Замерзает аккумулятор как исправить

1

Ситуация, когда электролит замерзает в аккумуляторе не нова в зимний период это вполне распространённое явление.

В этой статье мы рассмотрим почему так происходит, как реанимировать АКБ и в последующем не доводить последнее до такого состояния.

Содержание:

Первые признаки проблемы;
Причины образования льда;
Разморозка;
Особенности зарядки;
Полезные советы;
Подводим итоги.

Первые признаки нашей проблемы

С наступлением зимнего периода хлопот у автовладельцев значительно увеличивается. Помимо сложной дорожной ситуации добавляется надобность в более частом мониторинге состояния систем и комплектующих авто.

Особой внимание нужно уделять аккумуляторной батарее, ведь зимой нагрузка на нее возрастает.

Помимо этого, сильные морозы могут привести к еще одному неприятному фактору – замерзанию электролита внутри АКБ.

Первым признаком такой неприятности является отсутствие питания в бортовой сети автомобиля. То есть водитель поворачивает ключ зажигания, а машина вообще на это не реагирует.

Конечно, причиной этому может быть плохой контракт на клеммах вследствие сильного их окисления.

Но если с клеммами все в порядке, следует более внимательно осмотреть саму батарею – вздувшиеся бока корпуса АКБ являются точным сигналом того, что внутри ее образовался лед.

Такой признак проявляется потому, что входящая в состав электролита вода при замерзании расширяется и давит на стенки.

Случаются и такие ситуации.

2

Причины образования льда

Причина образования льда в батарее кроется в плотности электролита. Чем плотность ниже – тем выше температурный порог замерзания.

Снижение плотности сопровождается увеличением процентного содержания воды в растворе, а именно она и замерзает.

При нормальной плотности электролита, которая должно составлять 1,27 г/см куб., образование льда начнется только при температуре ниже -65 град.

Падение плотности до уровня 1,20 г/см куб. приводит к тому, что лед уже будет появляться при -27 град., а снижение ниже 1,10 г/см куб., обеспечит кристаллизацию воды внутри АКБ уже при минус 7 град.

Нормативные показатели плотности электролита указаны в таблице ниже.

3

Поэтому важно перед зимним сезоном провести обслуживание батареи, заключающееся в проверке плотности и полной подзарядке.

Разряд батареи тоже может привести к кристаллизации воды при низких температурах.

4

Зимой нагрузка на бортовую сеть значительно выше – включенный свет, обогрев салона и сидений и т. д.

Увеличение расхода энергии аккумулятора происходит также из-за затрудненного пуска холодного мотора.

Чтобы восстановить полностью заряд аккумулятора, требуется значительно большее время работы генератора.

Короткие поездки зимой приводят к тому, что батарея восстановить полностью заряд не успевает. А снижение заряда приводит к падению плотности, и как следствие – повышение температурного порога кристаллизации воды.

5

Данная проблема с аккумулятором, конечно, неприятна, но это еще не значит, что придется ее менять на новую.

Всегда существует возможность восстановления работоспособности АКБ, однако это зависит от степени промерзания, и к каким последствиям лед привел.

Если на батареи заметны значительные трещины, тянущиеся вдоль всего корпуса, то аккумулятор «спасти» уже не удастся. Но если таковых при первичном осмотре не обнаружено – существует возможность «реанимировать» АКБ.

6

Разморозка

Первое что нужно сделать – это ее разморозить. Делать это нужно при комнатной температуре. Использовать обогревательные приспособления для ускорения процесса категорически запрещено.

Повышенная температура может привести к деформации корпуса. Для успешной разморозки желательно, чтобы перепад температуры был по возможности минимальным.

Хорошо, если это будет делаться в отапливаемом гараже, где температура не сильно высокая. Процесс разморозки из-за этого может несколько затянуться, но он будет самым правильным и безопасным.

При этом, ставя аккумуляторную батарею на отогрев, желательно ее поместить в какую-то емкость.

7

Вполне возможно, что в корпусе образовались небольшие трещинки, и после разморозки через них будет вытекать электролит.

Также не следует сильно спешить – лучше затратить больше времени на данный процесс, чем «убить» аккумулятор коротким замыканием пластин, которое обеспечат остатки льда внутри.

Разморозив батарею следует еще раз тщательно ее осмотреть.

Восстановить работоспособность АКБ с треснувшим корпусом значительно сложнее.

Если имеются небольшие трещины, можно попытаться их запаять, предварительно слив жидкость и просушив корпус. При правильном подходе удается устранить течь, но далеко не всегда.

Также нужно осмотреть внутренности аккумулятора. Лед вполне может разрушить внутренние перегородки банок. Если такие повреждения замечены, АКБ восстановить не получится.

8

Если тщательный осмотр показал полную целостность аккумулятора, то можно приступать к следующему этапу – зарядке.
Особенности зарядки

Некоторые советуют производить зарядку автоматическим зарядным устройством, который сам отрегулирует силу тока, подаваемую на аккумулятор.

Однако это не так. Размороженную батарею следует заряжать токами малой силы. Если при обычной зарядке рекомендуется давать силу тока, равную 10% от ее емкости, то аккумулятор, в котором побывал лед, рекомендуется заряжать еще меньшим током, примерно 5% от емкости.

То есть, АКБ, емкость которой составляет 60 Ач, нужно заряжать током силой 3 А. При этом длительность зарядки будет составлять 12-14 часов.

Так что, проводя процесс восстановления заряда лучше пользоваться устройством, которое позволяет регулировать ток.

9

После завершения подзарядки нужно будет оценить состояние электролита.

Если после всех работ электролит остался чистым и прозрачным, значит АКБ при образовании в ней льда «не пострадала» и можно дальше проводить проверку.

Но если электролит помутнел и в нем видны сторонние частицы – кристаллизация воды привела к разрушению свинцовых пластин, они попросту осыпались.

Такую батарею дальше эксплуатировать уже не получиться, осыпавшийся материал приводит к короткому замыканию и полному выходу ее из строя.

Убедившись, что электролит чистый, следует проверить его плотность. Если данный параметр не соответствует необходимому, придется довести его до нормы, после чего снова произвести процесс подзарядки.

10

Последним этапом проверки является тестирование батареи нагрузочной вилкой.

Если при замере вилка показала напряжение на клеммах ниже 10 В, это сигнал к тому, что произошло осыпание пластин.

11

12

Некоторые нюансы и советы

Если АКБ – необслуживаемая, то оценить состояние электролита не удастся, поскольку отсутствуют заливные отверстия.

Восстановление работоспособности у такого аккумулятора проводится путем разморозки, подзарядки и тестирования вилкой.

13

Это описан процесс восстановления аккумуляторной батареи, если произошло образование льда во всех банках. Но иногда бывает и так, что лед появился только в одной банке, а в остальных – нет.

Такая неприятность указывает на то, что в банке со льдом произошло падение плотности. Зачастую это является следствием короткого замыкания между пластинами.

Приводит это к тому, что батарея к дальнейшей эксплуатации становится непригодной.

Чтобы такой неприятности не произошло, перед зимним периодом следует произвести обслуживание данного элемента.

Обязательно нужно проводить обслуживание и только приобретенной батареи.

Дело в том, что во время хранения аккумулятора происходит процесс саморазряда, сопровождающийся падением плотности.

Так что даже новый элемент нуждается в подзарядке, иначе при сильных морозах не исключено появление льда внутри.
Подводим итоги

Как итог можно отметить, далеко не всегда кристаллизация воды приводит к надобности в замене АКБ.

При определенных факторах восстановить ее вполне возможно, но только если правильно подойти к решению этой проблемы.

И старайтесь всегда готовить автомобиль к зиме, важность данных мероприятий, мы думаем, вы уже оценили. Удачи.

Несмотря на то, что морозов в нашем регионе еще не было, к ним всегда нужно быть готовым, чтобы они не застали врасплох. При минусовой температуре воздуха электролит в АКБ может замерзнуть. В таком случае устройство выйдет из строя.

Что делать, если замерз электролит

fbe1a7es-1920.jpg

Если утром вы не можете открыть дверь автомобиля или двигатель не запускается, значит аккумулятор сел. В морозную погоду это происходит из-за замерзания электролита. Признаки замерзшей АКБ: вздутые стенки корпуса и слой инея. Чтобы не допустить промерзания батареи:

  • Не оставляйте ее в разряженном состоянии более чем на 24 часа на морозе;
  • Проверяйте ее на утечку тока в цепи;
  • Не допускайте длительного простоя автомобиля зимой.

При промерзании устройства могут деформироваться пластины и сепаратор, появиться трещины, поэтому такую АКБ нельзя сразу же подключать к зарядке. Чтобы справиться с проблемой, следуйте плану:

  1. Извлеките аккумулятор;
  2. Осмотрите его на наличие трещин и других повреждений;
  3. Поместите устройство в эмалированную посуду и подождите, пока лед растает, а корпус вернется к нормальной форме.
  4. Если вы не обнаружили деформаций, заряжайте батарею по специальному графику.

Для начала при помощи лакмусовой бумажки проверьте, безвредна ли влага на корпусе. Небольшое количество электролита может просочиться через микротрещины, которые не видны глазу. Если индикаторная полоска не покраснела, значит, все в порядке.

Не помещайте замерзший аккумулятор в горячую воду. Если вам необходимо как можно быстрее разморозить зарядник, опустите его в холодную воду и постепенно повышайте температуру или воспользуйтесь тепловой пушкой.

Может ли электролит полностью замерзнуть

Температура замерзания растворов солей и кислот зависит от концентрации и состава. В АКБ электролит включает в себя серную кислоту. Чем ниже концентрация кислоты, тем выше температура замерзания. Например, при плотности 1,14 г/см.куб. раствор замерзнет при -11 градусах. А если плотность составляет 1,25 г/см.куб. электролит промерзнет полностью только при -50. Если аккумулятор разряжен, то серная кислота может превратиться в кусок льда. В таком случае батарея сильно деформируется и больше не будет работать.

Почему аккумулятор замерзает

1b5fe41s-1920.jpg

Действие любой АКБ основано на окислительно-восстановительной реакции. Когда устройство разряжается, образуется осадок сульфата свинца. Так концентрация серной кислоты снижается и появляются условия для замерзания электролита. Чтобы этого избежать, некоторые автовладельцы на зиму покупают новый аккумулятор. Другие предпочитают использовать одноразовые кальциевые батареи. В них нельзя проверить состояние электролитического раствора, поэтому контроль производят по напряжению разомкнутой цепи. Учитывайте, что аккумулятор замерзает, если нарушены условия эксплуатации, то есть концентрация электролита стала ниже точки образования кристаллов. При самой низкой концентрации батарея замерзает при -7 градусах, поэтому такой процесс возможен только зимой.

Как заряжать замерзшую АКБ

Если батарея оттаяла, и вы не обнаружили на ней трещин и деформаций, можно ее зарядить. Для этого рекомендуется использовать автоматическое зарядное устройство. Сначала АЗУ применяет импульсный ток, за счет чего снимается осадок с пластин. Затем подается 5% зарядного тока от общей емкости. То есть аккумулятор на 60А будет подзаряжаться током на 3А. Длится такая зарядка в течение 8-10 часов с постепенным снижением силы тока. Не следует давать размороженной АКБ излишний заряд.

Специалисты также рекомендуют проверить прозрачность электролита. Если он мутный, то возможно короткое замыкание. Это свидетельствует о том, что пластины осыпаются, а значит, аккумулятор вышел из строя.

Промерзание одной банки

Иногда промерзает не весь аккумулятор, а только отдельный его элемент. Если после полной зарядки вы получили напряжение 10,5 В, а не 12,6 В, то одна из банок не работает. Вышедшую из строя банку можно определить ареометром. Плотность электролита в ней будет значительно ниже, чем в остальных отсеках.

Профилактические меры

WP_000188.jpg

Один из способов предотвращения замерзания – утепление АКБ. Особенно это полезно для автомобилей с небольшим пробегом и длительными стоянками. Также в холодное время года используйте электролит с большей плотностью. Он замерзает при более низких температурах. Быть уверенным в работоспособности своей батареи помогут проверки утечек в бортовой системе и работоспособности генератора.

А за новым аккумулятором – в Delmex!

Зима для водителей может обернуться неприятными сюрпризами, когда возникают проблемы с работой автомобиля. Одна из таких проблем — это замерзание аккумулятора.

Совсем неважно, владельцем новой иномарки или старого отечественного автомобиля вы являетесь. Попробуем разобраться с причинами данной ситуации и возможными методами ее решения.

Причины замерзания аккумулятора

Чтобы установить причины замерзания аккумулятора, необходимо иметь представление о его строении.

В качестве источников питания в современных автомобилях используются свинцово-кислотные батареи, в состав которых входит:

  • Корпус, в основе которого материалы, способные переносить высокие температуры, химически агрессивные среды, механические воздействия.
  • Свинцовые пластины, предназначенные для поглощения, хранения и отдачи электрической энергии.
  • Электролит, представляющий собой специальную жидкость для проведения тока, в состав которой входит дистиллированная вода и серная кислота.

В корпусе, который внутри имеет отдельные секции, как их еще называют «банки», размещаются пластины, залитые электролитом. Вся эта система соединена между собой полюсным мостом. Во время работы электролит нагревается, и часть его может испаряться, что ограничивает продолжительность эксплуатации аккумулятора.

Когда аккумулятор новый, то соотношение между кислотой и водой таково, что раствор может переносить температуру до -40 °C. Но когда источник питания эксплуатируется, то процентное содержание кислоты в нем меняется, так как она частично вступает в реакцию со свинцовыми пластинами и оседает на них в виде соли.

Вот тут наступает критический момент — количество воды увеличивается, а значит, раствор может замерзнуть. И в этом случае только подзарядка аккумулятора может предотвратить замерзание, повышая плотность электролита.

Но и с этим могут быть проблемы. Если неправильно подключены штатные приборы (магнитола, сигнализация, видеорегистратор), то аккумулятор будет разряжаться очень быстро и при сильном морозе уже в течение суток может произойти его замерзание.

Как определить, что аккумулятор замерз

Если случилась такая ситуация, что вам пришлось оставить автомобиль на улице на несколько дней во время сильного мороза, сразу надо обратить внимание на состояние автомобиля.

Если нет возможности отключить сигнализацию, да и вообще машина не заводится, то вероятнее всего произошло замерзание аккумуляторной батареи.

При осмотре источника питания можно увидеть иней на поверхности батареи. Это еще вполне исправимая проблема. Если аккумулятор изменил форму или на нем появились трещины, то здесь уже ничего нельзя предпринять.

Основные действия при замерзании аккумулятора

                                                       Основные действия при замерзании аккумулятора

Для того чтобы определить план дальнейших действий, необходимо:

  • Провести визуальное обследование устройства. При этом обращаем внимание на появление вздутий, трещин, прорывов, протечек жидкости.
  • Сняв аккумуляторную батарею, относим ее в теплое и сухое помещение для того, чтобы она оттаяла, после чего снова осматриваем.
  • Пробуем подключить зарядку, используя малые токи длительное время. Если существенных повреждений нет, то батарея начнет работать спустя 8-10 часов.

Однако, как следует из опыта, использование аккумуляторов после замерзания нецелесообразно.

Во-первых, появление на них трещин требует ремонта. А во-вторых, при замерзании и расширении вода чаще всего повреждает свинцовые пластины.

И хотя отдельные автолюбители находят выход из этой ситуации, использование такого аккумулятора будет вызывать трудности при заводке автомобиля, ограничит возможности функционирования некоторых бортовых систем авто и снаряженного оборудования электропотребления.

Поэтому лучший выход в этой ситуации — утилизация АКБ и приобретение новой, что целесообразнее в условиях повседневной эксплуатации автомобиля.

Подпишитесь на рассылку

И получайте информацию о наших новостях, скидках и предложениях

В одной из статей мы уже говорили на тему как продлить жизнь аккумулятору. Но зачастую не все рекомендации можно выполнить. И так у Вас замерз аккумулятор.

Как это случалось? Скорее всего ситуация была примерно такая:

По тем или иным причинам, возможно, даже независящим от аккумулятора,  Вы не смогли завестись. Крутили стартер что есть сил, но машина не завелась, в итоге аккумулятор сел. В таком состоянии Вы его оставили на какое-то время. Если удалось прикурить от соседской машины, то Вам, в принципе, повезло.

Генератор автомобиля подзарядил аккумулятор в режиме зарядки при постоянном напряжении и Вам удалось спасти аккумулятор от неизбежной гибели (помните, после “прикуривания” нужно обязательно зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства. Генератор автомобиля не заряжает аккумулятор на 100% и для его зарядки очень часто не достаточно 2-3 часовой поездки на работу или в магазин). Снимите аккумулятор с транспортного средства или зарядите аккумулятор на автомобиле зарядным устройством, позволяющим осуществлять безопасную зарядку аккумулятора, не отключенного от бортовой сети автомобиля.

А что случилось, если Вы не смогли “прикурить” и бросили аккумулятор на более длительное время?

Коротко:

В разряженном состоянии аккумулятор подвергается процессу сульфатации пластин, плотность электролита снижается. Простым языком – быстро теряет свою емкость. Электролит превращается в воду, из-за снижения его концентрации. Вода замерзает. При последующем заряде классическими зарядными устройствами сульфатация пластин аккумулятора не может быть обращена вспять и аккумулятор погибает, т.к. аккумулятор уже не способен принимать и удерживать заряд.

Помните рекомендации? “2. Не допускать недозаряд аккумулятора. “Также пагубно сказывается на аккумуляторе пониженное напряжение в бортовой сети автомобиля. Особенно это актуально зимой. Желательно периодически подзаряжать аккумулятор стационарным зарядным устройством. Не забывайте проверять натяжение ремня генератора.”

Замерзший аккумулятор необходимо отогреть при комнатной температуре (никогда не заряжайте замерзший аккумулятор!) Зарядите аккумулятор при помощи десульфатирующего зарядного устройства OptiMate. Скорее всего замерзший аккумулятор имеет напряжение ниже 5-7В и не все “умные” зарядные устройства могут реанимировать такие аккумуляторы. Зарядные устройства OptiMate способны восстановить аккумуляторы от 2В (OptiMate 6 – от 0,5В).

В процессе заряда, зарядные устройства OptiMate в режиме десульфатации преодолевают высокое электрическое сопротивление сульфатированных пластин аккумулятора и восстанавливают емкость неповрежденного аккумулятора.

Бездействие приведет к тому, что скорее всего аккумулятор в итоге придется заменить.

Зима — не самое любимое автомобилистами время. Неудобства доставляет и снег, и гололедица, и замерзающий аккумулятор. На какие только уловки не идут автовладельцы, наслушавшись советов, чтобы отогреть батарею. Итог — покупка нового аккумулятора. В статье описано, как быстро отогреть аккумулятор дома безопасно и эффективно.

Почему при минусовой температуре аккумуляторная батарея замерзает?

Как быстро отогреть аккумулятор

Проблема кроется в параметре плотности электролита аккумулятора. Если он заряжен на 100%, то значение плотности колеблется в диапазоне от 1.26 до 1.30 г/см3. Электролит с такой характеристикой не замерзнет, если температура окружающей среды будет ниже 540С. Точка замерзания при максимальной плотности находится в диапазоне от -550С до -650С. Если условия эксплуатации батареи будут более экстремальными, то нужно сдвинуть точку замерзания. Делают это посредством доливания в электролит аккумулятора кислоты. Но применять ее нужно грамотно. Слишком кислотный раствор резко снижает срок эксплуатации батареи.

Замерзание происходит, когда плотность снижается. То есть заряд АКБ падает. Это влечет за собой увеличение объема воды в электролит. А даже школьнику известно, что вода при минусовых температурах быстро переходит в твердое состояние. Зависимость следующая:

  • 10 г/см3 при -70С;
  • 12-1.14 г/см3 — от -140С до -100С;
  • 16-1.18 г/см3 — от -220С до -180С;
  • 20 г/см3 при -280С.

Причины появления льда в аккумуляторной батарее

Разряд аккумулятора — основная причина замерзания. Быстрый разряд батарее происходит из-за:

  • короткого замыкания в проводке;
  • навешивание внештатного оборудования (все АКБ для автомобилей изготавливаются по стандартам, при желании установить дополнительные системы нужно увеличивать емкость батареи);
  • поломка генератора;
  • неисправность регулятора напряжения;
  • замыкание между разнополюсными пластинами (лед в только в одном отсеке, остальные не разряжены, сохраняют заряд);
  • производственный дефект (если машина или АКБ новые).

Часто причиной замерзания батареи становится дистиллированная вода, долитая в отсеки для восстановления уровня электролита. При температуре ниже -20С долив можно делать непосредственно перед запуском двигателя. Еще лучше восстанавливать уровень в ходе подзарядки аккумулятора на специальном оборудовании. В обоих случая жидкость успеет перемещаться с электролитом, что предупредит образование льда в ячейках.

Как же отогреть АКБ, если он все-таки замерз?

Как быстро отогреть аккумулятор

В Интернет можно найти немало советов о том, как отогреть батарею. Среди них и рекомендация по помещению АКБ в горячую воду. Прежде чем последовать ей, нужно спросить себя «А готов ли я покупать новый аккумулятор после неудавшейся попытки?». Скорее всего, нет. Но если «время действительно поджимает», то в горячую воду помещать не стоит. Экстренный отогрев начинают с оттаивания батареи в холодной субстанции. Ее нужно сменить 3-5 раз. Затем постепенно повышать температуре жидкости, иначе шансы реанимировать АКБ сводятся к нулю. Максимальная температуры воды должна быть не более 400С. Перед тем, как поместить аккумулятор в жидкость, нужно изолировать клеммы. Вода не должна попасть на контакты и клеммы.

Правильнее действовать, опираясь на рекомендации в инструкции. А именно следующим образом:

  1. Осмотреть корпус АКБ на наличие сколов, механических повреждений.

Важно! Если на корпусе есть повреждения, которые покрыты льдом, изморозью, значит, электролит потихоньку вытекает. Такая АКБ восстановлению не подлежит.

  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Занести в теплое место.

Важно! АКБ рекомендуется поместить в таз из пластика на тот случай, если в корпусе появились трещины при переходе воды в твердое состояние (замерзая, чистая жидкость расширяется, оказывая механическую нагрузку на стенки короба). Если этого не сделать, кислота неконтролируемо разольется.

  1. Отогретую батарею подзаряжают малыми токами.

Важно! В ходе зарядки растаявшая вода снова смешается с электролитом. АКБ будет восстановлен и готов к работе.

Не стоит выполнять зарядку замерзшего АКБ. Это в 7 из 10 случаев приводит к замыканию между пластинами аккумулятора. Процедура отогрева по инструкции займет от 7 до 12 часов. При этом АКБ не потеряет свою номинальную мощность, ее корпус не будет поврежден, как и функциональные элементы.

Что делать, если времени на отогрев практически нет?

Поможет строительный фен или обогревательный прибор.

Хорошо, если автомобиль стоит рядом с окнами дома или в гараже есть электричество и необходимое оборудование. Время отогрева зависит от мощности электроприбора. Эти методы хороши тем, что демонтировать аккумуляторную батарею не нужно. Всю процедуру можно провести прямо под капотом. Сроки «разморозки» составят 1-2 часа (зависит от температуры окружающей среды).

Можно ли избежать замерзания аккумулятора?

Можно ли избежать замерзания аккумулятора

Да, можно. Нужно следовать простым правилам:

  • Не допускать сильного разряда АКБ. Если на улице температура воздуха ниже -170С, то батарея всегда должна быть заряжена на 75-83% — не менее.
  • Проверить электрическую систему автомобиля перед наступлением холодов. Убедиться, что нет утечек.
  • Зарядить на 100% АКБ перед наступлением холодов.
  • Снять клеммы с АКБ, если транспортное средство будет длительное время в холода стоят в гараже.
  • По возможности снизить потребление электроэнергии от АКБ. Расход идет на подогрев сидений, холодные пуски, включение печки и отогрев стекол.

Забыть о проблемах с АКБ в зимние холода поможет следование простому правилу — периодическая подзарядка батареи стационарно.

Подобный уход гарантирует длительный эксплуатационный срок аккумулятора. В выходные дни рекомендуют делать 40-60 минутные выезды, чтобы автомобиль не простаивал более 24 часов. В этом случае генератор будет подавать энергию необходимую для зарядки в рабочем режиме.

Чем более плавно выполнена «разморозка» АКБ, тем выше вероятность успеха. Поэтому главное — избежать экстренных отогревов, а также отогревов методами, которые не рекомендованы в инструкции к оборудованию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти напряжение при параллельном соединении конденсаторов
  • Код ошибки 0x8007000d при обновлении виндовс 10 как исправить
  • Евангелие в библии как найти
  • Как найти периметр сложной геометрической фигуры
  • Странник края майнкрафт как найти