Я воспитатель как мне найти подход детям

          ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Воспитание всесторонне развитой личности начинается с детства. В детский сад приходят совершенно разные дети, и необходимо найти подход к каждому из них. Одинаковых правил подхода ко всем детям не существует, так как  у всех детей свои индивидуальные особенности.  Известные педагоги указывали, что в процессе работы с детьми, необходимо опираться на положительные качества ребёнка. В детском коллективе объединяются дети самого разного темперамента, поведения , характера. Одни общительны, другие замкнуты , есть шумные и непоседливые, есть медлительные и спокойные. Но все они требуют к себе заботы и внимания со стороны воспитателя. Индивидуальный подход направлен в первую очередь на укрепление положительных качеств. От воспитателя требуется  большое терпение, умение разобраться в сложных проявлениях поведения ребёнка. Одним из условий является единство требований к ребёнку в дошкольном учреждении и дома.  В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребёнка. Правильно решать воспитательные задачи можно, когда известно, какие проявления характерны для детей определённого возраста. Детям младшего возраста характерна такая особенность, как подражание. Она помогает детям усваивать знания, овладевать определёнными навыками и умениями. Если стремлением детей к подражанию не руководить, то это может привести к отрицательным последствиям. Малыши любят слушать по многу раз знакомые им сказки, песни, стихи это помогает приобретать и закреплять положительные навыки. Дети легко запоминают услышанное, они очень эмоциональны и впечатлительны. Изучив ребёнка, поняв, почему он поступает именно так, можно найти меры воздействия на него.

   Воспитатель должен изучить возрастные, индивидуальные, психические особенности каждого ребёнка. В группе раннего возраста есть дети, у которых отмечается нарушение сна. Они долго не могут заснуть, спят неспокойно. С такими детьми необходимо посидеть рядом, погладить, подержать за руку. Нервные дети очень беспокойны, неусидчивы, часто вступают в конфликты. В общении с такими детьми нужно быть спокойными, ровными. Только установив доверительные отношения, можно найти ключик к ребёнку. Но все труды воспитателя по установлению индивидуального подхода должны подкрепляться требованиями к ребёнку дома. Семья является для ребёнка воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. Но ведущим фактором является воспитание. Воспитатель должен познакомиться с условиями воспитания ребёнка в семье. Необходимо увидеть, как взрослые относятся к деятельности ребёнка, соблюдают ли режим дня, наличие у ребёнка своего личного пространства. Важно выяснить вопрос о единстве требований к ребёнку. Особого умения требует беседа о недостатках ребёнка и путях их исправления.

  При организации и проведении любой индивидуальной работы необходимо соблюдать определённые условия. По своей форме и содержанию она должна быть интересной и недлительной. Индивидуальные беседы, рассматривание книг, иллюстраций следует проводить с теми детьми, которые в этом больше всего нуждаются. Эта работа должна проводиться систематически. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности, нужно выяснить их интерес к игре, характер участия в разных играх. Особого внимания требуют нерешительные дети, но и активные дети не должны выпасть из поля зрения воспитателя. Индивидуальность детей младшего возраста в играх проявляется в самостоятельном развитии замысла, в настойчивости достижения поставленной цели. В знакомых подвижных играх обычно принимают участие все дети группы, а при знакомстве с новой игрой некоторые дети садятся на стульчики, прячутся за спины других детей, проявляют осторожность. От внимания воспитателя такие проявления детей не должны ускользнуть. Он должен поддержать нерешительных, похвалить смелых. Есть дети, которые не хотят подчиняться правилам игры, они требуют индивидуальной работы. Воспитателю необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную игровую деятельность. Большое значение у малышей в развитии игры является игрушка. Она помогает вызвать интерес к игре, активизировать внимание, двигательную активность ребёнка. Воспитатель должен так организовать игру, чтобы каждый ребёнок находил в ней удовлетворение. В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеют дидактические игры. Они способствуют расширению представлений об окружающем, о качестве и форме предметов, развивается наблюдательность, речь. Во время их проведения проявляются индивидуальные особенности детей. В игровой деятельности заложены большие возможности для индивидуального воздействия на детей.

  Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Задача воспитателя, отобрать те средства, которые подходят в данной ситуации. Возбудимых детей необходимо оберегать от длительных шумных игр, обращение с ними должно быть спокойным. Вялых, малоподвижных наоборот привлекать к подвижным играм, давать поручения. Сильно воздействует на поведение детей общественное мнение. Правильно организованная игровая деятельность, индивидуальная работа, взаимодействие с семьёй создают благоприятные условия для индивидуального педагогического воздействия на детей.

Воспитатель детского сада рассказала корреспонденту «АиФ-Камчатка» о детских переживаниях, как найти подход к любому малышу, удовлетворить детскую любознательность и развить таланты ребёнка.  

В тесноте да не в обиде?

«Эта маленькая, худенькая девочка в очках — уникальный специалист, который умеет любить! От неё без ума и дети, и родители», — отрекомендовала своего работника заведующая петропавловским детским садом № 40 Елена Лукьяненко.

Но связаться с воспитателем средней группы детсада «Красная Шапочка» Светланой Киселёвой удалось не сразу: перед профессиональным праздником — 27 сентября в России отмечался День воспитателя и дошкольного работника — она взяла неделю в счёт отпуска, чтобы совершить восхождение на вулкан.

На одном языке

Мы встретились на детской площадке во время утренней прогулки. Детвора, как быстрая ртуть, то окружала свою воспитательницу плотным кольцом, то разбегалась по горкам и беседкам.

– Светлана Васильевна! — подбежал краснощёкий карапуз, — Там, на горке — зомби!

Педагог заботливо поправляет малышу шапочку и со словами «Уже нет!» отправляет его гулять дальше. С детьми у Светланы Васильевны — полное взаимопонимание. И очевидно, что они говорят на одном языке.

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Как вы оказались в этой профессии?

Светлана Киселёва: С детства играла с куклами в школу, потом мне очень нравились русский язык и литература, и я поступила в педагогический. Но после практики в школе на старших курсах идти в учителя передумала — испугалась нагрузки. К урокам приходилось готовиться до глубокой ночи.

И, окончив институт, пошла по садикам. Этот, «Красная Шапочка», был вторым по счёту и пришёлся мне по душе сразу: атмосферой, отношением руководства и педагогов.

Сначала взяла старшую группу, выпустила. А потом — малышей. И стала получать такую отдачу! С ними очень интересно, это самые умные и искренние люди! Расслабляться не дают, постоянно заставляют думать, находить ответы на непростые вопросы.

Понимаете, такого душевного равновесия, как в нашем детском саду, у меня никогда не было. Это чудо, а не работа! Прихожу сюда и ухожу отсюда с улыбкой. Мы с детьми разговариваем на одном языке, гуляем, занимаемся — всё так естественно и органично. У нас прекрасный тандем с Ксенией Александровной Шевелёвой, моей сменщицей. Мне вообще очень повезло и с коллективом воспитателей, и с руководством, и с группой. Дети необыкновенные, и родители все очень отзывчивые и понимающие.

– Анечка, иди, шапочку завяжу! — подзывает Светлана Васильевна девочку, ни на минуту не выпуская из поля зрения играющую детвору. Тут же подбегает двое мальчишек.

– Я вот как умею прыгать!

– А я — ещё выше!

– Давай, помогу, — берёт малыша за руки воспитательница, и тот подпрыгивает изо всех сил, заливаясь смехом.

Педагог и дети говорят на одном языке.

Педагог и дети говорят на одном языке. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Чувствительные люди

– С какими детьми интереснее — с младшими или старшими?

– Я нашла себя именно с малышами, у них нет такого соревнования, как у старших: кто кого круче. Но есть здоровый эгоизм. Те, кто младше, руководствуются только своими мыслями и желаниями, без авторитетов, и я с ними — в одном эмоциональном потоке.

– А как успокаиваете детей, если они заиграются?

– Я и сама могу с ними заиграться! Но потом — переключаемся. Хорошо срабатывают эмоции: «Ах, посмотрите, что здесь!» — и всё внимание сразу на меня. Рассказываю им сказки, например, о царице Тишине — и все замирают.

Вообще дети — очень интересные и чувствительные люди. Например, они реагируют на погоду. Перед её резкой сменой часто капризничают, плачут, обижаются. Но к средней группе детсада они уже подрастают эмоционально, а ещё учатся договариваться между собой.

Ребёнок должен находиться в потоке общения.

Ребёнок должен находиться в потоке общения. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

– Каким образом?

– Конечно, я предлагаю им модель поведения. Например, часто яблоко раздора — «моя игрушка». Проговариваем одну из считалочек: «Ехал Лунтик на тележке, продавал он вам орешки, кому два, кому три — дирижёром будешь ты!». На ком считалочка окончилась, тот и забирает игрушку. Дети перенимают от воспитателя и такой принцип: отбирать не нужно, нужно попросить! Чтобы ребёнок «включился» на тебя, не надо говорить ему сверху вниз, а присесть на один уровень и посмотреть в глаза.

Мы привыкли к определённому положению вещей, а дети видят мир по-другому. Задают такие вопросы, на которые не сразу найдёшь ответ. Зачем человеку слёзы и от чего он плачет? Почему кровь красная? Почему у мёртвой мухи лапки поджаты? Ищу ответ. Уходить от вопроса нельзя!

Воспитатель на многие вопросы ищет ответ вместе с детьми.

Воспитатель на многие вопросы ищет ответ вместе с детьми. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Узнаем это вместе

– Нынешние дети и игрушек требуют, наверное, современных. Однажды в поликлинике я наблюдала, как маленькая девочка, едва умеющая разговаривать, коротала время в очереди с компьютерной игрой.

– Да, в прошлом году родители хотели дать детям в группу телефоны и планшеты. Я не разрешила. Объяснила причину: с физиологической точки зрения даже развивающими дидактическими играми на планшете можно пользоваться не больше 5-10 минут, и то — под присмотром взрослых. Ребёнок очень увлекается яркими подвижными картинками и уходит в виртуальный мир, замыкаясь в себе. Но малыш не должен быть один в этом мире, наша задача — привить ему навыки общения.

Светлана Васильева расписала стены детского сада.

Светлана Васильева расписала стены детского сада. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Конечно, если обеспечить всех детей в группе планшетами, в садике была бы гробовая тишина, но это — путь к деградации! Ребёнок должен находиться в потоке общения, и обязательно — рядом со взрослым, который объяснит, почему и отчего. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских вопросов — ведь ребятне интересно всё. Наша задача — сделать так, чтобы малыш захотел научиться, а потом самостоятельно нашёл ответ или решил проблему. Пока живая жажда познания у малышей никем не подавлена, её нужно всемерно питать и поддерживать! Даже если не знаешь ответ на вопрос — можно узнать это вместе с ребёнком.

Мы продолжали разговор в группе, пока дети обедали, потом — когда стали укладываться спать. Малыши то и дело подходили к воспитателю.

– Я всё съел!

– Молодец! Раздеваемся и ложимся отдыхать.

– Я не устал! — дети понимают всё буквально.

– Как тебя зовут? (Обращаясь ко мне).

– Татьяна. А тебя?

– Дмитрий Александрович!

– Значит, твоего папу зовут Сашей?

– А откуда ты знаешь моего папу? (С вызовом).

Эмоции и интерес в детских глазах так и плещут.

– У них так целый день, по несколько переходов: радость — горе. Причём, по полной программе. Они не могут расстраиваться чуть-чуть, если проблемы — то глобальные! Для нас — мелочь, ерунда. А для них — катастрофа. Вот недавно у любимой машинки Димы спойлер отломился. Было столько горя! Мы вместе искали клей, потом спросили у папы и договорились, что он приклеит. То есть отложили проблему, но вместе нашли способ её решения. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских проблем!

Детям должно быть уютно.

Детям всё интересно. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Своё мнение

– Кстати о проблемах. Дадите несколько полезных советов родителям растущих малышей?

– Главное — осознавать, что твой ребёнок — самое важное существо в этом мире! Слушать малыша! У него не должно создаться впечатления, что маме или папе можно о чём-то не говорить, потому что это им не интересно.

Уроки экономики начнутся с детского сада?

Запреты должны быть обоснованы: если что-то нельзя — обязательно объяснить, почему, чтобы у вашего дитя формировалась логика. И помнить, что он — отдельная личность, а не ваша проекция. Даже у малыша должно быть своё мнение и своё решение, а задача взрослых — не навязывать, а объяснять.

Чего ни в коем случае нельзя делать? Говорить: «У тебя не получится, ты не сможешь». Ребёнок должен знать, что он может всё!

И ещё одно очень важно. Наблюдайте за тем, что у малыша получается лучше всего, и постарайтесь это развить. Не надо воплощать в отпрыске собственные нереализованные мечты! Ко мне приходила на дом заниматься русским языком девочка и говорила с отвращением: «Мне сейчас на музыку идти, а я её терпеть не могу! Я в волейбол хочу играть!». Как выяснилось, её мама мечтала стать пианисткой. Но, может быть, в этом ребёнке с пухлыми короткими пальчиками, не приспособленными к игре на пианино, пропадает великая спортсменка?

У Светланы Васильевны талантов хватает с избытком. Кроме путешествий по Камчатке, сноуборда и горных лыж педагог увлекается рисованием. Она расписала сказочными сюжетами многие помещения своего детского сада. На одной из стен в коридоре рыбак-камчадал ловит рыбу, причём сеть как бы вырастает из стены — самая настоящая, с рыбой из пенопласта. На лестничном пролёте «Красной Шапочки» Иван-царевич ловит Жар-птицу, в одной из групп на стене расцвела радуга, в другой — взлетел в облака воздушный шар со сказочными пассажирами…

От малышей воспитатель получает отдачу!

От малышей воспитатель получает невероятную отдачу! Фото: АиФ/ Татьяна Боева


Светлана КИСЕЛЁВА.
Родилась 28 мая1990 г. в Молдавии. На Камчатке — с 1991 года. Окончила КамГУ им. Витуса Беринга по специальности «учитель русского языка и литературы». Педагогический стаж — три года.

Смотрите также:

  • Юлия Ромейко: «Люди не должны проходить мимо чужой беды!» →
  • Есть ли будущее у умственно отсталого ребёнка? →
  • «Грядка» Марианны: 10 детей — это не предел →

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте, подскажите мне, как себя вести. Ситуация такая: я воспитатель, с сентября у меня дети 2-3года. Я раньше с такими маленькими детьми не работала. Первого сентября пришло 11 детей. За неделю почти все адаптировались, почти вся группа остается на полдня. Со следующей недели будут спать. Но не могу найти подход к одной девочке: ее приводят позже всех, дети уже завтракают.

Как только она приходит, сразу начинает закатывать истерики. Большинство детей, глядя на нее, также начинает плакать, хотя несколько минут назад кушали спокойно. Завести ее в группу очень тяжело — она начинает вся извиваться, драться. На стул посадить ее не могу — она тут же скатывается с него. На руках держать не могу — дерется. И категорически отказывается идти в группу. Я с ней гуляю по коридору. Я уже не могу, что делать? Отвлечь ничем невозможно, она без перерыва орет, не плачет, а орет, и от ора ее рвет. На игрушки не реагирует, слова мои не слышит. Как ее отвлечь?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Знаете, ответ я могу дать только один: первое время (как долго – покажет опыт) с девочкой в начале дня должен быть какой-то один взрослый. Чтобы спокойно, без паники, без суеты, без дерганья оттого, что другие дети без присмотра, проводил с ней, может, час, или как будет получаться. Чтобы девочка могла привыкнуть к новой обстановке, новым вещам, новым краскам, новым звукам и запахам. И чтобы было ясно, что сад — это не тюрьма для детей, где следят только за тем, чтобы дети не поубивались и не сбежали. Чтобы всем – и воспитателям, и няням, и детям, было привычно, что садик – это там, где можно играть, где интересно, где тебя понимают и уважают, где дружат и выясняют отношения, учатся и соревнуются, ну и так далее. Садик – это место, где классно! Куда хочешь попасть, как только утром просыпаешься. А воспитательницу так приятно обнять и поговорить с ней, а нянечка всегда поможет – она же взрослая и все умеет.

Кто может быть этот человек? Мама, кто-то из близких, или какой-нибудь работник садика, или кто-то еще. Господи, да людей же тысячи, неужели среди них не найдется подходящего одного, чтобы с ним можно было договориться, или чтоб сам хотел.

Вот вам и творческая задача. Кстати, это может быть ребенок из старшей группы, который любит с мелкими возиться. Ищите, и обязательно найдете.

А девчонке этой реально плохо, когда она так кочевряжится. И кричит она не из вредности и не от хорошей жизни, а потому, что испытывает неимоверное напряжение психических сил, оттого, что у нее невыносимое стрессовое состояние. Взрослый человек при таком психическом прессинге или инфаркт с инсультом получает, или гипертонический криз, или еще что-то, что взрослые люди называют «серьезное заболевание».

Дорогие взрослые, берегите детей! И друг друга!

Индивидуальный подход к 
детям в группе детского сада.

                                              
Семенова Татьяна Ивановна, воспитатель

                                         
МБДОУ детский сад №12 «Ромашка»

города
Йошкар-Ола  Республика Марий Эл

Они такие разные. 26 моих
воспитанников. У каждого свой характер, свой стиль общения и поведения. И к
каждому из них нужно подобрать ключик, который откроет дверцу в глубокий мир
маленького человечка и наполнит этот мир красотой, любовью и добротой.

В
нашей группе есть  дети- флегматики. Они медлительны и усидчивы, темп их
деятельности неторопливый. Они не могут быстро отве­тить на вопрос,
переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, мы не пытаемся
торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может
при­вести к еще большей скованности и потере инициативы. Таким детям не надо делать
замечания относительно темпа их деятельности и называть «Копушей» или «Опять ты
последний». Это может привести,   к развитию у детей неуверенности в своих
силах, а у сверстников создать чув­ство  превосходства над ними и
соответствующее отношение.

Задача
воспитателя способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать
условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более бы­стром темпе. По отношению
к таким детям лучше использовать  приемы опережающего воздействия, т.
заблаговременно напоминать им о необходимости подготовиться  к занятиям, о
приближении срока завершения работы, о предсто­ящей деятельности. Такие
указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.
Мы ис­пользуем разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более
активным и целенаправленным действиям.

В
зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными дети
холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвиж­ность,
потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими
делами, общением со сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На
занятиях они нередко присту­пают к выполнению задания, не выслушав объяснения
до конца. Работу выполняют быстро, небрежно, не замечают допущенных неточностей
и ошибок.

Наша
задача состоит в правильной организации его образа жизни в группе. Главное —
дать полезное направление выходу детской энергии. Поэтому  таких детей надо
приобщать к интересным и полезным делам, иногда давать разнообразные поручения,
в которых находит выход их природная активность. На занятиях можно попросить
ребенка повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, и дать оценку
своей работы и работы сверстников. Воспитатель помогает ребенку осознать связь
между излишней торопливостью и низким результатом труда. («Поспешишь — людей
насмешишь»), поощряет проявление старательности и терпения. Организует
спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование,
рисование, ручной труд). Использует приемы сдерживания активности («Подожди
начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока
лучше просохнет краска»).

Ребенок-холерик
легко перевозбуждается, его трудно остано­вить, успокоить, уложить спать. С ним
необходимо говорить спо­койно, но требовательно, внушительно, без уговоров и
упрашива­ния. Главное — не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь
преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить
спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать. Важно показать
ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания
к другим людям. Постепенно под влиянием правильного подхода воспитателя
поведение ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты
целенаправленности и организованно­сти.

Ребенок
сангвинического темперамента отличается живо­стью, жизнерадостностью,
активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный,
легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс
адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких
детей довольно быстро и благоприятно.

Ребенок-сангвиник
быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него
привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить
начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручения воспитателя и
предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной
деятельности на другую при неправильном руководстве мо­жет привести к развитию
у ребенка отрицательных черт: разбро­санности, излишней беспечности в отношении
к своим обязанно­стям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, бы­строй
смене привязанностей.

Главное,
что становится предметом особого внимания воспи­тателя при подготовке таких
детей к школе, — это формировать умение доводить начатое дело до конца, не
допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, разви­вать
самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как
собранность, аккуратность, ответственность.

К
данным детям можно предъявлять повышенные требова­ния, а небрежно выполненную
работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат.
Не следует  поддерживать стремление детей-сангвиников к
слишком частой’ смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому
или иному занятию, показать его новые, привлекательные сторо­ны, направить
активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно поощрять
настойчивость таких детей, их стара­тельность, целеустремленность. Постоянно
повышая требования к детям, воспитатель добивается устойчивости поведения и
резуль­тативности деятельности.

Особого
внимания заслуживают дошкольники с проявления­ми меланхолического темперамента.
Они отличаются повышен­ной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по
от­ношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других
адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, гуманно-личностный
подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает
высокие воспита­тельные результаты. В обстановке жесткой требовательности, ка­тегоричности,
строгости такие дети теряются, проявляют скован­ность, тревожность, активность
их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать
руки.

Непонимание
воспитателем индивидуальных особенностей данных детей нередко приводит к
неправильным оценкам: их считают ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им
заме­чания при всех, дают отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у
детей неуверенности в своих возможностях. Дети-ме­ланхолики часто выпадают из сферы
особого внимания воспита­теля, так как не нарушают порядок и ведут себя в
группе неза­метно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой
невозможно полноценное развитие личности.

Главная
задача воспитателя в подготовке таких детей к шко­ле — поддержать их, вселить в
них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это
достигается с помощью  

 — положительной
оценки их поведения,

-создания
установок на проявление воли,

-настойчивости,

выраже­ния
 уверенности  в возможностях ребенка хорошо выполнить новое дело, настраивая «У
тебя должно получиться».

Детям
целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся, и результаты
которых увидят   сверстники. Например, выучить дома стишок, считалку, физкультминутку
и разучить с детьми в группе. Это окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в
своих силах. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты с
воспитателем, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают
ребенку стать более коммуникабельными, развивают способность к взаимодей­ствию.

С
позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная
воспитателем эффективная тактика индивиду­ального подхода к детям получила свое
дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

Умение
воспитателя поддерживать положительную эмоцио­нальную атмосферу в группе,
укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет
важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к
тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе,
подружились с ребятами, внимательно наблюдает за их поведением в группе. Он
хорошо знает, с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой
круг общения, как развиваются его контакты с детьми. Особое внима­ние он
уделяет детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Налаживая
дружеские контакты непопулярных де­тей со сверстниками, воспитатель, с одной
стороны, обогащает умения и навыки данных детей, развивает их склонности,
интере­сы, помогает им накопить необходимые для содержательного об­щения со
сверстниками, умения, т. е. создает предпосылки для контактов с детьми. С
другой стороны, он целенаправленно пере­страивает отношение самих ребят к
непопулярным сверстникам, специально обращая внимание на их успехи, новые
достижения, хорошие качества, а также демонстрируя, подчеркивая свое заин­тересованное
отношение к непопулярным детям. Такой подход часто дает положительные
результаты и помогает найти непопу­лярному ребенку друга, партнера для игры.

  • Установка контакта с детьми
  • Формулировка основных правил поведения
  • Обучение детей соблюдению правил
  • Обучение детей оценивать свое поведение
  • Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило
  • Нарушение правил и дальнейшее поведение

Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы. Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе. Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?

Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты. А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств. А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.

Установка контакта с детьми

Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом. 

Как завоевать авторитет? 

Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”. Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях. Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.

Формулировка основных правил поведения

Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.

Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”. 

Обратите внимание, что мы написали две формулировки — запрет и вариант альтернативного поведения. Запрет должен касаться не самих эмоций и желаний, а способа их выразить. Например, злиться допустимо, но нельзя бить другого ребенка. Аналогичным образом нужно формулировать другие правила. Их должно быть не больше пяти.

Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.

Обучение детей соблюдению правил

Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.

А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить. Сначала дети будут часто нарушать правила, но посте­пенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”. Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.

Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.

Обучение детей оценивать свое поведение

Способность анализировать свое поведение влияет на соблюдение правил. Нарисуйте таблицу, в которой дети будут каждый день отмечать уровень своей дисциплины по основным правилам. Если ребенок считает, что он сегодня хорошо себя вел, он рисует в таблице зеленый кружочек. Если он вел себя неплохо, но нарушил некоторые правила, он рисует желтый кружочек. А если вел себя плохо — красный.

Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.

Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило

Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.

Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его. 

Нарушение правил и дальнейшее поведение

Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание. Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится. Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.

Если ребенок  и дальше  нарушает дисциплину, поставьте его перед выбором — либо он выполняет правило, либо получает наказание. Цель не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы он сделал выбор. Если мальчик бегает по классу, окликните его и остановите. Скажите: “Я вижу тебе хочется подвигаться. По классу бегать нельзя. Ты можешь пойти в соседнюю комнату попрыгать на батуте. Если продолжишь бегать, значит ты выбираешь просидеть 10 минут на стуле для размышлений”.

Вы можете выбрать любые методы для улучшения дисциплины в группе, но они не должны ущемлять достоинства ребенка. Требовательность к соблюдению дисциплины должна сочетаться с уважением к малышам. Воспитателю следует смотреть на ситуацию с позиции ребенка — поставить себя на его место и попытаться понять причину нарушения дисциплины.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить таблицу по учету клиентов
  • Как найти татьяну устинову
  • Как найти человека по чеку сбербанка
  • Как составить исковое заявление в арбитражных судах
  • Как найти длину вектора в равнобедренном треугольнике