Зеркальный почерк у детей как исправить

Содержание

  1. Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки
  2. Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции
  3. Письменные упражнения
  4. Выводы

Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.

Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки

Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.

Ребенок пытается правильно написать цифру

Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.

Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:

  • Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
  • Недоразвитость пространственно-временных представлений — еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.

Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.

Маленький ребенок пишет буквы зеркально левой рукой

Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.

Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

Ребенок пишет зеркально цифры и буквы

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Мальчик учится писать буквы

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Мальчик пишет цифру 3 зеркально

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Выводы

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.

Консультация учителя-логопеда для родителей.

Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)

Что такое зеркальное письмо?

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Причины возникновения зеркального письма/написания.

Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае сканирование пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Но если у ребенка такое письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры:

— Для начала можно обратиться к психологу: возможно причина зеркального письма вашего малыша в ведущем правом полушарии головного мозга. В таком случае не стоит слишком беспокоиться, можно помочь ребенку справиться с этой проблемой.

— Затем стоит обратиться к логопеду. Бывает, что причина зеркального письма является признаком дисграфии — нарушение письменной речи ребенка.

— Если у ребенка одновременно с неправильным письмом замечены нарушения речи или работы опорно-двигательного аппарата, придется проконсультироваться у невропатолога. Возможно, понадобится пройти курс медикаментозного лечения, которое может назначить только специалист.

Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой. То есть родившись левшами — сейчас являются правшами. Взрослые могли даже и не знать, что ребенок — левша от рождения!

 Левшество— это характеристика мозга, с которой ребенок уже родился.

 Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений .

 В возрасте 5-7 лет наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе.

 Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений- залог будущего грамотного письма, математических успехов и вклад в развитие высших психических функций!

 Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Добивайтесь уменьшения частоты неправильного написания. Возможно, полностью избавиться от зеркальности до школы не получится. Не отчаивайтесь, продолжайте работу в школьный период.

 Специалисты считают, что в силу особенностей развития мозга ребенок имеет право путать лево-право до 6-7 лет!

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0).

Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально).

 Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).

 Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.

 Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).

 Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.

 И пусть ребенок при Вас (!) медленно (!) обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам!

Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.

Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.

 Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один(!) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.

 На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево».

 Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.

Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается.

 Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.

 Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.

— нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру).

— рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине(как вариант — на ладони, на столе)

— купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.

— попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.

 Не забывайте, что работа должна быть комплексной.

 Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как…, а после того как…; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?

 Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте.

Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.

 Ориентирование на плоскости — копирование простых рисунков, копирование точек, рисование с поворотом (нарисовать картинку, как будто она легла спать).

   Работайте над листом — где верх листа, где низ?

Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.

Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.

Использованные источники:

  1. https://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
  2. http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
  3. http://razvitie.mya5.ru/poleznaya-informaciya/esli-rebenok-pishet-zerkalno/

зеркальное-письмо

Зеркальное письмо или зеркальный почерк – феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой. В этой статье мы ответим на такие вопросы: что такое зеркальное письмо, причины развития этого нарушения, и как можно помочь малышу научиться писать правильно.

Что такое зеркальное письмо?

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?

Существуют три основные теории:

  • Гений скрывал свои записи, таким образом, зашифровывая информацию.
  • Предполагают, что ученый был левша, и ему было гораздо удобней и быстрее писать буквы зеркальным способом.
  • Возможно, основной причиной выбора столь странного письма Леонардо было свойственное ему стремление к оригинальности, такой стиль мог подчеркивать его индивидуальность.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально

Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. И возникает масса вопросов: это норма? Или срочно к специалистам? Наш блогер, психолог Елена Каштанова, рассказывает, что такое зеркальное письмо и нужно ли сразу бить тревогу.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Зеркальное написание букв и слов часто еще называют «почерком Леонардо», потому что многое, написанное Леонардо да Винчи, было сделано именно зеркально. В быту родители чаще просто говорят — «он зеркалит», когда дошкольник пишет в зеркальном отражение.

Что такое зеркальное написание букв

Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т

и
ш
(отражение по вертикали).

Нормально ли это

«До семи лет — абсолютно нормально», — рассказывает логопед Людмила Поплавская, один из авторов программы «Зазеркалье» для 1-2 классов, направленных на улучшение пространственных представлений.

Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно

свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.

Как помочь ребёнку, который пишет буквы зеркально

Зеркально перевёрнутые буквы — это нарушение письма, которое чаще обнаруживается только в школе, в первом классе, когда ребёнок начинает много писать. Примечательно, что такие дети не обязательно не умеют читать. Однако часто это и проблема чтения.

В настоящее время зеркально перевёрнутые буквы и цифры у школьников – очень распространённое явление во всём мире.
И это не болезнь, это временное отставание в созревании отдельных участков мозга ребёнка.
Мировой авторитет, советский нейрофизиолог А. Р. Лурия доказал, что зеркально перевёрнутые буквы связаны с нарушением деятельности определенного отдела головного мозга, отвечающего за процесс письма.

Причины нарушения деятельности этого отдела могут быть разные (травма, незрелость в данный момент некоторых участков мозга, наследственность), но в итоге ваш ребёнок выглядит вопиюще безграмотным!

Новое понимание проявления зеркальности

В первую очередь зеркальность проявляется у детей-левшей или у переученных левшей, а также у амбидекстров (то есть «двуруких»).

[Тест на амбидекстрию здесь и пусть ваш ребёнок пальцем показывает, в какую сторону крутится тень девушки ].

Именно у этих малышей чаще могут возникнуть различные трудности при формирования навыка письма: специфические ошибки, плохой почерк, зеркальность, дрожание руки и т. д.

Первая причина написания зеркально перевёрнутых букв и цифр – нарушения восприятия объёмных 3D пространств. В правом или левом поле зрения в пространстве открывается «окно», внутри которого пространство зеркально перевёрнуто. Когда туда попадает буква или цифра – ребёнок, не замечая этого, пишет её зеркально [Подробнее об этом здесь: Дети с синдромом дефицита внимания: особенности восприятия 3D-пространств].

Раннее обучение письму – вторая причина зеркальности. Соответствующие отделы головного мозга созревают к семи, а иногда и к девяти годам. «Незрелый» же ребёнок будет воспринимать букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок. И ему будет всё равно, в какую сторону писать буквы «К», «С», «Э», «Я», или цифры «4», «6», «9». Такие дети часто теряют строку, или пытаются писать зеркально справа налево.

То есть, именно нарушения зрительно-пространственных представлений влияет на проявление зеркальности.

Решение же проблемы — это помощь в ускорении созревания зрительно-пространственного восприятия у вашего ребёнка.

Коррекция восприятия 3D пространств у таких детей позволяет устойчиво восстановить и нормализовать процесс чтения и письма. А у большинства детей становится более упорядоченным и корректным и поведение.

Запишитесь на диагностику и коррекцию здесь

Развитие пространственного мышления

Прежде чем решать, как научить ребенка писать буквы в правильном положении, необходимо убедиться, что это действительно необходимо.

Читайте также: Ожог у ребенка — что делать? Первая помощь

Консультация детского психолога и невролога во многом прояснит ситуацию. Но и родителям не нужно терять чувство меры – паниковать из-за того, что трех- или четырехлетний малыш написал букву в зеркальном отражении не стоит. В этом возрасте дети только пробуют силу своих рук, приноравливаются к стилю написания, пытаются сдвинуть руку в нужном направлении. Из-за множества задач, которые необходимо решать одновременно, ребенок может не обратить внимания, что он написал букву неправильно.

Разумеется, не стоит ограничивать малыша в желании что-то написать, не обязательно с самого начала акцентировать внимание на зеркальное написание. Лучше всего добавить в распорядок время для дополнительных занятий, которые помогут ребенку развить несовершенные функции.

Коррекция зеркального написания

Первое что необходимо сделать, это дать возможность ребенку копировать текст с правильно написанного. Так он гораздо проще и быстрее привыкнет к правильному наклону букв и цифр и перестанет зеркалить их во время письма. Причем стоит сказать о том, что в этом важны такие факторы как написание букв в определенном месте странице, если ребенок начинает писать, отступив от края страницы, ему будет проще. Также очень важно провести подготовительную работу, эта работа поможет развить у малыша правильное ориентирование в пространстве.

Как ни странно, но правильность написания букв зависит от четкого понимания ребенком, где лево, где право. Стоит научить ребенка быстро и четко указывать на правую руку, правое ухо, правую ногу, и соответственно на левые части тела.

Что делать, если вы столкнулись с такой проблемой: «Ребенок зеркалит буквы или цифры при письме»?

  • Для коррекции зеркального письма используете такие виды работ как воспроизведение ребенком эталонов, карточек на которых изображена буква или цифра правильно написанная.
  • Поставьте на каждой строчке или клеточке точку, в которой должен быть верх буквы. Объясните ребенку на примере, как он должен вывести букву, чтобы та попала на точку.
  • Используйте игры с моделированием. Идеально подходят палочки. Предложите ребенку составить буквы из палочек. Кроме того, что это поможет малышу правильно писать, такая игра разовьет моторику, что также положительно скажется на нем впоследствии.
  • Посмотрите на то, что написано ребенком, выделите те буквы, которые он зеркалит и начните работу именно с этих элементов.

Ребенок пишет зеркально что делать

Как видно из вышеописанного скорректировать написание ребенка не сложно, главное в этом уделить внимание проблемы и самое главное делать все вовремя. Чем раньше вы начнете исправлять зеркальное написание, тем будет проще малышу сделать выводы и начать выводить каждую букву так, как следует.

Чаще всего в зеркальном или перевернутом изображении пишут дошкольники или первоклассники в самом начале обучения в школе. Это может быть связано с тем, что у ребенка не достаточно четко сложился образ буквы в ее печатном или прописном виде или образ цифры. И в этом случае достаточно будет простых упражнений, которые помогут ребенку четко запомнить, как пишутся буквы и цифры, а точнее в какую сторону «смотрит» буква.

Если же вы столкнулись с устоявшейся привычкой зеркального или перевернутого написания букв или цифр у ребенка к возрасту 7-8 лет, то необходимо провести диагностику и понять причины такого написания. Чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем быстрее получите результат.

И наоборот, если не помогать ребенку справится с зеркальным написанием букв или цифр, то высока вероятность возникновения других более серьезных проблем с письменной речью у ребенка.

Итак, если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями.

Во первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа. Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки.

Во время игрой с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки. Кстати на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука».

Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буковки. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буковкам. А буковка «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется».

А буковка «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буковкам, и хочет обниматься!».

А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки.

Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв. При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы. Используйте парные карточки. Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку.

На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию.

Коррекция «зеркального письма» у дошкольников

Коррекция «зеркального письма» у дошкольников

Зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

Работу по предупреждению «зеркального» письма необходимо вести по этапам:

1 этап подготовительный-развитие ориентировки в пространстве, на себе и на листе бумаги:

  • дифференциация правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?)
  • ориентировка в собственном теле (покажи правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку)

2 этап – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны.

Необходимо объяснить ребенку, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.

После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких упражнений:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве;
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой;
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

3 этап – усвоение понятий: «вверх», «вниз», «право», «влево».

Упражнения для усвоения этих понятий:

  • выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

4 заключительный этап — письменные упражнения.

  • письмо букв под диктовку.
  • письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

А еще для обучения математике используется – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении.

Проблема «зеркального» письма требует пристального внимания. А, помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

зеркальное-письмо

Зеркальное письмо или зеркальный почерк – феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой. В этой статье мы ответим на такие вопросы: что такое зеркальное письмо, причины развития этого нарушения, и как можно помочь малышу научиться писать правильно.

Что такое зеркальное письмо?

зеркальное-письмо-Леонардо

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?

Существуют три основные теории:

  • Гений скрывал свои записи, таким образом, зашифровывая информацию.
  • Предполагают, что ученый был левша, и ему было гораздо удобней и быстрее писать буквы зеркальным способом.
  • Возможно, основной причиной выбора столь странного письма Леонардо было свойственное ему стремление к оригинальности, такой стиль мог подчеркивать его индивидуальность.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Зеркальное письмо у детей: причины его появления

зеркальное-письмо-у-детей

Когда начинать бить тревогу? Прежде всего, надо помнить, у детей вплоть до того момента, как он отправится в школу, допустимы различные (но не стабильные) отклонения при письме. Это укладывается в показатели нормы.

Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае сканирование пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Но если у ребенка такое письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры:

— Для начала можно обратиться к психологу: возможно причина зеркального письма вашего малыша в ведущем правом полушарии головного мозга. В таком случае не стоит слишком беспокоиться, можно помочь ребенку справиться с этой проблемой.

— Затем стоит обратиться к логопеду. Бывает, что причина зеркального письма является признаком дисграфии — нарушение письменной речи ребенка.

— Если у ребенка одновременно с неправильным письмом замечены нарушения речи или работы опорно-двигательного аппарата, придется проконсультироваться у невропатолога. Возможно, понадобится пройти курс медикаментозного лечения, которое может назначить только специалист.

ВАЖНО: Не пытайтесь лечить ребенка, слушая советов подруг и всезнающих соседок. Если проблема возникла — обращайтесь только к специалистам. Ведь от этого во многом будет зависеть успеваемость ребенка в школе и его адаптация в обществе в дальнейшей жизни.

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

Если вашему малышу до начала обучения грамоте было трудно сравнивать предметы по форме и величине, ориентироваться в пространственном нахождении предметов, то, скорее всего, он будет с трудом различать оптически сходные буквы.

Что бы ни было причиной зеркального письма у вашего ребенка, полезно выработать правильное движение глаз и развивать зрительно-моторную координацию. Для этого используйте различные игры и задания, при которых ребенок будет производить линейные движения глазами в правильном направлении. Например, во время игры в солдатиков скажите ребенку, чтоб бойцы атаковали врагов слева направо. Если у вас дочь, можно научить ее вышивке тамбурным швом, задействовав руку в нужном направлении. Очень полезны любые гимнастики для глаз: движения вверх–вниз, вращение по часовой стрелке и против и т. д.

В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей затруднение:

• Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ – пишутся справа.
• З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

зеркальное-письмо-2

Можно выполнять следующие задания:

1. На листе бумаги выпишите все буквы, которые прописываются справа налево и их изображение в зеркальном виде. Покажите ребенку в каждой паре букву, написанную правильно.

2. Подумайте, как можно переделать зеркальную букву на правильную, и покажите это ребенку.

3. Если ваш ребенок любит рисовать, предложите ему не писать буквы, а срисовывать. И пусть он постарается максимально точно передать форму букв.

4. Вырабатывайте у ребенка правильное различие правой и левой руки. Задавайте ему примерно такие вопросы: «Подними правую руку. В какой руке ты держишь ложку?».

5. Предложите ему указать нужную часть тела. Например, говорите ему: «Попрыгай на правой ноге. Дотронься пальчиком левой руки до носа. Повернись на правый бок».

6. Учите его ориентироваться в пространстве с учетом правой или левой стороны. Объясните ребенку, что те предметы, расположенные ближе к его левой руке, находятся слева от него, а те, что ближе к правой руке – справа. Затем задайте ребенку вопросы о месторасположении каких-то предметов. Например: «Стол справа или слева от тебя? Мама стоит слева или справа от тебя?».

7. Когда малыш научится правильно выполнять эти упражнения, можете определять расположение предметов относительно друг друга. Скажите ребенку: «Сядь слева от бабушки. Положи книгу слева от себя».

Все эти задания помогут ребенку запомнить, как правильно писать вертикальные палочки букв, без зеркального отражения.

Совет: Если ребенок не справляется сразу с заданиями, и зеркальное письмо все еще моментами появляется в его записях, ни в коем случае не ругайте его! Лучше всего вообще не акцентировать на этом внимание. Иначе он почувствует неуверенность в своих силах, и, вдобавок, у него может возникнуть категорическое нежелание делать так, как от него просят.

Зеркальное письмо: как еще можно помочь ребенку?

зеркальное-письмо3

1. Для начала успокойтесь: если зеркальные ошибки письма наблюдаются у ребенка 3-4-5 и даже 6 лет, и они не повторяются систематически, причин для переживаний нет.

2. Вы можете помочь ребенку запомнить правильное написание, показывая книжки, в которых буквы напечатаны крупно и отчетливо. Возможно, малыш еще просто не запомнил, как правильно выглядят буквы. Кроме того, на начальном этапе детям бывает трудно управлять своей мелкой моторикой. Ребенок счастлив уже оттого, что у него хоть что-то получается!

3. Ребенку дошкольного возраста очень помогают сделанные родителями прописи. Их можно сделать на обычном альбомном листе и крупным масштабом, так как мелкие буквы в школьной тетрадке будут создавать дополнительные трудности малышу. Пишите буквы крупно и показывайте ребенку процесс — как вы это делаете. Предложите малышу повторить за вами. Повторите упражнение спустя какое-то время. И обязательно, при самых незначительных успехах хвалите за правильные, красиво написанные буквы.

4. Очень важно, чтобы ребенок как можно чаще видел правильное начертание букв. Повесьте на стену плакат с русским алфавитом. Таким образом, вы поможете вашему маленькому ученику активизировать зрительную память, и ему легче будет себя контролировать в дальнейшем.

5. Большинство дошкольников, пишущих зеркально, не имеют других отклонений: их развитие полностью соответствует возрасту. Но если в тетрадях дошкольника все равно проскальзывает зеркальное письмо, не помешало бы понаблюдать за малышом, особенно если он продолжает регулярно допускать ошибки. Куда обращаться? Путь все тот же, к детскому психологу: он определит, имеются ли у ребенка другие особенности развития. Возможно, неумение переучиваться на обычное письмо говорит о недюжинном таланте к изобразительному искусству.

6. Нежелание малыша писать правильно может указывать и на то, что он явный или скрытый левша. Если ваш ребенок инстинктивно берет все левой рукой, значит, у него явная леворукость. Понятно, что ему удобней писать в зеркальном отражении. Возможно, что у него так и останется эта особенность на всю жизнь. Но необходимо, чтобы он освоил правильное написание букв, даже при письме левой рукой.

Определить скрытую леворукость поможет небольшой тест. Покажите ребенку предмет абсолютно новый для него и обратите внимание, какой рукой он его возьмет. Кроме этого, предложите вашему малышу соединить ладони, переплетая пальцы. Если ваш ребенок скрытый левша – большой палец левой руки окажется сверху.

От вас, дорогие родители, очень многое зависит: зеркальное письмо может исчезнуть после грамотно продуманных игр и занятий с дошкольником. Не пускайте все на самотек, приложите все возможные усилия, чтобы исправить и скорректировать обнаруженную проблему. Ведь от этого зависят успехи не только при обучении ребенка в школе, но и в его дальнейшей, взрослой жизни.

Зеркальное письмо у детей. Проблемы и коррекция.

      В последнее время родители все чаще стали обращаться с
вопросом: «Что делать, если дети пишут буквы и цифры зеркально?» 
Такие проблемы часто выявляются у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в
школе. 
      Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической
дисграфии (нарушения письма), в основе которой лежит недостаточная
сформированность: 
— зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о
форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к
себе и друг к другу); 
— зрительного анализа и синтеза; 
— буквенного гнозиса. 
      Если ребёнок дошкольного возраста  до момента начала обучения грамоте  не
приобрёл умения сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в
пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу
(путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении
предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет
сложно усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв. 
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за
свойств зеркальности: 
Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ (элементы прописываются справа) 
З, Л, У, Ч, Э, Я (элементы прописываются слева) 
      Особое внимание следует уделить детям, у которых ведущей является левая
рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в
направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры
в направлении снизу вверх. 
      Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по
нескольким направлениям: 
1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе
бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения
серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года,
дни недели). 
2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев,
игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином. 
3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая
работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали»
на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.) 
4. Расширение поля зрения ребенка. 
5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из
элементов букв, реконструирования букв. 
      Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника,
проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в
пространстве, на себе и на листе бумаги. Начинать здесь следует с воспитания
четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая
левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают
умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую
щеку и т. д. 
      Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с
точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все
те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от
него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются
вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от
тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно
отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов
по отношению друг к другу(
н-р: тетрадь справа от книги
(а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п.
). 
И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного
расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от
вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в
букве «Б» и т.д. 
      Для коррекции  зеркального письма дети должны четко усвоить
понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».
Для этого можно провести ряд игр и упражнений:


воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

— 
сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;


обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым
ориентиром (проговариванием);

— написание
графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка
вниз, одна клетка влево и т.д.);


совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе
бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения
серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года,
дни недели);

— развитие
мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с
пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином;

— развитие
тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по
предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине,
на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь по контуру или
написанных  шрифтом Брайля и т. д.);


расширение поля зрения ребенка;

— развитие
конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов
букв, реконструирования букв ( н-р: из буквы П можно сделать букву Н,
передвинув одну палочку; определение букв, которые можно выложить из трех (И,
А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К); конструирование букв из
элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка
с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена
буква
) ;

определение букв, написанных на карточках, где
представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы; 

— нахождение недостающих элементов букв , дописывание
букв;
— обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками,
семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на
стекле, на песке; 
—  демонстрация букв в разном положении; 
— предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные,
стилизованные; 
— поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв; 
      На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям. 
1. Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в
неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки,
например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. 
Перед записью каждой буквы ученик должен сказать, из каких элементов она
состоит, в какую сторону направлена — «смотрит». 
2. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к
письму слогов, а затем и слов с этими буквами. 
В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить
как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за
способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой
стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не
довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв.
В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку
отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок
переходят к записи
предложений. 
      Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной
работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы, своевременно
выполняя
работу над
ошибками. 

http://svetaaa09.narod.ru/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku.png

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти односторонние углы если известен один
  • Как найти затраченную мощность двигателя
  • Как найти случайного человека в телеграмме
  • Как найти трейд ссылку стим через телефон
  • Валерьянка как найти кота