Взрослый инфантилизм как исправить

Даже взрослый человек психологически продолжает оставаться ребенком. Причины этого — социальное сознание, отсутствие сепарации от родительской семьи, комфорт современной жизни. Признаки выражаются в безответственности, страхах, жестокости и прочее. Об этом в статье.

Инфантильность молодого поколения в современном обществе налицо: период взросления в XX веке слишком затянулся. Немало юношей и девушек не желают заниматься саморазвитием, обеспечивать себя, брать ответственность. 

В переводе с латинского «infant» означает «младенец». Инфантилизм, инфантильность это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту, простыми словами это ребенок во взрослом теле;

Причины инфантилизма

Сейчас человек живет в комфортных условиях, когда практически любая потребность удовлетворяется быстро и без усилий. Можно ради примера сравнить обстановку в наше время и в XVI столетии. Тогда продолжительность жизни составляла приблизительно от 20 до 35 лет.

Приходилось или знать и уметь все необходимое уже к 15 годам; или погибать. Так что уже в этом возрасте люди обзаводились собственной семьей. В нашу же эпоху в 15 лет подростка расценивают практически как ребенка, полностью зависимого от родителей.

Психологическое слияние с родительской семьей

Причиной инфантилизации молодежи часто выступает незавершенная сепарация от родителей. Под этим термином понимается расставание с близким, с которым человек находился в психологическом слиянии.

Чаще всего речь идет о матери. Если взрослеющий ребенок отделяется от родителей, происходит становление личности. Он постепенно начинает совершать самостоятельные поступки, берет принятие решений на себя.

сепарация сына от мамы

Фото kelli mcclintock on Unsplash

Если сепарация завершается успешно, молодой человек обретает самодостаточность, становится взрослым. «Ребенок вырос, а родители и не заметили». Это можно сказать сегодня по отношению к молодым людям в нашей стране.

Ведь есть немало условий, мешающих завершиться сепарации. Невысокие доходы, сложности при трудоустройстве, неизвестность — все это мешает развиваться. Дети достигают возраста совершеннолетия, но остаются зависимыми от родителей.

В некоторых семьях ребенок является «центром вселенной», и все другие родственники вертятся около него, как планеты вокруг светила. Но приходит время выпустить чадо из родного гнезда.

личное пространство

Фото Daniel H. Tong on Unsplash

Например, для выезда на учебу в другой город, прохождения военной службы. Ради работы, в конце концов. Вся семья остро переживает этот момент. Возникает «синдром гнезда, из которого улетел повзрослевший птенец».

Современная культура не имеет традиций, которые инициируют получение нового статуса в социуме. Нередки ситуации, когда в жизнь уже женатого «ребенка» продолжает вмешиваться мать; или отец взрослой женщины диктует ей, как одеваться и с кем встречаться.

Социальное сознание

Во многом влияет на процессы инфантилизации и само общественное мнение. Вообразите на секунду, как вас знакомят с 16-летним человеком. Каким будет ваше отношение? Расцените ли вы его как ребенка, или как взрослого? Или ни то, ни другое?

Современный подросток

Современный подросток

Не так давно — еще в эпоху Шекспира — в 14 лет уже вступали в брак. Александр Сергеевич Пушкин назвал свою героиню повести «Метель» немолодой. Проблема в том, что «ей шел 20-й год». Возраст старухи-процентщицы из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского составлял 42 года.

Долгие столетия длительность человеческой жизни была равна порядка 20-35 годам. Лишь на заре ХХ столетия средняя продолжительность увеличилась до 50 лет. Питание стало более качественным; медицина вышла на другой уровень.

Все это не говорит о том, что раньше не было инфантилов. Несомненно, они были; но в силу того, что они умирали еще раньше, нам ничего о них не известно.

Симптомы инфантильности

Существуют разные формы, признаки, поведенческие реакции, свидетельствующие о психологической инфантильности.

человек без комплексов

Мужчина развлекается

Молодые люди не желают и не готовы к ответственности ни за свою, ни за чужую жизнь. Они избегают ситуаций, когда на них оказывается давление; уходят от принятия решений, взваливают свои проблемы на окружающих. Другие признаки инфантилизма таковы:

  • Неумение обустраивать быт. Они не способны приготовить, постирать или убрать дома – это скучно. Лучше заплатить, чем делать самой (самому).
  • Проявления эгоцентризма. Если их пожелания и просьбы не реализуются сразу, они могут закатить истерику. А вот сам инфант не спешит выполнять любые поручения.
  • Стремление к красивой жизни, но нежелание прикладывать усилия для ее достижения. Человек хочет удовольствий за чужой счет.
  • Мечты, что явится кто-то «сильный и влиятельный», и решит все проблемы. Удивительно, но даже в 40 , 50 и старше лет инфантилы все еще ждут «волшебника в голубом вертолете».
  • Страхи, связанные с сексуальной сферой. Инфантил нередко и выглядит либо как ребенок, либо как бесполое создание. Он боится выражать собственную сексуальность; нередко избегает отношений с противоположным полом.
  • Обвинения в адрес родителей, начальства, правительства. Кто угодно повинен в бедах инфантила, но только не он сам.
  • Неоправданная жестокость, отсутствие милосердия, сострадания к людям и всему живому.
  • Желание сбежать от реального мира в иллюзии: злоупотребление алкоголем, круглосуточный просмотр сериалов или погружение в компьютерные игры. В реальном мире человек ничего не добивается и не стремится к этому; в виртуальном же он легко становится величественным, «крутым».
  • Акцентирование внимания на внешней форме вещей, а не на их содержании. Инфантил, в первую очередь, видит не профессиональные достижения человека, а материальную составляющую его жизни: насколько дорогая у него машина, привлекательная жена, большой дом и так далее.

Такие люди сравнимы с бабочками-однодневками, так как у них нет желания совершенствоваться. Если инфант оказывается в сложной ситуации, он дезориентируется, впадает в депрессию. А затем ищет человека, который бы (желательно бесплатно) разрешил за него все проблемы. Навык принятия самостоятельных решений не вырабатывается; и такая модель повторяется из раза в раз.

Как устранить инфантильность у детей?

Если родители заметили, что малыш слаб характером и инфантилен, психологи, как правило, дают следующие рекомендации.

  • Больше общаться и проводить время с ребенком. Покупая одежду, игрушки, предоставьте ему немного свободы.
  • Обратить внимание на социальную адаптацию малыша. Такому ребенку обычно трудно общаться с ровесниками. Узнайте, почему, и постарайтесь вместе с ним решить проблему. Малыш должен почувствовать уверенность. Для этого можно записать ребенка в секцию, где много других детей. Он должен постепенно привыкать к коллективу и даже самостоятельно решать некоторые проблемы.
  • При необходимости обратиться к детскому психологу. Нередко родители сами поощряют зависимость ребенка, его незрелость. Специалист же видит семью со стороны, и даст старшим необходимые указания, которые помогут скорректировать развитие ребенка.

Не стоит запускать ситуацию, когда из инфантильного мальчика вырастает не мужчина, а «маменькин сынок». Если родители не помогут своим детям на ранней стадии выбраться из сетей инфантилизма, в дальнейшем они получат не самостоятельную личность, а человека-ребенка.

Способы преодоления незрелости для взрослого

Среди инфантилов самокритичных людей не так много. Но если незрелый человек отдает себе отчет в том, что с ним что-то не так — это похвально. Начать путь к взрослой и ответственной жизни можно со следующих шагов.

Принимать самостоятельные решения

Не нужно дожидаться, пока мамочка или супруга одобрят ваши планы. Делайте выбор самостоятельно, стараясь правильно оценить возможные выгоды и потенциальные риски.

Отделиться от родителей физически

Многие считают, что если с финансами туго, то жить в 30 лет с родителями — нормально. Спешим вас разочаровать: это отнюдь не так. Начать жить собственной жизнью — означает сделать шаг в неизвестное. Но те молодые люди, что все же решаются на перемены, не жалеют о потраченных деньгах.

молодой человек уезжает

Фото Mike Kotsch on Unsplash

Съехав от родителей, они начинают понимать: финансовое благосостояние зависит лишь от них самих. И зачастую предпринимают более правильные карьерные решения, чем те, что продолжают жить в родительском гнезде десятилетиями.

Обустроить жизнь по своему вкусу

Слышать собственные желания и следовать им — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. У инфантилов психика слабая, зачастую наполненная интроектами — идеями, усвоенными когда-то от других людей.

Например, ребенок частенько слышит от школьного учителя, что невозможно зарабатывать много честным путем. Во взрослой жизни он может забыть об этих словах, но сама идея (интроект) продолжит свое существование в его бессознательном.

урок математики

Фото Shubham Sharan on Unsplash

Для отделения интроектов от личных желаний часто требуется регулярная и качественная психотерапия. Но что-то вполне реально сделать и самому. Можно начать прислушиваться к себе в мелочах: какой фильм хотелось бы посмотреть? Что хочется выбрать на ужин — суши или лапшу? Потом можно переходить к более серьезным и судьбоносным решениям.

Учиться стоять на своем

Инфантилами бывают не только капризные барышни или юноши, но и тихие скромники. Такие люди — настоящее «золотое дно» для работодателей. Они и слова не скажут поперек, даже если их в десятый раз попросить задержаться на работе без дополнительной платы.

Завал на работе

Завал на работе

Не стоит считать, что спорят только люди недалекого ума. Это на самом деле так — но только когда речь идет о несущественных вещах. Если же дело касается вашей жизни и личного комфорта, настоять на своем — значит, продемонстрировать зрелую позицию.

«Внутренний ребенок» живет в каждом взрослом; и проявления инфнатилизма могут встречаться и у вполне зрелых и солидных людей. Но в любом случае важно не поддаваться влиянию детскости, ощущая себя постоянно недовольным и разочарованным ребенком. Ведь качество нашей жизни, как и способность быть психологически зрелым, всегда находится у нас в руках.

Результат грубых педагогических ошибок в воспитании — задержка социальной адаптации ребенка — уже в первые годы жизни становится не только психологической, но и медицинской проблемой. 

Неумение впитать нормы общественного поведения перерастает в тревожно-депрессивные расстройства. Подобное расстройство становится повседневной заботой врачей-психиатров, требует длительной коррекции нарушений и реабилитации. 

Психический инфантилизм — что значит, как проявляется

Психический инфантилизм — задержка темпов эмоционально-волевого развития личности, несоответствие поведения требованиям возраста с длительно сохраняющимися детскими чертами.


Неспособность принять самостоятельное решение, общественные нормы и установки распространена среди населения независимо от пола и достигает 1,6% в общей популяции.


В обыденной жизни инфантильными считают детей, которые отличаются от сверстников наивностью и отсутствием элементарных социально-бытовых навыков.

Термин происходит от латинского слова infantilis — детский. В научной литературе первые описания органического психического инфантилизма появились в 30-40-е г.г. XIX века. Речь шла о взрослых, на “всю жизнь остававшихся детьми”. Такое явление отнесли к патологии щитовидной железы — ее врожденной недостаточности. Французский ученый Ласег наблюдал задержку развития психики у ребенка после инфекционной болезни и сильной интоксикации.

В ХХ в. Начали рассматривать инфантилизм как психическое заболевание. Некоторые авторы относили его к проявлениям шизофрении, затяжного психоза и даже возрастной деменции.

В Международной классификации болезней (МКБ 10) психический инфантилизм выделен в самостоятельное заболевание под кодом F60.8 — инфантильное расстройство личности. 

Современные клиницисты едины во мнении, что такая патология не приравнивается к задержке умственного развития. Инфантильные дети:

  • В достаточном объеме овладевают фразовой речью, делают это в общепринятые сроки. 
  • Обучаются письму, чтению и арифметике вовремя, способны формулировать свои мысли и идеи, радоваться окружающему миру.
  • Одновременно с нормальным возрастным развитием интеллекта уже на этапе детского сада воспитатели обращают внимание на их чрезмерную наивность, неприспособленность жить в коллективе. 
  • Их поведение не соответствует своим сверстникам, оно свойственно детям, которые младше на 1,5-2 года.
  • Общение с другими детьми затрудняется крайней несамостоятельностью, невозможностью что-либо сделать без помощи взрослых. 

Следствием психического инфантилизма может выступать развитие истерического невроза: излишняя детскость прочно закрепляется в манере поведения. В школьной среде инфантильный ребенок сталкивается с реальностью, удивляется ей, но приспособиться не может. Реакцией на хронический стресс становится формирование психопатии со всеми характеристиками инфантилизма как психического расстройства.

Симптомы заболевания

Зная, как проявляется психический инфантилизм, можно выделить его главный признак: человеку не удается приспособиться к жизни взрослого и от этого он сильно страдает. Не складываются отношения на работе, в семье, не выстраивается карьера.

Есть и менее существенные признаки инфантильной личности. Симптомы психического инфантилизма и черты характера сливаются воедино:

  • Несамостоятельность. Нужды и потребности такого человека удовлетворяет не он, а кто-либо из родственников, иногда друзей. В детском возрасте ребенок сам не принимает никаких решений и даже не пытается искать варианты самостоятельно. Типичный пример инфантильного взрослого — проживание совместно с престарелыми родителями, при этом “ребенок” не ищет работу, а питанием его обеспечивают старшие в семье.
  • Эгоцентризм. В раннем детском возрасте малыш считает, что весь мир подчинен ему — это норма для крохи. Став старше, человек постоянно доказывает свою правоту, по-детски не понимает потребности других людей — интересы ближних ему просто неведомы.
  • Уход от ответственности. В любой неприятности инфантильный человек обвиняет других. Он не признает своей роли в конфликте, не видит необходимости заниматься самовоспитанием  и самосовершенствованием.
  • Отсутствие долговременных планов. Сиюминутная выгода, неспособность мыслить с перспективой на будущее и четко планировать свои действия — характерные черты такой личности.
  • Неумение придерживаться обязательств. “Взрослый ребенок” предпочитает уделять внимание лишь себе, не связываться с работой, требующей четко обозначенных сроков и границ.
  • Нелогичное поведение, импульсивность. Детское мышление подсказывает совершенно необдуманные, безрассудные решения. Например, поступок совершается только лишь на основании примет и предсказаний. Не смущают больного и последствия своего поведения.
  • Сложность в сдерживании эмоций. Подобно ребенку взрослый проявляет свое раздражение и агрессию даже в малозначимой ситуации. Неразвитый эмоциональный интеллект не позволяет проявить выдержку, поступить более тактично. Результат — отверженность, состояние изгоя в обществе.

Понять, что из этих симптомов является признаком психического заболевания, а что — просто особенностью характера, может лишь специалист-психолог или психиатр.

При первом ощущении неблагополучия в психике близкого человека нужно обратиться за помощью в специализированную клинику психического здоровья.

Причины появления

Современные ученые считают, что причинами психического инфантилизма являются:

  • незрелость мозговых структур;
  • травмы;
  • неадекватное родительское воспитание;
  • сочетание нескольких факторов между собой.

Наиболее часто расстройства психики формируются после психологических, черепно-мозговых, родовых травм и патологии раннего детского возраста. Нарушения учащаются при различных видах зависимостей у матери — никотиновой, алкогольной, наркотической. Все они становятся причиной замедленного формирования головного мозга у младенца, тормозят развитие высшей нервной деятельности.

Распространенные ошибки в воспитании совершают взрослые:

  • Гиперопека, неуемное желание отвести любые проблемы от любимого малыша ведут к стремлению подросшего ребенка переложить заботу о себе на родителей, воспитателей, школьных учителей, а в дальнейшем — на коллег.

Проведенные социальные опросы показывают, что 36% россиян уверены: в детстве ребенок должен быть огражден от каких-либо трудностей. На практике оказывается, что у таких детей в будущем высок риск  психических отклонений и нарушений социальной адаптации.

  • Еще одна крайность — пренебрежение детскими интересами. Все решения родители принимают без учета желаний ребенка. Ему не дают возможности выбора одежды, друзей, дополнительных занятий помимо школьных. Дожив до взрослого состояния, человек ждет решений от других.
  • Позднее отлучение от семьи. Еще 50 лет назад молодые люди покидали родительский дом для получения образования или поиска подходящей работы в 17-18 лет, сейчас — в 23-25 лет. 

Часто понятие зрелости не связаны с обучением какой-либо профессии и наличием собственной семьей. Один вид образования сменяется другим, меняются и партнеры-спутники жизни. Все эти годы молодежь опекают родители, лишают их вероятных трудностей. 

Новая реальность в распространении психических болезней — цифровые технологии. Живое общение между людьми ушло в виртуальный мир. Возрос риск ухода от действительности, а значит, и эмоциональной незрелости.

Расширились жизненные возможности: человек неоднократно меняет профессию и образовательные учреждения, а окончательный выбор откладывает. Это одна из современных причин психического инфантилизма.

Инфантильность — проявление задержки в созревании мозга. Под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды разные его области развиваются несинхронно. Наиболее уязвимыми оказываются те, которые в процессе эволюции появились позже других. В результате у физически здорового, внешне взрослого человека клетки коры остаются еще детскими, физиологически незрелыми.

Стадии развития

Деление болезни на стадии весьма условно. Специалисты считают, что инфантилизм проявляется в 2-х формах:

  • компенсированной;
  • декомпенсированной.

До определенного момента все симптомы психического расстройства выражены умеренно. Хотя и с трудом, но они поддаются коррекции усилиями педагогов и родителей.

Степень тяжести инфантилизма определяют:

  • уровень социальной адаптации в семье и детском коллективе;
  • выраженность признаков эмоциональной незрелости;
  • наличие органических психических расстройств.

При благоприятном течении заболевания все признаки постепенно сглаживаются: дозревает мозг, ребенку удается адаптироваться, и найти приемлемые для себя и общества варианты поведения.

О наступлении стадии декомпенсации говорят признаки ухудшения. Психические расстройства прогрессируют, а патология приобретает формы клинически выраженного психоза. Психолого-педагогических усилий здесь оказывается недостаточно, такие пациенты нуждаются в специализированной психиатрической помощи.

Больной человек полностью утрачивает критическое отношение к собственному поведению. Разбираются с особенностями психического состояния врачи специализированной клиники психического здоровья.

Классификация инфантилизма

Отечественные психиатры и психологи выделяют 3 группы патологии:

  • с недостаточным (гармоничным) развитием;
  • асинхронным (дисгармоничным);
  • поврежденным (органическим вариантом).

Гармоничное развитие.

Его типичный представитель выглядит моложе сверстников, он активный и непосредственный. Его психика вполне соответствует моложавому телосложению. Эмоциональное развитие находится на более ранней ступени, как и в младшем возрасте.

При этом виде психического инфантилизма у детей преобладают игровые интересы, их сопровождают яркие и живые эмоции. Дети готовы играть бесконечно, но фактическая работоспособность, возможность познания сложной информации очень низкая. Интеллектуальная нагрузка быстро утомляет. Следовать каким-либо принятым нормам поведения им затруднительно.

Общая черта у всех представителей группы — задержка развития  эмоциональной и познавательной сферы. Страдает регуляция поведения и целенаправленной деятельности.

Дисгармонический вариант.

При таком типе инфантильной личности познавательные возможности значительно преобладают над способностью регулировать свое поведение и управлять эмоциями. Внешне дети выглядят младше. Они часто болеют, заболевания приобретают хронический характер, страдает иммунитет. В этой группе чаще обнаруживаются левши.

Дети испытывают сложности в общении со сверстниками, они легко ранимы и считают себя незаслуженно обиженными, обделенными вниманием окружающих взрослых.

“Хромает” самооценка — она бывает как завышена, так и занижена. Способность обучаться, усваивать новые сложные знания сохраняется на достаточном, иногда даже повышенном уровне, но чаще соответствует реальному возрасту.

Органический инфантилизм.

Наиболее сложно поддающаяся коррекции форма психического инфантилизма развивается на фоне врожденных или приобретенных заболеваний. Она часто бывает следствием неблагополучно протекавшего внутриутробного периода жизни, перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний в младенчестве. В дальнейшем такие дети длительно наблюдаются у неврологов, психиатров и логопедов. Типичные для них диагнозы — гиперактивность, минимальная мозговая дисфункция, дефицит внимания, недостаточное развитие речи, нарушенное звукопроизношение.

К особенностям физического и психического развития у представителей этой группы относятся:

  • невысокий рост;
  • неловкость и неуклюжесть движений;
  • скудность речи
  • частые тики, заикания, энурез;
  • сопутствующие аллергии, дисбактериозы кишечника, болезни органов дыхания.

В школьном возрасте таких детей преследуют неудачи в обучении, появляются тревожность, заниженная самооценка, конфликтность и агрессивность. Нередко инфантильные подростки становятся учащимися коррекционных классов специальных школ.

Осложнения

У инфантильных детей проблемы адаптации в коллективе проявляются уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Такой ребенок может быть как гиперактивным, так и слишком вялым — внешне он кажется заторможенным. Нередко сверстники считают его умственно отсталым.

Особенно страдают дети с органическими мозговыми нарушениями. Вследствие перенесенного ранее заболевания ребенок остается недостаточно подвижным, он терпит насмешки со стороны одноклассников. В душе он тяжело переживает по этому поводу, в конечном итоге у него развивается невроз, который требует лечения у специалиста.

Гиперактивный ребенок, наоборот, расторможен, не может сосредоточиться на каком-либо занятии. Его любопытство не переходит в любознательность, без специальных усилий он по-настоящему никогда не приобретет глубокие знания. Его преследуют частые упреки и наказания, а вслед за ними — истерический невроз.


Если взрослым не удалось скорректировать нарушения в детском возрасте, в дальнейшем подросшего ребенка ожидают отверженность и изоляция в коллективе.


Поведенческие изменения могут прогрессировать и перерастать в более грубую патологию психики. На окружающих такие пациенты производят впечатление людей, которые утратили былой запас знаний и навыков, примитивно и нелогично мыслят. Истеричные припадки, грубые изменения личности ведут к утрате трудоспособности и инвалидности по психическому заболеванию.

Наблюдаться у врача специализированной клиники необходимо всем детям, перенесшим тяжелые заболевания вскоре после рождения.

Первые отклонения в психическом здоровье заметны уже в детском саду, поэтому не стоит дожидаться, пока они перерастут в более серьезные формы. Таким пациентам требуется медицинская помощь профессионалов, а не дешевых лекарей-шарлатанов на дому.

Легкие формы психического инфантилизма успешно поддаются коррекции в течение сравнительно короткого промежутка времени, к 10-11 годам полностью проходят. Первый шаг в лечении — обращение к опытному специалисту.

Диагностика и лечение

На прием приходят пациенты и их родственники по поводу трудной адаптации ребенка к детскому саду, школе. Врач-психиатр:

  • Беседует с ребенком, узнает, когда и при каких обстоятельствах появились признаки расстройства, оценивает эмоции и поведение.
  • Проводит тестирование — предлагает нарисовать картинку на заданную тему, ответить на вопросы, описать ситуации.

Заранее подготовленные тесты отличаются для детей младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Диагноз психического инфантилизма устанавливается с учетом несоответствия психологического развития возрасту, характерных нарушений поведения и наличия психических расстройств.

Объем лечебных мероприятий зависит от вида нарушений. В случае их органического варианта врач старается устранить основную патологию нервной системы, а затем провести коррекцию психических расстройств. Он использует:

  • Лекарственную терапию — назначает медикаменты, улучшающие питание мозговой ткани, успокаивающие средства. Облегчают запоминание новой информации ноотропные препараты.
  • Психотерапевтическое воздействие — работа с эмоциональными и поведенческими установками, обучение способам адаптации. Ребенок учится ставить цели, самостоятельно их достигать, планировать действия, выполнять домашние задания без участия взрослых.
  • Консультативную помощь родителям. Специалист по детской психике рассказывает об этапах развития личности и влиянии на них родителей, особенностях воспитания в разные возрастные периоды. Он объясняет, как взаимосвязаны имеющиеся нарушения с гиперопекой и прочими воспитательными ошибками.

Лечение психического инфантилизма у детей проводится в амбулаторных условиях не реже 1 раза в 6 месяцев. Нахождение ребенка в стационаре требуется только при осложнениях и подозрении на хроническое расстройство психики.

phone

Рекомендации

Если у близкого человека стали проявляться инфантильные черты характера, нужно убедить его обратиться к врачу семейной клиники психического здоровья.


При лечении психического инфантилизма у детей помощь психотерапевта полезна и близким ребенка.


Специалист обучает родственников, как реагировать на его необычное поведение, не поддаваться на попытки манипуляций.  

Инфантилизм можно и нужно преодолевать. Детский поведенческий шаблон у взрослых создает непрерывную череду проблем и последствий: теряется работа, разрываются отношения, не получается грамотно распорядиться деньгами. Если самостоятельно справиться со сложностями не удается, нужно идти к специалисту, который разовьет недостающие качества эмоционально зрелого человека.

Своевременное распознавание психологических нарушений в детском возрасте и работа с психическим инфантилизмом — это профилактика расстройств психики у взрослых.

Обновлено: 24.05.2023

Скажем прямо: что такое инфантилизм, не до конца разобрались даже профессионалы.

В Международном классификаторе болезней (МКБ‑ 10 ) это понятие фигурирует в списке личностных и поведенческих нарушений — рядом с такими известными проблемами, как пассивно‑агрессивное, психоневротическое, нарциссическое расстройства. Но в настольной книге психотерапевтов, актуальном издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM‑5), инфантилизма нет.

Причина в том, что нет конкретных общепризнанных симптомов, по которым можно было бы однозначно диагностировать инфантильное расстройство личности. Исследования ещё ведутся. Но распознать человека с этим нарушением всё же можно. Лайфхакер выяснил как.

Что такое инфантилизм

В общем смысле инфантилизм означает незрелость. Это понятие используют не только в психологии. Например, существует физиологический инфантилизм — состояние, при котором взрослый человек серьёзно отстаёт в физическом развитии: имеет маленький рост, детские черты. Или инфантилизм половой — незрелость половых органов.

Психологическая незрелость означает , что человек не готов к тому, чтобы функционировать во взрослом мире. Его поведенческие шаблоны, привычки, образ жизни не соответствуют таковым у нормальных личностей.

Здесь нужно сделать отступление о том, что такое норма. Социумы бывают разными. Где‑то, например, принято, чтобы ребёнок покидал отчий дом сразу после совершеннолетия, а где‑то считается вполне нормальным, когда сын или дочь живёт с родителями всю жизнь и приводит собственную семью под общую крышу.

Когда мы говорим об инфантилизме, подразумевается, что взрослый человек выглядит незрелым, несамостоятельным, «ребёнком» в контексте того общества, частью которого он является.

Впрочем, жить с родителями, в то время как сверстники уже давно стали автономными, или, положим, слушаться маму в 45 — это ещё не диагноз. Об инфантильном расстройстве личности психологи говорят , когда человек негибок, неадаптивен. Он не может перестроиться, «повзрослеть», даже когда его детские привычки грозят крушением семьи, карьеры.

Вот это опасное неблагополучие («Он ведёт себя как беспомощный ребёнок или легкомысленный подросток, от этого всем плохо, и ему в том числе») и является основным критерием психического нарушения.

Как распознать инфантилизм

Симптомы психологической незрелости обширны и разнообразны. Они часто пересекаются с признаками других расстройств — нарциссического, пассивно‑агрессивного, эксцентрического. Но есть некоторые ключевые моменты . Заподозрить инфантилизм можно, если человек проявляет сразу несколько из этих особенностей.

Склонность к безответственному поведению

Перебежать дорогу на красный свет, потерять важный документ, сорвать дедлайн, годами зарабатывать минималку. Такими поступками человек фактически перекладывает ответственность с себя на окружающих «взрослых». Именно они должны позаботиться о его безопасности, восстановить бумаги, что‑то сделать со сроками задачи и оплатить продукты и коммунальные расходы.

Перепады настроения

У людей с инфантилизмом они имеют более резкую амплитуду, чем обычно. А хорошее настроение часто принимает форму ребячливости, дурашливости.

Импульсивность

Человек гордится тем, что в любой момент резко может куда‑нибудь уехать. Или, например, гордо и независимо кого‑нибудь послать.

Неспособность ставить цели и строить долговременные планы

Простыми словами — человек живёт, не задумываясь о завтрашнем дне.

Неумение распоряжаться деньгами

Они или полностью спускаются на бесконечные хотелки, или копятся под подушкой на чёрный день.

Склонность к рискованному поведению

Примеры такого поведения включают любовь к азартным играм, экстремальным видам спорта, опасному вождению, увлечение наркотиками, беспорядочные половые связи.

Избегание неловких ситуаций

Позвонить в государственную организацию, чтобы решить какой‑то вопрос. Сходить на родительское собрание в школу. Поговорить с соседом, который оставляет мусорные пакеты на лестничной клетке. Всё это оказывается для человека непосильными задачами, которые он с радостью перекладывает на окружающих.

Чувство превосходства перед другими

Завышенные требования к близким

Человек всегда знает, что должен делать партнёр, дети или другие члены семьи. Например, от трёхлетнего ребёнка он может требовать обязательной уборки в квартире по вечерам, причём не ради чистоты, а исключительно в рамках воспитательного процесса. А от супруга — ежедневного горячего ужина из пары блюд. При этом требования к себе, напротив, снижены: страдающий инфантилизмом никому ничего не должен.

Неблагодарность к окружающим

Даже если те подчиняются завышенным требованиям.

Стремление обесценить близких

При этом люди с инфантильным расстройством подчёркивают собственную значимость.

Желание переложить обязанности на других

Бытовые проблемы, заботу о детях человек оставляет близким, нередко сопровождая это фразами вроде «Да что тут делать?!», «Вы что, сами не справитесь?».

Враждебность по отношению к ролям, которых ожидает социум

Мужчина, женщина, отец, мать, друг, партнёр — для людей с инфантильным расстройством часто это пустой звук. Они принципиально ведут себя так, как им хочется, игнорируя «навязанные обществом» модели поведения.

Низкий уровень эмпатии

Для человека существуют только его переживания. К чувствам и эмоциям других он равнодушен.

Боязнь признать свою неправоту

Зрелый взрослый способен сказать: «Я ошибся». Человек с инфантилизмом же будет до конца изворачиваться и твердить: «Это не я, это вы всё испортили!»

Откуда берётся инфантилизм

Предполагается, что психологическая незрелость может быть вызвана одним из трёх факторов (или их сочетанием).

  • Индивидуальные нейробиологические особенности. Человек рождается «вечно молодым», его «детскость» обусловлена строением мозга.
  • Черепно‑мозговая травма. Такие повреждения нарушают деятельность ЦНС. Если травма была получена в детском или подростковом возрасте, она может остановить психоэмоциональное развитие — человек навсегда останется «ребёнком».
  • Опыт, полученный в детстве. Инфантилизмом нередко страдают те, кого чрезмерно опекали родители. Или другая крайность: заброшенные дети, которые либо устали от непосильной ответственности в ранние годы и теперь стремятся её на кого‑нибудь переложить, либо настолько тоскуют без фигуры любящего отца или матери, что назначают на эту роль окружающих.

Что делать с инфантилизмом

Инфантилизм — одно из наименее изученных расстройств личности. Лечить его крайне сложно. Хотя бы по той причине, что сам человек с этим нарушением вряд ли признает существующую проблему.

Вдобавок, как мы уже сказали выше, инфантилизм нередко сопровождается симптомами других видов психических нарушений. Так что терапия, даже если человек на неё согласится, будет долгой и достаточно сложной.

Психологи советуют по возможности не ввязываться в эту игру с перевоспитанием и не взваливать на себя решение чужих проблем.

Если есть вариант просто прекратить общение с тем, кто страдает инфантилизмом, сделайте это.

Но, конечно, это возможно не всегда. Если инфантильные черты демонстрирует ваш близкий, остаётся только один выход: убедить «ребёнка» обратиться к психотерапевту. Медик познакомится с пациентом поближе и подберёт для него наиболее эффективный вариант лечения.

Кстати, психотерапия будет полезной и вам, если вы вынуждены контактировать с человеком, у которого инфантильное расстройство, ежедневно. С её помощью вы научитесь противостоять попыткам манипулировать вами. И сможете восстановить самооценку, наверняка пострадавшую при травматичном общении.

Взрослые, а ведут себя как дети. Психологическая незрелость

По мнению авторитетного американского психолога Абрахама Маслоу психологически зрелые люди — это те, кто адекватно воспринимает реальность, умеет контролировать свои эмоции, правильно реагирует на критику, самостоятельно принимает решения и прилагает много усилий, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Психологически зрелые личности не страдают от лени, стремятся достичь намеченной цели, не ревнуют без причины, не требуют постоянного внимания и жалости к себе, способны нести ответственность за свои ошибки и простить их другим.

К сожалению, в наши дни многие люди даже после 20 лет, ведут себя совсем не по-взрослому. Связано это, прежде всего, с неправильным воспитанием. Большинство родителей много работают и думают, что финансовое благополучие семьи — самое главное. Они каждый день покупают своим детям игрушки, одежду и сладости, а чтобы научить их самостоятельности и ответственности, у них нет времени. В результате психологическая зрелость их детей оставляет желать лучшего. В детский сад ребенок ходить не хочет, а в школе плохо учится, прогуливает уроки и не выполняет домашних заданий.

Во взрослой жизни такие дети тоже ведут себя безответственно: никак не могут устроиться на работу или постоянно ее меняют, не ладят с коллегами на работе, обзаводятся семьей и считают, что супруг (а) должны исполнять их желания, как папа или мама. Например, женщине уже 30 лет, а она думает, что все за нее должны делать другие: зарабатывать деньги, покупать продукты, гулять с ребенком, решать все проблемы с детским садом и школой, платить за квартиру, обихаживать ее машину и вкалывать на даче должен муж, а родители обязаны нянчиться с ее детьми. Выйти из роли капризной девочки она уже не может, поэтому и хочет вести такую же беззаботную жизнь как в детстве, хоть и старовата теперь для этого.

Нередко в семье роль ребенка берет на себя муж, который нигде не работает, целый день валяется на диване или играет в компьютерные игры. Ему бы пора задуматься о том, как улучшить материальное положение семьи, накопить на машину или квартиру, но все эти проблемы его не волнуют. Он не муж, не отец, не специалист и сын — никакой. Его жене поневоле приходится стать его «мамой». Она с трудом уговаривает его идти работать и старается во всем ему угодить, лишь бы он зарабатывал деньги, чтобы обеспечить себя. Но муж приходит с работы недовольный, жалуется на плохие условия и опять увольняется, а жена уже и не знает, как ей заставить «капризного ребенка» хотя бы работать.

психологическая незрелость и стерика

Психологически незрелые люди — это эгоисты, предпочитающие жить за счет других. Они даже если и ходят работу, получают зарплату и имеют совместных детей, ищут всевозможные способы чтобы пользоваться плодами чужого труда, а свои доходы не желают тратить на семейные нужды. Поэтому главный шаг к становлению психологической зрелости — это работа над собой и понимание, что каждый человек — самостоятельная личность и никто никому ничего не должен.

Не менее важно и умение наладить отношения с другими. Научиться отдавать любовь, а не только ждать, когда полюбят. Ведь у близких тоже есть свои мечты и планы, которые надо учитывать и уважать. Необходимо найти проблему, из-за которой отношения с близкими людьми оставляют желать лучшего, и постараться ее разрешить. И только тогда, когда между супругами будет найден баланс между «брать» и «давать» ссоры и обвинения в семье прекратятся.

Все мы в жизни сталкиваемся с людьми, которые уже имеют собственных детей, но ведут себя как маленький ребенок. Одни — хохочут до слез над выходками героев мультфильмов, другие — любят играть в различные детские игры, третьи — дурачатся и рассказывают глупые анекдоты. Ничего плохого в этих проявлениях детской непосредственности нет, всем нам не хватает их любознательности и умения радоваться жизни. Плохо, когда психологическая незрелость проявляется в желании жить за счет другого и в неумении налаживать отношения с людьми.

Жить с женой или мужем, ведущим себя как ребенок, очень тяжело, но разводиться с ними еще труднее. Их сердобольные партнеры сначала ждут, когда несчастный и беспомощный супруг наконец-то повзрослеет, но, как правило, этого не происходит, а они продолжают терпеть. Потому что чем старше наш возраст, тем страшнее нам оставить того, о ком мы долго заботились и кто, как нам кажется, без нас пропадет.

Все люди хотят быть счастливыми, но психологически незрелые личности лишают этой возможности не только себя, но и близких. Они не в состоянии наслаждаться тем, что у них уже есть, анализировать свою жизнь и строить смелые планы на будущее. Им бы научиться, хотя бы в мыслях, поставить себя на место тех, кто за них, как им кажется, все должен делать. Попробовать относиться к другим так, как им хочется, чтобы они относились к ним.

Психологическая незрелость начинает развиваться у детей с раннего возраста и формируется к 12 годам. Это значит, уже в начальных классах ребенок должен начать совершать самостоятельные поступки, а для этого ему надо знать, что родители ему во всем доверяют. Научите ребенка мыть за собой посуду, убираться в своей комнате, совершать покупки, ухаживать за домашними животными и готовить ежедневно уроки. Если же поведение родителей по отношению к своему ребенку можно охарактеризовать одной фразой: «Не мешай мне, я устал, дай отдохнуть!», то и ничего удивляться тому, что их ребенок во взрослой жизни будет стремиться манипулировать другими людьми, используя хитрость, ложь и изворотливость.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Возраст не всегда свидетельствует о зрелости человека. Разбираемся, какие качества говорят о том, что взрослый так и остался большим ребенком.

Наличие тех или иных признаков инфантилизма свидетельствует о незрелости личности. По мнению психологов, большая часть взрослого населения планеты родом из детства, из которого она так до сих пор и не вышла. Некоторые винят в этом те лозунги, которые навязываются современным обществом, из серии «Живи сегодняшним днем», «Не думай о будущем».

Другие прекрасно понимают, что инфантилизм — это плод воспитания авторитарных родителей, которым казалось, что их ребенок, сколько бы ему ни было лет, все еще маленький для каких-то вещей в этой жизни.

Мы попросили своего постоянного эксперта, психолога Марианну Абравитову, назвать признаки, которые говорят о том, что взрослый так и не вышел из детства.

Наличие эгоцентризма

Эгоизм и эгоцентризм — разные понятия. Эгоист — человек, которому нет дела до других. Эгоцентрист уверен, что всем есть дело до его проблем, но лично ему невдомек, что у других тоже есть чувства, эмоции, переживания.

Эгоцентрист как маленький ребенок: он не способен понять, что другие люди тоже люди, ведь он — центр мироздания.

И если ребенку такая жизненная позиция простительна, то взрослые, которые не могут или не умеют поставить себя на место другого, вызывают по меньшей мере недоумение.

Нежелание быть самостоятельным

Любой ребенок, проходя этапы взросления, хочет одного — стать самостоятельным. Авторитарные родители этому всячески препятствуют всеми возможными способами, в результате на выходе во взрослую жизнь мы получаем иждивенца, который позволяет себе не работать — подолгу ищет себя и живет за счет других: тех же родителей, партнеров.

Любовь к играм

Так уж выходит, что чрезмерная любовь ко всевозможным играм — один из главных признаков того, что человек из детского возраста не вышел и самостоятельно выходить не собирается.

Читайте также:

      

  • Пневмоторакс. Разновидности пневмоторакса у детей
  •   

  • Диетические оладьи на кефире: 3 лучших рецепта
  •   

  • ПЭТ/КТ опухоли органов грудной клетки: возможности, описание, ошибки
  •   

  • Доказательная медицина и клинические исследования
  •   

  • Размеры головы ребенка по месяцам: как распознать гидроцефалию и микроцефалию?

18.03.2019 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Конечно у меня есть своё мнение! Маам, а какое оно?

Обычный инфантил

Иногда кажется, что современный мир застрял в детстве и взрослеет медленнее, чем раньше. Раньше дети бегали во дворе без присмотра до самой ночи, а сейчас студенты даже не могут устроиться сами на работу — мамы буквально водят их за ручку на собеседования.

Наше ощущение в целом верное — меняется культура, условия жизни, отношение к взрослению. Верхняя граница подросткового возраста сдвигается с 16 лет до 18, а то и до 21 года. Высшее образование даёт молодым людям отсрочку не только от армии, но и от взрослой жизни. Нельзя сказать, что это однозначно плохо. Ребёнок успевает спокойно вырасти, определиться с целями, получить кучу полезных навыков и вступает во взрослый мир подготовленным. Но некоторые не взрослеют даже в 30 или 40 лет. Уже взрослый человек может вести себя как подросток или школьник. Такое детское поведение — инфантильность — серьёзно мешает в жизни, работе, социуме и во многих других сферах.

Мотивируем жить и развиваться!

Мотивируем жить и развиваться!

В сегодняшней статье вы узнаете, что такое инфантильность и откуда она берётся. Научитесь отличать действительно инфантильного взрослого от человека, который просто любит дурачиться, сможете проверить себя на склонность к детскому поведению. И, конечно, узнаете, как стать взрослым и ответственным.

Содержание:

  1. Инфантильность, что это?
  2. Причины инфантильности
    • Чрезмерная опека
    • Деспотизм в воспитании
    • Педагогическая запущенность
    • Неуверенность в себе
    • Инфантилизм как симптом заболеваний
  3. Признаки инфантильности
  4. Особенности женской и мужской инфантильности
  5. Тест на инфантильность
  6. Как избавиться от инфантильности

Инфантильность — что это?

взрослые дети

Инфантильность, или инфантилизм — незрелость в развитии, которая сопровождается сохранением у взрослого человека психических детских черт и поведения. Важно отличать значение термина «инфантилизм» в медицине и психологии. В медицине под этим термином обычно скрывается отставание в физическом или умственном развитии. Психологические инфантилы, как правило, физически развиты, не имеют проблем с общением или изучением нового. Просто они не умеют жить как взрослые.

Здесь и далее примеры с форумов.

«Рос с бабушкой и дедушкой, родители постоянно работали. Деды так опекали, буквально говорили мне: “Вова, сейчас ты хочешь кушать, садись за стол. А сейчас ты хочешь поиграть в машинки”. В сад не ходил, с детьми на улице не играл — заобижают. Школа стала ударом — все дружат, компании свои, а я в углу сижу и сопли жую. Так и жую до сих пор. Ни семьи, ни друзей, ни работы хорошей, вообще не понимаю, что дальше делать.»

— Илья, 27 лет

В этом случае инфантильность — результат излишней опеки. Ребёнок привык, что за него всё решают, не умеет планировать и принимать решения — ему просто не дали возможности научиться.

Детское поведение становится привычкой, неудобной и дурной, но вполне поддающейся изменению. В этом случае родственники ребенка не дали ему возможности развить навыки коммуникации, вот почему ему так сложно действовать во взрослой жизни.

Какие же ещё причины могут приводить к выученному инфантильному поведению?

Причины инфантильности

Чрезмерная опека

Дети рождаются беспомощными и полностью зависят от родителей. В норме, по мере взросления ребёнок постепенно отделяется и учится быть самостоятельным. Ходить, есть, одеваться, убирать игрушки, собирать портфель в школу, планировать время для уроков и т. д. Если ребёнку в этом процессе мешают родители — решают за него, когда ему холодно, какую одежду выбрать, ограждают от естественных последствий* — то ребёнок просто не получит навыков выбора и планирования, не научится нести ответственность за свои поступки. Конечно, часто это просто проявление заботы, но оно может помешать ребёнку взрослеть.

Примечание. *Естественные последствия — это то, что помогает взрослому человеку регулировать своё поведение. Например, взрослый знает, что если он кинет от злости телефон в стену, то разобьёт его. Сломанный телефон и лишние траты в этом случае — естественные последствия. Если ребёнка постоянно ограждают от таких естественных последствий (например, мастерят поделки по ночам, потому что ребёнок забыл записать задание в дневник), то ребёнок не научится регулировать своё поведение. Он не будет понимать, к чему может привести тот или иной поступок.

Важно! Естественные последствия должны быть по возрасту и безопасны для жизни и здоровья.

Деспотизм в воспитании

Оказывает аналогичное воздействие. Родители решают за ребёнка, что ему думать, чувствовать и делать, это лишает его возможности научиться действовать самостоятельно.

Педагогическая запущенность

Как ни странно, но полная свобода действий, предоставляемая ребёнку, также может привести к тому, что человек не повзрослеет. В норме навык самостоятельности развивается постепенно, по мере взросления и созревания мозга. Поэтому ноша ответственности может оказаться непосильной, и подросший ребёнок будет пытаться скинуть её при первой же возможности.

Примечание. В раннем детском возрасте преждевременно говорить об инфантильности. Все дети плохо контролируют свои эмоции и поступки, не умеют смотреть далеко вперёд и т. д. Инфантильность можно заподозрить только с подросткового возраста.

Неуверенность в себе

Человек, который не верит в свои силы, будет отказываться от принятия решений, от ответственности за свои поступки, от каких-либо действий. Зачем пробовать, если всё равно не получится?

Инфантилизм как симптом заболеваний

Отдельно стоит говорить об инфантильности как симптоме различных заболеваний, физиологических патологий. Например, дефицит железа может влиять на общее самочувствие, человек становится вялым, чувствует постоянную слабость, из-за чего отказывается принимать решения и т. д. Также инфантильность может сопровождать тревожные и депрессивные расстройства. В этих случаях человек просто лишается возможности делать что-то либо из-за страха и тревоги, либо из-за отсутствия жизненных сил. Пожалуйста, будьте внимательны к себе и не пропустите эти заболевания.

Мы перечислили только основные, наиболее явные причины. На самом деле их может быть больше и они не всегда очевидны. Поэтому больший результат принесёт работа с проявлениями, а не поиск причин. Так что же отличает взрослого человека от психологического ребёнка? По каким признакам мы можем понять, что человек ещё не повзрослел?

Признаки инфантильности

инфантильность

Чтобы понять разницу между взрослым, самостоятельным человеком, и инфантилом, достаточно вспомнить то, как ведут себя дети.

Но если детям такое поведение простительно — они в процессе развития и взросления — то такое же поведение у взрослых людей может выглядеть несколько неуместным. Стоит учитывать, что о психологической инфантильности говорят в различных ситуациях, поэтому разные люди, в том числе и специалисты, наделяют его отличающимися смыслами.

Дети Взрослые
Эмоциональны, капризны и часто плаксивы. Эмоции служат способом общения и способом достижения своих целей Взрослый человек четко понимает свои чувства и умеет их корректно проявлять, а также осознает свою ответственность за любое их выражение
Обвиняют окружающих, вещи и события в своих неудачах, например, винят скамейку в том, что споткнулись об неё Могут брать ответственность за результат своих поступков на себя
Лгут, чтобы избежать неприятностей Готовы столкнуться с последствиями
Делают акцент на внешнем виде или личности другого человека, например, обзываются Делают акцент на поступках и проявлениях личности
Не фильтруют свои мысли и говорят то, что приходит в голову. Они не задумываются о последствиях своих слов Следят за тем, что они говорят и просчитывают последствия своих слов
Стремятся быть в центре внимания и считают, что окружающие обязаны всегда заботиться о них Понимают, что мир не крутится вокруг них
Не думают о чужих границах и часто нарушают их, с трудом переживают отказ, обижаются, если окружающие отказываются выполнять их прихоти Уважают чужие границы и стараются не нарушать их, признают за другими право на отказ в помощи и т. д.
Плохо учатся на своих ошибках и часто делают одно и то же неудачное действие несколько раз Умеют анализировать происходящее и делать из этого выводы
Не умеют планировать и думать на много шагов вперёд Умеют ставить долгосрочные цели и идти к ним
В первую очередь опираются на взрослых (родителей), родители для них — как высшие существа, от которых зависит счастье и благополучие Опираются в первую очередь на себя, видят источник счастья внутри себя

Вот так говорят о себе люди, которые не чувствуют себя взрослыми:

«Я ничего не хочу, мне всё лень. Мне бы хотелось, чтобы кто-то пришёл и сделал всё за меня. Я ищу себе мамочку, которая будет меня обслуживать, я ищу старшего товарища, который решит всё за меня. Я как ребёнок в теле взрослого. Хочу отдохнуть на Мальдивах, а отдыхаю там только в мечтах».

— Леонид, 32 года

«Мама всю жизнь тянула нас одна, и я старалась заботиться о себе, подрабатывала по мелочи. Сейчас мне 21, 3-й курс закончила, впереди лето. Стало туго с деньгами, и за лето надо собрать крупную сумму. И я не представляю, что мне делать и где работать. Я БОЮСЬ! Пробоялась уже 2 недели, время уходит. Сходила на собеседование, но так мне стало страшно, что я сбежала. Завтра в другую контору идти, а мне страшно! И ещё стыдно за себя, мама нас тянула, а я вот такая неправильная получилась, не готова ко взрослой жизни, не справляюсь. Спать нормально не могу, жить тоже, не знаю, сбегу завтра или получится что-то».

— Ольга, 21 год

Особенности женской и мужской инфантильности

Основная часть признаков является общей и для мужчин, и для женщин. Однако есть некоторые особенности, которые важно выделить.

Инфантильность у мужчин

  • Эта проблема чаще проявляется в быту. Выражение «мужчина как второй ребёнок» нередко вызывает согласие и одобрение среди женщин. Мальчиков могут не приучать к домашнему труду в процессе воспитания, например, говорят: «Не мой посуду, это не мужское дело» [1] . В итоге мужчины ждут, что кто-то приготовит для них еду, уберёт за ними, постирает и погладит вещи и так далее.
  • При этом мальчиков могут приучать к тому, что они должны нести ответственность не только за себя, но и за свою семью (жену и детей). В итоге мальчики бегут от этой ответственности — отказываются заводить серьёзные отношения или жениться — так как ноша кажется им непосильной.

«Ну и зачем мне жена? Покупай ей шубы и цацки и терпи вынос мозга из-за перегоревшей лампочки. С любовницей встретился раз в неделю на её территории, пусть у неё голова болит, чем меня кормить. И дома я не мусорю, вещи у матери дома стиралка стирает, а кружку от кофе ополоснуть несложно».

— Пётр, 38 лет

Инфантильность у женщин

  • В случае женщин это состояние меньше осуждается обществом. Связано это с тем, что главой семьи, то есть человеком, который принимает основные решения, считается только мужчина. От женщины реже ждут твёрдости характера и самостоятельности вне семьи. Некоторых девочек учат перекладывать ответственность за себя на других: сначала на папу, потом на мужа. [1] В итоге девочка может ничего не решать, а только «хотеть платьишко».
  • Женщины, особенно те, которые долгое время «тянут» на себе всю семью (например, если бывший муж не участвует в воспитании детей), устают от чрезмерной ответственности и при появлении возможности стремятся переложить ответственность на других.

«Образование, да хоть два или три, любая тупица получить может. На колготки себе заработать тоже не проблема. А вот быть женщиной настоящей… Для этого расти надо, через боль и страдания. Учиться так просить у мужа, чтобы сам всё покупал, соглашаться с ним во всём, быть покорной и делать так, как он решит. Мужчина главный, пусть он думает о том, как денег заработать, а наша задача — украшать собой дом».

— Елена, 29 лет

Мы специально взяли яркие примеры, а ведь инфантильность может быть не такой явной. Например, человек зарабатывает деньги и обеспечивает себя, но при этом требует от окружающих исполнения его желаний и считает, что все обязаны помогать ему, чересчур наивно относится к быту и своим задачам.

Чтобы понять, где нужно «подтянуть» взрослость, лучше пройти полноценное психологическое тестирование. Но для начала вы можете пройти наш короткий тест и определиться, нужно ли вам вообще менять что-то в этом направлении.

Тест на инфантильность

Чтобы определить, есть ли у вас проблема, прочитайте утверждения и ответьте «да» или «нет»:

  1. У меня недостаточно опыта, чтобы принимать решения самому.
  2. Часто я совершаю необдуманные поступки.
  3. Людям часто не нравится то, что я говорю.
  4. Мои поступки часто выходят за рамки общепринятых норм поведения.
  5. У меня нет особых целей в жизни.
  6. Мне сложно справляться со многими вещами в жизни.
  7. Я не считаю нужным анализировать причины своих поступков.

Если вы ответили «да» на 3 и более утверждений, вероятно, вам свойственна некоторая незрелость. Мы рекомендуем уделить внимание развитию своей самодостаточности.

Как избавиться от инфантильности

инфантилизм

Как мы уже успели выяснить, инфантильность — результат привычки, точнее, её отсутствия. Например, если у нас есть опыт преодоления жизненных трудностей, нам будет легче справляться с ними в дальнейшем. Мы будем знать, что задача посильна и смысла избегать её нет. Если же опыта преодоления жизненных трудностей нет, то любая проблема будет казаться нам более сложной, чем есть на самом деле. Тоже самое с принятием решений, с контролем над расходами и т. д. Это всё навыки.

И чтобы вести себя как взрослый человек, нам нужно овладеть навыками взрослого и думать, как взрослый. Для этого, в первую очередь, нужно найти слабые места, то есть ситуации, в которых мы ведём себя по-детски.

Одними из самых научно-обоснованных направлений являются когнитивно-поведенческая и поведенческая терапии. Изменение поведения или обучение желаемым стратегиям — один из самых простых и доступных методов лечения инфантильности. Повзрослеть и избавиться от инфантильности поможет курс изменения поведения 7Spsy. Этот метод подойдёт вам и в том случае, если вы стесняетесь общаться с психологом на личные темы, но при этом хотите стать более самодостаточным и уверенным в себе. После прохождения вами тестов, психологи подберут для вас конструктивные стратегии поведения и помогут закрепить их.

Мотивируем жить и развиваться!

Мотивируем жить и развиваться!

Вы можете попробовать самостоятельно выявить ситуации, которые стимулируют несамостоятельность, и изменить привычное поведение, либо обратиться за помощью к специалистам. И какой бы способ вы ни выбрали, помните — вы можете управлять своим поведением.

Источники:

  1. Ю. Гусева, «Нежные мальчики, сильные девочки».
  2. Использованы материалы книги Вирджинии Квинн «Прикладная психология».

    Вам может быть интересно

  • 26.04.2019 Здоровый образ жизни для детей: советы родителям
  • 06.08.2019 «У микрофона — страх!»: как не бояться выступать на публике
  • 13.06.2019 Нервы как канат: держим баланс душевного равновесия
  • 25.09.2019 «Программа хорошего поведения» показала отличный результат в долгосрочной перспективе
  • 23.08.2019 «Как на американских горках!»: учимся контролировать перепады настроения
  • 26.11.2021 Почему болит горло: психосоматические причины
  • 24.10.2019 Как полюбить чистоту: 8 шагов к соблюдению личной гигиены
  • 28.06.2019 12 качеств сильной личности: понять и развить
  • 29.07.2019 Совместное чтение в раннем возрасте снижает риск развития СДВГ
  • 06.05.2019 Агрессия — это привычка. Как отучить ребёнка драться и кричать
  • 28.06.2019 Расставание и развод — как научиться жить заново
  • 01.08.2019 Машина времени: какие советы человек дал бы самому себе в молодости

Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookie-файлы.

В душе мы немного дети — любим подурачиться, поныть и даже посидеть на ручках (это опционально!). Но излишняя инфантильность рано или поздно начинает мешать жить. Три девушки поделились своими историями, а психолог Максим Ильин объяснил, что же делать, если с инфантильностью больше не по пути. 

«Чаще всего гораздо проще залезть под одеяло и сказать: «Я в домике, не трогайте меня»»

Я чувствую, что у меня разум маленького ребенка. Я боюсь решать проблемы, всё ещё сильно завишу от родителей и постоянно надеюсь, что приедет мама и все разрулит за меня. Мне страшно даже записываться по телефону к врачу: всё время ловлю себя на мысли, что хочу, чтобы это сделали за меня родители. Меня пугает взрослая жизнь, и я очень часто ухожу в себя, смотрю мультики, ем всякие шоколадки и чипсы.

Я начала осознавать свою инфантильность после того, как поступила в универ. Когда это произошло, мне было 17 лет, а не 18, как большинству. Возможно, это тоже повлияло на всё, что случилось потом: я не была готова уехать от родителей, я ещё даже не была совершеннолетней. Столкнувшись с первыми проблемами — со здоровьем, переездом, учёбой, — я поняла, что не могу надеяться на саму себя. Я буквально ждала, что с неба свалятся деньги или чья-нибудь поддержка, что кто-то приедет и купит за меня лекарства.

Я бы не сказала, что с этим тяжело жить. Людям из моего окружения, наверно, даже нравится моя инфантильность: вокруг все такие серьёзные, а я хихикаю, витаю в облаках и шучу про единорогов. Но когда нужно собраться, взять себя в руки и пойти решать проблему, как взрослая, я сажусь и понимаю, что у меня просто нет сил, что я очень сильно боюсь.

Мне страшно сделать телефонный звонок, сказать что-то не то, спросить у начальника про повышение зарплаты… Я постоянно жду, что за меня всё это сделает кто-то другой. В общем, моя инфантильность проявляется моментами.

Я пыталась и пытаюсь с этим бороться. Пока я буду понимать, что инфантильна, я буду стараться себя пересиливать. Но, к сожалению, чаще всего гораздо проще залезть под одеяло и сказать: «Я в домике, не трогайте меня». От этого, кстати, и появляется дикая любовь к прокрастинации, откладыванию дел на потом. Я до сих пор каждую зиму втайне надеюсь, что на Новый год ко мне придёт Дед Мороз и сдаст за меня сессию. С другой стороны, маленькие ежедневные испытания, бытовые дела или экстренные ситуации так или иначе заставляют меня переступать через себя. Но это всё равно очень тяжело, и я продолжаю рассчитывать на взрослых людей, которые кажутся мне гораздо более зрелыми, чем я.

Пока мои ровесники решают взрослые дела, я просто сижу наедине со своими «хиханьками-хаханьками».

Это влияет на отношения с близкими: они понимают, что я уже взрослая, и ждут, что я буду брать на себя какую-то ответственность, а не перекладывать её на родителей. Мама периодически мне об этом напоминает. Бабушки любят говорить: «Ты уже взрослая, пойди и сделай это, наконец». А я не могу.

Я люблю яркие макияжи и странные вещи, всё украшаю сердечками. У меня ежедневник с принцессами. И не из-за того, что я люблю принцесс, а из-за того, что это позволяет мне чувствовать себя ребёнком. В любой компании я ощущаю себя самой незрелой. Еще я читаю фанфики, хотя, казалось бы, уже давно пора интересоваться серьёзной литературой. Все говорят мне: «Алё, зачем ты их читаешь?», а я не могу это бросить, это часть меня.

Я работаю в школе для детей и постоянно ловлю себя на мысли, что я говорю и мыслю точно так же, как мои 12-летние ученики. Я с ними на одной волне, и мне сложно после работы переключиться на общение со взрослыми людьми. Когда я говорю со своей 25-летней подругой, мне нужно прилагать усилия, чтобы не общаться с ней как двенадцатилетка.

Проявления инфантильности портят мне жизнь, отрицательно влияют на возможность личностного роста. Чем старше я становлюсь, тем глубже это осознаю.

Максим Ильин

Психолог, психотерапевт, специалист в доказательной медицине, выпускник психологического факультета МГУ

Изначально инфантилизм — медицинский термин, обозначающий, что какие-то органы или функции у взрослой особи не развиты и остались в детской форме. Психологически это понятие чаще всего применяется в несколько ином значении. Мы называем инфантильностью хроническое состояние психологически сохранного, то есть полноценно развитого человека, в котором он отказывается пользоваться своими зрелыми функциями и предпочитает оставаться ребёнком «по жизни».

В чём причины инфантилизма? Прежде всего, мы такими рождаемся. Это наиболее простой и экономящий энергию способ существовать. Однако некоторые люди до конца жизни считают, что идеал счастья — ничего не делать и не нести ни за что ответственность. Такой подход, конечно, связан с очевидными выгодами, но есть и существенные недостатки — выживать инфантильный человек может, только опираясь на других, более зрелых людей (если не физически, то в эмоциональном плане).

«Мой сын — подросток, и мне гораздо комфортнее общаться с ним и с его друзьями, а не с мужем»

Мой отец очень любил меня и постоянно баловал. Когда его не стало, я поняла, что не могу и не умею быть самостоятельной. Меня воспитывала сестра, она решала практически всё за меня. А сейчас большую часть моих проблем берёт на себя муж. Мне очень трудно сделать какой-то шаг самой, поэтому я всегда советуюсь с ним или с подругой. Хотя своим детям я, наоборот, прививаю самостоятельность, то есть действую в полной противоположности по сравнению с тем, как воспитывали меня.

Мне 35, но я ощущаю себя минимум на десять лет моложе. Мой сын — подросток, и мне гораздо комфортнее общаться с ним и с его друзьями, а не с мужем. Я понимаю, по каким принципам они живут, почему у них именно такие увлечения, почему они слушают именно такую музыку, и так далее. Я чувствую, что я на одной волне с подростками, и это немного пугает меня.

Понимаю, что иногда требую от своего сына соблюдения тех правил, которых не придерживаюсь сама. Например, приучая его к самостоятельности и порядку, я могу попросить его аккуратно сложить вещи в шкафу, а сын может ответить: «Ты заставляешь меня делать уборку, а у самой на полках беспорядок. Мама, как так?».

У меня сложности с принятием чужой точки зрения, я всегда настаиваю на своём мнении до конца. Иногда начинаю просто молчать, показывая, что я с человеком не согласна. Я вообще эгоистка: привыкла, чтобы всё было, как я хочу. Мне даже собственные дети об этом говорят.

Я работаю в сфере красоты и делаю это только для себя, потому что обеспечение нашей семьи полностью лежит на муже. Я пыталась работать в салонах, но из этого ничего не вышло: не могу контактировать с коллегами, не могу часами выслушивать чужое мнение. Одной мне спокойнее и комфортнее, но это мешает в развитии. Я не могу добиться ни карьерного роста, ни ощущения личной ответственности за свою жизнь.

Муж говорит мне: «Ты как ребенок — хочешь, чтобы всё было по-твоему. Если станешь более серьёзной и ответственной, тебе самой будет проще». Я знаю, что он прав, и стараюсь меняться, но у меня мало что получается. Часто задумываюсь о том, что сильно завишу от мужа, и понимаю: если останусь одна, то не смогу это выдержать.

Как проявляется инфантилизм? При ответе на этот вопрос можно выделить так называемую «инфантильную триаду» — эгоцентризм, паразитизм и нарциссизм. 

Эгоцентризм — неумение или нежелание рассматривать другие точки зрения, кроме собственной. В тяжёлых случаях эгоцентрики не просто считают взгляды других недостойными внимания, а вообще не воспринимают, что у других могут быть свои интересы, отличающиеся от их собственных.

Паразитизм, как логическое следствие эгоцентризма, — склонность требовательно пользоваться окружающими для удовлетворения своих личных потребностей, патологическая несамостоятельность. 

Наконец, нарциссизм — это непоколебимая вера в собственную исключительность и особые права, чувство безусловного личного превосходства над другими. 

Все прочие проявления и признаки инфантилизма так или иначе сводятся к этим трём.

Надо всё же заметить, что есть здоровые и реалистичные формы взаимозависимости между зрелыми людьми. Патология возникает тогда, когда мы решаем опираться на других «морально», то есть пытаемся передать кому-то личную ответственность за самих себя.

«Я понимаю, что это похоже на детские капризы, но ничего не могу с собой поделать»

Всю свою инфантильность в полном её объеме я ощутила, когда ушла от первого мужа и окунулась в самостоятельную жизнь. Дело в том, что мои проблемы всегда решал супруг. Он прислушивался к каждому капризу: привозил мне на работу платье и колготки, чтобы я могла вечером посидеть в кафе, записывал меня на приёмы к врачам, возил в поликлинику, оплачивал коммуналку. Я ни о чём не думала. И когда я столкнулась с тем, что всё нужно делать самой, это показалось мне какой-то игрой. Ну, как будто это не по-настоящему. Во мне проснулся интерес к самостоятельности, я подумала: «Вау, оказывается, я сама могу решать свои проблемы. Я могу найти новую работу, повторно выйти замуж». Мне тогда было 30, и все это помогло мне немного повзрослеть морально, но лишь на небольшое время. Трудности разрешились, с работой наладилось, а инфантильность осталась.

К сожалению, свои потребности и желания я ставлю выше всего остального — и на работе, и дома, и с друзьями. Я почему-то считаю, что все обязательно должны мне угождать. Очень часто мне хочется внести корректировки в чужое поведение. Да, это глупо — менять взрослых людей, но с какими-то вещами я мириться не могу. Поэтому человеку придется либо измениться, чтобы продолжить со мной общаться, либо уйти из моей жизни. Я понимаю, что это похоже на детские капризы, но ничего не могу с собой поделать.

Я не умею соглашаться с чужим мнением. Если я понимаю, что заблуждаюсь в чём-то, то буду избегать разговора до последнего. Никогда не скажу вслух, что согласна с человеком, даже если осознаю, что он прав. В такие моменты мне хочется провалиться сквозь землю.

Я могу сменить работу пять раз за месяц, с легкостью развестись с очередным мужем… Думаю, в моем возрасте уже должна быть какая-то стабильность, и подобные мысли не должны приходить в голову так часто.

С другой стороны, я считаю, что новую работу найти легко, нового парня — тоже.

Бывший муж до сих пор иногда мне помогает, и не только финансово. Он подвозит меня на работу, решает какие-то вопросы, в которых я не разбираюсь. Я могу позвонить ему поздно вечером, попросить привезти мне алкоголь, и он привезёт. Я до сих пор не умею планировать расходы, хотя я вроде бы уже взрослая, самостоятельная женщина. У меня есть дочь (ей 15), и все траты по её содержанию лежат на плечах бывшего мужа.

Когда у меня накапливается много дел, либо эти дела скучные, либо возникают какие-то конфликтные ситуации, я теряюсь. Вместо того чтобы потихоньку всё это разгребать, я просто сажусь и начинаю играть в игры, смотреть мультики, рисовать или раскрашивать. Так я ухожу от реальности. В детстве делала так же. Если у меня нет настроения, я не буду заниматься никакими делами. Плохой настрой для меня — это повод не пойти на работу.

Жить с инфантильностью мне не тяжело, а даже наоборот. Так получается, что в моей жизни есть люди, которые с радостью делают важные (и не очень) дела за меня. Я считаю, что жить нужно в своё удовольствие, а тратить время на решение нудных вопросов, на уборку или готовку — это скучно. Если мне захочется тусить с друзьями до утра, а потом кое-как вставать на работу или взять кредит, чтобы улететь на Бали, а потом выплачивать его пять лет, то я обязательно это сделаю.

Разбираемся в себе

как быть собой

Как оставаться собой, когда все вокруг блогеры и активисты

синдром самозванца

«Ты всех обманываешь и ничего не умеешь»: как синдром самозванца обесценивает наши успехи

Почему возникают фантазии об изнасиловании

Многих женщин возбуждают фантазии об изнасиловании. Чем это можно объяснить?

хаос в жизни

Как я пыталась бороться с хаосом в своей жизни и к чему это привело

кто такой невротик

Что делать, если я невротик? Учимся жить в доверии к себе и миру

Изображение

5 внутренних установок, которые мешают строить успешную карьеру

синдром отличника

«Главное — не накосячить». Как синдром отличника мешает жить

Как бороться с инфантилизмом

От инфантильности можно избавиться самостоятельно. Более того, в итоге она всегда преодолевается в основном благодаря усилиям самого человека. Психолог консультирует и направляет, но он не может сделать за клиента самое главное — принять осознанное решение бороться с инфантилизмом столько, сколько понадобится, и делать это каждый день.

Итак, первое, что нужно сделать, — осознать присутствие проблемы и необходимость с ней разбираться. Это может привести к соответствующим действиям. Просто так, в силу времени и возраста, инфантильность не проходит. Только при условии внутренней работы над пониманием себя, жизни и своего места в ней.

Если вы решили начать борьбу, вам нужно пройти несколько стадий:

  • игнорирование проблемы,

  • признание проблемы,

  • рассмотрение проблемы и принятие решения,

  • активное изменение,

  • поддержание и развитие изменений.

Стадия игнорирования или отрицания

Подразумевает, что человек не видит свою проблему. Или видит, но не в себе, а в окружающих или в устройстве жизни. Конечно, другие люди и жизненные события часто дают повод для огорчений. Но большое значение имеет то, как мы расцениваем происходящее и как сами на него отвечаем — конструктивно или не очень. 

Стадия признания

Означает, что в силу разных обстоятельств (не в последнюю очередь личного желания во всём разобраться) человек пришел к пониманию, что собственные инфантильные установки и привычки портят ему жизнь. 

Признание и честное принятие в себе инфантильности — это первый необходимый шаг к личностному взрослению. На этой стадии самое главное — проявить осторожность и сострадание к себе, не унижать и не обесценивать себя как личность.

Важно понять, что инфантильность — это всего лишь приобретённое свойство вашего характера, которое можно изменить с помощью настойчивой работы над собой.

Стадия рассмотрения проблемы и принятия решений

Здесь вы начинаете интересоваться причинами своего положения и доступными вариантами его изменить. В этом плане можно рассматривать психотерапию, групповые занятия, самопомощь. 

Стоит быть аккуратными в выборе психотерапевта, так как многие неквалифицированные специалисты не помогают бороться с инфантильностью, а, наоборот, питают, закрепляют её. Например, через поиск виноватых в прошлом и настоящем или безусловную поддержку любых переживаний, решений и действий клиента.

Грамотные профессионалы сохраняют терапевтический нейтралитет, ориентируют на самостоятельные рассуждения и помогают людям признать за собой реальную ответственность, воздерживаясь от обвинения кого-то, включая самого себя.

Стадия активных и упорных действий

Она самая простая («бери и делай») и в то же время самая трудная: нужно заниматься своей жизнью в реальности из зрелой и ответственной позиции, побеждая страхи, преграды и другие сложности на пути к своим целям и интересам. 

Здесь не выйдет обойтись каким-то универсальным советом, кроме того, что проактивность — проявление инициативы, не дожидаясь «необходимых», максимально удобных обстоятельств — в любом случае выгоднее реактивности, то есть ожидания какого-то особо подходящего момента или идеальных условий, пока время идёт.

Стадия поддержания изменений

Она о важности понимания того, что достигнутое своим трудом бывает очень легко потерять, если не уделять внимание регулярной профилактике срывов и откатов. Впрочем, в случае подлинного личностного роста возвращаться в зависимое и пассивное положение обычно и не хочется. Просто следует не терять бдительности и развиваться как личность дальше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти режимный фонд времени
  • Что делать как найти причину
  • Как найти радиус вписанной окружности правильного шестиугольника
  • Как можно найти образующую конуса
  • Как найти давление пресса