Зпр у детей как исправить

Коррекция ЗПР

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 30 октября, 2019

Обновлено: 21 марта, 2022

Девочка с ЗПР одинока играет с тенями

Задержка психологического развития – нарушение эмоционально-волевой и познавательной сферы развития ребенка. Расстройство обратимо, поддается коррекции в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Диагноз ставится, если врачами, психологами обнаружено отставание от сверстников в определённых сферах развития. Благодаря коррекционным занятиям по специальным методикам, отставание от сверстников у таких детей быстро сокращается.

Главной проблемой является раннее выявление задержки развития: ярко симптомы начинают проявляться в школе – когда возникает необходимость в систематической познавательной деятельности. До этого времени, признаки не очевидны: дети чуть позже начинают ходить, говорить, быстрее отвлекаются от игр, более эмоциональны. Подобное поведение часто списывают на особенности характера или другие факторы.

Особенности детей с ЗПР

Диагноз ЗПР вправе поставить психолого-медико-педагогическая комиссия. Однако предположить, что у малыша проблемы, способен и непрофессионал. Достаточно пронаблюдать за поведением малыша.

К характерным проявлениям такого расстройства относят:

  • рассеянное внимание, сложности с концентрацией на одном типе деятельности;
  • неразвитость волевой сферы;
  • слабая память;
  • отставание в развитии речи;
  • абстрактное мышление развито плохо;
  • отсутствие понимания ответственности за свои поступки;
  • излишняя эмоциональность;
  • агрессивность;

Девочка школьник играет в кубики

  • неумение понимать, подстраиваться под правила игры, запоминать ограничения.

Ведущей деятельностью таких детей является игровая, при этом обучения или развития необходимых навыков не отмечается. Им сложно находить общий язык с другими ребятами, так как они не способны запомнить и принять правила игр, часто конфликтуют, если что-то идет не так, как хочется им.

Заподозрить, что с сыном или дочерью что-то не так, семья может уже к возрасту 3 лет, так как у ребенка отсутствует мотивация к обучению. Он не задает вопросов об окружающем мире, занимается только тем, что ему нравится, веселит. Быстро переключается с одного развлечения на другое.

В зависимости от того, в каком возрасте начинается медико-психологическая коррекция, будет получен свой результат. В 3-4 года отставание от сверстников еще небольшое и легко преодолимое. Чем старше пациент – тем больше времени и усилий ему понадобится, чтобы дойти до нормы.

Направления коррекции ЗПР у дошкольников

Способы развития и коррекции ЗПР для детей подбираются психологом с учетом возрастной группы, предполагаемого объема работы, ожидаемых достижений и успехов.

Специалисты должны работать над:

Женщина занимается с ребенком по преодолению ЗПР

  • гармонизацией развития личности ребенка, задача – выровнять психологический и физиологический возраст.
  • формированием психических функций, характерных для физиологического этапа взросления;
  • устранением отставания по основным направлениям: волевая сфера, память, внимание, эмоциональная сфера;
  • исправлением имеющихся психологических отклонений;
  • подготовкой базы для правильного развития на следующем этапе.

Работа выстраивается сразу по нескольким направлениям. Для начала проходится комплексное обследование, с целью выявить причины отставания, сопутствующие особенности психики и здоровья.

Затем назначается комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений:

  • Оздоравливающее – малыш проходит комплексы процедур, позволяющие избавиться от отклонений на физическом уровне. Требуется создать ему наиболее благоприятные условия жизни: приучить к строгому режиму, подобрать правильное питание, регулярно проводить диагностические, коррекционные процедуры.
  • Нейропсихологические методы коррекции детей с ЗПР позволяют догнать сверстников по уровню обладания навыками для обучения: чтение, письмо, счет. Также работа со специалистом способствует изменению поведения в сторону нормы, помогает легче осваиваться в обществе.
  • Сенсорно-моторная сфера также требует внимания для развития творческих задатков.
  • Познавательная деятельность страдает при задержке психологического развития сильнее всего. Поэтому ей уделяется отдельное внимание.

Групповое занятие в программе лечения ЗПР

  • Развитие эмоциональной сферы, выражаемое в обучении контролю над собственными чувствами и эмпатии по отношению к окружающим.

Устранить задержку возможно в сжатые сроки только при комплексной работе по всем указанным направлениям.

Благодаря систематической работе, уже к младшему школьному возрасту ребенок догоняет сверстников и избегает проблем в учебе и адаптации.

Методы коррекции ЗПР

Способы коррекции развития детей с ЗПР выбираются после комплексного обследования, так как необходимо выявить все причины, влияющие на состояние ребенка и по возможности от них избавиться.

После установления диагноза назначается комплексное лечение, включающее в себя несколько направлений работы:

  • Воздействие на нервную систему, мозг, включающее в себя: транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), крайне высокие частоты (КВС), биологическую обратную связь (БОС), лекарственную терапию в отдельных случаях.
  • Физическое развитие: занятия лечебной физкультурой (ЛФК), массажи, рефлексотерапию, установление режима дня, отслеживание диеты.

Семья помогает детям с ЗПР преодолеть трудности

  • Прогрессивное развитие интеллекта.
  • Методики коррекции, способствующие развитию внимания, памяти детям с ЗПР.
  • Работа с семьей. Результат дает непрерывное педагогическое воздействие родителей. Членам семьи стоит обучиться особенностям общения с малышом.

При проведении коррекционной работы учитываются психолого-физиологические особенности больного. Продолжительность занятия сокращается, чтоб избежать истощения и усталости. В обязательном порядке подчеркиваются положительные достижения.

Список использованной литературы

  1. The Relationship between Feeding and Non-Nutritive Sucking Behaviours and Speech Sound Development: A Systematic Review. Burr S, Harding S, Wren Y, Deave T. Folia Phoniatr Logop. 2020 Feb 10:1-14. doi: 10.1159/000505266.
  2. Atypical relationships between spontaneous EEG and fMRI activity in autism. Mash LE, Keehn B, Linke AC, Liu T, Helm JL, Haist F, Townsend J, Müller RA. Brain Connect. 2019 Dec 30. doi: 10.1089/brain.2019.0693
  3. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.
  4. Ульенкова У. В., ВасильеваЕ. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. № 5
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ИКАР, 2002. – 115 с.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Задержка психического развития (ЗПР) — лечение в Москве

В последнее время с аббревиатурой ЗПР встречается все больше и больше родителей. Следовательно, актуальность вопроса коррекции поведения и снятия в дальнейшем диагноза, не удивляет.

Особенности ЗПР

Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;
  • отсутствие способности концентрировать внимание;
  • повышенный уровень отвлекаемости;
  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.

Дети с диагностированным ЗПР нуждаются в особом отношении, но все вышеперечисленные причины развития заболевания не позволяют считать его приговором на всю жизнь. За счет индивидуального изучения особенностей, навыков и потребностей ребенка, подбираются коррекционные методики и упражнения.

Дети с ЗПР: кто они?

Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:

  1. Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
  2. Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде. В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.

Причинами развития патологии могут быть:

  • частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
  • вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
  • хронические заболевания матери;
  • токсоплазмоз;
  • гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
  • тяжелое протекание беременности;
  • генетические нарушения.

Типы ЗПР

В психологии различают 4 типа нарушений познавательной деятельности:

  1. Конструкционного генеза или наследственный инфантилизм – характеризуется низким уровнем адаптации, освоение информации в игровой форме, частые эмоциональные перепады. Внешне такие дети вполне здоровые и не вызывают подозрения, а вот эмоционально-волевая зрелость притормаживается, что негативно влияет на способность формирования умений и навыков.
  2. Соматогенного генеза – ЗПР обусловлен наличием разного рода болезней, как у ребенка, так и у матери.На фоне могут развиваться следующие заболевания: частые простуды, аллергические проявления, инфекции хронического типа, врожденный порок сердца.Среди симптомов: снижение познавательной деятельности и сниженное внимание.
  3. Психогенного генеза – на фоне неблагоприятных условий для воспитания, без проведения корректирующей работ состояние ребенка будет только усугубляться, и кроме стандартных, присущих ЗПР, симптомов, будут проявляться агрессивность, несамостоятельность, стеснительность, замкнутость, чувство страха перед всем новым.Стоит отметить, что неблагоприятные условия для воспитания – это не только отсутствие внимания со стороны родителей, но и чрезмерная опека. Не лишайте детей права выбора и приобретения опыта методом проб и ошибок.
  4. Церебрально-органического генеза – травмирование ребенка в период родовой деятельности или при вынашивании. Один из часто встречаемых разновидностей патологии, который имеет меньше шансов на полноценное восстановление.

Кто может диагностировать у ребенка ЗПР?

На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра.

Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!

  1. Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
  2. ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
  3. На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
  4. На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.

Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.

Памятка родителям

  1. ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.
  2. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.
  3. Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.
  4. Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.
  5. На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.
  6. За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.
  7. Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка!!!
  8. Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.

Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?

Как снимают ЗПР? Прежде всего – это проведение коррекционных работ, а именно:

  • посещение коррекционных школ;
  • занятия со специалистами: психо-неврологами, логопедами-дефектологами и т.д.;
  • применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;
  • посещение занятий по ФЭМП и приучение к самостоятельному выполнению определенных действий.

После того, как вы увидите, что ваш ребенок в полной мере догнал по психологическому развитию своих сверстников, необходимо посетить консультацию невропатолога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведет комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять.

Как снять диагноз ЗПР у ребенка: отзывы

Положительные Отрицательные
Снять диагноз ЗПР можно только при условии постоянных и регулярных занятий. Нам для этого понадобилось 2,5 года, и уже к восьми годам мы спокойно перешли в обычный класс с уклоном изучения математики. Вот так вот, все реально. (Яна) Ой, нашим доХторам только верить. Перед школой обязательно нужно проходить комиссию, там уйма разнообразных специалистов, которых мы прошли спокойно и без каких-либо замечаний. Но вот невропатолог – это нечто.

Во-первых, дочь попросили раздеться до трусиков, а потом выполняя нелепые как по мне упражнения еще и отвечая на еще более глупые вопросы. Понятное дело, мой стеснительный ребенок просто замкнулся.

Дочь попросту перестала демонстративно идти на контакт с доктором, тем более та начала насильно ее заставлять делать упражнение и хамить. После чего у нас в карте появился дикий диагноз!

Но я-то знаю, что ребенок полноценно развит, пришлось идти в частную клинику, где нас полностью обследовали и опровергли все эти «бредни сумасшедшей»! Выбирайте правильно врачей! (Екатерина)

Диагноз на первой комиссии поставили быстро, а вот чтобы снять пришлось больше часа выполнять разного рода упражнения, на логику, письмо, чтению, математику, память, воображение и т.д. Хорошо, что сын не растерялся и все выполнил на отлично. ЗПР с нас сняли, хотя, почему-то неохотно. (Марта) Нас невропатолог отправил на ПМПК, тестировали порядка часа, где заставили выполнять сложные и непонятные задания (не соответствующие возрасту ребенка). Ребенок уже был уставший, так как мы сначала прошли логопеда, психиатра, офтальмолога и ЛОРА.

Ясно-понятно, что сын растерянный, рассеянный, напуганный, нормально среагировать на ситуации не мог. Как результат, нам не просто не сняли подозрение на ЗПР, а его подтвердили! Короче я в шоке, знаю, что все в норме, теперь вот думаем, требовать перекомиссию или походить в спецкласс все же, выработать у сына уверенность в себе… (Надя)

Не верьте прогнозам некомпетентных врачей, ЗПР поддается коррекции, важно только подобрать правильные упражнения, занятия и методы. Удачи всем. (Нина) С нас ПМПК снял диагноз ЗПР с ребенка-школьника в 9 лет, при том, что никакого особенного сдвига в развитии с 6 лет так и не случилось, на мои вопросы мне просто пригрозили, что сейчас выставят с кабинета. Где справедливость в этом мире, ну не пойму. (Ольга)
Снять можно, только ПМПК собирается у нас редко (в определенные месяцы и дни), вот и приходится долго ждать. (Соня) В нашем случае я добивалась 3 года постановки диагноза, с подтверждением на комиссии, поставили диагноз на 3 года с последующей пере комиссией. По итогу, на перекомиссию мы пришли, дочь сложно шла на контакт, задания выполняла только с помощью взрослых, при этом не проронив и слова, и знаете, нам успешно сняли ЗПР.

Как я не возмущалась, не ссорилась, просто дали заключение и отправили… Ну как так… Теперь директор школы решает, что с нами делать, так как в обычный класс нас перевести не может, так как видит наши особенности, а в спецклассе оставить не может по законодательству, вот как тут не нервничать! (Ирина)

Сначала испугалась диагноза. А потом взяла себя в руки, не доверяя прогнозам невропатолога (утверждал, что надо просто принять ситуацию), и начала заниматься по разным методикам с ребенком. Результат? 4 года и у нас официально нет ЗПР, мы развиваемся полноценно. (Елена) А нам отказались снимать диагноз, хотя у нас уже все хорошо и только по причине того, что я написала отказ от медикаментозного лечения. Ну не понимаю я, зачем пичкать ребенка седативкой! Теперь обиваю пороги главврачей и остальных инстанций, чтобы все-таки нас взяли на перекомиссию. (Алина)

Вывод

Да, после того как слышишь диагноз ЗПР после очередного посещения невропатолога, а потом все это подтверждает ПМПК, опускаются руки, и перспектива не просматривается. Но ЗПР – это не приговор, и поддается коррекции, в одних случаях можно избавится от проблем полностью, а во-вторых – частично. Все будет зависеть от происхождения заболевания и методам коррекции.

Не стоит отчаиваться, статистика показывает, что большая часть детей к 10 годам догоняет по развитию сверстников, и ПМПК снимает диагноз.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

На заметку!

Наиболее активно нервная система ребенка развивается до 10-11 лет и созревание мозга происходит не только под влиянием генетической программы, но и в значительной степени от состояния его здоровья. Зачастую ребенка нагружают различными развивающими кружками и секциями, а у него просто не хватает ресурсов для развития.

В Клинике La Salute предлагается комплексный подход к коррекции нейропсихологических нарушений — над проблемами ребенка комплексно работают невролог, нейропсихолог, педиатр, а при необходимости и другие специалисты.

Узнать подробности

Программа «Здоровье школьника» - пройдите Экспресс диспансеризацию за 1 день!

ЗПР у ребенка школьного возраста: что делать родителям, как лечить задержку психического развития

Задержка психического развития диагностируется с 3 лет. Чем раньше родители обратят внимание на проблему, тем лучше. Когда выявляют ЗПР у детей школьного возраста, встает вопрос о том, что делать родителям, как лечить заболевание. Нередко врач не снимает диагноз к школе, поэтому необходимо продолжать корректировку развития ребенка. В статье расскажем, к каким специалистам обращаться, рассмотрим особенности и методы лечения. Разберем случаи, когда назначают медикаменты.

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

К каким специалистам обращаться, если у ребенка задержка психического развития

Обследование должна осуществлять психолого-медико-педагогическая комиссия. В её состав входят:

  1. Детский психолог, способный отличить ЗПР от других проблем или установить, что школьник формируется в пределах нормы.
  2. Логопед, анализирующий развитие речевого аппарата, выявляющий проблемы по своему профилю.
  3. Дефектолог – в узком смысле, коррекционный педагог. В широком – специалист, оказывающий помощь малышам дошкольного возраста и ребятам постарше, у которых выявили отклонения в развитии.
  4. Педиатр, выступающий в качестве некого координатора. Выясняет общие проблемы и решает, какие узкие специалисты могут с ними справиться.
  5. Детский невролог, определяющий заболевания по профилю.
  6. Нейропсихолог, помогающий развивать мозг ребенка через игровые и двигательные техники.
  7. Психиатр.

В состав комиссии при необходимости могут быть включены другие специалисты.

Перечисленные врачи собирают и изучают анамнез, анализируют условия жизни пациента, проводят нейропсихологическое тестирование, обследуют речь, читают имеющуюся медицинскую документацию, относящуюся к школьнику, беседуют с пациентом.

Заключение о наличии или отсутствии ЗПР у ребенка делают на основании данных, полученных в результате обследования. Но если понадобится, могут назначить электроэнцефалограмму, компьютерную томографию, МРТ и так далее.

Особенности корректировки ЗПР у школьников

Лучше, когда задержку психического развития выявляют в более раннем возрасте. Но ситуации бывают разные:

  • родители не обращали внимания на то, что у малыша есть отклонение, не приходили ранее к врачу с этой проблемой;
  • специалисты проводили корректировку в дошкольном возрасте, но диагноз не сняли, ребенку еще требуется лечение.

ЗПР – пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью. И проблема не только в задержке развития психики, страдает всё: память, внимание, эмоции, волевая сфера.

Если у малыша в 3-4 года остались тревожные симптомы, то в школе с ними справиться сложнее. Например, от ребенка будут требовать вести себя тихо, спокойно, не вставать с места. А он из-за сниженной способности контролировать свое поведение не в состоянии все это выполнять. Велика вероятность появления социальной дезадаптации.

Ребенок с задержкой в развитии не сможет:

  • нормально учиться;
  • запоминать большие объемы информации;
  • без проблем общаться со сверстниками и педагогами;
  • проявлять активность там, где это требуется, и сдерживать себя в моменты, когда нужно просто сидеть тихо и слушать.

В сложных случаях ЗПР, если её не лечить, может превратиться в умственную отсталость.

Проще и эффективнее поработать определенное количество времени с дошкольником, на которого пока не возлагают большую нагрузку в плане обучения. Желательно провести полную корректировку до 7-летнего возраста.

При грамотной работе специалистов ребенок не будет отставать от своих одноклассников. ЗПР – это отклонение, которое вполне поддается корректировке. Нужно лишь заручиться помощью врачей.

Методы лечения ЗПР для школьников

Задержка психического развития у ребят, которым уже исполнилось 7-8 лет, – не приговор. Лечить ЗПР у школьников можно. Это делают несколькими методами:

  • массаж;
  • занятия с логопедом;
  • сеансы психотерапии;
  • игротерапия;
  • лечебная гимнастика, водолечение;
  • развитие мелкой моторики;
  • иглорефлексотерапия;
  • микрополяризация и другие.

Часто методы используются в комплексе для достижения наилучшего эффекта.

Массаж

Проводится специалистом. Но при необходимости и наличии нужных навыков может осуществляться дома родителями. Задачи метода:

  • расслабление;
  • приведение организма в тонус;
  • воздействие на конкретные мышцы;
  • снятие болей.

Специалист смотрит по ситуации и назначает нужные виды массажа.

Занятия с логопедом

Направлены на развитие речевого аппарата, пополнение словарного запаса, укрепление языка, мышц нижней челюсти, лица, губ. Ребенок преодолевает трудности в дыхании, голосообразовании. Дополнительно может применяться логопедический массаж.

Вырабатываются:

  • мотивация к речевой деятельности;
  • мелкая моторика;
  • понимание речи;
  • фонетический слух.

Речевые нарушения можно исправлять с 2-летнего возраста.

Сеансы психотерапии

Психолог занимается развитием эмоционально-волевой сферы. Используются такие виды терапии:

  • игровая;
  • песочная;
  • сказкотерапия;
  • арт и другие.

В Клинике La Salute работает нейропсихолог с более чем 30-летним стажем – Антонова Стелла Леонидовна. Вы можете записаться на прием на сайте.

Игротерапия

Один из основных видов психотерапии, когда ребенок догоняет своих сверстников в развитии, участвуя в играх, предложенных специалистом. Вариантов множество. Не будем их здесь перечислять.

Лечебная гимнастика, водолечение

Физические упражнения направлены на сохранение организма ребенка в активном состоянии. Стимулируют внутренние резервы, предупреждают болезни, которые могут возникнуть за счет гиподинамии.

Развитие мелкой моторики

От того, на каком уровне она находится, зависит речь малыша. Данный факт давно установлен учеными. Для развития используются пальчиковые игры, занятия с мелкими предметами, рисование.

Иглорефлексотерапия

Метод заключается в воздействии на определенные точки на теле – биологически активные микрозоны. Это приводит к возникновению импульсной реакции. Сигнал идет из нервного центра к конкретному органу. Запускается процесс восстановления. Если у ребенка ЗПР, то иглорефлексотерапия используется для активизации речевых центров мозга и нормализации психоэмоционального фона. В один день с указанным методом лечения задержки не назначают водные процедуры, электрофорез и тому подобное.

Микрополяризация

Метод, при котором используется небольшой электрический ток. Он изменяет функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы.

В каких случаях назначают медикаментозное лечение

Такая терапия используется, если никакие другие меры не дают результатов или хотя бы надежды на положительную динамику.

Применяют:

  1. Витамины.
  2. Производные пирролидона – ноотропы, оказывающие воздействие на высшие психические функции.
  3. Препараты, усиливающие холинергические процессы, улучшающие внимание, память, активность мышц.
  4. Глутаматергические лекарства– еще одна группа ноотропных веществ.
  5. Таблетки, оказывающие биорегулирующее воздействие на клетки мозга.
  6. Цереброваскулярные препараты.
  7. Общетонизирующие средства.
  8. Гомеопатические средства.

Большая часть из перечисленного – довольно сильные вещества, которые нельзя применять без назначения врача. Специалист в конкретной ситуации оценивает состояние ребенка и решает вопрос о том, что именно использовать. Группы препаратов в статье указаны для общего понимания, чем медикаментозно лечат ЗПР.

Как помочь ребенку в домашних условиях

Родители могут организовывать игры, способствующие развитию. Например:

  • поиск в квартире или доме игрушек, соответствующих определенным признакам;
  • нахождение отличий на картинках;
  • работа на внимательность.

Нужно развивать мелкую моторику, проводить интеллектуальные занятия.

Важно обеспечить хорошую атмосферу в доме, чтобы не было стрессов, не возникало переживаний и тому подобного. Остальным должны заниматься специалисты.

Прогнозы лечения

Проблемы, связанные с ЗПР, следует устранять до того, как ребенок пошел в школу. Но если не получилось или заметили осложнение позже, всё можно изменить. Необходимо понимать, что задержка психологического развития – это не умственная отсталость. Следовательно, всё исправимо. Нужно обратиться к специалистам, заниматься с ребенком и верить, что у него всё получится.

Приходите в Клинику La Salute. Мы поможем справиться с ЗПР. Опытный нейропсихолог выявит, на что нужно обратить особое внимание, как быстро активировать развитие ребенка.

Комплексные программы

Педиатрия

Здоровье школьника

4 консультации + 8 лабораторных диагностик

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

15 350 ₽
10 745 ₽

Нейропсихология

Школьная успешность

2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий

После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата

54 080 ₽
41 600 ₽

Помощь при задержке психического развития в Набережных Челнах

Статья проверена экспертом

При первых признаках задержки психического развития обращайтесь в частную психиатрическую клинику доктора Шурова в Набережных Челнах. Наши специалисты проведут всестороннее обследование, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз, подберут оптимальные методы коррекции. Для консультаций и записи звоните или свяжитесь с нами через чат на сайте.

Причины ЗПР

ребенок и врачЗадержка психического развития — заболевание, вызванное замедлением темпов адаптации психики, когда одна или несколько функций отстают от общепринятой нормы для определенного возраста. Клиническая психология делит обширный список возможных причин ЗПР по происхождению на биологические и социально-психологические.

К биологическим относят явления, результатом которых стало повреждение ЦНС как следствие эндогенного или экзогенного влияния — болезней, травм и т. д. Это может задерживать нормальное созревание и развитие затронутых участков мозга, что сказывается на состоянии психики.

Выделяют наиболее клинически значимые факторы:

  • аномалии течения беременности — несовпадение резус-фактора матери и плода, тяжелые токсикозы и гестозы, недостаток кислорода и его последствия;
  • инфекционные болезни, травмы, эпизоды сильной интоксикации у матери в период беременности;
  • многоплодие, преждевременные роды;
  • родовые травмы — механические, внутричерепные и т. д.;
  • ядерная желтуха новорожденных, сопровождающаяся интоксикацией мозга под воздействием избытка билирубина;
  • фетальный алкогольный синдром — комплекс патологий из-за систематического тератогенного воздействия этанола;
  • тяжелые инфекционные болезни в раннем младенчестве;
  • ЧМТ, эпилепсия.

Вторичная ЗПР нередко развивается вследствие нарушения одной или нескольких сенсорных функций или речевых дефектов речи. При отсутствии своевременной коррекции адаптация психики происходит неравномерно.

Еще одна биологическая причина — наследственность. Известны случаи, когда особенности передаются из поколения в поколение. Наличие диагноза у одного или обоих родителей повышает вероятность отставания функций психики у ребенка, даже если не наблюдается серьезных факторов риска.

ЗПР может отмечаться как следствие влияния эндогенных причин, часто в сочетании с соматическими. Среди социально-психологических факторов выделяют:

  • неблагополучные семьи, где воспитанию детей не уделяют достаточного внимания;
  • неучастие родителей в воспитании, отсутствие мотивации к мыслительной деятельности;
  • дефицит социализации — отсутствие возможности общаться со сверстниками и другими людьми за пределами семьи;
  • гиперопекающее воспитание, когда ребенок в центре интересов семьи, любые желания исполняются без малейших усилий с его стороны, — это провоцирует нарушение социальной адаптации и волевой сферы;
  • авторитарное воспитание, когда интересы и эмоции детей не учитываются вообще, — вызывает тревожность, постоянные страхи, снижение мотивации к любым действиям, нарушение интеллектуального созревания.

Классификация

В попытках систематизировать причины, клинические признаки и методы коррекции ЗПР и ЗПРР многие отечественные психиатры разрабатывали схемы классификации явления. Наиболее полными и всеобъемлющими считаются классификации В. В. Ковалева (1979) и К. С. Лебединской (1982).

Владимир Ковалев, детский психиатр, д. м. н., автор многочисленных программ переподготовки детских психиатров, предложил дифференцировать состояние по патогенезу и симптоматике, определил 4 категории задержки психического развития:

  1. Энцефалопатическая. Вследствие повреждений ЦНС наблюдаются дисфункции некоторых участков коры мозга, что проявляется ДЦП, нарушениями речи, дефицитом «школьных» навыков в соответствующем возрасте.
  2. Дизонтогенетическая. Замедленное созревание нервной системы, психоинфантилизм. Проявляется видимым несоответствием поведения возрасту, неустойчивостью эмоций, сложностями с запоминанием и способностью сосредоточиться.
  3. Социальная депривация. Т. н. педагогически запущенные дети, не адаптированные к обществу и общению из-за недостатка воспитания и внимания в семье.
  4. Вторичная. Возникает как следствие дисфункции одной или нескольких сенсорных систем.

Детский психиатр, дефектолог Клара Лебединская предложила этиопатогенетическую классификацию, подразумевающую 4 основных типа задержки психического развития:

  1. Конституциональная. Медленное созревание ЦНС тормозит адаптацию эмоционально-волевых качеств, отмечается поведение, характерное для младшего возраста, превалирует игровая мотивация. Дополнительно нередко отстает физическое созревание, что видно по антропометрическим данным. Неспособность запоминать и фокусировать внимание проявляются трудностями в начальном школьном возрасте.
  2. Церебрально-органическая. Изначальный патогенный фактор — заболевание, травма или иное повреждение головного мозга. Локализация определяет проявления — патологии отдельных сфер психики или спонтанные сбои в разных сферах. Среди симптомов — слабая выраженность эмоций и воображения, отсутствие познавательной мотивации, высокая внушаемость, малый уровень потребностей.
  3. Соматогенная. Тяжелые болезни, перенесенные в детском возрасте, даже если они непосредственно не затрагивают мозг, неизбежно влияют на созревание ЦНС. Длительное лечение, особенно в стационаре, добавляет элемент социальной депривации — дефицита общения. Помимо проблем адаптации, у таких детей отмечается психастения, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, неадекватные реакции на переутомление (гиперактивность или выраженная заторможенность).
  4. Психогенная. Следствие неблагоприятного влияния на формирующуюся психику со стороны окружающей реальности. В гиперопекающей семье у ребенка формируется эгоцентризм, слабо развивается волевая сфера, способность к целеполаганию. Недостаток внимания или жестокое обращение влечет интеллектуальное отставание, аффективные реакции, неуравновешенность психики.

Термин применяли в детской психиатрии и педагогике с середины XX века, но в 1997 году его суть и значение пересмотрели. Теперь задержка психического развития не входит в МКБ и не считается медицинской категорией, но применяется как психолого-педагогическая характеристика зрелости школьника или дошкольника.

При выявленной ЗПР подход к коррекции должен быть комплексным. Одни домашние занятия будут малоэффективны, но качестве дополнения к усилиям психологов, коррекционных педагогов, дефектологов внесут немалый вклад в окончательный результат.

Как именно заниматься дома, расскажут врачи в рамках терапевтической схемы, но есть ряд советов для родителей, помогающих сформировать здоровую атмосферу дома и правильное отношение к ситуации.

Общие рекомендации:

  • Не ожидать от ребенка слишком много, смириться с тем, что он отличается от других детей и может не успевать за ними в учебе.
  • Не акцентировать сознание ребенка на его особенности, не жалеть его, тем более вслух.
  • Сформировать распорядок дня, сбалансированный рацион, давать адекватную физическую нагрузку, желательно на свежем воздухе.
  • Организовывать семейные игры, обеспечивать интересное времяпрепровождение, привлекать других членов семьи и родственников.
  • Содействовать общению со сверстниками.
  • Посвящать занятиям не менее 30-40 минут каждый день.
  • Проявлять терпение, не давать волю негативным эмоциям, не нервничать, если что-то не получается.
  • Поддерживать контакт с родителями детей с аналогичной проблемой (сообщества, форумы) для поддержки и обмена опытом.
  • Фиксировать успехи и достижения письменно — впоследствии это поможет оценить динамику состояния и эффективность коррекционных мероприятий.

Для обучения групп детей с задержкой психического развития предусмотрено несколько путей:

  • специализированные школы VI и VII вида, где учебная деятельность организована с учетом особых требований;
  • коррекционные классы обычных школ, где реализовывается личностно-ориентированный подход к обучению;
  • интегрированное обучение в коллективе здоровых детей.

Выбор зависит от выраженности задержки развития, степени отставания психического развития, клинических проявлений, но немаловажную роль играет и желание родителей. Психологи и многие педагоги убеждены, что лечение будет более продуктивным, если ребенок учится в специализированной коррекционной школе. Вариант — домашнее обучение, но здесь может сказаться недостаток социализации.

С 2016 года в России действует «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»), определяющая правила и особенности обучения детей с ЗПР. Согласно документу, дети имеют право учиться в общеобразовательной школе без ограничений. Конечно, родителям и учителям придется учитывать особые требования к обучению таких детей:

  • персонализированный подход, больше внимания;
  • понимание причин сложностей в усвоении материала;
  • потребность в облегченной программе с отдельными критериями оценивания.

Характеристика детей с ЗПР

От смежных и пограничных патологий, имеющих статус диагноза, рассматриваемое явление отличает обратимость симптоматики, возможность компенсации нарушений и нивелирования отставания.

Интеллектуальная сфера

психолог показывает картинкуУмственные отклонения у отстающих детей не ярко выражены, но касаются всех когнитивных процессов:

  • Восприятие. При нормальной работе отдельных каналов поступления информации целостная картина складывается с трудом, восприятие медленнее возрастной нормы. Зрительная информация воспринимается лучше, слуховая — фрагментарно, что может создавать сложности в учебе.
  • Память. Поступающая информация запоминается выборочно, память неизбирательна, лучше фиксируются наглядные образы. При попытке воспроизведения материала активность мозга низкая.
  • Внимание. Концентрация осложнена, любой внешний стимул моментально переключает фокус на себя, отвлекая от цели. Задачи, на которых нужно сконцентрироваться, вызывают затруднения. Внимание детей с задержкой психического развития поверхностное, неустойчивое, при переутомлении отмечаются признаки СДВГ.
  • Мышление. Дети сталкиваются со сложностями при попытках сравнивать понятия, анализировать события, обобщать факты, делать логические выводы. Из-за отклонений восприятия нарушается образное мышление при практически полной сохранности наглядно-действенного. Абстрактно-логическое затруднено настолько, что требует помощи взрослых.

Речевой статус

Симптомы задержки психического развития в речевом аспекте проявляются рядом явлений:

  • неверное произношение звуков;
  • неточность распознавания фонем на слух;
  • скудность лексикона;
  • сложность контроля за грамматикой;
  • упрощение речевых конструкций — сложно строить фразы из-за особенностей мышления.

Нередко ЗПР дополняется задержкой речевого развития (ЗРР), без лечения с возрастом осложняется дислексией и дисграфией.

Эмоциональная сфера

Незрелость личности выражается эмоциональной нестабильностью, внушаемостью, слабостью воли, выраженной тревожностью. Наблюдаются эпизоды агрессии, склонность к конфликтам, замкнутость, безынициативность, отсутствие тяги к общению.

Возникают сложности со включением в игровой процесс: дети не могут понять сюжет и правила, подключить абстрактное мышление. Нередко присоединяются сложности моторики — нескоординированность движений, проявления гиперкинезов, нервных тиков.

Диагностика

Дифференциальная диагностика призвана исключить олигофрению, аутизм, умственную отсталость и другие сходные по симптоматике состояния. В этом аспекте важна профессиональная квалификация врачей, участвующих в обследовании.

Оценивать диагностические критерии задержки психического развития, классифицировать состояние и находить его причину вправе психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК):

  • детский психиатр;
  • дефектолог;
  • психолог;
  • невролог;
  • педиатр;
  • логопед и т. д.

Основные этапы обследования:

  • Опрос пациента (в форме беседы) для оценки сохранности интеллекта и речи, зрелости эмоциональной сферы.
  • Изучение истории болезни, анамнеза, амбулаторных карт пациента, выявление патологий беременности у матери и болезней младенческого возраста у ребенка.
  • Сбор информации об условиях жизни, воспитания, социализации.
  • Психолого-педагогическая оценка когнитивной и эмоционально-волевой сферы, паттернов игровой деятельности.
  • Психологическое, нейропсихологическое тестирование.
  • Рассмотрение успеваемости в школе, определение типов характерных ошибок, характера почерка, мелкой моторики рук, скорости реакций и т. д.

Если педиатр и/или невролог высказывают подозрения на органическую природу болезни, назначают инструментальные методы: ЭЭГ, КТ, МРТ головного мозга.

Не имея возможности поставить медицинский диагноз ЗПР, в заключении врачи описывают состояние терминологией в соответствии с МКБ-10:

  • F80 — специфические расстройства речи и языка;
  • F81 — специфические расстройства учебных навыков;
  • F82 — расстройства моторных функций;
  • F83 — смешанные специфические расстройства психического развития;
  • F90 — гиперкинетические расстройства (нарушения поведения, активности, внимания) и т. д.

Задержка психического созревания диагностируется в нашей стране до 11-14 лет, а за рубежом — только до 5 лет. После этого рубежа речь идет уже об умственной отсталости. Подобные ограничения вместе с возможными сопутствующими патологиями могут затруднять диагностику.

Коррекция задержки психического развития

мальчик и психологНад исправлением состояния работают те же специалисты, что входят в состав ПМПК, — каждый по своему профилю. Процесс лечения длительный, поэтому начинать нужно при первых же признаках, желательно еще до того, как патология проявится при обучении в школе. Детям с подтвержденной ЗПР рекомендуется учиться в специализированных детсадах или школах, коррекционных классах общеобразовательных школ и группах детсадов.

Программа обучения и воспитания детей с задержкой психического развития рассчитана на их особенности и предлагает:

  • дозированную подачу знаний;
  • акцент на визуальную составляющую, зрительное восприятие;
  • повторение пройденного, если нужно — по несколько раз;
  • смену видов деятельности во избежание трудностей с сосредоточением;
  • применение специальных технологий, щадящих здоровье.

При своевременном выявлении аномалии и принятии соответствующих мер большинство детей к 10 годам догоняют сверстников. ПМПК пересматривает и снимает диагноз, ребенок может учиться в обычной школе.

Изучив клиническую картину конкретного пациента, врачи разрабатывают персонализированную коррекционную программу. Она может включать разные методики, сочетание которых формирует комплексный подход и ускоряет приведение психики к возрастной норме.

Психолого-педагогические занятия

Коррекционные меры призваны стимулировать интеллектуальное и эмоциональное созревание, социальную адаптацию, улучшить двигательную моторику, увеличить лексикон.

Занятия с психологом проходят в форме дидактических игр с развивающими карточками и предметами разного цвета, формы и объема. Примеры тематики и целей игр:

  • Распознавание эмоций. По схематическому изображению нужно угадать настроение, попытаться изобразить его мимикой, жестами, голосом. Подумать, в каких ситуациях проявляется эта эмоция.
  • Узнавание предметов. Закрыть глаза, вытянуть из мешочка предмет наугад, описать его и назвать.
  • Изображение настроения. Ребенок должен изобразить ответы на вопросы о настроении — сначала своем, а затем родителей, домашнего питомца и т. д.
  • Поиск цифр. Среди карточек разного размера и цвета нужно выбрать заданные цифры.

Исходя из возраста и особенностей симптоматики применяются другие терапевтические методики:

  • сказкотерапия, куклотерапия;
  • рисование, музыка, игры с песком;
  • логоритмика;
  • предметно-сенсорная терапия.

Постоянные занятия без пропусков должны постепенно наладить адаптацию за счет «подстегивания» созревания нервной системы.

Микротоковая рефлексотерапия

Аппаратная методика, заключающаяся в воздействии электрическими импульсами на нейрорефлекторные зоны мозга. Если ЭЭГ и другие обследования показали конкретные очаги органических повреждений в участках, отвечающих за речь, интеллект, эмоции и т. д., воздействием микротоков можно восстановить работу этих отделов нервной системы.

Процедура проводится в условиях стационара.

Домашние занятия

Первостепенная задача родителей — работать над мелкой моторикой рук: она прямо влияет на когнитивные способности. Хороши все средства: пластилин, конструкторы, мозаики, паззлы, пальчиковые краски, наборы для аппликаций, вышивания, бисероплетения, тренажеры для завязывания шнурков и застегивания пуговиц и т. д. Помимо двигательных функций, это развивает сенсорные способности — в основном тактильные, в меньшей мере зрительные и слуховые.

Для поддержки когнитивных функций полезно выполнять упражнения, тренирующие мышление: отгадывание загадок, поиск отличий в изображениях и словах, подбор синонимов, договаривание незаконченных фраз и т. д.

Препараты

Медикаментозное лечение показано, если причиной задержки определены органические поражения ЦНС. Врачи делают назначения в соответствии с клинической картиной и результатами диагностических исследований.

Для улучшения кровоснабжения и метаболизма в тканях мозга назначают лекарственные средства, представляющие собой разные классы группы ноотропов:

  • нейропептиды — Церебролизин, Кортексин, Семакс;
  • производные гамма-аминомасляной кислоты — Гопантомид, Фенибут, Пантогам;
  • ноотропы на основе пирролидона — Ноотропил, Пирацетам, Луцетам;
  • препараты пиритинолового ряда — Энцефабол, Церебол;
  • многокомпонентные лекарства — Инстенон, Актовегин;
  • препараты на основе антител к мозгоспецифическому белку S100 — Тенотен.

В педиатрии рекомендуется для таких случаев выбирать монотерапию — препараты с поливалентным действием и минимумом побочных эффектов. Медикаментозная терапия проводится только как дополнение к вышеперечисленным лечебным методикам.

Альтернативные методики

Еще одним дополнением терапевтической схемы могут стать нетрадиционные методы: иппо-, фелино-, дельфинотерапия и т. п. Контакт с животными приносит положительные ощущения, развивает когнитивную и эмоциональную сферу человека.

Прогноз и профилактика

Стабильность результата зависит в основном от корректности диагностики и определения причины. Чтобы оказать квалифицированную помощь детям с задержкой психического развития, следует понимать основу конкретного клинического случая — будь то патологии ЦНС после болезней и травм, психоинфантилизм, длительная психастения, дисфункции памяти, внимания и т. д. Не менее важно исключить другие формы интеллектуальной недостаточности.

Задержка темпов нервно-психического развития не означает необратимости явления. Вовремя начатая и проводимая в полном объеме терапевтическая работа способна преодолеть темповое отставание и свести к минимуму риск рецидива. Дети с ЗПР обучаемы, но им крайне важна помощь педагогов, иногда и врачей. К окончанию начальной школы (10-11 лет) они догоняют сверстников и могут продолжать обучение наравне с ними.

Ключевые профилактические меры:

  • тщательное планирование беременности, контроль здоровья обоих родителей;
  • исключение тератогенных факторов при беременности — алкоголя, наркотиков, антибиотиков и т. д.
  • профилактика инфекционных и других болезней в младенчестве, соблюдение календаря прививок;
  • создание здорового психологического духа в семье;
  • достаточное общение с ребенком, развивающие игры;
  • своевременная социализация — садик, ясли, общение за пределами семьи;
  • сбалансированное воспитание — не жесткое, но и не вседозволенность;
  • отслеживание соответствия психомоторного развития возрастным нормам, своевременное обращение к врачу при первых признаках отставания.

Осложнения

Если вовремя не обратить внимание на особенности дошкольника с задержкой психического развития и не скорректировать отставание от сверстников, последствия могут затронуть его дальнейшую жизнь пациента. В подростковом возрасте это станет почвой для проблем с самооценкой, комплекса неполноценности, затруднений в общении с друзьями и противоположным полом.

Если ребенок вынужден прилагать больше усилий для усвоения учебного материала, чем его сверстники, логично, что он будет ожидать высокой оценки своего труда. Как правило, педагоги не всегда способны это оценить, и ситуация нередко оборачивается конфликтом. Это снижает мотивацию к учебе и усугубляет разрыв между ребенком с ЗПР и остальными детьми.

Возможные отсроченные последствия ЗПР и ЗРР:

  • затруднения с разговорной речью и письмом;
  • несформированность бытовых навыков;
  • социальная дезадаптация, социопатия;
  • трудности с налаживанием семейных и профессиональных отношений.

Мнение эксперта

Макаров Игорь Владимирович, профессор, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник, врач-психиатр в обзорной статье «Задержки темпа психического развития у детей» пишет: «Данные о распространенности ЗПР весьма разноречивы. Не определены четкие границы этой группы, так как они в значительной мере зависят от социальных критериев, в частности от требований, предъявляемых обществом к интеллектуальным способностям ребенка. Пик выявляемости ЗПР приходится на ранний школьный возраст (7–10 лет), а данных о распространенности ЗПР в дошкольном возрасте мало. При эпидемиологическом исследовании, предпринятом в 1972–1973 гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде регионов страны, ЗПР была обнаружена у 5–6% учащихся младших классов массовых школ. Среди систематически неуспевающих учащихся начальных классов массовых школ пограничная интеллектуальная недостаточность наблюдается у 52,5–79%. Считается, что в 80% случаев школьная неуспеваемость связана с различными состояниями когнитивной недостаточности, включая ЗПР. Среди детей дошкольного возраста 20% отстают в усвоении программы. Клинико-психологическое обследование этих детей выявило у 50% из них ЗПР. По данным О.В. Масловой и соавт. (2001 г.), распространенность ЗПР у детей в возрасте до 3 лет составляет 1,2% как самостоятельное нозологическое состояние, или 8–10% в структуре общей психической патологии. В.М. Волошин и соавт. (2002 г.) отмечают, что более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные сложности в усвоении базовой школьной программы обучения».

Игорь Владимирович считает [2], что 7-10 лет — поздний возраст, чтобы ждать впечатляющего эффекта от реабилитационных мероприятий. Обязательная диспансеризация детей в год и 3 года (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них») должна изменить ситуацию в лучшую сторону.

Цены

Все цены

Лечение ЗПР у детей

от 3 000 руб.

Лечение ЗПР на дому

от 4 500 руб.

Информация о психических расстройствах

Лечение психических расстройств

Помощь врача психиатра

Отзывы о работе клиники

кавычки

Галина, 29 лет

Лечение задержки психического развития в Набережных Челнах

Сыну было 5 лет, когда воспитатель в садике сказала, что он не может сосредоточиться на занятиях и не воспринимает новую информацию, посоветовала обратиться к врачу. Детский психолог направила к неврологу, коллегиально поставили диагноз ЗПР. Я боялась, что с возрастом это обернется более серьезным диагнозом, обратилась еще к детскому психиатру. Прописал сироп Гопантомид и домашние занятия с ребенком. Через полгода ситуация улучшилась — заметно и по садику, и врачи на повторной обследовании ничего не обнаружили, диагноз снят. Рада, что вовремя обратились и все прошло без последствий.

кавычки

Олег К.

Лечение задержки психического развития в Набережных Челнах

До школы не было проблем, но весь первый класс сын отставал в обучении, все давалось тяжело — и объективно, и в сравнении с одноклассниками. Летом прошли психолого-педагогическую комиссию, врачи порекомендовали коррекционную школу в связи с недостаточностью адаптации психики. Второй и третий класс сын учится в спецшколе — успехи есть, подход педагогов к обучению особенный, уделяют внимание каждому. Успеваемость выровнялась, готовимся на повторную комиссию. Спасибо специалистам клиники Шурова за своевременную подсказку!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить список зип
  • Как составить проект по вентиляции
  • Как найти тлю в bee swarm
  • Как найти это метро
  • Как исправить перекос верхней челюсти