Задача
1. Мужчина-дальтоник женился на женщине – носительнице цветовой слепоты. Можно
ли ожидать в этом браке здорового сына? Дочь с цветовой слепотой? Какова
вероятность одного и другого события?
Решение:
вспомним, что цветовую слепоту вызывает рецессивный ген, который принято
обозначать латинской буквой d. Соответственно, доминантная аллель,
определяющая нормальное различие цветов человеком – D. Таким образом, у
женщин может быть три разных комбинации генов: XDXD
– здоровые, XDXd – носительницы и XdXd
– страдающие дальтонизмом.
У
мужчин возможны два варианта: XDY – здоровые и XdY
– больные.
Записываем
генотипы родителей. Они нам известны из условия задачи.
Записываем
гаметы, которые будут образовывать родительские формы: гетерозиготная по
данному признаку женщина будет давать два типа гамет, мужские гаметы также
будут двух типов.
Определяем
генотипы детей.
Делаем
вывод о том, что половина девочек может быть носительницами дальтонизма, а
другая половина – больными. Половина сыновей от этого брака здоровые, вторая
половина — страдающие цветовой слепотой.
Ответ:
от этого брака можно ожидать здорового сына и дочь с цветовой слепотой.
Вероятность одного и другого события – 25 %.
Задача
2. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а
сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?
Решение:
родители имеют нормальное зрение, значит мы точно знаем генотип отца. У матери
может быть два варианта генотипа – либо доминантная гомозигота, то есть
здоровая, либо гетерозигота, то есть носительница. Но нам известно, что у этой
пары родился сын – дальтоник. Который мог получить ген d только с икс
хромосомой матери. Делаем вывод о том, что мать является носительницей гена
дальтонизма.
Ответ:
мать гетерозиготна по данному признаку, у отца в генотипе присутствует
доминантная аллель гена.
Задача
3. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с полом рецессивным геном h.
Мать и отец здоровы. Их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из
родителей передал ребёнку ген гемофилии?
Решение:
доминантная алель H определяет нормальную свёртываемость крови.
Рецессивная – h – вызывает заболевание.
Эта
задача аналогична предыдущей. Так как по условию родители ребёнка здоровы,
значит икс хромосома отца будет содержать ген H. А в генотипе матери
будет содержаться как доминантная аллель этого гена, так и рецессивная. Таким
образом, все девочки этой семьи будут здоровыми. Больным может быть только
мальчик, получивший половую хромосому с геном h от своей матери.
Ответ:
ген гемофилии ребёнку передала мать.
Задача
4. Отец девушки страдает гемофилией, а мать имеет нормальную свёртываемость
крови и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка
выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их дочерях и сыновьях?
Решение:
рассуждаем, какими могут быть генотипы девушки и юноши.
Молодой
человек здоров, значит его генотип мы знаем однозначно. У девушки отец страдает
гемофилией, значит от него она получила ген, вызывающий это заболевание. Мать
девушки происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию, значит мы с
большой долей вероятности можем утверждать, что от матери девушка получила ген H.
Записываем
гаметы, которые образуют родительские формы и возможные генотипы детей.
Определяем
их фенотипы. Как видим, все девочки здоровы, но половина из них будут
носительницами. А родившиеся мальчики могут быть как здоровыми, так и больными
с вероятностью 50 %.
Ответ:
все дочери здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии. Половина
мальчиков больны, а половина – здоровы.
Задача
5. Какие дети могут родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей
дальтонизмом, а в остальном имеющей благополучный генотип?
Записываем
генотип женщины. Поскольку она страдает дальтонизмом, значит это рецессивная
гомозигота по генам, определяющим цветовое зрение. В остальном -благополучный
генотип – значит она доминантная гомозигота по генам, определяющим
свёртываемость крови.
По
условию задачи мужчина – гемофилик. В его икс хромосоме будет содержаться h.
Допустим также, что он не страдает дальтонизмом, поскольку не указано обратное.
Записываем
возможные генотипы детей и определяем их фенотипические признаки: девочки
здоровы по зрению и по крови, но являются носительницами обоих заболеваний.
Мальчики – здоровые по крови дальтоники.
Ответ:
от этого брака могут родиться здоровые девочки – носительницы гемофилии и не
страдающие гемофилией мальчики-дальтоники.
Задача
6. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой
рецессивный признак. Альбинизм у человека обусловлен аутосомным рецессивным
геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын
с обеими аномалиями. Определите генотип родителей и ребёнка.
Вводим
буквенные обозначения генов.
Обозначим
буквой a рецессивный ген альбинизма. A – наличие пигмента.
Записываем
генотипы родителей. Нам известно, что они нормальные по обоим признакам, значит
будут нести два доминантных гена. Для определения их аллелей обратимся к
генотипу ребёнка. Поскольку он страдает обеими аномалиями, значит это
рецессивная гомозигота по гену альбинизма, а в икс хромосоме содержится h.
Возвращаемся к генотипам родителей. Гены альбинизма ребёнок получил от обоих, а
икс хромосому с рецессивным геном гемофилии – от матери.
Ответ:
мать ребёнка гетерозиготна по гену альбинизма и гетерозиготна по гену
гемофилии, отец гетерозиготен по гену альбинизма и содержит доминантную аллель
гена, отвечающего за свёртываемость крови.
Задача
7. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма – 9,8 морганид. Здоровая
девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за здорового
мужчину. Определите, какова вероятность (в процентах) появления в этой семье
сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно.
Решение:
определяем генотипы родителей. Будем внимательны при этом, так как правильная
запись условия – это уже практически решённая задача. Итак, одну икс хромосому
девушка получила от матери, другую – от отца. Вместе с хромосомой матери она
получила ген дальтонизма, а с хромосомой отца – ген гемофилии. Ну а поскольку
девушка здорова, значит вторые аллели этих генов будут доминантными. С девушкой
разобрались, а с юношей всё просто – он здоров.
Записываем
гаметы, которые дают родительские формы. Гены дальтонизма и гемофилии
расположены в одной хромосоме. Поэтому дигетерозиготная родительская особь
будет давать два типа некроссоверных гамет – XHd и XhD.
По условию задачи гены гемофилии и дальтонизма расположены на расстоянии 9,8
морганид, значит между ними происходит кроссинговер с частотой 9,8 %.
Таким образом, появляются кроссоверные гаметы XHD и Xhd.
Их общее количество – 9,8 %, а каждой из них – 4,9 %.
Итак,
в задаче спрашивается, какова вероятность появления в этой семье сыновей,
страдающих двумя заболеваниями одновременно. Поскольку гамет с обоими
рецессивными генами – 4,9 %, значит и вероятность рождения сыновей с двумя
заболеваниями – 4,9 %.
Ответ: вероятность
появления в семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно – 4,9 %.
Задачи на задачи сцепленное с полом наследование
1. У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех указанных родственников?
Задание 28 № 11317
Пояснение.
1) Анна ХdXD, Павел XDY
2) Первая дочь Анны и Павла ХdXD,
3) Вторая дочь Анны и Павла ХDXD, т. к. пять сыновей имеют нормальное
зрение.
4) Первый сын XdY , его дочери ХdXD , а его сыновья XDY.
5) Второй сын Анны и Павла и его дети имеют генотипы ХDУ.
2. У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей,а также возможные генотипы дедушек этих детей.
Задание 28 № 11318
Пояснение.
1) Родители с нормальным зрением: отец ♂ХУ, мать ♀ХdХ.
2) Гаметы ♂ Х, У ; ♀ Хd, Х.
3) Возможные генотипы детей — дочери ХdХ или ХХ; сыновья: дальтоник
ХdУ и сын с нормальным зрением ХУ.
4) Дедушки или оба дальтоники — ХdУ, или один ХУ, а другой ХdУ.
3. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с Х-хромосомой.
Задание 28 № 11319
Пояснение.
1) Генотипы родителей ХD ХD и ХdУ;
2) генотипы потомства — ХD Хd и ХDУ;
3) дочери — носительницы гена гемофилии, а сыновья — здоровы.
4. Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.
Задание 28 № 11323
Пояснение.
1) Генотипы родителей: матери — ХdХd, отца ХDУ;
2) генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма — ХDХd, все сыновья — дальтоники — Хd У;
3) соотношение больных и здоровых детей — 1:1 или 50%:50%.
5. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства.
Задание 28 № 11324
Пояснение.
1) генотип родителей: ХА Ха, ХА У,
2) генотип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха , ХА ХА — петушки, Ха У — курочка нежизнеспособная,
3) вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства — 33%.
6. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и фенотипов.
Задание 28 № 11325
Пояснение.
1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ;
2) генотипы потомства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Соотношение генотипов 1:1:1:1
3) дочери — носительница гена гемофилии, здоровая, а сыновья — здоров, болен гемофилией. Соотношение фенотипов 2 (девочки здоровы): 1 (мальчик здоров) : 1 (мальчик-гемофилик)
7. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
Задание 28 № 11383
Пояснение.
1) Генотипы родителей: мать — ХDХd, отец ХDУ;
2) генотип сына – дальтоника — ХdУ;
3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (ХDХd) — 25%.
8. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Задание 28 № 11388
Пояснение.
1) генотипы родителей: (М)AAXHXH (гаметы AXH); (О)aaXhY (гаметы aXh, aY);
2) генотипы и пол детей: (М)AaXHXh; (О)AaXHY;
3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.
9. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.
Задание 28 № 11390
Пояснение.
1) генотип матери — AaXDXd (гаметы: AXD, aXD, AXd, aXd), генотип отца — aaXDY (гаметы: aXD , aY);
2) генотипы детей: девочки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, мальчики — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY — мальчики.
10. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Задание 28 № 12075
Пояснение.
Отец женщины страдал ихтиозом, значит Xb она получила от него; отец мужчины не имел катаракты, значит по первому признаку отец мужчины аа, мужчина соответсвенно Аа, т.к. имеет катаркту.
Мама — ааXВXb; папа — AaXВY
Р: ♀ ааXВXb x ♂ AaXВY
G: ♀: aXВ; aXb
♂: AXВ; aXВ; AY ; aY
F1: AaXВXВ — девочка с катарактой и нормальной кожей
АаХВХb — девочка с катарактой и нормальной кожей
ааХВХВ — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей
aaXВXb — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей
АаХВY — мальчик с катарактой и нормальной кожей
ааХВY — мальчик с нормальным зрением и нормальной кожей
AaXbY — мальчик с катарактой и ихтиозом
aaXbY — мальчик с нормальным зрением и ихтиозом
В этой задаче проявляется закон независимого наследования признаков и признака, сцепленного с полом.
11. Глухота — аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
Задание 28 № 18225
Пояснение.
1) Так как у здоровых родителей родился глухой ребенок с дальтонизмом, то оба эти признака рецессивны. Родители гетерозиготны по первой аллели, мать — гетерозиготна по признаку дальтонима; отец здоров — значит его генотип ХDУ.
Генотипы родителей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;
2) Родители образуют по четыре типа гамет, для решения задачи необходимо построить решетку Пеннета.
Возможные генотипы и фенотипы детей:
мальчик глухой, дальтоник 1 ааХdУ :
девочки с нормальным слухом и нормальным зрением 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :
мальчик с нормальным слухом и нормальным зрением 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : мальчики с нормальным слухом дальтоник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : девочка глухая с нормальным цветовым восприятием 1 aaХDХD: 1 aaХDХd : мальчики глухие с нормальным цветовым зрением 1 aaХDХD : мальчик глухой дальтоник 1 aaХdУ
3) Ребёнок — глухой дальтоник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обеими аномалиями — 1/16.
4) Законы наследственности: Независимое наследование между первым и вторым признаком; сцепленное с Х-хромосомой по второму признаку.
12. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?
Задание 28 № 19842
Пояснение.
Схема решения задачи включает по условию:
В – нормальный слух; b – глухота;
ХD – нормальное цветовое зрение; Хd – дальтонизм (ген цветовой слепоты).
1) Определим генотипы родителей:
мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение – ♀bbХDХ?;
отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник – ♂BBХdY.
Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?ХdХd), то одну гамету BХdона получила от отца, а другую от матери – bХd.
Мы можем определить генотип матери ♀bbХDXd и дочери ♀BbХdХd.
2) Составив схему скрещивания, определяем возможные генотипы детей:
P ♀bbХDXd → ♂BBХdY; G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY
F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY
Вероятность рождения детей дальтоников с нормальным слухом 50 %, глухих – 0 %.
3) Законы: по второму признаку (цветовое зрение) – наследование, сцепленное с полом, так как признак сцеплен с Х-хромосомой; между первым и вторым признаком – независимое наследование, так как аутосомные гены не сцеплены и находятся в разных гомологичных хромосомах.
13. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
Задание 28 № 20177
Пояснение.
1. Определяем какие признаки доминантные. Т.к. скрестили гетерозигот, и в потомстве получили признак, которого не было у родительских форм, значит А — нормальные крылья (доминантный аутосомный), а — закрученные крылья (рецессивный аутосомный); XB — нормальные глаза, Xb — маленькие глаза.
Гамету aXbсамец с закрученными крыльями и маленькими глазами получил от матери; aY -от отца; отсюда генотипы родительской пары: ♀AaXBXb; ♂ AaXBY
2. P ♀ AaXBXb x ♂ AaXBY, в F1 самец aaXbY
3. Теперь этого самца скрещиваем с родительской самкой
P ♀ AaXBXb x ♂ aaXbY
G ♀ AXB; Axb; aXB; aXb
G ♂ aXb; aY
F1 AaXBXb−нормальные крылья, нормальные глаза
AaXbXb−нормальные крылья, маленькие глаза
aaXBXb−закрученные крылья, нормальные глаза
aaXbXb−закрученные крылья, маленькие глаза
AaXBY−нормальные крылья, нормальные глаза
AaXbY−нормальные крылья, маленькие глаза
aaXBY−закрученные крылья, нормальные глаза
aaXbY−закрученные крылья, маленькие глаза
4. Фенотипически сходна с родительской самкой (с нормальными крыльями и нормальными глазами) 1/8 часть самок от общего числа потомков F2 (12,5%)
14. Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын с нормальным зрением и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак.
Задание 28 № 20375
Пояснение.
Дано:
А – ген нормального слуха
a – ген глухонемоты
XD – нормальное зрение
Xd – дальтонизм
Мать – А?XD X? — нормальная по слуху и зрению
Отец – ааXdY — глухонемой дальтоник
Сын – аа XDY — глухонемой, нормальное зрение
Дочь – А?XdXdдальтоник с нормальным слухом
Решение:
Чтобы ответить на поставленные в задаче вопросы, следует определить генотип матери. Рассуждаем так: глухонемой сын получает рецессивные генотипы (а) как от отца, так и от матери, а дочь-дальтоник получает рецессивные гены (d) как от отца, так и от матери. Следовательно генотип матери – АаXDXd (гетерозиготна по обоим признакам).
Ответ: а) вероятность рождения здорового ребенка – 25%; б) вероятность рождения ребенка с обоими аномалиями – 25%.
Закономерности: анализирующее скрещивание; сцепленние с полом по признаку дальтонизм; независимое наследование между первым и вторым признаком.
15. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Задание 28 № 14095
Пояснение.
По условию:
А — нет глаукомы
а — глаукома
В — синдром Марфана
b — нормальное развитие соединительной ткани.
1) Генотипы родителей:
♀ aabb — глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана
♂AaBb — нет глаукомы, синдром Марфана (дигетерозиготен по данным признакам — по условию)
2) Путем скрещивания определим возможные генотипы и фенотипы детей.
P ♀ aabb → ♂AaBb
G ♀ ab ♂AB; Ab; aB; ab
F1
генотип — фенотип
AaBb — нет глаукомы, синдром Марфана
Aabb — нет глаукомы, нормальное развитие соединительной ткани
aaBb — глаукома, синдром Марфана
aabb — глаукома, нормальное развитие соединительной ткани
Вероятность рождения здорового ребёнка — 25%
3) Закон независимого наследования признаков (III закон Менделя) при дигибридном скрещивании
Тема урока: « Решение задач на сцепленное с полом наследование»
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Цель:
- Образовательная: освоение новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий
- Деятельностная: формирование способности студентов к новому способу деятельности при решении задач на сцепленное с полом наследование.
Предметные умения УУД
- Познавательные УУД
– общеучебные: поиск и выделение неоходимой информации;
– рефлексия способов действия, контроль, оценка
- Логические УУД
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
– установление причинно – следственных связей;
— синтез как составление целого из частей
3.Коммуникативные УУД
— умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи
Оборудование: учебные карты, Схемы ООД,
4 Личностные УУД
— создание личностно значимого продукта познавательной деятельности;
— умения решать практические познавательные задачи в сфере личностного самоопределения
— повышение уровня развития аналитических умений (сравнивать, обобщать, делать выводы)
Оборудование: Учебная карта к уроку, схемы ООД
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
1. Постановка проблемы и актуализация знаний |
1.Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер |
||||||||||
2.Открытие нового знания |
Работа с ООД (сцепленное с полом наследование) Задание Пользуясь схемой ООД, составить алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование.( работа в парах) Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование 1.Определить количество признаков. 2.Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой. 3.Составить схему родословной. 4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком. 5. Подписать известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?» 6. Определите, какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h) 7. Записать схему скрещивания в генном выражении 8.Определить вероятность появления в потомстве данного признака. 9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи Задача У человека гемофилия определяется рецессивным геном h, который сцеплен с полом( Xh). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией? У кого из детей – сыновей или дочерей – опасность заболеть выше? Работа по учебной карте 1.Дайте определение следующим терминам: кариотип, аутосомы, половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки 2.Сколько типов гамет образуют следующие зиготы: а)XH XH б) XH Xh в) Xh Xh г) XH Y д)Xh Y ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ 3.Вот несколько примеров на анализ информации, содержащейся в условии задачи. Слева элементы условия, справа – нужно вставить следствия из них
Задача 1.(совместное решение ) Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с полом признак (Xh ).Мужчина больной гемофилией женился на здоровой женщине (все ее предки здоровы). У них родилась здоровая дочь . Определите вероятность рождения больного ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной |
||||||||||
3.Практикум по самостоятельному решению полученных знаний |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задача 2.( работа в парах) У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи. Задача3. (самостоятельная работа по вариантам) 1вариант Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)? 2 вариант У кошек ген чёрной окраски (А) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания? |
||||||||||
4.Рефлексия |
Ответьте на вопросы — Насколько важной вам показалась тема урока? — Что нового узнали на уроке? Чему научились? — Оцените свою работу на уроке. |
||||||||||
5.Подведение итогов |
-С каким типом задач мы с вами познакомились — В чем особенности решения данного типа задач? — какое практическое значение имеют знания , полученные на уроке? Выставление оценок |
||||||||||
6.Домашнее задание |
Общая биология /под редакцией. В. Б. Захарова, С.Г.Мамонтова- с. 268- 299, Решите задачу:У людей любопытство – признак рецессивный (а) по отношению к равнодушию и сцеплен с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все её предки были людьми равнодушными.. Какова вероятность того, что сыновья от такого брака будут людьми любопытными? Творческое задание: пользуясь таблицей учебника, составьте задачу на наследование признаков, сцепленных с полом и решите ее |
Схема ООД для решения задач
(сцепленное с полом наследование)
№п/п |
Программа деятельности |
Ориентировочные знаки |
1 |
Определить тип скрещивания |
Определить количество признаков, указанных в условии задачи: Если в условии указаны ↓ ↓ ↓ 1признак 2признака более 2 признаков ↓ ↓ ↓ моногибридное дигибридное полигибридное |
2. |
Определить тип взаимодействия генов |
Тип взаимодействия генов ↓ ↓ несцепленное сцепленное |
3. |
Составить схему родословной |
Составьте схему каждого скрещивания, обозначая линиями родословные отношения ○- женский пол □- мужской пол ◊- пол неизвестен |
4. |
В схеме родословной под условными знаками подпишите номера особей в порядке их перечисления в условии задачи |
○┬■ ● □ |
5 |
Обозначьте разным цветом особи, обладающие известным фенотипом |
○┬■ ● □ |
6. |
Подпишите известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?» |
○┬■ ● □ |
7. |
Определить генотип особей |
Определите: 1.Фенотип родителей: а)одинаковый ,б)разный в)не известно 2.Фенотип потомства: а)одинаковый ,б)разный в)не известно 3.Расщеплание признака по фенотипу у потомства: А) 1:1:1:1б)1:1, в) нет расщепления |
8. |
Записать в схему скрещивания искомые генотипы |
○┬■ ● □ |
9. |
Определите характер наследования признака |
Определите, какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h) |
10. |
Укажите в «Дано» ген — признак |
Дано: ХН -доминантный признак Xh -рецессивный признак |
11 |
Записать схему скрещивания в генном выражении |
а)запишите генотипы родителей: Р: ♀ ХН Xh х ♂ ХН Y б)укажите возможные сорта гамет: Г: ХН, Xh ХН, Y в)определите все возможные типы зигот: F: ХНХН, ХНXh, ХНY, XhY |
12 |
Определить вероятность появления в потомстве данного признака |
1.Определите расщепление произака в потомстве по генотипу: 1♀ ХН ХН, 1♀ХН Xh, 1♂ ХН Y, 1 ♂ Xh Y 2.Определите расщепление произнака по фенотипу: 1 ♀ — здорова,1 ♀-носительница , 1♂ здоров, 1♂ -болен 3.Определите вероятность появления данного признака: Вероятность рождения здоровой девочки 100%, Вероятность рождения здорового и больного мальчика по 50% |
13 |
Проверить соответствие результатов скрещивания с условиями задачи |
|
14 |
Записать ответ в соответствии с условиями задачи |
Ответ: 1 ) Р: ♀ ХН Xh, ♂ ХН Y 2) F: ХН ХН, ХН Xh, ХН Y Xh Y 3) вероятность рождения больго мальчика- 50%, все девочки будут здоровы. |
Задача
У человека гемофилия определяется рецессивным геном h, который сцеплен с полом( Xh). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.
Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией? У кого из детей – сыновей или дочерей – опасность заболеть выше?
Дано: Решение: XH – норма
Xh – гемофилия
F – ?
Ответ: все девочки, родившиеся в этой семье, будут ……..; рождение больных гемофилией и здоровых мальчиков …………….
Учебная карта по теме: « Генетика пола сцепленное с полом наследование»
1.Дайте определение следующим терминам: кариотип, аутосомы, половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки.
2.Сколько типов гамет образуют следующие зиготы:
а)XH XH б) XH Xh в) Xh Xh г) XH Y д)Xh Y
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
3.Вот несколько примеров на анализ информации, содержащейся в условии задачи. Слева элементы условия, справа – нужно вставить следствия из них
Дано |
Следовательно |
1.Гемофилия – рецессивный, сцепленный с полом признак |
Доминантный признак…….., а гемофилия …….. Ген гемофилии находится в ….. хромосоме |
2.Мужчина больной гемофилией |
Генотип больного мужчины……. |
3.Женщина и ее предки здоровы по гену гемофилии |
Доминирует ген……., а генотип женщины……… |
4.У здоровых супругов родился больной гемофилией сын |
Доминирует ген.., а ген …….рецессивен. Хромосому с геном гемофилии мальчик получил от ….. Генотип больного ребенка…… |
Задача 1.(совместное решение )
Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с полом признак (Xh ).Мужчина больной гемофилией женился на здоровой женщине (все ее предки здоровы). У них родилась здоровая дочь . Определите вероятность рождения больного ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.
Задача 2.( работа в парах)
У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.
Задача3. (самостоятельная работа по вариантам)
1вариант
Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?
2 вариант
У кошек ген чёрной окраски (А) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?
Рефлексия.
Ответьте на вопросы
— Насколько важной вам показалась тема урока?
— Что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание :Общая биология /под редакцией. В. Б. Захарова, С.Г.Мамонтова- с. 268- 299, Решите задачу:У людей любопытство – признак рецессивный (а) по отношению к равнодушию и сцеплен с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все её предки были людьми равнодушными.. Какова вероятность того, что сыновья от такого брака будут людьми любопытными?
Творческое задание: пользуясь таблицей учебника, составьте задачу на наследование признаков, сцепленных с полом
Проверьте решение задач
задача |
решение |
Задача 2.( работа в парах) У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи |
Дано: ХD— здоров Xd — дальтонизм Решение: ○┬□ ■ Р: ♀ ХD Xd х ♂ ХD Y Г: ХD, Xd ХD, Y F: ХD ХD, ХD Xd , ХD Y , Xd Y Ответ: Р. ♀ ХD Xd , ♂ХD Y , генотип больного дальтонизмом мальчика- Xd Y |
Задача3. (самостоятельная работа по вариантам) 1вариант Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)? |
Дано: ХН -доминантный признак Xh -рецессивный признак Решение: ○┬■ ○┬■ ◊ ? Р: ♀ ХН Xh х ♂ Xh Y Г: ХН ,Xh Xh , Y F: ХН Xh , Xh Xh , ХН Y, Xh Y Ответ: 50% девочек здоровы, но являются носительницами, 50 % — больны гемофилией; Среди мальчиков : 50%- здоровы, 50% — больны. |
Задача3. 2 вариант У кошек ген чёрной окраски (В) не полностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания? |
Дано: ХВ –черная окраска Xв — рыжая окраска ХВ Xв- пестрая окраска Решение: ○┬■ ◊ Р: ♀ Xв Xв х ♂ ХВ Y Г: Xв ,Xв ХВ , Y F: ХВ Xв , ХВ Xв , Xв Y, Xв Y Ответ: все кошки будут пестрые, коты рыжей окраски |
Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование
1.Определить количество признаков.
2.Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой.
3.Составить схему родословной.
4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком.
5. Подписать известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»
6. Определите, какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)
7. Записать схему скрещивания в генном выражении
8.Определить вероятность появления в потомстве данного признака.
9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи
Задачи по
теме «Наследование, сцепленное с полом»
Задача 30.
Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально
различающих цвета, если известно, что отцы у них страдали дальтонизмом?
Дано: |
Решение: |
F1 — ? G: ХD ХD
F1: ♀ ХD ХD , ХD Хd
♂ ХD У ,
Хd У
Ответ: все дочери в этой семье будут нормально различать цвета, а вероятность
рождения сыновей, не страдающих дальтонизмом – 50%
Задача 31.
Могут ли дети мужчины, страдающего гемофилией и женщины без аномалий
(отец которой был болен гемофилией) быть здоровыми?
Дано: |
Решение: |
F1 — ? G: ХD Хd
F1: ♀ ХD Хd , Хd Хd
♂ ХD У ,
Хd У
Ответ: вероятность рождения
в этой семье здоровых сыновей и
дочерей – по 50%
Задача 32.
У попугаев сцепленный с полом
доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный –
коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой.
Какими будут птенцы?
Дано: ♂ ХЗ Хк |
Решение: G: Хк ХЗ |
F1 — ? F1: ♀ ХЗ У , Хк У
♂ ХЗ
Хк , Хк Хк
Ответ: птенцы – самочки: по 50% зеленых и коричневых, птенцы –
самцы – также по 50% зеленых и
коричневых.
Задача 33.
У дрозофилы
доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся
в Х — хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если
скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?
Дано: Р: ♀ ХК Хб |
Решение: G: ХК Хб |
F1: ♀ ХК
Хб , Хб Хб
♂ ХК У , Хб
У
Ответ: среди гибридов –
самок будет по 50% красноглазых и белоглазых, среди гибридов – самцов — также
по 50% с красными и белыми глазами.
* Задача 34.
У здоровых по
отношению к гемофилии мужа и жены есть
— сын,
страдающий гемофилией, у которого здоровая дочь,
— здоровая дочь,
у которой 2 сына: один болен гемофилией, а другой – здоров,
— здоровая дочь,
у которой пятеро здоровых сыновей
Каковы генотипы этих мужа и жены?
Дано: ♀ ХН Хh ♀ ХН ХН |
Решение:
F1 : ♂ Хh У , Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе |
Р — ? у детей от мамы, а второй – от
папы, по
генотипу сына определяем генотип
мамы
Ответ: генотипы родителей: ХН Хh, ХН У.
Кошка черепаховой окраски принесла
котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или
рыжий кот был отцом этих котят?
Дано: |
Решение:
G:
F1 : ХЧ ХЧ |
рыжий? 2) Р: ♀ ХЧ ХР х
♂ Хр У
F1 :
ХЧ ХР , Хр Хр , ХЧ У , Хр
У
Череп. Рыж.
Черн. Рыж.
Задача 36.
У Курочки Рябы сцепленный с полом ген D определяет черную окраску, а
ген d – рябую. Скрестили черную курочку с рябым петухом. Каковы генотипы
родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых
курочек?
Дано:
♂ Хd |
Решение: G: ХD Хd |
F1 — ? F1 : ♀ Хd
У — рябые
♂ ХD Хd ,
Хd Хd
Ответ: птенцы – самочки все будут рябыми, а среди птенцов – самцов
– рябых будет 50%.
Задача 37.
Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак,
рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка Карлсона тоже сладкоежка, а мама
нет. Запишите генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, какова
вероятность, что они были бы сладкоежками? Решите два варианта задачи: папа
любит сладкое и не любит.
Дано:
Р: ♀ ХС |
Решение:
G:
F1 : ♀ ХС не люб.сл. не люб.сл |
не
люб.сл сладк.
F1 — ? 2) Р: ♀
ХС Хс х ♂ Хс
У
G: ХС Хс
F1
: ♀ ХС Хс ,
Хс Хс
не
люб.сл сладк
не люб.сл сладк
Ответ:
в первом варианте сестер — сладкоежек у
Карлсона бы не было,
а вероятность
рождения братьев – сладкоежек составила бы50%;
во втором варианте
вероятность рождения сестер и братьев – сладкоежек – по 50%.
Задача 38.
Курочка Ряба может нести золотые и простые яйца.. Рецессивный ген
золотоносности яиц находится в Х-хромосоме. Какими должны быть генотипы Курочки
и Петуха, чтобы все их Курочки Рябы несли
золотые яйца?
Дано: |
Решение: |
Р — ? F1 : ♀ Хз
У, Хз У – Курочки Рябы
Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе
у птенцов от мамы, а второй – от папы и что
Курочки Рябы получают от мамы У-хромосому,
делаем вывод о генотипах родителей: у
Петуха —
Хз Хз ,
а у Курочки может быть и Хз У, и ХЗ У, т.к.
она передает свою Х-хромосому сыновьям –
петушкам, а они яиц не несут.
Ответ: Р: ♀ ХЗ У или
Хз У , ♂ ХЗ
ХЗ
ли свадьба принца Уно?»
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с
прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были
случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два
сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и
чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови,
причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети
одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис
королевскому роду её жениха
Ответ:
построив предполагаемое генеалогическое древо,
можно доказать, что ген гемофилии
был в одной из
х- хромосом бабушки Беатрис;
мать Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5,
сама Беатрис – с вероятностью 0, 25.
Задача 40. «Царские династии»
Предположим, что у императора
АлександраΙ в У-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть
у: а) Ивана Грозного
б) Петра Ι
в) Екатерины ΙΙ
г) Николая ΙΙ?
Решение:
1.
Ввиду принадлежности к женскому полу, мы сразу
вычеркнем Екатерину ΙΙ.
2.
Ивана Грозного вычеркнем тоже – он представитель рода
Рюриковичей и к династии Романовых не принадлежал.
3.
Провинциал. немецкий герцог и Анна
(дочь Петра Ι)
↓
Петр
ΙΙΙ и
Екатерина ΙΙ
↓
Павел Ι
↓ ↓
Александр Ι Николай Ι
↓
Александр ΙΙ
↓
Александр ΙΙΙ
↓
Николай ΙΙ
Ответ: могла у Николая ΙΙ.
Задача 41. «Листая роман «Война и мир»
Предположим, что в Х – хромосоме у князя
Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у
Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у: а) Наташи
Ростовой
б) у сына Наташи Ростовой
в) сына Николая Ростова
г) автора «Войны и мира» ?
Ответ:
1.
Андрей Болконский не получил от отца Х-хромосомы. Его
жена не была родственницей ни Болконских ни Безуховых. Следовательно, у сына
князя Андрея мутации нет.
2.
Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. Пьер
передал свою хромосому своим дочерям, но не сыновьям. Следовательно, дочери
Наташи Ростовой получили мутацию, а сыновья – нет.
3.
Сын Николая Ростова получил свою Х – хромосому от
матери – дочери старого князя Болконского (из 2 хромосом княжны Марьи мутация
была только в одной => она передала Х – хромосому своему сыну с вероятностью
50%)
4.
Лев Николаевич: действие романа заканчивается за
несколько лет до рождения Толстого, на страницах романа сам автор не
появляется. Но: отцом писателя был отставной офицер граф Николай Ильич Толстой,
а мать – урожденная Волконская => прототипами родителей писателя были
Николай Ростов и его жена, урожденная Мария Болконская. Их будущий сын Лев
получит мутацию с вероятностью 50%.
Задачи по генетике на сцепленное с Х-хромосомой наследование признаков
Сцепленное наследование признаков черного и рыжего цвета шерсти у кошек
Задача 1
Известно, что «трехшерстные» кошки — всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х – хромосоме. Ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи.
1. Какова вероятность получения в потомстве «трехшерстных» котят от скрещивания «трехшерстной» кошки с черным котом?
2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
Решение:
Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают «трехшерстную» масть. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: А – ген отвечающий за черный цвет, В – ген отвечающий за рыжий цвет; гены А и В равнозначны и аллельны ( А=В ), но эти гены находятся в Х – хромосоме. Поэтому мы обозначаем ген черного цвета ХA, ген рыжего цвета – ХВ.
По условия пункта 1 скрещиваются трехшерстная кошка с черным котом.
(вероятные фенотипы)
По условиям пункта 2 скрещиваются рыжая кошка с черным котом:
(вероятные фенотипы)
При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов: кодоминирование. Вид скрещивания: моногибридное.
У человека гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак
Задача 2
Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак.
1. Мужчина, больной гемофилией, жениться на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления больных в семье дочери или сына?
2. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией.
Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
Решение:
По условиям пункта 1 ясен генотип больного мужчины: Хh. Так как женщина не страдает гемофилией, у нее обязательно должен быть доминантный ген «нормы» — ХH. Второй ген женщины также доминантный (ХH), в генотип женщины ХHХH. Генотипы детей от такого брака:
Иначе говоря, все мальчики будут здоровы, гена гемофилии у них не будет, а все девочки будут гетерозиготными – в рецессиве у них будет ген гемофилии.
Если все мальчики в последствии вступят в брак со здоровыми в отношении гемофилии лицами (ХHХH), гемофилия у внуков не проявится. Если дочери (ХHХh) вступят в брак со здоровыми мужчинами (ХHY), вероятность проявления гемофилии у внуков будет равна1/4, или 25%. По полу это будут мальчики:
По условиям пункта 2 в брак вступает больной мужчина (генотип XhY) с женщиной, не страдающей болезнью. Следовательно, у женщины один ген обязательно «норма» – ХH. Но второй ген из этой пары у нее должен быть геном гемофилии – Хh, так как отец этой женщины страдал гемофилией, а женщина получает всегда одну Х – хромосому от матери, а вторую – от отца. Генотип женщины – ХHХh. Вероятность рождения здоровых детей в этой семье равна 1/2. Девочки с генотипом ХhХh погибают.
Задача 3
У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х – хромосомой рецессивный признак. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявится также обе аномалии одновременно?
Решение:
По условиям задачи оба родителя нормальны, следовательно, у них обязательно есть по доминантному гену из каждой пары ХH и А. Сын имеет обе аномалии, его генотип ХhYаа. Х – хромосому с геном гемофилии он мог унаследовать только от матери. Один из генов альбинизма сын получил от матери, другой — от отца. Таким образом, генотип матери ХHХhАа, генотип отца ХHYАа. При таком браке вероятны генотипы детей:
Вероятность того, что следующий ребенок будет сыном, равна 1/2. Из числа сыновей лишь 1/8 может иметь одновременно обе аномалии. Для вычисления окончательного результата вероятности перемножаются: 1/2 х 1/8=1/16.
Гипертрихоз передается как сцепленный с Y — хромосомой признак
Задача 4
Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) передается через Y – хромосому, а полидактилия (шестипалость) – как доминантный аутосомный ген. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет также без обеих аномалий?
Решение:
В условиях задачи ген гипертрихоза обозначим звездочкой (*), находящейся в Y*– хромосоме, в Х – хромосоме нет гена аллельного гену гипертрихозу:
Так как отец имел гипертрихоз и был пятипалым, его генотип XY*aa. У матери не было гипертрихоза (и не могло быть, так как у нее нет Y — хромосомы), но она была шестипалой. Следовательно, у нее должен быть хотя бы один ген шестипалости – А. В этой семье родилась нормальная девочка. Ее генотип ХXаа. Один ген пятипалости она получила от отца, а второй ген пятипалости могла получить только от матери. На основе этого решаем, что мать была гетерозиготна по гену шестипалости. Ее генотип ХХАа. Вероятны генотипы детей:
Без обоих аномалий возможна лишь 1/4 детей, или 25%.
Наследование отсутствия потовых желез у человека как рецессивного сцепленного с полом признака
Задача 5
У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Глухота, то есть отсутствие слуха, обусловлено аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обоими аномалиями. Определите возможные генотип родителей и вероятность рождения ребенка с таким же генотипом как первый. Дать цитологическое обоснование.
Решение:
Так как оба родителя были здоровы, значит ген отсутствия потовых желез является рецессивным и находиться в Х – хромосоме у женщины, т.к. она имеет две Х – хромосомы (в одной Х – хромосоме доминантный ген нормы, а в другой Х – хромосоме – рецессивный ген. Оба родителя гетерозиготы по гену глухоты, потому что у них родился больной сын:
Вероятность рождения в этой семье больного ребенка с обоими аномалиями (ааХbY) — 1/16 или 0,0625%.
Цитологическое обоснование.
(Гены находятся в хромосомах: — Х-хромосома с генами, — У)
Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задачи: чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого наследования признаков.
Задача 6
У дрозофилы гены определяющие окраску глаз, локализованы в Х – хромосоме. Доминантный аллель W детерминирует красную окраску глаз, его рецессивный аллель w – белую. Скрещивали гомозиготную красноглазую самку с белоглазым самцом. В F1 получили 48 потомков. От скрещивания их между собой получено 192 мухи в потомстве F2.
Определите:
1. Сколько женских особей было в F1?
2. Сколько самцов в F1 имело красную окраску глаз?
3. Сколько самок F1было красноглазых?
4. Сколько самцов в F2 было белоглазых?
5. Составить схему скрещивания.
Решение:
ХW– ген определяющий красные глаза;
Хw – ген определяющий белые глаза.
1). Скрещивание гомозиготной красноглазой самки с белоглазым самцом:
Соотношение особей в потомстве 1:1. По фенотипу все особи красноглазые.
Поэтому:
1. Женских особей в F1 было 48:2=24особи.
2. В F1 все самцы (24особи) имели красные глаза.
3. Все самки в F1 были красноглазыми (24 особи).
2). Скрещивание между собой гибридов F1:
Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
Поэтому: в F2 белоглазых самцов было (192:4; х2 = 96 особей).
Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики: закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование.
Задача 7
Селекционеры в некоторых случаях могут определить пол только что вылупившихся цыплят.
При каких генотипах родительских форм, возможно это сделать, если известно, что гены золотистого (коричневого) и серебристого (белого) оперения расположены в Х – хромосоме и ген золотистого оперения рецессивен по отношению к серебристому? Не забудьте, что у кур гетерогенным полом является женский!
Решение:
А – ген серебристого окрашивания;
а – ген золотистого окрашивания.
При скрещивании серебристой курочки с золотистым петушком курочки будут все золотистые, а петушки серебристые. Таким образом, петушки с серебристой окраской оперения будут иметь генотип ХAХa, а курочки с золотистой окраской оперения — ХAY.
Задача 8
Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У – хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ретинита (ночная слепота) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак. В семье, где женщина по обоим признакам здорова, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с ретинитом. Определить вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза. Определить вероятность рождения в этой семье детей без обоих аномалий и какого, они будут пола.
Решение:
XA – ген нормального ночного зрения;
Хa –ген ночной cлепоты;
Y* — ген гипертрихоза;
Y – ген нормы.
Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
Вероятность проявления у первого сына гипертрихоза – 100%. Вероятность рождения здоровых детей – 50% (они будут только девочки).
Задача 9
У человека есть несколько форм стойкого рахита. Одна из его форм наследуется доминантно сцеплено с полом, вторая рецессивно – аутосомная. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготная по обоим формам рахита, а отец здоровый все его родственники здоровы?
Решение:
ХА – рахит (первая форма);
Хa – норма;
В – норма;
b – рахит (вторая форма).
Из условия задачи видно, что генотип женщины XАXaBb, а мужчины — XaYBB – он гомозиготен по второй паре генов, т.к. все его родственники здоровы.
Вероятность больных детей 4/8 или 50%. Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задач: закон чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого комбинирования признаков.
Задача 10
У некоторых пород кур гены, определяющие белый цвет и полосатую окраску оперения, сцеплены с Х – хромосомой, полосатость доминирует над белой сплошной окраской. Гетерогаметный пол у кур женский. На птицеферме белых кур скрестили с полосатыми петухами и получили полосатое оперение как у петушков, так и у кур. Затем скрестили особи, полученных от первого скрещивания, между собой и получили 594 полосатых петушка и 607 полосатых и белых курочек. Определите генотипы родителей и потомков первого и второго поколения.
Решение:
ХА – полосатые;
Хa – белые
У кур гетерогаметный пол, у петухов гомогаметный. Если в F1 все потомки независимо от пола полосатые, то петух гомозиготен и полосатость – доминантный признак. Во втором поколении наблюдается расщепление признака, поэтому петушок в F2 будет гетерозиготен.
a)
б)