Вася красиво как курица лапой написал заглавие исправить ошибки

1. Вася красиво написал заглавие, как курица лапой. До глубины души восхищенная чудесной музыкой, Женя остановилась. Глаз не оторвать, котенок был очень некрасивый. Сложа руки, мы дружно работали. Ошибки нет. От страшной высоты у лягушки дух захватило. Сломя голову, Яшка остановился.

2. 1.Идут навстречу его просьбам и настойчивым требованиям. 2.Чувство темпа. 3.Слез льется за этими запорами. Все зашито да крыто. 4.Затрепетало под сердцем. 5.С восторгом разоблачителя. Из пустого в порожнее. 6.Воздержать дружбу. 7.История о нем умалчивает. 8.Выдерживал характер. 9.Выжимая сок из этих людей. 10.В голове каша. 11.Не мудрствуя лукаво. 12.Поделившись своими идеями друг с другом. 13.Играя из под платка черными глазами. 14.В ходе игры. 15.Шагать в ногу со временем.









Milana2K18_zn
Бакалавр



Предмет: Русский язык,


автор: animeli2008

Исправьте ошибки в предложениях и запишите исправленные предложения:
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать
Мы дружно работали, сложа руки
Яшка сломя голову, остановился
Помогите пожалуйста

Ответы

Автор ответа: Anonimka21veka





5

Ответ:

1.Вася КРИВО; 2.очень КРАСИВЫМ; дружно СИДЕЛИ; сломя голову БЕЖАЛ.

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: gunduzsahinaz70

Сформулируйте один вопрос к тексту, ответ на который предполагает оценку прочитанной информации ​

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: timeraminov2080

помогите решить задачу. Турист и велосипедист отправились одновременно от турбазы до станции. Велосипедист ехал со скоростью 6 км/ч, пешеход шел со скоростью 4км/ч. Пешеход затратил на дорогу на 1 час больше, чем велосипедист. Определите время пути пешехода и велосипедиста?

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: 79wu

Запишите координаты точек на Координатной плоскости:

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: kolaglj

Найдите наибольший общий делитель чисел:
А)35и18 2)24и30 3)45и56 д)72и120 е)792и1188 ж)920и396 и)42и105 к)588и252 л)680и612

6 лет назад

Предмет: Математика,
автор: Justiniana

Вычислите удобным способом используя свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа.
а) (532+169)-332=
б) 708-(117+208)=

6 лет назад

1. Вася красиво написал заглавие, как курица лапой. До глубины души восхищенная чудесной музыкой, Женя остановилась. Глаз не оторвать, котенок был очень некрасивый. Сложа руки, мы дружно работали. Ошибки нет. От страшной высоты у лягушки дух захватило. Сломя голову, Яшка остановился.
2. 1.Идут навстречу его просьбам и настойчивым требованиям. 2.Чувство темпа. 3.Слез льется за этими запорами. Все зашито да крыто. 4.Затрепетало под сердцем. 5.С восторгом разоблачителя. Из пустого в порожнее. 6.Воздержать дружбу. 7.История о нем умалчивает. 8.Выдерживал характер. 9.Выжимая сок из этих людей. 10.В голове каша. 11.Не мудрствуя лукаво. 12.Поделившись своими идеями друг с другом. 13.Играя из под платка черными глазами. 14.В ходе игры. 15.Шагать в ногу со временем.


Русский язык,


вопрос задал animeli2008,


5 месяцев назад

Исправьте ошибки в предложениях и запишите исправленные предложения:
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать
Мы дружно работали, сложа руки
Яшка сломя голову, остановился
Помогите пожалуйста

Ответы на вопрос

Ответ:

1.Вася КРИВО; 2.очень КРАСИВЫМ; дружно СИДЕЛИ; сломя голову БЕЖАЛ.

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Русский язык,
4 месяца назад

Орфаграмма в слове робко…

География,
4 месяца назад

На каких территориях Евразии практически отсутствует постоянное население? (Несколько вариантов ответа.) Ответ: 1) смешанные леса 2) тайга 3) прибрежные районы 4) арктические пустыни 5)…

Английский язык,
5 месяцев назад

Напишите 5 предложений почему вы против школьной формы( Беларусь)​…

Математика,
5 месяцев назад

Помогите пожалуйста решить,срочно!!!

География,
5 лет назад

Если масштаб 1 : 90000000, то сколько км в 1 см?

Математика,
5 лет назад

найдите длину окружности, если её радиус равен 36см; 0,44см; 125км.( число Пи округлите до сотых)…



Скачать материал

Фразеологические обороты речи как средство выразительности русского языка В...



Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 32 человека из 17 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Фразеологические обороты речи как средство выразительности русского языка В...

    1 слайд

    Фразеологические обороты речи
    как средство выразительности
    русского языка

    Выполнил: Прояева О.А.
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ №58 г. Самара

  • «Ребенок не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь»C...

    2 слайд

    «Ребенок не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь»
    Cредневековые гуманисты

  • Зарубить на носу

  • Водить за нос

  • Спустя рукава

  • На всех парусах

  • Дело в шляпе

  • Наломать дров

  • Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова...

    10 слайд

    Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Допишите предложения. 

    — Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
    — Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
    — Кирилл целый день бездельничал.
    — Мы догадывались, что он нас обманывает.
    — Первого сентября Юля проснулась очень рано.

    Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

  • ПРОВЕРЬТЕ Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя пропустил мимо...

    11 слайд

    ПРОВЕРЬТЕ
    Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя пропустил мимо ушей.
    Ира узнала, что поездка откладывается , и повесила нос.
    Кирилл целый день бил баклуши.
    Мы догадывались, что он нас водит за нос.
    Первого сентября Юля проснулась ни свет , ни заря.

  • Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употребле...

    12 слайд

    Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки

    — Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
    — Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
    — Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
    — Мы дружно работали сложа руки.
    — Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
    — У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  • ПРОВЕРЬТЕ небрежно- Вася красиво, как курица лапой, написа...

    13 слайд

    ПРОВЕРЬТЕ
    небрежно
    — Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
    — Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
    — Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
    не покладая рук
    — Мы дружно работали сложа руки .
    — Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
    — У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  • ПРОВЕРЬТЕВася небрежно, как курица лапой, написал заглавие.Женя остановилас...

    14 слайд

    ПРОВЕРЬТЕ

    Вася небрежно, как курица лапой, написал заглавие.

    Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

    Котенок был очень красивым, глаз не оторвать.

    Мы дружно работали не покладая рук.

    Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

    У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  • Роль фразеологических оборотов в русском языке: фразеологизмы отражают национ...

    15 слайд

    Роль фразеологических оборотов в русском языке:
    фразеологизмы отражают национальную самобытность языка

    изучение фразеологизмов повышает культуру речи и общую культуру человека
    правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость, образность

  • Кто много читает, тот много знаетНародная мудрость

    16 слайд

    Кто много читает, тот много знает
    Народная мудрость

  • Спасибо за урок

Краткое описание документа:

На уроках литературного чтения, русского языка, да и в повседневной разговорной речи мы часто сталкиваемся с фразеологическими оборотами речи, значения которых многим ученикам не известны. Таким учащимся сложно понять смысл прочитанного или услышанного. Поэтому очень важно уделять этому вопросу особое внимание, используя различные упражнения.
Данная работа представляет собой фрагмент урока литературного чтения, на котором рассматривается прием, направленный на формирование образной речи младших школьников.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 096 717 материалов в базе

  • Выберите категорию:
  • Выберите учебник и тему
  • Выберите класс:
  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 16.05.2015
  • 808
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 16.05.2015
  • 5198
  • 8
  • 16.05.2015
  • 707
  • 2
  • 16.05.2015
  • 1903
  • 0
  • 16.05.2015
  • 1137
  • 0

Рейтинг:
1 из 5

  • 16.05.2015
  • 7177
  • 14
  • 16.05.2015
  • 742
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Для уроков Русского языка по УМК «Школа России»

Тема : «Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов».

                               (Дополнительный материал)

Составила учитель начальных классов

 МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я.Фалалеева п. Монино

Азарова О.В.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов.

 (Эти задания можно использовать на уроках русского языка (2-4 классы), при подготовке к районным олимпиадам, интеллектуальным марафонам или при проведении отборочного тура школьной олимпиады)

Цель:

  • Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;
  • Активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах (изложения, сочинения);
  • Составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
  • Формирование образной речи детей. Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;
  • Развивать способности учащихся.

Задания:

№1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы*?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

(I — засучив рукава, в поте лица, не покладая рук — фразеологизмы близки по значению, «усердно, старательно трудиться, работать»; II — палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить — фразеологизмы с общим значением «бездельничать».)

№2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (1- сломя голову, во всю прыть; 2 — и дело с концом, дело в шляпе; 3 — и след простыл, поминай как звали.)

№3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм. Рукой подать За тридевять земель Хоть пруд пруди.

Повесить голову

Взять себя в руки

С гулькин нос

Воспрянуть духом

Выйти из себя

(За тридевять земель — рукой подать; повесить голову — воспрянуть духом; с гулькин нос – хоть пруд пруди; выйти из себя — взять себя в руки. Данные фразеологизмы-антонимы представлены во «Фразеологическом словаре русского языка» Е.А. Быстровой, АЛ. Окуневой, Н.М. Шанского.)

 Уже к 3 классу учащиеся овладевают понятием «фразеологизм», разными способами толкования значения фразеологизма (подбором слова-синонима, описательным толкованием, обращением к этимологии фразеологизма), имеют достаточно объемный фразеологический запас, ориентируются во фразеологическом словаре.

№4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

1.        Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2.        Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

3.        Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

4.        Мы дружно работали сложа руки.

5.        Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

6.        У лягушки дух захватило от страшной высоты.

7.        Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма — устойчивости.

№1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы,

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, 1убы заговаривать,

покраснеть до кончиков волос.

№2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)

С .., нос (голубиный, гулькин)

Делать из … слона (комара, мухи)

Не в своей … (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.

№1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. — Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. — Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

№2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1.        Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

2.        Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3.        Кирилл целый день бездельничал.

4.        Мы догадывались, что он нас обманывает.

5.        Первого сентября Уля проснулась очень рано.

(Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей).

Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме:»Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?» Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?

О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

             Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на &го месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй — в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

— Нет, мать, — заключил однажды отец, — я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене., чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце кондов, показать, где раки зимуют…

(По Э.А. Вартаньяну)

 Литература:

  • С.В.Максимов. Крылатые слова. Москва «Терра» 1995г.
  • «Лови момент».  Москва. Ридерз Дайджст. 2011г.
  • Словарь Фразелогизмов. Москва «Терра» 1999г.
  • Универсальный фразеологический словарь русского языка. Москва. «Вече». 2000 г.

Упражнения, направленные на уяснение значения фразеологизмов

1. Найди пару.

Подбери к каждому слову из левой колонки фразеологический оборот из правой.

Метко —                                     рассеиваться как дым

Неожиданно —                           держать язык за зубами

Тесно —                                     намять бока

Темно —                                     как снег на голову

Опытный —                                хоть глаз выколи

Мокрый —                                  не в бровь, а в глаз

Молчать —                                 яблоку негде упасть

Хвалить —                                 стреляный воробей

Обманывать —                           ни одной сухой нитки

Бить —                                      возносить до небес

Исчезать —                                обводить вокруг пальца

2. Как об этом говорят?

Подбери подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

О кротком и безобидном человеке.

Об излишней вежливости.

О болтливом человеке.

О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на недели. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

3. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

4.Что это?

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не по­нимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопыт­ные.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его со­ветуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бро­сают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда гово­рим:

Об очень большой тесноте в помещении.

О полной тишине.

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радост­ного.

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, от­ветственность за чужой проступок.

Об удачливом счастливом человеке.

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

О том, к чему трудно придраться.

О забывчивости, плохой памяти.

О том, кто сам не пользуется и другим не дает.

О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.

(Ответы: 1. Яблоку негде упасть. 2. Слышно, как муха проле­тит. 3. Первая ласточка. 4. Козел отпущения. 5. В рубашке родился. 6.  На душе кошки скребут. 7. Комар носа не подточит. 8. Голова как решето. 9. Собака на сене. 10. Сел в галошу.)

6. Вспомните несколько постоянных сравнений.

1.Очень много людей в тесном помещении.

2.Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать.

3.Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4.Ничего не действует на кого-либо.

5.Очень быстро бежать.

6.Рухнуть тяжело, всем телом.

7.Дело идет с трудом, еле ладится.

8.Появляться быстро, в большом количестве.

9.Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

10.Проливной дождь, ливень.

11.Все видно очень ясно, отчетливо.

12.Тщательно, заботливо охранять что-либо.

(Ответы:Как сельдей в бочке. 2. Как рыба в воде. 3. Вертеться как белка в колесе. 4. Как с гуся вода. 5. Лететь стрелой. 6. Повалиться как сноп. 7.Скрипит как несмазанное колесо. 8. Как грибы после дождя. 9. Си­деть как на иголках. 10. Льет как из ведра. 11. Видно как на ладони. 12. Бе­речь как зеницу ока.)

Упражнения, направленные на введение фразеологических оборотов в активный словарь школьника

1. Загадки-складки. Доскажи словечко.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней…

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю…

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле…

Говорил товарищ мой вчера,

Что в кино сходить давно пора.

Только я хотел уж собираться, —

Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

— Что ты, — закричал я, — в самом деле!

У тебя…

Товарищ мой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …,

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

2. Соревнование «Кто больше?»

В эту игру можно играть одному, но еще лучше с друзьями. За определенное время (но не более 10 минут) каждый из играющих на листке бумаги должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

головаглаз

человек с головой                             мозолить глаза

морочить голову                                хлопать глазами

вскружить голову                              говорить в глаза

потерять голову                                 пускать пыль в глаза

не сносить головы                              глазом не моргнуть

отвечать головой                               с глазу на глаз

как снег на голову                             открыть глаза

голова идет кругом                            как бельмо в глазу

сломя голову                                     смотреть чужими глазами

нос ухо

задирать нос                                       держать ухо востро

вешать нос                                         пропустить мимо ушей

водит за нос                                       покраснеть до ушей

зарубить на носу                                медведь на ухо наступил

клевать носом                                    развесить уши

держать нос по ветру                         навострить уши

остаться с носом                                 слышать краем уха

встретиться нос к носу                        прожужжать все уши

не видеть дальше своего носа             ушки на макушке              

уши вянут

зубрука

зуб на зуб не попадает                                                     валиться из рук

око за око, зуб за зуб                                                       дать руку на отсечение

говорить сквозь зубы                                                       из рук вон плохо

иметь зуб (на кого-либо)                                                  как без рук

в зубах навязло                                                               легкая рука

положить зубы на полку                                                  мастер на все руки

ни в зуб ногой                                                                 умывать руки

скалить зубы                                                                   прибрать к рукам

зубы заговаривать                                                           взять себя в руки

попасть на зуб                                                                 сидеть сложа руки

языкноги

язык без костей                                                              со всех ног

острый на язык                                                               встать на ноги

тянуть за язык                                                                встать с левой ноги

злые языки                                                                    падать с ног

язык проглотить                                                            потерять почву под ногами

найти общий язык                                                          сбиться с ног

язык не поворачивается                                                 идти в ногу

держать язык за зубами                                                 путаться под ногами

язык до Киева доведет                                                   ног под собой не чуять

не сходить с языка

3. Окончите фразеологизм.

1. Золотые… 2. Изо дня… 3. Ломать… 4. Лакомый… 5. От нечего… 6. Лицом… 7. Спустя… 8. Не сводить… 9. Медвежья… 10. Зарубить… 11. От всего… 12. Битком… 13. Калачом… 14. Как рукой…15. Прикусить… 16. Мастер… 17. Не долго… 18. Ни жив… 19. До поры… 20. Несолоно…21. С горем… 22. Как снег… 23. Выбиться… 24. Повестка… 25. На каждом… 26. Кто в лес… 27. Ни к селу… 28. Утереть… 29. Волчий… 30. Чёрным… 31. По головке… 32. Взбрести… 33. Вывести… 34. Плестись… 35. Насиженное… 36. С минуты… 37. Тише воды… 38. Само собой… 39. Обивать… 40. Поминай… 41. Кривить… 42. Легок… 43. В час… 44. На одну… 45. Чужими руками…

(Ответы: …руки; …вдень; …голову; …кусок; …делать; …к лицу; …рукава; …глаз; …услуга; … на носу; … сердца; …набито; …не зама­нишь; …сняло; …язык; …на все руки; …думая; …ни мертв; …до време­ни; …хлебавши; …пополам; …на голову; …из сил; …дня; …шагу; …кто по дрова; …ни к городу; …нос; …аппетит; …по белому; …не погладят; …на ум; … на чистую воду; …в хвосте; …место; …на минуту; …ниже травы; …разумеется; …пороги; …как звали; …душой; …напомине; …по чайной ложке; …колодку; …жар загребать).

4.Одинаковые слова.

Предлагаю вам несколько фразеологических оборотов с одина­ковыми словами, замененными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

а)    … об … Из … вон плохо. Сбыть с … Мастер на все … Сидеть сло­жа … Золотые …

б)    …нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка. Черным по … написано.

в)    Как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать. Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из …

г)    … на лоб лезут. …на мокром месте. …разбежались. Выплакать все … Смотреть во все … В … рябит. Как бельмо на … Не в бровь, а в …

д)    Не … в обиду. …себя знать. … маху. … слово. Как пить … Не … спуску. Ни … ни взять.

е)    … век. …дно. … осень. … руки. Сулить … горы. …мастер.

(Ответы: Руки. Белый. Вода. Глаза. Дать. Золотой.)

5. По группам.

Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

6. Сколько групп?

Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма (устойчивости)

1.Найди ошибки.

Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.

2Найди ошибки.

Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

3. Нужное слово.

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)
С … нос (голубиный, гулькин)
Делать из … слона (комара, мухи)
Не в своей … (чашке, тарелке)

4. Ни пуха ни пера.

Определите, где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в переносном смысле. Объясните происхождение и смысл фразеологизма.

Рано утром мама-квочка                                                 Через час, едва живой,

В класс отправила сыночка.                                            Петушок идет домой.

Говорила: — Не дерись,                                                    Ковыляет еле-еле

Не дразнись, не петушись.                                              Он со школьного двора,

Поспеши, уже пора.                                                         А на нем и в самом деле

Ну, ни пуха ни пера!                                                        Нет ни пуха, ни пера.

5. Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?

Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой.

6.Фразеологический зверинец.

Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Грязный как…

Упрямый как…

Болтлив как …

Колючий как…

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, раба, свинья, осел, сорока, еж.)

7. Найди фразеологизм.

Подчеркните в предложениях фразеологические обороты.

1. Расчертите лист сначала вдоль, а затем поперек. Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

2. Я не нашел себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. Они трудились не разгибая спины до самого вечера.

5. В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите свою просьбу.

6. Ни днем, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

7. За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. Не мало было у отца забот, пока не поставил он нас на ноги.

9. Пудель продолжал стоять на задних лапках. Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?

10. Мы нашли на чердаке осиное гнездо. У них не дом, а настоящее осиное гнездо.

8. Составьте пары.

По аналогии с предыдущим заданием составьте предложения со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами.

Держаться в тени; попасть не в бровь, а в глаз; утереть нос; намылить голову (шею); за обе щеки; черным по белому; высоко держать знамя; со дна моря достать; сказка про белого бычка; много воды утекло; с закрытыми глазами; с треском провалиться; заварить кашу; стоять на часах.

Докажите, что в одном случае это свободные сочетания слов, а в другом – фразеологические обороты.

Упражнения, направленные на интеграцию понятий «фразеологический оборот», «синонимы», «антонимы»

1.Антонимы.

Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель               Хоть пруд пруди
Повесить голову                     Взять себя в руки
С гулькин нос                         Воспрянуть духом
Выйти из себя                         Рукой подать

2.Вместо фразеологизмов — синонимы.

Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и об­челся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой)

3.  Антонимы — синонимы.

Укажите сначала фразеологические обороты со словами-антонима­ми, затем — с синонимами.

Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сытни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.

4. Одним словом.

Замените фразеологический оборот словом-синонимом

Дать обещание — …         Делать вид — …

Прийти на выручку — …   Дать знать — …

Принимать участие — …   Дать согласие — …

Проявить интерес — …     Подать весть — …

Окружить заботой — …     Положить конец — …

Завязать дружбу — …       Завязать разговор — …

Прийтись по вкусу — …    Воспрянуть духом — …

Держать путь — …           Хранить молчание — …

Бросать упрек — …          Остаться в живых — …

Бросить взгляд — …         Строить догадки — …

Идти на лад — …             Приходить в восторг — …

Питать надежду — …       Вылетело из головы — …

Пустить корни — …         Вести переписку — …

Не вешать нос — …         Поднять на смех — …

Вставлять палки в колеса — … Перемывать косточки — …

Навострить лыжи — …              Не сносить головы — …

Пуститься в пляс — …              Сколько душе угодно — …

Как по команде — …           Не за горами — …

На всех парах — …            Как снег на голову — …

На скорую руку — …          Во все горло — …

Не на шутку — …               Не покладая рук — …

Спустя рукава — …            Буква в букву — …

Со всех ног — …                В один голос — …

Надуть губы — …               Клевать носом — …

Оставить в дураках — …    Пускать пыль в глаза — …

(Ответы:

Левая колонка: обещать; выручить; участвовать; заин­тересоваться; заботиться; подружиться; понравиться; идти; упрекать; взглянуть; налаживаться; надеяться; обосноваться; не унывать; ме­шать; убежать; заплясать; дружно; стремительно; наспех; серьезно; кое-как; быстро; обидеться; обмануть.

Правая колонка: притворяться; сообщить; согласиться; известить; покончить; разговориться; ободриться; молчать; выжить; предпола­гать; восторгаться; забыл; переписываться; осмеять; сплетничать; не­сдобровать; вдоволь; близко; неожиданно; громко; усердно; точно; единодушно; дремать; обманывать.)

5. Фразеологизмы-синонимы.

Запомните характер употребления синонимических фразеологиз­мов к следующим выражениям.

Усердно, прилежно трудиться — не покладая рук, засучив рука­
ва, не жалея (щадя) сил, до седьмого пота, в поте лица (устар.).

Все без исключения — все как один, как один человек, от мала до велика, и стар и млад.

Мгновенно — в одно мгновение, в один миг, не успел огля­нуться, не успел глазом моргнуть.

Совсем близко — в двух шагах, рукой подать, быть под боком.

О большом количестве чего-либо — великое множество, как звезд на небе, хоть пруд пруди.

Очень бледный — как мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нем лица нет.

Очень тесно — повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке.

О внезапном и бесследном исчезновении кого-либо — поминай как звали, как в воду канул, и след простыл, ищи ветра в поле, только его и видели, как ветром сдуло, как сквозь землю провалился.

Быстро бежать — со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.

Говорить вздор — нести   ахинею, молоть ерунду,   нести галиматью, нести околесицу, пороть чепуху.

Вопреки чему-либо — несмотря на это, тем не менее.

Ничего не стоит, никуда не годится — грош цена, гроша мед­ного (ломаного) не стоит.

Очень плохо — никуда не годится, из рук вон, ниже всякой критики, не выдерживает (никакой) критики.

Все одинаково хороши — все как на подбор, молодец к молодцу, один к одному.

Испытывать большое наслаждение — быть на верху блаженства, чувствовать себя на седьмом небе.

Полностью прочитать — от начала до конца, от доски до доски, от корки до корки.

Вплотную столкнуться, встретиться, остаться с кем-либо —ли­цом к лицу, с глазу на глаз, один на один.

Не оставить следов преступления — замести следы, спря­тать концы в воду.

Ручаться, быть совершенно уверенным — держать   пари, биться об заклад, давать голову (руку) на отсечение, не сойти с этого места, провалиться на этом месте.

О том, кто неизмеримо хуже, ниже другого по своим внутрен­ним качествам — мизинца чьего-либо не стоит, в подметки кому-либо не годится.

Синонимы.

Найдите фразеологизмы — синонимы и соедините их.

Голову морочить                Пойти на попятный

Биться как рыба об лед     Одним лыком шиты

Бить отбой                         Голова на плечах

Дать по шапке              Играть на нервах

Одного поля ягода        Белая кость 

Считать ворон              Гроша медного не стоит

Дразнить гусей             Рукой подать

Дать осечку                  Дать по шее

Держать ухо востро      Гнуть в бараний рог

Высоко летать              Горе мыкать

Два шага                      Заговаривать зубы

Утереть нос                  Голубая кровь

Подложить свинью        Голубей гонять

Голова садовая             Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели     Дать маху

Грош цена                     Держать ушки на макушке

Каши просят                 Плыть по течению

Испустить дух               Кошки на душе скребут

Рубикон перейден         Есть просят

Другая песня                Другая история

Ждать у моря погоды    Жребий брошен

Сердце не на месте       Ад кромешный на душе

Душа болит                  Жизнь оставить

Антонимы.

Найдите фразеологизмы – антонимы.   

Черная кровь                            Выдерживать характер

Гонять лодыря                          Без царя в голове

Грош цена                                За тридевять земель

Повернуть оглобли назад          Голубая кровь

Два шага                                  Цены нет

Голова на плечах                      Гнуть спину

9. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов в речи.
Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.
Я привык отдавать себе полные отчеты за свои действия и поступки. Пора
уже тебе взяться за свой ум. Ну, хоть бейся об стенку, а ему все нипочем!
Никогда не забывай: все возвращается на спирали своя! Эти и другие во-
просы имеют большую роль в развитии этой еще молодой науки. Яшка
сломя голову, остановился. Вася красиво, как курица лапой, написал за-
главие. Мы дружно работали сложа руки.​

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фломастеры роблокс
  • Ваша копия windows 7 не является подлинной сборка 7601 как исправить это
  • Пятое четное число как найти
  • Как составить родословную для собаки
  • Как найти учеников на репетиторство онлайн