Задание как найти окончание 3 класса

Дидактические карточки по русскому языку 3
класс («Школа России») 

Окончание
слова

Карточки по русскому языку  3 класса
по УМК  «Школа России» для индивидуальной работы учащихся.

Карточка 1.

1. Напишите слово НОРА, изменяя его по
вопросам. Выделите окончание.

Что?

Чего?

Чему?

Чем?

О чём?

2. Спишите слова и выделите окончания.

Ягода, запах, руку, страной, кошке, совы,
хозяин, городом, газету, курицу.

3. Напишите 5 слов, с окончанием  -а.

Карточка 2.

1. Выпишите слова с нулевым окончанием.

Корм, тарелка,  ребята,  мастер, конь,  лес,
сосна, шишка, зверь, подарок, число

2. Напишите слово БАБУШКА, изменяя его по
вопросам. Выделите окончание.

Кто?

Кого?

Кому?

Кем?

О ком?

3. Напишите 5 слов, с нулевым окончанием .

Карточка 3.

1.Выпишите
из предложения имена существительные. Выделите у них окончания.

Из деревни до леса дорога шла через поле.

2. Напишите предложения, изменяя окончания
в словах, которые даны в скобках.

Ребята пришли на (пасека). Ульи стояли на
(поляна) в (лес).

Подчеркните в предложениях грамматическую
основу.

3. Напишите слово ЛИСА, изменяя его по
вопросам. Выделите окончание.

Кто?

Кого?

Кому?

Кем?

О ком?

Карточки для
индивидуальной работы по русскому языку

 для учащихся 3 класса

Карточки
можно использовать на этапе закрепления и диагностики темы «Определение числа
слов, называющих предметы ».  Задания в карточках предложены двух уровней: (1)
базовый, (2)- повышенный.

Карточка № 1

Задание (1). Запишите слова в
соответствующие столбики. Дополни таблицу двумя примерами.

Машины, яблоко, коровы, сосна, дубы, деревня, хлеб,
воробьи, стол, тетради.

единственное число

множественное число

Задание (2). Запишите слова во
множественном числе. Выделите окончания.

Капля ____________________________ крот __________________________________

Ветка ____________________________учебник _________________________________

Огурец  __________________________метро __________________________________

Ягодка ___________________________ река ___________________________________

Ребёнок __________________________ овца ___________________________________

Карточка   № 2

Задание (1). Выделите окончание в словах.

Пальто,  дерево,  слоны, берег,  зима,  сила,  крыша, 
дом, корабль,  стены,  доски,  леса,  сон,  уточка, волки,  заяц. 

Задание  (2). Выпишите любое слово из
задания № 1 и запишите изменения этого слова. Выделите окончание и основу слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 3

Задание (1). Распределите слова в три
группы по родам. Выделите окончания.

Обед, вечер, ворона, молоко, крот, лиса, день, дорога,
печаль, крыша, тетрадь, море, великан, туман, утро, конверт, письмо, лето

мужской род

женский род

средний род

Задание (2). Найдите и подчеркните в
тексте слова, называющие предметы  мужского рода. Выделите окончание.

Дедушка и внук шли по лесу. Вдруг из куста
вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки
и траву. В гнездышке лежали четыре яйца.

Птичка кружилась, пищала и жалостно
просила: «Не тронь! Не тронь!».

Дедушка и мальчик не тронули, даже не
коснулись гнезда.

Карточка № 3

Задание
(1). Определите падеж слов, называющих предметы.

Синее
море,  пришил к пальто,  тетрадь ученицы,  коробка из картона,  плыли по морю,  мост
через реку, шить иглой,  вместе с братом,  рисовать кистью,  живут в городе,  плавали
в реке.

Задание
(2). Измените слова по падежам. Выделите окончания.

И.
п.

картина

мост

озеро

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Карточка №4

Задание
(1). Разобрать слова по составу.

Берёзка,
 перевозить,  заморозки,  рыболов,  рыбак,  лётчик,  орешек,  снежок,
берёзовый,  длинный,  мячик,  перелётные,  подходить,  осмотреть,  въехали,
клей.

Задание
(2) Распределите слова в соответствующие столбики, соответственно схемам.
Разберите слова по составу.

Банка,
бумажный, перебегать, учитель, проговорить, разговор, туман, чудесный, лопата,
ручной, этаж, ключик, тихий, возить, зимушка, переходная, школьный, переход.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Панекина Елизавета Сергеевна

Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Дата:05.11.20

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Панекина Е.С.

Класс:

Цель: 

Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;

Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Дидактические:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. научить способам нахождения окончания;
  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:  

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  2. формировать умение строить  высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. умение находить окончания в словах;
  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. — М. : Просвещение, 2013.  – 159 с., [2] л. Ил.: ил. — (Школа России); С – 46,47

План:

1.Этап мотивации

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Повторение темы прошлого урока

2.2.Игра «В три колонны становись»

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Постановка проблемной ситуации

3.2.Определение темы и цели урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником. Упр. 149 с.82        

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Формируемые УУД

1.Этап мотивации 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1.Приветствие

-Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна.

1.2.Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.3.Работа с пословицей

На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?

 Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить — должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!

Приветствуют

Проверяют готовность

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение темы прошлого урока

— С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

-Выделите в них корень.

-Так давайте же скажем, что такое корень слова?

-Как найти в слове корень?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

2.2.Игра «В три колонны становись»

-Поиграем в игру «В три колонны становись».

1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову  горе и выделяет корень в этих словах.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову  гора и выделяет корень в этих словах.

На доске: карточки с однокоренными словами.

-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.

Игра «В три колонны становись». 

1 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горелка.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горе.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову 

гора

На доске: карточки с однокоренными словами. 

Запишите каждый ряд свою группу слов.

Выделите корень.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень  с одним и тем же значением.

корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

гореть, горение, горелый

горевать, горемыка, горестный

горный, гористая, пригорок

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Фронтальный опрос

Фронталный опрос

3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

  1. Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

— Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

— Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

— Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

— Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

— Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?

Обсуждение в парах

Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

Парная работа

Фронтальный опрос

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

Фронтальный опрос

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80

-Что не так в этом тексте?

-Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

-Расскажет правило…

Физминутка

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

Одно

Дерево

Окончание

Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним

Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание

Работа с правилом

Предположения детей

Второе слово во мн.ч.

Алгоритм

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Парная работа

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа с учебником. Упр. 149 с.82

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз

Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами

Фронтальный опрос

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

диван — _____________________________

собака — _____________________________

чёрное — _____________________________

первая — _____________________________

лестница — _____________________________

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

стакан — _____________________________

дедушка — _____________________________

большая — _____________________________

четвёртое — _____________________________

мечтал — _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

   Самостоятельная работа учащихся

Самопроверка по эталону

8.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Подведем итоги.

Слайд  

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

Ответы детей

Фронтальный опрос

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе.

-Посчитайте у кого сколько жетончиков.

-А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным.

-Спасибо за работу до свидания.

 Отвечают на вопросы

Беседа

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воля и труд дивные всходы дают

Слайд 2

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 3

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 4

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 5

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 6

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 7

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 8

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 9

Меня увидел бурый медвежата.

Слайд 10

Меня увидел и бур ые медвежата.

Слайд 11

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.

Слайд 12

1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван — _______диван ы ______________________ собака — ______собак и ____________________ чёрное — ______черн ые __________________ первая — _______перв ые _______________ лестница — _____лестниц ы __________________

Слайд 13

2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан — _____стакан ы ______________________ дедушка — ____дедушк и _______________________ большая — ______больш ие _____________________ четвёртое — __четверт ые ________________________ мечтал — _______мечтал и ______________________

Слайд 14

Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?

Слайд 15

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. — Как обозначаем окончание?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 31

Раздел: Форма слова. Окончание

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.

Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое окончание;

Научимся:

  • находить окончание в слове;
  • приводить примеры слов с разными окончаниями;
  • различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?

Берёзы. Берёза.

Берёза. Подберёзовик.

Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.

На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.

Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.

Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.

Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

В лесу живёт (кто?) лиса.

Мальчик увидел (кого?) лису.

Лесник подкрался (к кому?) к лисе.

Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.

Окончание выделяется знаком .

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.

Лиса – лисы.

Книга – книги.

Озеро – озёра.

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.

Например, обед, ужин

Разбор заданий

Базовый уровень

Укажите наиболее полное определение окончания.

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
  2. Окончание – это изменяемая часть слова.
  3. Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правильный ответ

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.

  1. Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
  2. Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
  3. Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.

Правильный ответ

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.

Укажите слово с окончанием -Е.

  1. Море
  2. Книга
  3. Тетрадка
  4. Школа
  5. Пеналы

Правильный ответ

Море.

Повышенный уровень

Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.

«Вечером мы подошли …».

  1. к реке
  2. у реки
  3. о реке
  4. для реки

5. в реку

Правильный ответ

Вечером мы подошли к реке.

Укажите слова с нулевым окончанием

  1. Пена
  2. Свет
  3. Краска
  4. Зима
  5. Лето

Правильный ответ

Свет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Как найти в слове окончание?
Класс: 3
Цель:  создать условия для углубления представления об особенностях окончания, как  части слова; развивать умение находить окончание в словах.  
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
У обучающихся будут сформированы:
формирование уважительного отношения к мнению других участников образовательного процесса;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в различных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
искать информацию в учебнике;
представлять информацию в разной форме.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
находить окончание в слове;
различать однокоренные слова и формы одного и тоже слова;
определять в словах нулевое окончание.

Просмотр содержимого документа

«Урок на тему: «Как найти в слове окончание?»»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как легко найти грамматическую основу предложения
  • Как исправить ошибки по ddl
  • Барахолка на удельной как найти
  • Как найти сторону прямоугольника имея диагональ
  • Как исправить журнал учета трудовых книжек