Задиры цилиндра как исправить

Задиры в цилиндрах — неисправность, обусловленная износом двигателя и приводящая к ряду негативных последствий.

Такая проблема может привести к снижению мощности, ухудшению динамики, падению компрессии / давления в камере сгорания, вплоть до невозможности эксплуатации из-за повреждения.

Что такое задир в цилиндре (на поршне)

Это дефект, представляющий собой повреждение на стенке цилиндра или поршня. Появляется при уменьшении расстояния между этими элементами ниже допустимого уровня, из-за чего возникает контакт.

Они бывают продольными, вертикальными или хаотичными. Поражать весь цилиндр (поршень) или отдельные участки. 

В наиболее сложных случаях возникает клин поршня, что требует срочного ремонта двигателя.

Если говорить о небольших задирах, они бывают на многих авто и не являются чем-то необычным.

Задиры, как массовое явление

Последнее время проблема задиров получила массовое распространение. К этому привела политика производителей, направленная на уменьшение веса двигателя и снижения расхода топлива.

Как правило, проблема касается ДВС с небольшим литражом и турбиной. Они больше подвержены нагреву и, соответственно, риску появления дефектов.

Из-за снижения зазора и уменьшения слоя масла появляются задиры, которые в дальнейшем могут привести к серьезным повреждениям двигателя.

Причины

Для своевременной диагностики и предотвращения неисправности важно знать причины появления задиров.

К основным можно отнести:

  1. Неправильная обкатка двигателя сразу после покупки автомобиля. В этот период важно аккуратно обращаться с ДВС, избегать повышенной частоты вращения и перегрева.
  2. Ошибки при выборе поршней в процессе сборки. При монтаже тугого пальца поршня меняется конфигурация, а при нагреве поршень трется о стенки цилиндров. Это является причиной деформации.
  3. Попадание твердых элементов между стенкой цилиндра и движущимся поршнем.
  4. Низкое давление охлаждающей / смазывающей жидкости в двигателе.
  5. Расширение поршня в результате чрезмерного нагрева или недостаточного отвода тепла от ДВС. Причиной может быть загрязненный радиатор, из-за чего не обеспечивается полноценная циркуляция смазывающей жидкости. В результате смазка теряет свои качества и не обеспечивает ожидаемый результат.
  6. Дефицит / полное отсутствие моторного масла. В результате появляется трение, повышается температура, и возникает риск задиров.
  7. Низкое качество смазки и не своевременная его замена.
  8. Форсирование работы непрогретого двигателя, гоночный режим.
  9. Грубая расточка блока цилиндров и несоблюдение правильных зазоров.

Одной из ключевых причин являются механические повреждения. Мощность современных ДВС частично подавляется катализатором для соответствия нормам экологичности.

Как результат, повышается износ мотора и появляются задиры. Последние могут появиться также при попадании на цилиндр любых посторонних элементов или воды.

Признаки

Во избежание серьезного повреждения двигателя важно уметь своевременно определить проблему и принять меры по ремонту.

К наиболее распространенным симптомам стоит отнести:

  • посторонний шум, который не пропадает даже при достижении оптимального температурного параметра;
  • цокающий звук поршня из-за его перекоса;
  • уменьшение компрессии;
  • повышение «прожорливости» двигателя;
  • увеличение расхода смазки на угар.

Если вовремя не заметить или игнорировать эти признаки, со временем появляются стуки, а эксплуатация транспортного средства становится и вовсе невозможной.

Какие автомобили находятся в группе риска

При выборе «железного коня» важно понимать, какие авто находятся в группе риска с позиции появления задиров.

В эту группу можно включить:

  • малолитражки;
  • авто с турбированными двигателями;
  • машины, эксплуатируемые в условиях холодного климата, по бездорожью или разбитным дорогам;
  • авто, заправляемые низкокачественным топливом;
  • модели с двигателями-«миллионниками» БМВ;
  • машины Порше и другие спорткары, владельцы которых любят поездить «с огоньком» и т. д.

Для лучшего понимания рассмотрим основные моменты подробнее.

Эксплуатируемые в холодном климате

В зоне риска находятся машины, которые из-за региона проживания владельца часто эксплуатируются в мороз. Из-за низкой температуры прокладки разных узлов и устройств затвердевают.

Это приводит к ухудшению герметичности и риску попадания в цилиндропоршневую группу мелких частичек грязи, к примеру, песка.

В результате трения на поверхности появляются повреждения, а со временем и задиры.

Как результат, первое время происходит масляное голодание мотора, а с повышением частоты оборотов повышается вероятность появления задиров, а в будущем и стуков.

На бездорожье и разбитых дорогах

Эксплуатация в условиях частых вибраций приводит к тому, что хомуты на патрубках стираются или спадают. Например, это возможно на участке между заслонкой дросселя и воздушным фильтром.

Если происходит такая ситуация, в двигатель снова засасывается мелкий сор. Результатом является появление задиров.

Езда с огоньком

Негативное влияние на двигатель оказывает и резкий стиль вождения. В частности, резкие старты на светофоре могут привести к недостаточной смазке двигателя из-за продолжительного простоя и стекания масла в поддон.

Результат в этом случае стандартный — быстрый нагрев, дефицит масла и износ.

Можно ли ездить

Задиры могут быть разными и, соответственно, могут индивидуально влиять на работу двигателя. Одни являются полностью безопасными для мотора, а вторые могут негативным образом повлиять на его работу.

Классические задиры появляются при дефиците масла, когда между стенкой цилиндра и поршнем недостаточно смазки.

Появление таких дефектов не влияет на работоспособность двигателя и позволяет продолжать эксплуатацию в обычном режиме.

Как определить, методы диагностики

Первые признаки появления задиров в цилиндрах — не повод паниковать. Для начала необходимо убедиться, что речь идет именно о такой неисправности.

Это можно сделать с помощью эндоскопа или АГЦ. Кратко рассмотрим особенности каждого из вариантов проверки.

Эндоскопом

Один из способов проверки двигателя — осмотр его внутренних элементов с помощью специальной камерой с дополнительной подсветкой.

Изображение выводится с камеру собственного экрана или дисплей смартфона.

Процесс проверки проходит в несколько этапов:

  1. Охлаждение двигателя.
  2. Откручивание свечей зажигания.
  3. Погружение зонда эндоскопа через свечной колодец.
  4. Проверка цилиндров на факт задиров и получение выводов специалиста.

Особенность метода состоит в том, что можно получить реальные данные о неисправности.

Кроме того, по состоянию внутренних элементов легко оценить правильность показаний. Стоимость процедуры на СТО составляет от 4000 рублей.

Метод АГЦ

Термин «АГЦ» расшифровывается как «Анализатор Герметичности Цилиндров».

С помощью прибора измеряется два параметра.

Р1- полный вакуум

Этот параметр показывает наличие и объем утечки смазки через клапаны ДВС, прокладку головки блока цилиндра или поврежденное дно поршня.

В зависимости от величины можно принимать решение об исправности гильзы цилиндра.

Р2 — остаточный вакуум

По этому показателю можно судить о факте утечки через поршневые кольца.

Кроме того, Р2 позволяет оценить уровень износа, факт повреждения колец, задиры поршней, потерю упругости колец и иные неисправности.

При измерении Р2 необходимо нажать на кнопку сброса, удерживать ее в течении двух-трех секунд, а после этого проверить параметр.

Все измерения проводятся без разборки мотора через отверстия форсунок / свечей в момент прокрутки стартера или пускового девайса.

Многие параметры необходимо анализировать в комплексе. К примеру, пневматическая плотность закрытия клапанов и наличие трещин в дне поршня в головке ГБЦ влияет на отношение Р1/Р2.

Если параметр опускается ниже допустимого, это позволяет определить поломки в клапанах и трещины в деталях, износ или другие нарушения.

Для получения точных результатов используется специальная диаграмма.

Задиры в цилиндрах на Киа Рио, Спортейдж, Хеднай IX 35

Владельцы автомобилей Киа Оптима, Спортейдж, Соната и IX35 регулярно сталкиваются с проблемой задиров. Проблема касается машин, выпущенных в период с 2011 по 2014 годы.

За это время продано свыше 100 000 автомобилей, которые разошлись по всему миру. При этом сама проблема обнаруживается не сразу, а при достижении пробега 50 000-70 000 км.

Сам мотор представляет собой совместный продукт компаний Киа, Крайслер и Митсибиси. Он создан еще в 2005 году, и сразу пошел в серию.

Интересно, что проблемы касаются не всей линейки, а версии Theta2. Это значит, что причиной задиров является какая-то конструктивная особенность, не характерная для машин из США и Японии.

Выходит, что в Южной Корее просто допустили ошибку и выпустили бракованную версию уже готового двигателя. Если говорить о причинах задиров, их несколько.

Попадание твердых элементов внутрь авто

В рассмотренных выше марках авто гарантия на катализатор всего 1000 км, после которых производитель не гарантирует его целостность.

В процессе эксплуатации соты могут разрушаться, и их элементы попадают в двигатель.

Дефицит / нехватка масла

Если говорить о причинах проблемы в моторах G4KD, дефицит масла — одна из основных версий.

Это обусловлено слабым насосом, который при работе на холостом ходу создает давление, не превышающее 0,5 атм. Еще одним минусом является отсутствие масляных форсунок.

При начале движения водитель жмет на газ, и первое время мотор работает почти без масла. Как результат, появляются задиры.

Кроме того, в холодную погоду вязкость увеличивается, что создает дополнительные проблемы.

До прогрева смазки двигатель работает, по сути, на износ. Это, в свою очередь, приводит к повреждению зеркал цилиндра или юбки поршня.

Читайте также:

Перегрев

В ситуации с двигателем G4KD нельзя исключать и перегрев. Многие специалисты сходятся во мнении, что это главная причина неисправности для указанного мотора. Это легко объяснить.

При этом выделяется несколько объяснений, почему появляются задиры из-за дефицита масла:

  1. Короткая юбка, что может привести к отклонению по вертикали.
  2. Высокая мощность при небольшом объеме мотора.
  3. Легкий поршень с меньшей теплоемкостью и более быстрым нагревом.

Получается, что в моторе небольшой мощности сгорает большой объем горючего. Как результат, двигатель перегревается.

Охлаждающая жидкость отводит тепло от цилиндра, поэтому с ним проблемы возникают редко.

Как только определенная температура достигнута, зазор пропадает и поршень царапает стенку цилиндра.

Не удивительно, что задиры на G4KD, как правило, появляются снизу. При этом глубина может достигать 0,5 мм.

Что делать, и как убрать задиры в цилиндрах

Всего выделяется два базовых способа, позволяющих устранить проблему с задирами.

Кратко рассмотрим их особенности:

  1. Гильзовка. Применяется при наличии глубоких повреждений. Суть состоит в расточке полости цилиндров и установке специальных гильз из стали. Назначение последних состоит в восстановлении геометрией и размером. Расходы на восстановление мотора — от 80 до 120 т. р.
  2. Расточка. Этот способ ремонта применяется в более редких случаях. Для восстановления применяются специальные поршни, имеющие на 250-300 процентов большую стоимость. Такой метод хорош при неглубоких задирах. В ином случае расточка вообще не имеет значения из-за небольшой толщины цилиндра.
  1. Замена поршней, колец и пальцев. Это решение подходит для случаев, когда осмотр / обмер цилиндров не показал серьезных отклонений от заводских требований.
  2. Ревизия основных элементов. Если причина неисправности — перегрев, выполняется восстановление следующих устройств: термостат, водяной насос, радиатор и прочие.
  3. Замена катализатора. При проблемах с этим устройством нужно поменять саму деталь и поставить обманку для имитации работы.
  4. Установка нового EGR клапана. В случае его износа нужно поменять деталь или поставить заглушку во избежание проблем с впускной системой.

Присадки

Для защиты двигателя и борьбы с задирами применяются специальные присадки. Современный рынок предлагает множество вариантов.

«Супротек Актив Плюс»

Специальный состав, выпущенный компанией Suprotec (РФ). По своим характеристикам средство не уступает аналогам из США и Европы.

Принцип действия построен на создании металлизированного слоя, поддерживающего пленку на поверхности и исключающего риск дефицита масла.

Инструкция по применению:

  1. Прогрейте мотор до рабочей температуры и заглушите.
  2. Перемешайте содержимое, чтобы смешать осадок с основной жидкостью.
  3. Налейте один флакон в горловину для заливки масла. Если объем смазки больше 7 л, нужно использовать Аква Премиум (еще один продукт производителя).
  4. Покатайтесь в течение 20-25 минут в обычном режиме, после чего можно пользоваться авто по полной.

Особенности полной обработки зависят от пробега машины.

  1. Заливка одного флакона присадки.
  2. Поездка до очередной замены масла.
  3. После замены использование еще одного флакона Супротек Актив Плюс.
  4. Эксплуатация автомобиля в обычном режиме.
  1. Выполнение с первого по четвертый шаг.
  2. Замена масла / фильтра.
  3. Использование еще одного флакона Супротек Актив Плюс.

Maximum с ревитализантом 1 Stage

Специальное средство от компании XADO, представляющее собой атомарный кондиционер металла, предназначенный для улучшения характеристик двигателя.

Также повышает компрессию, нормализует давление в системе и улучшает смазывающие свойства.

Процесс применения имеет следующий вид:

  1. Убедитесь, что температура не меньше +25 градусов Цельсия.
  2. Прогрейте мотор до рабочей температуры.
  3. Встряхните емкость.
  4. Добавьте жидкость в двигатель через отверстие для заливки масла.
  5. Запустите мотор и дайте ему поработать три-пять минут на холостых оборотах.

Рекомендуется для применения в комплексе с маслом Хадо Атоми Оил и кондиционером металла АМС High Way.

Resurs

Присадка, которая сразу после попадания в двигатель начинает действовать и улучшает характеристики силового агрегата.

В состав средства входят элементы меди, серебра и справа олова, которые покрывают поверхность специальной пленкой.

Присадка подходит для всех типов смазки, а необходимый объем зависит от показаний на одометре и объема масла в моторе.

Рассмотрим основные варианты:

  1. Для 3-5-литровых моторов необходимо заливать 1 л при пробеге до 100 000 км и 2 л в остальных случаях.
  2. В ситуации с 6-10-литровыми силовыми агрегатами необходимо использовать 2 л при наличии на одометре показателя до 100 000 км и 3 л в остальных ситуациях.
  3. Для 10-12 литровых моторов с пробегом до 100 000 км нужно 3 л, от 100 до 170 т. км — 5 л, а все, что выше — 6 л.

Во избежание подделок важно смотреть, чтобы на торце упаковки была надпись ВМП Авто.

Этот символ свидетельствует о производителе и подтверждает оригинальность продукции.

Molygen Motor Protect

Современная присадка, изготовленная на базе органического соединения и вольфрама.

После добавления в масло двигателя происходит формирование мощной пленки, которая надежно защищает от трения и перегрузок.

Рассмотренные выше присадки — далеко не единственные на рынке. По желанию можно найти и другие средства, которые помогают в борьбе с задирами и повышают ресурс двигателя.

Но стоит учесть, что большая часть таких присадок применятся для профилактики и не эффективна при глубоких повреждениях.

В последнем случае могут потребоваться шаги, которые упоминались выше.

Для удобства приведем признаки, причин и решения в ситуации с появлением задиров на поршнях / стенках цилиндров.

Симптом

Неисправность

Что делать

Сильный стук вне зависимости от режима движения

Изношенные цилиндры / поршни на глубину более чем 0,5 мм.

Монтаж гильз / расточка цилиндров

Стук на холодном моторе при нагрузке

Первый этап износа

Добавление в смазку двигателя присадки.

Незначительный сток в холодном двигателе, который уходит после нагрева

Дефицит смазки в моторе

Добавление присадки в масло

Сильный сток в холодном моторе, иногда во время движения

Износ цилиндров / поршней на глубину до 0,5 мм.

Монтаж гильз или выполнение расточки для монтажа ремонтных поршней

Профилактика

Для защиты двигателя от неисправностей и дальнейшей экономии денег на ремонте.

Следуйте простым рекомендациям:

  1. Обслуживайте автомобиль только в лидерском центре и меняйте запчасти по гарантии.
  2. Обрабатывайте двигатель с помощью специальных присадок. Доступные варианты рассмотрены выше.
  3. Уменьшите интервал замены масла с 15 до 10 тыс. км. При этом используйте масло, которое рекомендовано заводом-изготовителем.
  4. Эксплуатируйте автомобиль в сильный мороз по минимуму и дожидайтесь нагрева двигателя перед каждой поездкой.
  5. Не грузите сильно ДВС, пока он не нагреется до рабочего параметра.
  6. Откажитесь от продолжительного движения на высокой скорости.
  7. Не допускайте повышения температуры охлаждающей жидкости выше нормы.
  8. Используйте неэтилированный бензин и исключите «перелив» форсунок, что может быть чревато для решетки катализатора.
  9. При необходимости ремонта двигателя отдавайте предпочтение только проверенным СТО, где имеется специальное оборудование и квалифицированный персонал.
  10. После ремонта мотора рекомендуется придерживаться режима обкатки и избегать больших перегрузок. Это особенно актуально для поездок на холодном двигателе.
  11. По возможности меняйте антифриз раньше срока, чтобы избежать его загрязнения. Иногда полезно промыть радиатор под струей воды для удаления пуха, насекомых и другого мусора.
  12. Следите за состоянием катализатора, который может повредиться из-за применения низкокачественного бензина или при злоупотреблении эксплуатацией по пересеченной местности.
  13. Протирайте свечные колодцы при замене свечей, ведь при вкручивании новых песок и грязь попадают в двигатель.
  14. Убедитесь, что во время ТО установлен новый воздушный фильтр хорошего качества. В ином случае уплотнитель может плохо прилегать к краям корпуса, из-за чего внутрь может попасть загрязнение.

Усовершенствование поршней

Из вышеизложенного материала стало понятным, что задиры появляются, когда поршень перемещается в цилиндре на сухую. Т.е. в пространство между этими деталями по разным причинам не поступает смазка.

Что Вы думаете про данный метод? Пишите в комментариях.

Заключение

Задиры в цилиндрах — распространенная проблема, которую многие автовладельцы по ошибке игнорируют и не замечают признаков неисправности.

Но лучше не дожидаться появления повреждений, а использовать специальные присадки и следовать советам в статье.

Это дешевле, чем делать гильзовку / расточку или, что еще хуже, менять двигатель из-за его повреждения.

  • 1. Что это такое
  • 2. Почему мы часто сталкиваемся с задирами
  • 3. Типичные признаки
  • 4. Причины неисправности
  • 5. Кто попадает в группу риска
    • 5.1. Любители ездить по бездорожью
    • 5.2. Водители из северных регионов
  • 6. Можно ли ездить с задирами
  • 7. Диагностика неполадок
    • 7.1. Анализатор герметичности цилиндров
    • 7.2. Эндоскоп
  • 8. Как ликвидировать задиры
  • 9. Выводы

Что делать с задирами на цилиндрах

Цилиндропошневая группа (ЦПГ) — самая уязвимая часть двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Недостаток масла и перегрев приводят к образованию задиров на цилиндрах. Это снижает компрессию, выхлопные газы прорываются в картер, топливовоздушная смесь (ТВС) сгорает не до конца. Растет расход бензина или солярки. Водитель чувствует сильное падение мощности мотора. Расскажем о том, почему появляются задиры, что с этим делать и как не допустить рецидива.

Что это такое

Задиры в автомобильном двигателе — дефекты зеркала цилиндра или юбки поршня. Появляются из‐за механического повреждения, которое вызвано возросшей силой трения, нарушением ориентации деталей относительно друг друга. Если говорить простыми словами, на металле образуются царапины: вертикальные, горизонтальные и смешанные. Вот как это выглядит на совмещенном фото:

В норме юбка поршня не соприкасается с внутренней поверхностью цилиндра. Но при нарушении фаз газораспределения, в случае закоксовки поршневого пальца и колец происходит столкновение. Зеркало никогда не бывает идеально гладким. Не стоит считать проблемой микроскопические царапины. Надо бить тревогу только когда видите глубокие борозды.

Почему мы часто сталкиваемся с задирами

В последние годы в автосервис зачастили водители, у которых проблема с поршневой. Основная целевая группа — владельцы машин с короткоходными силовыми агрегатами. Автомобильная промышленность не стоит на месте. Производители постоянно работают над облегчением массы моторов и снижением уровня потребления горючего. Побочный эффект от таких экспериментов — рост температуры в камере сгорания. Детали ЦПГ перегреваются, что приводит к образованию задиров на цилиндрах.

Еще одна проблемная категория — малолитражки и авто с турбированными двигателями. Причина все та же. Это высокая температура. Моторное масло, особенно «минералка» не может справиться с высокими нагрузками, пленка на деталях поршневой становится тонкой. Сила трения увеличивается в разы. Металл начинает разрушаться. Вот как это выглядит на фото:

Если вы эксплуатируете машину с короткоходовым или турбированным силовым агрегатом, советуем не использовать на практике агрессивную манеру вождения. Педаль газа в пол — не лучший выбор. Поршень с короткой юбкой может биться о зеркало цилиндра.

Типичные признаки

Важно своевременно провести диагностику и устранить дефекты. В противном случае может заклинить поршень. Если заметили хотя бы один признак образования задиров в цилиндрах, стоит задуматься. Вот список:

  • «цокот» поршня из‐за нарушения пространственной ориентации;
  • снижение уровня компрессии;
  • увеличение расхода топлива;
  • большой «жор» масла.

К цокающим звукам порой добавляется стук, который нельзя спутать с тем, что издают клапана с большими зазорами или неисправными гидрокомпенсаторами. Посторонний шум слышен «на холодную» и «на горячую». Не советуем игнорировать признаки возникновения задиров в автомобильных цилиндрах.

Причины неисправности

Иногда водители сами создают себе проблемы. Приведем типичный пример. Один из наших клиентов приехал в автосервис спустя месяц после самостоятельной замены поршневой. Он неправильно выбрал новые поршни. В результате пальцы зашли максимально туго. При каждом нагреве поршень клинил в одном положении из‐за температурного расширения металла. Юбка терлась о зеркало, образовались задиры на новом поршне. Пришлось проводить дефектовку мотора и заново менять поршневую, растачивать гильзы цилиндров.

Движок наиболее уязвим в период обкатки. Поэтому после замены поршневой или при покупке машины с конвейера нужно ездить максимально аккуратно. Для полноценной обкатки надо проехать 3-5 тысяч километров. За это время детали притрутся, останется отрегулировать зазоры в газораспределительном механизме (ГРМ). Вот список факторов, провоцирующих задиры в автомобильных цилиндрах, и причины:

  1. Неисправность системы охлаждения. Это может быть утечка тосола через помпу или отверстия в патрубках, шлангах. Грязный радиатор и сломанный термостат тоже могут стать катализаторами.
  2. Утечка или недостаток моторного масла. При низком давлении в системе смазка не образует на поверхности деталей стойкую пленку. Увеличивается сила трения, металл деформируется.
  3. Попадание абразива в камеру сгорания. Пыль и мелкие камни порой попадаются в плохом топливе на безымянных заправках. Абразив забивается в пространство между цилиндром и поршнем.
  4. Агрессивный стиль вождения. Городская машина в гоночных условиях живет недолго. Особенно вредно газовать, с места утапливать педаль газа в пол сразу после запуска холодного двигателя.

Желание отремонтировать авто своими руками не всегда реализуется идеально. Приведем типичный пример. Один из клиентов отдал блок цилиндров на расточку частному мастеру из ближайшего гаражного кооператива. После окончания работ вместо гладкого зеркала на внутренней поверхности появились хорошо различимые продольные борозды. Если собрать движок с такими дефектами, сильные задиры на расточенных цилиндрах гарантированы.

На автомобильных форумах ходят слухи о том, что поршневая разлетается из-за кусочков сот катализатора, которые из выхлопа каким-то образом попадают в ЦПГ. В большинстве случаев обломки нейтрализатора чисто физически не способны залететь в систему питания. Поток отработанных газов движется в противоположном направлении. Но есть исключение — моторы с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Абразив может попасть в цилиндр вместе с газами для дожига.

Кто попадает в группу риска

Есть автомобили, которые больше остальных подвержены риску появления задиров на всех цилиндрах. Первыми в «расстрельный список» попадают машины, предназначенные для гонок, а не комфортного движения по городским улицам. Это спорткары вроде Porsche или Jaguar.

Водители выжимают из своих «железных коней» все соки. Даже спортивные моторы не выдерживают максимальных темпов работы. Есть и другие кандидаты:

  • автомобили с малым объемом двигателя;
  • машины с турбированными моторами;
  • BMW, перешагнувшие отметку в 1 млн км.

Плохие условия эксплуатации, холодный климат фатально сокращаю ресурс силовых агрегатов.

Любители ездить по бездорожью

В последние годы состояние дорожного покрытие в России улучшилось. Но в глубинке до сих пор попадаются ямы глубиной до 20 см. При движении по кочкам страдает ходовая. Но это полбеды. Из‐за постоянной вибрации расслабляются соединения системы охлаждения и питания. Через отверстия уходит антифриз, в воздушную магистраль подсасывает воздух с пылью, который идет мимо фильтра. Недостаток тосола и избыток абразивов не лучшим образом влияют на работу силового агрегата.

Перегрев и большая сила трения делают свое дело. Появляются все симптомы образования задиров на поршнях и зеркалах цилиндров. Водителям при движении по «пересеченной местности» советуем регулярно следить за состоянием зажимных хомутов и прочих соединений.

Водители из северных регионов

Мороз причиняет массу неудобств водителям. Если столбик термометра опускается ниже -50 °C, автомобильная резина приобретает квадратную форму. В якутском селе Оймякон температура зимой опускается до -64 °C. При таких условиях все сальники в двигателе становятся «дубовыми», перестают выполнять уплотняющие функции. Начинается утечка масла и антифриза. Смазка после холодного пуска не успевает проникнуть в каналы магистрали, ЦПГ работает на износ.

Со временем из-за масляного голодания поршень начинает соприкасаться с цилиндром. Результат — образование задиров в бензиновом и дизельном двигателе. Советуем использовать прокладки из морозостойкой резины. Им не страшны низкие температуры вплоть до -150 °C. От холода страдает аккумулятор. Его приходится постоянно заряжать и менять электролит в банках.

Можно ли ездить с задирами

Если дефекты минимальны и пока не влияют на общую работоспособность силового агрегата, можно продолжать эксплуатацию. Когда борозды достигли таких размеров, что снизилась компрессия в моторе, пора заняться диагностикой и ремонтом. Настораживающие симптомы: громкий «цокот» и стук, фатальная потеря динамики, мощности. Если движок не тянет под горку, значит дефекты стали угрожающими.

Советуем не откладывать ремонт на потом. Лучше загнать автомобиль на станцию технического обслуживания (СТО) заранее. В этом случае понадобится лишь замена поршней и легкая шлифовка зеркала цилиндров. Если двигатель заклинит, придется менять всю поршневую и некоторые детали ГРМ.

Диагностика неполадок

Нельзя определить неисправность на слух. За цокающие звуки можно легко принять обычный стук клапанов, характерный в период прогрева силового агрегата. Если у водителя мало опыта, понадобится оборудование. Тогда получится выполнить диагностику своими руками.

Анализатор герметичности цилиндров

Прибор типа АГЦ позволяет на ранних стадиях выявить неполадки деталей цилиндропоршневой группы. Для диагностики не надо разбирать мотор. Достаточно зафиксировать оборудование в свечном колодце или в месте установки топливных форсунок на дизельном моторе.

В отличие от стандартного компрессометра, прибор дает результаты, пригодные для постановки «диагноза». Лучше проводить замеры «на горячую». Надо перекрыть подачу топлива и прокрутить коленвал стартером. Хватит 5 полных оборотов. АГЦ измеряет два параметра:

  1. Р1 — полный вакуум. Дает сведения об уровне износа цилиндра, состоянии плотности между седлом и клапаном.
  2. Р2 — остаточный вакуум. Указывает на степень деградации поршневых колец: компрессионных и маслосъемных.

Для измерения Р1 устанавливают редукционный комбинированный клапан, включают стартер, записывают результат. Потом для получения параметра Р2 меняют клапанный узел на вакуумный и повторяют весь цикл. Вот как выглядит интерпретация результатов для бензиновых моторов, работающих на топливе с октановым числом 92–95:

Пользоваться таблицей легко. Достаточно найти точку пересечения на графике. Простой пример. Пусть Р1 равен 0,5 и Р2 0,6. Значит в двигателе проблема с компрессией. Причиной могут стать не только трещины, но и задиры на автомобильных цилиндрах. Метод приблизительный. Он не указывает на причину со стопроцентной вероятностью. Второй способ куда точнее.

Эндоскоп

Лучше один раз увидеть, чем сто раз пытаться диагностировать поломку с помощью АГЦ-2. Миниатюрная камера с подсветкой на гибком кронштейне способна проникать в самые труднодоступные места. Не надо разбирать двигатель. Достаточно открутить свечу зажигания или накаливания, вытащить топливную форсунку на дизеле. Потом надо установить поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ) и ввести эндоскоп. Картина сразу прояснится. Видео можно выводить прямо на экран смартфона:

Приборы с дисплеем в комплекте стоят дороже, поэтому нет смысла переплачивать. Только состояние юбки поршня вряд ли удастся проверить. Но если дефекты есть на зеркале гильзы, то на поршне они тоже появятся.

Как ликвидировать задиры

Проблему с дефектами можно решить, для этого есть пара способов. Вот как можно убрать следы задиров в цилиндре:

  1. Расточка. Если деформации зеркала незначительны, можно провести расточку, но придется ставить поршни с большим диаметром.
  2. Гильзовка. Полная замена гильзы на новую. Метод подходит в случаях, когда расточка не способна дать значимых результатов.

Других вариантов нет. Если удалось диагностировать проблему, без полного разбора мотора и замены поршневой не обойтись. Чтобы не доводить до предела, стоит постоянно следить за состоянием системы охлаждения, вовремя доливать и менять моторное масло. Владельцы авто с EGR на борту должны помнить о том, что части разрушенного катализатора могут попасть в камеру сгорания.

Выводы

Диагностировать образование задиров можно своими руками. Для этого подойдет эндоскоп. С анализатором герметичности много мороки, да и результаты не точные. Но ремонт с заменой гильз и ЦПГ — сложная задача. Поэтому советуем обратиться с проблемой в автосервис. Мы приводили пример с «кривой» расточкой от гаражных мастеров. При проведении самостоятельных работ есть риск испортить новые детали и заплатить двойную цену. Опытные мастера на СТО не допускают ошибок. Они делают все быстро и гарантируют результат.

При износе цилиндропоршневой группы наступают негативные изменения в работе двигателя. Он начинает терять мощность, динамику, падает компрессия в цилиндрах и давление в системе смазки. Вырастает расход топлива и угар моторного масла, что требует ремонта двигателя.

При разборке двигателя на зеркале цилиндров и теле поршней можно заметить следы задиров, о причинах их появления и возможности ремонта, мы постараемся разобраться в этой статье.

На фото: задиры в цилиндре

На фото: задиры в цилиндре

Задиры могут иметь как механическую, так и температурную природу своего появления.

Причины задиров на теле цилиндров:

• Механические повреждения;

• Температурный перегрев деталей;

• Малый уровень масла в поддоне двигателя;

• Несоблюдение технических условий при проведении расточки блока цилиндров;

• Неправильный подбор поршней при сборке двигателя.

Механические повреждения

Современные моторы «задушены» экологическими нормами, для сохранения окружающей среды от выделяемых ими вредных выбросов. Это в свою очередь, заставляет производителей двигателей изобретать различные приспособления, чтобы моторы соответствовали нормам экологии.

Один из таких приборов в автомобиле, это катализатор, служащий для догорания несгоревшего топлива в цилиндрах. Внутри прибора находится кристаллическая решетка из керамики, либо другого материала. При использовании низкооктанового или низкосортного бензина, решетка начинает разрушаться, что приводит к ее оплавлению или раскрашиванию.

Разрушенный катализатор

Разрушенный катализатор

В свою очередь, современные двигатели (большая их часть) оснащены клапаном EGR, в одну из задач которого входит направлять часть выхлопных газов обратно в пусковую систему. При заборе газов клапан захватывает пыль и мелкие частицы от разрушенной керамической решетки катализатора и подает это во входной тракт двигателя.

Подобный микс с топливом и мелкими частицами керамики выполняет роль абразива, вызывая интенсивный износ цилиндропоршневой группы, приводя к задирам на зеркале цилиндров и теле поршней.

Задир может быть вызван и при попадании на тело цилиндра частиц нагара, воды или любых твердых частиц.

Температурный перегрев

При проблемах с системой охлаждения, когда повышается температурный режим, могут также появиться задиры в поршневой группе. Особенно подвержены крайние цилиндры блока, где по краям узкий проход для охлаждающей жидкости, а также на моторах, где нет прохода жидкости между цилиндрами внутри блока.

Задиры в цилиндре двигателя 2.0 G4KD Hyundai ix35

Задиры в цилиндре двигателя 2.0 G4KD Hyundai ix35

Недостаточный уровень масла

Появление задиров в поршневой группе может быть вызвано и низким уровнем масла в поддоне двигателя. Это объясняется тем, что не полностью создается «облако» масляного тумана в цилиндре из-за нехватки масла, что ведет к увеличению температуры в паре трения цилинд-поршень и появлению задиров.

Низкое качество масла или несоответствие его рекомендуемой вязкости приводит к закоксовыванию поршневых колец и как следствие, образованию рисок и задиров.

Грубая расточка блока цилиндров

При несоблюдении выдерживания необходимых зазоров между зеркалом цилиндра и поршнем, после сборки и запуска двигателя могут появиться задиры. Это вызвано тем, что после прогрева двигателя юбка поршня расширяется и начинает задевать зеркало цилиндра всей своей плоскостью, из-за малой величины зазора на расширение.

Неправильный подбор поршней для сборки мотора

Подобная ситуация может возникнуть и при замене поршней, когда приобретена неправильная группа поршней и поршневых пальцев, из-за неопытности автовладельца, выполняющего самостоятельный ремонт двигателя.

На фото: поршень в цилиндре

На фото: поршень в цилиндре

При установке тугого поршневого пальца изменяется конфигурация поршня (он по сути деформируется), что отразится после сборки двигателя. После запуска и нагрева мотора, поршня нагреются и начнут задевать за стенки цилиндров увеличенным местом контакта, за счет их деформации. В подобных случаях двигатель вообще может заклинить, что приведет к повторному и более дорогостоящему его ремонту либо замене.

Неисправность может быть вызвана и недостаточным зазором в замках колец, а также при сильном износе или поломке поршневых колец.

Способы ремонта

В зависимости от того, где появились задиры, на теле поршней или зеркале цилиндров, производится либо расточка цилиндров, либо их гильзование с установкой ремонтных поршней.

Расточка блока цилиндров

Расточка блока цилиндров

Если же после обмера и осмотра цилиндров, они удовлетворяют всем требованиям заводских допусков, то производится только замена поршней, пальцев и поршневых колец.

Новые поршни и пальцы

Новые поршни и пальцы

В случаях, когда неисправность связана с перегревом, производится ревизия и ремонт системы охлаждения с заменой изношенных элементов, таких как радиатор, помпа, термостат.

При проблемах с катализатором, его заменяют или удаляют сам катализатор и устанавливают обманку, имитирующую его работу. Клапан ЕГР, при его сильном износе также заменяют или ставят специальные заглушки, для исключения его негативной работы из системы впуска.

Еще пару слов

Из вышеизложенного материала напрашивается вывод. Всегда своевременно заменяйте моторное масло, предписанное производителем и следите за его уровнем при эксплуатации. Не допускайте повышения температуры охлаждающей жидкости, что приведет в итоге к сложному и дорогостоящему ремонту силового агрегата.

Для продления работы катализатора используйте только неэтилированный бензин и не допускайте «перелива» форсунок, что также опасно для решетки катализатора.

В случае необходимости ремонта мотора, отдавайте предпочтение проверенным автосервисам, где работают опытные мотористы и есть все необходимое оборудование для ремонта.

После ремонта двигателя рекомендуется эксплуатировать его в режиме обкатки, не допуская больших нагрузок, особенно при непрогретом двигателе.

Задиры в цилиндрах появляются мгновенно. Единственная причина возникновения задиров в цилиндрах – это отсутствие пленки на стенках цилиндра и прямой контакт металл-металл. А почему так происходит причин несколько.

Пуск после стоянки с быстрой нагрузкой на мотор без прогрева.
Масляное голодание.
Гоночный стиль езды
Пониженное давление масла. Забитый масляный фильтр.
Поддельное масло.
Масло потеряло свойство. Превышение интервалов между заменами.

Как избавиться от задиров в цилиндрах с малыми потерями?
Способов несколько, но не много. 1 – кап ремонт с расточкой цилиндров или гильзовкой и заменой колец и скорей всего поршней т.к. задиры часто так же появляются на юбке поршня. 2 — применить ремонтно восстановительные составы.Первый вариант избавления от задиров в цилиндрах расписывать нет смысла. И так все понятно. Рассмотрим более подробно избавление от задиров с помощью ремонтно восстановительных составов AWS.

Уже много где, в том числе и на сайте aws-russia.ru расписан принцип действия AWS. Напомним лишь, что он предназначен для восстановления изношенных пар трения за счет образования металлокерамического слоя прочностью 52 кг мм/кв. Составы AWS не имеют абразивных свойств. Поэтому какого-либо процесса шлифовки пар трения не происходит. Задиры в цилиндрах составы AWS не истребляют, зато на 100% эффективно покроют задиры тем самым слоем металлокерамики. Визуально задиры остаются, но контакта с ними не будет т.к. они остаются под прочным слоем. Да и в принципе после обработки составами AWS контакт металл/металл отсутствует. В связи с чем любой обработанный мотор застрахован от появления задиров при возникновении условий их образования.

AWS приобрел популярность среди автовладельцев благодаря их распространенной проблеме образования задиров в цилиндрах. Мы их понимает. Мало у кого есть желание перебирать такой мотор и получить дыру в бюджете, если есть способ нейтрализовать контакт с задирами за копейки.

Вывод делать Вам. Наша задача предложить альтернативу. Но хотим сразу обратить внимание на скептиков, которые принимают только радикальные методы избавления от задиров с помощью капремонта и будут Вам на форумах писать, что все эти составы «мертвому припарки». Такие советы дают только дилетанты, кто сам не сталкивался с проблемой как Вы или просто не знал о существовании такого способа решения проблемы, иначе бы непременно воспользовался AWS.

В заключении прикладываем результаты голосования среди тех владельцев авто, которые не знали о технологии AWS и устраняли задиры в цилиндрах с помощью капремонта.

Если бы Вы знали о существовании технологии AWS, какой способ устранения задиров Вы бы предпочли?
За капремонт – 2,3%
За составы AWS – 97,7%

Отзывы клиентов о составах AWS

Наша страница на DRIVE2:

Главная > Задиры в цилиндрах двигателя: причины появления и способы устранения

Задиры в цилиндрах двигателя: причины появления и способы устранения

Дефекты цилиндропоршневой группы на современных автомобильных моторах стали явлением массовым и распространенным. Глубокие задиры в двигателях появляются даже при сравнительно небольшом пробеге и быстро прогрессируют, что негативно сказывается на его динамических характеристиках и эксплуатационных качествах. При этом существенно увеличивается угар масла, падает компрессия и возрастает расход топлива.

Задиры в двигателе

Длительное использование автомобильного двигателя с такими повреждениями поршневой группы приводят к крайне тяжелым последствиям. Один из возможных исходов – выход из строя силового агрегата и необходимость дорогостоящего ремонта. При этом запас прочности у современных автомобильных моторов низкий, а значит и ресурс, существенно меньше, чем у их аналогов выпуска 80-х – 90-х годов прошлого века.

Задиры цилиндропоршневой группы – описание дефекта

В автомобильных силовых агрегатах имеется большое количество пар трения, которые ко всему прочему работают в очень жестких условиях высоких температур и давлений. При этом наибольшая площадь соприкосновения между неподвижными поверхностями цилиндров и элементами поршней, совершающимися возвратно-поступательные перемещения. Контакт происходит через три стальных кольца и юбку цилиндра.

Задиры в двигателе

Для уменьшения трения рабочие поверхности смазываются моторным маслом, которое попадается на стенки цилиндров за счет разбрызгивания. При этом внутреннее зеркало хонингуется, на него в процессе изготовления наносятся поперечные риски глубиной до 0,05 мм для лучшего удержания смазки. Обычно блок цилиндров изготавливается из чугуна или стали, а поршни из сравнительно мягкого алюминия.

Одним из главных признаков появления задиров в цилиндрах является снижение компрессии. Эти дефекты представляют собой видимые царапины на зеркале, параллельные ходу поршней. Они различаются по глубине, размерам и расположению внутренних поверхностях. Некоторые из них достаточно крупные, другие едва заметно и практически не оказывают влияния на работу двигателя. Со временем их количество и размеры увеличивается, что приводит к серьезным неисправностям мотора.

Задиры как распространенное явление

Российские автовладельцы сталкивались с такими проблемами на машинах отечественного производства с пробегом свыше 100 тыс. км. Когда появлялись задиры в цилиндрах, вопрос что делать обычно решался расточкой под ремонтный размер. При этом устанавливались поршни увеличенного размеры и соответствующие кольца.

Задиры в двигателе

Дефекты на сравнительно новых двигателях стали массово проявляться на многих машинах южнокорейского производства. Глубокие задиры в цилиндрах Киа Спортейдж 3 стали неприятным сюрпризом для российских и иностранных автовладельцев. При этом подобные ситуации получают все больше распространение, следы преждевременного износа отмечались на следующих моторах:

  • G4DK (коммерческое название Theta 2).
  • Линейка двигателей BMW M60, N62 и N
  • Серия бензиновых силовых агрегатов M48.00, M48.50, M48.51 и M48.70 для автомобилей Porsche Cayenne.

Часто образуются задиры в цилиндрах Хендай IX35 и симптомы при этом появляются с некоторым запозданием. Владельцы кроссоверов начинают замечать проблему через некоторое время, когда признаки износа становятся заметными. Затягивать с ремонтом цилиндропоршневой группы крайне рискованно, возможно заклинивание двигателя с серьезными повреждениями блока.

У владельцев этих машин, особенно тех, что приобретались со значительным пробегом, часто возникает вопрос, как определить задиры в цилиндрах и каковы причины их появления? Современные подходы к конструированию автомобилей в целом и двигателей в частности дают крайне неоднозначные результаты. Улучшение одних характеристик всегда происходит за счет ухудшения иных параметров.

Причины возникновения задиров в двигателях легковых и грузовых автомобилей

Появление характерных звуков (постукиваний) при работе силового агрегата, а также повышенного угара масла и увеличенного расхода топлива настораживает автовладельца. Это ярко выраженные симптомы задиров в цилиндрах, к основным причинам которых можно отнести следующие:

  • Попадание механических частиц в цилиндры.
  • Недостаточное давление моторного масла или его недостаток.
  • Перегрев узлов и агрегатов и связанное с ним тепловое расширение цилиндров и поршней.
  • Неквалифицированное техническое обслуживание и некачественные расходники.

Задиры в двигателе

Заметные задиры в цилиндрах образуются не сразу, поначалу дефекты носят локальный характер и не оказывают существенного влияния на работы двигателя. Главная опасность таких неисправностей состоит в том, что после определенного момента процесс начинает развиваться лавинообразно. Это приводит в конечном итоге к глубоким повреждениям блока, для устранения которых потребуются значительные затраты.

Попадание твердых частиц в цилиндры двигателя

Зазоры между движущимися деталями силового агрегата минимальные и призваны компенсировать тепловое расширение металла. Что такое задиры в двигателе, и какова причина их образования – вопрос непростой. Дефект часто возникает из-за попадания в цилиндры твердых механических частиц, которые проникают внутрь через открывающиеся впускные и выпускные клапаны.

Задиры в двигателе

В первом случае проникновение мусора внутрь двигателя возможно по следующим причинам:

  • Нарушение герметичности впускного коллектора в местах стыков воздушных патрубков и подключения вакуумного усилителя тормозов или других систем.
  • Неправильная установка или низкое качество воздушного фильтра.
  • Разрушение уплотнительных прокладок крепления впускного коллектора к головке блока.

В частности, при установке газового оборудования второго поколения, перед ресивером монтируется смеситель. При этом резиновая труба, по которой в двигатель подается воздух из фильтра, ставится с перекосом из-за плотной компоновки. В результате возможно появление щелей, что приводит к попаданию пыли в цилиндры в обход фильтра.

Поронитовые прокладки между впускным коллектором и головкой блока меняются в ходе капитального или среднего ремонта двигателя. При этом важно следить, чтобы сопрягаемые поверхности не были деформированы или повреждены. При удалении прикипевших прокладок не допускается использование металлического инструмента, он может оставлять царапины и другие дефекты.

Недостаточное давление и/или уровень моторного масла

Система смазки двигателя обеспечивает образование и поддержание масляной пленки между движущимися деталями. Тем самым исключается возможность возникновения сухого трения, снижается сопротивление и уменьшается интенсивность износа. Если внимательно рассмотреть задиры в цилиндрах на фото, то можно заметить в прилегающих зонах признаки масляного голодания. Последнее возникает по двум причинам:

  • Низкое давление масла в системе.
  • Недостаточный уровень смазки в картере.

Частота вращения вала насоса в двигателе напрямую зависит от частоты оборотов двигателя. На холостом ходу давление в магистрали большинства моторов не превышает 0,45-0,55 Мпа. При минимальных нагрузках этого достаточно, но, если попытаться начать движение в таких условиях, напора масляного потока при разбрызгивании на стенки цилиндров явно мало. В нижней части юбка цилиндра начинает соприкасаться с зеркалом всухую. В результате образуются глубокие дефекты.

Задиры в двигателе

Если глубоко разбираться в вопросе на что влияют задиры в цилиндрах, то одним из негативных явлений является повышенный угар моторного масла. В определенный момент его уровень в картере сильно снижается и эффективность масляного насоса сильно падает. Между деталями цилиндропоршневой группы не образуется масляная прослойка, а значит, возникает эффект «сухого трения». В результате износ интенсифицируется, что приводит к образованию новых дефектов.

В ранее упомянутом двигателе Kia G4KD масляный насос при оборотах двигателя 750-850 мин-1 выдает всего 0,5 МПа. Производительности агрегата явно недостаточно и прирост ее идет неравномерно, при резком увеличении нагрузки, например, при старте от светофора давления не хватает. Смазка поступает неравномерно, особенно если она слишком густая. В итоге некоторое время нижняя часть цилиндра остается практически сухой, зеркало контактирует с юбкой поршня и на нем возникают микроповреждения. В последующем на их месте возникают хорошо заметные дефекты.

Перегрев двигателя

Тепловой режим силового агрегата и бензинового, и дизельного рассчитывается с учетом разных условий эксплуатации. Между деталями цилиндропоршневой группы при сборке остаются зазоры, которые компенсируют расширение деталей при нагреве. Так, в случае неправильная регулировка зазоров клапанов приводит к задирам на рокерах ВАЗ, аналогичным тем, что появляются на деталях цилиндропоршневой группы.

Задиры в двигателе

Баланс поддерживается при помощи системы охлаждения, которая на большинстве современных автомобилей жидкостная. Отвод тепла от узлов и механизмов также осуществляется моторным маслом, на грузовых и самых мощных легковых машинах предусмотрены масляные радиаторы. При перегреве двигателя возникает сухой контакт между поверхностями поршней и цилиндров, что и становится причиной задиров.

Нарушения теплового режима двигателя с превышением критических показателей температуры возникает в следующих случаях:

  • Недостаточный уровень охлаждающей жидкости из-за естественного выпаривания воды.
  • Утечка антифриза через поврежденные трубки и шланги, особенно в местах их соединений.
  • Попадание охлаждающей жидкости в картер двигателя из-за разрушения прокладки головки блока между каналами.
  • Нарушение нормальной смазки стенок цилиндров.

Для улучшения условий разбрызгивания масла в современных моторах на шатунах устанавливаются форсунки, создающие необходимый напор. На старых двигателях этих узлов нет, а значит, соответственно создается слишком тонкая пленка. Это одна из самых частых причин задиров в цилиндрах в некоторых современных моторах.

Нередко появление глубоких дефектов обусловлено конструкционными особенностями силовых агрегатов. Высокофорсированный мотор Theta 2 выпускается с облегченными поршнями, и малейшее нарушение теплового режима приводит к большим задирам и сильному износу цилиндров. Причины этого явления следующие:

  • Большая удельная мощность достигается применением обогащенных смесей, которые сгорают при более высоких температурах.
  • Поршни облегченного типа имеют малую теплоемкость, что объясняет их склонность к перегреву.
  • Укороченная юбка способствует раскачиванию и подклиниванию поршней в цилиндрах особенно при быстром нарастании нагрузки.

Многим владельцам подержанных Kia Rio хорошо известно, что такое задиры цилиндропоршневой группе. Такие дефекты появляются на этих моторах регулярно и причина их в неудачной конструкции отдельных узлов и деталей. Попытка сделать из экономичного силового агрегата спортивных привела к ухудшению его эксплуатационных качеств.

Ошибки технического обслуживания силовых агрегатов

Регламентные работы на двигателях легковых или грузовых автомобилей должны проводиться с установленной периодичностью и с использованием рекомендованных расходников. Применение некачественного или несоответствующего сезону масла в цилиндрах двигателя — причина появления глубоких задиров. Слишком густая или жидкая смазка не обеспечивает создания достаточной толщины слоя жидкости на зеркале.

Задиры в двигателе

К примеру, у модели Киа Солярис задиры в цилиндрах появились после того, как в автосервисе залили масло 5W30 вместо 5W40 и установили не оригинальный фильтр. Во время запуска двигателя при температуре -25 °C производительности масляного насоса оказалось недостаточно, чтобы продавить загустевшую смазку через некондиционную набивку с повышенным сопротивлением. Это привело к масляному голоданию и взаимному повреждению соприкасающихся деталей двигателя.

Признаки появление задиров цилиндров

Одной из главных опасностей таких дефектов двигателей состоит с том, что на начальной стадии они практически не заметны. Глубокие задиры на цилиндрах силовых агрегатов можно определить по следующим признакам:

  • Характерный стук при резком увеличении числа оборотов двигателя.
  • Большой угар моторного масла во всех режимах работы двигателя.
  • Появление посторонних шумов при работе силового агрегата на холостом ходу.

Задиры в двигателе

По данным сервисных мастерских задиры в цилиндрах Киа Спортейдж 4, укомплектованных турбированными моторам, появляются при пробеге от 75 до 85 тыс. км. При этом периодически появляется неприятный металлический стук. Это происходит касание укороченной юбки со стальными поверхностями. Зазор между деталями остается непостоянным, что не способствует образованию устойчивой масляной прослойки.

Условия эксплуатации, способствующие появлению задиров цилиндров и поршней

Современные автомобильные двигатели относятся к высокофорсированным, соответственно они очень чувствительны к качеству ГСМ и к соблюдению требований ТО. Часто появляются задиры в цилиндрах по следующим причинам:

  • Нарушение условий использования автомобиля при низких температурах.
  • Эксплуатация машины на бездорожье и в тяжелых условиях.
  • Агрессивная манера вождения.

Задиры в двигателе

Недостаточный уровень или низкое давление масло в цилиндре – одна из причин образования задиров. В среде специалистов это явления называется масляным голоданием, при котором износ двигателя становится особенно интенсивным.

Эксплуатация автомобилей в холодных климатических зонах

После длительной стоянки с неработающим мотором практически все масло стекает в поддон и детали остаются сухими. Для того чтобы впоследствии не возникали вопросы, как убрать задиры в цилиндре необходимо следовать простым правилам:

  • Обязательно проверять уровень масла перед запуском.
  • Дождаться пока температура охлаждающей жидкости достигнет рабочих значений.
  • Трогаться с места нужно очень аккуратно, поскольку трансмиссионная жидкость также густеет, и нагрузка на двигатель сильно возрастает.

В условиях холодного климата сильно повышается вероятность образования задира в цилиндре, а чем грозит понятно даже не слишком опытному автовладельцу. Раскачивание холодного поршня приводит к сухим соприкосновениям с зеркалом и взаимному повреждению поверхностей.

Использование автомобилей в тяжелых дорожных условиях

В руководстве по эксплуатации большинства легковых автомобилей предписывается сокращение межсервисного пробега при длительных поездках в местностях с сильным запылением и в горах. Это позволяет избежать преждевременного износа и серьезных неисправностей блока цилиндров двигателя. Тяжелые дорожные условия приводят к повышенным нагрузкам, а технические жидкости быстрее теряют свои физико-химические свойства.

Задиры в двигателе

И чтобы не задаваться вопросом, откуда взялись задиры в двигателе и что это такое? Нужно точно выполнять график технического обслуживания автомобиля. В случае если вы регулярно ездите на дачу или на рыбалку межрегламентный период нужно сократить вдвое. Для большинства современных моделей пробег между внеплановыми ТО будет составлять 5000 км и 7500 км. Также не рекомендуется экономить на качественных маслах и фильтрах.

Агрессивный стиль езды на автомобиле

Многие водители любят стартовать от светофора с пробуксовкой шин или резко притормаживать и быстро разгоняться для обгона. При таком агрессивном стиле вождения никакая присадка от задиров в цилиндрах двигателя не поможет. Силовой агрегат в таких условиях испытывает нагрузки близкие к предельным, а это чревато возникновением все новых дефектов.

Задиры в двигателе

Существует другая категория водителей, которая привыкает ездить при низких оборотах мотора. Такая манера управления тоже ведет к тому, что рано или поздно придется узнать, как выглядят задиры в цилиндрах двигателя со сравнительно небольшим пробегом. При малой частоте вращения коленчатого вала производительности масляного насоса недостаточно для надежной смазки узлов и агрегатов.

Необходимо помнить, что обе крайности вредны и раскручивание двигателя до максимальных оборотов и езда на минимальных.

Последствия эксплуатации двигателя с задирами цилиндров

Износ поршневой на начальных стадиях практически незаметен, в этом и состоит его главная опасность. Характерный стук появляется, когда количество задиров на зеркале цилиндра превышает определенный предел. Длительная эксплуатация автомобилей с такими дефектами приводит к крайне тяжелым последствиям:

  • Нарушение нормального зазора вызывает сухое трение деталей.
  • Отсутствие смазки приводит к спайке микронеровностей и их моментальному разрушению.
  • Продукты износа еще больше увеличивают износ, что ведет к увеличению количества дефектов и их углублению.

Задиры в двигателе

Можно ли ездить с задирами в цилиндрах и к чему это приведет? Длительная эксплуатация двигателя с такими неисправностями вызывает в конечном итоге заклинивание поршня, повреждение шатуна и блока. В самых тяжелых случаях происходит разрушение коленчатого вала. Такой мотор восстановлению не подлежит, потребуется его замена.

Методы диагностики дефектов цилиндропоршневой группы

При появлении первых признаков неисправностей двигателя следует обратиться в специализированный автосервис. Мастера знают, как проверить цилиндры двигателя, и располагают для этого необходимым оборудованием для диагностики дефектов:

  • С помощью эндоскопа.
  • С использованием анализатора герметичности цилиндров (АГЦ).
  • Методом разборки.

Задиры в двигателе

Сравнительно крупные задиры на цилиндрах, причина которых перегрев или попадание твердых частиц в камеру сгорания, проявляются довольно быстро. Признаки неисправностей, обусловленные конструкционными недостатками двигателей, становятся заметными при пробеге близком к 100 тыс. км и более.

Использование эндоскопа

При сильных задирах в цилиндрах симптомы проявляются характерным стуком, при небольших повреждениях – диагностируются с помощью специального оборудования. Эндоскоп позволяет осмотреть камеру сгорания без снятия ГБЦ. Работы выполняются в такой последовательности:

  1. Тщательно очищаются гнезда и из них выкручиваются свечи зажигания.
  2. Проворачивается коленвал и поршень первого цилиндра устанавливается в нижнюю мертвую точку.
  3. В отверстие свечи вводится эндоскоп и осуществляется осмотр поверхностей камеры сгорания.
  4. Операция повторяется для всех цилиндров двигателя.

Современное оборудование позволяет без разборки выявить задиры в цилиндрах, а фото с эндоскопа делают возможным оценку их глубины и длины. На основании этих данных специалистом принимается решение о необходимости ремонта силового агрегата тем или иным способом.

Задиры в двигателе

Качественные фото цилиндров двигателя, в которых имеются задиры, используются специалистами профильных сервисов для сбора статистики о неисправностях. Автопроизводители используют такие материалы для устранения типичных дефектов силовых агрегатов.

Применение АГЦ (Анализатор герметичности цилиндров)

Если есть подозрение о наличии задиров в цилиндрах, и как определить их вы не знаете – обращайтесь в автотехцентр. Анализаторы герметичности цилиндров (АГЦ) позволяют измерить компрессию в каждом из них и выявить дефектные. Этот метод позволяет получить только косвенные данные, подтверждающие образование дефекта деталей или опровергнуть их.

Задиры в двигателе

Ведь, что такое задиры в цилиндрах – это взаимные повреждения движущихся элементов, которые снижают его герметичность. Падение давления может также фиксироваться из-за неплотного прилегания клапанов к седлам. Для того чтобы исключить это, измерения проводятся два раза, при повторных испытаниях в каждое из отверстий добавляется небольшое количество моторного масла. При этом происходит герметизация поршневых колец.

Дефектация деталей цилиндропоршневой группы при разборке

Самый точный метод диагностики – снятие головки блоки цилиндров и поддона картера. Он позволяет выявить задиры на поршне и причины их появления. Это самый дорогой и долгий способ, который обычно применяется после осмотра внутренних поверхностей эндоскопом или проверки герметичности с помощью АГЦ.

Задиры в двигателе

В классическом понимании задиры — это показание к капитальному ремонту двигателя. Сборка силового агрегата выполняется после замены поврежденных деталей и устранения дефектов поверхностей цилиндров. В ходе осмотра проверяются и другие ответственные узлы и детали мотора и вместо изношенных устанавливаются новые, восстановленные или исправные.

Методы устранения задиров поршней и цилиндров

Внутренние дефекты двигателей существенно снижают их эксплуатационные качества и динамические характеристики. Для того чтобы разобраться, как убрать задиры в цилиндре своими руками следует ознакомиться с существующими способами ремонта:

  • Установка гильз в блок цилиндров.
  • Расточка цилиндров под ремонтный размер.
  • Добавление в масло реметаллизантов.

Метод устранения дефектов определяется исходя из степени износ поршневой группы и внутренних стенок цилиндров. Гильзовка и расточка блока требует применения специального оборудования и высокой квалификации мастера. Эти способы ремонта могут использоваться только в крупных специализированных СТО.

Гильзовка цилиндров

Сухое трение поршня в цилиндре приводит к образованию глубоких задиров, которые оказывают негативное влияние на работу двигателя. В случае если капитальный ремонт для определенной модели силового агрегата не предусмотрен, выполняется расточка блока с последующей установкой гильз. Внутренняя поверхность втулок хонингуется на заводе при изготовлении или в мастерской в ходе ремонта.

Задиры в двигателе

Гильзовка как метод устранения глубоких задиров на поршнях и зеркалах цилиндров позволяет практически полностью восстановить компрессию. Однако у этого способа капитального ремонта, помимо высокой сложности есть еще один существенный недостаток. Обеспечить плотную посадку втулки в блоке очень проблематично, а значит остаются полости, и ухудшается теплообмен. Восстановленные двигатели проявляют склонность к перегреву.

Расточка под ремонтный размер

Гарантированно убрать задиры на поршнях и зеркалах цилиндров позволяет только полноценный капитальный ремонт. Расточка блока также подразумевает замену изношенных деталей и установку вместо них новых с увеличенными размерами. Основное преимущество этого метода при квалифицированной реализации заключается в практически полном восстановлении характеристик двигателя.

Задиры в двигателе

Основное ограничение применения метода расточки под ремонтный размер состоит в конструкционных особенностях конкретного силового агрегата. Устранить глубокие задиры в цилиндрах многих современных моторов не удастся, поскольку в блоках нет достаточного запаса прочности. Кроме того, к ним не производятся детали увеличенных размеров.

Использование присадок ремитализантов

Выявленные эндоскопом или при помощи АГЦ задиры на поршнях, а также на стенках цилиндров устраняются и без разборки силового агрегата. Высокотехнологичные присадки-реметализанты добавляются в моторное масло и обеспечивают устранение дефектов. Они содержат соединения молибдена, титана и других металлов, которые откладываются на микронеровностях и восстанавливают профиль поверхности.

Задиры в двигателе

Одним из основных достоинств качественных присадок от задиров, образующихся в цилиндрах, заключается в том, что они не оказывают влияние на смазывающие свойства масел. Эксплуатационная жидкость используется только для транспортировки препарата к месту назначения. При использовании присадок необходимо строго соблюдать рекомендации производителя. Превышение установленного им пробега может привести повреждениям деталей двигателя и даже заклиниванию.

Специальные присадки относятся к категории сделай сам и интересное, они позволяют отсрочить ремонт двигателя. Своевременное использование этих препаратов в некоторых случаях позволяет проехать еще несколько десятков тысяч километров без капитального ремонта.

Профилактика задиров цилиндропоршневой группы

Регулярно проверять цилиндры двигателя на предмет наличия задиров приборными методами, конечно, нужно, но соблюдение простых правил позволит избежать появления дефектов. Автовладельцам рекомендуется:

  • Техническое обслуживание проводить только в официальных дилерских техцентрах и использовать только оригинальные расходные материалы.
  • По возможности сократить межсервисный пробег, особенно если автомобиль эксплуатировался на пыльных дорогах или в условиях экстремальных холодов.
  • Перед началом движения дождитесь, пока двигатель прогреется до рабочей температуры.
  • Откажитесь от продолжительных поездок на высоких скоростях и переключайтесь на пониженную передачу при возросших нагрузках.
  • Следите за техническим состоянием каталитического нейтрализатора и вовремя меняйте поврежденный узел.
  • Следите за герметичность впускного коллектора и правильностью установки воздушного фильтра.

Задиры в двигателе

При явных признаках износа двигателя и появления задиров в цилиндропоршневой группе следует принять меры. После диагностики дефектов рекомендуется специальную присадку для двигателей. Если применение препарата не дает нужного эффекта – применяется расточка блока под ремонтный размер или гильзовка.

По маркам авто

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диагонали прямоугольника если даны вершины
  • Как найти кинетическую энергию свободно падающего тела
  • Как найти симонова андрея
  • Как найти фср для системы уравнений
  • Как составить равенство образец