Я медлительная как это исправить

Медлительность – это снижение скорости мыслительных, когнитивных и познавательных процессов. Также выделяют деятельностную медлительность и задержку в принятии решения. В целом данную категорию можно охарактеризовать, как снижение скорости реагирования, относительно скорости большинства людей.

Именно данное качество личности приводит к общей нереализованности, ощущению отсутствия успеха и полноценной жизни только в собственных мыслях и планах. Медлительность у взрослых всегда оставляла их на средних должностях, а вот медлительность детей заставляет обращаться к специалистам и искать различные органические нарушения. Поскольку во многом скорость психических процессов определяет выживаемость человека и его реализацию в обществе, медлительность расценивается как патология или симптом, характеризующий негативное состояние.

К признакам медлительности относится неумение сосредоточиться на одной выполняемой задаче, таким людям постоянно необходимо отвлекаться на новости социальной ленты или просмотр передач. Следующие моменты включают нарушение разнообразных временных договоренностей, будь то оплата счетов или встреча с друзьями. Часто можно заметить, что человек теряет шансы купить что-то по акции, успеть на отъезжающий автобус, выиграть в акции случайно организованной возле дома. Все это случается по причине необходимости длительного времени обдумывания происходящего и принятия решений.

Причины медлительности

Как и проявления медлительности разнообразны, так и причины такого мировосприятия не могу быть обозначены одним фактором. Медлительность мышления может быть обусловлена темпераментом, который непосредственно отражает силу и динамику нервной системы. Темпераментально сильные типы реагируют быстрее, а вот флегматикам и меланхоликам свойственно погружаться в длительные раздумья или просто выдавать не столь быструю реакцию.

Мотивация оказывает влияние на временные показатели медлительности, а не обусловливает ее как постоянное качество. Так выполняя скучную и неинтересную работу, человек будет постоянно отвлекаться и даже если под рукой не будет интересных занятий (бесплатного вай-фая или давнего знакомого), то мысли неконтролируемо будут перетекать в темы, являющиеся более эмоционально значимыми.

Еще одним временным показателем, повышающим медлительность, является объективная трудность работы или субъективный страх человека не справиться. В случае действительной сложности такая деятельность всегда требует большего сосредоточения и приложения усилий, часто попутного ознакомления с новой информацией, что снижает темпы производительности. При легкой деятельности, но страхе не справиться человек склонен перепроверять свои решения несколько раз, чем увеличивает общее время работы.

Сталкиваясь с труднорешаемыми или глобальными задачами человеку свойственно откладывать начало действий как можно дольше, веря, что магическим незамечанием все решится само. Никакой жизненный опыт не способен заставить человека моментально приступить к разработке плана действий, если при взгляде на задачу он чувствует свою несостоятельность. Будут попытки переложить обязанности, искать обходные пути, некоторые подвергаются психосоматическим расстройствам, и только потом, когда все сроки горят, принимаются решать и естественно не успевают.

Более серьезным фактором, формирующим характерологическую медлительность, является семья и особенности воспитания. В авторитарных семьях, где любая активность ребенка останавливается, у личности формируется поведение остановки собственных проявлений.

Вырастая, такие люди боятся совершить шаг, высказать свои желания и предпочтения, на инстинктивном уровне опасаясь наказания и родительского запрета, даже если он уже давно не актуален для зрелой личности. Помимо остановки своей деятельности медлительность является формой пассивного протеста против условностей и требований более сильных (в детском возрасте всех взрослых). Не имея ресурсов для открытой конфронтации, единственный метод позволяющий ребенку регулировать неприятные для него моменты заключаются в откладывании.

Нежелание чего-то, как и в детском возрасте, вполне может быть во взрослом и не каждый человек научился отказываться от неприятных моментов. Девушка, мечтающая выйти замуж, будет ходить на все свидания, даже с теми, кто ей не симпатичен, но будет опаздывать. Парень, которого «тошнит» от его места работа, из раза в раз будет задерживать все сроки сдачи проекта. Подобные вещи происходят не специально, просто подсознание ищет пути остановки неприятных моментов жизни и если это не получается сделать прямо, то включает медлительность, чтобы хоть продлить период наступления нежелательных моментов.

Нарушения психики, относящиеся к разделу патопсихологии, в некоторых случаях проявляются через медлительность. Сюда можно отнести депрессивные расстройства, когда человек сильно эмоционально и физически истощен и не способен реагировать с нужной скоростью, кроме того подключается отсутствие интереса к внешним событиям, и чтобы они спровоцировали какую-то активность, необходимо большее количество усилий и стимулов. Апатии, расстройства мышления и общее психическое истощение – медицинские причины проявления медлительности.

Нарушения в работе ЦНС, спровоцированные употребление алкоголя, наркотических веществ, органическими поражениями мозга также формируют замедленный темп мышления. Эта часть корректируется исключительно на ранних стадиях, после чего нарушения закрепляются и становятся необратимыми.

И последняя причина замедления мышления обусловлена физиологическими процессами старения организма, когда не только когнитивные функции, но и абсолютно все системы организма начинают работать в сниженном темпе. Этот вариант стоит научиться принимать как данность, поскольку все, что можно сделать – это притормозить снижение привычных показателей, однако не полностью остановить процесс.

Как бороться с медлительностью

Раздражает медлительность не только в контексте поведения окружающих, самого человека, не успевающего и пропускающего жизнь данное положение вещей также не сильно радует. Но наличие такой особенности является неисправимым только в некоторых случаях, в большинстве же вариантов бороться с замедленным мышлением и реакциями можно при помощи психологических техник самостоятельно или при поддержке психотерапевта.

Начать следует с простейшего планирования своего времени на ближайшие и длительные перспективы. Отличным подспорьем станут методики тайм-менеджмента, умение выделять главное и создавать себе мотивацию. Всегда на первом месте в планах должны стоять наиболее важные вещи, значимые в контексте продолжительного времени. Расписание должно быть структурированным, иначе вместо экономии времени и ресурсов можно получить обратный результат, когда ногти накрашены, пыль протерта, все друзья встречены, но кандидатская, защита которой через неделю так и лежит в «сыром» варианте. Сроки каждой деятельности должны быть также прописаны – расписание не может быть плавающим, иначе тенденция к откладыванию, в силу привычки, возьмет свое.

Помня о том, что к медлительности приводят нежелание выполнять деятельность и негативные эмоции от возможного наступления необходимости стоит создавать собственную мотивацию. Можно искать положительные моменты, вносить элемент игры, соревнования, собственной выгоды, думать о последствиях сделанного или даже просто пообещать себе награду (поход в кино, день лени, встречу с друзьями и прочее). Помимо поиска мотивации необходимо бороться с нерешительностью в осуществлении первых шагов. Чем дольше взвешиваются малейшие детали, тяжелее принимается решение, тем больше времени уходит, хотя на практике все окажется совершенно иначе, сколько не просчитывай риски. Необходимо оставлять некоторую долю неизвестности и уметь начинать действовать, несмотря на отсутствие гарантий.

Можно устраивать соревнования с самим собой или вовлекать в это других людей – важно каждый раз повышать скорость выполнения дел. Соперничество заставляет отложить все жужжащие гаджеты, не поднимать трубку на лишние звонки и не рассматривать новые фасоны на прохожих. Максимальная сосредоточенность, присущая спортсменам во многом объясняется именно моментами соревнования. Даже если соревноваться не с кем, а превысить скорость выполнения невозможно в силу технических причин, необходимо браться за выполнение работы в той точке, когда она появилась. Даже если проект кажется большим, а собственные умения недостаточными, необходимо сразу разбираться со сложностями в процессе, разбивая одну проблему на несколько пошаговых.

В вариантах, когда медлительность спровоцирована психопатологическими состояниями и органическими поражениями нет необходимости применять психологические методики, вначале необходимо устранить физиологическую причину, если это возможно. Для этого нужно получить консультацию нескольких специалистов и только после окончания курса общей терапии, обращаться за консультацией к психологу.

Помощь специалистов психотерапевтического направления будет актуальна в тех случаях, когда замедленный темп мышления обусловлен психотравмами детского периода или изначально неблагоприятной системой воспитания. С личностями, чье гармоничное развитие было нарушено социальной средой без возможности восстановления, порой приходится работать не один год, преодолевая устоявшиеся паттерны поведения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

У всех нас есть опыт отсрочивания в выполнении какой-либо задачи. Вы когда-нибудь задумывались, почему вы или другие медлят? Многие рассматривают это (в себе или других людях) как лень.

В психологии издавна считается, что люди, которые откладывают выполнение действий, имеют ложное чувство времени. Это означает, что они думают, что потом у них будет больше времени, чем есть на самом деле, чтобы выполнить задачу.

Исследования показывают, промедление связано с трудностью в управлении дисстреса. Кажется, что отторжение задачи всему виной, то есть, когда люди рассматривают задачу в неприятной форме: «будет трудно», «не интересно», «мучительно» то они, скорее всего, отложат выполнение действий.

В то время как лентяи, возможно, пытаются избежать страданий, такой подход по иронии судьбы может вызвать ещё больший стресс в долгосрочной перспективе. Прокрастинация может привести к увеличению стресса, вызвать вопросы со здоровьем и привести к более низкой производительности. Люди, склонные откладывать, как правило, имеют проблемы со сном и более напряжённый процесс работы. Более того, затягивание может препятствовать вашей самооценке, вызвать чувство вины, стыда или самокритичные мысли, которые могут возникнуть в результате отсрочивания выполнения действий.

Если вы боретесь с привычкой откладывать, попробуйте любой из этих советов, которые помогут вам в этом:

Избавьтесь от катастрофизации

1. Избавьтесь от катастрофизации.

Одна из самых больших причин, почему люди затягивают, потому что они усложняют или видят эту задачу намного больше, чем она есть на самом деле. Это может быть связано с тем, как трудно, как нудно и как тягостно будет завершение задачи; основной страх, что выполнение задачи станет «невмоготу».

В реальности, скука и тяжелая работа не убьет вас или даже не сможет причинить вам боль. А есть другая сторона: затягивание связано со стрессом. Например, вы испытываете стресс, когда вы медлите с чем-то, но вы знаете, что вам нужно это сделать.

Сосредоточьтесь на своём «зачем»

2. Сосредоточьтесь на своём «зачем».

Люди, склонные к откладыванию, уделяют больше внимания краткосрочным выгодам, избегая страданий, связанных с задачей, а не долгосрочным результатам. Вместо этого, попробуйте сфокусироваться на том, почему вам следует сделать это: какие выгоды вы получите от выполнения задания?

Например, если вы откладывали уборку в гардеробной, то представьте себе, как заходите в уже убранный гардероб и как хорошо вы себя будет чувствовать. Посчитайте, сколько денег вы сможете заработать, выставив ненужные вещи на продажу, или как нуждающиеся будут себя чувствовать, когда они получат деньги в качестве пожертвования.

Сосредоточьтесь на том, как выполнение действия поможет Вам получить больше положительной энергии, как повысит вашу самооценку и послужит отличным образцом для подражания вашим детям.

Записывайте в календарь

3. Записывайте в календарь.

Проекты, что «Я сделаю это, когда у меня будет время», как правило, очень часто не делаются вообще. Вы должны планировать, когда вы собираетесь работать над проектом, и фиксировать то время, как важное действие.

И когда придёт время, чтобы сделать работу, вы сможете быть сосредоточены в течение всего отведенного времени.

Будьте реалистичными

4. Будьте реалистичными.

Создание графика, настроит вас на успех. Проекты часто занимают гораздо больше времени, чем ожидалось, поэтому требуется дополнительное время. И искать способы, чтобы выделить это время, будет легче, если у вас есть график. Например, если вы не жаворонок, то не ожидайте, что сможете встать на час раньше, чтобы начать работу. Может быть, лучше запланировать активность во время обеда или перед ужином. Если не удаётся выделить время, то лучше отложить проект на некоторое время.

Разделите на порции

5. Разделите на порции.

Когда задача кажется невыполнимой, часто следует промедление. Итак, как можно разбить эту задачу на более мелкие, более выполнимые части? Например, если вы хотите написать книгу, вы можете написать план, определить каждую главу, наметить разделы, а потом уже беритесь за написание по одному фрагменту за раз. Разделение поможет вам чувствовать себя менее подавленным и более уверенным.

Нет оправданиям

6. Нет оправданиям.

Звучит знакомо? «Мне нужно быть в настроении». «Я подожду, пока у меня еще есть время». «Я лучше работаю под давлением». «Мне нужно, чтобы что-то произошло, прежде чем я смогу начать». Пора остановиться!

Будьте честны с собой: это отмазки. Конечно, было бы неплохо, чтобы «быть в настроении», но ожидание этого может означать, что вы никогда не начнёте свой проект.

Отчёт

7. Отчёт.

Установите конкретные сроки для выполнения задачи. Затем найдите, кому вы сможете сдавать отчёт. Это может быть обещание вашему начальнику или клиенту, о том, что вы сможете завершить работу к определенному сроку. Это так же может быть тренер, наставник, ментор, который поможет вам оставаться в строю. Например, раз в неделю или через определенный промежуток времени по телефону или при личной встрече, вы можете рассказывать о том, что вы сделали и о том, что обязуетесь сделать к следующей встрече. Нежелание отступать от своих слов, может быть отличным способом, чтобы победить промедление.

Оптимизируйте свою окружающую среду

8. Оптимизируйте свою окружающую среду.

Ваше окружение может помочь или помешать вашей производительности. Будьте внимательны с СМИ, поисками в интернете во время работы, они могут уводить вас от цели или телефонные звонки, которые могут приводить к промедлению.

Так что попробуйте во время запланированной работы над конкретной задачей закрыть электронную почту и мгновенные сообщения, отключить телефон или хотя бы поставить его на беззвучный режим, и не позволяйте себе отвлекаться, пока вы не выполните задание.

Награда за хорошее поведение

9. Награда за хорошее поведение.

Установите для себя награду, если и только если вы сделаете то, что вы намеревались сделать, вы сможете себя наградить. Например, не позволяйте себе просмотр любимого шоу, проверку социальных сетей или приготовление еды, пока вы не закончите то, что вы запланировали.

Самопрощение

10. Самопрощение.

Перестаньте терзать себя за прошлое. Мысли как «надо было начинать раньше» или «я всегда медлю; я подобен неудачнику» сделают только хуже. Исследования показывают, что прощение себя за прошлое откладывание дел поможет вам перестать затягивать с текущими делами.

Вы также можете попробовать использовать последние примеры с отсрочиванием в свою пользу. Как? Подумайте, что послужило причиной для вашего избегания – страх, стресс, отсутствие понимания как развиваться или же отсутствие ответственности. Затем решите эти препятствия в настоящем и будущем. Если, например, это был страх, который способствовал вашей медлительности, подумайте какие шаги можно предпринять, чтобы чувствовать себя более защищенно и меньше бояться в следующий раз?

Отбросьте перфекционизм

Перфекционизм это всё или ничего, это либо идеально, либо это провал. Перфекционисты склонны ожидать, что всё будет совершенно и идеально. Вы не можете, что-то завершить, если это не идеально. Или если это не идеальное время, вы считаете, что не можете начать работу. Мышление по типу «всё или ничего» удерживает вас от начала или завершения задачи.

Вместо этого, сосредоточьтесь на «хорошо», чем «идеально. Это значит, что стремление к совершенству, создание совершенства или настраивание себя на отличные условия, помогут вам выполнять работу качественно, но в то же время не забывайте про выполнения задачи.

Множество людей сталкиваются с банальным желанием отложить задачу или дело на потом.

Когда дело доходит до продуктивности и достижения целей, медлительность, может быть одной из самых больших проблем. Называется это сложным словом – прокрастинация, а по-нашему просто, промедление. В народе таких иногда называют, «тормоз»

В статье мы подробно разберём вопрос медлительности, прокрастинации, лени. Поймём отличия между ними, и самое главное дадим 20 практических советов, как победить прокрастинацию.

Прежде чем углубится в то, как перестать откладывать дела на потом, нужно рассмотреть некоторые основы.

Содержание

  1. Основы: Что такое Медлительность, лень, прокрастинация.
  2. Причины медлительности
  3. Темперамент
  4. Субъективный страх.
  5. Объективная сложность задачи.
  6. Некомпетентность
  7. Особенности воспитания
  8. Нарушения психики
  9. Болезни
  10. Физиологические процессы старения.
  11. Триггеры медлительности
  12. Шаги по преодолению прокрастинации
  13. Развивайте понимание того, что вы откладываете на потом.
  14. Выбирайте, над чем работать.
  15. Верьте в себя.
  16. Меняйте окружение.
  17. Используйте техники тайм менеджмента
  18. Выполняйте задания действиями «маленьких шагов»

Основы: Что такое Медлительность, лень, прокрастинация.

Медлительность – это пониженная скорость реакции, снижение мыслительных и познавательных процессов, неспособность сосредоточиться на выполняемых задачах.

Лень – это недостаток мотивации, отсутствие побуждений к действию, банальное нежелание что-либо делать.

Прокрастинация – постоянная склонность откладывать, важные дела и ответственность, «на потом».

Например, если лентяя попросить, он отвечает: «не хочу, не буду». Прокрастинатор же, наоборот, согласится выполнить поручение, но не факт, что выполнит вообще и точно не в срок.

Лентяи не испытывают чувство вины, потом что они и не обещали, а вот прокрастинаторы наоборот, корят себя.

Промедление, как таковое – это естественное явление, которое случается со всеми людьми. Большинство людей на планете типичные прокрастинаторы. Они постоянно откладывают дела на потом, и эта нелепая привычка постоянно заставляет жить их с чувством вины. Этот голос звучит вечером: «ты вновь не сделал ничего полезного за сегодняшний день». Проблемой является не то, что человек, что-либо отложил. Все люди периодически перекладывают свои дела, распределяя важные и менее важные, подстраивая их по определённым критериям. Вопрос в том, что когда откладывание дел, задач, ответственности становится закономерностью и повторяется систематически, и долгий период времени человек не может преодолеть это, то именно тогда он нуждается в помощи.

Но давайте разберёмся в причинах.

Причины медлительности

  1. Темперамент

Темперамент у людей подразделяется на типы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Так вот, флегматикам и меланхоликам свойственно в силу темперамента быть медлительными людьми. И это не считается психическим отклонением, потому что темперамент отражает силу и динамику работы нервной системы, данного человека.

  1. Субъективный страх.

Этот фактор влияет на принятие решений человеком исходя из его старого опыта. Например, выполняя данную задачу человек подвергся опасности или агрессии, или банально ничего не получилось, соответственно страх влияет на желание вновь приступить к выполнению подобной задачи.

  1. Объективная сложность задачи.

Человек понимает, что для решения поставленной задачи ему нужно будет приложить много усилий, выполнить ряд сложных действий, изучить и вникнуть в суть вопроса, и всё это влияет на производительность.

  1. Некомпетентность

Бывает, что на человека возлагают надежды или поручают выполнить то, в чём он ничего не понимает. Соответственно некомпетентность и неспособность анализировать данную проблематику, приводит к тому, что человек осознанно медлит.

  1. Особенности воспитания

Большое влияние на личность оказывает именно методы воспитания, атмосфера в семье. Насколько ребёнку доверяли, каким образом контролировали. В семьях авторитарного характера, где беспрекословные требования доминировали, у личности формируется поведение остановки собственных творческих проявлений. Всё это формирует характер, и в основном закладывается в возрасте до 17 лет.

  1. Нарушения психики

К проявлениям медлительности стоит отнести такие психические расстройства как, депрессия, апатия, аутизм, расстройства мышления, и другие более серьёзные психические отклонения личности. Все они как правило влияют на физическое состояние и приводят к истощению организма.

Так же сюда стоит упомянуть нарушения центральной нервной системы связанные с употреблением наркотиков, спайсов, наркотических таблеток, и любых других седативных и снотворных препаратов приводящих к изменению поведения.

  1. Болезни

Медлитеность, как один из пунктов в диагнозе свойственна в таких болезнях, как:

— Болезнь Альцгеймера

— Боковой амиотрофический склероз

— Сосудистая деменция

— Гипотериоз

  1. Физиологические процессы старения.

Все мы взрослеем, все мы соответственно стареем. Старение характеризуется занижением темпа реакции организма. Это стоит воспринимать как данность. Люди становятся медлительней.

Триггеры медлительности

Кроме того, есть триггеры, которые заставляют людей делать это. Сюда входит:
1. Низкая самооценка.
2. Информационная перегрузка.
3. Рабочая нагрузка.
4. Перфекционизм.

Однажды я имел общение с одним антропологом, который прожил больше 10 лет в Африке. Так он поведал нам об одном странном явлении. На континенте можно выращивать три урожая в год, но получается один и с трудом. Почему? Потому что люди, постоянно откладывают посев на завтра. Всегда же лето. Так вот, нет ничего хуже, чем отложить на завтра, и вновь на завтра и так далее. Завтра никогда не настаёт.

Шаги по преодолению прокрастинации

  1. Развивайте понимание того, что вы откладываете на потом.

    Один из самых важных шагов в преодолении промедления – это просто осознать проблему.
    Начните практиковать осознанность в течение всего дня и мысленно замечать, когда вы откладываете дела на потом.
    Понимание того, как и почему вы откладываете дела на потом, может помочь разработать план действий.
    Когда вы можете понять, почему откладываете дела, легче найти конкретные решения, которые будут работать.

  2. Выбирайте, над чем работать.

    Если можете, делайте то, что вам действительно нравится.
    Рассмотрите возможность делегировать часть задач другим людям.
    Конечно, это не всегда возможно. Однако важно учитывать, что вы чувствуете, когда откладываете дела.
    Определите тип работы и задачи, которые вам больше всего интересны.

  3. Верьте в себя.

    Помните, что промедление и другие вредные привычки не являются недостатками характера.
    Промедление – это привычка. Это означает, что вы можете это изменить. И часть изменения привычки для достижения любой цели – это вера в себя.
    Избавьтесь от ограничивающего представления о себе в отношении промедления и продуктивности.
    Вы можете сказать:
    «Я непродуктивный человек».
    «Я не очень дисциплинирован».
    «Я не могу этого сделать».
    Начните воспринимать себя как человека, который видит себя, не с позиции сложившегося мнения, а с позиции того, каким ты можешь стать, или хотел бы стать. И начните действовать и идти у цели, маленькими шагами.

  4. Меняйте окружение.

    Иногда смена места работы может творить чудеса с производительностью.
    Когда дело доходит до обычной рабочей среды, важно настроить себя на успех. Это означает, что ваше пространство должно быть чистым и организованным.

  5. Используйте техники тайм менеджмента

    Тайм менеджмент простыми словами, это техники, методы и способы планирования времени. Это способность отличать важные от менее важных дел. Существует множество разных техник, изучите и применяйте их на практике.

  6. Выполняйте задания действиями «маленьких шагов»

    Когда вы мотивированы или вам поставлена большая цель важно понимать, что лучше всего достигать её «маленькими шагами» .  В этом методе важно понимать, что нужно совершать небольшие действия каждый день. Процесс нельзя останавливать. Именно каждый день. «Вода камень точит» и вы обязательно увидите результат. Самое главное не остановить процесс.Выполняйте задания действиями «маленьких шагов»

а это штука известная и универсальная… Например, человек всё время напряжён, всегда на нервах, постоянно в стрессе… И вдруг ему удаётся сбросить с себя хронический напряг и расслабиться. Человек получает невыразимое наслаждение от нового состояния, особенно на телесном уровне.
Однако появляется проблема противоположного характера: приходит момент, когда нужно, собраться, сгруппироваться, сконцентрироваться, а не получается…

В итоге настоящими хозяевами самим себе являются те, кто был в обоих состояниях и из обоих сумел выбраться в некоторое третье, равновесное состояние… И так же обстоят дела с медлительностью/скоростью…))

С наступившим Новым Годом!

Заторможенность

Заторможенность – это патологическое состояние, характеризующееся замедлением интеллектуальных процессов, эмоций, движений. Проявляется снижением темпа речи, слабостью эмоциональных реакций, медлительностью. Больные малоподвижны, безынициативны, с трудом способны поддерживать разговор, на вопросы отвечают, выдержав паузу. Диагностика заторможенности проводится при помощи клинической беседы, наблюдения, исследования динамики психической деятельности, скорости реакции. К способам лечения относится прием лекарств, психотерапия, психокоррекция.

Общая характеристика

Заторможенность представляет собой замедленность психических и физиологических процессов. В научной среде для ее обозначения используются термины «брадипсихизм», «брадипсихия». Наиболее типичные внешние признаки – замедленность реакций, растянутость речи, неспособность включаться в совместную деятельность или общение, протекающие в нормальном темпе. Заторможенные люди часто остаются в одиночестве, кажутся нелюдимыми, замкнутыми без причины. Наиболее тяжелые варианты расстройства наблюдаются при апатии и ступоре, когда больные ни на что не реагируют.

Различают три вида заторможенности: идеаторную, моторную и комплексную. Симптом называют идеаторным, когда замедленность наиболее выражена в речи и мышлении. Люди проявляют умеренную или немного ослабленную двигательную активность, но при попытке вести беседу возникает заторможенность – они не успевают следить за ходом разговора, отслеживать смену темы, отвечать на поставленные вопросы. У окружающих складывается впечатление, что мыслительный процесс и говорение забирают у человека большое количество сил.

Моторная заторможенность проявляется в большей степени замедлением движений. Для нее характерна физическая слабость, расслабленная осанка, дискоординация. Люди постоянно испытывают желание опереться обо что-то устойчивое, присесть или прилечь. Снижение скорости речи легкое, трудности общения возникают только при ведении интеллектуально сложной или эмоциональной беседы. При комплексной заторможенности страдает психическая и моторная сфера: больные говорят тихо, с большими паузами, перемещаются медленно или остаются практически без движения.

Причины заторможенности

Многие люди знакомы с состоянием, когда привычные дела кажутся непосильными, присутствует постоянное ощущение нехватки времени. Такая легкая периодическая заторможенность имеет физиологические причины, например, недосып. Она непродолжительна, исчезает самостоятельно после полноценного отдыха. Реже замедленность психомоторных реакций является патологической, развивается как симптом психического расстройства, неврологического заболевания или интоксикации организма. В таких случаях люди остаются заторможенными вне зависимости от усталости, нуждаются в специальном лечении.

Физиологические состояния

Причины медлительности человека – особенности функционирования его нервной системы и ситуационные факторы, например, приводящие к астенизации или снижающие мотивационно-волевые способности. Физиологические факторы заторможенности действуют постоянно или периодически, но не вызывают социальной и личностной дезадаптации: человек продолжает вести привычный образ жизни, подстраивая его под свою медлительность. Возможные причины такого типа:

  • Недосыпание. Организм неспособен приспосабливаться к дефициту сна. Его недостаток по ночам (например, при инсомнии) всегда компенсируется в дневное время развитием сонливости, рассеянности, медлительности. На физиологическом уровне преобладают процессы торможения в головном мозге. После бессонной ночи заторможенность возникает в течение дня независимо от того, где находится человек, какие задачи решает.
  • Усталость. Замедление реакций, слабость, сонливость бывают обусловлены потребностью организма в отдыхе. При истощении запасов психической и физической энергии организм включает «режим экономии». Снижение темпа всех видов активности помогает медленнее растрачивать остаток сил. После периода отдыха привычная скорость восстанавливается. Если этого не происходит, вероятно развитие синдрома хронической усталости.
  • Стресс. Реакция на стрессовые воздействия определяется особенностями нервной деятельности, может разворачиваться по типу заторможенности или гиперактивности. Одни люди в ответ на стресс становятся более активными, беспокойными, другие – проявляют пассивность, неуверенность. Второй вариант реагирования называется «стрессом кролика», характеризуется резкой дезорганизацией, замедлением деятельности.
  • Сложность задачи. Причины избирательной заторможенности – недостаток навыков, отсутствие знаний для выполнения какой-то конкретной деятельности. Человек выполняет дело, не спеша или вовсе бездействует, когда задача сложна и непонятна. Например, заторможенным выглядит ученик у доски, пропустивший предыдущий урок, не сделавший домашнее задание.
  • Нежелание выполнять деятельность. Скорость мышления снижается, когда необходимо выполнять задачу, которая субъективно оценивается как неинтересная, малозначимая, бессмысленная. Достижение конечного результата возможно только с помощью приложения волевых усилий, но их не всегда достаточно. В итоге человек медлит, отвлекается, откладывает работу на будущее.
  • Флегматический темперамент. Врожденные причины медлительности – преобладание торможения и инертность нервной системы. Людей с такими особенностями называют флегматиками. Они могут казаться заторможенными, особенно для тех, у кого доминирует возбуждение ЦНС, и скорость протекания всех процессов высокая.
  • Особенности воспитания. Нерасторопность, преобладание тормозимых черт личности может являться результатом воспитания в семье с размеренным строгим распорядком дня, отсутствием возможности проявления самостоятельности. В обоих случаях ребенок растет зависимым от родителей, неспособным адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Попадая в незнакомую ситуацию, он становится растерянным, нерешительным, медлительным.

Соматические и психические заболевания

Осуществление мыслительных операций, сложных двигательных актов обеспечивается работой разных отделов мозга. При органических и биохимических изменениях в ЦНС может развиться стойкая выраженная заторможенность, не зависящая от недосыпа, усталости или ситуационных причин. Она требует лечения, в комплексе с другими симптомами заболевания нарушает социальную адаптацию человека – препятствует выполнению профессиональной деятельности, ограничивает возможность общения с родственниками, друзьями. Наиболее распространенные причины патологической заторможенности:

  • Сосудистые болезни головного мозга. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения приводят к ухудшению питания клеток мозга, гипоксии. Это негативно сказывается на скорости интеллектуальных функций, целенаправленности внимания. Медлительность, рассеянность наиболее характерны для больных с атеросклерозом, гипертонией, тромбозами сосудов.
  • Болезнь Паркинсона. Одним из ключевых симптомов заболевания является гипокинезия – снижение спонтанной физической активности. Больные часами могут сохранять неподвижность, их движения скованны, разворачиваются только после пуазы, замедленны. Характерно хождение мелкими шажками, маскообразное лицо, вязкость мышления, спутанность речи.
  • Эпилепсия. Уменьшение темпа психических процессов происходит при нарастании эпилептического слабоумия. Мышление эпилептиков вязкое, тугоподвижное, конкретное. Речь чаще обедненная, замедленная, но возможна ускоренная речепродукция с большим количеством стереотипных повторений, шаблонов. Заторможенность больше проявляется в интеллектуальной сфере.
  • Шизофрения. Брадипсихия при шизофрении формирвется на основе эмоционально-волевых нарушений, бедности побуждений. Больные безынициативны, ведут себя отстраненно. Замедление мышления сопровождается снижением скорости моторно-речевой деятельности, затруднениями вербализации мыслей. Вторичные причины заторможенности – интеллектуальный дефект, продуктивная шизофреническая симптоматика (бред, галлюцинации).
  • Депрессия. Двигательная и психическая заторможенность входят в классическую триаду симптомов эндогенной депрессии, но могут проявляться и при других депрессивных расстройствах. При легких формах болезни наблюдается вялость, медлительность, скованность движений. Тяжелые депрессии могут протекать со ступором, мутизмом, неспособностью реагировать на внешние стимулы.
  • Тревожные расстройства. При высоком уровне тревоги возникает состояние психомоторной заторможенности. Пациенты каждое слово произносят с усилием, как бы преодолевая препятствие. Причины – эмоциональное перенапряжение, скованность мышления, концентрация внимания на тревожащей ситуации.
  • Гипотиреоз. Недостаточность гормонов щитовидной железы снижает скорость обменных процессов ЦНС. На базе этого происходит изменение эмоциональной сферы и когнитивных способностей. Больные испытывают вялость, апатию, депрессию. Они становятся медлительными, ипохондричными, плаксивыми. Хуже воспринимают новую информацию, плохо запоминают ее.

Интоксикации

Токсическое отравление организма развивается при паразитарных заболеваниях, приеме алкоголя, наркотических и лекарственных средств. В большинстве случаев происходит нарушение обмена нейромедиаторов ЦНС, что приводит к изменению скорости биохимических реакций и нейронных передач, которое проявляется ускорением или замедлением темпа психической деятельности, неадекватностью эмоций, поведения. Заторможенность появляется при поступлении в организм следующих веществ:

  • Опиоиды. Легкая интоксикация имеет слабо выраженные признаки. При отравлении средней тяжести человек становится благодушным, малоподвижным, вялым. Из-за наплыва грезоподобных фантазий поддержание беседы затруднено. Речь тихая, неразборчивая. Вегетативные симптомы: сужение зрачков, бледность кожи, сухость слизистых оболочек, низкое артериальное давление.
  • Седативные, снотворные препараты. Интоксикация данными лекарственными средствами характеризуется заторможенностью, сонливостью, дискоординацией движений. Часто наблюдается неустойчивость эмоций с быстрыми переходами от смеха к плачу. При легком отравлении настроение повышается, развивается чувство радости, которое постепенно сменяется гневом, плаксивостью. Средняя степень интоксикации всегда сопровождается замедлением мышления, речи, движений.
  • Каннабиноиды. Состояние отстрой интоксикации протекает с патологическим изменением направленности мышления: оно становится нелогичным, непоследовательным, бессвязным. Темп чаще ускоренный, но иногда развивается патологическое торможение, которое проявляется ощущением «застывания мыслей», неспособностью осмыслить происходящее. При этом настроение остается приподнятым.
  • Токсины паразитов. При хронических паразитарных инвазиях на нервную систему длительное время воздействуют небольшие дозы ядовитых веществ. Развивается отравление, основные симптомы которого включают усталость, чувство переутомления, бессонницу. У пациентов детского возраста нередко диагностируется анемия, они выглядят сонливыми, апатичными, вялыми.

Диагностика

Заторможенность, усталость, слабость – частые причины обращения людей к врачу-неврологу. Реже первичное обследование проводится терапевтом или психиатром. Сначала осуществляется клинический опрос пациента, наблюдение и осмотр. С целью объективного подтверждения наличия заторможенности выполняется патопсихологическое обследование, психофизиологические пробы, определяющие скорость реакции. Для уточнения диагноза могут быть назначены инструментальные исследования мозга и его сосудов, анализы крови на содержание гормонов. Стандартный диагностический комплекс включает:

  • Клиническую беседу. При опросе больные жалуются на медлительность, ухудшение памяти, снижение интеллектуальных способностей. Они говорят, что хуже стали справляться с профессиональными обязанностями и повседневными делами, не могут поддержать беседу. Возможные дополнительные симптомы – сонливость, головные боли, рассеянность. У детей отмечается капризность, плаксивость без особой причины, отсутствие интереса к играм.
  • Наблюдение. Отвечая врачу, пациенты часто выдерживают паузу, растягивают слова. Голос тихий, говорят неразборчиво, на вопрос отвечают после молчания, поэтому может показаться, что нарушено слуховое восприятие или затруднено понимание смысла сказанного. В поведении медлительны, пассивны. Движения неловкие, совершаются через силу.
  • Исследование мышления. Проводятся патопсихологические пробы, позволяющие оценить скорость мыслительного процесса: ассоциативный эксперимент, подбор слов-антонимов и другие. По результатам определяется замедление темпа когнитивных функций, уменьшение количества представлений, «застревание» на одной мысли. Интеллектуальная деятельность характеризуется инертностью, малоподвижностью.
  • Определение скорости реакции. При диагностике заторможенности используются психофизиологические методы, измеряющие время реакции на стимул (звуковой, световой) и происходящие параллельно изменения биоэлектрической активности мозга, ЧСС, частоты дыхания. При заторможенности выявляется значимое увеличение времени простой зрительно-моторной и слухо-моторной реакции, депрессия альфа-ритма на ЭЭГ, замедление дыхания.

Лечение

Методы основной терапии зависят от причины, спровоцировавшей заторможенность. В рамках программы лечения используются различные методы: медикаментозная коррекция, психотерапия, целенаправленная стимуляция интеллектуальных функций и двигательной активности. Все мероприятия направлены на восстановление физиологических мозговых процессов, ответственных за динамику психомоторной деятельности, а также на тренировку мыслительных и физических навыков.

Прием медикаментов

Лекарственная терапия назначается большинству пациентов, нацелена на улучшение метаболизма нервных клеток и тканей, их защиту от повреждающих факторов, замедление гибели. Восстановление активного кровоснабжения повышает функционирование различных отделов мозга. В результате происходит активизация мыслительной деятельности, редуцируются симптомы заторможенности. Пациентам показан прием нейропротекторов, ноотропов.

Психотерапия и психокоррекция

Психокоррекционные занятия ориентированы на увеличение скорости познавательных функций. Они включают такие упражнения как подбор ассоциаций, обобщение понятий, анализ логических последовательностей, решение интеллектуальных задач. Учитывается правильность результатов, скорость выполнения заданий. В ходе психотерапевтических сеансов осваиваются способы социальной адаптации человека с заторможенностью. Специалист дает рекомендации по выбору профессиональной сферы, помогает овладеть поведенческими и речевыми навыками, компенсирующими медлительность.

Коррекция образа жизни

Чтобы улучшить работу мозга, усилить приток кислорода к тканям, пациентам рекомендуется скорректировать режим дня, обязательно включив в него умеренные физические нагрузки на свежем воздухе – пешие прогулки, активные игры, занятия спортом. Для активации мышления необходимы ежедневные интеллектуальные нагрузки – чтение книг, изучение иностранных языков, творческие занятия. Этот совет особенно актуален для пожилых людей, завершивших профессиональную деятельность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить распоряжение постановление
  • Как составить классификацию услуг для города
  • Видеокарта показывает полосами как исправить
  • Как найти друга по геолокации на телефоне
  • Найди такого же сумасшедшего как ты сам