Янтарная комната как найти

Польские СМИ сообщили об обнаружении на дне Балтийского моря теплохода «Карлсруэ», затонувшего в апреле 1945 года в ходе операции по вывозу немецких войск из осаждённого Кёнигсберга. Польские водолазы нашли на дне множество закрытых ящиков, в которых, по их версии, могла перевозиться легендарная Янтарная комната. После вывоза из Царского Села она находилась в Кёнигсберге, но в 1945 году её следы были утеряны, и о дальнейшей судьбе шедевра историки горячо спорят по сей день. Российский писатель Александр Мосякин много лет изучает вопрос перемещения культурных ценностей в годы войны. Благодаря доступу к ранее неизвестным архивным документам и материалам несколько лет назад он смог озвучить свою версию судьбы исчезнувшей комнаты. В интервью RT историк рассказал, почему не стоит искать её на дне моря и где пропавший шедевр может находиться в настоящее время.

— Александр Георгиевич, о таинственном исчезновении Янтарной комнаты во время войны слышали, наверное, все, многие бывали в Царском Селе и видели её в воссозданном виде. Расскажите об истории создания этого произведения искусства и его появления в России.

— Янтарная комната была создана в начале XVIII века по замыслу архитектора Андреаса Шлютера для нового дворца прусского короля Фридриха I в Берлине. Изначально она была меньших размеров — это был, скорее, Янтарный кабинет. Однако собрать панели в готовом виде не успели, так как в 1713 году Фридрих I умер, а сменившему его Фридриху Вильгельму I это произведение искусства было не нужно. Зато ему был очень нужен союз с Россией в войне против Швеции, и в ноябре 1716 года, во время встречи с Петром I, Фридрих Вильгельм, зная, что русский царь проявлял интерес к Янтарному кабинету, преподнёс его в качестве политического дара, чем очень обрадовал Петра. В июле 1717 года кабинет перевезли в Санкт-Петербург, где он некоторое время находился в Меншиковском дворце, потом его дважды собирали, но в конечном итоге Янтарная комната была собрана в середине XVIII века гениальным Франческо Растрелли в одной из парадных комнат Большого Екатерининского дворца Царского Села. Там она находилась до осени 1941 года, когда её похитили гитлеровцы.

— Именно Растрелли превратил Янтарный кабинет в комнату?

— Да, перед этим она была собрана в старом Зимнем дворце, там было помещение парадное, но не очень большое. А в Большом Екатерининском дворце помещение было гораздо больше, и Растрелли, чтобы заполнить всё пространство комнаты, существенно расширил общую композицию: вставил зеркальные пилястры, дополнительные вставки сверху и снизу.

— Янтарная комната после исчезновения стала своеобразным символом утраченного культурного достояния России. Она всегда имела статус особо ценного объекта или здесь сыграл дополнительную роль фактор её таинственного исчезновения?

— Специалисты о Янтарной комнате, конечно, знали, но за пределами узкого круга лиц она была малоизвестна, так как находилась в действующей царской резиденции. Там жили члены императорской фамилии, бывали только гости и служащие дворца. Лишь в 1913 году историк Царского Села полковник Сергей Вильчковский составил для царя «Всеподданейший доклад о создании и реставрации Янтарной комнаты», где впервые подробно её описал. Она также значилась в путеводителях по Царскому Селу. 

Свой нынешний статус Янтарная комната обрела уже после войны, когда в конце 1950-х годов начала раскручиваться история, связанная с её бесследным исчезновением. Тогда вокруг неё возникла какая-то навязчивая паранойя, которая продолжается до сих пор. Только за последнее время её «находят» в третий раз.

Год назад была шумиха в Польше, где нашли какой-то очередной бункер, заброшенный со времён войны. Но там достаточно хотя бы на вход посмотреть. Большие янтарные панели были размером 3,69 на полтора метра, а в этот бункер еле человек пролезет. Ну разве можно было их там спрятать? Но шуму в СМИ было очень много.

— К недавней находке польских водолазов вы тоже относитесь скептически?

  • Подводные съёмки затонувшего парохода «Карлсруэ»
  • Reuters
  • © Tomasz Stachura/ Baltictech/Handout

— Да. Поляки давно разрабатывают эти «морские» версии. Но никаких документальных данных о том, что Янтарная комната или другие сокровища Восточной Пруссии вывозились на «Карлсруэ», не существует. В реальности в последних числах января 1945 года из гавани Кёнигсберга один за другим вышли четыре корабля. Один из них был «Вильгельм Густлофф», десятипалубный круизный лайнер, который потопила подлодка C-13 под командованием Александра Маринеско. Польские исследователи сначала утверждали, что Янтарная комната, которую они искали, была на этом корабле. Но потом были найдены списки грузов, погружённых на судно, и там никаких янтарных панелей нет. Второй корабль, вышедший из Кёнигсберга, назывался «Гойя», его тоже потопили. Кроме того, были гражданский пароход «Бранденбург» и лёгкий крейсер «Эмден». Вот на нём действительно в Германию из Восточной Пруссии были вывезены ценнейшие экспонаты, в том числе гроб Фридриха I, для которого сделали Янтарную комнату, саркофаг Гинденбурга, а также сокровища, награбленные Эрихом Кохом в украинских музеях. Груз благополучно прибыл в Германию, где его спрятали в соляных шахтах в Тюрингии.

— Возвращаясь к Янтарной комнате… Что достоверно известно о том, как её вывозили в 1941 году из Царского Села? И куда дальше ведут её следы?

— Янтарной комнаты не оказалось в утверждённых перед войной советским правительством списках ценностей из дворцовых ансамблей Петербурга, которые подлежали эвакуации. Сотрудники Екатерининского дворца-музея побоялись самостоятельно её вывозить, а немцы после занятия Царского Села Янтарную комнату очень быстро демонтировали и вывезли.

Комната была так называемой прерогативой фюрера и предназначалась для будущего грандиозного музея фюрера в австрийском Линце.

Но так как на тот момент он ещё не был построен, то гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде, крупнейший специалист по янтарю, попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в бывшем Королевском замке Кёнигсберга. Разрешение было получено.

В ноябре 1941 года сокровище доставили в Кёнигсберг, но собрали только в апреле 1942-го. В собранном виде Янтарная комната экспонировалась в музейном зале №37 замка. Однако это помещение было примерно на треть меньше зала в Царском Селе. И эта «маленькая» Янтарная комната значилась в немецких музейных документах как «немецкий Янтарный кабинет».

— Получается, в этот момент образовались «лишние» детали?

— Да, эти «лишние» детали некуда было деть, и они просто хранились в запасниках замка или в подвалах Имперского банка напротив. В августе 1944 года, перед началом сильных бомбардировок города, доктор Роде комнату демонтировал и спрятал в подвалах замка. В конце года Мартин Борман, отвечавший за имущество Гитлера, приказал Коху и Роде эвакуировать Янтарную комнату. Но Альфред Роде был её фанатиком. Когда в ночь на 30 августа 1944 года англичане страшно бомбили Кёнигсберг, впервые применив напалм, Роде сидел в своём кабинете в замке над подвалами с янтарными панелями, решив, что если ему суждено погибнуть от бомб, то он погибнет вместе с ними. В ту ночь он поседел, а от бушевавшего вокруг огня оплавились шесть цокольных янтарных панелей.

  • Подводные съёмки затонувшего парохода «Карлсруэ»
  • Reuters
  • © Tomasz Stachura/ Baltictech/Handout

— То есть подчиняться распоряжению Бормана и расставаться с комнатой Роде не хотел?

— Не хотел, и начал игру в дурака с Гитлером. Роде стал отправлять вглубь Германии «лишние детали». Две-три детали отправит — и пишет в документах, что это Янтарная комната.

А так как отправлял он всё по разным адресам, то таких «комнат» оказалось по документам множество, что потом сбивало с толку искателей потерянного сокровища.

— Известно, куда они в итоге попали?

— С конца 1960-х годов поисками Янтарной комнаты занялся самый известный немецкий кладоискатель Георг Штайн, вокруг которого роились агенты спецслужб. Под видом историка Пауля Колера её искал подполковник «Штази» Пауль Энке. Видимо, он в начале 1987 года сообщил Штайну о соляной шахте Граслебен-1 в Саксонии, куда в начале 1945 года прибыло 60 транспортов с ценностями, награбленными в Европе гитлеровцами, среди которых были и «лишние» детали Янтарной комнаты. Есть версия, что все эти огромные ценности весной 1945 года захватили и вывезли в США. Это была сенсационная и опасная информация. В августе 1987 года Штайн решил дать пресс-конференцию в Мюнхене. Но накануне ему позвонили двое неизвестных якобы с важной информацией. Он поехал на встречу с ними и погиб. А вскоре после этого отправился в мир иной и 42-летний подполковник Энке.

Однако незадолго до смерти Штайн написал письмо своему врачу Альберту Рауху, где поделился тем, что ему удалось узнать. Я много лет работал с архивом Штайна, который после его смерти попал в СССР, и ксерокопия этого письма у меня есть. Там сказано, что до 10 апреля 1945 года янтарные панели хранились в охотничьем замке Рейнхардсбрунн под Готой, после чего их должны были вывезти в район Нюрнберга, но из-за быстрого продвижения американских войск колонна с архивами и культурными ценностями под грифом «музей кайзера Фридриха» свернула, и их привезли в саксонскую соляную шахту Граслебен-1. Эти ценности под инвентарным номером 16+17 разместили в забое шахты на глубине 430 м. 

Через несколько дней этот район заняли американцы, и уже в мае 1945 года все находившиеся в шахте элементы Янтарной комнаты через Антверпен были вывезены в США. Штайн сетовал в письме, что все акты касательно этого дела недоступны для ознакомления, полностью засекречены и хранятся в архивах военного департамента США.

— С «лишними» деталями будем считать, что разобрались. Но что случилось с основной частью Янтарной комнаты?

— Вплоть до начала штурма Кёнигсберга утром 6 апреля 1945 года упакованный в ящики «немецкий Янтарный кабинет» находился в Орденском зале Кёнигсбергского замка, который чудом уцелел после бомбёжек города вместе с расположенным под ним рестораном. 9 апреля 1945 года около 22:00 гарнизон Кёнигсберга капитулировал. В тот день Роде не было в городе, а директор упомянутого ресторана Пауль Фейерабенд, его сотрудники и работники замка находились в Орденском зале — сидели на ящиках с янтарными панелями. В полночь в зал вошел «русский полковник» и панели передали ему.

— Откуда известны такие подробности?

— Поисками Янтарной комнаты после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов, которого я хорошо знал лично. Он был хранителем Янтарной комнаты до войны, а после её окончания возглавлял советскую правительственную комиссию по поиску похищенных гитлеровцами культурных ценностей. Его группе удалось отыскать более 200 тыс. произведений искусства, вывезенных не только немцами. За эту работу он был удостоен Ленинской премии СССР. Кучумов многое рассказывал мне, но правду о судьбе Янтарной комнаты так и не сказал, так как дал пожизненную подписку МГБ СССР о неразглашении. Уже после его смерти в его архиве, к которому я получил доступ, в 2011 году я нашёл уникальные документы, которые проливают свет на судьбу комнаты.

— Так что же с ней в итоге произошло?

— В бумагах Кучумова опровергается версия о том, что комната погибла в огне, который охватил замок 11 апреля 1945 года. Ящики с панелями успели вывезти, сгорели лишь три мозаики. По свидетельству, которое я привожу в книгах, панели сначала переправили в район Литовского вала в Кёнигсберге, в то место, где находятся Закхаймские ворота.

По материалам Кучумова видно, что там же хранились и другие найденные в тайниках сокровища Восточной Пруссии. Все эти ценности МГБ затем переправило в Берлин.

Как сообщил в письме Кучумову немецкий профессор Штраус, который занимался перемещёнными ценностями и присутствовал при этих событиях, в 1950 году они были переданы американцам и оказались в Западном Берлине.

У СССР за военные поставки были долги перед США на $11,3 млрд,  из них $9,8 млрд Москва признала, а платить было нечем. По договору срок платежей по ним наступал через пять лет после окончания войны, то есть как раз в 1950 году. В золоте долг составлял 8722 тонны, а золотой запас СССР в 1953 году был 2050 тонн. Вот и рассчитывались тем, чем могли.

  • © Wikimedia commons

Дело в том, что трофейные ценности тогда делились на три категории. Одна из них касалась тех ценностей, которые находились на территориях, которые Германия теряла по итогам войны. Она не имела на них никаких прав, поэтому всеми ценностями, которые наши войска и спецслужбы нашли и изъяли на территории отошедшей к СССР Восточной Пруссии, наша страна на совершенно законных основаниях могла распоряжаться как угодно. И они, наряду с золотом, пошли на оплату ленд-лизовского долга.

— Неужели наши спецслужбы сознательно отдали американцам это уникальное произведение искусства?

— Вот в этом всё и дело. Они, конечно, ничего не знали. По всем имевшимся документам она же шла как «немецкий Янтарный кабинет из Кёнигсбергского замка», никакой связи с Царским Селом не было. Дело в том, что журнал замка-музея исчез. Его нашёл профессор Иваненко и передал МГБ, но больше журнал никто не видел. А уже когда после передачи комнаты американцам в МГБ наконец разобрались, что натворили, то началась вся эта эпопея с ложными и труднопроверяемыми версиями. 

— Давайте ещё раз зафиксируем. По вашему мнению, вся довоенная Янтарная комната так или иначе попала в руки американцев?

— Не совсем. Часть янтарных панелей погибла во время пожара Кёнигсбергского замка ночью 30 августа 1944 года. Кроме того, был ещё один случай. Ночью 10 марта 1945 года банда немецких уголовников в военной форме на грузовике подъехала к замку. Они предъявили фальшивые документы охране и ограбили музей. Было вывезено семь ящиков ценных и особо ценных экспонатов, четыре из которых, судя по документам, которые есть у меня, содержали часть предметов из убранства «немецкого Янтарного кабинета».

— Удалось их разыскать?

— Они до сих пор не найдены. Главарь банды Клаус Штефман и двое его подельников были убиты при задержании, а остальные участники преступления не были установлены. Однако криминальная полиция в переписке сообщала, что две возможные явки налётчиков в Кёнигсберге, где могло быть спрятано украденное, осмотреть не удалось вследствие обрушения зданий из-за боевых действий. Я не исключаю, что эти ящики с ценностями до сих пор могут быть спрятаны на месте этих домов. Это здание на Штайнштрассе (ныне ул. Офицерская), в которое 21 марта 1945 года попала авиабомба, и здание на Шульцштрассе (ныне ул. Школьная), разрушенное при артобстреле. Надо также осмотреть «бункер Роде» на улице Коперника, где он прятал свои главные сокровища. Этот бункер в 1945 году Роде показал профессору Александру Брюсову — и его почистили военные «поисковики», но что-то могло остаться. Вскоре после этого Роде погиб при невыясненных обстоятельствах.

— То есть общей путаницы с пропажей комнаты изрядно добавляет то, что сама комната была разделена и вывозилась разными путями.

— Да, но ей способствует также то, что по заказу Коха, который захотел иметь свою Янтарную комнату, группа мастеров в имении Коха под Белостоком изготовляла копию с оригинала. Когда в конце июня 1944 года началась советская операция «Багратион», копии янтарных панелей (сколько точно — неизвестно) перевезли в имение Коха Гросс-Фридрихсберг под Кёнигсбергом, их судьба с января 1945 года неизвестна. Эти дубликаты могут где-то найти — и их могут принять за подлинники.

 А легко отличить оригинал от копии?

— Отличия есть, и эксперты смогут увидеть разницу. Но даже если допустить, что комната лежит не на дне моря или в земле, а в каком-то помещении, то всё равно приходится признать, что она с большой долей вероятности погибла. Ведь за ней нужен постоянный уход, определённая температура, влажность. Без этого за 75 лет янтарные панели превратятся в неэстетичную массу тёмно-коричневого цвета.

  • Янтарная комната до Великой Отечественной войны
  • РИА Новости

Вообще же история с Янтарной комнатой — это лишь малая часть вселенского круговорота сокровищ, который породила Вторая мировая война. Но Янтарная комната является самым дорогим произведением искусства, утраченным в ходе той войны.

— Как бы вы оценили работу современных мастеров, воссоздавших её к 300-летию Петербурга?

— Это творческий подвиг. Комнату воссоздавали с помощью тех же методов обработки, которые использовали мастера три века назад, и мне она кажется даже лучше оригинала. Особенно если смотреть на закате солнца или ночью при свечах. Мне  однажды посчастливилось видеть её такой, это фантастическое зрелище! Днём при ярком солнце и толпах людей она смотрится совсем иначе.

— Ваши книги, как я понимаю, пользуются большой популярностью, а как к вашим во многом сенсационным изысканиям относятся в Царском Селе? 

— Мне доводилось не раз выступать перед музейщиками Царского Села, в том числе на международной конференции по перемещённым культурным ценностям в 2015 году.

Мой доклад музейщики встретили аплодисментами. А Борис Павлович Игдалов, специалист экстра-класса, руководитель янтарной мастерской, воссоздавший Янтарную комнату, попросил, чтобы я ему подписал свою книгу. Для меня это было высшей формой признания моего труда.

Другого признания мне не надо. Музейщики люди очень въедливые, и если они признали твой труд, то значит, потрудился не зря.

Янтарная комната за трехсотлетнюю историю пережила много периодов от создания до забвения, от возрождения как «Восьмого чуда света» до похищения, бесплодных поисков и нового воскрешения в обновленном Екатерининском дворце  Санкт-Петербурга уже в современной России.

В этом зале стоит особенная атмосфера. Блики солнца и многочисленных лампочек, имитирующих свечи, отражаются в янтаре, позолоте и зеркалах. Входящих окутывают необъяснимые волны приятного тепла и умиротворения, излучаемых солнечным камнем.

Содержание

1

Режим работы в 2023 году

Пандемия внесла изменения и в режим работы дворцов Царского Села в Санкт-Петербурге (ныне город Пушкин). Пространства Екатерининского дворца, где сейчас располагается Янтарная комната, предлагается осматривать по двум строго установленным маршрутам.Чтобы развести людские потоки, их направляют по разным сторонам здания.

Оба маршрута проходят через Янтарную комнату, поэтому для ее посещения можете выбрать любой маршрут:

  • Маршрут №1 проходит через «Золотую» Анфиладу. Гости дворца сразу поднимаются по Парадной лестнице в Большой зал, а дальше двигаются по второму этажу здания со стороны Золотых ворот – парадного въезда.
  • Маршрут №2 направляет посетителей через бывшие жилые помещения и проходит со стороны окон, открывающих вид на Старый регулярный парк.

Совпадают оба направления по посещению Янтарной комнаты, Большого зала и общего выхода к Стасовской лестнице.

Если вы давно или никогда не были в Екатерининском дворце, выбирайте, маршрут №1, он более парадный и познавательный. №2 подойдет тем, кто хочет восполнить недостаток впечатлений после предыдущих визитов.

Внимание: Маршрут №2 с 22 сентября 2021 года временно закрыт, в связи с реставрационными работами, экскурсии по дворцу с посещением Янтарной комнаты проходят по маршруту №1.

Парк открывается в 7-00. Часы работы самого музея в г. Пушкине и, соответственно, Янтарной комнаты не изменились – с 10-00 до 18-00.

Вход для посетителей разбит на сеансы, которые начинаются каждые 15 минут.

Последний – в 16-45. Начало всегда указано в билете. Опоздание допускается не более, чем на четверть часа. Далее входные документы аннулируются.

Проход гостей в Янтарную комнату происходит в 2023 году иначе. До начала сеанса на входе в парк приложите штрих-код билета из вашего смартфона к окошку турникета. Затем проделайте аналогичную процедуру вторично – на входе во дворец со стороны Старого Екатерининского парка в крыле, ближнем к Камероновой галерее. Следуйте указателям: дверь зависит от номера маршрута. Только после этого музейные служители проверят персональные документы.

После осмотра Янтарной комнаты вы можете до 18-00 гулять по огромному парку.

Выходной день – вторник.  В холодное время года с ноября по апрель добавляется еще один нерабочий день – каждый последний понедельник месяца.

Заказ билетов в Янтарную комнату и их стоимость

Билеты в Янтарную комнату

В период пандемии самый безопасный способ покупки билетов в Янтарную комнату – онлайн. В музейные кассы, расположенные рядом с главным входом в парк, попадают исключительно нераспроданные остатки.

На официальном сайте музея билеты выкладывают на неделю вперед. На любой сеанс планируется до 50 посетителей. В одном заказе вы оформите не более 5 билетов.

Цена билета в Янтарную комнату в Царском Селе

Категория туристов Стоимость, руб.
граждане РФ И ЕАЭС*  
Взрослые 700
Пенсионеры 350
Студенты, курсанты, школьники старше 16 лет 350
Члены творческих союзов (архитекторы, дизайнеры, художники), работники государственных музеев 350
Другие иностранцы
взрослые 1050
Студенты и школьники старше 16 лет 530

*страны-участники ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.

Бесплатные категории

Независимо от гражданства:

  • Дети до 16 лет
  • Герои Советского Союза и России;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • участники и инвалиды боевых действий, узники лагерей, труженики тыла, блокадники.

Граждане России и Евразийского Союза:

  • инвалиды I (плюс 1 сопровождающий) и II группы.

Только во второе воскресенье каждого месяца – граждане РФ:

  • студенты высших и средних учебных заведений;
  • аспиранты, ординаторы, адъюнкты;
  • дети от 16 до 18 лет.

Важно: входные билеты на бесплатное посещение приобретаются при условии включения в заказ хотя бы одного – за деньги.

При оформлении требуются паспортные данные приобретателя. Их же придется предъявить на входе, а льготникам – и подтверждение права на скидку к стоимости либо бесплатный просмотр.

Билеты с аудиогидом

Чтобы лучше ознакомится с Янтарной комнатой и узнать много нового, мы рекомендуем заказать билет с аудиоэкскурсией в формате WeGoTrip.  Электронный экскурсовод подробно расскажет о Янтарной комнате и «проведет» Вас не только по одному из дворцовых маршрутов, но и через роскошный парк. Вы увидите его регулярную и пейзажную части, павильоны Грот и Эрмитаж (с кухней), Камеронову галерею и даже Лицей, в котором учился Пушкин и другие знаменитые соотечественники (к сожалению, только снаружи).

Посещение Янтарной комнаты по программе «все включено»

Янтарная комната

Если вы хотите увидеть Янтарную комнату, но связываться с поиском нужного транспорта не любите, да еще предпочитаете рассказы живого гида вместо электронного, идеальным вариантом станет автобусная экскурсия по программе «все включено». Во дворец вас доставят из центра Санкт-Петербурга. Оформить заказ вы можете онлайн.

Стоимость билета по программе «все включено»

Категории туристов Стоимость, руб.
Взрослые граждане России и стран ЕАЭС* 1900
Пенсионеры с гражданством РФ и Беларуси, российские студенты любых учебных заведений 1800
Дети от 7 до 15 лет 1200
Дети моложе 6 лет с предоставлением отдельного посадочного места 900
Иностранцы 2300

В стоимость билета входят:

  • рассказ гида по пути в Пушкин (Царское Село) об истории его дворцов и парков;
  • осмотр Екатерининского дворца и визит в Янтарную комнату;
  • экскурсия и прогулка по парку.

Самостоятельное посещение Янтарной комнаты в Пушкине

Эта информация пригодится активным туристам, выбирающим индивидуальные путешествия. Если вы уже самостоятельно приобрели входные билеты, то и дорогу в город Пушкин (бывшее Царское Село) найти нетрудно.

Чтобы попасть в Янтарную комнату Вам нужно по Парадной лестниц Екатерининского дворца подняться на второй этаж и пройти через Белую парадную столовую, Малиновую столовую, Зеленую столовую и Портретный зал, сразу после которого Вы и попадете в Янтарную комнату.

План-схема прохода в Янтарную Комнату:

План-схема прохода в Янтарную Комнату Екатерининского дворца

Как добраться в Екатерининский дворец и Янтарную комнату

Для путешествия вы можете выбрать одно из трех направлений.

  1. Электричкой. С Витебского вокзала поезда до ж/д станции Царское Село отправляются каждые 15-25 мин. Время в пути от 28 до 33 мин. Цена билета – 49-50 руб. От дорожных пробок вы не зависите. До входа во дворец (примерно 2,5 км) можно попасть маршрутками № 371, 377, 382 или прогуляться пешком.
  2. Маршрутками от «Синей» линии метро. Стоимость билетов 40-46 руб., время в пути зависит от наличия пробок, особенно при поездке от «Московской» станции (она ближе к центру города). Микроавтобусы ходят от:
  • «Московской» – № 287, 342,347,299,
  • «Звездной» – № 347,
  • «Купчино» – № 286, 287, 342, 347, 545а.
    1. Личным транспортом. При этом следует ориентироваться на дорожную ситуацию в пути, а также учитывать проблему с парковкой в Пушкине.

Адрес музея: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул.Садовая, 7.

Официальны сайт: https://tzar.ru

Телефон для справок: (812) 415-76-67, (812) 415-76-68

Схема проезда:

Интересные факты из истории Янтарной комнаты в Царском селе

История Янтарной комнаты

Янтарная комната, 1917г.

Первоначально янтарный кабинет создавался по приказу прусского короля Фридриха I для любимой супруги Софии-Шарлотты для установки в ее резиденции.

В 1709 году королева скончалась. Супруг решил перенести готовые янтарные панели в галерею собственного дворца. В очередном путешествии по Европе Петр I искал союзников в войне со Швецией. С Фридрихом удалось найти общие интересы, а во дворце тот показал русскому царю изысканное творение собственных мастеров. Петр восхитился увиденным.

В 1713 году Фридрих Iумер. Для его сына Фридриха Вильгельма союз с Россией был также важен. В результате подписанный договор 1716 года был скреплен подарком. Король отправил компаньону янтарный «неликвид», а взамен известный солдафон получил 55 высокорослых гвардейцев и чашу из слоновьего бивня, собственноручно изготовленную Петром.

От дворца к дворцу в России

Полученный подарок был исследован Меншиковым, знавшим толк в изящных штучках. Вердикт был таков: великолепно, но некомплектно.Диковину разместили в «Людских палатах» – общедоступном музее Летнего сада.

Следующей заинтересовалась янтарным убранством дочь Петра – императрица Елизавета. В 1743 году по ее указу панели отреставрировали и разместили в одном из дворцов в Санкт-Петербурге, собрав первый вариант Янтарной комнаты. Недостающие детали заменили холстами, расписанными под солнечный камень. Кабинет использовался для приема высоких иностранных гостей: императрица знала, чем удивить посланников!

После возведения нового Большого дворца в Царском селе по велению Елизаветы в 1755 году ящики с янтарными деталями за 6 дней были перенесены в новую резиденцию 76 гвардейцами. Созданием кабинета руководил лично Бартоломео Расстрелли.

Новый, больший по размеру,зал заполнили не только янтарем, но и пилястрами с зеркалами в золоченом обрамлении, а также привычными росписями, имитирующими камень.

Вошедшей на престол Екатерине II в Янтарной комнате роскоши не хватило. Она приказала убрать холсты и заполнить все пространство янтарем.

Прусский герб с одноглавым черным орлом и монограммой Фридриха I в Янтарной комнате

Прусский герб с одноглавым черным орлом и монограммой Фридриха I

В результате оформление комнаты превратили в трехъярусное, добавив нижний ряд. Над парадной дверью соорудили золоченое арочное украшение.На доделку ушло еще 450 кг янтаря. К панелям добавились 4 флорентийских мозаики с аллегориями пяти человеческих чувств из янтаря, агата и яшмы. Стало больше и золоченой резьбы.

Дополнили интерьер столиком и несколькими комодами, инкрустированными солнечным камнем. В витринах выставили императорскую коллекцию китайского фарфора и янтарных изделий.

Для периодической реставрации хрупкого и капризного камня ввели особую должность мастера-смотрителя, поэтому Янтарная комната и дожила до советских времен в виде, утвержденном Екатериной.

Реставрации, проведенные в XIX веке, восполняли утраты янтаря в результате нестабильности микроклимата. Камню вредили сырая погода летом и неравномерное печное отопление в холодное время года. Еще в середине века заменили потолочный плафон. Работами руководил архитектор Стасов.

Исчезновение

В 1936 году на случай войны был составлен эвакуационный план музея, где вывоз янтарных панелей почему-то был не предусмотрен. Уточнение 1939 года при невыясненных обстоятельствах исчезло. Скорее всего оно оказалось в одних руках с приказом Гитлера о вывозе советских культурных ценностей в Германию, где Янтарная комната числилась под первым номером.

Что могли сделать 5 оставшихся смотрительниц Екатерининского дворца для спасения Янтарной комнаты летом 1941 года, если общий вес декора составлял несколько тонн? Только закрыть подсобными материалами и досками.Из янтарного убранства эвакуировали только небольшие ларец и зеркало.

Вступившие в Пушкин немцы в течение пары дней демонтировали янтарную комнату и вывезли в Кенигсберг, где ее выставили в главном музее.

Безуспешные поиски?

Фрагмент Янтарной комнаты

Поисками янтарного достояния страны занимались много лет и спецслужбы, и группа, организованная писателем Юлианом Семеновым.

Версия первая. Комната погибла в Кенигсберге от бомбежек города или при пожаре. В найденном отчете директора музея установлено, что пострадали небольшие детали, остальные демонтировали и укрыли в подвале.

После пожара, случившегося на второй день после взятия Кенигсберга советской армией, наши специалисты не обнаружили следов плавления стекла от зеркал, позолоты и самого янтаря. Обгоревшие остатки мозаик оставлены намеренно.

Версия вторая. Комната погибла при перевозке морем вместе с подорванным кораблем. Это не подтверждено документально.

Версия третья. Упакованные панели вывезены задолго до штурма Кенигсберга в один из замков Тюрингии, а затем перепрятаны в соляной шахте. Эта часть Германии впоследствии была захвачена американцами, а сокровища найдены и увезены в Америку. События выглядят достаточно правдоподобно.

Поиск в этом направлении вела группа Юлиана Семенова и, похоже, нашла новые ниточки для разгадки. К сожалению, из немецких специалистов один был зверски убит перед пресс-конференцией, а другой скончался при странных обстоятельствах. Сам Семенов застрелился, якобы не выдержав болей при онкологии.

Версия четвертая, возникшая уже в 2012-2015 годах. Упакованные панели были все-таки найдены нашими войсками в Кенигсберге. Объяснения директора музея о том, что это местное сокровище, приняты за чистую монету. Позднее его включили в список ценностей, переданных США в уплату долга по лендлизу. Что это – преступная халатность или злой умысел?

И даже после этого энтузиасты пытаются разгадать тайну пропавшего шедевра мирового искусства!

Возрождение

Восстановление Янтарной комнаты стали вести с 1979 года. Сначала долго изучали фотографии, исторические документы XVIII века, старинные технологии обработки материалов. К работам приступили в 1981 году.

К девяностым годам заново воссоздали потолочный плафон. В Михайловском замке были найдены две его подлинные части, снятые при реставрации XIXвека. Верхний ярус панелей заменили росписями под камень. Мозаики восстановили по обгоревшим образцам. По фотографиям изготовили паркет. Пустые места затянули холстом. Далее финансирование прекратилось.

Деньги нашлись в 2000 году. Янтарную комнату возродили в Екатерининском дворце в полном объеме к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга и саммиту Большой Восьмерки, проведенному мае 2003 года.

Чудо

В 2000 году в Россию вернулись флорентийская мозаика с аллегориями обоняния и осязания, а также комод.

Флорентийская мозаика "Обоняние и осязание" в Янтарной комнате

Флорентийская мозаика «Обоняние и осязание»

Оказалось, что при разборке комнаты в 1941 году офицер, руководивший работами, присвоил мозаику. При попытке продажи в 1997 году судебные органы ФРГ ее конфисковали.

В запасниках одного из немецких музеев при ревизии нашелся и янтарный комод. По инвентарному номеру определили его принадлежность.

Распоряжением Канцлера ФРГ Шредера оба предмета были переданы России. Иначе, как чудом эти события назвать нельзя.

Янтарная комната в цифрах

  • Площадь зала – 96 м2.
  • Высота потолков – 7,8 м.
  • Площадь покрытия камнем – 86 м2.
  • Первые панели изготовлены в 1701 году.
  • Для замещения пустых мест при «Елизаветинской» реставрации поставлены 24 зеркальные колонны-пилястры.
  • Общий вес янтаря, использованного при восстановлении в 2000 годы, – 6 тонн.
  • На возрождение Янтарной комнаты ушло 11,35 млн$, из них 70% – из бюджета РФ, 30% – спонсорская помощь германского Рургаза.

Полезная информация

  1. При посещении Екатерининского дворца с Янтарной комнатой не забывайте о наличии маски и перчаток. Помните также и о соблюдении социальной дистанции.
  2. Маломобильным гражданам предлагаются коляски и подъемник.
  3. В Янтарной комнате фотосъемка строго запрещена. Многочисленные вспышки камер могут испортить капризный камень.
  4. Расписание работы дворца, парка и Янтарной комнаты отслеживайте перед покупкой билетов: все зависит от ситуации с пандемией.

О Янтарной комнате знает или слышал, наверно, каждый образованный человек. Возможно вы понятия не имеете, где она находится, но о ее красоте и ценности вы наслышаны точно. Помню, еще в школе на уроке истории нам рассказывали о Царском Селе и в том числе о Янтарной комнате. Говорили о ее уникальности, невероятной красоте и много еще о чем. Но, представлять по рассказам — это одно, видеть глазами — совсем другое. Жаль, что подлинник был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Но, на мой скромный взгляд, «современный новодел» ни чуть не уступает своему оригиналу. Мастера янтарного дела и реставраторы серьезно постарались передать вид комнаты таким, какой он был раньше.

Первое мое посещение Екатерининского дворца было самым волнительным. Как только я зашла в Янтарную комнату, меня накрыло ощущение, что она горит, но не ярким пламенем, а тлеет углем! Такое впечатление производит сочетание блеска янтаря, зеркал и солнечного света. Стены играют всевозможными оттенками: от светло-желтого до темного, лимонного и медового. Столь насыщенные краски, я думаю, больше нигде не встречаются в таком объеме и сочетании. При том, глаз четко разделяет искусственный, «мертвый» цвет золоченой резьбы интерьера и природный живой цвет камня. Меня поразило больше всего, насколько необычно и красиво выглядит янтарь в таком огромном количестве. Раньше я видела работы из янтаря, но это были шкатулки, вставки в качестве украшений, небольшие статуэтки или ювелирные украшения.

Сама история создания Янтарной комнаты и дальнейшая судьба необычна и очень интересна. Загадка исчезновения покрыта пеленой тайны, разгадать которую не могут и сегодня.

Немного истории

В XVIII веке Пруссия считалась европейским центром по добыче и отделке янтаря. Здесь жили и трудились лучшие мастера янтарного дела. Прусский король Фридрих I, взойдя на престол, отдал приказ о строительстве резиденций для себя и своей супруги королевы Софии-Шарлотты. Оформление интерьеров было поручено придворному архитектору Иоганну Эозандеру. Под его руководством трудились лучшие резчики по янтарю и слоновой кости.

Янтарные панно должны были украсить кабинет резиденции королевы в Литценбурге (позднее переименован в Шарлоттенбург). Но после ее смерти в 1709 году было решено установить панно в Ораниенбурге. Планировалось, что во дворце будет целая янтарная галерея.

Фридрих I так стремился быть лучшим во всем, что порой это выходило в копеечку для бюджета страны. Он страстно хотел перещеголять французского короля Людовика XIV (Король-солнце, Людовик Великий). Ведь до этого янтарь использовался лишь для украшения дорогих подарков царским и приближенным особам. Из него делали статуэтки, ларцы, элементы украшения для мебели. Янтарь ­­— мягкий по своей структуре материал. Он идеально подходит для изготовления мелкого декора, но не для архитектурного оформления помещений. К тому же, янтарь был в то врем дорогим и ценился на вес серебра.

В 1713 году Фридрих I скончался. Его идея о создании янтарной галереи так и не была завершена. Сын короля Фридрих-Вильгельм I был менее расточительным, чем его отец. Он сразу просчитал во сколько обойдется казне завершение оформления янтарной галереи, и отказался от этой идеи. Уже имеющиеся панно были установлены в одном из кабинетов нового короля.

Еще во время правления его отца, с визитом в Пруссию приезжал русский царь Петр I. Он был впечатлен красотой янтарных панно и обмолвился, что хотел бы иметь их у себя. Король Вильгельм I, помня об этом, в знак дружбы преподнес панно Петру I во время его визита в 1716 году. Русский царь был невероятно рад. В ответ он направил прусскому королю 55 отменных, самых лучших гренадер и кубок из слоновой кости. В 1717 году янтарные панно прибыли в Россию. Но Петру Великому не суждено было любоваться их красотой. Он умер, не дожив до этого.

Зато его дочь императрица Елизавета Петровна нашла применение для панно. Она приказала украсить ими кабинет в своей резиденции — Третьем Зимнем дворце. Позже в 1755 году янтарный кабинет по приказу императрицы перевезли в Царское село, в ее новую загородную резиденцию. Помещение было гораздо больше прежнего.

Архитектору Ф.Б. Растрелли предстояла сложная задача по оформлению нового кабинета. Он использовал ту же хитрость, что и в Зимнем дворце. Нижний ярус, где недоставало янтарных панно, было решено украсить изображениями мозаики, выполненными на холсте. Как и прежде, между панно были встроены зеркальные пилястры. Картину дополняли резные золоченые украшения и свечи. Позднее, уже при Екатерине II, холсты заменили на янтарную мозаику.

Для содержания кабинета были выписаны янтарных дел мастера из Пруссии. Их работа заключалась в том, чтобы следить за сохранностью интерьера комнаты, производить мелкий ремонт и реставрацию. В 1770 году оформление комнаты было завершено. Великолепный интерьер комнаты поражал всех гостей, пребывавших в Екатерининском дворце.

Интерьер Янтарной комнаты

Комната украшена янтарным убором по трем стенам. Четвертая стена — это огромные окна. Панно располагаются в три яруса. Средний или центральный ярус состоит из 8 панно. На них в технике флорентийской мозаики изображены аллегории: Слух, Зрение, Вкус, Осязание, Обоняние. Все это янтарное пространство покрыто золочеными резными украшениями, зеркальными пилястрами.

В углу комнаты находится маленький столик на одной изящной ножке, прикрепленный к стене.

Также в кабинете есть наборный комод работы русских мастеров.

Исчезновение и поиски Янтарной комнаты

Когда немецкие власти планировали нападение на Европу и Россию, для изъятия предметов искусства они организовали специальную группу Кунсткомиссион. Ее задачей было — изымать и доставить в Германию все, что по мнению фашистских властей имело ценность.

Во время Великой Отечественной войны многое удалось вывести из Царского села еще до прихода немецких войск. Но Янтарную комнату было решено не эвакуировать. Янтарные панно настолько хрупкие и массивные, что демонтировать их без разрушения не представлялось возможным. Стены были бережно закрыты от обстрелов деревянными щитами. После того как немцы заняли Царское село, они сняли все панно и вывезли в Кенигсберг.

Согласно инвентарной книге Кенигсбергского музея, комната была установлена именно в нем. Но после захвата города союзными войсками комнату так и не нашли. С тех пор ее искали многие годы. Результата не было. Официальные поиски комнаты были давно прекращены, но энтузиасты не теряют надежды и сегодня. вид Екатерининского дворца после войны

В 1979 году постановлением Правительства СССР было решено воссоздать Янтарную комнату в Царском селе. Работы начались в 1983 году. Руководил проектом архитектор А. А. Кедринский. В 2003 году к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга комната была готова.

Когда лучше посетить Янтарную комнату

Санкт-Петербург принимает гостей круглый год. Традиционно считается, что его знаменитые пригороды лучше посещать в летнее время. Зима в городе на Неве бывает довольно пасмурной, теплой и мокрой. Морозы нечасто и недолго балуют жителей города. Максимум неделя или две сильных морозов, и на этом зима и заканчивается. Оно и к лучшему, так как из-за высокой влажности мороз здесь ощущается как нигде, наверно. Ну и, конечно, штормовые ветра! Они бывают так часто, что уже не всегда обращаешь внимание на заботливые смс от МЧС с предупреждениями. Снега, как правило, выпадает мало. В общем, чтобы любоваться зимними видами Царского села, нужно угадать с погодой. Если вам удастся застать зимние солнечные дни, вы не пожалеете, что посетили его!

Насладитесь видом Екатерининского дворца, укутанного белым покрывалом. По парку можно неспеша погулять пешком. Дружелюбные белки обязательно подойдут и будут ждать, когда же вы угостите их чем-то вкусным. Их любят все туристы, никто не остается равнодушным. Можно прокатиться на санях, запряженных лошадьми, как в XVIII веке катались императрицы по своей резиденции. Еще одним важным плюсом при посещении Екатерининского дворца зимой является то, что очереди на экскурсии значительно меньше. За день вы сможете посетить намного больше мест, чем если бы это было летом.

Летом Царское Село встречает своих гостей прекрасными видами парков и Большого озера. Густые зеленые аллеи, пруды и каналы, множество растений и всевозможных цветов, не оставят вас равнодушным, как и музеи.

Что касается меня, то я в своем прошлом обзоре говорила, что лучшее время для поездки в Царское Cело —ранняя осень. Воздух такой теплый, листья на деревьях еще не опали, но сменили окрас. Парк просто утопает во всевозможных оттенках красного, желтого и зеленого. Осенью уже не так много туристов, потому что закончилось время летних отпусков и каникул. Нет огромных очередей, ничто не мешает спокойно и вдумчиво бродить по залам дворца, любоваться видами, рассматривать детали.

Как добраться

Государственный музей-заповедник Царское Село находится по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая д. 7.

Вы сможете добраться до места следующими способами:

  • На электропоезде от Витебского вокзала доезжаете до станции «Царское Село» в городе Пушкине. Стоимость билета составляет около 40 рулей, а время в пути — около 30 минут. От станции до музея добираетесь на маршрутных такси №371, 377, 382, автобусах №371, 382. Можете прогуляться до музея пешком.
  • На маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545. Они отходят от станции метро Московская. Остановка располагается за Домом Советов. Стоимость проезда составляет около 40 рублей. Время в пути — примерно 30-40 минут, если не будет пробок. Они идут прямо до музея.
  • На маршрутных такси № 545, 286, 287, 347, автобусе №186 от станции метро Купчино. Время в пути — менее часа. Они тоже идут до музея.

Полезная информация

Режим работы

Екатерининский дворец в Царском селе можно посетить в любой день, кроме вторника и последнего понедельника месяца.

Часы работы музея: 10:00–18:00 (вход в музей открыт до 16:45).

В обзорную экскурсию по дворцу включено посещение Янтарной комнаты

Стоимость билетов во дворец

Стоимость билетов для взрослых посетителей — 400 рублей.

Пенсионеры РФ и республики Беларусь — 200 рублей.

Для курсантов, военнослужащих срочной службы, членов союзов художников, архитекторов, дизайнеров России — 200 рублей.

Для учащихся с 16 лет и студентов — 200 руб.

Для посетителей до 16 лет — бесплатно.

Стоимость билетов в парк

Нужно помнить о том, что, для того чтобы попасть во дворец, необходимо купить билет в парк.С апреля по октябрь вход в него платный.

Стоимость взрослого билета составляет — 120 рублей.

Стоимость для учащихся с 16 лет, студентов, членов союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, курсантов, военнослужащих срочной службы — 60 рублей.

Пенсионеры РФ и республики Беларусь — 30 рублей.

Для детей до 16 лет — бесплатно.

Посещение Екатерининского дворца и его жемчужины — Янтарной комнаты, оставит самые яркие и незабываемые впечатления. Вы будете долго помнить роскошное и необычное убранство этого чуда света.

Янтарная комната является жемчужиной Екатерининского дворца и одним из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. С ее историей связано много тайн и легенд. Янтарную комнату изготовили лучшие мастера Пруссии, она была передана Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического подарка Петру I. Во время Великой Отечественной войны реликвию похитили немцы, после чего она загадочно исчезла. Ее разыскивают не одно десятилетие. Вопрос нахождения ценных экспонатов давно будоражит умы ученых. Что представляло из себя «восьмое чудо света»? Как Янтарная комната попала в Россию? Где, по мнению экспертов, она может располагаться?

Создание Янтарной комнаты

Янтарная комната была в высоту 7,8 метра, ее площадь 100 квадратных метров. Чтобы сделать облицовку трех стен, понадобилось 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в 1 килограмм купили у столичного коллекционера за 1 тысячу долларов.

Янтарный кабинет — это единственный интерьер, который оформлен при помощи этого уникального минерала, который имеет такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца.

В 1770-х годах во время правления Екатерины II создание удивительного убранства завершилось. Янтарный убор находился на трех ярусах и занимал три стены комнаты. Средний ярус представлял из себя восемь вертикальных панно. На четырех их них установили композиции из цветных камней, которые были выполнены великим камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки во Флоренции в 1752 году.  

Панно, которые были созданы в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, описывали аллегории пяти чувств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. В промежутках между ними разместили зеркальные пилястры. История Янтарной комнаты началась в конце XVII — начале XVIII века в Пруссии.

История создания Янтарной комнаты

Король Пруссии Фридрих III после восхождения на престол решил выполнить каприз своей супруги Шарлотты-Софии, перестроив небольшой летний дворец в Литценбурге. Королева хотела добавить какого-то великолепия в интерьер, одну из комнат сделать особенно необычной. 

Фото: © ТАСС/Roland Weihrauch/DPA

Для этого был приглашен архитектор Иоганн Фридрих Эозандер. В помощь ему из Копенгагена приехал резчик по янтарю и слоновой кости Готфрид Вольфрам. Когда королева умерла, работы по созданию янтарных панно остановились. Они так и не были установлены во дворце Литценбурга.

Новый король Фридрих Вильгельм I сделанные уже панно разместил в одном из кабинетов Берлинского королевского замка. В 1716 году по пути во Францию Петр I заехал в Габельберге (недалеко от Берлина) и увиделся с Фридрихом Вильгельмом I. Император Всероссийский был очарован полотнами. И прусский монарх отдал ему в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту «Либурника» по случаю заключения русско-прусского союза.

Янтарные панно доставили в Петербург в 18 ящиках. Там их принял губернатор Александр Меншиков. Однако в коллекции не хватало нескольких деталей, и янтарный кабинет при Петре I так и не был установлен.

В 1743 году императрица Елизавета Петровна вспомнила о янтарных панно, которые хранились в Летнем дворце. Она велела архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Мастер проявил смекалку и на месте недостающих частей закрепил зеркальные пилястры и росписи под янтарь.

В 1745 году прусский король Фридрих II хотел расположить к себе Елизавету Петровну, поэтому подарил ей еще одну янтарную панель, рисунок которой прославлял императрицу. Янтарная комната служила залом для официальных приемов в Третьем Зимнем дворце. В июле 1755 года янтарный интерьер переехал в Екатерининский дворец, находящийся в Царском селе.

В 1770 году Екатерина II решила добавить в Янтарную комнату несколько деталей. Изготовили восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других звеньев. Тогда комната приобрела свой окончательный вид. На такие изменения ушло около 450 килограммов янтаря. Несколько раз убранство реставрировали. Последнюю крупную реставрацию наметили на 1941 год.

Исчезновение Янтарной комнаты

Во время Великой Отечественной войны немецкие захватчики похитили Янтарную комнату и отправили в Кенигсберг (Калининград). Там она не один год являлась частью экспозиции зала Кенигсбергского музея.

6 апреля 1945 года в ходе отступления немецких войск янтарные панели демонтировали и вывезли из города в неизвестном направлении. Существует большое количество версий о том, где находятся уникальные панно, но до сих пор это остается загадкой.

Фото: © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Восстанавливать янтарное убранство начали в конце 70-х годов. Работы длились почти 24 года. На это было выделено 7,85 миллиона долларов из российского бюджета, еще 3,5 миллионов долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарную комнату открыли для посетителей. Ее также называют восьмым чудом света.

Предположения о нахождении Янтарной комнаты

Есть несколько теорий о том, куда исчезла настоящая Янтарная комната. Кто-то утверждает, что Янтарная комната спрятана на севере полуострова Ютландия, другие уверяют, что советские власти отдали янтарные панно США как оплату за поставки по ленд-лизу. Многие сходятся в мнении, что янтарное убранство вывезли и спрятали в тайнике на территории какой-то страны.

Следы Янтарной комнаты обнаруживались историком Сергеем Трифоновым в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша, якобы помещение соединено подземными ходами с Королевским замком, где находилась раньше реликвия.

В 2020 году польские дайверы на дне Балтийского моря нашли пароход «Карлсруэ» , на котором, как предполагается, перевозили знаменитую Янтарную комнату. Это судно с 350 тоннами груза потопили 75 лет назад. Эксперты вскрыли ящики, поднятые с затонувшего корабля, янтарное убранство там пока не обнаружено.

80 лет назад, в октябре 1941 года, из Екатерининского дворца в городе Пушкин под Ленинградом немецкими оккупантами был похищен шедевр декоративно-прикладного искусства XVIII века — Янтарная комната. Весной 1945 года произведение, перевезенное в Кенигсберг, бесследно исчезло. Часть историков всё больше впадают в пессимизм: если Янтарная комната и найдется, то она будет в непригодном для экспонирования состоянии, предположили собеседники «Известий». Однако калининградские специалисты считают, что искать в первую очередь нужно там, где произведение исчезло — то есть в границах их города.

Искусствоведы в штатском

14 октября 1941 года в документах 50-го армейского корпуса вермахта была сделана запись о транспортировке из захваченного гитлеровцами города Пушкин произведений искусства, в том числе облицовки Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

К приходу немцев значительная часть ценностей Царского Села была эвакуирована в Новосибирск — в соответствии с эвакуационным планом 1936 года. Такие планы были разработаны в каждом музее, тем более в ленинградских — до 1940 года финская граница проходила всего в 32 км от города. Янтарная комната в том плане не значилась.

123

Фото: pushkin.ru

Разграбленный и частично сгоревший Екатерининский дворец после немецкой оккупации

По предположению старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН доцента Дмитрия Суржика, Янтарную комнату было решено не трогать из-за ее хрупкости. Начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское село» Ирина Начарова уточнила, что уже до войны драгоценное убранство нуждалось в реставрации — янтарь осыпался. Правда, в эвакуационном плане 1938–1939 годов Янтарная комната упоминалась, но этот документ был утерян. Музейные работники обернули янтарные панно и предметы в бумагу, затем в марлю и вату и оставили на месте.

Не имея санкции на эвакуацию столь значимого произведения искусства, его решили оставить на месте. Никто не предполагал, что немцы будут продвигаться так быстро, — сказал Дмитрий Суржик. — К тому же в штате музея на июль 1941 года оставалось всего пять человек. Эвакуировать такую хрупкую и объемную вещь они не могли физически.

Немцы вошли в Пушкин 18 сентября с заранее подготовленным планом хищения культурных ценностей.

— В конце 1930-х в СССР прибыла кунсткомиссия — группа немецких искусствоведов под руководством Нильса фон Хольста, который управлял внешними связями берлинских музеев, — рассказал «Известиям» Дмитрий Суржик. — По итогам работы, в частности, этой комиссии министр пропаганды Йозеф Геббельс приказал подготовить список германских культурных ценностей, которые, с его точки зрения, незаконно оказались у иностранцев. Янтарную комнату прусский король Фридрих I подарил российскому императору Петру I, а советская власть не имеет к императору никакого отношения — такая была логика.

123

Фото: dostop.ru

Янтарная комната после войны

Янтарная комната попала в список из 60 предметов, которые было приказано доставить в рейх.

29 сентября в оккупированный Пушкин приехали два искусствоведа, которые лично руководили демонтажем и транспортировкой произведения. Эту работу выполнили шесть солдат из строительной роты под командованием унтер-офицера.

Спустя некоторое время изображение Янтарной комнаты появилось на немецких пропагандистских фотографиях — ее доставили на «родину», в Восточную Пруссию, и сделали экспонатом музея в бывшем королевском замке в Кенигсберге.

Потери и находки

Точную дату и обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты из кенигсбергского замка установить не удается: известно лишь, что это произошло в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года.

Часть доставленного из Пушкина в Кенигсберг янтарного убранства оставалась нераспакованной — по оценке замдиректора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолия Валуева, порядка 20%. Фридрих подарил Петру свой янтарный кабинет, который размещался в замковом зале, где потолки были ниже, чем в Екатерининском дворце в Царском селе.

123

Фото: dostop.ru

Королевский замок Кенигсберг — последнее известное место хранения Янтарной комнаты

В ящиках оставались элементы, которые были выполнены под руководством Растрелли, с тем, чтобы по высоте заполнить свободное пространство: янтарные панели, зеркальные пилястры, различный декор, — рассказал Анатолий Валуев.

Предметы из этих ящиков, говорит Дмитрий Суржик, время от времени всплывают на аукционах. В частности, 29 апреля немецкие власти вручили Российской Федерации некоторые экспонаты, которые удалось выловить на частных аукционах. Это не всегда получается. В начале 1990-х годов мелькнула янтарная гемма с воином — она досталась неизвестному покупателю. Спасенные находки вернулись в современную Янтарную комнату, которую 31 мая 2003 года воссоздали российские реставраторы.— Сегодня в экспозиции Янтарной комнаты подлинные часы и комод, — рассказала начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское Село» Ирина Начарова. — Реставраторы Царскосельской янтарной мастерской работали над воссозданием комнаты на протяжении 20 лет. В 1990-х в Германии была обнаружена подлинная флорентийская мозаика из Янтарной комнаты «Осязание и обоняние». Когда ее сравнили с воссозданной, пришли к выводу, что это точная копия, которая ничем не отличается от оригинала, что доказывает высочайшее мастерство наших реставраторов. Сегодня оригинал хранится в фондах музея, участвует в выставках.

Элемент убранства из янтарной комнаты в Государственном музей-заповеднике «Царское Село»

Элемент убранства из Янтарной комнаты в Государственном музее-заповеднике «Царское Село»

Фото: РИА Новости/Дмитрий Коробейников

Анатолий Валуев считает огромной ошибкой тот факт, что советское руководство не уберегло Альфреда Роде — хранителя янтарных коллекций Кенигсбергского замка, который мог не только знать, но и лично участвовать в операции по демонтажу и вывозу Янтарной комнаты. Этот человек вместе с женой остался в городе после прихода Красной армии, но в декабре 1945 года скончался.

Под землей и под водой

Собеседники «Известий» называют исчезновение Янтарной комнаты одной из главных загадок XX века. Ее поиски начались в 1945 году и не прекращаются до сих пор. Количество версий о местонахождении шедевра исчисляется десятками. Однако все они одна за другой оказывались несостоятельными. Сегодня в ходу несколько основных версий.

В 2013 году бывший солдат вермахта Вильгельм Крафт заявил, что сокровища зарыты на окраине поселения Аса на севере Ютландии, — напомнил Дмитрий Суржик. — Учитывая, что морские коммуникации Гитлера находились под прицелом союзников, коды «Энигмы» были дешифрованы и судовые журналы большинства кораблей доступны, версия представляется маловероятной. В марте 2019 года была обнаружена дневниковая запись офицера СС Эгона Оленхауэра, если верить которой, Гитлер отдал приказ спрятать 260 грузовиков с различными ценностями в 11 местах на территории Польши.

123

Фото: eadaily.com

Пароход «Карлсруэ» на дне Балтики

Осенью 2020-го польские подводные археологи обнаружили в Балтике немецкий пароход «Карлсруэ», затопленный союзниками 13 апреля 1945 года. Он участвовал в операции «Ганнибал», когда немцы эвакуировали из Восточной Пруссии людей и ценности. По воспоминаниям очевидцев, «Карлсруэ» нес невероятной тяжести груз — 300 тонн каких-то ящиков, из-за чего потерял скорость хода и стал легкой добычей британских летчиков.

— Британские дайверы обследовали судно. Якобы найден разбитый ящик, в котором видна янтарная рама и прогнившая картина, — отметил Дмитрий Суржик. — Если там действительно фрагменты Янтарной комнаты, то они, скорее всего, погибли в агрессивной среде и превратились в бесформенную массу.

Эксперт считает, что не стоит питать особых надежд на успех поисков. Ирина Начарова из Царскосельского музея также настроена довольно скептично.

— Думаю, при ненадлежащих условиях хранения фрагменты Янтарной комнаты уже превратились в янтарный песок. Во всяком случае, к экспонированию она вряд ли будет пригодна. Хотя, конечно, если комнату обнаружат, это станет событием мирового масштаба — сказала специалист.

Замминистра по культуре и туризму Калининградской области Анжела Хохлова предлагает доверять только проверенной информации.

— Насколько я знаю, серьезных исследований сейчас не проводится, — сказала чиновница. — Предположения — это одно, но мы должны следовать за научной доказательной базой, а ее нет. По этой причине, оценивая версии, мы крайне сдержаны.

В Калининградском историко-художественном музее оптимизма больше — здесь надеются, что шедевр уцелел и найдется.

— Почему бы нет? Ведь Шлиман всё-таки нашел Трою, — сказала руководитель пресс-службы Мария Теплышева.

Посетители в Янтарной комнате Екатерининского дворца на территории Царскосельской императорской резиденции «Царское Село»

Посетители в Янтарной комнате Екатерининского дворца на территории Царскосельской императорской резиденции «Царское Село»

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Анатолий Валуев полагает, что искать следует в первую очередь в самом городе, исторический центр которого испещрен тайными подземельями и тоннелями.

— К сожалению, долгое время в Калининграде поиски велись без участия археологов, — заметил ученый. — Основные экспедиции работали, когда королевский замок был уже уничтожен и сровнен с землей. Время упущено. Целенаправленно Янтарную комнату уже не найти. Но случайно можно. Например, если в ходе новостроечных работ будут проводиться археологические изыскания. Нельзя исключить, что глубокие подвалы, тайные ходы приведут к каким-нибудь бункерам, а в них мы увидим ящики с произведениями из Янтарной комнаты.

Историк предполагает, что шедевр с высокой долей вероятности всё еще находится на территории Калининграда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти значение выражения огэ по математике
  • Как нашли битцевского маньяка
  • Как в найти текст в скайпе
  • Как найти наибольшее или наименьшее значение функции
  • Ошибка 0 на триколоре как его исправить