Задачи сцепленные с полом как составить

Задача
1. Мужчина-дальтоник женился на женщине – носительнице цветовой слепоты. Можно
ли ожидать в этом браке здорового сына? Дочь с цветовой слепотой? Какова
вероятность одного и другого события?

Решение:
вспомним, что цветовую слепоту вызывает рецессивный ген, который принято
обозначать латинской буквой d. Соответственно, доминантная аллель,
определяющая нормальное различие цветов человеком – D. Таким образом, у
женщин может быть три разных комбинации генов: XDXD
– здоровые, XDXd – носительницы и XdXd
– страдающие дальтонизмом.

У
мужчин возможны два варианта: XDY – здоровые и XdY
– больные.

Записываем
генотипы родителей. Они нам известны из условия задачи.

Записываем
гаметы, которые будут образовывать родительские формы: гетерозиготная по
данному признаку женщина будет давать два типа гамет, мужские гаметы также
будут двух типов.

Определяем
генотипы детей.

Делаем
вывод о том, что половина девочек может быть носительницами дальтонизма, а
другая половина – больными. Половина сыновей от этого брака здоровые, вторая
половина — страдающие цветовой слепотой.

Ответ:
от этого брака можно ожидать здорового сына и дочь с цветовой слепотой.
Вероятность одного и другого события – 25 %.

Задача
2. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а
сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?

Решение:
родители имеют нормальное зрение, значит мы точно знаем генотип отца. У матери
может быть два варианта генотипа – либо доминантная гомозигота, то есть
здоровая, либо гетерозигота, то есть носительница. Но нам известно, что у этой
пары родился сын – дальтоник. Который мог получить ген d только с икс
хромосомой матери. Делаем вывод о том, что мать является носительницей гена
дальтонизма.

Ответ:
мать гетерозиготна по данному признаку, у отца в генотипе присутствует
доминантная аллель гена.

Задача
3. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с полом рецессивным геном h.
Мать и отец здоровы. Их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из
родителей передал ребёнку ген гемофилии?

Решение:
доминантная алель H определяет нормальную свёртываемость крови.
Рецессивная – h – вызывает заболевание.

Эта
задача аналогична предыдущей. Так как по условию родители ребёнка здоровы,
значит икс хромосома отца будет содержать ген H. А в генотипе матери
будет содержаться как доминантная аллель этого гена, так и рецессивная. Таким
образом, все девочки этой семьи будут здоровыми. Больным может быть только
мальчик, получивший половую хромосому с геном h от своей матери.

Ответ:
ген гемофилии ребёнку передала мать.

Задача
4. Отец девушки страдает гемофилией, а мать имеет нормальную свёртываемость
крови и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка
выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их дочерях и сыновьях?

Решение:
рассуждаем, какими могут быть генотипы девушки и юноши.

Молодой
человек здоров, значит его генотип мы знаем однозначно. У девушки отец страдает
гемофилией, значит от него она получила ген, вызывающий это заболевание. Мать
девушки происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию, значит мы с
большой долей вероятности можем утверждать, что от матери девушка получила ген H.

Записываем
гаметы, которые образуют родительские формы и возможные генотипы детей.

Определяем
их фенотипы. Как видим, все девочки здоровы, но половина из них будут
носительницами. А родившиеся мальчики могут быть как здоровыми, так и больными
с вероятностью 50 %.

Ответ:
все дочери здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии. Половина
мальчиков больны, а половина – здоровы.

Задача
5. Какие дети могут родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей
дальтонизмом, а в остальном имеющей благополучный генотип?

Записываем
генотип женщины. Поскольку она страдает дальтонизмом, значит это рецессивная
гомозигота по генам, определяющим цветовое зрение. В остальном -благополучный
генотип – значит она доминантная гомозигота по генам, определяющим
свёртываемость крови.

По
условию задачи мужчина – гемофилик. В его икс хромосоме будет содержаться h.
Допустим также, что он не страдает дальтонизмом, поскольку не указано обратное.

Записываем
возможные генотипы детей и определяем их фенотипические признаки: девочки
здоровы по зрению и по крови, но являются носительницами обоих заболеваний.
Мальчики – здоровые по крови дальтоники.

Ответ:
от этого брака могут родиться здоровые девочки – носительницы гемофилии и не
страдающие гемофилией мальчики-дальтоники.

Задача
6. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой
рецессивный признак. Альбинизм у человека обусловлен аутосомным рецессивным
геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын
с обеими аномалиями. Определите генотип родителей и ребёнка.

Вводим
буквенные обозначения генов.

Обозначим
буквой a рецессивный ген альбинизма. A – наличие пигмента.

Записываем
генотипы родителей. Нам известно, что они нормальные по обоим признакам, значит
будут нести два доминантных гена. Для определения их аллелей обратимся к
генотипу ребёнка. Поскольку он страдает обеими аномалиями, значит это
рецессивная гомозигота по гену альбинизма, а в икс хромосоме содержится h.
Возвращаемся к генотипам родителей. Гены альбинизма ребёнок получил от обоих, а
икс хромосому с рецессивным геном гемофилии – от матери.

Ответ:
мать ребёнка гетерозиготна по гену альбинизма и гетерозиготна по гену
гемофилии, отец гетерозиготен по гену альбинизма и содержит доминантную аллель
гена, отвечающего за свёртываемость крови.

Задача
7. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма – 9,8 морганид. Здоровая
девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за здорового
мужчину. Определите, какова вероятность (в процентах) появления в этой семье
сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно.

Решение:
определяем генотипы родителей. Будем внимательны при этом, так как правильная
запись условия – это уже практически решённая задача. Итак, одну икс хромосому
девушка получила от матери, другую – от отца. Вместе с хромосомой матери она
получила ген дальтонизма, а с хромосомой отца – ген гемофилии. Ну а поскольку
девушка здорова, значит вторые аллели этих генов будут доминантными. С девушкой
разобрались, а с юношей всё просто – он здоров.

Записываем
гаметы, которые дают родительские формы. Гены дальтонизма и гемофилии
расположены в одной хромосоме. Поэтому дигетерозиготная родительская особь
будет давать два типа некроссоверных гамет – XHd и XhD.
По условию задачи гены гемофилии и дальтонизма расположены на расстоянии 9,8
морганид, значит между ними происходит кроссинговер с частотой 9,8 %.
Таким образом, появляются кроссоверные гаметы XHD и Xhd.
Их общее количество – 9,8 %, а каждой из них – 4,9 %.

Итак,
в задаче спрашивается, какова вероятность появления в этой семье сыновей,
страдающих двумя заболеваниями одновременно. Поскольку гамет с обоими
рецессивными генами – 4,9 %, значит и вероятность рождения сыновей с двумя
заболеваниями – 4,9 %.

Ответ: вероятность
появления в семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно – 4,9 %.

Задачи на задачи сцепленное с полом наследование

1. У су­пру­гов Анны и Павла, име­ю­щих нор­маль­ное зре­ние, ро­ди­лись два сына и две до­че­ри. У пер­вой до­че­ри зре­ние нор­маль­ное, но она ро­ди­ла 3 сы­но­вей, 2 из ко­то­рых даль­то­ни­ки. У вто­рой до­че­ри и ее пяти сы­но­вей зре­ние нор­маль­ное. Пер­вый сын Анны и Павла — даль­то­ник. Две его до­че­ри и два сына видят нор­маль­но. Вто­рой сын Анны и Павла и чет­ве­ро его сы­но­вей также имеют нор­маль­ное зре­ние. Ка­ко­вы ге­но­ти­пы всех ука­зан­ных род­ствен­ни­ков?

За­да­ние 28 № 11317

По­яс­не­ние.

1) Анна ХdXD, Павел XDY

2) Пер­вая дочь Анны и Павла ХdXD,

3) Вто­рая дочь Анны и Павла ХDXD, т. к. пять сы­но­вей имеют нор­маль­ное

зре­ние.

4) Пер­вый сын XdY , его до­че­ри ХdXD , а его сы­но­вья XDY.

5) Вто­рой сын Анны и Павла и его дети имеют ге­но­ти­пы ХDУ.

2. У су­пру­же­ской пары, в ко­то­рой оба су­пру­га об­ла­да­ли нор­маль­ным зре­ни­ем, ро­ди­лись: 2 маль­чи­ка и 2 де­воч­ки с нор­маль­ным зре­ни­ем и сын-даль­то­ник. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ные ге­но­ти­пы всех детей, ро­ди­те­лей,а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы де­ду­шек этих детей.

За­да­ние 28 № 11318

По­яс­не­ние.

1) Ро­ди­те­ли с нор­маль­ным зре­ни­ем: отец ♂ХУ, мать ♀ХdХ.

2) Га­ме­ты ♂ Х, У ; ♀ Хd, Х.

3) Воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей — до­че­ри ХdХ или ХХ; сы­но­вья: даль­то­ник

ХdУ и сын с нор­маль­ным зре­ни­ем ХУ.

4) Де­душ­ки или оба даль­то­ни­ки — ХdУ, или один ХУ, а дру­гой ХdУ.

3. У ма­те­ри, не яв­ля­ю­щей­ся но­си­те­лем гена ге­мо­фи­лии, и боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей отца ро­ди­лись 2 до­че­ри и 2 сына. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей, если ген ге­мо­фи­лии яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ным и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой.

За­да­ние 28 № 11319

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХD ХD и ХdУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХD Хd и ХDУ;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вы.

4. Муж­чи­на с нор­маль­ным зре­ние же­нил­ся на жен­щи­не-даль­то­ни­ке (ре­цес­сив­ный ген d сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой). Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов и ге­но­ти­пов в потом­стве.

За­да­ние 28 № 11323

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХdХd, отца ХDУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства: все до­че­ри яв­ля­ют­ся но­си­тель­ни­ца­ми гена даль­то­низ­ма — ХDХd, все сы­но­вья — даль­то­ни­ки — Хd У;

3) со­от­но­ше­ние боль­ных и здо­ро­вых детей — 1:1 или 50%:50%.

5. У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эм­бри­о­нов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жиз­не­спо­соб­ны. Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — жен­ский). Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потом­ства.

За­да­ние 28 № 11324

По­яс­не­ние.

1) ге­но­тип ро­ди­те­лей: ХА Ха, ХА У,

2) ге­но­тип потом­ства — ХА У — ку­роч­ка, ХА Ха , ХА ХА — пе­туш­ки, Ха У — ку­роч­ка не­жиз­не­спо­соб­ная,

3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потом­ства — 33%.

6. Жен­щи­на, но­си­тель­ни­ца ре­цес­сив­но­го гена ге­мо­фи­лии, вышла замуж за здо­ро­во­го муж­чи­ну. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а у ожи­да­е­мо­го потом­ства — со­от­но­ше­ние ге­но­ти­пов и фе­но­ти­пов.

За­да­ние 28 № 11325

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХН Хh и ХHУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Со­от­но­ше­ние ге­но­ти­пов 1:1:1:1

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­ца гена ге­мо­фи­лии, здо­ро­вая, а сы­но­вья — здо­ров, болен ге­мо­фи­ли­ей. Со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов 2 (де­воч­ки здо­ро­вы): 1 (маль­чик здо­ров) : 1 (маль­чик-ге­мо­фи­лик)

7. В семье, где ро­ди­те­ли имеют нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние, сын – даль­то­ник. Гены нор­маль­но­го цве­то­во­го зре­ния (D) и даль­то­низ­ма (d) рас­по­ла­га­ют­ся в Х – хро­мо­со­ме. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, сына – даль­то­ни­ка, пол и ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей – но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

За­да­ние 28 № 11383

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — ХDХd, отец ХDУ;

2) ге­но­тип сына – даль­то­ни­ка — ХdУ;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма (ХDХd) — 25%.

8. У че­ло­ве­ка на­сле­до­ва­ние аль­би­низ­ма не сцеп­ле­но с полом (А – на­ли­чие ме­ла­ни­на в клет­ках кожи, а – от­сут­ствие ме­ла­ни­на в клет­ках кожи – аль­би­низм), а ге­мо­фи­лии – сцеп­ле­но с полом (XН – нор­маль­ная свёрты­ва­е­мость крови, Xh – ге­мо­фи­лия). Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы, пол и фе­но­ти­пы детей от брака ди­го­мо­зи­гот­ной нор­маль­ной по обеим ал­ле­лям жен­щи­ны и муж­чи­ны аль­би­но­са, боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

За­да­ние 28 № 11388

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М)AAXHXH (га­ме­ты AXH); (О)aaXhY (га­ме­ты aXh, aY);

2) ге­но­ти­пы и пол детей: (М)AaXHXh; (О)AaXHY;

3) фе­но­ти­пы детей: внеш­не нор­маль­ная по обеим ал­ле­лям де­воч­ка, но но­си­тель­ни­ца генов аль­би­низ­ма и ге­мо­фи­лии; внеш­не нор­маль­ный по обеим ал­ле­лям маль­чик, но но­си­тель гена аль­би­низ­ма.

9. У че­ло­ве­ка ген карих глаз до­ми­ни­ру­ет над го­лу­бым цве­том глаз (А), а ген цве­то­вой сле­по­ты ре­цес­сив­ный (даль­то­низм – d) и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. Ка­ре­гла­зая жен­щи­на с нор­маль­ным зре­ни­ем, отец ко­то­рой имел го­лу­бые глаза и стра­дал цве­то­вой сле­по­той, вы­хо­дит замуж за го­лу­бо­гла­зо­го муж­чи­ну с нор­маль­ным зре­ни­ем. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этой семье детей — даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми и их пол.

За­да­ние 28 № 11390

По­яс­не­ние.

1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD , aY);

2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

10. У че­ло­ве­ка ка­та­рак­та (за­бо­ле­ва­ние глаз) за­ви­сит от до­ми­нант­но­го ауто­сом­но­го гена, а их­ти­оз (за­бо­ле­ва­ние кожи) – от ре­цес­сив­но­го гена, сцеп­лен­но­го с Х-хро­мо­со­мой. Жен­щи­на со здо­ро­вы­ми гла­за­ми и с нор­маль­ной кожей, отец ко­то­рой стра­дал их­ти­о­зом, вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну, стра­да­ю­ще­го ка­та­рак­той и со здо­ро­вой кожей, отец ко­то­ро­го не имел этих за­бо­ле­ва­ний. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае?

За­да­ние 28 № 12075

По­яс­не­ние.

Отец жен­щи­ны стра­дал их­ти­о­зом, зна­чит Xb она по­лу­чи­ла от него; отец муж­чи­ны не имел ка­та­рак­ты, зна­чит по пер­во­му при­зна­ку отец муж­чи­ны аа, муж­чи­на со­от­ветс­вен­но Аа, т.к. имеет ка­тарк­ту.

Мама — ааXВXb; папа — AaXВY

Р: ♀ ааXВXb x ♂ AaXВY

G: ♀: aXВ; aXb

♂: AXВ; aXВ; AY ; aY

F1: AaXВXВ — де­воч­ка с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

АаХВХb — де­воч­ка с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

ааХВХВ — де­воч­ка с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

aaXВXb — де­воч­ка с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

АаХВY — маль­чик с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

ааХВY — маль­чик с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

AaXbY — маль­чик с ка­та­рак­той и их­ти­о­зом

aaXbY — маль­чик с нор­маль­ным зре­ни­ем и их­ти­о­зом

В этой за­да­че про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков и при­зна­ка, сцеп­лен­но­го с полом.

11. Глу­хо­та — ауто­сом­ный при­знак; даль­то­низм – при­знак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае? Ответ обос­нуй­те.

За­да­ние 28 № 18225

По­яс­не­ние.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с даль­то­низ­мом, то оба эти при­зна­ка ре­цес­сив­ны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой ал­ле­ли, мать — ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку даль­то­ни­ма; отец здо­ров — зна­чит его ге­но­тип ХDУ.

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пен­не­та.

Воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

маль­чик глу­хой, даль­то­ник 1 ааХdУ :

де­воч­ки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

маль­чик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD: 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDХD : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его ге­но­тип aaХdУ, пол — муж­ской (или маль­чик). Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

4) За­ко­ны на­след­ствен­но­сти: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым при­зна­ком; сцеп­лен­ное с Х-хро­мо­со­мой по вто­ро­му при­зна­ку.

12. У че­ло­ве­ка ген нор­маль­но­го слуха (В) до­ми­ни­ру­ет над геном глу­хо­ты и на­хо­дит­ся в ауто­со­ме; ген цве­то­вой сле­по­ты (даль­то­низ­ма – d) ре­цес­сив­ный и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. В семье, где мать стра­да­ла глу­хо­той, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние, а отец – с нор­маль­ным слу­хом (го­мо­зи­го­тен) даль­то­ник, ро­ди­лась де­воч­ка-даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, до­че­ри, воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей и ве­ро­ят­ность в бу­ду­щем рож­де­ния в этой семье детей-даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом и глу­хих. Какие за­ко­ны на­сле­до­ва­ния про­яви­лись в этой семье?

За­да­ние 28 № 19842

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет по усло­вию:

В – нор­маль­ный слух; b – глу­хо­та;

ХD – нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние; Хd – даль­то­низм (ген цве­то­вой сле­по­ты).

1) Опре­де­лим ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

мать стра­да­ла глу­хо­той, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние – ♀bbХDХ?;

отец – с нор­маль­ным слу­хом (го­мо­зи­го­тен), даль­то­ник – ♂BBХdY.

Так как у них ро­ди­лась де­воч­ка-даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом (В?ХdХd), то одну га­ме­ту BХdона по­лу­чи­ла от отца, а дру­гую от ма­те­ри – bХd.

Мы можем опре­де­лить ге­но­тип ма­те­ри ♀bbХDXd и до­че­ри ♀BbХdХd.

2) Со­ста­вив схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ля­ем воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей:

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY; G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом 50 %, глу­хих – 0 %.

3) За­ко­ны: по вто­ро­му при­зна­ку (цве­то­вое зре­ние) – на­сле­до­ва­ние, сцеп­лен­ное с полом, так как при­знак сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой; между пер­вым и вто­рым при­зна­ком – не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние, так как ауто­сом­ные гены не сцеп­ле­ны и на­хо­дят­ся в раз­ных го­мо­ло­гич­ных хро­мо­со­мах.

13. Форма кры­льев у дро­зо­фи­лы – ауто­сом­ный ген, ген раз­ме­ра глаз на­хо­дит­ся в Х-хро­мо­со­ме. Ге­те­ро­га­мет­ным у дро­зо­фи­лы яв­ля­ет­ся муж­ской пол.

При скре­щи­ва­нии двух дро­зо­фил с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и нор­маль­ны­ми гла­за­ми в потом­стве по­явил­ся самец с за­кру­чен­ны­ми кры­лья­ми и ма­лень­ки­ми гла­за­ми. Этого самца скре­сти­ли с ро­ди­тель­ской осо­бью. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и по­лу­чен­но­го самца F1, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F2. Какая часть самок от об­ще­го числа по­том­ков во вто­ром скре­щи­ва­нии фе­но­ти­пи­че­ски сход­на с ро­ди­тель­ской сам­кой? Опре­де­ли­те их ге­но­ти­пы.

За­да­ние 28 № 20177

По­яс­не­ние.

1. Опре­де­ля­ем какие при­зна­ки до­ми­нант­ные. Т.к. скре­сти­ли ге­те­ро­зи­гот, и в потом­стве по­лу­чи­ли при­знак, ко­то­ро­го не было у ро­ди­тель­ских форм, зна­чит А — нор­маль­ные кры­лья (до­ми­нант­ный ауто­сом­ный), а — за­кру­чен­ные кры­лья (ре­цес­сив­ный ауто­сом­ный); XB — нор­маль­ные глаза, Xb — ма­лень­кие глаза.

Га­ме­ту aXbсамец с за­кру­чен­ны­ми кры­лья­ми и ма­лень­ки­ми гла­за­ми по­лу­чил от ма­те­ри; aY -от отца; от­сю­да ге­но­ти­пы ро­ди­тель­ской пары: ♀AaXBXb; ♂ AaXBY

2. P ♀ AaXBXb x ♂ AaXBY, в F1 самец aaXbY

3. Те­перь этого самца скре­щи­ва­ем с ро­ди­тель­ской сам­кой

P ♀ AaXBXb x ♂ aaXbY

G ♀ AXB; Axb; aXB; aXb

G ♂ aXb; aY

F1 AaXBXb−нор­маль­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

AaXbXb−нор­маль­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

aaXBXb−за­кру­чен­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

aaXbXb−за­кру­чен­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

AaXBY−нор­маль­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

AaXbY−нор­маль­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

aaXBY−за­кру­чен­ные кры­лья, нор­маль­ные глаза

aaXbY−за­кру­чен­ные кры­лья, ма­лень­кие глаза

4. Фе­но­ти­пи­че­ски сход­на с ро­ди­тель­ской сам­кой (с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и нор­маль­ны­ми гла­за­ми) 1/8 часть самок от об­ще­го числа по­том­ков F2 (12,5%)

14. Муж­чи­на, стра­да­ю­щий глу­хо­не­мо­той и даль­то­низ­мом, же­нил­ся на жен­щи­не, нор­маль­ной по зре­нию и слуху. У них ро­ди­лись глу­хо­не­мой сын с нор­маль­ным зре­ни­ем и дочь – даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ре­бен­ка от этого брака? Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка, стра­да­ю­ще­го двумя ано­ма­ли­я­ми? Даль­то­низм – ре­цес­сив­ный сцеп­лен­ный с полом при­знак, а глу­хо­не­мо­та – ре­цес­сив­ный ауто­сом­ный при­знак.

За­да­ние 28 № 20375

По­яс­не­ние.

Дано:

А – ген нор­маль­но­го слуха

a – ген глу­хо­не­мо­ты

XD – нор­маль­ное зре­ние

Xd – даль­то­низм

Мать – А?XD X? — нор­маль­ная по слуху и зре­нию

Отец – ааXdY — глу­хо­не­мой даль­то­ник

Сын – аа XDY — глу­хо­не­мой, нор­маль­ное зре­ние

Дочь – А?XdXdдаль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом

Ре­ше­ние:

Чтобы от­ве­тить на по­став­лен­ные в за­да­че во­про­сы, сле­ду­ет опре­де­лить ге­но­тип ма­те­ри. Рас­суж­да­ем так: глу­хо­не­мой сын по­лу­ча­ет ре­цес­сив­ные ге­но­ти­пы (а) как от отца, так и от ма­те­ри, а дочь-даль­то­ник по­лу­ча­ет ре­цес­сив­ные гены (d) как от отца, так и от ма­те­ри. Сле­до­ва­тель­но ге­но­тип ма­те­ри – АаXDXd (ге­те­ро­зи­гот­на по обоим при­зна­кам).

Ответ: а) ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ре­бен­ка – 25%; б) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обо­и­ми ано­ма­ли­я­ми – 25%.

За­ко­но­мер­но­сти: ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние; сцеп­лен­ние с полом по при­зна­ку даль­то­низм; не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым при­зна­ком.

15. У че­ло­ве­ка гла­у­ко­ма на­сле­ду­ет­ся как ауто­сом­но-ре­цес­сив­ный при­знак (а), а син­дром Мар­фа­на, со­про­вож­да­ю­щий­ся ано­ма­ли­ей в раз­ви­тии со­еди­ни­тель­ной ткани, — как ауто­сом­но-до­ми­нант­ный при­знак (В). Гены на­хо­дят­ся в раз­ных парах ауто­сом. Один из су­пру­гов стра­да­ет гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Мар­фа­на, а вто­рой ди­ге­те­ро­зи­го­тен по дан­ным при­зна­кам. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей, ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ребёнка. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае?

За­да­ние 28 № 14095

По­яс­не­ние.

По усло­вию:

А — нет гла­у­ко­мы

а — гла­у­ко­ма

В — син­дром Мар­фа­на

b — нор­маль­ное раз­ви­тие со­еди­ни­тель­ной ткани.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

♀ aabb — гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Мар­фа­на

♂AaBb — нет гла­у­ко­мы, син­дром Мар­фа­на (ди­ге­те­ро­зи­го­тен по дан­ным при­зна­кам — по усло­вию)

2) Путем скре­щи­ва­ния опре­де­лим воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей.

P ♀ aabb → ♂AaBb

G ♀ ab ♂AB; Ab; aB; ab

F1

ге­но­тип — фе­но­тип

AaBb — нет гла­у­ко­мы, син­дром Мар­фа­на

Aabb — нет гла­у­ко­мы, нор­маль­ное раз­ви­тие со­еди­ни­тель­ной ткани

aaBb — гла­у­ко­ма, син­дром Мар­фа­на

aabb — гла­у­ко­ма, нор­маль­ное раз­ви­тие со­еди­ни­тель­ной ткани

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния здо­ро­во­го ребёнка — 25%

3) Закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков (III закон Мен­де­ля) при ди­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии

Тема урока: « Решение задач на сцепленное с полом наследование»

                           Великая цель образования – это не знания, а действия.                                                                  

                                                                                                      Герберт Спенсер

Цель:

  1. Образовательная: освоение новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих  законов в зависимости от тех или иных конкретных условий
  2. Деятельностная: формирование способности студентов к новому способу деятельности при решении задач на сцепленное с полом наследование.

Предметные умения УУД

  1. Познавательные УУД

       – общеучебные: поиск и выделение неоходимой информации;

– рефлексия способов действия, контроль, оценка

  1. Логические УУД

       – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и           несущественных);

– установление причинно – следственных связей;

— синтез как составление целого из частей

3.Коммуникативные  УУД

— умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи

Оборудование: учебные карты, Схемы ООД,

4 Личностные УУД

— создание личностно значимого продукта познавательной деятельности;

— умения решать практические познавательные задачи в сфере личностного самоопределения

— повышение уровня развития аналитических умений (сравнивать, обобщать, делать выводы)  

Оборудование: Учебная карта к уроку, схемы ООД  

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

                                             Ход урока

1. Постановка проблемы и

актуализация знаний 

1.Великая цель образования – это не знания, а действия.                       

                                                                                               Герберт Спенсер                                                             

2.Открытие нового знания

Работа с ООД  (сцепленное с полом наследование)

Задание

Пользуясь схемой ООД, составить алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование.( работа в парах)

Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование

1.Определить количество признаков.

2.Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой.

3.Составить схему родословной.

4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком.

5. Подписать известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»

6. Определите,  какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)

7. Записать схему скрещивания в генном выражении

8.Определить вероятность появления в потомстве данного признака.

9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи

Задача

У человека гемофилия определяется рецессивным геном h, который сцеплен с полом( Xh). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.

Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией? У кого из детей – сыновей или дочерей – опасность заболеть выше?

Работа  по учебной карте

1.Дайте  определение следующим терминам: кариотип,  аутосомы,  половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки

 2.Сколько типов гамет образуют следующие зиготы: 

 а)XH XH    б) XH  Xh         в)  Xh  Xh            г)  XH Y        д)Xh Y

    ↓   ↓             ↓   ↓                 ↓     ↓                 ↓    ↓             ↓  ↓

3.Вот несколько примеров на анализ информации, содержащейся в условии задачи. Слева элементы условия, справа – нужно вставить следствия из них

Дано

Следовательно

1.Гемофилия – рецессивный, сцепленный с полом признак

Доминантный признак…….., а гемофилия …….. Ген гемофилии находится в ….. хромосоме

2.Мужчина больной гемофилией

Генотип больного мужчины…….

3.Женщина и ее предки здоровы по гену гемофилии

Доминирует ген……., а генотип женщины………

4.У здоровых супругов родился больной гемофилией сын

Доминирует  ген.., а ген …….рецессивен. Хромосому с геном гемофилии  мальчик получил от ….. Генотип больного ребенка……

Задача  1.(совместное решение )

 Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с полом признак     (Xh  ).Мужчина больной гемофилией женился на здоровой женщине (все ее предки здоровы). У них родилась здоровая дочь . Определите вероятность рождения больного  ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной

3.Практикум по

самостоятельному решению полученных знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача 2.( работа в парах)

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.

 Задача3.  (самостоятельная работа по вариантам)

1вариант

Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

2 вариант

У кошек ген чёрной окраски (А) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?

4.Рефлексия

Ответьте на вопросы

— Насколько важной вам показалась тема урока?

— Что нового узнали на уроке? Чему научились?

— Оцените свою работу на уроке.

5.Подведение итогов

-С каким типом задач мы с вами познакомились

— В чем особенности решения данного типа задач?

— какое практическое значение имеют знания , полученные на уроке?

Выставление оценок

6.Домашнее задание  

Общая биология /под редакцией. В. Б. Захарова, С.Г.Мамонтова- с. 268- 299, Решите задачу:У людей любопытство – признак рецессивный (а) по отношению к равнодушию и сцеплен с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все её предки были людьми равнодушными.. Какова вероятность того,  что сыновья от такого брака будут людьми любопытными?

Творческое задание: пользуясь таблицей учебника, составьте задачу  на наследование признаков, сцепленных с полом и решите ее

Схема ООД для решения задач

(сцепленное с полом наследование)

№п/п

Программа деятельности

Ориентировочные знаки

1

Определить тип скрещивания

Определить количество признаков, указанных в условии задачи:

               Если в условии указаны              

               ↓               ↓                    ↓

   1признак       2признака       более 2 признаков

               ↓                 ↓                           ↓

моногибридное  дигибридное   полигибридное

2.

Определить тип  взаимодействия генов

             Тип взаимодействия генов

                                ↓                   ↓  

             несцепленное           сцепленное

3.

Составить схему родословной

Составьте схему каждого скрещивания, обозначая линиями родословные отношения

○- женский пол

□- мужской пол

◊- пол неизвестен

4.

В схеме родословной под условными знаками подпишите номера особей в порядке их перечисления в условии задачи

○┬■

 ●  □

5

Обозначьте разным цветом особи, обладающие известным фенотипом

○┬■

 ●  □

6.

Подпишите известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»

○┬■

 ●  □

7.

Определить генотип особей

Определите:

1.Фенотип родителей:

а)одинаковый ,б)разный в)не известно

2.Фенотип потомства:

а)одинаковый ,б)разный в)не известно

3.Расщеплание признака по фенотипу у потомства:

А) 1:1:1:1б)1:1, в) нет расщепления

8.

Записать в схему скрещивания искомые генотипы

○┬■

 ● □

9.

Определите характер наследования признака

Определите,  какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)

10.

Укажите в «Дано»

    ген — признак

Дано:

ХН -доминантный признак

Xh -рецессивный признак

11

Записать схему скрещивания в генном выражении

а)запишите генотипы родителей:     Р: ♀ ХН Xh х ♂ ХН Y        б)укажите возможные сорта гамет:   Г: ХН, Xh         ХН, Y               в)определите все возможные  типы зигот:  

                                                 F: ХНХН, ХНXh, ХНY, XhY       

12

Определить вероятность появления в потомстве данного признака

1.Определите расщепление произака в потомстве по генотипу: 1♀ ХН ХН,  1♀ХН Xh,  1♂ ХН Y, 1 ♂   Xh Y        

2.Определите расщепление произнака по фенотипу:

        1  ♀ — здорова,1   ♀-носительница , 1♂ здоров, 1♂ -болен

3.Определите вероятность появления данного признака:

Вероятность рождения здоровой девочки 100%, Вероятность рождения здорового и больного  мальчика  по 50%

13

Проверить соответствие результатов скрещивания с условиями задачи

14

Записать ответ в соответствии с условиями задачи

Ответ: 1 )  Р: ♀  ХН Xh,  ♂ ХН Y        

2) F: ХН ХН,  ХН Xh,  ХН Y  Xh Y        

3) вероятность рождения больго мальчика-  50%, все девочки будут здоровы.

Задача

У человека гемофилия определяется рецессивным геном h, который сцеплен с полом( Xh). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.

Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией? У кого из детей – сыновей или дочерей – опасность заболеть выше?

Дано:                                        Решение:                                                                                                            XH – норма  

Xh – гемофилия

F – ?                                       

Ответ: все девочки, родившиеся в этой семье, будут ……..; рождение больных гемофилией и здоровых мальчиков …………….

Учебная карта по теме: « Генетика пола сцепленное с полом наследование»

1.Дайте  определение следующим терминам: кариотип,  аутосомы,  половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки.

  2.Сколько типов гамет образуют следующие зиготы: 

          а)XH XH            б) XH  Xh         в)  Xh  Xh            г)  XH Y        д)Xh Y

                  ↓   ↓                   ↓   ↓                 ↓     ↓                 ↓    ↓             ↓  ↓

3.Вот несколько примеров на анализ информации, содержащейся в условии задачи. Слева элементы условия, справа – нужно вставить следствия из них

                           Дано

           Следовательно

1.Гемофилия – рецессивный, сцепленный с полом признак

Доминантный признак…….., а гемофилия …….. Ген гемофилии находится в ….. хромосоме

2.Мужчина больной гемофилией

Генотип больного мужчины…….

3.Женщина и ее предки здоровы по гену гемофилии

Доминирует ген……., а генотип женщины………

4.У здоровых супругов родился больной гемофилией сын

Доминирует  ген.., а ген …….рецессивен. Хромосому с геном гемофилии  мальчик получил от ….. Генотип больного ребенка……

 Задача  1.(совместное решение )

 Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с полом признак     (Xh  ).Мужчина больной гемофилией женился на здоровой женщине (все ее предки здоровы). У них родилась здоровая дочь . Определите вероятность рождения больного  ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

Задача 2.( работа в парах)

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.

Задача3.  (самостоятельная работа по вариантам)

1вариант

Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

2 вариант

У кошек ген чёрной окраски (А) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?

Рефлексия.

 Ответьте на вопросы

— Насколько важной вам показалась тема урока?

— Что нового узнали на уроке? Чему научились?

— Оцените свою работу на уроке.

 Домашнее задание  :Общая биология /под редакцией. В. Б. Захарова, С.Г.Мамонтова- с. 268- 299, Решите задачу:У людей любопытство – признак рецессивный (а) по отношению к равнодушию и сцеплен с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все её предки были людьми равнодушными.. Какова вероятность того,  что сыновья от такого брака будут людьми любопытными?

Творческое задание: пользуясь таблицей учебника, составьте задачу  на наследование признаков, сцепленных с полом

Проверьте   решение  задач

                    задача

                    решение

Задача 2.( работа в парах)

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи

Дано:

ХD— здоров

 Xd — дальтонизм

Решение: ○┬□

            ■

   Р: ♀ ХD Xd х ♂ ХD Y        

    Г:  ХD, Xd        ХD, Y  

    F: ХD ХD, ХD Xd   , ХD Y ,  Xd Y  

Ответ: Р. ♀ ХD Xd  , ♂ХD Y , генотип больного дальтонизмом мальчика-   Xd Y              

Задача3.  (самостоятельная работа по вариантам)

1вариант

Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

Дано:

ХН -доминантный признак

Xh -рецессивный признак

Решение:

      ○┬■  

         ○┬■

            ◊ ?

 Р: ♀ ХН Xh х ♂ Xh Y        

    Г:    ХН  ,Xh          Xh , Y  

    F: ХН Xh , Xh Xh , ХН Y,  Xh Y   

Ответ: 50% девочек здоровы, но являются носительницами, 50 % — больны гемофилией;

Среди мальчиков : 50%- здоровы, 50% — больны.

Задача3.

2 вариант

У кошек ген чёрной окраски (В) не полностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?

Дано:

ХВ –черная окраска

Xв —  рыжая окраска

ХВ Xв- пестрая окраска

Решение: ○┬■

            ◊  

   Р: ♀ Xв Xв  х ♂ ХВ  Y        

    Г:     Xв  ,Xв      ХВ , Y  

    F:  ХВ Xв  , ХВ Xв , Xв Y, Xв Y

Ответ: все кошки будут пестрые,

 коты рыжей окраски

Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование

1.Определить количество признаков.

2.Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой.

3.Составить схему родословной.

4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком.

5. Подписать известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»

6. Определите,  какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)

7. Записать схему скрещивания в генном выражении

8.Определить вероятность появления в потомстве данного признака.

9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи

Задачи по
теме «Наследование, сцепленное с полом»

Задача 30.

Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально
различающих цвета, если известно, что отцы у них страдали дальтонизмом?

Дано:

       Решение:

F1  —  ?                G:         ХD                                   ХD

                           
F1:   ♀   ХD ХD   ,    ХD Хd   

                                    ♂   ХD У     ,  
Хd У

Ответ: все дочери в этой семье будут нормально различать цвета, а вероятность
рождения сыновей, не страдающих дальтонизмом – 50%

Задача 31.

Могут ли дети мужчины, страдающего гемофилией и женщины без аномалий
(отец которой был болен гемофилией) быть здоровыми?

Дано:

       Решение:

F1  —  ?               G:         ХD                                   Хd

                           
F1:   ♀   ХD Хd   ,    Хd Хd   

                                    ♂   ХD У     ,  
Хd У

Ответ: вероятность рождения 
в этой семье  здоровых сыновей и
дочерей – по 50%

Задача 32.

У попугаев сцепленный с полом
доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный –
коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой.
Какими будут птенцы?

Дано:

     ♂ ХЗ  Хк

       Решение:

G:      Хк                               ХЗ

F1  —  ?               F1:   ♀ ХЗ  У  ,    Хк  У  

                                 ♂ ХЗ
Хк  ,   Хк  Хк

Ответ: птенцы – самочки: по 50% зеленых и коричневых, птенцы –
самцы – также по 50%  зеленых и
коричневых.

Задача 33.

У дрозофилы
доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся
в Х — хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если
скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

Дано:

Р:  ♀ ХК  Хб

       Решение:

G:       ХК                                  Хб

                            F1:   ♀    ХК
Хб   ,    Хб Хб   

                                    ♂    ХК У    ,   Хб
У

Ответ:  среди гибридов –
самок будет по 50% красноглазых и белоглазых, среди гибридов – самцов  — также 
по 50% с красными и белыми глазами.

* Задача 34.

У здоровых по
отношению к гемофилии мужа и жены есть

— сын,
страдающий гемофилией, у которого здоровая дочь,

— здоровая дочь,
у которой 2 сына: один болен гемофилией, а другой – здоров,

— здоровая дочь,
у которой пятеро здоровых сыновей

Каковы генотипы этих мужа и жены?

Дано:

       ♀ ХН  Хh

       ♀ ХН  ХН

       Решение:

F1 :  ♂ Хh  У , 
♀ ХН  Хh  ,  
♀ ХН  ХН

Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе

Р —  ?                     у детей от мамы, а второй – от
папы, по             

                            
генотипу сына  определяем генотип
мамы

Ответ: генотипы родителей: ХН Хh,  ХН У.

Кошка черепаховой окраски принесла
котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или
рыжий кот был отцом  этих котят?

Дано:

       Решение:

   G:        
ХЧ                    ХЧ

F1 :  ХЧ  ХЧ 
 ,  ХЧ  ХР  ,  ХЧ  У 
,  Хр  У

       рыжий?                  2) Р:  ♀ ХЧ  ХР      х  
♂ Хр  У

                                          F1 :
ХЧ  ХР  ,  Хр  Хр  , ХЧ У  ,  Хр
У

                                                                            
Череп.          Рыж.           
Черн.           Рыж.

Задача 36.

У Курочки Рябы сцепленный с полом ген D определяет черную окраску, а
ген d – рябую. Скрестили черную курочку с рябым петухом. Каковы генотипы
родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых
курочек?

Дано:

     ♂ Хd
Хd

       Решение:

G:      ХD                               Хd

F1  —  ?                F1 :  ♀  Хd
У  — рябые

  
                               ♂  ХD Хd     ,  
  Хd Хd

Ответ: птенцы – самочки все будут рябыми, а среди птенцов – самцов
– рябых будет 50%.

Задача 37.

Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак,
рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка Карлсона тоже сладкоежка, а мама
нет. Запишите генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, какова
вероятность, что они были бы сладкоежками? Решите два варианта задачи: папа
любит сладкое и не любит.

Дано:

Р:  ♀ ХС
Хс

       Решение:

     G:       
ХС                  ХС

F1 : ♀  ХС
ХС    ,   ХС Хс   

                               не люб.сл.        не люб.сл

                                                                      
не
люб.сл                   сладк.

F1  —  ?                        2)   Р:  ♀
ХС Хс     х    ♂ Хс
У                      

                                                           
G:        ХС                  Хс

                                         F1
:  ♀ ХС Хс    ,  
Хс Хс   

                                                                              
не
люб.сл
        сладк

                             не люб.сл                 сладк

Ответ:

 в первом варианте сестер — сладкоежек у
Карлсона бы не было,

а вероятность
рождения братьев – сладкоежек составила бы50%;

во втором варианте
вероятность рождения сестер и братьев – сладкоежек – по 50%.

Задача 38.

Курочка Ряба может нести золотые и простые яйца.. Рецессивный ген
золотоносности яиц находится в Х-хромосоме. Какими должны быть генотипы Курочки
и Петуха, чтобы все их Курочки Рябы несли 
золотые яйца?

Дано:

       Решение:

Р  —  ?                 F1 : ♀ Хз
У, Хз У – Курочки Рябы

                         
Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе

                         
у птенцов от мамы, а второй – от папы и что

                         
Курочки Рябы получают от мамы У-хромосому,

                         
делаем вывод о генотипах родителей: у 
Петуха — 

                          Хз Хз ,
а у Курочки может быть и Хз У, и ХЗ У, т.к.                    

                         
она передает свою Х-хромосому сыновьям –

                         
петушкам, а они яиц не несут.

Ответ: Р: ♀ ХЗ У или  
Хз У ,  ♂ ХЗ
ХЗ

Задача 39. «Расстроится
ли свадьба принца Уно?»

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с
прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были
случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два
сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и
чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови,
причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети
одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис
королевскому роду её жениха

Ответ:

построив предполагаемое генеалогическое древо,

можно доказать, что ген гемофилии

 был в одной из
х- хромосом бабушки Беатрис;

мать Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5,

сама Беатрис – с вероятностью 0, 25.

Задача 40. «Царские династии»

Предположим, что у императора
АлександраΙ в У-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть
у:   а) Ивана Грозного

               б) Петра Ι

               в) Екатерины ΙΙ

               г) Николая ΙΙ?

Решение:

1.     

Ввиду принадлежности к женскому полу, мы сразу
вычеркнем  Екатерину ΙΙ.

2.     

Ивана Грозного вычеркнем тоже – он представитель рода
Рюриковичей и к династии Романовых не принадлежал.

3.     

Провинциал. немецкий герцог  и  Анна
(дочь Петра Ι)

                            ↓

                                     Петр
ΙΙΙ  и 
Екатерина ΙΙ

                            ↓

                          Павел Ι

                          ↓           ↓

                                            Александр Ι      Николай Ι

                                       ↓

                                                   
Александр ΙΙ

                                        ↓

                                                   
Александр ΙΙΙ

                                         ↓

                                                 
Николай ΙΙ

Ответ: могла у Николая ΙΙ.

Задача 41. «Листая роман «Война и мир»

Предположим, что в Х – хромосоме у князя
Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у
Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у: а) Наташи
Ростовой

                                             
б) у сына Наташи Ростовой

                                             
в) сына Николая Ростова

                                             
г) автора «Войны и мира» ?

Ответ:

1.     

Андрей Болконский не получил от отца Х-хромосомы. Его
жена не была родственницей ни Болконских ни Безуховых. Следовательно, у сына
князя Андрея мутации нет.

2.     

Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. Пьер
передал свою хромосому своим дочерям, но не сыновьям. Следовательно, дочери
Наташи Ростовой получили мутацию, а сыновья – нет.

3.     

Сын Николая Ростова получил свою Х – хромосому от
матери – дочери старого князя Болконского (из 2 хромосом княжны Марьи мутация
была только в одной => она передала Х – хромосому своему сыну с вероятностью
50%)

4.     

Лев Николаевич: действие романа заканчивается за
несколько лет до рождения Толстого, на страницах романа сам автор не
появляется. Но: отцом писателя был отставной офицер граф Николай Ильич Толстой,
а мать – урожденная Волконская => прототипами родителей писателя были
Николай Ростов и его жена, урожденная Мария Болконская. Их будущий сын Лев
получит мутацию с вероятностью 50%.

Задачи по генетике на сцепленное с Х-хромосомой наследование признаков

Сцепленное наследование признаков черного и рыжего цвета шерсти у кошек

Задача 1
Известно, что «трехшерстные» кошки — всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х – хромосоме. Ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи.
1. Какова вероятность получения в потомстве «трехшерстных» котят от скрещивания «трехшерстной» кошки с черным котом?
2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
Решение:
Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают «трехшерстную» масть. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: А – ген отвечающий за черный цвет, В – ген отвечающий за рыжий цвет; гены А и В равнозначны и аллельны ( А=В ), но эти гены находятся в Х – хромосоме. Поэтому мы обозначаем ген черного цвета ХA, ген рыжего цвета – ХВ.

По условия пункта 1 скрещиваются трехшерстная кошка с черным котом.

кодоминирование

(вероятные фенотипы)

По условиям пункта 2 скрещиваются рыжая кошка с черным котом:

трехшерстная окраска кошек

(вероятные фенотипы)

При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов: кодоминирование. Вид скрещивания: моногибридное.


У человека гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак

Задача 2
Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак.
1. Мужчина, больной гемофилией, жениться на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления больных в семье дочери или сына?
2. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией.
Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
Решение:

гемофилия

По условиям пункта 1 ясен генотип больного мужчины: Хh. Так как женщина не страдает гемофилией, у нее обязательно должен быть доминантный ген «нормы» — ХH. Второй ген женщины также доминантный (ХH), в генотип женщины ХHХH. Генотипы детей от такого брака:

гемофилия

Иначе говоря, все мальчики будут здоровы, гена гемофилии у них не будет, а все девочки будут гетерозиготными – в рецессиве у них будет ген гемофилии.
Если все мальчики в последствии вступят в брак со здоровыми в отношении гемофилии лицами (ХHХH), гемофилия у внуков не проявится. Если дочери (ХHХh) вступят в брак со здоровыми мужчинами (ХHY), вероятность проявления гемофилии у внуков будет равна1/4, или 25%. По полу это будут мальчики:

гемофилия

По условиям пункта 2 в брак вступает больной мужчина (генотип XhY) с женщиной, не страдающей болезнью. Следовательно, у женщины один ген обязательно «норма» – ХH. Но второй ген из этой пары у нее должен быть геном гемофилии – Хh, так как отец этой женщины страдал гемофилией, а женщина получает всегда одну Х – хромосому от матери, а вторую – от отца. Генотип женщины – ХHХh. Вероятность рождения здоровых детей в этой семье равна 1/2. Девочки с генотипом ХhХh погибают.

гемофилия


  Задача 3
У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х – хромосомой рецессивный признак. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявится также обе аномалии одновременно?
Решение:

альбинизм

По условиям задачи оба родителя нормальны, следовательно, у них обязательно есть по доминантному гену из каждой пары ХH и А. Сын имеет обе аномалии, его генотип ХhYаа. Х – хромосому с геном гемофилии он мог унаследовать только от матери. Один из генов альбинизма сын получил от матери, другой — от отца. Таким образом, генотип матери ХHХhАа, генотип отца ХHYАа. При таком браке вероятны генотипы детей:


альбинизм


Вероятность того, что следующий ребенок будет сыном, равна 1/2. Из числа сыновей лишь 1/8 может иметь одновременно обе аномалии. Для вычисления окончательного результата вероятности перемножаются: 1/2 х 1/8=1/16.


Гипертрихоз  передается как сцепленный с Y — хромосомой признак

 Задача 4
Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) передается через Y – хромосому, а полидактилия (шестипалость) – как доминантный аутосомный ген. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет также без обеих аномалий?
Решение:
В условиях задачи ген гипертрихоза обозначим звездочкой (*), находящейся в Y*– хромосоме, в Х – хромосоме нет гена аллельного гену гипертрихозу:

гипертрихоз

Так как отец имел гипертрихоз и был пятипалым, его генотип XY*aa. У матери не было гипертрихоза (и не могло быть, так как у нее нет Y — хромосомы), но она была шестипалой. Следовательно, у нее должен быть хотя бы один ген шестипалости – А. В этой семье родилась нормальная девочка. Ее генотип ХXаа. Один ген пятипалости она получила от отца, а второй ген пятипалости могла получить только от матери. На основе этого решаем, что мать была гетерозиготна по гену шестипалости. Ее генотип ХХАа. Вероятны генотипы детей:

шестипалостьт, полидактилия

Без обоих аномалий возможна лишь 1/4 детей, или 25%.


 Наследование отсутствия потовых желез у человека как рецессивного сцепленного с полом признака

Задача 5
У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Глухота, то есть отсутствие слуха, обусловлено аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обоими аномалиями. Определите возможные генотип родителей и вероятность рождения ребенка с таким же генотипом как первый. Дать цитологическое обоснование.
Решение:

отсутствия потовых желез

Так как оба родителя были здоровы, значит ген отсутствия потовых желез является рецессивным и находиться в Х – хромосоме у женщины, т.к. она имеет две Х – хромосомы (в одной Х – хромосоме доминантный ген нормы, а в другой Х – хромосоме – рецессивный ген. Оба родителя гетерозиготы по гену глухоты, потому что у них родился больной сын:

 закон независимого наследования признаков

Вероятность рождения в этой семье больного ребенка с обоими аномалиями (ааХbY) — 1/16 или 0,0625%.

Цитологическое обоснование.
(Гены находятся в хромосомах: сцепленное с полом наследование — Х-хромосома с генами, полное доминирование— У)

глухота

Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задачи: чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого наследования признаков.


Задача 6
У дрозофилы гены определяющие окраску глаз, локализованы в Х – хромосоме. Доминантный аллель W детерминирует красную окраску глаз, его рецессивный аллель w – белую. Скрещивали гомозиготную красноглазую самку с белоглазым самцом. В F1 получили 48 потомков. От скрещивания их между собой получено 192 мухи в потомстве F2.
Определите:
1. Сколько женских особей было в F1?
2. Сколько самцов в F1 имело красную окраску глаз?
3. Сколько самок F1было красноглазых?
4. Сколько самцов в F2 было белоглазых?
5. Составить схему скрещивания.
Решение:
ХW– ген определяющий красные глаза;
Хw – ген определяющий белые глаза.

1). Скрещивание гомозиготной красноглазой самки с белоглазым самцом:

полное доминирование

Соотношение особей в потомстве 1:1. По фенотипу все особи красноглазые.
Поэтому:
1. Женских особей в F1 было 48:2=24особи.
2. В F1 все самцы (24особи) имели красные глаза.
3. Все самки в F1 были красноглазыми (24 особи).

2). Скрещивание между собой гибридов F1:

полное доминирование

Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
Поэтому: в F2 белоглазых самцов было (192:4; х2 = 96 особей).
Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики: закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование.


Задача 7
Селекционеры в некоторых случаях могут определить пол только что вылупившихся цыплят.
При каких генотипах родительских форм, возможно это сделать, если известно, что гены золотистого (коричневого) и серебристого (белого) оперения расположены в Х – хромосоме и ген золотистого оперения рецессивен по отношению к серебристому? Не забудьте, что у кур гетерогенным полом является женский!
Решение:
А – ген серебристого окрашивания;
а – ген золотистого окрашивания.

При скрещивании серебристой курочки с золотистым петушком курочки будут все золотистые, а петушки серебристые. Таким образом, петушки с серебристой окраской оперения будут иметь генотип ХAХa, а курочки с золотистой окраской оперения — ХAY.


Задача 8
Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У – хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ретинита (ночная слепота) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак. В семье, где женщина по обоим признакам здорова, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с ретинитом. Определить вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза. Определить вероятность рождения в этой семье детей без обоих аномалий и какого, они будут пола.
Решение:
XA – ген нормального ночного зрения;
Хa –ген ночной cлепоты;
Y* — ген гипертрихоза;
Y – ген нормы.

ретинит

Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
Вероятность проявления у первого сына гипертрихоза – 100%. Вероятность рождения здоровых детей – 50% (они будут только девочки).


  Задача 9
У человека есть несколько форм стойкого рахита. Одна из его форм наследуется доминантно сцеплено с полом, вторая рецессивно – аутосомная. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготная по обоим формам рахита, а отец здоровый все его родственники здоровы?
Решение:
ХА – рахит (первая форма);
Хa – норма;
В – норма;
b – рахит (вторая форма).
Из условия задачи видно, что генотип женщины XАXaBb, а мужчины — XaYBB – он гомозиготен по второй паре генов, т.к. все его родственники здоровы.

рахит

Вероятность больных детей 4/8 или 50%. Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задач: закон чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого комбинирования признаков.


Задача 10
У некоторых пород кур гены, определяющие белый цвет и полосатую окраску оперения, сцеплены с Х – хромосомой, полосатость доминирует над белой сплошной окраской. Гетерогаметный пол у кур женский. На птицеферме белых кур скрестили с полосатыми петухами и получили полосатое оперение как у петушков, так и у кур. Затем скрестили особи, полученных от первого скрещивания, между собой и получили 594 полосатых петушка и 607 полосатых и белых курочек. Определите генотипы родителей и потомков первого и второго поколения.
Решение:
ХА – полосатые;
Хa – белые
У кур гетерогаметный пол, у петухов гомогаметный. Если в F1 все потомки независимо от пола полосатые, то петух гомозиготен и полосатость – доминантный признак. Во втором поколении наблюдается расщепление признака, поэтому петушок в F2 будет гетерозиготен.

a)

гетерогаметный пол у кур

б)

гетерогаметность



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить минималистичный гардероб книга
  • Как найти мошность по силы тока
  • Найти по фото как вязать
  • Как найти действует компания или нет
  • Как найти координаты общей точки двух прямых