте ребятам вопросы на понимание материала, заглядывайте в тетради.

Научитесь чувствовать классный коллектив. Тогда вы сразу поймёте, если что-то пошло не так: дети заскучали, начали отвлекаться. В этом случае быстро переключите их внимание.

Чутко наблюдайте за обстановкой в классе

► Будьте внимательны к тому, что творится в классе. Тогда вы сразу поймёте, что между учениками есть какая-то напряжённость или конфликтная ситуация, которая не позволяет им сосредоточиться на учёбе. Попробуйте поговорить с учениками, если они вам доверяют.

Если и это не поможет, обратитесь за помощью к социальному педагогу или психологу. Не оставляйте ситуацию неразрешённой.

Следите, чтобы дети не уставали

Часто отсутствие дисциплины говорит о том, что дети просто устали. Если вы заметили, что дети отвлекаются, шепчутся, занимаются посторонними делами, смените форму работы. Если вы до этого говорили, приступите к выполнению заданий. Тех, кто больше всего мешает, вызовите к доске и помогите, если задание вызывает затруднение.

Предотвратить возникновение усталости поможет чередование активной и пассивной форм работы, групповой и индивидуальной. Включайте в уроки физкультминутку: дети устают сидеть в одной позе, особенно в младших классах. Включите весёлую музыку и дайте ребятам помахать руками, присесть, побегать вокруг столов.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Сегодня родители стараются отдавать детей в частные школы, несмотря на сопряженные с этим финансовые траты. Теперь это скорее необходимость, а не желание выделиться или доказать свою состоятельность. Все чаще в новостях или через знакомых можно услышать, что в стандартной бюджетной школе учитель не сдержался на уроке и раздул конфликт с учеником. Профессия педагога сопряжена с эмоциональными нагрузками, но атмосфера на занятиях зависит в первую очередь от учителя – он не имеет морального права поддаваться на провокации. Дисциплина в классе и внимание учеников могут поддерживаться простыми приемами, которыми значительная часть педагогов обычных школ просто не владеет.

Управление голосом, как залог успеха

Голос не обязательно должен быть громким, чтобы дети на уроке прислушивались к нему и выполняли пожелания учителя. Это основной инструмент педагога, которым тот должен владеть в совершенстве. У настоящих профессионалов дисциплина на уроке выдерживается независимо от возраста, настроения и состава аудитории. Дело не в таланте, а в умении применить на практике ряд рекомендаций, основанных на пяти безотказных приемах.

Краткость – сестра таланта

Лучший способ наладить дисциплину в классе – заинтересовать учеников. В этом поможет лаконичность. Материал, который подается четко, кратко, структурированно и без воды, лучше воспринимается детьми любого возраста и хорошо у них откладывается. Если дети будут знать, что каждое слово учителя имеет важное значение, они не станут отвлекаться и делать на уроке что-то постороннее, чтобы занять время до звонка.

Отсутствие в речи лишних слов, фраз, конструкций паразитов покажет классу, что учитель уверен в себе, держит ситуацию под контролем, потратил много времени на подготовку.

Простые предложения позволяют четко излагать свои мысли, не сбиваться, не делать оговорки, которые вызывают веселье аудитории.

Голос является основным инструментом педагога, с помощью которого можно выдержать дисциплину в классе.

Умение выдержать паузу

Многие учителя считают, что залог успеха педагога в умении перекричать школьников. На самом деле, проще наладить дисциплину в классе без крика. Надо показать слушателям, что за их внимание никто не собирается бороться. При этом надо довести до их сведения, что излагаемый на уроках материал будет с них спрашиваться. Если педагог из-за их поведения не сможет довести до них всю необходимую информацию, пострадают от этого только они. Не стоит пытаться рассказать хоть что-то, пока в классе идут разговоры, стоит монотонный гул. Школьники должны понимать, что допустимой на занятии может быть только полная тишина.

Урок – не место для выяснения отношений

Ученик, не уважающий учителя и других учеников – не редкость. Многие хулиганы буквально провоцируют своим поведением педагога или окружающих, чтобы затеять свору, начать разбирательства, отнять время у всего класса. Нельзя поддаваться на такие провокации, пытаться найти виновных, разбираться в ситуации прямо на занятии. Если у детей есть претензии друг к другу или к учителю, надо озвучить, что обсуждаться вопрос будет только после урока. Это поможет научить ребенка слушать и слышать учителя, даст понять нарушителям спокойствия, что их действия не позволят сорвать занятие, а лишь навлекут на них недовольство окружающих.

Голос в сочетании с невербальными приемами коммуникации

Учитель и ученик постоянно общаются, причем, не только вербально. Любое действие первого отзывается во втором. Чтобы придать своим словам максимальную значимость, педагогу следует смотреть прямо в глаза того, к кому обращена его речь. При этом к слушателю стоит развернуться всем телом и лицом. Если ученик без разрешения и веских оснований встал на уроке, нужно принять уже описанную позу и даже немного наклониться вперед. Это подчеркивает тот факт, что у говорящего все под контролем, он уверен в себе, готов к любым неожиданностям.

При наличии претензий в классе необходимо обсудить сложившуюся ситуацию с детьми после окончания учебных занятий.

Излагая материал или давая задание, не рекомендуется жестикулировать, ходить, выполнять параллельно какие-то действия. Нарушение этого правила умаляет важность сказанного, из-за чего слова плохо воспринимаются учениками, последние начинают отвлекаться.

Можно сложить руки за спиной. Несмотря на закрытость, знак действует успокаивающе, придает говорящему налет официальности.

Лучшее оружие – тишина

Если учитель на уроке теряет контроль над ситуацией, он обычно начинает нервничать, повышает голос, ускоряет темп речи, делает ее более пронзительной. Это еще больше распаляет аудиторию, создает дополнительные проблемы, привносит в атмосферу хаос. Объясняется это просто – на фоне шума детям проще переговариваться, поэтому они инстинктивно повышают уровень звука. Держать дисциплину на уроке намного проще, говоря тихим и спокойным, но разборчивым голосом. При появлении гула или шума звук следует еще немного приглушить, тогда ученики тоже станут тише, чтобы им не пришлось прислушиваться к словам.

Как добиться внимания всего класса?

Многие учителя считают достижением, когда им удается добиться, чтобы класс хотя бы молчал и не мешал, когда отвечает ученик у доски. Профессионалы ставят своей целью, чтобы все школьники на уроке внимательно наблюдали за происходящим. Добиться этого не так сложно. Достаточно следовать трем принципам, не имеющим ничего общего с принуждением или негативом.

Отказ от агрессии и навязчивости

Учитель и сам должен правильно вести себя на уроке в школе. Его главная задача – изложение материала без отвлечения на посторонние вещи или разбирательства. Чтобы не отклоняться от темы, теряя минимум времени на призывы детей к порядку, надо применять специальные приемы.

Методы коррекции, позволяющие поддерживать на уроке дисциплину:

  • невербальная – общение с учениками жестами во время устного изложения информации, поддерживание визуального контакта с нарушителями;
  • позитивная групповая – не нужно озвучивать моменты, которых школьники дети не должны делать. Лучше лишний раз повторить то, что входит в их задачи. Этот прием надо повторять каждый раз, когда появляются признаки того, что внимание учеников рассеивается;
  • анонимная индивидуальная – озвучивая то, чем класс должен заниматься, надо сделать акцент на том, что не все ведут себя дисциплинированно. При этом конкретных нарушителей называть не надо;
  • индивидуальная – если конкретный ученик отвлекается, не реагирует на пожелания и анонимную коррекцию, надо обратиться конкретно к нему, не отвлекая при этом окружающих. Не стоит вырывать из рук нарушителя отвлекающие предметы или демонстративно раскрывать перед ним учебник. Лучше наклониться, тихо озвучить замечание и продолжить урок;
  • мгновенная публичная – отсутствие результата от предыдущего приема требует более кардинальных мер. К нарушителю следует обратиться уже так, чтобы слышали все, но это не должно быть замечанием. Лучше пускай это будет призыв к усилению положительного действия «слушай внимательнее», «делай аккуратнее», а не запрет;
  • наказание – в крайнем случае применяется взыскание. Это должно быть последней мерой, чтобы не только нарушитель, но и все ученики поняли, что учитель старался решить все мирным путем, но плохого поведения он не потерпит.

Главная цель учителя донести и изложить учебный материал без отвлечения на призывы детей к порядку.

С помощью перечисленных подходов можно не только наладить дисциплину в 1 классе. Приемы действуют по отношению к школьником всех возрастов.

Спокойствие и твердость

Дети будут знать, как вести себя на уроке, если пресекать их нежелательные действия на раннем этапе. Не стоит ждать, что школьник сам догадается вести себя лучше, при этом нельзя срываться на него – спокойствие учителя действует на ученика умиротворяюще. Не нужно скупиться на благодарности, если ребенок выполнил просьбу. Вести уроки следует с упором на то, что это надо самим слушателям, а не педагогу. Не стоит использовать фразы, указывающие на превосходство взрослого. Максимальный положительный результат наблюдается при объединении всего класса в единую группу – чем чаще учитель говорит «мы» вместо использования «я» и «вы», тем лучше.

Правильное расставление акцентов

Навести дисциплину в классе молодому учителю проще всего, если все слушатели будут постоянно у него на виду. Этого можно добиться, видя их глаза. Приучив детей смотреть на учителя, когда он говорит, можно не переживать за то, что кто-то начнет отвлекаться. Еще один способ добиться дисциплины на уроке – доводить свои указания до выполнения. Мало сказать ученику, чтобы тот что-то сделал или перестал делать. Надо проследить, как он приступил к выполнению задания и только после этого переходить к другим делам. Это действие не должно быть абстрактным – следует озвучить благодарность, улыбнуться, показать свое расположение.

Дисциплина в классе при правильном подходе достигается всего за несколько уроков. После чего ее достаточно поддерживать с помощью простых приемов. При этом не стоит думать, что один и тот же учитель не может исправить вышедшую из-под контроля ситуацию. Если он способен поменять свое поведение, то и дети отреагируют на это должным образом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти могилу чингисхана
  • Как составить бюджет показатели
  • Как найти процент от аванса
  • Как найти мотивирующее слово
  • Как найти длину волны через постоянную планка