Дата публикации: 12 апреля 2017.
1. Измерение веса
Посмотри внимательно на рисунки и ответь на вопросы.
Чему равен вес коробочки с мукой?
Чему равен вес коробочки с сахаром?
Что тяжелее: яблоки или апельсин?
2. Реши примеры
2 кг — 1 кг = | 3 кг — 1 кг = | 3 кг — 2 кг = |
4 кг — 1 кг = | 4 кг — 2 кг = | 4 кг — 3 кг = |
3. Реши текстовые задачи
1. Пакет апельсин весит 6 кг, а мешок яблок – на 3 кг меньше. Сколько весит мешок яблок?
2. Табуретка весит 3 кг, а стул – на 2 кг больше. Сколько весят вместе стул и табуретка?
3. Кот Васька весит 5 кг, а кролик Соня весит на 3 кг больше. Сколько вести кролик Соня?
4. Папа, мама и Валя собирали яблоки. Папа собрал 12 кг, Валя собрала на 8 кг меньше, чем папа, а мама собрала на 4 кг больше, чем Валя. Кто собрал меньше всех яблок? Сколько кг яблок они собрали вместе?
5. Сделайте мешочки с песком в 1 кг, 2 кг, 3 кг и научитесь с закрытыми глазами узнавать, сколько в мешочке килограммов.
Указание. Такие мешочки с песком могут служить учащимся гирями, и им надо дать возможность на школьных весах взвесить самые различные предметы.
6. На приготовление квашеной капусты для столовой в первый раз затратили 5 килограммовых пачек соли, а в другой — на 3 пачки больше. Сколько всего килограммов соли пошло на приготовление капусты? Решение задачи проверьте на весах.
Указание. Так как здесь указана масса пачки со¬ли, то ученики могут решить эту задачу так:
1) 5 кг + 3 кг — 8 кг; 2) 5 кг +. 8 кг = 13 кг и это решение проверить на весах.
7. Взвесьте на весах 2 пачки пиленого сахара. Сколько килограммов будет в 4, 6, 8, 10 таких пачках?
8. Одна семья за месяц израсходовала на питание 6 пачек сахара,, а другая — на 4 пачки больше. Сколько килограммов сахара израсходовала вторая семья? Решение задачи проверьте на весах.
Указание. В задачах 249 и 250 имеются в виду пачки по 1 кг. Полезно после работы по взвешиванию со-ставить (с помощью старших, учащихся) плакаты с выводами: «В пачке соли 1 кг». «В 2-х пачках пиленого сахара I кг» и т. п.
4. Какую единицу измерения веса надо выбрать, чтобы измерить вес:
– мальчика;
– книги;
– ручки;
– холодильника;
– грузовика.
4. МЕРЫ ВЕСА: КИЛОГРАММ, ГРАММ.
С единицей меры «грамм» детей надо познакомить практически. Необходимо, чтобы гирьки в 1 г, 2 г, 3 г, 5 г, 10 г каждый из учеников подержал на ладони. Но и этого недостаточно. Надо взвесить на чувствительных весах каждому ученику несколько раз различные предметы.
1. Взвесьте на весах одну конфету, кусочек пиленого сахара, пряник.
2. Взвесьте на весах монеты в 1 коп., 2 коп., 3 коп., 5 коп., 10 коп., 15 коп., 20 коп. и запишите в тетрадях табличку: 1 коп. — 1 г, и т. д.
3. Выньте из середины тетради один полный (развернутый) листок, взвесьте его на весах и результат взвешивания запишите в свои тетради. Взвесьте также:
1) один листок из тетради и один конверт для письма;
2) 4 листка из тетради и конверт; 3) всю тетрадь (6 пол-ных листков и обложка).
Указание. Один полный листок из тетради весит немного более 4 г (точнее, 4,3 — 4,4 г), один лист вместе с конвертом — около 7 г, 4 листа с одним конвертом обычного формата весят 20 г. А 20 г — это предельный вес для письма, оплачиваемого 4-копеечной маркой, или заказного, оплачиваемого 10-копеечной маркой. Через каждые 20 г веса письма изменяется стоимость марки.
4. Положите на весы столько листков тетрадочной бумаги, чтобы они весили около: 1) 20 г; 2) 40 г; 3) 60 г. То же проделайте с обыкновенной почтовой бумагой.
5. Взвесьте батон, половину батона, кусочек батона такого размера, на какие обычно режут батон для бутерброда. Взвесьте одну булку, 10 кусочков пиленого сахара и т. п.
6. Взвесьте обыкновенный (тонкий) стакан: 1) гречневой крупы; 2) пшена; 3) риса.
7. Взвесьте: 1) одну пачку пиленого сахара; 2) две пачки пиленого сахара; 3) одну пачку соли; 4) две пачки соли; 5) один кусок хозяйственного мыла.
Указание. Если взвешиваемые предметы несколько больше или меньше круглого числа граммов, то мож¬но записать их вес приближенно, с пометкой «около», на-пример: «Около 200 г».
8. Назовите такой предмет, который весит 1 г, 2 г, 3 г, 5 г.
Указание. Дети назовут монеты в 1 коп., 2 коп., 3 коп., 5 коп., если они их взвешивали.
9. Сколько монет по 1 коп. надо положить на весы, чтобы они составили 1 кг? Какую часть 1 кг составляет вес монеты в 1 коп.? Какую часть 1 кг составляет 1 г?
Во сколько раз 1 кг больше 100 г? Во сколько раз 100 г меньше 1 кг? Какую часть килограмма составляют 100 г? Во сколько раз 1 кг больше 200 г? Какую часть килограмма составляют 200 г? Во сколько раз 500 г меньше 1 кг? Какую часть килограмма составляют 500 г?
10. Сколько граммов составляют кг? Назовите предметы, которые весят -1 кг.
Указание. Дети должны назвать общеизвестные предметы: пачка пиленого сахара, полулитровая банка или бутылка воды и т. п.
11. Сколько граммов составляет кг? Сколько граммов составляет кг? Назовите предметы, которые весят — 5 кг.
Указание. Ученики могут назвать 1 пачку кофе или какао, порцию мороженого и т. п.
12. Знаете ли вы такие предметы, которые весят 1 кг? Назовите их.
13. Сколько будет весить вода, налитая в литровую банку? Сколько будет весить 1 л воды?
Указание. Если дети раньше занимались взвешиванием воды в объеме литровой или полулитровой банки, то эти вопросы для них будут повторением, и в этом случае, взвешивая, следует выяснить, больше или меньше 1 кг жидкости содержит литровая банка, если ее на-лить не водой, а молоком, маслом, керосином. Конечно, здесь речь идет о чистом весе жидкости (без тары).
14. Если 1 л воды весит 1 кг, то сколько килограммов будет в 100 л воды? в 1000 л воды?
15. Если 100 л воды весят 100 кг, или 1 ц, то сколько будет килограммов в 50 л такой же воды?
16. Сколько килограммов в полном мешке картофеля?
17. Если в 1 л холодной воды 1 кг, то сколько килограммов будет:
1) в 500 л воды? Сколько это составит центнеров?
2) в 200 л воды? Сколько это составит центнеров?
3) Сколько литров воды помещается в ведре?
4) Сколько килограммов приблизительно в ведре воды? в 2 ведрах? в 5 ведрах воды?
18. Будет ли в 1000 л керосина 1 т? Больше или меньше тонны будет содержаться в 1000 л керосина? Указание, 1 л керосина содержит около 800 г.
Для того чтобы дети имели представление о способах взвешивания тяжелых предметов и о весах, которые употребляются для этой цели, необходимо с ними совершить экскурсию на пристань речного или морского порта, товарный склад и т. п.
19. Во сколько раз 1 ц больше 1 кг? Какую часть центнера составляет 1 кг? Сколько килограммов в Ц?
Какая часть центнера 50 кг? 10 кг? 25 кг?
Какую часть центнера приблизительно будет состав-лять по весу один мешок картофеля?
20. Во сколько раз 1 т больше 1 ц? Какую часть тонны составляет 1 ц? Сколько центнеров груза можно положить на автомашину трехтонку? Сколько мешков картофеля можно положить на трехтонку?
21. Во сколько раз 1 т больше 500 кг? Какую часть тонны составляют 500 кг? Какую часть тонны составляют 5 ц? .
22. При простом помоле из 1 т пшеницы получается 800 кг муки. Сколько мешков потребуется, чтобы собрать эту муку, если в 1 мешок насыпать 80 кг? Сколько такой же муки получится из 1 ц пшеницы?
23. В мешок вмещается сахарного песку 1 ц. Сколько мешков сахарного песку составляет 1 т песку? Прикиньте, до какого приблизительно места от угла нашей классной комнаты уместятся вдоль стены все эти мешки с сахарным песком, если их поставить вплотную один к другому.
Указание. Очевидно, учащимся придется выяснить, какую приблизительно длину будет занимать наполнен-ный сахаром мешок. (Эту длину можно принять за 50 см.)
Ответы на задачи
1.1.
— Вес мешочка муки = 2 кг.
— Вес мешочка сахара = 1 кг.
— Яблоки тяжелее.
1.2.
1 кг 2 кг 1 кг
3 кг 2 кг 1 кг
1.3.
а) Мешок яблок весит 3 кг.
б) Стул и табуретка весят 8 кг.
в) Кролик Соня весит 8 кг.
г) Меньше всех собрала Валя = 4 кг. Все вместе собрали 23 кг.
1.4.
— Килограмм.
— Грамм.
— Грамм.
— Килограмм.
— Тонну.
Задача №1. Уравняй числовые весы.
___________ ____________
___________ ____________
Задача
№2. Найди массу арбуза.
______________ _________________
______________ _________________
______________ _________________
Задача
№3. Найди массу котёнка.
______________ _______________
______________ _______________
______________ _______________
______________ _______________
Задача №4. Найди массу овечки.
_______________ ________________
_______________ ________________
_______________ ________________
Задание №5. Сравни.
3 кг 5 кг
6 кг 4 кг
8 кг 8 кг
2 кг + 4 кг 8 кг – 3 кг
7 кг – 2 кг 2 кг + 3 кг
Как
взвесить предмет на ручных весах?
1.
Положить предмет в пакет.
2. Пакет повесить на крючок на весах.
3. Посмотреть, на какое число стала показывать стрелка на весах.
То
число, на которое показывает стрелка весов, равняется массе предмета.
Как
взвесить предмет на кухонных весах с чашей?
1.
Положить предмет в чашу весов.
2. Посмотреть, на какое число стала показывать стрелка на весах.
То число, на которое показывает стрелка весов, равняется массе предмета.
Масса |
|
Предмет |
|
Предмет |
Выполните
следующие задания:
Масса дыни — 2 кг. Найдите массу арбуза, если известно, что его масса больше
на 5 кг.
Как взвесить ровно 4 кг помидоров, если имеются гири только в 1 кг, 2
кг, 5 кг?
Масса собаки Чары — 8 кг, а масса кота Кузи – 3 кг. На сколько килограммов
Чара тяжелее Кузи?
Масса яблок – 3 кг, масса апельсинов – 9 кг, а масса мандаринов – 5 кг.
Все фрукты положили в один мешок. Найдите массу мешка с фруктами.
Задание 5.
На левой чаше весов находится мешок с орехами, а на правой чаше весов –
гири в 5 кг и 2 кг. Весы находятся в равновесии. Найдите массу мешка с орехами.
На левой чаше весов лежат два одинаковых мешка конфет, а на правой чаше
весов – гири в 1 кг и 5 кг. Весы находятся в равновесии. Найдите массу одного
мешка с конфетами.
Шкаф имеет массу 52 кг, стол – 15 кг, а стул 4 кг. Какой предмет мебели
тяжелее и на сколько?
Учебник “Математика 1 класс” в 2 ч.,
Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. — М. : Просвещение, 2014 г.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для
ознакомления с единицей измерения массы –
килограммом; развития навыков счёта.
Планируемые результаты (предметные): знать
единицу измерения массы – килограмм.
Универсальные учебные действия
(метапредметные):
- Регулятивные: уметь оценивать результат
своей работы на уроке. - Коммуникативные: уметь слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении. - Познавательные: уметь применять
математические знания для решения
учебно-практических задач.
Личностные: участвовать в организации
практической работы.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- чашечные весы, монеты для взвешивания, набор
гирек для взвешивания; - учебник, рабочая тетрадь;
- презентация “Масса”;
- листок самооценки
Ход урока
I. Организационный момент
— Добрый день, ребята! Сегодня у нас
очередной урок математики, на котором вы
продолжите раскрывать секреты этой
интереснейшей науки. Проверьте, как организовано
ваше рабочее место, как расположены на парте
учебник, тетрадь, пенал.
— Тихонько садимся за парты и начинаем
работать. А вашу работу оценивать поможет нам
листок – самооценки.
II. Актуализация знаний
Начнем наш урок с разминки для ума
1. Игра “ Живые числа”.
Учащимся раздаются карточки с числами от 1 до 10
(дети собираются у доски). Далее учитель дает
задания, а дети их выполняют (остальные
сигнализируют правильность выполнения):
А) Построиться в порядке убывания чисел.
Б) Я называю число, вперед делают шаг те числа,
которые являются соседями данного числа (6,7, 8).
В) сделать шаг вперед числам меньше 5, больше 6.
2. Минутка чистописания
Отгадайте загадку про число и запишите строчку
через клетку нужную цифру в тетрадь:
“Это число – дверной замочек
Сверху крюк, внизу – кружочек”
Посмотрите, на записанные вами в тетрадь цифры,
подчеркните правильно, аккуратно записанные.
Возьмите листок самооценки и отметьте букву,
рядом с цифрой, которую вы записали в тетрадь. Эту
букву запишите в последнем столбце. (Приложение
1)
3. Актуализация понятий “величина”, “длина”.
Работа в парах.
- На ваших партах есть цветные полоски. Какие
задания с ними можно выполнить с ними. (Измерить
полоски, сравнить по цвету, по длине) - Что такое длина? (Это протяжённость предмета)
- Что такое величина? (Это свойство предметов,
которое можно измерить, сравнить) - Почему длина называется величиной? (Длину можно
измерить, сравнить) - Как мы можем измерить данные полоски? (Измерить
по линейке, результаты сравнить) - Измерьте длину полосок в см и сравните отрезки
(Работа в парах)
ВЫВОД Чтобы сравнить длины предметов,
их нужно измерить одинаковыми мерками –
сантиметрами.
III. Формирование представление о понятии
“масса”
Рассмотрите 2 пакета. Что можно о них сказать?
Сравним эти предметы, используя изученные
свойства предметов.
(Цвет, размер, форма)
Есть свойство предметов, которое мы не можем
увидеть?
Что нужно сделать, чтобы обнаружить это
свойство? (Надо взять пакеты в руки.) Один из
учащихся выходит, берёт в руки – делает вывод:
один из предметов тяжелее другого.
Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в
виду свойство предметов. Как оно называется? (Оно
называется МАССА.)
Назовите тему нашего урока. (Масса) (Слайд 2). (Приложение 2)
Давайте запишем это слово себе в тетрадь. Какой
инструмент помогает сравнивать предметы по
массе? (ВЕСЫ)
(Учитель ставит коробки на чашечные весы)
- Какой пакетик тяжелее? (Тот, который находится
на нижней чаше весов) - Какой пакетик легче? (Тот, который находится на
верхней чаше)
ФИЗМИНУТКА
IV. Открытие нового.
Практическая работа.
Масса – величина, значит, её можно измерить.
Предлагаю вам поработать в группах и выполнить
новое задание: определить массу монет 50 копеек, 1
рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей (без какой либо
помощи)
Ваши результаты. (Не смогли определить вес
самостоятельно)
Объясните, как определили массу? ( Не смогли)
Какой прибор нам может помочь? Как он
называется? (Весы)
История возникновения весов.
Весы — один из древнейших приборов. Они
возникли и совершенствовались с развитием
торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди
уже умели взвешивать. (Слайд 3)
– Какие весы вы знаете? (Слайд 4)
Посмотрите, какие виды весов существуют.
Как поступить, если необходимо взвесить очень
маленький вес, монеты разного достоинства?
ВЕС 1 копейки на механических весах не измерить.
Что же делать?
Для таких измерений нужно использовать
аптекарские весы. Их называют ещё лабораторными
весами. Для таких весов необходимы специальные
маленькие гири.
В таких наборах есть гири весом от 100 граммов до
20 миллиграммов, которые применяются для
измерения веса очень маленьких
предметов.(показать детям)
Я предлагаю вам в группах взвесить ваши монеты.
Вспомним правила работы в группах. (Слайд 5)
В каждой группе должен быть ответственный.
(лучше учителем назначенный обучающийся)
Каждый имеет право высказаться, остальные
должны внимательно выслушать и понять.
Ответственный назначает, кто будет
представлять результат группы.
Что нам необходимо сделать? (измерить массу
предмета с помощью весов)
Давайте составим алгоритм нашего
взвешивания.(Слайд 6)
На одну чашу весов нужно положить нашу монету.
На другую чашу нужно укладывать гирьки до тех
пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.
Учащиеся озвучивают результат измерения.
Вариант защиты:
Мы положили на одну чашу весов монету…, а на
другую стали укладывать мерки. Это делали до тех
пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким
образом, мы определили массу монеты…
Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать
мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят
измеряемый предмет.
— Какой вывод получился у других групп?
(Слайд 7)
- Масса монеты 50 копеек = 2 г 90 мг
- Масса монеты 1 рубль = 3г 20 мг
- Масса монеты 2 рубля = 5 г
- Масса монеты 5 рублей = 6 г 50 мг
- Масса монеты 10 рублей =8 г 50 мг
Давайте поработаем в листе самооценки. Укажите
какая монета легче. Запишите букву, которая
записана рядом с этой монетой в последнем
столбце.
Физминутки “Весы”
Встаньте из-за парт и представьте себя
чашечными весами. Левая рука — левая чашка
весов, правая рука – правая чашка. Изображайте
работу весов по моим командам.
— весы находятся в равновесии;
— левая чаша весов опустилась;
— правая чаша весов опустилась;
— весы находятся в равновесии;
— масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на
левой;
— весы находятся в равновесии;
— груз на левой чаше легче;
— весы находятся в равновесии.
V. Первичное закрепление.
Ребята, мы с вами на уроке учились взвешивать и
сравнивать предметы очень маленького веса.
Давайте попробуем определить вес крупных
предметов и сравнить их.
Посмотрите на слайд № 8.
Сравните в парах массу арбуза и массу дыни на
слайде.
Чему равна масса дыни? (Масса дыни = массе 5
яблок).
Чему равна масса арбуза? (Масса арбуза = массе 5
бананов).
Можно ли выполнить это задание?
Подумайте в парах, что нужно сделать, чтобы это
задание можно выполнить?
Вывод: Нужна единая единица измерения массы.
Ещё в 996 году князь Владимир повелел ввести
единые меры веса. Мерами сыпучих тел раньше были
бочка и кадь. Были и другие меры: короб, рогожа и
другие. Позже появились фунт, пуд и другие.
Соотношения между ними были очень запутанными,
так как значения одной и той же единицы для
взвешивания разных предметов в разных губерниях
были разными. И только с 1918 года была введена
международная единица измерения массы. (Слайд 9)
Международная единица измерения массы — гиря
весом 1 килограмм. (Слайд 10)
1 килограмм сокращённо записывается 1 кг. Гири
могут быть массой в 1 кг, 2 кг, 5 кг.
Давайте, ещё раз в парах, сравните массу дыни и
арбуза, используя гири.(Слайд 11)
Чему равна масса арбуза? (3 кг)
Чему равна масса дыни? (2 кг)
Сравните теперь массу дыни и массу арбуза.
Давайте запишем в тетрадь 3 кг > 2 кг (Масса
арбуза больше массы дыни.)
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику.
№ 1, 2 стр. 15. Посмотрите внимательно на
задачи, какие ошибки можно допустить при
определении массы? (В вычислениях веса гирь.)
Возьмите листок самооценки и отметьте букву,
рядом с цифрой, правильно обозначающую массу
арбуза в задании 4. Эту букву запишите в столбце
“Ответ”.
Я предлагаю потренироваться в вычислениях.
Найдите № 4 на странице 16.
Найдите значение выражений в тетради.
(проверьте друг друга по образцу на слайде 12).
Поставьте “-”, если есть ошибки, и “+”, если
ошибок нет.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют
свои ошибки).
Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили
их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно
еще потренироваться в определении массы
предметов.)
У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем
определять массу предметов.)
VII. Рефлексия
Давайте поработаем с листом самооценки.
Найдите значение выражения и в последний столбец
запишите букву, рядом с которой записан
правильный ответ.
– С каким свойством предметов познакомились?
Возьмите листок самооценки и отметьте букву,
рядом с правильно найденной массой записанного
выражения в задании 5. Эту букву запишите в
столбце “Ответ”.
Встаньте те, у кого в листе самооценки, в
последнем столбце получилось слово “ВЕРНО”. Вы
молодцы со всеми заданиями урока справились без
ошибок.
Закончите предложения (Слайд 13)
- Мы узнали, что …
- Было интересно …
- Было трудно …
- Теперь я могу …
- Мне захотелось …
Выберите на парте смайлик, отражающий ваше
настроение. Давайте сравним на весах, какие
смайлики больше весят. Почему? Я очень рада, что
так много радостных смайликов!!! Это говорит о
том, что вы хорошо разобрались с заданиями урока.
VIII. Домашнее задание.
— Мы сегодня говорили о килограмме. Это
известная мера массы. Дома, я попрошу, в
энциклопедии или других справочниках найти
сведения о старинных мерах массы, и рассказать о
них нам на следующем уроке одноклассникам.
|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Подбор заданий по теме «Единицы массы – килограммы»
Выполнила:
студентка Ш-32 группы
Попович Алина
Ейск.2021г
Измерение веса
Цель: закрепить умение определять вес по картинкам.
Посмотри внимательно на рисунки и ответь на вопросы.
Чему равен вес коробочки с мукой?
Чему равен вес коробочки с сахаром?
Что тяжелее: яблоки или апельсин?
Реши примеры
Цель: закрепление навыка решения примеров с изученными единицами измерения (кг).
2 кг — 1 кг = |
3 кг — 1 кг = |
3 кг — 2 кг = |
4 кг — 1 кг = |
4 кг — 2 кг = |
4 кг — 3 кг = |
Реши текстовые задачи
совершенствовать умение решать текстовые задачи с изученными единицами измерения (кг).
а) Пакет апельсин весит 6 кг, а мешок яблок – на 3 кг меньше. Сколько весит мешок яблок?
б) Табуретка весит 3 кг, а стул – на 2 кг больше. Сколько весят вместе стул и табуретка?
в) Кот Васька весит 5 кг, а кролик Соня весит на 3 кг больше. Сколько вести кролик Соня?
г) Папа, мама и Валя собирали яблоки. Папа собрал 12 кг, Валя собрала на 8 кг меньше, чем папа, а мама собрала на 4 кг больше, чем Валя. Кто собрал меньше всех яблок? Сколько кг яблок они собрали вместе?
Какую единицу измерения веса надо выбрать, чтобы измерить вес:
Цель: закрепить навык подбирать единицы для измерения веса.
– мальчика;
– книги;
– ручки;
– холодильника;
– грузовика.