Зная два вектора как найти третий

Сложение векторов: длина суммы векторов и теорема косинусов

Определения скалярного произведения векторов через угол между ними

Сложение векторов по правилу треугольника (суммой векторов и называется вектор , начало которого совпадает с началом вектора , а конец — с концом вектора , при условии, что начало вектора приложено к концу вектора ) даёт возможность упрощать выражение перед вычислением произведений векторов.

Сложение векторов, заданных координатами (при сложении одноимённые координаты складываются) даёт возможность узнать, как расположен относительно начала координат вектор, являющийся суммой слагаемых векторов. Подробно эти две операции разбирались на уроке «Векторы и операции над векторами».

Теперь же нам предстоит узнать, как найти длину вектора, являющегося результатом сложения векторов. Для этого потребуется использовать теорему косинусов. Такую задачу приходится решать, например, когда дорога из пункта A в пункт С — не прямая, а отклоняется от прямой, чтобы пройти ещё через какой-то пункт B, а нужно узнать длину предполагаемой прямой дороги. Кстати, геодезия — одна из тех сфер деятельности, где тригонометрические функции применяются во всех их полноте.

При сложении векторов для нахождения длины суммы векторов используется теорема косинусов. Пусть и — векторы, — угол между ними, а — сумма векторов как результат сложения векторов по правилу треугольника. Тогда верно следующее соотношение:

,

где — угол, смежный с углом . У смежных углов одна сторона общая, а другие стороны лежат на одной прямой (см. рисунок выше).

Поэтому для сложения векторов и определения длины суммы векторов нужно извлечь квадратный корень из каждой части равенства, тогда получится формула длины:

.

В случае вычитания векторов () происходит сложение вектора с вектором , противоположным вектору , то есть имеющим ту же длину, но противоположным по направлению. Углы между и и и между и являются смежными углами, у них, как уже было отмечено, одна сторона общая, а другие стороны лежат на одной прямой. В случае вычитания векторов для нахождения длины разности векторов нужно знать следующее свойство косинусов смежных углов:

косинусы смежных углов равны по абсолютной величине (величине по модулю), но имеют противоположные знаки.

Перейдём к примерам.

Сложение векторов — решение примеров

Пример 1. Векторы и образуют угол . Их длины: и . Выполнить сложение векторов и найти их сумму . Выполнить вычитание векторов и найти их разность .

Решение. Из элементарной тригонометрии известно, что .

Шаг 1. Выполняем сложение векторов. Находим длину суммы векторов, поставляя в формулу длины косинус угла, смежного с углом между векторами:

Шаг 2. Выполняем вычитание векторов. Находим длину разности векторов, подставляя в формулу косинус «изначального» угла:

Выполнить сложение и вычитание векторов самостоятельно, а затем посмотреть решение

Пример 2. Векторы и образуют угол . Их длины: и . Выполнить сложение векторов и найти их сумму . Выполнить вычитание векторов и найти их разность .

Пример 3. Даны длины векторов и длина их суммы . Найти длину их разности .

Шаг 1. По теореме косинусов составляем уравнение, чтобы найти косинус угла, смежного с углом между векторами и находим его:

Не забываем, что косинус смежного угла получился со знаком минус. Это значит, что косинус «изначального» угла будет со знаком плюс.

Шаг 2. Выполняем вычитание векторов. Находим длину разности векторов, подставляя в формулу косинус «изначального» угла:

Пример 4. Даны длины векторов и длина их разности . Найти длину их суммы .

Шаг 1. По теореме косинусов составляем уравнение, чтобы найти косинус «изначального» угла (задача обратная по отношению к примеру 1) и находим его:

Шаг 2. Меняем знак косинуса и получаем косинус смежного угла между и :

Шаг 3. Выполняем сложение векторов. Находим длину суммы векторов, подставляя в формулу косинус смежного угла:

Пример 5. Векторы и взаимно перпендикулярны, а их длины . Найти длину их суммы и и длину их разности .

Два смежных угла, как нетрудно догадаться из приведённого в начале урока определения, в сумме составляют 180 градусов. Следовательно, смежный с прямым углом (90 градусов) угол — тоже прямой (тоже 90 градусов). Косинус такого угла равен нулю, то же самое относится и к косинусу смежного угла. Поэтому, подставляя это значение в выражения под корнем в формуле длины суммы и разности векторов, получаем нули как последние выражения — произведения под знаком корня. То есть длины суммы и разности данных векторов равны, вычисляем их:

Пример 6. Какому условию должны удовлетворять векторы и , чтобы имели место слелующие соотношения:

1) длина суммы векторов равна длине разности векторов, т. е. ,

2) длина суммы векторов больше длины разности векторов, т. е. ,

3) длина суммы векторов меньше длины разности векторов, т. е. ?

Находим условие для первого соотношения. Для этого решаем следующее уравнение:

То есть, для того, чтобы длина суммы векторов была равна длине их разности, необходимы, чтобы косинус угла между ними и косинус смежного ему угла были равны. Это условие выполняется, когда углы образуют прямой угол.

Находим условие для второго соотношения. Решаем уравнение:

Найденное условие выполняется, когда косинус угла между векторами меньше косинуса смежных углов. То есть, чтобы длина суммы векторов была больше длины разности векторов, необходимо, чтобы углы образовали острый угол (пример 1).

Находим условие для третьего соотношения. Решаем уравнение:

Найденное условие выполняется, когда косинус угла между векторами больше косинуса смежных углов. То есть, чтобы длина суммы векторов была меньше длины разности векторов, необходимо, чтобы углы образовали тупой угол.

Векторное произведение векторов

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение векторного произведения

Система координат — способ определить положение и перемещение точки или тела с помощью чисел или других символов.

Координаты — это совокупность чисел, которые определяют положение какого-либо объекта на прямой, плоскости, поверхности или в пространстве. Как найти координаты точки мы рассказали в этой статье.

Скаляр — это величина, которая полностью определяется в любой координатной системе одним числом или функцией.

Вектор — направленный отрезок прямой, для которого указано, какая точка является началом, а какая — концом.

Вектор с началом в точке A и концом в точке B принято обозначать как →AB. Векторы также можно обозначать малыми латинскими буквами со стрелкой или черточкой над ними, вот так: →a.

Коллинеарность — отношение параллельности векторов. Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на параллельных прямых или на одной прямой.

Проще говоря это «параллельные» векторы. Коллинеарные векторы могут быть одинаково направлены или противоположно направлены. Основное обозначение — →a || →b. Сонаправленные коллинеарные векторы обозначаются так →a ↑↑ →b, противоположно направленные — →a ↑↓ →b.

Прежде чем дать определение векторного произведения, разберемся с ориентацией упорядоченной тройки векторов →a, →b, →c в трехмерном пространстве.

Отложим векторы →a, →b, →c от одной точки. В зависимости от направления вектора →c тройка →a, →b, →c может быть правой или левой.

Посмотрим с конца вектора →c на то, как происходит кратчайший поворот от вектора →a к →b. Если кратчайший поворот происходит против часовой стрелки, то тройка векторов →a, →b, →c называется правой, по часовой стрелке — левой.

Теперь возьмем два неколлинеарных вектора →a и →b. Отложим от точки А векторы →AB = →a и →AC = →b. Построим некоторый вектор →AD = →c, перпендикулярный одновременно и →AB и →AC.

Очевидно, что при построении вектора →AD = →c мы можем поступить по-разному, если зададим ему либо одно направление, либо противоположное.

В зависимости от направления вектора →AD = →c упорядоченная тройка векторов →a, →b, →c может быть правой или левой.

И сейчас мы подошли к определению векторного произведения. Оно дается для двух векторов, которые заданы в прямоугольной системе координат трехмерного пространства.

Еще не устали от теории? Онлайн-школа Skysmart предлагает обучение на курсах по математике — много практики и поддержка внимательных преподавателей!

Векторным произведением двух векторов →a и →b, которые заданы в прямоугольной системе координат трехмерного пространства, называется такой вектор →c, что:

  • он является нулевым, если векторы →a и →b коллинеарны;
  • он перпендикулярен и вектору →a и вектору →b;
  • длина векторного произведения равна произведению длин векторов →a и →b на синус угла между ними
  • тройка векторов →a, →b, →c ориентирована так же, как и заданная система координат.

Векторным произведением вектора →a на вектор →b называется вектор →c, длина которого численно равна площади параллелограмма построенного на векторах →a и →b, перпендикулярный к плоскости этих векторов и направленный так, чтобы наименьшее вращение от →a к →b вокруг вектора c осуществлялось против часовой стрелки, если смотреть с конца вектора →c.

Векторное произведение двух векторов a = и b = в декартовой системе координат — это вектор, значение которого можно вычислить, используя формулы вычисления векторного произведения векторов:

Векторное произведение векторов →a и →b обозначается как [→a • →b].

Другое определение связано с правой рукой человека, откуда и есть название. На рисунке тройка векторов →a, →b, [→a • →b] является правой.

Еще есть аналитический способ определения правой и левой тройки векторов — он требует задания в рассматриваемом пространстве правой или левой системы координат, причём не обязательно прямоугольной и ортонормированной.

Нужно составить матрицу, первой строкой которой будут координаты вектора →a, второй — вектора →b, третьей — вектора →c. Затем, в зависимости от знака определителя этой матрицы, можно сделать следующие выводы:

  • Если определитель положителен, то тройка векторов имеет ту же ориентацию, что и система координат.
  • Если определитель отрицателен, то тройка векторов имеет ориентацию, противоположную ориентации системы координат.
  • Если определитель равен нулю, то векторы компланарны (линейно зависимы).

Координаты векторного произведения

Рассмотрим векторное произведение векторов в координатах.

Сформулируем второе определение векторного произведения, которое позволяет находить его координаты по координатам заданных векторов.

В прямоугольной системе координат трехмерного пространства векторное произведение двух векторов →a = (ax, ay, az) и →b = (bx, by, bz) есть вектор

→i, →j, →k — координатные векторы.

Это определение показывает нам векторное произведение в координатной форме.

Векторное произведение удобно представлять в виде определителя квадратной матрицы третьего порядка, первая строка которой есть орты →i, →j, →k, во второй строке находятся координаты вектора →a, а в третьей — координаты вектора →b в заданной прямоугольной системе координат:

Если разложим этот определитель по элементам первой строки, то получим равенство из определения векторного произведения в координатах:

Важно отметить, что координатная форма векторного произведения согласуется с определением,которое мы дали в первом пункте этой статьи. Более того, эти два определения векторного произведения эквивалентны.

Свойства векторного произведения

Векторное произведение в координатах представляется в виде определителя матрицы:

На основании свойств определителя можно легко обосновать свойства векторного произведения векторов:

  1. Антикоммутативность
  2. Свойство дистрибутивности

Сочетательное свойство

, где λ произвольное действительное число.

Для большей ясности докажем свойство антикоммутативности векторного произведения.

Нам известно, что значение определителя матрицы изменяется на противоположное, если переставить местами две строки, поэтому

что доказывает свойство антикоммутативности векторного произведения.

Чтобы найти модуль векторного произведения векторов u и v нужно найти площадь параллелограмма, который построен на данных векторах: S = | u × v | = | u | * | v | * sinθ, где θ — угол между векторами.

Векторное произведение векторов u и v равно нулевому вектору, если u и v параллельны (коллинеарны): u × v = 0, если u ∥ v (θ = 0).

Примеры решения задач

Пример 1

а) Найти длину векторного произведения векторов →a и →b, если |→a| = 2, |→b| = 3, ∠(→a, →b) = π/3.

б) Найти площадь параллелограмма, построенного на векторах →a и →b, если |→a| = 2, |→b| = 3, ∠(→a, →b) = π/3.

а) По условию требуется найти длину векторного произведения. Подставляем данные в формулу:

Так как в задаче речь идет о длине, то в ответе указываем размерность — единицы.

б) По условию требуется найти площадь параллелограмма, который построен на векторах →a и →b. Площадь такого параллелограмма численно равна длине векторного произведения:

Пример 2

Найти |[-3→a x 2→b]|, если |→a| = 1/2, |→b| = 1/6, ∠(→a, →b) = π/2.

По условию снова нужно найти длину векторного произведения. Используем нашу формулу:

Согласно ассоциативным законам, выносим константы за переделы векторного произведения.

Выносим константу за пределы модуля, при этом модуль позволяет убрать знак минус. Длина же не может быть отрицательной.

Пример 3

Даны вершины треугольника A (0, 2, 0), B (-2, 5,0), C (-2, 2, 6). Найти его площадь.

Сначала найдём векторы:

Затем векторное произведение:

Вычислим его длину:

Подставим данные в формулы площадей параллелограмма и треугольника:

Геометрический смысл векторного произведения

По определению длина векторного произведения векторов равна

А из курса геометрии средней школы мы знаем, что площадь треугольника равна половине произведения длин двух сторон треугольника на синус угла между ними.

Поэтому длина векторного произведения равна удвоенной площади треугольника, имеющего сторонами векторы →a и →b, если их отложить от одной точки. Проще говоря, длина векторного произведения векторов →a и →b равна площади параллелограмма со сторонами |→a| и |→b| и углом между ними, равным (→a, →b). В этом состоит геометрический смысл векторного произведения.

Физический смысл векторного произведения

В механике — одном из разделов физики — благодаря векторному произведению можно определить момент силы относительно точки пространства. Поэтому сформулируем еще одно важное определение.

Под моментом силы →F, приложенной к точке B, относительно точки A понимается следующее векторное произведение [→A B × →F].

Вектор линейной скорости →V точки M колеса равен векторному произведению вектора угловой скорости →W и радиус-вектора точки колеса, то есть →V = →W`→rM.

Векторы в пространстве и метод координат

Существует два способа решения задач по стереометрии

Первый — классический — требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мозги и пространственное воображение.

Другой метод — применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Он очень удобен, особенно когда времени до экзамена мало, а решить задачу хочется.

Если вы освоили векторы на плоскости и действия с ними — то и с векторами в пространстве разберетесь. Многие понятия окажутся знакомыми.

Система координат в пространстве

Выберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси X, Y и Z. Зададим удобный масштаб.

Получилась система координат в трехмерном пространстве. Теперь каждая его точка характеризуется тремя числами — координатами по X, Y и Z. Например, запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по X (абсцисса) равна −1, координата по Y (ордината) равна 3, а координата по Z (аппликата) равна 2.

Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости. Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z:

Как найти координаты вектора? Как и на плоскости — из координаты конца вычитаем координату начала.

Длина вектора в пространстве – это расстояние между точками A и B. Находится как корень квадратный из суммы квадратов координат вектора.

Пусть точка M – середина отрезка AB. Ее координаты находятся по формуле:

Для сложения векторов применяем уже знакомые правило треугольника и правило параллелограмма

Сумма векторов, их разность, произведение вектора на число и скалярное произведение векторов определяются так же, как и на плоскости. Только координат не две, а три. Возьмем векторы и .

Произведение вектора на число:

Скалярное произведение векторов:

Косинус угла между векторами:

Последняя формула удобна для нахождения угла между прямыми в пространстве. Особенно если эти прямые – скрещиваются. Напомним, что так называются прямые, которые не параллельны и не пересекаются. Они лежат в параллельных плоскостях.

1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и K — середины ребер соответственно A1B1 и B1C1. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Если вам достался куб — значит, повезло. Он отлично вписывается в прямоугольную систему координат. Строим чертеж:

Длина ребра куба не дана. Какой бы она ни была, угол между AE и BK от нее не зависит. Поэтому возьмем единичный куб, все ребра которого равны 1.

Прямые AE и BK — скрещиваются. Найдем угол между векторами и . Для этого нужны их координаты.

Запишем координаты векторов:

и найдем косинус угла между векторами и :

2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K — середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Лучше всего выбрать начало координат в центре основания пирамиды, а оси X и Y сделать параллельными сторонам основания.

Координаты точек A, B и C найти легко:

Из прямоугольного треугольника AOS найдем

Координаты вершины пирамиды:

Точка E — середина SB, а K — середина SC. Воспользуемся формулой для координат середины отрезка и найдем координаты точек E и K.

Найдем координаты векторов и

и угол между ними:

Покажем теперь, как вписать систему координат в треугольную призму:

3. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, точка D — середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1

Пусть точка A — начало координат. Возьмем ось X параллельно стороне BC, а ось Y перпендикулярно ей. Другими словами, на оси Y будет лежать отрезок AH, являющийся высотой треугольника ABC. Нарисуем отдельно нижнее основание призмы.

Запишем координаты точек:

Точка D — середина A1B1. Значит, пользуемся формулами для координат середины
отрезка.

Найдем координаты векторов и , а затем угол между ними:

Смотрите, как легко с помощью векторов и координат найти угол между прямыми. А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью? Для решения подобных задач нам понадобится уравнение плоскости в пространстве.

Плоскость в пространстве задается уравнением:

Здесь числа A, B и C — координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости.

Вместо x, y и z можно подставить в уравнение координаты любой точки, принадлежащей данной плоскости. Получится верное равенство.

Плоскость в пространстве можно провести через любые три точки, не лежащие на одной прямой. Поэтому для того, чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему.

Покажем, как это делается.

Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N (2; −2; 0) и K (4; 1; 2).

Уравнение плоскости выглядит так:

Подставим в него по очереди координаты точек M, N и K.

То есть A + C + D = 0.

Аналогично для точки K:

Получили систему из трех уравнений:

В ней четыре неизвестных: A, B, C и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило простое — вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю.

Пусть, например, D = −2. Тогда:

Выразим C и B через A и подставим в третье уравнение:

Решив систему, получим:

Уравнение плоскости MNK имеет вид:

Умножим обе части уравнения на −3. Тогда коэффициенты станут целыми:

Вектор — это нормаль к плоскости MNK.

Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку имеет вид:

Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям:

Не правда ли, знакомая формула? Скалярное произведение нормалей поделили на произведение их длин.

Заметим, что при пересечении двух плоскостей вообще-то образуется четыре угла.

Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения — чтобы косинус угла был неотрицателен.

4. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F — середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1.

Строим чертеж. Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить линию их пересечения. Но векторно-координатный метод значительно всё упрощает. Не будем ломать голову над тем, по какой прямой пересекаются плоскости. Просто отметим координаты нужных нам точек и найдем угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1.

Сначала — нормаль к плоскости BDD1. Конечно, мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти коэффициенты, которые и будут координатами вектора нормали. А можем сделать хитрее — увидеть нужную нормаль прямо на чертеже. Ведь плоскость BDD1 — это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости.

Итак, первый вектор нормали у нас уже есть:

Напишем уравнение плоскости AEF.

Берем уравнение плоскости и по очереди подставляем в него, вместо x, y и z, соответствующие координаты точек A, E и F.

Пусть С = -1. Тогда A = B = 2.

Уравнение плоскости AEF:

Нормаль к плоскости AEF:

Найдем угол между плоскостями:

5. Основание прямой четырехугольной призмы BCDA1B1C1D1 — прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = √33. Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3.

Эта задача наглядно показывает, насколько векторный метод проще классического. Попробуйте, для разнообразия, построить необходимые сечения и провести все доказательства — как это делается в «классике» :-)

Строим чертеж. Прямую четырехугольную призму можно по-другому назвать «параллелепипед».

Замечаем, что длина и ширина параллелепипеда у нас есть, а вот высота — вроде не дана. Как же ее найти?

«Расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3». Прямые A1C1 и BD скрещиваются. Одна из них — диагональ верхнего основания, другая — диагональ нижнего. Вспомним, что расстояние между скрещивающимися прямыми равно длине их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр к A1C1 и BD — это, очевидно, OO1, где O — точка пересечения диагоналей нижнего основания, O1 — точка пересечения диагоналей верхнего. А отрезок OO1 и равен высоте параллелепипеда.

Плоскость AA1 D1 D — это задняя грань призмы на нашем чертеже. Нормаль к ней — это любой вектор, перпендикулярный задней грани, например, вектор или, еще проще, вектор .

Осталась еще «плоскость, проходящая через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D». Но позвольте, если плоскость перпендикулярна прямой B1D — значит, B1D и есть нормаль к этой плоскости! Координаты точек B1 и D известны:

Координаты вектора — тоже:

Находим угол между плоскостями, равный углу между нормалями к ним:

Зная косинус угла, находим его тангенс по формуле

Получим:

Ответ:

Угол между прямой m и плоскостью α тоже вычисляется с помощью скалярного произведения векторов.

Пусть — вектор, лежащий на прямой m (или параллельный ей), — нормаль к плоскости α.

Находим синус угла между прямой m и плоскостью α по формуле:

6. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка E — середина ребра A1B1. Найдите синус угла между прямой AE и плоскостью BDD1.

Как всегда, рисуем чертеж и выбираем систему координат

Находим координаты вектора .

Нужно ли нам уравнение плоскости BDD1? В общем-то, без него можно обойтись. Ведь эта плоскость является диагональным сечением куба, а значит, нормалью к ней будет любой вектор, ей перпендикулярный. Например, вектор .

Найдем угол между прямой и плоскостью:

Ответ:

Расстояние от точки M с координатами x0, y0 и z0 до плоскости α, заданной уравнением Ax + By + Cz + D = 0, можно найти по формуле:

7. В основании прямоугольного параллелепипеда BCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = , AD = . Высота параллелепипеда AA1 = . Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB.

Построим чертеж и выпишем координаты точек:

Запишем уравнение плоскости A1DB. Вы помните, как это делается — по очереди подставляем координаты точек A1, D и B в уравнение Ax + Be + Cz + D

Решим эту систему. Выберем

Тогда

Уравнение плоскости A1DB имеет вид:

Дальше все просто. Находим расстояние от точки A до плоскости A1DB:

В некоторых задачах по стереометрии требуется найти расстояние от прямой до параллельной ей плоскости. В этом случае можно выбрать любую точку, принадлежащую данной прямой.

источники:

http://skysmart.ru/articles/mathematic/vektornoe-proizvedenie-vektorov

http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/vektory-v-prostranstve-i-metod-koordinat/

Заказать задачи по любым предметам можно здесь от 10 минут

Векторное произведение векторов

Определение

Определение

Векторным произведением векторов $ overline{a} $ и $ overline{b} $ является вектор $ overline{c} $, который расположен перпендикулярно к плоскости, образуемой векторами $ overline{a} $ и $ overline{b} $. Само произведение обозначается как $ [overline{a},overline{b}] $, либо $ overline{a} times overline{b} $.

векторное произведение векторов

Векторное произведение векторов, формула которого зависит от исходных данных задачи, можно найти двумя способами.

Формула

Формула 1

Если известен синус угла между векторами $ overline{a} $ и $ overline{b} $, то найти векторное произведение векторов можно по формуле:

$$ [overline{a},overline{b}] = |overline{a}| cdot |overline{b}| cdot sin (overline{a},overline{b}) $$

Формула 2

В случае когда векторы $ overline{a} $ и $ overline{b} $ заданы в координатной форме, то их произведение определяется по формуле:

$$ overline{a} times overline{b} = begin{vmatrix} overline{i} & overline{j} & overline{k} \ a_1 & a_2 & a_3 \ b_1 & b_2 & b_3 end{vmatrix} $$

где векторы $ overline{i},overline{j},overline{k} $ называются единичными векторами соответствующих осей $ Ox, Oy, Oz $.

Определитель во второй формуле можно раскрыть по первой строке:

$$ overline{a} times overline{b} = begin{vmatrix} overline{i} & overline{j} & overline{k} \ a_1 & a_2 & a_3 \ b_1 & b_2 & b_3 end{vmatrix} = overline{i} (a_2 b_3 — a_3 b_2) — overline{j} (a_1 b_3 — a_3 b_1) + overline{k} (a_1 b_2 — a_2 b_1) $$

Итого вторая формула приобретает окончательный короткий вид:

$$ overline{a} times overline{b} = (a_2 b_3 — a_3 b_2; a_3 b_1 — a_1 b_3; a_1 b_2 — a_2 b_1) $$

Свойства

  1. При изменении порядка множителей меняется знак на противоположный: $$ [overline{a},overline{b}] = -[overline{b},overline{a}] $$
  2. Вынос константы за знак произведения: $$ lambda [overline{a},overline{b}] = [lambda overline{a}, overline{b}] = [overline{a}, lambda overline{b}] $$
  3. $$ [overline{a}+overline{b}, overline{c}] = [overline{a},overline{c}] + [overline{b}, overline{c}] $$

Примеры решений

Пример 1

Найти векторное произведение векторов, заданных координатами

$$ overline{a} = (2,1,-3) $$ $$ overline{b} = (1,2,-1) $$

Решение

Составляем определитель, первая строка которого состоит из единичных векторов, а вторая и третья из координат векторов $ overline{a} $ и $ overline{b} $:

$$ overline{a} times overline{b} = begin{vmatrix} overline{i} & overline{j} & overline{k} \ 2&1&-3\1&2&-1 end{vmatrix} = overline{i} (-1+6) — overline{j}(-2+3) + overline{k}(4-1) = 5overline{i} — overline{j} + 3overline{k} $$

Полученный ответ можно записать в удобном виде:

$$ overline{a} times overline{b} = (5, -1, 3) $$

Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение онлайн. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя!

Ответ
$$ overline{a} times overline{b} = (5, -1, 3) $$

Геометрический смысл

  • Модуль векторного произведения векторов $ overline{a} $ и $ overline{b} $ в геометрическом смысле равен площади параллелограмма, построенного на этих векторах: $$ S_{parall} = |overline{a} times overline{b}| $$
  • Половина этого модуля это площадь треугольника: $$ S_Delta = frac{1}{2} |overline{a} times overline{b} | $$
  • Если векторное произведение равно нулю $ overline{a} times overline{b} = 0 $, то векторы коллинеарны.

 

    Пример 2
    Найти площадь треугольника по заданным векторам $$ overline{a} = (2,1,3) $$ $$ overline{b} = (-1,2,1) $$
    Решение

    Используя геометрический смысл, в частности вторую формулу находим половину модуля векторного произведения векторов.

    Находим определитель:

    $$ begin{vmatrix} overline{i}&overline{j}&overline{k}\2&1&3\-1&2&1 end{vmatrix} = overline{i}(1-6) — overline{j}(2+3) + overline{k}(4+1) = -5overline{i} — 5overline{j} + 5overline{k} $$

    Вычисляем модуль полученного вектора как корень квадратный из суммы квадратов координат этого вектора:

    $$ |overline{a} times overline{b}| = sqrt{(-5)^2 + (-5)^2 + 5^2} = sqrt{25 + 25 + 25} = sqrt{75} $$

    По формуле нахождения площади треугольника имеем:

    $$ S_Delta = frac{1}{2} |overline{a} times overline{b}| = frac{1}{2} sqrt{75} = 4.33 $$

    Ответ
    $$ S_Delta = 4.33 $$

    Содержание:

    Векторное и смешанное произведения векторов в векторной алгебре

    Векторное произведение

    Определение: Тройка векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Пример:

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Рис. 13. Правая (а) и левая (б) тройки векторов.

    Определение: Векторным произведением векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения называется вектор Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения который:

    Замечание: Из определения векторного произведения следует, что направление вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решенияопределяется по правилу правого винта: при вращении вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решенияк вектору Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решенияправый винт движется в направлении вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Вычислим площадь параллелограмма, построенного на векторах Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения (Рис. 14): Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Рис. 14. Площадь параллелограмма, определяющего длину вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения из треугольника АВС высота Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения тогда Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения следовательно, длина вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения равнаВекторное и смешанное произведения векторов с примерами решения где Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения-угол между векторами Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Векторное произведение векторов обладает следующими свойствами:

    Замечание: Свойство 4. определяет второе условие коллинеарности векторов.

    Формула для векторного произведения векторов через проекции перемножаемых векторов

    Теорема: Пусть Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения и Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения. Тогда Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Доказательство: Запишем вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения в декартовом базисе: Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения и Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Для доказательства формулы теоремы составим таблицу векторных произведений ортов осей:

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Используя эту таблицу, вычислим векторное произведение векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Отсюда следует, что Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Для запоминания этих формул существует мнемоническое правило: надо запомнить переход проекций от одной к другой (Рис. 15):

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Рис. 15. Циклический переход от одной координаты к другой.

    Для нахождения, например проекции Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения надо взять компонент у первого вектора и умножить на компоненту z второго вектора, а затем вычесть их произведение, обменяв местами обозначение компонент. Аналогично поступают при нахождении двух других проекций вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения С другой стороны, полученную формулу можно записать в виде

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Полученное выражение представляет собой раскрытие определителя III порядка по элементам первой строки, то есть окончательно можно записать, что Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Пример:

    Найти, при каком значении параметра m вектор Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения коллинеарен вектору Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Решение:

    Согласно свойству 4. для векторного произведения (пункт 1 Лекция № 6) найдем векторное произведение заданных векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Так как вектор Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения должен быть нулевым, то все его проекции должны быть равными нулю, следовательно, m = 2.

    • Заказать решение задач по высшей математике

    Пример:

    Найти векторное произведение векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Решение:

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Пример:

    Найти векторное произведение векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Решение:

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Приложения векторного произведения

    1. Физика. Пусть точка начала вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения закреплена, а к его концу приложена сила Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения тогда момент этой силы будет равен Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения (Рис. 16). Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Рис. 16. Момент силы Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    2. Геометрия. Пусть даны три разные точки Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения и Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Требуется вычислить площадь треугольника Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Введем в рассмотрение вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения (Рис. 17).

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Рис. 17. Площадь треугольника Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Проекции этих векторов равны:

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Так как площадь треугольника составляет половину от площади параллелограмма, площадь которого равна модулю векторного произведения векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения то Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Пример:

    Даны три точки Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Вычислить площадь треугольника Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Решение:

    Введем в рассмотрение вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения вычислим их векторное произведение Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Следовательно, площадь треугольника равна Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    3. Тригонометрия. Выведем формулу для Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Пусть в плоской декартовой системе координат даны векторы Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения которые образуют с положительным направлением оси Ох углы Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решениясоответственно (Рис. 18):

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Рис. 18. Синус суммы двух углов.

    Проекции векторов равны Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Используя формулу для векторного произведения векторов и свойство 4. для определителей (см. Лекция № 7), получим Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Раскрыв этот определитель по элементам третьего столбца, имеем Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Длина этого вектора равна Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения По определению векторного произведения его длина равна Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Сравнивая две полученные формулы, получаем формулу для синуса суммы двух углов. В частности, при Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения получаем, что синус удвоенного угла равен Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Смешанное произведение векторов

    Определение: Смешанным произведением векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения называется число равное векторному произведению Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения умноженному скалярно на вектор Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения т.е. Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Получим формулу для вычисления смешанного произведенияВекторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решенияВекторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Обменяв местами первую строку со второй, а затем и с третьей, получим окончательную формулу Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Таким образом, смешанное произведение векторов представляет собой определитель III порядка, откуда следуют его свойства:

    1. Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения, т.е. вектора, входящие в смешанное произведение, можно циклически перестав.!ять местами, поэтому зачастую смешанное произведение пишут без знаков abc.

    2. Смешанное произведение векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения равно объему параллелепипеда, построенного на этих векторах, взятого со знаком «+», если тройка векторов правая, и со знаком «-», если тройка векторов левая (Рис. 19):

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Рис. 19. Объем параллелепипеда, построенного на векторахВекторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Так как Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    3. Если вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения, Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решенияи Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решениякомпланарны (лежат в одной плоскости или параллельных плоскостях), то их смешанное произведение равно нулю, т.е. Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения.

    Замечание: Свойство 3. определяет условие компланарности трех векторов, т.е. если Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения то вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения и Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения лежат в одной плоскости или параллельных плоскостях.

    Пример:

    Доказать, что вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения компланарны.

    Решение:

    Согласно формуле, определяющей смешанное произведение векторов, имеем Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Пример:

    Даны 4 точки Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Вычислить объем параллелепипеда.

    Решение:

    Составим векторы Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Вычислим объем параллелепипеда Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Положительность вычисленного объема указывает на то, что вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения и Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решенияобразуют правую тройку.

    Пример:

    Чему равен объём пирамиды с вершинами А, В, С и D (координаты точек А, В, С и D взять из VIII.). Найти длину высоту, которая опущена из точки А на основание BCD.

    Решение:

    Объём пирамиды равен Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Используя векторы Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения из VIII., которые имеют координаты Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения вычислим объём параллелепипедаВекторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Следовательно, объём пирамиды с вершинами А, В, С и D равен

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    С другой стороны, её объём по формуле из средней школы равен

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    Вычислим площадь треугольника BCD, лежащего в основании пирамиды: Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Вычислим векторное произведение этих векторов Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Найдём длину этого вектора Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Следовательно, площадь треугольника BCD равна Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения Тогда длина высоты, опущенной из точки А на основание BCD, равна

    Векторное и смешанное произведения векторов с примерами решения

    • Преобразования декартовой системы координат
    • Бесконечно малые и бесконечно большие функции
    • Замечательные пределы
    • Непрерывность функций и точки разрыва
    • Матричный метод
    • Экстремум функции
    • Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)
    • Скалярное произведение и его свойства

    В операции вычисления векторного произведения так же, как и в операции вычисления скалярного произведения, участвуют два вектора. Векторное произведение обозначается a⃗×b⃗vec{a} times vec{b}, где a⃗vec{a} и b⃗vec{b} – векторы, заданные в трехмерном пространстве.

    В скалярном произведении векторов участвуют два вектора, в смешанном произведении также участвуют два вектора. Разница между этими произведениями состоит в результате.

    Результат скалярного произведения векторов – это число.

    Результатом векторного произведения векторов является вектор. Отсюда и название операции.

    Векторное произведение двух векторов a⃗(a1;a2;a3)vec{a}(a_{1};a_{2};a_{3}) и b⃗(b1;b2;b3)vec{b}(b_{1};b_{2};b_{3}) в декартовой системе координат – это вектор, значение которого можно вычислить, используя следующие формулы:

    a⃗×b⃗=∣ijka1a2a3b1b2b3∣=∣a2a3b2b3∣i⃗−∣a1a3b1b3∣j⃗+∣a1a2b1b2∣k⃗=(a2⋅b3−b2⋅a3)i⃗−(a1⋅b3−b1⋅a3)j⃗+(a1⋅b2−b1⋅a2)k⃗.vec{a}times vec{b}=begin{vmatrix}i&j&k\a_{1}&a_{2}&a_{3}\b_{1}&b_{2}&b_{3}end{vmatrix}=begin{vmatrix}a_{2}&a_{3}\b_{2}&b_{3}end{vmatrix}vec{i}-begin{vmatrix}a_{1}&a_{3}\b_{1}&b_{3}end{vmatrix}vec{j}+begin{vmatrix}a_{1}&a_{2}\b_{1}&b_{2}end{vmatrix}vec{k}=
    (a_{2}cdot b_{3}-b_{2}cdot a_{3})vec{i}-(a_{1}cdot b_{3}-b_{1}cdot a_{3})vec{j}+(a_{1}cdot b_{2}-b_{1}cdot a_{2})vec{k}.

    Пример 1

    Найти векторное произведение векторов a⃗(2;3;5)vec{a}(2;3;5) и b⃗(1;4;0).vec{b}(1;4;0).

    Решение

    a⃗×b⃗=∣ijk235140∣=∣3540∣i⃗−∣2510∣j⃗+∣2314∣k⃗=(3⋅0−4⋅5)i⃗−(2⋅0−1⋅5)j⃗+(2⋅4−1⋅3)k⃗=−20i⃗+5j⃗+5k⃗.vec{a}times vec{b}=begin{vmatrix}i&j&k\2&3&5\1&4&0end{vmatrix}=begin{vmatrix}3&5\4&0end{vmatrix}vec{i}-begin{vmatrix}2&5\1&0end{vmatrix}vec{j}+begin{vmatrix}2&3\1&4end{vmatrix}vec{k}=
    (3cdot 0-4cdot 5)vec{i}-(2cdot 0-1cdot 5)vec{j}+(2cdot 4-1cdot 3)vec{k}=-20vec{i}+5vec{j}+5vec{k}.

    Пример 2

    Найти векторное произведение векторов a⃗(2;−1;3)vec{a}(2;-1;3) и b⃗(3;−2;−1).vec{b}(3;-2;-1).

    Решение

    a⃗×b⃗=∣ijk2−133−2−1∣=∣−13−2−1∣i⃗−∣233−1∣j⃗+∣2−13−2∣k⃗=((−1)⋅(−1)−(−2)⋅3)i⃗−(2⋅(−1)−3⋅3)j⃗+(2⋅(−2)−3⋅(−1))k⃗=7i⃗+11j⃗−k⃗.vec{a}times vec{b}=begin{vmatrix}i&j&k\2&-1&3\3&-2&-1end{vmatrix}=begin{vmatrix}-1&3\-2&-1end{vmatrix}vec{i}-begin{vmatrix}2&3\3&-1end{vmatrix}vec{j}+begin{vmatrix}2&-1\3&-2end{vmatrix}vec{k}=
    ((-1)cdot (-1)-(-2)cdot 3)vec{i}-(2cdot (-1)-3cdot 3)vec{j}+(2cdot (-2)-3cdot (-1))vec{k}=7vec{i}+11vec{j}-vec{k}.

    Тест по теме «Вычисление векторного произведения векторов»

    Не можешь разобраться в этой теме?

    Обратись за помощью к экспертам

    Бесплатные доработки

    Гарантированные бесплатные доработки

    Быстрое выполнение

    Быстрое выполнение от 2 часов

    Проверка работы

    Проверка работы на плагиат

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Как составить коррекционную психологическую программу
  2. Ведьмак 3 дикое сердце волколак как найти
  3. Как найти периметр прямых углов
  4. В сливном бачке постоянно течет вода не держит клапан как исправить
  5. Как найти крючок на земле