Закон сохранения энергии как найти расстояние

1. Когда механическая энергия сохраняется?

Из курса физики основной школы вы уже знаете, что
сумму кинетической и потенциальной энергий называют полной механической энергией.
Докажем, что
полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих посредством сил упругости и тяготения, сохраняется, то есть ее изменение равно нулю:

∆(Ek + Ep) = 0.     (1)

Это утверждение называют законом сохранения энергии в механике. Его доказательство мы получим как обобщение примера, рассмотрение которого поможет вам и при решении задач.

Возьмем шар массой m, подвешенный к легкой пружине, которая может вращаться вокруг горизонтальной оси O (рис. 31.1).

Отклоним шар так, чтобы пружина была горизонтальна и не деформирована (рис. 31.2), и отпустим его без толчка. Шар начнет двигаться вниз по некоторой кривой, а пружина при этом будет растягиваться.

Обозначим l длину пружины в тот момент, когда шар находится в нижней точке траектории. При этом удлинение пружины x = l – l0, где l0 – длина недеформированной пружины. Чему равна при этом кинетическая энергия шара?

Ответ на этот вопрос мы найдем с помощью теоремы об изменении кинетической энергии, которая является следствием второго закона Ньютона. Согласно этой теореме изменение кинетической энергии шара равно алгебраической сумме работ всех приложенных к нему сил.

На шар действуют сила тяжести и сила упругости пружины. При движении от верхней точки до нижней шар переместился вниз на расстояние l, а деформация пружины стала равной x.

? 1. Чему равна работа силы тяжести при движении шара от верхней точки до нижней?

? 2. Чему равна при этом работа силы упругости?

? 3. Чему равна алгебраическая сумма работы силы тяжести и силы упругости?

Выполнив эти задания, вы увидите, что изменение кинетической энергии шара выражается формулой

Ek2 – Ek1 = mgl – (kx2)/2.     (2)

Найдем теперь изменение потенциальной энергии системы «шар + пружина + Земля». По определению потенциальной энергии ее изменение равно взятой со знаком минус суммарной работе сил упругости и тяготения (см. § 30). Выражение именно для этой работы и стоит в правой части формулы (2). Поэтому

Ep2 – Ep1 = –(mgl – (kx2)/2).     (3)

Сравнивая уравнения (2) и (3), мы видим, что потенциальная энергия системы уменьшилась ровно настолько же, насколько увеличилась кинетическая энергия шара! Поэтому полная механическая энергия системы сохраняется:

Ek2 + Ep2 = Ek1 + Ep1.     (4)

Нетрудно заметить, что в приведенном примере полная механическая энергия системы сохраняется благодаря тому, что увеличение кинетической энергии и уменьшение потенциальной равно работе одних и тех же сил упругости и тяготения, действующих между телами системы.

На этом частном примере мы убедились, что полная механическая энергия системы тел, между которыми действуют силы упругости или тяготения, сохраняется. А теперь заметим, что все использованные в этом примере аргументы можно привести по отношению к любой замкнутой системе тел, между которыми действуют только силы упругости и тяготения. Отсюда и следует закон сохранения энергии в механике.

Рассмотрим примеры применения этого закона.

? 4. Небольшой шар массой m висит на легком стержне длиной l (рис. 31.3). Стержень может без трения вращаться вокруг точки подвеса O. Шару сообщают начальную горизонтальную скорость 0, в результате чего стержень с шаром начинает вращаться вокруг точки O.

а) Какие слова в условии позволяют считать, в, что полная механическая энергия шара сохраняется?
б) Чему равна работа силы тяжести за время, в течение которого шар движется от нижней точки до верхней?
в) Чему равна кинетическая энергия шара в верхней точке (рис. 31.4)?
г) Чему равна скорость шара в верхней точке?

? 5. К недеформированной пружине жесткостью k подвешивают шар массой m и отпускают без толчка (рис. 31. 5, а). Сопротивлением воздуха можно пренебречь.

а) Объясните, почему в данном случае можно использовать закон сохранения энергии в механике.
б) Какое расстояние пройдет шар до положения равновесия (рис. 31.5, б)?
в) Остановится ли шар в положении равновесия? Поясните свой ответ.
г) Насколько уменьшилась потенциальная энергия шара при движении к положению равновесия?
д) Насколько увеличилась потенциальная энергия пружины за это же время?
е) Как изменилась суммарная потенциальная энергия системы за это же время?
ж) Чему равна кинетическая энергия шара при прохождении положения равновесия?
з) Как изменилась кинетическая энергия шара за время, в течение которого шар двигался от начального положения до нижней точки своей траектории?
и) Как изменилась суммарная потенциальная энергия системы за то же время?

2. Изменение механической энергии вследствие трения

Рассмотрим случай, когда между телами системы действуют силы трения. Вернемся к примеру, рассмотренному в § 28.

Поставим опыт
Толкнем лежащий на столе брусок (рис. 31.6, а). Он будет скользить по столу и остановится, пройдя некоторое расстояние (рис. 31.6, б).

Однако механическая энергия, полученная бруском при толчке, не пропала бесследно! Брусок и стол вследствие трения нагрелись, а при нагревании, как вы уже знаете из курса физики основной школы, увеличивается внутренняя энергия тел.

На примере следующего задания вы увидите, что во внутреннюю энергию может превращаться не только кинетическая, но и потенциальная энергия.

? 6. Брусок соскальзывает с наклонной плоскости с постоянной скоростью.
а) Как изменяется кинетическая энергия бруска?
б) Как изменяется потенциальная энергия бруска?
в) Как изменяется полная механическая энергия бруска?

Итак, в результате трения происходит превращение энергии: механическая энергия превращается во внутреннюю. Однако это превращение энергии существенно отличается от взаимного превращения кинетической и потенциальной энергии.

Важнейшее свойство взаимных превращений кинетической и потенциальной энергии состоит в том, что они обратимы.

Такие превращения энергии происходят, например, при колебаниях подвешенного на нити шара.

Когда подвешенный на нити шар движется к положению равновесия, его потенциальная энергия превращается в кинетическую (рис. 31.7, а).

Но когда, пройдя положение равновесия, шар поднимается, его кинетическая энергия превращается снова в потенциальную. И если можно пренебречь сопротивлением воздуха, то потенциальная энергия вернется к начальному значению: шар поднимется до начальной высоты (рис. 31.7, б).

Превращение же энергии из механической во внутреннюю в значительной степени необратимо. Например, если толкнуть лежащий на столе брусок, он будет скользить по столу и остановится, пройдя некоторое расстояние.

Обратный же процесс, при котором лежащий на столе брусок (рис. 31.8, а) вдруг начал бы двигаться с возрастающей скоростью (рис. 31.8, б), невозможен. Такое «чудо» можно увидеть только в кино при «обратном показе».

? 7. Приведите другие примеры обратимых и необратимых процессов. В каких примерах механическая энергия сохраняется?

Найдем изменение полной механической энергии системы тел, обусловленное действием сил трения.

Согласно теореме об изменении кинетической энергии оно равно суммарной работе всех сил – упругости, тяготения и трения. Если обозначить суммарную работу сил упругости и тяготения Aупр.тяг, то можно записать:
Ek2 – Ek1 = Aупр.тяг + Aтр.     (5)
Изменение же потенциальной энергии равно работе только сил упругости и тяготения, взятой со знаком минус:
Ep2 – Ep1 = –Aупр.тяг.     (6)
Сложим уравнения (5) и (6). Мы получим:
∆(Ek + Ep) = Aтр.     (7)
Итак,
изменение полной механической энергии замкнутой системы тел равно работе сил трения, действующих между телами системы.

Суммарная работа сил трения всегда отрицательна. (Мы не рассматриваем работу силы трения покоя.) Это – следствие необратимости процессов, в которых механическая энергия переходит во внутреннюю. Подробнее мы рассмотрим их в главе «Термодинамика».

Поскольку суммарная работа сил трения отрицательна, из уравнения (7) следует, что механическая энергия замкнутой системы тел вследствие трения всегда уменьшается.

? 8. В мягкий песок с высоты 2 м падает металлический шар массой 10 кг. В результате падения шар углубился в песок на 50 см.
а) Чему равно изменение полной механической энергии шара?
б) Чему равна работа силы сопротивления песка?
в) Чему равна средняя сила сопротивления песка?

Дополнительные вопросы и задания

9. Шар массой 1 кг бросили вертикально вверх со скоростью 10 м/с. Считайте, что сопротивлением воздуха можно пренебречь. За нулевой уровень потенциальной энергии шара примите его начальное положение.
а) Чему равна полная механическая энергия шара?
б) На какой высоте кинетическая энергия шара равна нулю?
в) На какой высоте значение кинетической энергии шара уменьшилось в 2 раза по сравнению с начальным?
г) На какой высоте кинетическая энергия шара равна его потенциальной энергии?
д) На какой высоте кинетическая энергия шара в 3 раза больше потенциальной?
е) На какой высоте потенциальная энергия шара в 4 раза больше кинетической?

10. Камень массой 200 г бросили с высоты 10 м над уровнем земли с начальной скоростью 5 м/с, направленной вверх под углом 30º к горизонту. Считайте, что сопротивлением воздуха можно пренебречь. За нулевой уровень потенциальной энергии камня примите уровень земли.
а) Чему была равна кинетическая энергия камня, когда он второй раз находился на высоте 10 м?
б) Чему была равна кинетическая энергия камня непосредственно перед ударом о землю?
в) Чему была равна скорость камня непосредственно перед ударом о землю?
г) Есть ли в условии лишние данные?

11. Тело брошено с поверхности земли под углом а к горизонту. За нулевой уровень потенциальной энергии тела примите уровень земли. Считайте, что сопротивлением воздуха можно пренебречь.
а) Чему равно отношение кинетической энергии тела в верхней точке траектории к его начальной кинетической энергии?
б) Чему равен угол α, если в верхней точке траектории кинетическая энергия тела равна его потенциальной энергии?
в) Чему равен угол α, если в верхней точке траектории кинетическая энергия тела в 3 раза меньше его потенциальной энергии?

12. На концах легкого стержня длиной l укреплены небольшие шары массой m и M, причем M > m (рис. 31.9, а). Стержень может вращаться без трения вокруг горизонтальной оси, проходящей через его середину. Стержень с шарами приводят в горизонтальное положение (рис. 31.9, б) и отпускают без толчка.

а) Чему будет равна суммарная работа силы тяжести при движении системы к положению равновесия?
б) Чему будет равна суммарная кинетическая энергия шаров в момент, когда система будет проходить положение равновесия?
в) Какова будет скорость шаров в момент, когда система будет проходить положение равновесия?

13. Мяч массой 200 г брошен вертикально вверх с уровня земли со скоростью 20 м/с. Он достиг максимальной высоты 10 м, после чего падал вниз, и его скорость непосредствен- но перед ударом о землю была равна 10 м/с.
а) Чему равна полная механическая энергия мяча в начальный момент?
б) Чему равна полная механическая энергия мяча в верхней точке траектории?
в) Чему равна работа силы сопротивления воздуха, действующей на мяч при подъеме?
г) Чему равен модуль средней силы сопротивления воздуха, действующей на мяч при подъеме?
д) Чему равна полная механическая энергия мяча непосредственно перед ударом о землю?
е) Чему равна работа силы сопротивления воздуха, действующей на мяч при спуске?
ж) Чему равен модуль средней силы сопротивления воздуха, действующей на мяч при спуске?
з) Почему средняя сила сопротивления воздуха, действующая на мяч при спуске, меньше, чем при подъеме?
Подсказка. Сила сопротивления воздуха возрастает при увеличении скорости.

14. Брусок массой 250 г скользит по гладкому столу со скоростью 2 м/с и сталкивается с прикрепленной к стене горизонтальной пружиной жесткостью 200 Н/м (рис. 31.10).

а) Чему равна начальная полная механическая энергия системы «брусок + пружина»?
б) Чему равна потенциальная энергия пружины в момент, когда ее деформация максимальна?
в) Чему равна максимальная деформация пружины?
г) Чему равна скорость бруска в момент, когда деформация пружины в 2 раза меньше максимальной?
д) Чему равна скорость бруска после взаимодействия с пружиной?

15. Горизонтальная пружина жесткостью 200 Н/м прижата к стене бруском массой 50 г (рис. 31.11). В начальный момент деформация пружины равна по модулю 3 см, а брусок покоится. Брусок отпускают без толчка, и он скользит по столу, пройдя до остановки 45 см.

а) Чему равна начальная полная механическая энергия системы «брусок + пружина»?
б) Чему равна конечная полная механическая энергия системы «брусок + пружина»?
в) Чему равна работа силы трения, действовавшей на брусок со стороны стола?
г) Чему равна сила трения между бруском и столом?
д) Чему равен коэффициент трения между бруском и столом?

Закон сохранения энергии

Энергия — одно из сложнейших понятий современной физики. И закон сохранения энергии относится к числу ее основополагающих принципов. Вместе с экспертом разберем задачи с решением этого фундаментального закона природы и узнаем, кто его открыл

Закон сохранения энергии. Фото: pixabay.com

Физика ставит своей целью понимание самых общих закономерностей материального мира. Имена Архимеда, Ньютона, Эйнштейна знакомы каждому школьнику. Но великое множество ученых вложили по кирпичику в здание современной науки и ускорили развитие человеческой цивилизации. Ее современный уровень был бы недостижим без понимания природы энергии и ее законов прежде всего в механике, самом доступном для наблюдений и экспериментов разделе физики.

Формулировка закона сохранения энергии простыми словами в механике

Закон сохранения энергии действует повсеместно и незаметно. В механике он срабатывает в замкнутой системе под воздействием консервативных сил – то есть сил тяжести и упругости, зависящих только от стартового и финального положения тела и не зависящих от траектории движения. При таких условиях энергия тел никуда не исчезает, а лишь переходит из кинетической в потенциальную и наоборот – из потенциальной в кинетическую. Это и есть самая простая формулировка закона сохранения энергии для механических систем.

Формула закона сохранения энергии

E=Ep+Ek=const

Где:

Ep — потенциальная энергия;
Ek — кинетическая энергия;

Закон сохранения энергии

Закон сохранения энергии здесь в том, что сколько молоток при ударе энергии отдал, столько же энергии гвоздь и получил. Фото pixabay.com

История открытия закона сохранения энергии

Закономерности взаимодействия физических тел интересовали ученых с античных времен. Но описать их в виде формулы или хотя бы принципа они не сумели. Первым это попытался сделать Рене Декарт в своем труде «Начала философии», изданном в середине XVII века. Он указал, что если одно тело сталкивается с другим, то может отдать ему только такое количество движения, сколько второе у него отнимет. Идею Декарта развил Лейбниц, введя понятие «живой силы», которую мы называем кинетической энергией. Поддержал его рассуждения Михайло Ломоносов в своем «всеобщем естественном законе», но все формулировки были скорее принципом, а не законом, формул не было.

От «живой силы» физики перешли к «кинетической энергии» только в середине XIX столетия, накопив опыт работы с тепловыми и электрическими машинами. Немалый экспериментальный вклад сделал в понимание этого закона Джеймс Джоуль и Роберт Майер. Самую полную математическую формулировку дал Герман Гельмгольц, который ввел понятие потенциальной энергии и обобщил закон сохранения энергии на все разделы физики – даже на те, которые в его время не существовали. Например, на теорию относительности и квантовую механику.

Задачи на закон сохранения энергии

Самый общий физический закон используется при решении совершенно практических задач.

Задача 1

Некое тело подбросили вверх вертикально с начальной скоростью 15 м/с. На какую высоту оно поднимется? Сопротивление воздуха при решении задачи не учитывать.

Решение: полученная при броске кинетическая энергия будет постепенно преобразовываться в потенциальную энергию:

Ep=Ek

То есть: mgh=(m*V2)/2

Где:

m – масса тела;
V – начальная скорость;
g – ускорение свободного падения;
h – высота подъема.

После преобразований получаем формулу для высоты подъема:

h= V2/(2*g)=225/(2*9,8)=11,47 м.

Ответ: тело поднимется на высоту 11,47 м.

Сила Архимеда

Формула и определение силы Архимеда простыми словами

подробнее

Задача 2

Пружину растянули на 15 см. Известно, что она получила потенциальную энергию 24 Дж. Какова жесткость пружины?

Решение: формула потенциальной энергии упруго деформированного тела:

Ep=(k*x2)/2

Где:

k – коэффициент жесткости;
x – величина деформации.

Преобразуем формулу для расчета:

k=(2*Ep)/x2=(2*24)/225=2133,33 Н/м

Ответ: жесткость пружины равна 2133,33 Н/м.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Андрей Найденов, преподаватель математики и физики онлайн-школы TutorOnline.

Кто открыл закон сохранения энергии?

В открытии закона сохранения энергии участвовали многие ученые. Некоторые из них были очень близки, чтобы сформулировать его. Например, Майер и Джоуль своими работами показали, что количество выделяемой теплоты равно совершенной работе и наоборот. Однако наиболее полную формулировку первым дал в своих работах Гельмгольц.

Какие примеры из жизни на закон сохранения энергии существуют?

Таких примеров множество. Пример с молотком и гвоздем хорошо иллюстрирует переход механической энергии от молотка к гвоздю. Закон сохранения энергии здесь в том, что сколько молоток при ударе энергии отдал, столько же энергии гвоздь и получил. Ни больше ни меньше.

Другой пример. Кубики льда, взятые при температуре 0º С и опущенные в бокал с газированной водой, растаят, если им сообщить столько же Джоулей тепла, сколько забрали тепла у воды, взятой при температуре 0º С, когда ее замораживали, чтобы она перешла в твердое агрегатное состояние – лед. А если газированная вода будет недостаточно теплой, то лед не растает. Однако если этот бокал оставить на столе надолго, лед все равно растает, так как он получит необходимое количество тепла из окружающего воздуха.

Еще пример. Когда болит горло, есть хороший бабушкин рецепт. Надо пить теплое молоко. Молоко прогревает горло, отдает тепло, что помогает лечению. Молоко при этом остывает в горле и не греет желудок, что тоже важно.

Во всех этих примерах можно наблюдать большие потери тепла на нагрев окружающих тел. Но основная часть энергии идет на полезное действие. Сколько энергии отдает одно тело, столько же получает и другое, минус потери тепла на нагрев окружающих тел.

Если исключить потери тепла, можно добиться очень высокой эффективности процесса. Это возможно в системах, где энергия не выходит наружу и не рассеивается, поэтому ее потери минимальные. Примером такой системы может служить термос. Горячая вода в термосе долго не остывает, потому что потери тепла минимальные.

Когда сохраняется полная механическая энергия?

Полная механическая энергия сохраняется в системах, которые называются изолированными. Получить полностью изолированную систему достаточно сложно. Всегда найдутся силы, которые будут действовать на тело или систему из нескольких тел извне.

Хорошим примером может стать жизнь космонавтов на орбитальном комплексе, вращающемся вокруг Земли. Если космонавт оттолкнется от пола на Земле, то сила притяжения быстро вернет его обратно на пол.

В орбитальном комплексе сила притяжения к Земле скомпенсирована движением корабля по круговой орбите. Состояние невесомости позволяет космонавту оттолкнутся от пола и лететь вверх неопределенно долго, пока он не столкнется с потолком. Тело космонавта можно считать изолированной системой, так как на него не действуют силы извне, а силы сопротивления движению со стороны воздуха в корабле минимальны.

В каком классе изучают закон сохранения энергии?

Здесь есть одна тонкость. Закон сохранения механической энергии изучают на уроках физики в седьмом классе. А закон сохранения энергии, применительно к тепловым процессам, с использованием понятия внутренней энергии тела, изучают уже в восьмом классе.

В нашей отдельной статье можно почитать про работу и энергию в классической механике. А сегодня займемся решением задач на закон сохранения энергии.

Вот здесь у нас есть полезная памятка по решению физических задач. А на нашем телеграм-канале вас ждет ежедневная рассылка с интересной информацией для студентов абсолютно всех специальностей.

Закон сохранения энергии

Сначала о том, почему этот закон (или, вернее сказать, принцип) называют фундаментальным?

Закон сохранения энергии — установленный эмпирически и заключающийся в том, что для изолированной физической системы может быть введена скалярная физическая величина, являющаяся функцией параметров системы и называемая энергией, которая сохраняется с течением времени.

Этот закон определяет закономерность, справедливую всегда и везде, не относящуюся к конкретным величинам и явлениям. Принцип сохранения справедлив для всей Вселенной.

В разных областях физики закон сохранения был независимо выведен в разное время. Формулировки для разных видов энергии также отличаются. Для термодинамики это первое начало, а для классической механики – закон сохранения механической энергии.

Сегодня мы будем рассматривать решение задач как раз на тему сохранения механической энергии. Кстати! Для всех наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Примеры решения задач

Задача 1

Максимальная высота, на которую поднимается тело массой 1 кг, подброшенное вертикально вверх, составляет 20 м. Найдите, чему была равна кинетическая энергия сразу же после броска.

Решение

Эта задача простая и не требует рисунка.  Потенциальная энергия тела над поверхностью Земли вычисляется по формуле:

Задача 1

Здесь m – масса тела, g – ускорение свободного падения, h – высота. Согласно закону сохранения энергии, потенциальная энергия тела в наивысшей точке должна равняться кинетической энергии тела в начальный момент, то есть

Задача 1

Принимая ускорение свободного падения равным 10 м/с2, находим кинетическую энергию тела сразу же после броска:

Задача 1

Ответ: 200 Дж.

А вот пример задачи по физике с ЕГЭ

Задача 2

Шарик висит на нити. В нем застревает пуля, летящая горизонтально, в результате чего нить отклоняется на некоторый угол. Как изменятся при увеличении массы шарика следующие величины: импульс, полученный шариком в результате попадания в него пули; скорость, которая будет у шарика тотчас после удара; угол отклонения нити? Пуля застревает очень быстро. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения.

Решение

Согласно закону сохранения импульса, скорость шарика с застрявшей в нем пулей равна

Задача 2

где M и m – массы шарика и пули соответственно, v – скорость пули перед ударом. Таким образом, при увеличении массы шарика его скорость после удара уменьшится. Найдем импульс, переданный шарику при попадании пули:

Задача 2

 
Следовательно, с увеличением массы шарика переданный ему импульс увеличивается. Согласно закону сохранения энергии, кинетическая энергия пули перейдет в потенциальную энергию шарика с пулей:

Задача 2

Задача 2

Таким образом, при увеличении массы шарика угол отклонения нити уменьшится, поскольку уменьшится скорость u.

И третья задача на вращательное движение.

Задача 3

На горизонтальную цилиндрическую ось массой m1 и радиусом R1 насажен маховик массой m2 и радиусом R2. На маховик намотана нить, к которой прикреплен груз массой М. Груз начинает двигаться под действием силы тяжести и через некоторое время t опускается на расстояние H. Движение груза равноускоренное. Записать закон сохранения энергии для груза и маховика. Записать кинетическую энергию вращения маховика, кинетическую и потенциальную энергию груза, как функции времени t.

Решение

Задача 3

Закон сохранения энергии для груза и маховика:

Задача 3

 
Слева – потенциальная энергия груза в начальный момент времени. Справа – кинетическая энергия груза, потенциальная энергия груза, кинетическая энергия вращения маховика. За начало отсчета потенциальной энергии груза принимаем его конечное положение.

Кинетическая энергия груза:

Задача 3

         
Потенциальная энергия груза:

Задача 3

         
Кинетическая энергия вращения маховика:

Иван

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сопряжение устройств
  • Evolve stage 2 сервис my2k недоступен как исправить
  • Как найти зависимость одной функции от другой
  • Как найти мужчину по фото в интернете
  • Как составить акцепт оферты