Дидактические карточки по русскому языку 3
класс («Школа России»)
Окончание
слова
Карточки по русскому языку 3 класса
по УМК «Школа России» для индивидуальной работы учащихся.
Карточка 1.
1. Напишите слово НОРА, изменяя его по
вопросам. Выделите окончание.
Что?
Чего?
Чему?
Чем?
О чём?
2. Спишите слова и выделите окончания.
Ягода, запах, руку, страной, кошке, совы,
хозяин, городом, газету, курицу.
3. Напишите 5 слов, с окончанием -а.
Карточка 2.
1. Выпишите слова с нулевым окончанием.
Корм, тарелка, ребята, мастер, конь, лес,
сосна, шишка, зверь, подарок, число
2. Напишите слово БАБУШКА, изменяя его по
вопросам. Выделите окончание.
Кто?
Кого?
Кому?
Кем?
О ком?
3. Напишите 5 слов, с нулевым окончанием .
Карточка 3.
1.Выпишите
из предложения имена существительные. Выделите у них окончания.
Из деревни до леса дорога шла через поле.
2. Напишите предложения, изменяя окончания
в словах, которые даны в скобках.
Ребята пришли на (пасека). Ульи стояли на
(поляна) в (лес).
Подчеркните в предложениях грамматическую
основу.
3. Напишите слово ЛИСА, изменяя его по
вопросам. Выделите окончание.
Кто?
Кого?
Кому?
Кем?
О ком?
Карточки для
индивидуальной работы по русскому языку
для учащихся 3 класса
Карточки
можно использовать на этапе закрепления и диагностики темы «Определение числа
слов, называющих предметы ». Задания в карточках предложены двух уровней: (1)
базовый, (2)- повышенный.
Карточка № 1
Задание (1). Запишите слова в
соответствующие столбики. Дополни таблицу двумя примерами.
Машины, яблоко, коровы, сосна, дубы, деревня, хлеб,
воробьи, стол, тетради.
единственное число |
множественное число |
Задание (2). Запишите слова во
множественном числе. Выделите окончания.
Капля ____________________________ крот __________________________________
Ветка ____________________________учебник _________________________________
Огурец __________________________метро __________________________________
Ягодка ___________________________ река ___________________________________
Ребёнок __________________________ овца ___________________________________
Карточка № 2
Задание (1). Выделите окончание в словах.
Пальто, дерево, слоны, берег, зима, сила, крыша,
дом, корабль, стены, доски, леса, сон, уточка, волки, заяц.
Задание (2). Выпишите любое слово из
задания № 1 и запишите изменения этого слова. Выделите окончание и основу слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 3
Задание (1). Распределите слова в три
группы по родам. Выделите окончания.
Обед, вечер, ворона, молоко, крот, лиса, день, дорога,
печаль, крыша, тетрадь, море, великан, туман, утро, конверт, письмо, лето
мужской род |
женский род |
средний род |
Задание (2). Найдите и подчеркните в
тексте слова, называющие предметы мужского рода. Выделите окончание.
Дедушка и внук шли по лесу. Вдруг из куста
вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки
и траву. В гнездышке лежали четыре яйца.
Птичка кружилась, пищала и жалостно
просила: «Не тронь! Не тронь!».
Дедушка и мальчик не тронули, даже не
коснулись гнезда.
Карточка № 3
Задание
(1). Определите падеж слов, называющих предметы.
Синее
море, пришил к пальто, тетрадь ученицы, коробка из картона, плыли по морю, мост
через реку, шить иглой, вместе с братом, рисовать кистью, живут в городе, плавали
в реке.
Задание
(2). Измените слова по падежам. Выделите окончания.
И. |
картина |
мост |
озеро |
Р.п. |
|||
Д.п. |
|||
В.п. |
|||
Т.п. |
|||
П.п |
Карточка №4
Задание
(1). Разобрать слова по составу.
Берёзка,
перевозить, заморозки, рыболов, рыбак, лётчик, орешек, снежок,
берёзовый, длинный, мячик, перелётные, подходить, осмотреть, въехали,
клей.
Задание
(2) Распределите слова в соответствующие столбики, соответственно схемам.
Разберите слова по составу.
Банка,
бумажный, перебегать, учитель, проговорить, разговор, туман, чудесный, лопата,
ручной, этаж, ключик, тихий, возить, зимушка, переходная, школьный, переход.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Дата:05.11.20
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Панекина Е.С.
Класс: 3б
Цель:
Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;
Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Дидактические:
- называть и определять части слова (корень, окончание);
- научить способам нахождения окончания;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение называть и определять части слова (корень, окончание);
- умение находить окончания в словах;
- умение грамотно писать.
Личностные:
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. — М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. — (Школа России); С – 46,47
План:
1.Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Повторение темы прошлого урока
2.2.Игра «В три колонны становись»
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1.Постановка проблемной ситуации
3.2.Определение темы и цели урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79
5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80
5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником. Упр. 149 с.82
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
Этапы урока, их задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы контроля |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
1.1.Приветствие -Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна. 1.2.Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.3.Работа с пословицей —На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как вы понимаете слова пословицы? — Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить — должен трудиться. |
Приветствуют Проверяют готовность Отвечают на вопросы |
Фронтальный опрос |
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
2.1.Повторение темы прошлого урока — С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). — Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. -Выделите в них корень. -Так давайте же скажем, что такое корень слова? -Как найти в слове корень? -Какие слова мы называем однокоренными? -Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. 2.2.Игра «В три колонны становись» -Поиграем в игру «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах. На доске: карточки с однокоренными словами. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. Игра «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора На доске: карточки с однокоренными словами. Запишите каждый ряд свою группу слов. Выделите корень. |
Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. гореть, горение, горелый горевать, горемыка, горестный горный, гористая, пригорок Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
Фронтальный опрос Фронталный опрос |
|
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. — Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? — Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) — Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? — Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. — Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? |
Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. |
Парная работа Фронтальный опрос |
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. |
Фронтальный опрос |
||
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79 -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80 -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? -Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Проверим. -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Расскажет правило… Физминутка 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. |
Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм |
Фронтальный опрос Фронтальный опрос Парная работа |
|
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз |
Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами |
Фронтальный опрос |
|
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван — _____________________________ собака — _____________________________ чёрное — _____________________________ первая — _____________________________ лестница — _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан — _____________________________ дедушка — _____________________________ большая — _____________________________ четвёртое — _____________________________ мечтал — _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? |
Самостоятельная работа учащихся |
Самопроверка по эталону |
|
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
-Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? |
Ответы детей |
Фронтальный опрос |
|
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе. -Посчитайте у кого сколько жетончиков. -А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным. -Спасибо за работу до свидания. |
Отвечают на вопросы |
Беседа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Воля и труд дивные всходы дают
Слайд 2
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 3
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 4
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 5
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 6
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 7
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 8
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 9
Меня увидел бурый медвежата.
Слайд 10
Меня увидел и бур ые медвежата.
Слайд 11
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.
Слайд 12
1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван — _______диван ы ______________________ собака — ______собак и ____________________ чёрное — ______черн ые __________________ первая — _______перв ые _______________ лестница — _____лестниц ы __________________
Слайд 13
2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан — _____стакан ы ______________________ дедушка — ____дедушк и _______________________ большая — ______больш ие _____________________ четвёртое — __четверт ые ________________________ мечтал — _______мечтал и ______________________
Слайд 14
Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?
Слайд 15
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. — Как обозначаем окончание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 31
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое окончание;
Научимся:
- находить окончание в слове;
- приводить примеры слов с разными окончаниями;
- различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёзы. Берёза.
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Окончание выделяется знаком .
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
Лиса – лисы.
Книга – книги.
Озеро – озёра.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Разбор заданий
Базовый уровень
Укажите наиболее полное определение окончания.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правильный ответ
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
- Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
Правильный ответ
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Укажите слово с окончанием -Е.
- Море
- Книга
- Тетрадка
- Школа
- Пеналы
Правильный ответ
Море.
Повышенный уровень
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
- к реке
- у реки
- о реке
- для реки
5. в реку
Правильный ответ
Вечером мы подошли к реке.
Укажите слова с нулевым окончанием
- Пена
- Свет
- Краска
- Зима
- Лето
Правильный ответ
Свет.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Как найти в слове окончание?
Класс: 3
Цель: создать условия для углубления представления об особенностях окончания, как части слова; развивать умение находить окончание в словах.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
У обучающихся будут сформированы:
формирование уважительного отношения к мнению других участников образовательного процесса;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в различных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
искать информацию в учебнике;
представлять информацию в разной форме.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
находить окончание в слове;
различать однокоренные слова и формы одного и тоже слова;
определять в словах нулевое окончание.