Ваня в |
Из коробки взяли 10 |
В _________________________________ |
Когда от ленты отрезали __________________________ |
В ___________________________________ |
У Веры было несколько |
Весной ____________________________________ |
У Киры было 9 конфет. ________________________ |
У швеи |
В стоянке стояло |
На |
У Юры было 18 значков. |
На урок |
На кормушке сидело |
На |
Оля испекла пирожки. Диме дала 3 пирожка, а |
ЗАДАЧИ
НА НАХОЖДЕНИЕ УМЕНЬШАЕМОГО
1
— 2 КЛАССЫ
При решении задач на нахождение уменьшаемого, нужно к известному вычитаемому
прибавить известный остаток. Получившаяся сумма и будет искомым уменьшаемым.
1) На стоянке было несколько машин. Когда 3 уехало, их осталось 4. Сколько
машин было на стоянке?
2) В вазе было несколько груш. Когда 2 груши съели, их осталось 8. Сколько груш
было?
3) В классе учились ребята. Когда 10 ребят заболели, их осталось 20. Сколько
всего ребят училось в классе?
4) Мама дала Диме на покупку тетрадей деньги. Когда он истратил 15 рублей, у
него осталось 10 рублей. Сколько денег ему дали?
5) У продавщицы были розы. Когда она продала 7 роз, у неё осталось 5. Сколько
роз было у продавщицы?
6) В живом уголке было несколько белых кроликов. Купили ещё 7 серых, и стало
всего 12 кроликов. Сколько белых кроликов было в живом уголке?
7) С катка домой ушли 7 мальчиков, а 6 мальчиков осталось кататься. Сколько
мальчиков было на катке сначала?
На первый автофургон нагрузили половину шкафов, а на второй оставшиеся 8
шкафов. Сколько всего было шкафов?
9) На дереве сидели воробьи. 8 из них улетели. Сколько воробьёв сидело на
дереве сначала, если их осталось 4?
10) Люба засушила несколько опавших листьев. 5 листьев она подарила подруге.
После этого у неё осталось ещё 7 листьев. Сколько листьев засушила Люба?
11) Витя прочитал 9 страниц. Ему осталось прочитать ещё 9 страниц. Сколько
страниц в книге?
12) Таня съела 5 клубничек, на тарелке осталось ещё 6 клубничек. Сколько
клубничек было на тарелке?
13) Когда Игорь решил 13 примеров, ему осталось решить ещё 14 примеров. Сколько
примеров нужно решить Игорю?
14) Когда из трамвая вышли 6 человек, в нём осталось 32 человека. Сколько
человек было в трамвае?
15) Во время игры у хоккеистов сломались 5 клюшек. У них осталось ещё 9 клюшек.
Сколько клюшек было у хоккеистов?
16) Когда из кувшина вылили 8 стаканов молока, в нём осталось 6 стаканов.
Сколько стаканов молока было в кувшине?
17) Когда из вертолёта вышли 5 человек, в нём осталось 16 человек. Сколько
человек было в вертолёте?
18) Юра подарил товарищу 12 значков и у него осталось ещё 29 значков. Сколько
значков было у Юры?
19) Школьники поливали грядки. После того как они полили 8 грядок, им осталось
полить 9 грядок. Сколько грядок должны были полить школьники?
20) После того как продали 36 кг огурцов, осталось продать ещё 17 кг. Сколько
килограммов огурцов было в ларьке?
21) Для ремонта монтёр истратил 43 м проволоки. У него осталось ещё 17 м.
Сколько метров проволоки было у монтёра?
22) В туристическом бюро продали 15 путёвок в Анталию и у них осталось ещё 67
путёвок. Сколько путёвок в Анталию было в туристическом бюро?
23) После того как из гаража уехало 19 машин, там осталось 24 машины. Сколько
машин было в гараже сначала?
24) После того как из аквариума взяли 6 рыбок, в нём осталась 21 рыбка. Сколько
рыбок было в аквариуме?
25) С дерева спустились 8 обезьянок, а 3 остались. Сколько обезьянок было на
дереве?
26) Туристы прошли 25 км, им осталось пройти ещё 17 км. Чему равен весь путь
туристов?
27) После того как у 5 щенков открылись глазки, 4 щенка остались ещё слепыми.
Сколько щенков было у собаки?
- Вставь пропущенные числа.
…2 …. 4……….7 8 9.
- Запиши соседей чисел.
….4…. …. 7 …. … 8… …. 5 ….
- Сравни.
4+3….2+4 8-3…3+3 10-2….3+4
7-3….2+5 9-3…3+5 7+2….8-2
- Заполни таблицу.
Уменьшаемое |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Вычитаемое |
7 |
2 |
6 |
4 |
1 |
5 |
3 |
Разность |
- Вставь пропущенные знаки.
7 4 = 3 1 6 = 7 7 1 = 6
7 2 = 5 4 3 = 7 2 5 = 7
- В книге 8 рассказов. Юра прочитал 3 рассказа. Сколько рассказов осталось прочитать?
Прочитал –
Осталось –
_________________________
Ответ: ________________________.
- * Запиши любое число, которое меньше разности
7 и 4. ___________
Запиши любое число, которое больше разности
2 и 6 ___________
Запиши любое число, которое меньше разности
5 и 3. ___________
Запиши любое число, которое больше разности
10 и 8. ___________
Работа № 11
1. Запиши ответы в строчку.
А. разность чисел 7 и 3.
Б. сумма чисел 3 и 2.
В. число, которое меньше 5 на 4.
Г. увеличь 4 на 4.
Д. уменьши 9 на 7.
Е. на сколько 4 меньше 6.
Ж. на сколько 6 больше 1.
__________________________________________
- Заполни таблицу.
Уменьшаемое |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Вычитаемое |
5 |
3 |
1 |
7 |
|||
Разность |
2 |
4 |
6 |
- Вставь пропущенные числа, чтобы записи были верными.
5+….=8 4+…=9 2+….=9
…- 6=4 7- …=3 8-….=4
- Запиши 3 примера, у которых сумма равна 8.
- В маршрутном такси ехали 10 человек. На остановке вышли 5 человек, а вошли 3. Сколько человек едет дальше?
Ответ: _______________________
Работа № 9а
2+2= |
8-2= |
9-3= |
3+2= |
6-2= |
10-7= |
1+2= |
4-2= |
10-4= |
7+2= |
10-2= |
10-5= |
8+2= |
8-6= |
10-1= |
4+2= |
6-4= |
9-2= |
6+2= |
10-8= |
9-7= |
5+2= |
4-2= |
8-4= |
2+1= |
5-2= |
10-6= |
2+5= |
7-5= |
10-3= |
2+8= |
3-2= |
10-8= |
2+1= |
9-2= |
10-9= |
2+2= |
7-2= |
10-2= |
2+7= |
9-2= |
10-7= |
2+6= |
5-2= |
10-4= |
2+3= |
6-2= |
10-6= |
2+4= |
6-4= |
10-9= |
2+0= |
2-2= |
10-5= |
Работа № 11 а.
4+5= |
8-5= |
6-3= |
3+5= |
6-5= |
10-7= |
1+5= |
4-4= |
10-2= |
6+2= |
10-5= |
10-5= |
3+2= |
8-5= |
10-1= |
4+5= |
6-5= |
9-8= |
6+2= |
10-8= |
9-7= |
5+1= |
5-2= |
8-5= |
3+3= |
5-3= |
9-6= |
2+5= |
7-5= |
10-3= |
1+5= |
6-5= |
10-8= |
2+5= |
5-4= |
10-9= |
3+5= |
5-2= |
10-5= |
2+5= |
9-5= |
10-7= |
5+4= |
5-4= |
10-4= |
5+3= |
6-5= |
10-6= |
5+5= |
6-4= |
10-3= |
1+5= |
5-5= |
10-5= |
- Запиши ответы в строчку.
А. разность чисел 10 и 5.
Б. сумма чисел 3 и 6.
В. число, которое меньше 8 на 4.
Г. увеличь 6 на 4.
Д. уменьши 9 на 1.
Е. на сколько 5 меньше 8.
Ж. на сколько 6 больше 3.
__________________________________________
- Заполни таблицу.
Уменьшаемое |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Вычитаемое |
|||||||
Разность |
3 |
5 |
2 |
4 |
1 |
6 |
7 |
- Сравни.
6+3…..8-4 8-6…1+1 10-3…10-7
7-6……9-8 6-4…5-3 8-5…..9-6
- Вставь пропущенные знаки.
8….3=5 9…2=7 7…3=10
6….1=5 5…4=1 2…6=8
- Бабушка собрала 9 кг клубники. Из 6 кг сварили компот. Сколько килограммов клубники осталось?
Сварила — __________
Осталось — _________
__________________________
Ответ: _________________________________.
Работа № 12
- Запиши ответы в строчку.
А. найди сумму 3 и 6.
Б. на сколько 7 меньше 8.
В. что прибавили к 2, чтобы получить 10.
Г. первое слагаемое – 3, чему равно второе, если сумма равна 6.
Д. найди сумму 2 и 3.
Е. найди разность 8и 5.
______________________________________
- Подчеркни примеры с ответом 8.
3+5 10-2 8-4
7-3 3+6 9-6
9-1 1+7 10-6
- Вставь подходящее число.
3+4>…. 8-4<….. 7-2>……
4+6<…. 5+5>….. 2+3<…..
- Заполни таблицу.
Уменьшаемое |
9 |
9 |
9 |
5 |
|||
Вычитаемое |
5 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
|
Разность |
5 |
2 |
4 |
6 |
- У Кати 5 леденцов и 3 батончика. Сколько конфет у Кати?
Леденцы -__________
Батончики -_________
________________________________
Ответ: _________________________
Работа № 10 а.
2+5= |
8-5= |
6-3= |
3+5= |
6-5= |
10-7= |
1+5= |
4-4= |
10-2= |
5+2= |
10-5= |
10-5= |
3+2= |
8-5= |
10-1= |
4+5= |
6-5= |
9-8= |
6+2= |
10-8= |
9-7= |
5+1= |
5-2= |
8-5= |
2+3= |
5-3= |
9-6= |
2+5= |
7-5= |
10-3= |
5+5= |
6-5= |
10-8= |
2+5= |
5-4= |
10-9= |
1+5= |
5-2= |
10-5= |
3+5= |
9-5= |
10-7= |
5+4= |
5-4= |
10-4= |
5+3= |
6-5= |
10-6= |
5+5= |
6-4= |
10-3= |
1+5= |
5-5= |
10-5= |
Работа № 12 а.
3+3= |
3-1= |
10-3= |
7+3= |
6-4= |
8-7= |
5+2= |
4-4= |
8-4= |
6+2= |
2-1= |
9-5= |
9-3= |
8-8= |
9-1= |
10-2= |
6-5= |
6-2= |
6+1= |
10-6= |
8-7= |
7-6= |
4-2= |
5-3= |
6-2= |
5-2= |
10-6= |
4+5= |
7-6= |
10-3= |
3+4= |
8-4= |
10-8= |
4+1= |
9-5= |
9-8= |
4+2= |
10-3= |
8-7= |
5+5= |
10-8= |
8-5= |
3+2= |
10-9= |
6-3= |
5-1= |
6-3= |
2-1= |
8-2= |
8-4= |
10-1= |
6-1= |
9-4= |
10-5= |
Математика, 1 класс
Урок № 35. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как называются числа при вычитании?
- Как можно прочитать равенства на вычитание?
Глоссарий по теме:
Вычитание – действие обратное сложению.
Уменьшаемое – число, из которого вычитают.
Вычитаемое – число, которое вычитают.
Разность – результат вычитания.
Слагаемое – число, которое складывают.
Сумма – результат сложения.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч. 2. М.; Просвещение, 2017. – с. 29.
- М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2016. – с. 25.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте решим задачу. В гараже стояли 5 машин. 2 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?
Для решения задачи выберем действие вычитание. Так как машины уехали, их стало меньше.
5 – 2 = 3 (м.)
Ответ: 3 машины в гараже.
Как называются числа при вычитании?
Рассмотрим рисунок.
Составим равенство.
8 – 5 = 3
Первое число 8 – число, из которого вычитают. Это уменьшаемое.
Второе число 5 – число, которое вычитают. Это вычитаемое.
Третье число 3 – результат вычитания. Это разность.
Выражение 8 – 5 тоже называется разность.
Равенство 8 – 5 = 3 можно прочитать так. Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 5. Разность – 3. Или, разность восьми и пяти равна трем.
Рассмотрим рисунок.
Составим равенство.
6 – 2 = 4
Назовем числа при вычитании.
6 – уменьшаемое, 2 – вычитаемое, 4 – разность. Выражение 6 – 2 тоже разность.
Соединим предложение с математической записью.
Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6. 8 – 3
Вычитаемое – 3, уменьшаемое – 8. 7 – 2
Разность чисел 7 и 2. 9 – 6
Решим задачу.
В коробке было 10 карандашей. Взяли 4 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке.
Для решения задачи выберем действие вычитание. Запишем разность чисел.
10 – 4 = 6 (к.)
Ответ: 6 карандашей.
Вывод:
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Числа при вычитании называются уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Уменьшаемое – число, из которого вычитают. Вычитаемое – число, которое вычитают. Разность – результат вычитания.
Выражение на вычитание можно читать по-разному. Например, 8 – 1 = 7
Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 1, разность – 7. Или, разность чисел 8 и 1 равна 7.
Выполним несколько тренировочных заданий.
- Запишите выражение. Вычислите.
а) Вычитаемое – 3. Уменьшаемое – 5.
5 – 3 = 2
б) Разность чисел 7 и 2.
7 – 2 = 5
в) Сумма чисел 5 и 4.
5 + 4 = 9
- Рассмотрите равенства. Подчеркните: слагаемое – красным, уменьшаемое – синим, вычитаемое – зелёным.
7 + 3 = 10 10 – 2 = 8 8 – 4 = 4
7 – 5 = 2 5 + 4 = 9 3 + 2 = 5
Проверьте.
7 + 3 = 10 10 – 2 = 8 8 – 4 = 4
7 – 5 = 2 5 + 4 = 9 3 + 2 = 5
Урок 21. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
Цели: познакомить с задачами на нахождение неизвестного уменьшаемого; совершенствовать вычислительные навыки, умения сравнивать, различать геометрические фигуры и называть их.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
1. Логическая разминка. Решите задачи.
-
Брату 14 лет, а сестре — 10. Сколько лет будет брату, когда сестре будет столько, сколько ему сейчас? (18.)
2. Геометрический материал
-
Сколько на рисунке треугольников? (6.)
-
Сколько четырехугольников? (5.)
3. Устный счет
Игра «Математический десант»
-
Сосчитайте и помогите парашютистам определить, куда они должны приземлиться.
(
Учащиеся по очереди выходят к доске и соединяют парашюты, на которых записаны примеры, с ответами.)
III. Самоопределение к деятельности
Практическая работа
(Учитель берет корзину с муляжами грибов и достает оттуда три гриба.)
После того как я достала из корзины 3 гриба, там осталось еще 5 грибов.
Как узнать, сколько грибов было в корзине? (Нужно грибы, которые достали, положить обратно в корзину и сосчитать их.)
-
(Учитель кладет 3 гриба обратно в корзину и пересчитывает все грибы.)
-
Получилось 8 грибов. Как записать это действие? (Было 5грибов, положили обратно 3 гриба. Положили — нужно прибавить.
-
Грибов стало 5 + 3 = 8.)
-
(Задачу можно изобразить схематично.)
-
Весь отрезок — это все грибы. Из каких частей состоит отрезок? (Из отрезка, обозначающего грибы, которые остались в корзине (5), и отрезка,
обозначающего грибы, которые достали из корзины (3).)
-
Как найти длину всего отрезка? (Сложить длины его частей.)
Запишите решение задачи. Запишем условие задачи в виде выражения с окошком:
□ -3 = 5.
Что неизвестно? (Уменьшаемое.)
Кто догадался, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 28). Прочитайте задачу.
Выделите условие, вопрос.
-
Что известно в задаче? (Сколько машин уехало и сколько осталось.)
Что неизвестно? (Сколько было машин.)
Рассмотрите рисунок. Машин на стоянке сначала было больше или меньше, чем осталось? (Больше.)
На сколько больше? (На 3.)
-
Каким должно быть количество машин на стоянке? (Больше, чем уехало, больше, чем осталось.)
Как получаем большее число? (Сложением.)
Проверьте себя. Рассмотрите схему к задаче.
-
Из чего состоит количество машин, находившихся на стоянке сначала? (Из тех, что уехали, и из тех, что остались.)
-
Запишите решение задачи. (6 + 3 = 9 (м.).)
V.Физкультминутка
IV.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 28). Прочитайте задачу.
-
Что известно в задаче? Что нужно найти?
-
Составьте краткую запись задачи.
-
Было — ?
Продал — 4 ящ.
Осталось — 7 ящ.
-
Давайте выполним схематический чертеж к задаче. Что в задаче будет целым отрезком? (Ящики, которые были.)
-
Из каких частей будет состоять отрезок? (Из отрезка, обозначающего количество проданных помидоров, и отрезка, обозначающего количество оставшихся помидоров.)
-
Как найти длину всего отрезка? (Сложить длины его частей.)
-
Запишите решение задачи. (7 + 4 = 11 (ящ.).)
-
№ 3 (с. 28).
-
Что такое неравенство? (Запись, в которой есть знаки «больше» или «меньше».)
-
Какие неравенства верные? (12— 75 + 6,1029мм.)
№4 (с. 28).
Найдите закономерность и составьте еще по одному примеру в каждый столбик.
Решите примеры.
VII.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
VIII.Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке? Что на уроке было самым интересным? Что было трудным?
IX.Домашнее задание
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ УМЕНЬШАЕМОГО
1 — 2 КЛАССЫ
При решении задач на нахождение уменьшаемого, нужно к известному вычитаемому прибавить известный остаток. Получившаяся сумма и будет искомым уменьшаемым.
1) На стоянке было несколько машин. Когда 3 уехало, их осталось 4. Сколько машин было на стоянке?
2) В вазе было несколько груш. Когда 2 груши съели, их осталось 8. Сколько груш было?
3) В классе учились ребята. Когда 10 ребят заболели, их осталось 20. Сколько всего ребят училось в классе?
4) Мама дала Диме на покупку тетрадей деньги. Когда он истратил 15 рублей, у него осталось 10 рублей. Сколько денег ему дали?
5) У продавщицы были розы. Когда она продала 7 роз, у неё осталось 5. Сколько роз было у продавщицы?
6) В живом уголке было несколько белых кроликов. Купили ещё 7 серых, и стало всего 12 кроликов. Сколько белых кроликов было в живом уголке?
7) С катка домой ушли 7 мальчиков, а 6 мальчиков осталось кататься. Сколько мальчиков было на катке сначала?
На первый автофургон нагрузили половину шкафов, а на второй оставшиеся 8 шкафов. Сколько всего было шкафов?
9) На дереве сидели воробьи. 8 из них улетели. Сколько воробьёв сидело на дереве сначала, если их осталось 4?
10) Люба засушила несколько опавших листьев. 5 листьев она подарила подруге. После этого у неё осталось ещё 7 листьев. Сколько листьев засушила Люба?
11) Витя прочитал 9 страниц. Ему осталось прочитать ещё 9 страниц. Сколько страниц в книге?
12) Таня съела 5 клубничек, на тарелке осталось ещё 6 клубничек. Сколько клубничек было на тарелке?
13) Когда Игорь решил 13 примеров, ему осталось решить ещё 14 примеров. Сколько примеров нужно решить Игорю?
14) Когда из трамвая вышли 6 человек, в нём осталось 32 человека. Сколько человек было в трамвае?
15) Во время игры у хоккеистов сломались 5 клюшек. У них осталось ещё 9 клюшек. Сколько клюшек было у хоккеистов?
16) Когда из кувшина вылили 8 стаканов молока, в нём осталось 6 стаканов. Сколько стаканов молока было в кувшине?
17) Когда из вертолёта вышли 5 человек, в нём осталось 16 человек. Сколько человек было в вертолёте?
18) Юра подарил товарищу 12 значков и у него осталось ещё 29 значков. Сколько значков было у Юры?
19) Школьники поливали грядки. После того как они полили 8 грядок, им осталось полить 9 грядок. Сколько грядок должны были полить школьники?
20) После того как продали 36 кг огурцов, осталось продать ещё 17 кг. Сколько килограммов огурцов было в ларьке?
21) Для ремонта монтёр истратил 43 м проволоки. У него осталось ещё 17 м. Сколько метров проволоки было у монтёра?
22) В туристическом бюро продали 15 путёвок в Анталию и у них осталось ещё 67 путёвок. Сколько путёвок в Анталию было в туристическом бюро?
23) После того как из гаража уехало 19 машин, там осталось 24 машины. Сколько машин было в гараже сначала?
24) После того как из аквариума взяли 6 рыбок, в нём осталась 21 рыбка. Сколько рыбок было в аквариуме?
25) С дерева спустились 8 обезьянок, а 3 остались. Сколько обезьянок было на дереве?
26) Туристы прошли 25 км, им осталось пройти ещё 17 км. Чему равен весь путь туристов?
27) После того как у 5 щенков открылись глазки, 4 щенка остались ещё слепыми. Сколько щенков было у собаки?