Вопросы суждения как составить по биологии

0

Что такое вопрос суждение, примеры? Как составить вопрос суждение?

дольфаника
[379K]

7 лет назад 

тэги:

вопрос суждение

категория:

образование

ответить

комментировать

в избранное

бонус

1 ответ:

старые выше

новые выше

по рейтингу

0

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

Суждение в значение «итог конечного анализа», чтобы составить вопрос суждение необходимо перед суждением поставить следующие слова , а в самом суждении ничего не менять.

Пример вопроса суждения и посмотрите схему структуры такого вопроса, из каких звеньев состоит вопрос.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?


0
нужна помощь?

Смотрите также:

Обществознание 8-10 кл. Олимпиада 2023. Как выбрать верные суждения (см)?

БВ. Как не задавать дублирующие вопросы (см)?

Викторина «Россия – моя история» 10–11 классы, какие вопросы и ответы?

Стоит сейчас задавать вопросы на БВ, если на них набрасываются ИИ аккаунты?

Что делать, если под вашим вопросом на БВ появляется странный ответ от ИИ?

Какие старые вопросы на БВ не потеряли свою актуальность? Почему?

ВПР Обществознание 9 класс, Как выбрать верные суждения о референдуме?

Онлайн-викторина «День народного единства» (2022). Какие ответы на вопросы?

Зачем на БВ задают вопросы и не смотрят потом ответы?

Почему пользователи этого ресурса задают очень простые вопросы?

Вопросы:

1. У каких животных впервые появляются перистые жабры?
2. Из чего образуются перистые жабры?
3. Какие органы дыхания птиц вы знаете? Перечислите их.
4. Что такое диафрагма? У каких животных она характерна?
5. Что такое газообмен? Зачем он нужен для живых организмов?
6. Как дышат простейшие одноклеточные животные?
7. Что участвует в дыхании?
8. Какие органы дыхания членистоногих? Где они расположены?
9. Куда проникает вода, когда рыба её заглатывает?
10. Как дышат земноводные?

Ответы:

1. Специальные органы дыхания-перистые жабры появляются у морских кольчатых червей и у водных членистоногих.
2. Перистые жабры образуются из выростов кожи по обеим сторонам.
3. Органы дыхания птиц: трахея, лёгкие, воздушные мешки.
4. Диафрагма-это мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной, грудобрюшная преграда. Она характерна для всех млекопитающих.
5. Газообмен-совокупность процессов обмена газов между организмом и окружающей средой. Газообмен предполагает вдыхание кислорода и выдыхание углекислого газа.
6. Одноклеточные простейшие животные дышат всей поверхностью тела.
7. В дыхании участвует кровь, которая обильно протекает к жабрам, омывает их, освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносит по всему организму.
8. Органами дыхания членистоногих являются трахеи, жабры, листовидные лёгкие, расположенные в углублениях покрова тела.
9. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.
10. Земноводные дышат с помощью простых лёгких и слизистой кожи.

Цель

  • Обобщить и систематизировать полученные знания
    по отделам растений

Задачи

  • Образовательная

Обобщить и систематизировать полученные
знания по отделам растений.

  • Развивающая

Развитие активной познавательной
деятельности, формирование интеллектуальных
способностей (умение анализировать, обобщать,
сравнивать, классифицировать, делать выводы,
работать по аналогии, проводить синтез,
доказательство).

  • Воспитательная

Прививать навыки коллективного труда, умения
коммуникации, выслушивать друг друга и
оценивать; индивидуальные качества
(ответственность перед товарищами, личная
значимость каждого).

I. Организационный момент

Объясняю форму работы на уроке и способ
оценивания в баллах. Командиры в каждой группе
оценивают каждого члена группы, каждый оценивает
себя (вдруг не согласны).

II. Вопросы-суждения (по § 86 “Биология” 6-й
класс, автор Пасечник В.В.)

I к.

II к.

III к.

Общее
количество вопросов на каждом ряду. Вопрос (1б)

Ответ
(2б)

Примерные вопросы-суждения, составленные
учащимися дома.

  1. Почему в лесах крона сосны формируется только
    вблизи вершины?
  2. Почему сосна считается неприхотливым деревом?
  3. Вследствие чего на болотистых почвах плохо
    развивается главный корень?
  4. Чем объяснить, что опавшие хвоинки соединяются
    по две?
  5. Чем объяснить, что сосна экономно испаряет
    влагу зимой?
  6. Почему сосны легко переносят засуху?
  7. Почему в темнохвойной тайге царит полумрак?
  8. Вследствие чего в еловом лесу мало растет
    растений?
  9. Почему ветер вырывает ель с корнем?
  10. Почему в еловом лесу растет в большом
    количестве мох?
  11. Каким образом ель отличается от сосны?
  12. Почему лиственница относится к листопадным
    деревьям?
  13. Почему можжевельник относят к голосеменным
    растениям?

(Подчитываем общие баллы в команде и
индивидуально)

III. Предлагаю следующие задания

1) Перечень понятий

  • Царство Растений,
  • Отдел водоросли,
  • Папоротникообразные,
  • Голосеменные,
  • Цветковые.

1.1 Выразить отношения между этими понятиями
через круги Эйлера. -1б

1.2 Почему все эти отделы объединяются в царство
растений? -1б

Все они способны к фотосинтезу.

1.3 Что называется фотосинтезом? — 1б

2) Составить эволюционную цепочку . — 2б

Мхи, голосеменные, водоросли,
папоротникообразные, псилофиты,
покрытосеменные. Правильный ответ: водоросли,
псилофиты, мхи, папоротникообразные,
голосеменные, покрытосеменные.

3) В соответствии с эволюционной цепочкой
распределить в таблице и объяснить, почему вы так
распределили?
– 2б (Задание выполняется
учеником у доски.)

4) Раскрыть понятия: водоросли, мхи,
папоротникообразные, голосеменные,
покрытосеменные.
Работа в командах (каждое
правильно раскрытое понятие -3б).

Понятия Содержание
Объем
Водоросли Низшие растения,
которые состоят из клеток, не имеют органов
I. По месту
обитания

1) Пресноводные

2) Морские

3) На сырой земле

4) На коре деревьев

II. По количеству клеток

1) Одноклеточные

2) Многоклеточные

III. По цвету

1) Зеленые

2) Бурые

3) Красные

IV. По форме хромотофора

Мхи Высшие споровые
растения, которые имеют побег.
I. По месту
обитания

1) Темный сырой лес

2) Болото

II. По количеству мертвых клеток

III. По расположению половых органов
(гаметофитов)

1) Раздельнополые однодомные

2) Раздельнополые двудомные

IV. По наличию ризоидов

Папоротникообразные Высшие споровые
растения, которые имеют побег и корень.
I. По
жизненной форме

1) Травянистые

2) Древесные

II. По размеру

1 ) Низкие

2) Высокие

III. По способу размножения

1) Споровые

2) Семенные

Голосеменные Высшие растения,
размножающиеся семенами, но не имеющие цветка.
I. По
жизненным формам

1 ) Деревья

2) Кустарники

II. По месту обитания

III. По расположению листьев

IV. По времени созревания семян

Покрытосемянные Высшие растения,
имеющие цветок.

Семя покрыто плодом.

I. По
жизненным формам

1) Деревья

2) Кустарники

3) Травы

II. По продолжительности жизни

1) Однолетние

2) Двулетние

3) Многолетние

III. По размеру

IV. По среде обитания

1) Водная

2) Наземно-воздушная

V. По назначению

1 ) Дикорастущие

2) Культурные

а) декоративные

б) овощные

в) хлебные и т.д.

VI. По количеству семядолей

1 ) Однодольные

2) Двудольные

VII. По расположению органов размножения

1) Обоеполые

2) Раздельнополые

а) однодомные

б) двудомные

Оформляем работу в командах, составляем
таблицу и заносим ее в тетрадь.

5) Обобщить и сделать выводы к таблице в
виде схемы.
— 3б.

Найти в содержании каждого понятия родовой
признак, видовой признак.

Учащиеся предлагают варианты схем, обсуждаем и
приходим к правильному решению.

К данной схеме задаю следующие вопросы:

  1. Почему мхи и папоротникообразные относятся к
    высшим растениям? — (1б)
  2. Почему эти растения относятся к споровым
    растениям? — (1б)
  3. Почему растения размножающиеся семенами имеют
    преимущество в природе над споровыми растениями?
    — (16)
  4. Почему голосеменные, размножаясь семенами, не
    заняли господствующего положения на Земле (хотя
    и были единственными семенными растениями)? — (1б)
  5. Вследствие чего покрытосеменные заняли
    господствующее положение на Земле? (семя
    покрытое плодом — защита, запас питательных
    веществ, разнообразные виды опыления, быстрое
    созревания семян, разнообразные виды
    распространения, вегетативное размножение) — (1б)
  6. Записать эволюционную цепочку в тетрадь и
    указать основные ароморфозы у растений. (5б)

 Выясняем: каким образом на Земле шло
развитие растений? — (2б)

(От одноклеточного к многоклеточному. От
простого к сложному)

Карточка № 3 (Работа в команде) — одно
суждение 2б.

(Сравнения)

  1. По сравнению с …
  2. Так же, как …
  3. Как …, так и …
  4. Сравнивая …, можно сказать …
  5. Кроме … еще …
  6. Помимо …
  7. Больше чем …
  8. Не только …, а и …
  9. На ряду с …
  10. Если …, то …
  11. В отличие от …
  1. По сравнению со мхами, папоротники имеют более
    сложное строение.
  2. Так же, как и голосеменные, покрытосеменные
    размножаются семенами.
  3. Как мхи, так и папоротникообразные имеют листья
    и стебель.
  4. Сравнивая отдел покрытосеменных с другими
    отделами растений, можно сказать, что это самые
    сложные растения.
  5. Кроме листьев и стеблей папоротниковообразные
    имеют еще и корень.
  6. Помимо семени у покрытосеменных есть плод.
  7. Больше чем покрытосеменные, других
    высокоорганизованных отделов на Земле нет.
  8. Не только голосеменные, а и покрытосеменные
    размножаются семенами.
  9. Наряду с семенными существуют и споровые
    растения.
  10. Если изменятся условия на земле, то могут
    появиться другие растения.
  11. Если не будет воды, то существовать водорослям
    будет невозможно.
  12. В отличие от мхов голосеменные устроены
    сложнее.
  13. В отличие от мхов размножение голосеменных не
    зависит от воды.

8) Работа с кругами Эйлера (выявит
отношения между понятиями).

  1. Покрытосеменные, Цветковые. (1б)
  2. Царство Растений, Отдел Покрытосеменные, Класс
    Двудольные. (2б)
  3. Отдел Цветковые, Семейство Крестоцветные,
    Семейство Сложноцветные. (2б)

9) Найти противоположное понятие (каждое
понятие 1б)

  • Спорофит — Гаметофит
  • Яйцеклетка — Сперматозоид
  • Голосеменные — Покрытосеменные
  • Споровые — Семенные
  • Однодольные — Двудольные
  • Обоеполые — Раздельнополые
  • Однодомные — Двудомные
  • Низшие — Высшие
  • Одноклеточные — Многоклеточные

10) Найти лишнее понятие(2б)

  • Спирогира, мох сфагнум, сосна, хвощ, томат

Ответ: спирогира т. к. низшее растение, а
остальные высшие растения.

IV. Подведение итогов

Командиры подсчитывают баллы в своей команде, и
каждый ученик подсчитывает баллы индивидуально.
Оценки выставляются по количеству набранных
баллов. При таком варианте ведения урока
отрицательных оценок не бывает.

Emblem2копированиеobr.pngМинистерство образования и науки
Российской Федерации

Главное
управление образования мэрии г. Новосибирска

Управление образования администрации
Ленинского района

муниципальное
бюджетное общеобразовательное

учреждение
города Новосибирска

«Гимназия №14 «Университетская»

630064 г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 31 факс 346-47-31,тел.
346-47-31,

ИНН  5404121137/КПП  540401001, ОГРН 1035401482071 ОКОНХ
92310, ОКВЭД 80.21.2 ОКПО 23642416,
gym_14_nsk@nios.ru, сайт: 
gim-14.nios.ru

проект

«Алгоритм
работы с понятиями на уроках биологии»

Разработчик:

Рыженькова Светлана
Григорьевна,

учитель биологии

высшей квалификационной
категории

Новосибирск

 2018

Оглавление

1.   Аннотация проекта

2.   Описание образовательного
учреждения

3.   Проблема, на решение
которой направлен проект

4.   Цель и задачи проекта

5.   Этапы реализации проекта

6.   Ожидаемые результаты

7.   Критерии эффективности
реализации проекта

8.   Условия реализации
проекта. Ресурсное обеспечение.

9.   Практическая
значимость проекта

10. Соответствие проекта
нормативно-правовой базе различного уровня

   11.   Литература

1.   
Аннотация
проекта

Знание
точного значения слов и их различия между собой,

 хотя
бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого

истинного
мышления, ибо  слова  суть выражения понятий.

А
можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости,

одного
понятия от другого?

В.Г.
Белинский
                                                                          

Основная задача современной системы
образования состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, познакомить с
основами научных знаний.

Любая наука имеет вполне определенную
структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Именно поэтому ученику,
чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь,
необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то
обучающийся легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам
читает в учебниках и других пособиях.

Необходимо
помнить, что, работа над формированием терминологического аппарата учащихся
должна вестись постоянно и в системе, начиная с 5-го класса, с момента
знакомства с курсом биологи.

Чтобы
тот понятийный аппарат, который усваивается детьми, оставался в их памяти,
нужно постоянно к нему возвращаться. Например, я на уроках биологии использую
так называемый приём «полётного повторения»,
 когда в качестве разминки к уроку
повторяются термины, знание которых необходимо для изучения следующей темы.
 В некоторых ситуациях при изучении
терминов можно использовать литературные приемы. Например, эффективным методом
работы над понятиями является синквейн, что в переводе с французского означает
«стихотворение, состоящее из пяти строк» или пятистрочие. При написании его
реализуются все личные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие,
образные). Также можно использовать диаманту – форму из семи строк, первая и
последняя из которых, рассматриваемые понятия с противоположным значением.
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и
взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Например, длиннодневные —
короткодневные, прогресс — регресс и др. Авторы синквейна и диаманты должен
обладать глубоким знанием темы, знать терминологию.

Также
можно применить приём чтения текста с составлением кругов Эйлера. Они
используются для визуального представления логических операций. Сегодня этот
приём используется не только в биологии и в математике, но и логике,
менеджменте. Ученики сравнивают социальные явления, находя общее и частное.

2.   
    Описание
образовательного учреждения

Образовательная организация открыла свои двери 11
января 1959 года,  в  2006 году аккредитована  на статус «гимназия». В 2011
году МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» прошла очередную государственную
аккредитацию на 12 лет. 

Основные достижения

2006 г. – победитель  конкурса образовательных учреждений,
активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках
приоритетного национального проекта «Образование»;

2007 г. – лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие
школы России — 2007»;

2008 г. – лауреат конкурса образовательных учреждений,
активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках
приоритетного национального проекта «Образование»,  участие в  эксперименте  по
внедрению государственных образовательных стандартов начального общего
образования;

2009 — 2012 гг. – городская экспериментальная площадка
по вопросам гендерного обучения и воспитания;  награждена Большой и Малой
золотыми медалями Международной выставки УЧСИБ;

2011 г. – начало реализации регионального проекта
«Школа — центр физической культуры и здорового образа жизни»,  совместного
проекта с Городским центром изобразительных искусств «Непрерывное духовное
художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное
искусство», участие в областном проекте «Танцующая школа». 

2012 г. – победитель регионального конкурса на
создание специализированных классов углубленного изучения математики;  
реализация регионального проекта «Моя школа – весь мир»; межведомственная
сетевая городская экспериментальная площадка  по теме «Непрерывное духовное
художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное
искусство»; пилотное внедрение Государственных образовательных стандартов
основного общего образования;  победитель конкурса среди образовательных
учреждений по реализации проектов и программ по художественно-эстетическому и
нравственному воспитанию и просвещению детей и молодежи Министерства культуры
Новосибирской области;

2013 г. –  городская стажировочная  площадка по
внедрению ФГОС ООО. Победитель конкурса на создание классов для одаренных детей
инженерно-технологического направления в Новосибирской области.

2014 г. — награждена Малой золотой и серебряной
медалями Международной выставки УЧСИБ; педагоги гимназии стали победителями
Всероссийского конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют» в номинациях
«Молодой учитель», «Молодой педагог-психолог»; лауреатами
I,
II,
III
степени Регионального конкурса творческих педагогических проектов «Так зажигают
звезды»; победителями и лауреатами городского конкурса проектов «Инновации в
образовании».

2015 г. – начало реализации Международного проекта
«Билингвальное обучение в Сибири» совместно с Немецким культурным центра имени
Гёте в Новосибирске, педагоги гимназии – лауреаты и победители Всероссийского
открытого педагогического фестиваля «Современное образование: опыт, инновации,
перспективы», Городского конкурса «Инновационные методики и технологии», 
победитель Городского конкурса на получение бюджетного образовательного
сертификата на повышение квалификации, призер Всероссийского конкурса школьных
изданий «ШКОЛИЗДАТ: пресс-лайн «.

Школа занесена в первую книгу рекордов и достижений
Новосибирска – 2008, является членом Ассоциации Лицеев и гимназий Новосибирской
области, членом Ассоциации Лучших школ России.

Учреждение является инновационным учреждением, активно
реализующим основные направления развития системы образования Новосибирской
области и России.

В основе новой образовательной системы гимназии –
реализация ключевых идей: индивидуализация, качество, успешность. Индивидуализация 
как основной подход к организации образовательного процесса обеспечивает новое
качество образования,  в результате  создаются условия для успешной
жизнедеятельности участников образовательного процесса. Индивидуализация как
механизм совершенствования образовательного процесса, качество как измеритель
его эффективности, успешность как результат деятельности гимназии.

Гимназия обеспечена достаточными ресурсами: кадровыми;
материально-техническими; организационными; научно-методическими; информационными,
финансовыми.

Директор Судоргина Любовь Вилениновна, Отличник
народного просвещения, Заслуженный учитель РФ, Лучший педагогический работник
Новосибирской области 2007 года, возглавляет образовательное учреждение с 1993
года.

3.   
Проблема,
на решение которой направлен проект

Одна из основных проблем в обучении
биологии — проблема усвоения учащимися научных терминов. Эту задачу усложняют
следующие обстоятельства:

1.                
Большое
количество понятий, необходимых для запоминания.

2.                
Небольшой
словарный запас у большинства учащихся. Понятия, с которыми дети работают на
уроке, не всегда применяются ими для постоянной разговорной практики.

3.                
Недостаточный
научный опыт учащихся. Усвоение понятия остановилось на стадии знакомства с
ним, а не освоения. Часть обучающихся плохо понимает рассказ и объяснения
преподавателя потому, что уровень их владения биологическими терминами,
используемыми в этом случае, крайне низок. Несоответствие уровней владения
понятиями учителем и учениками – одна из основных проблем обучения. Многие
обучающиеся не понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими знаний
от их терминологической грамотности. Отсюда следует, что для преподавателя
очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной
терминологией, в противном случае ученики не в состоянии усвоить предлагаемую
программу по предмету.

В контрольно-измерительных материалах
итоговой аттестации учащихся довольно часто встречаются задания на знание
соответствия понятий и определений, определения характерных черт понятий и
другие задания, связанные со знанием понятий и терминов. Анализ ответов
школьников на ЕГЭ по биологии показывает, что трудности и проблемы, с которыми
они сталкиваются, выполняя задания, во многом связаны не только с пробелами в
знаниях, но и с непониманием основных биологических терминов. Поэтому проблема
формирования у учащихся терминологической грамотности очень актуальна.

При работе с понятиями у учащихся
возникает так называемая ситуация терминологического затруднения. Традиционно
учащимся, попавшим в такую ситуацию, мы рекомендуем обращаться к словарям и
энциклопедиям. Но, открыв их, они тут же сталкиваются с новыми трудностями.
Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих
признаков, грешат сложностью формулировок, запутанностью.

 Какие же методические приёмы можно
использовать учителю в работе с понятиями?

Всем известно, что познание начинается с
интереса. Познавательный интерес активизирует умственную деятельность,
направленную на поиск и усвоение знаний. Как этого добиться?  Один из возможных
вариантов действия: сделать так, чтобы конкретно биологический материал и
средства контроля над усвоением знаний были переплетены с элементами
неопределенности. И в этом большую помощь учителю может оказать работа над
понятиями, если правильно ее организовать. Не ограничиться скучным и
малоэффективным заучиванием терминов по словарю, а превратить этот процесс в
живое, творческое познание биологии. Ведь понятия присутствуют практически в
любом биологическом материале. На одних уроках мы их изучаем, на других –
повторяем, на третьих проверяем знание их учащимися.

Находясь в состоянии терминологической
неграмотности, обучающиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают
активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа.

Еще одной причиной слабого знания
терминологии является то, что знания о терминах, полученные учащимися ранее,
довольно быстро утрачиваются, а потому требуется периодическое возвращение в
терминологический багаж, так как наличие названного недостатка не позволяет им
изучать новые темы и особенно соотносить опыт прошлого с современностью. Кроме
того, представления о целом ряде понятий и терминов с самого начала носили у
них искаженный, ненаучный характер.

4.   
Цель и
задачи проекта

        
Цель проекта – создание алгоритма работы с понятиями на уроке биологии.

Задачи:

·       
Познакомить учащихся с элементами
формальной логики: дефиниция, круги Эйлера, вопросы — понятия и вопросы —
суждения.

·       
Вовлечь учащихся в процесс «игры» с
понятием по объему и содержанию.

·       
Подобрать модели задач с применением
элементов логики.

·       
Создать алгоритм работы с понятием на
уроке и при выполнении домашнего задания.

5.   
Этапы
реализации проекта

Организационный
(09.01.2017-10.02.2017)

·       
Подбор параллелей для апробации проекта.

·       
Подготовка материала.

Внедренческий
(20.02.2017-29.05.2018)

·       
Введение элементов работы с понятием.

·       
Отработка моделей логических
задач.

·       
Открытый урок – «Алгоритм работы с
понятиями на уроке биологии».

Аналитический
(29.05.18-30.05.2018)

·       
Письменная индивидуальная рефлексия
учащихся и педагогов, принявших участие в мероприятии.

·      
Устное обсуждение. Подведение итогов.
Дальнейшие перспективы.

6.Ожидаемые результаты

Учащиеся:

·       
Попадают в ситуацию сотрудничества с
учителем, который не является центром процесса, а становится только
фасилитатором процесса.

·       
Имеют возможность планировать свою
деятельность и оценку.

·       
Имеют доступ ко всем ресурсам кабинета биологии.

Учитель:

·       
Работает на создание положительной
внутренней мотивации к своему предмету.

·       
Вовлечён в увлекательный процесс научного
познания.

·       
Имеет возможность строить с учениками
партнёрские отношения.

·       
Получает возможность предъявить
ученическому и педагогическому сообществу свои творческие, личные и
профессиональные качества.

7.Критерии эффективности
реализации проекта

Эффективность
реализации проекта оценивается по следующим критериям:

·       
Отзывы о мероприятии (учащиеся, педагоги).

·       
Инициативность, проявление творческой
активности со стороны всех участников подготовки и проведения проекта.

·       
Наличие продукта, созданного учащимися в процессе
совместной деятельности.

·       
Повышение качества обучения биологии.

8.Условия
реализации проекта. Ресурсное обеспечение.

Одним из требований развития учащихся является
требование развития правильной биологической речи. Но поскольку язык вторичен,
а мысль первична, главная наша задача — научить правильно мыслить.
Каждый ребёнок от природы имеет предпосылки к логическому мышлению. Цель
деятельности учителя — заставить работать эти природные задатки, то есть
поднять его мышление с уровня обыденного до научного. В логическом плане
технологическим стержнем является анализ понятий и составление вопросов-понятий
и вопросов-суждений.
Понятие является элементарной частицей мысли.

Логика
работы с понятиями включает в себя следующие операции:
1. Определение понятий (раскрытие содержания понятий).
2. Деление понятий (определение объёма понятий).
3. Обобщение понятий (от вида к роду).
4. Ограничение понятий (от рода к виду).
5. Составление логической схемы. 
6. Выражение отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера.
7. Составление проблемных вопросов двух видов.
Например, на уроке ученики выполняют следующие задания:
1. Ограничить понятие насекомое  до единичного понятия «малярийный комар» и
обобщить данное понятие.
Ответ:
Организм – животное – членистоногое – насекомое – комар – малярийный комар

2. С помощью
кругов Эйлера показать отношения между понятиями: А — членистоногие, В —
насекомые, С — комар.
Ответ:
(подчинённые понятия)

Познание
мира начинается с анализа, следствием которого является вопрос и заканчивается
синтезом, следствием которого является ответ. Вопрос первичен, ответ вторичен.
Вопросы по отношению к мысли делятся на:  проблемные и не проблемные. На уроке
задача учителя научить ученика правильно формулировать проблемные вопросы.
Проблемные вопросы содержат мысленное принуждение. Вопрос — понятие содержит
одинарное принуждение, то есть требует раскрыть понятие по содержанию и объёму.
Вопрос суждение содержит двойное принуждение, то есть требует раскрыть два
понятия по содержанию и объёму и установить связь между понятиями.
Вопросы суждения позволяют ученикам конспектировать любой объём текста до
логического предела.
Для составления вопросов суждений используется синонимический ряд
вопросительных слов:
1. Как доказать, что…?
2. Чем объяснить, что…?
3. В каком случае…?
4. Когда…?
5. Каким образом…?
6. Вследствие чего…?
7. Почему…?
При составлении вопросов суждений необходимо соблюдать структуру вопроса:

С                      ?

С
– вопросительное слово из синонимического ряда;

   
— соответственно первое и второе понятия;

     — глагол – связка.


Вопрос
суждение имеет двойное принуждение – требует раскрыть по содержанию и объему
два понятия и установить между ними взаимосвязь.

Примеры вопросов –
суждений:

1.                
Чем
объяснить, что митозу предшествует синтез ДНК?

2.                
Когда
в клетках происходит уменьшение числа хромосом?

3.                
Чем
объяснить, что кисти рук человека имеют хорошо развитые
            сальные
железы?

4.                
Каким
образом учитель добивается совместной с учащимися
  постановки
цели и задач урока?

5.                
Каким
образом учитель побуждает видеть общее в особенном?


Такая работа с понятиями на уроках биологии позволяет создать цельную систему
знаний.

Наличие в кабинете интерактивной доски
позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению
терминов и понятий.

Приведенные в работе примеры заданий по
устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают
всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в
том, что они довольно-таки просты в применении, и в то же время позволяют
рассчитывать на неплохой результат.

Систематическая отработка и пополнение
понятийного аппарата дает возможность развивать у обучающихся способность к
категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть
закономерности, что в конечном итоге формирует Метапредметность.

Спонсорами мероприятия выступил родительский коллектив
6Б класса. Родители приобрели: бумагу А4, ватман и маркеры.

Наименование

Стоимость

Расходные
материалы для уроков

350
рублей

9.Практическая
значимость проекта

         Таким образом, приведенные мною приёмы работы по развитию
терминологической грамотности позволяют учащимся не пассивно воспринимать
готовый материал, а самим участвовать в работе над понятиями, что ведёт к их
продуктивному усвоению. Если учащиеся будут знать понятия, они будут понимать текстовую
информацию, представленную в различных заданиях ЕГЭ.

Преимущества
данного проекта очевидны. Учащиеся получают возможность проявить свои самые
сильные и лучшие качества, делая то, что лучше всего получается. Эффективность
– высокая. Очень важно также и то, что учитель – не руководитель мероприятия,
не главное действующее лицо, а фасилитатор процесса.

10.Соответствие
проекта нормативно-правовой базе различного уровня

Федеральный
уровень

·       
Конституция Российской Федерации;

·       
Всеобщая декларация прав человека;

·       
Конвенция о правах ребенка;

·       
Послание Президента Российской Федерации
Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

·       
Стратегия государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

·       
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·       
Указ Президента Российской Федерации «О
мерах по  реализации государственной политики в области образования и науки» от
7 мая 2012 года N 599;

·       
Указ Президента Российской Федерации «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы» от 1 июня
2012 года N761;

·       
Государственная программа Российской
Федерации Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148;

·       
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
(одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол N 36);

·       
Письмо Министерства образования и науки РФ
«О направлении программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях» от 13 мая 2013 года № ИР-352/09;

·       
Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта
общего образования»;

Региональный
уровень

·       
Постановление Правительства Новосибирской
области от 31.12.2014 №576-п «Об утверждении государственной программы «Новосибирской
области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и
учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»;

Школьный
уровень

·       
Программа
развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №14
«Университетская» до 2016 года. «Индивидуализация. Качество. Успешность»;

·       
Положения,
обеспечивающие внедрение ФГОС НОО, ФГОС ООО;

11.Литература.


1.
А. И. Гончарук «Концепция школы ХХI века». Красноярск, 1997г.
2. А. А. Поляруш, В. С. Нургалиев «Формирование экологического мышления
школьников на основе диалектического подхода». Красноярск, 2001г.
3. А. А. Поляруш «Единство в многообразии». Красноярск, 1994г.
4. А. Д. Гетманова «Логика». М. «Новая школа», 1995г.

Составить 10 вопросов суждения по теме Как человек изменил Землю.

На этой странице сайта, в категории Биология размещен ответ на вопрос
Составить 10 вопросов суждения по теме Как человек изменил Землю?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти телефон по параметрам
  • Как найти надпись в файлах
  • Как с помощью силы архимеда найти плотность
  • Как найти путь к водопаду
  • Как найти код абонента ифнс